Как называется инструмент на котором играют чукчи ртом


музыкальный инструмент народов севера. Как выбрать варган?

Человеку свойственно интересоваться чем-то таинственным, поэтому шаманизм зачастую играл важную роль в жизни людей. Загадочные обряды под трансовую музыку сопровождают нас на протяжении длительной части истории человечества. Одним из первых инструментов, сыгравших особую роль в этнической культуре разных народов земли, стал варган. Многие считают, что варган — губной музыкальный инструмент народов севера: якутов, чукчей, бурят, алтайцев. Кто-то имеет лишь общее представление и даже не знает его названия. На самом деле, варган — это нечто большее, чем простой в освоении самозвучащий язычковый инструмент, в основе звукоизвлечения которого лежит вибрация.

Классический музыкальный инструмент варган представляет собой язычок, закрепленный одним концом на металлической основе. Сам по себе он звучит тихо. Чтобы получить богатый звук, необходим человек. Достичь хорошего звучания можно, если приложить варган к зубам или губам, тогда рот и дыхание человека будут служить резонатором и усиливать звук. Народы севера дополняли игру на варгане горловым пением – исполнитель издавал звуки похожие на крики птиц и зверей. Природные звуки и ритмичный бой на варгане вводили в транс музыканта и окружающих. Таким образом предки лечили болезни и просили о милостях духов.

Где появился первый музыкальный инструмент варган?

История появления насчитывает тысячелетия. Первые находки датируются 3 тысячами лет до нашей эры. Изначально его делали из костей или дерева, реже из бамбука. Но подобные экземпляры были хрупкими. Поэтому, как только человек научился обрабатывать металл, следующие версии стали производиться из него.

Точное место появления варгана установить практически невозможно. Инструменты с похожим принципом игры возникали по всему миру, не сильно отличаясь друг от друга. Все они имеют свои названия. Их количество превышает сотню. Так, на Алтае его называют Комус, в Якутии — Хомус, в Татарстане и Башкирии — Кубыз, в Индии — Морсинг, бурятский варган — Аманхуур, чукотский — Комыс и так далее. Примечательно, что в Америке его называют еврейской арфой, объяснение этому не могут дать даже сами американцы. Считается, что такое название является ошибкой. Вероятнее всего, произошла путаница из-за созвучия в английском языке слов еврей (англ. jew) и челюсть (англ. jaw).

У каких народов встречается похожий на варган инструмент?

Якутский музыкальный инструмент варган (Хомус) — с громким звуком, характерными трескоподобными обертонами. Такое звучание достигается за счет увеличения размера язычка. Изготавливается из кованой стали. Считается классическим шаманским атрибутом. Самые ранние находки хомуса датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Сегодня хомус является частью национальной культуры, каждый в Якутии знает и уважает его. В городе Якутск организовали единственный в мире музей варгана.

Алтайский Комус — небольшого размера с гладко-овальной формой, обладает легким язычком. Согласно легендам, в древности алтайские женщины убаюкивали детей, играя на комусе, а также успокаивали скот. Комус - одна из самых известных разновидностей инструмента в России сегодня. Все больше алтайские варганы приобретают статус сувенира, но ещё находятся и почитатели древних традиций, желающие освоить настоящую игру на варгане. Немало мастеров изготавливают алтайские варганы ручной работы. Наибольшее распространение получили изделия Владимира Поткина и Темарцева.

Башкирский кубыз – отличается от алтайских материалом изготовления (полированная сталь), глубоким звучанием и изящными формами. Часто уральские варганы называют русскими. Популярный варган Глазырина имеет чувствительный язычок, реагирующий даже на легкое касание, поэтому его рекомендуют начинающим варганистам.

Немецкий маультроммель — обладает низким и мощным звучанием.

Вьетнамский варган — Дан Мои («для губ») — пластинчатый инструмент. В отличие от язычковых, прижимается к губам, а не зубам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.

Как выбрать варган?

Варганы бывают пластинчатые и язычковые. Рассмотрим несколько ключевых моментов, как выбрать варган музыкальный инструмент для начинающих и не ошибиться при покупке. 

Пластинчатые варганы являются самыми древними и изначально создавались в таком виде. Их конструкция более простая, хрупкая, прижимаются они к губам, а не зубам. Из-за этого исполнитель ощущает меньше вибрации, которая создает медитативный эффект от игры.

Более распространенный вид варганов — язычковые. Конструкция у них прочная и при игре инструмент прижимается к зубам. В основном первое знакомство происходит именно с таким варганом.


Эргономика

Варган должен быть удобный. При выборе стоит проверять как инструмент лежит во рту, не создает ли он лишнего дискомфорта. Очень важно его основание. Наиболее предпочтительным является круглое основание: за него удобно держать инструмент. Основание дает понимание о том, как варган вибрирует.

Далее нужно обратить внимание на язычок. Проверьте одинаково ли легко бить по язычку в обе стороны. Если удобно и не возникает дополнительных усилий с какой-то стороны, значит язычок хорошо сбалансирован. При отсутствии опыта игры, лучше обратиться к практикующему исполнителю или к консультанту магазина.

Звук

По звуку варган должен быть плотным и сфокусированным. Он должен не только хорошо звучать во вне, но и создавать глубокие вибрации внутрь исполнителя. Должно появиться ощущение связи: изменяя форму гортани, позицию языка, изменяется тембр и плотность звука. При этом некоторые более профессиональные варганы могут звучать плотно и сфокусировано вовнутрь, но у начинающих исполнителей просто не хватит мастерства, чтобы раскрыть их потенциал. Поэтому для первого знакомства лучше выбирать вариант с богатым и красивым звучанием.

Субъективно приятный

Варган должен быть приятен. Тактильные субъективные ощущения от игры - это то, на что нужно обратить внимание. Новичку, скорее всего, любой варган покажется неудобным и неприятным. Поэтому стоит попробовать несколько разных вариантов и выбрать тот, который субъективно больше всех остальных располагает к себе. Вместе с изучением эргономики и звука, приятный варган доставит массу новых эмоций приверженцам духовных практик.

Приобрести музыкальный инструмент варган можно в подарок, обычно он имеет деревянный футляр, украшенный выразительной резьбой. Стремление изучать этот инструмент, а через него познать себя и возможности своего тела – новая ступенька саморазвития.

Теги:  народные, варган

Музыкальный интернет-магазин Доминанта

8 800 500 78 89

Музыкальный интернет-магазин Доминанта

20-5000000RUB

Музыкальные инструменты, звуковое и световое оборудование.

8 800 500 78 89

Варган (Хомус, Кубыз): история, видео, интересные факты

Варган (Хомус, Кубыз)

 

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото:

   

   

 

Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар  и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.
  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.

  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

 

 

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

 

Разновидности

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

  • якутский хомус – изготавливается из кованой стали. Главное отличие – звук громкий и продолжительный с «трещащим» тембральным окрасом, что является результатом увеличенного размера язычка.
  • Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.
  • Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.
  • Непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

 

 

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов.  Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

 

Исполнители

Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, а вот виртуозное исполнение на инструменте доступно далеко не каждому, чтобы приобрести определенное мастерство необходимо много тренироваться. Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. Талантливых музыкантов, которые в нынешнее время поражают слушателей своей виртуозной игрой на инструменте довольно много, каждый варганист имеет свой неповторимый стиль исполнения. Одни исполнители не только виртуозно импровизируют, но и очень интересно экспериментируют в авангардных стилях современной музыки, другие очаровывают слушателей ансамблевым исполнением или «электронным» звучанием инструмента. Среди  варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную ( Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.

 

 

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке  Мольн  изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.

 

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем.  Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

 

 

Видео: слушать Варган

Варган – древний музыкальный инструмент наших предков. Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи они его подносят ко рту

Якутский хомус: как звучит древнейший музыкальный инструмент March 15th, 2017

Олена Подлужная - современный варган (хомус). "СКАЧКИ"

Удивительное сочетание современной музыки и инструмента, пришедшего из древности, завораживает. Его звучание - это голос сердца, который открывает дверцу в некие иные, непознанные миры.

Хомус - музыкальный инструмент, который пришёл из глубокой древности. Историки утверждают, что в том или ином виде этот инструмент существовал на всех континентах и у многих культур. Предположительно предком хомуса был охотничий лук. Человек упирался зубами в один его конец, а другой ставил на землю и извлекал звуки, дергая за тетиву.

Хомус был чрезвычайно популярен в России. Во время раскопок, проходивших в Великом Новгороде, археологи обнаружили хомусы 14-го века. А для народов Севера хомус был ещё и главным шаманских инструментом.

Сегодня центром изготовления варганов - Якутия. Причём якуты считают его не просто музыкальным инструментом, а способом выражения чувств, эмоций и настроения. Не обошли якутский варган стороной и современные музыканты. Послушайте композицию «Скачки» в исполнении Ольги Подлужной Уутай. Уникальное и гармоничное сочетание компьютерной электронной музыки и древнейшего на земле музыкального инструмента.

Recent Posts from This Journal

Цели урока:

  1. Познакомить с якутским народным инструментом Хомус.
  2. Расширить знания учащихся, развивать эмоциональные чувства
  3. проявить уважение к народной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой.

Оборудование: Компьютер, проектор, слайды, хомус, музыкальный центр, запись импровизации игры на хомусе,

  1. Организационный момент. Мотивационная начало урока. Постановка цели, Распевание.
  2. Вступительная беседа “Распространенный по всему свету музыкальный инструмент”.
  3. Основная часть: Музыкальный инструмент - Хомус
  4. Техника игры на хомусе.
  5. Заключительная часть

Ход урока

1. Добрый день (музыкальное приветствие)

Мы знаем виды музыкальных инструментов и их истории.

Скажите, какой инструмент у меня в руках?

Сегодня мы познакомимся и постараемся научиться играть на народном инструменте Якутии “Хомус”

2. Беседа “Распространенный по всему свету музыкальный инструмент”

Хомус – широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь. Превращая его в любимый всеми инструмент.

У якутского народа, наряду с другими видами музыкальных инструментов, с глубокой древности сохранился Хомус. Какие бывают хомусы в разных странах посмотрим в слайдах. (Слайд №4)

3. Основная часть урока: музыкальный инструмент – Хомус

Известны три разновидности хомуса:

  • деревянный;
  • железный;
  • двухязычный.

Традиционный классический железный хомус, широко распространенный в республике, состоит из подковообразного ободка в виде лиры с суживающимися двумя “щеками”. К середине ободка прикрепляется упругая стальная пла

почему русские забыли свой любимый музыкальный инструмент — Рамблер/субботний

В наши дни этот инструмент под названием хомуз/комуз считается принадлежностью исключительно народов Северной Азии и Сибири, тогда как исторически он был распространен именно у русских и назывался варган.

Сварганить мелодию

Исторически так назывался именно русский народный инструмент, общим наименованием типа стало лишь в первой половине XX века, когда русские уже накрепко забыли про его использование и он разве что остался у северных народов. Этимологически название восходит к славянскому «варга» — рот, уста, на что указывал еще Владимир Даль.

Есть богатая археология, подтверждающая распространение варгана в славянских и уже русских землях. В Белоруссии выкопаны варганы XI—XVIII веков. В Великом Новгороде археологи нашли на раскопках шесть варганов, датируемых XIII—XV веками и один найден на дне реки Волхов. В XIX веке варган широко использовали в поволжских губерниях.

Термин «варган» встречается уже в самом первом толковом словаре русского языка — «Словаре Академии Российской» 1789 года. Есть подтверждения использования термина в XV—XVII веках. Оставил варган след и в отечественной литературе — о нем писали Одоевский и Даль, он упоминается в песнопениях, сказаниях и поговорках. О русском варгане собрано немало материалов такими исследователями, музыковедами и фольклористами, как Владимир Поветкин, Константин Вертков, Николай Привалов, Артем Агажанов, Дмитрий Покровский.

Различают, как минимум, два вида варгана — пластинчатый и стержневой. Первый является продолговатой пластинкой с вырезанным в ней язычком. Стержневой — более поздний вариант, уже металлический, из двух частей: рамки и язычка, соединенных между собой ковкой. При изготовлении стержневого варгана использовалась не только бронза или железо, но даже и серебро.

Растяни меха, гармошка!

Несмотря на незамысловатость конструкции, варган способен издавать довольно изощренные мелодии, богатые тембром и диапазоном, в чем-то напоминающие исполнение на электронных инструментах. Это разнообразие и послужило практически повсеместному распространению варгана как музыкального сопровождения праздников и разного рода торжеств. Интересно, что в старину игра на варгане рассматривалась как способ гармонизации состояния и внутреннего мира человека, прочищения сознания, балансировки функционирования внутренних органов. Современные исследования подтвердили правильность подобных представлений.

Овладению игре на варгане исполнители отдавали годы, а то и десятилетия. Именно эта сложность в освоении стала причиной ухода варгана из русского быта, полагают исследователи. Вытеснению варгана способствовало распространение гармошки, аккордеона и баяна, искусство игры на которых давалось не в пример легче. Последний варганист фиксируется в Новгородской губернии в 1903 году. В Европе варган сходит со сцены примерно в это же время, но тут его вытеснила губная гармоника.

У народов Советской Азии, Алтая и Севера варган пережил репрессии сталинских годов, когда его запрещали как наследие шаманизма. Возрождение началось в 1960—1970-е годы с интереса к инструменту у ученых. В Якутии это был Иван Алексеев, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук. Сейчас он является президентом Международного центра варганной музыки, расположенного в Якутске, где есть Музей хомуса народов мира. В широких массах советского народа варган стал известен благодаря творчеству певца Кола Бельды.

Видео дня. Что увидели на Луне в телескоп с большим разрешением

Читайте также

Варган это — Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи (они его подносят ко рту)? — 3 ответа



что такое варган

Автор *@ Екатерина @ * задал вопрос в разделе Музыка

Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи (они его подносят ко рту)? и получил лучший ответ

Ответ от Победа[гуру]
Традиционный музыкальный инструмент пластинчатый варган (ванныярар) — "ротовой бубен" из березовой, бамбуковой (плавун) , костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.

Варган - самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира.

Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана: комуз (на Алтае) , хомус (в Якутии) , дрымба (на Украине, в Беларуси) , кубыз (в Башкирии) , зубанка (в России) , шон-кобыз (в Казахстане) , темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза) .

В Америке варган называют "еврейская лира" - Jew's harp (Jew harp, Jew's harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира. Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках - изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове .

Ответ от Карпов[активный]
Варган
Внешне варган выглядит как небольшое устройство, которое «играющий» одной рукой прикладывает к губам чтобы при помощи манипуляций большого пальца второй руки извлечь растянутое вибрирующее звучание. С виду он похож на музыкальный инструмент и официально даже называется «музыкальным инструментом» .
Для многих непосвящённых, звуки, издаваемые варганом давно считаются необходимой аранжировкой в музыкальных и псевдомузыкальных композициях коренных народов севера от эскимосов Гренландии до жителей Чукотки и Якутии. Между тем, игра на варгане это отнюдь не музыкальное упражнение, а само понятие «музыка» применительно к этому устройству является не более, чем названием побочного следствия его применения. Варган – это механический заменитель наркотиков.

Ответ от МиКСвеМ. .[новичек]
короче деманический инструмент

Ответ от Александра Петровская[мастер]
Варган, а ещё есть точно такой же инструмент, только казахский-называется шанкобыз, он считается шаманским инструментом, так что не каждый может себе позволить играть на нём. вот =)

Ответ от Денис ...[новичек]
У меня есть такой, только вот играть на нем я не фига не умею ))

Ответ от Crossroads[гуру]
варган
вот ссылка на варганную музыку

Ответ от Ins[гуру]
варган

Ответ от Ѐусский парень[гуру]
Варган.


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи (они его подносят ко рту)?

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Варган на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Варган

Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи (они его...

Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи (они его подносят ко рту)?

0

136

больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Ответы (7)

Варган Внешне варган выглядит как небольшое устройство, которое «играющий» одной рукой прикладывает к губам чтобы при помощи манипуляций большого пальца второй руки извлечь растянутое вибрирующее звучание. С виду он похож на музыкальный инструмент и официально даже называется «музыкальным инструментом» . Для многих непосвящённых, звуки, издаваемые варганом давно считаются необходимой аранжировкой в музыкальных и псевдомузыкальных композициях коренных народов севера от эскимосов Гренландии до жителей Чукотки и Якутии. Между тем, игра на варгане это отнюдь не музыкальное упражнение, а само понятие «музыка» применительно к этому устройству является не более, чем названием побочного следствия его применения. Варган – это механический заменитель наркотиков.

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

варган

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Варган.

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Варган, а ещё есть точно такой же инструмент, только казахский-называется шанкобыз, он считается шаманским инструментом, так что не каждый может себе позволить играть на нём. вот =)

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

У меня есть такой, только вот играть на нем я не фига не умею ))))

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

короче деманический инструмент

0

ответ написан больше 2лет назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Оставить ответ

Войдите, чтобы написать ответ

Чукотские песни, народная музыка и танцы — Арктический многоязычный портал — Wiki

Материал из Арктический многоязычный портал — Wiki

en:chukchi

Песни, народная музыка и танцы играли важную роль в трудовой и духовной жизни чукчей. Возникшая из реальных жизненных потребностей общества система художественно-образного отражения действительности со временем привела к выделению и совершенствованию отдельных видов народного искусства, в том числе музыкального. Песни и танцевальные мелодии стали исполняться не только во время праздников и религиозных ритуалов, но и в часы отдыха, для развлечения.

"Между чукчами есть свои легенды, предания старины и народная поэзия, выражаемая в играх и песнях, - писал А.А. Аргентов, - На игрищах песни поются с текстом; мотивы их довольно разнообразны... При пении чукчи делают выразительные жесты, мужчины бьют в бубны, мурлычат монотонно и соблюдают непременный такт.

По временам они подражают реву и крику различных животных и птиц, что делают с большим искусством" (Аргентов, 1857. С. 69). "Чукчи любят пение, - отмечает В.Г. Богораз, - особенно во время праздников. Каждая семья и даже каждый человек имеет несколько собственных напевов. Одни из них наследственные, другие собственного сочинения" (Богораз, 1934. С. 23).

Наивысшей организационной формой бытования народной музыки как искусства, стали возникшие в далеком прошлом и сохранившиеся до наших дней песенно-танцевальные соревнования. Они проводились как между художественно одаренными людьми одного селения, так и между жителями разных селений.

Победители награждались подарками. Иногда это были специально созданные в честь победителей песни. В 1938 г., например, в честь чукчи Атыка - победителя на песенно-танпевальном соревновании в городе Ном на Аляске была создана песня-подарок от эскимосов Аляски.

В далеком прошлом у оленеводов возник своеобразный прием гортанного (горлового) пения пилыъэйн'эн. Певец втягивает воздух, сжимает горловые связки, губы широко растягивает в стороны, и, вдыхая воздух, издает своеобразный ше¬лестящий звук. Меняя сжатие горла и растяжение губ, он изменяет высоту звука. Опытные певцы могут сочетать гортанное пение с обычным, именуемым типъэйн'эм, образуя два самостоятельных голоса-тембра. Пильгъэйн'эн обладает своеобразными художественными возможностями в изображении различных явлений природы, картин быта. В одних случаях это - бегущее стадо оленей, преследуемое волками, езда на оленях или весенняя тундра, покрытая цветами, перелет птиц, в других - различные трудовые процессы, настроения и переживания человека. В некоторых селениях Чукотки и сейчас устраиваются состязания в исполнении гортанных песен. Они носят название айн'арачвын - звукосоревнование.

Древние чукотские мелодии звучат и в наши дни. Сохранению их способствовала традиция передачи от поколения к поколению семейных, общинных песен с характерными ритмами и интонациями. Уже при рождении каждый чукча вместе с именем получает от родителей именную песню, сочиняемую в первые дни появления ребенка на свет. В ней отражаются те или иные черты новорожденного, мечты о его будущем. Вырастая, ребенок узнает и заучивает личные песни родителей, дедов, других родственников; став взрослым, сочиняет песни сам, в том числе личную именную песню. В ней он выражает свою индивидуальность, эмоциональный настрой.

Чукотская народная музыка развивалась преимущественно как вокальная. Она не имела музыкальных инструментов со строго фиксированной высотой звуков. Повсеместное признание и широкое применение получил лишь ударный инструмент бубен-ярар. А.А. Аргентов писал, что бубен "непременно имеется у каждого домохозяина. С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит". В.Г. Богораз дополнял: "Составным элементом домашней святыни является бубен-ярар... Каждая семья должна иметь свой бубен, упражнение на котором во время известных праздников обязательно для всех домочадцев, мужчин и женщин.,. В долгие зимние вечера чукчи берутся за бубен просто для развлечения" (Богораз, 19016. С. 51-52).

Играет на бубне обычно самый опытный музыкант, задавая певцам и танцорам ритм и динамику исполнения произведения. На праздничных торжествах, нередко на бубнах играют сразу несколько музыкантов. Есть танцы и пантоми¬мы, музыкальное сопровождение которых построено так, что в определенном месте пение прерывается на несколько тактов и пантомима продолжается только под аккомпанемент бубнов. В других случаях пантомима сопровождается только игрой на бубнах. Нередко солист сам аккомпанирует себе на бубне во время исполнения пантомимы. Следует заметить, что на всех смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, проводившихся в советские годы, ни один из чукотских любительских ансамблей ни разу не применял какой-либо музыкальный инструмент, кроме ярара.

Были у чукчей и другие музыкальные инструменты. В трудах В.Г. Богораза упоминаются простейшие духовые и шумовые (жужжалки, завывалки) музыкальные инструменты. Описывая, например, "праздник гагары", он отмечает, что "чукчи подражали пению этих птиц свистками, сделанными из гусиных перьев или из дерева с язычками из китовой кости". Народные песни исполняются по различным поводам, в различной обстановке. Некоторые воскрешают в памяти исполнителей и слушателей яркие картины происходивших когда-то событий. Эти "памятные песни" чаще всего являются семейной реликвией и не предназначены для публичного исполнения. Создаваемые в настоящее время новые песни-импровизации (личные, именные, памятные) обычно отражают радостные события в жизни человека, но создаются они по образцам песен предков, на основе их интонаций, характерных ритмов. Новым явлением в песенно-музыкальном творчестве чукчей является создание самобытными композиторами песен на стихи профессиональных чукотских поэтов - А. Кымытваль, В. Кеулькута, М. Вальгыргина.

Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место. Почти все праздники годового цикла оленных чукчей содержат древние представления о роли дикого оленя в жизни народа, сопровождаются театрализованными действиями, изображающи¬ми повадки оленя, различные моменты охоты. Некоторые танцы исполняются под своеобразный аккомпанемент - горловое пение. Такого рода танцы называются пичгъэйнен (горлом кричать). В обрядах и праздниках оседлых чукчей, также имевших промыслово-магический характер, чаще фигурировали морские животные, но общие закономерности проявлялись и здесь.

Другой тип танцев исполнялся под аккомпанемент бубнов. Если пичгъэйнен не имели стабильной формы, то в танцах с бубнами уже существует деление на две группы, определены места для танцоров и музыкантов, аккомпанирующих на бубнах. Аккомпаниаторы должны стоять спиной к входу, напротив них - пляшущие женщины. В.Г. Богораз отмечал, что такой способ танцев у чукчей носил название ветчальыт (стоящая), так как исполнители танцевали, почти не сходя с места.

Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался тевляыргын (стряхивание). В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был тевляыргын.

Наиболее древние черты плясок-пантомим сохранились в празднике "воскресения" зверей, где мужчины изображали охотников, а женщины - имитировали повадки зверей. Танцующие изображали успешную охоту, "заверяли" зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Судя по тому, что первые исследователи чукчей подчеркивали обязательность этого раздела ритуалов, можно предположить, что раньше эти пантомимы были центром всего празднества. Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обратил внимание Ф.П. Врангель, отмечавший, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика. В некоторых пантомимах она доминировала над всеми элементами. К сожалению, по имеющимся данным трудно составить представление о смысловой и целевой направленности этих танцев.

Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

Танцы чукчей - яркое и самобытное явление, корни которого затерялись в глубине веков. С достоверностью сказать можно лишь то, что в основе пластики чукотских танцев - подражание, имитация поведения животных, являвшихся основным объектом охоты. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства, умея одним-двумя движениями передать точное представление о звере. Танцы чукчей не отличаются подвижностью. Более активна верхняя часть туловища. Исполнители почти не сходят с места, раскачиваются из стороны в сторону, приседают, вытягиваются, двигают плечами и руками. Передвижения по площадке незначительны. Если танцуют одновременно несколько человек, движения их не согласуются. Исполнялись танцы довольно продолжительное время - 12-14 часов. Хореографическую часть обрядов и праздников начинали обычно их устроители, хозяин и хозяйка яранги.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: "Охота на моржа", "Охота на песца", "Охота на уток" и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы. Появились и новые формы коллективного исполнения танцев - национальные самодеятельные танцевальные ансамбли "Олененок", "Солнышко", "Белый парус", "Чукотские зори", "Ракушка" и др. Создание народных коллективов помогает сохранять богатства традиционного музыкального фольклора. В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль "Эргырон" ("Рассвет").

Е.П. Батьянова, И.С. Вдовин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков, В.А. Лыткин, В.А. Тураев
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

происхождение народа, где и как живут, фото

Чукчи, луораветланы, или чукоты, являются коренным народом крайнего северо-востока Азии. Род чукчи относится к агнатному, который объединен общностью огня, общим знаком тотема, единокровностью по мужской линии, религиозными обрядами и родовой местью. Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Есть и чукчи собаководы, которые разводили собак.

Название

Якуты, эвены и русские с 17 века начали называть чукчей чукотским словом чаучу, или чавчу, которое в переводе означает «богатый оленями».

Где живут

Народ чукчи занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирки. Основная часть населения проживает на Чукотке и в Чукотском автономном округе.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкие родственники чукотского языка — корякский, керекский, который к концу 20 века исчез, и алюторский. Типологически чукотский относится к инкорпорирующим языкам.

Чукотским пастухом по имени Теневиль в 1930-х годах была создана оригинальная идеографическая письменность (хотя на сегодняшний день точно не доказано, было ли письмо идеографическим или словесно-слоговым. Эта письменность, к сожалению, не получила широкого употребления. Чукчи с 1930-х годов пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература в основном создается на русском языке.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Численность

В 2002 году была проведена очередная Всероссийская перепись населения, по итогам которой количество чукчей составляло 15767 человек. После проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году число составило 15908 человек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни чукчей мала. Те, кто живет в естественных условиях, доживают до 42-45 лет. Основными причинами высокой смертности является злоупотребление алкоголем, курение и плохое питание. На сегодняшний день к этим проблемам присоединились наркотики. На Чукотке очень мало долгожителей, около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость, и все это в совокупности, к сожалению, может привести к вымиранию народа чукчей.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Характер

Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.

Религия

Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.

У каждой семьи есть свои семейные святыни:

  • наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня;
  • семейный бубен;
  • связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»;
  • деревяшки с изображениями предков.

К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.

Известные люди

Несмотря на то, что чукчи — народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Инструменты русского народного оркестра

Инструменты русского народного оркестра

 

Культурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.

 

 

Инструменты русского народного оркестра

Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая - баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные.

 

Струнные инструменты народного оркестра

Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.

Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы - связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты. Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора.

Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.

  • «Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 - ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже.
  • «Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко.
  • «Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше.
  • «Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко.
  • «Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе.
  • «Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко.

 

 

Балалайка

Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр - нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном.

  • «Прима». Общий диапазон инструмента - от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон - от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
  • «Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка - 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию.
  • «Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка - 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре - это аккомпанирующий инструмент.
  • «Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка - 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы.
  • «Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка - 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения.

 

Гусли

Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли.

  • Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе.
  • Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон - пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук.

 

 

Гармоники

Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.

  • Гармоника - сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы.
  • Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы.
  • Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы.
  • Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы.

Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты - пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая.

 

Духовые инструменты

В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок.

Народные духовые инструменты

  • Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
  • Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр - 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом.
  • Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки.
  • Кугиклы - эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически.

 

 

Европейские духовые инструменты

  • Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон - от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью.
  • Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший.
  • Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью.
  • Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон - от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания.

 

 

Ударные инструменты народного оркестра

В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.

  • Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
  • Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук.
  • Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
  • Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох.
  • Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.


 

Интересные факты

  • В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
  • В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
  • В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
  • Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
  • В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.

 

 

Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.

 

 

Инструменты русского народного оркестра


Смотрите также