Как научиться играть на жалейке


Жалейка: история, видео, интересные факты

Музыкальный инструмент: Жалейка

 

В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех.

Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент, изначально применявшийся на Руси в поминальных обрядах. Её интересное название, происходит то ли от слова жалость, то ли от слова жалеть.

Историю жалейки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук

Звук жалейки можно охарактеризовать такими словами как громкий, пронзительный, напористый и даже крикливый. Он практически лишен обертонов и ему почти неподвластны динамические оттенки. Тембральный окрас инструмента имеет жалостливый и немного гнусавый оттенок.

Звучание инструмента это результат вибрации трости, которое возникает под воздействием вдуваемого исполнителем воздуха.

Жалейка, в основном имеющая диатонический звукоряд, бывает и хроматической.

Диапазон инструмента, зависящий от количества звуковых отверстий, очень небольшой и включает в себя всего одну октаву.

Играть на жалейке очень не просто, так как точное интонирование на инструменте требует от исполнителя большого умения.

 

Фото:

      

 

Интересные факты

  • Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
  • Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
  • Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

 

 

Конструкция

Довольно простая конструкция жалейки включает в себя трубочку, раструб и мундштук (пищик).

  • Трубка, длина которой варьируется от 10 до 20 см, имеет цилиндрическую форму. Если раньше пастухи для её изготовления использовали в основном камышовый тростник, иву, клен и бузину, то на сегодняшний день употребляемый материал очень разнообразен. Это древесина яблони, красного дерева, а также эбонит и алюминий. На стволе трубки располагаются обычно от 3 до 7 звуковых отверстий.
  • Раструб, выполняющий роль резонатора, крепится к нижнему концу трубки. По большей части его делают из рога коровы или бересты. Место соединения трубки и рога обычно украшается кольцом, которое, как правило, делается из латуни.
  • Мундштук, называемый пищиком, находится в верхней части инструмента. Это небольшая трубочка определенных размеров и формы, изготавливаемая из дерева, эбонита, металла или пластмассы. К пищику при помощи двух так называемых кембриков крепится одинарная трость (язычок) из камыша или тонкого пластика.

 

Разновидности

Семейство жалейки весьма многообразно и включает в себя инструменты, которые различаются по размерам, высоте звучания, строю и конструкции.

Жалейки, отличающиеся по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас.

Инструменты, различающиеся по конструкции, - это брёлка и двойная жалейка.

Брёлка в отличие от жалейки имеет более мягкое звучание, так как раструб сделан не из коровьего рога, а из бересты, и вместо одинарного язычка используется двойной.

Двойная жалейка - инструмент, конструкция которого состоит из двух инструментов, соединенных вместе. На двойной жалейке возможно исполнение двухголосных мелодий.

 

 

История

Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается.

О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым  -этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем.  В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

 

 

В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них. Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.

 

 

Видео: слушать жалейку

soundtimes.ru

Жалейка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жале́йка (пищик[1], брёлка) — духовой язычковый музыкальный инструмент, распространённый среди славянских народов. Жалейка наряду с шалюмо и венгерским тарогато считается предвестником современного кларнета[2].

Игра на жалейке

Первоначально пастушечий инструмент зазывания скота и овец. Широко распространён на территориях современных России, Белоруссии, Украины, Литвы, но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.

Известен также под названием «жаломейка». Михневич Владимир Осипович указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках[3]. Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века[4], хотя называет он её свирелью[5].

Брёлка[править | править код]

Брёлка — региональное название в Тверской области жалейки, которую выделывают из ивы, по местному — бредины, от которой они и получили здесь название[5]. Брёлка разработана на основе жалейки и введена в первый Великорусский оркестр Василием Васильевичем Андреевым[6][7]. Брёлка, по сравнению с пастушеской жалейкой, обладает более деликатным и нежным звуком хроматической гаммы, так как изготовлена целиком из дерева.

Изготавливалась из тростниковой (камышовой) трубочки с раструбом из рога или бересты[8][9]. Может быть как раздвоенной, так и однотрубчатой[10][11]. Длина составляет 10-20 см, количество отверстий для зажима пальцами от трёх до семи. В южных районах России к раздвоенной жалейке крепили иногда колокольчик[12]. Инструмент прост в употреблении, не требует от исполнителя большого дыхания и особых игровых навыков[10]. На жалейке играют сольно, дуэтом или в ансамбле мелодии песен и наигрыши[13].

Звучание жалейки диатоническое (англ.), воспроизводит ноты соль, ля, ре; иногда до, ми, фа. Звуковой диапазон лежит обычно в сопрано (первая-третья октавы), иногда воспроизводя звуки октав выше или ниже. Словами звучание жалейки можно описать как «пронзительное и гнусавое, печальное и жалостливое»[12][13].

  1. ↑ Жиров, 2000.
  2. Kroll O. The Clarinet. — New York: Taplinger Publishing Company, 1968.
  3. Греков Б.Д., Артамонов М.И. История культуры древней Руси: Домонгольский период. Общественный строй и духовная культура. — Изд-во Академии наук СССР, 1951. — 582 с.
  4. Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка / Народный университет: Факультет литературы и искусства. — Знание, 1984. — 110 с.
  5. 1 2 Вертков, 1975.
  6. ↑ Буданков, Вахутинский, Петров, 1991.
  7. ↑ Бычков, 2000.
  8. Баско Н., Баринова Е, Такташова Т. Музыкальный учебный словарь. — Litres, 2015. — ISBN 5457520080. — ISBN 9785457520080.
  9. Robin LaPasha. Zhaleika (неопр.). The Russ Wind Homepage.
  10. 1 2 Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сборник статей и материалов в двух частях. — Сов. композитор, 1988. — 336 с.
  11. Банин А.А. Славянская традиционная культура и современный мир. — Сборник материалов научно-практической конференции. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 1997. — 252 с. — ISBN 9785861320238.
  12. 1 2 Zhaleika (неопр.). Russia-InfoCentre. www.russia-ic.com. Дата обращения 3 ноября 2017.
  13. 1 2 Корнева М., Гяурский А. Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).. — Litres, 2017-09-05. — 278 с. — ISBN 9785457765627.
  • Агажанов А.П. Жалейка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
  • Бернштейн Н. Д. Жалейка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бычков В.Н. Брёлка, Жалейка : [устройство и изготовление] // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 83—107. — 176 с.
  • Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. Жалейка, Брёлка // Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. — М.: Музыка, 1991. — С. 36—51. — 189 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Жалейка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
  • Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
  • Жалейка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1990.
  • Привалов Н. И. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
  • Толмачёв Ю.А. Народное музыкальное творчество. — учебное пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 120 с.
  • Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. — 2000. — С. 39—41. — 265 с.
  • Михневич В.О. Очерк истории Русской музыки. — СПб.: Тип. Сущинского Ф.С., 1879. — Т. 1. — 359 с.
  • Руднева А. В. Жалейка // Курские танки́ и карагоды. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 176—182. — 309 с.
  • Щуров В.М. Усёрдские пищики // Памяти К. Квитки. Сборник статей. — М.: Советский композитор, 1983. — С. 269—281. — 303 с.

ru.wikipedia.org

«Как научить петь пилу!» — смотреть прямую трансляцию. Белгородский государственный центр народного творчества

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Как научиться играть джаз — Ресурсный центр Музыка

Как научиться играть джаз? Это основной вопрос не только для джаз-музыканта, но и для музыканта вообще.

Знакомство с джазовой культурой, владение некоторыми приемами джазового исполнительства, способность к импровизации способствует развитию творческой деятельности личности и формированию хорошего музыкального вкуса.

Не каждый ученик станет джазменом, да это и не нужно – на свете столько прекрасной музыки, - однако, следует познакомить обучаемых с основами джазового искусства, дать им почувствовать творческие возможности, открываемые перед ними.

Сегодня, несмотря на распространенность джаза, нет конкретных указаний о том, как научить ребенка чувствовать, понимать и передавать всю палитру джазовой речи.

Актуальность методической разработки С.Ю. Кузнецовой "Джаз и методические принципы его исполнения" обусловлена прежде всего тем, что интересующихся проблемами исполнительства многогранной джазовой музыки, стремящихся понять музыкальный язык и особенности его интерпретации все возрастает. Цель методической разработки: обобщение методических приемов работы с произведениями для детей джазового характера.

В настоящее время конкретных методических рекомендаций по интерпретации, исполнению школьного джазового репертуара не так много. Автор, опираясь на многочисленные труды о джазе, а также свой опыт работы делает попытку систематизации приемов освоения джазового языка на уроках фортепиано. При этом осознавая, что результат может быть лучшим лишь в том случае, когда в тандеме ученик-учитель возникает потребность погружения в эмоциональную поэтику джаза

Сейчас джаз проникает в систему музыкального образования на всех его ступенях от первых классов музыкальных школ до высших учебных заведений. Очень важен здесь опыт и заинтересованность педагога.

Именно от преподавателя зависит первое знакомство ребенка с этой музыкой, первые попытки исполнения, интерпретации и импровизации, первая «влюбленность» в звуки джаза.

Более чем за сотню лет своего существования джаз развился во всевозможные отклонения и разветвления. При всем многообразии, существуют отличительные черты этой музыки: импровизация, полиритмия, синкопы, свинг, своеобразный ритм и гармония.

При всей очевидной простоте восприятия джазовой музыки возникает серьезная проблема в способах разъяснения метроритма, фразировки, акцентуации, агогики и многих других аспектов.

Есть два варианта преподнесения особенностей стиля: или сравнение (противопоставление) с академической музыкой или метод репродукции («делай как я»).

Во многих источниках, в том числе представленных и в настоящей работе, достаточно подробно исследована история возникновения джазовой музыки; даны точные описания деятельности джазовых музыкантов; представлены различные направления джаза; описаны особенности гармонии и ритма джаза.

Но нет конкретных рекомендаций о том, как научиться и научить чувствовать и воспроизводить саму идею джаза. А в единичных изданиях, посвященных проблеме интерпретации, основной смысл заключен в математическом исчислении слабых и сильных долей, «задержек» и «оттяжек», что, несомненно, усложнит работу педагога и ученика.

Более чем за сотню лет своего существования джаз развился во всевозможные отклонения и разветвления. При всем многообразии, существуют отличительные черты этой музыки: импровизация, полиритмия, синкопы, свинг, своеобразный ритм и гармония.

В методической разработке автор стремится раскрыть такие вопросы как

*изучение истории формирования джазовой культуры и принципов построения джазовой музыки;

*формирование представления о невозможности соответствия нотной записи с исполнительской трактовкой джазового произведения;

*исследование основных направлений джаза, используемых в педагогическом репертуаре музыкальных школ;

*раскрытие основных средств выразительности джазового языка и методов работы с ними в классе фортепиано;

*собрание рекомендуемых нотных изданий, содержащих музыкальные произведения, написанные в джазовом стиле или с элементами джазовой музыки;

*проведение анализа методической и искусствоведческой литературы, посвященной проблеме интерпретации джазовой музыки;

*рассмотрение вопроса работы над подготовкой к концертному исполнению джазовой пьесы: артистизм, самостоятельность мышления, творческий процесс воспроизведения.

Знакомство с джазовой культурой, владение некоторыми приемами джазового исполнительства, способность к импровизации способствует развитию творческой деятельности личности и формированию хорошего музыкального вкуса.

Джаз – это стиль импровизации. Важнейшим видом импровизационной музыки является фольклор, но в отличие от джаза, он замкнут и направлен на сохранение традиций. В джазе преобладает творческое начало, которое в сочетании с импровизацией дало развитие множеству стилей и направлений. Так, песни темнокожих афроамериканских рабов попали в Европу и превратились в сложные оркестровые произведения в стиле блюз, регтайм, буги-вуги и другие. Джаз стал источником идей и методов, активно действующих практически на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Как научиться играть джаз? Есть общие рекомендации, о которых не раз упоминается в работе С.Ю. Кузнецовой "Джаз и методические принципы его исполнения". Главное, что по мнению автора нужно:

1. Слушать джаз. Процесс слушания очень важен, т.к. он ориентирует музыканта в джазовом пространстве и дает самое натуральное представление о предмете. Слушать более полезно «вживую». Присутствие на концертах, ощущение духа музыкального джазового творчества весьма заразительно.

2. Знакомиться с творчеством других музыкантов по нотам и звукозаписям. При этом важен критический подход к изучаемому, аналитическая, сравнительная работа, поиск «своих» приемов выразительного воспроизведения джазового языка.

3. Иметь представление о теоретической основе джазовой музыки, уметь воспользоваться этими знаниями в творческом процессе интерпретации джазовых произведений

4. И, конечно, играть джаз. Нотной литературы для музыкантов самых разных возрастов на сегодняшний день достаточно.

Читайте также:

rcmuzyka.com


Смотрите также