Шахматы как играть для начинающих детей


Правила игры в шахматы для начинающих детей

Для того, чтобы изучить шахматные правила, даже самому юному начинающему игроку не понадобится ни месяцев учёбы, ни даже недель. Достаточно будет двух-трёх коротких занятий. Правила игры в шахматы далеко не так сложны для детского восприятия, как это представляется на первый взгляд. В данной публикации – краткое и простое изложение основ «шахматной азбуки» для детей. А также практические советы родителям: как заинтересовать ребёнка этой старинной мудрой игрой, не позволив ему бросить на полпути начатое полезное дело.

Польза занятий шахматами для детей очень велика и многократно доказана. Дети, регулярно играющие в шахматы, демонстрируют прогресс в успеваемости, становятся более организованными, собранными т уравновешенными. Они приобретают возможность рассуждать и мыслить логически. Ведь любая, даже самая лёгкая, дружеская партия требует обдумывания каждого шага, навыков предвидеть возможную ответную реакцию противника и решать многоцелевые задачи.

Занятия шахматами не только улучшают память и внимательность, но и стимулируют воображение, фантазию, творческие способности ребёнка. Маленький шахматист учится мыслить нестандартно, в сжатые сроки придумывать несколько вариантов своих действий и принимать решение в пользу самого оптимального из них.

Кроме того, шахматы – это не только игра, но и спорт, со всеми присущими любому виду спорта качествами. Здесь и настойчивое стремление к победе, и самодисциплина, и сдержанность, умение достойно проигрывать, в случае чего.

На вопрос, с какого возраста имеет смысл начать обучение ребёнка правилам игры в шахматы, нет и не может быть однозначного ответа. Всё очень индивидуально. Чемпион мира с 1921 по 1927 года Хосе Рауль Капабланка научился играть в шахматы ещё в ясельном возрасте. На известном фото он четырёхлетний играет партию со своим отцом. Возраст не имеет особенного значения. Главное – чтобы занятия шахматами доставляли ребёнку удовольствие и были ему интересны.

Хосе Рауль Капабланка в 4 года уже успешно играл в шахматы не только с отцом, но и с гостями дома.

Как заинтересовать ребёнка шахматами

Есть старый добрый беспроигрышный приём, многократно испробованный разными поколениями. Основан он на ещё более старой истине, которая гласит: «запретный плод сладок». Работает он так. До того, как начать обучение ребёнка правилам шахматной игры, нужно периодически в его присутствии доставать шахматную доску, расставлять фигуры, играть с другими членами семьи и гостями дома.

На все его вопросы следует отвечать: да, это очень интересная и увлекательная игра, и он тоже сможет поиграть в неё, но попозже, когда немного повзрослеет. После каждой партии нужно убирать игру повыше, чтобы ребёнок не имел возможности её достать. Важно непреклонно «держать паузу», не идя навстречу просьбам ребёнка дать ему эту игру.

А через небольшое время (2-4 недели) можно торжественно сказать ребёнку, что он немного подрос и готов приобщиться к этой замечательной игре. Первое занятие лучше сделать совсем коротким – минут десять. Можно и нужно познакомить ребёнка с доской – игровым полем, с фигурами и их названиями, но объяснять правила игры следует начинать со следующего занятия, на другой день.

Следующие занятия, кстати, также нужно делать непродолжительными, порядка пятнадцати минут. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать знакомства с шахматами и его занимательного продолжения. И маленькие, и взрослые люди больше всего ценят то, что не само идёт к ним в руки, а достаётся с трудом и находится «в дефиците».

Дополнительно простимулировать интерес детей к старинной мудрой игре помогут развивающие мультфильмы про шахматы, которые несложно будет найти в интернете. Удачный пример – фильм из сериала «Фиксики».

Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

 

Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

Основные принципы правил шахматной игры

  • Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
  • Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
  • Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
  • Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
  • Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
  • Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.

Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.

Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника

Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.

  • Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру. Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.
  • Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок. В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».
  • Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.
  • Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.
  • Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.
  • Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад). Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.

Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.

Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».

Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.

Что такое шах, мат и пат

Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.

Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.

А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».

Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.

Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.

Ещё несколько правил, которые можно усвоить уже в процессе игры

  • Короли не могут стоять вплотную друг с другу. Между ними должен быть разрыв не менее чем в одну клетку. Соответственно, и шах король королю объявить не может.
  • Нельзя, обдумывая ход, браться руками за фигуры. И тем более нельзя, сделав ход, заявлять: «я передумал, пойду по-другому». В шахматах есть чёткие правила: «Взялся за фигуру – ходи именно ей»; «Переставил фигуру и отнял от неё руку – всё, ход сделан, изменять это решение нельзя». Приучайте ребёнка с самого начала сначала хорошо обдумывать ход, и только потом ходить фигурой.

Ещё порция полезных советов для родителей

Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка. После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его.

Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

Как ходят фигуры в шахматах

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Рис.1

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


Рис. 2

В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

>>Перейти на сайт онлайн-школы<<

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

Рис. 3

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Рис. 4

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Рис. 5

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Рис. 6

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Рис. 7

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Рис. 8

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

Рис. 9

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

Рис. 10

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Рис. 11

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

Рис. 12

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Как поставить детский мат в шахматах в 2 и 3 хода

Что такое детский мат в шахматах?

Наверное, каждый человек, играющий в шахматы сталкивался с тем, что ему ставили мат за 2 или 3 хода. Это самый простой способ одержать победу, но практически все знают, как от него защититься. В этой статье речь пойдет о том, что же представляет собой детский мат, как его ставить, и каким способом можно избежать его.

Большинство людей считает, что такой дурацкий мат ставят только одним способом, но есть несколько вариаций, которые обязательно стоит учитывать.

Видео-урок по теме 

Первый вариант детского мата

Это один из классических способов, в котором вам предстоит играть белыми фигурами и нападать на соперника.

Инструкция: 1 ход – это движение пешки с е2 на е4. После этого черные отвечают пешкой на e5. Второй шаг предусматривает движение слоном на c4. В ответ черные ставят коня на c6. Если все разворачивается по такому сценарию, то для вас ситуация складывается благоприятно.

Для начинающих шахматистов такая схема не вызывает никакого подозрения. А вот следующий ход должен быть обязательно выполнен белым ферзем на h5! Это позволит создать угрозу, в этом и есть основная идея. 


Стоит ожидать ошибки соперника, который должен поставить своего второго коня на f6. В этом случае вы можете воспользоваться быстрым матом, поставив своего ферзя на позицию f7, на этом партия заканчивается.

Большинство молодых игроков допускают важную ошибку – они используют второго коня или перемещают пешку с позиции d7 на d6.

Данный вид называется матом в 3 хода, хотя он ставится ферзем только на 4-м. Но название прижилось, поэтому способ считается детским матом в три хода.

Второй вариант в 2 хода

Данный вариант мата за черных получается очень нечасто. В начале партии оппонент должен допустить ошибки и сделать по-настоящему глупые ходы. Если белые поставили пешку на f4, то вам важно ответить своей пешкой на e6.

Очень важно понимать, что поля f2 и f7 в начале партии всегда должны быть закрыты от соперника. Второй шаг белых пешка на g4. Если случилась такая ситуация, то можно вас поздравить, это победа. Достаточно поставить ферзя на h5.


Глупые ходы пешек соперника позволят вам поставить мат в 2 хода, который считается одним из самых простых в шахматах. Его допускают исключительно новички, опыт которых насчитывает максимум пару игр. После первого же подобного проигрыша никто не попадет в такую хитрую ловушку.

Выиграть партию таким способом против сильного или игрока среднего уровня не получится, поэтому стоит искать более разнообразные методы игры. Хоть это и самый короткий способ одержать победу, но в то же время самый недейственный.

Как защититься от детского мата?

Чтобы защититься от детского мата, достаточно совершить 1 действие, которое будет нестандартным в данной ситуации. Любое смещение позиций приведет к тому, что поставить такой шах и мат так быстро не удастся.

Можно разобрать пример, когда вы все-таки допустили постановку ферзя на позицию h5. В этом случае просто переместите своего ферзя на позицию f6. Это позволит заблокировать следующие шаги противника. Да, данный способ не будет идеальным, и лучше даже не доводить до этой ситуации. Но из него можно выжать для себя быстрый положительный исход. Отталкиваясь от следующего хода, вам необходимо поставить слона на позицию c5, чтобы самому создать аналогичную ситуацию, которая может привести к ответному мату.

Если вы действуете от обороны, то всегда можно поставить и пешку на g6, чтобы атаковать белого ферзя. В любом случае, такие действия приведут к тому, что позиции соперника будут заметно слабее ваших и ему придется отступать. При этом, защита пешкой на g6 возможна только в случае, если с самого начала партии ваш конь стоит на позиции c6.

Есть и другие варианты защиты. Вы можете нестандартно сыграть на первом ходу. Не обязательно отвечать белой пешкой e2-e4, движением своей пешки. Всегда можно начать с других фигур. Вариативность шахмат достаточно высокая, чтобы при правильной защите сделать шахматную партию более интересной и разнообразной.

Так что такой ситуации очень легко избежать, если правильно анализировать позиции соперника и создаваемые им комбинации.

Обратите внимание на видеоурок, в котором мы разбираем эту разновидность постановки мата.

Игра Шахматы для Начинающих - Онлайн

Есть много игр которые, помогут вам забыть об драгоценном времени, да еще и не пожалеть об этом. К такой категории можно смело отнести игры шахматы, в которые мы с вами, к большому счастью можем играть онлайн, на своем компьютере. Вашим соперником будет виртуальный интеллект или же вы можете сразиться в шахматы со своим товарищем, выбрав режим мультиплеер. "Шахматы для Начинающих" это классическая настольная игра, с которой вы всегда сможете полезно провести время. Игра в шахматы не только интересная, но и способствует развитию логического и интуитивного мышления.

Как играть?

В этой игре вы сможете, не только испытать свои игровые способности, но и хорошо научиться просчитывать ходы, строить разнообразные стратегии и даже наловчитесь за несколько ходов ставить шах и мат. Все действия разворачиваются на классическом игровом поле боя, со стандартной разметкой, черных и белых клеток. Все ваши фигуры будут стоять в два ряда. Первый ряд будет, состоять из армии, так называемых фигур "пешки". Они есть маленькими защитниками, более важных фигур, которые расположены на втором ряде, игрового поля. Самой важной фигурой в игре, есть король. Ваша задача, сделать все возможное, что бы защитить короля, от фигур противника и постараться убить короля вашего соперника. Желаем удачи в игре.

Здесь расположена онлайн игра Шахматы для Начинающих, поиграть в нее вы можете бесплатно и прямо сейчас.

Управление в игре:

Похожие игры:

Игра Шахматы ХэллоуинИгра Русские ШахматыИгра Шахматы 3ДИгра ШахматыИгра Детские ШахматыИгра Шахматы Губки БобаИгра Шахматы для ДетейИгра Гроссмейстер ШахматШахматы с КомпьютеромИгра Шахматный Мастер 3ДИгра Шахматы ОнлайнИгра Шахматные ИспытанияИгра Мини Шахматы на ДвоихИгра Случайные ШахматыИгра Настольные Шахматы

Как ходят фигуры в шахматах

Способности в освоении игры в шахматы у каждого новичка проявляются по-разному, многое зависит от склада ума, стараний, желаний, но первые шаги одинаковы у всех начинающих шахматистов. Первым делом усваиваются правила расстановки фигур перед партией, следующим важным моментом является изучение принципов, как ходят фигуры в шахматах по доске. Их необходимо усвоить каждому желающему приступить к освоению шахмат. Правила передвижения фигур не менялись на протяжении всей долгой истории игры, используются во всех странах.

Возможности короля

Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.

В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:

  • вперед или назад,
  • влево или вправо,  
  • по всем диагоналям.

Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.

Перемещение ферзя

Иногда эту фигуру называют королевой, что вполне соответствует ее неограниченным возможностям. Не напрасно по значимости ферзь приравнивается к 9 пешкам, у него есть отличная возможность свободно перемещаться по всей доске, если нет помех. Как и у короля, у королевы есть привилегия, позволяющая двигаться во всех направлениях. Причем фигура способна передвигаться на любое количество полей, независимо от их цвета. Это самый мощный, мобильный участник сражения, жертвовать этой фигурой можно только в самом крайнем случае. Без ферзя выиграть партию очень сложно.

Правила движения слонов

Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:

  • у каждого игрока в начале игры по 2 слона;
  • фигуры перемещаются только по полям своего цвета, на которых устанавливаются перед игрой;
  • слон ходит в шахматах только по диагоналям на любое количество клеток;
  • он не перескакивает через фигуры.

Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.

Движение коня по доске

У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).

Передвижение ладьи

Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:

  • цвет полей не имеет значение;
  • передвигаться можно вперед и назад, влево и вправо;
  • количество клеток одного хода не ограничено;
  • есть возможность использовать рокировку.

Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.

В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.

Правила ходов пешками

Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.

Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.

Все шахматные фигуры выполняют две важных з

Детские (легкие) шахматы онлайн - Шахматы Онлайн

На нашем сайте огромное количество шахматных движков, однако все они очень сложные. Чтобы научиться ребенку играть в шахматы онлайн нужно тренироваться с простым компьютером. Мы нашли такой движок, который позволяет играть новичкам и ниже выложим его. Учите своих детей играть в шахматы с помощью этого движка, а после переходите на более сложные с компьютером, либо играйте в шахматы с людьми.


Внимание! Для запуска игры необходимо активировать Флеш плеер или
  1. Нажмите на иконку вверху слева, в адресной строке браузера.
  2. В выпадающем списке меню "Flash", выберите пункт "Разрешить".
  3. Обновите страницу.

Шахматы онлайн для детей

Шахматы являются популярным настольным развлечением во всем мире. Это интересная игра, которая привлечет как взрослого, так и ребенка. В век инноваций существует шикарный выбор таких игр, где каждый сможет поиграть в шахматы с компьютером, при этом подобрав себе подходящую по сложности игру. Если у ребенка появилось желание поиграть в шахматы, то он может осуществить его, зайдя на наш сайт и выбрав категорию детские шахматы. Преимущество игры в шахматы с компьютером состоит в том ,что вам не придется искать человека, который бы согласился сразиться с вами в поединке, компьютер сделает это все за вас, подобрав вам виртуального противника. Правила игры очень просты и абсолютно каждый человек, владеющий компьютером хотя бы немного, разберется в них без проблем.

Для развития внимательности и сообразительности учим детей играть в шахматы без особого труда, для начинающего игрока можно установить более легкий уровень, так же для начала можно будет пройти обучение, где подробно расскажут правила игры и как совершать действия. Существует детская игра в шахматы с подсказками, которая еще больше поможет ребенку добиться побед в сражениях. Это самый удобный и легкий вариант для обучения ребенка игре в шахматы. Такое развлечение не только займет вашего ребенка на весь день, но и выступит в роли тренировки для головного мозга.

Что нужна для старта?

Для того, чтобы начать играть в детские шахматы онлайн с компьютером, вам не нужна будет регистрация на сайте для накопления очков и рейтинга. Просто подождите 10 секунд и начинайте ходить белыми.

Компьютер в данной игре на уровне 3-4 разряда, поэтому если Ваш ребенок хоть немного умеет играть в шахматы, то он сможет составить ему конкуренцию.

Самое привлекательное то, что вам не придется платить за это развлечение. Поэтому вы можете спокойно посадить ребенка играть в детские шахматы с компьютером бесплатно. Особенно полезна для детей эта игра потому что она развивает такие положительные качества как внимательность, умение принимать решения самостоятельно и нести ответственность за совершенные действия, а также это тренировка для мышления и памяти.

Читайте также:



Смотрите также