Как научиться очень хорошо играть в шахматы


Как научиться хорошо играть в шахматы, самостоятельно и онлайн

Игра в шахматы безусловно развивает и не даст вашему мозгу засохнуть. Согласно Википедии еще в 1950 году, товарищ по фамилии Шеннон вычислил, что кол-во неповторящихся шахматных партий составляет как минимум 10120 ,что согласитесь, дает возможность разгуляться вашему серому веществу.

Сам я плохо (реально плохо) играю в шахматы и последний раз играл в них в детстве. С тех пор я знаю точно, что даже не всякого школьника смогу обыграть, не говоря уже о тех, кто старше. Но даже для таких как я можно найти соперника соответствующего уровня и подтянуть свою игру ! Я открыл для себя (и это не реклама!) сайт CHESS.COM

Как научиться играть шахматы онлайн с нуля

Я открыл для себя (и это не реклама!) сайт CHESS.COM , преимуществ море :

  • Сайт поддерживает множество языков
  • Вы за минуту найдете соперника соответствующего вам уровня
  • Вы получаете множество ежедневных бесплатных уроков с нулевого уровня
  • Вы получаете ежедневные несколько задач, призванных помочь вам улучшить вашу игру в плане принятия решения на разных стадиях игры
  • И самое главное — вы можете играть на любых устройствах ! Поддерживается абсолютно все  — хотите играйте прямо на сайте, хотите на iPhone или Android.
  • Сохраняется история ваших игр и присутствует возможность анализа сыгранных партий с подсказками ваших ошибок !
  • За каждую игру вам насчитываются единицы рейтинга в зависимости от вашей игры и результата — что затем позволяет подбирать для вас соперника соответствующего уровня.

Важно

вы не обязаны проводить в игре по несколько часов. Просто начинайте игру и выставляйте нужную вам скорость игры — к примеру 1 ход в день, или 1 ход в три дня !

Это действительно круто. Я обычно выбираю 5-10 игроков своего уровня, выставляю скорость 1-3 дня на ход и все ! Как только соперник сделал свой ход — я не обязан отвечать ему немедленно, бросая все дела. Я смогу походить в удобное мне время. Чаще всего я делаю ходы по всем соперникам вечером, приходя домой после работы + смотрю одно обучающее видео.

Кстати Apple Watch тоже поддерживаются и позволяют вам немедленно получать уведомление о вашем ходе со скриншотом текущего положения фигур на доске.

Огромным преимуществом является наличие бесплатных уроков и видео-материалов для совсем начинающих игроков, это действительно позволило мне подтянуть мою игру на шаг выше.

Однако друзей, которые в детстве ходили в шахматную школу я пока переиграть не могу 🙂 Но таких-де начинающих как я — периодически обыгрываю и начинаю понимать игру чуть лучше.

Единственный минус — уроки на английском языке, но начального уровня вполне должно хватить для понимания.

advicetime.net

Как научиться хорошо играть в шахматы

Как самостоятельно научиться хорошо играть в шахматы

Чтобы действительно научиться играть в шахматы и стать приличным шахматистом-любителем, ничего, кроме вашего желания, не надо.

Для того чтобы выиграть в лотерею, нужно купить сначала лотерейный билет. А чтобы научиться играть в шахматы, сначала надо купить сами шахматы. Не покупайте шахматы с мелкими фигурами и маленькой доской.

Доска должна быть большая, не меньше 40-50 см. Шахматные фигуры по размеру должны соответствовать.

Скачать игру на компьютер

Играть с реальными людьми (бесплатно)

Не покупайте шахматы со стилизованными фигурами.

Фигуры должны быть классическими.

Следующий шаг вашего становления как шахматиста – это выбор шахматного учебника, по которому вы будете постигать тонкости этой игры. Купите единственный приличный шахматный учебник из всех, которые я видел: Кобленц Александр "Школа шахматной игры". Последний раз этот суперучебник издавался издательством Рига, «Латвийское Государственное Издательство» в 1962 г. 346 стр.

Эта книга содержит основы теоретических знаний в области начала, середины и окончания шахматной партии. В ней все понятно, написано «человеческим языком» и нет логических провалов, чем грешат аналогичные опусы других авторов.

Каждый шаг там поясняется (почему надо пойти так и что будет, если пойти эдак). Кроме того, ни в одной шахматной книге нет такой полной и всеобъемлющей теории дебютов.

Дело в том, что в ХХ веке теория шахмат поднялась на такую высоту, что все дебютные ходы, т.е. начало шахматной партии, первые 20-30 ходов досконально изучены гроссмейстерами этой игры. И практически дебюты разыгрываются мастерами автоматически.

Послушайте моего совета и даже в руки не берите никаких других учебников по шахматам. Если не сможете найти эту книгу в продаже, скачайте ее здесь: http://webchess.ru/ebook/40.html

После того как вы «пройдете» учебник Кобленца, считайте, что вы имеете теоретическую базу второго шахматного разряда (а это очень приличный уровень для любителя).

Теперь вам нужна игровая практика. Помните, как говорил великий комбинатор? Для того чтобы хорошо играть в шахматы, надо постоянно тренироваться в шашки.

Перефразируя г-на Бендера, скажем так: чем чаще вы будете играть в шахматы, тем больше будете повышать свой уровень шахматиста. В 7-й версии Windows есть игра Chess Titans http://chirurgiact.com/articles/review/1. />

В этой игре можно брать ходы назад и менять уровень игрока-соперника. Рекомендую воспользоваться компьютерным соперником и почаще играть. Начинайте с нижнего уровня и постепенно повышайте.

Абсолютно бессмысленно играть в шахматы со слабым соперником (если вы не играете на деньги).

Чтобы прогрессировать как шахматисту, нужно играть с соперником, который сильнее вас. Когда будете брать неудачные ходы назад, анализируйте свои промахи. Сделайте другой ход. Если он окажется опять неудачным, еще раз отмените его.

И так до тех пор, пока вы не найдете правильного хода.

Еще рекомендую записывать ходы. Это тоже поможет при анализе партии.

Постоянный адрес статьи:

Поделитесь статьей с друзьями:

Интересное видео по теме


game-onlaine.ru

3 Упражнения, которые улучшат Вашу Шахматную концентрацию

Упражнение 1: Следить за часами

Способность полностью сконцентрироваться на позиции – это умение, которым обладают все шахматные Гроссмейстеры. Без него практически невозможно просчитать позицию на много ходов вперед и найти лучший ход после нескольких часов игры. У некоторых шахматистов изначально есть эта способность к концентрации, в то время, как большинству других нужно упорно работать, чтобы развить этот важный навык.

Это первое и очень эффективное упражнение, которое научит вас полностью концентрироваться на предмете интереса. Следуйте глазами за секундной стрелкой на аналоговых часах; не позволяйте ни одной мысли влезть в вашу голову. Думайте только об этой секундной стрелке. Цель упражнения заключается в том, чтобы научиться поддерживать концентрацию в течение 2-3 минут. Если какая-нибудь случайная мысль «влетела» в вашу голову, то начните отсчет времени заново. Повторяйте данное упражнение каждый день в течение не менее одной недели.

Упражнение 2: Крестики-Нолики

Вы наверно задаете вопрос, чем эта простая игра поможет повысить шахматный уровень? На самом деле, она может значительно повысить некоторые из самых важных навыков, необходимых для улучшения шахматного уровня. В этом упражнении необходимо двум игрокам играть в Крестики-Нолики «вслепую» (т.е. с завязанными глазами), визуализируя доску в голове. Третье лицо действует как рефери, который делает запись всех ходов на листке бумаги. Это упражнение не только помогает «прокачать» навык концентрации, но оно также улучшает общую способность к визуализации, что не хватает многим шахматистам.

Подсказка: Вы можете использовать определенную систему координат, чтобы называть ходы (см. рисунок). После того, как игра 3x3 станет слишком простой, можно ее усложнить, увеличив поле до 4x4 и 5x5.

Упражнение 3: Прогулка Королем

Это еще один вариант игры с завязанными глазами. Король располагается в центре доски. Два игрока должны визуализировать положение короля и "ходить" им, указывая направление. В этом упражнении Король может перемещаться только по горизонтали или по вертикали (влево, вправо, вверх, вниз). По диагонали ходить нельзя. Третье лицо выступает в качестве арбитра, записывая ходы. Цель состоит в том, чтобы сохранить короля на доске. Игрок, который уведет короля с доски, проигрывает. Это упражнение улучшить вашу способность к концентрации, а также навык визуализации.

Когда это упражнение станет слишком простым, Вы можете на доску добавить немного пешек. Пешки забирать нельзя, а также нельзя вставать на поле, которое занято пешкой.

Бонусное Упражнение: Черная точка

Это очень старое упражнение, которое предлагается многими психологами по всему миру, чтобы помочь улучшить способность к концентрации. Прежде всего, необходимо нарисовать черную точку на листе бумаги и поместить ее на уровне ваших глаз. Вы должны легко видеть эту точку, не напрягая зрение. Вам нужно расслабиться и смотреть на точку в течение нескольких секунд. Через некоторое время Вам будет «казаться», что вы касаетесь точки глазами. Это означает, что вы достигли полной концентрации. Повторяйте данное упражнение каждый день в течение не менее одной недели.

Чтобы бороться с грубыми ошибками, находить правильный план в сложных позициях, усилить свое позиционное и тактическое зрение, мы рекомендуем Вам подписаться на наших обучающий курс. Сотни шахматистов уже получили выгоду от нашего обучения. Не ждите, начните выигрывать в шахматы уже сегодня.

xchess.ru

Концентрироваться на проблеме и бороться со стрессом. Как умение играть в шахматы может пригодиться в жизни и работе?

Алексей Луговой: Любой ребенок лучше всего усваивает информацию, когда играет. Шахматам невозможно научиться, если тебе что-то объясняют [только в теории]. Во-первых, это скучно; во-вторых, знания не усваиваются: очень много правил, много фигур, они все по-разному ходят. Поэтому перед ребенком стоит сложная задача: сначала всё выучить, а потом это как-то совместить. Это достаточно длительный процесс.

Кроме того, детям нужно общество. Это игра, где необходимо, чтобы они видели других детей, соперников, так они обучаются намного быстрее. Иначе им будет скучно.

Алексей Луговой: Дети начинают тут же обучаться лучше в каких-то других областях, как я замечал. Как это связано? Обучение одной сложной модели помогает лучше схватывать остальное. При мне мальчик, научившись играть в шахматы, стал мгновенно осваивать любые другие игры, хотя до этого так не получалось.

Детям нужна тактильность. Есть интересные и по-настоящему красивые компьютерные игры. Но, как ни странно, возможность потрогать и увидеть объем тоже что-то двигает в голове. [Шахматы на доске] в каком-то смысле сложнее для ребенка, чем просто экран монитора.

Фото: «Медный всадник»

Алексей Луговой: Мы все с детства тренируемся принимать решения. За некоторых это делают родители — и это очень заметно. Например, в шахматах есть часы: когда делается ход, кнопка пережимается. Бывают люди, которые начинают долго думать и у них остается мало времени. Почему дети долго думают? Часто это связано с тем, что мама или папа в детстве ничего не позволяли. И им тяжело, нет привычки [самостоятельно принимать решение] — отсюда мучения, колебания. А в шахматах ты вынужден принимать решения — хорошие или плохие.

Алексей Луговой: Несомненно в шахматах тренируется усидчивость. Принципиально важно внимание, потому что фигур много, правил много, доска большая. Она только с виду кажется маленькой — дети же обычно видят только часть доски, их внимание сходу не может охватить всё поле.

Когда маленькие дети приходят, чаще всего спешат: думать не хочется. Вообще я замечал, что это глобальная проблема современных детей: заставить их думать очень непросто. Есть какая-то гиперактивность (хотя это не повально). Бывают очень непростые дети, и многие приводят их заниматься сюда. И им помогает.

Надо понимать, что дети не знают, что такое думать. На самом деле и не каждый взрослый это объяснит. По сути, [в шахматах] всё сводится к выбору: надо выбрать одно, второе, третье; как-то это систематизировать в голове; вовремя остановиться, понять, где встанешь. Определить, почему [ставить фигуру] там лучше, чем здесь? Надо ребенку на доступном языке объяснить, как он должен делать эту работу внутри себя.

Игорь Болотинский: Концентрация бывает очень полезна не только в шахматах. Мало кто понимает, что, хотя мы занимается самой игрой, в итоге получается, что не только. Я приведу пример одного знакомого: он достиг уровня кандидата в мастера и бросил шахматы. Но он объяснял, что конкретно они ему дали, — умение концентрироваться. Причем так, что он всё остальное «выключает» и остается только проблема, которую надо решить. Когда у него встал серьезный вопрос [на работе], он два дня им занимался и не выходил из кабинета. За это время решил проблему и выдал конечный результат. Таких примеров много: среди шахматистов полно удачливых бизнесменов, то есть тех, кто умеет оценить степень рисков, проанализировать развитие [компании].

Игорь Болотинский: Чему учат шахматы с точки зрения игры? Расчету вариантов. Допустим, вы идете по дороге и попали на перекресток, где еще 20 дорог. И вам нужно найти правильную. Вы начинаете рассчитывать. Вначале, конечно, получается очень плохо — на уровне «я пойду туда». А что произойдет дальше — не считается. Но потом начинается более длинный расчет. По жизни это встречается где угодно.

Один из чемпионов мира Михаил Таль говорил, что для него самое интересное в шахматах — это увидеть, что противник подготовил ему ловушку, но за ней больше ничего нет. Это самое гениальное, потому что обычно, когда шахматист видит ловушку, он идет другой дорогой. А Таль искал, что было дальше.

Алексей Луговой: Мы дисциплинируем мышление. Почему не все могут считать на два хода вперед? Очень просто: они начинают расчет и забывают контролировать весь спектр, а это надо делать на каждом ходу. И даже очень приличные шахматисты пропускают неприятности буквально сразу — только за счет того, что дисциплина мышления отсутствует. Это легко распространить на другие моменты в жизни.

Алексей Луговой: Пока они совсем маленькие, играют инстинктами. Приходится их обучать контролю. Есть и чисто спортивные моменты: например, ребенок играет, всё нормально, а потом он ошибся — и видит это. А соперник «наказал» — и это психологически очень неприятно. Я знал девочку, очень серьезную, у которой текли слезы, когда она ошибалась. Больше никаких внешних реакций. Потом она брала себя в руки и делала ответный ход. Так случалось не один раз за партию. Некоторых приходится учить реагировать, потому что если ты излишне расстроишься, то будешь играть плохо.

Алексей Луговой: Давит и время, и соперник, и турнирная ситуация, и выигрывать нужно — вот откуда появляется напряжение. Ребенок потихоньку учится адаптироваться: играет один турнир, второй, десятый. Постепенно у него появляется навык [с этим справляться]. Понятно, что если туда посадить обычного человека, он не выдержит и часа. У организма должна быть адаптация. Эти механизмы вырабатываются только практикой.

Алексей Луговой: Шахматы — это не математика. Здесь задача не точная. Она, наверно, будет точной лет через пять, когда нейросеть окончательно всё высчитает, но пока к нам это отношения не имеет. Это абсолютная неправда, [что для шахмат нужен математический склад ума]. Были хорошие шахматисты с математическими способностями, а были те, у кого их вообще не было. Но играли и те, и другие.

Есть люди, которые вообще не любят считать, их называют «интуитивные шахматисты». Они к математике отношения не имеют, а играют шикарно. Это какое-то внутреннее чувство гармонии. У одного оно есть, а у другого нет.

paperpaper.ru

Игра в шахматы вслепую (не глядя на доску)

Данная статья появилась на сайте ChessWood.ru в связи с тем, что многие любите шахмат задают следующие вопросы:

  • «Надо ли начинающим шахматистам учиться играть не смотря на доску?»
  • «Улучшает ли технику счета вариантов в шахматах практика игры вслепую?»
  • «Если научиться играть вслепую, улучшится ли от этого качество игры в обычных партиях?»

Исследования гроссмейстера Крогиуса

По страницам старых журналов «ШАХМАТЫ»(Рига), 1976 № 16

Просматривая старые шахматные журналы, главным образом, русские, немецкие и австрийские конца XIX века и первого десятилетия нынешнего столетия, я познакомился с рядом материалов, которые, вероятно, будут небезынтересны и для современных шахматистов. Предлагаю вниманию читателя рассказ об этих материалах.

По-видимому, первым профессиональным психологом, использовавшим шахматы для научных исследований, был директор института экспериментальной психологии в Париже Анри Бинэ.

Он интересовался психологией памяти и для изучения этой проблемы привлек шахматы. Как сообщает журнал «Шахматы» издания А. С. Суворина за 1894 год, профессор А. Бинэ в 1892 году обратился с анкетой, содержащей 14 вопросов к видным шахматистам того времени. Откликнулись многие. Всего А. Бинэ получил 62 ответа. Анкета касалась преимущественно игры вслепую. Но обобщение ответов дало много ценного и для понимания психологии обычной игры.

Приведем вопросы анкеты:

  1. Можете ли играть, не глядя на доску? Сколько партий одновременно?
  2. К какому классу игры относите себя?
  3. Какова ваша обычная память? Хороший ли вы математик? Хорошо ли считаете в уме?
  4. Как вы представляете позицию в игре вслепую? Как происходит припоминание позиции при переходе от одной партии к другой?
  5. Буквально ли представляете в уме доску и фигуры?
  6. Представляете ли доску в целом или часть доски?
  7. Представляете ли цвет фигур?
  8. Представляете ли цвет полей?
  9. Представляете ли форму фигур?
  10. Представляете ли форму доски?
  11. Соединяется ли в уме форма фигуры с ее пространственным перемещением?
  12. Произносите ли мысленно слова во время игры?
  13. Представляете ли, как играют незрячие шахматисты?
  14. Как далеко можете рассчитать варианты в уме?

Зигберт Тарраш (Siegbert Tarrasch) — один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории

Среди полученных ответов наиболее интересны замечания Зигберта Тарраша. З. Тарраш, например, писал: «Моя память несколько выше средней. Но память на имена и лица очень плохая. Но то, что я изучаю с интересом…на это память хорошая. Я помню многое из Гомера, Софокла, Горация… Моя шахматная память особенно хороша, потому что шахматы меня интересуют больше всего. Я могу в короткое время вспомнить партию, которую играл в Берлине 12 лет назад. При этом вначале вспомнилась идея… Математик я средний… Счет в уме проводил плохо. Это было заметно уже в школе».

«Я, конечно, способен представить всю позицию перед глазами, но это тяжело. В памяти остается главное, существенное для той или иной позиции. …Вообще, вся игра построена на смысловой памяти… Мне передают, например, что в партии № 4 сделан ход Кре8—d8. Из хаоса, царящего в голове, я начинаю вспоминать, думать — что значит этот ход. Вспоминаю — был королевский гамбит, он дал мне пожертвовать слона на f7 — брать нельзя — поэтому и отошел на d8. Такова логическая цепь воспоминаний».

Далее, рассказывая о представлении в уме фигур и доски, 3. Тарраш отметил, что мысль шахматиста отвлекается от формы, цвета фигур и оперирует функциональными связями фигур на доске. «Внешние особенности не важны. Я их не замечаю. Я вижу план».
На основании проведенных исследований А. Бинэ выступил в 1893 году с докладом в Сорбоннском университете, а в 1894 году издал книгу. В результате обобщения данных анкетного обследования А. Бинэ сделал следующие выводы.

Лучше играет тот, кто правильнее оценивает позицию и дальше рассчитывает варианты. Как видим, это вывод, разделяемый многими и сейчас. Правда, А. Бинэ переоценивал счетные способности шахматистов. Он поверил С. Розенталю, который мистифицировал парижского профессора заявлением, что может рассчитать варианты на несколько… сот ходов вперед!?

  1. А. Бинэ считал, что между математикой и шахматами нет тождества. «это, как бы, параллельные линии умственной работы». Предположение А. Бинэ подтвердилось. В ряде работ советских психологов показано, что между математическими и шахматными способностями нет прямой связи.
  2. Полемизируя с 3. Таррашем, который говорил: «Всякая игра ведется в сущности вслепую. Всякая комбинация в 5—6 ходов просматривается в уме. Доска и фигуры только мешают расчетам». А. Бинэ справедливо отметил: «Играя с доской приходится мысленно представлять только будущее расположение фигур, а без доски и настоящее».
  3. Шахматная борьба не может быть сведена к способностям запоминать, — указывал А. Бинэ. Нельзя и чисто рациональными приемами объяснить богатство шахматного творчества». Подчеркивая роль интуиции, А. Бинэ писал: «Я схватываю его (положение на доске — Н. К.) как музыкант схватывает аккорд, в его целом».
  4. Подробнее останавливаясь на характеристике памяти шахматистов, А. Бинэ подчеркивает определенную роль смысловой, логической памяти, по сравнению со зрительной. Он пишет: «…если шахматисты и пользуются зрительной памятью, то она совершенно отличается от зрительной памяти живописцев. Это не живая конкретная память, а скорее память абстрактная, которую можно было бы назвать памятью геометрической».
  5. Вероятно, А. Бинэ переоценивал значение внутренней речи в процессе обдумывания. Он указывал: «Внутренняя речь… беспрестанно используется в рассуждениях и расчетах. Всякий шахматист, без сомнения, произносит шепотом свои рассуждения и бормочет во время игры: молчат только немые».

Позднейшие исследования, в частности советского мастера и психолога Б. Блюменфельда не подтвердили мнения А. Бинэ. Было доказано, что внутренняя речь в процессе игры носит либо крайне свернутый характер, либо вообще отсутствует. Шахматист мыслит преимущественно образами.

В целом А. Бинэ заключает, что мышление шахматистов является очень сложным и разнообразным. «Если бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное брожение состояний сознания, по сравнению с которыми все наши самые тщательные описания — только грубые схемы».

Результаты исследования оказались богаче, чем предполагалось. А. Бинэ рассчитывал получить данные о развитии памяти, а фактически получилась интересная работа не только о памяти, но и о мышлении шахматистов. Многие положения применимы не только к игре вслепую, но и к игре за доской.

А характеристика игры вслепую оказалась настолько точной, что все последующие исследования (Г. Марко, А. Алехин, Л. Франк) неизменно подтверждали выводы, сделанные А. Бинэ.

Шахматисты должны быть благодарны французскому ученому. А. Бинэ был первым, кому удалось доказательно охарактеризовать шахматную деятельность как деятельность, обладающую высоким творческим содержанием.

Сам А. Бинэ не был сильным шахматистом, но страстно любил шахматы и неоднократно подчеркивал положительное значение шахмат для развития интеллекта и характера.

* * *
Перейдем теперь к вопросу о том, как в рассматриваемый период расценивалась воспитательная роль шахмат. Ныне общепризнанно значение шахмат для развития мышления человека. В те же времена по этому вопросу велись жаркие дискуссии. Особенно живо обсуждалась проблема преподавания шахмат в школе.

И. Манхаймер на страницах «Deutsches Wochenschach» за 1904 год выступил с резкой критикой шахмат. Автор утверждал, что занятия шахматами — это лишь дополнительная нагрузка для учащихся, что они отнимают время и ничего не дают взамен. Статья заканчивалась фразой: «Итак, шахматы в школе? Нет!».

С противоположным мнением выступали Г. Марко, О. Кох, З. Тарраш. Г. Марко отмечал, что шахматы отвечают всем требованиям подлинной педагогики. Они развивают ум, способствуют развитию воображения, учат терпению и т. д. А З.Тарраш прямо предлагал органам просвещения незамедлительно решить вопрос о введении преподавания шахмат в старших классах средних учебных заведений.

Обсуждался и вопрос — нужно ли для успехов в шахматах наличие высокой общей культуры, образования?
В журнале «Wiener Schachzeitung» за 1906 год в связи с этим выступил М. Вейс. Он писал: «Игра Ласкера показала связь между научным мышлением и шахматными успехами». Далее автор указывает, что для продвижения в шахматах нужны талант, хорошая память, упорство и наличие общей эрудиции.
Общая культура, как справедливо замечает М. Вейс, дает лучшее умение использовать разнообразные методы умственного труда, умение подходить к решению конкретных задач шире и оригинальнее.

Дебатировался в то время и актуальный вопрос современных шахмат — что они представляют собой: науку, искусство, спорт?
Любопытно, что особенно горячо ратовал за признание шахмат как своеобразного искусства 3.Тарраш. В журнале «Шахматное обозрение» за 1910 год мы находим следующие строки: «Шахматная игра имеет впереди большое будущее. Все более и более утверждается мнение, что она в том виде, в каком существует теперь, не только игра, но и своего рода произведение искусства… И, действительно, шахматная игра не только искусство по самому характеру своему, но и по тому впечатлению, которое она производит на зрителя.

Красивая шахматная партия, так же как и всякое другое произведение искусства, вызывает у играющего и у зрителя самые разнообразные эстетические эмоции. То обстоятельство, что шахматная игра вместо игры в узком смысле этого слова все больше и больше становится самостоятельным искусством, чувствуется и в социальном значении, которое она приобретает».

После проигрыша матча на первенство мира Эм. Ласкеру (1908 г.) 3. Тарраша спросили: «Теперь вы навсегда распрощаетесь с игрой?» 3. Тарраш сказал: «С игрой? Вы полагаете, что я посвятил четверть столетия игре? Собственно шахматы это спорт, но в своей сущности они искусство. Разве не дают шахматы эстетическое удовлетворение как каждое другое искусство?». Жаль, что 3. Тарраш не оставил систематизированного изложения своих взглядов на шахматы. Известно, например, что позднее в ряде интервью он подчеркивал первостепенную значимость спортивного элемента в шахматах, а в книгах излагал материал так, как это принято в науке.

Надо ли учиться играть вслепую?

На одном из шахматных форумов, один из участников утверждал, что игра вслепую несет вред для здоровья. Чтобы ответить на поставленный один вопрос, попробуем найти ответ на другой «Все ли сильнейшие шахматисты планеты могут играть вслепую?». По нашим данным, игра вслепую обыденное дело не только для топовых шахматистов типа Александра Морозовеча, но и для шахматистов уровня КМС (кандидат в мастера спорта). В подтверждение наших слов, предлагаем посмотреть небольшой сюжет, в котором КМС Михаил Стровский (г. Екатеринбург) проводит сеанс одновременной игры вслепую на 8 досках.


Справедливости ради надо заметить, что судя по сюжету, Михаил Стровский сам вел запись партий и мог видеть записи всех ходов.

Двенадцатая чемпионка мира по шахматам среди женщин Александра Костенюк, в своей книге «Как стать гроссмейстером в 14 лет», рассказывает, как она со своей младшей сестрой, решали шахматные задачи в уме.

Сеансы игры вслепую известных шахматистов

Многие известные шахматисты проводили сеансы одновременно игры вслепую. Рекордсменами являются Мигель Найдорф (сеанс на 45 досках) и Макс Ланг (46 досок). Казалось бы, никогда не будет побит рекорд установил венгерский мастер Янош Флеш  в возрасте 27 лет (1960 год) — он провел сеанс одновременной игры вслепую на 52 досках. Однако рекорд был побит в том же году Джорджем Колтановским — сыграл вслепую 56 партий (50 побед, 6 ничьих) — это мировой рекорд.

Александр Алехин

Известно, какое шоковое впечатление произвел на юного Алехина рекордный сеанс на 22 досках в Москве: «Это выступление Пильсбери потрясло меня, как чудо». Но скоро Алехин смог сам сотворить чудо. В памяти многих почитателей шахмат запечатлелся сюжет из фильма про Алехина «Белый снег России», в котором великий шахматист играл сеанс одновременно игры вслепую против немецких офицеров на 32 двух досках.

Михаил Таль

Со слов восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля, сеансы одновременной игры вслепую он давал всего два раза. Первый раз после операции в больничной палате — вставать Михаил Нехемьевич не мог, но его соседи по палате очень хотели с ним сыграть. Второй сеанс состоялся в 1968 году, Таль играл одновременно на 10 досках. Фрагмент этой игре запечатлен в документальном фильме «7 шагов за горизонт», о возможностях человеческого мозга.

Выводы

  • Уже на первых порах обучения игре в шахматы, следует учиться играть не глядя на доску.
  • Нельзя достоверно сказать, что умение играть вслепую улучшает технику счета вариантов.
  • Янош Флеш, хотя и проводил сеанс игры вслепую на 52 досках, не стал чемпионом мира. Из этого можно сделать вывод, что феноменальные возможности по запоминанию ходов, не приводят к таким же феноменальным достижением при обычной игре с сильными противниками.
  • Что касается вреда для здоровья игры вслепую, то можно утверждать, что любая деятельность мозга на пределе физических возможностей, может нанести непоправимый вред здоровью. Многое зависит от тренировки. К примеру, из истории мы знаем, как закончилась первая марафонская дистанции — бегун умер. Сейчас же, марафон не является чем-то экстремальным.

chesswood.ru

Правила игры в шахматы для начинающих: стратегии, комбинации, тактика

Играть в шахматы для начинающих — непростая задача. Чаще всего, шахматы для начинающих представляются как развлечение и приятное времяпрепровождение. Чтобы научиться играть действительно хорошо, нужно относиться к этому серьёзно. Необходимо потратить очень много времени как на изучение теории, так и на закреплении знаний на практике.

Так или иначе, общие понятия стратегии, тактики и основные комбинации должен знать каждый уважающий эту игру человек.

Стратегия и тактика в шахматах

Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход — также являются тактическими приёмами.

Разберём наименее очевидные из них.

Перед тем, как читать статью дальше, предлагаем вам посетить сайт онлайн-школы “Шахматы с Жориком”.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

>>Перейти на сайт онлайн-школы

Двойной удар.

Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
Пример:

Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.

Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.

Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.

Вилка.

Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.

Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.

Связка.

Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.

Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».

Размен. Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.

Жертва. Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.

Основные комбинации и ловушки в шахматах

Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.

Перекрытие.

Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:

Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.

Белые делают неожиданный ход:

На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.

Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.

Итог:

2. Чёрные забирают ладью слоном.

Итог:

В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.

Блокирование.

Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.

Всё станет понятно на примере:

Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.

Ход белых:

Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.

Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:

Итог

Мы рассмотрели основные шахматные комбинации и тактические приёмы. В качестве бонуса предлагаем просмотреть видео по теме.

Также известно, что информация не задерживается в голове без практики. Самое время сыграть в шахматы, закрепив полученные знания в реальной игре!

Ниже вы можете посмотреть видео урок игры в шахмат

Шахматы для начинающих видео

levico.ru

О шахматах. Советы новичкам / Audiophile's Blog

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка — вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют — первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
  ферзь — 9 очков
  ладья — 5 очков
  слон — 3 очка
  конь — 3 очка
  пешка — 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить — при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры — не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2—3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи — на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля — если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) — помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле — он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции — какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима. Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение. Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю — так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю — оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника — выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах — это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана — один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Учимся у компьютера JavaChess (для начинающих). Советы по стратегии и тактике игры против компьютера

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)


Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

audiophilesoft.ru


Смотрите также