Пентатоника на гитаре как играть правильно


Пентатоника на гитаре: принципы построения и игры

Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.

Что такое пентатоника

Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.

На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.

Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.

Для игры гамм есть ряд правил:

  • пальцы правой руки чередуются;
  • игра четкая и громкая;
  • одинаковые промежутки между звуками;
  • струны прижимаются близко к порожкам;
  • звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.

Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.

Для чего нужна пентатоника

Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.

 

Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.

С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.

История

История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.

Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.

Принципы построения и игры пентатоники

 

Выделяют следующие разновидности пентатоник:

  1. Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
  2. Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
  3. Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
  4. Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:

  1. Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
  2. Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.

Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.

Особенности аппликатуры (боксы)

Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.

5 позиций пентатоники

 

Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.

Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.

Внимание! Очень важно разучить все боксы, табы для создания идеального соло.

Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.

Для мажорной композиции

Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.

Для исполнения в миноре

Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.

Советы

Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.

Обучение гитаре с нуля: пентатоника

Почему важно изучать гаммы

Многие начинающие гитаристы недооценивают важность игры гамм, это занятие кажется им скучным и даже нудным, однако давайте поищем плюсы в этом деле, а их надо сказать не мало:

  • Изучая и играя гаммы, вы сможете гораздо быстрее выучить расположение нот на грифе, о которых мы писали в предыдущей статье: Обучение гитаре с нуля: нотная грамота, да и в целом гриф будет ощущаться лучше, увеличится точность смены позиций и понимание гитарной аппликатуры;
  • Ежедневная игра гамм увеличит беглость пальцев левой руки, усилит точность работы с медиатором правой, но самое главное, вместе с этим будет развиваться и их синхронизация между собой, что напрямую влияет на скорость, чистоту и точность вашего исполнения;
  • Гаммы хорошо развивают слух, чувство ритма и являются прекрасной основой для будущих импровизаций.


Теперь когда нам стало очевидно, что играть гаммы крайне полезно, можно переходить к их изучению. А с чего лучше начать, как ни с хлеба и соли любого гитариста — минорной пентатоники? Правильно ни с чего, ведь — это краеугольный камень не только блюзовой гитары, но и всей современной гитарной музыки, так или иначе пентатоника используется практически всеми именитыми гитаристами, а не только блюзменами с дельты Миссисипи.

Минорная пентатоника

Пентатоника — гамма звукоряд которой состоит из пяти ступеней, все ноты которой могут располагаться по чистым интервалам (квартам или квинтам). Ниже на рисунке представлена аппликатура ля минорной пентатоники, черными точками на которой обозначены тонические ноты (то есть первые наиболее устойчивые ноты в гамме определяющие ее тональность, в ля миноре — это нота ля).

Играть эту аппликатуру можно от любого лада, при этом нужно помнить, что перемещая ее по грифу, будет меняться и тоника, а следовательно и тональность гаммы, однако подробнее о транспонировании мы поговорим в одной из следующих статей, а пока целиком и полностью сосредоточимся на ля минорно пентатонике.

Упражнения на основе пентатоники

Для начала сыграйте восходящий пассаж, представленный на табулатуре ниже:
Играть его следует переменным штрихом (поочередными ударами медиатором вниз и вверх, если вы вдруг забыли или не читали нашу статью о постановке правой руки). Не забывайте держать ритм, в идеале играйте этот пассаж под метроном. После того как вы освоитесь и у вас начнет получатся достаточно быстро и без ошибок, к этому пассажу можно добавить и нисходящий

Блюзовая пентатоника

Блюзовая гамма или блюзовая пентатоника — это та же самая пентатоника, но с дополнительной нотой, отстающей от тоники на уменьшенную квинту, соответственно в гамме вместо пяти нот, шесть — это ля, до, ре, ре диез, ми и соль, на рисунке ниже представлена аппликатура ля минорной блюзовой пентатоники

Данная гамма благодаря так называемой блюзовой ноте, в случае с ля минорной пентатоникой — это ре диез, звучит очень по блюзовому, однако не менее любима и рок музыкантами.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнений на основе блюзовой гаммы, можно использовать пассаж очень похожий на тот. что использовался с ля минорной пентатоникой: с начала восходящий, а затем нисходящий

Заключение

Помимо того, что пентатоника является неплохой гаммой для тренировки техники, она так же является и отличной основой для импровизации, но об этом мы поговорим немного позже. А пока учите пентатонику и блюзовую гамму, особое внимание уделяя чистоте исполнения и ритму.

Гитара — Гамма и Пентатоника. Педагог ГМКЭДИ Михаил Суджян.


Watch this video on YouTube

Упражнения на основе пентатонических гамм – скорая помощь для гитариста

Если вы играете американский джаз, блюз, фолк или рок, вам постоянно приходится иметь дело с пентатоническими гаммами. Они очень распространены в такой музыке.

Начинающие гитаристы сталкиваются с пентатоникой уже на самых первых этапах обучения, даже если они и не собираются играть соло.

Поэтому думаю, есть смысл предположить, что вы более или менее знакомы со звучанием этой гаммы и ладов, на которых она основывается.

Следующий шаг — применение всего этого на практике. Сегодня мы посмотрим, как фразы, базирующиеся на пентатонической гамме, могут помочь вам развить навыки игры на гитаре. Говоря проще, я покажу вам упражнения, основанные на ладах, которые вам уже знакомы.

Пентатоника С мажор:

Начнем с простого. Уверен, что вам уже приходилось иметь дело с пентатонической гаммой С мажор. Мы рассмотрим ее в пятой позиции.

Сыграйте гамму несколько раз, чтобы привыкнуть к ней и освежить ее в памяти.

Теперь сконцентрируемся на нескольких интересных пробежках на ее основе. Имейте в виду, что ваша цель — научиться лучше контролировать ваши действия, поэтому пробежки включают также и игру через струну. При этом все ноты входят в соответствующую гамму.

Упражнения:

Сыграйте каждую фразу несколько раз. Как только почувствуете уверенность, ускоряйтесь.

Пентатоника С минор

Здесь, в зависимости от позиции, нам придется поработать с несколько более сложными аппликатурами, чем в случае мажора. Возьмем третью позицию.

Очевидно, что здесь нет ничего, что коренным образом отличалось бы от того, что мы делали только что. Но если вы хотите научиться лучше контролировать то, что играете, последовательность нот снизу вверх — это то, что вам нужно.

Упражнения на основе С минорной пентатоники:

Данная конкретная пробежка включает в себя пять нот, заставляя вас импровизировать, когда вы уже не знаете, каким пальцем взять следующую ноту. Я советую играть упражнение слева направо в таком порядке: указательный — средний — безымянный — средний — мизинец.

Следуя этой схеме, вы сможете взять четвертую ноту на пятом ладу средним пальцем и потренировать растяжку с мизинцем. Раз уж мы упражняемся, давайте перенесем фразу и на другие позиции.

Блюзовая пентатоника С минор

Блюзовая пентатоника С мажор в пятой позиции славится довольно сложной аппликатурой. Об этом не следует забывать, поэтому сыграйте эту гамму несколько раз, чтобы привыкнуть к ней. Только после этого имеет смысл переходить к упражнениям.

Воспользуемся возможностью и потренируем растяжки. Помните: мы играем исключительно ноты данной конкретной гаммы. Если вы уже научились играть ее уверенно, переходите к упражнениям.

Упражнения, основанный на блюзовой пентатонике С минор:

Обе пробежки характеризуются довольно большими растяжками в секции между третьей и пятой струнами. Чтобы справиться с ними, сыграем несколько арпеджио, охватывающих весь лад на всех струнах.

Вам понадобится некоторое время, чтобы одолеть это упражнение, но уверяю вас: оно очень полезно.

Можете также попробовать вот что: разобравшись со всеми упражнениями, вновь сыграйте все гаммы в чистом виде. Вы сразу заметите прогресс. Ведь все эти упражнения — просто вариации нот гамм.

Роберт Киттлбергер (Robert Kittleberger) — основатель и редактор Интернет-ресурсов Guitar Chalk и Guitar Bargain. Его уроки так же будут публиковаться на Гитаршколе, поэтому подписывайтесь на бесплатную рассылку и получайте новые интересные уроки гитары каждый день.

Оставить комментарий

Уроки игры на гитаре: Изучаем пентатонику


&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Антонов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 15 марта 1998 г.

Поговорим о пентатониках. Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

Мажорная пентатоника:

Минорная пентатоника:

Теперь проиллюстрируем, как выглядит пентатоника на грифе. Многие из вас наверняка смогут построить пентатоники на гитаре самостоятельно, но я все равно предлагаю пять аппликатурных моделей на каждую из пентатоник, чтобы вы смогли себя проверить (аппликатура - возможный вариант пальцев для исполнения, или, если хотите, "пальцовка").

Мажорная пентатоника:

Минорная пентатоника:

Таблицы - это гриф гитары, стоящей перед вами, струнами к вам. Толстые струны слева, тонкие - справа. Красным квадратом обозначен основной тон пентатоники, он называется тоникой.

Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что таблицы минорной пентатоники полностью повторяют таблицы мажорной, с той только разницей, что тоника теперь другая. Почему это происходит? Все объясняет параллельность тональностей. Кто знаком с этой темой - тот уже все понял, для остальных поясню.

Мы с вами получили пентатонику, удалив из мажорной гаммы IV и VII ступени, а из минорной II и VI, поэтому правило параллельности мажорных и минорных тональностей подойдет и для пентатоник. А правило такое: параллельный минор строится на VI ступени мажора, сохраняя все его знаки при ключе, если таковые имеются. Есть еще одно соотношение. Вы можете отступить от тоники мажора на малую терцию вниз и получите тонику минора. Говоря простыми гитарными словами - отступить через два лада вниз по струне (имеется ввиду движение вниз по звуку).

Таким образом, у одной и той же пентатоники может быть два названия в зависимости от того, какую из ступеней вы примете за тонику. Одно название будет характеризовать мажорное наклонение, другое - минорное.

Теперь к делу. Предположим, что вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор (а для чего еще нужны пентатоники?), для этого вам надо найти ноту ля на любой струне, затем посмотреть на таблицы минорных пентатоник и отыскать квадратик на соответствующей струне. После чего расположите соответственно тонике остальные ноты пентатоники и начинайте играть все, что наболело.

Если обратите внимание, все пентатоники по ширине укладываются в четыре лада, кроме средней. Четыре лада - четыре пальца в игре у левой руки. Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Такой способ, при котором каждый палец отвечает за ноту на своем ладу, называется позиционной игрой. В случае же со средней таблицей, предлагаю взять ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, первым пальцем (то есть указательным).

Для непосвященных хочу предложить некую стартовую систему. Поиграйте эти пентатоники гаммообразным движением от самой низкой ноты к высокой и наоборот с целью изучения материала. В процессе игры было бы неплохо знать название пентатоники, которую вы в данный момент играете. Это поможет вам быстрее находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того как вы освоите эти фигуры в чистом виде, можно переходить к вариантам. Самый простой и поэтому традиционный способ проигрывания гамм - восьмыми нотами (имеются в виду длительности), когда на каждый удар метронома приходится поровну две ноты. Одна - на удар, другая - строго между ударами. Рассмотрим все это на примере ля-минорной пентатоники.

Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад. Посмотрите на таблицы аппликатур минорной пентатоники в начале статьи. Нас интересует последняя картинка. Именно здесь тоника находится на третьей струне. Возьмем ее указательным пальцем, получаем вторую (II) позицию. Начинаем играть с третьего лада шестой струны - это самый низкий звук данной аппликатурной модели.

Нижняя строка - табулатура - это гриф гитары. Внизу шестая струна, наверху - первая. Слева колки, справа корпус гитары. На линейках (струнах) обозначен номер лада, соответственно расположенной выше ноты.

Следующим вариантом может быть триоль, когда четвертная доля (расстояние от одного удара метронома до другого) делится на три равные части и три ваши ноты должны равномерно прозвучать за один удар. Здесь хорошо помогает вальс. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома:

Итак, пентатоника в триольной ритмике:

Теперь один из мелодических вариантов триольной пульсации, после изучения которого вы можете придумывать свои аналогичные упражнения.


Уметь играть пентатоники на гитаре и не уметь делать бэнд (bend) - подтяжку струны - это кощунство. Поэтому давайте учиться.

Начнем с того, что подтяжку можно делать на любой струне и любым из четырех пальцев левой руки (или правой, если вы используете нестандартный способ и играете на правую руку). В общем, вы прижимаете струну на любом ладу, извлекаете звук (проще говоря - дергаете струну), и тот палец, которым прижали струну, перемещаете поперек грифа в любом удобном для вас направлении. При этом струна должна продолжать звучать, а высота звука будет меняться. Обычно палец перемещают вверх, но, например, шестую струну тянуть некуда - гриф кончается, поэтому тянем вниз. Надо отметить, что бэнд делается не просто так. Чаще всего используют тоновые подтяжки, то есть вы тянете струну до тех пор, пока не зазвучит нота, отстоящая на тон выше исходной. Можно также использовать обратный вариант, когда извлекается звук из уже подтянутой струны, после чего палец опускает звучащую струну в обычное состояние. Таким образом звук плавно переходит из высокого в низкий. Естественно, можно комбинировать эти два способа. Прижали струну, извлекли звук, сделали подтяжку, отпустили подтяжку, струна при этом должна звучать.

Учиться играть бэнд лучше в средней части грифа; там струна менее упруга и поэтому легче тянется. Возьмем для примера уже известную нам ля-минорную пентатонику, только с тоникой на шестой струне. Это будет первая таблица в разделе минорных пентатоник и играть мы ее будем в V позиции, т. е. начинать с пятого лада шестой струны. От первой до второй ноты данной фигуры полтора тона, поэтому от подтяжки воздержимся. От второй до третьей - тон; ее можете подтягивать (шестую струну - вниз). Прижимаете второй звук 4-м пальцем (мизинцем) и подтягиваете струну до звучания следующей ноты данной пентатоники. Проверить это можно, проиграв после подтяжки реальный третий звук на 5-й струне. В свою очередь, третий звук можно также подтянуть до звучания четвертого, так как между ними один тон. И так далее. Если от ноты, которую вы играете, до следующей ноты по порядку интервал 1 тон, можете делать бэнд.

Аналогично вы можете поступить и с остальными аппликатурными моделями. Разумеется, это лишь материал, которым можно пользоваться, а остальное (музыкальные фразы, мелодические и ритмические комбинации и т.п.) будет зависеть от вашей фантазии, вкуса, чувства меры и опыта (я имею ввиду музыкального, конечно).

Самый простой тренинг, который всегда под рукой - это шлягер по радио или на записи. Включаете его - и вперед! Сложность в том, чтобы определить тональность, в которой он звучит. Я думаю, что, если сразу не получилось, то после нескольких попыток, опытным путем, методом проб и ошибок, вам удастся слиться в едином музыкальном порыве со звучащей информацией. Удачи!

Самоучитель игры на гитаре/Пентатоника — Викиучебник

Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира

Пентатоника для шестиструнной гитары.

Classical guitar two views Russian

Любая мажорная или минорная пентатоника, как и любой другой звукоряд, могут быть представлены в удобной гитарной аппликатуре. Существует много вариантов аппликатур пентатоник для гитары, однако выработались несколько общепринятых аппликатур, называемых боксами в пяти аккордовых формах. Значительное влияние на формирование данных аппликатур оказало развитие таких стилей как блюз, рок и джаз так как хорошее владение пентатоническими боксами на грифе очень полезно при импровизации, особенно блюз-роковой. Минорной пентатоникой можно обыграть каждый аккорд гармонии таким образом, чтобы она была «к месту».

Пентатонический звукоряд легко получается из диатонического, путем устранения 2-й и 6-й ступеней для минора и 4-й и 7-й для мажора.

Как и для диатоники, для каждой минорной пентатоники есть смежная мажорная. По этому при игре на гитаре принято рассматривать минорные пентатоники, так как в случае, если требуется мажорная, её легко найти в смежной тональности (для Am — пентатоники смежной будет мажорная пентатоника С). Мажорная пентатоника повторяет аппликатуру минорной, только тремя ладами ниже с изменением положения тоник.

Для пентатоники в гитарном приложении следует понимать, что аппликатура минорной пентатоники, построенной от любой другой ноты может быть получена прямым сдвигом Ля минорной пентатоники вдоль грифа.

Аналогичную аппликатуру имеет смежная До мажорная пентатоника, тоники для неё имеют другие позиции.

Существует общепринятая аппликатура минорной и мажорной пентатоник в так называемых пяти аккордовых формах или боксах. Вид боксов (или аккордовых форм) пентатоники в приложении к грифу шестиструнной гитары стандартного строя (E-B-G-D-A-E) таков:

Красными точками обозначены ноты тоники. Также очевидно, что аппликатуры в мажоре и миноре совпадают, отличие выражается в разном положении тоник. Подобное разделение на боксы не является стандартизованным, или общепринятым, возможны и другие группировки, однако в музыкальной литературе чаще встречается именно такой вариант. Некоторые авторы по разному разбивают на боксы минорные и мажорные аппликатуры пентатоник.

Часто пентатоника изучается параллельно с блюз-роковым стилем.

Пентатонический звукоряд легко получается из диатонического, путем устранения 2-й и 6-й ступеней из натурального минора или 4-й и 7-й ступеней из натурального мажора.

Характерный признак пентатоники — отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

  • «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста (учебный курс `Базис`)» С. Попов Издательство: Guitar College, 2000 г. Мягкая обложка, 128 стр. ISBN 5-94012-012-1
  • Видеошкола Павла Власова «Блюз на электрогитаре»

Импровизация. Пять боксов пентатоники

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 6892
18.10.2017 19:55
Категория: С чего начать???

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).

Пентатоника - это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной - минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

 

 

И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)

 

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

То же самое будет происходить и с другими минорными ладами - фригийским и дорийским.

А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!


Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.

Добавить комментарий

Ля-минорная пентатоника на грифе гитары, по позициям

Привет, привет, гитарист! Сегодня у нас на повестке дня ля-минорная пентатоника на грифе гитары в виде 5-ти позиций или как их ещё называют - боксов.

Ля-минорная пентатоника – обычно это первая шкала, которую учит каждый начинающий гитарист. Она имеет многостороннее применение и состоит из звуков, которые хорошо применяются в роковом и блюзовом контексте. Я расцениваю пентатонику как легкую версию гаммы Ля-минор.

Звуки, входящие в пентатонику Ля-минор

Диаграмма грифа гитары
 

Названия нот, входящих в пентатонику

Последовательность звуков пентатоники Ля-минор имеет следующий вид: Ля(A) – До(C) – Ре(D) – Ми(E) – Соль(G)

Указания к применению и запоминанию

Ля-минорная пентатоника применяется для ликов и заполнений. Если ты хочешь играть мелодии, рекомендуется широко применять в своей игре звуки из Ля-минорной пентатоники.

Для запоминания пентатоники ты можешь использовать следующие 5 позиций, которые нужны для наглядного представления ля-минорной пентатоники по всему грифу гитары. Тренируй все указанные ниже образцы по очереди и вскоре ты почувствуешь эту шкалу.

Ля-минорная пентатоника в виде 5-ти позиций на грифе гитары. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

 

Позиция №3

 

Позиция №4

 

Позиция №5

 

Понравился материал? Непременно поделись им с друзьями с помощью кнопок соц. сетей!

Источник: six-strings.de

Как играть пентатонику поверх чего угодно

Многие музыканты начинали свое обучение импровизации с изучения пентатоники, потому что это самая простая гамма, которая к тому же довольно часто использовалась в народной музыке и поэтому легко воспринимается на слух. Кроме того, это первая гамма, которая приходит на ум, когда речь заходит об игре поверх блюзовых или рок-н-ролльных последовательностей.

Для того чтобы обыграть какую-либо аккордовую последовательность существует два способа: играть ноты гаммы поверх всей последовательности или обыгрывать каждый аккорд по отдельности.

Понятно, что в первом случае нужно чтобы как можно больше аккордов можно было обыграть одной гаммой, это сократит время на раздумья на первых порах.

То есть работа будет по следующей последовательности шагов:

  • определить аккордовый состав последовательности (тут пригодиться работа над песнями)
  • по составу аккордов выяснить какой гаммой все это можно обыграть
  • profit

Но если вы захотите обыграть эту последовательность с помощью пентатоники, вам не потребуется определять что за гаммой можно обыграть все эти аккорды, достаточно узнать тональный центр(а соответственно мажор или минор звучит) и использовать одноименную пентатонику.

Пентатоника может звучать поверх любых ладовых последовательностей основанных на мажорной гамме. Например, у нас есть последовательность в С мажоре. В зависимости от остальных аккордов мы можем использовать С ионийский, С лидийский и С миксолидийский(лады построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы соответственно). Каждый из этих ладов лишь незначительно отличается друг от друга.

Как видно из схемы, от пентатоники каждый из этих ладов отличается лишь двумя нотами. То есть пентатонику можно использовать для обыгрывания любой из последовательностей основанной на ионийском, лидийском и миксолидийском ладах.

То же самое касается и минорных ладовых последовательностей:

Как видно из схем, в пентатонике отсутствуют интервалы, которые придают непосредственно ладовую окраску, за исключением терции, определяющей мажор/минор.  То есть если в последовательности аккордов сменился лад, но при этом не изменился аккорд тоники, можно использовать пентатонику, не использую два различных лада. Подобными приемами довольно часто пользуются музыканты, играющие во всех стилях. Кстати, не только гитаристы, как сказал Marcus Miller:

«Miles Davis научил меня играть пентатонику поверх чего угодно!».

Теперь смысл этой фразы должен быть вам понятен.

Это интересно:

Что такое пентатоника? | uroki-guitary.ru

Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанементы к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре. Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε — пять) – гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am), она выглядит в таблатуре и на грифе вот так:

Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада.

            Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму. Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью. Выглядит следующим образом:

Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:

В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по ссылке. Подобные фразы Вы сможете встретить в очень многих рок-рольных соло.


Смотрите также