Тремоло на балалайке как играть


Постановка правой руки, прием тремоло

Постановка правой руки, прием тремоло.

Прием извлечения звука, осуществляемый быстрыми чередующимися ударами указательного пальца правой руки по струнам попеременно вниз и вверх при вращательном движении предплечья и колебательном движении кисти, называется тремоло (trem.). Тремоло отличается от бряцания отсутствием строго определенного количества ударов при извлечении каждого звука или аккорда.

Исходное положение правой руки при тремоло такое же, как и при бряцании, но характер движений руки у этих приемов разный. Если при бряцании используются главным образом сгибательные и разгибательные движения предплечья, то при игре тремоло основным является его вращательное движение. Вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. По сравнению с бряцанием частота ударов увеличивается, а амплитуда движении кисти уменьшается.

Цель тремоло — образовать звучание, которое на слух воспринимается как непрерывно льющееся. Сложность состоит в том, что вращательное движение, необходимое для осуществления данного приема, в обыденных условиях почти не встречается и мышцы, несущие основную нагрузку при тремоло, к подобному виду движений не подготовлены.

Работа над тремоло должна начинаться с развития вращательного движения предплечья. Освоение приема полезно начинать с упражнений без инструмента. Сначала упражнения следует выполнять в медленном темпе, делая предельные развороты кисти за счет вращательного движения предплечья. Затем движение кисти постепенно ускоряется до предельной частоты при тщательном контроле за работой мышц и так же постепенно замедляется. Такие упражнения развивают нужные для данного приема мышцы и воспитывают навыки правильного распределения силы при движениях.

Упражнения на инструменте должны начинаться также в медленном темпе в пределах небольшой звучности. Основное внимание в начале должно быть уделено правильным движениям руки без специального контроля за ровностью ударов. Затем следует увеличить скорость движения, но до такой степени, чтобы сохранился контроль за свободой мышц. В дальнейшем можно увеличить и динамику, однако необходимо следить за тем, чтобы вращательное движение предплечья при усилении звука не переходило в прямолинейное. В этом случае следует расслабить мышцы и начать упражнение сначала. В процессе освоения тремоло необходимо также научиться в непрерывном движении руки чередовать тремоло с бряцанием, чтобы ощутить разницу в режиме движения руки. Такая отработка движений обеспечит в дальнейшем необходимую управляемость исполнительским аппаратом.

После этого следует приступить к освоению продолжительного, с предельной частотой ударов, тремоло. Для этого практика подсказывает так называемый метод тренировки на грани усталости руки. Упражнение можно начать с редких, но ритмически четких ударов небольшой силы. Затем частоту ударов и динамику нужно постепенно увеличивать, доведя до предела, и тремолировать до тех пор, пока рука не устанет. При первых же признаках усталости следует уменьшить частоту ударов, но продолжать тремолировать. Если усталость не пройдет, нужно сделать паузу. Работая над этим упражнением, необходимо следить за тем, чтобы не произошло переутомления мышц руки.

Учащимся со слабыми двигательными реакциями полезно пользоваться следующими упражнениями: играть короткие, ритмически разные построения (квартоли, квинтоли, секстоли и др.) на открытых или прижатых струнах быстро и громко. После каждой проигранной ритмической фигуры делать небольшую остановку, которая позволит сознательно освободить руку от излишнего напряжения, а также приготовить её к очередному движению.

Во время упражнений нужно следить за качеством звука и ровностью удара, а также за состоянием мышц руки. Упражнения дадут желаемые результаты в том случае, если они будут регулярными и продолжительными.

Иногда приём тремоло исполняют на одной первой струне (при этом уменьшают амплитуду колебания кисти правой руки, а остальные струны придерживают большим пальцем левой руки) или на второй и третьей, придерживая первую пальцами левой руки.

Если в нотной записи не указаны приёмы игры — арпеджио или бряцание и встречаются длинные ноты(целые, половины) или ряд коротких нот, соединенных сверху или снизу дугообразной чертой — лигой, то их следует исполнять связанно, приёмом тремоло. По окончании лиги (связки) тремолирование следует прервать на мгновение, и после короткой остановки-цезуры,- как бы взяв дыхание, начать исполнение следующего отрезка пьесы.


Использованная литература:

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

schoolbalalaika.ru

Приёмы игры на балалайке: Тремоло. Видео.

Приёмы игры: Тремоло

Тремоло(итал. tremolo — дрожащий) - Приём игры, заключающийся в быстром равномерном чередовании ударов по струнам указательным пальцем правой руки вниз и вверх. Игра приёмом "тремоло" создаёт впечатление непрерывности звучания и напоминает пение.

Амплитуда размаха кисти правой руки при исполнении этого приёма значительно меньше, чем при бряцании, а частота ударов намного больше. Также тремоло отличается от бряцания отсутствием строго определенного количества ударов при извлечении каждого звука или аккорда.

Исходное положение правой руки при тремоло такое же, как и при бряцании, но характер движений рки у этих приемов разный. Если при бряцании используются главным образом сгибательные и разгибательные движения предплечья, то при игре тремоло основным является его вращательное движение. Вследствии вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение.

Если в нотной записи не указаны приёмы игры - арпеджио или бряцание и встречаются длинные ноты(целые, половины) или ряд коротких нот, соединенных сверху или снизу дугообразной чертой - лигой, то их следует исполнять связанно, приёмом "тремоло". По окончании лиги (связки) тремолирование следует прервать на мгновение, и после короткой остановки-цезуры,- как бы взяв дыхание, начать исполнение следующего отрезка пьесы.

Знак (крещендо) обозначает увеличение силы звука, а знак (декрещендо или диминуэндо) - уменьшение силы звука.

Иногда приём "тремоло" исполняют на одной первой струне (при этом уменьшают амплитуду колебания кисти правой руки, а остальные струны придерживают большим пальцем левой руки) или на второй и третьей, придерживая первую пальцами левой руки.

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

balalaika.org.ru

Урок 6 (постановка правой руки, прием тремоло)

Прием извлечения звука, осуществляемый быстрыми чередующимися ударами указательного пальца правой руки по струнам попеременно вниз и вверх при вращательном движении предплечья и колебательном движении кисти, называется тремоло (trem.). Тремоло отличается от бряцания отсутствием строго определенного количества ударов при извлечении каждого звука или аккорда.

Исходное положение правой руки при тремоло такое же, как и при бряцании, но характер движений руки у этих приемов разный. Если при бряцании используются главным образом сгибательные и разгибательные движения предплечья, то при игре тремоло основным является его вращательное движение. Вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. По сравнению с бряцанием частота ударов увеличивается, а амплитуда движении кисти уменьшается.

Цель тремоло - образовать звучание, которое на слух воспринимается как непрерывно льющееся. Сложность состоит в том, что вращательное движение, необходимое для осуществления данного приема, в обыденных условиях почти не встречается и мышцы, несущие основную нагрузку при тремоло, к подобному виду движений не подготовлены.

Работа над тремоло должна начинаться с развития вращательного движения предплечья. Освоение приема полезно начинать с упражнений без инструмента. Сначала упражнения следует выполнять в медленном темпе, делая предельные развороты кисти за счет вращательного движения предплечья. Затем движение кисти постепенно ускоряется до предельной частоты при тщательном контроле за работой мышц и так же постепенно замедляется. Такие упражнения развивают нужные для данного приема мышцы и воспитывают навыки правильного распределения силы при движениях.

Упражнения на инструменте должны начинаться также в медленном темпе в пределах небольшой звучности. Основное внимание в начале должно быть уделено правильным движениям руки без специального контроля за ровностью ударов. Затем следует увеличить скорость движения, но до такой степени, чтобы сохранился контроль за свободой мышц. В дальнейшем можно увеличить и динамику, однако необходимо следить за тем, чтобы вращательное движение предплечья при усилении звука не переходило в прямолинейное. В этом случае следует расслабить мышцы и начать упражнение сначала. В процессе освоения тремоло необходимо также научиться в непрерывном движении руки чередовать тремоло с бряцанием, чтобы ощутить разницу в режиме движения руки. Такая отработка движений обеспечит в дальнейшем необходимую управляемость исполнительским аппаратом.

После этого следует приступить к освоению продолжительного, с предельной частотой ударов, тремоло. Для этого практика подсказывает так называемый метод тренировки на грани усталости руки. Упражнение можно начать с редких, но ритмически четких ударов небольшой силы. Затем частоту ударов и динамику нужно постепенно увеличивать, доведя до предела, и тремолировать до тех пор, пока рука не устанет. При первых же признаках усталости следует уменьшить частоту ударов, но продолжать тремолировать. Если усталость не пройдет, нужно сделать паузу. Работая над этим упражнением, необходимо следить за тем, чтобы не произошло переутомления мышц руки.

Учащимся со слабыми двигательными реакциями полезно пользоваться следующими упражнениями: играть короткие, ритмически разные построения (квартоли, квинтоли, секстоли и др.) на открытых или прижатых струнах быстро и громко. После каждой проигранной ритмической фигуры делать небольшую остановку, которая позволит сознательно освободить руку от излишнего напряжения, а также приготовить её к очередному движению.

Во время упражнений нужно следить за качеством звука и ровностью удара, а также за состоянием мышц руки. Упражнения дадут желаемые результаты в том случае, если они будут регулярными и продолжительными.

Иногда приём тремоло исполняют на одной первой струне (при этом уменьшают амплитуду колебания кисти правой руки, а остальные струны придерживают большим пальцем левой руки) или на второй и третьей, придерживая первую пальцами левой руки.

Если в нотной записи не указаны приёмы игры - арпеджио или бряцание и встречаются длинные ноты(целые, половины) или ряд коротких нот, соединенных сверху или снизу дугообразной чертой - лигой, то их следует исполнять связанно, приёмом тремоло. По окончании лиги (связки) тремолирование следует прервать на мгновение, и после короткой остановки-цезуры,- как бы взяв дыхание, начать исполнение следующего отрезка пьесы.

 


Использованная литература:

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

Комментарии ВКонтакте:

 

 

prazdnik-muz.ru

"Освоение приема игры тремоло в классе балалайки"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КАЛИНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Принципы освоения приема игры тремоло в классе балалайки

Конспект открытого урока

преподавателя класса

балалайки Суровцева

Артема Николаевича

2016 г.

Цель урока - Раскрытие технических сложностей при освоении приёма тремоло учащемуся 2 класса музыкального отделения по классу «балалайка»,

способы преодоления этих сложностей

Задачи преподавателя:

1. мотивировать учащегося активно участвовать в процессе формирования умений и навыков в освоении приема «tremolo» на балалайке;

2. практическая демонстрация приема «tremolo»;

3. теоретически объяснение возникновения приема тремоло;

4. способствовать формированию правильного звука извлечения приема «tremolo» средством должной посадки, постановкой руки, амплитуды.

Задачи обучаещегося:

1. научиться правильному исполнению приема тремоло;

2. умение контролировать звукоизвлечение данного приема по средством crescendo и diminuendo (громко,тихо), с учетом усвоенных практических рекомендаций.

Методы и технологии обучения:

словесные:

- беседа;

наглядные:

- показ на инструменте;

- показ на проекторе

здоровье сберегающие:

- соблюдение правильной посадки, постановки рук, подбор музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей обучающегося;

Инструментарий: ноутбук, проектор, музыкальные инструменты - балалайка, фортепиано, подставка для ног.

Участники урока: ученик 2 класса Рукавицын Кирилл, преподаватель Суровцев Артем Николаевич

Физиологические особенности учащегося: Кириллу 8 лет, телосложение среднее, ребенок активный, с программой освоения балалайки справляется успешно.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 минута).

2.Сообщение темы, цели и задач урока (2 минуты)

3. Прослушивание произведения А. Шалова «Тонкая рябина» (4 минуты):

а) во время прослушивания ученику предлагается внимательно следить за особенностью положений правой руки исполнителя.

4. Теоретическое объяснение возникновения приема тремоло (8 минут)

а) дается определение «tremolo». Тремоло(итал. tremolo — дрожащий) - Приём игры, заключающийся в быстром равномерном чередовании ударов по струнам указательным пальцем правой руки вниз и вверх. Игра приёмом «tremolo» создаёт впечатление непрерывности звучания и напоминает пение.

б) история возникновения «tremolo». В 30-х годах XX столетия появляются самоучители и школы, которые, первыми кажутся нам достойными внимания. Это – самоучители Н. Лукавихина (1933), А. Илюхина в двух частях (1939). В них впервые были сделаны попытки обобщения опыта ведущих исполнителей на балалайке, а школа А. Илюхина 1939 года впервые выстроена по диалектике усвоения материала. Эта школа, а особенно ее позднейшее с доработкой переиздание (1947), а также другие работы А. Илюхина: Самоучитель игры на балалайке (1955, 1972), Курс обучения игры на балалайке студентов-заочников музыкальных училищ М., 1962, – стали первыми инструктивно-методическими изданиями по балалаечной педагогике, теории и методике. Материал в них тщательно подобран и систематизирован по принципу усложнения.

Анализ всей этой литературы получается весьма скудный: во всех работах, в частности, Н. Успенского, Н. Лукавихина и А. Илюхина, тремоло – это «быстрое повторение равномерных и одинаковых по силе чередующихся ударов по струнам, создающее у слушателя впечатление непрерывно льющегося «певучего» звука. Движения кисти при игре тремоло, хотя и заметно меньшие по размаху, в основном сходны с движениями кисти во время игры бряцанием». Вся методическая литература, освещавшая освоение тремоло, вплоть до 1970-го года говорила о том, что «тремоло – это быстрое бряцание».

В последнее тридцатилетие XX-го столетия появляется ряд работ, в которых исполнению тремоло на балалайке уделяется значительно большее внимание. Прежде всего, следует остановиться на работе А.Б. Шалова «Основы игры на балалайке», (Л., Музыка, 1970). Тремоло по А. Шалову – это прием игры, при котором звук извлекается частым чередованием ударов по струнам указательным пальцем. При игре тремоло техническая задача заключается в воспроизведении звука, который воспринимается на слух как непрерывно льющийся.

Этому способствуют равномерные по силе удары по струнам сверху и снизу. А.Б. Шалов, так же как и предыдущие авторы, говорит о том, что принцип звукоизвлечения и положение правой руки при игре тремоло аналогичен бряцанию, но у него впервые мы читаем о том, что движения предплечья и кисти меняются. «Предплечье из прямолинейного движения переходит во вращательное, а кисть учащает колебательное движение и ограничивает амплитуду». Впервые в методической литературе, ставшей доступной широкому читателю и, особенно, педагогам-балалаечникам, говорится о физиологии движения мышц. А.Б. Шаловым приводятся схематические рисунки, показывающие направление движений при звукоизвлечении различными приемами, в том числе и приемами «бряцание» и «тремоло».

Впервые говорится о том, что от движений правой руки зависят «тончайшие нюансы, штрихи, темп и характер исполняемого произведения». «Поэтому с первых же шагов обучения следует тщательно вникать в смысл работы над овладением принципами звукоизвлечения и с наименьшей затратой энергии стремиться достигать высокого качества исполнения».

5. Объяснение физиологических особенностей при игре «tremolo». (2 минуты)

а) исходное положение правой руки при «tremolo» такое же, как и при бряцании, но характер движений руки у этих приемов разный. Если при бряцании используются главным образом сгибательные и разгибательные движения предплечья, то при игре тремоло основным является его вращательное движение. Вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение.

б) учитель демонстрирует данный прием на балалайке по не зажатым струнам.

6. Практическое исполнение приёма игры учащимся. (15 мин)

а) ученику предлагается с учетом полученных рекомендаций попробовать произвести прием «tremolo». Для этого используется упражнение эмитирующее данный прием, не соприкасаясь со струнами.

б) по мере освоения амплитудного эмитирующего движения в воздухе, ученику предлагается перенести прием на открытые струны. Следить за исполнением, звук должен быть густой и насыщенный, а амплитуда правой руки более частой.

в) после того как звук станет более устойчивым, ученику предлагается произвести динамические последовательности путем crescendo и diminuendo ранее используемых в приеме «бряцание».

7. Задание на дом (3 минуты)

а) отработать прием «tremolo» с учетом рекомендаций полученных на уроке

б) играть динамическую последовательность crescendo и diminuendo, пробовать постепенно, переходить с более тихого на более громкий звук.

8. Рефлексия (5 минут)

а) проводится анализ урока, ученику предлагаются поделиться впечатлением. С какими трудностями столкнулся? Что удалось? Выставляется оценка за урок.

Используемая литература

1. А.Шалов «Основы игры на балалайке», «Музыка», Ленинград, 1969г.

2. А.Илюхин «Самоучитель игры на балалайке», «Музыка», Москва, 1978г.

3. http://www.barynya.com/balalaika_tremolo.htm

infourok.ru

Тремоло — Википедия

Обозначение тремоло на ноте

Трéмоло (итал. tremolo «дрожащий») — разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.

Пример тремолирования: вместо того, чтобы играть 1/2, можно сыграть 8 по 1/16.

Существует также термин-наречие тремола́ндо (итал. tremolando) — «производя тремоло».

Вокальное тремоло — дефект пения, связанный с форсированием голоса, неумением формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра, из-за пения «не своим голосом».[1]

Скрипка[править | править код]

Тремоло на скрипке[2] производится короткими отчётливыми движениями смычком эластичной (расслабленной) кистью. За счёт эластичной кисти смычок отскакивает от струн и готов производить очередное движение.

Наиболее известное применение:

Скрипачи, активно применявшие тремоло:

Домра[править | править код]

Тремоло на домре является основным приёмом для извлечения продолжительного звука. Производится быстрым чередованием ударов вниз-вверх медиатора по струне. Существуют различные классификации тремоло, но обычно выделяют: кистевое (от кисти), локтевое (от локтя и предплечья) и комбинированное (кисть + локоть + предплечье) тремоло, когда наиболее активны соответствующие части рук. Важнейшей характеристикой тремоло является ровность, то есть одинаковая продолжительность удара вниз и удара вверх медиатором по струне. Приём тремоло обязательно используется в кантилене, так как в ней необходимы большая длительность и связность звучания.[3][4]

Балалайка[править | править код]

Тремоло на балалайке — приём игры, заключающийся в быстром равномерном чередовании ударов по струнам указательным пальцем правой руки вниз и вверх. Игра приёмом «тремоло» создаёт впечатление непрерывности звучания и напоминает пение. Как и на домре, является основным приёмом для извлечения продолжительного звука, но звукоизвлечение несколько иное — при игре на балалайке приёмом тремоло основным движением является вращательное движение предплечья, и вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. Если в нотной записи не указаны приёмы игры — арпеджио или бряцание и встречаются длинные ноты (целые, половины) или ряд коротких нот, соединенных сверху или снизу дугообразной чертой — лигой, то их следует исполнять связанно, приёмом тремоло. По окончании лиги (связки) тремолирование следует прервать на мгновение, и после короткой остановки-цезуры, как бы взяв дыхание, начать исполнение следующего отрезка пьесы.[5][6]

Электрогитара[править | править код]

Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн и/или дилэй.

Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например трэш-метале, блэк-метале, дэт-метале. Также используется в панк-роке, альтернативном роке. Часто используется в пост-роке, для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.

На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука рычагом тремоло.

Классическая гитара[править | править код]

Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Также существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.

Тремоло на классической гитаре может также производиться повторяющимися ударами по двум и более струнам, путём чередования четырёх пальцев (включая мизинец).

Разрабатывается новый технический приём, который исполняется пятью пальцами «p», «i», «m», «а», «e» — мизинец. Большой палец «р» в этом случае создаёт аккомпанемент «верхним ударом».

Тремоло на губной гармонике производится путём смыкания и размыкания ладоней, образующих камеру вокруг гармоники. Также есть губные гармоники тремоло со звучанием «в розлив», с биениями.

Малый барабан[править | править код]

Так называемая «барабанная дробь». На малом барабане тремоло играется за счёт отскока палочек от поверхности барабана (пластика). Каждая рука совершает подряд по два или по несколько быстрых ударов на отскоке, при этом руки чередуются. Отскок играется путём «вдавливания» палочки в барабан после первого удара, при этом прижимание не должно быть слишком слабым или слишком сильным — отскок должен быть «контролируемый». Для правильного тремоло на малом барабане ударники тренируют упражнения на ритмичность отскока, количество ударов от каждой руки и т. п.

Перкуссия[править | править код]

На звуковысотных гидрофонах (ксилофон, колокольчики и т. п.) тремоло играется чередующимися единичными ударами каждой руки. При этом кисть должна быть максимально расслаблена для достижения большей плавности и «певучести» звука, а также — для лёгкости исполнителя.

  • Тремоло // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 597. — 1056 с.

ru.wikipedia.org

Гитарные приёмы игры на балалайке. Пиццикато, тремоло, перебор. Видео.

Гитарные приёмы

Название гитарные приемы для исполнителей на балалайке носит условный характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на балалайке они подвергались в некоторых случаях значительному видоизменению.

Сущность этих приемов заключается в том, что наиболее активная роль в извлечении звука принадлежит пальцам левой руки при относительной пассивности кисти и предплечья. При исполнении гитарных приемов все пальцы правой руки, за исключением большого, извлекают звук движением снизу вверх

Гитарное пиццикато — извлечение звука на одной струне с использованием всех пальцев правой руки поочередно. Исхдное положение правой руки такое же, как при бряцании. Кисть находится в относительно статичном состоянии, пальцы — на расстоянии 1-2 см. от первой струны в полусогнутом положении и в состоянии активной собранности, как бы готовясь противодействовать упругости струны. Поочередно подгибаясь они ударяют подушечками ногтевых фаланг снизу вверх. Для извлечения звуков необходимой силы следует использовать не только мышечные усилия пальцев, но и энергию их замаха. Для ритмической четкости движений и обеспечения необходимого замаха пальцев нужно, чтобы они не были прижаты друг к другу, чтобы между ними было небольшое расстояние. Особенно это важно для мизинца и безымянного пальцев, так как они связаны одним сухожилием.

В зависимости от темпа и динамики характер движения пальцев несколько изменяется. Для извлечения тихого звука нужен меньший замах пальцев, для громкого — больший. При увеличении динамики к движениям пальцев подключается легкое тянущее движение предплечья вверх. Сложность освоения гитарного пиццикато заключается в координации движений пальцев правой и левой рук, в достижении динамической и метрической ровности звучания данной группировки нот. Это требует долгой и кропотливой работы.

Изучать гитарное пиццикато надо последовательно: сначала осваиваются движения первым и вторым пальцами. Затем подключается большой палец и осваивается комбинация пальцев: 2-1-б и её варианты: 1-2-б; б-1-2; б-2-1.
следующий этап — новые комбинации: 3-2-1-б; 4-3-2-1-б и их варианты.

Гитарное тремоло — извлечение звука частыми, равномерными ударами по струнам поочередно большим, безымянным, средним и указательным пальцами правой руки, причем большой палец извлекает звук на II, III или на всех трех струнах движением сверху вниз, а остальные пальцы извлекают звук на первой струне движением снизу вверх.

Методы работы над гитарным тремоло такие же, как и над гитарным пиццикато. Однако в гитарном тремоло пальцы правой руки приобретают ещё большую самостоятельность по сравнению с гитарным пиццикато, вспомагательные тянущие движения предплечья исключаются. Лмшь при ударе (арпеджиато) по всем струнам большим пальцем в движении принимает участие предплечье правой руки.

Гитарный перебор — извлечение звука пальцами правой руки поочередно на разных струнах. Этот прием имеет много общего с гитарным пиццикато и гитарным тремоло; отличие состоит в том, что кисть правой руки располагается таким образом, чтобы пальцы оказались над нужными струнами. Гитарный перебор часто используется в сочетании с вибрато.

К гитарным приемам относится также извлечение звука двумя-тремя пальцами правой руки соответственно на двух или трех струнах одновременно. Обычно двойные ноты исполняются щипком указательного и среднего пальцев (реже: большим и указательным). Аккорды чаще всего исполняются указательным, средним и безымянным пальцами, реже — большим, указательным и средним.

Захват струн следует производить подушечками ногтевых фаланг движением пальцев вверх (при игре вибрато одновременно и в сторону подставки). При этом необходимо более активное участие крупных мышц руки, чтобы удержать руку в рабочем положении и содействовать в то же время движениям пальцев. Особенно заметными становятся действия кисти и предплечья при одновременном извлечении звука на трех струнах.

Источник: Школа игры на балалайке (Нечепоренко, Мельников)

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

balalaika.org.ru

Приёмы игры на балалайке. Дробь. Игра левой рукой. Арпеджио. Глиссандо. Легато. Видео.

Приёмы игры на балалайке

Арпеджио (Арпеджиато) (обозначается волнистой чертой слева от аккорда ) - исполнение звуков аккорда последовательно, одного за другим, причём в каждый момент времени звучит только одна нота. Общая длительность созвучия при этом не меняется. Обычно осуществляется ударом большого пальца по всем(или только по двум) струнам сверху вниз.

Переменные удары — извлечение звука равномерным чередованием ударов сверху и снизу указательным пальцем по одной струне. Этот прием применяется в виртуозной технике. При игре переменными ударами звучание характеризуется подвижностью и легкостью, довольно большим динамическим диапазоном, но по сравнению с двойным пиццикато меньшей плотностью.

При переменных ударах рука находится примерно в таком же положении, что и при двойном пиццикато. Разница заключается в том, что переменные удары осуществляются одним указательным пальцем. Переменные удары основывабтся (как и тремоло по всем струнам) на быстрых колебательных движениях кисти, являющихся следствием вращательного движения предплечья.

Подцеп — извлечение звука щипком указательного или среднего пальцев правой руки на одной струне снизу вверх. Подцеп применяется обычно в сочетании с ударами указательного или большого пальца по всем струнам сверху вниз. Это сочетание приемов внешне напоминает бряцание, но отличается от него иной организацией движения правой руки снизу вверх. Подцеп — самостоятельный прием, а не составнаячасть бряцания. Его цель — уравнять по силе звуки, извлекаемые ударами снизу, со звуками, извлекаемыми ударами сверху, а в некоторых случаях и выделить их в самостоятельную мелодическую последовательность. В сложном комбинированном движении руки при извлечении звука подцепом в умеренных темпах наиболее активную роль играет предплечье, а в подвижных — кисть правой руки.

Удар большим пальцем существенно отличается от щипка (пиццикато большим пальцем). При пиццикато большим пальцем наиболее активную роль в извлечении звука играет большой палец правой руки; при ударе большим пальцем эта роль принадлежит предплечью, а большому пальцу отводится пассивная рольпередатчика энергии движения руки. Звук извлекается движением руки сверхо вниз. Удар большим пальцем осуществляется, как правило, по всем струнам, но бывают случаи, когда он используется при игре на одной струне. Удар большим пальцем входит как составной элемент в некоторые другие приемы игры на балалайке, например: большую дробь, двойное пиццикато.


Приёмы игры, упомянутые ниже на этой странице, не относятся к основам балалаечной техники, но они являются важным выразительным средством, обогащающим звуковую палитру инструмента и придающим его звучанию яркое своеобразие. Использовать эти приемы следует с большой осмотрительностью. Неоправданное и слишком частое их применение (например глиссандо или дроби) может привести к искажению художественного образа музыкального произведения.

Дробь — определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки. От этого образуется звучание, напоминающее дробь малого барабана. Применять дробь нужно с чувством меры, как правило, там, где требуется подчеркнуть сильную долю такта, синкопу, начало или конец фразы. В практике существует несколько разновидностей дроби: малая, обратная, большая и беспрерывная.

Малая дробь () — осуществляется быстрой веерообразной последовательностью ударов четырьмя пальцами по струнам сверху вниз. Перед началом каждой дроби пальцы полусогнуты, во время соприкосновения со струнами они поочередно распрямляются. Начинается малая дробь с удара мизинцем и заканчивается фиксирующим ударом указательного пальца. Последний удар ввыделяет и основную метроритмическую точку дроби.

Обратная дробь () отличается от малой направлением удара снизу вверх. Звукоизвлеение при исполнении обратной дроби может начинаться как с указательного пальца, так и с мизинца.

Большая дробь () — это извлечение звука непрерывно следующими друг за другом ударами по всем струнам пятью пальцами правой руки движением сверху вниз. Начинается большая дробь с мизинца и заканчивается акцентированным ударом большого паьца, который и определяет метроритмическую точку дроби. Наряду с указанным вариантом в исполнительской практике во многих случаях целесообразно пользоваться сокращенной большой дробью — без участия указательного пальца. В этом случае большая дробь становится менее тяжеловесной, более гибкой, сохраняя, однако, четкость звучания.

Беспрерывная дробь — это сочетание разновидностей дроби с ударами указательного или большого пальца.

Большая и малая дробь относятся к прямой дроби (удары сверху вниз). Различаются они только тем, что в большой участвуют все пальцы, в малой - только 4 (без большого).

Пиццикато пальцами левой руки: Характерная особенность извлечения звука данным приемом заключается в том, что возбуждение струны и изменение высоты звука производится пальцами левой руки. Различают два вида пиццикато пальцами левой руки: нисходящее пиццикато (сдергивание) и восходящее пиццикато (восходящее легато).

Нисходящее пиццикато: Одиночные звуки на открытых струнах могут быть извлечены любым пальцем левой руки путем захвата струны подушечкой пальца и последующего сдергивания пальца со струны с одновременным её защипыванием (сдергивание большим пальцем левой руки возможно лишь на третьей свободной струне). Сдергивание нужно производить быстрым энергичным движением пальца со струны в сторону и одновременно вниз. Звук, извлекаемый сдергиванием, отмечается в нотной записи крестиком над нотой и лигой, связывающей ее с предыдущей нотой.

Несколько труднее исполнять последовательность звуков, когда первый звук извлекается щипком или ударом правой руки, а последующие звуки — поочередным сдергиванием пальцев левой руки со струны. В момент сдергивания пальца со струны последующий (берущий более низкую ноту) палец должен плотно прижимать струну к грифу. Такое извлечение звуков возможно лишь при исполнении нисходящих мелодических ходов.

При восходящем пиццикато возбуждение струны происходит при помощи энергичного удара — падения ппальца левой руки на струну. Удар должен производиться подушечкой пальца точно возле ладового порожка. Типичным для данного приема является сочетание двух звуков, следующих один за другим в восходящем движении. Пальцем правой руки извлекается первый звук, а второй образуется от удара пальцем левой руки по ещё колеблющейся струне. Осуществляемый таким образом переход от сильного звука к более слабому создает звуковой эффект легато. В связи с этим донный прием называетсяещё восходящим легато и обозначается лигой, соединяющей две (а иногда и более) ноты, и крестиком над второй нотой.

Глиссандо — скольжение пальцем (или несколькими пальцами) по одной или нескольким струнам в восходящем или нисходящим направлении. Исполняется так же, как и обычный переход из позиции в позицию, но в отличме от него пальцы во время скольжения не ослабляют нажим на струны, а наоборот, плотно прижимают их к грифу.

Извлечение звука при исполнении глиссандо осуществляется двумя способами:

  • единичным возбуждением струны (струн) при помощи удара или щипка;
  • непрерывным возбуждением струны (струн) при помощи тремоло или бряцания;
В первом случае после извлечения звука ударом или щипком правой руки левая рука, плотно прижимая струны/струну пальццами, сразу же начинает свое движение вдоль грифа, используя возникшее колебание струны/струн. Правая рукка во время движения не принимает участия в звукоизвлечении и вступает в действие только при извлечении завершающего звука глиссандо, а иногда и позже (при пиццикато пальцами левой руки). При исполнении глиссандо на одной струне палец левой руки следует поставить отвесно по отношению к грифу и развернуть вдоль грифа по направлению к подставке.

В нотной записи глиссандо обозначается волнистой линией (или несколькими линиями), соединяющей соседние ноты.

   

Остались вопросы? — Задайте их на нашем форуме.

balalaika.org.ru

Самообучение: Игра аккордов | Уроки игры на балалайке

Игра аккордов.

Двойные ноты и аккорды представляют собой типичную балалаечную фактуру, освоение которой требует длительной и кропотливой работы. Однако не следует ограничиваться изучением только двойных нот и аккордов. Нужно продолжить работу над одноголосным материалом, добиваясь все более точных, быстрых, независимых движений пальцев левой руки и воспитывая у себя слуховые ощущением различий в характере звучания простых мелодий.

Двойные ноты.

Характерной особенностью извлечения двойных нот на балалайке является постоянное участие большого пальца левой руки в прижатии II и III струн. Давление пальца на обе струны распределяется равномерно, однако оно не должно быть слишком сильным или слабым. Если прижимать струны к грифу с чрезмерной силой, это приведет к зажатости руки, если недостаточно плотно — к погрешностям в звучании. Особую трудность представляет собой движение большого пальца при переходе с лада на лад. Как правило, оно должно осуществляться без снятия пальца со струны, плавно. При этом учащиеся допускают следующие ошибки: раньше времени отпускают струны, результатом чего является шорох полуприжатых струн или звучание открытых; продолжают с силой давить на струны во время скольжения, что часто приводит к излишнему напряжению руки, а также к неоправданному эффекту глиссандо. В момент скольжения большой палец должен слегка ослабить давление на струны, но не раньше, чем будет полностью выдержана длительность предыдущего звука. Движение большого пальца при игре двойными нотами осуществляется не только за счет его самостоятельных усилий, но во взаимосвязи с движениями кисти, предплечья и плеча.

Аккорды.

При извлечении аккордов расположение пальцев левой руки на грифе несколько иное, чем при игре двойных нот. Большой палец прижимает только III струну, а I и II струны прижимаются к грифу указательным, средним, безымянным и мизинцем. Задача большого пальца облегчается, так как он прижимает только одну струну, но координация движений остальных пальцев усложняется. Кроме того, игра аккордов требует, как правило, большей растяжки пальцев, при которой часто возникают излишние напряжения в левой руке. Особую сложность представляет собой извлечение последовательностей аккордов, исполняемых легато. В этой связи большое значение приобретает правильный подбор аппликатуры. При игре аккордов следует избегать перекрещивания, то есть перестановки пальцев со струны на струну; необходимо подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы находились по возможности на одних и тех же струнах. В аккордах, содержащих звук ми первой октавы, возможно извлечение этого звука как на II, так и на III открытых струнах, в зависимости от удобства игры. Однако для правильного голосоведения лучше оставлять постоянно открытой какую-либо одну из струн ми.


Использованная литература:

П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

schoolbalalaika.ru

Расположение нот на грифе | Уроки игры на балалайке

Данная статья/урок предназначена для тех, кто только начинает свое знакомство с инструментом.

На создание статьи/урока меня подтолкнули поисковые запросы пользователей. И один из самых частых звучит так:

Расположение нот на грифе балалайки

Давайте начнем с того, что разберемся со строем балалайки: Первая струна на балалайке — Ля первой октавы, вторая и третьяМи первой октавы. То есть на балалайке две одинаковых струны.

Если вы еще не знакомы с нотной грамотой, то по ссылке можете перейти и почитать: Нотная грамота, ритм и метр. В данном статье/уроке мы не будем заострять на неё внимание.

На грифе расположены лады, которые в свою очередь, если переводить в нотную грамоту, образуют полутон между собой: т.е. между ладами пол тона.

Теперь, зная строение мажорной* и минорной** гамм, мы легко сможем определить на каком ладу какая нота расположена.

*Мажорная гамма, строение: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

**Минорная гамма строение: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Гаммы без знаков: До мажор и Ля минор. Но нас с вами интересует непосредственно гамма Ля минор, так как нота Ля открытая струна, которая не требует поиска.

Ля минорЛя открытая первая струна, следующая нота Си и между ними Тон, а это значит, что на грифе она расположена на 2 ладу, так как между ладами пол тона. В минорной гамме между второй и третьей нотой полутон, соответственно на грифе нота До располагается на 3 ладу. Далее тон — Ре находится на 5 ладу, Ми — на 7 ладу, так как снова тон, а вот Фа на 8 ладу, ведь между Ми и Фа согласно строению минорной гаммы пол тона, ну и завершает все ноты Соль на 10 ладу и Ля на 12 ладу, так как последние две ноты отстают от предыдущих ровно на тон. И дальше мы продолжаем высчитывать согласно выше написанному. Как видите, все абсолютно просто.

Но это первая струна, а как же быть со второй и третьей?

На самом деле, отгадка у вас уже в руках! Мы знаем, что между чистой (без диеза и бемоля) нотой ми и фа пол тона, а значит Фа на второй и третьей струне располагается на 1 ладу, дальше по аналогии высчитываем и понимаем, что: Соль — на 3 ладу, Ля — на 5 ладу, Си — на 7 ладу, До — на 8 ладу, Ре — на 10 ладу, Ми — на 12 ладу, и так далее.

Для более лучшего понимания и визуализации прикрепляю картинку ниже (здесь уже с диезами и бемолями):

Расположение нот на грифе

Надеюсь, что данный урок/статья поможет вам в понимании и дальнейшем обучении на этом замечательном инструменте.

Пишите в комментариях свои мысли и идеи для новых статей/уроков или задавайте вопросы, если таковые остались. А также делитесь в социальных сетях, если прочитанное вам понравилось.

schoolbalalaika.ru

Балалайка — Википедия

Балала́йка[1] (bəɫɐˈɫajkə слушать) — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.

Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов музыкального творчества русского народа.

Картина П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835).
Форма корпуса балалайки была изначально округлой[2].

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А. Н. («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельсон А. Д. («Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребёнок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове — башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.[3][4]

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек[5].

Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 1 апреля (20 марта) 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ»[6], в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку»[7].

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку»[8]. Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Длина балалайки составляет от 60—70 см (балалайка прима) до 1,7 метра (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (5—7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки — 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков[9].

Квартово-унисонный[править | править код]

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24 ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый[править | править код]

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву. Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше — наоборот. Так проверяют все три струны.

При настройке в квартово-унисонный строй опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля, фортепиано или баяну. Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов, следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане[10].

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 435—450 675—685 19—24[10]
Секунда d1, a, a

d1, a, e


475—490 745—765 15
Альт a, e, e

a, e, H


490—535 800—820 15
Бас d, A, E 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 1100—1180 1600—1700 16—17

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут.
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка.
Души моей хозяйка.
Поиграй повеселее
В балалайку, дорогой![11].

В песне немецкой группы Scorpions «Wind Of Change» есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара…)

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5—7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем — 4—5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

См. Категория:Балалаечники

  • 1979 — Русские народные музыкальные инструменты (Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР)
  • В мире музыкальных инструментов (автор и вед. Д. Кереселидзе, реж. К. Трацевский)

Н. В. Гоголь, упоминая балалайку в «Мёртвых душах», называет её «двуструнным» инструментом: «Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двуструнные лёгкие балалайки…»

  1. ↑ Балалайка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Пересада, А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8..
  3. ↑ «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А. Н., 1910
  4. ↑ Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А. Д., 1865
  5. ↑ Народное музыкальное творчество. Учебник / Отв. редактор О. А. Пашина — СПб.: Композитор, 2005. — 568 с. — С. 312
  6. ↑ РГАДА, ф. 229, oп. 1, ед. хр. 189, л. 159
  7. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — С. 67.
  8. ↑ Історичний словник українського язика / Під ред. Є. Тимченка. — К.-Х.: «Державне видавництво України», 1930. — Т. Зошит 1: А — Глу. — С. 52.
  9. ↑ Денис Павлов. О некоторых проблемах строя балалайки в исполнительской практике
  10. 1 2 Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 114—116. — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6.
  11. ↑ Галахов В. К. Балалайка в народной поэзии // Русская речь. 1992. № 3. С.99-103. М.: Правда, 1988. С.229-230
  • Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997.
  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 83—89, 162. — 280 с.
  • Имханицкий М. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. — 320 с.
  • Киприянов В.П., Масляненко Д.А. Трехструнная певунья. — Л.: Красная газета, 1929. — 112 с.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. — С. 37—39, 43—45. — 47 с.
  • Пересада А.И. Балалайка : Популярный очерк. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. — ISBN 5-7140-0245-8.
  • Пересада А.И. Балалаечных дел мастер [О Налимове С.И.]. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1983. — 56 с.
  • Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. — М.: Советский композитор, 1962. — 115 с.
  • Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. Том 1, вып.2. — М.-Л.: Государственное издательство, 1928. — С. 215—217. — 236 с.
Статьи

ru.wikipedia.org


Смотрите также