Как в хоккее должен играть центральный нападающий


Центральный нападающий - мозг команды

Ему принадлежит, бесспорно, главная роль в современном хоккее. На это место ставят обычно самого талантливого хоккеиста, постигшего тонкости хоккея, разбирающегося во всех сложных ситуациях игры.
Центральный нападающий очень часто попадает в трудное положение — ведь он играет на самом опасном для соперника участке поля, именно он находится чаше всего на острие атаки, и потому успех действий центр форварда определяется в первую очередь его тактическим мышлением и индивидуальным техническим мастерством.


Он должен обладать лучшими качествами нападающих и защитников и притом иметь ярко выраженные наклонности к коллективной игре.

Команда идет в атаку — центр форвард ее организатор и помощник своим партнерам. Команда обороняется — он вместе с защитниками сдерживает натиск соперника. Если центральный нападающий слабо играет в атаке или в обороне, это сразу же сказывается на игре всей пятерки хоккеистов.

Физическая подготовленность у центрального нападающего должна быть выше, чем у других игроков. Все в команде должны быть тружениками, а он — трудолюбивее всех. Умение играть в пас для всех обязательно, а для центрального нападающего оно должно быть на уровне высшего мастерства. Он должен гроссмейстерски, из любого положения выкладывать шайбу партнеру. Только тогда игра команды будет слаженной.


Центральный нападающий действует на всем поле. Он универсальный игрок, организует атаку и участвует в защите — это зависит от конкретной ситуации, складывающейся на льду.
Отобрав шайбу возле своих ворот или получив ее от партнера, центр форвард чаще всего здесь же передает ее по ходу движения крайнему нападающему. Продолжая двигаться вперед, он выбирает место, чтобы снова получить шайбу.

Если шайба потеряна и команда прекращает в этой зоне борьбу за шайбу, то центральный нападающий немедленно возвращается назад, что бы принять участие в защите своих ворот.
В нападении обязанности центрального нападающего во многом совпадают с обязанностями крайних нападающих. Но, кроме этого, он несет ответственность и за свои действия, и за игру всей команды.
Смысл игры в хоккей — забить гол в ворота соперника и не дать забить гол в ворота своей команды. Откуда же проще всего забросить шайбу? В обычной ситуации легче всего забить гол с «пятачка». С той воображаемой точки, что находится против ворот, совсем недалеко от них. Несколько упрощая, можно сказать: смысл обороны в хоккее — обезопасить свой «пятачок», смысл атаки — «открыть пятачок» соперника.

А «пятачок»это как раз зона действий центрального нападающего, в этой зоне сосредоточиваются главные, ключевые моменты организации атаки и ее завершения или решающие моменты разрушения атак соперника.
Это вовсе не значит, что вся игра идет по центральной продольной оси поля, но логика подсказывает: здесь кратчайшее расстояние до ворот соперника.

Кроме того, в центре проще обыграть соперника, уйти от силового приема: ведь вправо и влево от нападающего — свободный лед.
И еще одно обстоятельство. При обычном развитии атаки тройку на падающих встречают трое соперников, двое из которых прикрывают врывающихся в зону крайних нападающих. И если в этой ситуации центр форвард обыгрывает своего «опекуна», он оказывается перед воротами один на один с вратарем.
Ошибка обороняющихся в этой зоне чревата для них самыми неприятными последствиями. Исходя из всего вышеперечисленного можно несомненно считать что центральный нападающий является одним из самых сильных и выносливых игроков команды.

multijam.ru

Нападающий (хоккей с шайбой) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2013; проверки требуют 25 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2013; проверки требуют 25 правок.

Нападающими являются три игрока из хоккейной пятёрки, центральный нападающий и двое крайних. Центральный является организатором атак, связывая защитников с крайними нападающими, во время обороны активно помогает своим защитникам. Правый и левый крайние нападающие — специалисты по завершению атак, основные действующие лица при игре в зоне соперника, оборонительными обязанностями почти не наделены.

Центральный нападающий (англ. Centre) — ключевой полевой игрок в хоккее, основное место в центре линии нападения. Когда команда атакует, как правило, выполняет функции разыгрывающего игрока на площадке и поэтому должен обладать способностями организатора, знать особенности игры партнеров. Основная позиция — перед воротами противника, на «пятачке», откуда удобнее всего забивать шайбу. Право занять этот «пятачок» на какое-то мгновение приходится добывать непрерывной борьбой на всем поле. В защите центральный нападающий должен своевременно переключиться на активные оборонительные действия, вступая в борьбу за шайбy, помогая защитникам. Центральный нападающий должен держать самого опасного, центрфорварда противника.

Центрфорвард должен уметь выполнять самые разнообразные передачи, вести силовое единоборство, сильно и точно выполнять завершающие броски, особенно со среднего «пятачка», успешно играть при вбрасывании шайбы, грамотно вести позиционную игру, страховать своих партнеров, опекать соперников на ближнем и среднем «пятачке» у своих ворот; а нередко и принимать шайбы на себя.

Важная функция центрального нападающего — умение выигрывать вбрасывания шайбы. Как правило, именно центрфорвард участвует во вбрасываниях и от степени успешности его действий в этом элементе игры зависит какая из команд завладеет шайбой и сможет распорядиться ей в зависимости от сложившихся по ходу матча задач.

Лучшими представителями данного амплуа в разные годы являлись — Вячеслав Старшинов, Александр Мальцев, Уэйн Гретцки, Стив Айзерман, Сергей Фёдоров, Игорь Ларионов, Марио Лемьё, Марк Мессье, Петер Форсберг. Из ныне действующих хоккеистов можно выделить Павла Дацюка, Сидни Кросби, Евгения Малкина, Стивена Стэмкоса, Патриса Бержерона, Анже Копитара, Коннора Макдэвида, Джона Тавареса и многих других.

Крайний нападающий (англ. winger) — игровое амплуа нападающего в хоккее. Специалист по завершению атак, игрок с отличной техникой. Крайними нападающие бывают правый и левый, по месту расположению игрока в ходе атаки. Каждого из них обычно отличают «фирменные» обводки, быстрота и маневренность катания на коньках, умение вести силовую борьбу у борта и в углах площадки в зоне атаки. Крайние нападающие должны стремиться согласованно играть со всеми партнерами, особенно с центральным нападающим. Постоянно искать свободное место для получения шайбы. Уметь хорошо играть у борта и выходить победителем в единоборствах с соперником. Задача крайних нападающих — забрасывать шайбы

При обороне крайние нападающие опекают игрока в своей зоне, по всей площадке, смело ложатся под шайбу при бросках защитников соперника в зоне обороны. На роль крайних нападающих отбирают хоккеистов с бойцовским характером, с повышенной агрессивностью.

Лучшими крайними нападающими в истории хоккея являются — Горди Хоу, Анатолий Фирсов, Александр Мальцев, Борис Михайлов, Валерий Харламов, Валерий Каменский, Владимир Крутов, Сергей Макаров, Павел Буре. Из ныне действующих хоккеистов можно выделить Александра Овечкина, Яромира Ягра, Филипа Форсберга, Никиту Кучерова, Патрика Кейна, Александра Радулова, Джо Павелски, Виктора Арвидссона и многих других.

  • «Хоккей для мальчиков» автор-составитель Г. П. Михалкин «Издательство Астрель», ООО «Издательство Аст», 2000 г.
  • «Азбука спорта. Хоккей.» А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин, Издательство «Физкультура и спорт», 2000 г.

ru.wikipedia.org

Особенности игры нападающего в хоккее

Любому человеку, мало-мальски знакомому с хоккеем, известно, что хоккейная команда имеет в своем составе вратаря, защитников и нападающих.

Вратарь защищает ворота, защитники обеспечивают недосягаемость ворот при приближении соперника, а нападающие организуют атаки и контратаки, реализуя голевые ситуации. Круг обязанностей каждого игрока четко очерчен, выходить за его границы разрешается только в исключительных случаях. Имеют свои обязанности и нападающий в хоккее.

Обязанности нападающего

  • Нападающие являются атакующими игроками, но при необходимости они принимают активное участие в защите ворот своей команды. В атаке, как правило, участвует два крайних нападающих. Темп атаки ускоряется по мере приближения к воротам противника. Забить гол позволяет быстрое продвижение хоккеиста в зону зашиты, освобождение от опеки защитников, передача шайбы другому нападающему, обводка соперника и неожиданный бросок по воротам.
  • Если нападающий теряет шайбу, он должен атаковать противника и попытаться вернуть ее обратно, если это не удается, нападающие должны вернуться на свою половину площадки и принять участие в обороне. Крайние нападающие и во время атаки, и во время защиты остаются на своих флангах и меняют свое расположение только в исключительных случаях.
  • Если борьба за шайбу разгорается в центре площадки, нападающие защищающейся команды выстраиваются треугольником с вершиной в сторону ворот соперника. При игре в защите они опекают нападающих противника и не продвигаются в оборону слишком глубоко, помогают защитникам, но при этом в любой момент готовы ринуться в атаку.
  • Крайние игроки линии нападения должны согласовывать свою игру с центральным нападающим и линией защиты, быть всегда открытыми для передачи и мастерски владеть финтами. При атаке нападающие могут располагаться за воротами соперника. Это очень удобная позиция для розыгрыша различных комбинаций и штурма ворот.
  • Центральный нападающий находится по центру площадки и организует атаку, а потом поддерживает ее на половине поля противника. Он участвует в защите и чаще всего опекает центрального нападающего соперника. Этот игрок перемещается по всему полю.


Таким образом, действия нападающего в хоккее не ограничиваются функциями атаки. Игроки линии нападения принимают участие как в нападении, так и в защите, передвигаются по всему полю, используют финты и силовые приемы. От слаженности тройки нападающих во многом зависит успех игры и результативность команды.

athockey.ru

Какие задачи и функции игрока

Нападающими в хоккее с шайбой являются 3 спортсмена. Главная задача нападающего — осуществление атаки на ворота противника и «заколачивание» шайбы.

  • Нападающий в хоккее с шайбой называется форвардом от английского слова forward, что в переводе означает «передний».
  • Форварды делятся на центральных и крайних.

Центральный нападающий в хоккее

Хоккеист, занимающий позицию центрального нападающего, является ключевой фигурой в команде. От умений и навыков центрфорварда во многом зависит исход матча. Спортсмен должен играть в непосредственной близости к вратарской зоне противоборствующей команды.

Центральный нападающий в хоккее выполняет следующие функции:

  • забивать шайбы в ворота команды-противника;
  • держать и блокировать форварда из другой команды;
  • помогать своим коллегам в обороне собственных ворот.

Важными навыками и умениями для центрфорварда являются:

  • хорошая игра при вбрасывании;
  • грамотность в осуществлении различных тактик и приемов;
  • умение опекать и блокировать противников;
  • качественная подстраховка своих соратников.

При вбрасывании шайбы, как правило, именно центральный нападающий участвует в розыгрыше, поэтому этот навык является одним из самых важных.

Левый и правый нападающий в хоккее

Как должен играть нападающий в хоккее зависит от его амплуа в команде. Фланговые нападающие или вингеры (от англ. winger) обязаны обладать отличной игровой техникой, чтобы завершать атакующие приемы. Исходя из конкретного места, где располагается позиция спортсмена, крайние нападающие делятся на левых и правых.

Важным навыком для вингеров является умение эффективно осуществлять борьбу и ведение шайбы у бортов игрового пространства.

Они должны согласовывать тактику с центральным нападающим и работать в связке с ним. Основными задачами крайних нападающих являются:

  • забивание голов;
  • осуществление голевых комбинаций.

Чтобы максимально повысить результативность, крайние нападающие должны постоянно открываться для паса.

Если вы только начинаете ставить и хотите сразу начать зарабатывать на ставках, то мы рекомендуем обратить внимание на профессиональных спортивных аналитиков. На сайте вы можете найти капперов которые дают ежедневно качественные прогнозы.

kapper1.ru

Роль центрфорварда | Хоккеист в атаке

Роль центрального нападающего в атаке трудно переоценить. Игру современного центрфорварда хорошо демонстрирует Иван Глинка, большой, самобытный спортсмен, чемпион мира 1976 и 1977 годов. Мы задали ему следующие вопросы. Как центральный нападающий направляет игру всей пятерки? Каковы варианты организации наступательных действий? На каких главных принципах основано давление на соперника, отобравшего шайбу в своей зоне? Какова специфика игры в пространстве, выгодном для броска, в том числе на пятачке?

— Центральный нападающий выступает в роли одного из ведущих хоккеистов на площадке. От того, к какому типу игроков он относится, зависит и его влияние на стиль игры всей пятерки. Если это игрок конструктивного склада, обладающий способностями организатора, то он занимает доминирующее положение в звене и, как правило, в нем незаменим. Такими центрфорвардами были, например, Ванек, Ярослав Холик, Петров.

Иную роль выполняет центральный нападающий, являющийся специалистом по завершению атаки. В этом случае функции разыгрывающего берет на себя один из крайних нападающих, а центрфорвард стремится получить пас в позиции, выгодной для броска. Отношения между играющими могут строиться и по-другому. Например, успех одного из лучших бомбардиров чехословацкого хоккея Новы в значительной мере зависел от конструктивных действий защитника Поспишила, от его ныне почти легендарных продольных пасов к красной линии.

Центральному нападающему отводится важное место в развертывании атаки. Тут от его игрового мышления во многом зависит окончательный успех. На сегодняшний день разработано много форм организованной защиты, и взять верх над обороняющейся командой не просто. Очень редко этого можно добиться в результате индивидуального прохода. Часто не помогает и атака всей пятеркой. Чтобы достичь результата, необходимо создать численный перевес в зоне защиты соперника. С этой целью все чаще используется так называемый атакующий защитник. Такой способ игры удавался нашей первой пятерке в Литвинове. Я не подбирал шайбу у наших ворот и не объезжал их, чтобы набрать скорость. Если шайба попадала ко мне, я оставлял ее защитнику Бубле. Это — опытный игрок, который умеет освободиться от опеки и выполнить точный первый пас. Мы наиграли несколько вариантов, в которых шайба доставалась тому, кто избавлялся от опеки соперника. Если пас адресовался мне, когда я перемещался по диагонали слева направо, то я мог либо сам пройти с шайбой вперед, либо отдать ее направо крайнему нападающему Ульриху. На него, как правило, мгновенно выкатывался защитник, поэтому Ульрих без особой задержки посылал шайбу на свободное место, где в следующий момент появлялся я. Имелся и другой маневр. Я делал вид, что принимаю шайбу от Бублы, на самом же деле пропускал ее, поскольку у меня за спиной уже находился наш левый крайний форвард. Эту комбинацию мы успешно практиковали и в сборной, особенно в звене с Поузаром. Насколько этот маневр себя оправдал, доказало лидерство Поузара среди наших бомбардиров на пражском чемпионате мира 1978 года.

Центральный нападающий играет важную роль и в ситуациях, когда команда теряет шайбу в зоне соперника и нужно прибегнуть к силовому давлению — форчекингу. В зависимости от обстоятельств нападают двое игроков или один. Когда я веду форчекинг при поддержке партнеров, то мы стараемся нападать в первую очередь на обоих защитников, в том числе и в углах площадки, чтобы помешать организации контратаки. Лично я, однако, ведя форчекинг, передвигаюсь вблизи ворот и не смещаюсь в углы. Стараюсь помешать диагональному пасу в среднюю зону. Своими постоянными перемещениями нервирую защитника и вынуждаю его сделать ошибку. Хотя, как правило, шайба мне не достается, немедленную контратаку соперника я срываю и позволяю партнерам построить оборону в средней зоне.

Играя в зоне противника, центральный нападающий перемещается обыкновенно по территории, удобной для броска, нередко и перед самыми воротами. В этом случае многое определяет тип игрока и его склад ума, не для каждого годится такой способ ведения борьбы. Взять того же Иржика. Это был мастер игры на пятачке, ему не надо было занимать мужества, чтобы смело бросаться в борьбу за шайбу или добивать ее после отскока от вратаря. Мой стиль игры несколько иной, я предпочитаю держаться сзади, постоянно передвигаясь и стараюсь освободиться от опекуна для получения паса в позиции, выгодной для броска.

Перейдем к вопросу о роли центрального нападающего как организатора контратаки. Мы располагаем интересной кинограммой (фото 12) из матча команды города Литвинова со «Спартой». Здесь центральный нападающий, оценив ситуацию, решил предпринять индивидуальные действия. Вновь слово Ивану Глинке.

— Я подхватил шайбу у наших ворот и устремился вперед по центру. Беспрепятственно пересек красную линию и приблизился к синей, где меня ждало первое препятствие. Защитник Заичек (№ 10), однако, не смог мне помешать, поскольку ему мешал Ульрих. Дорога в зону атаки оказалась открытой. Одновременно со мной смещался вправо и защитник Бубла. Он высматривал позицию у борта и готовился получить пас.

Поскольку я видел, что левый защитник «Спарты» Пеничка (№ 17) внимательно охранял свой участок поля и выманить его не удавалось, я решился на индивидуальные действия. Передо мной был только защитник Влчек (№ 7), медленно катившийся назад. Так как вслед за мной за синей линией оказался и мой партнер Ульрих, я опять встал перед выбором. Один из вариантов был пас назад Ульриху, другой — обводка Влчека. Я выбрал второй путь, поскольку имел запас скорости и шанс оторваться от защитника. Соперник не уловил момента неожиданного рывка влево, я же, сделав финт, не мешкая выполнил кистевой бросок. Все же я находился довольно далеко от ворот, а Холечек к тому же видел момент броска. Шайба, посланная мной, оказалась в его ловушке.

www.offsport.ru

Топ 4 ошибки - как играть нападающему в хоккее

В этой статье разберем как играть нападающему в хоккее, а именно какие  ошибки встречаются у нападающих  довольно часто. Если с самого начала их не искоренить, не заучить азы и основные принципы — в дальнейшем будет сложнее избавление от плохой привычки, а подводит она как правило в самых ответственных моментах.

Не идем на добивание после броска

После броска по воротам, обязательно накатываемся на ворота, очень часто вратари отбивают шайбу перед собой. Не выключайтесь из игры раньше времени. И постарайтесь на добивании поднять шайбу верхом в угол ворот. Обычно вратари садятся после первого броска, и если попасть в верхний угол ворот, то шансы на гол заметно увеличиваются.

Неправильный выход из зоны крайнего нападающего

Если крайний нападающий не выводит шайбу из зоны, то велика вероятность, что команда соперника забьет гол, так как мы постоянно находимся в своей зоне и любой бросок, может оказаться в сетке наших ворот. Если защитник играет плотно с вами и в этот момент шайба идет к вам — нужно как можно сильнее пробить ее по борту, чтобы шайба покинула зону обороны. Если же у вас есть расстояние до защитника, то постарайтесь выйти из зоны включая ноги, либо через пас со своим партнером, но пас должен проходить на 100 %. Если соперник перехватит шайбу в зоне нашей обороны, то шансы забить просто огромны.

Пасы не глядя в зоне атаки

Ни в коем случае нападающий не должен откидывать шайбу в зоне атаки куда попало. Так как, можно нарваться на контр атаку. Если вы не видите своих партнеров, лучше потерять шайбу за воротами соперника, чем организовывать атаку в свои ворота. Так что, если не видите продолжение атаки, старайтесь удерживать шайбу, закрывать корпусом, а не отбрасываться.

После передачи выключаемся из игры

В хоккей нужно играть по принципу, отдал — открылся. То есть после передачи своему партнеру, обязательно добавить ногами и открыться под него. А не стоять и смотреть, что же сделает ваш товарищ по команде.
Это были 4 типичные ошибки для нападающих в хоккее. С вами была школа хоккея Iceday. Спасибо всем за внимание и ждем на наших тренировках.

www.iceday.club

Тактическая подготовка хоккеистов (И. В. Мельников, 2013)

Спортивные роли хоккеистов

Роль центрального нападающего

В современном хоккее ему принадлежит главная роль. На площадке он остается основным игроком. Как правило, на место центрального нападающего назначают самого способного и талантливого игрока, знающего все тонкости хоккея и разбирающегося во всех сложных игровых моментах.

Чаще всего он начинает атаку и успех ее зависит от тактического мышления и индивидуального технического мастерства хоккеиста. Очень часто центральный нападающий попадает в трудные ситуации, так как играет на самом трудном участке поля.

Нападающий является главным как в нападении, так и в защите, поэтому все лучшие качества нападающего игрока и игрока защиты должны быть у него. Кроме того, он должен быть расположен к коллективной игре и уметь играть в коллективе. Нападающий должен обладать организаторскими способностями, знать особенности игры партнеров и в случае необходимости помогать им. Если шайбой овладевает соперник, центральный нападающий должен своевременно переключаться на активные оборонительные действия, помогая защищаться своим партнерам. Он сам непосредственно вступает в борьбу за шайбу и страхует своих игроков. Слабая игра нападающего сказывается на игре всей команды.

Центральный нападающий должен быть хорошо подготовлен физически, должен уметь выполнять разнообразные передачи и из любого положения выкладывать шайбу партнеру. Должен уметь правильно вести силовые единоборства, точно и сильно бросать по воротам, грамотно вести позиционную игру, успешно играть при вбрасывании шайбы, страховать своих партнеров, опекать соперников на пятачке, принимать, в случае необходимости, шайбу на себя – только в этом случае игра команды будет достойной.

После того, как шайба оказалась у центрального направляющего, он передает ее по ходу движения крайнему нападающему, сам продолжает двигаться дальше, чтобы выбрать удобное место и вновь получить шайбу. В нападении функции центрального нападающего во многом совпадают с обязанностями крайних нападающих. Но, кроме того, он несет ответственность и за свои действия, и за игру всей команды.

Роль крайнего нападающего

Крайний нападающий – это игрок с быстрой техникой игры. На эту роль назначается обычно игрок владеющий быстротой и маневренностью катания на коньках, умелыми обводками и умением вести силовую борьбу у борта хоккейных площадок.

Если броски сильные, но не точные, они не так опасны. Надо уметь бросать шайбу с любого положения и в любой ситуации, с любой руки. Вместе с тем крайний нападающий должен уметь опекать игрока соперника в своей зоне, а также по всей площадке, при необходимости уметь ложиться под шайбу в зоне обороны.

Обычно для такой роли годятся игроки с бойцовским характером и повышенной агрессивностью. Такому игроку, чаще чем другим приходится пробиваться к воротам соперника в одиночку, ему постоянно приходится принимать вызов соперника к силовой борьбе, поэтому неотъемлемыми качествами крайнего нападающего являются ловкость и физическая выносливость, стартовая скорость, внезапность, быстрота реакции, а также стремление во что бы то ни было поразить ворота. Крайний нападающий должен уметь применять обманную тактику, так как не всегда разумно идти в лобовую атаку.

Крайний нападающий должен хорошо знать в каких ситуациях нужно использовать тот или иной прием, он должен играть в хорошей согласованности с остальными игроками команды, особенно с центральным нападающим, в случае опасности и при отходе команды к обороне или игре в меньшинстве, помогать своим партнерам опекать устремившихся в атаку игроков соперника.

Самоподготовка нападающего

1. Прыжки на одной ноге с постоянным ведением хоккейного или теннисного мяча (7–8 минут).

2. Бег по «восьмерке»; жонглирование клюшкой, пропускание ее вокруг туловища, между ног (8 минут).

3. Имитация выполнения какого-нибудь приема ведения шайбы, обводки, бросков, передач (10 минут).

4. Пробежка с ведением хоккейного или теннисного мяча клюшкой, периодически жонглируя клюшкой (5 минут).

При выполнении упражнений надо следить за тем, чтобы голова была постоянно поднята и у хоккеиста был широкий круг обзора.

Роль защитника

Основную часть игры защитник проводит в своей зоне и его основная роль защищать свои ворота от атак соперника. Защитник должен уметь быстро создавать контратаки и разрушать своими действиями атаки соперника. Его основными приемами должны быть: отбор шайбы клюшкой с силовым единоборством, точная передача шайбы партнеру из любых положений, особенно вдоль и по диагонали поля на катящегося партнера. Защитник должен уметь правильно рассчитать действия соперника и смело принимать шайбу на себя в случае необходимости. Игроку должны быть присущи такие черты, как: смелость, решительность, рассудительность, самопожертвование, быстрое и четкое мышление и анализ сложившейся ситуации.

При тренировке защитников главное внимание уделяется обучению маневренного катания на коньках лицом и спиной вперед, владению точным и сильным броском с дальних позиций, быстрой смене направления движения, проведению силовых единоборств, умение предугадать направление атаки противника, готовности в любой момент подстраховать партнера, умению оценить сложившуюся игровую ситуацию.

Соперники, находящиеся вблизи ворот, особенно опасны и поэтому, защитники должны внимательно опекать игрока чужой команды. Клюшка защитника должна находится под клюшкой соперника, чтобы в любой момент можно было ему помешать забросить шайбу в ворота. Если помешать не удалось, защитник должен быть готов закрыть часть ворот своим телом, не создавая при этом помех вратарю, как правило защитники работают в тесной связи с вратарем и согласовывают с ним свои действия.

Если вратарь в силу обстоятельств покинул ворота, его места должен занять защитник.

Действия защитника должны быть таковы, чтобы нападающий соперника не мог его обыграть. Если нападающий соперника находится в углу площадки, то нужно резко и быстро подкатить к нему и затормозить находясь на расстоянии длины клюшки, чтобы лишить соперника широкого обзора площадки и возможности выполнения скоростного маневра, а также возможности атаковать ворота.

При первой же возможности защитники должны стараться атаковать ворота соперника, особенно если команда имеет численное преимущество и выбирать такую позицию, чтобы можно было сильно и точно бросить шайбу по воротам или сделать передачу партнеру. Роль защитника в нападении – сильные и завершающие удары по шайбе и точные броски по воротам.

Самоподготовка защитника

1. Ходьба в глубоком приседе с чередованием различных прыжков на одной ноге, с ускорением в ходе маневра, вращения (10 минут).

2. Маневренный бег с вращением (350–450 метров).

3. Маневренный бег лицом, спиной вперед, спиной вперед с выполнением гимнастических упражнений: круги, махи руками, повороты, наклоны туловища. Маневренный бег боком (7–8 минут).

4. Бег спиной вперед с утяжелением (2–3 кг) с выполнением различных движений: махи руками, быстрый посыл камня из одной руки в другую; вращение камня вокруг туловища (5–6 минут).

5. Ведение баскетбольного или футбольного мяча с выполнением ускорений, с постоянным вращением (15 минут).

kartaslov.ru

Анатолий Тарасов. Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой | Российский хоккейный стиль

30.09.2015 Комментарии к записи Анатолий Тарасов. Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой отключены РХС, Статьи

Проект hockey99 представляет работу Заслуженного тренера СССР, не утратившую актуальность и в наши дни. 

Максимальное использование разнообразных, быстрых, частых передач — главное тактическое оружие советской школы хоккея, основанной на коллективных действиях игроков. В этой статье хочется высказать некоторые соображения о тактике передач, раскрыть условия, в которых игрокам приходится передавать друг другу шайбу. В связи с этим нельзя не затронуть проблему творчества, инициативы спортсмена. Нам думается, надо прояснить некоторые моменты в нашем хоккее, осложняющие подчас тренерам задачу правильного тактического воспитания хоккеистов.

КТО ВИНОВАТ?

Часто можно слышать взаимные реплики хоккеистов: «Ты не туда послал мне шайбу», «Ты неправильно выбирал место», «Ты постоянно из-за обводки теряешь шайбу» и им подобные. Таким спорам порой нет конца. Хоккеисты расходятся, оставаясь каждый при своем мнении, а иногда и унося в душе обиду. Нужно ли говорить, как эта недоговоренность, неумение разобраться в важнейших игровых ситуациях вредно влияет на рост спортивного, особенно тактического, мастерства, а иной раз и осложняет отношения между игроками. Давайте же разберем некоторые типичные случаи передач, вызывающие обычно разноречивые оценки хоккеистов.

Отобрав шайбу у себя в зоне, защитник по идее должен сразу отдать ее нападающему, причем желательно тому, кто находится в средней зоне. Тогда начнется сильная контратака. Но защитник решил обвести противника, потерял шайбу, и ворота неожиданно оказались в опасности (рис. 1).

Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой

На первый взгляд, вина лежит целиком на защитнике. Но глубокий анализ игровой обстановки дает другое объяснение случившемуся. В то время, когда защитник свободно владел шайбой, на поле не было открытых партнеров, и он не мог без риска сделать передачу. На рисунке двойным пунктиром показано, как должны были выбирать места нападающие 4 и 5. Игрок 6 должен был бы несколько затормозить свой бег, что позволяло защитнику 2 применить длинную диагональную передачу. Увы, этого не произошло, противник яростно наседал, и защитник вынужден был прибегнуть к обводке.

Виновен ли защитник? Да, но лишь в том, что плохо выполнил обводку и потерял шайбу. Правда, был и третий выход: устремиться к своим воротам и оторваться от противника для сохранения шайбы Но нельзя всякий раз пользоваться только этим приемом, никогда не прибегая в такой ситуации к обводке.

Так или иначе, но первопричиной принятого защитником решения были неправильные действия партнеров. Они не освободились от опеки противника и тем самым не создали необходимых условий для передачи шайбы.

Другой случай. Нападающий 4 находился в зоне противника и также воспользовался обводкой (рис. 2). Действовал он не на большой скорости и находился в углу поля, где противник навязывал ему силовое единоборство. Здесь условия для обводки далеко не благоприятны. В результате игрок шайбу потерял, противник 2 овладел ею и начал контратаку, сделав передачу нападающему 6. В этой ситуации также не оказалось «открытых» партнеров, и обводка была единственным, хотя, естественно, и не лучшим средством обыгрывания противника.

Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой

Вывод один — передача шайбы может быть осуществлена успешно лишь в том случае, если партнеры свободны от опеки противника.

НЕ «НАТАСКИВАТЬ», А ТВОРЧЕСКИ ВОСПИТЫВАТЬ

Процесс тактического воспитания хоккеистов, умеющих действовать без шайбы, довольно труден. Многое тут зависит от самого спортсмена, от его инициативности, пытливости, умения самостоятельно, подлинно творчески решать те или иные тактические проблемы, возникающие в ходе состязания.

Нам, тренерам, надо всячески развивать эти качества у игроков. «Натаскивание» на отдельные комбинации, что, к сожалению, еще нередко встречается в нашем хоккее, нужно заменить творческим воспитанием спортсмена, основанным на глубоком и гибком понимании разнообразных тактических моментов, встречающихся в игре.

Поясним это примерами.

Часто на тренировке разучивается такая комбинация. Двое нападающих разгоняются от своих ворот и, передавая шайбу друг другу, стараются войти по флангу в зону противника, чтобы с хода атаковать ворота. На другом фланге двигается их партнер, готовый получить шайбу. Изо дня в деиь эта тактическая комбинация вводится в урок. А ведь обстановка в ходе состязания может быть такова, что фланг атаки надо переменить или одному из крайних нападающих по ходу игры целесообразнее выйти в центр для получения шайбы. А может быть лучше всего просто сыграть на свободного партнера, бегущего впереди, который бы и ворвался в зону противника, завершая атаку.

Другие примеры. Игрок, войдя с шайбой по флангу в зону противника и заранее зная расположение своих партнеров (к примеру, один — за воротами, другой — сбоку от них), посылает вслепую шайбу одному из нападающих. Либо хоккеисты, находясь в углу поля в зоне противника, также не глядя, посылают шайбу за ворота нападающему или назад, по борту, своему защитнику (по предварительной договоренности).

Представим себе, что эти тактические ходы являются основой тактики команды. Ясно, что тактическое воспитание хоккеистов для такой игры не представляет большой сложности. Нетрудно и организовать такую тренировку, так как не надо много думать о содержании урока, составлять новые тактические упражнения, поскольку уже есть готовые рецепты на все случаи игры.

К чему приводит подобное натаскивание? Незаметно для себя хоккеист начинает действовать трафаретно, по заранее разученным схемам, от которых не может отойти, потому что его партнеры, выполняя задание тренера, стараются придерживаться обусловленной тактики.

Значит ли это, что команда, играя по определенной схеме, не может добиться успеха в состязании? Разумеется, может. Но успех этот будет случайным, непрочным. Рано или поздно, механическая игра отомстит за себя.

Дело в том, что всякая схема, заранее определяющая расположение игроков и их действия, требует определенных условий на поле. Но если противник знает, хотя бы в общих чертах, систему игры такой команды, он без особого труда максимально осложнит эти условия.

В этом вопросе есть и другая сторона. Наша молодежь, которая воспитывается в духе творческой инициативы, не может сполна проявить свои духовные качества, приучаясь играть по заранее заданной схеме. Всевозможными, наперед заданными схемами молодым спортсменам «подрезают крылья». У хоккеистов уменьшается интерес к игре, не говоря уже о том, что тренеру так и не удается полностью раскрыть возможности хоккеиста.

ЗНАТЬ ОСНОВНЫЕ КОМБИНАЦИИ

Как же осваивать и совершенствовать тактику? Может быть, пойти по пути так называемого свободного проявления творческих возможностей хоккеистов?

Этого, разумеется, делать также нельзя, ибо тогда теряется очень важное в тактике — контроль за действиями игроков. Игра команды примет сумбурный, анархический характер.

Чтобы умело взаимодействовать с остальными игроками команды, хоккеист должен полно понимать свою игровую роль, в совершенстве знать основные тактические комбинации. Именно основные, так как количество тактических комбинаций в хоккее настолько велико, что игрок просто не успеет разучить их все, да это и ни к чему. Что же, выходит, мы опять пришли к тому, что хоккеиста надо «натаскивать» на комбинации? Отнюдь нет! Весь вопрос в том, как отнестись к этим тактическим комбинациям.

Они должны давать игроку представление о том, насколько целесообразны его действия. Но, пожалуй, еще важнее то, что разыгрывание этих комбинаций поможет хоккеисту развить тактическое мышление. Он должен пользоваться ими как призмой, позволяющей более четко видеть и различать меняющуюся ситуацию, характер игры, расположение игроков противника и т. п.

Поясним это на примерах.

Двум защитникам и центральному нападающему (рис, 3) дается задание— отобрать шайбу у трех нападающих, не позволяя им атаковать ворота. Как это сделать? Очевидно, защитник 2 должен навязать борьбу противнику, а другой защитник — находиться перед воротами и страховать своих партнеров. Центральный нападающий 5 опекает центрального нападающего противника.

 

Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой

Таково общее положение, вытекающее из командной тактики игры. Но в игре могут возникнуть и иные условия. К примеру, один из атакующих убежал за ворота, сместился на фланг или, овладев шайбой, обвел противника. Какое же здесь принять решение? Вот тут-то тренер и устраивает «прогон». Расположив хоккеистов на п.оле в наиболее часто встречающихся позициях, он объясняет весь смысл комбинации, а хоккеисты разыгрывают ее несколько раз — вначале в медленном, а затем — в быстром темпе.

А вот другой случай. Пятерка атакующих хоккеистов, взяв разгон от своих ворот и встречая противодействие пяти обороняющихся, стремится на большой скорости ворваться в зону нападения и атаковать ворота (рис. 4). Тренер опять поясняет основные положения и требует разыграть комбинацию, передавая шайбу на больших скоростях. Особенно это относится к трем нападающие во время их действий в средней зоне в момент соприкосновения с противником. Тренер старается, чтобы игроки разучили различные передачи со сменой мест по ходу бега. Он может и дополнить комбинацию, добиваясь, к примеру, поддержки нападающих защитниками.

Некоторые вопросы тактики хоккея с шайбой

Тренер при этом ставит такие задачи: крайним нападающим широко располагаться до средней линии поля; сужать фронт атаки с приходом в зону противника; усиливать там маневренность при выборе позиции, чтобы удобнее получить шайбу и атаковать ворота. Хоккеист, владеющий шайбой, должен либо двигаться на ворота и атаковать, либо сохранить шайбу и быть готовым точно и своевременно передать ее тому партнеру, который освободился из-под опеки противника и готов атаковать ворота.

Иные требования ставятся обороняющимся: не дать противнику набирать большую скорость и свободно разыгрывать шайбу. Для этого, в частности, тренер дает игрокам задание опекать нападающих противника в средней зоне. На рубеже своей зоны игроки стараются или отобрать шайбу, или поставить противника в положение вне игры. У себя в зоне обороняющиеся должны строго опекать противника, сохраняя взаимостраховку. Необходимо также создавать условия для быстрой контратаки.

Все это основы тактики, и хоккеисты должны придерживаться их в ходе занятий.

Как уже говорилось, тактические упражнения для командной тренировки довольно сложны, и им, естественно, должны предшествовать другие, более простые упражнения как для отдельных хоккеистов, так и для звеньев команды.

Тактическая тренировка на поле должна, конечно, подкрепляться теоретическими занятиями. Хорошо, если на таких занятиях хоккеисты обсудят те или иные ситуации, а иногда и поспорят, приходя, в конце концов, к единому решению.

Вывод напрашивается такой. Разыгрывание тактических комбинаций должно помочь хоккеистам понимать существо игры, воспитывать у них гибкий, подлинно творческий подход к решению основных задач, поставленных тренером.

Опыт команды ЦСК МО показывает, что такой подход дает положительные результаты. Зная нерушимые тактические принципы, то есть проще говоря, что должно делать и чего нельзя, хоккеисты быстрее всего овладевают мастерством. Команда, в которой хоккеисты, сохраняя яркие черты индивидуальности, владеют техническим и тактическим мастерством, всегда будет представлять собой сильный коллектив.

О РОЛИ ТРЕНЕРА

Несколько замечаний о роли тренера в тактическом воспитании хоккеистов. Ошибочность метода «натаскивания» состоит в том, что тренер требует, а хоккеисты беспрекословно выполняют требование: «Только таки никак иначе!»

Неоспоримо, что тренер, особенно в период обучения, должен постоянно давать игроку советы, наталкивать его мысль на правильные решения. Когда спортсмен делает первые шаги и для него многое неясно, допустимо в какой-то мере и суфлирование. Но по мере роста мастерства хоккеиста постоянное суфлирование будет уже приносить прямой вред. Методику воспитания хоккеиста надо уже менять, иначе игрок, привыкнув к постоянной подсказке, в сложной обстановке будет теряться, не сможет самостоятельно принять правильное решение.

Чтобы избежать этого, тренер должен постоянно вести индивидуальную работу и по мере повышения игровой культуры хоккеиста все больше и больше доверять ему, разрешая так называемые самотренировки. Мы имеем в виду такие занятия, когда хоккеисты, обсудив с тренером содержание урока или его части, сами совершенствуют ту или иную тактическую комбинацию.

Трудно переоценить пользу такой тренировки. Быстрый рост игровой культуры и сознательности спортсмена при этом очевиден.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИНИЦИАТИВА?

Хочется затронуть еще один немаловажный вопрос. Кому принадлежит инициатива в развитии тактической комбинации? Хоккеисту, владеющему шайбой, или его партнерам? Не решив этого вопроса, нельзя правильно развивать тактическое мышление и мастерство хоккеистов.

Мнения тренеров разделились. Одни считают, что хоккеист, владеющий шайбой, является как бы дирижером, и партнеры должны выбирать место, подчиняясь ему. При этом место выбирается чаще всего по предварительной договоренности. Другие считают, что главная инициатива в развитии тактической комбинации должна принадлежать хоккеистам, не владеющим шайбой. Кто же прав?

Будем рассуждать так. Хоккеист, занятый ведением шайбы, часто из-за единоборства с противником не может быстро и хорошо ориентироваться. Уже одно это не дает права возлагать на этого игрока широкий круг обязанностей.

Кроме того, поручая одному хоккеисту как бы руководить четырьмя игроками, мы тем самым явно принизим их творческие возможности и в Какой-то мере свяжем их инициативу. Практика показывает, что в тех командах, где творческая инициатива подчинена хоккеисту владеющему шайбой, или просто одному ведущему игроку, тактическое мастеРств0 хоккеистов растет медленно Да и командная тактика не отличается богатством. В таких условиях у спортсмена принижено личное творчество, Не Г0В0Ря уже о праве на риск, так как его игра находится в большой зависимости от того- кто владеет шайбой.

Другое дело, если мы — тренеры применяем другой подход к развитию тактической комбинации и ее осуществлению. Тренер должен заставлять хоккеистов в ходе игры постоянно выбирать место, освобождаться из-под опеки противника. Когда все четверо хоккеистов выбирают место, владеющий шайбой игрок получает большие возможности для передачи. Естественно, он будет играть с тем хоккеистом, который находится в лучшей позиции для развития атаки. Кстати заметим, что маневрирующий в поисках лучшей позиции хоккеист подчас так отвлекает противника, что создает партнеру, владеющему шайбой, благоприятные условия для обводки.

При таком методе игра в атаке строится не на стремлении одного навязывать свою инициативу четырем игрокам и, тем более, не на готовой схеме, когда атакующие должны заранее выбирать обусловленную позицию. Игра строится на творческих действиях каждого игрока и особенно тех, кто правильно выбрал место с учетом складывающейся и меняющейся обстановки на поле.

Конечно, между игроком, владеющим шайбой, и остальными должно существовать взаимопонимание, как принято говорить — сыгранность. Пусть нас правильно поймут. Мы отнюдь не принижаем ответственной роли и хоккеиста, владеющего шайбой, этот игрок должен всегда уметь принять правильное. решение: или послать шайбу кому либо из партнеров, или воспользоваться обводкой, или, наконец, сделать завершающий бросок. Но мы против того, чтобы один в игре «командовал» четырьмя.

К сожалению, в наших командах есть хоккеисты, которые чрезмерно требуют «игры на себя», претендуя на особую роль в коллективе (Бобров — ЦСК МО, Бекяшев — ЛДО, Кузин — «Динамо» и другие). Такие хоккеисты обычно лишены в игре хорошей поддержки партнеров — постоянного «открывания». Они недооценивают и «черновой» работы — самоотверженного участия в обороне.

Рядом с такими хоккеистами другие спортсмены растут медленно: слаб игровой контакт, нет доверия всем, а значит, не могут полностью проявиться инициатива, творческие способности каждого игрока.

А как быть сильному хоккеисту, если он играет в компании (звене) с более слабыми спортсменами? Ярким примером правильного поведения в такой ситуации может служить выдающийся футболист Григорий Федотов. Обладая исключительно высоким уровнем индивидуального мастерства, он умел играть с любыми партнерами, никогда не мешая им проявлять себя. Не случайно именно у него получили прекрасное спортивное воспитание многие большие футболисты — В. Николаев, В. Демин, А. Гринин, В. Бобров и другие.

Мы взяли пример из футбола, так как пример этот особенно яркий. Но и в хоккее, конечно, есть крупные мастера, такие, как Н. Сологубов, А. Уваров, Е. Бабич, которые тоже никогда не принижали в игре роль партнеров, с большим доверием относились к ним, так что те могли полностью проявлять свою индивидуальность. Разумеется, в нужный момент игроки эти умели правильно влиять на партнеров.

ЗА КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Возвращаясь к вопросу о том, кто должен обладать инициативой, нужно добавить, что правильная и быстрая оценка обстановки на поле не под силу хоккеисту, занятому ведением шайбы. В то же время игрок без шайбы сам быстро решает, где и как ему выбрать место. При этом значительно повышается ответственность всех игроков, становится крайне необходимой их инициатива, предельная активность на поле. Короче говоря, четыре хоккеиста постоянно создают игровую ситуацию, которая помогает, а часто и заставляет игрока, владеющего шайбой, действовать правильно.

Такой подход, конечно, усложняет воспитание хоккеистов. Но он себя целиком оправдывает. В такой идее заложен творческий подход: каждый хоккеист чувствует себя как создателем, так и исполнителем тактической комбинации.

Хоккеисты, у которых имеются разносторонние знания, которым открыт простор для творческой инициативы, изобретательности, выдумки, делают игру тактически богатой и гибкой, и их мастерство, изо дня в день растет.

russianhockeystyle.ru

"ХОККЕЙ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ" - БЛОГ ХОККЕЙНОГО ЛИКБЕЗА

Начало атаки, вывод шайбы в среднюю зону в условиях жёсткого прессинга, это всегда достаточно непростая задача для команд любого уровня и любой возрастной категории.

В предложенной статье мы разберём советы для игроков всех амплуа – центральных нападающих, фланговых нападающих и защитников с целью научить их эффективным действиям для вывода шайбы в среднюю зону и началу атаки. Помимо практических советов мы планируем  сделать дополнение и предложить вам ряд упражнений для продвинутой тренировочной практики.

В нашей статье вы найдёте много информации, но вам стоит запомнить главное. А главными являются три постулата для игроков каждого из существующих в хоккее амплуа и при их неукоснительном выполнении, эффективность ваших действий по началу атаки и выходу из своей зоны защиты, резко возрастает.

Тезисно, наши постулаты выглядят примерно так:

Центральный нападающий  - на сильном фланге работает под крайним, всегда готов к подстраховке крайнего нападающего и защитника, много общается, ведёт игру.

Крайний «сильного» фланга – располагается по длинному борту на глубине в зависимости от тактического рисунка игры, контролирует ход борьбы в зоне, всегда готов к переключению в случае изменения ситуации.

Крайний «слабого» фланга – в позиционной обороне контролирует центральную часть зоны защиты, перекрывая линию паса через центр и подключение соперника в центральную зону для последующей угрозы воротам. При начале атаки «раскатывается» в соответствии с выбранной схемой выхода из зоны.

Защитники – контролируют площадку, избегают неоправданных диагональных передач,  играют зряче и максимально надёжно.

Ниже мы подробно поговорим об этих и других концепциях игры в зоне защиты, но мы хотим, чтобы каждый юный игрок запомнил, чем меньшее время шайба будет находиться в зоне вашей защиты, тем меньше шансов у соперника поразить ваши ворота.

ДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО НАПАДАЮЩЕГО ПРИ ОРГАНИЗЦИИ ПЕРЕХОДА ОТ ОБОРОНЫ К АТАКЕ.

Наверное, главная заповедь, которой следует придерживаться центральному нападающему, заключается во всем известной поговорке – «не стоит бежать впереди паровоза».  Оставаясь при начале атаки «под крайним нападающим», центральный выполняет как минимум четыре поставленные перед ним задачи. Он помогает создать «сильный» атакующий фланг,  даёт возможность выбора нескольких вариантов для продолжения атаки, страхует партнёров как в наступательных, так и в оборонительных действиях, ну и конечно при помощи своей активности, ложных и обманных действий,  создаёт предпосылки  для продуктивных действий своих вингеров.

Центральный нападающий должен хорошо читать игру, полностью визуализировать сложившуюся на площадке игровую ситуацию. Он в любой момент должен быть готов к продуктивным решениям, как в атаке, так и в обороне.

Ведите игру, руководите партнёрами, общение на площадке позволит вам найти продуктивное решение, даже если ментально ваш партнёр к нему пока не готов, или не видит наиболее острого развития игрового эпизода.

Следующее видео даёт совет,  который поможет игрокам в подборе шайбы у борта,  находясь на «слабом» игровом фланге. То есть на том  фланге, на котором соперник имеет численное преимущество и создаёт сверхплотное давление на игрока владеющего шайбой,  и партнёров находящихся в «зоне помощи».  

Хотя, объективности ради, надо заметить, что  второй эпизод, в большей степени направлен на такой подбор шайбы, который способствует  быстрому  развитию созидательных действий.

ПОДБОР ШАЙБЫ КРАЙНИМИ НАПАДАЮЩИМИ У БОРТА, ПО "СЛАБОМУ" ИГРОВОМУ ФЛАНГУ.

При подборе шайбы очень важен визуальный контроль за игроками соперника,  а так же за партнёрами находящимися на площадке. До момента приёма шайбы, крайне важно поднять голову для установления такого контроля.  Если взор игрока будет обращён исключительно на шайбу, все его дальнейшие действия после подбора будут «слепыми», а посему, непредсказуемыми. Установив визуальный контроль за партнёрами и игроками соперника до приёма шайбы, вы сможете просчитать и подготовить ваш следующий шаг уже во время приёма.  Если вы видите, что у вас есть время принять и обработать шайбу, вы сможете подготовить и отдать точный пас партнёру.  В условиях жёсткого прессинга, вы  можете  остановив шайбу коньком, блокировать соперника и предпринять попытку из-под прессинга выйти,  эффективным решением в такой ситуации будет изменение направление развития атаки при помощи смены направления движения.

Установив контроль над шайбой, необходимо найти эффективное продолжение своим атакующим действиям.  Для этих целей вингер стремится сам, или при помощи партнёров создать пространство для начала атаки. Наиболее продуктивным решением  будет факт смены позиции, дабы соперник не мог «связать» игрока  новой порцией борьбы у борта

Видео ниже рассмотрит варианты приёма шайбы пущенной вдоль борта на «сильном» фланге начала атаки.  «Сильным» флангом, является тот фланг, на котором численное преимущество имеет твоя команда.

ПОДБОР ШАЙБЫ КРАЙНИМИ НАПАДАЮЩИМИ У БОРТА, ПО "СИЛЬНОМУ" ИГРОВОМУ ФЛАНГУ.

Ваша первая и основная задача визуально оценить сложившуюся на площадке ситуацию. Оценив ситуацию, игрок определяет, есть ли у него время на обработку шайбы и начало атаки точной передачей на ход партнёру. Если  активная игра соперника не предполагает такой возможности, вингер может «отыграться» с игроком обороны, или в крайнем случае вывести шайбу за пределы зоны защиты.

В игре по «сильному» флангу начинайте ускорение параллельно скользящей вдоль борта шайбе, принимая её в движении, это создаст дополнительную  динамику эпизоду, позволит вашим партнёрам выбрать наилучшую позицию для продолжения атаки.

Приняв шайбу у борта, старайтесь максимально быстро выйти на свободный лёд, это даст вам возможность изыскать более продуктивные варианты действий, как если бы вы продолжили своё движение вдоль борта.

ПОДБОР ШАЙБЫ – СОВЕТЫ ЗАЩИТНИКУ

Двигаясь к шайбе заброшенной соперником в твою зону,  обязательно держи на визуальном контроле всё, что происходит у тебя за плечом. С вероятностью 99,9% соперник будет тебя прессинговать, ты должен видеть, откуда исходит угроза.  Кроме того, держа на визуальном контроле расстояние от себя до соперника, можно рассчитать на какие действия тебе хватит времени, до момента, когда произойдёт контакт.

Подкатывайся к шайбе с виража, это позволит тебе не снижать скорость при подборе и уменьшит риск столкновения с соперником. Используй обманные движения, покажи корпусом уход в одну сторону, а сам ногами уйди в другую.

Установив контроль над шайбой, подними голову для принятия решения. Дорожи шайбой. Используй каждую возможность,  чтобы продолжить владение шайбой для своей команды, и только в самом крайнем случае выводи её в среднюю зону не точным пасом, а в направлении партнёра.

Пользуйся визуальным обманом соперника. Взгляд, язык тела, всё это идеально подходит для того, чтобы ввести соперника в заблуждение. Покажи сопернику, что вы хотите отдать передачу по одной траектории, а сам сделай её в совершенно ином направлении. Например так, как это делает Кейл Макар из Колорадо Эвеланж.

Отрабатывая этот навык, договорись с партнёром, или с тренером по индивидуальной подготовке, чтобы он забрасывал шайбу на лицевой борт так, чтобы тебе, подкатываясь к ней,  было удобно контролировать всё, что происходит у тебя за спиной, подбирая её с виража и добавляя обманные действия ногами и корпусом . К упражнению можно добавить форчекера, тогда к задачам защитника добавится необходимость принятия решения после установления контроля над шайбой.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПРАКТИКУЮЩЕЕ ВЫХОД ИЗ ЗОНЫ ОБОРОНЫ

Данное поточное упражнение, один из самых простых примеров взаимодействия игроков при выходе из зоны обороны. Его можно выполнять как на половине площадки, так и задействовав площадку целиком. Выполнение упражнения на всю площадку продемонстрировано на видео ниже, при выполнении упражнения на одной половине, шайба, после вывода её из зоны,  просто передаётся тренеру находящемуся  в центре площадки.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРАКТИКОВАТЬ В ДАННОМ ИГРОВОМ ПОСТРОЕНИИ:

- Защитник, подбирая шайбу, делает разворот от ворот в сторону слабого игрового фланга, разворачивая атаку по неожиданному для соперника вектору.

- Подобрав шайбу защитник начинает атаку сходу по сильному флангу разгоняя партнёров пасом на ход.

- Защитник подобрав шайбу начинает движение в сторону слабого фланга, но заложив вираж возвращается на сильный фланг, начиная атаку коротким или средним пасом.

-  Установив контроль над шайбой, защитник делает перепас с партнёром по обороне, и партнёр начинает атаку по слабому (сильному) флангу.

- Завладев шайбой, защитник отдаёт пас партнёру по обороне и получив от него обратную передачу, начинает атаку через слабый (сильный) фланг.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПРАКТИКУЮЩЕЕ ВЫХОД ИЗ ЗОНЫ ОБОРОНЫ, С ФОРЧЕКЕРОМ

Добавив к предложенному выше упражнению игрока, который будет оказывать давление на защитника при приёме им шайбы, мы заставим игроков действовать в условиях приближённых к соревновательным и сподвигнем их к общению на площадке, для более верного и более взвешенного принятия игрового решения по выходу из зоны обороны.

Начав с одного форчекера, мы можем довести их число до двух, до трёх, и так далее, пока не придём к формату 5 на 5.

В ролике, который мы разместили ниже, дэнис Савр объясняет нам последовательность выполнения упражнения -  ВЫХОД ИЗ-ПОД ДАВЛЕНИЯ В ПОТОКЕ.

Упражнение начинается с расстановки двух пар защитников в зонах обороны на кругах вбрасывания ( между точками вбрасывания и синей линией )

Три тройки нападающих начинают упражнение в средней зоне. Синие на красной линии, красные на синей линии, чёрные на другой синей линии.

Тренер вбрасывает шайбу в одну из зон. Тройка, которая располагается на красной линии, играет в давление. Задача защитников и тройки нападающих на синей линии выйти из зоны, атакующих отобрать шайбу и создать голевой момент. Если пятёрка выходит из зоны до красной линии, то они вбрасывают шайбу в другую зону и давят. Защитники откатываются на круги вбрасывания. Та тройка, которая до этого играла в давление, ждёт на красной линии. И дальше уже они выходят из под давления. Можно добавить четвёртую тройку, тогда после давления тройка уходит на скамейку, а та тройка, которая вышла со скамейки, выходит из зоны. Защитники тоже меняются. Упражнение должно идти непрерывно.

Ключевые моменты :

- Умный вброс ( в углы , чтобы вратарь не начал атаку )

- Выход из зоны против определённого задания для игроков , которые давят

- Разные варианты давления .

www.powerskater.ru

Система двух защитников | Тактика игры

Схема расположения игроков по системе двух защитников такова: вратарь, два защитника и три нападающих (рис. 64).

Разберем обязанности игроков и требования, которые предъявляются к ним в игре по системе двух защитников.

Вратарь. Вратарь обязан защищать свои ворота и должен руководить действиями игроков в зоне защиты.

Вратарь выбирает место на линии ворот и следит за всем ходом игры. В игре он должен уметь быстро занимать основную стойку (см. описание на стр. 282), причем в таком месте ворот, чтобы наилучшим образом отразить атаку противника.

Место вратаря в воротах определяется положением противника, владеющего шайбой, и расположением своих и чужих игроков перед воротами (и за ними). Вратарь по действиям противника с шайбой старается предугадать направление броска, при этом он не должен поддаваться на обманные движения и заблаговременно раскрывать своих намерений.

Игроки, хорошо владеющие всеми видами бросков, могут придать полету шайбы большую точность и силу. По ходу игры вратарю не всегда представляется возможность увидеть первоначальный полет шайбы. А вратарю очень важно уловить подготовительные действия противника и мгновение, когда шайба отделяется от крючка. Практика показывает, что даже очень быстрые вратари не всегда успевают вовремя реагировать на шайбу, брошенную в ворота с. дистанции 6—8 м. Из этого можно сделать вывод, что даже при всех благоприятных условиях у вратаря может не хватить быстроты реакции, чтобы вовремя отбить или поймать сильно и точно брошенную шайбу.

Поэтому, когда противник бросает шайбу с малых дистанций, вратарю надо уметь использовать свое туловище. Вратарь в спортивном снаряжении обычно закрывает почти одну треть ворот. Если мысленно принять линию ворот за основание треугольника, вершиной которого является местонахождение противника с шайбой, а сторонами — воображаемые линии, соединяющие вершину с основанием, и в этот треугольник «вписать» вратаря так, чтобы он касался боковых сторон треугольника, то ворота окажутся полностью закрытыми вратарем.

Этот расчет можно применить на практике для защиты ворот от противника, угрожающего с близкого расстояния, когда вратарь не сможет быстро поймать или отбивать шайбу. Однако это вовсе не значит, что вратарю следует так далеко уходить от ворот.

Из-за быстрой смены положений в игре вратарь не всегда успеет вовремя выйти из ворот на нужную дистанцию, чтобы исключить возможность попадания 6 них. Кроме того, Противник, вместо того, чтобы бросить шайбу, может попытаться обвести вратаря. Поэтому выходить из ворот надо расчетливо, преследуй основную цель — уменьшить площадь попадания в них. Следует успеть выбрать позицию до того, как противник бросит шайбу, Так как в движении точно реагировать на брошенную шайбу сложно.

На большое расстояние вратарь покидает ворота только в тех случаях, когда совершенно уверен в том, что выполнит свои намерения. После того как вратарь отбил шайбу, он быстро возвращается в ворота.

Если противник бросает шайбу сбоку, то можно или несколько выдвинуться из ворот (0,5—1 м) или плотно закрыть ближний угол ворот ногами и телом. Шайбу, направленную в дальний угол, вратарь ловит, отбивает рукой, ногой или клюшкой, быстро смещаясь в сторону полета шайбы (рис. 65).

Если игра происходит за воротами, вратарь поворачивается лицом к шайбе и закрывает ближний от шайбы угол ворот (рис. 66). Он должен клюшкой мешать действиям противника за воротами (насколько достает клюшка), но ни в коем случае не покидать ворот, если не уверен, что овладеет шайбой.

Если шайба летит в лицевой борт мимо ворот, вратарь быстро смещается в сторону отраженной Шайбы и закрывает ближний угол ворот.

Бросать шайбу клюшкой и рукой своему партнеру следует  точно и неожиданно для противника, например можно бросить шайбу клюшкой своему игроку, находящемуся в средней зоне.

Когда противник выходит один на ворота или выполняет штрафной бросок, вратарь должен, сохраняя основную стойку, несколько) выйти из ворот вперед. Но выбирать позицию нужно так, чтобы действия вратаря были неожиданными для противника. Ведь противнику, выполняющему бросок, может никто не мешать, и в процессе ведения шайбы он сумеет хорошо сориентироваться и оценить поведение вратаря. Неожиданная для противника, правильно выбранная позиция может внести некоторую растерянность в действия игрока с шайбой, чем и должен воспользоваться вратарь (рис. 67). Главное — не реагировать на обманные движения противника, уловить направление атаки, быстро выбрать исходную позицию и по движениям игрока с шайбой постараться предугадать его замысел. Принятое решение выполняется немедленно и смело.

Вратарю не следует занимать исходного положения на коленях или лежа — это облегчит действия противника.

Вратарь должен быть смелым и решительным, расчетливым, гибким, ловким, уметь быстро реагировать на шайбу, хорошо выполнять технические приемы, быстро ориентироваться, играть в полном взаимодействии с защитниками и уметь руководить обороной.

Защитники. Основная задача защитников — обезопасить в игре свои ворота от атак противника. Большую часть игры они проводят в своей зоне. В обороне они располагаются так, чтобы помешать противнику с шайбой двигаться прямо на ворота. Для этого защитник 2, атакующий противника (т. е. пытающийся отобрать шайбу), располагается впереди другого защитника — 3, который страхует его (рис. 68).

Если противник один движется по центру к воротам, то диагональное расположение защитников исключается. Главное в этом случае — согласованно преградить путь противнику с шайбой.

Умело играющий защитник или отберет шайбу, или оттеснит противника в угол поля, где в более выгодных для себя условиях атакует его. Защитник, играющий в средней зоне, несколько отдален от противника, но зато ему удобно следить за направлением атаки и действиями игроков. Он располагается на пути вероятного движения противника с шайбой.

В своей зоне защитникам необходимо плотно «держать» игроков противника, находящихся перед воротами, следить за шайбой и действиями всех хоккеистов, находящихся в зоне. В тех случаях, когда противник с шайбой угрожает воротам, важно вовремя успеть вступить в единоборство и помешать произвести бросок.

Если защитник не успеет помешать броску или если противник бросит шайбу издалека, то защитник может закрыть часть ворот туловищем, но так, чтобы не помешать вратарю.

Чтобы плотно держать противника, «открывающегося» в опасной зоне перед воротами и рассчитывающего получить передачу, защитник, преследуя его, использует и приемы блокировки. В этом случае он должен тотчас же атаковать противника, если тому будет передана шайба, так как малейшее промедление позволит принимающему немедленно забросить шайбу в ворота.

В игре должно быть полное взаимодействие между защитниками и нападающими. Например, в углах поля у себя в зоне чаще атакует противника нападающий, защитник же в данном случае должен выбрать наиболее выгодное место перед воротами.

Одного игрока, прорвавшегося к воротам противника, целесообразно атаковать в зоне защиты.

Нескольких игроков противника, двигающихся к воротам, следует атаковать перед линией зоны защиты. Замедлив движение противника с шайбой или нарушив прямолинейность его бега, можно рассчитывать, что другие его игроки окажутся в положении «вне игры». Используя правило «вне игры», создают противнику дополнительные трудности в переходе этой зоны.

Защитники должны участвовать в атаке чужих ворот, действуя особенно активно, когда команда имеет численное преимущество. На рис. 69 показан случай так называемого «запирания» команды противника при его численном превосходстве. Овладев шайбой, все игроки команды передвигаются в зону нападения и принимают участие в атаке ворот, стараясь не выпустить шайбы из этой зоны.

Защитники помогают нападению различными передачами. Они должны умело и надежно отбирать шайбу и затем быстро, точно и неожиданно для противника передавать ее партнеру. Задача защитника состоит в том, чтобы отобрать шайбу и немедленно отдать ее партнеру, находящемуся в более выгодном положении.

Защитник обязан выполнять указания вратаря. В случае если вратарь выходит из ворот, его место быстро занимает ближайший защитник.

Требования, предъявляемые к защитнику: физическая сила, достаточная для выполнения приемов игры туловищем, быстрота и ловкость, правильный выбор места и умелое отбирание шайбы, решительность и смелость, хладнокровие и быстрота в ориентировке, умелое пользование техническими приемами, быстрый бег на кониках и быстрое передвижение спиной вперед.

Крайние нападающие. Крайние нападающие — это основные атакующие игроки. Кроме того, они обязательно участвуют в защите своих ворот.

Развивая атаку от своих ворот, хоккеисты действуют в среднем темпе. В средней зоне используется вся ширина поля. По мере приближения к воротам противника нападающие сближаются для атаки ворот. Ворота обычно атакуют двое нападающих. Темп атаки ускоряется по мере перехода в зону нападения, где все должно быть подчинено взятию ворот: быстрое продвижение игрока с шайбой к воротам, освобождение остальных игроков от опеки противника, надежная обводка или передача шайбы партнеру, находящемуся в более выгодном положении, и, наконец, неожиданный бросок по воротам. Игра на этом этапе идет в предельном темпе. Наиболее результативна передача и бросок по воротам в одно касание.

Если нападающие потеряли шайбу, они сразу же должны атаковать противника, чтобы отобрать шайбу; если этот момент упущен, они отходят назад для организации обороны.

При этом, если противник двигается с шайбой по краю, то нападающие защищающейся команды располагаются диагонально у своей синей линии (рис. 70).

       

Если противник стремится вести игру по центру поля, то нападение защищающейся команды располагается треугольником, вершина которого обращена в сторону противника (рис. 71). Такие расположения позволят страховать атакующего партнера.

В случаях, когда все нападающие подвижны и активны, можно атаковать противника и в его зоне защиты.

Защитные обязанности крайнего нападающего в основном заключаются в игре против нападающего противника, находящегося ближе к нему, с одновременной помощью партнерам в защите своих ворот. Чаще всего борьба за шайбу между крайними нападающими обеих команд (правым и левым) происходит в средней зоне.

Та команда, чей крайний нападающий овладел шайбой, сможет развить атаку. Нападающим необходимо участвовать в обороне, чтобы обезопасить свои ворота и начать организацию атаки из глубины. Вследствие этого крайним нападающим приходится играть на большой площади поля и быть в беспрерывном движении.

Крайние нападающие должны уметь согласованно играть с партнерами, и особенно с центральным нападающим, всегда искать свободное место, т. е. стараться «открыться», чтобы получить шайбу, хорошо играть у борта и уметь выходить победителями в единоборстве с противником.

Нападающие играют и за воротами. Позиция игрока за воротами неактивна, так как он самостоятельно не может угрожать воротам. Но она очень удобна для передачи шайбы партнеру, находящемуся перед воротами. К нападающему, находящемуся за воротами, вратарь и защитник противника вынуждены повернуться лицом, а последний и атаковать его, т. е. защитник на какое-то время должен покинуть зону перед воротами. Это создаст некоторую свободу действий атакующим игрокам, находящимся перед воротами. Отобрать шайбу у игрока за воротами трудно, так как на пути движения стоят ворота. Игрок с шайбой за воротами в данном случае дает возможность своим игрокам занять удобную для атаки позицию за спиной противника в непосредственной близости от его ворот.

Требования, предъявляемые к крайним нападающим: быстрота бега, и особенно — резкий старт, умелое пользование различными передачами, неожиданные, точные и сильные броски по воротам, быстрая целеустремленная обводка с различными обманными движениями, беспрерывность в выборе места, сыгранность с партнерами, тактическая изобретательность в развитии атаки и настойчивость в достижении результата.

Центральный нападающий. Этот игрок занимает центральное место на поле. Он организует атаку на своей половине поля, поддерживает ее и участвует во взятии ворот. Он обязан участвовать в защите и, как правило, опекать центрального нападающего противника. Центральный нападающий действует на всем поле. Это игрок, наиболее тонко понимающий и хорошо оценивающий обстановку, возникающую во время игры.

Отобрав шайбу у своих ворот или получив ее от партнера, он чаще всего немедленно передает ее по ходу движения крайнему нападающему, далее «открывается» на свободное место и атакует ворота. Если центральный нападающий (или другой игрок его команды) потеряет шайбу, то ему необходимо немедленно возвратиться назад и участвовать в защите своих ворот. Игровые обязанности центрального нападающего во многом совпадают с обязанностями крайних нападающих. Но он несет еще большую ответственность и за свои действия и за тактические действия всей команды.

Центральным нападающим должен быть наиболее выносливый, тактически разносторонний игрок, умеющий хорошо организовать нападение и защиту.

Требования, предъявляемые к центральному нападающему, в основном такие же, как и к крайним нападающим, но более повышенные в смысле навыка коллективной игры и умения отобрать шайбу. Дополнительные требования: разнообразие в действиях, умение выполнять технические приемы (ведение, броски, передачи, обводку с обеих сторон), тактическая разносторонность, т. е. умение играть на любом участке поля, успешно действуя в атаке и обороне, инициативность в организации и развитии атаки, большая подвижность. Все это предъявляет повышенные требования и к физической подготовленности центрального нападающего.

Большинство наших команд играет по системе двух защитников. Рост мастерства наших хоккеистов позволяет в настоящее время значительно дополнить эту систему, тактически разнообразить ее. Творческие возможности наших хоккеистов, особенно в лучших командах, достаточно высоки и разнообразны. Система двух защитников является отправной для дальнейшего совершенствования тактики игры. При этой системе остро встает вопрос о гибком и разнообразном применении тактических вариантов и комбинаций, заранее разработанных, разученных и освоенных.

www.offsport.ru

Нападающий (хоккей с шайбой) - это... Что такое Нападающий (хоккей с шайбой)?

Нападающими являются три игрока хоккейной пятёрки, центральный нападающий и двое крайних. Центральный является организатором атак, связывая защитников с крайними нападающими, во время обороны активно помогает своим защитникам. Правый и левый крайние нападающие — специалисты по завершению атак, основные действующие лица при игре в зоне соперника, оборонительными обязанностями почти не наделены.

Центральный нападающий

Центральный нападающий (англ. Centre) — ключевой полевой игрок в хоккее, основное место в центре линии нападения. Когда команда атакует, как правило, выполняет функции разыгрывающего игрока на площадке и поэтому должен обладать способностями организатора, знать особенности игры партнеров. Основная позиция — перед воротами противника, на «пятачке», откуда удобнее всего забивать шайбу. Право занять этот «пятачок» на какое-то мгновение приходится добывать непрерывной борьбой на всем поле. В защите, центральный нападающий должен своевременно переключиться на активные оборонительные действия вступая в борьбу за шайбy, помогая защитникам. Центральный нападающий должен держать самого опасного, центрфорварда противника.

Центрфорвард должен уметь выполнять самые разнообразные передачи, вести силовое единоборство, сильно и точно выполнять завершающие броски, особенно со среднего «пятачка», успешно играть при вбрасывании шайбы, грамотно вести позиционную игру, страховать своих партнеров, опекать соперников на ближнем и среднем «пятачке» у своих ворот; а нередко и принимать шайбы на себя.

Важная функция центрального нападающего — умение выигрывать вбрасывания шайбы. Как правило, именно центрфорвард участвует во вбрасываниях и от степени успешности его действий в этом элементе игры зависит какая из команд завладеет шайбой и сможет распорядиться ей в зависимости от сложившихся по ходу матча задач.

Лучшими представителями данного амплуа в разные годы являлись — Вячеслав Старшинов, Уэйн Гретцки, Стив Айзерман, Сергей Фёдоров, Марио Лемье, Петер Форсберг. Из ныне действующих хоккеистов можно выделить Павла Дацюка, Сидни Кросби, Евгения Малкина.

Крайний нападающий

Крайний нападающий (англ. winger) — игровое амплуа нападающего в хоккее. Специалист по завершению атак, игрок с отличной техникой. Крайними нападающие бывают правый и левый, по месту расположению игрока в ходе атаки. Каждого из них обычно отличают «фирменные» обводки, быстрота и маневренность катания на коньках, умение вести силовую борьбу у борта и в углах площадки в зоне атаки. Крайние нападающие должны стремиться согласованно играть со всеми партнерами особенно с центральным нападающим. Постоянно искать свободное место для получения шайбы. Уметь хорошо играть у борта и выходить победителем в единоборствах с соперником. Задача крайних нападающих — забивать голы.

При обороне крайние нападающие опекают игрока в своей зоне, по всей площадке, смело ложатся под шайбу при бросках защитников соперника в зоне обороны. На роль крайних нападающих отбирают ребят с бойцовским характером, с повышенной агрессивностью.

Лучшими крайними нападающими в истории хоккея являются — Валерий Харламов, Сергей Макаров, Павел Буре, Илья Ковальчук, Александр Овечкин и многие другие.

Литература

  • «Хоккей для мальчиков» автор-составитель Г. П. Михалкин «Издательство Астрель», ООО «Издательство Аст», 2000 г.
  • «Азбука спорта. Хоккей.» А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин, Издательство «Физкультура и спорт», 2000 г.

dic.academic.ru


Смотрите также