Как научиться играть словами


Как научиться шутить?

Как же все любят посмеяться над хорошей шуткой! Любой человек, умеющий вставлять к месту подходящую шутку, всегда заметен в любом обществе и становится душой компании. Как же так выходит, что шутки одних людей многие находят смешными и остроумными, а вот юмор других не понятен никому? Страна Советов расскажет, как научиться шутить.

Мы всегда слышим, что чувство юмора дано от природы и ему невозможно научиться. Но ведь любой человек может научиться рисовать или играть на различных инструментах. Так же и с чувством юмора: его можно развивать. Для этого существует ряд определенных упражнений, которые помогут Вам. Расскажем подробнее, как научиться шутить при помощи этих упражнений.

Чтобы развить хорошее чувство юмора, следует понимать и знать приемы создания шуток. Чтобы уметь шутить, следует научиться пользоваться игрой слов и их оригинальным сочетанием. Например, выполните такое упражнение: выберите для себя любую букву алфавита. Теперь придумайте предложение минимум из 10 слов, в котором каждое слово будет начинаться с выбранной Вами буквы. Учтите, что даже предлоги, союзы и местоимения должны начинаться с этой же буквы. Придумали? Теперь придумайте еще два-три подобных предложения, слова которых начинаются на другие буквы. Почувствовали, как заработал мозг? Конечно, сначала такое упражнение может казаться трудным, но дальше Вы все быстрее и быстрее будете работать со словами, подбирая нужные и удачные примеры.

Теперь перейдем к стилистическим приемам, которые обязательно потребуются Вам для шуток. Казалось бы, как развить чувство юмора, изучая стилистику родного языка? Все очень просто. Вам просто кажется, что шутки, придуманные другими, построены на удачно подмеченной ситуации, которую можно смешно преподнести. Но Вам никогда в голову не приходило, что комики всегда пользуются определенными стилистическими оборотами речи. Начнем с самых азов, которые Вам потребуются для того, чтобы научиться шутить.

Ирония. Построить иронию очень просто. Помните, что ирония строится на противоположной оценке тех или иных событий: от Вас могут ожидать положительного ответа, но Вы высказываетесь достаточно негативно. Конечно, иронию нельзя применять постоянно. Такой вид шутки уместен не во всех ситуациях. К тому же, чаще ее оценивают посторонние слушатели, чем сам объект шутки. Пример иронии: скажите бездельнику, что он трудоголик или заслуженный герой труда.

Еще один стилистический прием, который поможет Вам понять, как стать веселее, — гипербола. Гипербола — это стилистическая фигура преувеличения. Например, «я тебе говорил уже тысячу раз». Именно гиперболу часто комики используют для создания абсурда шуток. Доведение до абсурда характеризуется тем, что шутка с использованием гиперболы имеет самое непредсказуемое окончание. Вспомните Н.В. Гоголя, который часто использовал гиперболу в своих произведениях. Например, в «Мертвых душах» есть фраза: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо».

Расскажем также, как научиться шутить, используя двусмысленность слов. Для начала Вам следует подобрать слова, которые имеют несколько значений. Эти слова и следует использовать в шутках. Например, можете попробовать комбинировать глагол и существительное.

Конечно, применяя только различные приемы для создания шуток, Вы не станете комиком или шутником. Одних только слов никогда недостаточно. Душа компании — это не человек, который только и может, что шутить над другими. Самокритичность и отсутствие страха выглядеть смешным делают людей интересными и веселыми в глазах других. Поэтому не бойтесь пошутить, даже если Вы не находитесь в центре внимания. Вы никогда не знаете, как оценят Вашу шутку другие.

Постоянная практика обязательно должна Вам помочь в развитии чувства юмора. Но не забывайте и о том, как именно Вы шутите. Если вы шутите с кислым выражением лица, естественно, Вы только подчеркнете, что Ваше чувство юмора оставляет желать лучшего. Постоянно улыбайтесь, чтобы передать Ваше настроение и другим людям. Старайтесь всегда быть позитивно настроенным человеком. Всегда вставляйте удачную шутку при любом удобном случае, и Вы обязательно разовьете свое чувство юмора.

strana-sovetov.com

Большая энциклопедия школьника

Большая энциклопедия школьникауникальное издание, содержащее весь свод знаний, необходимый ученикам младших классов. Для детей, собирающихся в 1-й класс, она послужит незаменимым помощником для подготовки к школе. В этой энциклопедии ребенок сможет найти любую интересующую его информацию, в понятном и простом для него изложении. Вы подбираете слова и определения для простых вещей, которые надо объяснить ребенку? Сомневаетесь в формулировках? Просто возьмите «Большую энциклопедию школьника» и найдите нужный ответ вместе с малышом!

Математика в стихах
Развитие речи
Азбука в картинках
Игры на развитие внимания
Как правильно выбрать школу
Ваш ребенок левша
Как готовить домашнее задание
Контрольные и экзамены

Большая энциклопедия школьника - это твой надёжный путеводитель в мире знаний. Она проведёт сквозь извилистые лабиринты наук и раскроет завесу великих тайн Вселенной. С ней ты поднимешься высоко к звёздам и опустишься на дно самых глубоких морей, ты научишься видеть мельчайшие организмы и осязать огромные пространства Земли. Отправившись в это увлекательное путешествие, ты значительно расширишь свой кругозор и поднимешься на новую ступень развития. Отныне никакие вопросы учителей не смогут поставить тебя в тупик, ты сможешь найти выход из любой ситуации. Мир знаний зовёт тебя. В добрый путь!

Ребенок не хочет учить буквы

Ребенок не хочет учить буквы - Понимаете, ведь надо что-то делать! - с тревогой говорила мне полная, хорошо одетая дама, едва умещающаяся на стуле. Ее ноги в аккуратных лодочках были плотно сжаты (юбка до середины колена казалась слегка коротковатой для такой монументальной фигуры), руки сложены на коленях. - Ей же на тот год в школу, все ее сверстники уже читают, а она даже буквы ...

Past continuous passive

Страдательный залог образуется с помощью вспомогательного глагола 'to be'. Страдательный залог глагола 'to repair' в группе 'continuous' : To be repaired = Быть исправленным. The road is being repaired = Дорогу чинят. The road is not being repaired = Дорогу не чинят. Is the road being repaired? = Чинят ли дорогу? The road was being repaired = Дорогу чинили. The road was not being repaired = Дорогу не чинили. Was the road being repaired? = Чинили ли дорогу? Страдательный ...

Определение формулы органического вещества по его молярной массе

Задание: Определить формулу углеводорода, если его молярная масса равна 78 г. № п/п Последовательность действий Выполнение действий 1. Записать общую формулу углеводорода. Общая формула углеводорода СхНу 2. Найти молярную массу углеводорода в общем виде. М(СхНу)=12х +у 3. Приравнять найденное в общем виде значение молярной массы к данному в ...

У

У ЗВУК (У). 1) Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. У – сучок, В любом лесу Ты увидишь букву У. 2) ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. - Как воет волк! ( у – у – у ) 3) ЗАДАНИЯ. а) Подними руку, если услышишь звук (у): паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица. б) Где стоит (у)? Зубы, утка, наука, кенгуру ...

for-schoolboy.ru

самоучитель, который превратит любого зануду в первоклассного шутника — www.maximonline.ru

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора — навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили.

Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи — исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу — это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение — когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом — да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян, что, мол, под камнем спрятана еда, а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.

█ Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) — что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле — это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»

█ Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) — прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется — это игра. Если сосредоточен — видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

www.maximonline.ru

Как научиться шутить, чтобы стать душой компании

Смех, как известно, продлевает жизнь. А тот, кто становится причиной этому, всегда пользуется симпатией у людей. Поэтому всякий, кто веселит публику, чаще всего делается душой компании, к нему тянутся люди, им приятно общество этого человека. Бывает, что чувство юмора врожденное, как музыкальный слух и другие природные задатки. Но если ребенка с таким даром не учить играть на пианино, получать награды за достижения в области искусства он не будет. А вот если натаскать дитя без особого божьего дара, то, конечно, выдающимся композитором оно не станет, но пару-тройку мелодий сыграть сумеет. Таким же образом можно развить чувство юмора.

Для начала рассмотрим, что именно веселит людей? Во-первых, необычное. Какой-то неожиданный поворот ситуации, новый ракурс, оригинальная игра слов. Постарайтесь посмотреть на происходящее под разными углами зрения, как если бы вы были инопланетянином, прилетевшим на землю. Ведь то, что нам кажется обыденным, может быть довольно забавным. Однако в шутке важно не переборщить и не обидеть ненароком людей, которых хотим рассмешить. Есть люди, которые «ради красного словца не пожалеют и отца». Такой, как научится шутить, так от него, наоборот, все шарахаются – не попасть бы на острый, как нож мясорубки, язык.

Шутка, как ложка к обеду, нужна в определенном месте и ко времени. Не стоит высказывать предположение, что «у нас в стране всё так плохо, потому что Ленин в Мавзолее лежит не по фен-шуй» в ячейке компартии, а также в обществе людей, которые всерьез верят в китайское учение о правильном расположении предметов. И те, и другие не оценят вашей шутки. Ну, хорошо, - скажете вы, - здесь были приведены советы, как не надо шутить, но как научиться шутить, чтобы «родить» хотя бы такую незамысловатую шутку?

Юмор, как и музыка, и рисование, имеет свои правила. Вам кажется, что комик каждый раз смешит людей новыми шутками? Проанализируйте: структурально под ними скрыты всего несколько приемов, и эти техники мы вкратце рассмотрим. Первый прием – игра слов. Русский язык изобилует терминами, которые имеют разные значения. Есть также фразы, близкие другим по звучанию. Как научиться шутить, играя словами? Выделите такие многозначные термины (коса, ключ, дело). И когда у вас спросят: «Как дела?», можно ответить: «Это у прокурора – дела, а у меня – делишки». Можно обыграть и пословицы, и поговорки. К примеру, о патовой ситуации сказать: «Нашла коза на кабель, и убило козу током».

Еще один распространенный прием – ложное противопоставление, когда вторая часть предложения будто противоречит первой, но на самом деле только подтверждает ее. Например: «Никому мы не интересны, кроме налоговой полиции, да и той интересны не мы сами, а содержимое наших карманов». Здесь применяется похожая на предыдущую техника усиления, только конец высказывания опровергает начало: «Бросить курить легко – я уже бросал раз пятьдесят». Есть также приемы гиперболы – умышленного преувеличения и ложного преуменьшения. Как научиться шутить, используя такую технику? Беспроигрышный вариант – приобщить соседей: «Он вчера так напился, что с утра даже у соседей голова болела» и т.д. Доведение до абсурда также веселит народ, и примеры его можно бесконечно черпать из лексикона военных: «Молчать, я вас спрашиваю!» и тому подобное.

Но, допустим, вы ознакомились с техниками юмора, а родить что-нибудь остроумное все равно не получается. Но ведь можно веселить других чужими шутками. Постарайтесь запомнить множество анекдотов и забавных фраз, афоризмов и крылатых выражений. Как научиться шутить, оперируя ими? Главное, чтобы рассказанный вами анекдот был уместным. «Соль» этого комедийного опуса должна хоть как-то касаться темы разговора. Не стоит повторять один и тот же анекдот несколько раз. И если вы не вызвали ответного смеха, не стоит тут же рассказывать другой подобный случай, в надежде, что уж он-то точно сработает. И чего категорически нельзя делать, так это винить аудиторию в недостатке чувства юмора.

fb.ru

Сергей Федин: «Лучшие игры со словами»

 

«От игры до искусства – один шаг», – считает Сергей Федин, автор книги «Лучшие игры со словами», вышедшей в издательстве «Айрис-пресс» в 90-е годы. А чтобы сделать этот шаг, нужны вдохновение и удивление перед словом,

Письменное слово, как уверяет нас С. Н. Федин, представляет собой необъятный космос для открытий.

Это издание настоятельно рекомендует родителям для занятий с детьми дома постоянный автор журнала «Фома» Виталий Каплан в своей статье «Пять развивающих литературных игр для детей», также опубликованной на нашем сайте.

Как обещает аннотация, «…читатель найдет в этой книге не только описание правил, но и занимательные истории, и наиболее яркие примеры акростихов и палиндромов, зеркальных текстов и много других примеров словотворчества». Автор адресует книгу игр и профессионалам – филологам и поэтам, а также взрослым любителям слова и детям с 10 лет.

Поскольку пособие рассчитано на такие разные читательские категории, каждый его раздел условно разбит на две части, а главы  в бумажном варианте книги помечены понятными значками, обозначающими возрастную принадлежность материала – фигурками бородатого дедушки и его внука ( а также в бумажной книге вы найдете веселые и оригинальные иллюстрации).

Иногда в книге можно встретить оба значка, стоящих рядом – а значит, задания будут интересны и полезны и детям, и взрослым. Словом, Сергей Николаевич поднимает планку своего издания от занимательного пособия для разных возрастов до уровня семейной книги и с готовностью спешит предоставить ее для домашних вечеров у камелька.

Книга лучших игр со словами построена на самом разнообразном материале. В рассказе о древних формах словотворчества автор использует современные примеры, неизвестные или малоизвестные, но в любом случае, не те, привычные и хрестоматийные, которые набили оскомину любителям слова. Очевидно, что Сергеем Фединым проделан основательный труд, часть авторских разработок и находок еще до издания книги была опубликована в российских журналах и газетах.

Книга вышла в издательстве «Айрис-пресс» в 90-е годы. Возможно, некоторые примеры покажутся чуть наивными, а некоторые – слишком резкими, некоторые явления уже ушли из жизни и могут восприниматься по-другому, но в целом издание остается очень любопытным для современного читателя.

В сборнике игр можно найти необычные словесные ситуации, узн

azbyka.ru

13 проверенных способов и веселых игр. Учимся читать играя. Как научить ребенка читать?

Содержание:

Когда учишь ребенка читать, самое главное — объяснить, зачем ему это нужно. То есть необходимо создать мотивацию, заинтересовать малыша. А чем же заинтересовать ребенка, если не увлекательной, захватывающей игрой?

Какая это буква?

Чтобы выучить буквы, совсем не обязательно покупать дорогие пособия или лото — многое можно буквально за пять минут сделать самостоятельно. Главное, чтобы игры были разнообразные и нравились вам и вашему ребенку. Детям очень важно все пощупать, и буквы можно складывать из любых подручных материалов: счетных палочек, спичек, кусочков макарон, лепить их из пластилина...

Ищи букву! Если ребенок любит обводить и закрашивать, то пишем на листе бумаги штук 15 буковок, похожих по написанию, но разного размера и цвета: А, П, Н, Л, Д, Г, или Ш, Е, Щ, Ч, Ц, Й, или Б, В, Ф, Р, Я, Ы. Можно придумывать самые разные задания — обводить только А, или обводить все одинаковые одним цветом, или соединять одинаковые буквы дорожками, или одни подчеркивать, другие обводить в кружок, а третьи перечеркивать крест-накрест...

Буквы на карточках. Можно сделать несколько наборов с одинаковыми карточками, на каждой из которых написать по одной букве. Вы с ребенком берете по набору карточек (начинайте буквально с 2–3 буковок, причем сначала — с гласных), произносите звук, к примеру, "О" и показываете такую карточку. Малыш ищет у себя такую же. Потом вы произносите звук, и он сам ищет нужную карточку. Потом можете играть в "немое кино" — округляете рот, как будто хотите сказать "О", и малыш угадывает, какой звук вы собирались произнести. Вытягиваете губы трубочкой, как будто собираетесь сказать "У", и малыш произносит "У" и ищет карточку с этой буквой.

На какую букву начинается? Эту игру мы освоили года в три. Сначала я специально выделяла первую букву (точнее, звук): "А-а-а-арбуз на что начинается? А на какую букву начинается у-у-утка? А ш-ш-ш-шапка?"

Угадай, что я сказала? Примерно в три года мы начали играть еще и в игры со слогами. Для того чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: "Ма. Ма. Что получится? Правильно, мама!" Зачем эта игра? А затем, что иногда дети, которых усиленно учат читать, могут произнести слово по слогам, но при этом не понимают, что же за слово они прочитали.

Кош. Ка?
Ма. Ши. На?
Ка. Ша?
Ру. Баш. Ка?
Ав. То. Бус?

Продолжи слово. Я говорю начало слова, а ребенок угадывает, что дальше. "Кош?" — "Ка!" — радостно говорит Галя.

— Со-ба? — Ка!
— До? — Мик! До-рога! До-ска!
— Ры? — Ба!
— Де? — Душка! Де-рево! Де-ревня!
— Ко-ро? — Ва! Корова! Корона! Коробка!

Предметы и слова

Ребенку очень важно понять разницу между словами и реальными предметами, их обозначающими. "ЛУК" — это слово, и он не щиплет глазки, а от настоящего лука лучше отойти подальше, когда мама его режет.

Если малышу нравится все считать, то можно сосчитать, сколько в слове буковок. Сначала мы играли так с написанными словами, а потом Гришка научился на слух определять длину коротких слов. Когда малыш разберется, как играть, предложите сравнить, какое слово длиннее: "лук" или "картошка", "зонт" или "зонтик", "змея" или "червячок", "карандаш" или "карандашик"?

Кубики Зайцева. Я пыталась учить Гришку по кубикам Зайцева, но энтузиазма у него это не вызывало. Его больше интересовал звук: Гришка готов был раскрыть каждый кубик, чтобы посмотреть, что там стучит или звенит внутри.

С одной стороны, идея слогов на кубиках — блестящая. С другой стороны, мне лично кубики понравились куда больше, чем моим детям, — вот уж не знаю, в чем тут секрет... Вероятно, в условиях большой группы детей кубики работают лучше, но дома это не самое удобное пособие. Обычные карточки от лото нам подошли больше.

Впрочем, иногда Гришка соглашался немного почитать по кубикам.

Магнитная азбука. У нас магнитные буквы висели не на доске, а на холодильнике, и мы почти каждый день читали пару-тройку слов. Иногда Гриша сам складывал какие-нибудь слова и просил меня прочитать, что у него получилось.

Угадай все слово целиком. Эту игру я делала для сына сама: слева на листочке пишу 4–5 коротких слов, а справа — картинки к ним, но в другом порядке. Например, кит, кот, дом, дым, лес, мак, рак, слон, стол, стул, окно, аист, дуб, море, рыба, вода, ножик, шарик, мячик.

Гришка читает слово, обводит его и соединяет с нужной картинкой. Именно таким образом он научился узнавать все слово целиком и понял суть чтения. Некоторые считают, что надо учить соединять буквы в слоги, но мне кажется, что куда важнее, чтобы ребенок понял суть — эти буквы обозначают некий реальный предмет!

Найди пары. У нас дома валялась куча старых карточек от разных лото. Сначала я просто подписала все слова фломастером с обратной стороны. Потом выбрала из них десяток парных картинок, и мы начали играть так. Я кладу карточки картинками вниз, а буквами, стало быть, вверх. Гришка ищет одинаковые слова, читает, переворачивает картинки, проверяя себя, — и забирает пару картинок себе. Гришке эта игра нравилась тем, что гора карточек очень быстро росла.

"Вот сколько я выиграл!" — говорил он гордо.

Смешная книжка. Берем несколько листов бумаги, складываем их пополам и сшиваем в книжку. Потом поворачиваем книжку сгибом вверх и разрезаем странички на 3 или 4 части. На каждой полоске пишем слово, чтобы получилась фраза.

Мама

варит

вкусный

суп.

Папа

рубит

толстый

дуб.

Аня

ест

свой

пирог.

Кошка

видит

белый

гриб.

Вася

красит

старый

забор.

Маша

моет

новый

стол.

Петя

пилит

синий

стул.

Можно прочитать ребенку вслух каждую фразу, но куда веселее переворачивать страничку не всю целиком, а по частям. Тогда получаются смешные фразы:

Мама

моет

синий

пирог.

Папа

пилит

новый

стол.

Кошка

варит

старый

забор.

Можно раскрасить вертикальные части в разные цвета: подлежащее одним цветом, сказуемое — другим, дополнение — третьим... Можно сразу подчеркнуть их, как в школе, — ребенок запомнит это запросто, даже если вы не обратите на это специального внимания.

Записки и письма

Многим детям нравится искать призы и клады. Сначала вы покупаете десяток простых конвертов и кладете в каждый конверт простые записки типа: "Ищи в шкафу". Можно прямо в шкафу положить приз, а можно там оставить второй конверт: "Ищи у папы на столе", "Ищи на кухне под стулом".

По мере того, как ребенок учится читать, можно оставлять ему и более сложные записки.

Когда ребенок начнет бойко читать короткие фразы, можно присылать ему письма — от гномика, от кошки, от сказочных персонажей — как вам больше нравится.

Ну, а дальше надо найти простую книжку, которую ребенку было бы интересно прочесть, начать читать вслух — и оставить недочитанной на видном месте. Одни дети начинают читать с тоненьких малышовых книжек. Другие тонкие книжки презирают и хотят сразу читать настоящие, то есть толстые. Мой брат, например, начал читать с толстого тома рассказов Носова.

Моему сыну было скучно читать азбуку, где Нина и Инна у окна. Во многих азбуках и букварях прибавляют по одной букве за урок, а Гришке это было не так важно, потому что он знал почти все буквы. И я начала для него придумывать короткие рассказы, причем такие, которые ему было бы интересно прочесть, — про мальчиков, которые строили шалаш, про корабль, который плыл в Африку. Эти рассказы я писала печатными буквами на обычном листе бумаги, причем новое слово появлялось не раньше, чем Гриша читал все предыдущие. Сын старался прочитать поскорее, чтобы узнать, что было дальше.

Первый опыт чтения очень труден для ребенка, особенно пока каждое слово он читает долго и с трудом. Помогите ему, поддержите его на этом этапе! Многие дети, умея складывать буквы в слова, не читают сами потому, что стесняются взрослых — боятся, что над ними будут смеяться или дразнить...

Чему бы вы ни учили своих детей, результат будет не один, а несколько. Предположим, вы учите малыша читать. Первый результат очевиден — малыш начал читать сам. Ура! Второй результат: ребенок смог изменить свое отношение к учебе в целом, например, теперь он считает, что учиться чему-то новому — это очень интересно (или, наоборот, что это очень скучно). Третий результат: меняются ваши отношения с ребенком. Если вы успешно научили его читать, но далось это ценой угроз, криков, скандалов, то, возможно, лучше было не учить — но оставаться друзьями...

www.7ya.ru

Учимся читать по слогам: игры и интересные методики

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

3. Игры с буквами, которые дружат

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

marypop.ru

Как научиться печатать на клавиатуре быстро и без ошибок

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сегодня осталось немного профессий, в которых не требуется владение компьютером. При этом без освоения техники быстрой печати ни о каком уверенном пользовании ПК не может быть и речи. Энтузиасты подсчитали: способ слепого набора текста позволяет экономить в среднем 3 рабочих недели в году.

Вам приходилось задумываться, насколько быстро вы умеете нажимать на клавиши? Обычный офисный работник развивает скорость до 200 знаков в минуту. Однако можно немного потренироваться, и вы сумеете добиться результата 300–400 знаков в минуту, что и даст обещанную экономию времени.

AdMe.ru заботится о своих читателях и постоянно ищет способы облегчить их жизнь. На этот раз мы разобрались в том, какими трюками пользуются стенографистки, чтобы набирать по 500+ знаков в минуту. Оказалось, освоить эти навыки может любой человек.

Скорость и точность печати зависят от типа клавиатуры

Мы рассмотрим преимущества и недостатки 3 самых популярных видов клавиатур.

  • Механическая.
    Плюсы:
    при нажатии на кнопку срабатывает быстрее, служит дольше. К тому же по механической клавиатуре не нужно сильно стучать: срабатывание клавиши происходит быстрее, чем вы успеваете нажать на нее до конца.
    Минусы: высокая цена и громкое клацанье.
  • Мембранная.
    Плюсы: такой клавиатуре не страшны крошки и пыль; цена в несколько раз ниже, чем у механического собрата.
    Минусы: отсутствует отклик от нажатия, давить на кнопки приходится сильнее.
  • Мембранно-механическая.
    Собрала лучшие качества обоих видов: относительно невысокая цена и быстрый отклик на касание. Такие клавиатуры устанавливают у современных ноутбуков.

Если вы решили прокачать скорость набора текста или целыми днями в офисе только и делаете, что стучите по кнопкам, стоит обратить внимание на механическую клавиатуру.

Совет: для увеличения скорости печати установите клавиатуру под наклоном. Для этого у клавиатур есть специальные ножки на задней панели, а для ноутбука существуют подставки, которые придадут правильный угол наклона для эргономичной печати.

Правильное положение рук сокращает время набора текста

www.adme.ru

Игры, клавиатурный тренажер для детей

Сначала встреча здесь – а потом совместный поход в театр, кино, кафе…

Игры здесь не случайно. Они у нас особенные. Это не просто развлечение. Это продолжение обучения. С одной стороны, игры дают возможность передохнуть от занятий, а с другой, закрепляют навыки слепого десятипальцевого набора. Так что играйте на здоровье.

Об стенку лбом

Чтобы бегущая овца не врезалась в забор, необходимо набирать появляющиеся слова. Каждое слово можно набрать несколько раз подряд, от этого количество очков увеличивается. Если при этом допустить ошибку, множитель обнуляется, и слово приходится набирать заново. Проскочить забор овечка может только в том случае, если слово набрано целиком (целое число раз). Игра отлично подходит как клавиатурный тренажёр для детей.

Язык набора: русский

Играть

Всё выше и выше

В этом клавиатурном тренажёре для детей необходимо сбивать шарики, набирая соответствующие им буквы при помощи клавиатуры. Если набрать слово, появляющееся на растяжке самолёта, все шарики на экране исчезают. Наверху видно, сколько ещё шариков можно пропустить до окончания игры.

Язык набора: русский

Играть

Собери клавиатуру

Ещё одна игра-клавиатурный тренажёр. Все клавиши нужно поставить на свои места за минимальное время. Проверяет не то, с какой скоростью вы печатаете, а то, насколько помните взаимное расположение клавиш.

Язык: русский

Играть

Typing Bubble

Цель игры в том, чтобы не позволить мыльным пузырям перелететь через игровое поле. В зависимости от скорости движения пузыри раскрашены в разные цвета. В игре встречаются «бонусные» пузыри, облегчающие игровой процесс: красные — останавливают движение, а жёлтые — уничтожают соседние пузыри.

Язык набора: русский

Играть

Арканоид

В этой клавиатурной игре нужно набирать разные буквосочетания или слова для движения платформы влево и вправо. Цель — отбивать платформой шарик так, чтобы он сбил все блоки на игровом поле. Шарику нельзя дать упасть — сразу проиграете.

Язык набора: русский

Играть

QWERTY Warriors

Ваш солдат попадает в окружение вражеской армии. Ему предстоит в одиночку вести бой при помощи набираемых на клавиатуре слов. Перед началом игры можно выставить сложность: от лёгкой до «невозможной». Игра должна понравиться детям.

Язык набора: английский

Играть

QWERTY Warriors 2

Вторая часть игры, способствующей овладению раскладкой клавиатуры QWERTY. В новой версии появилась возможность добавлять и редактировать собственные словари.

Язык набора: английский

Играть

Magic Library

Игра помогает запомнить расположение клавиш клавиатуры при раскладке QWERTY для детей. Игрок должен зажечь свечи в тёмной комнате: нужно набирать буквы на кубиках, падающих с потолка волшебной библиотеки.

Язык набора: английский

Играть

The Typing of the Ghosts

Незамысловатая, но оригинальная игра: вы сражаетесь с привидениями, применяя в качестве оружия «слепой» набор на клавиатуре.

Язык набора: английский

Играть

Arachnid Falls

Игровой клавиатурный тренажёр десятипальцевого метода печати для детей. С каждым новым уровнем игра усложняется: от набора цифр игрок переходит к буквам, от букв - к слогам, от слогов - к словам. Сюжет игры: не позволяйте паукам воровать вишенки с пирожных.

Язык набора: английский

Играть

Air Typer

Игрок управляет самолётом-истребителем с помощью клавиатуры. Набирая английские слова и наиболее употребляемые слоги, нужно успеть уничтожить дирижабли противника, пока они не проникли на территорию игрока.

Язык набора: английский

Играть

Ученики
Зарегистрировано: 714006 учеников

Сейчас на сайте:


Всего 42 ученика (показать)

nabiraem.ru

8 упражнений, которые научат общаться даже самых застенчивых

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Бытует мнение, что научить человека общаться невозможно. Мол, умение разговаривать с людьми — это какая-то генетически заложенная способность: или дано, или не дано. Но в последние годы психологи активно опровергают этот стереотип и смело заявляют: общение — это точно такой же навык, как танцы, пение или готовка. И точно так же, как в развитии любого навыка, здесь существуют определенные упражнения для отработки.

Мы в AdMe.ru сегодня собрали для вас 8 необычных упражнений, которые смогут сделать разговорчивым даже самого застенчивого интроверта. Это не просто упражнения для улучшения речи, а целый комплекс занятий, помогающих научиться мыслить во время разговора и строить увлекательный диалог.

1. Пересказ

Для чего: Вы учитесь думать и говорить одновременно. Упрочняется связь мышления и речи.

Как выполнять: Открываете любимый блог, находите любую статью, из нее выбираете 2–3 любых абзаца. Читаете их и пересказываете самому себе вслух. Дальше — следующие несколько абзацев, и так до конца статьи.

Длительность упражнения: Зависит от объема статьи. Пересказывать нужно по 1 статье в день.

2. Продолжение чужой мысли

Для чего: Вы учитесь искать нестандартные решения, развиваете гибкость мышления.

Как выполнять: Включаете телевизор или любое видео в интернете. 30 секунд слушаете спикера, далее выключаете звук и в течение 30 секунд развиваете его мысль.

Длительность упражнения: По 5–10 минут в день.

3. Загадка Льюиса Кэрролла

Для чего: Ломаете собственные стереотипы, привычки мыслить определенным образом.

Как выполнять: Загадка, которую придумал Кэрролл, звучит так: «Чем ворон похож на стол?» Упражнение построено на ее основе. Желательно выполнять его вдвоем, чтобы не подтасовывать себе более «удобные» предметы. Один называет любое слово, другой называет любое другое слово, между ними вставляете вопрос: «Чем похожи?» Получается что-то типа «Чем шкаф похож на кролика?» Сидите и ищете варианты.

Длительность упражнения: Начать стоит с 10 пар.

4. Лекция кому угодно о чем угодно

Для чего: Выуживая из памяти неприкладную информацию, тренируете память. Делаете процесс мышления более гибким.

Как выполнять: Упражнение выполняется вдвоем. Вы выбираете любой предмет из тех, что вас окружают, и рассказываете о нем собеседнику. Как он появился? Почему важен в масштабах человечества? Для чего он используется здесь, в этом помещении? При регулярной практике вскоре вы сможете задвинуть часовую лекцию про ластик, стул или дверцу шкафа.

Длительность упражнения: Начинайте с 5 минут.

www.adme.ru

Как быстро научиться играть аккорды на гитаре ~ Простыми словами

Чтобы действительно научиться играть аккорды, не надо запоминать каким пальцем где надо зажимать какую струну. Достаточно просто понимать что и зачем ты делаешь. Это большой материал, но я не стал разбивать его на несколько статей, чтобы сохранить логику повествования. Если у вас не получится осилить его с первого раза, вернитесь к нему и перечитайте через несколько дней.

Почему нот 7 штук

Прежде всего, необходимо знать названия 7 нот — до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. На самом деле нот не 7, а 12. Например, между до и ре есть ещё одна нота — до диез или ре бемоль. Это два названия одной и той же ноты. Диез (обозначается #) означает, что ноту надо повысить на одну «полуноту». То есть до диез — это полунота, которая идёт после до. А если до будет с двумя диезами (##), тогда ноту до надо повысить на две полуноты. С одним диезом до превращается в до диез, а если повысить ещё на полноты, получается уже ре. Аналогично с бемолем (♭) и двойным бемолем (♭♭). Только они не повышают, как диезы, а наоборот понижают на полноты.

Такие полуноты есть между всеми семью стандартными нотами. Кроме двух исключений — их нет между ми и фа, и между си и до. Именно поэтому нот всего 12, а не 14, как было бы, если бы полуноты были между каждыми нотами.

Эти полуноты ничем не хуже «стандартных» нот. Более того, каждая из 12 нот находится на одинаковом расстоянии от соседней. То есть частота колебания двух соседних нот имеет одинаковый промежуток. Чем не может похвастаться стандартная семинотная модель. В ней между нотами ре и ми промежуток в два раза больше, чем между ми и фа. Так как между ми и фа «полуноты» нет. То есть технически, для ми нота фа и является следующей «полунотой», а не нотой.

Почему ноты имеют такие названия

Что такое аккорды

Аккорд же — это сочетание трёх или больше нот (или полунот). Самые простые аккорды — это мажорные аккорды. Из них состоит большинство аккордов идущих к песням. Мажорные аккорды строятся от любой ноты и состоят из трёх нот — первой, третьей и пятой. То есть для аккорда до мажор — это до(1), ми(3) и соль(5). Для аккорда ре мажор — ре(1), фа(3) и ля(5). Так как в аккорде состоит всего из трёх нот, а струн на гитаре 6, некоторые струны играют одну и ту же ноту. Например, первая играет до, вторая соль, третья тоже до, четвёртая ми, пятая опять соль и шестая опять до. То есть три струны играют до, одна — ми, и две — соль. Причём не обязательно именно в таком порядке. На каждой струне можно сыграть любую ноту, так что и способов сыграть аккорд на самом деле огромное множество. Но некоторые способы играть удобнее, поэтому они и пользуются большей популярностью.

Есть небольшой нюанс. В аккорде До мажор между первой (до) и третьей нотой (ми) находится три полуноты — до диез, ре и ре диез. А в аккорде Ре мажор между первой (ре) и третьей нотой (фа) находится всего две полуноты — ре диез и ми. То есть если использовать не 7-нотную систему, а 12-нотную, тогда аккорд До мажор состоит из первой ноты (до), пятой ноты (ми) и восьмой ноты (соль). Точно так же и аккорд Ре мажор состоит из первой ноты (ре), пятой ноты (фа диез) и восьмой ноты (ля). То есть мажорный аккорд всегда состоит из 1-5-8 ноты, независимо от того от какой ноты он строится. Вот почему 12-нотная система намного проще — в 7-нотной не достаточно сказать, что аккорд состоит из 1-3-5 ноты, ещё дополнительно надо помнить, должен ли быть диез рядом с 3 или 5 нотой конкретно для этого аккорда.

Аккорды не обязательно должны строиться от «чистой» ноты. Они вполне могут строиться и от полуноты. Например, от до диеза — точно так же 1-5-8 — до диез(1)-фа(5)-соль диез(8).

Что обозначают названия аккордов

Наверняка вы видели названия аккордов вроде G, Am, C, и вы не могли понять что значат эти буквы. На самом деле всё просто. Каждой букве соответствует определённая нота. Причём расположены они не в случайном порядке, а по алфавиту — A, B, C, D, E, F, G. Единственное, что может запутать — буквы начинаются не с ноты «до», как мы привыкли, а с «ля». То есть ноте «ля» соответствует буква A. После «ля» идёт «си», и ей соответствует буква B. После «си» идёт нота «до», которой соответствует буква C. А дальше всё аналогично, заканчивая нотой «соль», которой соответствует буква G.

Путаницы добавляет то, что в России часто ноту «си» обозначают не буквой B, что было бы логично, а нотой H. Точная причина этого затерялась в веках. На западе это правило убрали, чтобы создавать меньше путаницы. У нас же буквой H обозначают аккорд «си», а буквой B — «си» бемоль. Причём разные авторы в своих произведениях могут отмечать аккорд «си» как буквой B, так и буквой H. И если вы чувствуете, что аккорд «си» конкретно в этой песне плохо звучит, попробуйте использовать аккорд «си» бемоль.

Что обозначают значки рядом с аккордами

Рядом с большой буквой встречаются маленькие буквы, цифры и даже значки. Например, буквы «Am», «Gmaj», «Cdim». Цифры «A5», «D7». Значки «EΔ«, «B°», «F«. Хорошая новостью — все эти страшные названия запоминать не надо. В обычных песнях они практически не встречаются. Их изучать имеет смысл только если вы захотите глубже узнать гитару и играть, например, джаз. Но если вам интересно, все эти приписки значат, что что-то надо сделать с «чистым аккордом». Например, аккорд C7 значит, что к основному аккорду C, который состоит из до-ми-соль, то есть 1,3 и 5 ноты, надо добавить ещё 7 ноту — то есть си. Ну или если смотреть в 12-нотной системе, то это 1,5,8 и 11 ноты. В результате получается до-ми-соль-си.

Единственную модификацию, которую надо выучить — это маленькую букву m. Потому что аккорды вроде Am и Dm часто встречаются и в популярных песнях. Буква m означает, что перед нами минорный аккорд, звучащий печально. Например, аккорд D — ре мажорный, звучащий весело, торжественно. А аккорд Dm — ре минор. Отличаются они всего одной нотой. В ре мажорном аккорде три ноты — ре, фа диез и ля. А в ре минорном вместо фа диеза просто фа. То есть в 12-нотной системе общая схема для всех аккордов не 1-5-8, а 1-4-8.

Чем различаются разные варианты одного аккорда

Как уже было сказано выше, аккорд можно сыграть по-разному. Например Аккорд C (до мажор) обычно встречается в таком виде (цифры в кружочках — это каким пальцем удобнее всего зажимать струну. Большим пальцем ничего не зажимаем, так что цифра 1 — указательный):

Но он может быть и в таком виде:

В обоих случаях аккорд состоит всего из трёх нот — до, ми и соль. Но в разных последовательностях.

Звучать они будут практически одинаково. Какой вариант лучше? Зависит от ситуации. Например, если в предыдущем аккорде у вас указательный палец стоял на 1 ладу 5 струны, и на этом аккорде у вас указательный палец тоже стоит в том же положении, лучше выбрать этот вариант аккорда. Но на самом деле это не имеет значения — вы можете выбрать любой из вариантов, который вам удобнее играть. Но если вы не успеваете быстро поставить пальцы на нужные места, скорее всего вы используете неподходящий вариант. И стоит попробовать другие варианты этого аккорда.

Как самостоятельно находить новые аккорды

Если сыграть первую струну, ничего не зажимая, зазвучит нота ми (E):

Поставим палец на первый лад и опять сыграем первую струну. Зазвучит нота фа (F):

Если поставить палец не на первый, а на второй лад, тогда зазвучит нота фа диез (F#):

То есть каждый раз, когда мы смещаемся на 1 лад, нота повышается на одну полуноту.

Давайте теперь попробуем точно так же повысить не одну, а сразу 3 ноты. На примере аккорда ля мажор (A). Напомню, он состоит из первой ноты (ля), пятой (до диез) и восьмой (ми). В этом варианте правда они в другом порядке — сначала восьмая (ми), потом первая (ля), потом пятая (до диез). Но это не принципиально:

Теперь повысим каждую из трёх нот на 1 лад, то есть на 1 полуноту. A (ля) превращается в A# (ля диез). C# (до диез) превращается в D (ре). E (ми) превращается в F (фа). То есть пальцы расположены на струнах точно так же, только уже не на втором ладу, а на третьем:

Каждая нота сметилась на 1 позицию вверх. То есть из аккорда A, у которого были задействованы ноты 1-5-8, мы перешли в позицию 2-6-9. Это если считать от ноты A (ля). Но если мы первой нотой будем считать не A, а A#, тогда мы увидим, что у нас опять получилась стандартная схема мажорного аккорда 1-5-8. Только этот аккорд уже не изначальный A (ля мажор), а новый A# (ля диез мажор).

Точно так же, если сместить пальцы ещё дальше, не на третий, а на четвёртый лад, мы получим ноты си(B) — ре диез(D#) — фа диез(F#). То есть все ноты аккорда B (си мажор). Точно так же повышая на 1 лад, можно получить все 12 мажорных аккордов, после чего они начнут повторяться с самого начала (в нашем случае с аккорда A).

Хотелось бы заметить, что в аккорде A зажаты только 3 струны. Оставшиеся 3 струны — первая, вторая и шестая — открытые, то есть не зажаты:

На самом деле они тоже зажаты. Но не пальцами гитариста, а самой гитарой. И зажаты они на нулевом ладу.

То есть если вы хотите играть аккорд не только на трёх струнах, а на всех шести, их точно так же надо повышать на 1 лад. Сделать это проще всего, зажав указательным пальцем все струны на этом ладу. Этот приём называется баррэ:

Хочу обратить внимание, что цифры в кружках сменились с 1-2-3 на 2-3-4. Потому что указательный палец (под цифрой 1) теперь зажимает баррэ.

Не стоит переживать, что 3 струны зажаты 2 раза — на 1 и 3 ладу. Звук всё равно будет такой же, как и если бы вы зажали только на 3 ладу.

Баррэ у многих новичков плохо получается, из-за чего гитара звучит не очень красиво. Но это важный приём, который очень вам пригодится. Так что я рекомендую над ним поработать. В будущем я напишу отдельную статью, рассказывающую как легче играть баррэ.

Система CAGED

Система CAGED основана на методе повышения аккордов, описанном в предыдущем разделе. Она позволяет быстро запомнить по 5 вариантов любого аккорда. Называется она так потому что основой для каждого из вариантов является аккорд C, аккорд A, аккорд G, аккорд E и аккорд D. Вместе получается CAGED.

Эти аккорды очень удобно смещать, так что их я рекомендую выучить, чтобы у вас в запасе было по 5 вариантов каждого из 12 мажорных аккордов:

Таким образом перемещать можно не только для мажорных, но и для минорных аккордов. Например аккорд Am (ля минор):

В принципе за основу можно взять всё те же 5 аккордов CAGED. Только уже минорных — Cm, Am, Gm, Em и Dm. Все их я приводить не буду, чтобы не перегружать. Когда вы освоите все мажорные аккорды, самостоятельно найти минорные вам не составит труда.

Ну и если вы захотите продвигаться в изучении аккордов дальше, этот метод поможет вам перемещать не только мажорные аккорды, но и любые другие.


Если вам понравилась статья, вы можете помочь развитию сайта, поделившись ссылкой на эту статью в соцсетях:

prostimi-slovami.ru


Смотрите также