Сорока белобока как играть


Правила и цель десткой игры Сорока-белобока

Детская игра Сорока-белобока

Эта старинная русская народная игра-потешка, называемая ещё иногда Сорока-сорока, предназначена для самых маленьких. Она развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.

Игра эта описана ещё у В.И. Даля в «Пословицах русского народа», но вариантов стишка существует превеликое множество. Мы попытаемся описать основные.

Правила игры для детей Сорока-белобока

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и, приговаривая нехитрый стишок, трогайте его пальчики. Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладошке ребёнка (как будто мешаем кашку):

Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

Кстати, немногие знают, что у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
— Ну, на тебе — кашки-малашки!
— Ням-ням-ням...
Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),
На головку сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (гладят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локоть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!

play-plan.ru

Потешки-игры "СОРОКА-ВОРОНА КАШУ ВАРИЛА" | Метки: кашка, кашка

Это вариант пальчиковых игр: водим пальцем по ладошке ребёнка — «варим кашу». Потом начинаем «кормить» персонажей потешки, перебирая при этом пальчики ребенка по одному. Эти потешки дети очень любят. К восьми месяцам малыши уже могут по просьбе показать, как сорока варит кашку. Пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития мелкой моторики и речевого аппарата у ребенка.

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
«Этот – большой – воду носил,
Этот – указательный – дрова колол,
Этот – средний – печку топил,
Этот – безымянный – кашу варил.
А ты – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Не будет тебе каши!»

— орона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

орока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

орока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

орока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

орока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

орока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

орока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

орока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

орока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

— орока-сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

орока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

орочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

ики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели,
Шу! На голову сели.

www.baby.ru

Для чего нужна сорока -белобока и ладушки. Пестование.

В ДРЕВНОСТИ ДЕТЕЙ НЕ ВОСПИТЫВАЛИ, А ПЕСТОВАЛИ!

Пестование, чтоб вы знали, — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.

Пестование

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягушки-потягунюшки,

Поперек толстунюшки.

Ноженьки — ходунюшки,

Рученьки — хватунюшки.

В роток — говорок,

А в головку — разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

✔Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

✔Ладушки

Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

— Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

— Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

— Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.

— Пили простоквашку! — еще раз.

— Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

✔ Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:

— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.

Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):

— Здесь вода горячая…

— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Начинайте прямо сейчас))))

www.baby.ru

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Карпухина Н. Ю.
Оздоровительное и развивающее значение пальчиковых игр
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.

Хотелось бы сегодня привлечь ваше внимание к известной потешке «Сорока-белобока», созданной мудростью и талантом славянского народа. Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребеночка, развлекалочка неугомонного малыша. А не тут то было!
Эта игра, как и любая другая потешка (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет разностороннее воздействие на малыша: развивающее, оздоровительное, психологическое. Такие игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они являются и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребенка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития.
Для начала вспомним саму игру-потешку, попробуем проанализировать ее текст и сопроводительные движения с точки зрения оздоровления и развития.
Существуют множество вариантов текста этой потешки, здесь приведем только два.

Вариант 1.

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец):
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:

(Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая):
Вот он ходит - воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»):
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике):
Здесь водица теплая,
(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок):
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.

Вариант 2.
Сорока, сорока,
Сорока – белобока,
Кашку варила
Гостей скликала,
На порог скакала,
Гостей смотрела.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.

Этому дала на блюдечке,
Этому – на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому – поскребушки.
А этому – нет ничего.
Ручки ребеночка поднимают и кладут на головку (закрепление информации (психологический якорь)):
Шувы! Полетели,
На головку сели.
Пальчики взрослого двигаются по руке ребенка:
Тут пень, (дотрагиваются до запястья)
Тут колода, ( до локтевого сгиба)
Тут студеная водица, (до плеча)
Тут кипяток, кипяток! (щекочут подмышкой).

Несмотря на разные варианты, движения, сопровождающие текст в основном следующие:
Сначала водят указательным пальчиком (своим или ребенка) по ладошке. Направление – нигде не указывается. Но в основном все непроизвольно водят на левой ладошке по часовой стрелке, на правой - против. Иначе говоря, внутрь от большого к мизинцу.
Затем либо загибают пальчики, либо перебирают их (массируя каждый снизу вверх или сверху вниз) по одному.
Начинают загибать пальчики в разных вариантах по-разному: и с мизинца, и с большого пальца.
Но правильнее начинать с мизинца. Объясню почему:
1). Естественное продолжение движения, остановились возле мизинца и начинаем с него.
2). Необходимо чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец – нет. Ведь он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, в которых все пальчики вместе, а большой – отдельно. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.
3). Существуют и другие потешки, в которых точно надо начинать с мизинчика, акцентируя внимание в конце на большом пальце. Например:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.
Существует продолжение потешки, в котором пальцы взрослого поднимаются от ладошки по ручке малыша (щекочут), останавливаясь (топчутся пальчиками) обычно на запястье, на локтевом сгибе, на плечике, в конце щекоча под мышкой.
Итак, мы имеем, что эта древняя игра представляет собой определенные упражнения и массаж для пальцев и всей кисти ребеночка, сопровождающая ритмичными рифмовками.
Известно, что движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Территория проекции кисти и, особенно, большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Было замечено, что игры участием рук и пальцев (типа нашей традиционной «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. (10) Великий немецкий философ И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.(10)
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина) (7).
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. (6)
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. (13)
Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество потешек, таких как «Сорока-белобока», в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать: понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Когда же начинать такие игры-упражнения?
Начинают многие мамы играть в «Сороку» со своим малышом очень рано, некоторые прямо с рождения. Как вы знаете, ребеночек рождается с набором рефлексов, один из них "хватательный": если вложить указательные пальцы ребенку в ладошки, и он крепко ухватится за них, так что его можно даже приподнять. Также ребенок способен долго не выпускать из рук предмет. Все эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в осознанное умение брать и отпускать. Это произойдет примерно в 4 месяца. Сначала малыш сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Получается, что наши древние прабабушки, играя в «Сороку» со своим чадом, побуждали его поскорее раскрыть ладошку, которой отведена важная роль в познании мира путем осязания, т.е. тренировали хватательный рефлекс своего малыша. А сегодня учеными доказано, что чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Время идет, и наш малыш растет дальше. Игрушки привлекают его уже всерьез – ребенок может их брать в руку, тащить в рот. Скоро этот навык станет устойчивым и совершенно естественным. Теперь самое время вырабатывать правильный захват ручкой. То есть необходимо уделить внимание большому пальцу, постараться, чтобы большой палец малыша противостоял всем остальным. Именно здесь берет начало навык правильного письма, правильного удерживания карандаша, ручки. Еще раз вспомним, что говорится о большом пальце в нашей любимой «Сороке-вороне»:
Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.
В другом варианте: Прочь, прочь, прочь отсюда.
Задача упражнения, сопровождающего эту часть потешки, – расслабить большой палец и вывести его из-под «прикрытия» остальных пальчиков.
Игра «Сорока-белобока» растет вместе с малышом. Сначала мама сама играла с рукой ребеночка, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку - ребенок был пассивен. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а ребенок действует пальчиками уже самостоятельно.
Еще позже ребенок становится "создателем" игры. И слова, и движения - все ему подвластно. В процессе игры, когда пальчики превращаются в разных персонажей, ребёнок растирает свои пальчики, массирует, сгибает и разгибает их, учится координировать свои движения.
Заметим, что к тому же мама, занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм малыша. Она целенаправленно (по замыслу потешки) влияет на рефлексогенные зоны, расположенные на кисти ребеночка, воздействие на которые вызывают определенные действия на внутренние органы. Эти зоны способны воспринимать внешние раздражения и переводить их в нервные сигналы, а затем через центральную нервную систему изменять и нормализовывать функции органов. (1) По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. (10) Еще древнегреческий философ Анаксагора писал: «Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Регулярные пальчиковые упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Итак, потешка «Сорока-белобока» помогает малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью – одним из главных умений ребёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. И в это же самое время она, как и любая другая народная потешка, доносит до бессознательного ребенка на совершенно ином уровне определенную генетическую информацию, формирующую традиционное мировоззрение.
Попробуем разобраться – какую именно. Речь в потешке идет о Сороке-белобоке, которая варит кашку для деток или гостей.
С одной стороны, сорока символизируется с вредоносной силой: так как по народным приметам – она предвестник чего-то плохого, к тому же в ее названии содержится слово «сорок» (число вредоносных сил). С другой стороны, смысл потешки связан с праздником «Сараки», который справляется славянами на весеннее равноденствие 22 марта (когда после 40-дневного периода исчезновения, созвездие Плеяд опять появляется на небосклоне). А по традиции славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда (2).
Т.е. можно сказать, что речь идет о некой силе, приносящей вред или пользу, в зависимости от уважения к предкам, их почитания.
Для поминания предков у славян существует в году 5 поминальных дней – «дзяды», эти дни требуют от славян строго поведения, соблюдение определенных ритуалов, в частности приготовление кушанья – поминальной каши, которой «кормят дедушек» (в потешке - детушки или гости) и откупаются от этой силы.
Кто поминает предков как положено, причем все пять поминальных дней (пять пальцев), тому предки (эта сила) помогают во всем: «этому дала» здоровье, достаток, счастье и т.п.
Но если человеком не были совершены действия, соответствующие четырем стихиям:
Он дров не рубил (ветер),
Воду не носил (вода),
Печку не топил (огонь)
Кашу не варил (земля)
(здесь имеется в виду процесс приготовления).
И, соответственно, он в результате не приготовил обрядовую поминальную кашу из зерна (мистического союза четырех стихий Огня, Воды, Земли и Ветра) для предков (иначе говоря, он просто не поминает предков, не оказывает им почтения и уважения). Соответственно, этот человек «ничего не получает» от своих предков, своего Рода. Более того, он ни от чего не застрахован: «хто дзядоу не уважаее, таму уселяк бываець» (3).
Но в продолжении потешки есть надежда, что даже если, что-то сделал не так, то все можно исправить, содержится нравственный урок, когда пальчик начинает исправляться.
И вот, что еще примечательно, по замыслу потешки внимание акцентируется на криницах силы - запястье, локте и плече (возможно, происходит их активизация) и полное расслабление с помощью щекотания.
Подводя итог всему сказанному, получается, что такие немудренные (на первый взгляд) традиционные игры как «Сорока-белобока», в которые уже на протяжении многих веков играют мамы и бабушки со своими крошками, доставляют не только им радость и удовольствие, а непосредственно влияют на развитие мозга, интеллекта, речи ребенка, на нормальное функционирование внутренних органов, помогают овладеть бесценным даром народного слова, и, пробуждая генетическую память, формируют традиционное миропонимание и мироощущение. Другими слова имеют мощное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье малыша.
Сорока-белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки — «варите кашу»),
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки и стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому - на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).

www.minibanda.ru

Сорока-ворона: забытые смыслы - Владимир — КОНТ

Когда мои дети были маленькими – четырёх-пяти лет – я читал им тоненькую нарядную книжицу «Сорока-ворона». Старинная русская потешка очень нравилась, и дети часто просили её почитать. Запомнился рисунок, где в цветастом фартуке сорока-белобока хлопочет у чугунка с дымящейся кашей. Не сразу, но возник вопрос: «Почему птица, да ещё сорока или ворона, кормит своих деток кашей? Почему не чижик-пыжик или мишка косолапый? Каша – не совсем птичья еда. Но вопрос повис в пространстве жизненной суеты.

Не так давно обнаружился ответ на этот вопрос. Видимо подсознание все эти годы исподволь выводило меня на него. Невольно вспоминается пословица «Кто ищет, тот всегда найдёт». Разумеется, я не был озадачен всю жизнь таким, казалось бы, незначительным вопросом. «Но коль судьба вывела меня на него, значит, он не совсем пустяковый», - подумалось мне.

Во-первых, это не просто потешка, а игра-потешка, о чём я не знал, когда читал детям. Не знал я, что она играется не с пятилетними, а с младенцами и служит вполне определённым оздоравливающим и развивающим ребёнка целям. И это – главное назначение игры.

Во-вторых, игра производится с руками, в основном с пальцами. И это есть корень всего смысла выражения «сорока-ворона». Каков же он?

Славяне, наши предки, были солнцепоклонниками. Утром, встречая своего кумира, солнце, они вставали к нему лицом. Справа оказывался чёрный «загорелый» Юг, слева – белый снежный Север. Поэтому правая и левая половины человека считались чёрной и белой соответственно. Кроме того, не в зависимости от пола правая половина считалась мужской, а левая – женской. Согласно народной поговорке «Муж хорош, когда щедр, а жена, когда скупа» отдавать что-либо требовалось правой (мужская половина тела) рукой, а принимать – левой (женская половина тела). Жена отвечала за сохранность благ, добытых мужем, в её обязанности входило рачительное и бережливое ведение хозяйства. Поэтому именно левой, «женской», рукой надо было брать и «прятать» в закрома.

Итак, левая рука имела белый цвет, правая – чёрный. У славян также не было понятий левая или правая рука, нога, глаз и т.п. Каждый орган имел своё отдельное название, поэтому левая рука называлась «сорока», правая – «ворона». От названия рук и получили своё название хорошо всем известные птицы. Ворона, как известно, имеет чёрный цвет, а сорока – наполовину белая. Вот и разгадка детской потешки: кашу варили не птицы, а мамины руки – левая сорока и правая ворона. «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…». А детки - это пальцы.

Теперь становится понятным, почему все реки, текущие по русской земле с Севера на Юг, назывались чёрными, а текущие с Юга на Север – белыми. Сибирь можно смело считать Беловодьем, потому что все сибирские реки текут с Юга на Север. В завершение хочу напомнить, что рис на Руси называли сорочинским пшеном за его БЕЛЫЙ ЦВЕТ, хотя в Википедии вы прочтёте, как всегда несуразицу на этот счёт, будто бы название «сорочинское» получилось путём преобразования из «сарацинское». Что только не придумают, чтобы скрыть правду о том, что цивилизация Руси намного старше, чем хочется недругам, и берёт своё начало за многие тысячи лет до зарождения западной библейской цивилизации. Ведь получается, что рис на Руси стал известен раньше, чем в Европе.

Можно ещё вспомнить известное произведение Николая Васильевича Гоголя «Сорочинская ярмарка». В контексте изложенного оно приобретает двойную трактовку. Первый вариант – название ярмарки происходит от места её проведения - местечка Сорочинец. Второй - на ярмарке производилась торговля с рук. Товар обычно носили на левой (белой) руке – сороке - а подавали покупателю правой.

Однако вряд ли Гоголь имел в уме такое толкование названия своему рассказу. Но то, что название местечка связано с чем-то белым, находившимся или до сих пор находящимся в его округе, вполне вероятно. Это может быть цвет почвы или песка на берегу реки Псёл, протекающей поблизости, большой березняк или много живущих в окрестностях сорок и т.п.

Как мало мы всё-таки знаем о реальной жизни своих предков!

cont.ws

Конспект занятия по речевому развитию на тему "Сорока-белобока"

Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни и поддержке становления языковой личности.

Сорока – ворона

Цель: познакомить с русской народной потешкой «Сорока-белобока»

Образовательные задачи

  1. Продолжать учить детей рассматривать картинки;

  2. Учить отвечать на вопросы;

  3. Вызывать интерес к слушанию и обыгрыванию потешек и пальчиковых игр про сороку-ворону.

Оборудование: фланелеграф, картинка - «Сорока-белобока» из пособия О.С.Ушаковой и И.Л. Лыковой «Курочка-рябушка», картинки для фланелеграфа - сорока, пять сорочат, барабан, платочки, погремушки.

Ход занятия

  1. Вступительная часть

Дети сидят на подушках.

Звучит ласковая песенка М. Раухвергера

Воспитатель.

Я ребяток моих милых

На подушки усадила,

На ребяток погляжу,

Про хороших расскажу.

Посмотрите, у Машеньки

(подходит к названным детям и гладит их по голове)

Ясные глазки.

Посмотрите, наш Ванечка

Добрый и ласковый.

А какой наш Марк

Сильный и ловкий.

А у нашей Викили

Умная головка.

А у Аделины

Красивая прическа.

Миша самый веселый,

Владик самый смелый.

  1. Основная часть

Воспитатель.

Слушайте, мои ребятки,

Расскажу вам сказку

Про сороку-белобоку,

Что жила в лесу далеко

С малыми ребятами,

Ребятами-сорочатами.

(Выкладывает на фланелеграф сороку)

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деточек кормила.

(Рассказывает русскую народную потешку)

Поможем, ребята, сороке-белобоке кашу сварить.

Песня «Варись, варись, кашка» Е.Туманян

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее!

  1. Варись, кашка, сладка

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки…

  1. У того, кто кашу съест,

Вырастут все зубки!

Дети водят указательным пальцем по ладошке второй руки «варят кашу»

Сжимают и разжимают пальцы и произносят: «Буль! Буль!..»

«Варят кашу»

Грозят пальчиком.

Щелкают зубками.

Воспитатель.

На порог скакала,

Детей созывала.

СОРОКА

Где мои ребята,

Ребята-сорочата?

Воспитатель

(выкладывает первого сорочонка). И каждый сорочонок был делом занят.

Доченька-сороченька

Маме помогала,

Доченька-сороченька

Платочки постирала.

Вот сколько платочков настирала и нагладила маленькая сорока.

Воспитатель

(выкладывает второго сорочонка на фланелеграф)

А другой сынок хороший

Дома в комнате прибрал.

Он расставил все игрушки,

Маму ласково позвал.

Воспитатель

Как мы ласково маму позовем?

Воспитатель

(выкладывает на фланелеграф третьего сорочонка.)

Третий сорочонок - дрова рубил.

А когда он нарубил,

Стал играть на погремушке.

Мы тоже так умеем. Давайте поиграем.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОГРЕМУШКА»

Погремушка, погремушка,

Развеселая игрушка.

Погремушку подниму,

Веселее позвеню.

  1. Погремушка, погремушка,

Развеселая игрушка.

Погремушечку держу,

По ладошке постучу.

  1. Погремушка, погремушка,

Развеселая игрушка.

Погремушечку держу,

По коленке постучу

Дети поднимают погремушку вверх и ритмично встряхивают ее.

Ударяют погремушкой по ладошке.

Ударяют погремушкой по коленке сначала одной ноги, потом другой.

Воспитатель (выкладывает четвёртого сорочка)

А четвёртый сорочонок

Очень сильный был ребёнок.

Маме воду он носил.

Воспитатель (выкладывает на фланелеграф пятого сорочонка)

Только пятый сорочонок,

Ох, ленивый был ребёнок!

Маме он не помогал,

Лишь с игрушками играл.

Воспитатель.

Потом сорочонок громко заиграл на барабане.

Песня «Барабанщик» Ю. Литовко

Тра-та-та, тра-та-та!

Барабаню я с утра.

Барабаню целый день,

Барабанить мне не лень.

Ритмично ударяет указательными пальцами друг о друга

Воспитатель.

Собрались все сорочата за стол, ждут каши.

Пальчиковая игра «Сорока-белобока» (русская народная потешка)

Сорока белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! Ты воды не носил, Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе нет ничего

Вот тебе горшок пустой,

Иди в угол и постой!

Дети на ладошке одной руки

другой рукой, собрав большой,

указательный и средний пальцы, «варят кашу».

Поочерёдно загибают пальчики,

начиная с мизинца.

Показывают большой палец. Указательным пальцем второй руки грозят большому пальцу.

Разводят обе руки чуть в стороны.

Сжимают пальцы в кулак.

Указательным пальцем показывают на угол.

Воспитатель.

Стоит пятый сорочонок в углу, грустный. Обижается.

Что же делать? Как тут быть?

Надо малышу помочь! Поможем, ребята?

Стали малыша учить:

И игрушки убирать,

И платочки стирать,

И дрова рубить,

И воду носить!

Мамочке надо помогать!

3. Заключительная часть

Воспитатель.

Вот мы с вами и познакомились с сорокой-белобокой и ее детками – сорочатами.

Понравилась вам, ребята, потешка?

  1. Взаимодействие педагога с родителями.

Педагог рассказывает значение пальчиковых игр. На информационном стенде для родителей помещает потешку.

infourok.ru

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила: Стих про сороку-белобоку для детей

Потешки

— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

— Сорока-сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — nепленько,
Тут — горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели,
Шу! На голову сели.

rustih.ru


Смотрите также