Как научиться играть в цивилизацию 5


Civilization 5: Руководство первые основы игры

Добро пожаловать в первый путеводитель Civilization V! Вы можете задаться вопросом, почему новые города так долго растут, или Почему здания так долго строятся. Playsector поможет вам с серией Civilization V. Информация в этом руководстве, основы, направлена на новых игроков и может быть использована в Sid Meier’s Civilization V, включая боги и короли DLC и Храбрый новый мир DLC. Поскольку каждый DLC добавляет дополнительную стратегическую механику, новым игрокам рекомендуется подождать с игрой Brave New World.

Базовые ресурсы

Сначала мы должны понять основные ресурсы, используемые в цивилизации 5.

Еда:

Еда контролирует рост города. Из общего продовольственного дохода города вычитается часть, которую съедают его жители. Избыточное производство продуктов питания приведет к росту города. Для роста с 7 до 8 размера города потребуется 77 продуктов питания. Поэтому больше избытка пищи означает более быстрый рост. При нехватке продовольствия этот буфер роста будет сокращаться. Когда буфер роста опустеет, город уменьшится в размерах.

Производство:

Производство города определяет, сколько времени требуется для строительства зданий и сооружений в вашем городе. Например, строительство бараков обойдется в 75 молотков. На 5 молотков в ход он примет 15 поворотов для того чтобы построить бараки. При 35 молотках за ход это займет 3 оборота, чтобы закончить.

Золото:

Золото не используется непосредственно самим городом. Вместо этого доходы всех городов добавляются к золотым доходам вашей империи. Из этого дохода вычитаются расходы на содержание ваших вооруженных сил, дорог и зданий. Большинство зданий стоит 1 или более золота за ход. Храм, университет и мастерская даже стоят 2 золота за ход. Золото производя здания как рынок, банк и фондовая биржа не имеют никакую цену золота.

Культура:

Культура служит двойной цели в цивилизации V. на уровне города она способствует росту границ. Городу, например, потребуется 50 культур, чтобы расширить свои границы. На уровне империи ваша культура будет способствовать разблокированию социальной политики. Это система дерева талантов, которая предоставляет вам бонусы.

Границы и территория города

Когда город построен, вы заметите цветные границы вокруг него. Это ваша территория. Город может использовать эту территорию, чтобы обеспечить ее необходимыми ресурсами: продовольствием, производством и золотом. Когда ваши границы растут, больше вариантов становятся доступными для вашего города . Рост границы обычно ползет к полезным плиткам.

В этом примере границы расширились до лошадей. Максимальный диапазон города всегда будет 3 ряда окружающих плиток, в результате чего в общей сложности 36 “гексов” доступны.

Рабочая городская плитка

Сейчас эти плитки или” заклятия “приносят доход городу только тогда, когда”работали". Для каждого жителя в городе может быть обработана одна плитка. Если в вашем городе только 3 жителя, он будет использовать только 3 из всех доступных плиток. Если он имеет 10 он может работать до 10 окружающих плиток.

Зеленый значок представляет собой плитку в процессе работы. Серые значки могут работать, но в настоящее время нет.

Фокус управления гражданами

По умолчанию городской AI всех основанных городов пытается сделать сбалансированный выбор (обозначенный как “фокус по умолчанию”) между ростом, производством и золотом. Завоеванный город, который не был аннексирован, но марионеткой (=нет контроля над тем, что он строит, но это часть вашей империи) всегда будет иметь золотой фокус.

Можно вручную выбрать другой фокус, такой как рост или производство.

Помнишь тот город раньше? Это тот же город, в котором сосредоточено производство:

Если вы посмотрите внимательно, вы заметите, что город поменялся на использование большего количества лесных плиток.  Это изменение существенно повлияет на доходы города:

Продовольствие сократилось, в результате чего прогнозируемое падение роста с 8 до 13 оборотов. При этом производство увеличилось с 70.3 до 94.35.

Рельеф местности и доходы

Ядром цивилизации всегда было городское размещение. Некоторые типы местности обеспечивают продовольствие, тогда как другие обеспечивают производство, золото или даже комбинацию. Это местность, которая определяет, может ли город быстро расти и производить вещи.

Основные типы местности

Выплата каждой отдельной плитки зависит от типа местности. Их довольно много, перечислю самые распространенные:

Пастбища: +2 еды
Хилл: + 2 производство
Равнины: +1 еда, +1 Продакшн
Лес: +1 еда, +1 Продакшн
Джунгли: +1 еда, +1 Продакшн
Океан: +1 еда, +1 золото
Поймы: +2 еды

Оптимальным местности

Тундра: +1 еда
Побережье: +1 еда
Болото: -1 еда (да отрицательно)

Плохие типы местности без наград

Пустыня
Снег
Гора: Непроходимая
Лед: Непроходимый

Доходность значки

Вместо того, чтобы пытаться запомнить все эти типы местности гораздо проще настроить игру, чтобы отобразить доход каждой плитки.

После включения этих параметров игра будет выглядеть следующим образом:

С помощью этой опции мы можем быстро определить тундру с улучшением фермы, обеспечивая + 3 пищи. Крабы в океане обеспечивают +4 пищи, +1 производство и + 2 золота. Ферма у реки обеспечивает +4 корма и пастбище для коров +3 корма и + 3 производства.  Включение этой опции перед заселением нового города позволит вам легко судить об окружающей среде.

Как это отвечает на первоначальный вопрос?

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что новые города имеют низкие темпы роста и производства из-за нехватки жителей.

Увеличение численности жителей достигается за счет создания избытка продовольствия. Вы можете временно увеличить доход от продуктов питания, выбрав фокус питания на экране управления гражданами.

Резюме: размещение в городе очень важно!

Теперь, когда вы знаете все о том, как контролировать производство и возможности роста городов, вы должны понимать, что каждый город требует сочетания продуктов питания и производства, чтобы быть полезным. Быстро растущий город без какого-либо производства займет возрастов, чтобы построить даже самые простые здания. С другой стороны, город на склоне горы без достаточного количества хорошего никогда не достигнет своего полного потенциала.

Очевидно, что есть место для разработки стратегии! Вы можете создать производство богатых городов, чтобы построить свои армии. А как насчет огромного продовольственного города, чтобы повысить свой научный доход? В таких играх, как Civilization, оптимальные пути всегда спорны. В конце концов, это зависит от вас, просто сделайте осознанный выбор!

"Цивилизация 5": прохождение игры, коды, секреты

Civilization V – это очередная серия игры, которая вышла в 2010 году. Пятая часть стала достаточно посредственной. В целом она получила положительные отзывы, хотя были и негативные моменты. Так или иначе, эта часть стала очередной глобальной стратегией, которая нашла отклик у поклонников подобного жанра.

Обновление

Игра «Цивилизация 5», как и предыдущие части, привнесла в проект несколько нововведений. Среди основных – это появление гексагональной сетки. Теперь квадраты заменились на шестиугольники. Кроме того, появились изменения, которые касаются небольших цивилизаций. Те заменили на города-государства.

Появились понятия сателлитов или городов-марионеток. Так стали называть те области, которые захватили, но они остались в составе империи уже в статусе автономных образований. Противников стало возможно дистанционно обстреливать. Кроме того, исчезли религиозные конфессии, а также возможности шпионажа.

Цель

Прежде чем начать в игре «Цивилизация 5» прохождение, необходимо определиться с целью игры. Как и в предыдущих версиях, здесь также доступно пять вариантов победы. Они были ранее в четвертой и третьей сериях игры. В пятой также ничего не изменилось. Выиграть можно, избрав особый путь.

Таким образом, можно устроить военную победу, научную, культурную, дипломатическую, а также просто по количеству очков спустя определенное время (достигнув 2050 года) опередить соперников.

Война

Игра «Цивилизация 5» подготовила для игроков огромное количество сражений. Поэтому неудивительно, что первый и самый популярный путь – военный. При нем игрок должен остаться последним, кто сохранил власть над своей столицей.

Чтобы добиться успеха при таком исходе, нужно захватить столицы остальных цивилизаций, также не забывать сохранять свою. Если же вы свою потеряли, но одержали победу над другими цивилизациями, у вас все же есть шанс победить.

Наука

Для достижения научной победы геймеру нужно узнать обо всех изобретениях, которые помогут выстроить космический корабль. Далее все это производство нужно переместить в главный город. Когда все элементы будут в сборе, можно отправлять корабль к Альфа Центавре. В случае успешного полета геймер получит научную победу.

Кстати, строительство космического транспорта штука непростая. Игроку нужно будет изготовить детали с помощью улучшенных технологий. Перемещать эти элементы можно, как и обычные транспортные средства. Кстати, если некоторые детали попадут во вражеские руки, то они, как и любой союзный юнит, будут уничтожены, об этом нужно помнить.

Итак, когда деталь будет готова, нужно перемещать её в столицу. Кстати, элементы корабля нельзя покупать, а во время их крафта невозможно ускорить время. Кроме того, сам корабль должен быть собран только в столице. При успешном полете игра будет выиграна.

Культура

Для такого способа победы нужно углубиться в изучение. Чтобы выиграть при таком раскладе, необходимо выучить все существующие в игре общественные институты. Тут их пять. После геймеру будет представлен особый проект «Утопия». Если он будет сооружен, игрок одержит победу. «Утопию» нельзя приобрести или ускорить.

Дипломат

Этот путь непростой. Нужно хотя бы приблизительно понимать, как играть в «Цивилизацию 5». Для его достижения, необходимо сначала выучить технологию «Глобализация». Далее появится в игре ООН. Там через парочку ходов произойдет голосование за выбор мирового главнокомандующего. Если игрок получает определенное количество голосов, он одерживает дипломатическую победу.

Время

В игре «Цивилизация 5» прохождение может привести и к окончанию времени. Оказывается, стратегия не бесконечная. Если до 2050 виртуального года ни один из игроков не стал победителем, то идет подсчет очков и таким образом определяют лидера. Кстати, после этого игру можно продолжить, но вот одержать победу в ней уже будет невозможно.

Рейтинг игроков определяется подсчетом очков. Они начисляются в течение игры за количество клеток, которые входят в контролируемые вами границы. Также за города в империи, технологии и населении. Но наиболее важным является число возведенных чудес.

Цивилизации

Чтоб начать прохождение стратегии, нужно изучить в игре «Цивилизация 5» нации. Всего можно поиграть аж в 43 цивилизации. В основном релизе их лишь 18. Среди них есть Россия, Англия, Америка, Рим, Япония и так далее.

После было добавлено еще 9 наций, среди которых появились Гунны, Кельты, Майя и т. д. После - еще 9, где игрокам стали известны Зулусы, Польша, Шошоны, Индонезия и т.д. И в последнем дополнении появилось 7 цивилизаций: Вавилон, Дания, Корея, Инки, Испания, Полинезия и Монголия.

Каждая из наций имеет своего лидера, а также особые уникальные свойства, благодаря которым можно определить тактику игры. Кроме того, у них есть особые юниты и здания. Далее мы рассмотрим основные нации, которые заявлены в релизе.

Дипломаты

Итак, чтобы понять, как играть в «Цивилизацию 5», придется разобраться не только с тактикой, но и нациями. Для дипломатической стратегии необходимо выбирать между Сиам и Грецией. В первом случае лидером является Рамкамхенг. Способность этой нации в том, что объем еды и культуры, который она получает от союзников, увеличивается наполовину. Уникальным зданием Сиам является ват, который заменяет университет. А вот юнитом стал нересуанский слон.

Грецией правит Александр Македонский. Уникальным свойством здесь является эллинский союз, который помогает убывать влияние на города государства в два раза медленнее, а восстанавливать вдвое быстрее. Уникальным строением является гетайра, которая заменяет конницу, а копьеносца заменит гоплит.

Деньги

Если вы хотите осуществить в игре «Цивилизация 5» прохождение с экономической стратегией, то вам нужно обратить внимание на нации, у которых есть потенциал зарабатывать много денег. Среди них Персия с Дарием Первым. Уникальной способностью этой нации является то, что золотой век здесь длиннее наполовину. При этом сила атаки отрядов становится больше. Уникальным сооружение в Персии является двор сатрапа, который заменяет банк. А вот копьеносцев заменили бессмертные.

Также деньги заработать помогут арабы во главе с Гарун-аль-Рашидом. Их преимуществом является то, что игрок получает на 2 монеты больше за каждый торговый путь, а выход нефти приобретает удвоенное значение. Зданием здесь является базар, которые заменил рынок, а рыцарей заменили лучники на верблюде. Относительно других арабы, конечно, помогут больше получать золота, но вот Персия в этом противостоянии все же выглядит лучше.

Строительство

А вот для строительства как сооружений, так и Чудес света подойдут Рим, Египет и Ирокезы. Римом правит Цезарь Август. Способностью цивилизации является 25-процентное ускорение строительства сооружений, которые находятся в столице. Катапульту заменяет баллиста, а мечников – легион. Тем не менее Рим все же немного уступает тому же Египту.

Под предводительством Рамзеса Второго здесь происходит увеличение скорости строительства всех Чудес света на 20%. Такой вариант отлично подойдет тем, кто решил выстроить ООН, чтобы по-быстрому одержать победу. Храм здесь заменяет гробница, а лучника – боевая колесница.

Еще одним вариантом цивилизации-строителя являются Ирокезы. Несмотря на то что способностью является скорость передвижения, которая, на первый взгляд, никак не влияет на строительство, все же ирокезы смогут возводить Чудеса света с молниеносной скоростью. Мастерскую у них заменяет длинный дом, без которого они не представляют собой ничего. А мечников заменяют мохок.

Завоеватели

Сюда относят Наполеона с Францией. Цивилизация получает два дополнительных балла за паровую машину. Юнитом тут является французский мушкетер, а сооружение заменит шато. Следующей нацией, которая попала в эту категорию, является Россия. Во главе - Екатерина Вторая. Уникальным свойством цивилизации являются богатства Сибири. Благодаря им удваивается число лошадей, железа и урана. Казарму заменяет крепость, а конницу – казаки.

Война

А вот вечно лезть в драки может лучше всего Китай, также сюда относят Германию и Сонгай. В Китае правителем остается У Цзэтянь. У этой нации есть способность «Искусство войны», благодаря которой она получает силу отрядов и скорость генералов. Библиотеку заменяет бумажная мастерская, а вот арбалетчиков – чокону.

В игре «Цивилизация 5» прохождение познакомит нас и с Отто фон Бисмарком, который правит Германией. У нации есть способность, которая позволяет привлечь вражеский отряд на свою сторону. Танк заменяет панцер, а пикинеров – ландскнехт. Сонгаем правит Аския, которая получает больше золота за захваченные города и поселения. Вместо храма имеет мечеть, а рыцарей заменяет конница Мандекалу.

Остальные

Остальные нации никак не выделяются среди вышеуказанных. Они имеют определенные умения, от которых и следует отталкиваться при выборе. Например, если у Англии корабли перемещаются быстрее, можно подумать о военной стратегии. Ацтеки получают прибавку к культуре. Индия лучше всех заботится о своих горожанах. Америка имеет скидку на дополнительные клетки, а также увеличение поля зрения отрядов.

В общем, прохождение игры полностью зависит от того, какую нацию и тактику вы выбрали.

Дополнения

Известно, что игра «Цивилизация 5» с дополнениями имеет огромное количество «плюшек». Благодаря особым модам можно добавить новые нации. Кроме того, появляются более удачные стратегические варианты. Кстати, существуют также и карты на «Цивилизацию 5». Среди них есть даже изображение всей Земли.

В 2015 году на этой карте проводился опыт - была запущена глобальная игра, которая привела к апокалипсису. Причем 42 бота довели ее до того, что стратегия стала тяжелой, далее начала долго грузиться, а в конечном итоге привела к полному краху.

Также стоит упомянуть имеющиеся в игре «Цивилизация 5» патчи. Их было достаточно много. Некоторые фиксили все существующие ошибки. Иногда выходили обновления с действительно крутыми улучшениями. Например, в патче 1.0.3.44 Германия получила особое задание. Развитие туризма стало приносить бонусы. Японские самураи смогли создавать рыбацкие лодки и многое другое.

Помощь

Для неопытных игроков есть в игре «Цивилизация 5» коды. Специальные комбинации помогут упростить прохождение игр. В интернете их найти несложно. Нажатие лишь одной кнопки может принести вас бессмертие, бесконечные деньги, быструю продукцию и ускорение различных процессов.

Конечно, лучше всего, если вы скачаете для игры «Цивилизация 5» коды лишь по необходимости, ведь намного интереснее проходить игру своими силами. Но все же для тех, кто совсем не может справиться с особыми заданиями, есть набор специальных кодов, который поможет быстро и без особых усилий повысить опыт выбранных юнитов, восстановить здоровье, увеличить количество ресурсов.

Civilization V будут использовать для обучения в школах / Habr

Стратегические игры развивают логику и мышление



Civilization V

Ещё не стёрлись из памяти те времена, когда эксперты называли видеоигры вредными для неокрепших детских умов. Об использовании компьютерных игр в школах не было и речи, если не считать специальных обучающих программ, специально созданных как интерактивные пособия по физике, математике и т.д. Как сильно изменилась ситуация за последние десятилетия!

Теперь любимые игры нашего детства начинают использовать в школах для развития логики и стратегического мышления у детей.

К настоящему времени вышло много научных исследований, которые показывают разнообразные эффекты развития умственных способностей не только в стратегические игры, но даже в экшн-симуляторы: от улучшения навыков решения задач до повышения обучаемости и улучшения памяти.

Пользу стратегических симуляторов вообще практически никто уже не ставит под сомнение: это великолепный инструмент развития логики, мышления, памяти, общего кругозора, знаний экономики, социологии, политологии, физики, инженерного дела и т.д.

Неудивительно, что в последнее время популярные компьютерные игры всё чаще начинают использоваться в школьной программе.

SimCity


Компания Glasslab основана как партнёрство между научными учреждения и игровыми студиями. Первые заинтересованы в адаптации компьютерных игр для школ и университетов, а вторые — в расширении рынка для своих игр. Glasslab помогает и тем, и другим.

Одной из первых Glasslab выпустила образовательную версию градостроительного симулятора SimCity в 2013 году. Учебную адаптацию SimCityEDU для школ Glasslab подготовила совместно с разработчиками оригинального симулятора из компании Maxis.

В симуляторе города SimCity (Micropolis) cуть игрового процесса сводится к созданию города, развитию жилых и промышленных зон, строительству инфраструктуры и сбору налогов для дальнейшего развития города. В игре, как и в реальном мире, важно повышать уровень жизни населения и поддерживать баланс между разными секторами. Большое внимание уделяется вопросу экологии.


SimCity 2013

Интересно, что после альфа-тестирования SimCityEDU среди школьников и проведённого опроса отмечен интересный побочный эффект: те школьники, для которых английский язык не является основным (обычно это дети иммигрантов, в том числе из русскоязычных семей), часто сообщали об использовании игры для расширения академического словарного запаса. Проще говоря, дети просто изучают новые слова и научные термины, с которыми обычно не сталкиваются в повседневной жизни. Это действительно очень важно для развития.

Кстати, в 2008 году автор игры Дон Хопкинс (Don Hopkins) выложил исходный код оригинальной версии SimCity под свободной лицензией GPL 3. Правда, чтобы избежать проблем с торговой маркой, которая зарегистрирована на коммерческого издателя, исходный код и бинарники опубликованы под оригинальным названием игры Micropolis. Конечно же, эта оригинальная игра немного не дотягивает по графике до последних версий SimCity.


Большой развитый город в Micropolis

Для учебной версии SimCityEDU компания Glasslab разработала специальный инструментарий для учителей, с помощью которого они могут отслеживать успехи и прогресс учеников. Учителя говорят, что такая оценка гораздо объективнее обычного бумажного теста на экзамене. При обучении по учебнику и проверке знания в бумажном тесте вы ограничены числом вопросов (например, 100), так что никак не можете проверить знания студента по всем темам. А в игре такого сильного ограничения нет: в SimCityEDU установлено более 3000 точек сбора данных, по которым выставляется оценка. Другими словами, оценка по результатам игры выходит более объективной, чем по итогам стандартной контрольной работы или теста с опросником. Более того, обучение с помощью игры в чём-то эффективнее, чем обучение по учебнику.

Тесты показали, что игра SimCityEDU развивает у школьников мышление: они понимают взаимосвязи между различными сферами деятельности и важность нахождения баланса. Например, нельзя развивать только промышленность, потому что строительство опасных заводов приведёт к загрязнению окружающей среды и — в результате — к ухудшению жизни, потере рабочих мест и отъезду рабочих в другие города.

Но самое главное преимущество компьютерной игры перед учебником состоит в том, что дети гораздо сильнее вовлекаются в образовательный процесс. Во время игры знания усваиваются гораздо эффективнее и в большем объёме, чем при обучении по учебнику. «Ученики буквально уходят в другой мир, настолько их цепляет игра, — говорит Джессика Линдл (Jessica Lindl), которая руководила проектом SimCityEDU в компании Glasslab. — Ребята увлекаются игрой так же, как увлекаются играми за пределами школы. Они действительно эмоционально привязываются к жителям своего города — они чувствуют себя взрослыми, потому что получили возможность управлять жизнями людей и спасать их. Это ответственность, которой обычно нет в классе».

Minecraft



Школьники играют в Minecraft

Совсем недавно к наступающему школьному сезону подготовилась игра Minecraft, для которой выпущена специальная редакция Minecraft: Education Edition. Школы могут получить образовательную версию бесплатно. Как сообщают разработчики, игра с открытым миром развивает творческие способности, обучает совместной работе и учит решать проблемы.

Библиотека стартовых миров Minecraft и примеров уроков для школ


MinecraftEDU

В помощь преподавателям разработаны учебные планы с примерами учебных тем. В принципе, игру можно использовать на многих уроках. Например, при изучении Шекспира на уроке литературы можно загрузить в игре сцену английского театра тех времён — и показать, как всё происходило на самом деле. Игра отлично подходит для междисциплинарного обучения по истории/географии, литературе/музыке/искусству, геометрии, языку (есть пакет для изучения английского и других языков).

Образовательная версия MinecraftEDU разработана при помощи той же компании Glasslab.

Civilization V


Последним пополнением в образовательной линейке компьютерных игр станет пошаговая глобальная стратегия Civilization V Сида Мейера. Компания Glasslab обещает адатировать игру для обучения в старших классах школ к началу следующего учебного года, то есть в 2017 году. Учебная версия получит название CivilizationEDU.

Можно предположить, что Civilization V понравится школьникам больше, чем какая-то другая игра.

Как и в других играх серии, в Civilization V игрок создаёт и развивает свою цивилизацию с древних времён до ближайшего будущего. Хотя в этой версии убрали религию и шпионаж, игра осталась настолько же увлекательной, как предыдущие версии, известные практически каждому игроку. (Религию и шпионаж вернули в дополнении Civilization V: Gods & Kings.)


Civilization V

«Победа» игре достигается различными способами, но многие игроки находят удовольствие в том, чтобы добиться доминирования своего народа над соседними.

В учебной версии CivilizationEDU в распоряжении учителей окажутся аналитические инструменты, чтобы оценивать достижения школьников в игре. Игра само по себе знакомит школьников с самыми развитыми цивилизациями в истории человечества и с важными историческими фигурами. Но разработчики делают упор на том, что игра «даёт возможность школьникам проявить критическое мышление и участвовать в исторических событиях, рассмотреть и оценить географические последствия своих экономических и технологических решений, а также проявить системное мышление и экспериментировать с причинно-следственными отношениями между армией, технологиями, политикой и социально-экономическим развитием».


Civilization V

Основатель серии игр Сид Мейер поддерживает инициативу Glasslab: «За последние 25 лет мы обнаружили, что один из самых замечательных секретов Цивилизации состоит в том, что вы обучаетесь в процессе игры, — сказал Мейер. — Мы всегда концентрировались в первую очередь на развлечении. Но мы верим в то, что наши игроки — молодые и взрослые — получают удовольствие от такого обучения, даже если им не всегда нравится образование».

Civilization V — это редкая возможность исправить недостатки реального мира, сделать всё как надо, хотя бы в виртуальном мире.

В конце концов, в отличие от реальности, в игре всегда есть возможность улететь на другую планету.

Постройка улучшений. Основы игры в Civilization V (FAQ, вопросы-ответы, цивилопедия)

Рабочие — это люди, которые занимаются строительством вашей империи. Они вырубают джунгли, строят фермы, которые кормят города. Они создают рудники, позволяя добывать железо и золото, и прокладывают дороги между городами. Рабочие — мирные жители, которые очень важны. Улучшения повышают уровень производства, добычу золота и продовольствия на клетках. Кроме того, они позволяют получить особые бонусы от некоторых ресурсов. Без улучшений ваше государство рано или поздно падет перед теми, кто более эффективно развивает свои земли.

Создание рабочих

Рабочие создаются в городах, как и все остальные юниты.

Рабочие в бою
Рабочие — это мирные жители, поэтому они попадают в плен, когда войска врага входят на их клетку. Кроме того, они могут понести урон от дальнобойного оружия, при этом рабочие исцеляются, как и любые другие юниты, однако повышения не получают. Рабочие не могут атаковать и наносить урон другим юнитам. На опасных территориях на их клетку следует ставить дружественные войска, которые смогут их защитить в случае необходимости.

Панель действий рабочих
Если не занятые рабочие оказываются на территории, где можно что-то сделать — построить дорогу, улучшение или расчистить территорию, — то появляется панель действий рабочих. Здесь отображаются все действия, доступные на этой клетке. Нажмите на значок, чтобы рабочие начали выполнять соответствующее действие. На работу требуется некоторое время. Наведите курсор на значок действия, чтобы понять, сколько именно.

Очистка территории

Когда цивилизация научится добывать руду, рабочие смогут вырубать леса на клетках. После изучения обработки бронзы, они сумеют вырубить и джунгли. С освоением каменной кладки рабочие узнают, как осушать болота. Удаленные с клетки болота и леса исчезают навсегда.

Время очистки земли
Вырубка леса: 3 хода
Вырубка джунглей: б ходов
Осушение болота: 5 ходов

Постройка дорог

Рабочие смогут строить дороги, когда цивилизация изобретет колесо. Дороги могут быть построены на дружественной, нейтральной или вражеской территории. Их можно строить в любой местности (независимо от ее особенностей), кроме гор, чудес природы и ледников (и водных клеток, разумеется). Дороги можно строить на клетках с ресурсами или улучшениями. Подробнее об этом можно узнать в разделе о дорогах.

Время постройки дороги
Рабочим требуется 3 хода для постройки дороги на любой клетке.

Дороги и торговые пути
Если между вашей столицей и другими городами проложена дорога, она может служить торговым путем. Торговые пути увеличивают приток золота за ход, а размер этой прибавки зависит от числа городов с торговыми путями. Из гавани можно создать морской торговый путь между прибрежными городами. Подробнее об этом рассказано в разделе «Торговые пути».

Постройка улучшений

Когда цивилизация освоит необходимую технологию, рабочие смогут строить улучшения.

Где строить улучшения
Улучшения можно строить только на пригодных для этого клетках. К примеру, на леднике нельзя строить фермы, а на клетке со скотом — рудники. Панель действий рабочих покажет вам лишь те улучшения, которые доступны вашей державе на данном уровне развития и подходят для данной клетки. Фермы и рудники можно строить практически на любых клетках без ресурсов. Если на клетке есть ресурс, то может быть построено лишь соответствующее ему улучшение.

Время постройки
Постройка каждого вида улучшений требует определенного времени. В играх-марафонах улучшения строятся дольше, а в более поздние эпохи игры они создаются быстрее.
Влияние ландшафта: улучшения в тундре и пустыне строятся на 25% дольше, чем обычно, а в снегу на 50% дольше.

Сколько осталось времени?
Наведите курсор на рабочих, чтобы увидеть, сколько им осталось трудиться над данным улучшением.

Приостановка постройки
Если улучшение бросить и затем вернуться к его постройке, то строительство продолжится с того этапа, на котором оно было прервано. Если же вы начнете новое строительство, старая постройка исчезнет, и строительство придется начинать сначала.

Улучшение «Ферма»

Ферма — самое первое и самое распространенное улучшение. Все цивилизации начинают с постройки ферм. Их можно строить на большинстве клеток, а также на некоторых ресурсах.

Необходимая технология: земледелие (доступна с начала игры). Место постройки: фермы не могут строиться на ледниках, горах и чудесах природы, а в пустыне и на холмистой местности их можно строить только на клетках возле источника пресной воды (реки, озера или уже построенной фермы). Фермы повышают производство продовольствия на клетке на 1 единицу.
Время постройки: 5 ходов.

Лес: фермы можно строить в лесах после освоения горного дела. Лес вырубается, и на его месте строится ферма. Общее время постройки: 9 ходов.
Джунгли: фермы можно строить в джунглях после освоения обработки бронзы. Джунгли вырубаются, и на их месте строится ферма. Общее время постройки: 12 ходов.
Болото: фермы можно строить на болоте после освоения каменной кладки. Болота осушаются, и на их месте строится ферма. Общее время постройки: 11 ходов.

Доступ к ресурсам: фермы дают доступ к ресурсу пшеница, повышая производство пищи и золота на клетке на 1 единицу.

Улучшение «Рудник»

Рудник становится доступен после того, как ваша держава освоит горное дело. Он повышает производство на многих клетках, а также открывает доступ к множеству различных ресурсов, рудники не менее важны, чем фермы.
Необходимая технология: горное дело.
Место строительства: только клетки с холмами.
Рудник повышает производство продукции на клетке на 1 единицу.
Время постройки: 5 ходов.

Лес: рудник можно строить в лесу. Лес вырубается, и на его месте появляется рудник.
Общее время постройки: 9 ходов.
Джунгли: рудник можно строить в джунглях после освоения обработки бронзы. Джунгли вырубаются, и на их месте строится рудник.
Общее время постройки: 12 ходов.
Болото: рудник можно строить на болоте после освоения каменной кладки. Болота осушаются, и на их месте строится рудник. Общее время постройки: 11 ходов.

Доступ к ресурсам: рудники открывают доступ к железу, углю, алюминию, урану, серебру и алмазам. Подробнее об этом см. в статьях об отдельных ресурсах.

Особое улучшение: форт

Форт — особое улучшение, которое могут строить рабочие для защиты боевых подразделений на дружественной территории. Форт может быть построен на дружественной или нейтральной клетке. Постройка форта на существующем улучшении разрушит это улучшение. Форт уничтожается, если его захватывает враждебное подразделение врага или территория переходит к другой цивилизации.
Форт усиливает оборону подразделения на 50%.

Рабочие лодки

Рабочие лодки — особые рабочие единицы, которые можно строить в городах на побережье. Они могут создавать рыбацкие лодки и нефтяные платформы на клетках с водой. В отличие от сухопутных рабочих, лодки, построив улучшение, исчезают.

Разграбление

Вражеские подразделения могут «разграбить» дороги и улучшения, то есть, временно вывести их из строя. Это остановит добычу ресурсов и получение всех возможных преимуществ улучшения.

Войска могут разрушить улучшение и своей собственной цивилизации. Обычно это делается для того, чтобы оно не попало в руки захватчиков. Разграбление улучшений приносит немного золота, но на него тратится 1 ОП.

Ремонт

Рабочие могут починить разграбленное улучшение или дорогу. Для этого им потребуется 3 хода.

Лодки и платформы

Улучшения на воде при разграблении уничтожаются. Починить их нельзя — только построить заново (для этого потребуется новая рабочая лодка). Охраняйте водные улучшения!

Улучшения великих людей

Великие люди могут строить особые улучшения. Подробнее об этом можно узнать в разделе правил о великих людях: Специалисты и великие люди. Цивилопедия Civilization 5

Советуем почитать:

Золото и экономика. Основы игры в Civilization 5 (FAQ, вопросы-ответы, цивилопедия)

Ах, золото! Золото — просто отличная штука. Вы можете потратить его на формирование армии, на расширение дорожной сети, на постройку зданий или чудес света, чтобы завоевать дружбу города-государства или подкупить враждебно настроенную державу. Говорят, «деньгами любовь не купишь», зато можно купить атомную подводную лодку стратегического назначения, а это, согласитесь, тоже неплохо.

Где взять золото

Золото появляется из различных источников. В основном его приносит обработка клеток вокруг ваших городов, однако существуют и другие способы его получить.

Типы ландшафтов
Следующие клетки приносят золото, если ваши граждане работают на них:

    клетки побережья
    клетки океанов
    клетки рек
    чудеса природы
    оазисы

Ресурсы
Все ресурсы (в первую очередь, золото) приносят доход, если на них ведутся работы.

Торговый пост
Постройка на клетке торгового поста повысит приток золота.

Постройки
Многие постройки, например рынки и банки, увеличивают приток золота. Особенно, если этими заведениями руководят торговцы.

Чудеса
Некоторые чудеса дают золото или увеличивают его приток. Это, к примеру, Мачу-Пикчу или Колосс Родосский. Также, если вы строите чудо света, а другая цивилизация завершает его раньше вас, вы получаете некоторое количество золото (сумма будет зависеть от того, насколько далеко вы продвинулись в строительстве).

Торговые пути
Если город связан дорогой и/или гаванью с вашей столицей, значит, он наладил со столицей торговый путь. Каждый торговый путь приносит определенное количество золота каждый ход (сумма зависит от размера обоих городов).

Блокада
Вражеский флот в радиусе двух клеток от портового города начинает морскую блокаду. Это означает, что гавань города отрезана от морских торговых путей до тех пор, пока враг не будет изгнан или уничтожен.

Лагерь варваров
Вы будете получать золото за каждый уничтоженный лагерь варваров.

Древние руины
Если обследовать древние руины, то можно найти в них золото.

Города-государства
Город-государство может дать вам золото в качестве подношения при первой встрече. Если вы подружитесь, он может дарить вам золото и впредь. Подробнее об этом рассказано в разделе, посвященном городам-государствам.

Разграбление улучшений
Разграбление чужих улучшений приносит немного золота.

Захват городов
Вы можете получить целый мешок золота, если захватите город (будь то город-государство или же владение другой цивилизации).

Плата золотом
Вы можете получить золото (много и сразу или же по частям в течение 25 ходов), в результате переговоров с другими державами.

Торговые сделки
Великий торговец может заключить в городе-государстве торговую сделку. Сам торговец после этого исчезнет, зато ваша держава получит много золота. Подробнее об этом рассказано в разделе, посвященном великим людям.

Рекомендую: Информационный портал по экономике и финансам

Траты золота

Золото можно потратить на множество полезных вещей.

Содержание объектов
Деньги на содержание юнитов и зданий должны отчисляться каждый ход. Чтобы узнать, сколько придется платить, смотрите данные по каждому юниту или зданию. Следует иметь в виду, что стоимость содержания зависит от уровня сложности, на котором вы играете.

Содержание дорог
Золото идет на каждую клетку дороги, которую вы построили. Если вы включите в состав своей державы чужие дороги, придется платить и за них.

Покупка клеток
Вы можете расширять свои земли, покупая отдельные клетки. Для этого перейдите на экран города, затем нажмите кнопку «Купить клетку». На карте будут показаны все доступные для покупки клетки. После этого нажмите на клетку, чтобы потратить на ее приобретение необходимую сумму.

Покупка юнитов, зданий, чудес
Вы можете потратить золото на покупку в городе юнитов, зданий или чудес света. Нажмите на необходимый вам объект, и если ваших средств хватает на покупку, он немедленно появится в городе, а из вашей казны будет удержана соответствующая сумма. Учтите, что проекты вроде «Манхэттена» или «Утопии» нельзя приобрести в обмен на золото.

Покупка влияния
Чтобы улучшить отношения с городом-государством, можно отдать ему немного золота. Для серьезного прорыва во взаимоотношениях придется проявить исключительную щедрость.

Модернизация юнитов
Со временем вы будете исследовать новые технологии, которые позволят вам создавать более совершенные юниты. При этом у вас появится возможность улучшить устаревшие юниты и преобразовать их в новые, более мощные. К примеру, обработка железа позволит вам превратить всех воинов в мечников. Каждая такая модернизация стоит денег, и чем более мощным будет новый юнит, тем дороже обойдется улучшение. Юнит должен находиться на вашей территории, чтобы его можно было модернизировать. Если есть возможность модернизации, в списке действий юнита появится соответствующая кнопка.

Золото и дипломатия
Вы можете отдавать золото другим государствам по многим причинам: чтобы получить от них какие-нибудь ресурсы, убедить их заключить мир, подкупить их или заставить напасть на третью страну. Золото чрезвычайно полезно при ведении переговоров. Есть два способа давать золото: понемногу каждый ход или сразу твердой суммой.

Твердая сумма
«Твердая сумма» означает разовую фиксированную выплату. Вы получаете или отдаете сразу некоторую сумму золотом, после чего сделка считается завершенной.

Плата каждый ход
Вы можете добиться чего-либо от соперника, пообещав выплачивать ему определенную сумму каждый ход (обычно в течение 25 ходов). К примеру, вы можете передавать другой державе по 5 золотых каждый ход 25 ходов подряд. Такие соглашения аннулируются, если две цивилизации начинают между собой войну.

Ограбление!
Если жестокие варвары вторгнутся в ваш город, они отнимут у вас часть золота, зато город останется под вашим контролем.

Потеря города
Если цивилизация или город-государство захватит один из ваших городов, то они отнимут у вас часть вашего золота (как и сам город).

Пустая казна

Если в вашей казне совсем не останется средств, а бюджет станет отрицательным, то разница в доходах и расходах начнет вычитаться из вашей науки. Помните, это может серьезно замедлить ваш технический прогресс, что, в свою очередь, сделает вашу державу крайне уязвимой. Поэтому приводите бюджет в порядок как можно быстрее!

Советуем почитать:

Специалисты и великие люди. Основы игры в Civilization 5 (FAQ, вопросы-ответы, цивилопедия)

Когда цивилизация становится достаточно технологически развитой, чтобы содержать граждан, которые не занимаются производством продовольствия, этих свободных людей можно сделать специалистами. Специалисты могут повысить производство очков культуры, науки, а также золота или продукции. Кроме того, специалисты необходимы для приближения появления великих людей.

Великие люди — это художники, торговцы, инженеры, ученые и воины, которые способны изменить ход истории. Это люди вроде Леонардо да Винчи, Эндрю Карнеги, Луи Пастера и Александра Суворова. Великие люди — это очень круто.

Специалисты

При основании города все горожане работают на клетках вокруг города, добывая продовольствие и золото, производя продукцию. В дальнейшем можно будет построить определенные здания, где также смогут работать горожане. В этом случае они станут специалистами. К примеру, у библиотеки есть две ячейки для ученых. Построив библиотеку, вы можете отправить туда одного или двух горожан. Не все здания могут вмещать специалистов. Подробнее об этом можно прочитать в разделе «Здания» в Цивилопедии.

В игре есть четыре класса специалистов. Класс зависит от того, в каком здании горожанин будет работать.

Художник
Специалист-художник производит очки культуры, а также помогает набирать очки для появления великого художника. Художников направляют в учреждения культуры: храмы и музеи.

Инженер
Специалист-инженер производит продукцию и помогает набирать очки для появления великого инженера. Инженеров назначают в промышленные учреждения — мастерские и фабрики.

Торговец
Специалист-торговец производит золото и очки для появления великого торговца. Торговцев направляют в здания, связанные с экономикой — рынки и банки.

Ученый
Специалист-ученый производит очки науки и очки для появления великого ученого. Ученых направляют в научные учреждения — библиотеки и университеты.

Назначение специалистов

Чтобы направить специалиста в определенное здание, перейдите в меню города. Нажмите на ячейку специалиста на здании, куда вы хотите его направить. Горожанин отправится туда и исчезнет с клетки, где он работал до этого. Если вы вновь нажмете на эту ячейку, специалист будет уволен и вновь отправится работать на полях. Подробнее о том, как направлять граждан работать на клетки и как создавать специалистов, смотрите в разделе «Город».

Влияние специалистов

Помните о том, что каждый гражданин, работающий на клетке, производит что-то для города: продовольствие, золото, очки культуры, науки или продукцию. Если назначить этого гражданина специалистом, он перестанет обрабатывать клетку, и производство сократится. Назначая специалистов, следите за балансом продукции, продовольствия и золота в городе.

Специалисты и здания

Некоторые здания позволяют создавать специалистов: ими становятся простые граждане, работающие в этих сооружениях. Специалисты повышают влияние, которое оказывают здания, а также ускоряют появление великих людей в городе. Подробнее об этом рассказано в разделах о специалистах и великих людях.

Великие люди

Есть пять видов великих людей: великие художники, инженеры, торговцы, ученые и полководцы, причем полководцы довольно сильно отличаются от всех остальных. Они появляются по иным правилам, а их возможности сильно отличаются от умений других великих людей. Великие полководцы подробно описаны ниже. Сперва обратим внимание на остальные четыре вида великих людей.

Появление великих людей

Великие художники, инженеры, торговцы и ученые появляются в городах благодаря специалистам и чудесам, которые помогают набирать очки великих людей (OBJ1). В городе могут не производить ОВЛ, производить один или несколько видов ОВЛ. Для каждого города ведется отдельный учет ОВЛ (например, в Киото получают очки для художника и инженера — 1 и 2 за ход соответственно, и через три хода в городе будет 3 ОВЛ для художника и 6 ОВЛ для инженера, разные виды ОВЛ не суммируются). Когда в городе набрано достаточное количество ОВЛ определенного вида, они тратятся на создание великого человека. Когда появляется великий человек, количество очков, необходимое для следующего великого человека возрастает во всех городах державы.
К примеру, игроку требуется 10 ОВЛ для появления великого человека. Через пять ходов в Киото будет достаточно ОВЛ, чтобы появился великий инженер. После его появления в Киото будут потрачены все ОВЛ для инженера, а число ОВЛ, необходимое для появления следующего великого человека вырастет до 15. Через восемь ходов в Киото будет 13 очков для художника и 16 для инженера, и в городе появится новый великий инженер.
Примечание: сады повышают скорость появления великих людей, а принятие общественного института «Кодекс чести» приводит к немедленному появлению великого полководца.

Умения великих людей

У всех великих людей есть три способности (за исключением великого полководца, о нем см. ниже):

    их можно использовать для начала золотого века;
    их можно использовать для создания особого улучшения;
    у них есть уникальная особая возможность.

Золотой век
Золотой век — это период особой производительности для цивилизации. В течение золотого века каждая клетка производит 1 дополнительную единицу золота или продукции (разумеется, если на ней работают граждане). Продолжительность золотого века зависит от сложности и скорости игры. Великий человек исчезает, когда его используют для начала золотого века.

Особые улучшения
Великий человек может быть использован для постройки особого улучшения на одной из клеток на вашей территории (после этого он исчезнет).
Эффект от особого улучшения зависит от того, кто его создает: великий художник увеличит скорость культурного развития, а улучшение великого
торговца скажется на денежных потоках вашей державы. Чтобы особое улучшение действовало, на нем должны работать горожане. Особое улучшение
может быть разграблено и восстановлено точно так же, как и любое другое. Если особое улучшение построено на ресурсе, данный ресурс нельзя будет использовать.
Примечание: для постройки особого улучшения великого человека следует вывести из города на вашу территорию.

Особые умения
Особые умения великих людей могут оказывать серьезное влияние на ход игры. У каждого великого человека есть свое особое умение. Использование некоторых из них приводит к исчезновению великого человека.

Движение великих людей

Великие люди перемещаются по карте, как и все остальные юниты. Они считаются мирными жителями, и поэтому не могут занимать одну клетку с другим небоевым подразделением (с рабочими или поселенцами), зато могут стоять вместе с военными частями. Если вражеское подразделение входит на клетку с великим человеком, тот погибает — противник не может захватить его.

Великий художник

Великий художник — это очень талантливый деятель искусства.

Особое улучшение: Памятник
Памятник приносит городу дополнительные очки культуры.

Особая возможность: Культурный захват
Великий художник может провести культурный захват любой клетки в пределах вашей территории или на ее границе. Эта клетка и шесть клеток вокруг немедленно переходят в состав вашей державы. Культурный захват позволяет отобрать земли у иностранного государства, но не дает захватить город (зато не мешает окружить чужой город своей территорией). Захват чужой земли не всегда становится поводом для войны, но некоторые государства, несомненно, будут оскорблены подобным действием. Помните, что великий художник державы-соперника может захватить территорию обратно: ограничений на число культурных захватов нет.

Великий инженер

Великий инженер — это очень талантливый инженер.

Особое улучшение: Заводской комплекс
Вы можете использовать великого инженера для создания заводского комплекса. Рабочие на таком комплексе могут производить огромное количество
продукции для города.

Особая возможность: Ускорение производства
Вы можете использовать великого инженера, чтобы резко увеличить объемы производства в городе. Все получившаяся продукция будет немедленно использована на городских стройках, в том числе, для создания чудес. Обычно этого ускорения хватает для завершения всех, кроме самых затратных чудес. Впрочем, работа над ними существенно продвинется вперед.

Великий торговец

Великий торговец — это очень талантливый торговец.

Особое улучшение: Таможня
Вы можете использовать великого торговца для создания таможни. Если на таможне работают горожане, она значительно повышает приток золота в город, где расположена.

Особая возможность: Торговая сделка
Вы можете использовать великого торговца, пока он находится в городе-государстве, для заключения торговой сделки. Это действие увеличит приток золота и улучшит отношения с данным городом.

Великий ученый

Великий ученый — это очень талантливый ученый.

Особое улучшение: академия
Вы можете использовать великого ученого для создания академии. Пока в академии работают горожане, она значительно увеличивает число очков науки, получаемых городом за ход.

Особая возможность: Бесплатная технология
Вы можете использовать великого ученого для мгновенного открытия новой технологии. Это не обязательно должно быть то исследование, которым вы занимаетесь в данный момент: можно выбрать любую из доступных вам технологий.

Великий полководец

Великий полководец несколько отличается от остальных великих людей. Он появляется не в городе, и его появление не зависит от ОВЛ, которые производят специалисты. Великие полководцы рождаются в битвах. По мере того, как ваши войска набирают боевой опыт, ваша держава получает ОВЛ для великого полководца. Число очков, необходимое для возникновения каждого следующего великого полководца, увеличивается.
Примечание: если набравшее опыт подразделение уничтожено, часть заработанных им очков опыта вычитается из ОВЛ для великого полководца.

Особое улучшение: крепость
Крепость усиливает обороноспособность любого подразделения, расположенного в ней. Кроме того, она наносит урон каждому юниту противника, оказавшемуся в конце хода поблизости. Только крепость, построенная на своей территории, будет приносить пользу. При культурном захвате крепость переходит в руки захватчика.

Особая возможность: Боевой бонус
Великий полководец предоставляет боевой бонус +25% всем союзным подразделениям в пределах двух клеток от него. Боевой бонус распространяется на все виды боя: ближний, дальний, оборону и так далее.

Советуем почитать:

Культура. Основы игры в Civilization V (FAQ, вопросы-ответы, цивилопедия)

Уровень культурного развития показывает, насколько ваша цивилизация ценит и развивает искусство и гуманитарные науки. Культура — это наскальные рисунки и статуи острова Пасхи, «Гамлет» и девятая симфония Бетховена, и даже последний клип Леди Гага. В игре культура оказывает следующее влияние: она увеличивает размеры ваших городов (и вашу территорию в целом) и позволяет открывать новые виды общественных институтов. Кроме того, в игре можно добиться культурной победы.

Получение культуры

Любая держава может зарабатывать очки культуры разными способами.

  • Дворец: созданный при постройке первого города, он дает 2 очка культуры за ход.
  • Древние руины: они могут принести довольно много очков культуры.
  • Постройки: некоторые сооружения дают очки культуры, например, в начале игры это монументы и храмы.
  • Специалисты: все они, но особенно художники, ускоряют культурный рост.
  • Чудеса: некоторые чудеса дают множество очков культуры, например Эрмитаж, героический эпос и национальный эпос.
  • Общественные институты: некоторые институты (особенно из раздела «Набожность») увеличивают производство очков культуры.
  • Великие художники: могут создать на клетке памятник. Если эту клетку обрабатывать, то культурный уровень города возрастет.
  • Города-государства: некоторые города-государства могут повысить ваш культурный уровень, если вы находитесь с ними в дружеских отношениях.

Расширение территории

По мере роста культурного развития город занимает все больше нейтральной земли вокруг себя. Чем быстрее увеличивается культурный уровень, тем быстрее прибавляются территории. В окне статуса на экране города можно увидеть, сколько очков культуры производит город за один ход и как скоро он сможет занять следующую клетку. С расширением территории растет количество очков культуры, необходимых для получения следующей клетки.
Имейте в виду, что можно покупать землю за золото вне зависимости от культурного развития города.

Принятие институтов

Ваша держава принимает разные типы общественных институтов в зависимости от очков культуры, которые приносят все ваши города. На шкале статуса на главном экране вы можете увидеть, сколько очков культуры набрала ваша цивилизация, сколько производится за каждый ход и сколько их нужно, чтобы принять новый общественный институт.
Набрав нужно количество очков культуры, вы можете принять новый общественный институт в окне «Общественные институты». После каждого приобретения стоимость следующего общественного института возрастает.

Культурная победа

Вы можете добиться победы, если откроете определенное число общественных институтов и построите «Проект Утопия»

Советуем почитать:

Настроение. Основы игры в Civilization 5 (FAQ, вопросы-ответы, цивилопедия)

Настроение — показатель удовлетворенности ваших граждан. Как правило, чем больше ваше население, тем более несчастным становится каждый. Недовольное население растет гораздо медленнее, а высокий уровень недовольства влияет на боеспособность ваших армий.

Настроение вашей цивилизации показано в левом верхнем углу основного экрана в строке состояния. Внимательно следите за ним. Если этот показатель достигнет нуля, ваше население станет очень беспокойным. А если опустится ниже нуля, то у вас начнутся настоящие проблемы. Кстати, если навести курсор мыши на это число, то появится полный отчет о настроении вашей цивилизации.

Начальное настроение

Начальный уровень настроения вашей цивилизации зависит от выбранного уровня сложности. С момента постройки вашего первого города этот показатель начнет уменьшаться.

Причины недовольства

Ряд факторов ухудшает настроение населения.
Прирост населения: с ростом вашей цивилизации настроение народа постоянно ухудшается, народ требует все больше «хлеба и зрелищ».
Число городов: с увеличением числа городов растет и недовольство. Другими словами, цивилизация с двумя городами с одной единицей населения в каждом гораздо несчастнее, чем цивилизация с одним городом с двумя единицами населения, хотя общая численность населения равна.
Захваченные города: если вы захватываете и присоединяете к своей цивилизации чужие города, народу это не нравится.

Что улучшает настроение

Следующие факторы улучшают настроение вашего населения.
Чудеса природы: каждое найденное чудо природы улучшает настроение жителей вашей державы.
Редкие ресурсы: находите новые ресурсы на своей территории или покупайте/выменивайте их у других государств. Каждый тип ресурса улучшит настроение вашего населения. Помните, что воздействие нескольких источников одного ресурса не складывается.
Постройки: определенные типы сооружений улучшают настроение населения. Это арена, стадион, театр и другие. Каждое здание, построенное в любом городе вашей цивилизации, улучшит общее настроение населения. Таким образом, два стадиона улучшают настроение в два раза лучше, чем один (в отличие от редких ресурсов).
Чудеса света: некоторые чудеса света вроде собора Нотр-Дам или Висячих садов могут значительно повысить настроение жителей.
Общественные институты: ветвь «Набожность» неплохо улучшает настроение народа, равно как и некоторые институты других ветвей.
Технологии: сами по себе технологии не влияют на настроение, но научный прогресс позволяет строить здания, чудеса света, добывать ресурсы и принимать различные типы общественного устройства, которые определяют настроение жителей.

Уровни недовольства

Есть два уровня недовольство, и оба они не сулят ничего хорошего.

Недовольство
Когда показатель настроения вашей цивилизации опустится ниже нуля, а значком, отражающим этот показатель, станет грустное лицо, это и будет означать, что ваше население «недовольно». Недовольный народ гораздо медленнее растет, но других отрицательных эффектов нет.

Крайнее недовольство
Когда показатель настроения вашей цивилизации отрицательный, а значок, отражающий этот показатель, выглядит как злое лицо, значит, ваше население очень недовольно. В этом случае все города вашей державы перестают расти, вы больше не можете создавать поселенцев, а ваши боевые подразделения получают серьезный штраф к боевым показателям. Помните, что с недовольством населения можно бороться и для этого существует целый ряд способов.

Советуем почитать:

Рейтинг цивилизаций в Sid Meier's Civilization V – Лёша играет

Если вы хотите перейти сразу к видео по каждой нации, то кликайте либо на оценку, либо сюда.

Данные этого рейтинга используются для удобного и честного выбора цивилизаций здесь.
За помощь в наполнении таблицы спасибо Андрею Степанову!

Австрия, Америка, Англия

Аравия, Ассирия, Ацтеки

Бразилия, Вавилон, Венеция

Византия, Германия, Голландия

Греция, Гунны, Дания

Египет, Зулусы, Индия

Индонезия, Инки, Ирокезы

Испания, Карфаген, Кельты

Китай, Корея, Майя

Марокко, Монголия, Персия

Полинезия, Польша, Португалия

Рим, Россия, Сиам

Сонгай, Турция, Франция

Швеция, Шошоны

Эфиопия, Япония

Итоговое видео

Смотреть все эти видео в плейлисте на канале YouTube
Весь рейтинг в руководстве в стиме
Группа в стиме для игры в Циву с живыми соперниками

Голосование за нации происходило тут.


Смотрите также