Показать как играют патетическую сонату


Разработка урока по музыке на тему "Патетическая соната" (4 класс)


Уроки музыки в 4 классе

Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

III (третья) четверть

Раздел: «В концертном зале»

Тема: «Патетическая соната»

Цель:

  • Воспитать у детей отношение к классической музыке не как к чему-то далёкому, сложному и не всегда нужному в нынешней жизни, а как к образцу человеческих откровений, глубоких мыслей, ярких переживаний.

  • Раскрыть содержание I части «Патетической» сонаты Л.Бетховена.

Задачи:

  • Повторить жанры камерной музыки;

  • Ввести новое понятие – «соната»;

  • Формировать умение разбираться в стилях разных композиторов;

  • Проанализировать музыкальные образы «Патетической» сонаты Бетховена.

  • Отработать унисон в работе над песней.

Виды деятельности учащихся:

  • слушание музыки,

  • участие в размышлениях о музыке,

  • пение,

Методы:

  • проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации), деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).

  • Технология педагогики сотрудничества,

  • технология диалогического обучения (ТПС).

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

Оборудование:

Музыкальный материал:

  • «Патетическая соната» I часть;

  • «Патетическая соната» - вступление;

  • «Патетическая соната» - главная тема;

  • «Патетическая соната» - побочная тема;

  • Песня О.Поляковой «Безымянный солдат»: текст, ноты, фонограммы плюс и минус.

Ход урока:

I. Организационный момент.
  • Эмоциональный настрой ;

  • музыкальное приветствие: Песня Я. Дубровина «Добрый день» с движениями.

2

Ребята, в этой четверти мы с вами много говорим о камерной музыке.

К произведениям камерного жанра можно отнести и сонату.

Запишите в тетрадях определение:

Соната – произведение в основном для солирующего инструмента, чаще всего в 4-х частях. Первая часть обычно бывает быстрая, в ней ярче всего видно построение сонатной формы: переплетение двух тем – главной партии и побочной.

3

Соната – жанр, произведения которого чаще всего создавались для исполнения на фортепиано.

Большими мастерами такого жанра были австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт и немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен.

4

Сегодня мы познакомимся с сонатой № 8 Л. Бетховена. У этой сонаты есть название – «Патетическая».

Вспомните, что вам известно о композиторе Бетховене, когда проявилась его музыкальность?

  • Ответы учеников: музыкальность Бетховена проявилась в раннем детстве. Музыке обучал его отец, который захотел сделать из сына «второго Моцарта». Обучение было очень строгим).

5

Но Бетховен сумел проявить свой талант. Моцарт, когда услышал игру молодого Бетховена, сказал: «Этот парень заставит о себе заговорить весь мир!»

6

Но у Бетховена был один недуг, который делал жизнь композитора порой невыносимой – глухота. Представьте хоты бы на минуту, как тяжело музыканту, композитору иметь такой недуг. Для композитора, который сочиняет музыку и не слышит её, потеря слуха была огромной трагедией.

Но Бетховен продолжал сочинять одно произведение за другим.

К числу произведений, которые Бетховен сочинил будучи совсем глухим, относится и «Патетическая соната». В борьбе со своим несчастьем Бетховен был твёрд, он говорил так: «Судьбе было угодно испытать меня, но я сам схвачу её за горло!»

7

Запишите в своих тетрадях, что означает слово «патетика», от которого произошло название сонаты Бетховена.

Патетика – приподнятость, взволнованность, пылкость.

8

Запишите в тетрадях построение первой части сонаты № 8:

Вступление – мрачное, тяжёлое, но динамически контрастное.

1-я тема – главная партия – очень быстрая, стремительная, острая, «с огнём».

2-я тема – побочная партия – взволнованная, напевная, звучит в разных регистрах.

Теперь давайте послушаем 1-ю часть «Патетической» сонаты Бетховена. Сначала прозвучит вступление, а потом, чередуясь, будут звучать главная и побочная темы.

Задание: Внимательно слушаем и поднимаем карандаш во время звучания главной темы.

Слушание 1-ой части Сонаты № 8.

9

  • Понравилась музыка Сонаты № 8 Бетховена?

  • Чем музыка понравилась?

  • О чём эта музыка?

Вступление похоже на удары судьбы. А главная тема призывает к борьбе со всеми невзгодами, побочная – разговаривает с нами, всё объясняет, что человек способен выдержать все удары судьбы, надо бороться и не сгибаться.

Сам композитор говорил: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец».

10

Давайте теперь поговорим о вступлении.

Во вступлении сонаты можно услышать два «начала» – грозный, как окрик аккорд и взволнованную интонацию, которая заканчивается жалобным вздохом, мольбой. Контраст усиливается противопоставлением динамики – громко – тихо. Эти два интонационных комплекса составляют основу развития музыки вступления.

Этот спор после стремительного нисходящего пассажа перерастает в главную тему 1-ой части. На фоне бурлящих звуков сопровождения стремительно и грозно взлетает вверх мелодия, в которой как бы «припечатываются» акцентами звуки тоники (до). Мелодия движется большими волнами то вверх, то вниз. В этом построении мелодического движения передана активная воля, целеустремлённость, порыв. Повторяющиеся подчёркнутые звуки

На смену главной мелодии приходит вторая.

В чём её отличительная особенность?

  • Ответы учеников: диалог двух людей. Один – низкий голос – энергичный, суровый; другой – высокий голос – неуверенный (интонации неуверенности, мольбы), как будто плачет.

Стремительные пассажи вновь ведут к звучанию в более сжатом виде тем вступления, главной и побочной тем, вступления. За ними – вновь взлёт активности, энергии, порыва. Вновь повторяются первая и и вторая темы, вновь звучит интонация вступления. Давайте попробуем спеть каждую из тем.

Ребята, посмотрите на центральную часть доски и послушайте вопросы и ответьте на них:

  • Кто из вас услышал, какой мелодией-темой заканчивается 1-ая часть «патетической сонаты?

  • Какую мысль утверждает композитор таким окончанием?

  • Какой эмоциональный строй преобладает в этой музыке?

  • Зачем композитор несколько раз обращается к образам вступления? Случайно ли это?

А теперь посмотрите на левую часть доски. Я написала вам фрагмент стихотворения «Бетховен» поэта И. Сельвинского. Давайте прочитаем его. Возможно, оно поможет вам в поисках ответов на вопросы.

БЕТХОВЕН1

Когда уже глухой Бетховен

Спустился в свой осенний сад,

Он знал, что облака сипят,

А воздух звоном был подкован.

Но этот шум вообразимый

Его не интересовал.

Он жаждал звуков!

В лета, в зимы

Он эти шумы рисовал.

Но осень… О! Вот этот ранний

Свинцово-оловянный тон,

И медный тон, и деревянный,

Как меж фаготами тромбон.

Приметил тополя длинноту,

Забор, где в паузах колье.

Он в каждой краске видел ноту,2

Он чуял, чувствовал ее.

Пылали клены-контрабасы…

Поверх пюпитров и голов

Он видел жаркие контрасты

Березовых колоколов.

Дубы запели, как древляне.

А сухостой? А мухомор?

И он унес в груди, в дыханье

Балладу «До-диез-минор».

11

Один из выдающихся русских пианистов XIX века Антон Николаевич Рубинштейн сказал: «Бетховена нельзя играть, просто играть, просто играть; его нужно всякий раз заново открывать».

Вопросы учителя детям:

  • Скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания Антона Рубинштейна?

  • Какие качества характера воспитывает в слушателях музыка Л. Бетховена?

  • Какие стороны души она обогащает?

  • Созвучна ли музыка бетховенской сонаты нам, современным слушателям? Объясните почему.

12

И в конце урока учим песню Ольги Поляковой «Безымянный солдат». Ребята, кого называют «безымянным солдатом»?

  • Ответы учеников: это те солдаты, кто погиб, сражаясь за Родину, но его имя установить не удалось.

Работа над песней:

  • Ритмическое чтение текста;

  • Разучивание мелодии по фразам;

  • Работа над интонацией;

  • Работа над динамикой, и т.п.

«Безымянный солдат»

Слова и музыка Ольги Поляковой

  1. Мы часто играем в солдатики, беспечно игрушки бросая,

И только порой фотографии расскажут о том, что когда-то

Была война великая ― Вторая мировая.

Чтоб нам играть в солдатики, солдаты умирали.

Сражаясь за свободу, шли люди воевать.

И в светлый майский праздник мы будем вспоминать

Всех тех, кто жизни отдал за счастье на земле,

Их подвиг благородный дал жизнь тебе и мне.

Проигрыш.

  1. Когда на уроках истории мы учим сражений тех даты,

Встают перед нами мальчишки, что призваны были в солдаты.

На плитах гранитных остались имен тех мальчишеских списки.

Они, когда то школьники, а ныне ― обелиски…

И в новый век нельзя нам об этом забывать,

И светлый майский праздник мы будем вспоминать

Всех тех, кто жизни отдал за счастье на земле,

Их подвиг благородный дал жизнь тебе и мне.

Спасибо тебе, безымянный солдат,

За звезды в безоблачном небе.

Спасибо за смех и улыбку ребят,

За солнце, за мир, за Победу!

Спасибо тебе, безымянный солдат,

За звезды в безоблачном небе,

Спасибо за смех и улыбку ребят,

Спасибо тебе, безымянный солдат,

За звезды в безоблачном небе,

Спасибо за смех и улыбку ребят,

За солнце, за мир, за Победу!

За солнце, за мир, за Победу!

13

Записываем домашнее задание:

  1. Учебник стр. 86-87.

  2. Слушать Сонату № 8 «Патетическую» Л. Бетховена.

14

Урок окончен.

Спасибо за работу.

До свидания!

Использованная литература:

  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4- классы. М., «Просвящение», 2016;

  2. Интернет-ресурсы (стихи; песня).

Приложение13

ГЛУХОМАНЬ

После контузии стал я глохнуть…

Вокруг тишина. Понимаю сам.

И вдруг

ослепительный

грохот

Пойдет по рычащим басам.

И так секунд этак на пять,

С гулом, визгом и бряском.

(Я понимаю, что это память

О битве под Батайском.)

Но дальше в ушах шелестящий шум.

Он не зловещ. Он не угрюм.

Не бьет человека шоком.

Мне даже нравится легкий обман:

В ушах, как в раковине, океан

Шумит

отдаленным шорохом.

Так стоит ли жаловаться на шум?

Эх, глухота не горе…

Куда ни пойду — глубоко дышу:

Всюду со мной

Море.

БЕТХОВЕН

Когда уже глухой Бетховен

Спустился в свой осенний сад,

Он знал, что облака сипят,

А воздух звоном был подкован.

Но этот шум вообразимый

Его не интересовал.

Он жаждал звуков!

В лета, в зимы

Он эти шумы рисовал.

Но осень… О! Вот этот ранний

Свинцово-оловянный тон,

И медный тон, и деревянный,

Как меж фаготами тромбон.

Приметил тополя длинноту,

Забор, где в паузах колье.

Он в каждой краске видел ноту,

Он чуял, чувствовал ее.

Пылали клены-контрабасы…

Поверх пюпитров и голов

Он видел жаркие контрасты

Березовых колоколов.

Дубы запели, как древляне.

А сухостой? А мухомор?

И он унес в груди, в дыханье

Балладу «До-диез-минор».

ТАЙНА БЕТХОВЕНА4

Нам говорят профессора: «В чем тайна

Бетховена? Откуда этот свет?

Что внес он после Моцарта и Гайдна

В искусстве симфонизма? —

И в ответ

Показывают пикколо, тромбон

И контрфагот. — Он эти инструменты

Отважно ввел в оркестр.

Этим он

И деревянный звук, и голос медный

В три форте поднял. Что за глубина!

Из океана волны эти льются!»

Вы ошибаетесь: Бетховена волна -

Из глубины Французской революции.

1 Поэт И. Сельвинский «Бетховен» - выписывается только выделенная часть.

2Записываю только выделенные строчки!

3 Стихи поэта И. Сельвинского

4 Стихи поэта И. Сельвинского

infourok.ru

Открытый урок музыки «Патетическая соната Л. ван Бетховена»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

Задачи:

  • Знакомство с музыкальным жанром “соната”.
  • Знакомство с разными концертными залами.
  • Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
  • Воспитание слушательской культуры.
  • Формирование музыкальной культуры обучающихся.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуйте.

У. Меня зовут Гульшат Фаиловна. Я работаю учителем музыки в гимназии № 93, и сегодня проведу урок в вашем классе в этом прекрасном концертном зале. Давайте познакомимся друг с другом. Я задам вам вопросы, а вы на все вопросы ответите “Вот так” и покажете некоторые движения. Готовы?

Игра “Как живешь?” (пластическое интонирование).

- Как живешь? – Вот так!

- Как идешь? – Вот так!

- Как поешь? – Вот так!

- Как слушаешь? – Вот так!

Ребята, где можно слушать музыку?

Д. Ответы

У. Какую музыку вы любите слушать?

- Кто любит популярную музыку?

- Кто любит рок?

- Кто предпочитает классическую музыку?

- Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.

- С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках?

Д. Мусоргский М.П., Рахманинов С.В.

У. Они - композиторы какой страны?

Д. Они русские композиторы.

У. А вы знаете немецких композиторов?

Д. Да - Бах, Бетховен.

У. Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора.

Слушание симфонии № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”).

У. Кто автор этой музыки?

Д. Ответы.

У. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Д. Музыка Бетховена.

У. Да.

- Тема нашего урока “В концертном зале. Патетическая соната Л.В.Бетховена”. Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.

- Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.

- Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни.

- Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню. Послушайте и скажите, в чем ее особенность?

Исполнение учителем песни Г.Гладкова “Песня-спор”.

Д. Она похожа на диалог.

У. Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный.

У+Д. Разучивание песни с пластическим интонированием.

Д. Исполнение по группам (мальчики и девочки).

У. Молодцы. Теперь мы можем записать первые пропущенные слова в программе.

Д. Ученики 4 класса (запись в программках).

У. Молодцы. Вы хорошо исполнили эту песню-диалог.

У. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог, который прозвучал в Концертном зале Уфимской Академии искусств. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер у музыки?

Слушание сонаты для скрипки и фортепиано Абрара Габдрахманова.

У. Кто участвовал в диалоге?

Д. Скрипка и фортепиано.

У. Правильно. Прозвучали скрипка и фортепиано.

- А какие характеры вы услышали?

Д. Одна - резкая, быстрая, веселая.

Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая.

У. Музыка какого народа прозвучала?

Д. Башкирского.

У. Молодцы. Эту музыку написал башкирский композитор Абрар Габдрахманов. А произведение, которое мы послушали, называется соната. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.

Д. Соната для скрипки и фортепиано(запись в программках).

У. Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.

- Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.

- Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

- Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

- Мы переносимся с вами в концертный зал Берлина, чтобы познакомиться с этим великим творением. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Игра учителем темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Какое душевное состояние передает музыка?

Д. Ответы.

У. Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке?..

Слушание темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

У. Персонажи сонаты – разнохарактерные музыкальные темы.

- Предлагаю вам послушать первую тему сонаты и охарактеризовать ее.

Игра учителем Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.

- Какой у нее характер?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Какой нотный пример соответствует этой теме?

Д. Ответы.

У. Какие человеческие качества передаются в музыке?

- Предлагаю вам показать движение музыки с помощью жестов.

Слушание Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

Какие человеческие качества переданы в музыке?

Д. Ответы.

У. И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность?

Игра Побочной партии (учителем).

У. В чем особенность этой темы?

Д. Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог.

У. Молодцы.

- Покажите руками, высоту звучания музыки – в верхнем или нижнем регистре.

Слушание Побочной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.

У. Какие слова передают характер вступления, первой и второй темы?

Д. Ответы.

У. Молодцы. Людвиг ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная.

- Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.

Видеофрагмент.

У. Заполните пропущенные слова Третьего номера программки.

Д. Патетическая соната Л.В.Бетховена (Запись в программках).

У. Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка?

- Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря.

- Уверена, что желание слушать классику у вас будет больше после выступления нашего гостя, чей путь музыканта так же начинается на школьных подмостках.

- На сцене - Владимир Сычев, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ученик музыкальной школы № 10 города Уфа. В его исполнении прозвучит Соната австрийского композитора Йозефа Гайдна.

Выступление Владимира Сычева.

Ваши программы заполнены. Молодцы.

Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.

Приложение.

urok.1sept.ru

Л. бетховен «патетическая соната»: история, интересные факты, содержание, слушать

Патетическая соната (Соната для фортепиано №8 C moll Op. 13)

Соната была написана в 1798-1799 годах и впервые опубликована в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната» с посвящением князю Карлу Лихновскому.

В сонате три части: 1. Grave — Allegro di molto e con brio 2. Adagio cantabile

3. Rondo, allegro

(Вильгельм Кемпф)

Владимир Горовиц, фортепиано

Это произведение, впервые onубликованное в 1799 году и посвященное князю Карлу Лихновскому, было озаглавлено самим Бетховеном как «Большая патетическая соната». Известно, что ин­тонационные ростки данной сонаты восходят еще к юности Бетховена, к сонате f-moll, написанном в Бонне. По то были только ростки, которые дали в патетической сонате глубоко оригинальные, новаторские образы.

Никто не оспорит у патетической сонаты права на место среди лучших фортепианных сонат Бет­ховена. Что бы ни говорили порицатели «заигран­ных» пьес, любящие отыскивать особые достоин­ства в пьесах мало известных, — нельзя не при­знать.

Обратите внимание

что патетическая соната совершенно заслу­женно пользуется своей великой популярностью (отметим особо, что эту сонату очень любил В. И. Ленин).

У нее не только крупнейшие досто­инства содержания, но и замечательные достоин­ства формы, сочетающей монументализм с лаконичностью.

Трехчастность патетической сонаты вновь свидетельствует о тенденции Бетховена ограничиться этим числом частей в наиболее драматичных со­натных произведениях.

Высказывания о патетической сонате многочис­ленны и не лишены споров и противоречий. Ленц высмеивает ее заигранность, полагает, что финаль­ное рондо в отношении к целому носит слишком шутливый, ребяческим характер, но находит, что патетическая соната тем не менее «попросту ве­ликолепна». По мнению Улыбышева, патетическая соната «шедевр с начала до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения».

А. Рубинштейн, высоко ценивший патетическую сонату, считал, однако, что ее название подходит лишь к первым аккордам, «потому что общий ее характер, полный движения, гораздо скорее дра­матический».

В книге «Музыка и ее представите­ли» Рубинштейн также писал, что патетическая соната «названа так вероятно только по интродукции и по ее эпизодическому повторению в первой части, так как тема первого Аллегро оживленно- драматического характера, а вторая тема в нем с своими «mordente» (украшения) какого угодно, только не патетического характера.

В последней же части, что патетического? Одна вторая часть сонаты еще допускает это обозначение». Как ви­дим, Рубинштейн считает в итоге патетическим не только вступление сонаты, по и вторую ее часть.

И все же отрицание Рубинштейном патетического характера большей части музыки сонаты ор. 13 следует признать бездоказателельным.

Важно

Вероятно, именно первую часть патетическом сонаты имел в виду Лев Толстой, когда он писал в XI главе «Детства» по поводу игры матери: «Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное… казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было».

В наши дни В. В Асафьев, давая характерис­тику патетической сонаты, отметил «огненно-страстный пафос первой части, возвышенное спо­койно-созерцательное настроение второй части и мечтательно чувствительное рондо (третья за­ключительная часть)».

Ценны высказывания о патетической сонате Ро­мена Роллана. Видя в ней один из поразительных образцов «бетховенских диалогов, подлинных сцен из драмы чувств», Ромен Роллан вместе с тем указывал на известную театральность ее формы, в которой «актеры излишне заметны».

По мнению Ромена Роллана, «присутствие элементов драматико-театральных в «Патетической» неоспоримо, и очевидность этого подтверждается сходством стиля и выразительности не только с немногочисленными произведениями Бетховена, написанными для сцены, вроде его «Прометея» (1801), но и с его великим образцом трагической сцены – с Глюком, чья «Ария и дуэт» из II дей­ствия «Орфея» непосредственно вызывают в памяти бурное движение начала первого allegro из «Патетической».

Небезынтересно добавочное замечание Ромена Роллана:     «Успех «Патетической», как и самое произведение, имел несколько театральный харак­тер. Из рассказа Мошелеса явствует, что страсти за и против этой сонаты разгорались как по пово­ду какой-нибудь оперы. Очевидно, Бетховен, не­довольный такого рода победой, не захотел ее возобновлять».

Вряд ли можно отрицать справедливость заме­чаний Ромена Роллана в том плане, что название сонаты создало предвзятое к ней отношение.

Но, конечно, авторское заглавие вытекало из замыс­ла, а не было попросту привлекающим довеском к музыке. Бетховен мог быть недоволен не столько «победой», сколько кривотолками по поводу про­граммного содержания сонаты.

Совет

Надо думать, именно поэтому он в дальнейшем неоднократно избегал пояснительных заглавий.

Совет

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Обычно считается, что это одно из немногих произведений Бетховена, названное самим композитором. Однако, свое название – Grande sonate pathétique – соната получила от издателя, впечатленного ее трагическим звучанием. Впрочем, это название вполне соответствовало вкусам Бетховена и получило его одобрение.

Первым печатным откликом на выход в свет «Патетической» сонаты была рецензия венского корреспондента лейпцигской «Allgemeine musikalische Zeitung», которая поместила ее в № 21 от 19 февраля 1800 года: «Не без оснований присвоено этой сонате наименование патетической. Ее характер — поистине страстный. Эффектное и плавно модулирующее Adagio c-moll проникнуто благородной скорбью.

Время от времени им прерывается Allegro, исполненное огня и мощного движения возвышенной души. В Adagio As-dur, которое не следует слишком затягивать, равно прекрасны текучая мелодия и модуляции. Душа здесь пребывает в состоянии покоя и утешенности. Но Рондо вновь пробуждает ее и возвращает к первоначальному тону.

Таки

olga-dubova.ru

Тест по музыке 7 класс на тему «Соната. Л. В. Бетховен «Патетическая соната № 8»».

Тест по теме «Соната. Л. В. Бетховен «Патетическая соната № 8»».

1) Соната-это….

А) жанр кино.

Б) жанр инструментальной музыки.

В) жанр танца.

2) От какого слова произошло название «соната» ?

А) от французского глагола «avoir», что переводится как «есть».

Б) от латинского глагола «facere», что переводится как «делать».

В) от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать».

3) Из скольки частей состоит соната?

А) 3

Б) 6

В) 5

4) В каком характере пишется 1 часть сонаты?

А) Быстрая, стремительная.

Б) Медленная, лирическая.

В) Неторопливая,спокойная

5) В каком характере пишется 2 часть сонаты?

А) Быстрая, стремительная.

Б) Медленная, размеренная.

В) Неторопливая, спокойная.

6) Бетховен. Соната для фортепиано № 8
до минор («Патетическая») –это…

А) музыкальное произведение написанное в 1798—1799 годах и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната»

Б) музыкальное произведение написанное в 1998—1999 годах и впервые опубликованное в декабре 1999 года под названием «Большая оркестровая соната»

В) музыкальное произведение написанное в 1700—1701 годах и впервые опубликованное в декабре 1703 года под названием «Соната».

7) «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает…

А) «с безразличным, нейтральным настроением». 

Б) «с грустным, поникшим настроением». 

В) «с приподнятым, возвышенным настроением». 

8) В какой тональности и в каком характере написана 1 часть «Патетической» сонаты Бетховена?

А) В ля бемоль мажоре, имеет героический характер.

Б) В соль мажоре, имеет спокойный грустный характер.

В) В до миноре,имеет волевой характер.

9) В какой тональности и в каком характере написана 2 часть «Патетической» сонаты Бетховена?

А) В ля бемоль мажоре, имеет задумчевый,размышляющий характер

Б) В соль мажоре, имеет спокойный грустный характер.

В) В до миноре,имеет волевой характер.

10) Лю́двиг ван Бетхо́вен-это…?

А) французский композитор, скрипач, представитель романтизма.

Б) немецкий композитор, пианист, представитель классицизма.

В) русский композитор, трубач, представитель модернизма.

infourok.ru

Помогите пожалуйста очень срочно!!! Мне нужны отзывы о произведении Сонаты №8 Бетховена. Помогите срочно!!

Патетическая соната» (№ 8) написана Бетховеном в 1798 году. Заглавие «Большая патетическая соната» принадлежит самому композитору. «Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос» ) означает «с приподнятым, возвышенным настроением» . Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя «приподнятость» эта выражена в каждой части по-разному. Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение. Первая часть «Патетической сонаты» написана в быстром темпе и наиболее напряженна по своему звучанию. Обычна и ее форма сонатного аллегро. Сама же музыка и ее развитие, по сравнению с сонатами Гайдна и Моцарта, глубоко своеобразны и содержат много нового. Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжелые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Все настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов. Кажется, что это две различные, резко контрастирующие между собою темы. Но если сравнить их мелодическое строение, то окажется, что они очень близки между собой, почти одинаковы. Как сжатая пружина, вступление затаило в себе огромную силу, которая требовала выхода, разрядки. Начинается стремительное сонатное аллегро. Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса. Что же нового внес Бетховен в «Патетическую сонату» по сравнению с сонатами Гайдна и Моцарта? Прежде всего, стал иным характер музыки, отразивший более глубокие, значительные мысли и переживания человека (сонату Моцарта до минор (с фантазией) можно рассматривать как непосредственную предшественницу «Патетической сонаты» Бетховена) . Отсюда — сопоставление резко контрастных тем, особенно в первой части. Контрастное сопоставление тем, а затем их «столкновение» , «борьба» придали музыке драматический характер. Большая напряженность музыки вызвала и большую силу звука, размах и сложность техники. В отдельных моментах сонаты фортепиано как бы приобретает оркестровое звучание. «Патетическая соната» имеет значительно больший объем, чем сонаты Гайдна и Моцарта, она дольше длится по времени.

По моему добавить нечего, всё очень грамотно сказано. Произведение сложное, не для "школьников начальных классов".

Помогите очень срочно !!!мне нужно что внес нового Бетховен в Патетическую сонату

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также