Как научиться играть на гитаре фингерстайл


Fingerstyle что это? книги, обучение, основы стиля

Не так давно появившийся стиль Fingerstyle стал все больше набирать популярность среди гитаристов.

Fingerstyle техника раскрывает в большей мере потенциал гитары, а большая насыщенность различных приемов заставляет думать слушателя, что звучит не один инструмент, а сразу несколько. Этот стиль один из самых сложных в освоении, но если вы новичок — не отчаивайтесь, терпение и усердие дадут свои результаты .

Что такое fingerstyle?

Fingerstyle (фингерстайл) — это пальцевая техника исполнения, причем большой палец как правило ведет бас партию, остальные пальцы играют мелодию, так же попутно рука выстукивает ритм — это перкуссионные приемы.

Посмотрим пару роликов игры в стиле Fingerstyle

Скачать табулатуру

Из видео видно, что правая рука играет бас партию и мелодию

Бас партия

Бас партия играется большим пальцем на трех верхних струнах (самых толстых).

Мелодия

Мелодия играется указательным, средним, безымянным пальцами на трех нижних струнах (тонких).

С чего начать изучение?

К сожалению самоучителей на русском, совсем мало по данному направлению, но все же несколько есть. Anthology of Fingerstyle Guitar — книга в полной мере раскрывает основные базовые элементы техники фингерстайл. С самого нуля: от постановки рук до сложных приемов.

Второй самоучитель Фингерпикинг — стиль легендарных музыкантов. составлен по принципу от простого к сложному, с интересными примерами и изложением материала.

Так как направление сложное, то попутно изучению необходимо постоянно заниматься под метроном.

Ищите и изучайте уроки по данному направлению.

Так же в этой технике применяются приемы, позаимствованные из классической гитары, приемы фламенко (особенно перкуссионные), поэтому имеет смысл изучать самоучители по классической гитаре и фламенко.

Изучайте гриф гитары, расположение нот.

И самый эффективный способ добиться результата — это играть табулатуры различных произведений данного направления.

Похожие записи

finger-style.ru

Стиль фингерстайл на гитаре: преимущества и недостатки техники

Существует несколько видов стилей игры на гитаре. Бой, смена аккордов, баррэ, многие другие. Фингерстайл это относительно новое направление. Становится популярным, отличается техникой игры, имеет значительный арсенал приемов.

Фингерстайл – метод игры на гитаре

Фингерстайл на гитаре – техника игры пальцами, «фингер» значит «палец». Большой палец отвечает за звучание басов, другие наигрывают мелодию. В основном методика используется на акустическом инструменте. Одновременно ведется несколько партий – бас, соло, ритм. Другое название – фингерпикинг. Исполнение позволяет создать ощущение игры на нескольких гитарах через одну.

Характерно применение для разных музыкальных стилей. Например, кантри, блюграсс. В основном на струны воздействуют ногтями, иногда используют медиаторы, в форме когтей – фингерпики.

Главное отличие методики – раскрывается больший потенциал акустической гитары. Приемы дают одновременно мелодию аккомпанемента, основной линии. Извлечение звукового ряда производится разными способами – тэппинг, слэп, флажолет, пиццикато, другими. Перкуссионные движения фингерстайла извлекают множество звуков инструмента, называемые «мертвыми нотами» (удар по материалу корпуса, струнам, свистящие – проведение пальцами, рукой по струне).

Внимание! Каждый исполнитель выбирает, разрабатывает свои приемы – тогда фингерстайл-музыка получается неповторимой, не похожей на исполнение других гитаристов.

Например, известный Энди Макки выбрал перкуссию, тэппинг. Сергио Альматура, Джонни Гринвуд – смычок виолончели.

Одна сторона направления – фингерстайл дает выбор, полет фантазии, неограниченные средства выражения. Другая – большое количество приемов делает методику одной из наиболее сложных к изучению, повторению. Новичкам может показаться неповторимой.

Техника

 

Что такое фингерстайл на гитаре – это сочетание автономных «отчеканенных» движений. Невозможно обеспечить правильное звучание без отработки техники.

В набор необходимых навыков включены:

  • посадка;
  • освоение инструмента, положений рук;
  • отработка приемов.

Положение тела во время игры на гитаре необходимо отрабатывать. Многие начинающие гитаристы относятся к освоению посадки недостаточно серьезно. Результат – появляются боли в мышцах спины, рук, длительные занятии невозможны. Акустическая легче электрогитары, поэтому ремень обычно не требуется. При наличии ремня важно корректно подогнать длину. Нельзя допускать слишком низкого положения – руки быстро будут уставать, увеличится нагрузка на спину.

Играть в положении сидя удобнее – нет сильной нагрузки на позвоночник. Лучше оставить ноги не скрещенными, спина прямая (избегать опоры на инструмент). Гитару располагают на правом бедре, гриф смотрит на левую сторону. Для левшей – обратная позиция. Правильное расположение – задняя стенка гитары упирается в солнечное сплетение, гриф располагается максимально параллельно полу.

Внимание! Следует ответственно отнестись к отработке правильной посадки, осанки. Неправильное положение помешает полноценной игре.

Настрой звучания струн – необходимый этап. Проводят на слух или с использованием профессионального приспособления – тюнера. Ненастроенный инструмент звучит неприятно, сыграть выбранную композицию станет невозможно. Подобрать даже простую мелодию на «сбитом» инструменте будет непросто.

Положение рук следует отрабатывать до уровня бессознательных движений. Реал фингерстайл содержит ряд непреложных правил:

  1. Для правой руки. Бас – большой палец, струны E, A, D (низкие). Мелодия, ноты — безымянный, средний, указательный (мизинец не задействуется), струны G, B, E (верхние). Следует научиться работать пальцами автономно, независимо. В противном случае правильной техники звучания не добиться. Потребуется время, усилия, терпение.
  2. Для левой руки. Большой палец на середине грифа. Ладонь отстранена. На некоторых аккордах требуется зажатие большим пальцем шестой струны – исключение из правила. Остальные – перебирают по струнам, кончиками под 90° к поверхности.

 

Отрабатываются движения по отдельности, постепенно соединяя басы, мелодию. Виртуозность исполнения, высота мастерства достигается путем постоянной практики. Для обучения фингерстайлу струны годятся обычные.

Преимущества и недостатки фингерстайл

Техника фингерпикинг имеет школы, профессионалов, кумиров, поклонников. Часто новички, впервые взявшие гитару, стремятся начинать с техники перебора фингерстайл. Подобная методика обладает плюсами, минусами. К однозначным плюсам относят неповторимое звучание. Создается ощущение одновременного звучания нескольких (иногда разных) инструментов. Стиль дает полную свободу в самовыражении. Играть можно чем угодно.

С противоположного взгляда, добиться полноценного виртуозного звучания не так просто. Требуется отработка определенных приемов. Нельзя просто взять посторонний предмет (смычок, к примеру) и назваться фингерпикинг-гитаристом. Сложность постановки пальцев – басы и мелодия исполняются отдельными струнами, смешивать нельзя. Учиться автономному движению пальцами одной руки бывает непросто. Классические приемы (pinch, pluck, глушение) требуют сложной подготовки.

Гитарные стили

Разнообразие гитарных стилей поражает. Баррэ, свип, слайд, теппинг, легато – немногие из них. Мастера советуют начинать с классических стилей, переходить на более сложные, когда рука поставлена, имеются отработанные навыки.

При Баррэ фиксируется большая часть струн. Различают большое (только большим) и малое (все пальцы задействованы).

Теппинг – легкие удары по струнам, задействуют одну или обе руки.

Легато – извлечение звука левой кистью, вторая не участвует. Легато бывает нисходящее, восходящее, смешанное.

 

Слайд – особое приспособление для игры, отсюда и название. Одевается на палец, движения скользящие, не задевающие.

Свип – движения немного смещаются, комбинируясь с проигрываемым ладом. Звучание – быстрое, резкое, «размазанное». Часто используется виртуозными исполнителями.

Обучение мастерству игры на гитаре может занять продолжительное время. Упорство, старание, терпеливость, тщательный разбор техники – главные союзники. Следует внимательно смотреть за профессиональной игрой, слушать и разбирать песни самостоятельно. Наградой станет удовольствие от процесса, прекрасный звук.

proguitaru.ru

Рецепт создания фингерстайл-аранжировки (13 практических рекомендаций)

В этой статье я бы хотел сделать список из 13 практических рекомендаций, которые помогут вам в создании собственных фингерстайл-аранжировок.

Подчеркну, что здесь я буду писать именно о процессе создания аранжировки на какое-то произведение (в основном конечно речь идет о песнях).

Все, написанное ниже — это вещи, основанные на моем личном опыте.

Начнем с нескольких советов общего характера:

 

  1. Если у вас нет опыта в создании аранжировок — приготовьтесь, первое время будет тяжеловато!

Надо понимать, что создание аранжировки  — это отдельный навык, которые требует своего развития. Так же, как занятия по технике или гармонии. Поэтому не стоит ждать супер быстрых результатов, если вы должным образом никогда ранее не снимали чужие произведения и не занимались аранжировками.

  1. В начале пути  не смотрите чужие аранжировки и не ориентируйтесь на них!

Такой казалось бы странный совет. Но суть в том, что когда вам захочется сделать какую-либо гитарную аранжировку, то с большой долей вероятности, ее уже кто-то (таких “кто-то” может быть человек 100) сделал до вас на Youtube.

Поэтому, чтобы подойти к созданию аранжировки с чистым, неперегруженным сознанием, лучше откиньте все чужие аранжировки, чтобы не привязываться к чужим паттернам и идеям.

Также это позволит лучше развивать ваше собственное музыкальное чутье, слух и навык переноса того, что вы слышите на гитару.

  1. Перед началом работы над аранжировкой, несколько раз внимательно послушайте оригинальную композицию.

Причем желательно послушать ее в разных исполнениях.  У многих произведений есть разные версии ее исполнения: лайв, в акустике, исполненные разными вокалистами итд. Прослушивание этих композиций может дать вам более полный взгляд на произведение и стать основной для некоторых моментов аранжировки.

Не стоит думать, что этот совет противоречит предыдущему. В совете №2 речь шла уже о готовых гитарных аранжировках. А здесь мы говорим о разных вариантах исполнения произведения (например разными группами или вокалистами).

Допустим вы хотите сделать аранжировку на какой-нибудь джазовый стандарт. Например “Girl from Ipanema” —  сейчас доступны просто сотни вариантов его исполнения, каждый из которых может дать что-то свое для вашей будущей аранжировки.

Прослушайте эти разные исполнения, пропитайтесь ими, прежде чем начать делать свое.

  1. Сначала сделайте скелет произведения, потом уже добавляйте “фишки” и “нюансы”.

Не надо буксовать на каких-то нюансах, пока непонятна основа аранжировки. Лучше начните с базовых вещей типа: как вы видите куплет, а как припев, будет ли перкуссия в вашей аранжировке, если да, то какого типа итд.

  1. Если мало опыта — начните с простых детских песен!

Если вы никогда ранее не занимались созданием аранжировок, то в качестве своеобразного тренажера могут выступить детские простые мелодии, типа: “В лесу родилась елочка”, “Кузнечик” итд.

Да, наверное это не так вдохновляет, как работа над каким-нибудь саундтреком к вашему любимому фильму. Но лучше начать с малого.

Сделайте пару аранжировок на простые композиции и потом постепенно усложняйте репертуар.

К тому же, простые, но готовые и законченные аранжировки простых песен придадут вам уверенности в своих силах и позволят потом взяться за более сложные вещи.

  1. Будьте готовы к EPIC FAIL

Возможно, у вас не получится сделать аранжировку или подобрать аккорды с первого и даже со второго и третьего разов. И вы внезапно поймете, что аранжировать чужую композицию  — это не такая простая задача.

Ментально будьте готовы к такому повороту событий, чтобы не забросить все это со словами “У меня нет слуха”, а продолжить заниматься и работать дальше. Результат обязательно будет, но не сразу.

  1. Не пользуйтесь табами, до вас приготовленными нотами и аккордами.

Не ленитесь развивать свой слух! Табы нисколько не поспособствуют развитию этого навыка.

Исключением могут быть разве что ну совсем сложные моменты, которые никак у вас не получается снять. И то, даже в этой ситуации, я бы рекомендовал продолжать “снимать”, пока не получится.

А теперь перейдем непосредственно к техническим моментам, посвященным созданию аранжировки:

 

8. Для начала  подберите и сыграйте отдельно главную мелодию композиции.

Не гонитесь делать весь трек сразу. Спойте, сыграйте и прочувствуйте мелодию. Как она движется ритмически? Каким настроением она обладает? Ответы на эти вопросы могут стать основой для аранжировки в целом, целесообразности использования перкуссии итд.

Если не получается разложить мелодию на нескольких струн, то подберите ее хотя бы на 1 струне для начала (как правило новичку это проще сделать).

9. Выделите аккорды гармонии на основе басов.

Тут поможет техника “тупой басист”. О ней Максим Ярушкин весьма подробно рассказал вот в этом видео.

Рекомендую ознакомиться — полезный и доступный материал.

10.Программа “Transcribe” — друг аранжировщика!

Если кто не в курсе, Transcribe — это программа, позволяющая замедлять произведение, менять его тон и еще она делает другие разные полезные штуки. Поэтому Transcribe прямо показан для работы над аранжировкой.

Только не злоупотребляйте им! Помните, что у предыдущего поколения музыкантов подобных штук не было и они как-то умудрялись снимать на слух. Чем мы хуже? Пытайтесь хотя бы самый простые мелодии снимать сразу на слух без каких-либо программ и интерфейсов.

11. Помните, что аккорды можно взять в разных позициях

Например всем известный До-мажор можно взять в открытой позиции, а можно с использованием баррэ на 8 ладу.

Не привязывайтесь к какой-то конкретной форме. Включайте фантазию и экспериментируйте по всему грифу

12.Одну и ту же ноту можно сыграть по разному

Например какие-то ноты можно взять на открытых струнах, к какой-то сделать слайд, а на другой вибрато.

13. Не бойтесь экспериментировать со строями гитары.

Например многие аранжировщики часто строят гитару так, чтобы на 6 струне была самая низкая нота в произведении. Например, если в произведении часто используется нота Ре, то можно опустить 6ую струну на тон вниз.

Или наоборот, повысить весь строй гитары за счет каподастра. Или использовать Каподастр-Паук, для того, чтобы сделать свой, удобный вам строй. О нем я кстати подробно рассказывал вот в этом видео.

__________________________________________________________________

Конечно же это далеко не все нюансы, но надеюсь эти рекомендации помогут вам в создании собственных аранжировок и послужат пищей для дальнейших размышлений.

Кстати, если есть еще какие-то идеи и мысли по поводу создания авторских аранжировок, обязательно напишите в комментариях.

© i-guitar.ru 03.02.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.

i-guitar.ru

что это? Фингерстайл на гитаре – Музыкальная школа 765

В современном исполнительстве на гитаре такое направление как фингерстайл занимает одно из первых мест по популярности. И это не случайно. Фингерстайл привлекает слушателей полнотой звучания композиции, исполняемой всего на одном инструменте, виртуозностью приёмов, тембрами и красками гитары.», «аудиториум») и металлическими струнами. Такую гитару ещё называют эстрадной. Из-за этого очень часто и возникает путаница. По сути, и «классическая» и «акустическая» гитары относятся к акустическим инструментам.

В интернете можно встретить различные определения и толкования. Наиболее близкое по смыслу было выдвинуто в Fingerstyle ассоциации гитары Торонто : «Fingerstyle относится к стилю исполнения, где каждый из пальцев правой руки используется самостоятельно, позволяя играть музыкальные композиции, которые обычно играют несколько участников группы. Бас, гармонический аккомпанемент, мелодия и перкуссия — все это может быть сыграно одним исполнителем при воспроизведении композиции, оранжированной в стиле Fingerstyle». Т.е. понятие «фингерстайл» относится к технике исполнения нежели к стилю или направлению музыки, исполняемой на гитаре. Наиболее удобно изучать такие композиции по табулатурам.

Фингерстайл (fingerstyle) — техника игры на гитаре (преимущественно акустической), при которой гитарист ведет одновременно партии соло, ритм и бас.

Как описано в определении выше в технике фингерстайл один музыкант исполняет все функции ансамбля: бас, аккомпанемент, мелодия и перкуссия. Основным приёмом игры, т.е. щипком как на классической гитаре, как раз исполняются бас, аккомпанемент и мелодия. Также для исполнения могут использоваться специальные «медиаторы-когти», которые называются — фингерпики. Медиатр на большой палец называется guitar thumb. Часто используются различные выразительные приёмы игры, например, такие как тэппинг, слайд, натуральные флажолеты, слэп, пиццикато, гитарное легато и др. Элементы перкуссии создаются благодаря ударам по деке, струнам, грифу, обечайке, также свистам по струнам и др. Палитра приёмов фингерстайл-исполнителя очень большая. Это придаёт звучанию особую красочность, яркость и современность. Чаще всего для игры в технике фингерстайл используют акустическую гитару с металлическими струнами, однако есть и примеры исполнения на классической гитаре.

Популярность как среди слушателей так и среди исполнителей имеют фингерстайл-каверы песен различных современных музыкальных групп, хитов, саундтреки к фильмам, а также авторские композиции исполнителей в технике фингерстайл. Вот несколько видео-примеров:

Каверы современных песен:





Авторские композиции в стиле фингерстайл



Саундтреки к фильмам



Среди наиболее известных исполнителей можно назвать имена таких гитаристов как Томми Эммануэль, Чет Аткинс, Энди МакКи, Игорь Пресняков и др. Среди популярных молодых исполнителей: Eddie van der Meer, Александр Мисько, Tobias Rauscher, Sönke Meinen и др.

Фингерстайл – довольно сложная техника, обучение которой требует базовых умений и навыков игры на гитаре. Однако начинающим не стоит думать «мне до этого ещё очень далеко». Всему можно научиться, если приложить свои усилия и планомерно работать в заданном направлении.

765.by


Смотрите также