Как правильно играть свояков на русском бильярде


Играем свояков и чужих с руки в комбинированную пирамиду! Учебное пособие.

Сегодня с огромным удовольствием выкладываю отличную статью Виталия Архипова (Хабиб) – самого одиозного человека в русском бильярде.
Несмотря на свои многочисленные нелестные высказывания, Виталий является одним из главных теоретиков в русском бильярде, человеком, который действительно знает о чём говорит.
Все знают, что Виталий совершенно не признает современные игры, поэтому речь идёт о московской пирамиде, которая в нынешних реалиях трансформировалось в спортивную дисциплину с названием “комбинированная пирамида”.
Эта статья является копией оригинала, который находится у него на сайте.
Размещаю здесь, поскольку, сайт Виталия находится на бесплатном хостинге, который постоянно предлагает достаточно навязчивую рекламу.
Так, что заходите с большой долей терпения.
Сайт Виталия Архипова – есть, что почитать о бильярде!
Данная статья посвящена сыгравания чужих и свояков с руки. Сегодня, в преддверии чемпионата НСО по комбинированной пирамиде, я делюсь с вами лишь частью материала.
Чуть позже будут и остальные.
Поверьте там есть о чём почитать и подискутировать!
Читаем внимательно и вкушаем. Не со всем я согласен, но 99% процентов поддерживаю всецело.
Текста много, но он достоин прочтения.

Игра с рук в московскую пирамиду.

В отличие от «Малой русской пирамиды», в «Московской пирамиде» сыгрывание битка является результативным ударом, поэтому необходимость ввода битка в игру ударом с рук возникает не изредка (при незаказном сыгрывании битка или вылете его со стола), а очень часто (после заказного сыгрывания битка).

Это обуславливает возможность построения серии посредством результативного сыгрывания битка ударами с рук из дома. Собственно, эта особенность и определяет изрядную техническую и тактическую однобокость «Московской пирамиды».
Исходя из этой особенности, то есть – возможности строить серию ударами с руки, определяется наилучшее место в доме для ввода битка в игру. Причём, в некоторых случаях даже нецелесообразно сыгрывать битком с руки «застрявшего» в лузе прицельного шара, если есть лёгкая альтернатива сыграть биток.

Исходя из этой особенности, в «Комбинированной пирамиде» (с самосъёмом) искушённые игроки сами снимают прицельного шара-подставку, чтобы продолжить серию свояков из дома без риска подставить этого прицельного шара в лузе в случае промаха свояка с рук. И наоборот, в «Московской пирамиде» (снимает соперник) сопернику порой выгодно оставить прицельного шара – подставку (с которого игроку ещё нужно сделать выход), а снять тот прицельный шар, от которого игрок сможет сыграть наиболее простого свояка и опять получить биток в руке.

Если при игре с руки в «Московскую пирамиду» нет лёгкой позиции для сыгрывания битка, то перспективными будут те же позиции, что и при игре в «Малую русскую пирамиду». Причём, так как в этой игре допускается ударом с рук сыгрывать шары и в средние лузы, то выгодно играть прямые короткие пары накатом для атаки средней лузы не только прицельным шаром, но и битком.

Впрочем, это справедливо и для угловой лузы. Исходя из этого, при принятии решения о том, какой шар снимать в «Московскую пирамиду», приоритет отдается прицельным шарам, от которых можно сыграть лёгкий свояк, и прицельным шарам у линии дома, которые можно сыграть в среднюю лузу вместе с битком.

Если же возникает проблема выбора между этими двумя вариантами, то нужно учитывать и счёт в партии. К примеру, если сопернику осталось сыграть один шар, то лучше оставить на столе тот прицельный шар, от которого есть несложный свояк, а вот если соперник отстаёт в счёте и ему нужна серия, то лучше оставить на столе тот прицельный шар, который можно сыграть в среднюю лузу вместе (что непросто!) с битком.

Теперь следует подробней разобрать, какое же место для битка следует выбрать в доме для его сыгрывания ударом с рук. Это будет зависеть от предполагаемой техники удара. Есть немало техник сыгрывания свояков, но технически простых, подходящих для уверенного сыгрывания битка ударом с рук, можно выделить три: скаткой битка, ударом накатом и ударом в отскок. Рассмотрим их подробнее.

Скатка битка.

Смысл этой техники удара заключается в том, чтобы в случае промаха оставить биток около лузы на расстоянии не более 1-2 диаметра шара. То есть, в первую очередь в этом ударе контролируется размер движения битка. Это достигается тем, что удар по битку кием наносится с такими параметрами (резка, винт, сила), чтобы обеспечить достаточно медленное его движение с выраженным вращением относительно довольно круто наклонённой оси. По сути, именно энергия вертикального вращения шара «тащит» биток в сторону лузы и, если бы вращения не было, и биток просто катился, то при той же начальной скорости отражения от прицельного шара он рисковал бы не докатиться до лузы. В случае промаха при скатке в угловую лузу биток, ударившись о борта в районе лузы, теряет оставшееся вертикальное вращение, что и обуславливает его остановку вблизи лузы.

Для того чтобы у битка после его отскока от прицельного шара было выраженное вертикальное вращение, необходимо чтобы и до соударения с прицельным шаром у битка было такое вращение. Максимальную степень вертикального вращения битка после удара по нему кием можно получить, если применить глубокий нижне-боковой винт (под 45 градусов вниз от центра битка на грани кикса).


Точки ударов по битку при ударе по “скату”.

Однако, это достаточно сложное сочетание стабильно исполнять по-плечу только высоко-техничным игрокам, поэтому менее продвинутым следует играть не на грани кикса, а с отступом от центра примерно 15 мм и не под углом 45 градусов от центра, а немного ниже. При ударе с рук скаткой битка резка (прицел) выбирается в «полшара» или чуть толще на 1-2 мм.

Смысл такой резки состоит в том, что отскок катящегося битка от прицельного шара максимален именно на такой резке, а при резке толще или тоньше, чем «полшара», отскок битка при той же начальной скорости будет меньше.


Величина отскока битка от прицельного шара, при разной резке.

Здесь важно подчеркнуть, что указанное относится именно к катящемуся битку.
Поэтому, при ударе скаткой битка от недалеко стоящего прицельного шара, важно убедиться, что применённый нижний винт успеет «стереться» о сукно до касания битка с прицельным шаром; более того, нужно чтобы биток к моменту касания с прицельным шаром прекратил проскальзывать по сукну и покатился. Поэтому, когда скатывают биток в среднюю лузу от прицельного шара, расположенного недалеко от линии дома, биток устанавливают не у линии дома, а глубже в доме – чтобы обеспечить “стирание” нижнего винта битка о сукно и раскрутку верхнего вращения битка до состояния качения при соударении с прицельным шаром. Свойство максимальности отскока катящегося битка при резке в полшара даёт возможность сыгрывать шары даже при небольшой ошибке в резке – при условии, что правильно выбран размер удара. Причём, выраженное вертикальное вращение битка при скатке позволяет допустить несколько большую ошибку в размере удара по сравнению с аналогичным ударом простым накатом. Это объясняется тем, что удар с нижне-боковым винтом необходимо делать с большей силой, чем удар накатом в тех же условиях; а значит, влияние одной и той же ошибки в размере удара скажется на результате удара накатом в большей степени, чем на результате удара с нижне-боковым винтом.

Именно эти два параметра удара (резка в полшара и выраженное вертикальное вращение битка) обуславливают объективно высокую результативность приёма скатки битка. К тому же, прицеливание в «полшара» максимально комфортно для зрения, так как взгляд фокусируется на контрастной границе белого и зелёного цветов.

Осталось сказать о направлении винта и силе (размере) удара, которые взаимосвязаны.

В большинстве позиций скатки битка из дома выгодно применять обратный нижне-боковой винт, то есть винт с той стороны битка, где визуально находится и прицельный шар. Это позволяет битку при ударе о прицельный шар несколько затормозиться от действия силы трения между шарами при их соударении. При этом вертикальное вращение битка после соударения с прицельным шаром становится ещё выраженней, чем до соударения. То есть, с обратным боковиком удар нужно делать большей силы, чем с попутным при тех же начальных условиях, а значит – допустимая ошибка в размере удара больше.

Однако, встречаются позиции, где применение обратного боковика невозможно – к примеру, нужная точка в доме для установки битка под удар скаткой битка на обратном нижне-боковом винте занята прицельным шаром; или прицельный шар стоит близко к длинному борту и средней линии стола так, что выставить биток в нужную точку дома под удар скаткой битка на обратном нижне-боковом винте уже не получается – мешает борт. Вот в таких случаях вполне уместно применять скатку битка с прямым нижне-боковым винтом, то есть – винтом с противоположной от прицельного шара стороны битка. Такой удар нужно делать с меньшей силой и с максимально глубоким винтом, что технически сложнее, чем удар скаткой с обратным винтом. Угол отскока битка при скатке ударом в полшара с прямым винтом больше, чем при скатке ударом в полшара с обратным винтом, что и позволяет использовать этот удар в приведённых выше позициях, недоступных для удара скаткой с обратным винтом.


Сыгрывание битка в лузу с винтом на лузу или, как его еще называют от шара.

А каковы же эти углы, от которых и зависит конкретная точка установки битка под удар скаткой? Называть точные величины этих углов не имеет никакого смысла, их чувство нужно нарабатывать многочасовыми тренировками. Это чувство придёт довольно скоро, если постоянно следить за качеством удара, то есть за остановкой битка в районе лузы при промахе и за выраженным вертикальным вращением битка при отскоке его от прицельного шара. Я бы порекомендовал начинать нарабатывать качество удара скаткой и чувство угла при сыгрывании битка с линии дома от прицельного шара, расположенного на точке пирамиды. Это визуализирует расстояние от точки дома до битка, соответствующее правильному углу – точнее, правильным углам, так как эти расстояния для скатки с обратным боковиком и с прямым боковиком будут различны.


Применение различного бокового вращения при разных углах постановки битка.

Удар накатом.

Эта техника является упрощенной по сравнению с техникой скатки битка.

Также как и при скатке, ударом накатом биток сыгрывается с резкой в полшара, однако цель оставить биток в районе лузы в случае промаха не преследуется. Напротив, зачастую при сыгрывании битка в угловую лузу этой техникой подразумевается, что биток в случае промаха вернётся в дом, где нет шаров и поэтому относительно безопасно. Или же целью применения этой техники сыгрывания битка может быть поднятие прицельного шара в центр стола, чтобы создать позицию для сыгрывания битка в среднюю лузу от этого прицельного шара следующим ударом.

Такой удар используется и в том случае, если остановка битка в районе угловой лузы тактически невыгодна, так как у угловой лузы по тому же борту (или у средней лузы) расположен прицельный шар, от которого не составит труда сыграть свояка. Возможны и иные цели.

Поэтому, сыгрывание битка накатом производится на более сильном ударе, чем скатка битка, и применение нижнего винта в этом случае особого смысла не имеет. А вот применение бокового винта, совмещённого с верхним, имеет смысл. Причём, смысл заключается не только в том, чтобы увеличить вертикальное вращение битка и вследствие этого – допустимую ошибку в размере удара, но и в том, чтобы создать эффект ввинчивания битка в лузу при попадании его в губу. Поэтому, налузный или отлузный боковик берётся в зависимости от того, с какой губой лузы будет соударяться биток при его сыгрывании. Если угол входа битка в лузу близок к «фарватеру» лузы, то иногда налузный винт используют для того, чтобы увеличить отскок битка от прицельного шара, не увеличивая силы удара. Здесь используется тот факт, что налузный боковик уменьшает угол отскока битка от прицельного шара, но при этом увеличивает скорость битка и уменьшает кривизну его траектории. А отлузный боковик, наоборот, увеличивает угол отскока битка от прицельного шара, но при этом уменьшает скорость битка и увеличивает кривизну его траектории.


Траектории отскока битка при одной и той же силе удара.

Так как, из тактических соображений, размер удара накатом может быть различным, то и угол установки битка в доме будет различным. В этом смысле наработать безошибочность применения этого приёма объективно сложнее чем при скатке, поэтому в трудных позициях, в которых приём скатки ещё вполне применяется, приём сыгрывания битка накатом в полшара продвинутыми игроками используется значительно реже.

Удар в отскок.

При этой технике удара, в отличие от предыдущих двух, не стремятся к тому, чтобы биток в момент соударения с прицельным шаром находился в состоянии качения. Напротив, добиваются того, чтобы у битка в момент соударения не было ни прямого (наката), ни обратного (оттяжки) вращения. Это достигается тем, что удар кием по битку наносится с некоторым нижним винтом, пропорциональным расстоянию от битка до прицельного шара, причём – тем меньшим, чем сильнее удар. Другими словами, сила удара и глубина нижнего винта подбираются в таком сочетании, чтобы к моменту соударения битка с прицельным шаром обратное вращение битка полностью “стёрлось” о сукно. Такое соударение битка с прицельным шаром называется “плоским”.

Выгода плоского соударения битка с прицельным шаром заключена в том, что в этом случае биток отражается от прицельного шара по прямой линии, не искривляя свою траекторию, как при ударе накатом в полшара, и поэтому довольно просто определить точку прицеливания – к примеру, с помощью метода совмещения “ломтиков”.


Определение резки соударения при игре свояков в отскок.

То есть сначала, зрительно проведя прямую линию от губы лузы к поверхности прицельного шара, определяется необходимая точка касания шаров. Затем, зрительно проведя вертикальную линию через эту точку, определяется ломтик на прицельном шаре. После этого зрительно выбирается ломтик такой же величины на битке с той его стороны, которая будет касаться прицельного шара, и, совмещая вертикальные линии этих двух ломтиков, находится направление необходимого удара или, что тоже самое – степень перекрытия шаров при ударе.

Однако, при этом нужно учесть, что чем толще вычисленная таким образом резка, тем больше нужно добавлять поправку к этой резке, делая её ещё толще.
Это объясняется тем, что бильярдные шары не абсолютно упруги, и биток отскакивает от прицельного шара не по направлению касательной линии к его поверхности в точке контакта, а немного уже. Такое свойство называется эффектом заужения отскока битка (ЭЗОБ), который проявляется тем значительнее, чем толще резка. Это объясняет тот известный факт, что получить прямолинейный отскок битка от прицельного шара под прямым углом (90 градусов) невозможно. Чтобы получить отскок битка под прямым углом с минимальной кривизной, необходимо наносить удар с резкой примерно 6-:-8 мм (зависящей от материала, из которого изготовлены шары) и небольшим нижним винтом, совмещённым с попутным-боковым винтом битка.

Попутный боковик при этом ударе выгоден тем, что он уменьшает кривизну отскока битка, которая неизбежно появится от действия нижнего винта. То есть, при таком ударе траектория отскока битка более предсказуема, и поэтому легче натренировать чувство необходимого сочетания размера удара и глубины винта.

Сыгрывание битка с рук ударом в отскок применяется, как правило, в тех случаях, когда расстояние от прицельного шара до лузы невелико, а сыграть приёмами скатки битка или удара накатом невозможно, так как установить биток под нужную резку мешают прицельные шары, находящиеся в доме.

ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ!!!! Очень важно!
Примечание: О прицеливании удара с боковым винтом.

Правильное прицеливание при ударе с боковым винтом заключается в том, что линию взора* необходимо проводить через центр битка в направлении точки прицеливания (к примеру “полшара”), не обращая внимания на ось кия. Можно порекомендовать провести предварительные замахи кием в принятой стойке по этой линии прицеливания ещё до того, как применён боковой винт, то есть при совпадении линии прицеливания с осью кия. Это позволит руке “запомнить” направление удара. После чего, не меняя стойки и линии взора, движением кисти “моста” взять необходимый боковой винт и наносить удар по линии предварительных замахов. Если при таком прицеливании биток не попадает в намеченную точку, необходимо подобрать правильную точку хвата кия и правильное расстояние от моста до битка. Если подобрать такое сочетание не удаётся, то, скорее всего, у вас – неигровой кий с недопустимо жёстким, мало-упругим шафтом.
* Под линией взора понимается линия, проходящая между глаз в направлении точки прицеливания. Точное расположение этой линии между правым и левым глазом индивидуально, и каждому игроку необходимо знать своё собственное положение линии взора. При этом, при прицеливании важно располагать голову так, чтобы линия зрачков глаз располагалась параллельно плоскости стола и перпендикулярно линии прицеливания, а кисть хвата при замахах двигалась в одной вертикальной плоскости с линией взора.

sbsnsk.ru

Теория «свояка» Часть ІІ (заключительная)

Теория «свояка» Часть ІІ (заключительная)

Данный материал является расширенным и дополненным продолжением статьи Леонида Бальцева «Свояк» опубликованной в №5(17) нашего журнала за 2005 год. Поскольку в «обновленной» статье тема раскрыта гораздо более детально и подробно, вырос и объем, поэтому вместить всё в один номер не представляется возможным. К тому же для усвоения и освоения подобной информации необходимо время. Исходя из этих соображений, материал решено публиковать по частям.

Среди состояний движения битка в момент удара по прицельному шару следует выделить два:

А) Когда биток не имеет вращений вокруг горизонтальной оси, так называемый плоский удар;

Б) Состояние качения.

Рассмотрим их особенности.

А) Биток может не иметь вращений вокруг горизонтальной оси в двух случаях.

Первый. При ударе кием в центр битка, когда чужой шар стоит близко к битку. В этом случае сила трения о сукно стола не успевает придать битку вращение. Чем сильнее удар, тем это расстояние может быть больше. Это объясняется тем, что мы всегда играем немного наклонным кием и при сильном ударе биток подскакивает на 1-2 мм и некоторое расстояние двигается без трения.

Второй случай, когда после удара кием ниже центра шара, он движется с обратным вращением. Сила трения замедляет это вращение и в какой-то момент оно становится равным нулю.

При ударе в таком состоянии в лоб чужого шара, биток останавливается. Такой удар называется клапштос. Если такой удар происходит на резке, биток движется по прямой и называется плоским.

Плоский удар интересен тем, что на чужом шаре есть единственная точка, при ударе в которую биток падает в лузу. Эта точка легко находится взглядом, если провести касательную от ближайшей губки, со стороны которой стоит чужой шар, к чужому шару (рис. 1).

Кроме плоского удара пользоваться этой точкой можно еще в двух случаях:

- Когда чужой шар стоит относительно близко к лузе. В этом случае при сильных и средних ударах, при любом вращении битка, он не успевает изменить угол начального отклонения (по касательной к точке удара) до падения в лузу.

- Когда биток ударяет в чужой шар на тонкой резке, при так называемых «скользящих» ударах. В этом случае сила трения скольжении от вращения битка почти совпадает с направлением движения битка после отскока и мало влияет на прямолинейность его движения.

Кроме того, эта точка может служить ориентиром при ударах с вращением. Это можно часто увидеть в игре многих игроков. В этом случае удар производится несколько толще, в зависимости от силы удара.

Б) Качение. Отличительной особенностью этого удара является то, что биток при любых ударах кием очень быстро переходит в это состояние. Для тихих ударов это буквально сантиметры, на средних и не очень сильных ударах несколько десятков сантиметров.

Это дает возможность играть свояки на «скате». В этом случае биток практически сразу после соударения переходит в стадию финального качения.

Второй особенностью качения является то, что максимальный угол финального отклонения при качении — 33 градуса получается, когда линия движения центра битка проходит примерно по касательной к прицельному шару, а точнее на 2мм ближе к центру. При этом при отклонении точки удара вправо или влево на 2мм практически не меняет угол финального отклонения, а траектории битка при одинаковой силе удара будут параллельны друг другу с расстоянием между ними также 2мм. Это еще один ориентир для прицела при игре свояков.

Что получится если сравнивать такой удар с плоским ударом.

При качении ошибка в резке на 1мм от точки максимального отклонения при одной и той же силе удара, приводит к отклонению траектории на 1мм и не зависит от расстояния от прицельного шара до лузы. При этом при ударе в прицельную точку, траектория зависит от силы удара.

Ошибка в резке при плоском соударении на 1мм при такой же резке, дает отклонение на каждый метр пути примерно 28мм. При плоском ударе, траектория битка не зависит от скорости битка до удара. Но, чем больше расстояние до прицельного шара, тем труднее выполнить удар, при котором биток подойдет к прицельному шару без вращения вокруг горизонтальной оси. Именно поэтому такой удар легче выполнять на сильном ударе, как говорят «в отскок».

Боковое вращение

Боковое вращение не влияет на движение битка после удара горизонтальным кием. Но его влияние проявляется:

а) при ударе в чужой шар;

б) после удара в борт (губки лузы).

а) При ударе в чужой шар действие боковика заключается в изменении траектории битка по сравнению с таким же ударом без бокового вращения.

При обратном вращении по отношению к чужому шару биток увеличивает кривизну траектории, уменьшая угол финального отклонения.

При попутном боковике траектория более пологая и угол финального отклонения больше.

Это легко объясняется, если мы вспомним цифры приведенные в п.2. При резке 22,5 градуса трение между шарами уменьшает поступательную скорость битка на 7 процентов. Значит, отношение скорости вращения вокруг горизонтальной оси к скорости поступательного движения увеличивается и, как показано на рисунках в пункте 3, траектория битка будет более крутой.

При попутном боковике поступательная скорость битка при такой резке увеличивается на 7 процентов и, соответственно, траектория битка становится более пологой.

С увеличением резки влияние трения между шарами на траекторию битка уменьшается. Например, при резке 67,5 градусов трение между шарами уменьшает скорость битка только на 1,1 процента, что незначительно меняет траекторию битка.

Вращение битка вокруг горизонтальной оси (прямое и обратное) также оказывает влияние на траекторию битка после соударения. Но, так как свояки, в основном, играются накатом, здесь рассмотрено влияние только горизонтальной составляющей силы трения между шарами, которая зависит от скорости и направления бокового вращения.

б) Действие боковика при ударе битка о борт (губки лузы) более существенно для покладки битка в лузу, чем изменение траектории после соударения с чужим шаром. Но действие его при ударе в губки мы практически не видим.

Смысл действия боковика заключается в изменении угла отскока от губки лузы. Изменение угла отскока зависит от отношения скорости вращения битка к скорости поступательного движения и может достигать

45 градусов. Это дает возможность забивать свояки на строгих лузах русского бильярда из так называемых «мертвых зон», из которых чужой шар не падает. Обычно это зона между бортом и линией, под углом примерно 5 градусов к этому борту. При больших углах, при немного неточном ударе боковик помогает битку упасть в лузу.

Есть мнение, что боковое вращение переданное чужому шару, также может помочь чужому шару упасть из мертвой зоны. Действительно, винт чужому шару передается. Но это вращение настолько мало, что визуально его не видно. Практически такое вращение изменяет угол отскока при ударе перпендикулярно борту примерно на 3 градуса. Такой угол не может помочь чужому шару упасть в строгую лузу русского бильярда.

Какой винт надо давать? Наиболее часто задаваемый вопрос. Винт должен быть такой, чтобы при ударе в губку биток отбрасывался вглубь лузы.

Когда биток перед входом в лузу движется по траектории близкой к биссектрисе угла, боковик может, как помочь при ударе в губку отскочить в лузу, так и наоборот, помешать зайти в лузу изменив направление отскока в поле стола. Поэтому в таком случаях его действие непредсказуемо.

Почему многие игроки при игре свояка всегда применяют боковик и именно обратный?

Во-первых, при частом применении обратного боковика у игроков нарабатывается привычная траектория. При изменении боковика на попутный ошибка в траектории будет больше, чем та в которой попутный боковик может оказать помощь.

Во-вторых, при обратном боковике точка прицеливания близка к точке удара. Например, при резке в полшара, при ударе кием в центр битка линия прицеливания проходит по касательной к чужому шару, а точка удара на чужом шаре отстоит от центра на 0,5R. Если при такой же резке (в полшара) мы хотим ударить с боковиком, при удалении точки удара кием от центра битка на 0,5R линия прицеливания (ось кия) будет проходить через точку соударения (0,5R).

Здесь возможен вопрос, а для чего нам надо увеличивать или уменьшать кривизну траектории?

Для примера рассмотрим следующую позицию (рис. 2).

Здесь можно играть на тонкой резке без винтов, тем более что траектория перпендикулярна створу лузы. Но мы знаем, что удары на больших резках выполнять точно труднее. Об этом сказано в п.2. Так, при ошибке в резке на 1мм при резке 22,5 градуса ошибка на один метр пути составит 35мм, а при резке 67,5 градусов в два раза больше — 70мм.

Применяя обратный боковик можно ударить гораздо толще, уменьшив, таким образом, возможную ошибку.

Некоторые считают, что попутный винт помогает «добросить» шар до лузы при ударе на толстой резке. Чаще всего имеется в виду такая позиция, в которой нужен сильный удар (рис. 3).

В этой позиции, при движении битка вдоль борта существенней помощь обратного винта. Попутный винт, даже при точном попадании в створ лузы (а видимый створ лузы мал) может наоборот «выбросить» шар из лузы. Здесь, для получения более пологой траектории лучше ударить кием в точку ближе к центру битка.

6. В бильярде легче всего забить шар, когда направление движения перед лузой совпадает с биссектрисой угла. В этом случае перед шаром самый широкий створ лузы.

Движение битка по кривой дает возможность легко забивать шары из позиций, в которых при плоском ударе они не падают совсем или падают при очень точном ударе (рис. 4).

На этом рисунке видно, что при плоском ударе биток забить очень сложно, тем более, если удар производить через весь стол. На тихом и среднем ударе накатом биток так же не упадет, так как трение от вращения шара быстро «загнет» траекторию к короткому борту. Поэтому здесь лучшим будет удар выше среднего по силе и шар должен находиться в стадии качения. Для этого, при большом расстоянии до чужого шара, достаточно ударить кием в центр битка и выше, а при небольшом расстоянии — в точку выше центра на 0,4R и выше.

Следует отметить, что обратный боковик, как говорится «кашу не испортит» так как увеличит кривизну траектории и более привычен в игре.

Здесь я вернусь к началу своей статьи и поставлю вопрос: как квалифицировать описанный удар? C активным, стабилизирующим, естественным или силовым винтом?

Изменяя состояние движения битка в момент соударения с чужим шаром можно забить биток в лузу, попадая в различные точки на чужом шаре (при разной резке), при этом чужой шар будет двигаться в разных направлениях (рис. 5).

1 — удар на оттяжке;

2 — плоский удар;

3 — качение битка;

4 — более сильный удар с обратным боковиком или более быстрым вращением, чем при качении.

В этой позиции на тихом ударе с качением биток не падает.

Опять же здесь вопрос, какими терминами квалифицировать эти удары?

В этой позиции при удалении чужого шара до средней лузы 70см чужой шар в позиции 4 идет в угол. Если чужой шар идет в направлении, где установлена пирамида, и она не полностью разбита, чужой шар разбивает остатки пирамиды. Если играть плоским ударом с левым боковиком (траектория 2) чужой шар подобьет пирамиду от короткого борта.

Я думаю, в этой позиции Тарновецкий играл бы плоским ударом с обратным боковиком для подбивки пирамиды. Паламарь — таким же, но мог ударить и на оттяжке (траектория 1). Сталев в турнирной игре не рисковал бы и играл 4 вариант, посылая и чужой шар в угол.

Чтобы показать связь между точкой удара кием на битке и отношением скорости вращения к скорости поступательного движения битка приведу такой удар (рис. 6). Лучшие игроки детской спортивной школы, после небольшой тренировки, забивали свояк в лузу №1 из 15 попыток.

Удар должен быть сильным с небольшим левым боковиком ниже центра шара на толстой резке. На подходе к чужому шару биток должен потерять обратное вращение и получить небольшое прямое.

В заключение отмечу следующее. При ударе свояков переменных гораздо больше, чем для забивания прицельных шаров, но многие игроки и особенно любители играть свояки, забивают биток с такой же уверенностью, как и прицельные шары. Это говорит о том, что в обоих случаях имеет значение не какие-то вычисления, а «чувство удара» наработанное многочисленными тренировками или длительной игрой. Но понимание теории помогает быстрее нарабатывать это чувство.

sportfiction.ru

свояк забьёт опытный игрок, ударивший кием

У многих начинающих играть в бильярд вызывает восхищение, когда опытный игрок с видимой лёгкостью загонял «свояк» через всё поле. Что ещё больше восхищало, не все шары шли ровно, некоторые по дуге. Это высшее мастерство на взгляд новичка.

Мастера на опросы, как этому научиться, отвечают, что нужно тренироваться. Говорят, что достаточно поставить шар на нужное вам месте, ударить по нему и наблюдать, как она попадает в лузу. Нюанс тут в том, то бить надо в определённые места на шаре, чтобы он пошёл, как задумывалось, с требуемой силой. Говорят, с опытом, всё это откладывается в голове и ты машинально производишь именно такой удар, какой требуется и шар попадает в лузу.

Трудности

Подумаем почему сложно играть в бильярд? «Cвояк», который идёт через поле забивается часто легче, чем шар «чужой»? Вы хорошо прицелились ваш шар не затормозится за счёт трения об игровой стол, не отскочит от бортиков при входе, а будет идти «накатом», то он войдёт в лузу. Шар будет вращаться и двигаться по дуге и это нормально, так его легче контролировать, продумывая куда он после удара битком пойдёт. До соударения шар двигается накатом. Таков бильярд.

Удары

Биток, когда вы бьёте по прицельному шару может находиться в 2 состояниях:

  • Биток не вращается по горизонтальной оси — это плоский удар;
  • Находится в качении.

Подробнее разберём особенности. Биток не вращается по горизонтальной оси в 2 вариантах:

  1. Когда кием попадаете по центру битка и если чужой шар находится рядом с битком. Тогда трение о сукно не такое сильное и биток не начинает вращаться. Чем сильнее вы бьёте, тем это расстояние увеличивается. Это можно объяснить тем, что кий не идеально ровный, а немного наклонный. Когда вы им бьёте шар, отрывается от игрового поля на 1 или 2 мм и может так пролететь какое-то расстояние без трения о сукно стола.
  2. Если вы ударите кием по шару немного ниже центра, то он станет двигаться с обратным вращением. Но из-за трения вращение будет замедляться и может вовсе прекратиться, став нулевым.

Когда шар в подобном состоянии ударит в лоб другой, то биток остановится. Этот удар именуют клапштосом.

Когда подобный удар делают на резке, то биток двигается прямо и его называют плоским. На чужом шаре есть точка и она только одна, попадая в которую плоским ударом, вы загоните его в лузу. Эту точку можно найти зрительно, когда проводите касательную от рядом находящейся губки где стоит чужой шар, опять же к чужому шару.

Эту точку, кроме плоского по ней удара, используют в 2-х других случаях:

  1. Чужой шар находится сравнительно рядом с лузой. Когда ударяете со средней силой или сильно и не важно, как вращается биток, он не сможет поменять угод своего отклонения (по касательной прямо к точке где будет удар) до прямого попадания в лузу.
  2. Если биток соприкоснётся с чужим шаром при «скользящем» ударе или тонкой резке. Тогда трение при скольжении, когда биток вращается, будет практически совпадать с его направлением куда двигается биток после того, как отскочил.

Кроме этого, такая точка будет ориентиром, когда наносите удар с последующим вращением. Понаблюдайте за игроками. Многие используют этот приём. Удар выходит чуть толще, но всё зависит от его силы.

Качение

Особенность удара такая, что как бы вы не били биток кием, он быстро перейдёт в такое состояние. При нежном ударе это будет сантиметры, а если бьют средне или сильно, то примерно 20 см. Так вы сможете на «скате» отлично забивать свояк. В таком варианте биток, после соударения сразу начинает финальное качение.

Другая особенность качения, что самый большой угол финального отклонения, когда подобное качение— ровно 33 градуса. Тай выйдет если линия движения от самого центра битка идёт по касательной к нашему прицельному шару. Это на 2 мм ближе к самому центру. Если вы ударите на 2 мм вправо или влево от той точки, то финальное отклонение будет таким же. Между траекториями полёта битка примерно 2 мм. Отлично играйте в бильярд, прицеливайтесь, забивайте свояк.

Советы

Каждый свояк, на каком бы расстоянии от лузы он не находился, требует своей силы удара с которой вы гарантированно его забьёте. Опытные игроки стараются бить не сильно, но чтобы шар попал в лузу.

До удара мысленно представляйте, как ваш шар ударится о чужой и пойдёт в лузу. Прикиньте в голове с какой силой нужно осуществить удар, какое будет вращение и с такой силой и бейте. Любой удар анализируйте и отмечайте про себя почему удачный или по каким причинам не попали в лузу. В следующий раз подсознательно вы выберете правильную точку и силу удара. Свояк уйдёт в лузу. Учитесь играть в бильярд.

rusbillyard.ru

17 видео Как забить свояк на русском бильярде

Бесценная подборка ❄ видео мастер классов про то "как забивать в бильярде"

Как забить свояк на русском бильярде

Как тренировать свояки

Подучимся играть на бильярде - Оттяжка

Подучимся играть на бильярде - Чужой

Строгий удар в бильярде за одну тренировку.

Винты на свояках

Учимся играть в русский бильярд-3 серия

Коротко о бильярдных хитростях и секретах.

Как научиться понимать свояк в русском бильярде

Мосты в бильярде - как ставить руку? Обучение с Чемпионом Европы правильной игре в бильярд

Подучимся играть на бильярде - Нанесение

Предлагаем ознакомиться ещё 10 мастер классов как забивать в бильярде

Непростые удары Русского бильярда

Обучение удару в бильярде - ВСЕ НЮАНСЫ! Правильный удар в бильярде и техника удара

Бильярд: физика бильярда (часть 1)

/{/youtube}

Видео Уроки бильярда Урок №5 Истинная точка прицела

Система винтов, Дуга отскока (Бильярд: игра разума и силы воображения)

Система прицеливания (Бильярд: игра разума и силы воображения)

Секреты свояка с руки из дома. Часть 3.

Свояки. Обучение игре на бильярде

Видеокурс “СВОЯК: ВИНТЫ. ПРИЦЕЛИВАНИЕ. СИЛА УДАРА. УГЛЫ”. Удары в бильярде от первого лица.

umvi.ru

Методика тренировок по русскому бильярду. Школа бильярда ТМ

Методика тренировок по русскому бильярду в школе Татьяны Максимовой построена на многолетнем опыте работы тренером со взрослыми и детьми абсолютно разного уровня подготовки.

Для каждого ученика мы используем индивидуальный подход для эффективных и интересных тренировок. Неважно кто Вы, любитель, опытный игрок или новичок, из наших тренировок Вы обязательно почерпнете новые знания и отточите навык за бильярдным столом.

Предлагаем Вам 3 уровня обучения (в зависимости от уровня подготовки).

1. Базовый уровень. На этом уровне отрабатываются:

  • хват кия: как правильно держать кий правой или левой рукой
  • стойка: правильное расположение тела у бильярдного стола
  • техника прицельно-маховых и ударных движений: правильное определение линии прицеливания и прямолинейность движений
  • точное попадание в центр битка (своего шара)
  • забитие одиночных шаров в угловую и центральную лузы с обычного моста (опорная рука лежит на столе)
  • забитие одиночных шаров в закрытого моста (опорная рука лежит на борте)
  • удары с машинкой («тёщей»)
  • забитие простых прямых чужих в угловую и центральную лузы
  • отработка размера удара
  • понятие о свояках
  • забитие простых свояков: на тихом,среднем и сильном ударах
  • понятие о чужих «на резке»
  • забитие простых чужих «на резке»: «с резкой» 3/4 шара,2/3 шара,1/2 шара
  • серия накатов с подставке
  • упражнение «хлопушка» одиночными шарами

2. Основной уровень. На этом уровне отрабатываются:

  • накат, клапштос и оттяжка
  • совершенствование навыка размера удара
  • «выход» с прямого чужого на тихом и среднем накате
  • забитие чужих с разных позиций прицельного шара на столе с открытого и закрытого моста
  • удары с борта
  • удары через шар и отрыв шаров от пирамиды
  • понятие о винтах
  • применение винтов при сыгрывании свояков
  • тренировка свояков средней сложности в угловые и центральные лузы
  • тренировка простых свояков в дальнюю угловую лузу
  • разбой пирамиды с забитием битка в дальнюю угловую лузу
  • понятие о дуплетах,триплетах
  • забитие простых чужих «по выходу»
  • тренировка простых позиций «отыгрыша»
  • тактика игры в «Свободную пирамиду

3. Продвинутый уровень. На этом уровне отрабатываются:

  • стабильное забитие прямых чужих накатом, клапштосом и на оттяжке
  • совершенствование навыка размера удара
  • забитие чужих на резке 1/4,1/3,1/2,2/3,3/4 шара
  • «выходы» с чужих «переводом»
  • «выходы» с чужих на оттяжке
  • «выходы» с чужих «ползунком»
  • «выходы» с чужих через борт, 2 борта и 3 борта
  • свояки «на скате»
  • свояки «абриколем»
  • свояки «в отскок»
  • стабильное забитие свояков средней сложности на тихом, среднем и сильных ударах
  • понятие о свояке «с руки из дома» при игре в «Комбинированную пирамиду»
  • упражнение «хлопушка» всеми шарами
  • усложненные отыгрыши при игре в «Свободную пирамиду»
  • разучивание и тренировка отыгрышей при игре «одним шаром» ( в «Комбинированную и Динамичную пирамиды»
  • тактика и стратегия игр в «Комбинированную» и «Динамичную пирамиды»

Помимо отработки определённых ударов и техники мы уделим внимание психологическим аспектам игры на бильярде, ведь от психологического настроя во многом зависит исход удара и игры в целом.

Попробовать свои силы в игре на бильярде Вы также сможете на «закрытых» любительских турнирах среди учеников школы Татьяны Максимовой, которые мы проводим раз в 2-3 месяца.

Стабильные тренировки, Ваше желание, наш внимательный подход к каждому — вот залог успешного обучения, а легкая и приятная атмосфера только добавят удовольствие от занятия!

billiardtm.ru

Тонкости прицела в бильярде

Как определить точку прицеливания?

Наблюдая за игрой в бильярд со стороны, кажется, что отправить шар в лузу - не самая сложная задача. Однако точный удар требует длительной подготовки. Самое главное для его нанесения - правильно прицелиться.
Главное правило, которое необходимо соблюдать при забивании шара – бить точно со стороны, расположенной противоположно лузе. Еще до того, как ударить, очень важно зрительно определить на шаре точку, с которой в итоге и соприкоснется кий.
Даже определив данную точку, не стоит незамедлительно стараться поразить цель. Для начала лучше несколько раз свободно взмахнуть рукой, это поможет прицелиться. Лишь после этого стоит выполнить четкий и резкий удар руки в нужном направлении.
Главная ошибка, которую допускают новички в момент удара, связана с их волнением. Из-за нервного напряжения бросок получается неуверенным и потому слишком слабым. Для того, чтобы все получилось, очень важно суметь абсолютно расслабиться в самый решающий момент.

Как освоить верную технику?

Перед ударом очень важно визуально представить, как шар покатится в лузу. Облегчить это представление помогут следующие шаги.
Для начала измеряется диаметр шара. Отмерив ровно половину его диаметра в направлении, противоположном лузе, можно будет без особых усилий определить ту точку, по которой и нужно наносить удар. Чаще всего у новичков не получается справиться с этой задачей, и никакая техника вместе с тренировками не помогут им в освоении ее решения. Профессионалы утверждают, что лучше всего навыки закрепляются вместе с игровой практикой. Чем больше времени читатель проведет за бильярдным столом - тем проще ему будет освоить технику определения нужной точки.

Как помогать себе глазами?

Для того, чтобы хоть как-то помочь новичкам, профессионалы рекомендуют им представлять рядом с реальным шаром воображаемый. От битка до него визуально прочерчивается маршрут, после чего игрок должен действительно приложить кий в направлении этого маршрута. Для того, чтобы попасть ровно в него, стоит несколько секунд перемещать инструмент влево и вправо.
Несколько коротких замахов позволят новичку убрать волнение и остановить кий точно в требуемой позиции. Когда все готово, бьющая рука отводится назад, а затем плавно выбрасывается вперед. Стоит помнить, что сила удара не является определяющим фактором успеха. Куда большую роль, чем его сила, играют плавность, нацеленность и легкость.

Резка

Если эта методика покажется слишком сложной, вполне можно использовать другую. Резка предполагает, что игрок мысленно разделяет шар по вертикали. Именно это помогает ему представить, под каким углом будет нанесен удар. Далее проводится мысленный коридор от битка к шару. Левая сторона этого коридора должна будет совпасть с вертикальной чертой на забиваемом объекте.

Паузы

Даже профессиональные игроки в бильярд расходятся во мнении, нужно ли делать паузы перед тем, как ударить по шару. Большая часть все же сходится в том, что паузы нужны. Первая предпринимается сразу после того, как кий был направлен в нужную сторону, а вторая - непосредственно за секунду до удара. Очень важно оставаться совершенно неподвижным во время этих пауз. Если первая из них обладает еще и практической значимостью, то вторая имеет лишь исключительно психологическое значение. Она нужна, чтобы игрок успел справиться со своими нервами и абсолютно расслабился перед решающим выбросом руки.
В конечном итоге важно помнить, что удовольствие, полученное от игры в бильярд, не должно зависеть от ее результата. Стремиться к победе, безусловно, нужно, но, по заверениям опытных участников игры, думая лишь о ней у бильярдного стола, никогда не получится окончательно расслабиться.

 

duplet.by


Смотрите также