Как называется труба на которой играют


Духовые инструменты: список, названия

Практически во всех оркестрах присутствуют духовые музыкальные инструменты. Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук – низкий.

Существует два способа для изменения высоты звука, издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название – духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида – медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность – клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • шэн;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только натуральный звукоряд. В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука – внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых – язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • бау;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная гармоника, гармонь. В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок – бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это деревянный духовой инструмент. Список относящихся к этому виду труб был дан выше.

Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга – одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта – деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо – разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной поперечной флейты. Её диапазон – от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису – трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название – биландао. Всего трубок у него три или четыре – одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко – в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

fb.ru

Труба


Нотация (запись): `
Строй инструмента: "in B"
транспонирует (звучит): б2 ↓ от написанного
(итал. - Tromba,  франц. - Trompette,
нем. -
Trompete,  англ. - Trumpet,)

Труба, как музыкальный инструмент, известна с древних времен. Великие цивилизации ощутили на себе всю глубину звука этого инструмента. И хотя в каждом государстве она отличалась формой и материалами, все эти трубы объединяло одно- существенная роль в жизни людей и государства. Так этот инструмент сопровождал не только праздники, культовые обряды и театральные представления, но и участвовал на поле битвы.


Диапазон и регистры трубы

Оркестровый диапазон – от до первой октавы до си♭ второй октавы.


Немного истории
В Древней Индии была популярна труба шанкха. Она отличалась мощным и полным звуком. В Китае пользовались большой популярностью духовые из бронзы. В Риме музыкальные инструменты делились на мужские и женские по способу исполнения. Прямые трубы, букцины, рога охотно использовались в государственных делах. Но все изменилось после падения Римской Империи в 476 году. Церковь и влиятельные люди взяли правление в свои руки. С этого момента культурные достижения античности потихоньку разрушались. Инструментальная музыка стала под запретом. В 12 веке начали появляться светские музыканты: труверы, трубадуры, которые относились к рыцарскому сословию. Воины - музыканты исполняли свои произведения на трубе. Так что этот инструмент начал снова набирать популярность. Когда воины шли в бой, трубачи сопровождали их. От них зависел настрой солдат в походе и лагере. Труба давала сигналы во время боя и, таким образом, управляла войском. Рубеж Средневековья и эпохи Возрождения известен ростом популярности трубы. В это время технология изготовления этого инструмента совершенствовалась. Ствол трубы начали загибать, сохраняя изначальную длину. Эпоха Возрождения - это время расцвета искусства. Инструментальная музыка терпит изменения. Теперь она служит как сопровождение хорам и певцам, так и отдельным музыкальным произведением для игры и пения. Барокко можно назвать «золотым временем трубы». Авторы своих музыкальных композиций стали вписывать партии трубы. В свет выходили виртуозы, которые удивляли людей своим искусством «кларино». Как говорил известный трубач И.Э.Альтенбург, техникой «кларино» могли овладеть только те музыканты, которые от природы имели развитый дыхательный аппарат, крепкий организм. Композиторы начали писать произведения для сольного выступления этого инструмента. Одним из самых первых и знаменитых произведений были сонаты Джироламо Фантини, которые он написал в 1683 году. Сонаты были разные по темпу и сложности в исполнении. Поэтому их могли сыграть только истинные музыканты. Эпоха Классицизма известна формированием классического оркестрового стиля. Тогда сформировался парный состав симфонического оркестра и состоял из 2-ух валторн, 2-ух труб, позже добавились 3 тромбона и 2 валторны. В это время труба стала полноценным участником оркестра. В 21 веке этот инструмент принимает участие во всех музыкальных жанрах. Труба играет как отдельный инструмент, а также и в совокупности с другими.
Немного теории
Труба отличается от других духовых инструментов высоким регистром. Она прекрасно справляется с простым и ломаным арпеджио, отлично выполняет хроматические, диатонические пассажи. Как же работает этот инструмент? Вся фишка в том, что звук извлекается, благодаря воздуху. Он как бы «вдувается» исполнителем между сомкнутых губ. И мы слышим приятный тембр.
Существует несколько типов трубы:


Эта труба звучит на октаву ниже. Во 2-ой половине 20 века этот инструмент утратил свою популярность. Сегодня на ее месте играет тромбон, который похож по тембру, регистру и строению.

Звучит на чистую квинту или кварту. В современном оркестре ее практически нельзя услышать. Ее партию часто играют на флюгельгорне.

Набирает популярность, в связи к интересу к средневековой музыке. Играет в си- бемоль, также можно перестроить в ля.
Есть еще труба си-бемоль;
Этот тип трубы имеет огромную популярность в Америке. Ее изюминкой является особенность настройки. Интересный факт, что ноты, написанный на листе, эта труба играет на тональность ниже.
Из чего сделана
Трубы, в основном, делают из меди. Из серебра – намного реже. Из металлического листа изготавливают трубку, которую потом сгибают. Она имеет сужение у мундштука и расширение у раструба. Именно эта форма трубы позволяет инструменту извлекать такой приятный и изумительный тембр. Важно правильно рассчитать длину трубки, степень расширения раструба. Ведь от этих показателей напрямую зависит звук и тембр трубы. Она имеет 3 вентиля, которые понижают звук на полтора тона, полтона и тон. При одновременном нажатии 2-ух или 3-ех вентилей можно понизить строй трубы на 3 тона. Например, на трубе- пикколо есть 4-ый вентиль, благодаря которому можно понизить строй инструмента на 5 полутонов.
Труба в джазе
Этот музыкальный инструмент появился раньше саксофона в мире джаза. Поэтому ее можно смело назвать самым джазовым инструментом. Ведь не зря говорят, что именно труба хранит в себе душу джаза. Самые известные джазмены, у которых труба была любимым инструментом, поистине известные личности. Это Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Дизи Гиллепси, Вуди Шоу, Артур Сандовал.
• Луи Армстронг. Он родился 4 августа 1901 году. Его считают гением джаза. Как говорил Дизи Геллеспи, посол мира: «Луи сделал для трубы больше, чем кто-либо другой».
• Майлз Дэвис. Родился 25 мая 1926 года. Он создал такие направления, как кул-джаз, модальный джаз, джаз-рок. Современный джаз- это и есть Майлз Дэвис.
• Дизи Гиллеспи. Появился на свет 21 октября 1917 года. Его считают самым гениальным трубачом в мире джаза.
• Вуди Шоу. Родился 24 декабря 1944 года. Его считают великим композитором 2-ой половины 20 века. Вуди Шоу расширил лексикон трубы. У него была идеальная фотографическая память. Поэтому он ни разу не выступал с нотными листами на сцене. Поразительно, но он мог точно сыграть любой отрывок аранжировки, которую увидит.
• Артуро Сандовал. Жизнь его началась 6 ноября 1949 года. Он сумел объединить кубинские нотки и джаз. Он поражал всех своей оригинальностью и техничностью, касательно звукоизвлечения. Он подарил джазу новое дыхание. Современный джазмен Маркус Фюдерера, который получил любовь своих слушателей в 2008 году, играет электро- свинг с нотками хауса, мажорного джаза и брейкбита. Его музыка соединила в себе классический джаз с импровизацией современных инструментов и музыкальных направлений. Какую трубу можно купить новичку? Продвинутые музыканты советуют новичкам покупать «ученические» или по- другому «студенческие» модели. Они отличаются объемом трубки и толщиной металла. Благодаря этому, на них легче играть. Наиболее известные в своем классе, труба Bach Model Student TR300H Bb Trumpet и YAMAHA-2110. Также можно обратить внимание на бразильскую марку WERIL. Трубы отличаются хорошим качеством и приемлемой ценой. После изучения основ, желательно поменять инструмент на более профессиональный. Так как «студенческая труба» не может конкурировать по звуку и тембру. Как говорят многие музыканты, неважно какой марки труба. В разных руках она будет звучать по-разному. Главное найти свой инструмент, на поиски которого может уйти не один год жизни. .

Прослушайте как звучит Труба

Франц Шуберт - Серенада (D-Moll) Тимофей Докшицер

Музыка из М/Ф "Ну, погоди"

Автор: Вожжаев Владлен


xn----7sbab5aqcbiddtdj1e1g.xn--p1ai

Как выбрать трубу

 

Труба — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

В данной статье эксперты магазина “Ученик” расскажут вам, как выбрать трубу, которая нужна именно вам, и не переплатить при этом.

 

Устройство трубы

 

Перед покупкой рекомендуем изучить составные элементы трубы, которым она обязана своим уникальным звучанием: трубка, мундштук, клапаны, раструб. Также имеет значение материал покрытия инструмента.

 

 

Трубка – участок трубы от мундштука до крона общего строя. Изготавливается из обычной (желтой) латуни, красной латуни или серебра 925-й пробы. Красная латунь или томпак (разновидность латуни) – предпочтительный материал для учебных труб, т.к. он меньше подвержен коррозии. Инструмент из желтой латуни требует более частой очистки. Встречаются модели с реверсивной трубкой. Воздух внутри инструмента с такой трубкой встречает меньше сопротивления из-за меньшего количества стыковых элементов. Это усовершенствование заметно облегчает игру.

Клапаны (точнее, пистоны) изготавливаются из различных металлов. Никелированные пистоны часто можно встретить в учебных трубах, т.к. они прочные, долговечные и менее чувствительны к нерегулярной чистке. Другим распространенным материалом служит монель (сплав никеля и меди). Монель мягче никеля, монелевые пистоны требуют регулярной очистки и смазки. Монель обладает коррозионной стойкостью, пластичностью, высоким пределом прочности. Монелевые пистоны ставят как на профессиональные, так и на учебные трубы. Неплохими считаются пистоны из нержавеющей стали, они встречаются в инструментах среднего и профессионального уровня. Хороший клапан быстро и плавно реагирует на нажатие. Это результат правильной притирки пистона – заключительной операции установки пистона в стакан. В более дорогих моделях пистоны нередко притираются вручную для обеспечения их безупречной работы.

Раструб как учебных, так и профессиональных инструментов чаще всего изготавливают из желтой латуни. Также широко распространены раструбы из розовой латуни с более темным, теплым оттенком. Серебряные раструбы ставят исключительно на трубы премиум-класса. В прошлом в качестве материала для раструба использовался никель, но сейчас он почти не встречается.
Более важный фактор – конструкция раструба. Лучшие раструбы делаются по шаблону из цельного листа металла. Мастер вручную придает ему форму при помощи резинового молотка. Считается, что раструбы ручной работы вибрируют более равномерно. Учебные трубы и инструменты среднего уровня, как правило, имеют сварные раструбы. В последние годы технология плазменной сварки позволила приблизить сварные раструбы по характеристикам к цельным. Раструбы также варьируются по размерам и конусности – и то, и другое косвенно влияет на звучание.

Мензурой называется соотношение самой широкой и самой узкой части трубы. Усреднённо измеряют внутренний диаметр трубки второго крона. Чаще всего встречаются инструменты с мензурой 0,458-0,460 дюймов (11,63 – 11,68 мм). Инструменты с большей мензурой звучат громче, но требуют от исполнителя больше усилий, на таких трубах играют, в основном, профессиональные музыканты. Для новичков (особенно, детей) лучше приобретать трубу с мензурой меньшего размера, т.к. в этом случае легче добиться чистого звука.

 

Виды трубы

 

Давайте познакомимся с различными разновидностями трубы, их особенностями и жанрами музыки, в которых они преимущественно используются.

 

Трубы Bb

Наиболее распространенным типом является труба в строе си-бемоль. Благодаря теплому, объемному звуку, она хорошо вписывается в любые ансамбли и поэтому используется во всех музыкальных жанрах от классики до современного джаза и поп-музыки. Труба Bb – также самый распространенный учебный инструмент, поскольку для нее написано много музыкальных произведений и учебных материалов. Чтобы упростить задачу и выбрать трубу по своему уровню и финансам, обратитесь к ассортименту учебных, промежуточных (полупрофессиональных) и профессиональных моделей.

Ученические трубы Bb

Многие компании производят серии моделей специально для начинающих музыкантов. Трубы начального уровня обычно недорогие по цене, но при этом отличаются прочностью и имеют особенности, облегчающие игру для новичков. Например, уменьшенная мензура в ученической трубе позволяет извлекать чистый и полный звук с меньшими усилиями.

Труба STAGG WS-TR215S

 

Полупрофессиональные трубы Bb

По мере приобретения навыков игры, музыканты могут обнаружить, что возможностей учебной трубы недостаточно. В этом случае рекомендуется переходить на инструменты среднего уровня. Полупрофессиональные трубы сочетают в себе более широкие возможности звукоизвлечения, однако при этом стоят дешевле профессиональных. В магазине Musician’s Friend представлен большой выбор полупрофессиональных труб в строе си-бемоль.

Труба John Packer JP251SW

 

Профессиональные трубы Bb

Трубы профессионального уровня изготавливаются высококвалифицированными мастерами из лучших материалов с учетом всех требований, который предъявляет к инструменту опытный исполнитель. Профессионалы, которым нужен инструмент с безупречным звуком и высокой чувствительностью механизма, могут выбрать трубу профессионального уровня в интернет-магазине “Ученик”.

 

Басовые трубы

Хотя на басовой трубе играют преимущественно тромбонисты, некоторые знаменитые трубачи также выступают с этим инструментом. Примерами могут служить британец Филип Джонс и участник группы Dave Matthews Band Рашон Росс.
Басовая труба имеет тот же строй, что и тромбон, чаще всего до (С) или си-бемоль (Bb). Ноты для нее записывают в скрипичном ключе, но исполняют ниже на октаву (бас-труба C) или большую нону (бас-труба Bb).
Бас-труба с кулисой вряд ли подойдет начинающим трубачам, однако это неплохой выбор для тромбонистов, которые хотят улучшить навыки игры на клапанном инструменте, а также для трубачей, желающих расширить исполнительские возможности и освоить инструмент с более низким регистром.

 

Трубы в строе С

Хотя труба в строе до менее распространена, нежели труба Bb, эта разновидность встречается довольно часто и в последнее время даже набирает популярность.
Трубы С все чаще входят в состав оркестров наряду с трубами Bb. Труба в строе до настраивается на тон выше трубы в строе си-бемоль и за счет немного меньшего корпуса звучит ярче. Ее чистый, сочный тембр с успехом используется в оркестровых произведениях. Труба С одинаково хорошо подойдет профессиональным исполнителям и продвинутым студентам, позволяя повысить уровень исполнительской техники.

Труба C John Packer P152

 

Трубы в строе Ми

Наряду с самыми распространенными разновидностями трубы в строе си-бемоль и до, существуют модели, предназначенные для игры в более высоком регистре. Как правило, они используются в тех оркестровых произведениях, где более высокий регистр способствует большей точности звукоизвлечения и легкости аппликатуры. Труба Е – пример как раз такого инструмента. Несмотря на невысокую частоту использования в сравнении с трубами Bb, С и даже Eb, труба в строе ми – ценный элемент в коллекции профессионального оркестранта. Зачастую строй Е – это лишь один из возможных строев инструмента со сменными раструбами, который можно перестраивать в более высокие тональности.

 

Трубы-пикколо

Для трубачей, которые часто исполняют партии в высоком регистре (характерные, например, для музыки Баха или стиля барокко), труба-пикколо – это основной инструмент. Используется в строе си-бемоль, на октаву выше обычной трубы Bb, практически всегда имеет дополнительный крон и возможность перестройки в строй ля (А). Кроме того, труба-пикколо снабжена четвертым клапаном (квартвентилем), понижающим строй на чистую кварту. Сочетание этих особенностей расширяет возможности инструмента, делая трубу-пикколо полезным вложением средств для музыкантов продвинутого и профессионального уровня.

Труба пикколо

 

Карманные трубы

Трубачей, которые часто бывают в разъездах, обрадует новость о том, что существует инструмент еще более компактный, чем обычная труба. Компактность конструкции достигается за счет особенно тугого сгибания трубок, при этом карманная труба позволяет извлекать полный диапазон трубы Bb и является незаменимой для уличного музицирования, занятий в условиях путешествия и т.п.
При всем удобстве, эта разновидность трубы не слишком подходит для концертных выступлений, хотя некоторые джазовые музыканты иногда используют ее в своих сессиях.

Труба Bb компактная John Packer JP159B

 

Кулисные трубы

Начинающие музыканты едва ли выберут трубу с кулисой в качестве первого инструмента, однако для тромбонистов, желающих потренировать навыки игры на мундштучном инструменте, или трубачей, которые хотят расширить профессиональный диапазон, – это разумное решение. В результате таких «опытов» некоторые исполнители вообще отказываются от традиционной трубы в пользу кулисного инструмента. Для опытных

uchenikspb.ru

Труба (музыкальный инструмент) | Страницы Wiki

<tr><th>Классификация</th><td>

</td></tr><tr><th>Диапазон:</th><td>

Файл:Range trumpet.png

</td></tr><tr><th>Родственные инструменты</th><td> Тромбон, корнет, флюгельгорн </td></tr><tr><th>Музыканты</th><td> Список трубачей </td></tr> </table>

У этого термина существуют и другие значения, см. Труба.

Труба́ (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

    История инструмента Править

    Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э.[1] Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

    В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

    Файл:Eheiii.jpg

    На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие иск

Труба
изображение </span>

pages.fandom.com

Труба — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Труба

Духовые медные

Основные сведения

Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.



В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

История, происхождение

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Устройство трубы

Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму[2]. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба — правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков.

Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы:

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Ра

eomi.ru

Труба (музыкальный инструмент): виды, фото

Музыкальный духовой инструмент труба – представитель приспособлений для образования звука альтово-сопранового регистра. Среди сходных инструментов этот имеет наиболее высокий звук. Использовалась труба еще с древних времен, тогда ее применяли в качестве сигнала. В оркестр она вошла уже примерно в 17 веке. После того как был изобретен механизм вентилей, труба играет роль полноценного инструмента для исполнения классической музыки. Тембр яркий, блестящий. Инструмент может использоваться в качестве сольного исполнителя в духовом и симфоническом оркестре, в джазе и подобных жанрах.

История

Этот инструмент является одним из самых древних. Первые упоминания о подобных приспособлениях возникли в период примерно 3600 лет до нашей эры. Многие цивилизации использовали трубы – и Древний Египет, и Древний Китай, и Древняя Греция, и другие культуры применяли подобие труб в качестве сигнальных инструментов. Многие столетия это была основная роль данного изобретения.

В Средние века в составе войска обязательно имелись трубачи, которые были способны передавать звуковой приказ другим частям, находящимся на значительном отдалении друг от друга. В те времена труба (музыкальный инструмент) хоть и не исполняла полностью своих функций, все же игра на ней была элитным искусством. Обучались этому мастерству только специально отобранные люди. В спокойные, невоенные времена трубачи являлись обязательными участниками праздников, рыцарских турниров. В больших городах были специальные башенные трубачи, сообщающие сигналом о прибытии значительных людей, смене времен суток, наступлении войск неприятеля или об иных важных событиях.

Незадолго до наступления эпохи Возрождения новые технологии дали возможность выпускать более совершенный музыкальный духовой инструмент. Труба стала участвовать в выступлениях оркестра. Кроме того, трубачи стали гораздо более виртуозными, обучившись искусству кларино. Этим словом обозначалась передача диатонических звуков при помощи передувания. Эпоху барокко смело можно считать «золотым веком натуральной трубы». С тех пор как настал век классический и романтический, ставящий в основу всего мелодичность, натуральная труба отошла на задний план как неспособная воспроизводить мелодические линии. И лишь для исполнения основных ступеней звукоряда в оркестрах применялась труба.

Современная труба

Музыкальный инструмент, получивший в середине 19 века механизм вентилей, поначалу не имел заслуженной славы. Причина в том, что большая часть звуков еще не была чиста интонационно и не имела одинакового тембра. Все чаще передачу верхнего голоса стали поручать корнету, поскольку его тембр был гораздо мягче, а технические характеристики совершеннее. Но в начале века, когда была улучшена конструкция трубы, корнетам пришлось уйти из оркестра. Наконец труба смогла показать все звуки, которые требуются в оркестре от духовых. В настоящее время партии, ранее созданные для корнетов, исполняет труба. Музыкальный инструмент, фото которого прилагается к статье, полностью смог воспроизвести звукоряд, благодаря максимально усовершенствованному механизму.

Сегодня инструмент используют в оркестрах при исполнении музыки в жанрах ска, джаз, фанк, а также в качестве сольного исполнителя.

Строение трубы

Медь и латунь – материалы, из которых наиболее часто изготавливается труба. Музыкальный инструмент из серебра или других металлов можно встретить гораздо реже. Даже в античные времена был изобретен способ изготовления из цельного листа металла.

Интересную форму имеет этот музыкальный инструмент. Труба, как называется он благодаря своей форме, изгибы которой на самом деле созданы лишь для компактности, – это просто длинная трубка. У мундштука имеется небольшое сужение, у раструба – расширение. Основная длина трубы цилиндрической формы. Именно такая форма способствует яркости тембра. В процессе изготовления необычайно важно точно рассчитать не только длину, но и правильное расширение раструба – это обуславливает строй инструмента. Однако суть остается прежней: данный музыкальный инструмент - длинная труба и только.

Игра

Принцип игры – получение гармонических созвучий изменением положения губ и длины столба воздуха, которое достигается при помощи механизма вентилей. Применяют три вентиля, дающих возможность на тон, полтора или полтона понизить звук. Нажатие нескольких вентилей одновременно позволяет понизить строй инструмента до трех тонов. Именно этим способом достигается хроматический звукоряд.

Существуют разновидности, на которых имеется четвертый вентиль, дающий возможность понизить строй на пять полутонов.

Техника игры

Имея высокую техническую подвижность, труба отлично выполняет диатонические пассажи, арпеджио и прочее. Дыхание расходуется очень экономно, поэтому вполне возможно исполнить фразы большой протяженности и яркого тембра.

Вентильные трели отлично выходят на современных инструментах.

Разновидности

Самый популярный тип – труба в строе си-бемоль, которая звучит на тон ниже, чем указывают ноты, написанные для нее. В настоящее время ноты пишутся от ми малой октавы до третьей октавы, но все же реально извлечь из инструмента и более высокие звуки. Современная конструкция трубы дает возможность ей исполнять все необходимые тональности, крайне редко переходя к любимой американцами трубе в строе до.

Кроме того, в наши дни существуют еще три вида труб, очень распространенных ранее.

Альтовая труба – музыкальный инструмент, призванный звучать почти на кварту ниже написанных нот. Этот инструмент необходим для передачи низкорегистровых звуков (пример – Третья симфония Рахманинова). Впрочем, сейчас эта труба используется редко, чаще всего ее заменяют флюгельгорном.

Басовая труба – музыкальный инструмент, фото которого несложно обнаружить в любой музыкальной школе, звучит ниже обычной трубы на октаву. При этом на большую нону ниже предложенных нот. Использовалась до второй половины 20 века. Сейчас ее с успехом заменяют тромбоном – похожим по строению, регистру и тембру.

Труба пикколо. Сконструирована в конце 19 века, но сегодня переживает новую волну популярности благодаря интересу к старинной музыке. Применяют в стиле си-бемоль, при этом для диезных тональностей может перестроиться и в строй ля. Имеет четыре вентиля, а не три, как большая труба. Музыкальный инструмент используется с мундштуком меньшего размера, но это влияет на техническую подвижность и тембр.

Репертуар

Хотя современные трубы, которые могут исполнить без ограничений мелодические линии, возникли относительно недавно, написано огромное количество сольных произведений, которые были созданы еще для настоящих инструментов. Сегодня их исполняют на малой (пикколо) трубе. Для трубы писали многие известные композиторы: Гайдн, Вайнберг, Блахер, Щедрин, Бах, Мольтер, Моцарт, Бетховен, Брамс, Малер, Мусоргский, Римский-Корсаков и многие другие, не менее великие композиторы.

fb.ru

Медные духовые музыкальные инструменты — Википедия

Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты. В наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро или материал изготовления покрывается серебряной плёнкой (серебрится). Некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева, но покрыты листовой медью.

К медным духовым инструментам относятся современные: валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба. Отдельную группу составляют саксгорны. Старинные медные инструменты: сакбут (предшественник современного тромбона), серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай.

Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных, охотничьих и культовых целей.

Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки и древнегреческие фанфары (также можно упомянуть пионерский горн). Эти инструменты, не имевшие вентильный механизм, издавали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.

При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере совершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.

В начале XIX века был изобретён вентильный механизм, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.

Медные духовые инструменты разделяются на несколько семейств:

  • Натуральные инструменты не обладают никакими дополнительными трубками и способны извлекать только звуки натурального звукоряда. В XVIII веке в России появились особые оркестры, состоящие из натуральных рогов. Вплоть до начала XIX века натуральные инструменты широко применялись в музыке, затем, с изобретением вентильного и кулисного механизмов, вышли из употребления. Натуральные инструменты также иногда встречаются в партитурах композиторов XIX―XX веков (Вагнер, Р. Штраус, Лигети) для особых музыкально-звуковых эффектов. К натуральным инструментам относятся старинные трубы и валторны, а также альпийский рог, фанфара, горн, сигнальные рожки (охотничий, почтовый) и подобные им.
  • Инструменты с кулисой используют особую U-образную выдвижную трубку ― кулису, — перемещение которой изменяет длину проходящего через канал потока воздуха, таким образом понижая или повышая извлекаемые звуки. Основной классический кулисный медный духовой инструмент ― тромбон.
  • Клапанные инструменты обладают отверстиями на корпусе, открываемыми и закрываемыми пальцами исполнителя, как на деревянных духовых инструментах. Такие инструменты были широко распространены до XVIII века, однако из-за некоторого неудобства игры на них затем также вышли из употребления. Основные клапанные медные инструменты ― корнет (цинк), серпент, офиклеид, клапанная труба. К ним также относится русский народный инструмент ― рожок[1].
  • Вентильные инструменты обладают несколькими вентилями (обычно тремя―четырьмя), управляемыми пальцами исполнителя. Принцип вентиля заключается в мгновенном включении в основную трубку дополнительной кроны, увеличивающей канальную длину инструмента и, как следствие, длину воздушного потока в инструменте и, таким образом, понижающей весь его строй. Несколько вентилей, подключающих трубки разной длины, позволяют получить хроматический звукоряд. Вентильными является большинство современных медных духовых инструментов ― валторны, трубы, тубы, саксгорны и др. Существует две конструкции вентиля ― «поворотный» и «стоячий» (пистон).

В наше время, с возрождением интереса к старинной музыке, исполнение на натуральных и клапанных инструментах вновь входит в практику.

Медные духовые инструменты также могут быть классифицированы по своим акустическим свойствам на[2]:

  • Полные ― инструменты, на которых можно извлечь основной тон натурального звукоряда.
  • Половинные ― инструменты, на которых основной тон извлечь невозможно, а натуральный звукоряд начинается со второй гармоники.

Медные духовые широко применяются в различных музыкальных жанрах и составах. В составе симфонического оркестра они образуют одну из основных его групп. Стандартный состав группы медных духовых инструментов в симфоническом оркестре включает:

  • Валторны (чётное число от двух до восьми, чаще всего ― четыре)
  • Трубы (от двух до пяти, чаще всего две―три)
  • Тромбоны (как правило, три: два тенора и один бас)
  • Тубу (обычно одну)

В партитурах XIX века в симфонический оркестр также нередко включались корнеты, однако с развитием исполнительской техники их партии стали исполнять на трубах. Прочие медные инструменты появляются в оркестре лишь эпизодически.

Медные инструменты являются основой духового оркестра, в который помимо вышеуказанных инструментов также входят саксгорны разных размеров.

Сольные музыкальные композиции для медных духовых инструментов довольно многочисленны ― виртуозные исполнители на натуральных трубах и валторнах существовали уже в эпоху раннего барокко, и композиторы охотно создавали для них свои сочинения. После некоторого спада интереса к духовым инструментам в эпоху романтизма, в XX веке произошло открытие новых исполнительских возможностей медных духовых инструментов и значительное расширение их репертуара.

В камерных ансамблях медные духовых инструменты применяются относительно редко, однако они могут сами объединяться в ансамбли, из которых наиболее распространён брасс-квинтет (две трубы, валторна, тромбон, туба).

Трубы и тромбоны играют важную роль в джазе и ряде других жанров современной музыки.

Современные

Геликон, с большим, широким раструбом, выглядывающим из-за плеча музыканта, можно видеть на военных парадах или во время церемоний встречи почётных гостей. Это самый низкий по звучанию медный духовой инструмент, применяющийся только в духовых оркестрах. По звучанию он соответствует тубе.

Вышедшие из употребления
  • Попов С. С. Инструментоведение. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. — С. 167—272. — ISBN 978-5-4495-0075-5.
  • Чулаки М. И. Медные духовые инструменты // Инструменты симфонического оркестра. — М.: Музыка, 1972. — С. 101—142. — 177 с.
  • Рогаль-Левицкий Д. Р. Медные духовые инструменты // Беседы об оркестре. — М.: МузГИз, 1961. — С. 134—175. — 287 с.
  • Амбушюрные музыкальные инструменты // Большая российская энциклопедия. Том 1. — М., 2005. — С. 596.
  • Риман Х. Полные инструменты // Музыкальный словарь. Том 3. — Москва-Лейпциг: П. Юргенсон, 1904. — С. 1035. — 1531 с.

ru.wikipedia.org

история появления духового музыкального инструмента

Труба относится к духовым музыкальным инструментам. Среди медных духовых он самый высокий по звучанию. Материалом для изготовления труб служит медь или латунь, иногда их делают из серебра и др. металлов. Инструменты, подобные трубе, были известны человеку с древних времен. Уже в период античности была известна технология изготовления трубы из цельного листа металла. В странах древнего мира и значительно позже, на протяжении многих столетий, труба играла роль сигнального инструмента. В эпоху Средневековья в армиях существовала специальная должность трубача, который с помощью сигналов передавал приказы командующего тем войсковым частям, которые находились на значительном удалении. Существовал специальный отбор людей, которых в дальнейшем обучали игре на трубе. В городах имелись башенные трубачи, которые своим сигналом оповещали горожан о приближении кортежа с высокопоставленной особой, смене времени суток, приближении войск неприятеля, пожаре или других событиях. Ни один рыцарский турнир, праздник, праздничные шествия не обходились без звучания труб, подававших сигнал о начале торжественных мероприятий.

Золотой век трубы

В эпоху Возрождения технология изготовления труб становится более совершенной, растет интерес композиторов к этому инструменту, партии труб включают в оркестр. Золотым веком для инструмента многие специалисты считают период барокко. В эпоху классицизма на первый план выходят мелодические, романтичные линии, натуральные трубы уходят далеко в тень. И только в 20-м столетии, благодаря улучшению конструкции инструмента, потрясающему мастерству трубачей, труба часто выступает как сольный инструмент в оркестрах. Она придает звучанию оркестра необыкновенную приподнятость. Благодаря яркому, блестящему тембру инструмента его начинают использовать в джазе, ска, эстрадном оркестре, других жанрах. Всему миру известны имена выдающихся сольных трубачей, филигранное мастерство которых будет всегда потрясать человеческие души. Среди них: гениальный трубач и вокалист Луи Амстронг, легендарный Андре Морис, выдающийся российский трубач Тимофей Докшицер, потрясающий мастер игры на трубе канадец Йенес Линдеманн, виртуозный исполнитель Сергей Накаряков и многие другие.

Устройство и разновидности трубы

По сути, труба является длинной цилиндрической формы трубкой, изогнутой в вытянуто-овальную форму для компактности. Правда, у мундштука она немного сужается, у раструба — расширяется. При изготовлении трубы очень важно правильно рассчитать степень расширения раструба и длину трубы. Для понижения звука имеется три вентиля, у некоторых разновидностей (труба-пикколо) — четыре. Механизм вентилей позволяет менять длину столба воздуха в трубе, что вместе со сменой положения губ позволяет получать гармонические созвуки. При извлечении звука важны игровые качества мундштука. При игре на трубе инструмент поддерживают слева, правой рукой нажимают вентили. Отсюда, труба называется правосторонним инструментом. Сегодня большинство групп играют на трубах, выполненных в строе си-бемоль, длиной 4,5 футов. Среди разновидностей имеются: редко используемая сегодня альтовая труба; вышедшая из употребления с середины 20 века басовая; малая (труба-пикколо), переживающая сегодня новый подъем.

toolsmusic.ru

история, видео, интересные факты, слушать

Музыкальный инструмент: Труба

 

Труба с древних времен использовалась как сигнальный музыкальный инструмент, за счет своего пронзительного звучания она вовремя оповещала об опасности, привлекала внимание и поддерживала боевую отвагу. А в польском городе Кракове до сих пор храниться история о герое-дозорном, который несмотря на ранение, смог предупредить жителей о надвигающейся опасности. Он успел вовремя подать знак о приближении вражеского войска в медную трубу, однако до конца так и не доиграл. До сих пор в этом городе позывной сигнал – это мелодия, которая внезапно обрывается на последнем звуке.

По мере совершенствования труба стала занимать все более значимое место в музыкальной культуре. Первоначально обладая способностью исполнять лишь отдельные ноты, она со временем превратилась в полноценный инструмент, для которого многие композиторы стали сочинять отдельные произведения.

Историю трубы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук трубы

Ясный, выразительный, блестящий, иногда даже пронзительный - так можно описать голос трубы. Она имеет характерный насыщенный тембр, который придает звучанию оркестра величественность и патетичность. Также звук трубы применяется для придания музыке драматического характера, когда внутреннее напряжение достигает своей кульминации. Голос этого инструмента создает героические, волевые и мужественные образы, он умеет звучать очень тихо и мягко, но в то же время и удивительно мощно, когда озвучивает сцены сражений.

Диапазон трубы от ми малой октавы до ре третьей октавы, но это не предел, мастерство музыкантов позволяет его немного увеличивать.

Для расширения средств художественной выразительности трубачи очень часто применяют сурдину - приспособление которое по форме напоминает грушу. Главное ее назначение - это изменение силы звука и некоторые звуковые эффекты. Так, на трубе "форте" с сурдиной звучит вызывающе дерзко, а "пиано" дает эффект звучания на расстоянии. С помощью сурдины инструмент может издавать мяукающие, квакающие и рычащие звуки, а также она помогает музыканту создавать разные образы: от суровых и мрачных, до необыкновенно нежных.

Труба является технически подвижным инструментом, на котором исполнитель, в зависимости от его мастерства, может виртуозно играть самые сложные пассажи и различные трели.

Фото:

 

 

 

Интересные факты

  • Труба может показаться небольшим и компактным инструментом по сравнению с более крупными, такими, как тромбон или валторна, но если ее выпрямить, то длина трубы будет составлять примерно 190 см, а это выше, чем рост среднего человека.
  • Самые ранние трубы делались из различных материалов, в том числе из раковин и дерева.
  • Самая большая труба имеет длину 32 метра, диаметр раструба составляет 5,2 метра. Звук на ней воспроизводится с помощью воздушного компрессора.
  • На трубе играли такие знаменитости, как Джеймс Хант (автогонщик), Ричард Гир (актер), Джеймс Вуд (актер),Джастин Бибер (певец), Стивен Тайлер (рок музыкант), Сэмюэл Л. Джексон (актер), Пол Маккартни (Битлз), Джейн Мэнсфилд (Актриса).
  • Самая высокая нота, которую когда либо исполняли на трубе, «До» четвертой октавы.
  • Две трубы, одна серебряная, другая бронзовая, были найдены в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Были предположения, что они имеют магическую силу и их звук может вызывать начало войны.  На этих инструментах сыграли 1939 году, незадолго до Второй мировой войны, также трубы звучали перед войной в Персидском заливе в 1990 году, и не так давно на бронзовой трубе играли снова, за одну неделю до египетской революции 2011 года. 
  • Первая фабрика по изготовлению труб была основана в 1842 году в Париже выдающимся конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом.
  • Крупнейший ансамбль трубачей, в котором участвовали 1166 участников, выступил на концерте, организованном в городе Оруро, Боливия, 19 февраля 2006. Ансамбль трубачей был частью большого мероприятия с участием 5000 различных музыкантов.
  • Самая длинная шеренга из трубачей состояла из 105 исполнителей и была задействована в рамках мероприятия, организованного на футбольном стадионе города Эвелей, в Великобритании, 7 сентября 2014 года.
  • В Японии фирмой Тойота в 2005 году был разработан первый в мире робот, который может играть на трубе.
  • Tromba – так называют трубу итальянцы, trompette - французы, die Trompete - немцы, trumpet – американцы.
  • Знаменитая труба с изогнутым раструбом торговой марки «Мартен комитет», которая принадлежала джазовой легенде Диззи Гиллепси, была продана на аукционе Кристис в 1995 году за 55000 долларов.

 

 

Произведения для трубы

И. Гайдн - Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

Г. Томази - Концерт для трубы с оркестром (слушать)

 

 

Конструкция трубы

Современные трубы изготавливаются из латуни - это особый сплав меди и цинка, затем покрываются лаком или гальваническим покрытием с содержанием серебра, никеля, реже золота. Кроме латуни, трубы изготавливают из серебра, меди, а иногда из золота.

Труба имеет форму тонкого цилиндра, который остается неизменным по всей длине, что придает инструменту характерный для него живой звук. С одной стороны у трубы имеется расширенное отверстие чашевидной формы – это раструб, с другой - мундштук.

Этот инструмент, сложенный в два раза в форме овала, кажется очень компактным, но если его выпрямить, то длина составит 1,5 метра, а иногда и больше.

Труба состоит из следующих элементов: основная крона, раструб, добавочные кроны, вентили, мундштук.

Трубач с помощью всего 3 клапанов может извлекать 45 разных звуков.

 

Применение

Труба - это универсальный музыкальный инструмент. Спектр применения ее очень разнообразен - симфонический, духовой, эстрадный оркестры, джаз, фанк, ска – джаз, рок и многие другие музыкальные направления. Тембр трубы - яркий, чистый, чуть резковатый, очень часто привлекал внимание композиторов разных эпох. И.С. Бах, Л.В. Бетховен, И. Брамс, Ф. Лист, К. Дебюсси, Д. Верди, Ж. Бизе. Д. Гершвин, Г. Малер, М. Мусоргский, М. Равель, Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Д. Шостакович, П. Чайковский, Д. Верди и многие другие доверяли трубе сольные моменты. Трубы зазвучали в торжественных, героических, а иногда и лирических эпизодах.

В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль, она, как и скрипка в симфоническом, играет первый голос.

Примой труба является и в джазовой музыке. Символом и душой джаза она стала, когда появились такие разновидности жанра, как диксиленд, новоорлеанский джаз, чикагская школа и прочее.

 

Репертуар и известные исполнители

Техника исполнения на трубе и ее выразительные возможности очень большие, и, восхищаясь ее красивым и богатым звучанием, композиторы охотно писали для нее свои произведения. Следует особо отметить концертные произведения Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Гедике, С. Василенко, А. Арутюняна, А. Пахмутовой, М. Вайнберга, А.Томази, Р. Щедрина, Б. Блахера.

Исполнительский репертуар для трубы очень богат. Композиторы в своих произведениях показали, что этот инструмент также виртуозен как скрипка, нежен как человеческий голос и обладает стилистической пластичностью фортепиано, а известные исполнители-виртуозы, такие как  М. Андре, Л. Армстронг, Д. Гиллеспи, Т. Докшицер, К. Браун, М. Дэвис, С. Накаряков, Ч.Бейкер, А. Сандоваль, Э. Кэлверт, Г. Орвид, У. Морсалес, Ф. Хаббард  и многие другие доказали это своим мастерством.

  

 

Как выбрать трубу для ребенка

Труба – это инструмент, который, несомненно, привлекает к себе пристальное внимание, в том числе и детей. Если ребенок услышал трубу и выразил большое желание научиться играть на этом инструменте, что должны знать родители.  Во-первых, с обучением на трубе лучше всего не торопиться, начинать нужно в возрасте 10-12 лет, организм ребенка должен быть уже достаточно развит: хороший объем легких, развитая артикуляция и музыкальный слух. Учиться игре на трубе довольно не просто, трубач не видит клавиатуру, а только может мысленно представлять ее.  Ребенок должен быть готов хоть и не к продолжительным, но систематическим занятиям, только тогда инструмент будет покорным в руках юного музыканта. Если ваш ребенок еще довольно мал, чтобы приступать к занятиям на трубе, можно не откладывать начальный период музыкального образования, а сначала овладеть инструментом, который больше подходит по возрасту, например, пианино или блок- флейта. Это будет очень хорошей базой - ребенок познакомится с музыкальной грамотой, разовьет слух, память и внимание.

Занятия на трубе, как говорят врачи, очень благотворно сказываются на здоровье : укрепляют легкие и нервную систему. Непоседливые и неуравновешенные дети превращаются в спокойных и выдержанных.

Обучение необходимо начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой. Фирмы, которые выпускают трубы различных модификаций – это AMATI, BACH, BOSTON, BRAHNER, CONN, KING, ROY BENSON, VESTON, YAMAHA. Большинство моделей, предназначенных для начинающих музыкантов и студентов, достаточно высокого качества и по разумной цене. 

 

История трубы

История трубы начинается в далекие времена, сведения об этом инструменте доходят до нас из Древнего мира: Египта, Греции, Индии, Китая. Сохранились античные рисунки, на которых изображены люди, играющие на трубе,

В течение большей части своего существования, этот инструмент мог издавать только один или два звука и выполнял в основном функцию фанфары по особым случаям: придворные церемонии, рыцарские турниры, объявление о прибытии важных гостей, королевская свадьба. Труба также сопровождала религиозные обряды или военные действия, звучание ее было хорошо слышно на большие расстояния и сквозь грохот боя. На трубах играли специально обученные люди, к которым относились с большим уважением.

До 14-15 веков эти инструменты были довольно длинными, и играть на них было очень неудобно, тогда трубы начали скручивать и инструмент приобрел свою характерную форму. Но это еще были натуральные трубы, без вентилей, которые могли извлекать только звуки натурального звукоряда.

В 16 веке ремесленники из Нюрнберга (Германия) начали изготавливать и распространять эти инструменты по всей Европе. И в конце столетия трубы стали использовать в музыкальных произведениях, сначала низкий регистр, а затем и верхний.

В течение 17 и 18 веков натуральная труба достигла вершины своего развития и использовалась с большим успехом в составе оперного оркестра. Мы встречаем ее в произведениях Генделя и многих других композиторов. Роль трубы в то время очень скромная: несложные, короткие мелодии по звукам трезвучия, сигналы и участие в гармоническом сопровождении. Сложенная в традиционной форме, длина инструмента варьировалась от 1,8 до 2,5 м.

Очень важным событием в истории трубы стало ее механическое улучшение, изобретенное в 1814 году – это клапана. На трубе появилась возможность исполнять хроматический звукоряд, а также точнее интонировать. Звук стал красочнее и сильнее.  В 1832 году труба еще более усовершенствовалась: клапаны заменили на помповые вентили. Хроматическая труба очень долго внедрялась в оркестр, так как композиторы относились к ней с большой предосторожностью. Только в 1831 году новая труба вошла в состав оркестра, и первый, кто признал ее достоинства, был Р. Вагнер.

 

 

Труба - это удивительный музыкальный инструмент, который приковывает внимание и завораживает слушателей с первого звука. Она имеет не только славную историю и выделяется универсальностью своего использования, труба способна заполнить своим волшебным звучанием всю вселенную. Обо всех достоинствах этого инструмента, его неповторимом тембре или его богатой технике исполнения, можно рассказывать очень долго, но лучше всего, просто послушать как он звучит. 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Труба

soundtimes.ru

Туба — Википедия

Ту́ба (итал.  и лат.  tuba — труба[2]) — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Басовая разновидность бюгельгорна[3][2]. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а также мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Все чаще используется в джазовой, а также камерной музыке.

Первоначально в качестве основного басового инструмента использовался серпент, однако он не давал медной группе хорошего и устойчивого баса.

Первые попытки создать новый медный духовой инструмент низкого регистра взамен серпента относятся ко второй четверти XIX века. В 1835 году немецкие мастера музыкальных инструментов Вильгельм Виприхт и Карл Мориц в ходе экспериментов с серпентами и басовыми офиклеидами создали басовый инструмент и назвали его туба. Из-за неудачных мензурных отношений и конструкции мастера забросили своё изобретение. Но патент на инструмент был получен 12 сентября 1835 года. Это был инструмент в строе in F с пятью вентилями.

Как и многие другие духовые инструменты, современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Антуану Жозефу Саксу, он же Адольф Сакс (1814—1894), более известному изобретением саксофона. Спустя несколько лет «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту нужные мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился превосходной звучности.

Впервые использована в составе симфонического оркестра на премьере оперы Вагнера «Летучий голландец» двадцатого января 1843 года, с тех пор заняла там прочное место. Опера была написана несколько ранее — в 1841 году. В настоящее время иногда можно встретить тубу и в более ранних партитурах, но это всего лишь поздние переложения или замена тубой её предшественников в оркестре — разнообразных серпентов и басового офиклеида.

Туба имеет большие размеры. Её трубка вдвое длиннее трубки тенорового тромбона. Во время игры музыкант держит инструмент перед собой, на слегка раздвинутых коленях. Желательно не допускать наклона раструба и направлять его строго вверх, ввиду акустических особенностей инструмента. Расход воздуха на тубе огромен: иногда, особенно в forte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждом звуке.

Имеет от трех до пяти вентилей. Примерный диапазон контрабасовой тубы (партитурное название) или у исполнителей тубы in B и in C (конкретного и чётко обозначенного диапазона туба, как и все медные, не имеет) — от С1 (до контроктавы) до f1 (фа первой октавы). Также широкое применение имеют тубы в строе Es и F, на которых к применимому диапазону добавляется ещё одна октава вверх, а также ввиду тембральных характеристик — на этих инструментах чаще всего исполняются сольные произведения.

Тубы контрабасовая in B и басовая in Es — нетранспонирующие инструменты, поэтому ноты для неё пишутся в басовом ключе соответственно действительному звучанию и со знаками в ключе. В западной традиции присутствует практика записи нот для туб некоторых строев с транспонированием, иногда даже в скрипичном ключе.

На сегодняшний день используется тубы четырёх строев: контрабасовые in B, in C, и басовые in Es, in F. Тубы трех последних строев почти не используются в России и Восточной Европе, и почти весь репертуар исполняется на тубе in B. На Западе это считается «варварством» — оставлять из семейства 4 инструментов только один. Туба in Es в странах бывшего Советского Союза считается непрофессиональной (или даже учебной) и в симфоническом оркестре не используется, но занимает важное место в духовых оркестрах. Но во многих других странах играет роль сольного инструмента, наравне с тубой in F.

Верхний регистр инструмента звучит певуче и мягко, немного похож на валторновый. В случае использования контрабасовых инструментов (in B, in C) верхний регистр звучит слегка сдавленно. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. У многих исполнителей исполнение нот крайнего верхнего регистра затруднено, но очень часто прекрасный нижний регистр компенсирует этот недостаток.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или, ещё реже, три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Благодаря механизму вентилей или помп, туба является технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной (в случае применения контрабасовой тубы в строе си-бемоль), но в случае применения сольной тубы F технические и интонационные возможности значительно возрастают.

На тубе применяются вентильные трели; кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

Из-за довольно большого веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них, а также различного рода подставки. Обычно игра на тубе стоя — вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, нередки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра — это не портит внешний вид оркестра по фронту. Но в случае сольной игры, тубисты часто исполняют стоя, что позволяет чувствовать себя на сцене более свободно.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин[4]. На самом деле из-за очень широкого раструба сурдины малоэффективны на тубе и их отсутствие — небольшая потеря для тубы[5].

Сольные произведения[править | править код]

Соло в оркестре[править | править код]

Туба — самое последнее пополнение классического состава симфонического оркестра. С введением этого инструмента завершилось формирование симфонического оркестра[6]

  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Туба // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 259—297. — 447 с.
  • Черных А.В. Туба // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 103—104. — 320 с.
  • Чулаки М.И. Туба // Инструменты симфонического оркестра. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор, 2004. — С. 147—151. — 224 с.
  • Туба // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 625—626. — 1056 с.
  • Туба // Большая российская энциклопедия. Том 32. — М., 2016. — С. 469.

ru.wikipedia.org

Деревянные духовые музыкальные инструменты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 декабря 2018; проверки требуют 4 правки.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.

Некоторые современные инструменты такого типа (например, современная оркестровая флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с такими материалами, как наиболее распространенные пластик, серебро или специальные сплавы с серебрением. А саксофон, по принципу звукоизвлечения являющийся деревянным духовым, никогда не изготовлялся из дерева.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как балабан, дудук, жалейка, свирель, зурна, альбока.

История деревянных духовых инструментов[править | править код]

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. К деревянным духовым относят большую группу музыкальных инструментов объединенных материалом и способом извлечения воздуха. Одним из самых древних считается свирель-сиринга, представляющий собой закупоренную с одной из сторон трубку, в которой вызывается звук колебанием заключенного в ней воздушного столба. [1]

Классификация деревянных духовых инструментов[править | править код]

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

  • Лабиальные (от лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.
  • Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
    • Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.
    • Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук, зурна и др.

Применение деревянных духовых инструментов в музыке[править | править код]

В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп. В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы) применяются также в духовом оркестре и иногда в камерных ансамблях.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

Основные деревянные духовые инструменты[править | править код]

Современные
Старинные
  1. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — ACT : Слово, 2010. — 606 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  • Чулаки М.И. Деревянные духовые инструменты // Инструменты симфонического оркестра. — М.: Музыка, 1972. — С. 67—100. — 177 с.

ru.wikipedia.org


Смотрите также