Как научиться играть на осетинской гармошке


«Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТВОРЧЕСТВО»

г. Владикавказа РСО-Алания

Отдел художественного воспитания

  • Конспект открытого занятия на тему:

  • «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

Составитель:

Гуларова Л. М.

педагог дополнительного

образования по классу

осетинской гармоники

г. Владикавказ, 2014 г.

Объединение «Хурзарин»

26.12.2014 г., 14.00 час. ЦЭВД «Творчество»

Обучающаяся 2 года обучения

Педагог дополнительного образования по классу осетинской гармоники Гуларова Л. М.

Цели:

  1. Образовательная – дать и закрепить методы работы с техническим материалом, звукоизвлечением, работой мехом.

  2. Развивающая – развитие и закрепление у обучающейся технических навыков. Развитие памяти, наблюдательности, воли в процессе обучения. Развитие координации рук, артикуляции.

  3. Воспитательная – воспитание эмоциональной отзывчивости, внимательного отношения к звукоизвлечению, аппликатуре.

Задачи:

  1. Научить обучающуюся работать над инструктивным материалом для развития технических навыков.

  2. Сделать работу над техническим материалом осмысленной, интересной.

Тип занятия: закрепление у обучающейся понятия «техника исполнения», способы развития этого навыка.

Форма: индивидуальная

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: 2 гармоники: диатоническая и хроматическая, накидка на колени, пюпитр, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Применение знаний и умений

Анализ произведения, координация движений, звукоизвлечение, музыкальная артикуляция, проигрывание отдельных частей.

  • Осетинский массовый танец «Симд» муз. Бориса Чочиева

  • «Фыййæутты кафт» («Танец пастухов») музыка народная, обр. Булата Газданова

  1. Итог занятия. Самоанализ занятия.

  2. Домашнее задание

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • представляю обучающуюся;

  • оглашаю тему занятия: «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

  1. Актуализация опорных знаний

Объясняю, что такое работа над техникой. Работа над техникой – это работа над звуком. Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук, применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом.

Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и артикуляцией - вот вопросы, требующие особого внимания. И им должны быть подчинены моторика аппарата, качество звука и все приобретенные двигательные навыки. Очень важно, как можно раньше получить представление о средствах выразительности и научиться пользоваться. Работа с инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды) необходима для развития игрового аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения.

  1. Применение знаний и умений.

  • Гамма до мажор – игра в одну и две октавы различными длительностями: половинными, четвертными, восьмыми, с динамикой cresc. и dim. Игра гаммы приёмом legato, non legato, staccato, различными темпами - от медленного до быстрого и наоборот.

Обучающаяся проигрывает гамму, обращаю внимание на аппликатуру, работу мехом.

Показываю, как ещё можно сыграть гамму - crescendo, diminuendo.

Обучающаяся слушает исполнение педагога, повторяет, при этом выбирается темп, в котором ей комфортно, прибавляет темп.

Гамма исполняется различными темпами, штрихами, при правильной работе мехом. Гамма исполняется приёмом staccato, non legato, legato – это активизирует пальцы при работе над артикуляцией.

Задание обучающейся:

Сыграть гамму приёмом legato в самом быстром темпе, с правильной сменой меха, динамикой. Обучающаяся играет гамму. В процессе исполнения поставленной задачи она учла все пожелания педагога, т.е. поняла поставленную задачу и справилась с ней.

Проверяю знание музыкальных терминов.

  • Каждым пальцем достать середины ладони, причём пальцы свободно бросаются вниз, как бы «прыгая в воду».

  • Упражнение пружинки (на координацию движений) – пальцы сжаты в кулаки, по одному выбрасываются наружу, это должны быть свободные броски. Даю задание обучающейся: «Выбрось 3-й палец, 2-ой» и т.д., можно выбрасывать 4 –ый и 3- ий вместе. Прошу показать мне 3-й палец правой руки, 2-ой палец левой руки, 5-ый палец правой руки и т.д., постепенно ускоряем.

Педагогобучающейся (анализ этюда):

Обрати, пожалуйста, внимание на голосоведение, куда движется мелодия?

Обучающаяся: (предполагаемый ответ) – движется как гамма, вверх.

Проигрываем, стараемся использовать такую же динамику как в гамме (↑ ). при этом следим за сменой меха.

Обучающаяся справилась с задачей, провела сравнение с гаммой и её динамикой.

Проигрываем этюд разными темпами от быстрого до медленного и, наоборот, при этом тщательно следим за артикуляцией пальцев, аппликатурой, сменой меха, динамикой, стараемся добиться ровности звучания. В правой руке – смена позиций.

Работаем отдельно над каждой рукой, потом соединяем этюд 2 руками вместе.

Цель: добиться координации движений при игре в быстром темпе, облегчить руку, прибавить темп.

Я считаю, что обучающаяся справляется с поставленными задачами, насколько это возможно.

Вопросы обучающейся – анализ произведения: тональность, размер, смена меха, аппликатура, длительности.

Обучающаяся отвечает на поставленные вопросы (тональность - ля минор, размер - 6/8, смена меха - по 3 такта, длительности - восьмые, четвертные, малые триоли, аппликатура - в 5 такте сложность), и после анализа произведения проигрывает его.

Цель: выработать внимание, умение обращать внимание на аппликатуру, смену меха, фактуру произведения.

Работа над пьесами:

Цель: выразительное исполнение пьесы; внимание на голосоведение, координацию движений (правой и левой рук). Умение работать над сменой меха, контролировать процесс исполнения.

Задача: игра минорных аккордов, паузы в правой руке, переходы в левой руке с аккорда на аккорд (скачки).

Показ педагога, игра различными темпами, повтор обучающейся. Играем пьесу с наращиванием темпа и определяем удобный темп для ребёнка. Во время исполнения следим за свободой рук, чётким звукоизвлечением, сменой меха, координацией движений правой и левой рук. В правой руке – смена позиций.

Играем с обучающейся попеременно разные партии: она - правую руку, педагог – левую, и, наоборот.

Цель: координация движений рук и меха.

Задачи: показать характер пьесы; динамика, четырехдольный чёткий ритм, гаммообразное движение в правой руке, смена позиций, проследить за ровностью малых триолей в правой руке, удобной аппликатурой.

Итог занятия. Самоанализ занятия.

Педагог: На нашем занятии была показана работа над техническим материалом на начальном этапе обучения в классе осетинской гармоники.

Обучающаяся второго класса активно работала на уроке, показала умение владения мехом, чтение нот с листа, исполнение гаммы различными штрихами. Я считаю, что она справилась с поставленной задачей, проявив себя, как творческая личность. Активно и с интересом работала на занятии. Это позволяет сделать вывод, что работа над техникой была для нее осмысленна и интересна.

  1. Домашнее задание записываю в рабочую тетрадь:

1)Проигрывать гамму различными темпами, от самого медленного до самого быстрого.

2)Работать мехом при игре различными штрихами, на примере этюдов.

3)Заучить наизусть пьесы с правильной аппликатурой и мехом.

Прощаемся до следующего занятия.

Информационные источники:

  1. Бородин М. «Этюды и упражнения для аккордеона»

  1. Газданов Б. Г. «Школа игры на осетинской гармонике: 1-2 классы музыкальных школ» – Владикавказ: Ир, 2003

  1. Измайлова Т. «Азбука аккордеониста»

  1. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»

multiurok.ru

«Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТВОРЧЕСТВО»

г. Владикавказа РСО-Алания

Отдел художественного воспитания

  • Открытое занятие на тему:

  • «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

Составитель:

Гуларова Л. М.

педагог дополнительного

образования по классу

осетинской гармоники

высшей категории

г. Владикавказ, 2014 г.

Объединение «Хурзарин»

26.12.2014 г., 14.00 час. ЦЭВД «Творчество»

Обучающаяся 2 года обучения

Педагог дополнительного образования по классу осетинской гармоники Гуларова Л. М.

Цели:

  1. Образовательная – дать и закрепить методы работы с техническим материалом, звукоизвлечением, работой мехом.

  2. Развивающая – развитие и закрепление у обучающейся технических навыков. Развитие памяти, наблюдательности, воли в процессе обучения. Развитие координации рук, артикуляции.

  3. Воспитательная – воспитание эмоциональной отзывчивости, внимательного отношения к звукоизвлечению, аппликатуре.

Задачи:

  1. Научить обучающуюся работать над инструктивным материалом для развития технических навыков.

  2. Сделать работу над техническим материалом осмысленной, интересной.

Тип занятия: закрепление у обучающейся понятия «техника исполнения», способы развития этого навыка.

Форма: индивидуальная

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Оборудование: 2 гармоники: диатоническая и хроматическая, накидка на колени, пюпитр, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Применение знаний и умений

Анализ произведения, координация движений, звукоизвлечение, музыкальная артикуляция, проигрывание отдельных частей.

  • Осетинский массовый танец «Симд» муз. Бориса Чочиева

  • «Фыййæутты кафт» («Танец пастухов») музыка народная, обр. Булата Газданова

  1. Итог занятия. Самоанализ занятия.

  2. Домашнее задание

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • представляю обучающуюся;

  • оглашаю тему занятия: «Развитие мелкой техники на начальном этапе обучения игре на осетинской гармонике»

  1. Актуализация опорных знаний

Объясняю, что такое работа над техникой. Работа над техникой – это работа над звуком. Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук, применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом.

Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и артикуляцией - вот вопросы, требующие особого внимания. И им должны быть подчинены моторика аппарата, качество звука и все приобретенные двигательные навыки. Очень важно, как можно раньше получить представление о средствах выразительности и научиться пользоваться. Работа с инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды) необходима для развития игрового аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения.

  1. Применение знаний и умений.

  • Гамма до мажор – игра в одну и две октавы различными длительностями: половинными, четвертными, восьмыми, с динамикой cresc. и dim. Игра гаммы приёмом legato, non legato, staccato, различными темпами - от медленного до быстрого и наоборот.

Обучающаяся проигрывает гамму, обращаю внимание на аппликатуру, работу мехом.

Показываю, как ещё можно сыграть гамму - crescendo, diminuendo.

Обучающаяся слушает исполнение педагога, повторяет, при этом выбирается темп, в котором ей комфортно, прибавляет темп.

Гамма исполняется различными темпами, штрихами, при правильной работе мехом. Гамма исполняется приёмом staccato, non legato, legato – это активизирует пальцы при работе над артикуляцией.

Задание обучающейся:

Сыграть гамму приёмом legato в самом быстром темпе, с правильной сменой меха, динамикой. Обучающаяся играет гамму. В процессе исполнения поставленной задачи она учла все пожелания педагога, т.е. поняла поставленную задачу и справилась с ней.

Проверяю знание музыкальных терминов.

  • Каждым пальцем достать середины ладони, причём пальцы свободно бросаются вниз, как бы «прыгая в воду».

  • Упражнение пружинки (на координацию движений) – пальцы сжаты в кулаки, по одному выбрасываются наружу, это должны быть свободные броски. Даю задание обучающейся: «Выбрось 3-й палец, 2-ой» и т.д., можно выбрасывать 4 –ый и 3- ий вместе. Прошу показать мне 3-й палец правой руки, 2-ой палец левой руки, 5-ый палец правой руки и т.д., постепенно ускоряем.

Педагогобучающейся (анализ этюда):

Обрати, пожалуйста, внимание на голосоведение, куда движется мелодия?

Обучающаяся: (предполагаемый ответ) – движется как гамма, вверх.

Проигрываем, стараемся использовать такую же динамику как в гамме (↑ <, ↓ >). при этом следим за сменой меха.

Обучающаяся справилась с задачей, провела сравнение с гаммой и её динамикой.

Проигрываем этюд разными темпами от быстрого до медленного и, наоборот, при этом тщательно следим за артикуляцией пальцев, аппликатурой, сменой меха, динамикой, стараемся добиться ровности звучания. В правой руке – смена позиций.

Работаем отдельно над каждой рукой, потом соединяем этюд 2 руками вместе.

Цель: добиться координации движений при игре в быстром темпе, облегчить руку, прибавить темп.

Я считаю, что обучающаяся справляется с поставленными задачами, насколько это возможно.

Вопросы обучающейся – анализ произведения: тональность, размер, смена меха, аппликатура, длительности.

Обучающаяся отвечает на поставленные вопросы (тональность - ля минор, размер - 6/8, смена меха - по 3 такта, длительности - восьмые, четвертные, малые триоли, аппликатура - в 5 такте сложность), и после анализа произведения проигрывает его.

Цель: выработать внимание, умение обращать внимание на аппликатуру, смену меха, фактуру произведения.

Работа над пьесами:

Цель: выразительное исполнение пьесы; внимание на голосоведение, координацию движений (правой и левой рук). Умение работать над сменой меха, контролировать процесс исполнения.

Задача: игра минорных аккордов, паузы в правой руке, переходы в левой руке с аккорда на аккорд (скачки).

Показ педагога, игра различными темпами, повтор обучающейся. Играем пьесу с наращиванием темпа и определяем удобный темп для ребёнка. Во время исполнения следим за свободой рук, чётким звукоизвлечением, сменой меха, координацией движений правой и левой рук. В правой руке – смена позиций.

Играем с обучающейся попеременно разные партии: она - правую руку, педагог – левую, и, наоборот.

Цель: координация движений рук и меха.

Задачи: показать характер пьесы; динамика, четырехдольный чёткий ритм, гаммообразное движение в правой руке, смена позиций, проследить за ровностью малых триолей в правой руке, удобной аппликатурой.

Итог занятия. Самоанализ занятия.

Педагог: На нашем занятии была показана работа над техническим материалом на начальном этапе обучения в классе осетинской гармоники.

Обучающаяся второго класса активно работала на уроке, показала умение владения мехом, чтение нот с листа, исполнение гаммы различными штрихами. Я считаю, что она справилась с поставленной задачей, проявив себя, как творческая личность. Активно и с интересом работала на занятии. Это позволяет сделать вывод, что работа над техникой была для нее осмысленна и интересна.

  1. Домашнее задание записываю в рабочую тетрадь:

1)Проигрывать гамму различными темпами, от самого медленного до самого быстрого.

2)Работать мехом при игре различными штрихами, на примере этюдов.

3)Заучить наизусть пьесы с правильной аппликатурой и мехом.

Прощаемся до следующего занятия.

Информационные источники:

  1. Бородин М. «Этюды и упражнения для аккордеона»

  1. Газданов Б. Г. «Школа игры на осетинской гармонике: 1-2 классы музыкальных школ» – Владикавказ: Ир, 2003

  1. Измайлова Т. «Азбука аккордеониста»

  1. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»

infourok.ru

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ОСЕТИНСКОЙ ГАРМОНИКЕ

Занятие является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие педагога с обучающим, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта. Этим целям подчинены задачи и методики преподавания, о которых пойдет речь в данной работе.

Целью нашей работы является - познакомить начинающего педагога с разновидностями уроков и методиками их проведения; напомним об индивидуальных тонкостях , как постановка игрового аппарата, начальные навыки освоения инструмента, посадка и т.п.

Цель занятий. Занятие представляет собой ограниченную во времени ,это академический час в дополнительном образовании организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Занятие состоит из анализа, редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания, что необходимо сделать самостоятельно до следующего занятия (домашнее задание).

Есть один очень важный отличительный момент – это то, что обучающегося надо именно научить играть на инструменте, пусть даже очень простые вещи, но правильно и грамотно. Ведь каждое движение, изучаемое на занятиях – это «кирпичик» огромных знаний, умений, привычек, которыми обучающиеся будут в дальнейшем пользоваться ежедневно, изучая новые произведения. И поэтому здесь, в зависимости от индивидуальных способностей каждого обучающегося, процесс обучения не может быть строго распланированным.

Что же такое цель, и какие цели занятий ставит педагог ? Общепринято, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности обучающегося. Поэтому цели занятий ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не могут сводиться только к передаче обучающем готовых выводов.

Каждое занятие имеет свою цель, это научить ребенка самостоятельной работе, играть правильно, передавать характер произведения и его исполнение

Виды занятий .   Применяются следующие : теоретические , практические , самостоятельные , беседа, экскурсия, концерт, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог на занятиях, тем дольше будет поддерживаться интерес обучающегося к инструменту.

Типы занятий. Любое занятие должно быть посвящено выполнению какой-либо задачи. От постановки этих задач, занятие можно разделить на следующие типы:

разучивание нового произведения, исправление ошибок, закрепление пройденного.

Структура занятий. Структура занятий(организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Планирование занятие педагогом – делает занятие целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время. Для этого необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены, и чего он желает достигнуть с обучающемся не только на этой занятий, но и представлять конечный результат всей работы.

План занятий может меняться по ходу. Это может быть связано с неготовностью обучающегося заниматься (нерабочее состояние), с неподготовленностью , с плохим пониманием учебного материала требуемого от него, со сложностью овладения некоторыми приемами исполнения и др.

Структура занятий: проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы), продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов), освоение нового материала (если в этом есть необходимость), подведение итогов работы (оценка готовности и его активности на занятиях), запись домашнего задания.

Методы преподавания

Методика проведения занятий. Методика проведения занятий целиком и полностью должна быть направлена на выполнение целей и задач занятий и основных задач по воспитанию обучающегося, а значит, он неразрывно связан с видами, типами и структурой занятий. В зависимости от того или иного вида и типа и их комбинаций (сочетаний) будут зависеть и методы преподавания.

Для более успешного проведения учебной работы необходимы наиболее эффективные способы передачи знаний. На разных этапах обучения они могут быть разными и чередоваться друг с другом. Это: метод прослушивания обучающегося и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей .

При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

Однообразие и монотонность образовательного процесса губительно на любом этапе обучения, особенно на начальном. Если из одного занятия до другого ,звучат одни и те же такты и фразы произведения, а к ним предъявляются одни и те же требования, рекомендации, слова и интонации, с которыми они были сказаны, восприятие обучающегося того, что говорит педагог, резко снижается. Не следует жёстко планировать и проводить занятие. Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть готов к импровизации своих действий в зависимости от реакции, действий и внимания своего обучающегося.

Любая работа, которую обучающейся может выполнить самостоятельно, должна делаться им самим..

Важно, чтобы обучающейся не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна - ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, а значит, активно участвует в проведении занятий.

Методика проведения первых занятий. «… Ребенок допускается к инструменту. Сразу появляется масса новых незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям».

Первые занятии некоторые педагоги рекомендуют проводить в форме группового занятия, поскольку в кругу своих сверстников, пусть даже и не знакомых, быстрее раскрепощаются. Познакомившись , можно плавно перейти к музыкальным темам: рассказать в общих словах о музыке, об истории исполнительства вообще, и на данном инструменте, в частности, познакомить их со звучанием инструмента и его особенностями; неплохо было бы рассказать какую-нибудь легенду, связанную с историей вашего инструмента. На самых первых занятиях главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, переходить от простейших приемов игры к сложным . Необходимо также разнообразие на уроке: слушание, теория, ритм, посадка, ритм, чередование работы за инструментом и без него, стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа,

Внеучебная деятельность. Регулярное совместное общение возможно как в объединении, так и за ее пределами. Формы такого общения могут быть самыми разнообразными: прослушивание записей, посещение концертов, музеев, театров, поочерёдное проигрывание программы всеми учениками с последующим обсуждением каждого выступления, концерты, выезд на природу и др. Все эти мероприятия создают благоприятную творческую среду, которая способствует ориентацию обучающегося на подлинные духовные ценности, стимулирует их занятия музыкой.

Формы контроля. Каждый вид деятельности должен иметь перед собой какую-либо цель. Если перед обучающимся не ставятся цели, то теряются заинтересованность и занятия становятся бессмысленными. Для этого надо проводить академические концерты по полугодием

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся -Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого в отдельности.

Не следует часто подчеркивать его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя неплохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока.

Таким образом, чтобы занятия не были пустой тратой времени, но приносили пользу, педагог должен быть готовым к занятиям и, используя все видовое многообразие занятий и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога гораздо больше возможностей, чем у других и это надо использовать, чтобы противостоять «насилию массовой культуры».

infourok.ru

Проектная работа на тему "Появление и развитие современной осетинской гармошки в Северной Осетии"

Содержание:

1. Тема исследовательской работы.

2.  Введение.  Актуальность проблемы.

3. Цель.

4. Задачи. 

5. Гипотеза исследования.

6. Дата и место проведения моего исследования.

7. Методика работы.

8. Мои результаты исследования.

9. Выводы.

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения.

1. Введение

Поводом для начала моей исследовательской работы стала любовь к национальной музыке, к которой меня приобщали с самого раннего детства. Еще с младенческого возраста, мой дед, Бесолов Вячеслав, который не пропускал ни единой телевизионной передачи Северо –Осетинского телевидения, сажал меня на колени и мы вместе смотрели телевизор. Больше всего меня привлекали музыкальные передачи, потому как в остальном я мало что понимала. Так я приобщалась к национальной музыке. Помню, как я не могла оторвать глаз от бегающих по клавишам пальцев гармонистов. Кстати, они манят меня и сейчас. Я влюбилась в этот инструмент, который все называют «ирон фандыр». Лет в семь, по моим нескончаемым просьбам, меня отвели обучаться игре на осетинской гармошке. Для обучения требовался собственный инструмент, а на тот момент, как я позже поняла, не было возможности его приобрести., потому как он стоит недешево. Сейчас я профессионально занимаюсь танцами народов Кавказа в детском хореографическом ансамбле «Дети гор». И как сказано выше, во время передышек, я, не отрывая взгляда, наблюдаю за игрой на этом удивительном инструменте. И я безмерно рада. что осетинский танец и осетинская гармонь неразрывно связаны.

Никто точно не знает, где именно была изобретена ручная гармоника. Одни говорят, что ее придумали в Германии в начале XIX века, другие уверяют, что еще раньше гармонь изобрел живший в Петербурге чешский органист, придумавший новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха. 

Люди давно думали о создании инструмента, в котором бы звук рождался от колебания воздуха. И лишь когда догадались, что «выдувать музыку» можно не только с помощью труб, настало время рождения гармоники. В большинстве справочников первым изобретателем называют немецкого мастера Христиана Фридриха Буштана. Сначала он сделал игрушечную губную гармошку с названием «губной золы» (по имени мифического бога ветров золы), а через год придумал по тому же принципу и маленький ручной инструмент. Потом эта игрушка попала к венским мастерам. Они увеличили мех, прибавили еще несколько звуков. После всех этих перемен гармонь оказалась в Туле и, только благодаря стараниям здешних мастеров, в инструменте появился минорный лад. Народный умелец Николай Белобородов сумел ввести в строй гармони все известные звучания. Так родилась хроматическая гармонь.

Так или иначе, русские считают гармонь своим национальным музыкальным инструментом, а другие народы – своим. В Осетии гармонику называют фандыр. Свадьбы, любые другие торжества начинаются и заканчиваются в Осетии под звуки фандыра.
Но откуда же появился у осетин фандыр?

Актуальность проблемы состоит в том, что никто из моего окружения (и не только моего ) не знает, каким образом внедрился в осетинскую культуру этот незаурядный музыкальный инструмент, способный играть на языке практически любого народа.

3. Цели

Цели моей исследовательской работы заключаются в следующем:

--изучить более детально историю появления фандыра у осетин.

--выявить для себя разновидности народных инструментов под общим названием «фандыр» и определить их отличительные характеристики: издаваемые звуки, внешний облик инструментов, их происхождение, как по преданиям, так и в реальности.,

--найти то связующее звено, которое помогло войти в число традиционных инструментов хъандзал-фандыр.;

--установить связь между осетинским хъандзал фандыром и гармоникой других народов.

4. Задачи

Для достижения целей мною были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать и изучить литературу, Интернет-источники по теме исследования;

  2. Узнать, существует ли взаимосвязь между инструментами разных регионов России;

  3. Найти иллюстративный материал по теме исследования;

  4. Классифицировать и систематизировать собранный материал;

  5. Провести опрос среди учащихся и взрослых, который поможет выяснить, насколько высоки познания и детского, и взрослого населения в истории и развитии музыкальных инструментов в Осетии;

  6. Проанализировать результаты исследования;

  7. Оформить результаты исследования в виде диаграмм;

5. Гипотеза исследования

Я сначала предполагала, что, возможно, наши талантливые предки, перемещаясь по всему миру, стали обладателями одного из видов гармоники и неплохо освоили игру на нем. Но взвесив «за» и «против», пришла к выводу, что гармошка появилась у осетин гораздо позже. А в таком случае, это могло произойти совершенно случайно. Вполне возможно, что какой-нибудь осетин, будучи от природы наделен хорошим слухом и тягой к музыке, оказавшись вдали от родины, освоил данный инструмент. А так как, гармоника-инструмент универсальный, и на нем можно передать практически любую мелодию любого народа, то это и поспособствовало тому, что гармоника прижилась в Осетии.

6. Дата и место проведения моего

исследования

Проект подготовлен для представления на Вторых Научно-Исследовательских ученических чтениях имени Аксо Колиева «РУХСТАУӔГ», которое состоится на базе МБОУ СОШ №46 имеи И.М.Дзусова, 20 апреля 2016года.

7. Методика работы

1.Начало моим исследованиям положил мой дедушка, Бесолов Вячеслав. Я могла, конечно, прочитать сказание о том, как в жертву, во имя рождения первого музыкального инструмента наших легендарных предков , были принесены дети несчастного Сырдона. Но мне было очень интересно услышать сказание именно от деда, а также выяснить его познания по теме моего исследования.

2.Далее, я провела тщательный анализ литературы и Интернет-источников по теме моей работы;

3.К анкетированию я привлекла три группы людей:

а) учащихся 6 «е» класса, в котором я учусь;

б) взрослое население, где я проживаю;

в) старшеклассников моей школы.

4.Мною была произведена статистическая обработка полученных данных;

5.Проанализировав, сравнив и обобщив полученные результаты, я сделала выводы о необходимости проведения дальнейшей исследовательской работы..

8. Мои результаты исследования.

Людмила Скрипченко

Ты сыграй для меня на фандыре
В эту ночь, когда светит Луна.
Ничего нет прекраснее в мире,
Чем фандыра живая струна!

Пусть легенды свои и рассказы,
Мне поведает славный фандыр,
Пусть о подвигах нарта Бартрадза
Знает весь зачарованный мир.

Я услышу как звонкие струи
Бурный Терек сквозь скалы несет,
Как скакун в посеребренной сбруе
Устремляет свой бег на восход.

Я увижу ущелья и горы,
И долины, где розы цветут,
Где орлы покоряют просторы
И уносят на крыльях мечту...

Я увижу - танцует с горянкой
Горец, гордо,во все времена,
Отчего, скажи, я, россиянка,
Отчего я в твой край влюблена?...

          Написано под впечатлением стихов осетинского классика Коста Хетагурова.

Устремленные в синеву высокого неба снежные вершины, сказочной красоты горные ущелья и прилепившиеся к скалам крошечные селения… Стройные девушки в национальных костюмах и мужественные, гордые юноши в черкесках… Эти картинки проносятся перед глазами, когда звучит осетинская гармонь, подобно теплому весеннему дождю, капля за каплей, проникая в сердце и оживляя его самые сокровенные струны, пробуждая в душе светлые и окрыляющие чувства.
В быту гармоника была инструментом, на котором в первую очередь, исполнялись танцевальные наигрыши. Со временем она почти вытеснила из обихода все другие осетинские инструменты. Играли на ней исключительно женщины - исполняли танцевальные наигрыши и шуточные лирические песни. 

Давно ушли в прошлое времена, когда на гармошке играли только женщины. Сегодня в Северной Осетии с восторгом произносят имена известных в республике артистов Булата Газданова, Сослана Дзуцева и Аслана Шавалова. Концерты с участием этих гармонистов собирают сотни любителей осетинского фандыра.

Гармо́нь (гармо́шка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

В этимологическом словаре осетинского ученого-языковеда Василия Абаева сказано: «Фандыр» - в переводе с греческого означает трехструнный музыкальный инструмент. В латинском это же слово звучит - пандура, а по-итальянски - пандора. На всех языках оно означает - созвучие».

 

В осетинском языке фандыр – это общее название разных музыкальных инструментов, в том числе щипковых и смычковых. Осетинская гармоника, дальняя родственница русского аккордеона – это тот же «фандыр» («ирон хъандзал-фандыр»). 


В далеком прошлом осетинам, как считается, были известны только три музыкальных инструмента: пастушеская свирель (уадындз), двенадцатиструнная арфа (дыууадастанон фандыр) и струнный смычковый инструмент (хъисын фандыр). Причем, первые два инструмента упоминаются еще в нартском эпосе, что говорит об их древнем происхождении. 


История создания фандыра – одна из самых ярких и запоминающихся страниц осетинского нартского эпоса. Пронзительно и незабываемо описывается происхождение двенадцатиструнной арфы (дыууадастанон фандыр) в нартских сказаниях, в песне «Гибель семьи Сырдона». 
Сырдон – ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же – злокозненный чародей, способный перевоплотиться в женщину, старика или предмет. В эпосе его неоднократно называют «погибелью нартов». Он – сын Гатага, водного божества, и красавицы Дзерассы. Жил Сырдон под землей, вход в его жилище напоминал запутанный лабиринт, и никто не мог найти его дом. Только когда Сырдон украл у Хамыца корову, тот разузнал, где находится дом Сырдона, и убил его семерых сыновей. Скорбя по ним, Сырдон из кисти старшего, на которую натянул жилы других своих сыновей, изготовил арфу (фандыр). 


Ф. Алборов отмечает: «Дыууадастанон фандыр и в осетинской действительности благодаря своему широкому распространению не только в музыкальном, но и в поэтическом творчестве, вошел в сферу мифов и легенд в качестве носителя одного из главных эмоциональных начал – скорби».
Сегодня, когда этот инструмент почти полностью вышел из обихода, уже трудно установить, какие формы музыкального творчества народа (кроме нартских сказаний) он еще обслуживал. Немногие, дошедшие до нас сведения, об этом свидетельствуют преимущественно о произведениях размеренно-повествовательного характера. 
Инструмент имел «хождение» в народной практике вплоть до 40–50-х годов XX века. А игра на другом музыкальном инструменте – свирели (уадындз) – описана в Нартиаде как любимое развлечение не только знаменитого нартского Орфея – Ацамаза, который пробуждает своим чудесным пением окружающую природу, но и других выдающихся героев эпоса – Сослана и Батраза. 


Звучание у этого древнего инструмента – заслушаешься. Казалось бы, чего проще: две струны и деревянный корпус, а звучит – почти как человеческий голос. Не в любых руках петь будет – только в ласковых и профессиональных. Когда-то под тоскующий и надрывный голос фандыра, старцы-сказители могли поведать о сражениях и подвигах аланских воинов. Но старцев тех уж нет, а струн фандыра теперь редко коснется смычок мудреца. Народная память сохранила имена замечательных осетинских сказителей нартского эпоса: Батчери Каргиева, Эльмурзы Цагараева, Габадза Шавлохова, Кола Плиева, Акима Джигкаева, Пируза Келехсаева, Бимбола Сланова, Гахи Сланова, Ники Ханикаева… Знаменитый сказитель конца XIX века Курм-Бибо был слеп, играл на самодельной трехструнной скрипке (хъисын фандыр). 


Сам факт существования у осетин духовых, струнных и ударных инструментов, их архаичность, с одной стороны (дыууадастанон фандыр вообще является древнейшим представителем инструментальной культуры), и техническое совершенство, с другой – подтверждают древность осетинского народного музыкального инструментария.
Хъисын фандыр имеет круглый, чашеобразный корпус. Верхней декой ему служит натянутая козья кожа. Струны изготовлялись из конского волоса. Корпус вырезался из средней части ствола дерева твердых пород (орех, клен, груша). К заготовке и сушке древесины подходили очень тщательно. Интересно, что для народных мастеров значение имело даже то, в каком месте срублено дерево – на северном склоне или на залитом солнцем- южном. По их мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной зоны», по своим звуковым качествам отличался отдругих инструментов.
Классической модели хъисын фандыра никогда не было. Секретов много. Так, в старину, например, резонаторы делали не только из ели и клена, но и из кожи животных, а конский волос обычно скользил по струнам из сухожилий козленка. Даже играли и напевали сказания тоже каждый по-своему.
Сейчас в Осетии осталось очень мало людей, играющих на хъисын фандыре. Человек, владеющий этим инструментом, был издавна особо почитаем народом. Обучиться игре на нем еще два века назад считалось великим даром…

Истоки музыкальной культуры осетин уходят в глубь веков и связаны с появлением у них первых музыкальных инструментов. С течением времени форма их изменялась, совершенствовалась, но так или иначе все они дошли до наших дней. К числу традиционных музыкальных инструментов осетин, получивших в народе широкое распространение, относятся следующие: 

хъисын-фӕндыр - сольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины. В наши дни он иногда заменяется скрипкой; 

дала-фаендыр - струнный щипковый инструмент, по форме схожий с хьисын-фаендыром. На нем тоже играют сидя, держа его как балалайку или домру. Звук извлекается бряцанием и щелканьем по струнам указательным, средним и безымянным пальцами; 

дыууадӕстӕнон фӕндыр - один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его на коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент; в прошлом на нем играли только мужчины, он считался инструментом героев; 

уадындз - духовой дульцевый инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминаемый в «Сказаниях о Нартах». На нем играл один из нартовских героев, Ацамаз, осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели; 

стили - духовой тростьевой инструмент, род спаренного примитивного кларнета; 

фидиог - духовой мундштучный инструмент, представляющий собой рог быка, барана или тура. Он служил для подачи сигналов на охоте; 

къӕрцгӕнӕг - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, род трещетки, кастаньет. Один из любимых ритмизующих инструментов осетин; 

Ирон-хъандзал-фӕндыр— диатоническая и хроматическая гармоники, с середины XIX века получившие в Осетии широкую популярность.

 Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Борис Александрович Галаев, чрезвычайно много сделавший для профессионального изучения осетинского музыкального фольклора, дает свое объяснение истории происхождения осетинской гармошки: «...Ирон-хъандзал-фӕндыр (осетинская гармонь) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известный под названием «азиатская гармонь». С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых инструментов в Осетии...

На ирон-хъандзал-фӕндыре в Осетии играли исключительно женщины. Девочек начинали учить на этом инструменте с ранних лет, и они уже с 7 - 8-летнего возраста импровизировали плясовые наигрыши, вариации на темы танцевальных мелодий. С конца XIX века установилось два обычая: жених должен наряду с другими свадебными подарками обязательно дарить невесте и гармонь (ирон-кандзал-фандыр), а когда женщина умирала, клали в ее могилу гармонь, на которой она играла. В прошлом ирон-кандзал-фандыр был только сольным инструментом; в послереволюционные годы он вошел в состав Ансамбля песни и пляски Осетии, где на нем преимущественно играют женщины». 

Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная , Русские –

ливенка, тульская , саратовская, вятская тальянка и,, наконец,, баян и аккордеон.

Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок,

количеством рядов кнопок (отсюда названия двухрядка, трехрядка).

Еще одна версия появления гармони на территории Осетии такова, что они позаимствовали ее у казаков, живших поблизости. Местные мастера создали своеобразные разновидности этого инструмента, реконструируя их применительно к особенностям осетинского музыкального творчества. В быту гармоника была инструментом, на котором в первую очередь, исполнялись танцевальные наигрыши. Со временем она почти вытеснила из обихода все другие осетинские инструменты.

Значительный вклад в развитие осетинской культуры внесли замечательные музыканты-сказители прошлого. В их славном ряду достойное место занимает слепой гармонист Кайсын Мерденов – один из тех ярких, талантливых самородков, о которых говорят: «Их творчество питает родная земля». Кайсын никогда не учился музыке, но его игра восхищала людей, трогала их души лирической проникновенностью. Он сочинял мелодии, которые и сегодня не оставляют равнодушными любителей национальной музыки. Свой удивительный дар Кайсын оставил потомкам, у него было немало учеников, которые продолжали нести частицу его сердца людям. И в память о нем в 1995 году был организован первый республиканский конкурс гармонистов, который стал традиционным и проводится раз в три года. С тех пор прошло шесть смотров, открывших немало новых талантливых имен исполнителей, которыми сегодня гордится Осетия.

Диатоническая гармонь, появившаяся очень давно, имеет простую клавиатуру, довольно ограниченные возможности. Это - «однорядка>. Хроматическая же, которая появилась много позже, богата по клавиатуре и технологии. Она обладает богатейшим звучанием звукоряда. Именно ей и посвятил Газданов всю свою жизнь, занявшись ее возрождением. Немало времени он отдал постижению ее особенностей -малораскрытых, неизвестных, неизведанных, усердно изучал технологию меха, постигал секреты гармонии, после чего искусство игры на гармони «перевел» на непременное пользование нотной грамотой. До этого все известнейшие гармонисты играли «на слух». Скажи несколько лет назад, что игра на осетинской гармошке предполагает ноты, насмешливость, ирония, недоумение в адрес сказавшего, были бы обеспечены. Введя в практику пользование нотами и написав для этого специальное учебное пособие, Газданов перевел тем самым процесс подготовки гармонистов на профессиональный уровень по типу европейского, по которому происходит обучение на всех других общеизвестных традиционных инструментах. Сегодня в 1 - 2 классах детской музыкальной школы осетинскую гармошку осваивают по учебному пособию Булата Газданова.

Фӕндыр, несомненно, самый «национальный» инструмент осетин. Недаром творение великого осетинского сына Коста Левановича Хетагурова носит название «Ирон фандыр».

9. Выводы

При всей схожести музыкальной культуры народов мира, каждый из них имеет свой несомненный традиционный набор музыкальных инструментов. Так и у осетин. Какими предстают в понимании современного осетина традиционные на-родные инструменты? Это, прежде всего, гармоника и барабан(гуымсӕг). Большинство наших соотечественников именно так и представляют себе инструменты наших предков. Однако отметим, что ни гармонь, ни барабан не являются традиционными осетинскими инструментами, и вошли в нашу музыкальную культуру народа относительно недавно.
В Осетии, и конкретно в ее южной части, гармонь становится популярным музыкальным инструментом только в 20-30 годах прошлого века, а барабан- и того позже. «Хъисын фандыр» и бубен-дайра, да еще дощечки были основными музыкальными инструментами до середины прошлого века., которые выбивали музыкальный ритм на бубне.

Впрочем, каждая эпоха определяла свой набор музыкальных инструментов. Одни выходили из употребления, а новые инструменты по прошествии времени становились частью музыкальной традиции народа. В эпических сказаниях о нартах мы встречаем большой набор музыкальных инструментов. При этом одни имеют статусный характер, другие ограничиваются узкой сферой профессионального применения.
Существует профессиональная градация народных музыкальных инструментов. Это так называемые струнно-щипковые: дыууадæстæнон фæндыр и дала-фандыр; струнно-смычковые: хъисын фæндыр и хъырнæг фæндыр; духовые: уадындз, хъазын уадындз, лалым уадындз, удавдз, фидиуаг; ударные: къарцганан, гуымсаг, дала (дайра) и представитель так называемой группы пневматических инструментов – ирон хъандзал фæндыр. Последнее есть ничто иное, как обычная гармонь. В более поздний период в Осетии встречаются балалайка и скрипка, которые настраиваются на определенный лад.
В «Сказаниях о нартах» мы можем познакомиться с наиболее древними из этих инструментов, которые и составляют основу осетинской музыкальной традиции. Изучая сказания о нартах, мы видим, что песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древне-осетинского быта. Герои эпоса предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают порой даже о военной опасности. В среде народа всегда гордились теми, кто под свой аккомпанемент мог исполнить шуточные песни, но более всего героические песни или сказания из эпоса. Поэтому музыкальные инструменты занимают важное место в музыкальной культуре осетин. Обычно певец и аккомпаниатор (в одном лице) восхвалял в своих песнях героев, воинов, борцов. Эти музыкально-поэтические композиции служили средством не только сохранения исторической памяти, но и устанавливали нравственные и воспитательные критерии. На похождениях и поведении героев этих песен, молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любовь к личной свободе, осознанию своего человеческого достоинства, неприятие всякой несправедливости и угнетения, беззаветного мужества.
В «Сказаниях о нартах» доминирует «дыууадӕстӕнон фандыр» – двенадцатиструнная лира. Этот музыкальный инструмент был настолько почитаем, что история его возникновения – отдельная глава в народном эпосе. Такой инструмент не мог появиться благодаря искусному мастеру, он должен был возникнуть необычным образом, на трагичной волне. Поэтому в эпосе «дыууадастанон фандыр» конструируется из частей тела погибших сыновей нарта Сырдона. Сырдон передает этот удивительный инструмент нартам. «Взяли нарты из рук Сырдона фандыр и сказали они друг другу: если даже всем нам суждена погибель, то навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас».
Отметим, что недавно была предпринята даже попытка реконструировать из частей человеческого скелета «дыууадӕстӕнон фандыр» пластическим хирургом Кудзаевым. Мне показалось это не совсем этичным посылом. Наверное, не совсем правильно переносить мифические явления в реальную жизнь. Ведь должно быть понятно, что эпическое сказание не является практическим наставлением, а только в метафорической экспрессии отражает статус музыкального инструмента в быту народа.


Дала-фандыр хотя и не имеет такую богатую эпическую историю, тем не менее, был широко распространен в музыкальной культуре осетин. Однако и этот инструмент к XIX веку постепенно выходит из обихода. Только благодаря тому, что его начали использовать в ансамбле «Симд» с 30-х годов прошлого века, дала-фандыр снова возвращается на музыкальный подиум.
Хъисын фандыр – также один из самых распространенных в прошлом музыкальных инструментов у осетин. Этот инструмент имел и прикладное назначение. Во время ночных бдений около гроба покойного обычно находился музыкант с фандыром, который наигрывал определенную мелодию. Как говорили старики, этим успокаивается душа покойного, которая мечется в страхе перед дорогой в потусторонний мир. С помощью хъисын фандыра предсказывали также и погоду. Говорят, что перед ненастьем его звучание приобретало определенную тональность.
Отметим еще одну сферу применения «хъисын фандыр». В горах Осетии зимой под лавинами и снежными обвалами оказывались погребенными люди. Так вот, при поиске погребенных под снегом, использовали этот инструмент. Музыкант продвигался над завалом, тихо играл на фандыре и прислушивался. На том месте, где находился человек, тональность звучания заметно менялась. И тогда за дело брались люди с лопатами. И зачастую удавалось спасать погребенных заживо.


Еще один музыкальный инструмент, встречающийся в «Сказаниях о нартах», – свирель «уадындз». В духовом инструментарии осетинского народа этот инструмент до недавнего времени имел широкое распространение в основном в пастушьем быту. Имя нартского героя Ацамаза ассоциируется со свирелью-уадындз . Отметим практическую особенность пастушеской свирели. Понятно, что свирель была не для простого музыкального развлечения при выпасе скотины. Давно было подмечено, что музыкальные наигрыши пастухов непосредственно воздействовали на коров и овец. Мелодия свирели была призывом к тому, чтобы скотина паслась. Понятно, что барашков и овечек заставляет пастись не музыкальное сопровождение, а чувство голода. Тем не менее, у осетин, да и у многих кавказских народов считалось, что именно мелодичные напевы пастушеской дудки помогают пастуху лучше выпасти свой скот. Существовала даже поговорка: «Хороший пастух руководит своим стадом не окриками и палкой, а игрой на своем уадындзе».

Другой музыкальный инструмент из мира нартов – удавдз. Это вид флейты, но интересно другое. Если свирель-уадындз мастерили из дерева, то этот инструмент сделан из металла. По сказаниям: «В честь наречения близнецов именами, небесный кузнец Курдалагон подарил их отцу Уархагу удавдз, сделанный из булатной стали. Поставили нарты удавдз на стол, и он стал им петь чудесные песни голосом».


Кроме хъисын-фæндыра в семейство смычковых инструментов осетин входит еще один инструмент - хъырнæг-фæндыр, представляющий собой некоторые конструктивные черты хъисын-фæндыра, лишь измененные в масштабах. По сути дела, это тот же хъисын-фæндыр, но по сравнению с последним хъырнæг-фæндыр имеет некоторые конструктивные и функциональные отличия. Интересна семантика названия этого инструмента – букв. «подпевающий». Возможно, это было связано с тем, что хъырнаг фандыр часто использовался во время исполнения танца «Симд», когда музыкальное сопровождение состояло из музыкального ансамбля:хъисын-фæн-дыр, хъырнæг-фæндыр, дала-фæндыр, уадындз, къæрцгæнæг. В этой группе хъырнаг фандыр усиливал общее звучание оркестра. Отметим, что этот инструмент более всего был распространен в Южной Осетии.

Интересен духовой инструмент фидиуаг. Это название идентично понятию «глашатай», и, очевидно, отражает его главную функцию – информационную. Ранее он использовался в охотничьем быту в качестве сигнального инструмента. Несомненно, что он мог быть и частью военного снаряжения.

«Фидиуаг» представляет собой рог быка, тура или барана с 3-4-мя игровыми отверстиями, при помощи которых извлекается от 4-х до 6-ти звуков разной высоты. Здесь надо вспомнить еще об одном инструменте, который имел военно-практическое назначение. Реконструкцию такого инструмента мы можем видеть на картине М.Туганова. Подобные переговорные устройства «хъаргананта» устанавливались наверху сторожевых башен, расположенных на противоположных вершинах гор, разделенных глубокими ущельями. Причем, устанавливались они неподвижно в строго одном направлении. Посредством таких устройств можно было переговариваться с жителями соседних аулов. Это бывало особенно важным тогда, когда противник мог окружить то или иное селение, и не давал возможность горцам для прямого общения.
Интересен и духовой инструмент «лалым уадындз» – волынка. Встречается только у осетин Кударского ущелья. Здесь непроизвольно напрашиваются параллели с шотландцами, где волынка является национальным символом.В формировании шотландского этноса большую роль сыграли аланы, в средние века переселившиеся туда из Франции. Возможно, что аланы имели в своей музыкальной культуре этот инструмент, который они привезли с собой на территорию современной Шотландии. Но, так же как и многие инструменты, он позже вышел из быта на остальной территории расселения народа.
Трещотки («къарцганан»), барабан («гуымсаг), как и гармонь («хъандзал фæндыр») вошли в традиционный быт многим позже. Тем не менее, именно они вытеснили другие традиционные инструменты. И уже сами стали частью народной традиции музыкальной культуры осетин.
Была и особенность в персоналиях исполнителей. Так, в основном на музыкальных инструментах играли мужчины, но, например, бубен и трещотки были исключительно женским инструментарием, как и гармонь. Только недавно на гармони стали играть и мужчины.
Впрочем, сегодня проблема не в гендерном балансе. Тут бы добиться того, чтобы народные инструменты звучали вообще. В век музыкальных плееров, радиостанций, народный инструмент становится анахронизмом. Сегодня хъисын-фандыр стал не менее экзотичным, чем шаманский бубен. Национальные инструменты сегодня встречаются только на сцене и лишь изредка в сельской местности. Да и здесь уже гармонь и барабан-гуымсаг воспринимаются как истинно осетинские музыкальные инструменты.
Есть серьезная проблема в исполнителях. Если в Северной Осетии еще сохранились традиции игры на осетинской гармонике, то в Южной Осетии гармонистов можно пересчитать по пальцам. Хотя исполнитель исполнителю рознь. Наверное, не все знают, что сегодня на сцене во время концертов на гармони порой играют… под фонограмму!
Другая проблема - в наличии инструментов. Хорошо что появились народные умельцы, которые стали воссоздавать традиции изготовления народных инструментов. В Южную Осетию несколько раз приезжал ансамбль «Къона», где молодые ребята играют аутентичную народную осетинскую музыку на подобных же инструментах. А сами инструменты воссозданы мастером Сосланом Моураовым… Только все это единичные случаи, которые без должной поддержки обречены на полное забвение. А этого будущие поколения нам не простят. Впрочем, если мы потеряем нашу национальную идентичность, в том числе и в инструментальном понятии, это будет уже не наше поколение.

11. Использованная литература

  • Галаев БА. Осетинские народные песни. — М.: Музыка1964250 С.

  • Туганов М. С. Осетинские народные танцы. — Цхинвали, 1957

  • Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. — Орджоникидзе: Ир, 1987. 160 С.

  • Цхурбаева К. Г. Осетинские народные танцы и танцевальная музыка//Из истории русской и советской музыки.Вып. 3. — М., 1978

  • Алборов Ф. Ш. Музыкальная культура Осетии. — Владикавказ: Ир, 2005

  • Долидзе В. И. Осетинская народная музыка//Известия Северо-Осетинского НИИ, т. XXII, вып. II. —Орджоникидзе, 1960. СС. 173—179

  • Под редакцией Тотиева А. О. Осетинский музыкальный фольклор. — М.—Л.: Музгиз, 1948

  • Мамулов П. В., Осетинская народная музыка, "Изв. Осетинского НИИ краеведения", 1925, вып. 1;

Осетинская народная песня, "Музыкальное образование", 1928, No 6;

  • Аракчиев Д. И. Народное музыкальное творчество Юго-Осетии, "На рубеже Востока", 1929, No 1;

  • Цхурбаева К. Г. Северо-Осетинская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. — М.,1957, с. 247-62; её же,

Интернет-ресурсы:

http://www.vestikavkaza.ru/articles/4756.html © - Вестник Кавказа

infourok.ru

Обучение игре на гармони 4 ноты

Здравствуйте, уважаемые начинающие (и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«. Думаю, настало время нам познакомиться с нотной грамотой… Не спешите морщиться: в этом уроке я попытаюсь простым человеческим языком объяснить вам самые основы нотной грамоты и научить читать нотную запись.

Профессионалам, случайно или намеренно заглянувшим сюда, советую не читать этот материал, чтобы сберечь свои нервы или, напротив, не умереть от смеха, ибо то, как я собираюсь учить начинающих, вероятно, будет противоречить всем канонам обучения нотной грамоте в музыкальных школах(училищах, вузах). Но и цель у меня другая. Я не собираюсь учить играть «с листа», то есть сразу играть произведение по нотам без предварительного разучивания(я и сам этого не умею). Мне хотелось бы, только, чтобы этот урок научил начинающих гармонистов понимать и расшифровывать нотную запись и разучивать мелодии по нотам(не важно за какое время).

 

Правильно ли-играть на гармони по нотам?

Не подумайте, что я-ярый фанат игры только по нотам и ничего другого не признаю. Вовсе нет. Я много играю на слух и часто использую ноты какой-либо понравившейся мелодии, как основу для добавления чего-то от себя. К тому же, далеко не все, кто одержим желанием научиться играть на гармони, обладают достаточно хорошим музыкальным слухом, чтобы самостоятельно подбирать мелодии.

Честно говоря, у меня были некоторые опасения по поводу выбора темы этого урока… Столько людей считают, что нотная грамота — это нечто безумно сложное и под силу только избранным, что переубедить их кажется невыполнимой задачей. Самое интересное, что многие говорят примерно одну фразу, вроде «я пытался разобраться, но ничего не понял»…

Другие же считают изучение нотной грамоты занятием, недостойным настоящего гармониста или просто не нужным ему. Например, Алексей Мехнецов на семинаре в Екатеринбурге высказался, что по его мнению на гармони не стоит играть по нотам(а может он имел ввиду, что не стоит играть по нотам традиционные наигрыши, которым и был посвящён семинар?).

Есть еще люди, которые утверждают, что записать нотами, например, народную игру невозможно…  По поводу последних скажу-бред! Что именно там невозможного? Нотная запись имеет все инструменты для полноценной передачи всех нюансов любой мелодии с помощью нотных знаков. Если нажата кнопка на гармони, то звучит музыкальный звук, а если звучит музыкальный звук-то его можно записать на бумаге, используя возможности, предоставляемые нотной грамотой.

Но  сейчас мы будем учиться не записывать музыку нотами, а читать уже записанную. В этом уроке я постараюсь на доступном языке и без лишних подробностей объяснить вам основные принципы, которые если и не позволят вам в совершенстве овладеть нотной грамотой, то, по крайней мере, научат вас учить мелодии для гармони полноценно, а не по каким-то там «циферкам», которые еще нужно, чтобы кто написал для вас и передающие, лишь, малую часть информации о музыкальном произведении.

Сразу скажу, что нашей задачей является не научиться по звучанию ноты определять её название, а, глядя на конкретную ноту, визуально представлять её местонахождение на клавиатуре. И, естественно, что без некоторой доли специфических знаний нам не обойтись. Начнем.

Запись нот на нотном стане, скрипичный и басовый ключи

Ноты записываются на нотном стане. Нотный стан — это набор из пяти горизонтальных линеек:

Ноты для гармони(как и для других язычковых инструментов) записываются на двух нотных станах: верхний — для правой руки, нижний — для левой.


Отличаются они специальным знаком — «ключом», стоящим в самом начале нотного стана для каждой руки. Ключ определяет положение конкретной ноты в конкретном месте нотного стана. Поясняю: ноты для правой руки пишутся в скрипичном ключе «соль», который, охватывая своим завитком вторую снизу линейку, показывает, что на данной линейке должна находиться нота «соль».

Ноты для левой руки пишутся в басовом ключе «фа», который показывает, что на четвёртой снизу линейке, заключённой между двумя точками, должна располагаться нота «фа».

Это так, к сведению. Эту информацию про ключи не обязательно глубоко осмысливать, так как все ноты для гармони пишутся именно с такими ключами.

Сами ноты могут располагаться как НА линейках, так и МЕЖДУ линейками:

Звукоряд гармони(в какой-то мере, условно) делится на октавы:

Каждая октава состоит из семи нот, которые должен знать каждый, кто учился хотя бы в школе(в простой, не музыкальной): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Запись нот в зависимости от длительности звучания

В зависимости от предполагаемой длительности звучания, одна и та же нота записывается по-разному(об этом чуть ниже). Под длительностью ноты подразумевается продолжительность её звучания. По продолжительности звучания ноты делятся на: целые,  половинные, четвертные, восьмые, тридцатьвторые и так далее. Наиболее часто употребляются половинные, четвертные и восьмые.

Все эти названия означают кратность времени звучания каждой ноты относительно целой. Каждая последующая из перечисленных длительностей будет ровно вдвое короче предыдущей. То есть, если принять целую ноту за 4 секунды, то половинная будет звучать 2с, четвертная-1с,  восьмая-1/2с и так далее.

На практике вам не нужно высчитывать, сколько времени должна звучать каждая нота. Вам достаточно лишь видеть, к примеру, что она звучит вдвое(вчетверо и так далее) короче или длиннее предыдущей, и следовать этому.

Записывается одна и та же нота по разному в зависимости от её длительности. На картинке изображены слева направо целая нота, половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая:

Из чего состоит нота

Рассмотрим подробнее, как устроена нота и из каких частей она состоит:

Как видите, нота имеет три части: головка, штиль и флажок. Главной из этих частей является головка. Именно по её положению на нотном стане и определяется, какой клавише она будет соответствовать.

Головка есть у всех нот, независимо от длительности. Штиль пишется у нот, начиная с половинной. Он может быть направлен как вверх, так и вниз(это определяется лишь вопросом удобства нотной записи в каждом конкретном месте произведения).

Хвостик при штиле называется флажком. По количеству этих самых флажков мы определяем длительность звучания нот, начиная с восьмых(один флажок-восьмая нота,два флажка-шестнадцатая,три флажка-тридцатьвторая). Обычно, несколько идущих друг за другом нот с флажками объединяются в группы. Вот так будет выглядеть запись из нескольких шестнадцатых нот:

Закономерности расположения нот на нотном стане и их соответствие клавишам гармони

Теперь самое главное. В расположении нот в нотной записи для гармони-хромки есть одна закономерность, которая облегчит вам нахождение нужной клавиши, соответствующей написанной ноте: запомните, ноты первого(от руки)ряда правой клавиатуры всегда лежат так, что пересекаются линейками, а ноты второго ряда лежат между линейками. Таким образом, звукоряд первого от руки ряда правой клавиатуры(клавиши с 3 по 13) будет записан нотами вот так:

а второго ряда(клавиши с 15 по 25)-вот так:

Самые низкие звуки пишутся внизу нотного стана(на клавиатуре они находятся вверху), а самые высокие-вверху(на клавиатуре они находятся внизу). Таким образом, чем выше звук, тем ниже он находится на правой клавиатуре.

Почему я не говорю про клавиши №№ 1, 2, 14? А потому, что клавиши 1, 2 и 14 — это, так называемые, полутона. Записываются они вот так (слева направо- кнопки 14, 1, 2):

Их расположение нужно просто запомнить. Записываются они со специальным знаком «решётка»(который читается, как «диез»), стоящим перед каждой нотой и наличие этого знака сразу же говорит нам, что данную ноту нужно искать среди трёх первых клавиш сверху.

Следующее, что вам нужно запомнить, это расположение ноты «До» каждой октавы(на стандартной гармони три полных октавы из 7-ми звуков и один звук «до» четвертой октавы — клавиша №25). Их я обозначил на следующей картинке(слева-направо: клавиши №№ 3, 18, 10, 25):

Обратите внимание, что ноты, соответствующие клавишам 3, 10 и 25 пишутся на так называемых добавочных линейках. Добавочные линейки применяются, когда в произведении присутствуют ноты, записываемые на них. То есть: есть нота — есть добавочная линейка, нет ноты — нет линейки.

Но, если у нас в каком то месте произведения есть, например, нота «до» четвертой октавы(25-ая клавиша), а между ней и верхней линейкой нотного стана никаких нот нет, то пустые добавочные линейки всё равно пишутся.

Теперь разберемся, для чего я вам рассказывал про запоминание местоположения нот, соответствующим клавишам 3, 18, 10 и 25. Смотрите, как мы будем применять эти знания. Допустим, мы видим в нотной записи вот такую ноту:

Во-первых, мы сразу видим, что эта нота находится в первом от руки ряду клавиатуры, так как лежит НА линейке(таким образом, область поиска мы сразу же снижаем вдвое!).

Во-вторых, вспоминаем, что на добавочной линейке под нотным станом у нас лежит нота «до», соответствующая клавише №3. Берём её за точку отсчёта и отсчитываем четыре клавиши вниз: три, четыре, пять, ШЕСТЬ. Таким образом получаем искомую клавишу №6.

Давайте рассмотрим для примера первую фразу песни «В лесу родилась ёлочка»:

Смотрим на первую ноту и видим, что она находится ровно на три линейки выше ноты «до» первой октавы, расположеной, как мы знаем, на добавочной линейке под нотным станом. Отсчитываем от неё три клавиши вниз, соответственно(за первую берём ту самую ноту «до»(клавишу №3)). Получаем клавишу №5, с которой и начинается песня. Далее смотрим следующую ноту. Видим, что она находится МЕЖДУ линейками нотного стана, значит она — во втором от руки ряду. Вспоминаем, что между третьей и четвёртой линейкой(снизу) находится нота, соответствующая клавише 18, а искомая нота — всего на одну линейку выше, значит, наша следующая клавиша — №19, которая идёт сразу после 18-ой. То есть, если на нотном стане две ноты, принадлежащие одному ряду клавиатуры находятся на соседних линейках, то и на клавиатуре это будут соседние клавиши(эта закономерность не относится к трём полутонам-диезам( 1, 2, 14),вынесенным вверх клавиатуры). Смотрим следующую ноту песни: это такая же нота, как и предыдущая. Значит, просто нужно нажать ещё раз клавишу 19. Следующую(четвёртую) ноту песни находим также, как и первую: отсчитываем от клавиши №3 количество линеек, на которое она отстоит от неё и выясняем, что это клавиша №7. Попробуйте разобрать фрагмент песни до конца самостоятельно.

Как видите, ничего особо сложного здесь нет. Не пугайтесь! Мучиться с подсчётом клавиш вам не придётся долго: через некоторое время, вы будете находить каждую клавишу практически на автомате, стоит только разобрать несколько простых песен.

Нотная запись звуков левой руки(басы и аккорды)

Про нотную запись для левой руки я не буду говорить особо много. Стоит только помнить, что, как сказано в начале статьи, ноты для левой руки пишутся в другом ключе(«фа») и, соответственно, нота «до» в них будет находится в другом месте, нежели в правой руке. Метод для правой руки здесь не подходит.

Здесь, наверное, самый верный способ — просто визуально запомнить соответствие каждой ноты и каждого аккорда конкретной клавише, ибо их не так много: семь звуков-басов(кнопки №№ 2 и 16-дублируются) и восемь аккордов(третий ряд, как вы, наверное, помните, дублирует басы, расположенные в первых двух).

Вот эта картинка вам поможет это сделать(в неё же можно заглядывать при разучивании мелодий):

Запись аккордов правой руки гармони

Немного об аккордах.  Аккорды записываются нотами, стоящими строго друг над другом. Собственно, это и определяет, что перед нами именно аккорд, а не перебор, потому что, согласно правилам нотной записи, мы должны сыграть все эти ноты одновременно.

Вот так выглядят аккорды в нотах(на примере — аккорд из трёх нот и тот же самый аккорд из четырёх нот):


Ноты, составляющие аккорд, находятся так же, как описано выше для правой руки, только исполняются одновременно. Со временем, увидев запись аккорда, вы будете интуитивно ставить пальцы на нужные кнопки, без всяких подсчётов.

Играя по нотам уже обеими руками, помните, что они(ноты) располагаются друг под другом не просто так, а совершенно закономерно: если в записи вы, например, видите, что в левой руке нота или аккорд записаны строго под нотой для правой руки, значит они должны играться одновременно. Если же они НЕ располагаются строго друг над другом, то и играются в разный момент времени.

Подведём итоги

Ну вот, наверное, для первой части достаточно.

Давайте выделим самое главное, что мы узнали из этого урока и что нужно усвоить в первую очередь:

  • нотная запись читается слева направо
  • ноты для правой руки, расположенные НА линейках нотного стана, играются в первом от руки ряду клавиш; ноты, расположенные, МЕЖДУ линейками, играются во второму ряду клавиш; но к клавишам №№ 1, 2, 14 это правило не применяется
  • соответствие ноты конкретной клавише клавиатуры определяется её положением на конкретной линейке нотного стана(для каждой ноты оно неизменно), а длительность звучания ноты определяется её внешним видом(чем короче звучит нота, тем больше у неё «флажков» при штиле)

Я думаю, этих знаний достаточно, чтобы начать изучать мелодии по нотам. Вот только начинать я посоветую с самых простых, а ещё лучше — с мелодий знакомых, чтобы вы сами могли понять свои ошибки, если что-то сделаете неправильно.

Ну а во второй части мы рассмотрим специальные знаки, знание и правильное использование которых играет важнейшую роль для правильного чтения нотной записи. Это будет часть, пожалуй, даже более важная, чем первая…

Удачи!

poigarmonika.ru


Смотрите также