Как правильно играть в шахматы чтобы выиграть


Как выиграть в шахматы - 5 способов: инструкция для новичков и профи

Шахматы – непростая игра, требующая много времени и внимания. Изучение основных методик игры, комбинаций и стратегий может занять даже ни один год. Для того, чтобы понять, как выигрывать в шахматы всегда, не обязательно потратить много времени, достаточно изучить основную механику.

Самым главным советом станет попытка разгадать замыслы соперника, заранее предугадывать его шаги и соответственно эффективно выстраивать оборону.

Начальный уровень

Для шахматистов, которые находятся на этой стадии, не стоит разбираться в глубинах, чтобы понять, как выиграть в шахматы.

Здесь важно в первую очередь правильно оценивать значимость каждой отдельной фигуры и в соответствующей мере защищать ее.

Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей».  Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы. Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

>>Перейти на сайт онлайн-школы

 

Начальные ходы могут предопределить судьбу всей партии, так как именно на этом этапе вырисовывается основная стратегия. Если вас интересует игра и вы хотите понять как играть в шахматы чтобы выигрывать, тогда обязательно учтите следующие моменты.

Пешки лучше направить в центр поля, таким образом, получится освободить путь другим фигурам.

Тем, кто играет белыми – приготовьтесь вести активную борьбу, а для обладателей черных фигур – качественно организуйте оборону и выжидайте опрометчивый шаг соперника.

Не рекомендуется ходить одной фигурой несколько раз, кроме случаев, когда ей грозит опасность. Лучше ходить разными фигурами, перемещая их по всему полю, чтобы сопернику было сложнее продумать атаку.

Свои маневры лучше продумывать на несколько ходов вперед. Перед тем, как выиграть в шахматы у компьютера или реального соперника, с каждым ходом усложняйте свою атаку, чтобы сбить противника с толку и заставить запутаться. Очень часто в шахматной партии первый ход предопределяет дальнейшую расстановку сил на доске, давая возможность активно атаковать или отдавая части поля под ваши фигуры.  Для того, чтобы узнать как научиться выигрывать в шахматы практически у любого противника, следует запомнить хотя бы четыре дебюта;

1. Испанский вариант. Первый – испанский вариант, когда  нужно убрать слонов соперника.

2. Английский вариант. Второй вариант называется английским. Здесь надо походить пешкой на с2 и g2. Таким образом, вы предоставите свободу действий фигуре слона или коня.

3. Королевский гамбит. Третий вариант дебюта достаточно неординарный – Королевский гамбит. Теперь надо походить пешками на e2, f2 в течение первых ходов.

4. Ферзевый гамбит. И последний, однако, не менее действенный, – ферзевый гамбит. Белые фигуры начинают ход с d4 и с4. После этого вся атака концентрируется в середине поля.

Рекомендуем прочитать:

Средний уровень

Теперь нужно уделить особое внимание ходам соперника, так как каждое перемещение фигуры по полю является частью определенной комбинации. Подстраивайтесь под стратегию противника. Участвуйте в размене фигур, особенно, когда это идет вам на пользу.

На этом этапе игры в шахматы следует продумывать комбинацию уже на 6 шагов.

Сначала это покажется слишком сложным, но вскоре принесет свои плоды. Теперь схема как выиграть в шахматы будет иметь три главных составляющих. Первая – выведите вперед больше фигур. Вторая – не упускайте из виду центр поля. Третья – не оставляйте короля без защиты и путей отступления.

Гроссмейстеры играют партию в быстрые шахматы, где фигурами являются живые люди

Рекомендуем для изучения

Сложный уровень

Для того, чтобы запомнить, секреты как выигрывать в шахматы не нужно снова открывать учебник. Главное – концентрация на поле, прогнозирование действий соперника и запас стандартных комбинаций. Опыт предыдущих уровней вам поможет.

Рекомендуем ознакомиться:

Секреты игры в шахматы - 5 секретов от профессионалов

Шахматы – одна из самых сложных игр всех времен. Шахматные партии могут длиться несколько минут, часов или даже дней. Эта игра требует внимательности, сосредоточенности и собранности. Но, как и любая древняя игра, шахматы имеют несколько секретов.

Все внимание на противника


Существует огромное количество шахматный комбинаций. Но запомнить их все едва ли возможно. Однако после дебюта можно попробовать просчитать ходы противника, причем не на один ход, а на три. Если просчитать удалось верно, то победа не заставит себя долго ждать.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

>>Перейти на сайт онлайн-школы

Все фигуры сдвинутся с мест

Дебют – начало игры – может стать залогом удачной партии. Прочтите статью про начало в шахматах – ссылка. Одно из важнейших правил дебюта – вывести все свои фигуры с их мест, но при этом не давать такой возможности противнику. Если все фигуры свободны, то это сильно упрощает достижение победы. А если фигура остается на своем месте долгое время, то ее очень легко заблокировать до конца партии.

Безопасность короля превыше всего

Стремление “съесть” все фигуры противника есть у каждого игрока. Но в пылу партии легко забыть о главной фигуре – короле. Один неверный ход и он может быть повержен. Поэтому всегда нужно держать своего короля в поле зрения, обезопасив его от фигур оппонента.

Пешки – не второстепенные фигуры

Некоторые считают, что пешки – самые незначительные фигуры, от которых практически нет толку. Возможно их “стоимость” и ниже ладьи, коня и прочих, но ценность такая же. Опытные игроки в шахматы говорят, что пешки – едва ли не главные фигуры на поле. Умелые манипуляции с пешками могут помочь быстро и красиво одержать победу.

Контроль центра

Наиважнейшие для победы позиции находятся в центре поля, поэтому контроль над ним нужно установить как можно скорее. При этом нужно быть очень внимательным и анализировать позиции. Если , например, данная позиция в центре будет фатальна для пешек, то их не стоит использовать, отдав предпочтение фигурному давлению на центр шахматной доски.

Секреты игры в шахматы для начинающих – необходимый и нужный пункт в развитии навыков, которые помогут победить.

Если вам сложно воспринимать текст и вы планируете дальше развиваться, то посмотрите видео: Секреты игры в шахматы

Читайте также:


Как научится играть в шахматы и выигрывать

Вы когда-нибудь играли с соперником, который находится на 400 пунктов выше, чем вы? Если вы играли в шахматы регулярно, то я бьюсь об заклад, что Вы это делали. По статистике, если игрок находится на 400 пунктов выше, чем Вы, то он выиграет около 95% игр. Но Вы не разочаровывайтесь! После прочтения этой небольшой статьи, Вы будете иметь шанс, даже если Вы будете в 5%, Вы сможете свести в ничью или даже выиграть игру против очень сильного оппонента. Так почему же сильные игроки выигрывают у слабых? Во-первых, они хорошо обучены: знают, как начать игру, они предвидят игру, их тактика находится на высоком уровне, и они знают очень хорошо, как играть и выигрывать в эндшпиле.


Ну и как мне удастся победить такого монстра шахмат, спросите Вы. Вот некоторые советы, которым вы должны следовать, чтобы быть успешным против сильных противников:
• Первое, что вы должны научиться, быть спокойным и не нервничать. Не бойтесь вашего противника, даже если его рейтинг 2200 пунктов, и Вы имеете всего 1300, то у Вас еще есть шанс на победу в игре. Вы замечали, что очень сильные игроки всегда спокойны и сосредоточенны во время игры. В то время как нервный шахматист, не может сделать лучшие ходы. Только полная концентрация и «отключение» от внешнего мира позволяет делать лучшие из возможных ходов.
• Не нужно автоматически обмениваться фигурами. Многие слабые игроки думают, что если они разменяют фигуры, они смогут сделать ничью в конце игры. Это большое заблуждение! Конечно, если вы разменяете все фигуры и пешки, Вы сведете игру в ничью. Но сильная сторона никогда не допустит, чтобы это произошло. В том случае, если слабая сторона попытается обменять фигуры, скорее всего, разменять активные фигуры на менее активные фигуры сильной стороны. Преимущество сильной стороны будет увеличиваться, и он гарантированно выиграет эту игру. Даже если вы обменяете большинство фигур, сильные игроки обычно играют очень твердый эндшпиль, который гарантирует их победу.
• Играть против любого противника нужно активно!

Не просто сидеть ждать, и играть пассивную оборонительную игру. Если вы будете это делать, сильный игрок просто активизирует все свои фигуры и совершит смертельную атаку. Помните, что лучшая защита — это нападение, или контратака. Если противник начинает атаку ферзем, оставляя своего короля в стороне (если он произвел рокировку) атакуйте его цепочкой пешек, поддерживая их фигурами. Для соперника будет сложно, чтобы получить какие-либо преимущества. Бой! Никогда не отступайте и не позволяйте ему контролировать игру. Если вам нравится играть открытую игру, убедитесь, что вы открываете несколько рядов и поместите сильные фигуры (ладья, королева) на открытой линии. Если вы на самом деле чувствуют себя более комфортно в позиционной игре, или в закрытой позиции, вы должны стараться избегать размена пешек. Навяжите ему свою игру! Не играйте в его игру.
• Помните, что играть на ничью это очень плохая стратегия. Если вы делаете это, вы, скорее всего, проиграете. Чтобы сыграть в ничью, нужно играть, как можно активнее (см. рекомендации выше), это не значит, что вы должны атаковать с первого хода, пожертвовать парой пешек и фигуру, а затем выяснить, что ваша атака просто не будет работать, потому что офицер, которого Вы не заметили, по какой-то причине, защищает эту линию… Это часто случается в шахматах, даже на уровне мастера. Так что, если вы видите возможность сильной атаки, даже если придется пожертвовать чем-то для этого, сделайте это! Но, прежде чем вы жертвуете, имеет смысл подумать о Вашем положении и посмотреть, если это на самом деле будет работать. Подумать 3 раза, прежде чем разменять фигуру! Одну игру я играл на турнире, где я принес в жертву две (!) фигуры и сдался после этого в 3 хода. Просчет в том, что это стоило мне не только игры, но и всего турнира. Глубокие расчеты очень важны при тактической игре. Ласкер однажды сказал: «Гораздо лучше, если Вы проиграете Вашу игру, чем оппонента. »
• Последнее предложение — играть и выигрывать!

Улугбек # 2 июля 2013 в 15:16 0

очень интересная статья, мне понравилась.

Новые объекты на карте

Нижний Новгород, ул. Республиканская, 31

Пойковский, ул. 7 микрорайон, 93а

Москва, ул. Римского-Корсакова, 10

Екатеринбург, ул. ул.Старых Большевиков, 22 — 03

Екатеринбург, ул. Цвиллинга, 53

Что интересует? Выбирай.

Шахматы на Карте 2013

Интересное видео про эту игру


Правила игры в шахматы

Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.

Начальное положение шахматных фигур
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии "черные" и "белые" имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Комплект шахматных фигур

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
----
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Возможные ходы короля

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка - это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Как сделать рокировку в шахматах

Рокировку нельзя делать:
- если король уже делал ход
- если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
- если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
- если после рокировки король окажется под шахом
- если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
- если король при рокировке должен пройти через "битое поле" (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается "0-0", длинная "0-0-0".
-----
Шах - ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
- защититься от шаха
- забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
- уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
-----
Мат - такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
----
Пат - такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
----
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).

Возможные ходы ферзя

---
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

Как ходит ладья

----
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

Куда может пойти шахматный слон

---
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой "Г". То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой "Г". Отличительной особенностью коня является то, что он может "перепрыгивать" через другие фигуры.

Правило буквы "Г". Как ходит шахматный конь

----
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Возможные ходы пешки

Также здесь следует разъяснить такое понятие как "битое поле". Битое поле - это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Взятие на проходе или битое поле

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали - у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки - она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

----
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием "ракета".
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил "обычных" шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Как выиграть в шахматы за максимально меньшее число ходов? Есть ли типовые решения?

Существуют самые короткие партии, например, 1.f3? е5 2.g4?? фh5#.

Однако такому быстрому финалу поспособствовала крайне слабая игра белых, нарушавшая все дебютные принципы.

Существует так называемый «детский мат», позволяющий при определенных условиях завершить партию в четыре хода, однако необходимо иметь в виду, что при правильной игре черных белые, выводящие своего ферзя впереди всей армии, что является ошибкой, попадают в трудное положение. Поэтому попытки быстро обыграть соперника часто чреваты наказанием со стороны сильного оппонента.

Вот один из ярких примеров - Чемпион Мира Магнус Карлсен пытался обыграть 16 летнего мастера, с помощью детского мата.

https://www.youtube.com/watch?v=xa6ig7v9Rv8

Существуют вполне «легальные» дебютные ловушки, которые не нарушают никаких дебютных законов, однако если соперник их не знает, вполне может в них попасться. Более подробно можно об этом прочесть в книге Нейштадта «По следам дебютных катастроф».

Правила шахмат — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020; проверки требует 1 правка.

Информация в этой статье устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

Шахматная доска состоит из 32 и 32 одинаковых клеток, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля).

Шахматная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

Ряд из 8 полей, что идет от края доски, ближайшего к одному партнеру, к краю доски, ближайшего ко второму партнеру, называется вертикалью.

Ряд из 8 полей, что идет от одного края шахматной доски к другой под прямым углом к вертикалям называется горизонталью.

Ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется диагональю.

Оба партнера должны играть по очереди, делая каждый раз один ход. Партнер, который имеет белые фигуры, начинает партию. Ход белых вместе с последующим ходом черных считается одним ходом. Кому из партнеров играть белыми, решает в товарищеской партии жребий или договоренность игроков, а в соревнованиях — регламент их проведения.

Перед началом игры каждый партнер имеет в распоряжении 16 фигур:

  • 8 пешек;
  • 2 ладьи;
  • 2 коня;
  • 2 слона;
  • ферзь;
  • король.

За исключением рокировки, ходом называется передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника. Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди.

Ни одна из фигур, за исключением ладьи во время рокировки и коня, не может пересекать поле, занятое другой фигурой (перепрыгивать другие фигуры).

Если фигура перемещается на поле, занятое фигурой противника, то фигура противника должна быть снята с доски игроком, который сделал ход. Такой ход называется взятием. Единственной фигурой, которая не может быть принята и снята с доски, является король.

  • Король — за исключением рокировки, передвигается со своего поля на одно из свободных смежных полей, которое не находится под ударом фигур соперника. Рокировка выполняется следующим образом: король перемещается по первой горизонтали игрока на две клетки. Ладья при этом устанавливается на поле, которое пересёк король, а король оказывается за ладьёй, с которой он сделал рокировку. Рокировка окончательно невозможна, если король во время партии двигался. Также рокировка невозможна с ладьёй, которая уже двигалась. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором находится король, или поле, которое он должен пересечь или занять, находится под ударом фигуры соперника. Также рокировка невозможна, если на горизонтали между королём и соответствующей ладьёй есть другая фигура — собственная или фигура соперника.
  • Ферзь — ходит по вертикалям, диагоналям и горизонталям, на которых она находится.
  • Ладья — ходит по вертикалям и горизонталям, на которых она находится.
  • Слон — ходит по диагоналям, на которых он находится.
  • Конь — может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.[1]
  • Пешки — передвигаются на одно поле только вперёд, за исключением взятия. Со стартовой позиции пешка может пойти как в одну, так и на две клетки. Пешка может взять любую фигуру соперника, которая расположена впереди неё на одну клетку по диагонали. Если пешка делает первый ход сразу на две ячейки и после хода оказывается в одной горизонтали рядом с пешкой соперника, то она может быть взята этой пешкой; тогда последняя переходит на поле, через которое перешла сбитая пешка. Это взятие называется «взятие на проходе». Оно может быть осуществлено только сразу после того, как соперник сделал такой ход. Любая пешка, достигающая крайней горизонтали, должна быть заменена тем же ходом на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета, что и пешка.

Ход считается сделанным:

  • при передвижении фигуры на свободное поле, когда рука игрока отпустила фигуру;
  • при взятии — когда взятую фигуру сняли с доски и когда игрок, поставив на новое место свою фигуру, отпустил ее;
  • при рокировке — когда рука игрока отпустила ладью, что стала на поле, которое король пересек;[2]
  • при превращении пешки, когда пешка снята с доски и игрок отнял руку от новой фигуры, поставленной на поле превращения.[3]

Предупредив заблаговременно соперника, игрок может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях.

В противном случае, если игрок прикоснется:

  • к одной или более фигур одного цвета, он должен пойти или взять первую фигуру, к которой прикоснулся, которой можно пойти или какую можно взять;
  • к одной из своих фигур и к одной из фигур противника, он должен взять фигуру противника своей фигурой; или, если и это невозможно, пойти своей фигурой; или, если и это невозможно, взять фигуру противника любой другой фигурой.

Если ход или взятие невозможны, игрок может сделать любой ход.

  • Шах королю имеет место, когда поле, которое он занимает, оказалось под ударом фигур противника.
  • Шах королю должен быть отражен следующим ходом. Шах можно отбить одним из следующих способов:
    • отойти королем на поле, которое не находится под ударом фигур соперника;
    • взять фигуру, которая угрожает королю;
    • прикрыть короля, поставив другую свою фигуру под удар на поле, что находится между королем и фигурой, которая его атакует. Прикрыть короля невозможно от атаки конем.

Если шах невозможно отразить следующим ходом, то объявляется мат, и игрок, который поставил мат, объявляется победителем партии.

  • Партия считается выигранной шахматистом, который дал мат королю партнёра.
  • Партия считается выигранной тем из партнёров, противник которого признал себя побеждённым.
  • Партия считается выигранной, если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведённое регламентом партии, и у его соперника при этом есть возможность поставить мат при условии наименее компетентной игры соперника. Шахматист, у которого закончилось время в этом случае, признаётся побеждённым.
  • Партия считается выигранной шахматистом, если его соперник нарушил некоторые правила игры. Например, при откладывании партии не записал секретного хода (умышленно или по забывчивости) или записал невозможный ход, или ход, который может быть понят неоднозначно.

Партия заканчивается вничью:

  • В положении, когда возможность выигрыша исключена (недостаточный материал — король против короля, король против короля с конём, король против короля с одним или несколькими однопольными слонами, король со слоном против короля со слоном при однопольных слонах, а также другие виды «мёртвых позиций»).
  • Если король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом и игрок не может сделать ни одного хода. Такое положение называется патом.
  • При взаимном согласии игроков.
  • По требованию игрока, если одна и та же позиция возникает три раза, или без него, если пять раз, причём очередь хода каждый раз принадлежит одному и тому же игроку и, кроме того, во всех случаях имеются абсолютно одинаковые возможности игры (право на рокировку или взятие на проходе) (троекратное повторение позиции)[4].
  • Когда игрок до совершения хода доказывает, что обеими сторонами сделано не менее 50 ходов, в течение которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода, или же заявляет о желании сделать ход, после которого возникает такая ситуация (правило 50 ходов). Если такая ситуация возникает после 75 ходов, игра заканчивается вничью без требования игрока.
  • Если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведённое регламентом партии, а его соперник при этом не может поставить мат даже при условии наименее компетентной игры соперника (например, если остался одинокий король). Это же правило применяется для некоторых нарушений правил (например, два невозможных хода).
  1. ↑ Fide Laws of Chess taking effect from 1 January 2018, правило 3.6
  2. ↑ Если игрок выпустил из своей руки короля, ход еще не считается законченным, но нет больше права делать другой ход, кроме рокировки.
  3. ↑ Если игрок отнял руку от пешки, достигнув поля превращения, то ход еще не закончен, но нет больше права пойти пешкой на другое поле.
  4. ↑ Позиция считается повторённой, если фигуры одного и того же наименования и цвета занимают те же поля и при этом возможности игры этими фигурами одинаковые.
  • Golombek, Harry, ed. (1976), The Laws of Chess and their Interpretations, Pitman, ISBN 0-273-00119-1
  • Golombek, Harry (1977), Golombek's Encyclopedia of Chess, Crown Publishing, ISBN 0-517-53146-1
  • Harkness, Kenneth (1970), Official Chess Rulebook, McKay, ISBN 0-679-13028-4


Смотрите также