Как научиться играть на блокфлейте самостоятельно


Игра на блокфлейте для начинающих легко с обучающей Свирелькой

Пока ваш уровень — игра на блокфлейте для начинающих, ведь, вы только осваиваете основы того, как научиться играть на блок флейте самостоятельно, но уже должны быть первые успехи! Если таковых нет, рекомендуется повторять первые занятия и не торопить события.

На предыдущих занятиях мы научились извлекать ноты си, ля, соль первой октавы. И задействовали для этого пальцы левой руки. Пока остановимся на пальцах левой руки, потому что для них есть ещё кое-что интересное. Это ноты до и ре второй октавы.

Нота до второй октавы игра на блокфлейте для начинающих

Разучим ноту до второй октавы. Записывается она над третьей линейкой нотного стана:

Для извлечения ноты До второй октавы закрываем отверстия первым и третьим пальцем левой руки.
Остальные отверстия остаются открытыми:

Звучит нота до второй октавы так:

Пробуем дуть с разной силой. Напомню, что чем выше ноты тем дуть надо сильнее.

Нота до второй октавы тоже достаточно просто извлекается на блокфлейте и получается достаточно быстро.

Из полезных советов: флейтисты при игре «дышат животом». То есть при вдохе грудь остается спокойной, а живот выпячивается, поэтому воздух проходит в нижнюю часть легких — так легкие наполняются полнее, играть становится легче.

Нота ре 2-ой октавы игра на блокфлейте для начинающих

Следующая нота, которую мы разучим: ре второй октавы. Записывается эта нота на четвертой линейке норного стана:

Вот как выглядит аппликатура блокфлейты для ноты ре второй октавы:

Аппликатура ноты ре второй октавы

Как видите закрыто только одно отверстие второе сверху и для этого задействован только третий палец (средний палец левой руки). Остальные пальцы приподняты и находятся над своими отверстиями.

Перейти от ноты до к ноте ре второй октавы очень просто. Надо всего лишь снять большой палец левой руки с нижнего отверстия. Здесь мы и понимаем важность большого пальца правой руки! Он обеспечивает устойчивость блокфлейты при игре. При извлечении ноты ре второй октавы блокфлейта клювом опирается на нижнюю губу, а всем остальным весом опирается на большой палец правой руки.

Звучит нота Ре второй октавы так:

Игра на блокфлейте для начинающих развивающие упражнения

Подошло время разучить новые мелодии с применением до и ре второй октавы на блокфлейте.
Перед этим вот два тренировочных упражнения, которые позволят вам научить свои пальцы закрывать отверстия для этих нот:
упражнение для до второй октавы
упражнение для ре второй октавы
Ноты упражнений представлены в формате .mscz пригодном для программы «Свирелька». Загрузите сначала первое упражнение, затем второе. Не пропускайте упражнения! Они, хоть и выглядят простыми, необходимы для вашего обучения игре на блокфлейте — с ними вы действительно научитесь играть. Повторяйте упражнения до тех пор, пока перестанете «вспоминать» и «думать» какие отверстия надо закрыть на инструменте. Сейчас важна не скорость. Сейчас важно научиться ритмично извлекать ноты. «Свирелька» поможет вам. Поставьте скорость проигрывания мелодии невысокую и комфортную для вас и сыграйте эти упражнения по нескольку раз, доведя свое мастерство до автоматизма 🙂

Новые мелодии игра на блокфлейте для начинающих

Мелодии на сегодняшнем занятии следующие:

Первая мелодия: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени!»

Ноты:

Звучит песня «Ах, вы сени, мои сени!» в исполнении «Свирельки» так:


Скачать ноты «Ах, вы сени, мои сени!»

Хороший урок по игре на блокфлейте ноты «до» и ноты «ре» второй октавы есть у проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке есть разбор мелодии «Ах, вы сени, мои сени».
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Хочется воскликнуть: «Ах, побольше бы таких прекрасных уроков!» Ждем!!!

Вторая мелодия: русская народная песня «Во кузнице».

Ноты:

Звучит «Во кузнице» на «Свирельке» так:

Скачать ноты для блокфлейты песни «Во кузнице» для «Свирельки»

И два важных замечания:

1. При игре на блокфлейте соблюдайте рекомендации, полученные на предыдущих занятиях: спина и плечи прямые, голова приподнята, локти расставлены, дышим спокойно, клюв свистка охватываем губами плотно, отверстия на инструменте закрываем подушечками распрямленных пальцев.

2. Блокфлейта очень чувствительна к исполнителю. Она буквально передает ваше настроение и отношение к мелодии. Самые тонкие нюансы человеческих переживаний, которые возможно были бы не замечены в другой обстановке, при игре на блокфлейте становятся весьма заметными. Поэтому при игре вкладывайте душу в мелодию. Даже такие простые мелодии, как рассмотренные на этом занятии требуют к себе отношения с душой от исполнителя. Привыкайте к такой игре с первых своих мелодий. Слушатели это поймут и оценят.

Рекомендуем делать гимнастику для пальцев рук. Примерный вид упражнений для пальцев:

Упражнения для пальцев флейтиста

Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас:

Перейти к занятию 6 Как играть на блокфлейте

игра на блокфлейте для начинающих

svirel.org

Как играть на блокфлейте

Никогда не забуду, как принес домой свою первую блокфлейту. Уже писал о том, как переклинило ее купить.

Первое с чем столкнулся, был вопрос: А как на ней играть?

В фильмах и мультиках человек дует в дудочку и попеременно закрывает отверстия на корпусе.

В жизни все так-же просто, но немного иначе.

1. Как держать блокфлейту во время игры

Все самоучители, сайты и т.п. сходятся в том, что дудеть нужно стоя, держа блокфлейту под углом 45 градусов к земле.

Причина здесь не только в удобстве. Звук у блокфлейты идет не из дальнего конца, а из мундштука (отверстия возле рта) примерно под углом в те же 45 градусов.

45 + 45 = 90

Т.е. звук при таком положении распространяется вперед от вас к слушателю.

2. Постановка рук и пальцев

На блокфлейте играют всего 8-ю пальцами. Вот такая особенность.

При том по 4 пальца от каждой руки.

Левая рука держит ту часть флейты, что ближе к лицу. Ее большой палец закрывает единственное нижнее отверстие, а остальные (кроме мизинца) закрывают 3 верхних.

МИЗИНЕЦ ЛЕВОЙ РУКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ! Ему можно найти другое применение. Например привязать маленький флажок и помахивать им, привлекая во время игры дополнительное внимание к своей весьма неординарной персоне. Или как я – использовать в качестве дополнительного держателя блокфлейты.

Большой палец правой руки поддерживает блокфлейту снизу, а 4 других, закрывают 4 оставшихся отверстия.

Если отверстия закрыты надежно – дунув в мундштук вы услышите ноту До (у тенора и сопрано).

На картинке я не держу правый мизинец на клапане, а значит получится Ре.

3. Как прикрывать отверстия

Отверстия закрываются подушечками пальцев. Не нужно давить изо всех сил. Закрытое отверстие не должно пропускать воздух, но не более того.

Можно жать на отверстие со всей дури, но при этом закрыть его лишь на 80%.  Звук при этом будет отвратительным.

Прикрывайте отверстие ПОЛНОСТЬЮ. Пальцы, во время игры поднимаются и опускаются. Нужно тренировать их, чтобы поднимались не слишком далеко от отверстия, а опускались надежно его прикрывая!

4. Как дуть

Дуть нужно так, чтобы получался чистый звук. Напор воздуха нужно УМЕНЬШАТЬ от верхних нот до нижних.

Потому, очень полезно первые дни играть только гаммы до тех пор, пока не добьетесь от пальцев хорошего закрытия отверстий, а от легких и рта – полного контроля силы выдоха, в зависимости от высоты ноты.

5. Как играть мелодии

Мелодии можно подбирать на слух, если он развит.

Если развит пока не достаточно, нужно выучить две вещи:

  1. Нотную грамоту
  2. Аппликатуры

Что это такое, расскажу как-нибудь в другой раз. А пока тренируйтесь держать и дуть.

www.dudochnik.ru

Блокфлейта видео уроки игры. Как держать, извлекать звуки, дыхание.

Обучение игре происходит намного легче, когда есть не только что почитать-послушать, а ещё есть что посмотреть. Поэтому представляем серию блокфлейта видео для начинающих осваивать этот музыкальный инструмент.
В серию включены:

София — автор серии блокфлейта видео.

Уроки записаны талантливым музыкантом Софией.

София играет на многих флейтах и не только, а домашняя обстановка ее записей придает урокам камерный характер. Учебный материал в серии блокфлейта видео подан в простой и понятной форме.

Серию уроков начинаем сразу с пятой части, из которой узнаем как правильно поставить дыхание при игре. Это основа исполнения всей духовой музыки, поэтому с неё и начнем:


Надеюсь, вам понравился этот урок от Софии и Вы поддержите её старания, кликнув по кнопке соцсетей.

Блокфлейта видео. Конспект урока «О дыхании»:
Сегодня я вам расскажу о дыхании при игре на очень многих духовых инструментах.
Существует три основных типа дыхания:
  • дыхание грудью;
  • дыхание животом;
  • дыхание диафрагмой.

Чтобы «почувствовать» дыхание диафрагмой наклонитесь сидя вперед, руки поместите по бокам в район почек. При дыхании вы почувствуете руками диафрагмовое дыхание. Запомните свои ощущения и повторите это дыхание стоя.

Попрактикуйтесь без духовых инструментов. Не применяйте при таком дыхании силу, иначе можно получить неприятные ощущения и дискомфорт.

При выдохе не раздувайте щёки. Воздух из легких, проходя через горло должен напрямую выходить через губы. «Не стройте из себя хомячка!» 😉

При вдохе опускайте корень языка, как будто вы произносите «аааа» на приеме у врача. Это позволит вдохнуть больших объем воздуха за быстрый вдох. Для тренировки поместите ладонь в область гортани и попробуйте зевнуть. Не переусердствуйте. Все хорошо в меру!

Играйте на духовом инструменте стоя. С прямой спиной.  С расправленной грудной клеткой. Это облегчит обучение правильному дыханию и сделает вашу игру ровной и красивой.

Обратите внимание на то, чтобы дыхание было ровным. Максимально ровный и продолжительный выдох — основа игры на духовых. Научитесь поддерживать ровный поток воздушной струи не изменяя ни направление, ни скорость потока.

Очень легко проконтролировать насколько ровный ваш выдох проверить его с помощью зажженной свечи: пламя свечи должно отклониться под струей воздуха и не трепетать на протяжении всего выдоха. Старайтесь достигнуть максимальной плавности и нежности выдоха.

Очень подойдет для выработки навыка правильного дыхания игра на окарине. Этот инструмент особенно требователен к качеству дыхания. Поэтому извлекая на окарине одну ноту и проверяя ее стабильность с помощью online микрофонного тюнера, вы сможете поработать со своим дыханием.

Теперь, узнав как правильно дышать при игре, можно переходить к выбору блокфлейты. Выбор начнем с того, что узнаем какие они бывают по строю и в чем их преимущества и недостатки. Выбираем строй блокфлейты.
Оставьте свои комментарии об уроках:

блокфлейта видео

svirel.org

Как выбрать блокфлейту

Если вы решили освоить игру на духовых музыкальных инструментах, то самым доступным по цене и простым решением для обучения станет блокфлейта. Впервые увидев ее в магазине, вы можете подумать, что это просто дудочка. Возможно даже детская. Но ознакомившись с этой статьей, узнав, насколько разнообразным может быть этот инструмент, вы перестанете считать его детской свистулькой.

 

 Немного истории

Название «блокфлейта» произошло от немецкого blockflöte (флейта с блоком). Блок – это деревянная пробка в мундштуке флейты, которая прикрывает отверстие для вдувания воздуха, оставляя небольшую щель. Это один из самых древних музыкальных инструментов, ее предки известны человеку еще с античных времен. Был особенно популярен в эпоху Средневековья, когда для блокфлейты писали знаменитые композиторы: Бах, Гендель, Вивальди. В настоящее время на блокфлейтах играют обычно в оркестрах и различных фестивалях авторской песни, этнической музыки и других.

С флейты легко начинать обучение игре на духовых инструментах даже детям. Она имеет всего восемь отверстий, и все, что вам нужно – это научиться правильно дуть и запомнить две октавы звуков. Мелодии обычно довольно просты, их несложно сыграть по нотам и даже подобрать на слух. Отверстие с тыльной стороны инструмента служит октавным клапаном – с его помощью можно получать звуки первой октавы (низкие) и второй (высокие).

 

Итак, вы решили купить блокфлейту, но не знаете какую выбрать? Чем отличаются эти инструменты? Давайте попробуем разобраться вместе.

 Классификация блокфлейт

  • По материалу: пластиковые, деревянные и комбинированные.
  • По аппликатуре: немецкая и барочная система.
  • По звучанию: сопранино, сопрано, альт, тенор и бас.

Сначала нужно решить, где и как вы планируете использовать блокфлейту. После – из какого материала лучше выбрать инструмент.

Деревянные блокфлейты

Дерево – традиционный материал для изготовления блокфлейт. При этом используют клен, грушу, оливу, сливу, сапеле, дуб и другие породы. Каждый вид древесины имеет свой оттенок звука. Выбор влияет как на стоимость, так и на звучание. Мастера чаще всего предпочтение инструментам из пород фруктовых деревьев.

 

Звучание деревянной флейты вы всегда отличите от флейты пластиковой. Она издает более тонкий, плавный, красивый и выразительный, живой звук. Такой инструмент – идеальный выбор для ребенка, который только начинает осваивать игру на флейте, ведь с первых дней он должен слышать идеальное звучание. С ним можно учиться, играть дома и выступать на концертах.

Следует помнить, что за деревянным инструментом нужен особый уход, так как дерево очень чувствительно к воздействию влаги, грязи, солнечных лучей и механических повреждений. Поэтому такую флейту лучше не брать с собой в поход или на пикник. Да и в долговечности деревянный инструмент уступает пластиковому.

Пластиковые блокфлейты

Если вы не профессиональный музыкант, а берете инструмент в основном для учебы и для души, то стоит обратить внимание на пластиковые блокфлейты. Они довольно прочные, не требуют постоянного ухода, не бояться влаги и грязи, их всегда можно помыть. Инструмент не потеряет качества звучания. Таким образом, пластиковые блокфлейты идеальны для отпуска, поездок и в качестве запасного варианта.

 

Стоит отметить, что пластиковые флейты гораздо гигиеничнее деревянных. Поэтому их можно рекомендовать детским учреждениям, где инструментом будут пользоваться несколько человек.

Еще одни плюс пластиковых блокфлейт – цена. Они стоят не так дорого, поэтому потеря и поломка инструмента не нанесут удара по кошельку.

Звук пластиковых флейт более резкий и громкий, чем у деревянных. Причем, чем дешевле пластиковая блокфлейта, тем большее ее звук похож на «игрушечный». Да и выглядят они иногда слишком дешево.

В любом случае, иметь хотя бы одну пластиковую блокфлейту в качестве запасного варианта стоит.

Комбинированные блокфлейты

Комбинированная блокфлейта является компромиссным вариантом. Это деревянная флейта с пластиковым мундштуком. Она выдает довольно приятный звук, при этом имеет сравнительно невысокую цену, выглядит презентабельно. Мундштук без проблем можно мыть. Такие флейты рекомендуют для начала обучения.

 

Немецкая и барочная системы

Существует два вида блокфлейт: с германской (немецкой) и барочной (английской) системой. Начинающие музыканты, приняв решение купить свою первую блокфлейту, часто не могут сделать выбор в пользу одной из них. Давайте разберем принципиальные отличия и особенности той или иной системы.

Внешние отличия

Для начала договоримся, что нумерация отверстий блокфлейты происходит снизу. Так вот, инструменты разных систем отличаются размерами третьего и четвертого отверстий: у блокфлейт немецкой системы третье отверстие имеет более маленький диаметр, а у барочной системы – четвертое. На этом внешнее отличие флейт разных систем заканчивается. Такие инструменты требуют разного положения пальцев при извлечении некоторых нот (разной аппликатуры).

 

Стоит отметить, что существуют блокфлейты со сдвоенными отверстиями и с одинарными. Дело в том, что для взятия некоторых полутонов музыканту необходимо перекрывать пальцем половину отверстия. При этом приходится следить, чтобы была перекрыта ровно половина, иначе нота уже будет несколько выше или ниже необходимого тона. Поэтому в тех случаях, когда нужны чистые ноты, гораздо удобнее использовать блокфлейту со сдвоенными отверстиями. Для взятия полутона вы просто полностью закрываете одно из двух отверстий и получаете желаемую ноту. Удобно, не правда ли? Безусловно, но инструменты с одинарными отверстиями позволяют играть более тонко, именно они считаются классическими. Некоторые преподаватели не рекомендуют использование блокфлейт со сдвоенными отверстиями. Обратите внимание: сдвоенные отверстия нумеруются как одно. Блокфлейты с одиночными или со сдвоенными отверстиями встречаются в обеих системах. Запомните, наличие сдвоенных отверстий – это не признак системы.

 

Различия в технике игры

Традиционно блокфлейты немецкой системы считаются более простыми в освоении. Если закрыть пальцами все отверстия, а затем, поднимая пальцы и открывая отверстия одно за другим начиная с низа, можно услышать основные ноты гаммы. С помощью таких флейт вы легко и быстро освоите исполнение несложных мелодий в простых тональностях. Недостаток же немецкой системы заключается в том, что некоторые полутона тяжело взять чисто, так что при исполнении более сложных произведений вы можете столкнуться с определенными трудностями.

При игре на блокфлейте барочной системы приходится использовать более сложные аппликатуры для исполнения некоторых основных тонов (например, ноты «фа»). Это может вызвать некоторые трудности, особенно у детей. Зато огромным достоинством данной системы является то, что все полутона в пределах двух октав звучат чисто.

Если вы планируете заниматься игрой на блокфлейте серьезно, то лучше сразу начинать учиться играть на инструменте с барочной системой. Если же хотите быстрее начать играть простые мелодии – выбирайте немецкую. Кстати, переучиться с немецкой на барочную систему не так сложно, ведь отличия заключаются всего лишь в нескольких аппликатурах.

Итак, играть на блокфлейтах немецкой системы несколько проще, но при этом профессиональные музыканты предпочитают инструменты с барочной системой.

Тональность

По возможности брать ноты разных тональностей, блокфлейты делят на следующие виды:

  • Сопранино (в строе F) – диапазон от F2 до G4. Это самая маленькая и берущая самые высокие ноты блокфлейта.
  • Сопрано (в строе С) «Descant» – диапазон от C2 до D4. Это универсальная флейта, подходит практически всем. Именно с нее обычно начинают обучение игре. Большинство произведений для блокфлейты пишут именно под сопрано в строе C.
  • Альт (в строе F) «Treble» – диапазон от F1 до G3. Достаточно популярная и универсальная блокфлейта. Подойдет профессионалам и начинающим музыкантам, но для детей не подходит, так как интервал между отверстиями требует существенной растяжки пальцев.
  • Тенор (в строе С) – диапазон от C1 до D3. Такую блокфлейту используют обычно профессионалы, так как интервал между отверстиями требует профессионально растянутых пальцев.
  • Бас (в строе F) – диапазон от F до G2. Данный инструмент требует ну очень хорошей растяжки пальцев, которую придется нарабатывать изнурительными тренировками.

 

Это наиболее часто встречающиеся блокфлейты. Существуют и менее распространенные виды:

  • Гаркляйн (в строе С) – диапазон от С3 до A4.
  • Гроссбас (в строе C) «Great Bass» – диапазон от C малой октавы до D2.
  • Контрабас (в строе F) – диапазон от F большой октавы до G1.
  • Субгроссбас (в строе C) – диапазон от C большой октавы до D1.
  • Субконтрабас (в строе F) – диапазон от F контроктавы до G малой октавы.

Таким образом, если вы только начинаете учиться играть на блокфлейте, то лучше выбрать сопрано.

Часто встречаются и блокфлейты с клапаном. Его обычно ставят на самое нижнее отверстие флейт, начиная с альта. Нужен он для того, чтобы легче было дотянуться до нижнего отверстия. Используя в конструкции блокфлейты клапан, производитель может расположить отверстия там, где они обеспечат наилучшее звучание флейты, а не там, куда способны дотянуться пальцы.

 

Отрицательным моментом использования клапанов можно считать их «клацанье» во время исполнения. Да и вообще, чем меньше дополнительных деталей, тем ниже стоимость инструмента и шанс что-то сломать в самый неподходящий момент. Это личный выбор каждого, никаких принципиальных советов по поводу клапанов нет.

Хотя блокфлейта довольно простой инструмент, в любом музыкальном магазине вы удивитесь их ассортименту. Они отличаются по цвету, прозрачности, форме, наличию дополнительных деталей и конструктивных усовершенствований. От производителя зависят качество материала, точность звучания инструмента, внешний вид, и, соответственно, цена.

Случается, что блокфлейта сделана из дорогой древесины, имеет богатый внешний вид, достаточно дорого стоит, а конструкция модели неудачная, оборудование неточное. Так вы рискуете получить красивую игрушку, которую нельзя использовать для серьезного музицирования.

Сейчас почти все компании перенесли своё производство в Китай, поэтому указание страны изготовителя в маркировке не даст полезной информации. Именитые производители, такие как HOHNER, YAMAHA, STAGG, контролируют качество инструментов, их можно спокойно покупать и заказывать.

 

Учитесь играть на блокфлейте! Это довольно несложно и интересно. Надеемся, что сделать правильный выбор инструмента вы теперь сможете.

 

pop-music.ru

Техника игры на блокфлейте

Техника игры на блокфлейте

Техника игры на блокфлейте

Нужно сказать, что следующая информация о технике игры на блокфлейте носит обзорный и намеренно упрощённый характер, с акцентом на тех трудностях, которые могут возникнуть перед ребёнком или любителем в процессе освоении этого инструмента.

Традиционная техника игры на блокфлейте подразумевает контроль над тремя основными параметрами: звучанием, интонацией (правильной звуковысотностью) и артикуляцией (способом соединения или разъединения нот).

Конечно, звучание инструмента изначально заложено его производителем. Имеют значение конструкция и материал, из которого он изготовлен. Естественно, что, манипулируя дыханием, исполнитель может менять качество звучания. Замечательной чертой блокфлейты является небольшое сопротивление, которое сам инструмент оказывает воздушной струе. Этим она существенно отличается от других духовых инструментов. Умение контролировать воздушную струю, не встречающую на своём пути какого-либо заметного сопротивления, является важным навыком, практически недостижимым для детей младшего возраста, да и для некоторых взрослых. Однако это - единственный способ эффективно влиять на качество звука.

Кроме того, дыхание участвует в получении колебаний громкости (тремоло) и частоты (вибрато). Если говорить коротко, то первый эффект достигается сокращением мышц гортани, а второй - диафрагмы. Опытный исполнитель в состоянии регулировать величину и скорость подобных модуляций.

При игре на блокфлейте используется большое количество альтернативных вариантов аппликатур. Все ноты, кроме самых нижних, могут быть взяты при помощи различных комбинаций отверстий, которые слегка отличаются друг от друга по тембру и громкости. Таким образом, музыкант, чередуя различные аппликатуры, имеет в своём распоряжении значительный диапазон звуковых оттенков. Другая причина, по которой используются аппликатуры, альтернативные традиционным - это желание избежать сложных перемещений пальцев при скоростной игре, а также при исполнении легато и трелей. В целом можно сказать, что аппли катура подбирается таким образом, чтобы максимально сократить перемещение пальцев.

Вопреки расхожему мнению, игра на блокфлейте требует особого контроля над амбушюром (от фр. bouche - рот), то есть совокупностью мышц рта и положением губ. Манипуляция формой и размером полости рта и гортанью, а также управление соответствующей мускулатурой обогащают звук, упрощают извлечение нот в верхнем регистре и позволяют осуществлять контроль за интонацией.

Давление воздушной струи и амбушюр совместно существенно влияют на интонацию. Изменение давления при сохранении формы полости рта заметно искажают высоту звучащей ноты. Эта неразрывная связь между звуковысотностью и силой звукоизвлечения отличает блокфлейту от других современных инструментов, причём не в лучшую сторону.

С точки зрения артикуляции рекордер позволяет получать широчайший спектр оттенков от самого отрывистого staccatissimo до длиннейшего legato. Необходимая атака и снятие звука в начале и конце звучания каждой ноты контролируются языком и пальцами. Как и любой другой инструмент, блокфлейта позволяет комбинировать различные способы артикуляции при получении контрастных ритмических построений, необходимых для эффектной фразировки.

Прежде чем извлечь первую ноту, необходимо узнать, как правильно держать блокфлейту. Обычно левая рука располагается выше правой. Хотя музыкант, считающий себя левшой, может. сделать и наоборот. Правда следует иметь в виду, что современные блокфлейты сконструированы с расчётом, что левая рука исполнителя будет находиться выше правой.

Голова, шея и спина исполнителя должны располагаться на одной линии, а инструмент нужно держать под углом 45 градусов к горизонтали. Руки следует чуть раздвинуть от туловища, а подушечки пальцев должны находится на центральной оси инструмента прямо на отверстиях. Между губ находится только самый кончик мундштука. А поддерживающий большой палец лежит прямо под указательным пальцем правой руки. Ничто не должно стеснять грудь, горло должно быть расслаблено.

Педагоги по вокалу учат тому, что правильная поза является одним из необходимых условий хорошего звукоизвлечения. Когда же вы играете на духовом инструменте, то каждая нота является результатом движения воздушного потока, который исходит из ваших лёгких, усиливается движением диафрагмы вверх, проходит через ваши горло и рот и попадает, наконец, непосредственно в инструмент. Если вы не в состоянии регулировать этот воздушный поток в соответствии со стоящими перед вами музыкальными задачами, то никакие усилия не компенсируют несовершенство вашего дыхательного аппарата. Прежде, чем пытаться разучивать пьесу или песню, попробуйте извлечь длинные ноты и определить, можете ли вы сохранять ровное по громкости и чистое по высоте звучание.

Чтобы определить для каждой ноты необходимую силу воздушной струи, можно проделать следующее: на одном дыхании, начав очень тихо, постепенно наращивайте громкость до максимума, затем вновь постепенно снижайте её. В начале и в конце нота должна звучать как можно тише, а в середине - максимально громко. В этот момент не обращайте внимание на изменение высоты звука. Лучше это проделать, повернувшись лицом в угол комнаты, так чтобы звук отражался от стен. Вы обнаружите, что при сильном дыхании ваша блокфлейта высит, а при слабом, наоборот, звучит ниже, чем следует. Чтобы определить верную высоту звука, вам потребуется какой-то независимый калиброванный по высоте источник звука. Это может быть хорошо настроенное пианино, синтезатор или компьютер.

Старайтесь ежедневно уделять 5-10 минут занятиям с длинными нотами. Это поможет вам увеличить объём лёгких и научиться контролировать воздушную струю. Со временем, приобретя определённый опыт, вы научитесь определять силу дыхания необходимую вам в том или ином случае. Если вы вдыхаете больше воздуха, чем выдыхаете, то это может вызвать головокружение. В этом случае нужно присесть, расслабиться и попытаться дышать немного реже. Скоро недомогание пройдёт, и вы будете знать, что вам необходимо снизить количество вдыхаемого воздуха.

Положение большого пальца левой руки станет важным, когда вы перейдёте к нотам второй октавы. А пока вы должны убедиться в том, что ваши пальцы закрывают отверстия блокфлейты своими подушечками, а не кончиками. Подушечки пальцев больше, чем отверстия, поэтому вы должны закрывать их безо всяких проблем.

Чтобы правильно извлечь звук, крепко сожмите губы в лёгкой улыбке. Напряжения мышц вокруг губ должно быть достаточно, чтобы в образовавшуюся между ними щель слегка вошёл самый кончик мундштука. Верхняя и нижняя челюсти должны быть расслаблены, а просвет между ними должен составлять примерно 2 мм. Язык, прижатый к этому просвету между зубами, препятствует проникновению воздуха непосредственно внутрь блокфлейты. Теперь, если вы шёпотом произнесёте звук "ту", то язык отодвинется от зубов внутрь полости рта, предоставив воздуху возможность проникнуть в блокфлейту и, в результате, прозвучит нота. Чтобы довести её до нужной высоты, вам необходимо будет быстро увеличить давление воздушной струны до необходимого уровня. Координация между движением языка и контролем за давлением воздуха в полости рта в процессе звукоизвлечения и звучания ноты очень важна для правильного и точного их исполнения. При резком движении языка или при слишком быстром наращивании давления, воздух в буквальном смысле будет врываться в ваш инструмент, давая резкий неприятный звук. А блокфлейту в первую очередь ценят за мягкое, тёплое звучание. Так что вам придётся научиться пропускать воздух внутрь блокфлейты в контролируемом количестве так, чтобы за исключением момента начального движения языка высота ноты за время её звучания не менялась. Для того, чтобы снять звук (прекратить звучание ноты), вам нужно будет вернуть язык в исходное положение, то есть перекрыть с его помощью просвет между зубами. Движения языка должны быть достаточно быстрыми для того, чтобы не вызвать изменения высоты ноты. Естественно, часто при игре на блокфлейте используется контролируемое вибрато, что позволяет сделать её звучание более тёплым, однако об этом чуть позже.

Стаккато. Иначе говоря, суть стаккато в разделении записанной на бумаге длительности ноты на период звучания и равную ему по величине паузу. Стаккато делает музыкальную линию более лёгкой и мягкой по звучанию. Таким образом, вы можете создать впечатление более тихой игры, не меняя при этом силы звукоизвлечения, что очень важно для духового инструмента, в котором изменение силы дыхания может привести к изменению высоты звучащей ноты.

Легато. Можно перейти от одной ноты к другой, не используя движения языком при извлечении второй ноты. Предположим, что вы играете ноту "ля", тогда, чтобы прозвучала нота "си", вам достаточно будет просто поднять второй палец. Если движение пальца будет слишком медленным, то между двумя нотами вы услышите посторонний звук. При более быстром движении, вы получите только нужные вам две ноты. Такой способ звукоизвлечения может показаться более простым, поскольку при извлечении второй ноты не требуется участия языка, и соответственно не нужно думать о координации его движения с движением пальцев. Однако, с другой стороны, он более сложен, поскольку требует точной работы пальцев, погрешности которой уже не удастся замаскировать перерывами в звучании между нотами как при стаккатном звукоизвлечении. При длинном легато возникает ещё одна проблема - как дышать? Если между звучащими нотами нет пауз, то когда же делать вдох? Остаётся только рассчитывать на объём своих лёгких и работать над качественным звуком при умеренном выдохе. Блокфлейта вовсе не требует от музыканта больших объёмов воздуха. Со временем вы поймёте, почему воздух для музыканта - духовика, как вода для путника в пустыне. Вы будете использовать любые ухищрения, чтобы экономить его и использовать с максимальной пользой.

Движение пальцев. Как только вы начнёте поднимать или опускать более чем один палец одновременно, вы сразу обнаружите проблемы с координацией их движения. Для начала старайтесь не поднимать пальцы слишком высоко над отверстиями. Наилучшее расстояние - то, которое позволит вам вернуть палец на место за максимально короткое время (например, 5-10 мм). В поднятом состоянии палец должен располагаться точно над своим отверстием. Если пальцы будут отклоняться от этого положения, то вам придётся в буквальном смысле каждый раз гоняться за соответствующим отверстием в попытке перекрыть его. Когда пальцы стоят слишком высоко или на неодинаковой высоте, то это затрудняет их правильное и чёткое движение. В случае, когда поднимаются два или более расположенных рядом пальцев, то они должны двигаться как единый блок, а не как разрозненные единицы.

Многие начинающие ошибочно с силой прижимают пальцы к отверстиям блокфлейты, пытаясь, таким образом, более надёжно их закрыть. На самом деле вполне достаточно, чтобы подушечки пальцев просто лежали на соответствующих отверстиях. Когда вы прижимаете пальцы к инструменты в них возникает дополнительное напряжение, мешающее их свободному движению.

Когда вы столкнётесь с низкими нотами, имеются в виду нижние "ре" и "до", то обнаружите, что взять их не так просто. Для начала отверстия, которые вы закрываете пальцами правой руки, можно залепить скотчем. При этом пальцы левой руки остаются на своих отверстиях. Теперь вы можете быть уверены, что отверстия закрыты как надо, и вы можете сосредоточить своё внимание на поиске правильной силы дыхания.

Используются технологии uCoz

www.blockfluete.narod.ru

Блок флейта для начинающих

Для тех хотел бы освоить игру на блок флейте этот урок:

Если вам нравится музыка блокфлейты и вы хотите научиться играть на этом музыкальном инструменте, тогда вы пришли по адресу.

Играть на блок флейте легко и доставляет истинное наслаждение. К тому же, блокфлейта очень просто устроена:

Блокфлейта в разрезе

Состоит блокфлейта из свистковой и основной частей. В некоторых блокфлейтах основная часть имеет съемное нижнее колено.

Части блокфлейты легко разъединяются друг от друга и так же легко собираются обратно. Так что, если вы разобрали свою блокфлейту, не волнуйтесь, вы её так же легко соберете. При сборке проследите, чтобы отверстие свистка находилось на одной прямой с отверстиями основной части. Съемное нижнее колено поворачивается вокруг своей оси так, чтобы отверстия, находящиеся на нем было удобно закрывать мизинцем правой руки.

Чтобы разобраться в системах, которые бывают у флейт с блоком посмотрите видео урок как выбирать систему блокфлейты

Блокфлейта — удивительный духовой инструмент, потому что его звучание очень близко передает интонацию человеческого голоса. Из-за этого на блокфлейте можно передать настроение и чувства композитора и исполнителя мелодии.

Итак, если вы заинтересовались игрой на этом замечательном инструменте, то переходите к занятиям самоучителя и используйте обучающую программу «Свирелька» которая будет полезна тем, кто хочет научиться играть:

Вашему вниманию предлагается

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Оставьте комментарий о просмотренном уроке и напишите, чего вы ожидаете, когда вы научитесь играть на блокфлейте.

блокфлейта для начинающих.

 

svirel.org

Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка

Вы – заботливый родитель, и вам не безразлично развитие вашего ребёнка и, как следствие этого, судьба его? Вы находитесь в поисках различных обучающих методик для ребенка, и раздумываете, какая же из них наиболее эффективная?

В таком случае, есть один ответ, который, наверняка бы заинтересовал очень многих неравнодушных родителей. Это – обучение игре на блокфлейте. Вот лишь несколько фактов об этом инструменте.

  • Блокфлейта набирает сейчас немалую популярность в этнических группах, особенно среди молодых людей. Она обретает все больше новых поклонников. Ее возможности довольно большие, и это не просто «дудочка», а самый настоящий музыкальный инструмент.
  • Блокфлейта – это маленькая продольная флейта. Она относится к семейству деревянных духовых инструментов, изготавливается из дерева или пластмассы. На корпусе можно увидеть несколько маленьких «дырочек-местечек» для пальчиков.
  • Блокфлейта по весу очень лёгкая; она занимает столь мало места, что её можно брать с собой всюду. Только представьте: тёплый летний вечер, вы сидите у костра в дружественной компании и играете на блокфлейте. Скорее всего это добавит вам популярности и всеобщего внимания.
  • Голосок у такой флейты очень приятный, нерезкий и мелодичный. Недаром, в Вальдорфских школах блокфлейта широко используется в процессе обучения: воспитатель с её помощью созывает детей, а кроме того, почти все ребята обучаются игре на ней.

О пользе детских занятий игрой на блокфлейте

Но не стоит думать, что блокфлета даёт только музыкальное развитие. Спектр её облагораживающих воздействий гораздо шире. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо школьникам и тем детям, которые только собираются переступить порог школы. Также прекрасно развивается артикуляция, что способствует устранению логопедических затруднений.

Ребёнок постоянно будет заниматься дыхательными упражнениями, а, значит, будет крепнуть и его голос. Блокфлейту «прописывают» детям, страдающих частыми заболеваниями органов дыхания и даже с более серьёзными проблемами здоровья.

И ещё. Не забывайте про мелкую моторику. Да, да, координация пальцев чрезвычайно эффективно развивает мелкую моторику ребёнка. Ведь нужно постоянно думать, как же теперь надо поставить пальчики, чтобы блокфлейта выдала свой нежный звук. А ведь всем известно, как мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности ребенка, следовательно, можно смело заявить, что игра на блокфлейте сделает вашего ребенка умнее.

Последний аспект, но не менее важный, чем два предыдущих – это психологическая сторона вопроса. Блокфлейта даст вашему ребенку чувство уверенности в своих силах, а также чувство значимости, столь необходимое для каждого человека. Этот инструмент, несмотря на то, что становится все более популярным, тем не менее, остаётся уникальным. Следовательно, ваш ребенок приобретёт неповторимый навык, станет отличным от других, что также положительно отзовётся на его самооценке.

Достоинств у блокфлейты масса, начиная от ее размера и заканчивая её ценой. Только представьте вашего ребёнка, играющего, например, на виолончели. Конечно, у этого инструмента также есть много преимуществ, но блокфлейта находится в более выгодном свете по весу и размеру.

Цена этой флейты настолько мала, что не сравнится даже с походом в продуктовый магазин. Даже если нечаянно кто-то на нее сядет или произойдет какое-то другое повреждение, ничего страшного не случится, потому просто можно приобрести новый инструмент, и это будет не накладно.

Наверное, вы уже убедились в огромной пользе обучения игре на этом инструменте. Теперь задача – найти талантливого и опытного преподавателя для вашего ребенка. Но это уже другая история.

Автор – Ольга Беляева



music-education.ru


Смотрите также