Линкор тирпиц как играть
Tirpitz — Global wiki. Wargaming.net
Tirpitz |
12345678910
Tirpitz |
12345678910
Модули
Возможные модернизации
Боевая эффективность
Схема бронирования:
700px
0
Толщина брони, мм:
1
Толщина брони, мм:
2
Толщина брони, мм:
3
Толщина брони, мм:
4
Толщина брони, мм:
5
Толщина брони, мм:
Достоинства и недостатки:
Достоинства:- хорошее бронирование;
- хороший запас очков боеспособности;
- хорошее время перезарядки орудий ГК;
- мощное вооружение ПМК;
- наличие торпедного вооружения.
Выбор оптимальной конфигурации
Примеры установки модернизаций:
Для Tirpitz доступен набор модернизаций в 5-ти слотах:
0
- В первом — «Вспомогательное вооружение Мод. 1».
- Во втором — «Система борьбы за живучесть Мод. 1».
- В третьем — «ПМК Мод. 1».
- В четвертом — «Рулевые машины Модификация 1».
- В пятом — «Система маскировки Модификация 1».
1
- В первом — «Основное вооружение Мод. 1».
- Во втором — «Система борьбы за живучесть Мод. 1».
- В третьем — «Системы наведения Мод. 1».
- В четвертом — «Рулевые машины Модификация 1».
- В пятом — «Система маскировки Модификация 1».
Примеры изучения навыков:
0
Рекомендуемые навыки
ОЧКИ | СТОЙКОСТЬ | АТАКА | ПОДДЕРЖКА | СМЕКАЛКА | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||
1 | |||||||||
| |||||||||
2 | |||||||||
| |||||||||
3 | |||||||||
| |||||||||
4 | |||||||||
|
1
Рекомендуемые навыки
ОЧКИ | СТОЙКОСТЬ | АТАКА | ПОДДЕРЖКА | СМЕКАЛКА | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||
1 | |||||||||
| |||||||||
2 | |||||||||
| |||||||||
3 | |||||||||
| |||||||||
4 | |||||||||
|
2
Рекомендуемые навыки
ОЧКИ | СТОЙКОСТЬ | АТАКА | ПОДДЕРЖКА | СМЕКАЛКА | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||
1 | |||||||||
| |||||||||
2 | |||||||||
| |||||||||
3 | |||||||||
| |||||||||
4 | |||||||||
|
1
Живучесть (Вариант 1)2
Живучесть (Вариант 2)Снаряжение:
Рекомендуется устанавливать улучшенное снаряжение, которое быстрее перезаряжается и может быть использовано на один раз больше, но доступно лишь за 22500 .
При изучении навыка командира «Суперинтендант» увеличивается запас всего снаряжения на 1 шт.
Доступные камуфляжи:
Доступен и по умолчанию используется постоянный камуфляж Тип 10, у которого помимо стандартных бонусов: -10% к стоимости обслуживания за бой и +50% к опыту за бой.
Первое упоминание о постоянном камуфляже «Tarnanstrich» было 22 декабря 2016 года в обновлении 0.5.16. Чтобы его получить, для начала нужно было получить крейсер Германии VI уровня Admiral Graf Spee за прохождение компании «Погоня за Графом Шпее» или купив его в Премиум магазине. И уже на нём проходить компанию «Рейд за новогодними подарками», в которой наградой за выполнение финального задания миссии №9 являлся этот постоянный камуфляж. Обе компании были доступны с 23 декабря 2016 по 19 января 2017 года. У него кроме аналогичных бонусов камуфляжа Тип 10, есть бонус: +100% к свободному опыту за бой.
Из контейнеров «Хэллоуин-2017» и «Хэллоуин-2018» можно было получить постоянный камуфляж «Magnu-S». В 2017 году контейнеры можно было получить за прохождение операций «Луч во тьме» и «Спасение Трансильвании». В 2018 году кроме в двух вышеуказанных операциях, в новой - «Ужас глубин», за выполнение задач соревнования Royal Navy, в разделе «Снабжение», во вкладке «Камуфляж» или в Адмиралтействе за 2500 дублонов, а также в Премиум магазине. Бонусы аналогичны камуфляжу Тип 10.
Также во вкладке «Камуфляж» или в Адмиралтействе за 1000 дублонов можно было получить постоянный камуфляж «Особый», посвященный 2-летию игры World of Warships. Бонусы аналогичны камуфляжу Тип 10.
Также во вкладке «Камуфляж» или в Адмиралтействе за 1000 дублонов можно было получить постоянный камуфляж «Норвежский». Бонусы аналогичны камуфляжу Тип 10.
Для увеличения опыта за бой, свободного опыта за бой и т.д. можно использовать соответствующие типы стандартного (Тип 6 или Тип 59) или акционного камуфляжа.
0
Тип 10 — Tirpitz

Бонусы:
- -3% к заметности с кораблей;
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
- -10% к стоимости обслуживания после боя;
- +50% к опыту, заработанному за бой;
Стоимость: Бесплатно.
Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.1
Tarnanstrich — Tirpitz

Бонусы:
- -3% к заметности с кораблей;
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
- -10% к стоимости обслуживания после боя;
- +50% к опыту, заработанному за бой;
- +100% к свободному опыту, заработанному за бой;
Стоимость: Недоступен.
Примечание: За выполнение финального задания миссии №9 компании «Рейд за новогодними подарками».2
Magnu-S — Tirpitz

Бонусы:
- -3% к заметности с кораблей;
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
- -10% к стоимости обслуживания после боя;
- +50% к опыту, заработанному за бой;
Стоимость: 2500 .
Примечание: Из контейнеров «Хэллоуин-2017» и «Хэллоуин-2018».3
Особый — Tirpitz
Бонусы:
- -3% к заметности с кораблей;
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
- -10% к стоимости обслуживания после боя;
- +50% к опыту, заработанному за бой;
Стоимость: 1000 .
Примечание: Во вкладке «Камуфляж» до выхода обновления 0.7.9.4
Норвежский — Tirpitz
Бонусы:
- -3% к заметности с кораблей;
- +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
- -10% к стоимости обслуживания после боя;
- +50% к опыту, заработанному за бой;
Стоимость: 1000 .
Примечание: Во вкладке «Камуфляж» до выхода обновления 0.7.9.Выбор флажных сигналов:
Командиру будут полезны следующие флажные сигналы:
- November Foxtrot. Уменьшим время перезарядки снаряжения на -5%.
- India Yankee. Для уменьшения времени тушения пожара на −20%.
- Juliet Yankee Bissotwo. Для уменьшения времени устранения затопления на −20%.
- India Delta. Чтобы увеличить эффективность ремонтной команды на +20%.
- Mike Yankee Soxisix. На 5% увеличим дальность стрельбы, точность и уменьшим перезарядку ПМК.
- Sierra Mike. В том случае, если 30,5 узлов мало - можно разогнать на +5% до 32 узлов.
Дополнить этот перечень можно сигналами на свободный или опыт командиру, дополнительные кредиты или снижение стоимости обслуживания.
Примечания
- ↑ рус. Тирпиц — в честь Альфреда фон Тирпица, германского военно-морского деятеля, гросс-адмирала.
Справочные материалы
Линкор Тирпиц теперь в World of Warships

Знаменитый немецкий линкор Тирпиц появился в игре World of Warships, линкор находится на 8 уровне и по заявлениям разработчиков будет премиум кораблём.

«Тирпиц» (Tirpitz) — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Deutsche Kriegsmarine (Военно-морские силы Германии).
Строительство начато 2 ноября 1936, спущен на воду 1 апреля 1939 года, введён в эксплуатацию 25 февраля 1941 своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy. Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.
Исторические характеристики
Водоизмещение официальное 35 000 т, проектное 45 474 т, максимальное 53 500 т.
Длина 241,7 м по ватерлинии; 253,6 м общая Ширина 36 м.
Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе) Осадка 9—10,6 м.
Бронирование броневой пояс: 145…320 мм палуба: 50…120 мм були: 220 мм орудия: 130…360 мм барбеты: 342 мм боевая рубка: 360 мм.
Двигатели 12 паровых котлов Wagner 3 турбины Brown Boveri & Cie.
Мощность 163 026 л. с. (121 МВт).
Движитель три трёхлопастных винта диаметром 4,7 м.
Скорость хода 30,8 узла (57 км/ч).
Дальность плавания 8 870 морских миль (16 400 км) на скорости 19 узлов (35 км/ч).
Экипаж 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 матросов (1943).
Вооружение
Артиллерия 8 × 380 мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2), 12 × 150 мм/L55 SK-C/28, 16 × 105 мм/L65 SK-C/37 / SK-C/33.
Зенитная артиллерия (ПВО) 16 × 37 мм/L83 SK-C/30, 12 × 20 мм/L65 MG C/30 (одиночный), 72 × 20 мм/L65 MG C/38 (четверной).
Минно-торпедное вооружение 2×четверных 533-мм торпедных аппаратов, с торпедами G7a T1.
Авиационная группа 4 самолёта Arado Ar196A-3, одна двусторонняя катапульта.
Игровые характеристики
Боеспособность: 69300
Артиллерия: Дальность стрельбы ГК 21.4 км, ГК 4х2 380мм, ПМК 8х2 105мм, 6х2 150мм, дальность стрельбы ПМК 4.5 км.
Торпеды: Дальность хода торпед 6 км, ТА 2х4 533 мм
ПВО: 12х1 20мм, 7х4 20мм, 8х2 37мм, 8х2 105мм,
Манёвренность: Максимальная скорость 30.9 узлов, Радиус циркуляции 850 м, Время перекладки руля 20.9 с,
Маскировка: Дальность видимости корабля 16.4 км, дальность видимости с самолётов 14.8 км.
Спойлер

Видео геймплея на линкоре «Тирпиц»
Тирпиц в World of Warships
2 октября 2015
2048
0
Есть много кораблей и все они делятся на 2 группы - те что существовали в реальности, и чертежи, не имеющие реальных прототипов. Тирпиц относиться к тем кораблям что существовали в реальности. Он был так называемым sistershipoм немало известного Bismarcka, который только своими характеристиками нагонял ужас на своих противников. И вот долгожданный линкор из немецкой ветки появился в игре.
Историческая справка
Мы рассмотрим историю этого линкора. Итак, строительство начато в 1936 году, спустя 3 года - 1 апреля 1939 года он был спущен на воду и после двух лет испытаний 25 февраля 1941 года был введен в строй Кригсмарин. В активных боевых действий не участвовал.
Это история, теперь уже перейдем к игровой копии этого корабля.
Характеристики
Нет, здесь не будет нудных цифр, мы лишь рассмотрим насколько грамотно сочетаются его комплектующие и ощущения от их использования.
Ну и первое что волнует всех игроков это орудия. Для 8 уровня 380 мм конечно мало, но это компенсируется его более высокой скорострельностью 22 сек, против 30 у оппонентов, разброс приемлемый не слишком косой, но и снайпером мы не станем.
Дальность стрельбы нам хватает - 21 км. Пробитие наших орудий не слишком радует, пробить кого-нибудь 8-10 уровня на 20 км очень трудно, но после 15 км броне пробитие заметно возрастает, и уже не доставляет дискомфорта.
Броня у нас очень своеобразна и необычна. Цитадель защищена хорошо, и ее пробитие бывает редко. Башни также хорошо обшиты броней, а к концам корпуса броне пояс уменьшается. Палуба также имеет отличное бронирование, так что снарядов сверху не стоит панически боятся. Также хорошая противоторпедная защита, порой существенно помогает.
Очков здоровья хватает что бы выдерживать стрельбу вражеских кораблей и участвовать в замесах, но все же подставляться не стоит.
Ходовые характеристики довольно хороши, максимальная скорость заслуживает отдельного внимания - 31 км/ч, такая скорость не у всех крейсеров есть, что уж говорить об линкорах? Еще одна характерная особенность — это быстрый набор скорости и резкая остановка, по сравнению с одноклассниками. Но из-за длинного корпуса скорость поворота довольно низка, так что будет особенно аккуратны- это может сыграть с вами злую шутку.
Так же стоит упомянуть системы ПВО и ПМК. ПВО у нас довольно своеобразное, порой она без проблем разбирается с звеном торпедоносцев 10 уровня, то не может сбить 2 самолета 8 уровня, так что сильно полагаться на ПВО не стоит. ПМК особой силой не отличается, может конечно пошугать эсминцы, но большого урона им не нанести.
Ну и самое интересное из характеристик - это торпеды. Да-да торпеды на линкоре! Расположены они по бортам, но они не являются у Тирпица основным. Их можно использовать в конце дуэли с вражеским кораблём, приблизившись к нему на 2-3 километра и эпично завершить сражение.
Ведение боевых действий
Мы - линкор, и этим все сказано, не боимся идти вперед, но планку сильно перегибать тоже не стоит, держимся от противника на расстоянии 5-10 километров. Внимательно следите за авианосцами, если вас выбрали основной целью попытайтесь спрятаться благо скорость позволяет, иначе из-за долгой перекладки рулей рискуем получить пачку в борт.
Слишком далеко тоже не уходим, на дальних дистанциях наши орудия бессильны. При желании, скорость быстро помогает сменить фланг. Танковать пытаться не стоит лучше увернутся, так что не пытайтесь лезть на рожон.
Модернизации
Конечно можно ставить на свой вкус, но лучше воспользоваться схемой приведенной ниже:
- Первый слот - орудия главного калибра модернизация 1
- Второй слот - система управления огнем (из-за плохой точности)
- Третий слот - система борьбы за живучесть
- Четвертый слот - рулевые машины или борьба за живучесть
- Пятый слот - система маскировки
Внешний вид
Камуфляж устанавливаем [уменьшение вероятности попадания] потому что [уменьшения видимости] существенные преимущества не дает. Обязательно устанавливать флаг Zulu. Так мы существенно повышаем доходность корабля за бой.
Навыки командира:
- Базовая огневая подготовка
- Противопожарная подготовка
- Суперинтендант
- Улучшенная корневая подготовка
- Мастер на все руки
Подводя итог можно сказать, что корабль получился довольно хороший, на нем приятно играть, и он может прощать некоторые ошибки.
Tirpitz (1939) — Википедия
Тирпиц | |
---|---|
нем. Tirpitz | |
«Тирпиц» в норвежском Альтен-фьорде | |
Служба | |
Класс и тип судна | линкор / тяжёлая артиллерийская плавбатарея |
Порт приписки | Тронхейм |
Изготовитель | верфь Кригсмарине в Вильгельмсхафене |
Заказан к постройке | 1935 |
Строительство начато | 2 ноября 1936 |
Спущен на воду | 1 апреля 1939 |
Введён в эксплуатацию | 25 февраля 1941 |
Выведен из состава флота | потоплен 12 ноября 1944 |
Статус | разобран на металл и дорожное покрытие (электрогенераторы временно использовались в качестве электростанции), отдельные части сохранились в музеях |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | официальное 35 000 т, проектное 45 474 т, максимальное (1944 год) 53 500 т |
Длина | 241,7 м по ватерлинии; 253,6 м общая |
Ширина | 36 м |
Высота | 15 м (от киля до верхней палубы на миделе) |
Осадка | 9—10,6 м |
Бронирование | броневые пояса: 145…320 мм палубы: 50…120 мм були: 220 мм орудийные башни: 130…360 мм (в том числе барбеты башен главного калибра: 342 мм) боевая рубка: 360 мм |
Двигатели | 12 паровых котлов Wagner 3 турбины Brown Boveri & Cie |
Мощность | 163 026 л. с. (121 МВт) |
Движитель | три трёхлопастных гребных винта диаметром по 4,7 м |
Скорость хода | 30,8 узла (57 км/ч) |
Дальность плавания | 8 870 морских миль (16 430 км) на скорости 19 узлов (35,2 км/ч) |
Экипаж | 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 унтер-офицеров и матросов (1943) |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | Радиолокационные станции обнаружения надводных и воздушных целей |
Артиллерия | 8 × 380 мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2) 12 × 150 мм/L55 SK-C/28 (6 х 2) |
Зенитная артиллерия | 16 × 105 мм/L65 SK-C/37 и L65 SK-C/33 (8 х 2) 16 × 37 мм/L83 SK-C/30 (одиночные) 12 × 20 мм/L65 MG C/30 (одиночные) 72 × 20 мм/L65 MG C/38 (в счетверённых («фирлинг») артиллерийских установках) |
Минно-торпедное вооружение | 2 × четырёхтрубных 533,4-мм торпедных аппарата (торпеды G7a T1) |
Авиационная группа | 6 самолётов Arado Ar.196A-3, одна двусторонняя авиационная катапульта |
Медиафайлы на Викискладе | |
«Ти́рпиц» (нем. Tirpitz) — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота[1]. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение более чем двух с половиной лет. Британцам периодически удавалось выводить корабль из строя, но их усилия увенчались полным успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy. Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.
История применения

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила и Гитлера, и гросс-адмирала Редера с большой осторожностью отнестись к возможностям крупных надводных артиллерийских кораблей, не имеющих поддержки авианосцев (их строительство в Германии было в результате на время ускорено, но в строй ни один из них в конце концов так и не вошел), потому «Тирпиц» использовался крайне осторожно и, как следствие, редко.
В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в СССР и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там, во фьордах, он и простоял практически всю Вторую Мировую войну. Однако даже простое присутствие «Тирпица» на Арктическом морском театре военных действий связывало значительные силы Королевского Флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на последнее, британское Адмиралтейство учитывало потенциальную опасность линкора и не прекращало усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и из-под воды «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжёлых 5,5-тонных бомб Tallboy.
Операции «Тирпица»
Операция Sportpalast
В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 — примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом, базировавшемся на авианосце HMS Victorious, и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии — адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться на базу.
Операция Rösselsprung
В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать линкор «Тирпиц», броненосец «Адмирал Шеер» и тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» совместно с эсминцами и миноносцами для атаки конвоя PQ-17 (план Rösselsprung — «Ход конём»). Из-за задержек с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно[2]. Таким образом, прямого ущерба конвою «Тирпиц» не нанес. Однако PQ-17, распущенный и оставленный без охраны именно из-за угрозы со стороны «Тирпица», беспрецедентно сильно пострадал от атак германских авиации и подводных лодок.
Атака Лунина
Линкор «Тирпиц» выходит в море с кораблями эскортаВ день выхода из передового пункта дислокации в Вестфьорде линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга (впоследствии — контр-адмирала) Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки результата своей торпедной атаки непосредственно не наблюдал, однако слышал два сильных взрыва и серию взрывов слабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок Северного Флота на основании его доклада и данных разведки сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и современной российской мемуарной и популярной литературе, а также публицистике многократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки К-21[3] (в советское время вплоть до наступления эпохи «гласности» в 1987 году это была официальная — в значении «единственно допускаемая» — точка зрения как в историографии, так и в литературе для массового читателя). Российский историк М. Э. Морозов предполагает, что из-за неправильного определения элементов движения цели, большого угла встречи и слишком большой дистанции стрельбы германские корабли даже теоретически не могли получить попаданий, а услышанные экипажем К-21 взрывы объясняются либо подрывом торпед при их ударах о грунт (в конце траектории движения боевая торпеда в случае непоражения цели тонет), либо отдалёнными взрывами глубинных бомб, «профилактически» сбрасываемых кораблями эскорта[4][5]. Немецкие и другие зарубежные источники не подтверждают результативность атаки — запись о попаданиях отсутствует в сохранившихся вахтенных журналах «Тирпица» и других кораблей эскадры (в них вообще не отражён сам факт атаки, немцы её не обнаружили, почему и не стали преследовать подлодку), после атаки эскадра несколько часов продолжала идти высоким ходом, после возвращения на базу ремонт корабля не производился, отсутствуют какие-либо упоминания об атаке в воспоминаниях экипажа корабля. В документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится. [6]
Операция Sizilien
В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на остров Шпицберген. Германские войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкора «Тирпиц», линейного крейсера «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы занимали остров с 6 сентября по 9 сентября 1943 года. Операция Sizilien была единственным случаем, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по иному противнику, нежели воздушные цели (однако по судам противника он так никогда и не произвёл ни одного выстрела).
Операции против «Тирпица»
Британцы не прекращали атаки на «Тирпиц» до тех пор, пока не потопили линкор.
Операция Title
30—31 октября 1942: попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком[7]. К месту стоянки «Тирпица» аппараты должны были быть доставлены путём скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан — Leif Larsen).
30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в Тронхеймс-фьорд. Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (28 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22:00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до «Тирпица» оставалось менее 10 миль (18,5 км). Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.
Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.
Операция Source
В сентябре 1943 года произошла первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс»[en] (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Хенти-Крир), X6 (лейт. Дональд Кэмерон) и X7 (лейт. Бэзил Плейс). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начинённых аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась[8].
За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории — высшими военными наградами Британской империи.
Операция Tungsten
К апрелю 1944 года «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два эскадренных авианосца, два быстроходных лёгких авианосца, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.
В налёте участвовали две волны торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолёты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, фугасные, глубинные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолёта. Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневые пояса и броневая палуба линкора при этой атаке не были повреждены, однако надстройкам был нанесён заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт для его устранения.
Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot
Линейный корабль «Тирпиц» по-прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 года англичанам пришлось отменить три налёта: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.
Следующая атака союзников с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944 года. Однако к этому времени немцы значительно усилили противовоздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолёты не добились попаданий.
Операции Goodwood I, II, III и IV
В августе 1944 года «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налёты (операции Goodwood I и Goodwood II), снова окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.
Операции Paravane, Obviate и Catechism
«Операция Paravane» (англ. Параван) была предпринята Королевскими Воздушными Силами Великобритании 15 сентября с аэродрома Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5,5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (227-кг) подводными «ходячими» (самотранспортирующимися) минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица», одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев практически не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков Бомбардировочного командования Королевских ВВС, базирующихся в Северной Шотландии, и британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.
28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на «Тирпиц» под названием «Операция Obviate» (англ. Устранять), однако в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.
Но в следующий раз, 12 ноября, во время операции «Катехизис» (англ. Catechism) над «Тирпицем» не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попали три бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали примерно 200-футовую (приблизительно 60 м) дыру в его левом борту, вызвав также пожар и последующий взрыв в пороховом погребе башни «С», причём взрыв оторвал её. В итоге «Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, унеся с собой на дно более 950 человек из находившихся на борту примерно 1700.
«Тирпиц» вверх килем (1944)По причинам, до настоящего времени не до конца понятным, истребителям Люфтваффе не удалось помешать атаке британской бомбардировочной авиации на «Тирпиц» 12 ноября[уточнить]. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир эскадрильи 9./JG 5 5-го воздушного флота Люфтваффе, ответственной за истребительное прикрытие района Тромсё, майор Генрих Эрлер был обвинён в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь (один из видов штрафных воинских формирований Третьего Рейха, отличавшийся особенно суровым режимом) до завершения войны.
Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьёзную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы Королевского Флота — эскадренные авианосцы, быстроходные лёгкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.
После войны
Памятник погибшим членам экипажа «Тирпица» недалеко от ТромсёПосле войны обломки «Тирпица» были проданы норвежской компании, после чего линкор разрезали на части и вывезли. Однако значительный фрагмент носовой части остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).
В настоящее время фрагменты линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ[9]. Некоторые части корабля были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительный фрагмент бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.
Недалеко от места потопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy, не попавших в цель.
Командный состав
В культуре
- С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
- «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
- «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
- «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.