Как в рим тотал вар играть за повстанцев


Как сделать в кампании Rome Total War играбельными все нации?

Как сделать в кампании Rome Total War играбельными все фракции?

Для того, чтобы сделать доступными для игры все нации, существует 2 варианта.

Обсудить на ФОРУМЕ!

Вариант 1.

Пройти кампанию всеми доступными фракциями по очереди. При этом постепенно будут появляться ранее скрытые фракции. Так как это достаточно долгий путь, то существует

Вариант 2. 

Заходим в папку игры и открываем в блокноте следующий файл: папка игры/Data/world/maps/campaign/imperial_campaign/descr_strat.txt

В этом файле меняем строки playable (нации, за которые можно играть), unlockable (скрытые нации, игра за которые возможна), nonplayable (нации, игра за которые невозможна).Переносим все названия наций (кроме сената romans_senate и повстанцев slave – за них играть нельзя) из unlockable и nonplayable в playable. Теперь текст вашего файла должен выглядеть так:

playable
romans_julii
romans_brutii
romans_scipii
egypt
seleucid
carthage
parthia
gauls
germans
britons
greek_cities
macedon
pontus
armenia
dacia
scythia
spain
thrace
numidia
end

unlockable
end

nonplayable
romans_senate
slave
end

 

Теперь сохраните изменения в файле и начните игру. В кампании должны быть доступны все играбельные фракции. Почему нельзя вносить в список играбельных фракций Сенат Рима и повстанцев-рабов? Даже в том случае, если вы сможете начать кампанию за них, игра будет вылетать при любом удобном случае. Автор этих строк пробовал играть за Сенат и повстанцев. Вылеты были при открытии некоторых свитков, при начале боя, при использовании дипломатов.

Внимание! Перед тем как вносить изменения в файл, сделайте копию оригинала! На случай, если вы что-нибудь напутаете.

Обсудить на ФОРУМЕ!

Ребелы/повстанцы в Rome: Total War

Дата: 19 Апр 2020, 21:28

Дата: 18 Апр 2020, 18:38

Дата: 16 Апр 2020, 20:00

Дата: 15 Апр 2020, 20:21

Дата: 14 Апр 2020, 18:11

Дата: 02 Апр 2020, 02:38

Дата: 01 Апр 2020, 14:45

Дата: 31 Мар 2020, 22:14

Дата: 31 Мар 2020, 21:49

Дата: 31 Мар 2020, 21:04

Дата: 28 Мар 2020, 13:12

Дата: 23 Мар 2020, 21:28

Дата: 18 Мар 2020, 18:23

Дата: 18 Мар 2020, 18:17

Дата: 18 Мар 2020, 18:10

Дата: 17 Мар 2020, 23:37

Дата: 17 Мар 2020, 18:10

Дата: 17 Мар 2020, 10:21

Дата: 17 Мар 2020, 00:13

Дата: 15 Мар 2020, 22:02

Дата: 12 Мар 2020, 15:15

Дата: 12 Мар 2020, 15:06

Дата: 12 Мар 2020, 15:00

Дата: 12 Мар 2020, 14:42

Дата: 12 Мар 2020, 14:35

Дата: 12 Мар 2020, 14:17

Дата: 12 Мар 2020, 14:07

Дата: 12 Мар 2020, 13:48

Дата: 12 Мар 2020, 13:41

Дата: 12 Мар 2020, 13:32

Дата: 12 Мар 2020, 13:16

Дата: 12 Мар 2020, 00:04

Дата: 09 Мар 2020, 19:07

Дата: 06 Мар 2020, 17:14

Дата: 06 Мар 2020, 12:09

Дата: 06 Мар 2020, 01:40

Дата: 04 Мар 2020, 16:30

Дата: 02 Мар 2020, 21:21

Дата: 02 Мар 2020, 21:21

Дата: 01 Мар 2020, 22:32

Дата: 01 Мар 2020, 20:17

Дата: 01 Мар 2020, 20:06

Дата: 01 Мар 2020, 19:56

Дата: 28 Фев 2020, 00:32

Дата: 25 Фев 2020, 11:26

Дата: 24 Фев 2020, 17:22

Дата: 23 Фев 2020, 17:33

Дата: 22 Фев 2020, 23:31

Дата: 22 Фев 2020, 23:30

Дата: 21 Фев 2020, 08:52

Rome Total War. Советы и секреты. Часть 1 | VRgames

Rome Total War — еще одна великолепная глобальная стратегия от Creative Assembly. Как и многие подобные игры, она представляет собой серьезный продукт, требующий внимательного изучения. Игроки проходят игру за разные стороны, открывают для себя все новые и новые грани. За время, прошедшее с момента выхода игры, у многих (в том числе и у меня лично) накопилось большое количество тактик, советов и секретов. Ими мне и хочется с вами поделиться.


Вначале были римляне...

Создается впечатление, будто разработчики хотели заставить нас проходить обучение перед началом игры в кампанию. Но не поддавайтесь на провокации, все это обман. На самом деле достаточно отыграть несколько ходов и выйти в меню, где тут же появится возможность играть в имперскую кампанию.

Imperial Campaign — это то, что в других подобных играх называется "Большой кампанией". Есть карта, на ней представлен ряд стран, между которыми идет нескончаемая борьба за власть над миром (в данном случае — над Средиземноморьем). Но когда вы будете играть первый раз, для выбора доступны лишь три фракции: Юлиев, Сципионов и Брутов. Изначально ни за кого, кроме римлян, играть нельзя. Вообще народы (в терминологии игры) делятся на три категории. Первые — playable (игровые), к ним относятся те страны, которые открыты в самом начале, а также те, которые вы сделали доступными в кампании. Как это ни странно звучит, но чтобы сделать страну доступной, необходимо уничтожить ее в кампании (или пройти всю кампанию один раз). Вот такие они добрые ребята, эти римляне. Вторая категория народов — unlockable (закрытые). Их можно будет открыть в кампании описанным выше способом. И наконец, третья группа — nonplayable (неигровые). Увы, даже если вы их завоюете, проку от этого не будет. Разработчики посчитали, что эти народы не должны быть доступны и закрыли их для нас. А между прочим, в их число попали скифы, армяне и македонцы — не самые слабые страны Древнего мира.

И что же нам теперь, просить милостей у Creative Assembly, надеясь на исправляющий ситуацию патч? Нет, мы сами "возьмем то, что есть". Для этого пригодится любой текстовый редактор, а также понадобится небольшое количество времени (буквально пять минут). Ищите в каталоге
Каталог_установки_игры\Data\ World\Maps\Campaign\imperial_campaign файл с именем descr_strat.txt. Именно в этом файле (а также в других ему подобных) содержится информация о настройках кампании в текстовой форме. В самом верху файла под словом campaign написано playable. За этим словом перечислены изначально открытые фракции (romans_julii, romans_brutii и romans_scipii). Дальше все завершается командой end. После нее перечисляются нации, открываемые в перспективе (от команды unlockable), и все остальные (nonplayable). Дальше выбираем нужные нам фракции-страны и переносим их в раздел между командами playable и end (первой за playable). Все — эти нации станут нам доступны при выборе сторон. Единственный момент — не рекомендую подключать две фракции: romans_senate и slave. Игра за первых чревата "вылетами", ну а последние отнюдь не являются славянами (что сразу приходит в голову) — это повстанцы и восставшие рабы, и играть за них, прямо скажу, скучно и неинтересно.

Слово о провинциях римских и доходах с них

Провинции — это не просто неровные фигуры на карте. Если в предыдущих играх серии Total War перемещение армий между соседними провинциями всегда занимало один ход, то нынче ситуация изменилась. Армии (а также агенты) реально передвигаются по карте (в зависимости от своей скорости). И, соответственно, скорость передвижения, зависящая от самого медленного отряда в армии, приобрела большое значение. Если ранее можно было спокойно ставить в армию осадные орудия и, не напрягаясь, перемещать войско туда-сюда, теперь вы трижды подумаете, прежде чем так поступать. Осадные орудия сильно замедлят скорость перемещения по карте, в результате чего можно просто не успеть к нужной точке в нужное время. Впрочем, в случае перспективы долгой осады можно таскать с собой "артиллерию Древнего мира", но об этом — в разделе о войнах и осадах.

Ранее провинции были малоинформативными. Теперь же мы видим те ресурсы, которые в них производятся, дополнительные здания (вроде портов), торговые караваны, перемещающиеся по карте, а также строения оборонительного характера: наблюдательные вышки и форты. Карта не просто стала разнообразнее и эстетичнее, она еще и помогает нам определить богатство провинции без получения информации о городе посредством засылки шпионов. Глянули на территорию соперника, увидели интенсивное движение караванов по дорогам — ага, значит, не такой уж он и бедный, каким старается прикинуться. И такой информации можно получить огромное количество.

На каждую провинцию приходится один город. Город — средоточие государственной власти в провинции, ее культурный, экономический, военный, религиозный и политический центр. До тех пор, пока вы контролируете город, вся территория провинции принадлежит вам, приносит доход и поставляет рекрутов в армию. Что из этого следует? Города стоит холить и лелеять, заботясь об их обороне, экономике и внутренней жизни. Поэтому поговорим о городах несколько более подробно.

Открыв экран города, мы попадаем на главную панель поселения. На ней можно получить информацию о губернаторе города, настроении его жителей, количестве получаемых налогов, количестве жителей на данный момент, приросте населения и его количестве, требуемом для достижения городом следующего уровня развития. Внизу есть закладки, позволяющие переключаться между строительством зданий (construction), вербовкой отрядов (recruit), починкой зданий после осад и штурмов (repair) и восстановлением отрядов (retrain). Ну и, конечно, стрелочки, позволяющие изменять уровень налогов.

Наиболее важный момент, который стоит усвоить раз и навсегда, — в каждом вашем городе (даже самом захудалом) должен быть губернатор. И пусть у него поначалу нет навыков в управлении (показываемых свитками) или влиянии (лавровыми венками), но губернаторы в процессе игры могут эти навыки получить (сами по себе или через свиту), и тогда они станут для города полезными. Чем выше у губернатора характеристика управления, тем больше будут доходы с его провинции. А с ростом влияния растет степень удовлетворенности населения. К тому же когда вы порабощаете население покоренных городов (используете кнопку enslave после взятия города), рабы распределяются равномерно только между городами, в которых у вас есть губернаторы. Надеюсь, теперь вы поняли важность этих управляющих даже для заштатного городка на окраинах огромной империи. В конце концов, сила государства в Rome Total War складывается из силы всех его составляющих, так что заботьтесь обо всех поселениях страны.

Деньги — основа благополучия любого государства (и не только в игре). Игрок, у которого казна полная, способен практически на любые поступки. Вы сможете строить величественные здания и дороги, нанимать войска, флот или наемников, скупать вражеские армии и использовать финансовые аргументы в дипломатической игре. Короче говоря, денег много не бывает (на протяжении игры вы не раз в этом убедитесь). Откуда же берутся эти "смешные маленькие кругляшки"? Основной источник доходов мудрого государя — трудолюбивое население. У разумного правителя народ платит такие налоги, которые позволяют развернуться стратегическому таланту первого, но и не обижают последний. А обижать жителей ни в коем случае нельзя. Все дело в том, что чем выше налоги, тем медленнее растет население, и тем меньше уровень его удовлетворенности. И если первое можно оставить на низком уровне, то со вторым следует бороться, ибо восставшие города ничего хорошего государству не принесут, а провинция может даже отделиться от метрополии. Легко ориентироваться в настроениях народа вам помогут не только цифры удовлетворенности жителей, но и специальный значок восстания (крестьянские вилы). Как только он загорится — жди беды, пришла пора понижать налоги или вводить дополнительные воинские части в город.
Ну а с ростом населения спешить не надо. На последних уровнях сложности, когда город разрастается до размеров древнего мегаполиса, население становится очень трудно удовлетворять. И приходится прибегать к нетрадиционным методам — заражать город чумой, вызывать в нем восстания и подавлять их и т.п. Так что старайтесь по мере возможностей задерживать рост. С другой стороны, многие считают прирост населения полезным и, не стесняясь, пользуются перечисленными способами, но это уже дело вкуса.

Кстати, о чуме. Иногда вам сообщают, что в каком-то городе произошло неприятное событие — там появилась чума (или какая-нибудь другая заразная болезнь). С этого момента и до окончания заболевания в городе будет постоянно убывать население, численность солдат в стоящих там армиях также сократится. Ни в коем случае не стоит выводить войска из города и отправлять их в другие города! Такие отряды могут стать разносчиками заразы, и ее будет гораздо сложнее локализовать. Поставьте лучше зараженный город на карантин, не вводите туда ни отрядов, ни агентов, и спокойно ждите окончания эпидемии. Через какое-то время болезнь сойдет на нет (длительность неприятного события зависит не только от случайных факторов, но и от санитарно-гигиенических зданий в городе, например, канализации).

Rome Total War славится еще и тем, что предоставляет полноценную статистическую информацию о многих игровых моментах. Например, на экране города вы можете нажать кнопку, позволяющую посмотреть, из каких факторов складывается уровень удовлетворенности населения, его прирост и количество получаемых с города денег. Можно также получить информацию о характеристиках зданий, юнитов, а также историческую справку по ним.

Снова о доходах, зданиях и торговле

Немаловажной составляющей доходных статей бюджета государства является торговля. Торговля бывает двух типов — сухопутная и морская. Для первой надо строить дороги и расширять специальные торговые здания (вроде палаток торговцев и рынка). Для второй — заниматься портами, вкладывая деньги в их строительство. И дороги, и порты очень важны, так что об их строительстве стоит позаботиться своевременно.

Зданий в игре превеликое множество. Причем для разных культур здания отличаются (и не только по внешнему виду), но есть и ряд общих черт. По сути, здания можно разделить на экономические, военные, оборонительные, религиозные, санитарно-гигиенические и управленческие. Экономические приносят доходы государству, военные — позволяют строить более мощные армии, оборонительные — улучшают защиту (стены), религиозные — поддерживают высокий моральный дух населения, санитарно-гигиенические — его прирост, а управленческие — рост самого города. Перечислять все здания слишком долго. В игре есть замечательное древо строительства, которое всегда можно посмотреть. Но несколько советов все же дам.
Итак, в первую очередь позаботьтесь о дорогах. Дороги приносят государству двойную выгоду. Они не только улучшают торговые отношения с соседними регионами, что приводит к наполнению казны, но и повышают нашу обороноспособность. Не зря же в Риме строительство дорог всегда считалось важным государственным делом. Ведь армия, при наличии дорог, сможет быстрее передвигаться по территории страны, а это позволит быстро реагировать на возникающие со всех сторон угрозы. А уж в угрозах в Rome Total War у вас никогда не будет недостатка.

Достаточно быстро следует позаботиться и о росте доходов, обзаведясь какими-нибудь денежными зданиями (вроде шахт или ферм). Старайтесь строить порты, получая доход от торговли и расширяя военно-морскую мощь державы. Впрочем, о влиянии морской мощи на историю мы еще поговорим отдельно.
Не стоит забывать и об обороне. В конце концов, город, в котором построены мощные стены, сложно взять приступом даже армией, в несколько раз превосходящей силами ваш гарнизон. А пока противник застрял под стенами крепости, у вас будет шанс нанять новые войска и подвести подкрепление, после чего разбить вражину в чистом поле. В общем, стены также важны, особенно для приграничных городов.

А вот все остальное стоит строить лишь по мере надобности. Если видите, что население становится недовольным, стройте храмы (или держите в городе войска). Если прироста нет совсем — постройте канализацию или что-либо в том же духе. Причем некоторые храмы могут быть полезны не только для успокоения населения. Дело в том, что каждому народу доступно три вида храмов. Все они в той или иной степени успокаивают народ, но некоторые из них дают еще и дополнительные бонусы (вроде опыта построенным в городе войскам или повышения прибыли от торговли). В общем, не все так однозначно, и многое зависит от конкретной ситуации. Общий же совет — в первую очередь заботьтесь об экономике. Сильная экономика позволит без труда победить даже соседа с превосходящими армиями, достаточно будет лишь перевести страну на военные рельсы, наклепать войск и отправить их на фронт.

Население может быть недовольно вами тогда, когда город был недавно завоеван вашими войсками и оккупирован ими (occupy). Пройдет много времени, прежде чем люди примут культурные ценности завоевателя. Но можно им в этом помочь. Первый способ не совсем гуманен (зато действенен) — не оккупировать, а порабощать население. Тогда все они быстро поймут, кто здесь самый цивилизованный, но число жителей данного города резко сократится. Второй способ непосредственно связан со строительством и не снижает количества горожан: оккупируем город, продаем его культовые постройки (храмы) и строим аналогичные своей нации. Да, чуть не забыл сказать — большинство зданий можно продать, получив с них часть стоимости постройки. Не ахти какая опция, но при затяжной войне с сильным противником может помочь.

Ни в коем случае не ставьте галочку напротив опции автостроительства. Можете мне поверить, компьютер вам такого настроит, вовек не расхлебаете. Лучше уж помучаться, но распланировать свои поселения самому.

И еще один немаловажный момент. У государства есть столица. Как и в Civilization, чем удаленнее город от столицы, тем больше в нем коррупция. Соответственно, доходы падают. При разрастании империи у нас есть выход — переносить столицу таким образом, чтобы она всегда находилась в центре государства. Но даже это не всегда спасает, и приходится ограничивать рост на одном направлении и округлять границы. Специальных же зданий для снижения коррупции a la суды в Civilization нам не предлагают. Есть и второй способ бороться с коррупцией в отдаленных уголках империи — держать там способных губернаторов.

О вашей семье

Очень большую роль в игре занимает семья — эдакий мафиозный клан, управляющий страной. Именно из ее представителей набираются губернаторы и полководцы. Без семьи прохождение усложняется в несколько раз.

Все члены вашей семьи смертны. Приблизительно в районе 60-летия они умрут (год в игре состоит из двух ходов), так что стоит быть готовым к этому заранее и растить достойную смену. Откуда берутся новые члены клана? Во-первых, они появляются естественным путем, в результате браков членов семьи. Во-вторых, приходят с улицы в качестве сватов к дочерям членов семьи. Здесь (в отличие от рождения) можно проявить разборчивость и указать некоторым на дверь. Дочка погорюет-погорюет, да и найдет себе нового жениха. Но отказывайте ей в родительском разрешении на брак лишь в том случае, когда потенциальный муж ничего собой не представляет, чтобы не получить в итоге постоянных отказов ситуацию со "старой девой", которая никому уже не нужна. Третий способ приобретения новых членов семьи — подкуп вражеских героев. Хороший дипломат способен подкупить почти любого (за исключением главы семьи и его наследника), посему не стоит пренебрегать такой возможностью. Лично мне удавалось подкупать совершенно гениальных товарищей. Ну и четвертый способ получить нового члена семьи — в результате сражения армии без генерала. Если ваша армия в этой ситуации добьется невиданных успехов, ее капитан станет героем и предложит вашей семье свои услуги. Берите его не задумываясь, герои-полководцы (да и управленцы тоже) на дороге не валяются.

У наших героических личностей имеется три параметра. Это характеристики командования (command), управления (managment) и влияния (influence). Чем выше командование, тем лучше будет сражаться армия под началом генерала. Отображается эта характеристика (как и в предыдущих играх серии) звездочками. Генерал с семью-восемью звездочками способен решать исход масштабных битв небольшими силами. Ну а генерал с десятью звездочками на поле боя — царь и Бог в одном лице. Об управлении и влиянии мы упоминали выше. Помимо параметров герои получают дополнительные навыки (за какие- нибудь достижения). Например, тот, кто долго управлял большим городом, скорее всего станет умелым градоправителем и повысит свою характеристику управления.

Еще у каждого героя может появляться свита — это те товарищи, которых он "подбирает" на жизненном пути. Среди них могут быть как обычные персонажи (вроде телохранителей, повышающих шанс успешно избежать покушения), так и те, что повышают различные характеристики, а также уникальные личности (вроде Архимеда). Бывают и абсолютно бесполезные представители свиты (вроде "собутыльников" — есть в игре и такие). Не отчаивайтесь, от них можно избавиться. Бытует мнение, что свита преследует героя до самой смерти и погибает вместе с ним. Это мнение в корне ошибочно! Представителей свиты можно передавать от одного героя другому (нельзя только держать у одного героя двух одинаковых спутников). Для этого надо свести этих героев вместе в одной точке и перетащить иконку спутника с одного члена семьи на другого. Из этого можно сделать два вывода. Первый — для неугодных вам спутников можно завести специального героя (наиболее ненужного), которому их и "спихивать". А уж он со своей смертью утащит их в могилу. Второй — перед смертью героя стоит передать его сотоварищей по жизненному пути кому-нибудь другому, и тогда реально добиться бессмертия полезных людей, даже при смертности губернаторов и полководцев.

В общем, растите свою семью, накапливайте свиту и старайтесь обеспечить роду достойное и славное существование своей игрой.

Агенты

Игра потеряла бы часть своей привлекательности, если бы в ней не было дипломатической и шпионской составляющей. Хвала римским Богам — Юпитеру там, Марсу опять же:), все это есть. Итак, существует три вида агентов — это дипломаты, шпионы и убийцы. Предназначение первых — налаживание контактов с другими фракциями и их отдельными представителями. Вторых — ведение разведывательной и контрразведывательной деятельности. Третьих — забота о неблагополучии агентов и героев других государств. Разберем всех троих по отдельности.

Дипломатия в серии Total War хорошеет от игры к игре. Ныне возможно если не все, то очень многое. Ваш дипломат при встрече с представителем другой стороны обладает рядом возможностей (опций). Так, он может подписать договор о торговле (увеличивающий прибыли), договориться об альянсе, предложить обменяться картами, напасть вместе на какую-нибудь страну или даже заставить государство стать вашим протекторатом. Можно также "убедить" соперника платить дань или "вернуть" вам одну из его провинций (но для этого понадобятся дополнительные аргументы в виде армии-другой под стенами городов соседа). В обмен на ваши запросы можно предлагать дань (единовременную и походовую), а также провинции. Короче говоря, богатство возможностей необычайное — от сколачивания большого союза нескольких стран до взимания дани со всех соседей. Кстати, сразу разъясню, что в игре понимается под протекторатом. Государство-протекторат становится вашим союзников и пускает ваши войска на свои земли. Не так уж и много, но и не мало. Еще дипломаты могут подкупать вражеских героев или агентов. Успех подкупа (как и вышеописанных действий) зависит от навыка влияния у вашего представителя сферы международных отношений. Подкупая армию, помните, что на вашу сторону перейдут те и только те ее отряды, которые можете производить вы сами. Остальные просто разойдутся по домам. Можно подкупать и города, но это уже несколько сложнее и накладнее. Дипломаты (как и другие агенты) смертны, могут приобретать свиту и навыки-перки. Чем успешнее действия дипломатов, тем сильнее они становятся. Жаль только, что потом специалисты по международным отношениям все равно умирают, но если позаботиться о передаче лучших представителей свиты другому дипломату, горевать о потере вы будете значительно меньше.

Второй вид агентов — шпионы — ваши глаза и уши. Без них никак не обойтись. Они способны не просто проникнуть во вражеский город, все о нем разузнать, но и совершить диверсионные акции. Правда, от молодого шпиона не стоит ожидать больших достижений. Его лучше всего вначале потренировать на каких-нибудь безобидных объектах вроде отрядов повстанцев. Зато "раскачанный" шпион будет для вас неоценимым подспорьем. Так что стройте шпионскую сеть не задумываясь. Ведь тот, кто знает и врага и себя, обязательно победит в битве. Шпионы помогут открыть ворота вражеского города для вашей армии. Для этого держите там шпиона (лучше всего с высокой характеристикой шпионажа) и ждите подхода своей армии. Когда она начнет штурм, есть вероятность того, что ворота откроются, и потери у вас будут гораздо меньше (особенно это касается мощных крепостей, где реально "положить" все свое войско в обычной ситуации). Как же избежать того, чтобы противник не сотворил такую же "шутку" с вами? Да очень просто — развернуть в своих городах контрразведывательную сеть. Сажайте в каждый свой город по шпиону и ждите результатов. Рано или поздно вражеский лазутчик попадется "на горячем", и его обязательно казнят (кстати, то же самое ожидает вашего доблестного разведчика в случае провала). И помните, отлавливать шпионов врага необходимо — они не только могут открыть врата города атакующей армии, но еще и похищают деньги из казны (а вот это уже страшный смертный грех).

И, наконец, третий вид агентов — убийцы. Уже по названию можно догадаться об их предназначении — убивать всех неугодных вашей фракции товарищей (агентов и героев). Здесь слабенький убийца также мало чем поможет. Его предварительно лучше всего "развить" на "безопасных" людях (вроде командиров отрядов повстанцев или армиях без героя). Зато уж мощный ассассин будет укладывать врагов штабелями. Вот только покушения на главу вражеской фракции и его наследника все равно вряд ли будут успешными. В деятельности убийц вам поможет подсказка, показывающая вероятность успешного совершения покушения. Само собой, что при вероятности меньше 10% не стоит и пытаться что-то делать (разве что вы мазохист или фанат перезагрузок). Бороться с убийцами можно двумя способами. Первый — отряды телохранителей, но процесс этот случайный, так что особо на него не надейтесь. Второй (и предпочтительный) — завести собственный штат убийц и натравливать их на вражеских ниндзя, проникших куда не следует. И своих ребят обучите, и врага к героям не допустите — двойная выгода.

О колонистах и Чудесах

Rome Total War, как может, старается приблизиться к Civilization. Конечно, для этого придется много работать, но Creative Assembly согласна на это. Так, в игре появились колонисты (правда, условные). Нет, основывать новые города нельзя (это убило бы саму концепцию геймплея), зато можно увеличивать с помощью псевдо-колонистов население уже существующих городов.

Способ оказался весьма прост. Дело в том, что когда отряд строится, рекруты для него вычитаются из состава населения. Следовательно, когда вы решите распустить отряд, его воины вольются в стройные ряды горожан. Вот и все, что надо знать для организации колонизации. Строим в сильно разросшемся городе отряды крестьян и перегоняем их в маленькое село, а через десяток-другой ходов поселение разрастается и переходит на новый уровень. Просто, как пять копеек, и в то же время не так уж очевидно, если не разбираться в игровой механике.

В игре есть и Чудеса Света (очередной реверанс в сторону Сида Мейера). Строить их, к сожалению, нельзя, можно лишь заполучить военным путем. Чудеса расставлены в тех провинциях, где они должны находиться согласно исторической справедливости. Так, в одной из областей Греции стоит Статуя Зевса, в Малой Азии — Мавзолей, а в Египте — Пирамиды. Чтобы получать от Чуда Света "плюшки", необходимо взять провинцию с ним под свой контроль. Тогда полезные свойства Чуда передадутся вашему государству. А польза от них действительно немалая. Так, Статуя Зевса дает прибавку к лояльности населения империи, а Мавзолей понижает время строительства "долгостроев". Короче говоря, старайтесь заполучить Чудеса как можно раньше — и вы почувствуете всю пользу от них уже на начальном этапе развития.

Мы такие разные...

В игре множество народов (около двадцати), у каждого из которых есть свои плюсы и минусы (а также уникальные виды войск). Народы делятся на группы, имеющие общие типы зданий. Ну и добавьте сюда различия между римлянами и всеми прочими.

Дело в том, что римские фракции являются как бы частью единого римского государства. Изначально они находятся в союзе (до того момента, пока не начнется гражданская война), соответственно, воевать против Рима очень тяжело (по крайней мере три компьютера-Рима всегда поддерживают друг друга). Но не это главное. Главное то, что представителям всех трех римских фракций выдают задания, а также почетные должности.

Задания — это квесты, периодически приходящие от Сената. Причем отнюдь не всегда они будут совпадать с вашими устремлениями. Например, вы играете за Юлиев и воюете с галлами, а от Сената приходит приказ атаковать город в Африке, в карфагенских владениях. Выполнять его или нет — вам решать, но учтите два фактора. Первый — если часто отказываться от заданий, Сенат обозлится и перестанет назначать представителей вашей фракции на ответственные посты. Зато за успешное выполнение боевой задачи последует какая-нибудь награда (в виде должности, денежной суммы и т.п.). Второй фактор — не стоит ввязываться в войну со всеми народами. Даже вашей мощной фракции сражаться со всем Средиземноморьем может оказаться "не по зубам". В общем, смотрите по ситуации. Так, если предлагают атаковать город, захваченный рабами и повстанцами, делайте это — и город приобретете, и задание выполните. А вот если ради выполнения задания придется гнать армию или флот через всю карту да еще и ссориться с нейтральной державой — не беритесь ни в коем случае.

Должности для римлян — не только почетное право и обязанность, но и неплохая прибавка к характеристикам. Часто тот, кто занимает какую-нибудь должность, усиливает свои характеристики или навыки. Так что стремитесь "продвигать" своих парней на почетные посты. Жаль только, что, в отличие от Pax Romana, повлиять на выбор "отцов-сенаторов" достаточно сложно.

Римляне, греки и египтяне — одни из самых "продвинутых" наций. У них отличный набор зданий, прекрасные храмы и войска. Совсем по-другому обстоит дело с так называемыми "варварскими" народами. Зачастую у них и храмы послабее, и войска. Но не стоит отчаиваться, играя за какую-нибудь Скифию. Всегда есть возможность изменить ход сражения и даже войны в свою пользу. Достаточно лишь использовать уникальные особенности. Приведу лишь один пример. Те же скифы обладают конными лучниками, способными применить тактику "мельницы" — построиться в круг и на скаку, перемещаясь по кругу, атаковать врага стрелами. В общем, приложите к делу свой мощный интеллект — и госпожа Виктория заглянет и в ваш дом. А мы пока подводем итоги.

Что же дальше?

Основные моменты строительства своей империи мы рассмотрели. Надеюсь, что мои советы помогут вам в расширении государства. В следующий раз я постараюсь рассказать об армии и флоте, сражениях и осаде. Тактика и стратегия в Rome Total War достигла особенной, ранее неведомой аналогичным играм глубины, и без специального разговора по данной тематике нам с вами как истинным стратегам никак не обойтись.

P.S. Для игры использована английская версия 1.1.

Morgul Angmarsky

Rome: Total War: Советы и тактика

Будучи за римскую фракцию Юлия (средний уровень игры и боёв, аркадные сражения; версия продукта 1,5,0,0):

1. Переобучение и переформирование армий и флотилий.
Переобучение отрядов осуществляется в городах при наличии там соответствующих построек. Отряды нужно ввести в город, а корабли причалить в порт города и поставить их в очередь на переобучение, если ещё и населения в городе хватит. Сделав ход, побитые войска полностью восстановятся.

Переформирование осуществляется так. Соединённые одинаковые отряды (неважно где) можно перетаскиванием изображения одного отряда на другой солдат перемещать между этими отрядами.

(+) Тремя малочисленными отрядами сложнее управлять на поле боя, их враг ещё немного побьёт и они бегут, их проще окружить и уничтожить врагу, а если их переформировать до максимальной численности, пусть останется тогда 1-2 отряда, но это будут уже полноценные отряды, с которыми сложнее справиться.

(-) Если из более лучшего отряда (более опытного) перемещаете солдат в худший отряд, то последний лучше не станет, а если наоборот, то лучший станет худшим.

(-) При переформировании отрядов становится меньше, а восполнить количество отрядов сможете вербовкой новых отрядов, у которых, естественно, нет никакого опыта.

Переформирование кораблей осуществляется также.

2. Захватить город с помощью союзников.

Если город осаждается союзником (может быть иными фракциями), то подведите свои войска и тоже осадите этот город. Как только появится возможность штурмовать - штурмуйте, не дожидайтесь, когда штурм начнут союзники. Пробейте стены и ворота, если союзные войска этого не могут сделать сами, и они ринутся в город. Пусть они бьются с защитниками города, а Вы на расстоянии немного помогайте им своими стрелками, но примите активное участие в разгроме врага на центральной площади, оставайтесь там и город ваш с минимальными потерями.

Я так греческий Родос захватил, который осаждался моими союзниками - брутами и фракийцами. Только после этого, по-видимому, фраки обиделись и объявили мне войну, осадив этот город. Но я подождал, сделал ход, армия брут оставалась рядом с Родосом, и сделал вылазку. Так как фраки не имели осадной техники и слонов, они стояли на месте и не атаковали. Но бруты атаковали их по центру и по левому флангу, мне осталось пару незначительных отрядов на правом фланге и вражеский генерал, которых быстро побил, потом добивал остатки фраков.

Так захватил Родос, разгромил крупную армию фракийцев, потерял не более ста своих отважных солдат и втянул брутов в войну против фракийцев (дипломатическими путями брут ни за какие деньги не хотел атаковать их).

3. Начнём войну вместе.

Можно одну фракцию (союзную точно) втянуть в войну против другой.

Пошла моя армия по испанским дорогам и остановилась на полпути, попала в ловушку. С одной стороны - галлы (в нейтральных мы), а с другой стороны - испанцы (союзники мои и враги галлов). Я сделал ход, и испанцы сразу атаковали галлов, втянув мои войска в бой. Могли отступить (белый флажок действовал), но истинные римляне не отступают, да и галлов все равно надо громить. Помогал испанцам на расстоянии стрелками, а в непосредственный бой вмешался только мой генерал, когда от галлов мало чего осталось. Так, галлов побили без потерь, и генерал свиту какую-то приобрёл, характеристики улучшил.

4. Хочешь мира - плати.

Можно у врагов потребовать 100 денег, они могут предложить дань и потребовать перемирия. Сделайте встречное предложите перемирие и потребуйте однократную сумму.

Мои дипломаты так зарабатывали каждый раз по 5000, 7000, а то и по 10000 деньжищ, тем самым окупая все затраты на ведение войн против этих и других вражеских фракций. Через некоторое время опять войну объявляли, и такой трюк несколько раз получался с одними и теми же фракциями.

5. Нужны деньги - потребуй!

У союзных римских, нейтральных (Карфаген) фракций можно потребовать уплатить в Казну 100 динариев, они предложат встречное в большем размере, бывает более 3500 д. Бывают, отказывают и лучше не злоупотреблять у союзников. Не римские союзники (Испанцы, Германцы и прочие) за такие требования могут обидеться и расторгнуть союз, который потом будет сложно заключить снова. Со временем обиды забываются, тем более, если ситуация в мире меняется, ранее обиженные с удовольствием опять заключают союз.

6. Чтобы открыть всю стратегическую карту игры ("чтоб свет озарил весь мир") не нужно вводить никаких кодов. Достаточно установить дип. отношения со всеми фракциями, предлагая обмен информацией по своим картам.

7. Чтобы не было проблем с деньгами в первую очередь стройте экономические объекты: торговец, порт, дороги (но после того как отстроите стены, а то по вами же отстроенным дорогам быстро подойдёт враг) и т.д. Потом начинайте ведение военной деятельности.
8. Чтобы было меньше расходов на зарплату, нужно меньше соединений держать за пределами городов и меньше флотилий, то есть меньше командиров и адмиралов. Чтобы было меньше расходов по коррупции, в каждом городе должен быть правитель без отрицательных характеристик и свиты.

9. Лучше всего строить храмы Юпитера, от него больше эффект правопорядка чем от Цереры. От Бахуса ещё больше правопорядок, но правитель такого города спивается и получает плохую свиту (пьяный дядюшка, собутыльник). Бах годится для отдалённого города, в котором не будет правителя (типа пьяное население меньше буянит).

10. Пора на пенсию.

Если генералу или правителю исполнилось 55 лет, то его свиту нужно передавать молодым членам семейства. Потеря свиты для опытных мужей незначительна, а молодцам повышает престиж. Чтобы молодцы изначально имели хорошее влияние и навыки управления, в городах должны быть "умные постройки" (скрипториумы и так далее).

11. Хороший союзник - Испания, но она предаст и нападёт, как только не станет карфагенян.
Британцы норовят воевать против германцев и союзничать с галлами, германцы постоянно разрывают союзы со всеми.

12. Блокада мостов.

Возьмите по 2-3 отряда лучников и гастат или им подобные. Выделите их соединение, щёлкнув левой кнопкой мыши, а правой, удерживая её, наведите зелёный указатель их пути на середину моста или рядом с ним, отпустите кнопку, и армия блокирует мост. Никто, кроме своих персонажей (агентов, армий, генералов), не сможет пройти, даже многочисленные вражеские армии.

На боевой карте гастат ставим у самого моста, лучников по бокам и позади гастат, которые будут сдерживать противника, не давая ему сойти с моста на ваш берег и развернуть свои силы вширь. На мосту будет немереная толпа вражеских солдат, которых лучники могут спокойно массово истреблять. Если стрелы поджигать, то вражеские отряды будут убегать, не дожидаясь, когда от них единицы останутся в живых, но это если против вас идёт очень большая армия. Моё войско в одной такой битве на мосту побило более 900 врагов, потеряв около 300 своих солдат. В чистом поле я бы проиграл. Ещё лучше, если использовать онагры, горящие снаряды, да в такую толпу врагов.

Древняя Германия - Rome: Total War

 Rome Total War  предоставляет уникальную возможность окунуться в военные действия,  когда хронометр жизни еще не перевалил за отметку «нашей эры». Разнообразие  фракций, разнообразие игровой механики, отточенный до блеска геймплей, но, главное –  атмосфера воссозданной до мелочей жизни людей на территории от промозглой северной  Британии, до бескрайних песчаных равнин Парфянского царства – далеко не полный  перечень позитивного багажа этого эпизода серии Total War.

 

Сегодня вниманию читателей  предлагается возможность пройти весь путь становления  фракции «Германии» вместе с вашим покорным слугой. У Джерри Даррелла – известного  писателя и большого поклонника природы есть замечательное произведение – «Под  пологом пьяного леса», сие название  вполне употребляемо и в  контексте  рассматриваемой в нынешней статье фракции.

 

Богом забытые дремучие леса, отсутствие дорог, отсутствие вестей издалека,      протяженные границы, измеряющиеся лигами сторожевого леса. Все это плацдарм, который встретит вас уже в самом начале компании. Возможность поиграть за одну из наиболее интересных фракций в игре привлекает игроков сразу же после того, как были пройдены компании за римские фракции. И привлекает не напрасно! Ведь удовольствия можно получить  - вагон и маленькую тележку. Но, обо всем по порядку.

 Варварские фракции, отчего-то, воспринимаются многими – как ущербные, с точки зрения имеющейся системы строения армии и возможных веток развития поселения. Казалось бы – взять римские фракции – да тут одних легионеров – на любой вкус и цвет. Вот где раздолье для вариативности стратегий и наполняемости стеков армий. Однако, разнообразие подразделений и отрядов в структуре германской армии, по началу, заставляют удивиться даже матерых почитателей игры за фракции – владельцы средиземноморского сапога.

 

Здесь есть возможность развернуться в плане набора как ударной кавалерии, так и определить пехоту на агрессивное нападение или монолитную защиту.

 

Одной из отличительных черт данной фракции является возможность максимально компенсировать отсутствие строений 5 и 6 уровня (например: ипподрома, или же большого стрельбища) и, соответственно, отсутствие большего разнообразия отрядов – тем, что каждое религиозное строение приведет, в любом случае, не только к поднятию морали или же лояльности населения, но и к открытию возможности найма специальных подразделений, в том числе - уникальных для данной конкретной фракции.

 И среди таких подразделений есть на кого посмотреть и обратить более пристальное внимание. Но, об этом будет сказано чуть позднее. В начале, рассмотрим основные подразделения данной фракции, которые составляют костяк любой солидной армии.

Как это ни странно, но, основным и единственным пехотным подразделением, в начале развития, будет являться  отряд копейщиков.  Оставьте свои мечтания о 5 метровых сариссах на потом, эти ребята больше похоже на греческих гоплитов, разве что страдают от недостатка качественной брони и доспехов. Да и откуда взяться среди дремучих лесов  каленой стали из Дамаска например, которая считалось лучшей и задавала тон мастерским и литейным цехам на юге цивилизованной Европы?

Фото и хар-ки

 

Основная задача отряда копейщиков – быть опорой, которая не раз поможет удержать как прорыв кавалерии (в том числе и колесниц), так и обуздать порыв интервентов взять городскую площадь, что также немаловажно.  
 Основные методы ведения боя – сохранять строй, не разворачиваться, оголяя фланг, не ввязываться в погоню за бегущим врагом, оставляя бреши в линии защитных построений.

С развитием плаца для тренировок и переходом ко 2 уровню поселения – в когорту вояк добавятся воины с секирами.

Фото и хар-ки

 

Основная задача – стягивание удара в одной точки, сдерживания врага до подхода помощи. Это пехота ближнего боя, рассчитывающая на внезапный удар, который не должен затягиваться. Воины с секирами прикрывают фланг фаланги, а также наиболее уязвимые бреши между стыками подразделений копейщиков.
 Методы ведения боя -  удар и уход от тягучего противостояния, которое ведет к неизбежной потери боевого духа и падения сил, следствием чего станет бегство.

3 уровень  побалует отборными воинами с секирами,  которые являются основной тяжелой пехотой Германии.

 Фото и хар-ки

 Основная задача на поле брани – агрессивное наступление, смятие рядов наиболее тяжеловооруженной пехоты, пробитие брешей в основной линии противника.
 Методы ведения боя -  короткий бросок, стремительная атака во фланг. Главное – избегать оголения тылов под лучников, или же под разовые наступательные акции клина вражеской кавалерии. При встрече с фалангой – никакого завязывания боя, растягивание сил противника по периметру.

 С данным видом отрядов дела обстоят не так, как бы хотелось. Конюшни, доступные уже на 2 уровне поселения предложат нанять варварскую кавалерию. Однако, брать слишком много кавалерии, в попытке просто «переехать» чужой строй – сравнимо разве что с  Пирровой победой, да с полным безумием.

 Фото и хар-ки

 

Основная задача - кавалерия нужна для прорывов по флангу, для борьбы с чужими конниками, для вылазок в тыл врага и точечного удара в самый центр ставки противника.
 Методы ведения боя
– бой только против равных соперников, но ни в  коем случае не против построенной по направлению атаки фаланги, против римских скорпионов или баллист. Это приведет лишь к плачевным потерям и возможному бегству с поля боя.

3 уровень поселения подарит возможность нанимать благородную кавалерию варваров.

Фото и хар-ки

Эти ребята имеют прочные доспехи, хороших коней, продолжительный рывок. Но, как и все смертные – не могут использоваться при тех же обстоятельствах  - что и любая другая кавалерия.

 

Основной задачей является: прорыв к наиболее слабым не защищенным  отрядам врага, уничтожение  лучников, осадных орудий, рывок к ставке генерала.
 Методы ведения боя: клин для прорыва 1 линии обороны врага,  рассеянный строй при атаки на целящихся лучников, полное избегание фаланги, даже при условии, что они подставляют спину. Ведь далеко не вес фаланги имеют низкий уровень морали, поэтому развернувшиеся наконечники пик быстро отправят всех дерзнувших ударить в спину на тот свет.

 Застрельщики – доступные на 2 уровне поселения, способны своим залпом дротиков разве что напугать особо зазевавшихся врагов. Такие вот голодранцы, собранные по сусекам особо далеких деревень побегут, когда сочтут нужным, не взирая на призыв боевого рога.

 

Фото и хар-ки

 

Основной задачей является: противодействие пельтастам противника, выманивание на себя кавалерии или тяжеловооруженных сил противника, с целью подставить оных под залп собственных лучников, или же под стремительную атаку кавалерии во фланг полезшим вперед врагам…
 Метод ведения боя: залп – отход, перегруппировка. Зазевавшаяся толпа застрельщиков – легкая добыча для врага, которая может обернуться еще большими потерями, в случае падения морали всей армии.

 

Отборные лучники – доступные на 3 уровне поселения, способны навести шороха в оборонительных построениях врага. Хорошая дистанция огня, наличие собственных доспехов, хорошая мобильность и боевой дух – основа отличной огневой поддержки.

 

Фото и хар-ки

 

Основная задача: облегчить участь своей пехоты до столкновения оной с пехотой врага. Борьба с осадными башнями путем огненных стрел, снижения боевого духа противника этим же методом ведения огня.
 Методы ведения боя: залп и отход, в случае замеченного прорыва противника по флангу. Выбор в качестве мишени стрельбы – наиболее сильные отряды противника.

            


Хит парад оных открывает отряд визжащих женщин,  которые доступны уже при постройке простого святилища Фрейи. Что хорошего в этом подразделении? Да по сути – ничего. Никакой брони, никакой атаки, а из колонок несется вопль, раздражающей самого игрока, нежели врагов его фракции. Некое подобие пушечного мяса, которое и потерять только не так уж и жалко. Фото и хар-ка

Отряд голых ке едва ли что более конкурентоспособен… Хорошая атака, при полном отсутствии брони и доспехов – как таковых  - залог того, что данные подразделения скорее призваны разбавить массу основных отрядов для данной фракции, нежели чем составлять основной костяк сборной варваров. Фото и хар-ка

Однако, всему есть свой противовес. Нашелся он и для вышеперечисленных юнитов – это готическая кавалерия и берсерки. Данные подразделения достойны только всяческой похвалы, ибо оправдывают возложенные на них надежды на все 100%. Кавалерия имеет отличный штурм, долгоиграющий заряд сил, хорошую броню и атаку.  Фото и хар-ка

Берсерки же и вовсе могут не иметь брони, но зато имеют чудовищную атаку,  даже в  неопытном состоянии. С дополнением Barbarian Invisien команда «подразнить врага» оборачивается установкой «состояние берсерка», которая означает неминуемую смерть врага. Берсерки выходят из под контроля и устремляются отправлять к праотцам первое попавшееся под руку вражеское подразделение. Фото и хар-ка 

Ночные налетчики   - банда в конец упившихся кровожадных мухиков, которые решили грабить караваны.  Фото и хар-ка 

Расположение городов
        

 

Сказать, что земли данной фракции находятся на отшибе игрового мира – значит, ничего не сказать, да и почитатели британцев обидятся.  Геополитическая ситуация такова – что о землях  Германии наслышаны разве что соседние фракции Галлии и Британии. Вокруг же территорий самой Германии находится девственно непроходимый лес, который пронизывают русла немногочисленных рек. Вокруг находятся  деревушки и небольшие поселения мятежников – местные жители которых, не видели кроме леса ничего, в принципе ничего.  Где то на востоке, в перспективе, видится столкновение со скифской культурой. На юго-востоке – с дакийской. Но, это в слегка отдаленной перспективе.

 

По началу, о вторжение на Аппенины, или о марш броске к Пиренеям придется забыть.Насущной проблемой становится то  - как быть с соседями в регионе  Северо-западной Европы. Перед игроком встает вторая дилемма с момента начал компании (первая – где взять денег?) - заключать ли союзы и ждать  удара исподтишка или же сразу обозначить свои притязания на  главенство в Европе?             

                                                                                                                                      

 

Спешка – плохой советчик, а потому, следует расширить свои владения за счет тех, с кем и так находишься в состоянии войны. Имеющихся в распоряжение сил хватает для подавления мятежа в прилегающих повстанческих  поселениях. После захвата следует сразу потратиться на создание фундамента инфраструктуры – а именно на простые дороги. Стоит это не дорого, но зато эффективно.

  


 
 

  
   После первичного этапа расширения владений -     приходит черед внести ясность в отношения с  Галлией и Британией. Самый лучший путь – это  союз. Не придется тратить деньги на  создание  боеспособной армии для закрытия  западного  фронта, появится возможность развивать  инфраструктуру и не мучить войска после  подавления мятежников. В противном случае – поход целого стека  британской армии к Батадовуру может обернуться большими проблемами уже на старте компании. Ведь большинство имеющихся городов - немногочисленны, а значит пополнить армию хоть какими бы то ни было подразделениями – будет чревато уходом в минус.

 

Есть несколько известных советов – как добиться синхронного развития инфраструктуры.

 

Для перехода на новый уровень  - поселению требуется добраться до определенной планки уровня населения. Это 2000 и 6000 человек – соответственно для 2 и 3 уровней поселения.  Как же достичь этих показателей быстрее?

  •  Строим святилища Фрейи. Но, не в каждом городе! Двух – трех достаточно на все провинции, оптимальный вариант – столица Дамме. Ибо там и без того высокий уровень стартового поселения, а также строим торговые лавки и рынки.
  •  Заключаем торговые отношения с близлежащими фракциями. В лучшем случае – с той же Британией и Галлией. В случае с  хозяевами Туманного Альбиона – не лишним будет построить и порт в том же Батадовуре, дабы обеспечить залог  морской торговли.
  •  Для быстрого роста городов – после захвата поселения не вырезаем всех подряд, а либо даем второй шанс горожанам или селянам, либо делаем данную провинцию поставщиком рабов.
  •  Когда один город проходит 2000 рубеж населения – нанимаем крестьян в нем и отправляем их ан новое местожительства, где и расформировываем соответствующие подразделения. Тем самым – мы выравниваем общую планку развития  инфраструктуры, среди всех провинций  в целом. Это делается для того, чтобы не зависеть от конкретной провинции и  местонахождения оной, а также ее отдалении от линии фронта. Рекомендуется для начала развить портовые города, дабы обеспечить морскую торговлю новыми плацдармами.
  •  Креативный метод, который помогает уже на этапе роста, а не становления фракции. Основан на том, что  провинция отдается на определенный срок, скажем , фракции Сената, а через  Н лет возвращается обратно, путем подкупа/или же штурма стен. В профите получаем отменную инфраструктуру, стены, гильдию корабелов, широкие дороги и другие плюшки. Среди таких плюшек – наиболее ценно выглядит литейная например, или курия.


В данной компании Дакия решила нарушить план развития моей фракции и осадила город.
  

Но, как раз здесь то и пригодились копейщики, которые позволяют в большинстве случаев  оставлять нападающую сторону ни с чем...
  

 

Зависит только от вашего желания. А также от ресурсов и распределению армий по длине границы. Так как культовой целью похода, да и всей компании в целом является взятие Рима -  то и направление экспансии представляется очевидным.

 

Если цель определена – нужно определиться со стратегий. Будет ли это краткосрочная вылазка на окраинные  провинции. С целью закрепится в регионе, или же это будет полноценная война, с целью воспользоваться низкой концентрацией противника на территории большого сапога Европы. Ведь, как правило, армии юлиев отправляются в область Нарбонии и на  Сицилию, сципионы штурмуют бастионы северной Африки, а брутты заняты экспансией Балканского полуострова.

                           

                                                        
Целям должны соответствовать и средства. Против легионеров,  преторианской кавалерии, да  против тех же лесных лучников  Галлии – крестьяне и застрельщики не годятся. Нужны сбалансированные армии  - это залог успеха любой военной  компании. За головным стеком в поход должен отправиться  вспомогательный стек армии, ради того. Чтобы обеспечить своевременную перегруппировку сил прямо на месте баталий,  без отхода в глубину собственных владений.

 

 После прохождения Юваума и захвата Патавия  - стоит  задуматься о подтягивании дополнительных резервов, так как  война на Аппенинах в любом случае зависит от людских  ресурсов, ибо Сенат поддерживают триумвират младших  «римских колен».

  

Война с бесчисленными легионами и постоянными штурмами городов - крайне затратное мероприятие. Поэтому, нужно захватит пару городов (тех же Юлиев) – дабы создать плацдарм дл перегруппировки  сил, переобучения армий. Захваченные  города, да же несмотря на уровень лояльности, должны быть очищены от храмов предыдущих владельцев. Это необходимо  - дабы обеспечить возможность переобучения тех же берсерков, да и для повышения лояльности населения, в его новой вере.       
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
Продвигаясь от города к городу – одна армия  занимается только штурмами стен, другая же  борется с внешними раздражителями. Например, с  подмогой, прибывающей из Сицилии или из Северной Африки. Для штурма используем подкопы  и осадные башни. Лестницы практически  бесполезны,  а таран и вовсе является братской  могилой, при имеющемся в распоряжение осаждающих количестве раскаленного масла и  зажженных стрел. Подкоп же поможет ворваться за  стены кавалерийским отрядам, в том числе и  генералу, а  осадные башни помогут избавиться от  защитников стен, избежав серьезных потерь от з алпов лучников еще на подходе к оным. 


После взятия Рима – не следует останавливаться  до тех пор, пока не будет взята под контроль вся  Италия. Когда это произойдет – судьба компании  будет решена, вследствие того, что  ресурсы,  награбленные динарии, рабы, новые торговые пути  – дадут импульс для развития, с которым могли бы  соперничать разве что далекие государства  Востока, да Карфаген, но никак не голодранцы той же Западной Европы, или скифы. 

                  


Данная фракция приемлет только агрессивный стиль игры, основой которому служит мастерство управления сбалансированной армией, а также чувство необходимости воспользоваться дипломатией. Причем, сделать это своевременно. Фракция является примером того, что даже в игре посвященной Риму – отпор со стороны  языческого мира может получить серьезным и даже фатальным для цивилизованной империи.

 

Совмещая лучшие черты конников, тяжелой пехоты и метких стрелков – можно навести шороху в любой части света. Притом, что не следует забывать  также и о том, что можно при наличии средств пользоваться услугами наемников, таких как, например, бастарны или сарматские конники (которых можно нанять уже на границах с Дакией).

 

В качестве бонусного материала – хочется предложить вниманию  дополнительную литературу, освещающую жизнь языческой Европы того времени.

Литература:

  1. "История языческой Европы" Найджел Пенник, Пруденс Джонс, изд.Евразия, 2000, Спб
  2. "Кельтские королевства" Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик,  изд.Евразия, 2002, Спб
  3. "Анналы. Малые произведения. История" Публий Корнелий Тацит, 2001. Москва, н-и центр "ЛАДОМИР"
  4. "История Древнего Мира. Древний Рим", А.Н Бардак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек , изд.ХАРВЕСТ, 1998, Минск


Всем спасибо за внимание и отзывы!


Смотрите также