Как правильно играть на гитаре правой рукой пальцами


Обучение гитаре с нуля: постановка правой руки

Продолжая говорить о постановке рук, хочется вспомнить довольно популярную у скрипачей поговорку: «Левая рука зажимает, а правая играет». Как несложно догадаться речь в этой части пойдет о постановке правой руки. О постановке левой руки вы можете прочитать тут:Обучение гитаре с нуля: постановка левой руки.

Правильная постановка правой руки на гитаре

Многие начинающие гитаристы довольно халатно относятся к постановке правой, а между тем такой подход является серьезной ошибкой, ведь как правило на деле именно постановка правой руки является наиболее сложной для самостоятельного освоения.

Главный тезис который стоит усвоить при постановке правой руки — это то что она должна быть расслаблена. Начинающие же наоборот зачастую крайне сковывают руку, везде где это только возможно, будь то плечо, предплечье, локоть или кисть.

Больше всего обычно достается как раз кисти, она приобретает совершенно не мыслимые положения и формы, это не только затрудняет игру но и приводит к болезням.

Поэтому главное, что следует запомнить — это то что правая рука должна быть свободна и не напряжена, кисть расслаблена и округлена в естественном положении.

Есть два основных типа постановки правой — это пальцевый стиль игры и игра медиатором, далее мы рассмотрим оба этих стиля более подробно.

Игра на гитаре пальцами

Пальцевый стиль игры характерен не только для академических исполнителей, но так же и для различных направлений фолка, таких как кантри, блюграсс, и даже для исполнителей современной гитарной музыки, к примеру Джефф Бек предпочитает фингерстайл медиатору.

Правильная постановка правой руки для пальцевого стиля характерна расслабленным запястьем, которое при этом может быть слегка выгнуто. Кисть при расположении над струнами имеет округлую форму.

Большой палец находится в районе 5-6 струн и обычно опирается на одну из них, в зависимости от ситуации, так как он отвечает сразу за три басовых струны (4-6).

Остальные пальцы отвечают за тонкие струны, в частности указательный за 3-ю, средний за 2-ю и безымянный за 1-ю. Мизинец обычно не используется. (Пальцы правой руки обозначаются буквами : p — большой, i — указательный, m — средний, a — безымянный)
Самые частые ошибки, на которые в первую очередь стоит обратить внимание — это скрюченные пальцы и зажатое запястье. Избежать таких ошибок можно, как и в случае с левой рукой, представив, что вы сжимаете яблоко.
При игре пальцами большой палец следует перемещать сверху вниз, остальные пальцы совершают движения внутрь ладони, ладонь при этом находится в одном положении и не перемещается вверх или вниз по отношению к деке.

Достоинства

  • Основным достоинством пальцевого стиля является возможность играть полифонию, если говорить проще то одновременно можно исполнять и ритмическую и мелодическую линию.

Недостатки

  • К недостатка можно отнести недостаточную экспрессивность при игре ритмических фигур, это конечно несколько субъективно, однако даже самый простой «бой» звучит гораздо насыщенней при игре медиатором нежели пальцами правой руки.

Правильная постановка правой и левой руки на гитаре в стиле фингерстайл


Watch this video on YouTube

Игра на гитаре медиатором

Игра медиатором в основном характерна для современной гитарной музыки. На данный момент практически все мейнстримовые гитаристы, за редкими исключениями, предпочитают медиатор.

Обусловлено это в первую очередь тем, что современная музыка предполагает чоткую и сильную атаку, которой практически нельзя добиться пальцами, плюс некоторые характерные приемы правильно можно сыграть только с медиатором (к примеру палм-мьют), добавьте сюда высокую скорость и относительную простоту освоения медиаторной техники и все встанет на свои места.

Для правильной постановки правой руки при игре медиатором, расположите предплечье на корпусе гитары. Для опоры руки можно использовать бридж, положив на него край ладони или деку оперевшись на нее средним, безымянным или мизинцем.
Медиатор следует держать большим и указательным пальцами, располагая между фалангой указательного и подушечкой большого.

Играть медиатором следует плавно, при этом стараться придерживаться нужного направления удара вниз или вверх, как показано на рисунке ниже.

Эти движения можно совершать как от предплечья и кисти, так и просто используя пальцы, главное при этом не зажимать руку и действовать расслаблено.

Удары по струнам следует делать в глубь корпуса, стараясь максимально уменьшить площадь соприкосновения медиатора со струной.

Достоинства

  • В первую очередь- это возможность играть специфичные приемы, такие как палм-мьют;
  • Так же благодаря медиатору во время игры соло можно развивать скорость недоступную при пальцевой игре.

Недостатки

  • При игре медиатором полифония практически недоступна.

Как правильно поставить руки. Уроки игры на гитаре. Постановка правой руки


Watch this video on YouTube

Заключение

Для современного гитариста как фингерстайл, так и медиаторная техника,являются необходимым атрибутом музыкального багажа, в следствии чего должное внимание нужно уделить постановке правой руки, для каждой из техник.

Постановка рук гитариста. Как правильно сидеть и держать руки гитаристу

Посадка и постановка рук гитариста - это основа обучения  игры на гитаре, фундамент исполнителя. Какая постановка рук для гитары правильная? Какая посадка?

Правильная посадка гарантирует удобство и свободу при игре, предотвращает появление зажатия (которое образуется обычно от напряжения физического и психологического).

Понятие «постановка»:

- удобная для игры посадка;

- правильное положение инструмента;

- правильное положение рук и их движение.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:

а) устойчивость инструмента;

б) свобода движений.

С физиологической точки зрения процесс игры на гитаре это расслабление и напряжение мышц. Эти сокращения подаются головным мозгом человека.  Многократный повтор этих действий делает движения автоматическими. Но на начальном этапе необходимо делать все осознанно, без излишних судорожных движений.

Важна «экономия действий». Не совсем расслабленно, но и не слишком напряженно, гитара не должна становиться тренажером для мышц. Нужно рассчитать оптимальную силу зажатия для себя. Но это все индивидуально, не нужно над этим слишком задумываться ,правильная посадка это не цель, а средство к достижению качеств исполнителя.


Некоторые рекомендации при посадке гитариста

При занятиях гитарой дома нужно использовать твердый стул , так же  подойдет табуретка.  Не диван, особенно мягкий, тело проваливается , спина изгибается,  одно плечо может заваливаться выше другого, это недопустимо, так как может привести к проблемам со спиной в будущем.

Спина должна быть прямая . Обратные ситуации чреваты искривлением позвоночника, усталостью. Тем более существует общеизвестный факт, что при прямой спине, мозг работает гораздо эффективнее.

Плечи ровные ,  без перекосов. Иногда человек может завалиться в какую-то конкретную сторону для «псевдо» удобства при игре, для того чтобы быть поближе к грифу, это тоже может привести к заболеваниям спины, неровной осанке.

Локоть не должен прижиматься к корпусу гитары , он достаточно свободно «болтается» в почти расслабленном положении и занимается направлением руки .

При игре на классической гитаре используется классическая постановка с использованием подставки . Подставка ставится под определенную ногу, гриф гитары поднимается. Это положение помогает держать гриф в удобном месте для глаз, не перегружать спину.

Посадка ( 2 часть)

Постановка рук

Обозначения:


Правая рука на гитаре, правильная постановка

Правая рука лежит на высоком месте корпуса, соприкасается с обечайкой в месте чуть дальше локтя.

При игре правая рука ставится по принципу правила креста , то есть большой палец как-бы перекрещивается с указательным пальцем (образует крест).

Угол зацепления пальца со струной равен 90 градусов.

Большой палец – немного впереди всех остальных пальцев

Кисть должна быть немного изогнута. Естественный небольшой изгиб.

Запястье поднято над декой, оно не должно лежать плашмя. Будут глушиться струны , и это достаточно неудобное положение.

Большой палец не двигает одной фалангой, при игре задействуется весь палец.

При игре любых мелодий или гамм, чередуем пальцы i , m . Играть одним пальцем - моветон и путь в никуда в техническом плане. Потому что, рано или поздно вы столкнетесь с тем, что не сможете сыграть более быстрые и сложные произведения. А переучиваться будет очень не легко.

Положение правой руки – примерно возле конца розетки.


Левая рука на гитаре, правильная постановка

Пальцы ставятся под углом 90 градусов к грифу, на подушечки.

Обязательное расстояние между пальцами, ладонью и грифом ( принцип яблока) , как будто между грифом и ладонью лежит воображаемый спичечный коробок.

Форма руки - округлая .

Между пальцами воздух, расстояние.

Пальцы ставятся на подушечки, перпендикулярно грифу.

С обратной стороны грифа стоит , не лежит и не заваливается большой палец, примерно в районе первого и второго пальца с передней стороны грифа.

Локоть висит спокойно, расслабленно, не прижат и не оттопырен.

Пальцы не заваливаются к первому, 2 и 3 стоят параллельно на подушечках, а 1 и 4 наклонены в разные стороны.

Зажимать струны у правого края лада (порожка), так звук будет чище и лучше.


И помните! Если у вас закреплены неправильные (или не совсем правильные) навыки - никогда не поздно начать переобучение!

P.S. Посмотрите еще видео о постановке правой руки, поставить правильно правую руку - наиболее сложно и  важно.

Как играть на гитаре правой рукой

Начинающие музыканты часто не уделяют достаточного внимания технике правой руки. Ведь научиться правильно и быстро брать аккорды кажется более важным делом. Однако умение правильно играть правой рукой не менее, и даже более важно, так как научится играть на гитаре самостоятельно без отработки техники извлечения звуков невозможно. Как научиться играть на гитаре правой рукой в домашних условиях?

Приступая к занятиям

Начать занятия следует с постановки верной позиции при игре. Именно этим занимаются в музыкальной школе на первых занятиях. Порядок постановки таков:

  • Придать правильную позу телу;
  • Разместить инструмент;
  • Правильно поставить руку.

Сначала необходимо сесть на край стула в позе достаточно расслабленной, но с прямой спиной. Позиция не должна причинять игроку неудобства или заставлять выгибать кисти под неестественным углом. Не меняя выбранной позиции, берем инструмент.

Далее ставим правую руку. Для этого опускаем ее вертикально вниз и расслабляем, придавая естественное положение. В идеале рука должна свободно и расслабленно висеть, не причиняя дискомфорта.

После этого следует согнуть от указательного до безымянного пальца. Сбоку они образовывают своего рода крест с большим пальцем. Остается правильно разместить руку.

Не меняя позиции, сгибаем локоть так, чтобы предплечье разместилось параллельно передней плоскости гитарной деки. В результате ладонь находится в одной плоскости с гитарными струнами. Запястье при этом чуть выпуклое при взгляде сверху, а согнутые пальцы находятся под 90 градусов по отношению к струнам.

Учимся играть боем

Бой - один из наиболее распространенных приемов звукоизвлечения. При нем пальцами правой руки наносят своеобразный удар по струнам, создавая при этом необходимый ритмический рисунок исполняемой музыки.

Основные элементы распространенных видов боя:

  • Удар по направлению вниз,
  • Обратный удар - вверх,
  • Глушение.

При помощи комбинирования этих приемов в определенной последовательности, создаются разнообразнейшие рисунки. Существует более ста видов разгеадо (как правильно называется этот прием), но наиболее распространены около 10-20 из них.

Удар вниз выполняется в большей степени за счет движения кисти, а не предплечья. Начинать движение следует над струной Е (шестой струной). При этом можно пользоваться как одним, так и несколькими пальцами одновременно. Локоть необходимо оставлять в неподвижности.

Удар вверх - это возвращение руки музыканта в исходное положение. При этом струны задеваются гладящим движением. Достаточно пройтись по четырем нижним - не обязательно трогать басовые.

Глушение - несколько более сложный для начинающих прием. В начале движения вниз кисть нужно держать слегка отклоненной вверх. В процессе игры сначала действуют «рабочие» пальцы, одновременно необходимо довернуть кисть вниз, не давая гитаре долго звучать.

Занятия для постановки работы правой руки должны длиться не менее получаса в день. В процессе выполнения упражнений нужно контролировать руку и спину.

Игра перебором

Как правильно играть на гитаре правой рукой перебором? Суть этого метода звукоизвлечения состоит в зацеплении струн пучками пальцев правой руки, в определенном порядке. Зацеп, или щипок выполняется одним пальцем. Обычно зацеп басовых струн выполняется большим, струна G цепляется указательным, Н цепляется средним, а зацеп Е выполняется безымянным пальцами.

Наиболее распространенным перебором традиционно являются «шестерка» и «восьмерка». Кроме прочих, «шестеркой» играется гитарная партия композиции Высоцкого «Лирическая», а «восьмеркой» - многочисленные городские романсы и дворовые песни. «Шестерка» имеет следующий рисунок - басовая струна-3-2-1-2-3, где цифры - номер струны (1 - самая тонкая, Е). Это - достаточно простой перебор, его можно рекомендовать для занятий «с нуля».

«Восьмерка» несколько сложнее: басовая струна - -3-2-3-1-3-2-3. При занятиях необходимо помнить о правильной последовательности работы пальцев и верной постановке - рука, как и при выполнении разгеадо, находится параллельно деке.

Для того чтобы игра правой рукой на гитаре заслужила положительные отзывы, следует четко отработать несколько вариантов перебора и боя. Лучше всего заниматься ежедневно, упорно, но без фанатизма. И обязательно - на настроенном и качественном инструменте. Записывайтесь на уроки игры на гитаре для начинающих и учитесь с преподавателем!

1 Урок. Постановка рук на гитаре

В самом первом уроке мы с вами будем прокладывать фундамент для дальнейшего изучения гитары. Уделите побольше времени для практического повторения этого урока, около 30 минут.

Краткое содержание

Правая рука

Правой рукой извлекают звук на гитаре. Главным является не просто взять звук, а взять его свободной, не скрюченной рукой. Важным здесь является то, что правая рука должна быть свободна, кисть расслаблена и округлена.
Положите правую руку на колено, она должна быть расслаблена, большой палец не согнут внутрь. Попробуйте подергать поочередно всеми пальцами, как если бы вы извлекали звук на гитаре. Повторите это упражнение несколько раз, пока не почувствуете, что рука стала максимально свободной.

Это упражнение выполняйте без гитары, потому что, садясь за гитару, вы уже должны:

  1. правильно сидеть;
  2. правильно держать инструмент;
  3. уметь держать правую руку расслабленно и свободно.

Правильная посадка

В правильной посадке подразумевается следующее.
Сядьте на край стула. Зачем на край? спросите вы. Все очень просто: чтобы гитара не упиралась в стул. Под левую ногу подставьте что нибудь, например стопку книг, чтобы гитара не сползала вниз.
Теперь можете взять гитару. Убедитесь, что в ней есть струны =) и что она настроена.

Что нужно знать о левой руке?

Самое время поговорить о левой руке. При игре на гитаре левая рука должна плотно охватывать гриф, большой палец при этом прямой либо чуть согнут, но он всегда должен быть параллелен ладам. Не давите очень сильно этим пальцем на гриф, т.к. будет болеть мышца большого пальца, но это в основном когда вы играете барэ.

Нумерация пальцев левой руки:

Нумерация пальцев левой руки

Струны и лады на гитаре

Сразу скажу Вам про обозначения струн и про номера ладов, чтоб Вы могли ориентироваться и тренироваться.

Обозначение струн на гитаре:

Обозначение струн на гитаре

То есть:

  1. струна - самая нижняя и самая тонкая;
  2. струна - следующая, которая выше первой;
  3. - ..... ;
  4. - ..... ;
  5. - ..... ;
  6. струна - самая верхняя и самая толстая.

Обозначение ладов на гитаре:

Обозначение ладов на гитаре

Примечание: на схемах номера ладов обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, тд.)

Упражнения к уроку

Упражнения:
1. Теперь попробуйте первым пальцем левой руки взять первую струну на третьем ладу, а правой рукой (большим пальцем) зацепите эту струну, чтобы издать звук. Скорей всего, первый звук у Вас будет не особо звонким :), (как было это и у меня). Чтобы звук был более звонким, нужно прижимать палец к ладу сильнее (в данном случае первый палец). Пальцы, конечно, поначалу у Вас будут болеть =) Но ничего страшного, все через это проходят.

2. Теперь попробуйте сделать то же самое, но на другой струне и другом ладу, и пытайтесь извлекать звук.
Повторите это упражнение несколько раз, меняя струны и лады, пока не добьетесь звонкого и чистого звука.

Заключение

После того как вы поупражнялись и запомнили раз и навсегда расположение и нумерацию пальцев и струн и добились чистого звука, мы можем с Вами переходить на следующий, очень интересный урок, где мы с Вами узнаем про Аккорды для начинающих. Вперед!

на Ваш сайт.

Постановка правой руки на гитаре

В данной статье рассмотрим основные аспекты постановки правой руки на гитаре. Если преподаватель не затрагивает данную тему в самом начале обучения, значит либо студент уникум (как Jason Becker, Yngwie Malmsteen и пр.), уже способный извлекать отличный звук без нареканий, либо сам преподаватель не в теме. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев встречается второй вариант развития событий. По рассказам некоторых моих студентов, обучавшихся ранее в одном известном рок-лицее, на вопрос «как держать медиатор?» преподаватель отвечал «как тебе удобно» и больше этой темы не касался. Большей некомпетентности и пофигизма сложно себе представить. Ведь именно от постановки правой руки в первую очередь зависит качество звукоизвлечения. Однако, доля правды все-таки есть - постановка должна быть удобной. Но прежде, чем «удобное» станет таковым, необходимо пройти период адаптации в среднем 2-3 недели, и только тогда правильная постановка рук осядет в мышечной памяти, и начнет проявляться некий автоматизм. Поэтому уроки игры на электрогитаре для начинающих имеют фундаментальное значение.

На качество медиаторного звукоизвлечения оказывают влияние следующие параметры:

1. Угол наклона медиатора по отношению к плоскости заданной шестью струнами;

2. Угол между медиатором и направлением струн;

3. Скорость и траектория движения медиатора.

Каждый из вышеперечисленных пунктов определяется практически однозначно для большинства людей в мире, а, следовательно, также однозначно определяется и постановка правой руки. Электрогитара в вопросах постановки рук не терпит двоякого трактования. Любители спорить сразу же подумают «А как же Marty Friedman, Zakk Wylde, Joe Satriani? У них рука поставлена не так!». На подобные выпадки уже неоднократно отвечало достаточно большое количество, как отечественных, так и зарубежных преподавателей. Вышеназванные имена - это исключения из правил. То, что подходит для них, вряд ли подойдет среднестатистическому гитаристу. Есть желание это проверить? Вперед! Рекомендую в таких случаях запастись огромным количеством времени и быть готовым к тому, что оно будет потрачено впустую. Попыток было миллион, впрочем, как и разговоров на эту тему, а результат плачевный.

Рассмотрим два наиболее популярных варианта приведения правой руки к нужному положению: а) для людей, обучавшихся по специальности "Классическая гитара", б) для всех остальных. Сразу отмечу, что оба варианта приводят правую руку к абсолютно идентичной постановке.

Что касается первого варианта, то в этом случае все складывается довольно просто, опять-таки при условии, что преподаватель по специальности «Классическая гитара» был компетентен. Достаточно всего лишь попросить студента взять электрогитару так же, будто это классическая гитара, поставив пальцы правой руки следующим образом: палец p - на 4-ю струну, i - на 3-ю, m - на 2-ю и a - на 1-ю.

 

Затем необходимо сомкнуть первые фаланги пальцев p и i посередине, согнув палец i во второй фаланге под прямым углом. Далее в левый нижний угол получившегося квадрата вкладываем медиатор. В свою очередь, первая фаланга пальца i представляет собой подобие касательной к биссектрисе медиатора и прижимается к нему боком, в отличие от пальца p, который прижимает медиатор всей площадью подушечки. Далее остается получившуюся конструкцию «опрокинуть» на бридж так, чтобы ребро ладони было перпендикулярно направлению струн и параллельно плоскости, задаваемой ими.

Затем за счет увеличения расстояния между пальцами, сохранив конструкцию квадрата и положение ребра ладони, надо максимально возможно приблизить медиатор к нэковому датчику, двигаясь вдоль 1-й струны.

Теперь рассмотрим второй вариант. Поясню, что целью нижеописанных действий является приведение правой кисти в состояние полного мышечного расслабления. В противном случае данная методика потерпит фиаско. Чтобы этого не произошло необходимо левой рукой взять правое запястье, чтобы исключить вероятность любого напряжения, и совершить несколько взмахов правой рукой с помощью левой.

 

В состоянии полного расслабления кисть правой руки «живет своей жизнью», будто атрофированная. Характер движения кисти должен быть похож на движение развивающегося флага, а в случае резкого движения на удар хлыста (полная независимость кисти от предплечья). В таком состоянии с помощью левой руки надо соединить первые фаланги пальцев p и i точно так же, как описано в первом варианте, и положить ребро ладони на бридж. Далее все происходит по аналогичному сценарию.

Следует отметить, что медиатор своей плоскостью должен «рассекать» правое предплечье до самого локтя. Чтобы данное условие было выполнено, необходимо откорректировать изгиб первой фаланги пальца p, отвечающий за этот параметр.

 

Также хорошим ориентиром является лучевая кость предплечья, головка которой при правильном положении кисти должна «смотреть» вертикально вверх, а не в сторону.

 

В свою очередь, когда возникает необходимость атаковать медиатором вышележащие струны, вся кисть поднимается вверх за счет изгибов в локтевом и плечевом суставах. При этом все обозначенные параметры получившейся конструкции остаются неизменными.

 

Отдельного внимания заслуживает траектория движения медиатора и движения кисти. Это довольно обширная тема далеко не на одну статью. Гораздо целесообразнее изучить ее вместе с преподавателем, так будет быстрее и качественнее. В общих чертах могу сказать, что кисть совершает вращательные движения с небольшим добавлением кистевых взмахов. Медиатор будто стремится пробиться в деку сквозь струны. Таким образом, угол наклона траектории медиатора к плоскости деки составляет приблизительно 70 градусов, а к направлению струн около 45.

   

Желающие протестировать качество звукоизвлечения своей правой руки на электрогитаре, могут пройти самостоятельную диагностику, а также посмотреть, как работает рука, поставленная по вышеописанной методике

Постановка правой руки, постановка правой руки фото, как держать медиатор, угол наклона медиатора, траектория движения медиатора, вращательное движение, ребро ладони правой руки, кистевые взмахи, электрогитара для начинающих, уроки на электрогитаре для начинающих

Пять ошибок начинающего гитариста. Как их избежать? Учимся играть правильно. – GuitarMaestro.ru

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Многие не понимают, что для того, понять и запомнить ритмический рисунок, а затем разучить тот или иной бой нужно вначале ПРОСТУЧАТЬ (ПРОБАРАБАНИТЬ) ритм этого боя, ЗАТЕМ ПОИГРАТЬ ЭТОТ БОЙ ПО ОТКРЫТЫМ СТРУНАМ, и только после этого соединить его с аккордами. Это самый быстрый и верный способ, поверьте! К сожалению ребята, которые выставляют в интернет видео с разборами песен обычно сразу показывают бой с аккордами, и как следствие у обучающихся чаще получается не бой, а каша.
Конечно, в формате данного поста невозможно разместить все видео с последовательным разбором всех ритмомодусов и с подробными объяснениями всех деталей, поэтому данную работу я выложил на моём сайте. Объяснил всё наглядно, а для того чтобы было интересней, показал всё это на примере извесных песен. Все песни подобраны по типу ритмомодусов. Материал размещён здесь:
https://guitarmaestro.ru/course-1/

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.


И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)


Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.


Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.


Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

https://guitarmaestro.ru/reading-tabs-free-course/

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Ну а затем сможете проверить себя в деле. Даю ссылку на библиотеку бесплатных табов и нот. Можете сортировать произведения по уровню сложности. Если вы начинающий, выбирайте произведения с уровнем “ученик” или “новичок”:

https://guitarmaestro.ru/free-tabs-library/

А теперь, как и обещал вначале, даю два упражнения, которые “снимают ржавчину”. Неважно, начали ли вы с боя или с перебора, эти упражнения просто необходимы для всех. Они наилучшим образом развивают координацию между пальцами правой и левой руки. Упражнения называются “Четыре пальца”:

Если добьётесь хорошей скорости, попробуйте поиграть в обратном порядке – от мизинца к первому пальцу на всех струнах, результат – вдвойне!
Эти-же упражнения можно играть и медиатором, если вы хотите поработать над развитием координации при игре медиатором.

Ну что, же надеюсь этот пост поможет вам в ваших начинаниях, читайте и другие мои посты, постараюсь время от времени размещать для вас что нибудь новенькое.

 
ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ПОЖЕРТВОВАВ ЛЮБУЮ СУММУ, ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.
 

DONATE

Покажите статью друзьям!

 

ПОЛУЧИТЕ ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ АЛЕКСЕЯ ЖДАНОВА: 

 

А ТАК-ЖЕ НОВЫЙ КУРС ИГРЫ ПЕСЕН ПО АККОРДАМ: 

Курс для каждого, кто хочет быстро и качественно научиться играть свои любимые песни. Как новичок, так и гитарист уже имеющий опыт, найдут здесь то, что ищут!

Курс включает детальные разборы известных всем песен – хитов, набор развивающих упражнений для пальцев правой и левой руки, все необходимые аккорды, а так-же все виды гитарного боя и перебора, используя которые вы можете играть практически любые песни. Бой “Четвёрка”, бой “Тройка”, бой “Восьмёрка”, два вида боя с приглушением струн, плюс переборы: “Четвёрка”, “Шестёрка” и “Восьмёрка”! Курс состоит из сорока видеофайлов с качеством HD, доступных для быстрого онлайн просмотра и скачивания. Уроки проводит учитель музыки Алексей Жданов.

Положение правой руки при игре на гитаре. Как правильно держать руку

Вопрос вроде банальный. Но, тем не менее, он очень важный. Потребность в создании данного видеоурока, как и всех остальных, возникла при работе с большим количеством людей. Я заметил, что у многих студентов (как и умногих гитаристов) в начале обучения игре на гитаре прослеживается систематическая ошибка. Они некорректно держат правую руку на электрогитаре. И даже, когда об этом прямым текстом говоришь, все равно правая рука через какое-то время нарушает свое положение и приходится ее ставить заново. Это негативно сказывается и на удобстве игры на гитаре и на звуке. Разберемся, в чем же проблема и как ее решать.

Начнем с предплечья. Здесь вроде как всё однозначно и просто. Но в любой гитаре есть изгиб на корпусе, где и должно лежать наше предплечье. Выбор по высоте положения предплечья определяется исключительно струнами. Допустим, если мы играем на тонкой струне – у предплечья одно положение, если на толстой – оно поднимается чуть выше.

Гораздо больше проблем возникает с положением ребра ладони правой руки на электрогитаре. Именно с ним люди действительно мучаются. Это положение нужно выбирать исходя из демпфера. То есть, мы можем сейчас включить перегруз и найти хороший демпфер. После этого выбираем по горизонтальной оси точку, которой мы касаемся ребром ладони правой руки. И теперь, когда мы нашли оптимальное положение, мы больше не будем его менять. То есть, чтобы мы ни делали: отрываем руку или демпфируем, мы не меняем положение руки на гитаре по горизонтальной оси и стараемся привыкать к этому положению. Для чего? У большинства людей проскакивает такая ошибка: правая рука постепенно уходит в сторону грифа гитары. Вроде как человек нашел, нащупал этот демпфер, приподнял ребро ладони, но в процессе игры рука у нас ушла в сторону. Здесь, конечно же, негативные факторы сказываются на звуке.

Но какая еще есть проблема? Демпфер. Если гитарист увел ребро ладони из зоны демпфера, то каждый раз, когда ему нужно будет сыграть демпфированную ноту (а это может произойти в любой момент «внезапно»), ему надо будет заново искать, как поставить руку на гитаре. И вместо того, чтобы просто уронить ребро ладони, он должен будет искать еще и горизонтальную точку. Чем это грозит? Демпфер может получаться каждый раз с разной динамикой. И условия динамической ровности у нас будет не выполнено. Это может быть критично как в пассажах, так и в риффах. Поэтому я очень советую привыкать к тому, что ребро ладони правой руки должно лежать именно в том месте, где у нас находится хороший качественный демпфер. И вся пульсация ребра ладони заключается в том, что она только приподнимается - опускается, приподнимается - опускается.

Поговорим ещё по поводу опоры на бридж. Многие студенты, когда приходят заниматься, думают, что рука должна постоянно лежать на бридже. Это заблуждение. Единственное что у нас постоянно лежит - это предплечье на деке. Ребро ладони же ложится в двух случаях. Если нам нужно задемпфировать струну (о чем говорили ранее), либо нам нужно заглушить вышележащие. В остальных случаях ребро ладони правой руки отрывается. Например, риффовая атака подразумевает большую импульсивность. Большей импульсивности добиться не получиться, если рука гитариста «приклеена» к деке мизинцем или ребром ладони правой руки.

Еще один негативный фактор постоянного нахождения правой руки гитариста на бридже независимо от демпфированных струн или открытых - это нарушение тона. При малейшем нажатии на Floyd Rose ноту поведет вверх. Это очень чувствительная система.

 Поэтому не должно быть никакой привязки ребра ладони правой руки к электрогитаре. И не нужно ее искать. Предплечье положили на его законное место, а ребро ладони у нас пульсирует по горизонтальной оси. Вертикальная ось у нас свободна. И когда нам нужно задемпфировать струну - мы кладем ребро ладони. Когда нам нужно приподнять, приоткрыть какие-то струны - мы его слегка приподнимаем, выполняя функции глушения вышележащих струн тем же ребром ладони.


Смотрите также