Три толстяка как назывался спектакль в котором суок играла главную роль


Викторина по сказке Олеши "Три толстяка"

« Три толстяка»

Письменная викторина по литературной сказке Ю.Олеша «Три толстяка»

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

В какое время года начинаются события книги:

летом; весной; осенью.

Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:

Гаспар Арнери; Туб; Лапитуп.

Сколько наук изучил доктор Арнери:

все; 100; 50.

Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:

деньги; воздушные шары; торт.

II. Печать Трёх Толстяков.

Выбери печать, которая была у Трёх Толстяков, отметь ее галочкой:

III. Кроссворд "Герои сказки".

В выделенных клетках получится имя одного из героев сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

Гимнаст-канатоходец. _______________________________

Та, чьё имя значит: "вся жизнь". ___________________________

Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. ______________

Имя доктора.__________________

Учитель танцев._____________________

Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. ____________________

Лошадь, на которой ездила Суок. __________________________________

Наследник Трёх Толстяков. _________________________________________

Силач из балаганчика "Троянский конь". _______________________________

Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. ____________________

Кличка лучшего попугая из зверинца. ___________________________

IV. Вопросы по тексту, трудные и не очень:

Почему Площадь Звезды так назвали?___________________________________________

Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?

_____________________________________________________________________________

Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?________________________________

Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

________________________________________________________________________________

На какой улице жил доктор Арнери?_______________________________________________

Кем приходился Суок наследник Тутти?________________________________________________

Сколько лет было Тутти?_____________________________________________________________

Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?

__________________________________________________________________________________

Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?

__________________________________________________________________________________

У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

____________________________________________________________________________________

V. Кто из героев сказки понравился тебе больше всего? Почему (внешность, поступки, поведение, характер )?__________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-__________________________________________________________________

"Три толстяка". Революция глазами сказочника

"Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле…" — так начинается самая популярная сказка Юрия Олеши "Три толстяка". Битва, преследование, плен, освобождение, вера в дружбу и самопожертвование… Калейдоскоп событий, повороты сюжета, которые нельзя ожидать и предсказать. Весело, легко, занимательно и увлекательно.

Многие советские критики считали книгу холодной. К примеру, Лидии Чуковской полагала, что она не трогает сердце ребенка. И что даже когда Суок отправляют на казнь, душа остается спокойной: "мир Олеши — мир вещей, а не мир человеческих чувств".

Когда Олеша писал свои произведения, в моде были искания себя, которые зачастую шли во вред самому произведению. Многим хотелось сбросить Пушкина с корабля современности и создать что-то новое, исключительно свое, и часто злоупотребляли этим стремлением. Времена менялись. Когда Алексей Баталов решил снять фильм "Три толстяка", для сценария был переработан сюжет, исключены недостатки оригинального текста. И вот уже несколько поколений фильм смотрят даже взрослые — и, зная сказку практически наизусть, волнуются как в детстве.

Повесть-сказка (иногда издатели указывают "роман-сказка") была написана в 1924 году и стала первым большим произведением Юрия Карловича Олеши. Вдохновила его Валентина Грюнзайд, писатель был влюблен в нее и ухаживал с серьезными намерениями. К 1928 году (год первой публикации сказки) Валентина стала женой Евгения Петрова (соавтора Ильи Ильфа, брата Валентина Катаева). А у Юрия Карловича появилась новая муза, Ольга Густавовна Суок, на которой он впоследствии и женился. Именем Суок писатель назвал главную героиню.

Читайте также: Кто первым написал "Аленький цветочек"?

Олеша был из обедневших дворян, его род известен со времен Фёдора Иоанновича. Со временем обнищавшие Олеши перебрались в Польшу и приняли католичество. Юрий вырос в Одессе и особой атмосферой этого города наполнены все его произведения. Многие считают, что вымышленный город "Трех толстяков" и есть Одесса конца 1910-х и начала 1920-х годов.

Три толстяка — это символ абсолютной власти, симбиоз трех сил: финансовой, военной и промышленной. У них нет семьи и детей. Являются ли они родственниками друг другу, неизвестно. Сообща они воспитывают своего преемника, наследника Тутти, у которого якобы нет сердца, а вместо сердца — железо. Мальчик им верит и растет с убеждением в своей исключительности, с сознанием того, что жестокость — единственное стоящее чувство в мире. Тутти привязан лишь к одному, к своей кукле. Когда-то ученый Туб по приказу трех толстяков создал куклу наследника Тутти, точную копию его сестры Суок, с которой мальчик был разлучен. Кукла была уникальной. Она росла вместе с наследником, как живая девочка, стала единственным другом для изолированного от всех мальчика и помогла ему сохранить в душе частицы доброты.

Ученый отказался заменить человеческое сердце Тутти на железное. Тогда его заключили в клетку, где он провел восемь лет и, полностью одичав, превратился в зверя…

Начинается сказка с баталии. Народ восстал против толстяков. В городе предреволюционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят жить" по-старому. Верхи — это толстяки, обжоры и бездельники и поддерживающее их меньшинство. Низы — бедные и обездоленные люди, от безысходности и отчаяния они решились поднять мятеж. Восстание возглавили оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Во время мятежа гвардейцы испортили куклу. Наследник был в отчаянии. Починить куклу поручают знаменитому ученому Гаспару Арнери, который знает и как лететь с земли до звезд, и как из камня сделать пар. Тибул, с согласия Арнери, подменяет сломанную куклу на живую Суок. Попав во дворец, она помогает бежать оружейнику Просперо, но сама попадает в плен. Народ побеждает. Тутти и Суок узнают, что они брат и сестра.

Читайте также: Весенняя сказка с грустным финалом

В сказке нет ничего сказочного, нет магов и магии. Есть бесстрашные и самоотверженные люди, которые делают сказку былью.

Писатель перенес в книгу свое отношение к революции. С его точки зрения, революция не только буря, но и счастье, романтика, восторг. Негативную сторону писатель не замечает. Он в восторге от того, как старый мир ломают до основания. Вся книга пропитана духом протеста против толстяков, жадных властителей жизни. Мятеж и восстание воспевается как благо для людей.

И пусть советские критики отнеслись к "Трем толстякам" очень прохладно и не советовали детям читать, поскольку в ней отсутствовал героический пример страны советов. А дети и взрослые читали и восторгались. В 1930 году МХАТ заказал Олеше написать инсценировку. До сих пор эта пьеса идет во многих театрах мира. До сих пор сказку читают и не только в России. Она переведена на 17 языков.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Три толстяка (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2019; проверки требуют 2 правки.

«Три толстяка» — советский художественный фильм-сказка по одноимённой повести Юрия Олеши режиссёра Алексея Баталова. Баталов сам сыграл одну из главных ролей фильма — гимнаста Тибула.

Премьера фильма в СССР состоялась 18 ноября 1966 года.

Действие картины происходит в неназванном сказочном городе. Во главе города стоят Три Толстяка, безжалостно эксплуатирующие народ. К городу приближается фургон с бродячими артистами: клоун Август, гимнаст Тибул и девочка Суок. Как раз в этот момент рудокопы поднимают восстание, и Тибул присоединяется к мятежникам. Войска генерала Караски подавляют восстание. Во время артиллерийского обстрела, который вели из покоев дворца, по вине Караски пострадала кукла наследника Тутти, тонкая механическая игрушка. Во дворец, по случаю торжеств в связи с подавлением восстания, на потеху Толстякам и их свите, доставляют главаря бунтовщиков Просперо.

Преследуемый солдатами Тибул случайно попадает в дом к знаменитому на весь город доктору Гаспару Арнери. Учёный помогает мятежнику скрыться, переменив его внешность. В этот же момент доктора срочно вызывают во дворец. Ему приказывают за ночь починить куклу и отправляют в правительственной карете вместе с куклой домой. На карету нападают бунтовщики и захватывают доктора, полагая, что это канцлер. Карету вместе с куклой уносят лошади. В безнадёжных поисках доктор забрёл в фургон Августа и снова столкнулся с Тибулом. Выясняется, что гимнастка Суок как две капли воды похожа на куклу. У Тибула рождается план: Суок оденут куклой и так она попадёт во дворец. Ключ от королевской тюрьмы, где томится в плену Просперо, хранится у наследника Тутти. Доктор Арнери доставляет «куклу» во дворец, и Суок умело изображает заводную игрушку. Куклу переносят в покои Тутти и наследник вскоре догадывается, что перед ним живая девочка. Страдающий от отсутствия внимания и друзей мальчик не выдаёт Суок и разрешает ей переночевать в его спальне. Суок завладевает ключом и, проникнув в тюрьму, освобождает Просперо. Наутро обман вскрывается, так как кукла случайно попала в дом учителя танцев. Арнери и Суок сажают под арест и утром их ждёт казнь.

Узнав об этом, мятежники во главе в Тибулом проникают во дворец через подземный ход. Они поднимают вторую волну восстания, которая сбрасывает власть Толстяков. Арнери и Суок свободны. В финале бродячие артисты дают концерт на городской площади при грандиозном стечении народа.

  • Сценарий — Алексея Баталова, Михаила Ольшевского
  • Режиссёры-постановщики — Алексей Баталов, Иосиф Шапиро
  • Главный оператор — Сурен Шахбазян
  • Художники — Белла Маневич, Исаак Каплан
  • Композитор — Николай Сидельников
  • Звукооператор — Борис Антонов
  • Режиссёр — М. Шейнин
  • Операторы — Александр Дибривный, Владимир Пономарёв, Алексей Сысоев
  • Ассистенты режиссёра
    И. Вишневская, Мария Давыдова, В. Кузнецова, А. Степанова, В. Фёдоров
  • Ассистенты оператора — А. Кудрявцев, С. Сизых
  • Художники-гримёры — А. Буфетова, Николай Эленбоген
  • Художники-декораторы — Георгий Кропачёв, Грачья Мекинян, Р. Тараканова
  • Ассистенты художника
    • по костюмам — В. Кулешова
    • по реквизиту — И. Зайцева
  • Монтажёр — Раиса Изаксон
  • Редактор — Фрижетта Гукасян
  • Директор картины — Михаил Шостак
  • Фильм снимали в Императорских Конюшнях в Петродворце.
  • Для съёмок сцены полёта на воздушных шарах была изготовлена кукла размером с человека и весом 1 килограмм. В куклу был вмонтирован механизм, благодаря которому она в полёте поворачивала голову и дрыгала ногами. Однако во время съёмок воздушные шары с куклой оторвались, и их унесло. Для изготовления новой куклы не было времени, поэтому Николай Корноухов сам исполнил трюк с полётом на воздушных шарах[1].
  • Ради небольшого эпизода, где герой Алексея Баталова Тибул, скрываясь от стражников, ходит по канату над площадью, актёр год обучался хождению по канату и прочим цирковым трюкам, чтобы сыграть эту сцену без дублёра[1].
  • Некоторые эпизоды фильма с участием Суок вместо Лины Бракните озвучивала Алиса Фрейндлих.[2]
  • В качестве соавтора сценария фильма выступил единоутробный брат Алексея Баталова — Михаил Ольшевский, впоследствии рукоположенный в священника Михаил Ардов. Другой брат — Борис, будущий режиссёр-мультипликатор — исполнил роль капитана Бонавентуры.

Учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему: Викторина по произведению Ю.Олеша "Три Толстяка"

                                      Викторина по роману Ю.Олеши «Три Толстяка»

  1. Кто такой Гаспар Арнери? Доктор, учёный
  2. Против чьей власти восстал бедный народ? Против Трех Толстяков
  3. Чего боялся доктор? Дождя и ветра
  4. Кто такой Просперо? Оружейник
  5. Кто такой Тибул? Гимнаст
  6. Кто такой Туб? Ученый
  7. За что наказали Туба? Не вынул сердце, чтобы заменить его железным
  8. Какое прозвище имел учитель танцев? Раздватрис
  9. Сколько лет наследнику Тутти? Двенадцать
  10. Почему он плакал? Гвардейцы испортили куклу
  11. Кому решили поручить отремонтировать куклу? Доктору Гаспару
  12. Какой срок дали доктору на ремонт куклы? 1 ночь
  13. Сколько наук изучил доктор Гаспар? 100
  14. Зачем доктор Гаспар надевал очки? От пыли
  15. Где любил гулять доктор Гаспар? Около дворца Трех Толстяков, за городом
  16. Где увидел доктор девочку, похожую на куклу? В балаганчике, у клоуна
  17. В кого превратился гимнаст Тибул, побывав в доме доктора Гаспара? В негра
  18. Кого прогнал Тибул во время представления? Силача
  19. Чем Тибул боролся с силачом, испанцем и директором балагана? Капустой
  20. Какую награду попросил доктор Гаспар за отремонтированную куклу? Отменить казнь и сжечь плахи
  21. Куда приземлился продавец воздушных шаров? В торт
  22. Сколько поварят работало на кухне во дворце? 20
  23. Где находился подземный ход во дворце? В кастрюле, в дворцовой кухне
  24. Кому отнесли торт? Трём Толстякам
  25. Чем владел первый Толстяк? Хлебом
  26. Чем владел второй Толстяк? Углём
  27. Чем владел третий Толстяк? Железом
  28. Что было изображено на государственной печати? Круглая с изображением туго набитого мешка
  29. Что делали Три Толстяка сразу после приема пищи? Взвешивались
  30. С какими животными сравнивали гвардейцы Трех Толстяков и наследника Тутти? С 3 свиньями и волком
  31. Какую цель ставили Три Толстяка при воспитании Тутти? Воспитать злого и жестокого наследника
  32. Какую хитрость применил доктор Гаспар, чтобы Три Толстяка исполнили его просьбу? Суок притворилась умирающей
  33. Где Тутти хранил ключик от клетки, в которой сидел Просперо? Он висел на груди
  34. На чем, кроме свистка, умела свистеть Суок? На ключике
  35. Какую цель поставил Тибул перед Суок, ставшей куклой? Освободить Просперо
  36. Где держали арестованного Просперо? В клетке зверинца
  37. Какое животное помешало Суок убежать от гвардейцев? Пантера
  38. Как Тибул однажды решил перебраться на другую сторону площади? По проволоке
  39. Какое наказание придумал суд для Суок? Отдать на растерзание зверям
  40. Кто был свидетелем на суде против Суок? Попугаи
  41. Как Три Толстяка решили усыпить бдительность  и интерес Тутти к Суок? Капали в ухо 10 капель ландышевых капель
  42. Как мятежники наказали Трех Толстяков? Загнали их в клетку, в которой сидел Просперо
  43. Кто же такие Суок и Тутти по отношению друг к другу? Брат и сестра
  44. Как переводится имя Тутти? Разлученный
  45. Как переводится имя Суок? Вся жизнь

           

              Узнай место по описанию. 

«Дом стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеенчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы».         Дворец Трех Толстяков

«Она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало её похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперёк железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож, на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя, так стали называть и всю площадь». Площадь Звезды

«Влетая в помещение, он (продавец) почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран.
А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос, жар и духота спёрли ему горло. Он со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема. Цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства»                                      Дворцовая кондитерская

«Дом, построенный на манер вагона, состоял из нескольких жилищ, разделённых холщовыми перегородками.
На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми  кружочками, расшитыми цветами, звёздами. Разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У некоторых торчали рога, у других нос напоминал турецкую туфлю, у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было, что уши были человеческие, только очень большие».                                                                         Балаганчик дядюшки Бризака

Кому принадлежат слова?

1) Моя кукла, моя чудесная кукла сломалась. Мою куклу испортили. Гвардейцы кололи мою куклу саблями. (Тутти)

2) Мне очень недоели приключения. Я не маленький мальчик и я не герой. Я не люблю летать, я боюсь трёх толстяков, я не умею украшать парадные торты. Мне очень хочется освободить дворец от своего присутствия. (Продавец шаров)

3) Какая неосторожность! Я превратил его в негра, я окрасил его в чудесную краску, я сделал его совершенно неузнаваемым, а он сам себя выдал сегодня на Четырнадцатом Рынке! Ведь его могут схватить! Ну как же он не осторожен! (Доктор Гаспар Арнери)

4) Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках. (Суок)

5) Мне стало очень страшно. Я закрыла ставни и решила никуда не выходить. Я ждала вас каждую минуту. Я очень волновалась… Обед простыл, ужин простыл, а вас всё нет… (Ганимед)

Три толстяка (1966) — актеры и съемочная группа — КиноПоиск

Режиссеры

1.

2.

Актеры

1.

2.

... канатоходец-революционер Тибул

3.

4.

... доктор Гаспар Арнери

5.

... странствующий артист Август

6.

... тетушка Ганимед

7.

... революционер Просперо

8.

... 1-ый толстяк

9.

10.

11.

... генерал Караска

12.

... капитан Бонавентура

13.

14.

... продавец шаров

15.

16.

... учитель танцев

17.

... придворный толстяков

18.

... в титрах не указан

19.

20.

... усатый офицер

21.

... придворный толстяков

22.

23.

... аккомпаниаторша учителя танцев

24.

... церемониймейстер во дворце Толстяков

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

... придворный толстяков

33.

... придворный толстяков

34.

35.

36.

37.

... друг Тибула в драке на эшафоте

Продюсер

1.

Сценаристы

1.

2.

3.

Оператор

1.

Композитор

1.

Художники

1.

... постановщик

2.

Решите пожалуйста Тест по сказке «Три толстяка». 1. Кто...

Тест по сказке «Три толстяка».

1. Кто автор сказки «Три толстяка»?

Юрий Олеша

Сергей Аксаков

Валентин Катаев

2. Как зовут несовершеннолетнего наследника трёх толстяков?

Тимми

Тутси

Тутти

3. Почему три толстяка хотели сделать своему наследнику железное сердце?

Потому что у него было больное сердце

Чтобы он вырос жестоким

Чтобы он забыл своих родных

4. Как зовут учёного — создателя куклы наследника, отказавшегося сделать ему железное сердце?

Ганимед

Туб

Гаспар Арнери

5. Как зовут девочку, очень похожую на куклу наследника?

Суок

Суоки

Софи

6. Кем был революционер Тибул?

Оружейником

Гимнастом

Фокусником

7. Что сделал Гаспар Арнери для того, чтобы замаскировать Тибула, пряча его в своем доме?

Перекрасил его в негра

Переодел его в женщину

Приклеил ему бороду и усы

8. Кого из предводителей восстания гвардейцы взяли в плен?

Тибула

Просперо

9. О чём продавец воздушных шаров рассказал Тибулу?

О возможности летать на связке воздушных шаров

О рецепте приготовления праздничного торта для наследника

О подземном ходе, ведущем из дворца

10. Кем оказался наследник трёх толстяков?

Братом девочки, похожей на его куклу

Сыном одного из толстяков

Младшим братом Тибула

11. В какое время года начинаются события книги:

летом;

весной;

осенью.

12. Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?

________________________________________________________________________________

13. Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?

__________________________________________________________________________________

14. У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ

__________________________________________________________________________________

15. Кроссворд "Герои сказки".

hello_html_mc30f80e.png

В выделенных клетках получится имя одного из героев сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)

1. Гимнаст-канатоходец.

2.Та, чьё имя значит: "вся жизнь»

3.Экономка доктора, который должен был починить сломанную кукл.

4.Имя доктора.

5.Учитель танцев.

6.Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.

7.Лошадь, на которой ездила Суок.

8.Наследник Трёх Толстяков.

9.Силач из балаганчика "Троянский конь".

10.Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.

11.Кличка лучшего попугая из зверинца.

16. Кто из героев сказки понравился тебе больше всего? Почему (внешность, поступки, поведение, характер)

Ответы к кроссворду по сказке «Три толстяка»

1: Имя доктора и ученого, умнее которого не было никого в стране.
Ответ: Гаспар

2: Фамилия доктора Гаспара.
Ответ: Арнери

3: Правители страны, вес которых явно привышает норму.
Ответ: толстяки

4: Профессия одного из главных героев.
Ответ: доктор

5: Место, где жили правители страны и их маленький наследник.
Ответ: дворец

6: Имя канатоходца и одного из предводителей народного восстания.
Ответ: Тибул

7: То, что попадает в башню, с которой Гаспар Арнери наблюдает за восстанием.
Ответ: бомба

8: Одна из профессий Гаспара Арнери.
Ответ: ученый

9: Военные, которые преследовали Тибула и схватили Просперо.
Ответ: гвардейцы

10: Здание, с которого доктор наблюдал за восстанием.
Ответ: башня

11: То, что теряет доктор, когда рушится башня.
Ответ: сознание

12: То, на чем летел человек, влетевший в открытое окно дворцовой кондитерской.
Ответ: шары

13: То, во что мягко приземлился продавец воздушных шаров, залетев в окно дворцовой кондитерской.
Ответ: торт

14: То, через что пролезает Тибул, спасаясь от гвардейцев.
Ответ: люк

15: Учёный, который отказался делать наследнику Тутти железное сердце.
Ответ: Туб

16: Имя девочки-циркачки, очень похожей на куклу наследника Тутти.
Ответ: Суок

17: Имя тётушки — экономки доктора Гаспара Арнери.
Ответ: Ганимед

18: Имя наследника трёх толстяков.
Ответ: Тутти

19: Учитель танцев и ярый сторонник трёх толстяков.
Ответ: Раздватрис

20: Один из правителей страны в сказке.
Ответ: толстяк

21: Профессия Тибула.
Ответ: канатоходец

22: Профессия Просперо.
Ответ: оружейник

23: Оружейник и один из вождей революционеров.
Ответ: Просперо

24: Граф — капитан дворцовой гвардии трёх толстяков.
Ответ: Бонавентура

25: Имя старого клоуна из цирковой труппы «Балаганчик дядюшки Бризака».
Ответ: Август

26: Дядюшка, в честь которого названа цирковая труппа в сказке.
Ответ: Бризак

27: То, что готовят на площади для схваченных мятежников.
Ответ: плаха

28: Человек, поднявший восстание или активный его участник.
Ответ: мятежник

29: Оружие, которым мятежные гвардейцы искололи куклу наследника Тутти.
Ответ: штык

30: Любимая игрушка наследника Тутти.
Ответ: кукла

31: Большая ёмкость, в которой начинается тайный ход.
Ответ: кастрюля

32: Наказание, к которому три толстяка приговорили мятежников.
Ответ: казнь

33: Место, где в одной из клеток содержится схваченный гвардейцами оружейник Просперо.
Ответ: зверинец

34: Имя автора сказки.
Ответ: Юрий

35: Фамилия автора сказки «Три толстяка».
Ответ: Олеша

36: Грозный зверь, с помощью которого Просперо и Суок пробиваются к тайному ходу.
Ответ: пантера

37: Животное, на растерзание которым отдают куклу толстяки, думая, что это живая девочка.
Ответ: тигры

38: Место, где спрятали Суок, подменив её куклой.
Ответ: шкаф

39: Та, кем Суок приходится наследнику Тутти.
Ответ: сестра

40: Птица, на которую обменяли девочку, отдав её в бродячий цирк.
Ответ: попугай

Актеры и роли фильма «Три толстяка»

На съёмках «Трёх толстяков» Алексей Баталов мог взорваться в любой момент

На съемках «Трех толстяков» Алексей Баталов мог взорваться в любой момент

18 ноября замечательному фильму «Три толстяка» исполнилось 50 лет - в 1966-м он вышел на экраны и сразу полюбился советской детворе. Судьба большинства актеров, снимавшихся в картине, известна. А вот что стало с «наследником Тутти», долгое время оставалось загадкой. Мы дозвонились в Санкт-Петербург до Петра АРТЕМЬЕВА, сыгравшего принца.

- Почему не снимаетесь, Петр Вадимович? Я из поколения тайно влюбленных в вас девчонок, - признаюсь в трубку.

«Наследнику Тутти» в июне стукнуло 62. Мне же представляется синеглазый, темноволосый красавчик с «железным сердцем», оказавшийся в финале неплохим, в общем-то, парнем. Петр Артемьев рассказывает, как в далеком 1964-м зашел на «Ленфильм» вместе с мамой. Она преподавала в школе домоводство, но увлекалась народным театром. На киностудии в актерском отделе работала ее знакомая. Та и заприметила симпатичного мальчишку. А когда Алексей Баталов приступил к съемкам «Трех толстяков», Артемьевым позвонили. 10-летний Петя оканчивал тогда третий класс. Через два года после выхода картины на него обрушилась всесоюзная слава.

- Письма мешками приходили, - смеется Артемьев. - Все как полагается: девчонки в любви признавались. В школе тоже: я был как святой. Мальчишки меня не колотили - наоборот, грубое слово никто не смел сказать. Но мне неприятно было это внимание. Бывало, сидишь с ребятами и вдруг: а вот среди нас находится мальчик, который… Я этих моментов так боялся. Думал: сейчас опять начнут - и точно. Хоть сквозь землю провались.

- Был повод зазнаться.

- Этого, к счастью, не произошло. Я был обыкновенный ленинградский мальчишка. Хулиганистый. Что мы с друзьями на даче вытворяли, стыдно рассказать. По птичкам из рогатки стрелял. Хорошо хоть, быстро одумался, рогатку вышвырнул. И со звездной болезнью: испытывал ко всему этому отвращение.

- Учителя оценки ставили за «красивые глаза»?

- Во время съемок я два года не учился. Двойки мне не ставили: ну как завалишь звезду экрана?! Правильно было бы остаться на второй, а то и на третий год. Но тогда это считалось позором. Меня переводили из класса в класс, хотя по многим предметам я был полный ноль. Голова была забита другим.

- Где снимали «Трех толстяков»?

- Финальные сцены в Петергофе - с них начали. Потом отправились в Крым. После этого все уехали в Таллин, куда меня не взяли. Закончили в павильонах на «Ленфильме».

Пётр АВДЕЕВ (в круге) с теплотой вспоминает съёмки в «Трёх толстяках», где он познакомился с удивительной девочкой Линой - Суок

Пётр АРТЕМЬЕВ (в круге) с теплотой вспоминает съёмки в «Трёх толстяках», где он познакомился с удивительной девочкой Линой - Суок

Крым мне очень понравился, я до этого даже на море не был. Приехал на съемки вместе с мамой, а Лина Бракните, которая в фильме сыграла Суок, - с воспитательницей из Ленинграда. Ее мама осталась в Литве, и Лина почти два года жила в семье этой женщины. В свободное время мы вчетвером ходили смотреть «Парижские тайны» с Жаном Маре в главной роли. Вот это фильм! Купались много, объедались виноградом. В Ленинграде в сентябре уже шли дожди, а в Крыму тепло и изобилие фруктов. Помню гостиницу на берегу моря, где мы жили, брызги в окно. Это была сказка.

- Хулиганили на съемках?

- Не до этого было - нас такие интересные люди окружали. Баталов много со мной занимался. Сцену, где я бегу, а потом после выстрела грохаюсь на спину, отрабатывали раз тридцать. Алексей Владимирович добивался, чтобы было натурально - по системе Станиславского. Он фантастический человек: образованный, интеллигентный, справедливый. А как стихи читал!

- С Линой Бракните дружите?

- Несколько лет назад созванивались, но увидеться не довелось.

- Как сложилась ваша жизнь?

- Окончил филологический факультет Ленинградского университета, работал учителем. Нигде больше не снимался. Приглашали, но после «Трех толстяков» надо было нагонять в школе. Когда пришло время поступать куда-то, решил, что серьезное образование важнее. Но ближе к пятидесяти вдруг опять захотел побыть актером. Несколько лет играл в самодеятельном театре.

- Дети ваши чем занимаются?

- Старший, Дмитрий, ему 36, - ушел в бизнес, в январе с женой Тамарой подарит мне внучку. Младшему, Федору, - 33, он мастер спорта по бальным танцам. Выступает вместе с супругой Катериной. Кстати, моя жена Галина тоже преподает танцы - народные. Она говорит, всегда знала, что выйдет замуж только за принца.


 

Кукла ушла с молотка

* Фильм «Три толстяка» поставлен по одноименному произведению Юрия Олеши, которое называли первой революционной сказкой для детей. Имя главной героини Суок - девичья фамилия жены писателя Ольги Густавовны и ее сестры Серафимы, первой возлюбленной Олеши.

* Все трюки в картине - жонглирование огненными булавами, бои, верховую езду, диких животных - снимали без каскадеров.

* Режиссер фильма Алексей Баталов сам ходил по канату на пятиметровой высоте. До этого тренировался год. На съемках, чтобы не тратить времени в курилке, носил на шее жестяную баночку для окурков.

* Куклу Суок сделала для картины Валентина Малахирева, работавшая на «Мосфильме». После съемок ее творение провалялось в хранилищах до 1996 года, пока о нем не вспомнили коллекционеры. Суок привели в порядок и пустили с молотка, не указав имени мастера. Малахирева пыталась подать в суд на организаторов аукциона, но ничего не добилась. Сейчас Суок находится в столичном Музее уникальных кукол.


Глаза Суок приклеивали на особую пленку

Несколько лет назад EG.RU разыскала «куклу наследника Тутти» - Лину Бракните. Повзрослевшая «девочка с голубыми глазами» живет в Вильнюсе. Она не стала актрисой, но вполне довольна судьбой.

Лина Бракните, в замужестве Пакненя, окончила исторический факультет Вильнюсского университета. Работала в библиотеке научного института. На актерский не пошла, сполна ощутив тяготы этого дела: совсем юной она снялась в пяти фильмах. А еще у маленькой и худенькой Лины был комплекс.

- Думала, ну куда я такая лезу? Вон какие красивые и высокие вокруг актрисы! - смеется Бракните.

Она и сегодня напоминает десятилетнюю девочку с бантом, от которой сходили с ума все мальчишки Советского Союза. Уже 40 лет Лина замужем за известным в Литве фотографом и книгоиздателем Раймондасом Пакнисом. Супруги вырастили дочь Вику, которая порадовала их внуком.

Повзрослевшая БРАКНИТЕ говорит, что попала в сказку случайно: кто-то из киношников увидел её на уроке физкультуры в обычной средней школе

Повзрослевшая БРАКНИТЕ говорит, что попала в сказку случайно: кто-то из киношников увидел её на уроке физкультуры в обычной средней школе

Съемки в «Трех толстяках» Лина вспоминает как необыкновенное приключение. Акробатике и жонглированию ее учила жена Баталова - цирковая актриса Гитана Леонтенко. Самого же Алексея Владимировича Лина сравнивает с вулканом, который мог взорваться в любой момент, если ему что-то не нравилось. Лина никогда не забудет, как ей приклеивали глаза на особую пленку, чтобы она не могла моргать. Приклеивали и парик - да так, что отдирали его с помощью бритвы. Еще Лина вспоминает необычную встречу.

- Когда снималась в «Трех толстяках», мы все время с одной девочкой искоса друг на друга смотрели, когда встречались на «Ленфильме». Наряды рассматривали, но ни разу не разговорились. Кто-то из мальчишек сказал, что зовут эту девочку Лена Проклова, она играет в «Снежной королеве», - смеется Лина.

Главные герои «Три толстяка» характеристика персонажей сказки Олеша для читательского дневника

Сказка Олеши «Три толстяка» была написана в 1924 году. В книге идет речь о борьбе рабочего класса против угнетателей. Главная тема произведения – восстание народа против правительства. Главные герои «Трех толстяках» – единовластные правители страны, поработившие все население. У них растет наследник Тутти, которого толстяки хотят вырастить безжалостным и деспотичным тираном, чтобы передать власть в его руки. Но в их стране есть достойные горожане, они не принимают террор, поднимают восстание и свергают власть толстяков.

Краткая характеристика героев сказки «Три толстяка», для читательского дневника.

Три толстяка

Правители страны, самовлюбленные, жадные и эгоистичные личности. Толстяки воспитывают мальчика, к которому должна перейти их власть. Толстяки хотели бы, чтобы у их наследника было железное сердце, они не позволяют Тутти общаться с другими детьми. Толстяки выполняют все капризы Тутти, не допускают, чтобы мальчик был чем – то расстроен.

Тутти

Мальчик лет двенадцати, воспитывается у толстяков. Ему не разрешается играть и общаться со своими сверстниками, с ним занимаются рядом со зверями. Единственное его развлечение – механическая игрушка в виде живой куклы, которую изготовили специально для него.

Суок

Маленькая артистка из балагана, храбрая, веселая, бесстрашная девочка. Очень походит на механическую куклу Тутти. Является помощницей канатоходца Тибула и оружейника Просперо. Помогает освободить Тутти от власти толстяков. Добрая и отзывчивая Суок счастлива, что вновь обрела своего брата.

Канатоходец Тибул

Бедняк Тибул, является одним из зачинщиков восстания, лидер рабочего класса, бунтующего против гнета правительства. Храбрый и отважный, смелый и решительный гимнаст, которому очень пригодилось его ремесло.

Оружейник Просперо

Предводитель мятежников, взбунтовавшихся против толстяков. Ведет активную борьбу против угнетателей. Его арестовывают, и заключают в клетку, приковав цепями. Друзья находят возможность, и помогают ему бежать. Смелый и справедливый борец против зажравшегося правительства.

Доктор Гаспар Арнери

Самый мудрый и ученый человек в стране. Немолодой человек, сочувствующий простому народу. Любит историю, и записывает все знаменательные события в особую книгу. Ему было приказано починить куклу Тутти, доктор Гаспар подменивает куклу на девочку Суок. Помогает мятежникам в их правой борьбе за свободу и независимость.

Учитель танцев

В «Трех толстяках» герой, фактически, выполняющий роль шута. Самовлюбленный и самоуверенный, больше заботится о своей внешности, чем об умении танцевать. Считает себя не только непревзойденным танцором, но и большим эстетом. Приверженец толстяков и богатых людей, так как его благосостояние прямо пропорционально толщине кошельков его учеников. Льстивый, трусливый и лицемерный тип, боится решительных действий, предпочитая оставаться в стороне.

Экономка доктора Гаспара

Тетушка Ганимед, является экономкой доктора Гаспара, заботится о своем хозяине, готовит ему пищу, прибирается в доме, исполняет все хозяйственные дела.

Туб

Ученый, которому известно прошлое Тутти и Суок. Из его рассказа стало известно, что они являются братом и сестрой, которых разлучили в детстве. Тутти стал наследником толстяков, а Суок отдали бродячим артистам. Тубу было приказано сделать Тутти железное сердце, но ученый пошел против желания своенравных толстяков, и отказался сделать ребенка бессердечным. После этого ученого Туба заключили в клетку, где он и провел всю свою жизнь.

Читать книгу Три толстяка

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ

Глава 1 БЕСПОКОЙНЫЙ ДЕНЬ ДОКТОРА ГАСПАРА АРНЕРИ

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Всё это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был учёный. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери.

О его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него песенку с таким припевом:

Как лететь с земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, Знает доктор наш Гаспар.

Однажды летом, в июне, когда выдалась очень хорошая погода, доктор Гаспар Арнери решил отправиться в далёкую прогулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков.

Доктор Гаспар был человек немолодой и поэтому боялся дождя и ветра. Выходя из дому, он обматывал шею толстым шарфом, надевал очки против пыли, брал трость, чтобы не споткнуться, и вообще собирался на прогулку с большими предосторожностями.

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зелёной, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, лёгкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

– Вот это хорошо, – сказал доктор, – только всё-таки нужно взять плащ, потому что летняя погода обманчива. Может пойти дождь.

Доктор распорядился по хозяйству, подул на очки, захватил свой ящичек, вроде чемодана, из зелёной кожи и пошёл.

Самые интересные места были за городом – там, где находился Дворец Трёх Толстяков. Доктор чаще всего посещал эти места. Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.

«Но пешком идти далеко. Я дойду до городского вала и найду извозчика. Он довезёт меня до дворцового парка», – подумал доктор.

Возле городского вала народу было больше чем всегда.

«Разве сегодня воскресенье? – усомнился доктор. – Не думаю. Сегодня вторник».

Доктор подошёл ближе.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелёными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их жёнами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актёров, зелёных, жёлтых и пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих весёлых собак.

Все толпились перед городскими воротами. Огромные, высотою с дом, железные ворота были наглухо закрыты.

«Почему закрыты ворота?» – удивлялся доктор.

Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

– Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения и почему закрыты городские ворота?

– Гвардейцы не выпускают людей из города...

– Почему же их не выпускают?

– Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города и пошли к Дворцу Трёх Толстяков.

– Я ничего не понимаю, гражданка, и прошу меня простить...

– Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трёх Толстяков?

– Оружейник Просперо?

– Да, гражданин... Вал высок, и по ту сторону засели гвардейские стрелки. Никто не выйдет из города, и тех, кто пошёл с оружейником Просперо, дворцовая гвардия перебьёт.

И действительно, грохнуло несколько очень далёких выстрелов.

Женщина уронила толстую кошку. Коша шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.

«Значит, я прозевал такое значительное событие, – подумал доктор. – Правда, я целый месяц не выходил из комнаты. Я работал взаперти. Я ничего не знал...»

В это время, ещё дальше, ударила несколько раз пушка. Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру. Не только доктор испугался и поспешно отступил на несколько шагов – вся толпа шарахнулась и развалилась. Дети заплакали; голуби разлетелись, затрещав крыльями; собаки присели и стали выть.

Началась сильная пушечная стрельба. Шум поднялся невообразимый. Толпа наседала на ворота и кричала:

– Просперо! Просперо!

– Долой Трёх Толстяков!

Доктор Гаспар совсем растерялся. Его узнали в толпе, потому что многие знали его в лицо. Некоторые бросились к нему, как будто ища у него защиты. Но доктор сам чуть не плакал.

«Что там делается? Как бы узнать, что там делается, за воротами? Может быть, народ побеждает, а может быть, уже всех перестреляли!»

Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улички. На углу был дом с высокой старой башней. Вместе с остальными доктор решил забраться на башню. Внизу была прачечная, похожая на баню. Там было темно, как в подвале. Кверху вела винтовая лестница. В узкие окошки проникал свет, но его было очень мало, и все поднимались медленно, с большим трудом, тем более что лестница была ветхая и с поломанными перилами. Нетрудно представить, сколько труда и волнений стоило доктору Гаспару подняться на самый верхний этаж. Во всяком случае, ещё на двадцатой ступеньке, в темноте, раздался его крик:

– Ах, у меня лопается сердце, и я потерял каблук!

Плащ доктор потерял ещё на площади, после десятого выстрела из пушки.

На вершине башни была площадка, окружённая каменными перилами. Отсюда открывался вид по крайней мере километров на пятьдесят вокруг. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал. Все смотрели в ту сторону, где происходило сражение.

– У меня есть бинокль. Я всегда ношу с собой бинокль с восемью стёклами. Вот он, – сказал доктор и отстегнул ремешок.

Бинокль переходил из рук в руки.

Доктор Гаспар увидел на зелёном пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.

Доктор Гаспар подумал, что всё это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком. Парк и Дворец Трёх Толстяков заволокло белым прозрачным дымом.

– Они бегут!

– Они бегут... Народ побеждён!

Бегущие люди приближались к городу. Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки.

Бомба просвистела над площадью.

Кто-то, испугавшись, уронил бинокль.

Бомба разорвалась, и все, кто был на верхушке башни, кинулись обратно, вниз, внутрь башни.

Слесарь зацепился кожаным фартуком за какой-то крюк. Он оглянулся, увидел нечто ужасное и заорал на всю площадь:

– Бегите! Они схватили оружейника Просперо! Они сейчас войдут в город!

На площади началась кутерьма.

Толпа отхлынула от ворот и побежала с площади к уличкам. Все оглохли от пальбы.

Доктор Гаспар и ещё двое остановились на третьем этаже башни. Они смотрели из узкого окошка, пробитого в толстой стене.

Только один мог выглянуть как следует. Остальные смотрели одним глазом.

Доктор тоже смотрел одним глазом. Но и для одного глаза зрелище было достаточно страшное.

Громадные железные ворота распахнулись во всю ширину. Человек триста влетели в эти ворота сразу. Это были ремесленники в серых суконных куртках с зелёными обшлагами. Они падали, обливаясь кровью.

По их головам скакали гвардейцы. Гвардейцы рубили саблями и стреляли из ружей. Жёлтые перья развевались, сверкали чёрные клеёнчатые шляпы, лошади разевали красные пасти, выворачивали глаза и разбрасывали пену.

– Смотрите! Смотрите! Просперо! – закричал доктор.

Оружейника Просперо тащили в петле. Он шёл, валился и опять поднимался. У него были спутанные рыжие волосы, окровавленное лицо и шея обхвачена толстой петлёй.

– Просперо! Он попал в плен! – закричал доктор.

В это время бомба влетела в прачечную. Башня наклонилась, качнулась, одну секунду задержалась в косом положении и рухнула.

Доктор полетел кувырком, теряя второй каблук, трость, чемоданчик и очки.

Глава 2 ДЕСЯТЬ ПЛАХ

Доктор упал счастливо: он не разбил головы и ноги у него остались целы. Впрочем, это ничего не значит. Даже и счастливое падение вместе с подстреленной башней не совсем приятно, в особенности для человека не молодого, а скорее старого, каким был доктор Гаспар Арнери. Во всяком случае, от одного испуга доктор потерял сознание.

Когда он пришёл в себя, уже был вечер. Доктор посмотрел вокруг:

– Какая досада! Очки, конечно, разбились. Когда я смотрю без очков, я, вероятно, вижу так, как видит не близорукий человек, если надевает очки. Это очень неприятно.

Потом он поворчал по поводу отломанных каблуков:

– Я и так невелик ростом, а теперь стану на вершок ниже. Или, может быть, на два вершка, потому что отломились два каблука? Нет, конечно, только на один вершок...

Он лежал на куче щебня. Почти вся башня развалилась. Длинный и узкий кусок стены торчал, как кость. Очень далеко играла музыка. Весёлый вальс улетал с ветром – пропадал и не возвращался. Доктор поднял голову. Наверху свисали с разных сторон чёрные поломанные стропила. На зеленоватом вечернем небе блистали звезды.

– Где это играют? – удивился доктор.

Без плаща становилось холодно. Ни один голос не звучал на площади. Доктор, кряхтя, поднялся среди камней, повалившихся друг на дружку. По дороге он зацепился за чей-то большой сапог. Слесарь лежал, вытянувшись поперёк балки, и смотрел в небо. Доктор пошевелил его. Слесарь не хотел вставать. Он умер.

Доктор поднял руку, чтобы снять шляпу.

– Шляпу я тоже потерял. Куда же мне идти?

Он ушёл с площади. На дороге лежали люди; доктор низко наклонялся над каждым и видел, как звезды отражаются в их широко раскрытых глазах. Он трогал ладонью их лбы. Они были очень холодные и мокрые от крови, которая ночью казалась чёрной.

– Вот! Вот! – шептал доктор. – Значит, народ побеждён... Что же теперь будет?

Через полчаса он добрался до людных мест. Он очень устал. Ему хотелось есть и пить. Здесь город имел обычный вид.

Доктор стоял на перекрёстке, отдыхая от долгой ходьбы, и думал: «Как странно! Горят разноцветные огни, мчатся экипажи, звенят стеклянные двери. Полукруглые окна сияют золотым сиянием. Там вдоль колонн мелькают пары. Там весёлый бал. Китайские цветные фонарики кружатся над чёрной водой. Люди живут так, как жили вчера. Неужели они не знают о том, что произошло сегодня утром? Разве они не слышали пальбы и стонов? Разве они не знают, что вождь народа, оружейник Просперо, взят в плен? Может быть, ничего и не случилось? Может быть, мне приснился страшный сон?»

На углу, где горел трехрукий фонарь, вдоль тротуара стояли экипажи. Цветочницы продавали розы. Кучера переговаривались с цветочницами.

– Его протащили в петле через весь город. Бедняжка!

– Теперь его посадили в железную клетку. Клетка стоит во Дворце Трёх Толстяков, – сказал толстый кучер в голубом цилиндре с бантиком.

Тут к цветочницам подошла дама с девочкой, чтобы купить розы.

– Кого посадили в клетку? – заинтересовалась она.

– Оружейника Просперо. Гвардейцы взяли его в плен.

– Ну и слава богу! – сказала дама.

Девочка захныкала.

– Отчего же ты плачешь, глупенькая? – удивилась дама. – Ты жалеешь оружейника Просперо? Не надо его жалеть. Он хотел нам вреда... Посмотри, какие красивые розы...

Большие розы, как лебеди, медленно плавали в мисках, полных горьковатой воды и листьев.

– Вот тебе три розы. А плакать незачем. Они мятежники. Если их не сажать в железные клетки, то они заберут наши дома, платья и наши розы, а нас перережут.

В это время пробежал мимо мальчишка. Он дёрнул сначала даму за её плащ, расшитый звёздами, а после девочку за её косичку.

– Ничего, графиня! – крикнул мальчишка. – Оружейник Просперо в клетке, а гимнаст Тибул на свободе!

– Ах, нахал!

Дама топнула ногой и уронила сумочку. Цветочницы начали звонко смеяться. Толстый кучер воспользовался суматохой и предложил даме сесть в экипаж и поехать.

Дама и девочка укатили.

– Подожди, прыгун! – крикнула цветочница мальчику. – Иди-ка сюда! Расскажи, что ты знаешь...

Два кучера сошли с козёл и, путаясь в своих капотах с пятью пелеринками, подошли к цветочницам.

«Вот кнут так кнут! Кнутище!» – подумал мальчишка, глядя на длинный бич, которым помахивал кучер. Мальчишке очень захотелось иметь такой кнут, но это было невозможно по многим причинам.

– Так что ты говоришь? – спросил кучер басом. – Гимнаст Тибул на свободе?

– Так говорят. Я был в порту...

– Разве его не убили гвардейцы? – спросил другой кучер тоже басом.

– Нет, папаша... Красотка, подари мне одну розу!

– Подожди, дурак! Ты лучше рассказывай...

– Да. Вот, значит, так... Сначала все думали, что он убит. Потом искали его среди мёртвых и не нашли.

– Может быть, его сбросили в канал? – спросил кучер.

В разговор вмешался нищий.

– Кого в канал? – спросил он. – Гимнаст Тибул не котёнок. Его не утопишь! Гимнаст Тибул жив. Ему удалось бежать!

– Врёшь, верблюд! – сказал кучер.

– Гимнаст Тибул жив! – закричали цветочницы в восторге.

Мальчишка стянул розу и бросился бежать. Капли с мокрого цветка посыпались на доктора. Доктор вытер с лица капли, горькие, как слезы, и подошёл ближе, чтобы послушать, что скажет нищий.

Тут разговору помешало некоторое обстоятельство. На улице появилась необыкновенная процессия. Впереди ехали два всадника с факелами. Факелы развевались, как огненные бороды. Затем медленно двигалась чёрная карета с гербом.

А позади шли плотники. Их было сто.

Они шли с засученными рукавами, готовые к работе, – в фартуках, с пилами, рубанками и ящиками под мышкой. По обе стороны процессии ехали гвардейцы. Они сдерживали лошадей, которым хотелось скакать.

– Что это? Что это? – заволновались прохожие.

В чёрной карете с гербом сидел чиновник Совета Трёх Толстяков. Цветочницы перепугались. Подняв ладони к щекам, они смотрели на его голову. Она была видна через стеклянную дверцу. Улица была ярко освещена. Чёрная голова в парике покачивалась, как мёртвая. Казалось, что в карете сидит птица.

– Сторонись! – кричали гвардейцы.

– Куда идут плотники? – спросила маленькая цветочница старшего гвардейца.

И гвардеец прокричал ей в самое лицо так свирепо, что у неё раздулись волосы, точно на сквозняке:

– Плотники идут строить плахи! Поняла? Плотники построят десять плах!

– А!

Цветочница уронила миску. Розы вылились, как компот.

– Они идут строить плахи! – повторил доктор Гаспар в ужасе.

– Плахи! – прокричал гвардеец, оборачиваясь и скаля зубы под усами, похожими на сапоги. – Плахи всем мятежникам! Всем отрубят головы! Всем, кто осмелится восстать против власти Трёх Толстяков!

У доктора закружилась голова. Ему показалось, что он упадёт в обморок.

«Я слишком много пережил за этот день, – сказал он про себя, – и, кроме того, я очень голоден и очень устал. Нужно поторопиться домой».

В самом деле, доктору пора было отдохнуть. Он так был взволнован всем происшедшим, увиденным и услышанным, что даже не придавал значения собственному полёту вместе с башней, отсутствию шляпы, плаща, трости и каблуков. Хуже всего было, конечно, без очков. Он нанял экипаж и отправился домой.

Глава 3 ПЛОЩАДЬ ЗВЕЗДЫ

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, чёрная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. Здесь, у въезда, на каждом мосту располагалась охрана. Солдаты сидели на барабанах, курили трубки, играли в карты и зевали, глядя на звезды. Доктор ехал, смотрел и слушал.

С улицы, из домов, из раскрытых окон кабачков, из-за оград увеселительных садов неслись отдельные слова песенки:

Попал Просперо в меткий Смирительный ошейник – Сидит в железной клетке Ретивый оружейник.

Подвыпивший франт подхватил этот куплет. У франта умерла тётка, имевшая очень много денег, ещё больше веснушек и не имевшая ни одного родственника. Франт получил в наследство все тёткины деньги. Поэтому он был, конечно, недоволен тем, что народ поднимается против власти богачей.

В зверинце шло большое представление. На деревянной сцене три толстые косматые обезьяны изображали Трёх Толстяков. Фокстерьер играл на мандолине. Клоун в малиновом костюме, с золотым солнцем на спине и с золотой звездой на животе, в такт музыке декламировал стихи:

Как три пшеничные мешка, Три развалились Толстяка! У них важнее нет забот, Как только вырастить живот! Эй, берегитесь, Толстяки: Пришли последние деньки!

– Пришли последние деньки! – закричали со всех сторон бородатые попугаи.

Шум поднялся невероятный. Звери в разных клетках начали лаять, рычать, щёлкать, свистать.

Обезьяны заметались по сцене. Нельзя было понять, где у них руки, где ноги. Они спрыгнули в публику и бросились удирать. В публике тоже произошёл скандал. Особенно шумели те, кто был потолще. Толстяки с раскрасневшимися щеками, трясясь от злости, швыряли в клоуна шляпы и бинокли. Толстая дама замахнулась зонтиком и, зацепив толстую соседку, сорвала с неё шляпу.

– Ах, ах, ах! – закудахтала соседка и воздела руки, потому что вместе со шляпой слетел и парик.

Обезьяна, удирая, хлопнула по лысой голове дамы ладонью. Соседка упала в обморок.

– Ха-ха-ха!

– Ха-ха-ха! – заливалась другая часть публики, потоньше на вид и похуже одетая. – Браво! Браво! Ату их! Долой Трёх Толстяков! Да здравствует Просперо! Да здравствует Тибул! Да здравствует народ!

В это время раздался чей-то очень громкий крик:

– Пожар! Город горит...

Люди, давя друг друга и опрокидывая скамейки, побежали к выходам. Сторожа ловили разбежавшихся обезьян.

Возница, который вёз доктора, повернулся и сказал, указывая впереди себя кнутом:

– Гвардейцы сжигают кварталы рабочих. Они хотят найти гимнаста Тибула...

Над городом, над чёрной кучей домов, дрожало розовое зарево.

Когда экипаж доктора очутился у главной городской площади, которая называлась Площадью Звезды, проехать оказалось невозможным. При въезде столпилась масса экипажей, карет, всадников, пешеходов.

– Что такое? – спросил доктор.

Никто ничего не ответил, потому что все были заняты тем, что происходило на площади. Возница поднялся во весь рост на козлах и стал тоже глядеть туда.

Называли эту площадь Площадью Звезды по следующей причине. Она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало её похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперёк железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя – Звезда. Так стали называть и всю площадь.

Ни на площади, ни в домах, ни на улицах поблизости не требовалось больше никакого света. Звезда освещала все закоулки, все уголки и чуланчики во всех домах, окружавших площадь каменным кольцом. Здесь люди обходились без ламп и свечей.

Возница смотрел поверх карет, экипажей и кучерских цилиндров, похожих на головки аптекарских пузырьков.

– Что вы видите?.. Что там происходит? – волновался доктор, выглядывая из-за спины кучера. Маленький доктор ничего не мог увидеть, тем более что был близорук.

Возница передавал всё, что видел. И вот что он видел.

На площади было большое волнение. По огромному круглому пространству бегали люди. Казалось, что круг площади вращается, как карусель. Люди перекатывались с одного места на другое, чтобы лучше увидеть то, что делалось наверху.

Чудовищный фонарь, пылавший на высоте, ослеплял глаза, как солнце. Люди задирали головы кверху и прикрывали глаза ладонями.

– Вот он! Вот он! – раздавались крики.

– Вот, смотрите! Там!

– Где? Где?

– Выше!

– Тибул! Тибул!

Сотни указательных пальцев вытянулись влево. Там стоял обыкновенный дом. Но в шести этажах были растворены все окна. Из каждого окна торчали головы. Они были разные по виду: некоторые в ночных колпаках с кисточками; другие в розовых чепцах, с буклями керосинного цвета; третьи в косынках; наверху, где жила бедная молодёжь – поэты, художники, актрисы, – выглядывали весёлые безусые лица, в облаках табачного дыма, и головки женщин, окружён


Смотрите также