Как научиться играть на гитаре без ошибок


5 способов заниматься на гитаре без гитары во время перерыва

Ощутимые перерывы в занятиях на гитаре для взрослого самоучки — вполне частое явление. Причиной тому могут быть сильная занятость, маленькие дети, командировки, отъезды с семьёй в отпуск, травмы рук и т.п.

Однако есть много способов заниматься гитарой и без гитары. Секрет в том, чтобы во время перерыва развивать специальными упражнениями необходимую гитаристу мелкую моторику пальцев. Не трудно догадаться, что для таких пальцевых игр нужны только пальцы. То есть делать эти упражнения гитарист может буквально в любом месте в любое время.

1. Левая рука без гитары

Исходное положение для этой группы упражнений:

  • Предплечье правой руки расположено под углом 45 градусов на уровне груди. Правая кисть смотрит в сторону левого плечевого сустава.
  • Пальцы левой руки образуют букву «С». В лучезапястном суставе нет сгибов в стороны или вперёд-назад.

 

С-образная форма кисти
  • Сохраняя это положение, кисть левой руки располагается на предплечье правой, которая имитирует гриф гитары.
Исходное положение «рука-гриф»
  • Большой палец левой руки при этом не согнут в суставе, как и на грифе гитары.
Положение большого пальца левой руки

Первое упражнение

Широко расставить пальцы левой руки. Потом снова прижать их друг к другу. Кожа правого предплечья при этом не должна сдвигаться.

Растяжка пальцев левой руки

Упражнение выполняется в нескольких вариантах.

  • Медленно, максимально растягивая безымянный палец и мизинец. Это постепенная тренировка растяжки пальцев естественным, наиболее безопасным способом.
  • Быстро и часто расставляя и сдвигая пальцы. Усилия на растяжку при этом не производится, т.к. цель — в развитии скорости и точности.

Но в последнем варианте важно внимательно следить за другими вещами. Во-первых, в любом положении все четыре пальца должны оставаться на одной линии. Во-вторых, большой палец не должен отрываться от точки опоры и прыгать вместе с остальными пальцами.

Второе упражнение

Оно очень похоже на предыдущее упражнение за одним исключением. Во время движения пальцы стараются растянуть кожу на предплечье. Выполняется упражнение также медленно с максимальной качественной растяжкой. За счёт прижима к коже тренируются редко задействованные в повседневной жизни мышцы кисти.

Третье упражнение

Из того же исходного положения пальцы раздвигаются и сходятся по очереди. Сначала только указательный. Потом средний и безымянный, отодвигая указательный и мизинец, но не отрываясь от них. Затем только мизинец и всё в обратном порядке.

Думаю, вы уже поняли, что самое сложное и увлекательное в этом упражнении. Легко ли раздвинуть четыре пальца так, чтобы с каждой стороны оказалось по два? Да, если держать прямые пальцы на весу. И практически невозможно сделать это же с первого раза, сохраняя С-образную форму кисти. Тем более, с опорой на правое предплечье.

Растяжка отдельных пальцев левой руки

Нужно тщательно следить за тем, чтобы в момент раздвигания среднего и безымянного пальцев:

  • они были плотно прижаты к соседним пальцам;
  • кисть и лучезапястный сустав сохраняли правильное положение.

Четвёртое упражнение

Любые два соседних пальца двигаются противоположно вверх и вниз без давления на кожу предплечья. Остальные пальцы сохраняют исходное положение.

Вертикальное движение соседних пальцев

С указательным и средним пальцем упражнение получится традиционно легко. С остальными же парами без тренировки делать это долго, быстро и без ошибок не выйдет.

Научившись работать любыми соседними парами, можно пойти дальше по пути усложнения. А именно — двигать одновременно любыми двумя пальцами, не только соседними.

Следующий этап — выполнять заранее придуманную цепочку сочетаний разных пальцев. Следует добиться безошибочного повторения такой цепочки несколько раз подряд.

Это упражнение здорово развивает координацию и независимость пальцев, а также мышечную память.

Пятое упражнение

Направление движения пальцев аналогичны предыдущему упражнению, но с давлением на кожу правого предплечья. Как и прежде, упражнение легко выполняется указательным и средним пальцами. Чем ближе к мизинцу, тем хуже слушаются пальцы без специальной подготовки.

Тренировка же направлена не столько на координацию пальцев, сколько на умение дозировать усилие для легато. Здесь, на мой взгляд, уместно сделать небольшое отступление на тему гитарной техники.

Практически все, за редким исключением, ресурсы для самоучек на гитаре дают обрезанное объяснение техники легато. В большей степени я имею в виду нисходящее легато или pull-off. Как правило, описание заканчивается тем, что надо сорвать со струны палец левой руки. Однако есть ряд тонкостей, которые обычно остаются за рамками внимания.

Во-первых, есть аналогия с апояндо и тирандо для правой руки. То есть нисходящее легато тоже бывает с опорой на соседнюю струну и без неё. Во-вторых, первая нота в легато звучит с некоторым акцентом, а следующие — слегка, но не радикально тише. Как вы понимаете, простой срыв пальца со струны не даёт всех этих нюансов. Правильное использование приёма pull-off предполагает точность движения пальца и по направлению и по усилию.

2. Обе руки без гитары

Меняем исходное положение для этой группы упражнений. Пальцы обеих рук ставим на горизонтальную, желательно плоскую опору — стол, колени, подлокотники — не важно. Кисть при этом образует что-то вроде купола или полусферы. Как будто внутри крупное яблоко или небольшой мяч.

Исходное положение «кисть-купол»

Шестое упражнение

Начинаем синхронно поднимать по одному пальцу на каждой руке, от больших к мизинцам и обратно. Как разновидность, можно одновременно поднимать пальцы в одном направлении. То есть от мизинца к большому на одной руке и от большого к мизинцу на другой. Остальные пальцы в любом случае прижаты к опоре, это важно. Подъём происходит в суставе крепления пальца к ладони. Поднятый палец в этот момент сохраняет полукруглую форму.

Если вы никогда не делали это упражнение, то вас ждёт интересный сюрприз. Вы легко поднимите любой палец, кроме безымянного.

Седьмое упражнение

Гаммы на столе. Суть упражнения в том, что пальцы правой и левой руки отстукивают на столе аппликатуру обычной гаммы. На левой руке при этом последовательно задействовано четыре пальца (1-2-3-4). На правой же — только три (i-m-a).

В результате получается вот такой рисунок, в котором пальцы не совпадают:

  • Левая рука: 1-2-3-4-1-2-3-4-1-2-3-4
  • Правая рука: i-m-a-i-m-a-i-m-a-i-m-a

Очень важно тщательно следить за правильной очерёдностью пальцев на каждой руке.

Как и вообще в занятии на гитаре, упражнение нужно начинать отрабатывать в медленном темпе. Добившись более-менее длительного уверенного выполнения без ошибок, полезно будет развить это упражнение.

Начните выполнять его под метроном, который не позволит вам сбиваться с ритма и темпа. Как и в работе над гитарной пьесой постепенно увеличивайте темп. Для этого упражнения подойдёт любой самый простой бесплатный метроном в телефоне.

Доведя навык до автоматизма с одним сочетанием пальцев, измените порядок и направление движения пальцев.

3. Тренажёр для пальцев гитариста

Как вы заметили, перечисленные выше упражнения, так или иначе, развивают координацию и мелкую моторику пальцев. Однако зачастую начинающим гитаристам банально не хватает силы пальцев. Довольно регулярно можно видеть, как пальцы левой руки новичков выгнуты наизнанку на грифе гитары. Даже в крепких мужских руках есть мышцы и связки, которые не подвергаются ежедневной нагрузке под теми углами, наклонами и направлениями, которые требуются для игры на гитаре. Так что в этом нет ничего позорного.

Тренажёр для пальцев рук гитариста

Перерыв в занятиях на гитаре как нельзя лучше подходит для тренировки на эспандере для пальцев. Он позволяет гитаристу проработать отдельно каждый палец. Что важно, сразу в том положении, в каком палец будет обхватывать гриф гитары. Обычный кольцевой или пружинный кистевой эспандер, зажатый в кулаке, такого эффекта не даёт. И даже наоборот развивает привычку неправильного обхвата грифа гитары.

Со временем тренажёр для пальцев станет казаться лёгким. Однако это не повод его выбрасывать. Потому что есть много вариантов продолжить тренировки с его использованием. Например, на координацию, скорость и точность совместной работы пальцев в разных сочетаниях, а не индивидуально.

4. Ритмические упражнения без гитары

Это очень широкая группа упражнений, в которых можно задействовать и только ладони, и всё тело. Выстукивание различных по сложности ритмических рисунков отлично развивает необходимое любому гитаристу чувство ритма.

Готовый материал для занятий легко найти в специальных сборниках. Хотя можно пойти ещё более простым путём. Достаточно взять любые ноты и разобрать ритмический рисунок любой пьесы. Если это многоголосное произведение — ещё лучше. Потому что каждый голос построен на своей ритмической линии, что позволяет развить чувство полиритмии.

То есть басовую линию вы превращаете в так называемый «граунд бит» и буквально топаете ногами. Одновременно линию мелодии очень удобно хлопать ладонями. Если присутствует ещё и средний голос аккомпанемента, то можно применить другую схему. Например, отбивать линию мелодии только правой рукой по столу или бедру. А линию гармонического заполнения отбивать так же, только левой рукой.

5. Упражнения на гитаре для одной руки

Перерывы в занятиях на гитаре не всегда бывают по причине отсутствия времени или самой гитары. Периодически случаются такие неприятности, как травмы правой или левой руки. Время и гитара, казалось бы, есть, но заниматься всё равно не получается.

Специально для таких случаев есть упражнения, которые можно делать на гитаре только одной рукой.

Упражнение для левой руки

Берёте два любых аккорда, между которыми очень неудобно перепрыгивать, и начинаете развивать пластику левой кисти. Под сложным сочетанием я имею в виду, естественно, не Am — Em. Для начала возьмите, к примеру, C — G или G — D.

Пара аккордов C и GПара аккордов G и D

Смысл в том, чтобы научиться точно прыгать между этими аккордами 10 раз за 10 секунд. Отработав одно сочетание, переходите к следующему. Некоторые пары требуют даже нескольких дней регулярных тренировок. И таких сочетаний можно придумать сколько угодно.

Упражнение для правой руки

Не буду подробно останавливаться на технике исполнения гитарного тремоло. Потому что это отдельная большая тема за рамками данной статьи. Однако это именно тот технический приём, который можно отрабатывать одной правой рукой на открытых струнах.

Насколько качественно гитарист исполняет тремоло и владеет ли он этим приёмом вообще? Ответ на этот вопрос позволяет судить о многом в плане его технического уровня.

Вот типичные проблемы гитаристов, начинающих осваивать тремоло.

  • Гитарист может тарабанить пальцами по столу, но не может повторить это же движение по струне. Причина — непривычное положение руки и опоры.
  • Гитарист может сыграть подобие тремоло на первой струне, но не может уже на второй. Причина — не отработана мелкая моторика, пальцам нужен большой замах, которому препятствуют соседние струны.
  • Тремоло звучит не ровно, между звуками паузы разной длины. Причина — чередование пальцев не доведено до автоматизма.
  • Тремоло звучит отрывисто, не на легато. Причина — пальцы дёргают струны с подготовкой вместо мгновенного скользящего щипка.
  • Звуки разной громкости, чаще всего акцентирован звук, извлекаемый большим пальцем. Причина — пальцы изначально имеют разную силу, которую гитарист не умеет точно дозировать.

Представьте, сколько всего вы тренируете, работая только над тремоло и лишь одной рукой.

Заключение

Приведённые выше упражнения без гитары одновременно полезны, занимательны и просты для запоминания. То есть их можно регулярно выполнять даже не в период длительного перерыва в занятиях на гитаре.

Для занятого взрослого самоучки, особенно начинающего, требуется время, чтобы войти в режим регулярных занятий гитарой. Отдельных усилий требует составление программы и подбор учебного репертуара. Иногда просто нет сил заниматься на гитаре из-за навалившейся усталости.

В любой из таких моментов на выручку придут упражнения для гитары без гитары. Ведь в пальцевые игры для гитариста можно играть буквально в любую свободную минуту. Во время перерыва на работе, в транспорте, сидя в туалете или стоя под душем. И даже за рулём в глухой пробке.

Самые распространенные ошибки начинающих гитаристов

В последнее время все больше людей решают освоить тот или иной музыкальный инструмент, чтобы уметь исполнять мелодии и песни для себя или компании друзей. Особенно популярным инструментом является гитара, и в данной статье речь пойдет о наиболее распространенных ошибках начинающих гитаристов, а также о том, как их можно избежать.

5 наиболее распространенных ошибок при обучении игре на гитаре

Чаще всего начинающие гитаристы, пытающиеся освоить игру на гитаре самостоятельно, допускают следующие ошибки:

  1. Слишком быстрая игра. При отсутствии достаточно опыта и навыков ускоренный темп игры приводит к тому, что некоторые аккорды берутся неправильно, а перебор или бой исполняются неверно. Через какое-то время это входит в привычку, и гитарист всегда начинает так играть. Во избежание подобного рекомендуется играть под метроном в умеренном или медленном темпе.

  2. Попытка охватить большой пласт знаний сразу. Стремление выучить все как можно быстрее, переходя к изучению доминантсептаккордов, не освоив простые, приводит к тому, что гитарист ничего не выучивает хорошо. Рекомендуется всегда следовать принципу от простого к сложному.

  3. Желание изучить как можно больше техник сразу. Это также приводит к путанице в знаниях и не позволяет выучить хоть что-то нормально. Чтобы избежать этого, следует руководствоваться принципом, указанном выше.

  4. Отсутствие тренировок для развития слуха. В дальнейшем подобная ошибка начинающих гитаристов может привести к тому, что осваивание более сложных знаний им будет не под силу, поэтому развивать слух следует одновременно с изучением нотной грамоты.

  5. Исполнение только того, что получается лучше всего. Многие гитаристы, выучив несколько аккордов и один перебор, начинают играть так для всех песен, но это неправильно, поскольку приводит к отсутствию развития навыков. Рекомендуется регулярно изучать что-то новое.

Как быстро и без ошибок освоить игру на гитаре

Чтобы исполнить первую песню под гитару уже на третьем занятии, а в дальнейшем усваивать новые знания максимально легко, постепенно становясь профессиональным гитаристом, стоит войти в число учеников видеошколы игры на гитаре Алены Кравченко. Учеба в этой видеошколе (при помощи занятий, записанных на дисках) осуществляется по авторской методике Алены Кравченко: минимум теории и максимум практики. А продуманные планы занятий и грамотная подача информации позволяют избежать ошибок, свойственных начинающим гитаристам. Если же их вероятность и возникнет, то посредством уроков по скайпу, которые также ведет Алена Кравченко, можно быстро ее ликвидировать.

Как резко повысить уровень игры на гитаре взрослому самоучке

Какова конечная цель тех, кто по своей воле начал сам серьёзно учиться играть на гитаре? Конечно же — выступление перед публикой, даже если в начале обучения они этого не осознают. Один из самых действенных способов резко повысить уровень мастерства игры на гитаре для любого новичка самоучки — начать давать небольшие домашние концерты. Пусть концерт будет даже в очень узком кругу семьи или друзей. Но, в конце концов, набор звуков становится музыкой, только когда у него появляются слушатели.

Как домашние концерты влияют на качество обучения гитариста

Гитарист, как любой другой человек, частенько простит самому себе не самые мелкие ошибки и недочёты. Однако совсем другое дело — круто «облажаться» и выставить себя не в лучшем свете на публике. Значит, ему придётся лучше подготовиться, серьёзнее отработать сложные места, внимательнее вслушаться в качество звука.

Таким образом, любому гитаристу самоучке будет очень полезно начинать как можно раньше делать небольшие концерты.

Для сравнения, как организован процесс в детских музыкальных школах. У детей есть педагог и составлен план занятий с учебным репертуаром. Минимум раз в несколько месяцев ученики организованно принимают участие в академкоцертах, к которым специально готовятся.

При этом всё происходит в окружении таких же учеников. То есть все играют примерно на одном уровне и делают схожие ошибки. Согласитесь, выступать в такой атмосфере гораздо спокойнее, чем делать всё в одиночку, не видя ориентиров.

Взрослые самоучки, понятно, не имеют таких возможностей. Во-первых, им крайне сложно самим составить программу обучения на гитаре и выбрать репертуар для выступлений. Во-вторых, они лишены окружения единомышленников примерно того же уровня, в среде которых проще оценить успехи. В-третьих, в ДМШ это же самое окружение во главе с педагогами играет и роль слушателей. То есть периодически организовать публику, которая ещё и в теме, не проблема. В то время как клуб фанатов взрослого гитариста самоучки обычно ограничен узким кругом его семьи. Подчас, даже более чем узким.

И всё же для начала нужно просто разобраться в природе выступлений на публике. Вы сами увидите, что самоучке на гитаре можно и нужно взять на вооружение этот приём.

Что заставляет делать досадные ошибки перед слушателями в, казалось бы, пройденных местах? Или сильно сбиваться там, где наедине с самим собой была едва заметная помарка? Причина всему — волнение. С ним и будем разбираться.

1 этап — самому гитаристу стать своим самым строгим слушателем

Не подумайте, что я сам себе противоречу. Чуть выше я действительно писал, что без слушателей гитарист простит себе многие огрехи. Получается, что если он сам себе станет слушателем, то это всё равно ничего не изменит.

Да, как единичный шаг это, скорее всего, не сработает. Но на то он и первый этап, что за ним есть и следующие. А решение проблемы, как известно, начинается с её осознания.

Не имея привычки и навыка слушать собственное исполнение, многие свои ошибки вы просто не заметите. И эта проблема — общий бич всех начинающих гитаристов. Особенно она касается тех, кто учится играть на гитаре без педагога.

Став своим первым строгим слушателем, вы выходите на порог нового уровня. Ведь одно дело, когда вы о своих ошибках вообще не знаете. И совсем другое дело, когда вы свои ошибки уже видите, но закрываете на них глаза.

В этот самый момент надо сделать важный шаг к мастерству. А именно — взять в привычку исправлять все известные вам ошибки без поблажек.

2 этап — выбрать репертуар для первого концерта на гитаре

Здесь легко совершить две наиболее частые ошибки. Первая — попытаться сразить слушателей широтой репертуара. Начинающие гитаристы, как правило, пытаются сыграть вообще всё, что успели разучить. Вместе с пьесами на суд публике идут буквально все упражнения, этюды и даже гаммы.

Безусловно, неискушённый в гитарной музыке узкий круг близких людей будет в умилении от количества произведений. В первый раз. Потом это превратится в пагубную практику, прежде всего, самообмана. Потому что нужно научиться различать упражнения на технику и пьесы, где с помощью целого набора технических навыков гитарист реализует музыкальные замыслы.

Другая ошибка — пытаться писануться перед слушателями крутизной. В том смысле, что вместо планомерных занятий потратить впустую время на произведение «не по зубам».

Впрочем, застраховаться от этой ошибки можно, старательно поработав на предыдущем этапе. Станьте самим себе главным слушателем. И вы быстро поймёте, как плохо звучит у вас то, к чему вы ещё совсем не готовы.

Правильным решением будет подобрать для концерта всего три подходящих вам по техническому уровню произведения. Желательно разных по характеру, темпу, музыкальному размеру и т.п.

Фишка в том, чтобы сыграть их:

  • без ошибок и даже помарок;
  • с хорошим качественным звуком;
  • со всеми динамическими оттенками и репризами.

Короче говоря, сыграть надо не много и псевдокруто, а в первую очередь красиво. То есть не набор звуков, а живую музыку. При этом разнообразие жанров усилит ощущение объёма проделанной вами работы и придаст интерес вашему выступлению.

Это самый верный путь через уши слушателя к его сердцу. Да и вы будете собой с перспективой научиться хорошо играть на гитаре. А не клоуном в плохом смысле слова с перспективой им и остаться.

3 этап — найти публику для первого домашнего концерта на гитаре

Возникает вопрос, где начинающему гитаристу найти слушателя. Самое простое решение — естественно, в узком кругу семьи и друзей.

И здесь надо уделить внимание очень важному моменту. Первые слушатели должны услышать только готовый вариант произведения в «концертном» исполнении.

Допустим, вы постоянно занимаетесь в присутствии своей второй половинки. Во-первых, за это время она устанет слушать ваши бесконечные повторы. Во-вторых, вы начнёте воспринимать её во время игры на гитаре как привычный предмет интерьера. В итоге и ей и вам будет всё равно до того, как звучит это произведение в её глазах. Точнее — в ушах. Учебный эффект, ради которого домашний концерт на гитаре в первую очередь и устраивался, будет потерян.

То есть вашей публикой должен стать тот, кто не слышал ваших усердных занятий. Для вас должно быть важно, как впервые прозвучит для слушателя то, над чем вы работали. Подход «и так сойдёт» не рассматривается в принципе.

Чтобы учесть этот фактор при подготовке к концерту, можно:

  • организовать репетицию концертных пьес, когда никого нет дома;
  • пригласить на концерт друзей не из узкого круга семьи;
  • заниматься на сайлент-гитаре, если есть такая возможность.

4 этап — поставить эмоции на службу своему мастерству гитариста

На этом шаге начинается самое интересное. Волнение всегда заставляет сбиваться там, где раньше этого не происходило. В местах, едва отработанных с натяжкой, вы собьётесь не скорее всего, а к бабке не ходи.

Перед нами стоит две задачи:

  • победить волнение;
  • заставить эмоции работать на нас.

Опытные педагоги в ДМШ во время «обкатки» концертных произведений прибегают к нехитрому приёму. Они просят детей из любого соседнего класса или даже родителей из коридора сыграть роль публики. Занимает это 5-10 минут, а эффект — колоссальный.

В общем, прежде всего нам надо создать волнительную атмосферу. А как это сделать, если мы ни перед кем не выступаем во время занятий?

Секрет очень прост — запишите себя на камеру. Причём самую, что ни на есть простую на телефоне. В данном случае важно не качество записи, звука и монтажа. Важен сам факт и процесс записи видео.

Удивительное явление. Даже если вы точно знаете, что это видео никто не увидит, оно заставит вас волноваться. Прямо в момент записи вы будете ощущать себя как перед толпой зрителей.

Ежедневные занятия перед камерой помогут довольно быстро выработать первичную устойчивость к волнению. Это означает, что ещё до появления живых слушателей вы научитесь концентрироваться собственно на исполнении музыки.

При этом не надо испытывать иллюзий, что это полностью избавит вас от волнения перед аудиторией. Потому что даже именитые гитаристы и любые другие настоящие артисты продолжают испытывать мандраж перед выступлением. Однако в присутствии слушателей вы уже не будете испытывать паники, которая сорвёт ваш первый концерт. Ведь репетируете-то вы без слушателей, а это совсем другая история. Именно этот переход и позволяет сгладить приём с занятиями перед видеокамерой.

5 этап — заранее выучить концертный репертуар наизусть

Очень серьёзная ошибка большинства начинающих гитаристов, кстати, не только самоучек, — выучить произведения строго к концерту. Естественно, речь идёт о тех, кто к этому приёму вообще прибегает. К сожалению, таким подходом грешат и многие педагоги по гитаре в частных музыкальных школах. Происходит это в результате понятных коммерческих причин, обсуждение которых выходит за рамки данной статьи. Поэтому просто отметим сей факт, не вдаваясь в дискуссию, дабы не отходить от основной темы.

Суть ошибки заключается в следующем. Играя не наизусть, начинающий гитарист занимает внимание основным каналом поступления информации в мозг. А именно — зрительным, потому что всё время смотрит в ноты. Слуху же, посредством которого и можно оценить красоту музыки, отводится второстепенная роль по остаточному принципу. В результате вместо красивой музыки получается механическое воспроизведение набора звуков.

Опережая возражения, что огромные оркестры играют прекрасную музыку именно по нотам, скажу. Во-первых, это не просто ноты, а партитуры для разных инструментов. Во-вторых, эти музыканты — профессионалы, которые умеют слушать и себя и своих коллег, глядя в ноты. Да и видеть не только ноты, но и дирижёра.

Как мы уже отмечали выше, любому начинающему гитаристу требуется время, чтобы научиться слушать самого себя.

Программу концерта надо не только выучить, но и «обкатать»

Волнение во время выступлений, особенно первых, многократно усиливает вероятность ошибки во всех «узких» местах. Играя на концерте только-только выученное наизусть произведение, вы гарантированно не сыграете его эмоционально. Так как ваши эмоции будут направлены не на красивое исполнение, а кипеть в другом месте. Поэтому хорошо, если вы просто сыграете, как бесчувственный робот. Но скорее всего вы ещё и неоднократно собьётесь.

Запомните простое правило: перед выставлением на концерт произведение должно быть хорошо «обкатано».

Чтобы сыграть на концерте красиво, нужно выучить нотный текст композиции минимум за месяц до события. И оставшийся месяц посвятить отработке всех динамических оттенков, устойчивого темпа, чистоте звука и т.п. Очень важно, что за это время вы ещё и надёжно заложите пьесу в мышечную память. Это значит, что волнение не собьёт вас там, где пальцы сами встанут в привычную позицию.

6 этап — правильные репетиции непосредственно перед концертом

Это этап, на который огромное влияние оказывает физиология. Многие неопытные музыканты, даже занимаясь с педагогом, попадают в ловушку «перед смертью не надышишься».

Чем вредны репетиции на гитаре до упора впритык к концерту

Сделаю небольшое лирическое отступление для большей наглядности. Как самоучка на гитаре, я собираю и изучаю информацию из всех доступных мне источников. В том числе я по возможности регулярно посещаю открытые концерты в детских музыкальных школах. И так же регулярно раз за разом вижу там одну и ту же картину. Ученики группы струнно-щипковых инструментов пытаются доучить произведение прямо в зале, мешая слушателям и выступающим.

Этому способствует само строение инструментов типа гитары, домры или балалайки. Дело в том, что взять с собой в зал рояль невозможно просто из-за его размеров. Баян, а тем более скрипка или труба легко помещаются в руках. Но на них невозможно сыграть беззвучно. Гитара же позволяет в полной тишине зажимать струны левой рукой и беззвучно перебирать их правой.

Этим и пользуются дети, панически пытаясь ещё и ещё повторить все сложные места до последнего. Дальше всё идёт по одному сценарию. Без специальной подготовки очень трудно слышать ушами одну мелодию, а пальцами играть другую. Поэтому дети начинают рефлекторно играть громче поперёк тому, что в это время звучит со сцены.

Понимая, что это плохо, они начинают торопиться и играть быстрее, чем надо. В итоге к неготовым пьесам добавляются взвинченные нервы и загнанный темп. То есть вместо нескольких помарок получается полностью сорванное выступление.

Кстати, это ещё одна причина, почему пьесу нужно выучить наизусть задолго до концерта. Таким образом вы избавитесь от панических попыток доучить все сложные пассажи в последний момент.

Голова и мышцы гитариста должны отдохнуть перед концертом

Я намеренно привёл яркие иллюстрации крайних случаев с явно выраженным неправильным поведением и плачевными результатами. Целью этого отступления было показать вред репетиций до упора впритык к концерту. Потому что большинство начинающих музыкантов совершают эту же ошибку не столь очевидным образом. Однако результат от этого не становится менее печальным.

В представлении новичка, если между выступлением и последней репетицией есть несколько часов, то этого достаточно. Например, можно плотно порепетировать утром, а в обед дать сам концерт. Но это не так, потому что и мышцам и голове нужен более существенный отдых.

Можно прямо перед концертом минут десять погонять гаммы и этюды. Но цель этого занятия — разогреть и привести в тонус пальцы, а вовсе не финальная репетиция.

Как волнение влияет на темп игры на гитаре во время концерта

Другой подводный камень репетиций впритык — действие адреналина. Он сыграет злую шутку с вашими мышцами, даже если вы очень хорошо контролируете эмоции.

Суть процесса в том, что в мышечной памяти откладывается темп исполнения пьес на последней репетиции. Чем меньше перерыв перед концертом, тем лучше мышцы помнят темп. А адреналин дополнительно бодрит их на концерте. Тем самым он незаметно заставляет музыканта играть на ступеньку быстрее привычного темпа.

Если неопытный начинающий гитарист репетировал прямо перед концертом в рабочем темпе — итог предсказуем. Во время выступления он будет играть быстрее, чем позволяет его технический уровень. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы этого избежать, нужно взять в привычку два правила:

  • последняя серьёзная репетиция — не позднее, чем за сутки до концерта;
  • темп игры на последней репетиции — на ступень медленнее рабочего.

Как не «лажать» на гитаре во время выступления на концерте

А точнее, как «лажать» на гитаре красиво. Потому что играть без единой ошибки на концертах, особенно первых, у вас не получится.

В реальности далеко не все слушатели — искушённые ценители музыки. Большинство из них впечатляет общее настроение, созданное музыкантом. И лишь единицы тонко чувствуют во всех нюансах, плохо или хорошо вы играете.

Это не значит, что можно снизить требования к себе, потому что «и так схавают». При таком подходе время вашей жизни, потраченное на занятия гитарой, будет просто выброшено на ветер. Но это точно можно использовать, чтобы скрыть неизбежные нечаянные помарки, которые заметит только профессионал.

Первое правило, которое нужно вбить в голову — не акцентировать внимание на ошибке во время концерта. Именно вбить, потому что это не так легко сделать, как кажется на первый взгляд.

Как неопытные гитаристы раздувают безобидные ошибки на концерте

Трудный пассаж на гитаре нужно много раз повторять, пока не выйдет сыграть его без ошибок. А в идеале — пока не получится сыграть без единой помарки десять раз подряд. Но только во время работы над пьесой, а не перед публикой. Как раз на концерте ошибку нужно проскочить и, не останавливаясь, красиво играть дальше.

Есть две причины, почему неопытный гитарист, споткнувшись, снова и снова пытается сыграть сбойное место правильно. Первая — просто выработанная на занятиях стойкая привычка повторять, пока не сыграешь без ошибок.

Вторая причина — это гордыня и желание показать, что ты крут и всё равно победишь. К сожалению далеко не все гитаристы понимают, что эффект выходит обратный. Помарка, которую большая часть публики просто не заметила бы, превращается в «лажу», которую запомнили все.

О том, что перед слушателями так делать не следует, нужно где-то или от кого-то узнать. Если вы дошли до понимания этого вопроса, да ещё готовитесь к концерту, поздравляю. Значит, вы действительно учитесь играть на гитаре серьёзно и правильно.

Почему и как надо «проскакивать» ошибку во время концерта

По своей природе человек гораздо больше восприимчив к ритму, чем к чистоте звука. Никто не обратит внимания на фальшивую ноту, если музыка не обрывалась, не сбивалась с ритма. Особенно если музыкант при этом излучал уверенность, эмоции и артистизм. А вот перебои в ритме и рваные музыкальные фразы точно не пройдут бесследно.

Упомянутые выше уверенность, эмоции и артистизм — это не пустые общие слова. С темой ошибок на концерте они имеют самую прямую связь. Не в том смысле, что надо загадочно улыбаться и сильно раскачиваться в такт музыке. Суть в том, что надо уметь скрыть ошибку от тех, кто её не заметил.

Неопытного музыканта выдаёт с головой, прежде всего, его мимика. Он жмурится, шевелит бровями, кривится и как бы оправдывается, пристально глядя на публику. Его эмоции при этом переключаются с музыки на волнение.

Опытный гитарист умеет сохранить артистичное лицо, на котором отражены только эмоции по теме текущей пьесы. Уверенное следование нужному ритму и темпу не даёт увидеть ошибку тем, кто её не услышал.

Какую пользу вы получите от первых же домашних концертов на гитаре

В заключение я расскажу о «ништяках», которые дали мне, как самоучке на гитаре, домашние концерты.

Удовольствие и радость от самих концертов с гитарой для близких

Чего говорить, они заставили меня поволноваться, и не всё прошло гладко. Но тот факт, что это узкий круг близких людей, скорее поддерживал, чем топил. Всем было интересно узнать меня с новой стороны. Мне, в свою очередь, понравилось это новую сторону себя открыть и показать.

Кроме прочего ещё и музыка была красивой. А зрители не бежали в гардероб вперёд толпы, когда я ещё доигрывал последние ноты. Потому что у нас появилась ещё одна интересная тема для разговора. Нам всем было любопытно обсудить в подробностях моё новое увлечение.

Осмысленный подход к выбору учебного репертуара для гитары

Безусловно, концерт «для своих» можно сделать спонтанно по мере готовности. Но если мы говорим об учебном эффекте от домашних концертов, то их нужно планировать. А любой план означает сроки. То есть я уже не могу взять любую сложную пьесу и учить её бесконечно.

Пьесы для нового концерта должны быть сложнее и интереснее предыдущих. Но разучить их мне надо к определённой дате. А значит, они должны быть мне по силам. Вот и рамки, зная которые, подбирать учебный репертуар самому становится сильно легче.

Оценка прогресса обучения на гитаре стала более понятной

Всё время держа в голове сроки и планы домашних концертов, я могу точно сказать:

  • когда и какие пьесы я разучил;
  • сколько произведений в моём репертуаре;
  • как долго я учил каждую пьесу;
  • чего и сколько ещё осталось выучить.

На смену волнению пришли уверенность и кайф занятий на гитаре

И это, пожалуй, самый важный бонус от домашних концертов на гитаре. Я знаю, что и как надо отрабатывать, чтобы сыграть красиво и без ошибок.

Раньше, подходя к трудному пассажу, я боялся, что обязательно собьюсь. И так оно и случалось. Теперь же я жду не дождусь, когда поражу всех красивой сложной музыкой.

не могу научиться играть на гитаре

1 - определись в каком жанре ты хочешь играть. (могу расписать относительно классическо гитары) . 2 - если родители тебе сходу купили электро гитару, то наверняка, они позволят себе купить тебе классическую гитару (ниже средней ценовой категории, т. к. тебе пару лет не будет никакой разницы начем ты играешь - на "шедевре" черниговской мебельной фабрики или на инструменте класса Антонио Апарицио или Рамирезе) 3 - На руке, которая защипывает струны необходимо отпустить ногти, на др. руке - состричь, т. к. они будут только мешать. 4 - Иди в муз. школу. 5 - Начинай с простого, пусть оно и не нравиться и "Не звучит". 6 - Играй МЕДЛЕННО. 7 - Находи все возможнейшие упражнения, твоя задача - научиться играть МЕДЛЕННО хотя бы пару гамм в 3 октавы разными ритмическими группами. 8 - Скачай программу гитар про, в ней есть тренажер скорости, с его помощью можно плавно и, как правило, эффективно повысить скорость исполнения. 9 - Не хватайся за всё сразу, доводи произведение до конца. 10 - Если в каком либо произведении ты заходишь в тупик, попробуй не играть это произведение, или упрости сложный такт (например сыграй медленнее, но выразительнее или "срежь" лишние ноты из орнаментации) . 11 - профит))))))) )

чтобы на ней научица играть тебе нужно пойти в музыкальную школу.... я там учился...


Смотрите также