Яблоком своим имперским как дитя играешь август


Марина Цветаева - Август: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!

Анализ стихотворения «Август» Цветаевой

Произведение «Август» — типично для ранней лирики Марины Ивановны Цветаевой. Оно сочетает в себе восторженность интонации и эксперименты с формой.

Стихотворение написано в феврале 1917 года. Поэтессе в эту пору исполнилось 25 лет, она уже выпустила несколько сборников стихов, замужем, ждет рождения второй дочери. Ее супруг С. Эфрон в Первую Мировую стал медбратом, однако к 1917 году уже окончил военное училище и отправлен в пехотный полк. В это время как раз и происходит февральская революция. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – напоминает хорей со сложной рифмовкой, построенной на внутренних созвучиях и тавтологической рифме, 3 строфы. Лирический герой – созерцатель, явно себя в тексте не обнаруживает. В первом пятистишии – излюбленное М. Цветаевой тире, анафора с названием месяца (собственно, она же повторится и в последующих строфах, в том числе, уже и как эпифора). Первые строки – сплошь выкликание главных, по мнению поэтессы, примет месяца: яркие звезды, поздние садовые цветы, зреющий виноград. «Рябины»: один из центральных образов поэзии М. Цветаевой. Далее август одушевляется, представлен в виде жизнерадостного ребенка, играющего яблоком. Плод описан с перечислительной градацией. Сквозная тема – имперство, игра слов, где «август» — титул императоров Рима. «Сердце»: в астрономии известны созвездия Льва, одна из звезд которых у арабов зовется сердцем. В последнем пятистишии возникает любовная тема, переплетающаяся с окружающим пейзажем. Так, поздние поцелуи стоят рядом с поздними же розами. «Ливней звездных»: в этот период особенно часты звездопады. Это впечатляющее явление поэтесса выбирает для завершения произведения, более того, делает его лексическим повтором. Интонация размеренная и торжественная со множеством восклицаний. Эпитеты: благосклонным, имперским, полновесным, поздних. Сравнения: как дитя, как ладонью. Инверсия: играешь август. Настойчивые повторы одних и тех же слов – сознательный прием, где само звучание слова выходит на первый план и оттеняет смысл. Следует отметить, что это высокопарное, ликующее стихотворение создано в период тяжелых потрясений в России. Кроме того, в феврале она пишет о лете. Собственные ее обстоятельства также трудны и непрочны, на руках ее двое маленьких детей и, в сущности, никакой поддержки, разве что от сестры, с которой она особенно была дружна. Впрочем, уже скоро поэтесса откликнется и на современные события.

Пейзажная лирика М. Цветаевой – отражение гармонии и полноты природы, соприкосновения ее с миром человеческих чувств.

rustih.ru

Анализ стихотворения Марины Цветаевой "Август

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Август – астры…»

Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных –
Август!- Месяц
Ливней звездных!

Стихотворение М. Цветаевой «Август – астры» звучит признанием в любви щедрому месяцу августу. Это последний месяц лета, символизирующий собой возраст зрелости человека. И хотя интонация взволнованно-радостная, за ней скрывается боль: ведь незаметно подкрадывается осень жизни, и вскоре неизбежно наступит холодная, суровая зима.

Используя приём олицетворения, Цветаева ласково и восторженно обращается к августу: «…как дитя, играешь, август, как ладонью гладишь сердце…». Для неё это живое существо, которому она благодарна за роскошные дары, за женское счастье, за радость жизни.

Образ августа создаётся лишь отдельными штрихами (август – это астры, звёзды, молнии), которые, сливаясь, дают яркую образную картину. Предельно точно поэт выявляет самые важные и зримые признаки этого времени года: ведь действительно именно в августе буйно цветут астры, созревают гроздья сочного винограда, наливаются соком румяные яблоки, а по ночам разворачивается феерия звездопада.

Стержнем лирической миниатюры является цепочка ассоциаций, многие из них понятны всем, однако некоторые из них может расшифровать лишь искушённый читатель. Например, по-латыни слово «астра» означает « звезда», острые, узкие лепестки цветка, действительно, чем-то напоминают звёздные лучи; имперское имя – это имя римского императора Октавиана Августа, в чью честь и был назван этот месяц; метафора «имперское яблоко» - это императорская золотая держава, наряду с жезлом являющаяся символом власти. С помощью этих деталей подчёркивается великолепие, звёздный статус, величие августа.

Праздничная, радостная интонация первой и последней строф имеет чёткий ритм, который создаётся с помощью анафоры (трижды в начале строк повторяется слово «август») и коротких назывных и неполных предложений. Именно эти строфы обрамляют вторую, центральную, строфу, рисующую не столько приметы августа, сколько его характер, внутреннюю сущность, ту радость, которой наполнен он сам и которой он щедро делится с людьми. В этой строфе меняется интонация, она становится торжественной и нежной одновременно. Этому способствуют и размер стиха – анапест с чередованием дактилических стоп, придающий ему по сравнению с обрамляющими строфами, написанными хореем, плавность, некую замедленность, гармонию звучания; и образные средства языка, такие, как эпитеты «полновесным, благосклонным яблоком», инверсия «именем твоим имперским», аллитерация – повторение сочетаний «им», «ым», «ом» не только в окончаниях существительных и прилагательных, но и в корнях слов (имперских, именем), что придаёт стиху лёгкость, прозрачность, нежность и мягкость.

Август предстаёт шаловливым и игривым, легкомысленным и беззаботным, это подчёркивает сравнение «как дитя, играешь, август». Ему ещё далеко до зимы. Он так обаятелен, что Цветаева обращается к нему: «Сердце!», да он и на самом деле сердце года, потому что ярок, наполнен теплом и светом.

Удивительно, что, хотя поэт не использует красок, стихотворение кажется многоцветным, скорее всего, потому, что предметный мир всем знаком и понятен настолько, что в воображении читателя предстаёт яркий мир природы. Но неким диссонансом звучит эпитет «рябины ржавой», этот цвет оранжевый, приятный глазу, но «ржавый» - это металл, подвергнувшийся коррозии, тому, что разъедает и губит его. И вдумываясь в значение слова, начинаешь понимать, что Цветаева использует контраст «горько – сладко», «больно – радостно». Тогда и открывается смысл последней строфы: в ликующих строках звучит еле уловимая нота печали, выраженная эпитетом «поздних» - «поздних поцелуев», «поздних роз и молний поздних». Однако лексическое значение здесь несколько отличается. Говоря о розах и молниях, Цветаева понимает под словом «поздний» «последний», ведь розы скоро отцветут, и молнии отсверкают, что и характерно для конца лета, это обычные приметы природы. А «поздние поцелуи» - это запоздалые, данные не в весеннюю пору расцвета и пробуждения природы и чувств, а в преддверии осени, а значит, обречённые на скорое охлаждение и горечь разлуки. Не случайно в русских народных песнях поётся о рябине, которая весной пышно цвела и много обещала, да обманула и наполнила душу горечью.

Марина Цветаева, создав гимн августу, прославляет природу и жизнь, любовь и боль. Ведь это сладкая боль, такая же сладкая, как ароматный, пышный, щедрый на солнце и ласку август. Это боль по ушедшему и несбывшемуся, тому, что манило и одаривало, но не стало судьбой.

infourok.ru

Анализ стихотворения Цветаевой Август астры сочинения и текст



«Август — астры…» М.Цветаева

«Август – астры» Марина Цветаева

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август!- Месяц
Ливней звездных!

Анализ стихотворения Цветаевой «Август — астры…»

Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое время обменивались стихотворными посланиями, которые являлись ответом на ранее написанные произведения. Так, в 1915 году Осип Мандельштам написал стихотворение «С веселым ржанием пасутся табуны», в котором обыграл значение мужского имени Август в контексте последнего летнего месяца. В 1917 году Марина Цветаева продолжила эту тему в своем стихотворении «Август – астры», наполненном легкой грустью и тоской по уходящему лету. Если в своем произведении Мандельштам отмечает, что осень приносит ему умиротворение и заставляет задуматься о вечном, то у Цветаевой это время года ассоциируется с завершением очередного жизненного витка. Однако оба поэта едины во мнении, что август – это мост между летом и осенью, путешествие по которому в жизни каждого человека играет очень важную роль. Ведь не случайно же этот месяц был назван в честь римского императора.

У Цветаевой август ассоциируется с астрами, яркими звездами, ржавыми гроздями рябины и спелым виноградом. Кроме этого, поэтесса отмечает, что август – это время «имперских яблок», и именно этот месяц гладит сердце «как ладонью» уже одним своим названием.

Естественно, что уходящее лето навевает воспоминания и о былых чувствах, которые, по мнению Цветаевой, также подчиняются законам природы, расцветая весной и угасая осенью. Поэтому август для поэтессы — это «месяц поздних поцелуев, поздних роз и молний поздних». Для влюбленных он является последней возможностью признаться в своих чувствах и насладиться теплом уходящего лета. Для тех, чей роман близок к завершению, август, по мнению Цветаевой, является самым лучшим временем для расставания. В то же время поэтесса считает август месяцем «ливней звездных». Это связано не только с природным явлением, именуемым звездопадом. В последних строчках стихотворения Цветаевой содержится намек на то, что лично для нее август является наиболее удачным месяцем с точки зрения литературного творчества, временем особого вдохновения и свободы.

Примечательно, что пройдет чуть больше четверти века, и именно в последний августовский день поэтесса примет решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не в силах вынести очередной встречи с промозглой осенью, которую всегда считала символом старости и никчемности.

Анализ стихотворения Цветаевой «Август – астры»

Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое время обменивались стихотворными посланиями, которые являлись ответом на ранее написанные произведения. Так, в 1915 году Осип Мандельштам написал стихотворение «С веселым ржанием пасутся табуны». в котором обыграл значение мужского имени Август в контексте последнего летнего месяца. В 1917 году Марина Цветаева продолжила эту тему в своем стихотворении «Август – астры». наполненном легкой грустью и тоской по уходящему лету. Если в своем произведении Мандельштам отмечает, что осень приносит ему умиротворение и заставляет задуматься о вечном, то у Цветаевой это время года ассоциируется с завершением очередного жизненного витка. Однако оба поэта едины во мнении, что август – это мост между летом и осенью, путешествие по которому в жизни каждого человека играет очень важную роль. Ведь не случайно же этот месяц был назван в честь римского императора.

У Цветаевой август ассоциируется с астрами, яркими звездами, ржавыми гроздями рябины и спелым виноградом. Кроме этого, поэтесса отмечает, что август – это время «имперских яблок», и именно этот месяц гладит сердце «как ладонью» уже одним своим названием.

Естественно, что уходящее лето навевает воспоминания и о былых чувствах, которые, по мнению Цветаевой. также подчиняются законам природы, расцветая весной и угасая осенью. Поэтому август для поэтессы — это «месяц поздних поцелуев, поздних роз и молний поздних». Для влюбленных он является последней возможностью признаться в своих чувствах и насладиться теплом уходящего лета. Для тех, чей роман близок к завершению, август, по мнению Цветаевой, является самым лучшим временем для расставания. В то же время поэтесса считает август месяцем «ливней звездных». Это связано не только с природным явлением, именуемым звездопадом. В последних строчках стихотворения Цветаевой содержится намек на то, что лично для нее август является наиболее удачным месяцем с точки зрения литературного творчества, временем особого вдохновения и свободы.

Примечательно, что пройдет чуть больше четверти века, и именно в последний августовский день поэтесса примет решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не в силах вынести очередной встречи с промозглой осенью, которую всегда считала символом старости и никчемности.

©"" .

Анализ стихотворения Цветаевой «Август — астры»

Анализ стихотворения Цветаевой «Август — астры»

Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое время обменивались стихотворными посланиями, которые являлись ответом на ранее написанные произведения. Так, в 1915 году Осип Мандельштам написал стихотворение «С веселым ржанием пасутся табуны», в котором обыграл значение мужского имени Август в контексте последнего летнего месяца. В 1917 году Марина Цветаева продолжила эту тему в своем стихотворении «Август — астры», наполненном легкой грустью и тоской по уходящему лету. Если в своем произведении Мандельштам отмечает, что осень приносит ему умиротворение и заставляет задуматься о вечном, то у Цветаевой это время года ассоциируется с завершением очередного жизненного витка. Однако оба поэта едины во мнении, что август — это мост между летом и осенью, путешествие по которому в жизни каждого человека играет очень важную роль. Ведь не случайно же этот месяц был назван в честь римского императора.

У Цветаевой август ассоциируется с астрами, яркими звездами, ржавыми гроздями рябины и спелым виноградом. Кроме этого, поэтесса отмечает, что август — это время

«имперских яблок», и именно этот месяц гладит сердце «как ладонью» уже одним своим названием.

Естественно, что уходящее лето навевает воспоминания и о былых чувствах, которые, по мнению Цветаевой, также подчиняются законам природы, расцветая весной и угасая осенью. Поэтому август для поэтессы — это «месяц поздних поцелуев, поздних роз и молний поздних». Для влюбленных он является последней возможностью признаться в своих чувствах и насладиться теплом уходящего лета. Для тех, чей роман близок к завершению, август, по мнению Цветаевой, является самым лучшим временем для расставания.

В то же время поэтесса считает август месяцем «ливней звездных». Это связано не только с природным явлением, именуемым звездопадом. В последних строчках стихотворения Цветаевой содержится намек на то, что лично для нее август является наиболее удачным месяцем с точки зрения литературного творчества, временем особого вдохновения и свободы.

Примечательно, что пройдет чуть больше четверти века, и именно в последний августовский день поэтесса примет решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не в силах вынести очередной встречи с промозглой осенью, которую всегда считала символом старости и никчемности.

Марина Цветаева — Август — астры

Стихотворение Марины Цветаевой «Август – астры» — это сплошное царство свистящих звуков З и С. Почему поэтесса вдруг выбирает такие звуки? Это – звуки требования говорить тише или молчать. Это звуки, которые помогают скрывать определенную тайну, звуки, которые помогают услышать тайну. Перед нами – тайна августа. Это тайна уходящего лета, тайна отцветающей молодости, юности. Вместе с тем Цветаева указывает и на то, что в августе – как и в зрелые годы – очень возможно получить счастье и по-человечески «расцвести».

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!


Кстати, в латыни звезда называется именно АСТРА. Неизвестно, помнила ли поэтесса об этой параллели во время написания произведения. Астры – это как будто звезды на земле. Это особая связь земли с небом, которая прослеживается и у самой Цветаевой. Свисающие грозди винограда и рябины – именно свисающие – напоминают связь земли и неба. Так что август у Цветаевой – это особый, сакральный месяц.

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Как видим, август у Марины Ивановны сравнивается с правителем. Возможно, она соотносит его не столько с королем, монархом, сколько с сильным и властным мужчиной. Яблоко – это символ плодородия, что так важно для женщины. Именно поэтому основное внимание поэтессы направлено именно на этот символ. Вместе с тем август – это и дитя, играющее тем самым яблоком. Иными словами, в августе для Цветаевой сосредоточена целая концепция мироздания. И август соприкасается с сердцем и сравнивается с ним. Поэтесса как будто прозревает мир через этот летний месяц. Сакральность августа состоит и в том, что это пограничный месяц – между летом и осенью. Это зачастую уже не то лето, как в июне или июле, но и еще далеко не осень, своего рода время размышлений.

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!

Для Цветаевой август – месяц чего-то позднего, последнего, роз, поцелуев и молний. Опять же, с августом поэтесса сравнивает закат жизни. Но это и месяц звездных ливней, то есть падающих звезд, парада планет, месяц судьбоносный, яркий. Марина Ивановна как будто тут же забывает о том, что август – это закат лета, и отмечает главную красоту месяца – красивый звездопад.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры. »).

Лингвостилистический анализ текста
(На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры. »).

Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста.
Цель урока: Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Постичь особенности восприятия пейзажной лирики Цветаевой на примере стихотворения «Август - астры».
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать ассоциативное (образное) мышление детей как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее воображение в восприятии произведения как явления искусства.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное, любовь и уважение к русскому слову и родному языку.
Ведущие методы: эвристический, исследовательский, метод творческого чтения.
Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, устное словесное рисование, работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность), музыкальные заставки, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: Мультимедийный проектор для воспроизведения иллюстративного видеоряда, музыкальный центр для воспроизведения музыкальных заставок.
Музыка. А.Вивальди «Времена года». Композиция «Лето»; П.И.Чайковский «Времена года». Пьеса «Август», «Жатва»; В-К.Глюк «Жалобы Эвридики» - фрагмент оперы «Орфей и Эвридика».
План урока.

I. Оргмомент.
II. Изложение и закрепление нового материала. Лингвостилистический анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры. ».
1. Формулировка задач урока.
2. Комментарий эпиграфа урока.
3. Слово учителя. Своеобразие поэтической строки Цветаевой.
4. Формулировка главной проблемы урока (проблемного вопроса).
5. Лингвостилистический анализ текста:
а) тема;
б) композиция – выделение микротем;
в) образы-ассоциации 1 микротемы;
г) образы-ассоциации 2 микротемы;
д) образы-ассоциации 3 микротемы;
е) лингвостилистический анализ композиционных частей текста.
6. Работа с изобразительным материалом (репродукции с картин художников).
7. Обращение к ассоциативным рисункам детей на тему «Август».
8. Прослушивание фрагмента композиции «Лето» из цикла «Времена года» Вивальди.
III. Обобщение по уроку.
IV. Домашнее задание.
V. Поурочный балл.
Литература к уроку.

1.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т.1. - М.:1999.
2.А.И.Тимофеев. Словарь литературоведческих терминов. - М.:2000.
3.А.Квятковский. Поэтический словарь. - М.:1998.
4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.:1995.
5.Цветаева М. Сочинения: В 2 т. - М:1988.
6.Вольская Н.Н. О славянизмах в поэтическом языке М.И.Цветаевой // РЯШ. - 2002. - №4.
7.Гаспаров. М.Л. Слово между мелодией и ритмом (Об одной литературной встрече М.Цветаевой и А.Белого) // Русская речь. - 1989. - №4.
8.Гурова И.А. «Обольщусь сутью. » (Тема родины в лирике Цветаевой) // РЯШ. - 1997. - №5
9.Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М.И.Цветаевой. // Русская речь. - 1978. - №6.
10.Гольцова Н.Г. «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание. » (Авторская пунктуация в произведениях М.Цветаевой) // РЯШ. - 2001.
11.Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой :Лингвистический аспект.- Л.:1989.
12.Минералова.И.Г. О стиле Марины Цветаевой// Литература в школе. -2003. - №9.
13.Саакянц А. Только ли о Марине Цветаевой? Воспоминания. - М.:Аграф, 2002.
14.Саакянц А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. - М. 2000.
15.Чупрова Т.А. Читаем Цветаеву. // Литература в школе. - 2003. - №9.
16.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры. » //РЯШ. - 1998. - №3.
17.Ковтунов И.И. Поэтика пунктуации (функция тире) // Язык как творчество. - М, 1996.
18.Фатеева Н.А. Поэтика противоречий Марины Цветаевой // РЯШ. - 2006. - 2006. - №4.
19.Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. // Цветаева М. Избранное. - М.,1992.
20.Цветаева А. Воспоминания. - М. Аграф, 2002.
21.Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. - М.,1992.

Звучит фрагмент мелодии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»
(«Жалобы Эвридики»). СЛАЙД№1.

М.И.Цветаева сказала однажды: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею». Радости, простой, человеческой, в судьбе этой женщины было мало, еще меньше покоя. Но была поэзия, без которой Цветаева не мыслила своего существования. «Вся моя жизнь, - говорила Марина Ивановна, - это роман с собственной душой». Точнее и не скажешь. Она жила и дышала поэзией, у нее были исключительные предпочтения и пристрастия: не любила театр за его искусственность, боготворила Пушкина и Ахматову, преклонялась перед Блоком и Маяковским, не любила звуки скрипки и обожала флейту и виолончель; любимое мужское имя – Георгий, любимые цветы – астры и хризантемы. Любимый цвет – зеленый, любимый пейзаж – пенные волны моря, не любила слова «поэтесса» применительно к женщине-поэту. Евгений Евтушенко сказал о Цветаевой: «Ее женская любящая душа – не хрупкая свечка, не прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». (Завершается мелодия Глюка). Вот эта ее «стихийность» во всем стала «стихией» ее стиха. Цветаева резка, порывиста, дисгармонична. повинуясь интонации, она разрывает строку на отдельные слова и даже слоги, разрезает стих цезурой и при помощи тире резко отбрасывает слово вниз. Она поступает как музыкант, записывающий звуки нотами. Часто ее стих становился неизящным, жестким, резким: словно в самом поэте ощущалась какая-то пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность. Вот так женщина-поэт боролась за право иметь сильный характер. Стихотворение «Август – астры. » - самое цветаевское произведение. Послушайте, как оно звучит, и постарайтесь увидеть образы произведения и услышать особую музыку поэтических строк.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!

-Назовите ключевое слово стихотворения. (Август).(СЛАЙД№2)


- Да, это слово задает тему этого стихотворения. Сколько раз оно употребляется в стихотворении? (6 раз).
- Не слишком ли много для такого небольшого произведения? (Нет, первый слог этого слова будто останавливает наше внимание на самом важном).
- Что означает слово «август»? (Восьмой месяц года).(СЛАЙД№3)

- С какими понятиями ассоциируется это слово? (Финал лета, изобилие, щедрость).
- С какими словами-понятиями, образами ассоциируется это слово «август» у вас? (Конец каникул, жатва хлеба, фрукты, обильная роса на траве, на смену летним цветам распускаются осенние, прохладные вечера).
- Ваши ассоциации привычны, они словно лежат на поверхности вашего восприятия. Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе? (Это будет первая микротема текста). (С астрами, со звездами, с гроздьями винограда и рябины).
- Хорошо. Назовите ассоциативные образы второй микротемы. (Ребенок, играющий яблоком, ласковый сердечный смысл).
- И, наконец, ассоциации третьей микротемы. (Поцелуи. Цветение роз, сверкание молний, звездопад).
- Правильно, а что особенного, необычного в таком расположении образов-ассоциаций в стихотворении? (Цветаева свой ассоциативный ряд начинает с предметных образов: цветы, звезды, плоды винограда и рябины; во второй строфе появляется сравнение с живым существом – ребенком, императором; третья строфа сопряжена с действием, поступками, движением).
- Да, именно к такому выводу приводят нас первые наблюдения над текстом: стихи эти необыкновенно ассоциативны – образы, словно рябиновые бусинки, нанизываются на невидимую нить и создают необычную, удивительно оригинальную картину, которую не только видишь, но и слышишь, ощущаешь, осязаешь аромат красок, предметов, движений. Вот этими превосходными сближениями, ассоциациями и интересно стихотворение Цветаевой. 11 марта 1931 года в одном из писем Цветаева признается: «Меня всю жизнь укоряют в безыдейности. Принимаю укор, ибо у меня взамен мировоззрения – мироощущение и очень твердое. » Постараемся и мы хоть на мгновение погрузиться это мироощущение, путь к которому лежит через тайны мастерства поэта.
- Пять поэтических строк стихотворения начинаются со слова «август». Как в поэзии называется такой прием? (Анафора – единоначатие).
В чем композиционное назначение этого приема? (Заострить внимание читателя на самом главном, сообщить стиху плавность, музыкальность.)
- Верно, словесные повторы стихотворения – не единственные: семь раз Цветаева употребляет тире. Почему? ( Тире подчеркивает всеохватность предметов и образов). (СЛАЙД№4)

- Многие лингвисты считают тире самым музыкальным знаком препинания- создается длительная пауза, чтобы звуки предыдущего слова запечатлевались в сознании читателя как мелодия. (СЛАЙД№5)

- В первой строке – образ осеннего цветка астры, в греческом языке слово это обозначало «звезда». И поскольку вся первая микротема связана с «растительными» образами природы, то второй стих должен был бы звучать как и первый. Почему «звезды»? (Вероятно, Цветаева стремится избежать неоправданного повтора). (СЛАЙД№6).

- Скорее всего, так. Но поэт мыслит образами. Астры – это цветы, по форме напоминающие. звезды. Как называется прием скрытого сравнения? (Метафора).
- Да, метафора – основное образное средство в стихотворении Цветаевой.

- Словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина.
- В.И.Даль называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии виноград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях, у Цветаевой он – символ уходящего лета. Цветаева не дает к этому слову эпитета, но во многих своих стихах ассоциирует его с античной и библейской темами, с божественным величием мира. Послушайте внимательно стихотворение Цветаевой «Ударило в виноградник». Читает ученица:
Ударило в виноградник -
Такое сквозь мглу седу -
Что каждый кусток, как всадник,
Копьем пригвожден к седлу.

Из туч с золотым обрезом -
Такое – на краснозем,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзен.

Светила и преисподни
Дитя: виноград! Смарагд!
Твой каждый листок – Господня
Величия – транспорант.

Хвалы виноградным соком
Исполнясь, как царь Давид -
Пред солнцем Массонским оком -
Куст служит: боготворит.

-Посмотрите (СЛАЙД№7). как в бронзе запечатлел античный бог Дионис с виноградной лозой. ощущаешь тяжесть налитых соком плодов на фоне зеленого малахита.

- К словообразу «рябина» (СЛАЙД№8) Цветаева подбирает эпитет «ржавый». Возникает изумительная цветаевская метафора «ржавая рябина». Подберите синонимы к прилагательному «ржавый». ( Желто-бурый, рыже-бурый, оранжевый). Но почему «ржавый»? (Неспелой).
- Действительно, Цветаева этим эпитетом стремится сообщить образу не тлен и увядание, а расцвет и очарование своего любимого дерева. Постарайтесь подтвердить свои наблюдения ассоциативными явлениями жизни и поэзии Цветаевой. Почему РЯБИНА – любимый образ?


- Родилась в рябиновую пору. (Чтение стихотворения «Красною кистью. »).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(СЛАЙД№9)


-Древние славяне считали, что в рябине кроются молнии, и сулит она плодородие и благополучие.Рябина обладает целебной силой, врачует многие болезни. Есть на Руси праздник Петра и Павла-рябинника: рябиновые гроздья развешивали в избах – защита от несчастья.В народной поэзии. тонкая, красная, кудрявая, у нее просят совета. «Ой,
рябина-рябинушка, сердцу подскажи. »
- С чем ассоциируется образ рябины у Цветаевой. (С русской судьбой, горькой женской долей). Послушайте стихотворение Цветаевой «Рябину».

Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая,
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина -
Судьбина
Русская.

Итак, у Цветаевой рябина «ржавая». Приведите собственные зрительно-цветовые ассоциации. (Красная, яркая, бурая).(СЛАЙД№10)

- Приведите вкусовые ассоциации. (Горькая, терпкая, вяжущая).
- Осязательные. (Гладкие, холодные, круглые).
- Подумайте, почему Цветаева ставит рядом эти контрастные образы. царственный, сладкий виноград и горькая «ржавая рябина»? (Для полноты картины, подчеркнуть, что рябина для нее ближе и дороже).
- Чем можно объяснить употребление слова «грозди», а не «кисти», например? ( В слове «грозди» все согласные звуки звонкие: создается образ тяжелых, налитых соком плодов винограда и рябины).(СЛАЙД№11)

- Правильно, этот образ готовит нас к восприятию второй микротемы, которая представляет нам новые образы, новые ассоциации, а значит – новые чувства. Что особенного, на внешний взгляд, во второй строфе? (Более длинные строки и слова, главный знак препинания – запятая, много прямых сравнений, много прилагательных).- Верно, строфа открывается двумя прекрасными прилагательными-эпитетами. Произведите морфемный разбор этих слов: сколько в них корней? (В словах по два корня, сложные слова с соединительной гласной).
- Как вы понимаете значение слова «благосклонный»? (Расположенный, милостивый, снисходительный, доброжелательный, любвеобильный).(СЛАЙД№12)


- Да, это тоже все об августе: сложные слова относятся к слову «яблоко». Почему яблоко? (Яблоко -символ рая, молодильные яблоки – символ молодости, здоровья, красоты. Жар-птица похищает яблоки, в сказках яблоня укрывает детей от беды).
- А поэтическая традиция русской литературы?(СЛАЙД№13) Приведите литературные ассоции, связанные с образом яблока. (У Есенина: «Все мы яблоко радости носим». Яблоко – символ радости).


- Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа.(«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас. »).(СЛАЙД№14)

- Яблоки – символ прошлого родины, ее золотой век («Антоновские ябло -
ки» И.А.Бунина). ). - Делаем вывод. каким может быть ассоциативный ряд к образу «яблоко»?
- ЯБЛОКО – РАДОСТЬ – ДУША – СПАСИТЕЛЬ.(СЛАЙД№15)


- У Цветаевой яблоко в сочетании с эпитетом «полновесное и благосклонное» - это настоящий подарок, символ щедрого урожая богатейшего месяца. Но яблоко это имеет особый знак отличия. Какой? (Яблоко - «имперское» !)(СЛАЙД№16)

- Ассоциации приводят Цветаеву к отождествлению слова «август» с именем римского императора Октавиана Августа – отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета. Постройте ассоциативный синонимический ряд к слову «имперский». (Величавый, царственный, гордый, красивый).
- Замечательно! Эпитет «имперским» передает величавость, царственность
гордой красоты, столь свойственной этому месяцу.
- Сравнение «как дитя. играешь, август. » - не слишком ли резкий переход
от царской величавости к образу ребенка? (Нет, наоборот, образ ребенка подчеркивает характер месяца. своенравность, некое безрассудство (все - для меня!) - и как у детей – беззаботность, упоение радостью жизни).
- И уж совсем «странный», внезапный переход, образный оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий - «как ладонью, гладишь сердце именем своим имперским». Что это? (Может быть, пала завеса величия, отчужденности, высокомерия, и владыка щедрый одарил своих подданных вниманием, лаской, любовью.)
- Верно, несочетаемость «гладишь. имперским» становится близким, понятным, милым СЕРДЦУ. Почему Цветаева ставит двоеточие? (Этот знак буд-то открывает новую грань летнего месяца.) Послушайте стихотворение Цветаевой «Июнь. Июль». Среди всех летних месяцев Цветаева отдает предпочтение августу как раз в силу его царственности и даже способности изменять человеческие судьбы. (Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Чайковского).

Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.
И было что-то птичье в нас с тобой -
Когда – ночь соловьиную тревожа -
Мы обмирали – каждый над собой!

А август – царь. Ему не до рулады,
Ему – до канонады Октября.
Да. Август – царь. - Тебе царей не надо, -
А мне таких не надо – без царя!

Каких знаков препинания больше всего в третьей строфе? (Вопроситель -
ных).
Август, по мнению Цветаевой, это еще и СЕРДЦЕ! Как можно условно обозначить лирическое содержание. тему третьей строфы? (Жизнь сердца).
- Какие же образы раскрывают смысл «жизни сердца»? (СЛАЙД№17)


- (Поздние поцелуи). Почему поздние? (Торопись, лови каждое мгновение любви, ничто не повторяется!).
- Почему Цветаева вводит образ «роз», ведь в августе хозяйничают астры?(СЛАЙД№18)

(Роза – цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое
красивое, волшебное, самое дорогое!)
- Что ж, убедительно. Розы у поэта – поздние, а какие у вас рождаются ассо-
циации к слову «роза»? (Алая,чайная. Благоухающая, нежная, трепетная).
- Осязательные? (Бархатистая, ласковая. ).
- Отвлеченные? ( Загадочная, таинственная. ).
- Можно ли сказать, что слово «поздний» - ключевое?(Да). У поэта и молнии
поздние. Почему? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж)- С каким еще образом связан этот пленительный месяц август? (Со звездными ливнями). Можно ли этот образ назвать метафорой?(СЛАЙД№19) (Да). Почему звездопад назван «ливнем», а не дождем? (Ливень – в этом слове что-то грандиозное, большое).


- Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого, недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
- Правильно. А может быть, небо плачет звездным дождем, или это не звезды вовсе, а последний дар уходящего лета, остающийся в душе человека навсегда, как и стихи этого великого поэта. (Звучит стихотворение «Стихи растут. ». )

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
И на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

«Закон звезды и формула цветка». А может быть ,– это закон поэзии вообще. Красота земная и божественная – вот что такое поэзия.
- Стихотворение «Август – астры. » на первый взгляд лишено рифмы. Так ли это? (Нет, рифмы есть, но они неточные, приблизительные, продиктован-
ные музыкой стиха).
- А какие это рифмы – мужские или женские? Почему? (Женские рифмы более слабые и более плавные, мелодичные).
- Каков же размер стиха? (Анапест с чередованием дактилических строк).
- Сравните 1 и 2 строфы стихотворения. где больше резких, взрывных зву-
ков? Где больше плавных, сонорных? (Взрывных больше в первой, а сонорных – во второй строфе, ведь речь идет о добром, ласковом и милом).
- А в третьей - «звон» - н,з,д – выражение радости.
- Понять замысел поэта можно только внимательно всмотревшись, вслушав-
шись в его творение, и тогда образы его могут вызвать самые прекрасные ассоциации. Одно слово «август» в душе гениального поэта породило целый звездный «ливень» чувств. (СЛАЙД№20)
- О чем это стихотворение? (О щедрости земли и Бога по отношению к человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней; о

жизненных озарениях; о том, что величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому, небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений).
- Верно, я бы еще добавила, что в стихах этих – вся жизнь самой Марины
Цветаевой, так хотевшей быть счастливой.
- Стихи эти – очень музыкальны. Как вы думаете, какой музыкальный инструмент мог бы полнее всего выразить образы этого стихотворения? (Звучит флейта).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Ассоциации, рожденные
стихотворением М.И.Цветаевой «Август – астры. »

Послушайте стихотворение Цветаевой Август астры

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Август астры

ostihe.ru

— АВГУСТ.Как много прекрасных строк посвящено тебе, последнему летнему месяцу, в которых вспоминаются

Как много прекрасных строк посвящено тебе, последнему летнему месяцу, в которых вспоминаются и праздники, и колосистые золотые поля, и крик пролетающих в небе журавлей...Всё будет. ..лето короткое. Хочется пока о начале. ..

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! - Месяц
Ливней звёздных!

Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом XX века немаловажную роль. Они черпали друг у друга вдохновение: наряду с обычными письмами, долгое время обменивались стихотворными посланиями, которые являлись ответом на ранее написанные произведения.

Так, в 1915 году Осип Мандельштам написал стихотворение "С весёлым ржанием пасутся табуны", в котором обыграл значение мужского имени Август в контексте последнего летнего месяца.

В 1917 году Марина Цветаева продолжила эту тему в своем стихотворении "Август – астры", наполненном лёгкой грустью и тоской по уходящему лету. Если в своем произведении Мандельштам пишет, что приближение к осени приносит ему умиротворение и заставляет задуматься о вечном, то у Цветаевой это время года ассоциируется с завершением очередного жизненного витка.

Однако оба поэта едины во мнении, что август – это мост между летом и осенью, путешествие по которому в жизни каждого человека играет очень важную роль. Ведь не случайно же этот месяц был назван в честь римского императора.

У Цветаевой август ассоциируется с астрами, яркими звёздами, ржавыми гроздями рябины и спелым виноградом, со временем "имперских яблок", и именно этот месяц гладит сердце, "как ладонью", уже одним своим названием.

А уходящее лето навевает воспоминания и о былых чувствах, которые, по мнению Цветаевой, также подчиняются законам природы, расцветая весной и угасая осенью. Поэтому август для поэта — "месяц поздних поцелуев, поздних роз и молний поздних". В то же время Цветаева считает август месяцем "ливней звёздных". Это связано не только с звездопадом. Лично для неё август является временем особого литературного вдохновения и свободы.

Как мне показалось, довольно августовскими акварелями являются прекрасные картины японского художника, отдающего предпочтение цветам.

Молодая японская акварелистка Tsukiyo Ono родилась в префектуре Хего. Поступила в высшую школу искусств префектуры Акаси, что было затруднительно, поскольку было много желающих, и успешно закончила её. Tsukiyo Ono очень тонко чувствует природу, стараясь пропустить через себя всю её красоту: нежность, воздушность, трепетность...

Как всякий житель страны Восходящего солнца, среди цветов она любит больше всего розы. Осенью в Японии культовый цветок - хризантема, астры не очень привлекают внимание окружающих. Но поздние розы, упоминаемые Мариной Цветаевой, виноград, имперские яблоки, нашли своё отражение в прекрасных акварелях художника.

Одним словом, август. ...

galactikka.com

Август — астры,Август — звезды,Август — гроздиВинограда и рябиныРжавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Очень многие люди всю неделю ждут пятницу, весь месяц праздника, весь год лета, и всю жизнь счастья.

Неизвестный автор (1000+)

Как было бы хорошо иметь каменное сердце, резиновую нервную систему и валерьянку вместо крови!

Неизвестный автор (1000+)

Слыша, как колотится в груди сердце, я подумал, что от поцелуев, возможно, умирают.

Марк Леви (20+)

Весна – она как женщина. Долго красится, подбирает красивый наряд. А как придёт, так своим присутствием сделает всех чуточку счастливее...

Неизвестный автор (1000+)

Август. Его задержать бы, но…
Тихо уйдёт. Никого не спросит.
Словно прокрученное кино,
Лето закончится ровно в осень.

Неизвестный автор (1000+)

Случай — это псевдоним Бога, когда он не желает подписываться своим именем.

Анатоль Франс (100+)

Люди, которые запали нам в душу, не забываются ни через день, ни через месяц, ни через год. Что бы ни случилось, какие бы события не сменяли друг друга, для них всегда предназначено место в нашем сердце.

Неизвестный автор (1000+)

Живите в соответствии со своим воображением, а не своим прошлым.

Стивен Кови (20+)

Уж дышит август сентябрём
И календарь тасует масти.
А мы всегда чего-то ждём:
То лета, то зимы, то счастья...

Неизвестный автор (1000+)

Как жаль, что в сердце отсутствует функция delete.

Неизвестный автор (1000+)

socratify.net


Смотрите также