Как научиться играть на гармонике губной


Как играть на губной гармошке? Статья для новичков

Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом. Неудивительно, что количество желающих играть на губной гармошке растет во всем мире!

Выбор инструмента

Существует большое количество разновидностей губных гармошек: хроматические, блюзовые, тремоло, басовые, октавные, а также их комбинации. Самым простым вариантом для начинающего будет диатоническая гармошка с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.

Преимущества:

  • Огромное количество курсов и обучающих материалов в книгах и сети Интернет;
  • Джазовые и поп-композиции, знакомые всем по фильмам и музыкальным клипам, преимущественно сыграны на диатонике;
  • Базовые уроки, освоенные на диатонической гармонике, пригодятся для работы с любой другой моделью;
  • По мере продвижения обучения открывается возможность использования большого количества звуковых эффектов, которые завораживают слушателей.

При выборе материала, предпочтение лучше отдать металлу – он наиболее прочный и гигиеничный. Деревянные панели требуют дополнительной защиты от разбухания, а пластик быстро изнашивается и ломается.

К самым распространенным моделям для новичков можно отнести Lee Oskar Major Diatonic, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20.

Правильное положение губной гармоники

Звучание инструмента во многом зависит от правильной постановки рук. Держать губную гармошку следует левой рукой, а правой направлять поток звука. Именно полость, образуемая ладонями, создает камеру для резонанса. Плотно смыкая и размыкая кисти можно добиться разных эффектов.

Для того чтобы обеспечить сильный и ровный поток воздуха, голову держать нужно ровно, а лицо, горло, язык и щеки – полностью расслабить. Гармонику нужно плотно и глубоко обхватить губами, а не просто прижать ко рту. При этом с инструментом соприкасается только слизистая часть губ.

Дыхание

Губная гармошка – единственный духовой инструмент, который выдает звук и на вдохе, и на выдохе. Главное, на что стоит обратить внимание – через гармонику нужно именно дышать, а не всасывать и выдувать воздух. Воздушный поток создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. На первых порах звук может получаться тихим, но по мере практики придет красивое и ровное звучание.

Как играть на губной гармошке одиночные ноты и аккорды

Звуковой ряд диатонической гармоники выстроен таким образом, что три отверстия подряд образуют созвучие. Поэтому извлечь аккорд на гармонике проще, чем ноту.

В процессе игры музыкант сталкивается с необходимостью играть ноты по одной. В таком случае соседние отверстия блокируются губами или языком. Возможно, на первых порах придется помогать себе, надавливая пальцами на уголки рта.

Базовые техники

Изучение аккордов и отдельных звуков позволит играть простые мелодии и немного импровизировать. Но для того, чтобы раскрыть весь потенциал губной гармоники нужно осваивать специальные техники и приемы. Самые распространенные из них:

  • Трель – чередование пары соседних нот, один из общих мелизмов в музыке.
  • Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
  • Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
  • Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.

Заключительные рекомендации

Можно понять, как играть на губной гармошке, совсем не зная нотной грамоты. Однако, потратив время на обучение, музыканту откроется возможность читать и изучать большое количество мелодий, а также записывать собственные наработки.

Не пугайтесь буквенных обозначений музыкальных звуков – их легко понимать (A – это ля, B – си, C – до, D – ре, Е – ми, F – фа, и, наконец, G – соль)

Если обучение происходит самостоятельно, в работе могут пригодиться диктофон, метроном и зеркало – для постоянного контроля над собой. Подготовиться к живому музыкальному сопровождению поможет аккомпанирование готовым музыкальным записям.

Вот вам напоследок позитивное видео.

Блюз на губной гармошке

Автор: Екатерина Науменко
Иллюстрации: М. Белецкая, «Самоучитель игры на губной гармошке».



Хотите научиться играть на губной гармошке? ТОП-15 советов!

Всем привет! Недавно мне написала Алина — мама мальчика Сережи, с просьбой рассказать о том, как научиться играть на гармошке. Сережа увидел на даче у деда этот прекрасный инструмент дизайна прошлых лет и захотел обучиться играть «на такой штуковине».

Сама Алина не музыкант, но всячески поддерживает мальчика в его интересах. Думают попробовать сначала дома, а если Сережа увлечется всерьез, отправить его в музыкальную школу.

Дорогие Алина и Сережа, а также все, кого интересует игра на губной гармошке!

В этой статье я постаралась доступно и понятно рассказать, как новичку освоить этот инструмент. Надеюсь, что она окажется полезной читающим. Буду рада вашим комментариям, лайкам и репостам.

Вступление

Губная гармошка является небольшим, универсальным музыкальным инструментом, который распространен во всех уголках планеты. Некоторым может показаться, что играть на этом инструменте трудно, другие считают губную гармонь простым инструментом. Мы же расскажем о том, как играть на губной гармошке и как научиться этому в максимально сжатые сроки.

Существует огромное множество губных гармоней, поэтому прежде чем учиться играть, нужно выбрать для себя ту самую, единственную гармошку, которая будет сопровождать вас всегда и везде. Стоит отметить, что гармони бывают различных видов, а также, они отличаются ценой. Сегодня, в широком ассортименте представлены диатонические и хроматические гармошки. Для новичков, советуем остановиться всё же на диатонической губной гармошке.

Губная гармошка является язычковым музыкальным инструментом, в процессе которого играют медные языки. С помощью этих язычков создают тон, когда вы вдыхаете или выдыхаете воздух сквозь отверстия. Язычки закреплены на язычковой пластине. Поэтому, во время игры вы слышите такой интересный звук.

Чтобы научиться играть на губной гармошке, необходимо учить табулатуру гармоники. Это в значительной степени упростит воспроизведение и записывание нот на нотных листах. Собственно, табулатура губной гармони не отличается от крупных гармоник хроматического типа, однако отличается от диатонической табулатуры.

Дыхание в табулатуре губной гармошки показывается стрелками. Если стрелка указывает вверх, это означает, что во время игры нужно сделать выдох, а если стрелка вниз – нужно делать вдох.

Отверстия гармони в табулатуре обозначается числами, и начинается она с самых низких, левых нот, двигаясь постепенно вверх. Поэтому, 2 нижние ноты будут иметь один вверх и один вниз, а на 10-ти дырочной губной гармошке, самой высокой будет нота «вниз» 10.

Продвинутые методы игры того или иного кусочка воспроизведения на губной гармони, обозначается косыми чертами или же небольшими метками. Если в табулатуре указаны диагональные косые со стрелками, это означает, что необходима кривизна ноты для того чтобы можно было получить правильный звук.

Шевроны, а также косые черты на хроматических табулатурах указывает, нужно ли зажимать губами гармошку во время игры или нет. Собственно, полностью разучив табулатуру, вы сможете научиться правильно играть на губной гармошке.

[Источник: http://as-sol.net/]

На что стоит обратить внимание

Каждый, кто начинает осваивать губную гармошку, должен заострить своё внимание на нескольких аспектах. Первое, о чём всегда нужно помнить — правильное дыхание. Если вам доводилось заниматься вокалом, то основная идея дыхания при игре на гармошке будет вам понятна.

Если нет – не отчаивайтесь, отработать эту технику при должной тренировке вы сможете довольно быстро. Затем необходимо освоить приёмы звукоизвлечения на гармошке. И только после — переходите к разучиванию простых мелодий.

Вам понадобится

  • Губная гармошка, свеча.

Инструкция к применению

Дышите «животом». Это не совсем правильное определение с точки зрения физиологии, однако, оно неплохо описывает субъективные ощущения, на которых стоит сконцентрироваться при игре.

Суть такого дыхания в том, что при вдохе вы заполняете как можно больший объём лёгких, а не только верхние части их, как это чаще всего происходит в процессе речи. Для этого вам необходимо усиленно работать диафрагмой.

Чтобы понять алгоритм действий при таком дыхании, иногда достаточно понаблюдать, как вы сами дышите во время сна или в момент просыпания. При вдохе ваш живот приподнимается, выдох же производится вследствие его опускания. Так и при игре на гармошке попробуйте при вдохе отправить воздух как можно глубже внутрь себя, при этом как бы «надуть» живот, с тем, чтобы затем диафрагмой вытолкнуть этот воздух наружу на выдохе.

Попытайтесь отработать такое дыхание сначала без инструмента. Старайтесь, чтобы ваш выдох был равномерным по силе на всём своём протяжении. С этой целью бывает полезно поставить перед собой на некотором расстоянии зажжённую свечу, и на выдохе дуть на её огонь, словно вы хотите её затушить, но при этом стараться, чтобы она не потухла. Это получится только при равномерном выдохе.

Попробуйте освоить первый приём звукоизвлечения на гармошке.

Сложите губы «трубочкой», так, чтобы между ними оставалось маленькое отверстие, но при этом немного опустите челюсть, чтобы была возможность поместить между губ инструмент. При этом расположите гармошку пятым отверстием напротив губ.

Сделав выдох попытайтесь получить звучание одиночной ноты. Если это выходит не сразу, откорректируйте положение гармошки относительно губ, величину зазора между губами. Когда вам это удастся, попробуйте, перемещая гармошку влево и вправо, извлечь и другие одиночные ноты, как на выдохе, так и на вдохе.

Попробуйте теперь отработать другой способ звукоизвлечения. Он состоит в блокировке языком нескольких отверстий, которые вам не нужны в каждый отдельный момент времени. Расположите гармошку между губ так, чтобы они сидела во рту довольно плотно, при этом чтобы губы охватывали 5 отверстий. Закройте языком 4 отверстия слева, попробуйте извлечь выдохом одну ноту.

Если не выходит, пробуйте менять положение языка и ширину зазора между губами, пока не добьетесь наиболее оптимального положения. Но не забывайте, что при игре этим способом гармошка всегда должно находиться довольно глубоко между губ, а не перед ними!

Теперь потренируйтесь в звукоизвлечении третьим способом. Он является, в некотором роде, комбинацией двух предыдущих. Поместите гармошку так, как это было сделано во втором пункте. При этом сложите так, чтобы он образовывал дугу в форме буквы «U».

Расположите его напротив пятого отверстия гармошки. Направляя поток воздуха по ложбинке, образовавшейся вдоль языка, пробуйте получить одиночную ноту. Когда вам это удастся, попытайтесь извлечь соседние звуки, перемещая только язык.

Совет 2: Как научиться играть на гармонике

Для того чтобы научиться играть на губной гармонике, вовсе не обязательно посещать музыкальную школу. Этот инструмент очень компактен, и его повсюду можно брать с собой, чтобы все свое свободное время тренироваться. Кстати, на занятия уйдет довольно много времени, так как сразу гармоника вам не «сдастся».

Несколько важных моментов

Приступая к обучению игре на гармонике, сперва научитесь ее правильно держать. Многие новички сжимают гармошку двумя руками, но, как показывает практика, это не очень удобно. Этот музыкальный инструмент нужно держать одной левой рукой, обхватывая его большим пальцем снизу и четырьмя остальными сверху (укладывая пальцы вдоль отверстий).

Рука при этом должна располагаться со стороны отверстий с низкой тональностью (1-5). Свободной рукой «накройте» гармошку с обратной стороны отверстий, неплотно прижимая к ней пальцы. Таким образом создастся воздушная камера, которая и будет изменять звук.

Перед игрой на гармошке ее необходимо разогреть, чтобы язычки, встроенные в инструмент, не повредились при колебании воздуха. Для этого возьмите губную гармонику и подержите ее некоторое время в руках, после чего последовательно продуйте каждое ее отверстие.

Чтобы правильно играть на гармонике, вам нужно выучить 3 основных техники постановки губ и языка: свист, U-образная блокировка и блокировка языком, последняя из которых широко применяется среди опытных гармонистов, потому что это самый легкий способ перестройки с ноты на аккорд.

U-блокировка — это техника, требующая, чтобы вы «свернули» язык в букву U, при этом правой и левой сторонами языка блокируя крайние отверстия. Возьмите губную гармошку в губы, стараясь, чтобы они покрывали 3 дырочки. Затем кончик языка поместите в то отверстие, которым вы хотите играть.

После этого свернув язык букой U, закройте две крайние дырочки (центральная должна быть открыта), вдохните и выдохните. Когда вы научитесь воспроизводить чистый звук в одной дырочке, постарайтесь переместиться на другие. Тренируясь таким образом, вскоре вы сможете играть мелодии вверх и вниз.

В технике блокировки языком для изолирования отверстий от воспроизведения звука используются язык и губы. Возьмите губную гармошку в губы, при этом старайтесь, чтобы музыкальный инструмент находился как можно глубже во рту, но позволял вам свободно дышать. Губами покройте 4 дырочки.

Высунув язык, отодвиньте его в угол, чтобы он закрывал 3 крайних отверстия. Вдохните и выдохните. При такой позиции языка воздух должен проходить только через одно открытое отверстие. Если с первой попытки чистый звук у вас не получился, расслабьте язык и попробуйте снова.

Техника свиста — это техника, при которой необходимо обхватить губами одну дырку и постепенно в нее дуть. Сожмите губы так, как при свисте. Затем выберите какую-либо одну дырочку в гармошке, сфокусируйте губы на этой области и постепенно направляйте поток воздуха прямо через это отверстие. Если вы услышите чистый звук, это значит, что ваши губы находятся в правильном положении.

Если в процессе игры ваши губы прилипают к гармошке, смачивайте их теплой водой, а сами отверстия периодически очищайте от слюны и влажных накоплений. Так как губную гармошку мы держим во рту, перед игрой на ней не нужно принимать пищу. Периодически протирайте этот музыкальный инструмент спиртом, чтобы на нем не скапливались микробы. Прежде чем начать тренироваться, сделайте зарядку для мышц лица и прочистите горло (иначе вы рискуете охрипнуть). Во время занятий используйте метроном (он поможет придерживаться определенного ритма).

Полезный совет

Звук в гармонике воспроизводится посредствам колебания медных пластинок, которые находятся внутри нее. Самая обыкновенная гармошка имеет 10 отверстий, которые последовательно нумеруются от 1 до 10. Если дунуть в первое отверстие, то получится низкий звук, если в десятое – высокий.

Обратите внимание. Соответствие отверстий инструмента конкретным нотам зависит от типа гармошки и её тональности. Обычно, тональность диатонических гармошек обозначают на футляре.

Полезный совет

Освойте каждый из этих способов на вдохе и выдохе и только затем приступайте к изучению строя вашей гармошки и разучиванию простейших мелодий.

[Источник: http://rebrusi.ru/]

Как научиться играть одну ноту, блокировка языком и губами

Чтобы научиться играть мелодии на гармошке, нет необходимости пользоваться элементарным методом блокировки дырочек указательными пальцами, чтобы произвести один звук. Вместо этого вы будете пользоваться тремя способами, т.е. техниками — способами постановки языка и губ, относительно гармошки: свист, блокировка языком, u-образная блокировка.

Техника воспроизведения одной ноты

Начинающие гармонисты первым делом учатся играть одну ноту. Ей очень легко научиться, но в то же время она является ограничивающей.

Чтобы ее воспроизвести, необходимо:

  • Сожмите губы так, как будто вы свистите.
  • Прижмите гармошку к губам, и сохраните принятое до этого положение губ. Ваши губы должны быть сжаты, но не напряжены.
  • Определите пятую дырочку на гармонике, сфокусируйте на данной области губы, сделайте вдох и выдох. Направляйте поток воздуха от диафрагмы, через сжатые губы и прямо в пятую дырочку. Если ваши губы находятся в правильной позиции, то вы услышите чистый звук, который будет издавать только одна нота.

Сначала, покажется трудным произвести звук только одной ноты при помощи таких действий, но с практикой, будет становиться все легче и легче. После того, как у вас получится производить отдельные ноты, попробуйте играть мажорные гаммы вверх и вниз. Каждый раз, когда вы играете отдельную ноту, сохраняйте прежнее положение губ, при этом передвигая гармонику.

За и против этой техники:

За Против
  • Это самый легкий способ для новичков научиться играть короткие мелодии, которые состоят из отдельных нот.
  • Этот способ освобождает язык, чтобы в будущем использовать такой приём для различных эффектов, например «бендинг».
  • Звуки, которые издаются путём сморщивания губ, не звучат так плотно и звонко, как звуки, которые издаются при помощи метода блокировки языком.
  • Очень трудно найти правильную позицию для гармоники, в таком положении, чтобы добиться хорошего звука.

Метод блокировки языком

Для блокировки языком, используются губы и язык. Они изолируют отверстия от произведения звука. Опытные гармонисты, именно за этот приём блокировки, так как это самый легкий способ перестроиться с одной ноты на аккорд.

Чтобы создать блокировку языком необходимо:

  • Возьмите гармонику в губы. Она должна находиться настолько глубоко, на сколько это возможно, при этом позволяя вам нормально дышать.
  • Сделайте так, чтобы ваши губы покрывали 4 дырочки (1-4).
  • Высуньте язык, прижмите и отодвиньте его в угол, так чтобы он закрывал 1-2-3 отверстия. Создайте свободное для воздуха место вокруг четвертого отверстия правым краем губ.
  • Вдохните и выдохните. В данной позиции языка, воздух пройдет только через незакрытое отверстие. Если вы попробовали произвести такой звук, но он у вас не получился чистым, то расслабьте язык, и попробуйте еще раз. Если не получилось и в этот раз, то сузьте губы так, чтобы язык закрывал только два отверстия.

В такой позиции вы блокируете первые три звука, и производите четвёртый, но тоже самое можно сделать и наоборот. Попытайтесь блокировать языком 2-3-4 отверстие, а первое оставить незакрытым и произвести первый звук.

За и против данной позиции:

За Против
  • Это наиболее эффективный способ перепрыгивать с отдельно звучащих нот, на аккорды.
  • Так как гармоника находиться в крепко прижатом положении в губах, она издает очень хороший звук.
  • Гораздо труднее научиться воспроизводить одну ноту при помощи блокировки языком, чем сжиманием губ.
  • Очень тяжело применять такой метод блокировки звука, при использовании такой техники как «бендинг».

U-блокировка

Такой метод требует, чтобы вы свернули язык буквой. Затем вы используете правую и левую сторону вашего языка, для блокировки крайних отверстий. Этот метод включает в себя предыдущие методы: технику воспроизведения одной ноты при помощи губ и метод блокировки языком.

Гармонику необходимо поместить между губами, языком образовать. Такая позиция языка увеличивает поток воздуха и звук, который производится, в результате становиться более звонким. Если у вас не получается использовать технику блокировки языком, то стоит попробовать воспользоваться этой.

  • Поместите гармонику между губами. Чтобы использовать ?u? блокировку, не стоит помещать гармонику так глубоко, как при блокировке языком. Ваши губы должны покрывать 3 дырочки.
  • Поместите кончик языка в то отверстие, какое хотите сыграть.
  • Образуйте букву «u» при помощи языка, так чтобы его края блокировали дырочки справа и слева, а центральная дырочка была открыта.
  • Вдохните и выдохните в 5-ую дырочку.

Как только у вас получиться произвести при помощи такой техники звук в пятой дырочке, попробуйте плавно перестроиться на шестую, а потом опять на пятую. Практикуясь таким образом, вы в скором времени научитесь играть мелодии вверх и вниз.

За и против такой техники:

За Против
  • При такой технике проще производить одиночные звуки.
  • Но не так то просто пытаться произвести звонкие звуки.
  • Играть аккорды проще при блокировке языком, нежели u-образной.
[Источник: http://harmonica.ru/]

Как играть на губной гармошке

В последние годы наблюдается возвращение в моду такого простого и несправедливо забытого инструмента, как губная гармошка. Насвистывание знакомых песенок не только поможет развлечь приятелей, но еще и станет прекрасной тренировкой органов дыхания и артикуляционного аппарата. А ведь научиться играть на губной гармошке проще простого.

Существуют несколько способов воспроизведения звуков. Овладев различными техниками, вы сможете слагать любые мелодии.

Метод свистка

  1. Губы должны быть сжаты, но не напряжены.
  2. Для начала научитесь извлекать из губной гармошки отдельные ноты. Чтобы услышать чистый звук, выберите одно из отверстий, к примеру, 4-е. Закройте указательными пальцами 3-е и 5-е и дуньте в выбранную дыру. Так вы получите отдельную ноту. Если не удается герметично зажать щели, заклейте их скотчем.
  3. Научитесь поочередно выдувать звук из каждого отверстия.
  4. Вам придется потренироваться для того, чтобы тело запомнило положение при воспроизведении каждой ноты.
  5. Пора переходить к освоению мажорных гамм: вниз и вверх.
  6. Во время процесса голова должна быть зафиксирована. Передвигать необходимо саму гармошку.

Метод языковой блокировки

После постижения азов учимся играть на губной гармошке по более сложной методике.

  1. Инструмент взять таким образом, чтобы он оказался во рту максимально глубоко, но при этом не мешал свободному дыханию.
  2. Теперь тренируемся. Губами закрыть с 1-ой по 4-ую дырочку.
  3. Язык приложить так, чтобы он закрыл первые три щели.
  4. Губами открыть ток воздуха в отверстие под номером 4 и дунуть. Так вы сможете услышать чистую ноту.
  5. По такой же системе необходимо научиться работать со всеми щелями губной гармошки.
  6. Настало время отработки мажорных гамм.
  7. После можно приниматься за разучивание простейших мелодий. В этом помогут специальные табулатуры.

Учтите, этот инструмент является одним из самых простых, но знакомство с ним способно стать одним из этапов в познании мира музыки. Поняв, как играть на губной гармошке, вы сможете рождать удивительные напевы, переполненные глубокими интонациями.

[Источник: http://kakchto.com/]

Подведем итоги

Губная гармошка является популярным музыкальным инструментом, в котором звучание воспроизводится при помощи колебания пластинок, кои располагаются внутри инструмента.

Если вы желаете научиться играть на губной гармошке, то вы должны ознакомиться с основной техникой постановки губ и языка. Сперва стоит уделить внимание технике свиста, множество неопытных гармонистов стараются сразу исполнять 1-ну ноту, так как ее просто освоить, однако она ограничивающая.

Чтобы освоить технику свиста нужно сначала сжать свои губы как при свистке, а затем взять гармошку и сохранить это положение. Дальше выбрать 1 дырку в инструменте и после этого попытаться сфокусировать губы. Воздушный поток нужно устремить прямо через дыру. Если в результате вы услышите чистый поток звучания, то это 1-ый сигнал к тому, что ваши губы приняли правильное расположение.

Дальше идет техника U-блокировки. Чтобы выполнить данную технику необходимо свернуть свой язык так, чтобы была буква “U”, при этом 2 стороны языка должны блокировать крайние отверстия. Дальше возьмите гармошку в губы таким образом, чтобы были покрыты 3 дырочки.

Кончик языка нужно поместить в то отверстие, коим будете играть. Когда вы свернете язык нужным образом, то вы закроете 2 крайние дырки, при этом центральная дырочка должна быть открытой, а дальше совершите вдох и выдох. После воспроизведения чистого звука необходимо попытаться переместиться на иные.

Такие тренировочные упражнения помогут вам правильно исполнять мелодии вниз и вверх. Следующая техника, которую мы будем рассматривать – блокирование языком. Нужно применять губы и язык для того, чтобы изолировать отверстие.

Среди бывалых гармонистов данная техника является самой популярной, так как это достаточно легкий способ перехода с ноты на аккорд. Чтобы освоить данную технику вы должны взять в губы гармошку так, чтобы она была размещена как можно глубже, однако при этом должно быть свободное дыхание.

Нужно покрыть губами 4 дырочки и высунуть язык, отвести его в угол, чтобы он закрыл 3 крайних отверстия. Сделайте вход и выдох, воздух должен проходить через 1-но открытое отверстие. Если вам не удастся сделать чистый звук, то необходимо расслабить язык и попробовать еще раз.

Во всяком случае, есть различные пособия, которые могут последовательно изложить вам все обучение на данном музыкальном инструменте. Такие книги в основном содержат основы музыкальной теории, информацию про полезные принадлежности для губной гармошки и инструкцию по исполнению аккордов.

Также любой учебник имеет приложение (компакт-диск), в котором содержится обучение в видеоформате. Также на дисках имеются фонограммы и звуковые файлы, с помощью которых изученных материал усваивается намного лучше.

[Источник: http://znaikin.net/]

Поделиться статьей с друзьями!

Губная гармошка. С чего начинать?

Как вы можете заметить, наш самоучитель игры на губной гармошке не построен на жёсткой последовательности уроков (урок 1, урок 2 и т.д.), а предоставляет свободу обучения каждому пользователю. Тем не менее мы хотим вам порекомендовать такой порядок приобретения навыков, который, по нашему мнению и большому опыту преподавательской деятельности, является наиболее эффективным для тех, кто нацелен на овладение профессиональным уровнем мастерства в игре на губной гармошке.

В первую очередь мы рекомендуем ознакомиться с самыми главными правилами, которые больше всего будут влиять на ваше звучание, на ваш индивидуальный звук, и которые следует развивать на протяжении всего вашего освоения губной гармошки — это главные правила звукоизвлечения.

После этого мы рекомендуем закрепить эти навыки, поиграв интересные ритмы и научившись придумывать свои собственные классные ритмы на губной гармошке.

Следующим важным этапом в освоении инструмента является обучение игре на губной гармошке одиночными нотами. Именно этот навык позволит вам играть мелодии в абсолютно любом музыкальном стиле.

Лучше всего оттачивать одиночные ноты на известных композициях, разучивая и играя их под аккомпанемент.

Вышеупомянутые навыки звукоизвлечения и уверенной игры одиночными нотами являются, пожалуй, основными и самыми важными навыками игры на губной гармошке, которые желательно очень хорошо натренировать и закрепить на большом количестве композиций, и только потом переходить к следующим этапам развития мастерства.

Именно поэтому мы создали бесплатный 15-дневный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ», на котором мы помогаем всем желающим освоить эти навыки под пристальным присмотром команды преподавателей.

Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс "БЫСТРЫЙ СТАРТ"!

Подробное описание всех основных техник и приёмов, с детальными заданиями, упражнениями и аудиопримерами для развития каждого конкретного навыка находятся в меню слева (в левом сайдбаре) и упорядочены именно в том порядке, в каком мы рекомендуем заниматься и осваивать губную гармошку. 

Параллельно с развитием стабильной игры одиночными нотами вы можете также начать осваивать техники, приёмы и фишки, благодаря которым ваше исполнение композиций станет более разнообразным, красивым и интересным. Эти техники не обязательны для изучения, но именно они позволяют «вложить душу» в каждую композицию. Весь этот ряд техник можно назвать мелизмами. Мелизм — это мелодическое украшение звука.

И только когда вы уже уверенно играете одиночными нотами, мы рекомендуем переходить к изучению извлечения дополнительных нот на губной гармошке: бендам и овербендам. Именно благодаря этим техникам вы сможете разучить огромное количество композиций в различных музыкальных стилях, а также научиться играть и импровизировать в стиле блюз.

Более того, после изучения бендов и овербендов (техники, благодаря которым можно извлекать дополнительные ноты на губной гармошке) вам будет доступна уже абсолютно любая композиция в любом стиле музыки. К тому же вы сможете изучать риффы известных гармонистов, ритмы и разнообразные блюзы, которые мы регулярно публикуем в нашем бесплатном самоучителе.

А дальше важно продолжать развивать ваш индивидуальный звук, много играть, репетировать и выступать с другими музыкантами, и достигать своих личных целей в музыке.

А если Вы сторонник интенсивного обучения и готовы ежедневно заниматься, выполнять задания, прислушиваться к рекомендациям экспертов, получать индивидуальную обратную связь по каждому выполненному домашнему заданию — тогда приглашаем на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.

Удачи вам! У вас всё получится!

Уроки игры на губной гармошке: бесплатные обучающие видео для начинающих

Уроки игры на губной гармошке: бесплатные обучающие видео для начинающих

Губная гармоника – чемпион среди музыкальных инструментов по бюджетности, удобству и скорости обучения. Научиться играть на гармошке довольно просто. За один-два месяца музыканты приобретают способность извлекать приятные звуки, играть простые мелодии и даже импровизировать.


С чего начать занятия и как освоить базовую технику игры в домашних условиях – смотрите и учитесь с лучшими видео уроками на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.

 

Как научиться играть на губной гармошке

Начав обучение со знакомства с инструментом, новички могут увидеть перспективу собственного развития в музыкальном плане. Видеоурок для начинающих описывает устройство и типы инструмента, варианты звуков и мелодий. Ролик содержит рекомендации по выбору гармошки. Начинающие музыканты узнают несколько новых терминов и станут чуть ближе к миру музыки. 

Постановка рук, губ и дыхания

От техники игры зависит плотность, сила и красота звука, издаваемого инструментом. Важно научиться правильно держать гармонику в руках, приучить губы к нужной позиции и развить дыхание. Первый практический урок дает основы игры, предостерегает новичков от возможных технических ошибок и демонстрирует возможности инструмента. Автор видео показывает, как меняется звуковой эффект при разной постановке губ и рук.

 

 

Техника одиночного звука

Губная гармошка имеет десять отверстий, каждому из которых соответствует определенная нота. Обучение игре стоит начинать с умения «выдувать» нужные ноты на вдохе и выдохе. Для точного извлечения звуков нужно научиться четко дуть в одно отверстие. Секрет – в правильном расположении гармошки относительно губ. Профессиональный исполнитель Борис Плотников дает подробнейшую инструкцию для решения музыкальной задачи.  

Урок игры для начинающих

Нотная грамота для губной гармошки называется табулатурой или табами. Запись мелодии представляет набор цифр с указанием вдохов и выдохов с помощью знаков «+» и «–». Видеоурок научит читать табулатуру и исполнять простую мелодию «В траве сидел кузнечик». Благодаря используемым при объяснении схемам и графическим рисункам информация запоминается легко и быстро.

 

 

Упражнения на губной гармошке

Для обучения игре на любом инструменте существуют специальные упражнения: гаммы, арпеджио, аккорды. Губная гармошка имеет аналогичные возможности. Видеоурок содержит 6 упражнений для оттачивания исполнительской техники, тренировки координации, дыхания и мышц рта. Автор ролика дает полезные советы по правилам эксплуатации инструмента и технике безопасности. Занятия помогают развить музыкальный слух, улучшить дикцию и служат общеоздоровительной практикой.

Тренировка ритма

Сыграть мелодию на губной гармонике можно без владения техникой и знания нот. Сергей Сопко делится нестандартным подходом к исполнению музыки с помощью ритмического рисунка. Смысл заключается в извлечении задуманного ритма из инструмента. Сергей подробно останавливается на технике создания и тренировке ритма, демонстрирует примеры разных мелодий, дает упражнения для развития чувства ритма.

 

 

Учимся делать бенды

Бенды – дополнительные ноты без указания в базовом строе (табулатуре).  Повышение и понижение звука происходит без смены отверстия, с помощью определенных вокальных техник. Овладев приемом, можно заставить простую мелодию звучать более интересно. Видеозанятие с Михаилом Петровым поможет разобраться в тонкостях звукоизвлечения, натренировать гортань и связки для профессиональной игры.

 

Вибрато горлом и диафрагмой

Обучающий ролик о секретах игры на губной гармонике от Александра Братецкого оставляет за кадром общие вопросы и акцентирует внимание на артикуляционных и дыхательных техниках. Суть вибрато – в изменении физической характеристики звука. При диафрагмальном вибрато варьируется громкость, при горловом – тон. Видеоурок научит правильно выполнять оба элемента и использовать новую технику в игре.

 

 

Исполняем блюз

Обычно блюз состоит из повторяющихся музыкальных фраз. Для исполнения блюза необходимо выучить всего три музыкальных рисунка. Онлайн школа игры на губной гармошке предлагает новичкам подробный урок с объяснением техники игры каждого звука. Преподаватель учит брать плавные звуки, делать акценты, изображать трели и бенды.  

 

Чаггинг на губной гармонике

Техника «чаггинг» подразумевает имитацию звуков паровоза. Андрей Абатуров предлагает разобрать три разновидности паровоза разной степени сложности, от легкого до продвинутого. За кажущейся сложностью приема кроется особая исполнительская техника. Андрей подробно показывает каждое движение губами и руками, разбирает элементы дыхания, учит проговаривать нужные слоги одновременно с игрой.

Губная гармошка: советы и рекомендации

От простого к сложному

Будьте последовательны: продвинутыми музыкантами не рождаются, а становятся после долгих тренировок. Сначала освойте азы правильного дыхания, научитесь правильно извлекать чистые одиночные ноты на губной гармошке, потом переходите к бендам, играйте мелодии, а уже потом можно подходить к основам импровизации и сложным ритмам. Мастерство приходит незаметно.

Пусть игра на губной гармошке доставляет вам радость

Главный принцип музыкальной педагогики, как и медицины: «Не навреди!». Иногда избыток упражнений может вызвать утомление и неприязнь к инструменту. Лучше выучить одну вещь качественно, чем браться за несколько и испытать разочарование. Заканчивайте свое занятие тогда, когда вам еще хочется заниматься.

Берегите гармонику – и она ответит вам взаимностью

Губная гармошка не любит резких температурных перепадов и сырости. Рекомендуется перед игрой нагреть гармонику в руках до температуры человеческого тела. Для продления жизни гармошки нужно ее носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Время от времени инструмент необходимо вытряхивать, удаляя накопившуюся слюну и частички грязи. Тогда она долго будет радовать вас своим звучанием.

Занимайтесь на своей гармонике регулярно

Старайтесь каждый день уделять внимание игре на гармонике, хотя бы по 15 минут. Редкие, но продолжительные занятия принесут меньше пользы.

Руки – рабочий инструмент каждого гармониста

Начинающим рекомендуется играть с открытыми ладонями. Но исполнители с опытом должны знать, что тембр губной гармошки во многом зависит от объема камеры, которую вы создаете ладонями. Желательно плотно сжимать ладони, создавая препятствие для воздуха. Попеременно открывая и закрывая камеру, вы создаете эффект тремоло, применяемый к длинным нотам, особенно в конце музыкальных фраз. Также интересен квакающий звук (вау-вау), получающийся при изменении положения рук.

Не звучит второе отверстие на вдох? Вы не один!

Начинающим часто тяжело на вдохе извлекать звук из второго отверстия губной гармошки. Объяснение этому — неправильное дыхание. Часто доходит до смешных случаев, когда человек приносит губную гармошку обратно в магазин и требует ее заменить… Прямо в магазине пробует другие гармоники и тут оказывается, что буквально все гармоники «какие-то бракованные».

Совет: чтобы убедиться, что с гармоникой всё в порядке, сыграйте ноту на втором отверстии, одновременно вдыхая также и носом. Заиграла? О чудо! Но чтобы все-таки научиться правильно дышать, а это чуть ли не самое главное в игре на губной гармонике, над этим надо будет поработать.

Губная гармошка требует уважения

Играть на гармошке необходимо по возможности стоя. Только так можно дышать правильно: выпрямиться, расправить плечи, расслабить тело и дать поработать диафрагме.

Работайте над бендами на губной гармошке

Определенные сложности могут возникнуть при исполнении промежуточных бендов на втором и третьем отверстиях. Звук может стать глухим и сиплым. Ищите оптимальное положение языка, которое заставит бенды звучать сочнее и выразительнее.

Развивайте чувство ритма

Наличие природного чувства ритма – это неплохо, но от работы над ритмическим рисунком произведения это вас не освобождает. В этом вам поможет обычный метроном. Аналоги метронома, кстати, легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, осваивайте сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.

Нужно продуманно распределять нагрузку

Оптимального результата можно добиться, если грамотно прилагать усилия к музыкальным занятиям на губной гармошке: репетировать упорно, но с перерывами, не доводя себя до изнеможения. Иначе гармоника может быстро надоесть начинающему гармонисту. Мгновенных успехов ожидать не стоит: все музыкальные инструменты требуют от нас терпения и регулярных занятий. Получайте удовольствие от игры – это поможет вам достичь совершенства.

Губная гармошка. Всегда под рукой.

Губная гармоника достаточно удобна, чтобы носить ее с собой постоянно. Тренироваться можно в любую свободную минутку: вы будете прогрессировать на глазах и через несколько месяцев не узнаете себя.

Музыка ищет слушателя

После нескольких недель занятий на губной гармошке, когда вы уже справляетесь с несколькими несложными произведениями, попробуйте сыграть там, где есть люди: на крылечке перед домом или в городском парке. Так вы постепенно приучите себя не бояться публичных выступлений и подготовитесь к своему первому выступлению.

Не гонитесь за количеством в ущерб качеству

Лучше знать всего несколько мелодий, но исполнять их хорошо, чем десяток – посредственно.

Добивайтесь красивого звучания

Работайте над техникой с самого начала занятий. Осваивайте бенды – приемы понижения звука, используйте их грамотно и уместно. Это самый технически сложный прием игры, на изучение которого могут уйти месяцы: помните о терпении.

Старайтесь держать губную гармонику глубже во рту

Губы не прижимают к гармошке, а плотно обхватывают ее. При этом соприкасается с инструментом только внутренняя, влажная поверхность губ. Сначала это покажется сложным, но вскоре вы научитесь играть одиночные ноты, держа гармошку глубоко во рту. Чем глубже вы обхватываете губную гармошку, тем лучше и «мясистее» ее звук.

Совершенствуйте свою технику

Один из хороших способов развивать свое мастерство игры на губной гармошке – регулярно играть гаммы в разных позициях (тональностях), а также различные упражнения.

Избегайте ошибок в исполнении

При регулярном повторении одной и той же ошибки ваша мышечная и, связанная с ней моторная память, запоминает неправильную информацию, и исправиться потом будет достаточно сложно. Поэтому старайтесь играть на губной гармошке в медленном темпе, но правильно, так мышцы запомнят верную позицию и качество вашей игры улучшится.

Развивайте музыкальную память

Если вы начали разучивать мелодию по табам или нотам, постарайтесь в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Играйте по памяти, вкладывайте душу в это произведение. Пусть не с первого раза, но обязательно должно получиться. Одновременно будет развиваться музыкальный слух, и с каждым разом запоминать фразы будет все легче.

Напевая мелодию, вы запоминаете ее

Еще один способ облегчить запоминание – пропеть или просвистеть мелодию, протопать или прохлопать ритм. Если не получается, тренируйтесь еще.

Импровизация – следующая ступень мастерства

Вы уже научились быстро запоминать мелодию, теперь пришло время разнообразить ее, добавляя импровизацию. Прочтите статью «Как играть блюз на губной гармошке» и… главное, чтобы результат вам нравился.

Оригинальная манера игры и точное звучание

Главное для мастера – хорошее чувство ритма и качественный звук. Свою индивидуальность вы можете проявлять в вариациях на тему мелодии, но звучание должно быть безупречным.

Найдите образцы для подражания

Игра виртуозов – лучший учебник для начинающих исполнителей. Носите с собой не только гармошку, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их, когда позволяют обстоятельства.

Композиции для гармоники – не только блюз

Многие музыканты, как правило, используют гармонику для исполнения блюзовых мелодий. Однако блюз – далеко не единственное поле для применения губной гармошки. Есть и другие направления: джаз, классика, рок, бардовская песня, даже попса, русская, немецкая, ирландская, скандинавская народная музыка – выбор огромен. Расширение репертуара поможет вам в полной мере овладеть техникой игры на этом инструменте. Кроме того, у вас могут появиться новые поклонники.

Есть и другие инструменты

Для более глубокого понимания природы музыки попробуйте овладеть еще одним инструментом. Лучше всего подойдет гитара, ведь она часто сопровождает выступление гармониста. Профессиональной игры не требуется, достаточно научиться играть для собственного удовольствия. В дальнейшем это поможет вам лучше взаимодействовать с партнерами-музыкантами.

Объединяйте фразы на губной гармошке

Короткие мелодические фразы повторяются, объединяясь в более длинные. Не стесняйтесь вставлять собственные мелодии, запоминайте то, что получилось, и продолжайте играть в измененном виде.

Губная гармоника любит компанию

Соло на гармошке звучит замечательно, но действительно раскрыть ее потенциал можно только в сопровождении других инструментов. Обычно это гитара. Примечательно, что из двух не очень умелых музыкантов может получиться неплохой дуэт: совместные репетиции служат отличным стимулом для работы над техникой.

Управляйте динамикой звука

Если начинающие стремятся к максимальной громкости и четкости звука, то более опытные музыканты стараются добиться ясности звучания при тихой игре. Варьирование громкости способствует раскрытию потенциала инструмента. Работа с ритмом и звуковой динамикой – задача на перспективу для совершенствующегося исполнителя.

Учитесь играть в коллективе

Вы уже неплохо играете и импровизируете, и вот результат: вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в группе проходит по особым правилам: нужно ждать момента, когда можно солировать, не перебивая других. Признак мастерства гармониста, выступающего в ансамбле, заключается в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже в стороне не останетесь.

Обсуждайте свою игру с коллегами

Старайтесь прослушивать записи своей игры в ансамбле, составлять собственное мнение, а потом просите высказаться других музыкантов. Эта практика поможет вам осознать свою роль в ансамбле: солируете вы, выступаете в промежутке между вокальными фразами или исполняете проигрыши. Правильно понятые критические замечания только способствуют самосовершенствованию.

Самоучитель губной гармошки.

 D`аnna » 11 май 2010 17:51

К сожалению, до недавнего времени научиться играть на губной гармошке (выражаясь более "по-научному" губной гармонике) было не лёгким делом. Ведь этот удобный, компактный, карманный инструмент, хоть и не представляет собой редкость, но встречается крайне редко, да и то в определённых кругах музыкальных меломанов. Губная гармошка для начинающих и не только. источник: http://www.harpis.ru Обладая интересным и никогда не стареющим звуком, который прекрасно сочетается с звучанием гитары и др. инструментов + маленький размер и способность взять её куда захочешь, будь то выступление на акустическом вечере или отдых в лесу - это и придаёт губной гармошке всё большую популярность. Причём она доступна как для музыкантов, так и для людей далёких от нотной грамматики и музыкального образования. Безусловно, те кто уже что-то понимает и дружит с нотами намного проще освоить этот инструмент, но как я говорил это не помеха для начинающих, которые действительно захотели освоить губную гармошку. Повторюсь, ЗАХОТЕЛИ освоить губную гармошку, ведь это даже такой на первый взгляд не сложный инструмент требует усилий и тренировок, конечно значительно меньших в сравнении с гитарой, пианино, не говоря о других инструментах. Если вы всерьёз решили покорить губную гармошку или просто узнать о ней как можно больше, то, пожалуй , этот сайт оптимальное для этого решение. Здесь вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы и с нуля научиться игре на этом инструменте. Всё зависит только от вас… Урок 1. Первые звуки. Начинающему сложно на первых порах извлечь чистую одиночную ноту. Поэтому лучше начать с извлечения аккордов. Итак, поднесите губную гармошку ко рту так, чтобы ваши губу перекрыли, 4-ое, 5-ое и 6-ое отверстия (см.рис1.). Сделайте выдох. Таким образом прозвучал ваш первый аккорд состоящий из 3-ёх нот. Обозначим его: № 1 Давайте проделаем аналогичное с 5-ым, 6-ым, 7-ым отверстиями (см.рис.2). Опять прозвучали 3 ноты. Это ваш второй аккорд.  Выполним упражнения на рисунке №3. Итак:

ВЛОЖЕНИЯ

первый аккорд

yrok1-1.jpg (32.75 Кб) Просмотров: 204561

Второй аккорд

yrok1-2.jpg (32.3 Кб) Просмотров: 204561

Упражнение ... цифры в кружках обозначение аккордов.

yrok1-3.jpg (78.59 Кб) Просмотров: 204561

Последний раз редактировалось D`аnna 11 май 2010 19:00, всего редактировалось 1 раз.

D`аnna

 

Вернуться к началу

Re: Самоучитель губной гармошки.

 D`аnna » 11 май 2010 17:54

Сейчас задачу немножко усложним, добавим третий аккорд. Выполним упражнения. Доведите эти простейшие упражнения до автоматизма, а только потом приступайте ко второму уроку.

ВЛОЖЕНИЯ

третий аккорд

yrok1-4.jpg (33.49 Кб) Просмотров: 204561

упражнение на три аккорда

yrok1-6.jpg (84.87 Кб) Просмотров: 204561

D`аnna

 

Вернуться к началу

Урок 2. Учимся извлекать одну ноту.

 D`аnna » 11 май 2010 18:02

Урок 2. Учимся извлекать одну ноту. На 1-ом уроке мы рассмотрели принципы аккордовой игры на губной гармошке. Аккорды конечно хорошо. Но сейчас задача усложняется, нужно извлечь одну ноту. Да, да - одну ноту! А что вы думали? Моя задача сделать из вас добротного музыканта, а не любителя-недоучку. Кем вы станете и чего достигнете в дальнейшем, зависит только от вас и вашей настойчивости. Итак. Всего существует 3 способа извлечения одной (отдельной) ноты: 1. Метод свистка (объясню проще - "губу трубочкой"). 2. Метод под названием "блокирования языком" (при извлечении аккорда одно из отверстий закрывается языком). 3. Метод "язык трубочкой" (нужно свернуть язык трубочкой и расположить его напротив одиночного отверстия из которого планируется извлечение звука). Начнём с наиболее простого и доступного метода. Сперва сосредоточимся на 1-ом способе. 2-ой метод тоже нужно освоить, но коснемся его чуть позже. Что касается метода под номер 3, то он доступен не каждому, т.к. необходимо иметь определённые физиологические особенности организма, которые встречаются примерно у 50-70% людей. Переводя на более простой язык - не смотря на любые усилия, не каждый сможет физически вернуть язык в форму трубочки. Обобщая 2-ой и 3-ий метод, стоит обратить внимание на то, что эти способы основаны на использовании языка и начинающему сложнее освоить при таком звукоизвлечении приём "бэнд". Чтобы получить представление об одиночном звуке, поступим следующим образом: выберите любое отверстие, например 4-ое, а 3-ье и 5-ое закройте указательными пальцами рук и сильно дуньте. Если ваши пальцы плотно закрывают отверстия губной гармошки, то у вас получиться чистая одиночная нота, звучащая на выдохе из 4-ого отверстия. В случае, если пальцы не слушаются, то чем-нибудь (например, скотчем) заклейте нужные отверстия. Проделав выше описанные процедуры, вы чётко уясните, как должна звучать одиночные ноты Всё конечно хорошо, но извлекать их вам придётся без помощи пальцев и скотча. Извлечение одиночной ноты усложняется формой губ человека (горизонтальная замкнутость). Губы не позволяют просто и без проблем извлекать одиночные ноты. Поэтому нужно опустить нижнюю челюсть, втянуть щёки и сложить губы так, что они по своей форме стали напоминать маленький овал или круг. Если сразу не получается, то можете помочь себе, сжав пальцами уголки рта. Именно такой формы вы должны добиться (см. фото №1). Данное упражнения желательно выполнять на первых порах перед зеркалом и без гармошки - это поможет вам видеть результаты ваших стараний. Приняв нужное положение губ, поднесите губную гармошку. Следите, чтобы щель между губами не увеличивалась. Гармошка должна располагаться между губами, а не перед ними, по-другому никак. Попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-ое отверстие. (см.фото №2). Если в этом случае у вас не получиться одиночная нота, то попробуйте прижать уголки губ пальцами (см. фото№3). Постарайтесь зафиксировать и сохранить это положение без помощи пальцев. Как правило, то упражнение у обычного среднестатистического человека занимает по большей мере пару недель. Так что думаю у вас всё получиться. Когда у вас уже начнётся получаться извлечение одиночной ноты, то повторяйте её до тех пор, пока ваши губы не ослабнут. Старайтесь сохранять правильное положение. Это упражнение нужно повторять многократно и в медленном темпе, пока не выработается необходимая правильная мышечная память.

ВЛОЖЕНИЯ

фото№1

yrok2-1.jpg (75.77 Кб) Просмотров: 204560

Фото №2

yrok2-2.jpg (48.98 Кб) Просмотров: 204560

фото №3

yrok2-3.jpg (48.87 Кб) Просмотров: 204560

D`аnna

 

Вернуться к началу

Начальные сведения для начинающих играть на губной гармошке: как научиться игре

Какой есть маленький и компактный музыкальный инструмент, который можно прихватить с собой в любое путешествие или на встречу с друзьями? Конечно, губная гармошка. Освоить игру на этом музыкальном инструменте и стать харпером, а именно так называют музыканта играющего на губной гармонике, может каждый. Надо проявить терпение, внимание и освободить немного времени для упражнений.

История создания губной гармошки

Изобретение этого компактного инструмента принадлежит Христиану Баушману. В 1821 году человек, далекий от музыки, — немецкий часовщик Х. Ф. Л. Баушман — изобретает музыкальный инструмент и дает ему название аура. Аура состояла из железной пластины с пятнадцатью отверстиями, которые закрывались стальными язычками. Свое изобретение мастер использует как камертон. Извлечь звук из ауры можно было только на выдохе, ноты располагались в хроматическом порядке. В дальнейшем ауру стали дорабатывать другие мастера, и появилась губная гармошка.

Основное конструкторское решение в изготовление инструмента внес некий мастер Рихтер. Он сделал гармонику с десятью отверстиями и двадцатью язычками для игры на вдохе и на выдохе. Именно в таком виде инструмент получил свое название mundgarmonika (духовой орган). Настройка гармоники производилась с использованием диатонического звукоряда.

Большой вклад в развитие гармоники внесла фирма «Хонер». Бизнесмен и предприниматель Матиас Хонер стал крупнейшим производителем губных гармошек в 1857 году. Именно в этой фирме появилась хроматическая губная гармоника, что позволило значительно расширить музыкальный репертуар.

Этот музыкальный инструмент относится к большой семье аэрофонов. В эту группу входит большое количество духовых инструментов, а также аккордеон и гармонь:

  • флейта;
  • блокфлейта;
  • кларнет;
  • саксофон;
  • гобой;
  • фагот;
  • духовые органы;
  • аккордеон и гармонь.

Видеоурок для начинающих.

Виды губных гармошек

Инструмент губная гармоника представляет собой две пластинки, оснащенные язычками. Первая пластинка работает на выдохе, вторая на вдохе. Пластинки помещены в корпус, который закрывается двумя накладками. На каждой пластине делают прорези разной длины, над ними крепятся язычки соответствующего размера. При вдохе или выдохе, воздух проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Таким образом, из инструмента извлекается звук.

Губные гармошки бывают двух видов:

  • Диатонические - не имеют полутонов. Игру на них можно сравнить с игрой на белых клавишах рояля.
  • Хроматические - позволяют извлекать полутона. Такие гармоники бывают двух видов: соло и аккомпанемент. Для игры соло используют инструмент, снабженный слайдером, при нажатии на который извлекаются полутона. Для аккомпанемента используют басовые гармоники.

Как освоить губную гармонику - смотрите видео.

Как научиться играть на губной гармошке

Прежде всего, надо выбрать подходящий инструмент. Для начинающих подойдут гармоники с тональностью С-мажор, диатонического звукоряда с десятью отверстиями. Чаще всего для того чтобы научится играть, выбирают гармонику фирмы Honer Marine Band, но можно воспользоваться инструментами других фирм.

Чтобы оценить свою игру и видеть прогресс от занятий, нужно иметь какое-либо звукозаписывающее устройство, например, диктофон или видеокамеру.

Учится играть лучше перед зеркалом. Зеркало поможет оценить правильность исполнения, например, при игре надо двигать инструмент, а не голову.

Для достижения хороших результатов от занятий надо запастись терпением и временем. Лучше заниматься недолго, но регулярно, чтобы не терять приобретенный навык.

Знакомство с инструментом - в этом видео.

Первые шаги в игре

Для начала нужно правильно взять инструмент в руки. Для этого цифры, которые находятся над отверстиями, должны быть расположены к учащемуся. В этом случае низкие ноты будут справа, а высокие — слева. Если дунуть в любые три отверстия губной гармошки одновременно, то получится аккорд до мажор.

При игре на гармонике С-мажор в основном используется выдох, это называется игрой первой позиции или «прямой гармошкой». Такая игра подходит для простых мелодий и для исполнения музыки в стиле фолк. Таким образом, под любую мажорную мелодию можно импровизировать на гармонике, не выходя за средние отверстия, но обязательным условием будет правильная тональность инструмента.

Для мелодий в стиле блюз необходимо освоить игру во второй позиции или «перекрестной гармошкой». При второй позиции ноты надо брать в основном на вдохе, используя первые пять отверстий на инструменте. В результате этого приема гармоника играет не в своей тональности, а на квинту выше. То есть, если гармоника настроена в тональности С-мажор, то при второй позиции игры получается тональность G -мажор.

Необходимо запомнить следующие:

  1. Первая позиция «прямая гармошка» — играть в основном на выдохе, на средних отверстиях инструмента. Этот прием используют для создания импровизаций в стиле фолк.
  2. Вторая позиция «перекрестная гармошка» — играть в основном на вдохе, на первых пяти отверстиях инструмента. Этот прием используют для импровизаций в стиле блюз.

Для того чтобы освоить игру по нотам, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Проще всего начинать обучение с извлечения аккорда:

  1. Надо поднести гармошку ко рту таким образом, чтобы между губами оказались четвертое, пятое и шестое отверстия, и сделать выдох; получится аккорд из трех нот — это первый аккорд № 1.
  2. Чтобы получить второй аккорд, надо, чтобы между губами оказались отверстия пять, шесть и семь. Опять сделать выдох, и получается второй аккорд № 2 из трех нот.
  3. Третий аккорд — это второе, третье и четвертое отверстия губной гармоники. Поднести гармошку к губам и сделать выдох — в результате получился третий аккорд № 3.

Освоив эти три аккорда по очереди, можно приступать к упражнениям:

  • № 1, № 1, № 2.
  • № 2, № 2, № 2.
  • № 1, № 2, пауза, № 1.
  • № 1, № 2, № 2, № 1. № 2, № 2,№ 1 пауза. № 1,№ 2, № 2, № 1. № 2,№ 2,№ 1.
  • № 3, пауза, № 3, № 1. № 3, пауза, № 3. № 2, пауза,№ 1. № 3,№ 1,№ 2.

После того как запомнятся аккорды, можно переходить к дальнейшему обучению.

Видео

Этот видеурок будет особенно полезен тем, кто только приступает к осваиванию инструмента.

5 шагов к мастерству игры на губной гармошке

1. Поставьте конкретную цель.
Сформулируйте чёткую цель и пошагово приступайте к её достижению.

2. Занимайтесь регулярно.
Ключ к успеху — в создании привычки регулярных занятий.

3. Каждый навык доводите до автоматизма.
Отрабатывайте каждый простой навык до автоматизма и только потом переходите к более сложным навыкам.

4. Главное внимание главным навыкам.
Сконцентрируйтесь на освоении и постоянном совершенствовании самых главных навыков: красивое звукоизвлечение, игра одиночными нотами, хороший контроль над бендами.

5. Закрепляйте каждый навык на композициях.
Используйте выученные и отработанные навыки игры непосредственно в контексте исполнения композиций.

Больше на сайте нашего самоучителя:

  • Интервью с Китом Данном (Keith Dunn)
  • Эффекты вау-вау и тремоло на губной гармошке
  • Как играть блюз на губной гармошке
  • Табы для губной гармошки. ТОП5 самых популярных композиций
  • Как привить полезную привычку
  • Два вида практики. Как заниматься максимально эффективно
  • Лечебные свойства губной гармошки
  • Трель на губной гармошке

Как научиться играть на губной гармошке — FURFUR

В Москву вернулась дождливая погода, а вместе с ней и тоска с унынием. Но даже тосковать нужно уметь. Спасение — в инструменте, во все времена отражавшем настоящую мужскую печаль: губной гармошке. Мы выяснили несколько основных приемов и правил для начинающих и решили поделиться ими с читателями. Уверены, теперь у вас не будет вопросов, как коротать время в вагоне грузового поезда по дороге на юг.

 

Проще всего начать с классической блюзовой гармошки с десятью отверстиями. Поднесите губы к отверстиям, сделайте плавный выдох или вдох. Печальный звук, который вы услышите, станет вашим первым шагом в овладении инструментом. Конечно, до высшего пилотажа вам еще далеко, но не забывайте, что даже Сонни Бой Уильямс когда-то учился.

 

 

Первое серьезное препятствие — научиться извлекать одиночные ноты. Самый простой способ — поднести губы к любому отверстию и закрыть все остальные пальцами рук. Если вы прижмете достаточно плотно, на выходе у вас получится та самая одиночная нота. Второй способ более сложный и требует определенной сноровки: для этого сложите губы трубочкой и поднесите к гармошке. Если одиночная нота не получается, попробуйте надавить на уголки губ пальцами.

 

 

Чередование нот двух соседних отверстий гармошки. Прием достаточно простой и выполняется энергичным горизонтальным покачиванием головы. Главное помнить основное правило: двигать нужно головой, а не самой гармошкой.

 

 

Глиссандо, или попросту скольжение от одного звук к другому, — простой и эффектный прием, чтобы закончить композицию и вмиг почувствовать себя первоклассным блюзменом. Выберите ноту, с которой хотите начать глиссандо, и на одном вдохе или выдохе проведите резко гармошку на несколько отверстий влево или вправо. Должен получиться непрерывный плавный звук. Одна из вариаций глиссандо — дроп-офф, когда гармошку протягивают до самого ее конца.

 

 

Звуковой эффект, который достигается за счет размыкания и смыкания ладоней на задней части гармошки. Если ладони сомкнуты — звук более глухой и тихий. С открытыми — наоборот, звонкий и громкий. Извлекать звуки теперь нужно стараться максимально громко, иначе эффекта тремоло вы не почувствуете. Возьмите гармошку в левую руку, между указательным и большим пальцем, как можно ближе к ее задней части. Пальцы правой руки плотно сомкните и расположите ее так, чтобы основания ладоней совпадали. При извлечении ноты попробуйте слегка отклонить ладонь назад, и вы услышите небольшое изменение звука. Это и есть тремоло.

 

 

Прием, позволяющий повысить или понизить высоту ноты. При обычной игре направление потока воздуха параллельно накладке, но если направить поток немного под уголом, давление идет на язычок, что позволяет повысить или понизить ноту. Бенд — один из самых трудных приемов в игре, так что тут стоит сразу подготовиться к долгим тренировкам. Но не отчаивайтесь и работайте над собой, ведь борьба с тоской и унынием требует определенных жертв.

 

Как заниматься, играя гаммы на губной гармонике

В данном разделе самоучителя по губной гармонике мы представим различные гаммы для всех позиций на губной гармошке. Не секрет, что даже простое механическое оттачивание гамм повышает мастерство и легкость при игре на губной гармонике, впрочем, как и на любом музыкальном инструменте. «Гоняя» гаммы и другие упражнения, вы, фактически, доводите до автоматизма «ходы» и части фраз, которые впоследствии начнете осознанно, а чаще даже, неосознанно использовать в своих импровизациях. Если вы достигли определенного уровня мастерства игры на губной гармонике и зависли на каком-то уровне, не знаете как дальше развиваться, в каком направлении двигаться — посвятите некоторое время игре гамм и различных упражнений на губной гармонике. Это никогда не будет лишним.

Чтобы игра гамм приносила удовольствие, не казалась слишком нудной и вы искренне получали удовлетворение от повышения своего мастерства — ставьте себе конкретные цели и задачи, оттачивая каждую из гамм, а при достижении каждой, пусть даже простой цели, поощряйте себя.

Такие задачи могут относиться, например, к:

  • плавности (научиться максимально плавно перемещаться на губной гармонике между нотами гаммы).
  • скорости (например, научиться играть ту или иную гамму на скорости 100 ударов в минуту под метроном).
  • чистоты звучания каждой ноты гаммы на губной гармошке.
  • общего повышения качества вашего личного звука во время игры на губной гармонике.
  • динамики звука и выделения сильных долей (тут можно, например, каждую вторую, третью или четвертую ноту играть громче, чем все остальные) — это отличное упражнение для продвинутых.

Со временем вы будете благодарны сами себе, что посвятили часть времени на игру гамм и упражнений, так как результат начнет проявляться в самых желаемых контекстах: во время импровизации на концертах или джемах, особенно, когда вы будете отключать голову и полностью отдаваться музыке, такие состояния еще можно назвать известной фразой «и тут Остапа понесло» (в хорошем значении этой фразы). Именно в такие моменты начинают проскальзывать, казалось бы, неестественные для вас «ходы» и фразы на губной гармошке — а всё благодаря игре гамм и упражнений.

Играйте, упражняйтесь, повышайте мастерство — совершенству нет предела!

Упражнение на губной гармошке 135, 246, 357

Это упражнение можно считать продолжением упражнения «LeapFrog», только более продвинутым. Но приступать к нему не обязательно только тогда, когда вы уже одолеете «LeapFrog» — вы можете начать его играть, параллельно отрабатывая и «LeapFrog» и «1234, 2345, 3456…».

Данное упражнение на губной гармошке, как и предыдущие два упражнения также рекомендовано лучшим губным гармонистом Ховардом Леви.

Как и в предыдущих статьях, мы распишем данное упражнение на примере гаммы до-мажор, но еще раз подчеркнем, что точно по такой же схеме стоит заниматься и со всеми остальными мажорными гаммами. Все мажорные гаммы вы сможете найти в статье нашего Самоучителя игры на губной гармошке «Мажорные и минорные гаммы во всех тональностях».

Гамма до-мажор и схема того, как делается данное упражнение.

А вот и само упражнение для губной гармоники


Смотрите также