Как научиться играть полет шмеля
Обучение музыки
"Полет шмеля" — это популярная музыкальная тема, которая отлично подходит для того, чтобы продемонстрировать свою технику игры на гитаре.
Изначально произведение было написано для скрипки. Для гитары вы найдёте много различный версий, но среди них нет такой, которая считалась бы основной, потому что оригинальная версия была написана не для этого инструмента. Но изучать различные гитарные варианты — это хорошая идея. Разные версии позволят вам узнать своеобразные методы и интерпретации.
Большинство (если не все) видео с исполнением "Полета шмеля", которые вы встретите, исполняются на молниеносных скоростях. В этом и была задумка композитора, Николая Римского-Корсакова. Он хотел написать музыкальное произведение, которое создавало бы образ шмеля, жужжащего вокруг, и у него это очень хорошо получилось.
Тем не менее, если вы пока не можете играть фрагмент в быстром темпе, вы не должны отчаиваться. Даже если вы никогда не сможете достичь своей цели, вы, по крайней мере, извлечёте пользу из того, что будете пробовать, и, возможно, откроете для себя что-то новое во время этого процесса. От вас полностью зависит, будете ли вы отчаиваться или вдохновляться, пробуя делать любое дело.
Не сравнивайте своё развитие с чужим – это верный путь к провалу. Раньше я сравнивал себя с моими коллегами, и это ничего мне не дало, кроме большого количества потраченной энергии, в то время, как я мог просто расслабиться и шаг за шагом идти к цели. Каждый из нас развивается и учится в своём собственном темпе. Если что-то представляется вам недостижимым на данном этапе, не расстраивайтесь. Будьте всегда оптимистичными и знайте, что если достаточно усердно работать, то в один прекрасный день, вы сможете сыграть на гитаре так же или даже лучше. Не существует причин, чтобы не быть оптимистом 24 часа в сутки!
Лучший способ научиться играть такое произведение как "Полет шмеля" — это сразу работать с запоминающимися отрывками этого произведения. Многие из них по существу представляют собой основную тему в виде разных вариантов хроматических ходов со вступлениями и завершениями. Работайте с основной темой отдельно в качестве ежедневного упражнения, постепенно наращивая темп.
Вот пример основной темы:
Лучшая аппликатура пальцев для этого фрагмента выглядит так: 4-3-2-1 1-4-3-2 4-3-2-1 1-2-3-4. Композиционно фрагмент представляет из себя красивую фразу «вопрос-ответ».
В 12-м такте я использую гибридную технику (медиатор плюс пальцы). Безусловно, этого в оригинале быть не могло, но так как он был написан не для гитары, то, как я уже говорил ранее, почти любой вариант здесь уместен. Я выложил эту часть, чтобы помочь моим студентам отработать гибридную технику, а также научиться быстро переходить от стандартной технике к гибридной. Чтобы подойти к гибридной фразе, я добавил короткие линии легато, которые позволят вам установить вашу правую руку в позицию, удобную для гибридной техники.
Играйте "Полет шмеля" медленно и запоминайте. В итоге вы сможете использовать его в качестве упражнения для разминки. Большинство лучших упражнений являются музыкальными произведениями. Если какая-либо часть вызывает у вас трудности, возьмите её отдельно и играйте медленно, пока не достигнете результата. Вы можете работать с различными частями фрагмента как с отдельными упражнениями.
Темп, в котором я играл на представленном ниже видео, был 180 ударов в минуту. Играйте в любом темпе, который вам нравится. Он может быть медленнее или быстрее, чем мой. Самое главное то, чтобы это хорошо звучало, и вы всегда оставались расслабленными во время игры. Замедляйте его, если почувствуете напряжение. Это длинный кусок, так что вам придется набраться выносливости, чтобы играть его в быстром темпе. Наслаждайтесь процессом, и удачи!
Полет шмеля Римского Корсакова
Настало время разобрать одну из главных “гоночных” композиций – “Полет шмеля” Римского-Корсакова! Множество гитаристов днями и ночами отрабатывают эту композицию лишь бы играть ее как можно быстрее.
Кто-то добивается по-настоящему неимоверных результатов, а кто-то, дойдя до определенного момента — останавливается. Нет, это не значит, что они прекращают практиковать свою игру, скорей наоборот, продолжают. Просто “отболев” гоночной лихорадкой понимают, что быстрая игра, несомненно, важная часть каждого гитариста, но не самая важная!
Но тем не менее, если Вы пропустили по каким-то причинам это произведение, то я рекомендую Вам потратить пару недель на “шлифовку” этой композиции. Так как полет шмеля Корсакова — это как кросс для гитариста.
Он хорошо позволяет развить выносливость правой руки, и при грамотном заучивании повысить Вашу технику в уровне. Ведь чтобы преуспеть в любом деле, нужно постоянно так сказать “бежать” вперед, так что считайте, что полет шмеля на гитаре это Ваш новый спортивный стадион, по которому Вы обычно бегаете!
И так, если Вы внимательно читали, то у Вас наверняка возник вопрос, а как это – грамотно заучивать полет шмеля Римского? Хорошо что спросили, сейчас скажу пару нюансов:
1) Начинайте играть медленно (примерно 60-70 УВМ) и постепенно (совсем по чуть-чуть) наращивайте темп
2) Следите за тем КАК Вы играете! Если при Вашей игре струны постоянно трещат, а так же слетать с ритма это обычное дело, то лучше сбросьте темп метронома единиц так на сорок
3) Старайтесь играть не как можно быстрее какой-то отрезок этого произведения. А работайте на выносливость, иначе говоря, лучше сыграйте произведение медленнее обычного, но сыграйте его до конца!
Вы же когда бежите кросс, не бросаетесь со всех ног, а скорей всего начинаете с небольшого темпа, так как понимаете — что бежать еще долго и силы еще понадобятся. Так вот, при игре “шмеля” соблюдайте это же правило.
4) Естественно не стоит браться за эту композицию, если у Вас еще мало опыта, иначе от этого никакого толка не будет! Рекомендую сначала заучить весь раздел “переменный штрих” и лишь после браться за Римского-Корсакова
Это, пожалуй, самые основные правила, другие Вы либо уже знаете, либо скоро всего узнаете, разобрав раздел “переменный штрих”. Поэтому решайте сами — готовы Вы или нет, в любом случае, в низу Вас ждут табы полета шмеля.
Запомните самое главное при игре — как полета шмеля, так и вообще любой другой скоростной партии. Выносливость! Старайтесь играть как можно дольше, а не как можно быстрее. Ведь чем дольше Вы можете играть что-то быстрое, тем и быстрее Вы можете играть!
Так же поймите, что скорость и выносливость не нарабатываются за несколько недель. Нужно довольно много времени на развитие этих навыков, и даже когда Вы достигли определенных успехов, то теперь просто невероятно важно удержать эти результаты!
Поэтому старайтесь заниматься регулярно и поддерживать себя и свою технику в боеготовом режиме, так как буквально пару дней лени могут оттолкнуть Вас на несколько недель, а может даже и месяцев назад…
Табулатура полета шмеля
Незрячий музыкант из Бурятии сыграл «Полёт шмеля» за 50 секунд
Скриншот с instagram.com/ludub_ochirov
Он исполнил знаменитую интермедию на пианино
Юный, но уже хорошо известный в Бурятии и за её пределами певец и композитор Лудуб Очиров выложил в соцсетях сразу два видео, где он играет «Полёт шмеля». Эту оркестровую интермедию написал Николай Римский-Корсаков для своей оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899-1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу.
«Полёт шмеля» известен благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения – тональности меняются почти непрерывно. А потому основная трудность для исполнителя – не высота или диапазон звука, а чисто физическая возможность (в зависимости оттого, какой инструмент он использует) двигать смычок взад-вперёд с колоссальной скоростью или очень быстро перемещать пальцы по клавишам.
Сегодня «Полёт шмеля» стал чем-то вроде соревнования виртуозов-одиночек и благодаря этому является самым известным в мире произведением Римского-Корсакова. Так, в 2007 году немецкий скрипач Дэвид Гаррет попал в Книгу рекордов Гиннесса, исполнив интермедию за 1 минуту 6,56 секунды.
Однако вскоре этот рекорд с показателем 58,05 секунд побил британец Бен Ли.
А в 2015 году его на четыре секунды опередила белорусская скрипачка Маймуна, которая вместе с певцом Юзари представляла Беларусь на «Евровидении». «Шмеля» она сыграла не на самом конкурсе, а на посвящённой ему пресс-конференции в Австрии.
Попробовать свои силы решил и наш талантливый земляк. Первый ролик, который 17-летний Лудуб опубликовал в своём Instagram, длится 59 секунд. Очиров практически закончил интермедию, когда запись оборвалась – то есть ему потребовалась минута с небольшим.
А вот во втором видео незрячий музыкант уложился ровно в 50 секунд. «Рекорд побит!», – написал он. Подписчики остались в восторге от исполнения Лудуба. «Класс!», «Молодец», «Шикарно», – отмечают они в комментариях. Менее чем за сутки видео собрало почти 900 просмотров.
"Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане"
http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post229628567/Gostevoj
Приглашаю в музыкальную гостиную немного поговорить об очень известном музыкальном произведении. Оно называется – «Полет шмеля» и явлется частью оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) с удовлетворением воспринял предложение русского писателя Владимира Вельского о сотрудничестве в создании оперы, предназначавшейся для исполнения во время празднования 100-летия А.С. Пушкина. Темой оперы выбрали пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Птица-Лебедь превращает Гвидона в шмеля, чтобы он смог слетать к своему отцу, который не знает, что он жив. Царевич Гвидон летит к своему отцу, царю Салтану, а заодно, пользуясь своим превращением, хочет ужалить, т. е., наказать старуху Бабариху.
Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого. Этот симфонический эпизод из третьего акта известен нам как «Полет шмеля», хотя в партитуре нет такого названия. Этот эпизод стал самостоятельным очень популярным музыкальным произведением, переработанным для сольного исполнения на различных инструментах - аккордеон, баян, фортепиано, гитара и т.п. Есть, хоровые исполнения, есть, воообще, оригинальные наборы инструментов, некоторые из них представлены в посте, например, «Полет шмеля» исполняется одновременно на 8 роялях. Однако, лучше всего звучит первоначальный вариант исполнения, где сольная партия исполняется на флейте, с нее мы и начнем.
Продолжим наши полеты с солистами Кремлевского оркестра
Музыканты, как известно, народ горячий, поэтому наряду с переложением произведения на другие инструменты, шла прямо-таки нешуточная борьба за наиболее быстрое исполнение произведения. Одни устанавливали рекорды, други били эти рекорды скорости, устанавливая свои. Об этом можно прочесть тут. На сегодняшний день максимальная скорость исполнения составляет 750 ударов в минуту, она принадлежит Тьяго Делла Вега. Много желающих исполнить это вирутозное произведение, но не у всех это получается хорошо.
Игру С.В. Рахманинова я всегда принимаю как эталон.
Вот, по-моему, пример тоже удачного фортепианного исполнения
Соло на аакордеоне
Солирует баян
Соло на ксилофоне, мне кажется, не очень удачное исполнение. Видимо, из-за специфики ксилофона, на нем не удастся побить рекорд скорости.
Хоровое исполнение "Полета шмеля". По-моему, звучит неплохо.
А теперь самое приятное - бонус, сегодня даже три бонуса. Два из них довольно оригинальны, а третьий - смотрите сами....
Надеюсь, вы получили достаточно разнообразную картину. Может быть, даже после того как все мелодии уже отзвучали в голове проносится жужжа шмель. Я не ставил целью дать полную картину того, как шмель летает по просторам Интернета. Если кому-то показалось мало просмотренных видеоклипов, YouTube всегда к вашим услугам, 24 часа в сутки. Успехов!
Приятного погружения в мир искусств!
Фронтальное занятие по слуховой работе "Полет шмеля"
Тема : Восприятие фрагмента оперы « Сказка о царе Салтане» , Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля»
Цель: развивать слуховое восприятие неречевых звучаний, музыки.
Учить давать характеристику услышанному; переносить навыки восприятия неречевых ритмов, музыкальных средств изобразительности на речевые. Воспитывать в детях любовь к классической музыке.
Коррегировать звукопроизношение и работать над выразительностью речи.
Оборудование: таблички, компьютер, проигрыватель.
I. Организация начала урока.
Д.- Сегодня дежурный ….. .
Перекличка с голоса дежурного.
Фонетическая зарядка.
Он и пляшет и поет,
И гудит, как самолет.
Он бежит бегом
Он жужжит жуком
У. – [Какой сейчас урок?] (Сейчас урок слуховой работы.)
[Что мы будем делать?] ( Мы будем слушать и говорить.)
[Как мы будем говорить?] (Мы будем говорить внятно.)
[Вы любите читать сказки?] (Да, я люблю читать сказки.)
[Какие сказки ты знаешь? ]( Дети перечисляют сказки)
Учитель демонстрирует портрет А. С. Пушкина.
- [Кто это?] (Александр Сергеевич Пушкин)
[Какие сказки Пушкина вы читали?]
(Дети перечисляют сказки Пушкина А.С.)
-Послушайте! (читает отрывки из сказок Пушкина)
[ Как называется сказка?]
(Дети называют сказки, отрывки которых прослушали).
Д.- Сказка называется « О царе Салтане»
( Демонстрируются слайды по сказке « О царе Салтане»)
У.- Расскажи, о чем сказка, Дима.
(Ученик кратко рассказывает содержание сказки)
II.
У.- Однажды, великий русский композитор Николай Римский-Корсаков ( демонстрируется слайд №2) написал музыку к «Сказке о царе Салтане». Так появилась опера, которая так и называется « Сказка О царе Салтане».Это произошло когда в России отмечали столетие со дня рождения А.С. Пушкина.
-Сегодня мы будем слушать фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане», называется он «Полёт шмеля». Слушайте внимательно.
(Демонстрируется слайд №3, прослушивается аудиозапись).
- Что мы прослушали? ( «Полет шмеля»)
- Какой характер музыки? (веселая или грустная).
- Какой темп музыки: медленный или быстрый?
- Какой регистр: высокий, средний, низкий ? (демонстрируется табличка «Регистры музыки)
-Как звучит :громко или тихо?
Перед тем как ответить на следующий вопрос нам нужно отдохнуть.
-Изобразите шмеля.
Физ.минутка.
Над Жорой шмель, жужжа кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно шмель жужжит.
Дети совместно с учителем выполняют движения с одновременным проговариванием.
Какие длительности звучат: длинные или короткие? Почему ?
В мелодии есть много повторов. Так композитор показал полет шмеля. (Учитель рисует схему полета шмеля в виде кривой.)
Кто исполняет мелодию?
Какие инструменты вы слышите?
Какой инструмент солирует? (флейта) (демонстрируется слайд №4)
Кого изображает флейта? (шмеля)
III. Мы с вами прослушали и разобрали мелодию «Полет шмеля». А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые задаст вам компьютер.
( проводится викторина, презентация №3)
IV. Игра « Закончи предложения» .
Учитель на слух предлагает детям предложения, они заканчивают их.
-[Музыку «Полет шмеля» написал ….] (Николай Римский-Корсаков)
-[Характер музыки…. ](веселый, легкий)
-[Темп музыки….](быстрый).
-[Музыка написана в ……… ……](в высоком регистре).
-[Музыка звучит …..](громко).
-[Длительности мелодии …..](короткие).
-[Есть частые …..](повторы).
-[Музыку исполняет …… ](симфонический оркестр).
-[Шмеля изображает …..](флейта).
V. Игра « Что звучит».
Детям предлагается определить из двух предложенных музыкальных отрывков мелодию «Полет шмеля». Объяснить свой ответ.
VI. «Задай вопросучителю, верен ли ответ?»
Дети за экраном задают вопросы учителю, выслушивают ответ и отвечают верен ли он.
VII. У.- Слушайте еще раз музыкальный отрывок «Полет шмеля».
- Можно ли отхлопать ритм музыки?
-Да, можно. Ритм музыки (показывает табличку). Отхлопайте ритм.
-Прочитайте отрывок из сказки.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
-Найдите в тексте слова с данным ритмом. Отхлопайте ритм слов.
- Найдите в тексте слова с односложным ритмом. Показывает табличку.
VIII. У. – Послушай, повтори: композитор, регистр, флейта.
Мы слушали музыку «полет шмеля»
Композитор Николай Римский – Корсаков.
IX. Работа на голое ухо с отдельным учащимся.
-Послушай, повтори ….
X. Итог урока.
[Что мы делали на уроке?]
[Что слушали?]
[Как ты говорил(а)?]
Спасибо. Молодцы.
Полёт шмеля — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Полёт шмеля́» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).
В первой части интермедии имеется вокальная партия Лебедь-птицы, однако вокальная часть нередко при исполнении опускается, а виртуозная часть интермедии исполняется как отдельная оркестровая миниатюра.
Эскиз костюма Шмеля к опере «Сказка о царе Салтане», 1913Этот текст исполняется Лебедь-птицей в начале интермедии:
(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-птицы.) ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА: |
Хотя словосочетание «Полёт шмеля» не упоминается в нотном издании, за интерлюдией закрепилось именно такое название. По воле случая этот музыкальный отрывок не вошёл в оркестровую сюиту, которую композитор извлёк из оперы для концертов.
Знатоки оперы могут узнать два лейтмотива, использованных в «Полёте», которые ранее в опере сопровождали появление князя Гвидона. Вот их музыкальная нотация:
«Полёт шмеля» известен благодаря предельно быстрому темпу исполнения практически непрерывной последовательности шестнадцатых нот, при которой основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звуков, а чисто физическое умение исполнять ноты с высокой скоростью.
В оригинальной версии оперы особенно быстро исполняемые отрывки распределялись между двумя скрипачами в тандеме; спустя век после написания «Полёт» стал классической демонстрацией возможностей для солирующего виртуоза (вне зависимости от того, использует он скрипку или какой-либо другой музыкальный инструмент) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.
- Поп-певец Витас включил вокальное исполнение «Полёта» в свою песню «Прелюдия».
- В 2011 году бразильская певица Джойси Морено включила вокальное исполнение фрагмента «Полёта» во вступление к попурри из песен Ноэля Розы «As Mariposas / Com Que Roupa».
- В композиции «Valeva la pena» итальянского певца и киноактёра Адриано Челентано звучит фрагмент из данного произведения. Песня была включена в альбом C’è sempre un motivo[1].
- Jaco Fine и Giuseppe Molinari аранжировали «Полёт» в стили буги, аранжировка получила название «Bumble Boogie».
- Американская метал-группа Manowar в 1988 году записала версию «Полета» в «тяжёлой» аранжировке. Основную партию сыграл бас-гитарист Джоуи Де Майо на бас-гитаре-пикколо. Запись вошла в альбом Kings of Metal под названием «Sting of the Bumblebee» («Жало шмеля»).
- В 1990 году гитарист группы Extreme Нуно Беттанкур записал версию «Полёта шмеля» на соло-гитаре. Запись получила название «Flight of the Wounded Bumbleebee» («Полёт раненого шмеля») и вошла в альбом группы Pornograffitti.
- 2 ноября 2018 года участники группы Рок-Синдром выпустили свою версию «Полёта шмеля» в «тяжёлой» аранжировке в темпе 200 bpm (время звучания — 1 минута). Композиция вошла в альбом группы Star Strings[2].
- В 2002 году гитарист-виртуоз Виктор Зинчук был занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как музыкант, исполнивший этот музыкальный фрагмент в рекордном темпе — 270 ударов в минуту, или 20 нот за секунду.
- Бразильский рок-гитарист Тьяго Делла Вега в 2008 году поставил рекорд[3] самого быстрого исполнения «Полёта шмеля» на гитаре — со скоростью 320 ударов в минуту[4]. Достижение внесено в книгу рекордов Гиннесса.
- В 2008 году немецко-американский скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт попал в Книгу рекордов Гиннесса, исполнив «Полет шмеля» за 1 минуту 6,52 секунды.
- В октябре 2010 года скрипач Оливер Льюис (en:Oliver Lewis) поставил новый рекорд исполнения «Полёта шмеля» — 1 минута 3,356 секунды[5].
- Весной 2011 года американец John Taylor aka Dr. Hot Licks установил новый рекорд, сыграв «Полет шмеля» в темпе 600 bpm[6].
- В ноябре 2011 года Тьяго Делла Вега вновь побил рекорд, сыграв «Полёт шмеля» в темпе 750 bpm[7]
- В марте 2012 года Тейлор Стерлинг исполнил «Полёт шмеля» со скоростью 999 bpm[8]
- В сентябре 2012 года американец Дэниел Химбаух установил новую планку скорости — 1300 bpm. На исполнение произведения с такой скоростью у него ушло менее 10 секунд[9].
- В декабре 2015 года Дэниел Химбаух побил свой же рекорд по скорости, исполнив «Полет шмеля» со скоростью 2000 bpm.