Как научиться играть на виолончели


Урок 1 (посадка играющего, положение инструмента)

 

Большое значение имеет правильный подбор инструмента в соответствии с ростом и физическим сложением играющего. Выбор должен быть поставлен в связи с физическими данными ребят (величина рук и пальцев, способность к растяжению, длина руки в целом).

В среднем могут быть установлены следующие нормы:
Ребята  7-8 лет  – 1/4     инструмент   ½ смычок
Ребята  8-12лет — 1/2    инструмент   целый смычок
Ребята  13-15лет —3/4     инструмент   целый смычок
Ребята  с 15 лет — целый инструмент   целый смычок.

Эти нормы подвержены изменениям, т.к. дети одного возраста имеют различное физическое сложение.
Наиболее целесообразно садиться примерно на 1/2 сидения стула; спина — прямая, корпус обычно слегка наклонен вперед, ноги нужно ставить всей ступней. Следует подобрать стул такой высоты, чтобы ученик мог вполне свободно доставать ногами до пола. В отдельных случаях для учеников маленького роста можно использовать стул нормальной высоты, подкладывая под ноги ученика дощечки.

Виолончель держится с опорой в трех основных точках: 1) на шпиле; 2) у груди — ближе к правой стороне; 3) у колена левой ноги.

В ряде случаев виолончель поддерживается также и правой ногой. Для удобства игры виолончель
устанавливается наклонно (см. рис. 1). Наклон инструмента регулируется при помощи шпиля.

В современной игре на виолончели применяются не только прямые, но также изогнутые шпили. Изгиб не должен быть чрезмерным. Наиболее целесообразная длина шпиля определяется опытным путем (средняя его длина 24—28 см).

Для удобства ведения смычка на струнах Ля  Ре виолончель целесообразно незначительно повернуть вправо (от играющего), но не чрезмерно, в противном случае ограничивается свобода движений правой руки при игре на струне До.


Использованная литература:

Р. Сапожников «Школа игры на виолончели для начинающих»

Автор публикации

Виолончелистка

Комментарии: 0Публикации: 8Регистрация: 24-02-2017

schoolcello.ru

Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей

Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?

«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.

Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.

Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.

Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.

Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?

Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с фортепиано, то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).

Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.

Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в музыкальной школе, как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.

Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.

Автор – Екатерина Соболева

Габриэль Форе – Элегия (виолончель)



music-education.ru

Урок 5 (постановка правой руки)

Трость смычка держится правой рукой между большим пальцем и другими четырьмя пальцами. Конец большого пальца лежит в углу, образуемом колодкой и тростью. Напротив большого пальца, но немного правее находится средний палец, концом своим слегка касающийся у металлической пластинки. Безымянный и маленький пальцы естественно располагаются на колодке рядом со средним пальцем. Указательный палец сгибом верхнего сустава лежит на трости смычка в незначительном расстоянии от среднего пальца.

От нажима указательного пальца на трость смычка зависит сила, благодаря чему меняется положение этого пальца,- при сильном нажиме он глубже охватывает трость — вплоть до сгиба второго сустава — и при этом соответствующим образом удаляется от среднего пальца.

Подготовительные упражнения для правой руки.

1. Удерживая смычок в вертикальном положении левой рукой, ученик упражняется в правильном, свободном охвате пальцами колодочки и трости, затем он удерживает смычок (в том же вертикальном положении) одной правой рукой. Это упражнение способствует выработке у начинающего навыка свободного держания смычка выработке ощущения ненапряженного, но в то же время плотного охвата колодочки и трости.

2. Ученик сам устанавливает (придерживая трость левой рукой) смычок на струну Ре (или Соль) средней частью, нижней частью, затем концом и сам удерживает его так, чтобы колодочка оставалась свободной’ выполнять следует упражнения в правильном охвате колодочки и трости, при этом уточняется расположение других частей руки.

Положение смычка на струне.

Смычком играют на той части струны, которая свободно простирается над декой (от под ставки до конца грифа). Усиление и ослабление звука, а также различные звуковые нюансы, необходимые для выразительной игры, зависят от того, где ведется смычок: ближе к грифу или ближе к подставке. Начинающий, который пока еще может не заботиться об этих средствах выразительности, должен стараться извлекать все время звук равномерный в отношении силы, для этого он должен постоянно вести, смычок на одном и том же месте струны Это место находится приблизительно в четырех сантиметрах от подставки; играющий должен старатьея вести смычок на этом месте всегда параллельно подставке.

В этом и состоит наибольшая трудность при ведении смычка, так как здесь необходимы комбинации движений верхней и нижней частей руки, главным же образом, движения кисти.Если взять правой рукой смычок так, как это было указано, наложить его поверхностью волоса на струну у колодки и, сохраняя неподвижность суставов предплечья и кисти, вести его по струне в направлении от колодки к концу (смычком вниз, что обозначается знаком П, поставленным над нотой), то смычок описал бы круг. Чем ближе к концу, тем больше смычок своим концом поворачивался бы вниз, т. е. к подставке; наоборот, при игре от конца к колодке (смычком вверх, что обозначается знаком V, поставленным над нотой), смычок своим концом поворачивался бы к грифу. Следовательно, смычок беспрестанно менял бы свое место на струне и двигался бы не параллельно подставке; таким образом, не были бы соблюдены условия, необходимые для воспроизведения равномерного звука.

Движения смычка регулируются при помощи кисти: если сгибать кисть влево, конец смычка идет кверху — к грифу; следовательно, это движение кисти надо применять, чтобы вновь поднять конец смычка, идущий вниз при игре смычком вниз; наоборот, если сгибать кисть вправо, конец смычка, идущий кверху при игре смычком вверх, вновь идет вниз.

Поэтому, когда смычок находится у к о лодки, кисть должна сгибаться больше вправо, чтобы иметь возможность во время игры смычком вниз сгибаться влево; наоборот, когда смычок находится у конца, кисть должна сгибаться влево, чтобы она во время игры смычком вверх могла бы выполнить движение вправо?

Во время игры серединой смычка верхняя часть руки, которую не следует держать слишком высоко, остается неподвижной; только у колодки и у конца, где движения нижней части руки являются недостаточными, верхняя часть руки принимает участие в движении смычка. Главное, движение смычка по струне совершается при помощи нижней части руки, причем, как уже сказано выше, направление регулируется кистью. При небольших движениях смычка на струне и нижняя часть руки остается почти неподвижной, — действует одна, только кисть.

Переход смычка с одной струны на другую также совершается кистью. Незначительным вращением кисти вправо смычок от более высокой струны переходит на более низкую; наоборот, переход смычка от более низкой струны к более высокой совершается при помощи вращения кисти влево. Следует различать сгибание вправо от вращения вправо: в первом случае кисть остается в той же горизонтальной плоскости; во втором случае — плоскость опускается вправо.

На начальном этапе ученику необходимо работать над правильной постановкой правой руки, путем ведения смычка по открытым струнам. Сначала по струнам Ре и Соль, затем по До и Ля. Во время выполнения этого упражнения, следует обращать внимание на положение кисти на смычке, на наклон смычка относительно струнам (90 градусов), направление смычка.

После того, как будут усвоены эти навыки, можно соединять руки, играя одновременно правой и левой руками.

Желаю удачи!

Автор публикации

Виолончелистка

Комментарии: 0Публикации: 8Регистрация: 24-02-2017

schoolcello.ru

Урок 4 (освоение первой позиции, гамма до мажор)

На первом занятии мы выяснили строй виолончели: ля, ре, соль, до (начиная от самой верхней). Их также можно обозначить 1,2,3,4 струна соответственно.

Гамму до-мажор наверняка знают все: 

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО

И имеет она как и все мажорные гаммы такое строение:

Тон Тон Полутон Тон Тон Тон Полутон

Также мы уже знаем, что между каждым пальцем левой руки в узком расположении полутон. Следовательно, мы уже вполне можем исполнить гамму до-мажор в первой позиции.

1. Первая нота — до, играется самая нижняя 4-я струна (играем щипком, pizzicato),

2. далее ставим 1 палец (указательный), примерно чуть больше сантиметра от порожка — нота ре (ее звучание можно проверить, сравнив с открытой 2-й струной ре),

3. ми — 3 палец (безымянный) 3-й — т.к. между ре и ми тон),

4. фа — 4 палец (мизинец) полтона, поэтому соседний палец,

5. соль – открытая струна (3-я струна, она не зажимается),

6. ля — 1 палец (можно проверить с открытой 1-й струной),

7. си — 3 палец,

8. до — 4 палец.

ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ СЫГРАЛИ ГАММУ ДО-МАЖОР В 1 ОКТАВУ.

Но мы на этом не останавливаемся, играем вторую октаву, продолжаем:

9. ре – открытая струна,

10. ми -1 палец,

11. фа — 2 палец, т.к. от ми до фа — полтона,

12. соль — 4 палец,

13. ля — открытая струна,

14. си — 1 палец,

15. до — 2 палец, т.к. от си до ноты до — полтона.

Теперь осталось сыграть тоже самое в обратную сторону.

Поздравляю, вы освоили первую позицию на всех струнах!

Осталось только запомнить местоположение их на грифе и на нотном стане. Это достигается путем постоянного повторения.

Немного поговорим о позициях. Мы уже знаем, где находится первая позиция : 1-й палец на ноте ре (струна до), ля — на струне соль и т.д. Указательный палец закрепляет положение руки, и на протяжении всей гаммы до-мажор в 2 октавы рука не двигается вертикально.

Во второй позиции первый палец ставится либо на ми-бемоль, либо на ми (струна до) — там, где был 3-й палец.

Третья позиция — первый палец на ноте фа или на фа-диез (струна до) — там, где был 4-й палец.

Четвертая позиция – первый палец на ноте соль (струна до), она звучит также как и открытая.

На начальном этапе обучения необходимо освоить сначала первую позицию, внимательно следить за постановкой левой руки и интонацией. Успехов!

Автор публикации

Виолончелистка

Комментарии: 0Публикации: 8Регистрация: 24-02-2017

schoolcello.ru

Почему стоит учиться играть на виолончели

Виолончель - невероятно популярный во всём мире музыкальный инструмент, который пользуется любовью у классических, джазовых музыкантов, исполнителей экспериментальной и инди музыки. Она обладает великолепным виртуозным потенциалом, очень красивым звучанием, широким тональным и динамическим диапазоном, которые позволяют исполнять на ней музыку любой сложности и стиля. Благодаря своим свойствам виолончель остается неотъемлемой частью академических и народных оркестров.

Иными словами, виолончель - это универсальный инструмент, который с большой долей вероятности способен найти применение в любом музыкальном течении. И к тому же, он обладает не самой высокой ценой - в интернет-магазине Музлайн можно выбрать и купить ученическую и профессиональную виолончель по разумной цене.

Как звучит виолончель?

В семействе струнных смычковых инструментов виолончель занимает ведущее место наравне со скрипкой. И если звучание первой отличается красотой и яркостью, то вторая пользуется огромной популярностью благодаря своему широкому тональному диапазону, который охватывает целых пять октав, чем не могут похвастаться ни альт, ни контрабас, ни тем более скрипка. Кроме того, благодаря большому корпусу виолончель обладает широкими динамическими возможностями, это значит что она может звучать очень тихо и очень громко. Тембр виолончели характеризуется мягкостью, напевностью и темной густой бархатистой фактурой, яркой индивидуальностью и узнаваемостью.

Где играют на виолончели?

Виолончель входит в состав:

  • больших и малых академических симфонических оркестров
  • народных ансамблей
  • струнных квартетов и квинтетов
  • и даже джазовых бендов.

Это отличный сольный и ансамблевый музыкальный инструмент, способный исполнять сложные виртуозные мелодические партии и простой насыщенный аккомпанемент. Звучание виолончели великолепно сочетается со звуком духовых, клавишных, перкуссионных даже электронных инструментов.

Сложно ли играть на ней?

Виолончель считаться инструментом средней сложности, ее технические возможности практически безграничны и зависят от способностей, подготовки и опыта музыканта, а они в свою очередь могут совершенствоваться на протяжении всей его жизни. На виолончели учатся играть с детства - существуют специальные уменьшенные модели для детей. Так что выбор за Вами, покупайте и наслаждайтесь.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Уроки женского вокала - несколько причин записаться уже сейчас

Подробнее

svoipravila.ru

Урок 3 (постановка левой руки)

Постановка левой руки должна содействовать достижению точной интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по грифу.

Общие сведения о постановке левой руки.

Большой палец левой руки прислоняется к шейке виолончели, не охватывая ее, а касаясь ее своей поверхностью ближе к ногтю; будет ли шейка охвачена больше или меньше – это зависит от строения руки и от соотношения длины большого пальца к другим пальцам. Большой палец должен находиться напротив первого и второго пальца.

Рука (кисть руки) должна быть расположена над струнами в слегка закругленном виде так, чтобы большой палец находился между указательным и средним пальцами. Представьте, что вы держите в руке яблоко, ваша кисть должна принять такую же округлую форму. Прижимание струн пальцами должно происходить не слишком близко к ногтю ( ее «мясистой» частью). Падение пальцев а также назким на струны должны быть по возможности сильней,- так как от этого, как мы увидим в дальнейшем, в известной мере зависит качество звука. Но не должно быть также и перенапряжения руки.

Кисть руки обычно находится приблизительно на линии предплечья, без заметного прогиба в суставе. Положение локтя зависит от высоты позиции. В первых позициях локоть находится в более низком положении (но не «висит»), чем в верхних позициях. И для целесообразного перемещения руки и пальцев по грифу целесообразно оставлять его в некотором среднем положении. Рука должна всегда удерживаться на весу (не прижимать к телу) и пальцы как бы опираются на гриф. В среднем регистре необходимо наклонить кисть в сторону мизинца, немного выдвинув вперед руку вперед.

Правила установки пальцев:

— При нажиме нельзя оттягивать струну.

— Пальцы должны опускаться на гриф четко, активно, но без излишне сильного удара, достаточно плотно к струне.

— При поднятии пальцев следить, чтобы рука не сдвигалась от позиции.

Подготовительные упражнения:

Ученик устанавливает левую руку на струну ре или соль в 3-ю или 4-ю позиции (см. ниже) и упражняется в нажиме пальцев на струну одновременно всеми пальцами и отдельно каждым. Эти же упражнения переносятся в 1-юпозицию.

Нумерация пальцев левой руки на виолончели:

указательный палец -1,

средний -2,

безымянный -3,

мизинец-4,

открытая струна-0.

Существует также такие понятия как широкое и узкое расположение пальцев. В узком положении между каждым пальцем полтона, но если нужно сыграть тон, то в таком случае есть 2 способа:

1. Оттянуть первый палец на тон от остальных.

2. Оттянуть остальные пальцы от первого.

В обоих случаях 1-й палец вытягивается, но выпрямляется не полностью.

Главное правило постановки: избежание чрезмерного напряжение руки во всех ее частях (пальцы, кисть, локоть, предплечье, плечо). Кстати, плечо также должно быть опущено для удобства игры.

Прием pizzicato.

Этот термин воде с итальянского означает «щипать». Т.е. извлечение звуков на инструменте щипком. При помощи указательного пальца правой руки производится щипок струны в зоне высоких регистров (но не там, где гриф уже закончился — это зона для смычка). В нотах он обозначается так: pizz. Игра смычком обозначается arco.

Автор публикации

Виолончелистка

Комментарии: 0Публикации: 8Регистрация: 24-02-2017

schoolcello.ru

Уроки игры на виолончели: опытный концертирующий педагог

Виолончель еще ласково называют большой скрипкой. Инструмент и впрямь относится к струнным смычковым, и имеет строение, схожее с конструкцией скрипки. На нем можно играть сольно, в составе оркестра или ансамбля.

Принципы игры частично совпадают с таковыми для скрипичного инструмента, а вот техника значительно сложнее. Виолончель звучит сочно, напряженно и певуче, имеет очень широкий диапазон.

Игра на виолончели

Сложный, но интересный и необычный инструмент, помогающий развиваться не только творчески, но и интеллектуально. Виолончелисты обладают нестандартным мышлением. Несмотря на невысокую популярность, имеет своих ценителей и незаменима в струнном квартете.

В курс обучения игре на виолончели входят следующие позиции:

  • изучение конструкции инструмента;
  • обучение правильной постановке рук и корпуса;
  • обучение извлечению звука и работа над его интонацией;
  • исполнение произведений: помимо классической программы, обязательно берутся произведения, любимые учеником;
  • участие в отчетных концертах и музыкальных конкурсах.

При покупке виолончели обращают внимание на телосложение и рост будущего виолончелиста. Инструмент подбирают, исходя из этих параметров. На самых первых занятиях педагог делает акцент на положение виолончели и правильной посадке музыканта. Постановка левой руки способствует верной интонации и помогает сделать игру максимально удобной в текущей позиции. Затем плавно переходят к ритму, метру, нотной грамоте, чтобы играющий умел воспроизводить ноты с листа, а также распознавать их в звучащем произведении; осваивают гамму до мажор.

Обучение детей игре на виолончели: сложности

Очень многое в процессе обучения зависит от самого ученика. Запомните: насильно ребенка на уроки не загнать. Если у него есть достаточное желание заниматься, хороший педагог поможет преодолеть все трудности. Оптимально начинать заниматься в возрасте от семи до девяти лет, иногда приходят и в шесть. В подростковом возрасте большую роль играет личная мотивация начинающего музыканта.

Но если кажется, что желание научиться играть на виолончели — мимолетный каприз, прийти на пробное занятие все-таки стоит. Даже если ученик не захочет продолжать уроки виолончели, он получит для себя бесценный опыт: познакомится с инструментом, будет точнее выбирать сферу приложения своих усилий, расширит кругозор. Задержится на месяц-другой — отточит свои координационные и слуховые навыки.

К началу второго года обучения начинающий музыкант может опустить руки. Трудность заключается в программе: игра на виолончели требует долгого подготовительного периода. Изучение упражнений, этюдов, оторванных от живой музыки и отсутствие интересных с творческой стороны задач нагоняют скуку и нежелание продолжать. Ребенок, не слыша красоты игры на виолончели, теряет удовольствие от занятий, не видит цели и результата.

Именно поэтому начинающему виолончелисту очень требуется поддержка, как родительская, так и педагогическая. Грамотный преподаватель должен регулярно показывать детям то, чему они научатся, пусть и нескоро; объяснять последовательность задач, которым он будет учиться, время от времени демонстрировать красоту игры на инструменте.

Центр искусств “Солист”: почему мы

  1. Занятия ведет концертирующий педагог, имеющий опыт работы с детьми разных возрастов и взрослыми;
  2. У всех преподавателей нашей школы имеется высшее профильное образование;
  3. Время занятий согласовывается с вами;
  4. Пробное занятие проходит полноценно и качественно, вы сразу перейдете к обучению азам, чтобы прочувствовать всю атмосферу будущего обучения;
  5. Берем учеников с любым уровнем подготовки. Те, кто еще не соприкасался с миром музыки, получит все необходимые для занятия теоретические и практические знания. Ученики, уже имеющие опыт, пусть и на других инструментах, так же занимаются по индивидуальной программе. А самые опытные смогут продвинуть свой уровень.
  6. Быстрые и качественные результаты. Базовым техникам вы научитесь за курс, но для дальнейшего роста придется попотеть.
  7. И самое главное: индивидуальный подход и душевная поддержка педагога!

solist.pro

Купила виолончель, мечтаю научиться играть

Самой нереально, с репетитором тоже, даже если это профессор! Если Вам больше 10-ти лет(а я полагаю, что больше 20-ти), на смычковом инструменте вы играть никогда не будете. Запомните: ИЗВЛЕКАТЬ ЗВУКИ НА ИНСТРУМЕНТЕ ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ИГРАТЬ НА НЁМ!

Не слушайте пессимиста Дядю Мишу. Профессионалом Вы не станете, но вполне прилично играть для себя и для домашних сможете. Но это, честно говоря, потребует долгих лет постоянных занятий. Для начала педагог обязателен! Он должен правильно поставить руки, это очень важно. Приведу пример: Я хорошо знаю одного пожилого человека, любителя музыки, ему было около 70 лет (!), когда он перешел с фагота на.. . гамбу (Вы, наверно, знаете, что гамба - предшественница виолончели) . Он 4 года занимался каждый день, два раза в неделю брал уроки у профессиональной учительницы, и теперь вполне прилично играет простые вещи и даже участвует в любительских концертах. Ещё пример: Математик, академик В. И. Смирнов в возрасте 25 лет начал учиться играть на рояле. Он достиг уровня, который позволял ему играть достаточно сложные произведения (ну, не Листа, конечно, а Баха, Моцарта) . Так что "терпение и труд всё перетрут", как гласит старинная пословица.

Самоучитель не даст ответов не все вопросы, которые возникнут по ходу дела. Нужен опытный репетитор, воспитавший не одного ученика.

touch.otvet.mail.ru

Игра на виолончели улучшила аудиторно-моторные связи головного мозга

Американский виолончелист Йо Йо Ма

giphy

Канадские ученые провели долгосрочное фМРТ-исследование, в ходе которого учили лежащих в сканере добровольцев играть на виолончели, и выяснили, что во время обучения улучшаются функциональные связи аудиторных и моторных отделов головного мозга. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщается, что подобная пластичность не зависит от успехов в обучении, а обусловлена самой тренировкой.

О способности головного мозга меняться со временем — как функционально, так и анатомически — известно достаточно давно. Считается, что подобная нейропластичность формируется не только в процессе взросления и старения, но также — под воздействием опыта. К примеру, знаменитое исследование с участием лондонских таксистов и водителей автобуса показало, что из-за необходимости запоминать многочисленные городские маршруты объем их гиппокампа (структура головного мозга, во многом отвечающая за работу пространственной памяти) значительно выше, чем у других людей.

Другим примером может служить игра на музыкальных инструментах. Она требует эффективной работы аудиторных и моторных систем, которая улучшается со временем и опытом, до сих пор, однако, до конца не ясно, как именно. Большинство работ по пластичности аудиторных и моторных нейронных систем головного мозга музыкантов также посвящены исследованиям игры на фортепиано: игра на других инструментах, например, струнных, требует асимметричной моторики, и отвечающая за нее активность мозга может быть сложнее.

В том, как пластичность связей между аудиторными и моторными отделами налаживается при обучении игре на виолончели, решила разобраться группа ученых из Монреальского неврологического института Университета Макгилла под руководством Роберта Заторре (Robert Zatorre). В их исследовании приняли участие 13 добровольцев, которых в течение месяца дважды в неделю практиковались в игре на МРТ-виолончели — музыкальном инструменте, созданном из немагнитных и непроводящих материалов (стекловолокна, дерева, пластика и кетгута), звук с которого записывается при помощи двух оптических сенсоров, закрепленных на струнах, и одновременно подается в наушники играющему.

Во время обучения участники лежали в специальной картонной конструкции, имитирующей настоящий МРТ-сканер. Само сканирование проводили трижды: до начала, через неделю после начала и по окончании обучения. Во время фМРТ-эксперимента добровольцам было необходимо либо самим играть на инструменте, либо просто слушать выученные мелодии.

A) тренировочная и экспериментальная часть исследования с МРТ-виолончелью B) дизайн эксперимента

Zatorre et al. / PNAS 2018

Исследователи изучили функциональные связи между моторными и аудиторными отделами мозга: дополнительной и дорсальной части моторной коры, аудиторной корой (частью височных долей) и левой теменной зоной, также участвующей в обработке слуховых стимулов. Эффективность обучения игре на виолончели оценивали, подсчитывая количество совершенных ошибок.

В результате обучения участники стали совершать меньше ошибок как в темпе, так и высоте. Активность моторных и левой теменной зон при пассивном прослушивании выученных мелодий значительно (p < 0,004) увеличилась в процессе обучения по сравнению с первым днем эксперимента. Значительное (p = 0,06) повышение функциональных связей со временем и приобретением опыта игры на виолончели наблюдалось между участками внутри дорсального аудиторно-моторного пути: дополнительной моторной зоной, аудиторной корой и левой теменной зоной.

Интересно, что улучшение функциональных связей не было связано с точностью игры и происходило исключительно благодаря активному процессу обучения. От индивидуальных успехов в обучении, однако, зависела, например, активность гиппокампа, отвечающего за память и моторный контроль. 

Проведенное исследование в очередной раз показывает возможность мозга меняться под воздействием опыта. Разные составляющие получения подобного опыта, тем не менее, воздействуют на мозг по-разному: что касается игры на виолончели, то улучшает работу аудиторно-моторного нейронного пути сам факт обучения, а не его качество или индивидуальные успехи. В целом, полученные результаты могут быть полезны в педагогике и реабилитации. Авторы также отметили, что  в дальнейшем использование максимально приближенных к реальным условиям заданий может повысить экологическую валидность подобных исследований.

Музыканты становятся объектами психофизиологических исследований достаточно часто. К примеру, ученые показывали, что активность зеркальных нейронов (клеток головного мозга, активных как при выполнении действия, так и при наблюдении за его выполнением) при наблюдении за игрой на фортепиано выше у профессиональных музыкантов. Кроме того, джазовые пианисты гораздо быстрее классических адаптируются к смене строя, а мозг музыкантов (наряду с мозгом билингвов) в целом работает гораздо эффективнее.

Елизавета Ивтушок

nplus1.ru


Смотрите также