Как научиться играть на гармони с нуля в домашних условиях


Самостоятельное обучение игре на гармошке

21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять  музыку на этом инструменте.

Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.

Первый способ – обучение «с рук»

На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.

В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.

Посмотрите видео-урок Павла Уханова:

Второй способ – традиционный

Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!

Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!

Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.

Правила начинающего гармониста

  1. Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
  2. Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
  3. Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
  4. Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
  5. Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
  6. Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
  7. Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать  музыкальные фразы.

Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!

Автор – Любовь Ворожейкина



music-education.ru

Золотые правила для начинающих обучение игре на гармони

Для начала хочу сказать, что эти правила-для начинающих, и я их никому не навязываю и не заставляю их безукоризненно исполнять, но, прежде чем игнорировать их, помните: они основаны на моем личном опыте самостоятельного обучения игре на гармони и помогут вам избежать многих проблем и закрепления неправильных навыков (переучиваться потом, ох, как тяжело! Знаю по себе…).


А начинал я, не имея в своем распоряжении ни самоучителей(они появились у меня гораздо позже), ни наставников. Только дедушка-гармонист помог мне немного. Почему немного? Потому что живет он далеко и видимся мы не часто. Но, именно благодаря ему, еще до появления у меня осознанного интереса к этому замечательному инструменту, я получил некоторые базовые навыки для дальнейшего обучения  игре на гармони (такие, как соединение левой и правой рук и ведение меха). Поэтому я и решил написать  правила для начинающих гармонистов,призванные несколько облегчить им задачу.

Я не считаю этот список совершенно законченным и абсолютно верным, но вы можете что-то добавить от себя в комментариях и я внесу эти изменения в статью, если посчитаю их полезными.

Итак, приступим.

Использовать минимум по четыре пальца в каждой руке при игре

С самого начала обучения учиться использовать, как минимум,4 пальца в правой руке и 3 пальца(но лучше,всё-таки, применять сразу 4) — в левой, если вы не хотите,чтобы ваша игра на басах была, всего лишь, монотонным чередованием «бас-аккорд». Перебор на одних басах, без аккордов, вы вряд ли  сможете исполнить, если будете играть в левой клавиатуре только двумя пальцами-не хватит растяжки. Кто-то может сказать, » а мне этот выпендрёж и не нужен», но, поверьте, это только сейчас вам так кажется, а потом ваши требования к своему уровню исполнительского мастерства, как гармониста, непременно вырастут, а нужных технических навыков, увы, не будет…

Правильная «смена меха»

Смену направления движения меха производить в паузах между звуками. Не менять направление во время звучания одного звука. Здесь нужна небольшая оговорка: в традиционной игре довольно часто применяется прием, когда два одинаковых звука, звучащие подряд, извлекаются путем смены направления движения меха на одном, длинном звуке. Но делается это осознанно, а не в результате ошибки. Ещё одно правило: не растягивать и не сжимать меха до упора во время игры на гармони.Это приведет к ненужным паузам и задержкам в крайних положениях.

Аккорд короче баса

При игре левой рукой, в паре «бас-аккорд» аккорд в большинстве случаев  должен звучать короче баса(по длительности): при игре в быстром темпе палец как бы отскакивает от кнопки, едва нажав её.

Не нажимать одним пальцем две кнопки подряд

Ещё только начиная обучение игре на гармони крайне желательно приучить себя НЕ нажимать  две кнопки подряд одним и тем же пальцем. Это допустимо  только в  случаях, когда невозможно этого избежать.

Записывайте свою игру на аудио и видео

Если нет наставника,который мог бы  контролировать ход обучения, советую делать аудио или видеозаписи своей игры и просматривать(прослушивать) их: со стороны все ошибки видны гораздо лучше и у вас сложится более точное представление о своем уровне, как начинающего гармониста, и о том,что вам нужно изменить и улучшить. Многие начинающие гармонисты испытывают сильное разочарование,впервые увидев и услышав себя со стороны. Это нормально. И это должно стать для вас толчком для дальнейшего совершенствования, а не поводом сложить руки и забросить обучение. Я, например, был в шоке, когда, записав себя на видео, увидел совершенно неконтролируемую мимику: моё лицо, словно свело судорогой и рот дёргался из стороны в сторону. Но, со временем, это почти полностью прошло без всяких усилий с моей стороны (но лучше знать об этом заранее).

Лучше медленно,но уверенно

Не суетиться и не пытаться прыгнуть выше головы: разучивать мелодии сначала в очень медленном темпе. А когда будете уверенно играть их, прибавляйте скорость. Лучше сыграть медленно, но уверено,чем торопиться, постоянно сбиваться и промахиваться мимо клавиш.

Не утомлять себя игрой на гармони

Не переутомлять себя занятиями. Если чувствуешь,что устал и ничего не получается-сделай перерыв(может даже несколько дней), пока снова не появится желание заниматься. По своему опыту знаю, что после некоторого перерыва в игре на гармони, то, что раньше не получалось, играется гораздо увереннее. Хотя есть и обратные утверждения, но это, скорее, касается людей преклонного возраста, которые имеют некоторые проблемы с подвижностью суставов.

Нет волшебного секрета

Не надеяться, что существует какое-либо правило или секрет, которое позволит разом решить все проблемы в обучении игре на гармони и за пару дней научиться шикарно играть. Главное правило-упорство и трудолюбие. Чем больше занимаешься, тем больше отдача.

Слушать и изучать игру других гармонистов

Развивать слух: подбирать любимые мелодии, как можно больше слушать других гармонистов(хоть в записи, хоть вживую,при возможности) и изучать их игру, понимать саму суть, а не пытаться скопировать чужую игру «нота в ноту».

Будьте гармонистом

И последнее. Будьте ГАРМОНИСТОМ, а не просто музыкантом с гармонью в руках, любите и играйте музыку, характерную именно для гармони, а не ту, которая и так слышится на каждом углу и из каждой проезжающей машины. Я бы, всё-таки, настоял на этом пункте.

Искренне желаю всем успехов в обучении игре на гармони!

P.S. Всё, сказанное выше, касается, в основном, гармони-хромки, хотя применимо, наверное, и для других разновидностей гармони.

Сергей Акимов
Фото: Елена Васильева

poigarmonika.ru

Научиться играть на гармони - быстро и просто. Школа К. Иванина

Наша Школа создана для того, чтобы каждый желающий мог самостоятельно научиться играть на гармони – быстро и просто!


В чём предназначение “Школы народной игры на гармони”?

Вносить свой вклад в сохранение разумности, доброты и душевности нашего мира,

предоставляя всем желающим возможность быстрого, простого и понятного освоения народной игры на гармони и других музыкальных инструментах


Кто такой Константин Иванин?

Константин Иванин — автор методики и создатель школы.
Гармонист-любитель, самоучка.

1974 г.р. Родился и живёт до сих пор в г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области.

Дипломированный:
филолог, инженер, экономист, учитель.

Профессиональная специализация: анализ и моделирование систем (преимущественно технологических и экономических).

Хобби на протяжении более 30 лет: народная культура (рукопашный бой, музыка, пляска, пение).

Последние 20 лет в качестве хобби – инструктор по рукопашному бою, народной пляске и игре на гармони.

К. Иванин достаточно широко известен среди гармонистов России и зарубежья благодаря выпущенной им серии видео-уроков по обучению игре на гармони.

(Более 9 тысяч подписчиков на канале Youtube. Порядка 200 обучающих видео — общей продолжительностью более 80ти часов).

Отзывы пользователей методике, разработанной Константином, Вы можете прочитать на этих каналах.

А также на странчке Школы,
И в статье “Отзывы”,размещённой в группе Школы Вконтакте.


Как, зачем и почему возникла эта школа?

В детстве у меня была мечта: научиться играть на гармони.

Потом эта мечта сбылась: я достиг именно того уровня игры, о котором мечтал. Которого хотел достичь. Не выше. Но и не ниже.

Я не стал лучшим гармонистом в России, не стал виртуозом. Потому что я мечтал не об этом…

Но я стал человеком, который может в любой уместной ситуации достать гармонь, и сыграть людям под пляску, либо спеть с друзьями и роднёй любимые песни, причём даже и без подготовки.

Именно об этом я мечтал. И именно этому могу научить Вас, если наши мечты схожи.

Процесс воплощения этой мечты был в чистом виде экспериментом длиной примерно в 10 лет.

Суть этого эксперимента сводилась к тому, чтобы научиться играть на гармони, вытаскивая знания «из нутра», а не из внешних источников. При этом, разумеется, взаимодействуя с внешним миром.

В результате этого эксперимента выкристаллизовались и сформулировались не только умение играть. Не только серия обучающих уроков, и не только методика самообучения.
Но и некая философия, которую я считаю своей личной интерпретацией народной философии.

Эта философия — не ностальгия по прошлому. Она прекрасно работает в современном мире, позволяя справляться с трудностями и задачами, которые ставит перед человеком урбанистический, «цифровой» мир.

По моим уроком выучилось огромное количество людей.
За время существования этих уроков я получил огромнейшее количество благодарностей и отзывов. Поэтому посчитал себя вправе более системно и профессионально делиться своими пониманием, умениями и философией с теми, кому это интересно.


В чём ценность этой школы?

Главная ценность нашей школы — в методике преподавания.

Эта методика является нашей собственной разработкой.
Она нацелена на быстрое, простое и радостное получение учеником желаемого результата – умения играть на гармони в народной манере.

По сути, мы знаем последовательность простых действий, которые не только наикратчайшим, но и очень радостным и интересным путём приведут ученика к результату.

Поэтому в нашей школе эти действия выстроены в прямую и лёгкую дорогу, по которой можно очень быстро пройти.

Все материалы организованы системно. Они основываются на методических принципах – “последовательности и постепенности”, “посильности”, “наглядности”, “одной трудности”.

Каждый из этих материалов является частью системы, а не хаотическим фрагментом знания.

Музыка нужна для радости.

Музыка — это язык, на котором говорит душа.

Очень часто во многих музыкальных школах об этом забывают.
А мы помним об этом всегда. И именно это считаем народным подходом к освоению Игры.

Наша методика совместила в себе академические и народные знания о преподавании, взяв из них всё самое лучшее. Это такие принципы, как результативность, научность, прагматичность, простота, доброта, свобода импровизации и радость творчества …

Корни нашей методики — в народной философии, которая назвала игру музыки ИГРОЙ, а не каким-нибудь другим словом.

Как следствие, ИГРА — с первого дня, и на протяжении всего обучения — это один из основополагающих принципов нашей школы.

Пониманию народной философии применительно к игре музыки, к методике обучения, посвящён цикл занятий в школе.

Понимание игры — это ещё один из принципов, на которых строится наша школа.

В общем, сами всё увидите. А вкратце —
В нашей школе можно научиться ИГРАТЬ МУЗЫКУ: быстро, легко и радостно :-).
Именно Играть. И именно Музыку :-).


Для кого эта школа?

Для всех, кто хочет с первых часов обучения получить результат.

А также для тех, кто хочет быстро и с небольшой затратой времени приобрести очень простые, но достаточные умения — и ими довольствоваться,

И для тех, кто хочет развивать эти умения всю жизнь.

Для тех, кто хочет занятия музыкой превратить действительно в творческую увлекательную Игру, а не в мучительную многолетнюю каторгу.

И тех, кто хочет научиться играть на гармони свои любимые песни, а не те произведения, на которые нашлись ноты. И конструировать свою игру на своё усмотрение, а не как написал кто-то.

Для старых, малых, молодых, юных, зрелых…

В общем, для всех.

Кроме тех, кто не любит гармонь :-).


Что такое “народная игра”?

Это игра, основанная на методике, совсем недавно существовавшей в городских дворах и деревенских переулках.

Методике настолько простой и естественной, что мало кто даже задумывался о её существовании.

Это несложная, лёгкая в освоении игра, которая не требует посвящать обучению времени больше, чем есть у простого семейного рабочего человека.

Чаще это аккомпанемент, чем виртуозное соло, хотя виртуозность и не исключена.

Игра, состоящая из понятных и надёжных приёмов.

Которую можно освоить за пару недель, и остановиться на этом,

А можно бесконечно развивать свои умения, так и не достигнув предела.


Как будет проходить обучение?

  • На сайте Школы есть «Магазин умений гармониста»
  • В нём есть несколько курсов: с «первого» по «шестой» классы.
    (Конечно, это условность. Вы можете освоить курс за неделю, можете за пять лет. Зависит от удобного Вам темпа).
  • В каждом курсе — несколько занятий.
    Эти занятия выстроены в последовательности, идеальной для прохождения обучения.
    Вы можете пропустить какое-то из занятий, или даже курс, если считаете, что предлагаемые в них умения Вами уже освоены. Но рекомендую всё-таки идти последовательно.
  • Затем осваиваете материал занятия.
  • Когда посчитаете своё умение сформированным, переходите к следующему занятию.
  • Таким образом, после занятия вы знаете точный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Как делать?».
  • Учебные материалы сделаны так, чтобы не отнимать у Вас много времени на просмотр: короткие, и по существу.
  • Если Вы хотите поподробнее пообщаться на тему занятия, Вы можете поучаствовать в вебинаре, посвящённом этой теме. Либо просмотреть запись прошедшего вебинара. Либо предложить провести такой вебинар, если он ещё не проводился.
  • После освоения занятия, Вы можете разместить запись Вашей  игры в нашей группе Вконтакте, Facebook. По Вашей просьбе К.Иванин прокомментирует Вашу игру, и даст рекомендации.

Чему и когда я научусь в этой школе?

Скорость Вашего обучения зависит от регулярности и продолжительности Ваших занятий. Поэтому Вы можете сами выбирать удобный для себя темп.

Научиться играть на гармони так, как на ролике ниже, реально за год, и даже меньше.

Примерный темп обучения мне видится таким:
Основные умения Примерный срок освоения
Аккомпанемент к любой из песен на левой клавиатуре 1 день — 2 недели
Простой аккомпанемент к любой из песен обеими руками 1-6 недель
Ритмически разнообразный, простой аккомпанемент к песням 1-8 недель
Аккомпанемент с простыми переборами 4 – 10 недель
Простая игра мелодий к несложным любимым песням (порядка пяти) 2-12 недель
Навык самостоятельно подбирать мелодии к песням на слух 4-52 недели – в зависимости от…
Конструирование собственных простых аранжировок к песням 0,5 – 2 года
Умение играть простые песни сходу, без подготовки: мелодия, простой аккомпанемент, простые переборы 0,5 – 2 года
Умение несложной импровизированной игры наигрышей 0,5 — 1 год
Умение сложной импровизированной игры песен и наигрышей сходу, без подготовки Учиться 2 года – до конца жизни )))

Нужно ли знать ноты, чтобы здесь учиться?

Тема нотной грамотности — это очень противоречивая и обширная тема, поэтому мы подробнее коснёмся её в обсуждениях и в блоге.

А пока мой совет:

Даже если вы играете на каком-то инструменте по нотам, а игру на гармони только начали изучать –  своетую прибегать к нотной записи крайне осторожно: игра по нотам намного проще игры на слух, проще интуитивной игры.

До того, как вы научились играть песни без подготовки, «сходу», импровизируя, злоупотребление нотной записью может не дать Вам развить в себе это умение.

А вот после того, как Вы освоите игру на слух, сходу – знание нот может оказаться полезным. Хотя применительно к гармони так и останется необязательным :-).

Гармонь – довольно простой инструмент, чтобы усложнять его освоение нотами.
Я изучил ноты уже после того, как свободно играл на слух.
Изучил их , чтобы учиться играть на скрипке классическую музыку.

Поэтому, применительно к гармони, я пользуюсь нотами не для того, чтобы по ним играть :-). А для того, чтобы записывать свои находки, которые иначе просто не удержать в памяти, так как их очень много.

Иными словами, проводя параллели с известной притчей,
нотную запись можно сравнить с рыбой, которой накормили голодного.
А народную методику игры – с удочкой, которая позволяет этому человеку самостоятельно ловить рыбу.


Сколько стоит обучение?

Давайте считать, что я зашёл к Вам в гости, вы накормили меня ужином. А я Вам показал очередное умение гармониста :-).

Справедливо же? 

Зайдите в наш «Магазин умений гармониста», и Вы удивитесь, как всё недорого :-).

kivanin.ru

Обучение игре на гармони 1

Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой, гармоника!«.

Сначала небольшое вступление… Этой статьёй я попытаюсь открыть, надеюсь, целый цикл уроков игры на гармони для начинающих и постараюсь раскрыть эту науку от самых азов, основываясь, большей частью, на собственном опыте. Чувствую, это будет не просто, так как, человеку, уже более-менее владеющему инструментом, будет трудно влезть в шкуру новичка и посмотреть на этот процесс его глазами. Собственно, так чаще всего и происходит, когда учитель упускает из виду моменты, которые совсем не очевидны для неопытного ученика…

Но я попробую. И буду надеяться, что эти уроки будут действительно полезными для кого-то, кто желает обучиться игре на двухрядной гармонике-хромке 25х25(речь пойдет именно о ней, но, в целом, эти уроки могут быть применимы и для гармоней с меньшим числом клавиш, как в правой, так и в левой клавиатурах, например, 23х12). И ещё один важный момент: попытайтесь  понять сами принципы игры, а не ждать до конца своих дней, когда «добрый дядя» выложит «цифру» или покажет, как играть конкретную мелодию и в какие кнопки каким пальцем тыкать…

Если где-то будет упоминаться нумерация кнопок, то знайте-она стандартная(картинки здесь). Итак, поехали!

Этот урок для тех, кто впервые берёт в руки гармонь, желая научиться на ней играть, но совсем не знает, с какой стороны к ней подходить. Те, кто уже умеет растягивать меха и даже извлекать какие-то звуки, могут смело его пропустить.

Посадка гармониста

Для начала определимся с посадкой гармониста. Хотя, даже среди специалистов нет единого мнения на это счёт. В самоучителях предлагается применять посадку такую же, какую применяют баянисты. Но некоторые приверженцы традиционной игры считают неправильным переносить баянную школу игры на гармонь. Поэтому главный принцип здесь: посадка должна быть удобной. В общих чертах: гармонь ставиться мехом на бедро левой ноги, гриф правого полукорпуса упирается нижним углом в правое бедро и остаётся неподвижным, тогда как левая рука растягивает мех. Инструмент при этом находится либо вплотную к телу (так удобно играть с применением большого пальца правой руки), либо выдвигается вперёд.

Некоторые гармонисты держат ноги сомкнутыми и гармонь у них опирается мехом сразу на обе ноги. Плечевые ремни могут быть одеты на оба плеча, либо только на одно-правое. Из личного опыта: я сам при игре сидя чаще всего применяю один ремень, если исполняемое произведение не требует обязательного и частого применения большого пальца.

А вообще, через несколько лет занятий, я стал замечать за собой нежелание надевать второй ремень, а тот, который одеваю, накидываю на руку чуть выше локтя-так себя чувствуешь как-то свободнее что ли…

Если одеваете оба ремня,то натяжение ремней должно быть отрегулировано так, чтобы гармонь не была подвешена у вас на плечах (как при игре стоя), а опиралась мехом на бедро. Но и тут тоже можно посмотреть с другой стороны: ведь, когда-то вам придётся играть и стоя, а тут уже нужен немного другой навык, поэтому, в принципе, можно и подвесить гармонь на плечах. Скажу только, что научившись играть сидя с одним ремнём, вам не составит особого труда играть и стоя, просто нужно будет немного потренироваться. В общем, повторюсь, посадка должна быть удобной лично для вас

Положение рук

Пару слов о положении рук. Правая рука при игре на гармони располагается так, что большой палец находится за грифом, а сама ладонь упирается в гриф в районе самого нижнего сустава большого пальца. Причём, ладонь упирается в гриф не всей поверхностью, а только верхней её частью.Нижняя же часть ладони слегка отведена в сторону. Так, на мой взгляд, удобнее всего играть.

При необходимости применения большого пальца, он выводится из-за грифа для нажатия нужной кнопки в нужный момент. Обычно большим пальцем играют на клавишах-полутонах(клавиши №1, 2 и 14), но многие профессионалы-виртуозы применяют его и на других клавишах при игре сложных пассажей.

Как располагается кисть правой руки при игре вы увидите на видео ниже. На самом деле, если рассматривать положение кисти правой руки с точки зрения старой баянной школы, то там применяются два основных положения в зависимости от играемой мелодии: это положение, когда пальцы перпендикулярны грифу, и положение, когда пальцы направлены по диагонали вниз. Это вполне применимо и для гармони.  Я думаю, применительно к гармони, нет особой необходимости строго соблюдать какое-либо правило расположения кисти правой руки: вы сами найдёте для себя наиболее удобный «хват» в той или иной ситуации.

Извлекаем из гармони первые звуки

Теперь выполним простое упражнение: нажимаем какую-нибудь кнопку в правой клавиатуре и одновременно с нажатием начинаем; растягивать мех левой рукой. Для тех, кто не знает: правая клавиатура, это та, где кнопки расположены на грифе(а не на корпусе, как слева). Стараемся тянуть мех плавно, без рывков и прослаблений, чтобы звук был ровным. Теперь сжимаем мех, не отпуская кнопку.

Как вы слышите, звук при этом остаётся один и тот же. Одинаковый звук при смене направления движения меха на одной и той же клавише-одна из характерных черт гармони-хромки, в отличие от большинства русских гармоней прошлого, мало распространённых сейчас и имеющих, как правило, разные звуки на сжим-расжим меха либо в одной из клавиатур(левой, правой), либо в обоих(исключение-елецкая рояльная гармонь и ливенка).

Теперь сделаем почти тоже самое, но при смене направления движения меха нажмём другим пальцем другую клавишу, ту, что по соседству(неважно, сверху, снизу, сбоку…)

Первые упражнения

Всё, побаловались и хватит, теперь перейдём к более серьёзным упражнениям. Попробуем сыграть мажорную гамму. Несмотря на грозное название, ничего сложного тут нет. Мы просто перебираем подряд восемь клавиш в двух рядах, начиная с клавиши 3 и заканчивая клавишей 18, а потом возвращаемся назад тем же «путём». При этом безымянный палец нажимает клавиши первого ряда(начиная с клавиши номер 3), а указательный-второго(начиная с клавиши номер 15). Должно получиться так:

Теперь усложним задачу: делаем почти тоже самое, но теперь двигаемся до самого низа клавиатуры, до самой последней клавиши и опять возвращаемся назад:

Играем сначала в медленном темпе, потом, когда будет получаться всё без ошибок, можно прибавить «скорости».

Про ведение меха

Про смену направления движения меха в данном упражнении: не знаю точно, что сказали бы профессионалы, но мне кажется удобным менять его после каждого восьмого звука. Играть начинаем на расжим, слегка(совсем немного) разведя меха, чтобы иметь небольшой запас воздуха. Запомните небольшое правило: старайтесь никогда не разводить и не сжимать меха до упора. Это неизбежно приведёт к паузам и рывкам там, где их быть не должно.

Сколько времени уделять упражнениям и смотреть ли на клавиатуру

Неплохо было бы уделить этим упражнениям пару минут каждый раз, как садитесь за гармонь. Эту гамму можно «гонять» также, только безымянным пальцем и мизинцем для их развития(а развивать их очень желательно сразу, как только начинаете учиться).

Смотреть ли на клавиатуру при игре? Скажу так: смотреть первое время вам придётся, так как иначе вы вряд ли попадёте в нужные клавиши. Но с приобретением некоторого опыта, необходимость в этом отпадёт сама собой. Пальцы привыкнут и будут чувствовать клавиатуру.

На этом, пожалуй, первый урок будет закончен.

Читайте,также:
—Учимся играть на гармони.Урок2:Знакомство с левой клавиатурой.

poigarmonika.ru

Уроки игры на гармони | Смотрите бесплатно онлайн урок, обучающее видео

Данный мастер-класс просто незаменим для всех тех, кто хочет научиться играть на гармони.

Музыкальный инструмент, который обладает очень приятным звучанием и большими возможностями был популярен всегда. Научиться игре на гармони самому можно и совсем не сложно! А тем, кто прекрасно поет, учится просто обязательно! Песни под собственный аккомпанемент станут визитной карточкой певца, которого будут звать на многие вечера и события.

Видео-урок «Уроки игры на гармони»

Часть 1. Варианты боя

Часть 2. Аккорды справа

Часть 3. «Змейки» из аккордов

Часть 4. Аккорды из четырех кнопок

Русский народный инструмент издревле был атрибутом праздников, веселья, и теплых, дружеских вечеров. Точная история гармони неизвестна. Никто не может точно утверждать, где и кем она была изобретена. Однако, широко распространено мнение, что гармонь родом из Германии, и появилась на свет в начале 19 века. Бытует так же мнение, что гармонь впервые появилась в России, а именно в Санкт-Петербурге, в 18 веке. Интересен тот факт, что во время Великой Отечественной Войны, на фронт, среди боеприпасов и провизии, так же массово посылали гармони, для поддержания морального духа населения. Именно в это время, гармонь приобрела свою широкую популярность в России, став любимым музыкальным инструментом многих людей. В это время появилось много авторских песен, которые исполнялись именно под гармонь.

Советы для тех, кто решил брать уроки игры на гармони:

  1. Во-первых, следует ознакомиться со строением данного инструмента. Он невелик по размерам, компактен и удобен для транспортировки. Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из которых находятся клавиши или клавиатура с кнопками. Музыканту необходимо играть обоими руками, одновременно сжимая или разжимая гармонь и нажимая на клавиши или кнопки. На правой клавиатуре играется основная мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Конструкция между клавиатурами называется меховая камера. Она предназначена для накачивания воздуха к звуковым планкам гармони.
  2. Полезно знать, что гармони могут иметь определенную тональность (мажорную или минорную).
  3. Выделяют два вида русских гармоней, в зависимости от типа извлечения звука: есть гармони, на которых при растяжении и сжатии мехов кнопка дает один и тот же звук. У других же гармоней, высота звука может меняться в зависимости от положения и движения мехов.
  4. Для успешного овладения игрой на гармони, стоит усиленно развивать музыкальный слух и чувство ритма. Музыкант просто обязан слышать и чувствовать музыку, которую он играет.
  5. Начинать обучение игры на гармони лучше с самых азов: положения гармониста во время игры. До сих пор не существует единого мнения на сей счет. Многие самоучители предлагают использовать ту же позу, что и баянисты. Однако большинство профессиональных музыкантов считают, что не стоит смешивать техники игры на гармони и на баяне. Главное, что бы поза была удобной для самого гармониста. Самая распространенная поза выглядит примерно так: гармонь ставят мехом на левое бедро, гриф правого полукорпуса упирается в бедро правой ноги, левая рука растягивает мех. Инструмент при этом или плотно прижат к телу, либо выдвигается немного вперед.
  6. В гармони предусмотрены специальные плечевые ремни, которые используются для придания гармони надежности и устойчивости. Во время игры сидя хватает и одного плечевого ремня. Если же музыкант надевает оба, их нужно тщательно отрегулировать так, что бы гармонь не висела, а опиралась на бедро.
  7. Стоит уделять большое внимание положению рук. В видео подробно показано, как надо держать руки во время игры на гармони.

Эти советы в комплексе с обучающим видео, на котором подробно и понятно показаны основные принципы игры на гармони, помогут новичкам освоить игру на этом прекрасном музыкальном инструменте. Не стоит заниматься только по урокам или книгам, важную часть занятия составляет импровизация, собственные музыкальные поиски и эксперименты. Успехов!

obvi.ru

Обучение игре на гармони 3

Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»

В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.

Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я  называю мелодии в простейшем варианте, которые  исполняются  без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.

Начать предлагаю с  затасканной уже, наверное, всеми начинающими  «Частушки»…

Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки

Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.

В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.

Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)

Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).

Добавляем аккорд в конце

Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.

Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19

Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони

Ну вот… А теперь, наверное, настало время поговорить о камне преткновения для практически всех начинающих обучение игре на гармони — о соединении, синхронизации, обеих рук. Сколько новичков надолго застопорилось на этом моменте… Я даже подозреваю, что некоторые из них на этом завершили свое увлечение этим инструментом…

К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.

Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…

Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.

А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.

Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.

Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17

Вот что еще могу посоветовать для тех, кто мучается с обьединением игры обеих рук: попробуйте записать свою игру левой рукой, а затем, проигрывая эту запись, поиграть под неё правой рукой(конечно, я мог бы и сам сделать для вас такую запись, но, так как гармони у всех разных тональностей , то это мало кому будет полезно). Я думаю, у многих должно получится.

Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.

Левая клавиатура-ведущая!

Еще один важный момент. Я настаиваю, чтобы вы его запомнили и следовали ему. Многие ошибочно полагают, что левая рука играет под правую… Это не так! Всё, как раз, наоборот: ПРАВАЯ РУКА ИГРАЕТ ПОД ЛЕВУЮ. Левая рука задает ритм и характер мелодии(мажор-минор), а правая рука следует этому ритму, выстраивая свою партию на основе звуков левой клавиатуры.

Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).

На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.

Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):

На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!

Читайте также:
—Урок 4: Основы нотной грамоты для гармониста. Часть1.

poigarmonika.ru

Учимся играть на гармони | Видео

  1. Пятый канал
  2. Видео
  3. Архив Утро на 5
  4. Никогда не поздно
  5. Учимся играть на гармони

09.02.2015, 8:50 Никогда не поздно

Играть на гармони не сложно, но чтобы научиться играть, придется потрудиться. Сначала разберемся с кнопочками, а потом и за мелодию можно приняться. Тяжело в учении, весело будет потом.

Закрыть

www.5-tv.ru


Смотрите также