Кена флейта как играть


Флейта кена. Аппликатура и обучение игре на перуанской флейте кена

Флейта Кена перуанская. Представлена в двух вариантах:

Аппликатура флейты Кена соль. Вариант 1.
диатоника для варианта 1диезы — бемоли для первого варианта

Аппликатура начинается с ноты соль малой октавы.

В гамме строя соль-мажор все ноты чистые и только нота фа диез. Это изображается на первой картинке с аппликатурой. На второй картинке аппликатура дополняется диезами-бемолями до хроматического строя .

Для этого варианта аппликатуры флейты кена самая верхняя нота фа-диез третьей октавы. Парная ей нота соль-бемоль третьей октавы в программу не включается. Потому что музыкантам и так понятно, что фа-диез и соль-бемоль играются с одинаковой аппликатурой.

Аппликатура флейты Кена соль. Вариант 2.
аппликатура флейты кена строй соль. Вариант 2.

В этом варианте аппликатуры флейты кена диапазон расширяется до ноты до четвертой октавы. строй флейты остался прежним — соль мажор.

Различие в аппликатуре флейт одного строя объясняется особенностями их конструкции у разных мастеров. Это обычная ситуация для народных флейт.

Если у вас перуанская флейта кена имеет аппликатуру отличную от приведенных, сообщите в службу поддержки Свирельки. Внесем дополнения в программу.

Начинайте обучение музыке с программой Свирелька, чтобы быстрее научиться играть на флейте кена:

флейта Кена

urokimuz.ru

Приемы игры и трюки на кене и на флейтах вообще

По результатам пересмотра различных видео и опытов решил привести некоторые хитрости в игре - некоторые приемы характерны только для кены, некоторые для всех типов флейт. Большинство приемов чаще используется для длинных нот - при игре восьмых долей вставить их не хватит ловкости пальцев.

- проговаривание слогов для передува - говоря на выдохе разные слоги можно получать "тихий" передув - например - "таааа" - звук без передува, "туууу" - звук с передувом. При передуве только за счет сильной струи звук может быть слишком громким - можно сделать его тише соответсвующим слогом, также на звонких флейтах может не браться нижняя нота - легко передуваться. Вообще мастерство можно отрабатывать тренируясь извлекать звук нужной октавы и громкости только подбором слога с закрытым октавным клапаном.

- поглаживание отверстия - дает такую плывучесть ноты - причем на целый тон, прием часто используется на блок-флейтах.

- горловое рычание - чисто кеновский прием - дает интересное дребезжащие звучание как у язычкового инструмента (с тростью) но специфичное - надо уметь издать такую смесь звуков "р" и "а". Еще лучший вариант выдувать с горловым пением типа амбиента - в ранее приведенном видео Чечо на крыше демонстрирует такой прием - играет "Полет шмеля" . Прием может использоваться для быстрых нот.

- прихлопывание - андский прием :) - когда не сразу ставится новая нота а как бы легким прихлопыванием обозначается и только потом отверстия зажимаются полностью - т.е. опустили пальцы на отверстия, сразу подняли и тут же опустили до конца ноты - прием требует тренировки, но он того стоит - именно так играется "El'condor pasa" - именно это делает его воспроизведение таким аутентичным - я долго не мог понять почему мое исполнение не такое красивое :) В андском варианте именно используется один раз в начале звучания новой ноты при понижении тона - т.е. когда новая нота получается от предыдущей закрыванием одного или нескольких дополнительных отверстий. Видел в исполнении на вистлах  использование этого приема в ирландских балладах - там идет уже многократное похлопывание когда нота тянется - т.е. начало ноты дается чистым и в процесе растягивания уже делается прихлопывание, причем просто колеблющее тон не связанное с предыдущей нотой  - можно назвать разновидностью поглаживания - резкое поглаживание. Этот прием позволяет оживить любое нудное произведение - лучше всего для вещей с медленным исполнением. Хорошо звучит на пимаке.

- обратное прихлопывание - аналогично прихлопыванию, может даже и не надо было выносить в отдельный прием - делается когда следующая нота идет выше тоном чем предыдущая - т.е. получается убиранием пальца(ев) - палец или пальцы убирается не сразу - а резко преподнимается, опускается обратно и резко убирается совсем.

- колебание силы выдувания - когда "тянется" одна нота меняется сила потока воздуха - типа быстрого произнесения "А. А. А." - тоже требует тренировки постановки колебания мышц горла и диафрагмы (не ртом и щеками !)  - красиво звучит когда нота тянется - тоже андский прием - поглаживание отверстия пальцем не идет ни в какое сравнение. Если не будет ломать или будет надо выложу аудиозапись как это звучит в результате. Прием хорошо показан у Тони Хиннигана в третьем уроке (см. предыдущий пост).

- таката - быстрое проговаривание "такатА - такатА - такатА ..." - можно любую другую фразу - тут важна не сколько тональнасть слогов сколько артикуляция языка и колебания силы выдувания воздуха. В отличии от предыдущего приема звучит звонче и четче - такие "сильные" и "яркие" ходы в мелодии.

- качание флейты вверх-вниз - дает изменение громкости и тона - меняется сочность звука - этим приемом хорошо заканчивать произведения с длинной последней нотой.

ssv00.livejournal.com

Кена. Quena"Весенняя свирель" | "Весенняя свирель"

Нет, не сестра она лесной свирели,
баюкавшей сатиров и дриад!
Предсмертным плачем голубя звучат
ее мелодий жалобные трели.

То раня слух, то слышный еле-еле,
ее протяжный и щемящий лад
плывет над спящей пуной наугад,
немые Анды тихо колыбеля.

Роняя в ночь рыданий жемчуга,
она поет, стыдлива и строга,
и звук ее так горестен и светел,

что не понять в томительной тиши,
Душа ли стонет, обратившись в ветер,
иль ветер стонет голосом души.

(Хосе Сантос Чокано)

Кена — продольная тростниковая флейта индейцев Южной и Центральной Америки, проживавших (и проживающих) преимущественно в районе Анд. Много образцов кены было найдено в захоронениях Huaylas и Naszca (Перу), датируемых III веком до нашей эры. Основной регион распространения — высокогорное плато Collao Altiplano, расположенное на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря, находящееся в Южном Перу и Северной Боливии. Это древний инструмент, самая старая находка датируется возрастом около 10 тысяч (!) лет до н.э., но тем не менее, в отличие от многих других инструментов, инструмент в практически неизменном виде до сих пор используется у народов Анд, а сейчас постепенно все более популярен становится и у европейцев. У кены очень нежный, чуть хрипловатый тембр, напоминающий печальный человеческий голос. Не случайно кену называют «флейтой печали».

О истории ее создания рассказывает мрачная легенда – возлюбленный, чтобы никогда не расставаться с умершей подругой, сделал флейту из ее берцовой кости. Он носил ее повсюду с собой, ее печальный звук напоминал ему голос и плач ушедшей возлюбленной. Так на свет и появилась кена.

Ее называли флейтой печали может быть и потому, что на ней исполняют в том числе и «эндечас» — надгробные плачи.

Кену обычно делают из тростника, иногда из глины, кости, совсем редко – из камня. В древности в Перу делали кену даже из берцовых костей ламы…

Боливийская кена — поперечная флейта с 3-7 игровыми отверстиями.
Первоначально она имела от двух до шести игровых отверстий и пентатонический строй, приспособленный впоследствии, под влиянием испанской музыки, к диатоническому звукоряду.

Кена традиционно имеет три основных типоразмера:

  1. Кенилла,
  2. Кена
  3. Кеначо

Аппликатура кены (для других типоразмеров все точно также, меняется только нижняя нота — у кеначо это ре, а у кениллы — до. Таким образом, кены — как струны гитары, отличаются верхняя от нижней на чистую кварту).

1-ая октава (низкая) — дуть очень мягко
2-ая октава (средняя) — дуть мягко
3-ья октава (высокая) — дуть сильно

Начинающему исполнителю зачастую бывает трудно извлечь первый мало-мальский музыкальный звук, но, после того, как звук получится, человек зачастую влюбляется в кену надолго. При игре на кене важно закрывать ствол флейты со стороны пропила частью лица от губ до подбородка и слегка придерживать углы пропила между губ. Картинка ниже (спасибо Старому Лису) должна помочь начинающему «Кенарю» выдуть первые звуки. (Раймон Тевенот (Женева, Швейцария, 1942 — 2005), был швейцарским музыкантом, в 1967 организовал трио «Кетцали» с которым и нес мотивы Перу по миру, открывая всем музыку анд. В 1972 поселился в столице Перу и открыл школу. Разработал усовершенствованную модель кены в 1976 известную как «QUENA DE CONCIERTO THEVENOT».Thevenot — основатель школы игры на кене, собрал и систематизировал основные приемы игры, все современные кенисты в той или иной мере его последователи, именно он популизиризовал переливистые трели Анд.)

Перевод (к картинке):

  1. Верхняя губа немного напряжена и прижата к зубам.
  2. Верхняя губа в 1 мм. от 2-х углов «U»-образного отверстия кены, НЕ КАСАЯСЬ ИХ.
  3. Основание кены сильно прижато к подбородку.
  4. Нижняя губа немного входит внутрь кены и находится почти на уровне 2-х углов (немножко ниже).
  5. Ищите хороший наклон (по миллиметру) мягко выдувая ноту DO.
  6. Звук выйдет случайно! ЗАПОМНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Повторяйте операцию выдувая другие ноты: DO (RE и MI) — поднимая, SI и LA — опуская.

sopilkar.ru

Как играть - Мастерская флейт MyFlute

Научиться играть на бамбуковых флейтах довольно просто даже новичку. Чтобы разобраться, как играть на флейте, выберите интересующую разновидность:

Флейта Любви (пимак, флейта североамериканских индейцев, Native american flute)

Флейта Кена/Кеначо, Сяо, Сякухати, Бансури

Как играть на Флейте Любви

В отличие от остальных флейт, североамериканская Флейта Любви (пимак) - продольная флейта закрытого типа. Воздух, подаваемый в торец флейты, попадает в короткую предварительную камеру, которая отделена от основного тела флейты естественной перегородкой бамбука. Далее воздух выходит через прямоугольное отверстие, но путь ему преграждает привязанный к специальной плоской площадке блок. Поэтому воздух, как по рельсам, направляется вдоль узкого проточенного под блоком канала, и попадает на прямоугольное отверстие с рассекателем, которое находится уже в начале основного сегмента флейты. Благодаря такой конструкции эта флейта сама формирует воздушную струйку, необходимую для извлечения звука. Именно поэтому Флейта Любви, в отличие от других флейт, не требует навыков звукоизвлечения - вам достаточно просто подавать воздух внутрь флейты, и она зазвучит.

Флейта Любви имеет в своей конструкции пять игровых отверстий, позволяющих извлекать на флейте различные ноты. Набор нот у Флейты Любви особый - все ноты, которые можно извлечь на этой флейте, звучат гармонично друг с другом в любой комбинации. Это открывает практически безграничные просторы для импровизации, позволяя не задумываться о совместимости нот в гамме, а просто наслаждаться игрой. Принцип игры на флейте прост - амбушюр (отверстие в торце флейты, находящееся с той стороны, ближе к которой находится блок), обхватывается губами, и внутрь флейты подаётся воздух. Обратите внимание - во флейту нужно не дуть, а дышать - это очень важно для получения чистого звучания. Спокойный равномерный поток воздуха подаётся во флейту, флейта отвечает красивым мелодичным звучанием. Очень просто построена и схема игровых отверстий - самая низкая нота на флейте извлекается при всех закрытых отверстиях, а каждая последующая более высокая нота достигается открытием по одному отверстию, начиная с конца флейты. Чтобы лучше понять принцип этой "лесенки", посмотрите на схему, приведённую ниже. Это - аппликатура Флейты Любви, показывающая, при какой комбинации открытых и закрытых отверстий извлекаются ноты. Жёлтым цветом отмечены закрытые отверстия, чёрным - открытые.






 

Самая низкая нота извлекается при всех закрытых отверстиях, следующая нота получается, если открыть одно отверстие в конце, следующая - если открыть последнее и предпоследнее отверстие, и так далее, пока не будут открыты все отверстия (при этом будет звучать самая высокая нота флейты). Таким образом, на Флейте Любви можно извлечь шесть нот. Чтобы научиться правильно контролировать дыхание во время игры на флейте, начните обучение со всеми закрытыми игровыми отверстиями. Теперь подавайте воздух во флейту, но не переусердствуйте! Если у вас получается звук, больше похожий на писк или скрип - вы достигли передува, а это значит, что дыхание нужно ослабить. Ровно и непрерывно выдыхайте воздух, так же, как вы это делаете при спокойном дыхании. Это позволит извлечь чистый звук нижней ноты флейты. Следующий шаг - научиться держать дыхание ровно, чтобы не было перепадов громкости и высоты звучания. Это достаточно просто, и быстро запоминается. Помните, что нижние ноты флейты (с большим количеством закрытых отверстий) подвержены передуву сильнее, чем верхние (с большинством открытых отверстий). Именно поэтому обучение нужно начинать с нижней ноты, которая поможет изначально правильно поставить дыхание.

Когда техника дыхания освоена, переходите к работе с игровыми отверстиями. Откройте дальнее отверстие, чтобы услышать вторую ноту флейты. Научитесь открывать и закрывать его, не глядя на саму флейту - запоминайте положение отверстия не визуально, а тактильно. Когда запомните это отверстие, переходите к следующей ноте - откройте уже два дальних отверстия. Запомните положение второго отверстия, закройте его, затем закройте и самое дальнее - вы снова на нижней ноте. Открывайте отверстия снова, по очереди с конца к началу флейты, и продолжайте пока не достигнете самого ближнего к вам. Запоминайте положение отверстий на флейте, через небольшой промежуток времени ваши руки будут автоматически находить их, не ошибаясь с местоположением. Обратите ваше особое внимание на то, что закрывать отверстия нужно плотно - при малейшей утечке воздуха звук или потеряется, или станет, мягко говоря, не музыкальным. На отверстия не нужно давить, руки не должны быть напряжены - достаточно просто плотно закрывать их. Все действия с игровыми отверстиями должны производиться уверенно и достаточно быстро - открытие и закрытие отверстий производится сразу полностью и плотно.

Флейта Любви: проблемы и их решение

  • Флейта не звучит. Что делать?

    1. Убедитесь, что вы выдыхаете воздух в нужный конец флейты, то есть в амбушюр. Воздух следует выдыхать в отверстие, находящееся в торце флейты со стороны блока:

    2. Проверьте положение блока относительно тела флейты и относительно рассекателя. Блок должен быть параллелен флейте, а его край должен едва не доходить до края прямоугольного отверстия:

    3. Возможно, в канале образовался конденсат. Если вы принесли флейту из холодного места в тёплое, или наоборот, дайте ей нагреться/остыть до температуры окружающей среды, и дождитесь, пока испарится конденсат. Для этого оставьте флейту в месте, где собираетесь играть, на 10-15 минут, и повторите попытку извлечь звук.

    4. Проверьте длинную воздушную камеру (ту, на которой находятся игровые отверстия) на наличие инородных тел внутри канала. Если туда что-то попало, избавьтесь от этого инородного предмета, но делайте это предельно осторожно, чтобы не повредить канал, свисток и перегородку.

    5. Не закрывайте во время игры дальний от себя конец флейты - он должен быть открыт, оттуда выходит воздух.

  • Флейта звучит, но очень нестабильно, с писком и искажениями.

    1. Это возникает из-за неправильной постановки дыхания. Дышите во флейту, не дуйте в неё. Дыхание должно быть ровным и мягким, этот навык приходит через некоторое время игры на флейте.

    2. Это также часто возникает из-за неплотного закрытия игровых отверстий. Закрывайте отверстия надёжно, плотно и полностью, не допуская далее малейшей утечки воздуха ни из одного из закрытых отверстий.

    3. Это иногда возникает из-за неверного положения блока. Проверьте его положение, как описано в пункте "Флейта не звучит".

  • Блок отвязался/отпал/болтается на флейте. Что делать?

    Блок должен очень плотно прилегать к свистковой площадке, не допуская утечек воздуха. Крепко привяжите его в правильной позиции, руководствуясь инструкциями и фото пункта 1.

  • Флейта попала под дождь (снег, туман)/упала в воду/утонула. Что делать?

    Извлеките флейту из воды, отвяжите блок и положите инструмент сушиться в помещении с комнатной температурой. Не спешите, не используйте фен или огонь для сушки, ровно как и батареи отопления - флейта треснет или загорится. Наружную поверхность можно протереть сухой безворсовой тканью. После полной просушки флейты привяжите блок на место, и старайтесь больше не мочить инструмент.

  • Я хочу играть на флейте на природе. Не повредят ли уличные условия инструменту?

    Нет, не повредят, если на улице не 20 градусов мороза (на морозе флейта не будет звучать из-за конденсата).

  • Я не знаю нотной грамоты, и вообще в музыке я абсолютно ничего не понимаю. Смогу ли я хоть как-то играть на флейте, если не хочу учить ноты и теорию музыки?

    Вы не сможете играть на флейте «хоть как-то» - вы сможете играть на ней хорошо! Для игры на Флейте Любви не нужно знать нот, не нужно даже иметь готовые мелодии - простая импровизация абсолютно любого человека будет звучать на этой флейте прекрасно благодаря строю флейты - минорной пентатонике, в которой каждая нота звучит гармонично с любой другой.

 

Как играть на открытых флейтах

К открытым флейтам относятся те инструменты, при игре на которых в создании звука принимает участие не только сама флейта, но и тот, кто на ней играет. Такие флейты - Кена, Сякухати, Бансури, Сяо - требуют навыка, называемого звукоизвлечением. Научиться извлекать звук на открытых флейтах не так уж и сложно, как многим кажется на первый взгляд, а после обучения флейта вознаградит вас возможностью гибко управлять звучанием инструмента и создавать интересные звуковые эффекты. Единожды приобретённый навык сохраняется затем на всю жизнь и позволяет не задумываться о звукоизвлечении как таковом.

Амбушюр открытых флейт представляет собой фигурный срез на торце флейты (у Бансури - отверстие сбоку флейты), который принимает непосредственное участие в формировании звука. Чтобы флейта зазвучала, необходимо создать губами тонкую плоскую струйку воздуха, и направить её на срез. Плоская струйка формируется следующим образом: нижняя губа закрывает торец флейты, а верхняя находится прямо над срезом-рассекателем. Губы растягиваются в расслабленной полуулыбке, образуют тонкую щель шириной чуть менее миллиметра, и направляют через эту щель воздух прямо на кромку рассекателя. Если в такой позиции звук не извлекается, следует наклонять флейту вниз-вверх для поиска позиции, в которой флейта будет звучать. Через некоторое время тренировок ваши руки и губы запомнят эту позицию, и каждый раз, взяв в руки флейту, вы уже не будете задумываться над поиском позиции для звукоизвлечения. Не забывайте, что щель между губами должна быть по центру губ, а не с краю, и что она должна быть прямой и узкой. Очень удобно тренироваться этому перед зеркалом - так вы сразу замечаете свои ошибки и быстрее двигаетесь дальше. Поток воздуха должен быть средним по плотности и силе.

Начинать осваивать звукоизвлечение нужно с самой нижней ноты флейты, которая звучит при всех закрытых игровых отверстиях. Отыскав позицию, в которой звук извлекается, начинайте работать над качеством звучания - звук должен быть ровным, дыхание - равномерным. Если вместо музыкального звука вы слышите писк или свист, вы подаёте слишком сильный поток воздуха - ослабьте его для получения правильного звучания. Освоив звукоизвлечение, переходите к работе с игровыми отверстиями. На всех флейтах работает одна и та же схема открытия и закрытия игровых отверстий: самая нижняя нота звучит при всех закрытых отверстиях, следующая более высокая нота достигается открытием отверстия в конце флейты, следующая - открытием двух последних отверстий, и так далее, пока не будут открыты все. На примере южноамериканской флейты Кена ниже представлена аппликатура для открытой флейты с мажорным строем. Жёлтым цветом обозначены закрытые отверстия, чёрным - открытые.





 


Обратите внимание на наличие на схеме отверстия в левой части схемы - у Кены оно находится на обратной стороне флейты, и закрывается большим пальцем. Когда техника дыхания освоена, переходите к работе с игровыми отверстиями. Откройте дальнее отверстие, чтобы услышать вторую ноту флейты. Научитесь открывать и закрывать его, не глядя на саму флейту - запоминайте положение отверстия не визуально, а тактильно. Когда запомните это отверстие, переходите к следующей ноте - откройте уже два дальних отверстия. Запомните положение второго отверстия, закройте его, затем закройте и самое дальнее - вы снова на нижней ноте. Открывайте отверстия снова, по очереди с конца к началу флейты, и продолжайте пока не достигнете самого ближнего к вам. Запоминайте положение отверстий на флейте, через небольшой промежуток времени ваши руки будут автоматически находить их, не ошибаясь с местоположением. Обратите ваше особое внимание на то, что закрывать отверстия нужно плотно - при малейшей утечке воздуха звук или потеряется, или станет, мягко говоря, не музыкальным. На отверстия не нужно давить, руки не должны быть напряжены - достаточно просто плотно закрывать их. Все действия с игровыми отверстиями должны производиться уверенно и достаточно быстро - открытие и закрытие отверстий производится сразу полностью и плотно.

Открытые флейты позволяют извлекать ноты не только базовой октавы, но ноты на октаву выше. Для получения нот второй октавы необходимо усилить подачу воздуха на срез, до получения звука в два раза более высокого, чем при обычном потоке воздуха. Звук при этом должен быть достаточно чистым. Извлекать ноты второй октавы будет проще, если приблизить губы к срезу сильнее обычного. Обратите внимание, что не все флейты позволяют извлечь ноты второй октавы, а некоторые позволяют извлекать только нижние ноты второй октавы.

Флейты открытого типа позволяют играть хроматические гаммы, то есть извлекать помимо основных нот все полутона. Для этого игровые отверстия закрываются наполовину:

Игра полутонов требует некоторой сноровки, обучаться этому лучше всего уже после уверенной игры основных тонов. Запомнить правильное положение полузакрытых отверстий поможет тюнер, используйте его, если это возможно.

myflute.org

Общие вопросы изготовления флейт и кены в частности

    Исходя из практики формирую небольшой список умных советов
    От выточки зависит 10%, и 90% красоты звучания и легкости игры зависит от материала флейты и внутреннего канала.
    Как точить свистковую выточку у кены
  Как показала практика от выточки зависит не так уж и много - даже на кривой или неправильной выточке можно что-то выдуть, другое дело легкость выдувания. Также при плохой выточке может не получаться нижняя октава - частота сразу будет дуться как при первом передуве.
  Для выточки лучше всего купить круглые напильники диаметром 10 мм и 6 мм - 10 мм протачиваем сразу - причем до половины напильника точим почти под прямым углом к трубе, потом наклонив напильник до угла 25-30 град. к плоскости трубы формируем острый срез на выточке (только формируем - не растачивая!). После 6 мм оформляем боковые кромки - делаем их острыми и плавно переходящими в середину выточки снимая наружные кромки. Зачищаем внутреннюю поверность выточки от заусенцев - можно плоским натфилем. Проверяем. Выточка наиболее хорошая если флейта дает как нижнии ноты так и легко передувается.
    Материал для флейты
  Чем тверже материал тем лучше - такая флейта будет и громкая и звонкая и будет давать несколько передувов. Также важна толщина стенки флейты - более толстая стенка дает сочность звука, но делает звук тише, более тонкая стенка делает флейту звонкой и громкой но звук не такой аутентичный. Также толстая стенка дает приличную ошибку в расчетах отверстий - причем чем ближе отверстие к свистку тем ошибка больше - также это может быть ошибка в формуле калькулятора. Хотя в классическом справочнике по изготовлению муз.инструментов Л.А.Кузнецова "Акустика музыкальных инструментов" написано что наиболее красивый звук при более толстой стенке и наибольшем диаметре отверстий. В профессиональных инструментах из мельхиора внутренний канал имеет переменное сечение - создавая что-то вроде промежуточных камер разного размера для разных нот.
  Звучание разного вида дерева на звук определить не могу - да и сами музыканты слышат его только когда долго играют на разных инструментах. Вообще лучше начать на чем-то играть потом определиться с тем чего хотелось бы - и думать как это сделать.
  Дополнительную красочность звука может давать шероховатость внутреннего канала - та самая пасторальная аутентичность. Большие диаметры отверстий дают делать всякие дополнительные трюки типа плавного поглаживания отверстия.
    Расчет флейты
  В каком ключе делать флейту зависит от того что Вы собираетесь играть - для западного репертуара лучше сделать в C (до) - классическое сопрано, для народных - A (ля), для романсов, восточной музыки лучше в G (соль) - почти альт, южно-американские флейты также традиционно делают в G (соль). Для классического репертуара лучше иметь флейту способную дать 2 передува, т.е. имеющую диапазон в 3 октавы. Также строй флейты лучше выбирать по материалу - если материал не дает устойчивый второй передув, а желание играть то что идет в нотных сборниках то лучше брать ключ A (ля) или C (до).
  Мне больше нравиться тяговитая певучесть G (соль). Причем я все делаю в строе соль = 432 Гц (тогда как традиционное западное 440 Гц), просто 432 = 108 * 4, ведь 108 священное число во многих религиях, так что и ноты должны быть более "правильными" - хотя все это условности - насколько гармоничен 1 Гц как единица измерения частоты ? :)
  От ключа также зависит внутренний диаметр канала - так я опытно подошел к тому что для G (соль) внутренний диаметр трубы должен быть 20-24 мм. Хотя и 16 мм подойдет - но что-то звук не нравиться ...
  Диаметр отверстий выбирайте под пальцы того кто будет играть :) также и наиболее комфортное растояние между отверстиями - чаще всего 2-2,5 см. Для себя делаю отверстия 12 мм и растояние 2,5-3 см, для детей максимум 7 мм и около 2 см.
  Ссылка на калькулятор флейт была в раннем посте.
    Изготовление флейты
  Обрезаем трубу под расчетное значение и продуваем ее - получаем действительное значение частоты. Если уход от расчетного значения частоты большой заводим его в калькулятор флейты для нижней ноты и подбираем значение толщины стенки чтобы калькулятор выдавал ту же расчетную длину - теперь вы знаете какое значение толщины стенки использовать для расчета для данного материала - пересчитываете все снова и делаете уже по новым данным.
  Можно сделать сразу все отверстия только меньше расчетных - я обычно сверлю на 5 мм. Теперь настраиваете инструмент подгоняя каждую ноту на тюнере - увеличение диаметра отверстия дает повышение частоты (или смещение отверстия вверх к свистку - есть такая терминология что маленькие отверстия повышают эквивалентный отрезок трубы а большие укорачивают).

ssv00.livejournal.com

Кена

Латинская Америка – довольно известная страна среди россиян. К ней относятся множество различных государств и территорий, среди которых Аргентина, Бразилия, Куба, Мексика и другие. Именно на территории Латинской Америки находится самая длинная и одна из самых высоких горных систем Земли – Анды. Вот, пожалуй, основные географические сведения этой части Земли. Однако если мы зададимся вопросом – много ли латиноамериканских музыкальных инструментов мы можем назвать? – то я думаю, что ответы будут менее информативные.
Давайте поговорим о кене. Это продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Это древний инструмент, самая старая находка датируется возрастом около десяти тысяч лет до нашей эры.
Флейта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. В мире существует довольно большое количество различных типов флейт – блокфлейта, флейта Пана, поперечная флейта. Названий флейты тоже немало. Так, у китайцев – это «ди», у русских – «свирель», «пыжатка», у ирландцев – «вистл». Название напрямую зависит от типа флейты.
Чаще всего кена изготавливается из тростника. Отличается от других инструментов своего семейства наличием семи отверстий, расположенных неравномерно. Так, шесть отверстий являются верхними, а седьмое, нижнее, является отверстием для пальцев.
Играть на флейте не сложно, но тренировки все равно не будут излишни. Каков же принцип игры на флейте? Здесь уместным будет сравнение со стеклянной бутылкой с пивом. Слегка ударив по полной и пустой бутылке, вы заметите, что высота звука изменилась, так как она зависит от резонирующего объема воздуха. То же самое и с флейтой. Чем больше отверстий вы закрываете, тем сильнее меняется звук. Поочередно закрывая отверстия, вы можете сыграть сначала простую, а потом уже и сложную мелодию.
Мелодия при игре на кене своеобразная и неповторимая. У кены очень нежный, чуть хрипловатый тембр, напоминающий печальный человеческий голос. Не случайно кену называют "флейтой печали". При игре на кене важно закрывать ствол флейты со стороны пропила частью лица от губ до подбородка и слегка придерживать углы пропила между губ.
Мастера изготавливают кену в определенном музыкальном строе. Музыкальный строй — это система настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейский или среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй. Равномерно темперированный строй очень легко можно отобразить в виде измерения интервалов в центах (где цент - безразмерная логарифмическая единица отношения двух частот или музыкального интервала).
Обычно кена изготавливается в строе G, что соответствует семистам центам. Однако кена может быть изготовлена и в строе D, что соответствует двумстам центам. В данном случае речь идет о флейте кеначо.
Кеначо (Quenacho) - это большая (басовая) кена. Для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин. Она имеет более низкий строй, типичный для кеначо ключ - ре.
По конструкции и звукоизвлечению аналогична японской флейте сякухати. Это продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Пример звучания

melma.ru

Пимак – Уроки музыки

Пимак индейская флейта любви
Несколько слов про аппликатуру флейты пимак в программе Свирелька:
Пимак изготавливается в нескольких вариантах. Это обычное дело для народных музыкальных инструментов — хороший мастер-изготовитель имеет свои секреты и применяет из в конструкции изготавливаемых инструментов. Единого стандарта, как у оркестровых инструментов в народных может не быть.
Пимак может быть 6 или 5 дырочной флейтой изготовленной для разных тональностей и с разными вариантами аппликатуры.
Например, пимак от фирмы high spirits предлагается как минимум в восьми вариантах:

Для индейской музыки, которую в основном играют на пимаке характерен довольно узкий диапазон и диатонический строй пентатоника. С такой, к примеру, аппликатурой пятидырочного пимака в строе соль:

В программу Свирелька включены два варианта пимака:

  • шестидырочный пимак в строе фа-диез;
  • пятидырочный пимак в строе соль.

При этом для пятидырочного инструмента набрана хроматическая аппликатура вида:

 

На картинке видно, что для ноты соль-диез и ля-бемоль малой октавы не указана аппликатура. Можно играть эти ноты в четверть нижнего отверстия.

Если у вас флейта пимак с другой аппликатурой, чем в прогрмме Свирелька, пишите в техподдержку и присылайте свой вариант аппликатуры, будем добавлять.

Пимак

urokimuz.ru

Кена в Ля из палисандра составная — ФЛЕЙТЫ

Описание

Южноамериканская флейта Кена.
Тональность: Ля (A) мажор.
Длина: 35 см.
Материал: палисандр (розовое дерево), медные кольца.
Конструктивные особенности: составная подстраиваемая,
лакированный канал для облегчения звукоизвлечения,
изготавливаем два варианта: со стандартными игровыми
отверстиями и с уменьшенными женскими игровыми отверстиями.

Вы в поисках совершенства?
Оптимальное дерево для флейты Кена, придает
устойчивый громкий звук.
Покоряет мгновенно, облегченное звукоизвлечение!

Кена – продольная флейта открытого типа, распространена в южноамериканских Андах. Её предком была флейта, имеющая от четырёх до семи отверстий, с пентатоническим строем, изготавливалась из тростника, глины, металла, камня и кости. Считается, что самой древней кене, найденной на территории Боливии, более 5000 лет. В настоящее время кены изготавливаются из твёрдых пород дерева, бамбука и тростника. Современная кена является хроматическим инструментом c диапазоном в три октавы, на котором можно успешно исполнять не только народную музыку Анд, но и любую другую музыку.

Как играть:

Возьмите флейту в руки. Пальцами левой руки закройте верхние четыре игровых отверстия (те, которые ближе к свистку): большим пальцем – отверстие на обратной стороне флейты, далее – указательный, средний, безымянный. Далее пальцы правой руки – указательный, средний, безымянный закрывают три оставшихся нижних отверстия. Пальцы ложатся на игровые отверстия плотно, но в тоже время, не напряженно. При открывании отверстий во время игры большие пальцы обеих рук и мизинец правой руки удерживают флейту. Сложите губы в полуулыбку, приставьте флейту к губам и дуйте равномерно, постепенно меняя угол наклона флейты относительно тела и силу дутья до получения звука. После получения устойчивого звука при всех закрытых отверстиях переходите к поиску звука одного открытого отверстия снизу, и так, постепенно освоив звуки всех отверстий в последовательном порядке, переходите к простым мелодиям, которые подскажет вам флейта.

Красивых мелодий и радости вам при освоении волшебной флейты Кена!

garmoniyazvuka.ru

Как выбрать флейту - Мастерская флейт MyFlute

Выбор флейты - это важный вопрос, с которым сталкивается почти каждый, кто хотя бы раз интересовался этим замечательным музыкальным инструментом. От того, насколько правильным будет выбор, зависит дальнейшее удовольствие от общения с флейтой. Если вас изначально заинтересовал какой-то определённый вид флейты, то вопрос выбора, скорее всего, уже не стоит - останется приобрести ту флейту, которая привлекла ваше внимание. Если же вы ещё не знаете, какая флейта вам нужна, то этот материал поможет с выбором флейты вашей мечты.

Ваша первая флейта

Если вы выбираете себе первую в вашей жизни флейту, и не имеете опыта общения с музыкальными инструментами, это никак не может означать, что вам будет сложно освоить этот инструмент. Игра на этнических флейтах - это навык, который приобретается достаточно быстро, и не требует специальных знаний, музыкального образования и обучения с преподавателем. Любой из представленных у нас видов флейт можно освоить за достаточно короткий промежуток времени, не прилагая при этом особых усилий. Но выбирая первую флейту, важно определить для себя цели, которых вы хотите достичь с будущим музыкальным инструментом, и возможности, которыми вы располагаете или хотите располагать для освоения инструмента. Такие ключевые факторы далее в описании каждой флейты выделены жирным шрифтом.

Флейта Любви: очаровательная простота

Если вам нужна флейта, не требующая специальных навыков, и позволяющая играть красиво, не задумываясь о нотах, то ваш однозначный выбор - это североамериканская Флейта Любви (второе название - пимак). Уникальная конструкция этой флейты создана таким образом, что звук из инструмента можно извлечь, просто подавая воздух во флейту. Это означает, что вам не придётся тратить время на обучение извлечению звука, и вы сможете сразу же играть на флейте, взяв её в руки. Кроме того, эта флейта имеет особый строй, в котором любая нота звучит гармонично с любой другой нотой инструмента. Эта особенность позволяет получить из любой комбинации нот красивую импровизацию, не задумываясь о совместимости нот. Любая импровизация на этой флейте звучит очень красиво, мелодично и душевно. Флейта Любви позволяет передать настроение в музыке, трансформируя внутреннюю духовную энергию в волшебные мелодии. Даже если вы совершенно не знаете нотной грамоты, не разбираетесь в музыкальной теории и никогда не играли на музыкальных инструментах, вы сможете получить очень красивые мелодии, играя на этой флейте. Её необычайно мягкий, нежный тембр звучания способен очаровывать душу с первых звуков, не зря индейцы назвали её именно Флейтой Любви - инструментом, который способен передать самые нежные чувства.

Если вы решились на приобретение Флейты Любви, вы столкнётесь с выбором тональности, в которой будет изготовлена флейта. Если вы не знакомы с понятием тональности, и не собираетесь подбирать флейту под игру определённого репертуара композиций, то лучше всего будет выбрать тональность, в которой звучание флейты вам нравится больше всего. Для этого в нашем каталоге рядом с каждым видом флейты приводятся примеры звучания выбранного вами вида флейты в выбранной тональности. Чем длиннее флейта, тем ниже её звучание, и наоборот. При этом играть как на большой, так и на маленькой флейте среднестатистическому человеку будет одинаково удобно. Самая популярная тональность у Флейты Любви - соль, также очень популярны флейты в традиционной для культуры североамериканских индейцев тональности фа-диез, проста в освоении и традиционна для европейской музыки тональность ля, гармонично звучит с гитарой флейта в тональности ми. Самая низкая тональность у Флейты Любви - ре первой октавы, её звучание наиболее глубокое и насыщенное. Самая маленькая, практически карманная флейта с самым высоким звучанием, изготавливается в тональности ре второй октавы, и имеет очень яркий, сочный звук в верхнем регистре.

Благодаря простоте освоения и неповторимому тембру звучания Флейта Любви идеально подойдёт не только для новичков в качестве первой флейты, для ребёнка, для обучения игре на духовых инструментах, но и для опытных музыкантов, которые ищут инструмент с неповторимым, нежным звучанием, которое украсит практически любую музыку.

Выбрать Флейту Любви

Кена: волшебная музыка ветра

Шести нот, которые позволяет извлекать Флейта Любви, может оказаться недостаточно. Легендарная южноамериканская бамбуковая флейта Кена может предложить гораздо большие горизонты для творчества! Традиционно изготавливаемая в мажорных тональностях, эта флейта имеет семь игровых отверстий, и позволяет извлечь от 8 до 12 нот в пределах полутора октав! Такой диапазон позволяет значительно расширить репертуар исполняемых композиций. В отличие от Флейты Любви, Кена - открытая флейта, и здесь уже в формировании звука участвует не только сам инструмент, но и человек, который на нём играет. На амбушюр - полукруглый срез в начале флейты, необходимо подавать губами тонкую направленную струйку воздуха под определённым углом. Тогда флейта начинает звучать, порождая мелодию дыхания.

Приобрести навык звукоизвлечения на этой флейте можно достаточно быстро, даже если обучаться самостоятельно. Однажды "уловив" правильный угол и способ подачи воздуха, останется лишь механически запомнить его, и уже не задумываться о звукоизвлечении. Расход воздуха для игры на этой флейте немного больше, чем на Флейте Любви. Зато здесь в вашем распоряжении - возможность менять характер звучания инструмента. С этой флейтой можно применять различные приёмы артикуляции, украшать звук необычными эффектами, и даже немного "сгибать" звучание каждой ноты вниз или вверх. Традиционные тональности флейты в среднем диапазоне тембра - соль и фа (при этом кена в тональности соль - более популярна). Большая кена, имеющая более низкое, глубокое звучание, называется Кеначо, и изготавливается в тональности ре и до. Большая флейта имеет и большее расстояние между игровыми отверстиями.

Выбрать флейту Кена

Сякухати - легенда японской культуры

Известная на весь мир японская флейта Сякухати - одна из самых популярных этнических флейт на планете. Её звучание присутствует отнюдь не в одной лишь японской музыке - без неё не обходятся композиции в стиле New Age, её звуки часто присутствуют в различной инструментальной музыке. Как и Кена, эта флейта требует развития навыков звукоизвлечения, для получения звука на срез флейты необходимо подавать тонкую струйку воздуха губами. Когда вы сможете овладеть звукоизвлечением, флейта наградит вас не только необычайно глубоким, тягучим тембром звучания, но и уникальной возможностью изменять высоту каждой ноты на полтона вверх и вниз! Изменяя угол наклона флейты, расстояние от губ до среза, интенсивность воздушной струи, можно создавать очень красивые эффекты, управляя мельчайшими деталями звука флейты. Вы сами решаете, каким будет тембр - нежным, тихим, воздушным, насыщенным, ярким, с резкими или с плавными переходами между нот.

Традиционно Сякухати изготавливается в тональности ре, и имеет длину около 54.5 см. Её особый строй позволяет не задумываться о совместимости нот, каждая нота звучит гармонично друг с другом. Это позволяет играть на флейте очень красивые импровизации. В сочетании с необычным тембром и возможностью тонко управлять звучанием, это делает флейту идеальной для медитации, духовного саморазвития, выражения душевных эмоций через музыку.

Выбрать флейту Сякухати

Бансури - воздушный голос Индии

В отличие от остальных видов флейт, индийская Бансури - поперечная флейта. Чтобы извлечь звук на этой флейте, необходимо подавать узкий поток воздуха в специальное отверстие-амбушюр, находящееся сбоку. При этом флейту нужно держать перед собой горизонтально. Освоить звукоизвлечение на этой флейте достаточно просто за недолгое время. Отличительная особенность этой флейты - необычная этническая, "воздушная" окраска звука, благодаря которой её звучание невозможно спутать ни с какой другой. Благодаря возможности перехода на вторую и даже третью октаву, и мажорному строю из семи нот в каждой октаве, эта флейта имеет один из самых широких диапазонов извлекаемых нот.

Бансури звучит не только в индийской народной музыке - звук этого инструмента непременно встретится вам и в современной расслабляющей, медитационной и New Age музыке. Бансури - неотъемлемая часть культуры Индии, полноправно ставшая одним из её символов. Эта флейта хорошо подходит для импровизации, а благодаря обширному диапазону нот на ней можно играть достаточно большое количество композиций. Самые популярные тональности у бансури - это соль (имеет звучание в среднем диапазоне), и ми (с более низким и глубоким звуком).

Выбрать флейту Бансури

Сяо - воплощение нежности

Продольная китайская флейта Сяо привлекает к себе внимание не только с первого звука, но и с первого взгляда. Эта необычная флейта имеет длину, которая намного превосходит длину других бамбуковых флейт - от 60 до 90 см. Связано это с тем, что на противоположной стороне флейты имеются специальные отверстия, которые не участвуют в игре на флейте, но очень сильно меняют характер её звучания. Воздух не покидает флейту сразу, а постепенно выходит через эти отверстия, благодаря чему флейта имеет очень нежное, мягкое звучание. Амбушюр Сяо похож на срез южноамериканской флейта Кена, однако у Сяо присутствует перегородка бамбука, которая также оказывает влияние на тембр звучания флейты. Благодаря такой конструкции извлечь звук из этой флейты достаточно просто.

Диапазон извлекаемых на Сяо нот достигает полных двух октав, что позволяет играть большое количество композиций, и предоставляет широкие возможности для импровизации. Эта китайская флейта имеет мажорный звукоряд, и выполняется в достаточно низких тональностях - до и ре. Флейта может быть изготовлена как в традиционном варианте, длиной 90 см, так и в укороченном - длиной 60 см. Флейта имеет шесть игровых отверстий, при этом самое ближнее к амбушюру отверстие располагается с противоположной стороны, под большой палец.

Выбрать флейту Сяо

Сравнительная таблица видов флейт

Флейта Любви

$20+

за шт.

  • Не требует навыков звукоизвлечения
  • Диапазон: 1 октава (6 нот)
  • Нежный, мелодичный звук
  • Можно играть красивые импровизации
  • 5 игровых отверстий
  • Очень проста в освоении

Кена

$25+

за шт.

  • Открытая продольная флейта
  • Диапазон: 1.5 октавы (8-12 нот)
  • Яркий, сочный тембр звука
  • Позволяет применять артикуляцию
  • 7 игровых отверстий
  • Звонкая и глубокая

Сякухати

$30+

за шт.

  • Известная на весь мир флейта
  • Диапазон: 1-1.5 октавы (до 10 нот)
  • Возможность "сгибать" ноты
  • Создаёт красивые эффекты
  • 5 игровых отверстий
  • Идеальна для медитации

Бансури

$25+

за шт.

  • Индийская поперечная флейта
  • Диапазон: до 3 октав (до 20 нот)
  • "Воздушная" окраска звучания
  • Яркий, неповторимый звук
  • 6 игровых отверстий
  • Популярна в этно-музыке

Сяо

$30+

за шт.

  • Флейта удлинённой конструкции
  • Диапазон: 2 октавы (14 нот)
  • Мягкий, очень нежный тембр
  • Достаточно простое звукоизвлечение
  • 6 игровых отверстий
  • Уникальный внешний вид

myflute.org


Смотрите также