Классические шахматы как играть


Классические шахматы: правила игры и особенности


День добрый, дорогой друг!

Полагаю вы согласитесь, само слово классика вызывает уважение. Во многих областях жизни этот термин ассоциируется с чем-то устоявшимся, проверенным, надежным. Сегодня наша тема – классика в шахматах.

Прежде чем продолжить, — с вашего позволения, воспользуюсь возможностью представить наши программы подготовки шахматистов.

Классический лимит времени

В шахматах под «классикой» понимают классический контроль времени на партию. То есть 60 минут и более каждому. Если лимит времени меньше часа – это уже быстрые шахматы.

Почему такой контроль называется классическим? Так играли практически во всех официальных турнирах до «нашей эры» — то есть примерно до середины восьмидесятых годов двадцатого века. Блицтурниры конечно существовали, однако их статус был гораздо ниже.

Никаких чемпионатов мира по блицу, как сейчас, не проводилось. Игра блиц считалась скорее развлечением и тренировкой

Распространенность игры с «быстрым» контролем – от 10 минут до 60, в то время была еще ниже.

Эволюция контролей времени

По временной оси развития шахмат лимиты времени на игру менялись. Как правило, в сторону уменьшения.

Динамика примерно такая:

2 часа на каждые двадцать ходов;

2 часа на каждые тридцать ходов + 60 минут на каждые последующие 15 ходов;

2,5 часов на сорок  ходов +  1 60 минут на каждые последующие 20 ходов

1,5 часа на первые на тридцать ходов и 60 минут до окончания партии.

Контроли на двадцать или тридцать первых ходов применялись примерно до 60-х годов прошлого века.

Примерно до конца восьмидесятых годов существовала практика откладывания партий. Процедура была довольно громоздкой. После первого контроля один из шахматистов записывал ход на бланке, бланки сдавались судье в конверте. Доигрывание отложенных партий проводилось в специальный день или на следующий с утра.

С начала 90-х годов эта практика почила в бозе. Партии должны были заканчиваться в тот же день, что и начались.

Сегодня обычные классические контроли:

2 часа на сорок ходов, далее 60 минут  на последующие двадцать и далее 30 минут до окончания партии.

2 часа на сорок ходов, далее 30 минут до окончания партии

Нередко применяется смешанный контроль, когда второй или третий этап контроля проводится с добавлением времени на ход. Например:

Матч на первенство мира между Карлсеном и Карякиным в конце 2016 года проходил с таким контролем:

120 минут на 40 ходов, затем 60 минут на 20 ходов и 15 минут до конца партии с добавлением 30 секунд на каждый ход, начиная с 61-го

На чемпионате Европы, который в эти дни проходит в Минске, контроль такой:

90 минут на первые 40 ходов, затем 30 минут до конца партии с добавлением 30 секунд на каждый ход, начиная с первого.

Основные Правила

В соответствии с правилами ФИДЕ в игре с классическим контролем шахматисты должны вести запись партии на специальных бланках.

Когда до истечения времени остается менее пяти минут, запись партии можно не вести.

Однако: Настоятельно рекомендую ставить прочерки или галочки напротив номеров ходов, чтобы знать, какое количество ходов сделано. Полагаться в этом на партнера, который продолжает записывать ходы, не следует.

  1. Во первых, -заглядывать в чужой бланк несподручно
  2. Во вторых – соперник может ошибиться, а бывает и намеренно вести вас в заблуждение, например, — дважды записав ход. Вы увидели, что на его бланке записаны сорок ходов и спокойно но роняете флаг. Потом оказывается, что сделано не 40, а 39 ходов. А значит вы просрочили время.

Во избежание подобных казусов опытные шахматисты в цейтноте делают ходы «про запас» — 42, 43 хода. А иногда и более, особенно, когда соперник «подыгрывает» и также играет быстро.

Просрочка времени фиксируется в случае падения флажка до истечения контроля, если:

  • Один из игроков обратил на этот факт внимание и сообщил сопернику и судье (при необходимости)
  • Судья заметил просрочку времени и остановил игру. Обращаю внимание, что в быстрых шахматах и блице этот пункт не действует. Судья фиксирует просрочку только по заявлению игрока.

Игроку, который просрочил  время, засчитывается проигрыш, за исключением следующих случаев:

  • Если в позиции на момент просрочки соперник не может поставить мат ни при каких условиях. (например король + конь против короля)
  • Если на доске стоит мат.
  • Если на момент фиксации просрочки судьей после обращения игрока упали оба флажка. В этом случае фиксируется ничья.

Как правильно фиксировать просрочку?

Во время игры судья не всегда наблюдает за игрой и находится рядом. Когда вы заметили просрочку времени соперником, следует:

  1. Произнести: «Время!» или «Флаг!»
  2. Обязательно остановить часы. Пока подойдет судья, ваше время также может закончится и флаг упадет. И тогда судья зафиксирует ничью по обоюдной просрочке.
  3. Если соперник соглашается с тем. что прострочил время (обычно так и бывает), — начинаете оформлять бланки и ждете, когда подойдет судья. Если какие-то вопросы, — сразу приглашайте арбитра

Еще один момент относительно правил: в классике не действует правило, при котором игроку может быть засчитано поражение за невозможный ход, действующее в блиц игре. При невозможном ходе обычно позиция просто возвращается, игрок получает замечание от судьи.

Цейтнотная болезнь

Тему цейтнота и «цейтнотной болезни» мы подробно рассматривали в этой статье.

Для многих шахматистов пункты регламента относительно контроля носят чисто познавательный характер. Кто-то играют быстро, как Капабланка или Ананд. Кто-то умеет рационально использовать отведенное время и редко попадает в цейтноты.

Но есть в наших рядах и заядлые цейтнотчики. Любая болезнь, и цейтнотная болезнь не исключение – сигнал организма: «Что –то не так».

Важно разобраться с причинами и назначить правильное «лечение». О том как это сделать правильно мы уже обсуждали. Повторяться не будем.

В заключение:

«Классика» постепенно отдает часть своего «поля» быстрым шахматам. Жизнь ускоряется и шахматы идут в ногу со временем. Давно канула в лету практика откладывания партий. Классические контроли также постепенно сокращаются.

Заменят ли быстрые контроли классику полностью? Полагаю, если это и произойдет, то нескоро. Да и то, не факт. Все виды контролей могут вполне мирно сосуществовать, занимая свою нишу и обогащая нашу прекрасную мудрую и интересную игру.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!


Правила шахмат | Правила игры в шахматы для начинающих и детей

В данной статье рассматриваются правила игры в шахматы для детей и начинающих. Если вам проще осваивать материал визуально, то запустите видео выше. Это очень хорошее руководство.

Шахматы — древнейшая игра и издавна она сравнивалась с военным сражением. По одной из легенд даже изобретение шахмат связывают с заказом одного правителя-полководца, который хотел получить игру, так сказать, симулятор реальной битвы двух армий. И хотя живая кровь в шахматах не льётся, но вполне уместно представить шахматиста как полководца командующего армией фигур, чтобы лучше понять хитрости баталий за шахматной доской. А начать, пожалуй, следует именно с этой самой шахматной доски.

Шахматная доска

Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…

Не пренебрегайте изучением шахматной доски!

Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.

Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и т.д. Таким образом, каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4. Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями.

Подробнее про шахматную доску

Правила передвижения фигур 

Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

  • по углам доски становятся ладьи:
  • рядом с ладьями встают кони:
  • рядом с конями — слоны:
  • по центру, за пешечной фалангой, становится ферзь:
  • и около него король:

Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет«. Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

Начальное расположение на диаграмме:

На деревянной шахматной доске:

Первый ход в шахматной партии всегда делают белые. Ход — это передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника.

А теперь разберем, как и какие фигуры делают эти ходы, узнаем возможности своих солдат.

Ладья

Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

Слон

Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали. Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным. На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

Ферзь

Ферзь — самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Конь

Конь самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. На диаграмме показано как может пойти конь стоящий на b6. Он перешагивает поля b7 и b8, поворачивает и встает на поле с8. Получается маршрут, похожий на букву «Г». Поэтому легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно. На диаграмме показаны все ходы коня с поля е5. Следует заметить, при своем ходе, конь обязан пройти «букву Г» от начала, до конца, он не может остановится на середине «буквы».

Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит.

Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры. На диаграмме мы видим, что конь на b1 окружен пешками и слоном и, чтобы сделать ход, он, вроде бы, должен ждать, когда ему освободят пространство для хода. Это было бы справедливо для любой другой фигуры, но не для коня. Конь с легкостью преодолевает барьер и может, по желанию игрока, прыгнуть на поля а3 или с3, или d2

Король

Самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов,

король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной. Так будет выглядеть расположение ладьи и короля после короткой рокировки на королевский фланг:

А так после длинной рокировки на ферзевой фланг:

Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля. Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля. В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь.»

Рокировка невозможна:

  • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
  • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
  • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

Пешка

Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии. Своими характеристиками пешка напоминает древнеримского легионера. В одиночку, оторванный от строя легионер, как боевая единица, слаб, но строй, где легионеры поддерживают и защищают друг друга, может кого угодно смести со своего пути. В бою фаланга легионеров обречена двигаться только вперед. Если другие рода войск кавалерия, лучники, могут маневрировать, отходить назад, в сторону, то строй пехотинцев-легионеров всегда медленно и неотвратимо движется прямо на врага. Повернуть, отступить, значит, сломать строй и погибнуть.

Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле. На диаграмме пешки а2 и b2 стоят на начальной позиции и могут пойти и на два поля и на одно. Пешка а2 на поле а3 или а4, а пешка b2 на поля b3 или b4. Видно, что остальные пешки белых уже ходили, поэтому могут двигаться только на одно поле. Пешка с3 может пойти на поле с4, пешка g6 на поле g7, пешка h5 на поле h6.

У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Опять вспомним римского легионера. Прикрытый широким тяжелым щитом-скутумом и вооруженный коротким мечом-гладиусом, легионер колол не прямо перед собой, а наискосок от щита, вперед и вбок. Пешка тоже бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле. На диаграмме пешка d4 уперлась своим щитом в щит черной пешки d5 и не может ее ударить, однако может смертельно ужалить коня на с5. Пешка g6 может пробить ладью на f7 или черную пешку на h7.

Как видим черная пешка е7 стоит на начальной позиции, и поэтому имеет право сделать ход на два поля вперед, на е5. Имеет-то она имеет, но поле е6 находится под боем белой пешки f5, а пехотинцам бегать по полям находящимся в зоне действия вражеского меча чревато. В этой ситуации белая пешка f5 может взять пробежавшую мимо черную пешку, а самой передвинуться на поле е6. Такое взятие называется взятием на проходе. Такое взятие возможно только сразу, ответным ходом на рывок вражеской пешки.

Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h2, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h3. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!»

(90961)

Классические шахматы - играть бесплатно с компьютером

Шахматы – одна из самых старых и популярных игр. Изучить их правила очень легко, это доступно каждому. Во время партий возникают самые разнообразные ситуации. А если всерьез заняться изучением, то можно узнать кучу комбинаций и стратегий. Выбор пути достижения победы зависит только от вас, а ход сражения часто кардинально меняется в самый неожиданный момент. На данной странице вы сможете сыграть в классические шахматы абсолютно бесплатно.

Как играть в классические шахматы с компьютером

Ощутите себя настоящим профессионалом, получите много практики. Только во время решения самых разных задач вы будете развиваться и получать бесценный опыт. Если вы желаете играть в классические шахматы с компьютером, то вам будет противостоять специальная программа. Соревнование с ней позволит столкнуться с действительно сложными задачами. А значит и испытать гордость от заслуженной победы, которая далась с большим трудом. Или извлечь опыт из поражения, чтобы стать сильнее и выиграть в следующий раз. К сожалению, в обычной жизни найдется мало людей, готовых провести с вами увлекательную партию. На этой странице вы без проблем потренируетесь шахматной игре. Причем это можно сделать в любое время.

SparkChess работает прямо в браузере. Вам не нужно скачивать установочных файлов или указывать свои данные для регистрации. Добавьте эту страницу в закладки браузера, чтобы не потерять. Управление настройками программы доступно только на русском и английском языке. От вас требуется лишь выбрать оптимальный уровень сложности. По умолчанию установлен легкий. Если хотите поставить другой, нажмите на кнопку с надписью “Easy”. Надпись измениться на “Medium”, что означает “средний”. А нажав еще раз, вы поставите самый сложный уровень.

Независимо от вашего уровня время будет проведено с пользой. Даже если вы узнали правила только вчера. Или уже стали опытным профессионалом, который ищет противника, заставляющего хорошо задуматься над каждым ходом. В любой момент вы можете перевернуть доску, встав на место своего соперника. Для этого нажмите на первую кнопку слева. Для совершения хода просто наведите мышку на фигуру и перетяните её в нужное место. Если фигура возвращается назад, вы сходили не по правилам. Отменить действие нельзя, всё как в серьезных шахматах.

Изучайте классические шахматы бесплатно

Поздравляем, вы нашли постоянного и надежного партнера по игре, который готов быть вашим соперником в любое время суток. А если заинтересует другая информация о шахматах, изучите остальные страницы нашего ресурса. Там представлена информация о хороших книгах для обучения, с помощью которых вы сможете гораздо успешнее играть в классические шахматы, причем бесплатно. А если вам больше нравится информация в видеоформате, оцените полезные ролики для начинающих. Продвинутые игроки могут посмотреть анализы партий гроссмейстеров, чтобы понять, как думают профессионалы. Ознакомьтесь с описанием дебютов и часто используемых ловушек, чтобы обогатить свой арсенал. А если вы интересуетесь и прочими сферами, связанными с шахматами, посетите блог с размышлениями на разные темы. А для желающих отдохнуть представлены подборки развлекательных видео об этой игре.

Синхронные шахматы или размышления о некоторых недостатках классической шахматной игры

В классических шахматах при всех их несомненных достоинствах существует один «недостаток», о котором знают (либо догадываются) даже начинающие шахматисты: игрок, имеющий белые фигуры, ходит первым, что даёт ему «преимущество» над соперником. Данное «преимущество» не является особо значительным при игре двух любителей, но становится существеннее, когда за шахматную доску садятся более опытные игроки.

Предполагая, что из базовой позиции в шахматах заведомо выигрышной стратегии (как для белых, так и для чёрных фигур) не существует, под «преимуществом» белых я подразумеваю несколько большее количество «благоприятных» вариантов развития событий для игрока, совершающего первый ход, при достаточно хорошем уровне сбалансированности шахмат, как таковых. И в целом, при «безошибочной» игре двух шахматных игроков (или игре Бога с самим собой), неминуемым результатом шахматной партии должна стать ничья. Более того, ничейная зона в шахматах является самой широкой среди распространённых настольных логических игр. Так что «преимущество» белых является относительным, и проявляется, в основном, статистически в шахматных турнирах различного уровня в виде большего числа партий, выигранных белыми, нежели партий, выигранных чёрными.

Перед началом работы над данной статьёй я предельно ясно осознавал, что я не первый поднимаю подобный вопрос и не первый пытаюсь найти ответ, как же обойти подобный «недостаток». Однако преследуемой мною целью являются не научные исследования данного вопроса, а лишь игры разума забавы ради, а потому исследовать просторы Интернета в поисках чужих решений и вопрошать всезнающий Гугл мне не хотелось. А хотелось мне разработать собственную независимую идею, которая явно не улучшит практически идеальную игру под названием шахматы, зато станет «новым» взглядом на неё и, может даже, покажется интересной кому-нибудь ещё.

Как Вы уже догадались, наиболее очевидным решением будет «срубить проблему на корню», разрешив обоим соперникам делать ходы одновременно. Итак, мы только что срубили замечательное дерево, которое приносило нам вкусные плоды в течение более тысячи лет и выросло за эти годы высоким, красивым и ветвистым. Ну что ж, давайте растить новое.

Новый принцип одновременного хода обоих игроков весьма сильно влияет на игровой процесс и видоизменяет правила, существующие в классических шахматах, ведь игроки могут лишь строить догадки, какой будет ситуация на шахматной доске после их одновременного хода. К примеру, фигуры противников могут одновременно попытаться занять одну и ту же клетку либо «перепрыгнуть» клетку, занимаемую фигурой противника, «классическая» пешка может попытаться по диагонали атаковать фигуру противника, которая этим же ходом уйдёт на другое поле, а короля противника заматовать в «классическом» стиле будет значительно сложнее.

Разрешить «проблему» с пешкой довольно просто – необходимо лишь позволить ей атаковать те поля, на которые она раньше могла лишь ходить (на одну или две клетки вперёд), и разрешить ходить на те поля, которые она ранее могла лишь атаковать (по диагонали вперёд). Теперь наши пешки могут свободно ходить на одну клетку по диагонали вперёд, а также на одну (или две, если пешка стоит на второй от игрока горизонтали) клетку вперёд вне зависимости от того, стоит там вражеская фигура или нет.

«Проблему» движения фигуры через поле, занимаемое на том же ходу фигурой противника, можно признать несущественной, разрешив подобные передвижения.

Теперь попробуем разрешить «проблему» одновременного движения фигур противников на одну и ту же клетку. В качестве варианта можно предложить, чтобы каждая попытка одновременно занять одно и то же поле считалась недействительной с запрещением следующей попытки подобного передвижения обеих фигур на том же ходу. Можно предположить, что такие ситуации будут случаться довольно часто, а «неудача» при передвижении фигур значительно снизит динамику шахматного поединка.

Следующим вариантом подобного развития событий будет одновременный уход с доски обеих фигур (самый динамичный из вариантов). К сожалению, данный вариант может быстро опустошить шахматную доску и привести к малофигурному эндшпилю.

Третий вариант – просчёт исхода «боя» между фигурами, одновременно атакующими данное поле, по определённым правилам. Существует бесчисленное множество критериев, которыми можно воспользоваться для выявления результатов «столкновения» двух фигур разных цветов. К примеру, решающим в бою можно считать цвет спорной клетки, что является одним из самых простых критериев выбора. Рассмотрев одно из решений «проблемы» одновременного хода на одно и то же поле шахматной доски, займёмся рассмотрением таких терминов, как «шах» и «мат» (от которых и произошло русское название классической шахматной игры) в новом контексте.

Фактор одновременности привносит в игру некоторую «непредсказуемость», ведь каждым последующим ходом обоим игрокам предлагается отреагировать на ситуацию, которая проявится на доске лишь после этого хода. Таким образом, не лишним будет ввести в игру возможность взятия короля, как обычной фигуры, что будет считаться главной целью игры и единственной возможностью победить в ней. Если взятие королей игроки осуществили одновременно, засчитывается ничья.

Попытаемся составить структурированный свод правил, который пока что не учитывает явно все возможные ситуации, которые могут возникнуть во время игры.

Основные отличия от классических шахмат:

1. Игроки ходят одновременно.

2. Ход можно пропускать. Если оба игрока пропустили ход два раза подряд, засчитывается ничья.

3. Одна и та же фигура не может ходить два раза подряд, но сохраняет область атаки.

Примечание: Фигура, не имеющая права хода, всё ещё обладает атакующим воздействием на поля передвижения, которые станут доступными на следующем ходу. Таким образом, король противника не может ходить на клетки, находящиеся под атакой этой фигуры, а также производить рокировку, если её атака распространяется на начальное, промежуточное или конечное положение короля в процедуре рокировки.

4. Целью игры является взятие короля противника.

5. Если соперники одновременно взяли королей друг друга, засчитывается ничья.

6. Пешка получает возможность хода или атаки клетки спереди и диагональных клеток спереди, а также хода на две клетки вперёд или атаки данной клетки, если находится на второй от игрока горизонтали.

Примечание №1: Таким образом, множество клеток, на которые пешка теперь может переместиться, полностью совпадает с множеством атакуемых ею клеток (в классических шахматах множество атакуемых клеток не имеет пересечений с множеством свободных клеток, на которые пешка может переместиться). Та же закономерность наблюдается для любых других фигур, отличных от пешки.

Примечание №2: В виду значительно возросшей атакующей силы пешки введём правило, записанное в следующем пункте.

7. Превращение пешки на последней горизонтали ограничено фигурами того же цвета, уже взятыми противником. Если ни одной такой фигуры не было взято, пешка не может продвинуться на последнюю горизонталь, однако продолжает атаковать её.

8. Фигуры могут «перескакивать» через фигуры противников, если на предыдущем ходу их путь в этом направлении был свободен.

9. При одновременной передвижении фигур противников на одну и ту же клетку, фигура, чей цвет совпадает с цветом клетки, остаётся на шахматной доске, а вторая покидает её.

Примечание №1: Данный фактор приводит к усилению одного из слонов относительно второго для каждой из сторон. К примеру, для белых слон, передвигающийся по белым клеткам, обладает более сильной атакой, нежели слон, передвигающийся по чёрным клеткам. У чёрных — наоборот.

Примечание №2: Также данный фактор приводит к появлению возможности взятия одного короля другим.

10. При взаимной атаке фигуры меняются местами.

Выводы:

Мы получили лишённую «недостатка» очерёдности, но обладающую элементом непредсказуемости, шахматную игру. В игру с подобными правилами удобнее всего будет играть с партнёром в режиме online с использованием компьютеров или мобильных телефонов, либо в режиме hotseat с использованием одного компьютера (хотя данный вариант и не кажется уместным). Подобным правилам можно обучить и компьютерную программу. Однако меряться силами с компьютером в шахматных играх лично мне не представляется интересным.

Можно ли играть в подобные «одновременные» шахматы за обычной шахматной доской? Это реально, хотя каждый из игроков должен будет записывать намечающийся ход, чтобы затем сверить его с ходом соперника (не верить же, в конце концов, вероломному противнику на слово).

Другие шахматы. 5 необычных шахматных вариантов

24 Июня 2018

Тамара Бэллис

Об авторе

Основатель и тренер шахматной школы "Фианкетто", чемпионка Мирнинского района по шахматам, многократный призер командных республиканских и районных соревнований, победитель и призер личных первенств по быстрым шахматам.

С наступлением долгожданных каникул мы решили поделиться с нашими читателями необычными игровыми вариациями на тему шахмат, чтобы вам было чем развлечь себя и друзей летними вечерами.

На протяжении долгого времени шахматы изучались, дополнялись и постепенно приобрели свои современные правила. Благодаря блестящим идеям наших предшественников было придумано много новых вариантов шахмат - настольных игр, напоминающих шахматы или основанных на них. Самые интересные это:

1. ШАХМАТЫ КАПАБЛАНКИ

Знаменитый кубинский шахматист и чемпион мира по шахматам предложил новый вид игры для спасения классических шахмат от ничейной смерти. В годы первенства Капабланки в мировых шахматах шёл процесс быстрого развития теории и одновременно росла доля ничейных партий в соревнованиях сильных шахматистов. Это дало повод для опасений, что вскоре теория достигнет такого уровня, когда каждый, кто владеет ею в достаточной мере, сможет свести партию вничью против любого противника.

В шахматах Капабланки используется игровая доска размером 10×8 полей. Она состоит из 10 вертикалей с буквами и 8 горизонталей с цифрами. Доску ставят буквами к игрокам. Фигуры аналогичны шахматным, но добавлены две комбинированные фигуры: канцлер и архиепископ и, соответственно, две дополнительные пешки.

Канцлер — фигура, которая ходит как конь и ладья.
Архиепископ — фигура, которая ходит как конь и слон.

В начале игры фигуры расставляются как в классических шахматах. Канцлер ставится на вертикали h, архиепископ — на вертикали c. Все правила игры аналогичны классическим, за исключением того, что при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.

Сегодня существует два современных модифицированных варианта шахмат Капабланки: GOTHIC CHESS и GRAND CHESS.


GOTHIC CHESS ИЛИ ГОТИЧЕСКИЕ ШАХМАТЫ — игра, где канцлер располагается на вертикали e (между ферзём и королём), а архиепископ — на вертикали g (между королём и ближайшим к нему слоном). Такое расположение приводит к тому, что все пешки в начальной позиции игры защищены фигурами.


GRAND CHESS ИЛИ БОЛЬШИЕ ШАХМАТЫ — игра, где шахматная доска имеет размер 10x10 полей. Начальная позиция выглядит очень сложно, но зато соперникам предстоит увлекательная игра с абсолютно непредсказуемым результатом.

2. ШАХМАТЫ ФИШЕРА

Одиннадцатый чемпион мира по шахматам Роберт Фишер предложил свой вариант игры, который в последствии получил его имя. Бобби хотел уйти от хорошо изученных дебютных дорожек во многих вариантах. Он оставил классическую шахматную доску, но расположил фигуры первой и восьмой горизонталей в случайном порядке, то есть без четко определенного места. Из-за этого у "шахмат Фишера" есть еще одно название – случайные шахматы Фишера.

Но есть некоторые ограничения по первоначальной расстановке фигур:

А. Король должен так или иначе распологаться между ладьями.

Б. Слоны должны стоять на полях разного цвета. Один — чернопольный, другой — белопольный.

B. Фигуры чёрных располагаются симметрично относительно фигур белых. Если король белых стоит на е1, то король чёрных должен стоять на е8 и так для всех фигур.

Существует 960 возможных вариантов первоначальной расстановки, поэтому ещё одно название шахмат Фишера – ШАХМАТЫ 960 или CHESS 960. А одной из возможных первоначальных расстановок является первоначальная позиция классических шахмат.

Правило рокировки в Шахматах Фишера отличается от классических шахмат. Король может сделать рокировку с любой ладьей. После этого король и ладья встанут на поля, на которые они переместились бы в классических шахматах. Например, при короткой рокировке король окажется на поле g1 а ладья на f1. После длинной рокировки король переместится на поле с1, а ладья на поле d1.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

1. Король и ладья не должны делать ходы перед рокировкой.

2. Король не должен находиться под шахом.

3. Поля, через которые перемещаются фигуры должны быть свободными.

4. Поля, через которые перемещается король не должны быть атакованными противником.

При рокировке возможны случаи, когда король останется на первоначальном месте, а ладья переместится, либо ладья останется на своём первоначальном месте, а король переместится. Также существуют первоначальные расстановки фигур, когда рокировка возможна на первом ходу.

3. ШВЕДСКИЕ ШАХМАТЫ ИЛИ БАГХАУС

В шведские шахматы играют 4 человека, составляющие 2 команды по 2 игрока. Одновременно ведутся две партии на двух досках. Игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв».

Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её в активную игру. За исключением некоторых особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам.

В шведские шахматы обычно играют с коротким контролем времени. Быстрые ходы и передача фигур производят впечатление на незнакомых с игрой людей, отсюда и название BUGHOUSE (сумасшедший дом).

Отличия от классических шахматных правил следующие:

А. Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, но при этом он может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может немного подождать до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только та позиция, в которой король не может быть прикрыт от шаха никаким способом.

Б. Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.

В. Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.

Г. Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля.

Д. Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.

Е. Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

В Шведских шахматах есть нюансы, о которых нужно договариваться с соперниками заранее. Перед началом игры вы должны решить:

A. Можно ли ставить шах или мат фигурой из резерва.

Б. Можно ли ставить пешку из резерва на вторую горизонталь.

B. Порядок превращения пешки. Например, при превращении пешки у соперника с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдаётся сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращённой фигуры она возвращается сопернику как фигура, а не как пешка.

Поскольку игра ведётся на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учётом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привёл к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определённую фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнёра (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнёр не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется «зависание».

Для координации действий партнёров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнёры могут указывать на состояние партии на своей доске и говорить какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не тревожить партнёра без необходимости. Типичные реплики партнёров в ходе переговоров: «Я завис», «Мне нужен конь», «Мой ждёт» (то есть противник говорящего находится в ожидании, так что теперь исход партии зависит от партнёра и от времени). Возможны рекомендации типа «зависни, у нас время лучше» или «возьми слона», можно спрашивать мнение партнёра о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, «можно мне разменять ферзей?»). Реплика «Мат на доске» — оповещение о выигрыше партии.

4. ШАХМАТЫ НА ТРОИХ

В шахматы на троих играют белые, черные и красные. Очередь хода передается по часовой стрелке. Правила напоминают стандартные, но учитывают измененную геометрию доски. У каждого игрока по 16 фигур.

Это семейство вариантов шахмат, где играют одновременно 3 соперника. Такой тип шахмат считается коалиционным. Разработка удачных вариантов шахмат для троих игроков особенно сложна, поскольку дисбаланс, возникающий, когда двое объединяются против одного, как правило, слишком велик для того, чтобы атакуемый мог с ним совладать. Некоторые варианты обходят эту проблему, вводя правило игры до первого мата: партия заканчивается, как только поставлен мат одному из игроков. Победителем считается только поставивший мат, а проигравшим — не только тот, кому поставили мат, но и третий игрок.

Другой вариант решения проблемы непреодолимого дисбаланса при сговоре в играх с более чем двумя игроками, но при этом с сохранением возможности кооперации — это введение специального «правила нейтралитета», придуманное в 2006 году Ильшатом Тагиевым. Игрок, чья очередь ходить, может атаковать противника, только если этот противник своим предыдущим ходом атаковал его или если противник не был атакован третьим игроком на предыдущем ходе. Под «атакой» понимается взятие фигуры или пешки соперника.

5. ШАХМАТЫ С ПРЕВРАЩЕНИЕМ

Хорошей тренировкой для начинающих шахматистов послужит последний вариант шахмат, который мы рассмотрим — шахматы с превращением в другие фигуры при каждом ходе.

В такой игре конь при своем ходе превращается в слона. Сходивший слон станет ладьей, а ладья — ферзем. Ферзь замыкает цепочку превращения и после своего хода становится конем.

Такой вариант шахмат помогает улучшить навыки техники расчета вариантов и глубже понять ценность шахматных фигур не только в плане материала, но и в оценке позиции.

Мы рассмотрели 5 самых интересных вариантов шахмат по версии Школы Шахмат «Фианкетто», но существует еще множество других вариаций шахматной игры. Так есть макси- и мини-шахматы, шахматы для 3 и 4 игроков, гексагональные и трехмерные, шахматы с разным количеством стандартных фигур или с другой начальной расстановкой, многоходовые шахматы, шахматные поддавки и.т.д.

Как видите, шахматы — это огромный мир, в котором есть место для каждого игрока.


Смотрите также