Как научиться играть на электрогитаре соло


Как играть соло на гитаре

Автор Евгений На чтение 12 мин.

Гитарное соло – это кульминация песни, момент наивысшего напряжения в ее композиционной структуре. Оно усиливает основную идею произведения, украшает гармонию и акцентирует внимание на общем настроении трека.

При игре соло гитарист помимо решения творческих задач демонстрирует свой уровень владения инструментом. Поэтому умение сыграть соло отличает хорошего музыканта от обычного.

Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?

Многие начинающие гитаристы задают себе вопрос: нужно ли тратить время на изучение теоретических основ игры на гитаре или лучше уделить больше внимания практическим навыкам?

Однозначного ответа нет. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.

Если вы хотите просто вечерами играть соло из любимых песен, то теория вам не нужна. Ищите табулатуры и разучивайте их.

Если же вы хотите заняться творчеством и сочинять собственные сольные партии, то теория необходима. Вы должны не только оттачивать технические приемы, но и учить лады, гаммы, обращения аккордов и многое другое.

Как строится и из чего состоит сольная партия

Фактически гитарное соло — это композиция внутри композиции. Оно может дополнять основную мелодию, рассказывать ее по-другому или вообще противостоять ей.

Соло состоит из набора музыкальных фраз. Эти фразы называются ликами (англ. Lick). В качестве примера — «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin. Кружками выделены лики.

Соло-партия песни Stairway to Heaven

Сложность гитарного соло зависит от уровня гитариста и творческих задач.

СОВЕТ! О подходе к обучению.

Когда вы будете учить свое первое соло, старайтесь разбить его на фразы. Это как учить стихи. Вы учите по строчкам, а не пытаетесь запомнить все произведение сразу.

В какой части произведения обычно играется соло?

Соло не имеет четко обозначенного места в структуре песни. Кроме того, в композиции может быть несколько гитарных соло. Особенно, если в группе 2 гитариста.

Например, песня «Devil man» группы Blues Pills начинается с гитарного соло. Но это редкий случай. Чаще всего соло встречается во второй половине песни перед повторением последнего припева. Также нередко соло завершает композицию. Как в песне К. Никольского «Мой друг художник и поэт».

Какие виды соло бывают? Популярные примеры

Все гитарные соло можно условно поделить на 3 большие группы:

  1. Мелодичные. Такие партии повторяют основную тему песни или обыгрывают ее. Чаще всего встречаются в лиричных композициях. Яркими примерами таких соло являются «Я свободен» группы Кипелов, «Спокойная ночь» Кино, «Nothing else matters» Metallica.
  2. Атональные. Такие партии характерны для экстремальных стилей рок-музыки (блэк-метал, грайндкор, краст и т. д.). В них используются нетипичные лады и интервалы. Атональное соло усиливает агрессию трека. Послушайте, например, Juno Bloodlust – «The Lord of Obsession».
  3. «Драйвовые». Такой вид гитарного соло встречается в быстрых мажорных композициях. Его основная задача — добавить песне энергии. Например, «Paranoid» Black Sabbath, «Whole Lotta Rosie» AC/DC, «Rock’n’Roll» Led Zeppelin.
  4. Пассажи. Этот вид часто встречается в композициях прогрессивного рока. Гитарные партии строятся на быстрой игре пассажей. Неподготовленный человек может принять их за набор нот, хотя это не так. Для примера можете послушать композиции Джо Сатриани, Пола Гилберта, Стива Вая и групп Opeth, Dream Theater.

Бывает и так, что в одной гитарной партии комбинируются несколько из перечисленных видов соло. Например, «Orion» группы Metallica или «Siberian Khatru» группы Yes.

Соло на гитаре

Мажорная и минорная гамма

ВНИМАНИЕ! О теории.

В этой главе музыкальная теория представлена в минимальном объеме для общего понимания принципов построения гамм.

Гитарные лики, из которых состоит соло, строятся на основе гамм. Гаммы бывают мажорными и минорными.

Мажорный звукоряд строится по схеме: тон — тон- полутон — тон — тон — тон — полутон. Например, гамма до-мажор выглядит следующим образом: до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до.

Минорная гамма строится по схеме: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон.

Гамма до-минор выглядит так: до — ре — ми-бемоль — фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль.

При игре соло вы должны учитывать общее настроение композиции и подбирать соответствующую гамму.

Популярные приемы игры

Гитарное соло будет скучным, если его сыграть как обычную мелодию. Для украшения партии гитаристы используют специальные технические приемы. Они не оказывают никакого влияния на гармонию. Ноты остаются те же.

Бэнд

Прием №1 в арсенале любого гитариста. Бэнд — это подтяжка струны пальцем. При этом изменяется высота звучащей ноты. Конечно, вместо бэнда можно сыграть подряд две ноты. Но тембральная окраска музыкальной фразы изменится.

Возьмите гитару в руки и сыграйте ноту Фа на 3 струне (10 лад). Пока звучит нота, не отрывая палец от грифа, подтяните струну вверх к 4 струне. Звучащая нота стала выше.

Бэнд всегда делается на слух. Отрабатывать его необходимо под тюнер, чтобы не фальшивить.

Настоящим мастером бэндов является Джефф Бэк. Послушайте его исполнение песни «Cause We’ve Ended as Lovers».

Межструнные скачки

Данный прием заключается в том, что гитарист играет ноты через 1 или даже 2 струны. Это создает эффект «качелей» или «галопа», поскольку сильно ощущается разница в высоте звучания нот.

Глиссандо

Этот прием иногда еще называют «скольжением». Гитарист играет две ноты не отдельно, а скользит от одной к другой.

Зажмите 3 струну на 5 ладу (нота До) средним пальцем. Не отрывая палец от грифа, переместите его на 12 лад (нота Соль). Сделайте это одним быстрым движением.

Глиссандо может играться как вверх, так и вниз. Примером сольной партии с этим приемом может служить «Perry Mason» от Ozzy Osbourne.

Кстати, если соло начинается из-за такта, то почти всегда гитарист применяет глиссандо.

Восходящее и нисходящее легато

Легато — это прием игры на гитаре с плавным переходом от одной ноты к другой. Легато может быть восходящим (от низкой ноты к высокой) и нисходящим (от высокой ноты к низкой).

Восходящее легато среди гитаристов называется хаммером (от англ. hammer on). Играется следующим образом.

Сыграйте 3 струну на 12 ладу. Пока звучит нота (Соль) , быстро зажмите средним пальцем левой руки по 3 струну на 14 ладу. Прозвучит нота Ля. Обратите внимание, вам нужно не просто зажимать струну средним пальцем, а именно ударить по ней.

Нисходящее легато среди гитаристов называется пулл-оффом (от англ. pull off). Если суть хаммера заключалась в ударе пальцем по струне, то при игре пулл-оффа вы должны сдернуть палец со струны.

Опять зажмите 3 струну на 12 ладу указательным пальцем. Средним пальцем зажмите эту же струну на 14 ладу. Резким движением сдерните средний палец вниз со струн. Прозвучит нота Соль, но с характерным призвуком от ноты Ля. Обратите внимание, что 1 и 2 струны при игре пулл-оффа звучать не должны.

Вибрато

Этот прием является визитной карточкой любого гитариста. Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является очень сложным техническим приемом. Его суть заключается в том, чтобы создавать искусственное колебание струны и контролировать его.

Играется следующим образом. Сыграйте 3 струну на 12 ладу, а затем раскачайте ее рукой вверх-вниз. Высота ноты меняется. Фактически вы играете микробэнды.

Хроматика

Хроматика — это прием игры на гитаре, при котором интервал между сыгранными нотами составляет полтона.

Сыграйте следующий квадрат под 4 счета. В скобках указано, как долго должна звучать каждая нота.

G (4/4) – F (4/4) – E (4/4) – E (I) – Eb (I) – D (I) – Db (I).

Последовательность E – Eb – D – Db и есть хроматика.

Одноголосный тэппинг

Тэппинг — это прием игры на гитаре, при котором гитарист стучит пальцами по струнам на грифе.

Зажмите 3 струну на 5 ладу. Средним пальцем правой руки резко стукните по этой же струне на 12 ладу. Затем сдерните ее пальцем левой руки. Это и есть тэппинг.

Одноголосый тэппинг — это извлечение звуков по очереди правой и левой рукой.

Популяризовал тэппинг Эдди Ван Хален.

Упражнения для развития техники

Следующие упражнения вы можете выполнять вместе с изучением гитарных техник и разбором своего первого соло.

Боксы пентатоники, гаммы

Простейшей гаммой является пентатоника. На пентатонике построены 90% гитарных соло в роке. Пентатонические гаммы объединяются в боксы. Всего есть 5 боксов пентатоники. Этими боксами можно обыграть любой аккорд. Но для этого нужно знать расположение нот на гитарном грифе.

На рисунках ниже представлены схемы всех 5 боксов для минора и мажора. Белым кружком обозначаются ноты, которые нужно играть в гамме. Черным кружком обозначается нота тоники. Для до-мажор — это нота До, для ми-минора — нота Ми и т. д.

Ваша задача — на основе этих схем самостоятельно подобрать боксы пентатоники для каждой тональности. Обязательно выучите их все.

Боксы минорной пентатоникиБоксы мажорной пентатоники

Играем под аккорды

Отрабатывать выученные гаммы лучше всего под бэкинг-трек. Суть упражнения проста: вы включаете дорожку из последовательности аккордов (или даже одного аккорда) и играете под нее гаммы. При этом вы сами определяете длину нот, интервалы, позиции и т. д.

Цель такого упражнения — понять основной принцип построения сольной партии и отработать гаммы.

Много бэкинг-треков есть на Youtube по запросу «guitar backing track». Также вы можете записать собственный бэкинг-трек и играть под него.

Ниже приведены примеры бэкинг-треков. Попробуйте сыграть под них уже изученные вами боксы пентатоники.

Работа над техникой

  • Всегда занимайтесь под метроном. Скачайте себе приложение на телефон или установите программу на компьютер.
  • Начинайте с 60 bpm или даже меньше.
  • Увеличивайте темп постепенно.
  • Следите за чистотой игры.
  • Отрабатывайте прием до тех пор, пока он не будет звучать идеально. Если вы будете недотягивать бэнды, криво делать вибрато, то вы испортите всю партию.

Выучите простое соло

Лучшее упражнение — это выучить соло. Помните, что вы отрабатываете легато, тэппинг и другие приемы, чтобы использовать их в игре, а не просто так. Поэтому среди ваших любимых песен выберите одну с простой сольной партией и начните ее учить.

Список песен с простыми соло для начинающих

Чтобы научиться играть соло, нужно больше практиковаться, играть как можно больше мелодий и отдельных ликов.

Начните обучение с простых соло, которые играются всего на нескольких нотах или на 1 струне. Добейтесь того, чтобы сыгранная вами мелодия звучала красиво, четко, ровно и без лишних призвуков.

Постепенно повышайте уровень сложности. Главное, следите за чистотой исполнения. Лучше сыграть чисто и ровно 3 ноты, чем выдать кашу из скрипов, обертонов и недотянутых бэндов.

10 песен с простыми соло:

  1. Кино – «Спокойная ночь»
  2. Red Hot Chili Peppers – «Scar Tissue»
  3. ДДТ – «Что такое осень»
  4. Van Halen – «Ain’t Talkin’ ‘Bout Love»
  5. Red Hot Chili Peppers – «Californication»
  6. Greenday – «Holiday»
  7. White Stripes – «Seven Nation Army»
  8. Би-2 – «Полковнику никто не пишет»
  9. Nirvana – «Smells Like Teen Spirit»
  10. Агата Кристи – «Сказочная тайга»

Как самостоятельно придумать гитарное соло?

Сочинение соло на электрогитаре

Придумать гитарное соло — достаточно сложная задача. В этом деле все зависит от ваших творческих способностей и вашего технического арсенала. Чтобы развить и то и другое, вы должны как можно больше играть на гитаре и слушать много разной музыки.

Если подойти к сочинению сольной партии только с технической стороны, то алгоритм будет такой:

  1. Определите тональность песни;
  2. Определите гармонию той части композиции, под которую вы будете придумывать свою сольную партию;
  3. Придумайте гармонию своего будущего соло. Определите базовые ноты;
  4. Добавьте лики и переходы;
  5. «Украсьте» соло техническими приемами (бэндами, вибрато, легато и т.д.)

ВАЖНО! О техническом арсенале

Не пытайтесь уложить в одно соло все известные вам технические приемы. Помните, что они призваны украсить придуманную мелодию соло, а не заменить ее.

Можно ли играть соло на акустической гитаре?

Соло на акустической гитаре не является чем-то необычным. Эрик Клэптон играл классическое соло к своей песне «Layla» на акустической гитаре. В серии концертов MTV Unplugged свои песни в акустических версиях представили группы Kiss, Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam. Гитаристы этих команд исполнили свои партии без электрогитар.

Самое знаменитое соло на акустической гитаре в российской рок-музыке сыграл Сергей Маврин в песне группы Ария «Кровь за Кровь».

Советы начинающим

  1. Учите больше мелодий. Чем больше вы играете, тем быстрее ваши пальцы перемещаются по грифу.
  2. Оттачивайте технику. Бэнды и вибрато – важные составляющие красивого соло. Отрабатывайте эти и другие приемы.
  3. Следите за чистотой исполнения. Не допускайте «грязи» и лишних нот. Соло всегда звучит на переднем плане. Вы не сможете спрятать технические огрехи за другими инструментами. Все услышат        вашу фальшь.
  4. Не гонитесь за высоким темпом. Повышайте скорость постепенно и только тогда, когда играете чисто и без ошибок. Если вы не можете сыграть пассаж медленно, вы не сыграете его быстро.
  5. Играйте больше ликов. Гитарное соло в рок-музыке – это набор клишированных фраз. Чем больше вы их знаете, тем более разнообразными будут ваши соло.
  6. Будьте последовательны. Не пытайтесь через месяц занятий начать разучивать шедевры Джона Петруччи. С большой долей вероятности у вас ничего не получится. Вы напрасно потратите время и силы. Идите от простого к сложному.
  7. Не забывайте о теории. Учите гаммы и лады. Полученные знания вы сможете применить при сочинении собственного соло.

Соло на электрогитаре: как научиться играть самостоятельно

Соло на электрогитаре может звучать на протяжении всей мелодии или заглавными частями. Мелодии исполняются на электро и простой гитаре. Устройства на электрогитаре позволяют воспроизводить более мелодично и красиво, с применениями разных техник игры.

Что такое соло

Соло – это ведение партии в музыке одним голосом, если это музыкальное произведение написано для коллектива. Раскрывает его главную тему. В музыкальном произведении соло исполняют инструменты: рояль, гитара, скрипка, виолончель, аккордеон.

Соло-гитара – это струнный инструмент, который проигрывает мелодию, исполняя ведущую основную партию. Соло может играть основную тему, сопровождать своей игрой вокалиста, придавать песне красивую линию звучания. В дополнение к основной теме, соло может задавать усиленный ритм мелодии, заполнять красивым звучанием смысловое продолжение песни после второго куплета или между строк.

Можно ли научиться самому играть на электрогитаре и что требуется для этого

Как правильно играть соло на электрогитаре, может рассказать на словах каждый, но чтобы научиться, требуется наличие таланта и усидчивости. Если настойчиво заниматься, можно достичь высокого уровня и исполнить красивое соло на электрогитаре. Для начала нужно купить электрогитару, которая стоит не так уж и дешево. Запастись учебными пособиями по настройке, пособиями самообучения игры на электрогитаре. Хорошо бы для первых азов настройки электрогитары воспользоваться подсказкой специалиста или профессионального музыканта. Можно взять несколько уроков у опытного учителя музыки.

Правильная настройка электрогитары – основа точного воспроизведения темпа и звучания нот. Если неправильно настроить положение грифа при высоком расположении струн электрогитары, обучение будет доставлять неудобства. Высота от лада до струны должна быть 2 мм. Имеет значение натяжение струн – жесткость доставит боль при нажиме аккордов пальцами. Для настройки электрогитары в магазинах продается тюнер, который позволяет правильно настроить инструмент даже при плохой погоде. Можно поискать правильную настройку на сайтах. При каждой последующей корректировке запоминайте звучание струн. Это даст возможность настроить электрогитару гитару на слух. Не стоит забывать, что инструмент подгоняется для индивидуального исполнителя игры.

С чего начать играть

 

Начальная стадия игры соло включает знание нот, расположение и звучание. Также потребуется ознакомиться с техникой настройки электрогитары, звучанием простых аккордов. Их нужно заучить и попробовать сыграть аккордами самую простую мелодию. Тщательно подходить нужно к заучиванию расположения пальцев рук на грифе, что потом дойдет до автоматизма и намного облегчит игру.

В домашних условиях прослушивайте интересные для вас соло и старайтесь повторить для начала темп. Если возникли трудности в первых уроках, получите несколько начальных уроков у учителя музыкальной школы или на сайтах, где изложены пошаговые инструкции обучения игры на электрогитаре. Многие известные гитаристы, которые выступают на профессиональном уровне, занимались в музыкальной школе. Это дисциплинирует, не позволяет расслабляться, как при занятиях дома. Для достижения хорошего качества исполнения требуются годы настойчивых занятий. Только качественное чтение нот позволит легко разобрать композицию, повторить мелодию, сыграть соло.

Теория

Начинаем с того, что настраиваем длину ремня на электрогитаре под себя так, чтобы пальцы свободно касались самого низкого и дальнего ладов. Если в самоучителе проставлены уроки, воспользуйтесь при обучении аккордов числовыми значениями постановки пальцев на ладах. С первого урока до автоматизма заучите расположения по числовому ряду ладов, струн, пальцев. Также расположение медиатора при игре на электрогитаре, ребра ладони для приглушения звука – все требует заучивания. Для записи нотной грамоты для гитар используется табулатура – это схема записи мелодии на шести линиях, тогда как в нотном стане используется пять строк.

 

Начинайте с простой мелодии, например, «В траве сидел кузнечик». Разбирайте табу и заучивайте передвижение пальцев по струнам. При настойчивом обучении с каждым последующим уроком будет приходить уверенность в навыках.

Внимание! Табулатуры нужно научиться читать. В них расписаны такты, продолжительность, цифры на линейке обозначают номер лада, нумерация под станом – направление удара медиатором. Это нужно выучить, дальнейшее чтение нот требует навыка правильно разобранной табы.

Не спешите разбирать сложные партии соло, навыки простого повторения схем мелодий и импровизаций несложных песен помогут в будущем автоматически читать, разбирать понравившиеся мелодии.

Практика

Когда все тонкости изучены, можно приступать к игре мелодии. Включайте хорошую музыку, старайтесь прослушивать ее, вникая в ритм и параллельно читая табы. Пробуйте самостоятельно сыграть соло. Не обязательно точно передавать услышанное звучание, может, ваша игра получится качественнее.

Каждый день нужно заниматься, повторять упражнения, читать табы, разбирать музыку, доводить движение рук и пальцев до автоматизма. Невозможно исполнить хорошее соло, не имея начального обучения игры, а также понимания того, что при игре должна присутствовать импровизация, которая требует определенных знаний техник исполнения. Каждый музыкант-профессионал исполняет свои лучшие соло на электрогитаре, владея в совершенстве способами импровизации. Для начинающих исполнителей соло на электрогитаре можно найти на музыкальных сайтах. Но не старайтесь в точности повторять их. Они написаны в качестве упражнений игры, для тренировки техник исполнения соло, подбирания аккордов.

 

Темы такой музыки бывают мрачными: тема войны, проявление черной магии. Сочетание с черной одеждой музыкантов, раскрашенных лиц и устрашающих звуков голоса – это блек-металл. Самое яркое направление было грайндкор, украшенное громом и напалмом. Тяжелые ритмы надоели слушателям, направление перешло на более мелодичное звучание. Также ушел в небытие дум-металл со своей загробной тематикой и дикими хрипящими звуками.

Полезно! Для создания в мелодии четкого чувства ритма используется игра на бас-гитаре. Для игры применяется медиатор, но в основном играется пальцами. Звучание бас-гитары окрашивает неповторимыми цветами музыку рок-группы, особенно направление металлик. Эта музыка считается тяжелой для прослушивания, но в то же время популярной среди молодежи.

После каждодневных занятий придет быстрота чтения нот песен на партитуре, разбор табы. Начинать учиться можно на акустической гитаре, которая в умелых руках звучит прекрасно. На музыкальных сайтах выложены табы обучения новичков, а также записи, которые можно послушать и произвести.

Список песен с простыми соло для начинающих

Для начинающих на музыкальном сайте выложен список самых простых песен. Схему нужно переписать для себя на листок, на телефон или планшет. Разобрать табы для соло на электрогитаре, попробовать играть самостоятельно, включая импровизацию. Простыми для прочтения считаются соло:

  • «Джин и Тоник»;
  • «Как на войне»;
  • «Пачка сигарет»;
  • «Перекресток».

Найти схемы, прослушать, переписать, проиграть – хорошие уроки для начинающих музыкантов.

Как научиться играть любое соло, рифф на электрогитаре, гитаре

1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)

Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.

Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.

2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)

Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.

Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.

3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)

Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.

Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.

При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.

Читайте статью «Как увеличить скорость игры на гитаре?»

4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)

Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.

Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.

Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.

Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.

Читайте статью «Табулатуры: польза или вред?»

5. Отработка гитарной партии под минусовку

Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.

Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.

Как играть соло на гитаре?

Когда я только учился играть на гитаре, я постоянно задавался вопросом: как же играть соло? Я был уверен, что на этот вопрос есть однозначный ответ, доступа к которому я пока не получил. Но со временем я понял, что все не так просто. Одного ответа нет.

Так же, как и нет одного, единственно верного, хода в шахматах. Поначалу эта истина расстроила меня. Но со временем я понял, как быть. Вам не нужно учить наизусть каждую строчку вашего пособия по игре на гитаре. Просто выберите несколько фраз, которые подходят к вашему стилю игры и вашим потребностям. Время от времени вам требуется играть на концерте. Сегодня я покажу вам несколько приемов, которые я использую для подготовки к концертам.

Все думают, что у группы есть несколько недель для репетиций перед туром. Но на самом деле это далеко не всегда именно так. Обычно до выступления вы репетируете один-два раза. И очень часто у вас нет возможности разогреться перед концертом. Первое шоу имеет большое значение, и именно тогда вас, по сути, и бросают в холодную воду.

Тренировка и репетиции – это разные вещи. Некоторые считают, что это одно и то же, но это неверно. Тренировка – это подготовка, то, что вы делаете в свободное время. Это отработка деталей. А репетиция – это когда вы убеждаетесь, что все детали в итоге объединяются в единое целое. Это выступление без зрителей.

Конечно, группа часто останавливается и обсуждает какие-то моменты. Но здесь важно мнение коллектива. Никто не будет ждать вас только потому, что у вас не было времени на тренировки. Подготовка к концерту заключается не только в переслушивании записей. Вы должны проанализировать материал как можно более подробно.

Также вы должны быть в состоянии предсказать, как отдельные части повлияют на общее целое. Живое выступление – сложная задача, и умение организовать и подготовиться к нему – важный навык.

Будьте внимательны

Самое важное – не мешать вокалу. На записях часто можно услышать небольшие мелодические вставки за вокалом. Но будьте осторожны. На записи их можно сделать практически незаметными, а вот при живом исполнении они могут отвлекать внимание на себя.

Конечно, это не значит, что от них нужно отказываться. Просто следует понимать, когда они помогают, а когда вредят. Слушайте линию вокала. Не теряется ли она? Не соревнуется ли партия гитары с вокалом?

Линия вокала

Линия вокала часто подсказывает нам, какие ноты прозвучат особенно хорошо на фоне той или иной прогрессии. Часто прослеживается тенденция слишком активной игры при смене аккордов. Постарайтесь не поддаться искушению сыграть каждую ноту каждого аккорда. Заучивание мелодий может помочь вам с выбором. Давайте послушаем куплет песни “Please Please Please” группы Fife & Drom, чтобы понять, как работать с аккордовыми сменами.

Пример 1 – это соло на фоне куплета. В первом такте играем 5 (F) аккорда Bb6 — ничего особенного, но это ведет к следующему аккорду A7 путем понижения F до E и обыгрывания C#. Вокал работает с напряжением F и E на фоне аккордов.

Обратите внимание, что хоть во второй половине третьего такта и присутствует аккорд Dm/C#, вокальная линия не включает в себя ноту C#. Не всегда имеет смысл играть каждую ноту аккорда. В шестом такте группа играет аккорд Db7. Это выходит за рамки тональности Bb. Мелодия подчеркивает это с помощью b7 (Cb), 5 (Ab) и 6 (Bb) и разрешается в 5 аккорда Db7. В соло прослеживается простой мотив на основе Db-лидийского лада (Db–Eb–F–G–Ab–Bb–C).


Положитесь на собственный голос

Иногда очень полезно пропеть соло без гитары. Не ограничивайтесь только глазами и руками! Ваше сознание часто только усложняет вам задачу. Вы стремитесь выйти на первый план.

Когда вы поете, главную роль берет на себя подсознание. Вы заметите, что ваши идеи для соло станут более мелодичными и естественными. Совет: Запишите себя при помощи соответствующего приложения на телефоне. Вы не великий певец? Ничего страшного! Это ведь только для вас.

Пробуйте

Если соло менее ограничено определенными рамками, можно вставить несколько импровизационных идей, как художник смешивает краски для получения новых цветов.

Совет: Не ограничивайтесь фразами, схемами и мелодиями, уже знакомыми вам. Добавьте хроматизма и концентрируйтесь на впечатлении, которое производят на вас те или иные ноты.

А теперь самое время объединить все, что вам понравилось, в импровизацию на фоне прогрессии. В аудио ниже вы услышите, как я использовал этот метод для создания более мелодичного и связного соло.



Конечно, можно начать анализировать лады и гаммы, которые я играл. Но дело не в них. Важно, чтобы то, что вы слышите, нравилось именно вам. А анализ – это уже дело второе.

Музыкальный навигатор

При исполнении песни “Who You Think You’re Foolin’?” я не играю соло с записи один к одному. Чаще всего я просто импровизирую на фоне аккорда Dm. Но я оставил себе своеобразный навигатор по соло.

Что такое музыкальный навигатор? Это может быть небольшая фраза или нота, которую вы используете в качестве навигатора по соло. Например, иногда я начинаю соло одинаково, впоследствии меняя его. А иногда я повторяю кусочки в его середине. Это нота или фраза, в случае которой я точно знаю, что она работает и что она приведет меня туда, куда мне нужно.

Возьмем соло из “Who You Think You’re Foolin’?” (см.Пример 2). Я всегда начинаю его одинаково. Первые четыре такта не меняются. Что-то вроде того, когда вы приходите на вечеринку с бутылкой вина. Это – своеобразный знак внимания, демонстрация того, что вам не все равно. До тех пор, пока вы не обнаружите ликер и не перейдете на скотч 18-летней выдержки.

В восьмом такте встречается фраза, которую я играю каждый раз, потому что она ведет к следующей фразе соло, за которой следует импровизация. Последняя часть моего навигатора – такт 13. Фраза на основе F# ведет к завершению соло. Я не сочинял полное соло, а ограничился несколькими основополагающими штрихами.

Метод навигатора работает очень хорошо, потому что так вы не перемещаетесь по прогрессии, как слепой крот. В этом есть определенная предсказуемость, но с другой стороны, вы не ограничены рамками заранее придуманного соло.




Играть соло можно по-разному. Чаще всего музыканты экспериментируют с разными подходами. Но этим следует заниматься на собственных тренировках, а не на репетициях группы. Только тогда это принесет вам пользу.

Оставить комментарий

Гитарное соло. Как придумать и написать соло на электрогитаре

Очевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.

Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».

С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.

В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):

Видео с моим соло на данную минусовку смотрите в конце статьи

Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.

Как сочинить гитарное соло

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 1549
07.01.2019 20:30
Категория: Игра на гитаре

Гитарные соло это очень важный элемент в рок музыке, соответственно, вы как гитарист, обязаны знать как их играть и сочинять. Крутое соло поворачивает песню в новом направлении и также может быть очень запоминающимся, как припев.

Многие посредственные гитаристы при игре соло очень много внимания уделяют разным гитарным эффектам и трюкам. А легенды могут сочинить отлично звучащие соляки и без этого. Не зря же их называют "гитарными героями". Они настолько талантливы, что способны высечь отменный звук своих соло с минимальным набором нот, эффектов и различных трюков.

Что же, как они вообще это делают? Может быть есть какой то гитарный ген? Или может они продали душу дьяволу, чтобы уметь так сочинять? Давайте попробуем в этом разобраться.

Одно я могу сказать точно: они очень усердно занимались и работали, чтобы достичь своего высокого уровня игры.

Мы же, в свою очередь, можем очень многому научиться у них. Хотя бы приблизиться к мастерству их игры, быть немного похожими.

Итак, чтобы сочинить крутое гитарное соло, нам нужны три вещи:

  1. Хорошо знать гриф. Вы должны свободно ориентироваться по нему и иметь хороший слух.
  2. Хорошо знать и разбираться в музыке, которую вы играете. То есть вы не сможете хорошо сыграть джазовое соло, если до этого не вылазили из роковых пентатонических запилов.
  3. Импровизируйте, пробуйте! Вполне вероятно, что что-то может получиться спонтанно.

 Изучаем гаммы и лады

Чтобы более-менее сочинять даже самые простые соло, вам обязательно нужно знать самые основные лады. Хотя бы мажорный и минорный лад.

Знание позиций пентатоники, мажорного, минорного ладов, а также гармонического минора на грифе очень сильно вам поможет в сочинении своих собственных соло. Это просто самый необходимый минимум. Так что я советую вам не пренебрегать их изучением.

Кстати, есть такое неправильное мнение, будто знание ладов и музыкальной теории в целом, загоняет вас в рамки. То есть не дает вам свободы. Я считаю, что это полный бред. Знание теории вам лишь помогает быстрее находить нужные ноты, а все остальное сделают ваши пальцы и слух. Но и налегать на одно изучение гамм не стоит. Ищите золотую середину.

По мере тренировки ваших ушей, ваши пальцы сами будут находить нужные ноты на грифе. Например, при игре импровизаций под какую-либо аккордовую последовательность.

Изучение гамм и ладов также развивают вашу левую руку. По мере их изучения и построения на грифе, вы несомненно заметите, что стали быстрее и увереннее перемещаться по грифу гитары.

Музыкальная теория

Для новичков, процесс нахождения нужных нот на грифе кажется чем то феноменальным и фантастическим. Конечно же знание музыкальной теории, хотя бы поверхностное, очень сильно в этом поможет.

Теория музыки дает вам понимание того, почему одни ноты звучат хорошо, а другие плохо. Знание почему так происходит очень сильно упростит вам жизнь и ускорит ваше обучение искусству сочинения хорошего соло.

Многие диванные гитаристы могут утверждать, что изучать теорию не нужно и даже вредно. Аргументы у них одни и те же - "Слэш (здесь любое имя популярной рок звезды) нот не знает, а какие соло сочиняет!" Но кто знает какие усилия он для этого приложил и сколько времени затратил.

Вы можете долго и упорно эмпирическим путем выяснять какие ноты можно "тыкать" а какие нет. Или же просто один раз изучить законы музыки и сократить время обучения в разы. Решать только вам.

Как сочинить свое гитарное соло

Как правило, если вы играете в группе, то сопровождение сочиняется раньше соло. Если вы сочиняете песню один, то возможно, вы уже примерно представляете как оно должно звучать. Но все равно, сопровождение пишете раньше.

В этой части, я бы хотел дать небольшой совет, как сочинять соло в группе. Это чисто из личного опыта.

Первым делом вы должны хорошо быть знакомы с треком. Даже лучше самому сесть, сыграть его и записать. Вообще для гитариста, записывать самого себя, это очень важная вещь. Слушая себя со стороны, можно услышать то, чего не слышал ранее. Кстати, как это сделать с помощью компьютера и звуковой карты, читайте здесь: FAQ по записи трека и здесь: Программы для записи гитары.

После того, как у вас будет на руках запись, слушайте ее в течение некоторого времени. Вы должны, грубо говоря, привыкнуть к ней, знать каждые нюансы мелодики и композиции.

И наконец, просто импровизируйте под запись. Обязательно, записывайте все свои дубли и слушайте со стороны. Здесь вам очень поможет знание грифа и гамм.

Предпоследний этап - прослушка записанных дублей вашего будущего соло, отсекание неудачных моментов. Хорошие кусочки и фразы оставляем и если нужно дорабатываем. Шлифуем соло до идеального!

И наконец, записываем полученный результат, снова прослушиваем и наслаждаемся!

Сила импровизации

Еще один важная вещь для соло гитариста, это конечно, импровизация. Вы можете поразить группу наизусть выученным соло, но иметь навык импровизации под неизвестный трек, это еще более полезная вещь.

Так же умение импровизировать очень помогает когда вы забываете какой-либо кусочек вашего соло, например на концерте. А некоторые гитаристы идут еще дальше. Они вообще не особо любят что-то заучивать наизусть и очень часто импровизируют!

Искусство и умение импровизировать несомненно говорит о том, что гитара это во всех смыслах, продолжение рук гитариста. Он умеет извлекать ноты так же свободно, как говорить.

 

Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!

Сочинение хорошего гитарного соло это не быстрый процесс. Торопиться здесь некуда. Ну только если у вас не дедлайн завтра. Хорошенько проработайте каждый момент, запишите себя, прослушайте. Если что-то не нравится, скорректируйте и повторите это снова. Не бойтесь импровизировать и изучать музыкальную теорию, это здорово поможет вам. Пользуйтесь советами из этой статьи и удачи в сочинении!


Добавить комментарий


Смотрите также