Как научиться играть на варгане


Самоучитель игры на варгане

Как держать варган

Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре


Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука


Совет новичкам - перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно - он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором - палец задевает язычок при движении от себя.
Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

Изменение звука


Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э".
Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы "У" - издаваемый звук максимально низкий.
Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.

Громкость и длительность звука


Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам - звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой - звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет

Заключение


Мы подробно представили всю информацию, касающуюся варгана и методике игры на нем и немного рассказали о том как научится петь в домашних условиях. Однако нам хотелось бы дать несколько дружеских советов, которые, на наш взгляд, будут не лишними не только для новичков, но и для профессионалов, желающих достичь максимального мастерства во владении варганом.
Самое важное – постараться довести технику извлечения и изменения звука до автоматизма. Это позволит вам полностью погрузиться в мир неповторимых звуков, не отвлекаясь на такие мелочи, как технические приёмы.
Необходимо следить за недопустимостью посторонних призвуков во время игры. Любое механическое движение должно совершаться вами беззвучно. Так, язычок при движении не должен задевать основания варгана. То же самое касается движений, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи.
Забудьте о любом физического напряжения во время игры. Для вас важна именно игра, здесь и сейчас, а остальные проблемы, как любят порой говорить психологи, подождут. Поза для игры должна быть удобной. Варган нужно комфортно располагать в руке, пальцы не должны уставать. Именно физический комфорт позволит ощутить комфорт моральный. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.
Старайтесь по возможности играть на качественных инструментах. Конечно, некоторые варганы могут недешево стоить, но, поверьте, вы не пожалеете. Не стоит экономить на качестве! Всем известна простая истина - каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от инструмента, на котором он играет, поскольку на высококлассном инструменте с безупречным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, поражающую слушателей своей чистотой, сравнимой только с утренней росой.
И напоследок позволим себе дать самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, живите ею, ищите звук, близкий вам по настроению, экспериментируйте с ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый музыкант со временем обретает свою неповторимую манеру игры, которая так привлекает его поклонников. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Дерзайте и удача вам обязательно улыбнется!

melma.ru

Простенький самоучитель игры на варгане

Вы стали счастливым обладателем варгана. Теперь нужно научиться на нем играть. Для этого нет необходимости знать ноты, собственно и слух вам не понадобится. Варган – очень специфический инструмент. Он не только восстанавливает здоровье всего организма, он успокаивает. Варган поможет настроиться на необходимое состояние. Специфические вибрации, извлекаемые вами с варгана, помогут отдохнуть и расслабится.

Как держать варган. Есть много способов. Округлую часть положите на указательный и средний палец. Зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка. Главное, обеспечить плотное прижатие двух направляющих варгана к зубам. Язычок варгана при игре должен двигаться без препятствий, и ни к чему не прикасаясь.

Прижмите варган к зубам, отведите язычок и отпустите. Вот это его голос. Попытайтесь извлечь из него как можно больше разнообразных звуков. Во время игры попробуйте поэкспериментировать.

Подвигайте языком. Прижмите его к небу. Прижмите сильно, или едва касаясь. Звук будет отличаться. Перемещайте язык со стороны в сторону. Попробуйте засунуть язык в горло.

Измените объем внутреннего пространства рта. Закройте горло, как будто у вас во рту вода. Играйте на вдохе и выдохе. Звук получается намного громче. После одного удара по язычку варгана, глубоко вдохните. Вибрирующий звук можно пролить до минуты. Ровно столько, сколько длится вдох или выдох.

Во время игры попробуйте издать звук горлом, так называемое горловое пение. Соедините два звука в один. А теперь, импровизируйте, экспериментируйте, это очень интересное занятие.

С помощью варгана можно решать разные вопросы. Вибрирующий звук открывает глубины подсознания, и ответ находиться сам собой. Необходимо только во время игры мысленно удерживать сам вопрос. Древние шаманы с помощью варгана, могли перемещаться в другие миры. Лечить болезни, и наставлять на путь истинный.

Если же вы находитесь в Санкт-Петербурге и хотите научиться играть наиболее эффективно, приходите в школу варгана Обертон Про - это ускорит процесс на несколько лет и избавит вам от многочисленных проб и ошибок.

Узнать много тонкостей игры на варгане и разобрать примеры мелодий вы можете из 200-страничного самоучителя.

biomif / www.oberton.pro

www.oberton.pro

Варган - магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным к этим завораживающим, а иногда пугающим и мистическим звукам. Не зря варган ассоциируется с северными шаманами и погружением в особое состояние сознания, ведь многие замечают, что игра на варгане помогает расслабиться, отключиться от суеты и войти состояние легкого транса. Варган, как никакой другой инструмент, отлично подходит для импровизации особого выражения чувств через звуки.


Варган представляет собой простой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Металлический язычок, закрепленный одним концом на металлическом каркасе, может свободно двигаться. Ударяя пальцами по язычку, вы создаете вибрации, которые передаются в ротовую полость, служащую резонатором: изменяя ее контур, можно добиться различного тембрального окраса звучания инструмента. Каркас, к которому крепится язычок, предназначен для фиксации инструмента перед зубами играющего пальцами другой руки. Варган нужно плотно прижать к передним зубам, но между зубами должен остаться промежуток, позволяющий свободно проходить язычку инструмента.


Если говорить о технике исполнения на варгане, то для извлечения звука применяются губные, языковые, глоточные и гортанные способы с использованием дыхательных путей, легких и диафрагмы. Определенной и «настоящей» технике игры на варгане научить невозможно, в процессе регулярных тренировок исполнитель сам придет к ней. Обучение игре происходит интуитивно и основано на экспериментах с различными положениями языка, гортани и дыхательными приёмами.


Варган может помочь вам лучше узнать возможности собственного тела при помощи звуковых волн и вибраций. Кстати, научно доказанным является тот факт, что регулярная игра на варгане способствует нормализации кровообращения и улучшению работы всех внутренних органов человека. Варган, можно отнести к инструментам самогипноза, так как после игры на нем улучшается общее психическое состояние музыканта.

Научиться играть на варгане довольно просто и доступно каждому, кто усидчив и имеет чувство ритма.

Варган и подобные ему инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия. Например, во Вьетнаме это Дан Мои, на Алтае - Комус, в Австрии – Маультроммель, в Индии - Мурчунг в Индии, в Китае - Коу Ксиаг. Однозначно назвать родину варгана сложно, но повсеместно он использовался как ритуальный инструмент. Сегодня варган набирает популярность, как и интерес к этнической культуре.


Виды варгана

Варган состоит из рамы и язычка. Рама состоит из дек, которые прижимаются к зубам, и кольца, к которому крепится язычок. Основание язычка крепится к кольцу, а подвижная часть определяет звучание инструмента. Конструкция варгана может быть цельной, когда язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной, когда язычок прикрепляется к основе. По форме варганы можно разделить на дугообразные и пластинчатые.

Дугообразные варганы изготавливают методом ковки из металлического прута, к которому прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.


Пластинчатые варганы представляют собой цельную пластину с прорезью и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты обычно изготавливают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.


В связи с широким распространением варгана по всему миру, можно выделить множество его разновидностей, присущих определенному народу или географическому положению. Рассмотрим лишь некоторые из них.  

  •   Якутский хомус – такой варган традиционно изготавливают из кованой стали, он отличается увеличенным язычком, и как следствие громким и продолжительным звучанием с тембральным окрасом, напоминающим треск.


  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый варган, который прижимается не к зубам, а к губам. Обладает мягким, долгим и высоким звуком.

  • Непальская мурчунга имеет удлиненный в обратную сторону язычок, что обеспечивает ему неповторимое и удивительное звучание.

Можно отметить и факт существования двух- и трехязычковых, электронных многоканальных и других варганов, которые появились на свет благодаря стремлению музыкантов усовершенствовать свой инструмент.


Характеристики варгана

Варган можно оценить по его потенциалу, то есть совокупности характеристик, которые могут влиять на его звучание. Среди них: ширина диапазона обертонов, протяжность звучания, громкость, сила вибраций во время игры, удобство для удержания и постановки на зубы. Варган с большим потенциалом способен подарить яркое и насыщенное звучание, а также комфорт и приятные ощущения во время исполнения.

1. Размер

Тут всё просто: варганы бывают маленькие и большие. Первые больше подойдут музыкантам с небольшими ртом и кистями рук (например, женщинам), имеют более высокий и менее протяжный звук. Крупные инструменты имеют более низкий и длительный звук, на них удобно играть людям с крупными руками и губами.


2. Жёсткость язычка

Жесткость язычка варгана влияет на высоту тона и на четкость звука. Стоит также отметить, что мягкий язычок меньше «отдается» в зубах и голове, тогда как вибрации от жесткого язычка для неподготовленного человека могут показаться уж очень сильными и неприятными. Мягким язычком варгана легко управлять, а звук получается низкий, плавный, негромкий, что хорошо подойдет для неторопливых мелодий, релаксации и медитации. Варганы с более жестким язычком подарят яркий и четкий звук, они отлично звучат при исполнении ритмичных мелодий.

3. Длина язычка

Длинный язычок позволяет издавать протяжные звуки со множеством низких обертонов, что отлично подходит для исполнения медленных мелодий и медитаций. В то же время это негативно сказывается при игре в быстром темпе, когда варган может потерять управляемость и «захлебнуться». Для такой игры лучше предпочесть варган с коротким язычком, имеющий больше высоких обертонов и позволяющий звучать инструменту весело и звонко.

4. Размеры колена и кольца.

Большое колено варгана, также как и длинный язычок, подойдет для медленной игры, обеспечивая преобладание низких обертонов. Новичкам можно посоветовать выбирать варган с большим кольцом на язычке, так как он более удобен и позволяет отрабатывает точность и технику игры. Слишком короткое колено может быть не совсем удобно в игре, когда задевая рукой за щеку, трудно попасть по кольцу, но короткое колено звучит лучше при игре в быстром темпе. Можно встретить очень малое кольцо у варгана или даже его отсутствие, что делает звук более высоким, но в плане техники игры такой варан не всем удобен и требует особой техники.

5. Материал

Материал варгана оказывает влияние на ощущения при игре и тембр инструмента. Варган может быть изготовлен из металла (стали, латуни, меди), дерева, камня, кости, оргстекла и т.д. Деревянные варганы звучат мягче и глуше, чем металлические, приятны в использовании, меньше «отдают» в зубы.


Сталь подарит вам яркий, четкий и громкий звук, обогащенный высокими обертонами. Стоит заметить, что более яркий и богатый звук имеют кованые варганы, но они дают большую вибрацию, чем пластинчатые гнутые. Сталь подвержена коррозии, поэтому лучше выбрать стальной варган со специальным черным покрытием.


Медный варган звучит более мягко, нежно и тише, к тому же они приятнее в использовании по тактильным ощущениям.


6. Звук

Варган имеет специфическое звучание, складывающееся из вибраций язычка, корпуса, ротовой полости. Звуковой спектр варгана представляет собой набор обертонов, получаемый путем изменения объёма полости рта, и положения языка. Таким образом, звук варгана во многом определяется артикуляционными способностями исполнителя.

По высоте звука варганы можно разделить на следующие виды:    

  • очень низкий (супербас)

  • средний низкий

  • средний

  • низкая середина

  • высокая середина

  • высокий

  • очень высокий.

Высокие варганы способны выдавать ясные ноты и позволяют легко играть мелодии.

«Средние» варганы более универсальны, они подходят для   исполнения ритмичных рисунков.

Низкие варганы идеально подходят для ритмов и медитаций, задают темповый настрой музыки, фон.

7. Тоновый диапазон

Под тоновым диапазоном подразумевается самый низкий и самый высокий тона, которые может выдать варган. Данный диапазон зависит от конструкции варгана: длины и размеров язычка, геометрии дек, качества рамы. Обычно варганы с большим и жестким язычком имеет более высокий тоновый диапазон, чем варганы с коротким и мягким язычком.

Как вы уже, наверное, поняли, существует множество вариантов данного инструментов. Растеряться и потеряться в этом выборе довольно легко. Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки. Что вы хотите исполнять, чего хотите достичь, какого эффекта ждете? Изучите вышеизложенные характеристики, определитесь с целью покупки и действуйте.

Если вы только собираетесь освоить этот загадочный инструмент и не можете утверждать, что продолжите это занятие, то лучше остановить свой выбор на алтайском комузе. Если вы его уже переросли или хочется каких-то более оригинальных звуков, то можете попробовать белорусскую дрымбу, татарский кубыз или вьетнамский классический варгана.


Если у вас возникло желание играть на варгане, обязательно следуйте ему. Этот необычный и загадочный инструмент никого не оставляет равнодушным. Успехов в творчестве!

pop-music.ru

Упражнения для интересной игры на варгане.

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

vargan-msk.livejournal.com

Варган . Несколько советов по обучению игре.

Итак, у вас в руках варган, хомус, кубыз .... более 40 наименований этого инструмента, у каждой национальности своё.
Как научиться на нём играть, что сделать , чтобы он зазвучал? Не ждите с первых минут от себя чудес , даже если у вас в
руках супер- инструмент. Он зазвучит, не сомневайтесь... у кого -то через день, у кого - то через месяц.... но у кого-то получается сразу ! У меня прошло четыре месяца прежде чем я осознанно научился извлекать нужные мне звуки из инструмента.
Самое главное научиться правильно фиксировать варган в руках и ротовой полости.
Первое ---- не зажимать рамку
Часто у людей, которые впервые берут варган , некоторые и не впервые ... при ударе издаётся металлический звук. Тогда можно услышать " варган не звучит", " варган бренчит". На самом деле язычок цепляет за рамку . Причина этому - рамка сильно сжата руками или губами . Чем лучше варган, тем меньше зазор между язычком и рамкой, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку слегка сжав её руками. На заглавном фото показано как правильно держать варган :
два пальца с одной стороны, и один с другой --- варган словно между двух плоскостей.
Второе --- необходимо правильно бить по язычку.
Это вторая причина, по которой язычок может ударяться о рамку. Есть много разновидностей удара, но любой удар должен
быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану.
Удары сверху - вниз или снизу - вверх категорически запрещены. От этого , кроме всего прочего , варганы ломаются.
Для начинающих рекомендуются удары указательным пальцем на себя. Так меньше амплитуда, а значит и риск сломать варган ( особенно когда новички хотят играть громко, не понимая, что громкость зависит не от размаха )
Теперь ответственный момент.
Возьмите правильно варган и постарайтесь плотно прижать инструмент тыльной частью дек к двум передним зубам
верхнего и нижнего ряда. Челюсти в этот момент следует слегка разжать , чтобы язычок инструмента свободно проходил
между зубами не задевая их. Попробуйте пальцем плавно утопить язычок инструмента на максимально возможную глубину
ротовой полости, только без резких движений. Зубы не задевает ?
Теперь пробуем обхватить внешнюю сторону дек губами и снова утопить язычок на максималь возможную глубину, входит и выходит. Отлично!
Теперь , когда вы чётко фиксируете инструмент на зубах и язычок свободно перемещается в ротовой полости,
плавно утапливаем язычок и отпускаем, утапливаем и отпускаем... поздравляю! ваши первые звуки!!!

www.livemaster.ru

Как играть на варгане — Waterfall.su

Техника игры на варгане (комусе)

Комус зажимается губами и прижимается к зубам. Зубы не соприкасаются, оставляя щель для прохода язычка варгана. Бьют средним пальцем правой руки. Палец слегка выходит вперёд остальных, пальчики прижаты друг к другу.

Далее чтобы игра была более мелодичной, то подключаете все своё внутреннее пространство.

Перед игрой хорошо сделать гимнастику рук, тела и дыхания.

Удачи!

Гласные на задержке дыхания

А, У, И, Я, О.

Изменение объёма

Язык прижимается кверху нёба: Кончиком, серединой, основанием, целиком и не прижимается.

Вибрации

Тр-р-р-р-р.

Работа горлом

Горло зажимается и разжимается (сардельки).

Приём «Дракончик» и носовой звук

Кончик языка прижат к нижним зубам, края языка по бокам, средняя часть языка кверху.

Чем меньше объём – тем выше звук!

Языком воспроизводим: ТИУ, ТЯУ.

Вибратор языком

Изменение объёма ротовой полости. Двигая языком, меняем объём.

Маленький, средний, большой объём.

Быстрое движение языком вперёд-назад, клевание языком.

Перемещать от минимума к максимуму.

Варьирование языком в полости рта.

Начинаем, кончик языка упирается в нижние корни зубов, 1/3 языка поднята и прижата к верхнему нёбу. Язык опускается и открывает полость рта. Горло не стараемся открыть, но горло открывается самопроизвольно, ничего страшного если горло открывается.

Попеременная полуулыбка

Улыбка сначала в одну сторону, потом в другую. Центральная часть губ не отрывается от варгана.

Несколько движений одним уголком рта, потом другим (вибратор).

Регулировка положения варгана

Варган перемещается параллельно вдоль зубов.

Движение языком вправо и влево

На один удар – два движения языка влево, вправо. Удобно водить по нёбу верха (характер звука одинаковый).

Кончик языка у коренных зубов, середина немного колеблется.

Щелчки

Цоканье. 1/3 языка прижата к верху и резко отрывать (кончик прижат).

Горловое пение

Тянем звук – О, опускаемся ниже.

Плавные и резкие уходы.

Звук – Ы, пытаемся протолкнуть, как можно ниже.

Звук – У.

Упражнение жаба

Раздувание горла.

Проглатываем воздух, щёки не участвуют.

Похрипим. Звук – Э, А, У (с хрипом).

Теперь с варганом

О – закрытое горло.

У – открытое горло.

2-3 удара на закрытом и на открытом.

Горловой вибратор

Открывание и закрывание горла. На закрытом горле – А — У.

Управление басами

Ушли в басы (низа) и потом этим низким голосом управлять.

Дыхание паровоз

Демпфирование губами – напрягая и расслабляя губы, комус прижат к губам. Уменьшая расстояние полости рта. Губы расслаблены, кончик языка к нижним зубам, середина языка к верхнему нёбу. Можно добавить вдох.

Бой

Ритмическая линия (что была выше) + бой. Обе губы выпучены вперед мякушкой, комус зажать, слева комус прижат к прорези губ. Губы открываются, комус прижат. АМ, АМ комус.

Гортань

Повышение звука и понижение.

Больший объём – ниже звук.

Меньше объём – выше звук.

При помощи горла меняется тональность. Звуки – О, И, А, Э. И — Э – Якуты.

Максимально высокий – О.

Максимально низкий – О.

Переход от низкого к высокому (макс).

Сначала на задержке дыхания, внимание.

Вдыхаем – широкое.

Выдыхаем – узкое. Звук – О.

Дыхание не опережает звук.

Ы.

Ударочные горлом

Из О в Ой.

Меняем тональность Ой – высокое. Ой – низкое.

Комбинация переходов от низкого к высокому.

А – Я – Ой.

Один удар – А – Я.

Второй удар – ОЙ.

+ добавить дыхание в горле.

Дыхание под метронометр

Сильный выдох, когда язычок комуса максимально открыт.

Дыхание паровоз

Цикл вдохов и выдохов с наложением на такт.

Вдох, выдох – один удар.

Удар. Потом вдох, выдох. Удар.

Важна точность!!!

Удар. Вдох. Удар. Выдох.

А – Ха –а –а –а

Якутский бой — верхне-кистевой

Указательный палец огибает по фалангам большой палец. Удары по язычку комуса средним фалангом указательного пальца.

К, Ля, Тю, Тррр.

Выговор слов

Один из способов составления композиций. Лёк –к-к-к-к.

1-я степень свободы – медленный – быстрый.

2-я степень свободы – выше – ниже.

+ дыхание.

Лёк

Лёк – на задержке.

Удар со вдохом и Лёк.

Лёк – на выдохе.

Лёк – на задержке.

Лёк – на выдохе, можно двухсторонним боем.

Тётя

Задержка – вдох – задержка – выдох + дыхание + понижение и повышение.

Т, Р, К – у Индусов.

Тётя – Дядя

Тётя – Дядя – на вдохе и на выдохе.

Кар

Кар-р-р-р — растягиваем на выдохе.

Тёко

Тёко-Тэте

Тё-ко – задержка дыхания, Тэ-те – вдох, выдох.

Тёть — Ко – Тёть

Тёть – задержка, ко – вдох, выдох, удар на Тёть.

Трактор

Дрожание диафрагмы

Вдохнуть живот и попытаться до дохнуть — удар.

Вибрации – дыхание собаки.

Мелкие вибрации накладываются на вдохи и выдохи.

Приём губами Папа – Мама.

При ударе открываем и закрываем губы, варган прижат к зубам, как обычно. Максимально оскалиться в сочетании объёма полости, язык регулирует тональность — волновыми движениями, подхватываем губами.

— Совмещение с дыханием – в момент закрывания губами варган (они практически коснулись), мы добавляем вдох или выдох.

Играть Глиссандо

Переходы между гласными звуками. Важен сам переход.

Исходное положение на звуке – И.

И – Ё – У

Пробуем с ускорением.

И – Ё — 2 раза вдох и 2 раза выдох.

И — пауза.

Дыхание не заглушает звук.

Исходное положение на звуке – У.

У – ый ( ый – вдох) выдох происходит автоматически и не акцентирован.

На один вдох:

А – Я – И(вдох) – Эй(довдох).

Комбинации могут быть разные. Действовать от обратного – написать разные комбинации и играть.

На выдохе:

У – яй – У(выдох) – яй (вдох)

Упражнение:

Ой – ой(удар) – Ой – ой(удар) …

Прибавляем «Дрожание диафрагмой» — положение на Ой – ой

Прибавляем дыхание – ввести на уровень автоматизма.

Прибавляем язык и постепенно ускоряемся!!! (упр. закончилось)

На вдохе Ё – Я – 1 удар.

На выдохе Я –Й – 2 удар.

Важно ускоряться!

Ритмический удар «Дуэт»

Двойной удар в одну сторону(тыдым, тыдым). Когда рука возвращается, она ударяет по язычку, но не акцентированно.

Удары 2-ка, 3-ка. + дрожание диафрагмой.

Играть Гоготание

Корень языка приподнят, кончик языка прижат к нижним зубам.

Звук: К потом Г

Серия: Г-Г-Г-Г-Г

Г-К-Г-К-Г-К

К-К-К – выдох, Г-Г-Г – вдох с дыханием.

Внимание на горло Го-Го-Го – в один удар, можно Ко-Ко-Ко потом Го-Го-Го.

Г – убрать, оставить – О и поварьировать горлом –О-О-О.

Г — входные ворота. Потом проталкивать разные звуки, работая горлом.

Интенсивное дыхание на высокой амплитуде

Интенсивный вдох в момент удара.

1 удар – на вдохе

2 удар на выдохе – короткие и интенсивные +работа диафрагмой.

Удар – вдох. Выдох – между ударами.

Удар – вдох. Выдох – вдох – выдох.

С ударом – выдох. Вдох – без удара. Удар – подчеркивается выдыханием или вдохом.

Икание

Движение горлом. Ик – вставляется между ударами.

Паровоз с иканием

— Удар одновременно с АК – на вдохе.

— Выдох – между ударами.

— Удар с языком У – на вдохе.

— Выдох между ударами

— И

Смех горлом

Смех – диафрагмальный, как все смеются.

— На выдохе – смех горлом.

Звуки разные – варьируются.

Композиция «Погрубок»

Удары + дрожание+ икание – все получается, когда бой автоматический.

Все композиции есть в контакте.

Шаги

Вибрации: губами, языком, горлом, диафрагмой.

Звуки при открытом горле

Жаба

И

Переходы на открытом горле

О – И – О

Э – У – А

Горло открыто

Э (удар) – У – А (вдох).

Э (пауза) – У – А(выдох).

Свист

Щ, Хь – работа языком.

Щ – хи

Туч, Туч, Туч.

Уч, Уч, Уч.

Бой и ритмы

Важным элементом является троечка с ускорением ритма. Можно изменять ротовую полость.

2 удара, тройка.

Бой «Берсер»

Тройки и двойки — в разные стороны. Цикл надо подчеркивать 1 + тройка – вдох, выдох.

Пятёрка.

8 двоек.

Икота

ОК – ко

ОК – на вдохе.

КО – на выдохе, расслабление.

Наложение на односторонние удары любой мелодии выдохов. Рука работает – равномерно.

Ту-Ту – помогаем языком при выдохе.

Играть Вибрато

Сочетание разных вибраторов: губы, язык, горло.

Вдох и выдох рассчитывать при ударе. Не гасить варган дыханием.

Надув шарика и добавление паровозик, дрожание и разное…

Удар – вдох, удар – выдох – накладывается на паровоз, на одностороннем бое.

Эти приемы от профессионалов позволят вам играть на варгане лучше и увереннее.

waterfall.su

Как правильно держать варган | Обертон Про

Основные условия для успешного звукоизвлечения на варгане с мягкой рамой и маленькими зазорами.

Многих начинающих отпугивает возникающий при игре на некоторых варганах металлический звон и стук, а так же беспокоит излишнее напряжение множества мелких мышц кисти и губ. Часто в таких случаях в голову приходит "по зубам бью", или "варган бракованный", но это не так – язычок варгана задевает о деки из-за их чрезмерного сжатия самим игроком. Склонны к этому инструменты с маленькими зазорами между деками и язычком (зазоры – один из факторов, определяющих качество инструмента - чем меньше зазор, тем громче звук и шире его спектр) и мягкой рамой. Некоторые сразу уходят в сторону более варганов с бОльшими зазорам или жесткой рамой и со временем вырабатывают привычку держать их, сжимая изо всех сил, что закрывает (или сильно затрудняет) дорогу к будущему разнообразию и повышению качества звукоизвлечения. А в последние годы акустический уровень варганов развивается невероятными темпами, зазоры становятся все меньше, качество инструментов и удовольствие от игры на них просто фантастическое - они не идут ни в какое сравнение с тем, на чем люди играли десятки веков. Привыкшим играть на сувенирных австрийских и алтайских варганах приходится нелегко...

Однако, соблюдение нескольких простых правил поможет полностью избавиться от рассматриваемого эффекта и наслаждаться игрой на варгане в более расслабленном режиме, не прилагая никаких лишних усилий и получая чистый и легкий звук.

Основные причины возникновения лязга

  1. Хват. Удерживающая рука не должна прикладывать никаких усилий, направленных на сжатие дек. Держать нужно как будто двумя плоскими дощечками, а не захватывая инструмент в кулак-трубочку или кольцо. Хват - основа чистого звука.
  2. Усилие прижатия дек к зубам. Варган нужно прижимать не сильно и не слабо; правильное усилие достаточно просто подобрать экспериментальным путем - он должен всегда быть плотно прижат и не отрываться при вибрировании язычка.
  3. Сжатие дек губами. Часто этого просто не замечают до тех пор, пока не посмотрят в зеркало - когда при извлечении первых звуков все внимание сосредоточено на руке и удержании инструмента, губы живут своей жизнью. Можно принудительно их раскрыть и перестать касаться дек, что бы быть уверенным в отсутствии их влияния, а затем потихоньку начать обхватывать инструмент для повышения громкости издаваемого звука. Без усилий!
  4. Шевеление нижней челюстью. Это одна из самых малозаметных и непонятных поначалу причин, приводящая к тому же самому звяканью. Начинается оно во время активной артикуляции, в азарте (как разговор на повышенных тонах). Сохраняйте каменное выражение лица!)
  5. Точность удара. Еще один фактор, способный вызвать смещение язычка во время колебаний и задевание его о деки - удар наискосок. Траектория удара в момент соприкосновения пальца с кончиком язычка должна быть строго перпендикулярна плоскости рамы варгана. Нельзя цеплять колено язычка ни в продольном направлении ("выдергивая" его из точки крепления), ни в поперечном (удар сверху вниз или снизу вверх).

Надеемся, представленные рекомендации помогут вам в полной мере варганами с высокой чувствительностью и сосредоточиться на самом музицировании, а не "выжимании звука"!

www.oberton.pro

«Каким образом игра на варгане воздействует на человека?» – Яндекс.Знатоки

Существует семь основных "точек воздействия" варгана.

1  Быстрая проработка эмоциональных блоков, страхов и травм.

Ваше бессознательное содержит в себе массу вытесненных болезненных эмоций. И какую благостную маску не надевай, они все равно дадут о себе знать.

Необходимо средство, которое позволит высвободить травматический опыт.

Игра на варгане – это чрезвычайно мощный способ работы с тенью.

Исполняя на нем музыку, вы постепенно очищаете свой разум от всего негативного.  Ваша психика становится более ровной и стабильной.

Положительные изменения приходят быстро, и остаются с вами навсегда.

2  Варган вызывает измененное состояние сознания.

С древних времен человек совершает прорывы в своем развитии благодаря измененным состояниям сознания.

Варган – простое и безопасное средство войти в такое состояние.

Постепенно накапливаясь,  эти состояния переходят в стадию. В новую стадию духовного развития.

Так человек может управлять своим духовным ростом.

3 Варган пробуждает силу дыхания

Естественное и глубокое дыхание наполняет вас силой жизни. Только, к сожалению, человек утратил такую способность.

Варган позволяет вам обрести ее  снова.

Для усиления звука используются ритмичные вдохи и выдохи. Фактически, ваше дыхание становится музыкальным инструментом.

Эти невероятные ощущения на порядки увеличивают ваш энергетический потенциал.

4 Варган снимает телесные блоки и зажимы.

С самого рождения ваше тело накапливает телесные блоки и зажимы. Варган поможет вам от них избавиться.

Резонатором, во время игры, служит ваше тело. Это значит, что играя на варгане, вы делаете себе вибро-акустический массаж.

Звуковые волны пронизывают буквально каждую клетку вашего тела. 

Если играть правильно, то с каждым днем ваше тело будет чувствовать себя легче и свободнее.

5 Игра на варгане стимулирует мозг.

Хотите увеличить  возможности своего мозга? С варганом это сделать легко и приятно.

Звуковая волна, проникая в голову, стимулирует кровообращение мозга. А также шишковидную железу, гипофиз и гипоталамус.

Это означает, что регулярная игра на варгане  развивает ваши познавательные и интеллектуальные способности.

6 Варган раскрывает ваш творческий потенциал

В глубине души вы всегда знали что внутри вас сокрыт огромный творческий потенциал.

Это действительно так, но необходимо дать ему толчок.

Варган справляется с такой задачей блестяще! С ним вы заиграете музыку в независимости от наличия у вас музыкального образования.

А дальше начинается путь творчества во всех сферах жизни.

7 Варган раскрывает вашу истинную природу

Каждый приходит в этот мир со своей миссией. Но только единицам удается ее реализовать.

Вы попросту не знаете о своих лучших качествах и возможностях.

Правильная игра на варгане позволяет вам раскрыть собственное уникальное звучание.

Каждый придуманный вами наигрыш – это песня вашей души. Вначале ее голос тихий, и едва различимый. Но с каждым разом он становиться громче и громче, пока не зазвучит в полную мощь.

Так работает варан. С его помощью вы раскрываете свой природный потенциал.

yandex.ru

«Каким образом игра на варгане воздействует на человека?» – Яндекс.Кью

Существует семь основных "точек воздействия" варгана.

1  Быстрая проработка эмоциональных блоков, страхов и травм.

Ваше бессознательное содержит в себе массу вытесненных болезненных эмоций. И какую благостную маску не надевай, они все равно дадут о себе знать.

Необходимо средство, которое позволит высвободить травматический опыт.

Игра на варгане – это чрезвычайно мощный способ работы с тенью.

Исполняя на нем музыку, вы постепенно очищаете свой разум от всего негативного.  Ваша психика становится более ровной и стабильной.

Положительные изменения приходят быстро, и остаются с вами навсегда.

2  Варган вызывает измененное состояние сознания.

С древних времен человек совершает прорывы в своем развитии благодаря измененным состояниям сознания.

Варган – простое и безопасное средство войти в такое состояние.

Постепенно накапливаясь,  эти состояния переходят в стадию. В новую стадию духовного развития.

Так человек может управлять своим духовным ростом.

3 Варган пробуждает силу дыхания

Естественное и глубокое дыхание наполняет вас силой жизни. Только, к сожалению, человек утратил такую способность.

Варган позволяет вам обрести ее  снова.

Для усиления звука используются ритмичные вдохи и выдохи. Фактически, ваше дыхание становится музыкальным инструментом.

Эти невероятные ощущения на порядки увеличивают ваш энергетический потенциал.

4 Варган снимает телесные блоки и зажимы.

С самого рождения ваше тело накапливает телесные блоки и зажимы. Варган поможет вам от них избавиться.

Резонатором, во время игры, служит ваше тело. Это значит, что играя на варгане, вы делаете себе вибро-акустический массаж.

Звуковые волны пронизывают буквально каждую клетку вашего тела. 

Если играть правильно, то с каждым днем ваше тело будет чувствовать себя легче и свободнее.

5 Игра на варгане стимулирует мозг.

Хотите увеличить  возможности своего мозга? С варганом это сделать легко и приятно.

Звуковая волна, проникая в голову, стимулирует кровообращение мозга. А также шишковидную железу, гипофиз и гипоталамус.

Это означает, что регулярная игра на варгане  развивает ваши познавательные и интеллектуальные способности.

6 Варган раскрывает ваш творческий потенциал

В глубине души вы всегда знали что внутри вас сокрыт огромный творческий потенциал.

Это действительно так, но необходимо дать ему толчок.

Варган справляется с такой задачей блестяще! С ним вы заиграете музыку в независимости от наличия у вас музыкального образования.

А дальше начинается путь творчества во всех сферах жизни.

7 Варган раскрывает вашу истинную природу

Каждый приходит в этот мир со своей миссией. Но только единицам удается ее реализовать.

Вы попросту не знаете о своих лучших качествах и возможностях.

Правильная игра на варгане позволяет вам раскрыть собственное уникальное звучание.

Каждый придуманный вами наигрыш – это песня вашей души. Вначале ее голос тихий, и едва различимый. Но с каждым разом он становиться громче и громче, пока не зазвучит в полную мощь.

Так работает варан. С его помощью вы раскрываете свой природный потенциал.

yandex.ru

Обучение игре на варгане | Обертон Про

Научим играть по-настоящему и получать от варгана удовольствие высшего порядка.

Программы обучения

Индивидуальные занятия

Основная программа рассчитана на впервые взявших в руки музыкальный инструмент и включает теоретические основы музыки, адаптированные для варгана вместе с техникой звукоизвлечения. Есть два варианта периодичности занятий на выбор:

  • Фиксированное расписание (одно занятие в неделю). Свободные места:
    ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
    - 20:30
    21:30
    16:45 20:00
    21:00
    22:00
    - - -
  • Гибкое расписание - по мере усвоения материала (день и время каждого следующего занятия устанавливается по договоренности)

Продолжительность курса зависит от требуемого уровня и интенсивности самостоятельной проработки заданий; минимальный срок обучения для людей с нулевым уровнем подготовки 1 года, что бы втянуться в систему и понять, что такое занятия музыкой. Для практикующих музыкантов или имеющих музыкальное образование индивидуальная программа сокращается до техники звукоизвлечения.

Стоимость:

  • Абонемент на квартал (12 занятий) - 7200р (600р/занятие)
  • Абонемент на квартал (4 занятия) - 2800р (700р/занятие)
  • Разовое занятие - 900р

Записаться


Групповые занятия

Идет набор в группы на 2020 год. Начало занятий по мере комплектования. Время - понедельник, 20:00 и 21:30.

Стандартный курс3 года2000р/мес
Экспресс курс1 год2000р/мес
Монотематические занятия1-2 часаот 300р

Стандартный курс для впервые взявших в руки музыкальный инструмент - теоретические основы музыки, адаптированные для варгана + техника звукоизвлечения. Один раз в неделю, 1.5 часа. Все остальные дни — самостоятельная работа по заданиям, минимум 1 час. Сроки - 1 год начальная теория музыки + 2 года развитие навыков и владение инструментом.

Экспресс-курс продолжительностью 1 год - программа включает самое необходимое, что нужно знать, что бы заниматься дальше самостоятельно (муз. теория и варганная техника).

Записаться


Монотематические занятия

По некоторым темам предлагаем набор независимых занятий, их расписание публикуется в календаре. Все повторяются с периодичностью 1-3 месяца. На них можно приходить в любом порядке - хоть раз в год, по мере усваивания материла.

* - только для обладающих базовой музыкальной подготовкой

Если в расписании нет установленных на ближайшее время дат, но вы хотите позаниматься по конкретной теме - пишите, добавим по запросу, с запасом 5-10 дней.

Какое занятие выбрать?

Чем больше вы умеете - тем интереснее играть, поэтом в идеале нужно проработать все темы. Если вы не поняли из названия, что это такое, или поняли, но не умеете с этим свободно обращаться - идите.

Записаться


Возраст

Обучение рассчитано на взрослых, способных методично выполнять упражнения не откладывая их на завтра, преодолевать разные "не получается" и понимающих, что все навыки проявляются неспешно, через месяцы и годы постоянных занятий.

Преподаватели

Большую часть занятий ведет Олег Роднин, за 15 лет общения с варганом игравший на десятках тысяч варганов, видевший все возможные пути его использования, развития (и неразвития) варганистов и огромное количество одних и тех же ошибок. Обучающие занятия с музыкальным уклоном начал вести с 2012 года, к 2015 сформировав уникальную программу, основанную на общей музыкальной теории. Кроме варгана, играет на ударной установке, перкуссии, калимбе.

В долгосрочных программах по отдельным темам могут привлекаться другие преподаватели.

Контакты

По всем вопросам пишите [email protected]

P.S.

Каждый желающий познакомиться с варганом, придя в Обертон Про, может рассчитывать, что любой сотрудник тут же объяснит элементарные вещи - как держать инструмент, наносить удары, управлять звуком. И не просто объяснит, а проследит за их правильным выполнением. Мы настоятельно рекомендуем воспользоваться опытом профессионалов для постановки правильной техники с первого момента - ведь как впервые человек издает звук, к такому способу и привыкает и переучиваться гораздо тяжелее. И в большинстве случаев самым первым вариантом оказывается далеко не самый удобный... А многочисленные пособия в интернете чаще всего повергают продвинутого варганиста в глубокую печаль;)

www.oberton.pro

❶ Как научиться играть на варгане 🚩 варган как играть 🚩 Музыка

Вам понадобится

  • - варган;
  • - крепкие зубы.

Инструкция

Попробуйте задеть язычок варгана просто пальцем, не прижимая инструмент ко рту. Вы услышите, что звучит он очень тихо. Своего резонатора у него нет. Эту функцию выполняет ротовая полость. Научившись управлять ее объемом, вы научитесь и менять высоту звука инструмента. Большинство инструментов этого типа издают всего один звук. Но умелое использование обертонов позволяет применять варган даже в качестве солирующего инструмента.

Научитесь держать варган. Взять его можно в любую руку. Обычно музыканты держат инструмент не в той руке, которая является ведущей. У инструмента есть изогнутое основание, его нужно взять средним и указательным пальцами. При этом дуга основания должна находиться с внешней стороны ладони. Большой палец поставьте в точку крепления язычка. Постарайтесь освободить руку и расположить пальцы так, чтобы они не мешали колебаниям язычка.

Прижмите варган к зубам его основанием. Зубы необходимо разомкнуть, Расстояние между челюстями должно быть таким, чтобы язычок инструмента мог свободно двигаться. Проследите, чтобы кончик язычка находился посередине рта. Зафиксируйте губами положение инструмента. Некоторые музыканты прижимают варган не к зубам, а к губам. Это тоже распространенный способ игры, но звук получается тише.

Научитесь извлекать звук. Одной рукой крепко держите инструмент, а указательным пальцем другой - ударяйте по язычку. Способов для этого существует несколько. Освойте прямой удар, то есть движение указательного пальца по направлению к себе. Движения ваши должны быть короткими, резкими, но не особенно сильными. Научитесь извлекать звук и обратным движением, то есть от себя. Чередуйте приемы.

Выберите наиболее подходящую позу. Опустите локоть. Все пальцы, кроме указательного, сожмите в кулак. Указательный - поднимите вверх и слегка напрягите. Ударяйте подушечкой пальца по кончику язычка. Когда это получится, попробуйте играть ребром пальца. При этом сгибаются и разгибаются не суставы пальца, а запястье. Палец выполняет роль медиатора.

Существуют и другие способы звукоизвлечения. Лучше всего освоить их все, это даст возможность лучше использовать художественные возможности инструмента. Один из вариантов позволяет приподнять локоть до уровня плеча. Кисть при этом будет находиться чуть выше инструмента. Пальцы, как и в первом случае, собраны. Кисть вращается, а удар наносится ребром указательного пальца.

Из варгана можно извлекать звуки и круговым движением локтевого сустава. Изначально локоть при этом должен быть опущен, как в первом случае. Пальцы не сжимаются в кулак, а складываются "лодочкой". По язычку ударяет большой палец, который слегка отведен в сторону.

Научитесь извлекать звуки всеми пальцами по очереди. Приподнимите локоть до уровня плеча. Расслабьте кисть и поместите ее чуть выше инструмент, чтобы большой палец находился на уровне виска. В отличие от предыдущих способов, движутся именно пальцы, а не кисть и не локоть.

Меняйте положение губ. Попробуйте расположить их так, как при произнесении разных гласных звуков. Послушайте, что у вас получится. Поэкспериментируйте, расслабляя и напрягая глотку.

Очень многое зависит и от положения языка. Придвинув кончик языка к зубам и уменьшив таким образом объем ротовой полости, вы извлечете сравнительно высокий звук. Если вы отодвинете кончик языка подальше, звук станет более низким.

Научитесь управлять громкостью. Наиболее громкий звук получается при максимальной амплитуде колебаний. Она же, в свою очередь, зависит от силы удара. Научитесь также прерывать звучание. Иногда это необходимо сделать до того, как язычок остановится. Чтобы прервать звук, достаточно отодвинуть варган от зубов или губ. Можно остановить язычок пальцем или резко выдохнуть.

www.kakprosto.ru


Смотрите также