Комус алтайский как играть


Как играть на комусе | Алтайский комус

Научить базовым приёмам игры на комусе можно любого человека за 3-5 минут. Через пару-тройку недель регулярных тренировок Вы уже будете играть в собственной, оригинальной манере. Выберите инструмент, близкий Вам по звучанию. Просто попросите продавца поиграть на всевозможных моделях, чтобы определить инструмент с вибрациями, которые вам нравятся.

Теперь попробуйте извлечь звук. Плотно прижмите основу к зубам, таким образом, чтобы между ними оставалась щелка для входа подвижного язычка комуса. Затем оттяните металлический язычок. Эффект звучания рождается за счет создания резонансного контура во рту. Инструмент сам по себе не звучит. Меняя объем резонансного контура, мы добиваемся многообразного звучания. При дальнейшем обучении резонансный контур включает в себя гортань и дыхательные пути до самой диафрагмы. Есть тонкая техника игры, при которой музыкант вибрирует отростками своих легких. Но научить этому невозможно. В шаманских энергетических практиках естественным резонатором служат кости черепа, а звук способен распространяется в теле по самым разнообразным траекториям. Игра на комусе очень похожа на пение мантр.

Секрет игры состоит также в том, чтобы энергетически сродниться с инструментом. Поскольку каждый инструмент нуждается в индивидуальной подстройке. Замечена одна магическая вещь, которую мастера рекомендуют начинающим знакомство с этим инструментом. Если что-то вдруг не получается, не находится «общий язык» с комусом, поносите его с собой в футляре в кармане либо на шее. И через сутки инструмент уже заиграет у Вас без всяких видимых усилий.

Похожие статьи

www.altaikomus.ru

Учимся играть на музыкальных инструментах Алтая

У народа горного Алтая существует удивительный музыкальный инструмент – комус, иногда называют его варган. В этом музыкальном инструменте язычок является резонирующим телом, который хорошо зафиксирован в специальной раме. Как форма, так и размеры такой рамы могут варьироваться.

Учимся играть на инструментах Алтая

Для начинающих предоставляется краткая инструкция для игры на комусе – варгане:

В принципе, научиться играть на алтайском комусе не сложно. Освоить азы можно в течение нескольких минут. Для этого основу инструмента плотно прижимайте к зубам так, чтобы между челюстями осталась небольшая щель, где будет находиться язычок варгана. После этого язычок необходимо оттянуть вперед, чуть дальше губ и отпустить.

Во время первых уроков-попыток любой ученик будет затрагивать язык. К тому же начнут болеть зубы, но через определенное время болевые ощущения зубов обязательно пройдут. Кроме этого, некоторые ученики во время обучения игры на варгане, основу этого музыкального инструмента не прижимают к зубам, а располагают между губами. Но, в любом случае челюсти нужно оставлять полураскрытыми. Если челюсть будет закрыта, то вибрация язычка не произойдет.

Если вытягивать щеки, предавать полости рта разные формы, менять расположение собственного языка, дополнительно прибавлять свой голос – напивать мелодию, добавлять дыхание и т.д. – благодаря таким изменениям излучающий звук от музыкального инструмента комуса будет разный.

Существует еще одна техника игры на комусе. Во время этой техники руки не принимают участие в процессе игры на инструменте. В этой ситуации язычок инструмента двигается не за счет пальцев рук, а с помощью языка. Но осваивать эту технику могут только те, кто полностью научился играть на варгане с помощью рук.

Для игры на варгане с помощью языка необходимо брать музыкальный инструмент, у которого язычок достаточно мягкий, в такой ситуации комус зажимается между зубами. Первое время, в процессе тренировок игры на варгане с помощью языка, могут быть небольшие травмы, когда язычок ударяется о челюсти или об язык, или об внутреннюю поверхность полости рта.

Рекомендации новичкам

Для новичков, которые учатся играть на алтайском инструменте, предоставляется несколько советов.

Когда собираетесь ударить по язычку, обязательно проверьте, чтобы его пути ничего не препятствовало. Аккуратно пальцем нажмите на язычок и постарайтесь его провести за зубы и обратно. Таким образом, вы проверите, свободно ли двигается язычок. Удары выполнять по этой детали нужно быстро и отрывисто.

Во время игры на варгане локоть всегда должен быть опущен. Указательный палец направляется вверх и немного напрягается, а остальные пальцы должны быть собраны в кулак. По язычку ударять надо или ребром указательного пальца или его подушечкой, при этом сгибать и разгибать необходимо кисть в запястье. Этот способ считается универсальным и с помощью его можно играть в любом темпе и с разной динамикой.

www.altaikomus.ru

Как правильно держать варган? | Алтайский комус

Основные условия для успешного звукоизвлечения на варгане с мягкой рамой и маленькими зазорами.

Многих начинающих отпугивает возникающий при игре на некоторых варганах металлический звон и стук, а так же беспокоит излишнее напряжение множества мелких мышц кисти и губ. Часто в таких случаях в голову приходит «по зубам бью», или «варган бракованный», но это не так – язычок варгана задевает о деки из-за их чрезмерного сжатия самим игроком. Склонны к этому инструменты с маленькими зазорами между деками и язычком (зазоры – один из факторов, определяющих качество инструмента — чем меньше зазор, тем громче звук и шире его спектр) и мягкой рамой. Некоторые сразу уходят в сторону более варганов с бОльшими зазорам или жесткой рамой и со временем вырабатывают привычку держать их, сжимая изо всех сил, что закрывает (или сильно затрудняет) дорогу к будущему разнообразию и повышению качества звукоизвлечения. А в последние годы акустический уровень варганов развивается невероятными темпами, зазоры становятся все меньше, качество инструментов и удовольствие от игры на них просто фантастическое — они не идут ни в какое сравнение с тем, на чем люди играли десятки веков. Привыкшим играть на сувенирных австрийских и алтайских варганах приходится нелегко…

Однако, соблюдение нескольких простых правил поможет полностью избавиться от рассматриваемого эффекта и наслаждаться игрой на варгане в более расслабленном режиме, не прилагая никаких лишних усилий и получая чистый и легкий звук.

Основные причины возникновения лязга

  1. Хват. Удерживающая рука не должна прикладывать никаких усилий, направленных на сжатие дек. Держать нужно как будто двумя плоскими дощечками, а не захватывая инструмент в кулак-трубочку или кольцо. Хват — основа чистого звука.
  2. Усилие прижатия дек к зубам. Варган нужно прижимать не сильно и не слабо; правильное усилие достаточно просто подобрать экспериментальным путем — он должен всегда быть плотно прижат и не отрываться при вибрировании язычка.
  3. Сжатие дек губами. Часто этого просто не замечают до тех пор, пока не посмотрят в зеркало — когда при извлечении первых звуков все внимание сосредоточено на руке и удержании инструмента, губы живут своей жизнью. Можно принудительно их раскрыть и перестать касаться дек, что бы быть уверенным в отсутствии их влияния, а затем потихоньку начать обхватывать инструмент для повышения громкости издаваемого звука. Без усилий!
  4. Шевеление нижней челюстью. Это одна из самых малозаметных и непонятных поначалу причин, приводящая к тому же самому звяканью. Начинается оно во время активной артикуляции, в азарте (как разговор на повышенных тонах). Сохраняйте каменное выражение лица!)
  5. Точность удара. Еще один фактор, способный вызвать смещение язычка во время колебаний и задевание его о деки — удар наискосок. Траектория удара в момент соприкосновения пальца с кончиком язычка должна быть строго перпендикулярна плоскости рамы варгана. Нельзя цеплять колено язычка ни в продольном направлении («выдергивая» его из точки крепления), ни в поперечном (удар сверху вниз или снизу вверх).

Похожие статьи

www.altaikomus.ru

Варган — Википедия

Варга́н (возм. от старослав. варга — рот[1][2][3][4], или греч. όργανον, органон — ин­ст­ру­мент[5][6][2][1]) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку[1].

Инструмент устанавливают в области рта. Ротовая полость и глотка, а также носовая полость и нижние дыхательные пути служат резонатором[7], усиливающим громкость. Управляя работой артикуляционного аппарата и дыхания изменяют тембр звучания варгана за счёт усиления тех или иных обертонов в его звуковом спектре, при этом основной тон звучит постоянным бурдоном[8].

Издавна варган был распространён в Азии и Океании (кроме Ближнего Востока)[6]. Древнейший экземпляр 3—1 века до н. э. найден в Монголии на месте стоянки народа хунну[2]. В Латинскую и Северную Америку варган попал во времена их колонизации с конца XVI[2] — XVII веке[6] и активно использовался в товарном обмене[2].

В Европе варган стал известен в начале второго тысячелетия. В России самым старым инструментом является варган XIII века, найденный на территории Великого Новгорода. В европейской профессиональной музыке варган использовался в конце XVIII — начале XIX века[6]. Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер в 1765 году написал семь концертов для варгана, мандолы и струнных. Трактуя австрийскую народную музыку в современной светской манере, он создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения[источник не указан 361 день].

В белорусском городе Друцке найден варган XII века[9], на территории Великого Новгорода — шесть варганов XIII—XV века[10]. В центральную Россию варган предположительно попал из Польши[11] через Украину (Малороссию)[2].

Пластинчатые[6] — в виде продолговатой пластинки с вырезанным в ней язычком. Материалы изготовления: дерево, бамбук, тростник[1], кость, металл. Распространены среди народов Северной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Океании[2].

На некоторых пластинчатых варганах язычок дёргают за привязанную к его основанию нитку: один из варганов башкир (агас кубыз[12]), варган айнов (муккури[2]), один из варганов нивхов (тыф канга[13]), костяной варган манси[14] (томран[2]), варган с острова Бали (генггонг[15]).

Дуговой — состоят из двух соединённых металлических частей: рамки и язычка с крючком для защипывания. Рамка варгана состоит из дугообразной части и двух дек, между которыми находится рабочая часть язычка.

  • Гопуз — туркменский варган.
  • Ооз-комуз — киргизский варган.
  • Кубыз — башкирский и татарский варган.
  • Дан мой — пластинчатый латунный варган некоторых народов Вьетнама.

Всего известно более тысячи национальных названий варгана[16]. У русских, кроме обычного обозначения варган, встречалось также название зу­бан­ка[6].

Распространение варгана на территории СССР (публикация 1973 года)

На территории России варган распространён у русских[17][6], у народов Северной Азии (кроме эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцов и ненцов)[2], у народов Поволжья (марийцы, удмурты, чуваши и коми-зыряне[18]), в Башкортостане и Татарстане (см. кубыз), в Республике Алтай, Тыве и Хакасии. Пластинчатые варганы используются у народов Чукотки, Камчатки, Сахалина, Югры, района Среднего Енисея, Центральной Сибири (эвенки и эвены), у западных (ханты, манси, кеты, селькупы) и восточных народов Северной Азии (якуты, чукчи, кереки, коряки, ительмены, южно-сахалинские айны, северо-сахалинские нивхи)[2].

Хомус якутский

Один из важнейших традиционных инструментов якутов, в прошлом использовавшийся шаманами[19]. Якуты (и долганы) в основном используют хомус (у долган называется барган)[2]. Также в Якутии известен пластинчатый хомус из лиственницы или кости[20].

Комус алтайский

Челер комус — пластинчатый комус из тростника или бамбука с верёвкой для дёргания язычка. Использовался до начала XX века в Улаганском районе Республики Алтай. Темир комус — изготавливается из металла. Традиционный темир комус представляет собой пластинку с вырезом, в который устанавливается язычок с загибом на конце. Современный темир комус делается из стали или латуни и выглядит как типичный дугообразный варган[21].

Дрымба (укр., молд., рум.)

Дрымба — дуговой варган, известный на Украине (особенно на Гуцульщине[22]), в Молдавии и Румынии[23]. На западе Украины дрымба была единственным женским (в основном девичьим) инструментом[24]. В середине XX века дрымба ещё сохраняла некоторую популярность среди пастухов Закарпатской области[25].

Индийские варганы

Морчанг (букв. ротовая арфа) — дуговой варган на севере Индии, морсингх — на юге. Морчанг хорошо сочетается с барабаном мридангой[26]. Более древние варганы представлены деревянными или бамбуковыми пластинчатыми экземплярами с ниткой: ассамский гагана (гангинна), раджастханский гхоралио. Варганы используются в ансамблях для ритмического сопровождения пения и танцев[27].

  1. 1 2 3 4 Варган // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 95. — 672 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, с. 111—112.
  3. Лавриненко А. Польское слово warga и его русские соответствия (к истории межъязыковых отношений) // Kontakty językowe polsko-wschodniosłowiańskie. — Rzeszów: Wyższej Szkoły Pedagogicznej, 1995. — С. 169—184. — 252 с.
  4. ↑ Варга // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. Фасмер М. Варган // Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Том 1 / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986. — С. 274. — 576 с.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Большая российская энциклопедия, 2006.
  7. ↑ Мамчева, 2005, с. 280.
  8. ↑ Мамчева, 2005, с. 282.
  9. Назина И.Д. Варган // Белорусские народные музыкальные инструменты. — Мн.: Наука и техника, 1979. — С. 33—35. — 144 с.
  10. Поветкин В.И. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004. Выпуск 18. — Великий Новгород, 2004. — С. 84. — 375 с.
  11. Терещенко А.В. Музыка // Быт русского народа. В 7 ч. Часть 1. — СПб.: М-ва вн. дел, 1848. — С. 497. — 507 с.
  12. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, Кубыз, с. 313.
  13. ↑ Мамчева, 2005, с. 274, 271.
  14. ↑ Костяные варганы народа манси: [1], [2] // Музей природы и человека в Ханты-Мансийском АО
  15. ↑ Genggong — the BalineseJaw harp (англ.). asza.com. Дата обращения 5 марта 2019. Архивировано 2 июля 2011 года.
  16. ↑ Nomenclature of over thousand proper names for the Jew’s harp from all over the world (англ.)
  17. ↑ Варган // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Эмсгаймер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сборник науч. тр. / Сост. И.В. Мациевский. — Л.: ЛГИТМИК, 1986. — С. 80. — 169 с.
  19. ↑ Хомус // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М., 2017. — С. 142.
  20. ↑ Якутия. Историко-культурный атлас / Под общ. ред. В.Н. Иванова. — М.: Феория-ДИК, 2007.
  21. Кончев В.Е. Школа игры на алтайском комусе. — Горно-Алтайск, 2004. — С. 12—13, 8. — 56 с.
  22. Черкаський Л.М. Дримба (варган) // Українські народні музичні інструменти. — К.: Техніка, 2003. — 264 с.
  23. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, Дрымба, с. 205.
  24. Квитка К.В. Избранные труды. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 260. — 424 с.
  25. Гуменюк А.І. Дримба // Українські народні музичні інструменти. — К.: Наукова думка, 1967. — 243 с.
  26. Алендер И.З. Мурчханг // Музыкальные инструменты Индии. — М.: Наука, 1979. — С. 30—31. — 48 с.
  27. ↑ Музыкальные инструменты. Энциклопедия, 2008, с. 113.
  • Варган // Большая российская энциклопедия. Том 4. — М., 2006. — С. 299.
  • Варган // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 111—115. — 786 с.
  • Галайская 1973 - Галайская Р. Варган у народов Советского Союза. / Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973
  • Мамчева Н.А. Нивхские варганы // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея № 12. — Южно-Сахалинск, 2005. — С. 271—284. — 472 с.
  • Шейкин 2002 – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002.
  • varganist.ru — Рассказы о варганах, мастерах-изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.
  • aksenty.ru/info/vargan — Об истории русского варгана: от тиверцев и Древней Руси к Ансамблю Покровского и нашему времени

ru.wikipedia.org

Новичкам. Как изменять звук во время игры

С игрой на варгане связана сильная артикуляция исполнителя с привлечением многих мышц лица и шеи. Во время игры приходится открывать и закрывать рот, используя его как резонансную камеру, менять положение языка, губ.

Чем более динамичен темп исполняемого музыкального произведения, тем чаще придется наносить удары пальцем по язычку варгана, так как любое изменение артикуляции отражается на исходящем звуке только при дрожащем язычке варгана.

Любопытно, что звуки, издаваемые при игре на этом инструменте, похожи на буквы русского алфавита. Итак, базовые звуки варган издает, когда рот и губы исполнителя находятся в положении, похожем на положение при проговаривании гласных букв: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».

Некоторые звуки играют особую роль в исполнении произведения. Например, звук «У». Когда губы исполнителя сложены узкой трубочкой, как при произнесении звука «У», издаваемый варганом звук получается наиболее низкой тональности, похожим на рокот.

Имеет значение не только изменение объема ротовой полости, но и положение языка в ней. Например, если при игре вы мысленно произносите буквы «Н», «Р», «Т», «К», «Л» — тембр звучания поднимется. Если же к основанию вибрирующего язычка прижать палец, то звук станет глуше и выше, и быстрее затихнет.

У каждого исполнителя со временем складывается своя манера игры с применением излюбленных приемов. При игре на варгане не существует строгих правил и сложных нотных грамот. Многое зависит от устройства речевого аппарата музыканта и конструкции инструмента.

Главное условие, чтобы стать виртуозом-варганистом, необходимо почувствовать душу инструмента, слиться с ним в единое целое, тогда варган поможет вам передавать свои мысли и эмоции не в разговоре, а с помощью музыки.

www.altaikomus.ru

Первичные навыки игры. | Алтайский комус

Научиться играть на комусе совсем не сложно. Держать комус надо так, чтобы его язычок не был зажат пальцами, язычка вообще не нужно казаться. Вообще-то пальцы можно поставить по-разному, вариантов очень много. Самый простой вариант — зажать кольцо комуса между большим и указательным пальцами. Не имеет значения, каким способом вы держите инструмент, подойдет любой удобный способ, если при этом комус неподвижен, а его язычок свободно колеблется между вашими зубами.

Когда определитесь с удобным для вас способом, поднесите инструмент к зубам и прижмите. Не нужно закусывать или зажимать комус, его надо именно прижать, причем так, чтоб осталась щель, в которой и будет колебаться язычок инструмента.

Чтобы комус зазвучал, по язычку надо ударить. Абсолютно не имеет значения, ударите ли вы по нему в направлении от себя или к себе, также не важно, каким из пальцев будет произведен удар. Главное, чтобы в результате этого удара язычок начал двигаться в плоскости корпуса инструмента. Если язычок дернуть, а не ударить, он может ударить музыканта по зубам или стукнуться о корпус комуса. Звук в этом случае будет совсем не музыкальный, может быть даже неприятный.

Как и с любым другим музыкальным инструментом главное, что нужно чтобы овладеть комусом — это практика. Издавать звуки вы научитесь буквально через 5 минут, но играть вы сможете только если будете постоянно практиковаться. Виртуоз игры на комусе Роберт Загретдинов утверждает, что не меньше часа в день у него уходит только на тренировку мимики ротовой полости и губ, а также пальцев. Кроме этого он обязательно репетирует два часа в день. Если вы не будете жалеть сил и времени — вы обязательно овладеете комусом.

www.altaikomus.ru

Как сделать комус | Алтайский комус

Алтайский комус, или варган – это один из древнейших музыкальных инструментов. В глубокой древности он использовался в шаманских ритуалах. С течением времени этот инструмент стал частью музыкальной традиции алтайской части России. Несмотря на такой высокий статус, варганы долгое время было крайне тяжело сделать.

В прошлом году был найден самый древний музыкальный инструмент на территории Евразии. Им оказался комус. Комус был сделан из трех пластин. Техника игры была такой же, как и у современного, но материал напугал бы многих современников. Древние комусы изготавливали из костей. Сейчас это кажется чем-то ужасающим, но в древние времена это было не так страшно. Дело в том, что комус использовался в ритуалах, а кость, как думали люди прошлого, содержит в себе дух убитого животного.

Сейчас комусы делают из латуни. А современный вид придали инструменту С.А.Дейна и В.П.Поткин.

Комусы Поткина

И все-таки в сознании современников изготовление комусов неразрывно связано с семьей Поткиных. Владимир Поткин в интервью каналу «Варган Алтайский» рассказывает, что первым прототипом его комуса был якутский варган. На исторической основе он разработал собственную форму инструмента. К 1987 году удалось направить варганы и комусы на массовое производство.

Особенности варгана Поткина следующие:

  1. Производство из латуни.
  2. Отсутствие хромирования.
  3. Особая форма.
  4. Специальное покрытие язычков комусов.

Латунное производство позволило сделать инструмент распространенным среди любителей и профессионалов. Это же помогло популяризации комуса за границами Алтая.

Отсутствие хромирования инструментов сказывается на них двояко. С одной стороны, такие комусы имеют красивый товарный вид. С другой стороны, их звучание хуже, чем у древних костяных. Ненамного хуже, но профессионалы все равно это слышат.

Форма и покрытие язычков наоборот являются плюсами комусов Поткна. Форма, разработанная им, сильно отличается от традиционной. Его комусы круглые, когда традиционные – треугольные. А чернение язычков придает комусам особое звучание.

Сделать самому

Сделать самому можно и довольно просто, если управляться с металлами и руками. Варган можно сделать из толстой каркасной проволоки. Ее нужно сложить в форме комуса. Язычок нужно сделать из тонкой металлической пластинки. Такую можно выпилить из старой пилы.

Нужно припаять язычок ко дну подковки. Важно помнить, что подковка – это резонатор, от ее ширины зависит глубина звука.

После припайки нужно отшлифовать получившийся прибор. Это необходимо скорее для удобства использования, нежели для качества звука.

За этим необходимо изогнуть кончик язычка. Здесь важно запомнить то, что язычок – это рабочая часть инструмента, его нужно изгибать не сильно, но заметно.

После этих манипуляций можно играть на собственноручно сделанном комусе.

www.altaikomus.ru

Зачем нужен алтайский комус | Алтайский комус

Алтайский комус – это один из самых интересных музыкальных инструментов современности. У него богатая история и самобытное настоящее. Экзотическое звучание этого инструмента является настоящим наслаждением для эстетов и любителей этнической музыки.

В древние времена спектр использования алтайского комуса был намного шире, чем в современности. Это связывают с религиозной направленностью использования инструмента. В современности же комус для многих потерял религиозную значимость, зато музыкальная заметно возросла. Это связывают с общим понижением религиозности. Но вместе с понижением религиозности и религиозного значения комуса как способа переговора с духами, возрастает его традиционная значимость. Ряд праздников на Алтае невозможно отпраздновать без применения комуса, так как его звучание является важной народной традицией.

Религия

Народы Дальнего Востока долгое время были закрытыми для проникновения других культурных явлений. Именно поэтому религиозная культура народов Алтая развивалась гармонично и герметично долгие годы. Именно оттуда распространилась культура шаманов, которая так интересует многих людей европейской части России.

Важным элементом любого магического ритуала является музыка. Так, например, народы Алтая во время шаманских ритуалов играли на комусе. Помимо комуса во время ритуалов также играли на шерте кумус – особой двухструнной балалайке. Эти же инструменты использовались рапсодами при повествовании о национальных алтайских богатырях.

Сознание древнего человека верило, что с помощью музыки, будто вводящей людей в транс, оно может связаться с миром духов и с богатырями, о которых поет рапсод.

Иными словами, говоря о комусе в религиозном аспекте, нужно сказать, что он использовался как инструмент связи материального мира и потустороннего, а также стал предметом традиции.

Музыка

В современности религиозное значение комуса не столь велико. Существуют еще аулы, в которых верят в древних богов, но их крайне мало. Зато во время алтайских праздников его используют как традиционный инструмент и оказывают большую честь музыкантам. Сейчас комус – это важный этнический инструмент.

Его важность выражается и количеством этно-фестивалей, в которых участвуют музыканты комуса:

  • Фестиваль ТВ-Экспресс
  • ECO-фестиваль
  • Этно-фестиваль «Крепость Русь»

Все эти фестивали представляют музыку различных славянских народностей. Именно здесь музыканты комуса нашли свою нишу. Но, тем не менее, есть и музыканты, вышедшие с комусом на международную музыкальную сцену. Например, Чейнеш Байтушкина, заслужившая множество престижных наград.

www.altaikomus.ru

Как правильно выбрать варган. | Алтайский комус

Для начинающих лучше всего подойдут алтайские варганы Павла и Владимира Поткиных. Они доступны по стоимости, достаточно просты в обращении и в то же время легки для освоения и удобны. Часто те, кто начинает учиться играть на этих варганах не изменяют им и впоследствии. Покупка такого варгана возможна даже через Интернет, они отличаются стабильным качеством. Дополнительные приятные ощущения доставит кедровый футляр.

Хороши для начинающих и вьетнамские дан мои — это хорошие недорогие инструменты, качество их так же достаточно стабильно. На них играют держа инструмент на зубах, они несколько отличаются возможностями от алтайских. Пожалуй, вьетнамский варган подойдет тем, кто опасается за свою зубную систему, хотя алтайский варган для нас привычней.

Для тех, кто уже приобрел некоторый опыт игры, можно порекомендовать якутский хомус — отменный во всех отношениях инструмент. Цена этих инструментов несколько выше, кроме того хомусы рекомендуется попробовать перед покупкой.

Хорошо зарекомендовали себя варганы, производимые москвичом Виктором Устиновым. Этот мастер не производит серийных инструментов, они достаточно дороги, зато неимоверно удобны и обладают современным, ровным и ярким звуком.

Если вам повезет найти темир-комуз работы киргизского мастера Орозобая Кенчинбаева, то вы об этом не пожалеете. Это профессиональный варган по довольно таки низкой цене, но их выпускается очень маленькое количество.

Варганы Роберта Загретдинова, называемые кумызами, имеют хороший ровный звук и высокое качество, но специалисты считают их несколько жестковатыми.

Не так уж много варганов серийного производства, качество которых можно гарантировать. Зато множество сделанных в единственном экземпляре мастеровых инструментов оказываются очень достойного качества. В Казахстане, например, хороший варган можно купить просто по случаю.

www.altaikomus.ru

Алтайский комус — легендарный музыкальный миф в творчестве народов Алтая

История жизни и творчества народов горного Алтая сплошь и рядом пропитана легендами. Это потому, что Республика Алтай сама по себе является очень особенной, по шаманам, по музыке, по культуре, да даже по элементарной атмосфере. Так, например, замечательный музыкальный инструмент под названием алтайский комус (или, как еще его называют), варган.

Легенда рассказывает о том, как однажды, охотник бродил по лесу и услышал невероятные, и в  то же время, странные мелодичные звуки. Оказалось, что звуки эти издавал медведь, который забрался на лиственницу и дергал сухую щепу, словно играя на ней. Охотник мгновенно придумал идею музыкального инструмента, потому что эти звуки действительно и по-настоящему поразили его. Так он создал совершенно новый смычковый губной инструмент, на котором сейчас пользуется большинство алтайцев.

Комус, как стало ясно, называется еще и варганом, и многим жителям Республики Алтай как раз, скорее известен именно под этим названием. Варган означает рот, уста, губа, от древнеславянского «варга». Кстати, это только одна из, пожалуй, единственных легенд происхождения этого музыкального инструмента, как гласит история,  его реальное происхождение, как это ни  странно, до сих пор остается неизвестным. Алтайский комус, кроме того, что его еще называют варгой, имеет можество всяких разновидностей со своими номинициями. Чтобы играть на нем, необязательно профессионально учиться и знать все ноты. Этот инструмент для того и был создан в глубокой древности, возможно и от звуков, которые издавал тот самый медведь.

Именно поэтому комус, или варган, является инструментом, наиболее близким к природе и человеческой душе. Играя на нем, алтайцы испытывают прилив морального одухотворения и успокоения, вот почему еще во многом он является одним из самых любимых для них. Если Вы когда-нибудь бывали на Алтае и слышали эту замечательную игру, или может быть, побываете там еще, то наверняка услышите и оцените всю прелесть и мелодичность звучания алтайского комуса.

www.altaikomus.ru

Алтайский комус в современном мире

Алтайский комус – музыкальный инструмент варган. Этот инструмент используется не только на Алтае, но и в других местах столько с иным названием. При игре для изменения звука достаточно поменять артикуляцию.

Варган изготовляют из деревянных и металлических материалов. Но первые инструменты могли быть изготовлены из тростника, бамбука или даже китового уса. Существуют несколько разновидностей комусов:

  • пластинчатые изготовляются из металла, дерева с язычком;
  • дуговые представляют собой железный прут со стальным язычком посередине.

История комуса

Музыкальный инструмент появился впервые в Южной Азии около 5 000 лет тому назад. После этого варган распространяется в страны Европы, в Африке и Америке.

Первые инструменты были найдены в середине 19 века в восточной части Франции, после чего они стали популярны во всей стране.

Изначально на комусе могли играть только избранные. Например, шаманам он был нужен для переселения в другие вселенные. Через некоторое время комусы стали общедоступными и популярность их выросла.

Комусы за время своего существования прошли многие этапы. К большому сожалению, уже к 20 веку многие забыли об этом музыкальном инструменте в результате развития прогресса и цивилизации технических устройств, что найти его где-нибудь было довольно проблематично. Но нашлись чудо-мастера, которые изготовили новые варганы и привлекли внимание людей к варгану. Они добились своего: теперь алтайский варган популярен среди своих собратьев.

Отличие этого инструмента от других варган состоит в том, что его звучание более мягче и мелодичнее. Многие уверены, что у людей, играющих на варгане, полное спокойствие души.

Для народов Алтая комус очень важен. Для них инструмент может выражать мысли и эмоции людей, укачивать маленьких детей и успокоить животных. Исходя из этого можно сказать, что алтайский народ гордится своим национальным инструментом. Прекрасная мелодия варгана завораживает своих слушателей. По легендам, раньше с помощью этого чудесного инструмента девушки и юноши признавались друг другу в своих чувствах. Также игрой на варгане можно было вызвать дождь, лечить заболевания и совершать многие действия. Приобретая инструмент, каждый приходит к пониманию того, что варган и музыкальный инструмент, и приятель, и помощник, который даст совет в трудной жизненной ситуации

Алтайский комус в наши дни

Алтайский комус не забыт, большинство современных музыкантов играют на музыкальном инструменте и успешно проводят концерты. Звуки комуса хорошо сочетаются с роком, электронной музыкой, являясь хорошим дополнением друг другу. Даже российские рок-музыканты экспериментируют в поисках новых мелодий посредством варгана. Например, инструменталист из Санкт-Петербурга Angelight успешно использует в своих композициях звучание алтайского комуса.

www.altaikomus.ru


Смотрите также