Как научиться играть левой рукой на пианино


Развитие техники игры левой рукой. Самоучитель игры на синтезаторе

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной - двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие - щелчок, второе событие - появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме "чувствительность к касанию", что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец - над фа).

Упражнение 1

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

скачать

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Упражнение 2

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

скачать

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

скачать

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Упражнение 4

Теперь более сложное упражнение - игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

скачать

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Упражнение 5.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость - над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Упражнение 6.

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Упражнение 7.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

скачать

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) - указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Упражнение 9.

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

скачать

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим "чувствительность к касанию"
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Об этом будет рассказано далее.

Александр Страшко
[email protected]
05.02.11

Независимая игра двумя руками. Игра на синтезаторе двумя руками

Один из важнейших навыков игры на синтезаторе заключается в умении одновременно играть руками свои партии, независимо друг от друга.

  • правая рука должна играть свою партию независимо от игры левой руки
  • левая рука должна играть свою партию независимо от игры правой руки

Почему исходная задача делится на две? Разве недостаточно уметь свободно играть мелодию правой рукой под аккомпанемент левой руки? Нет. При игре аккомпанемента левая рука чаще работает в статичном и позиционном режиме (берёт аккорды, играет арпеджио и др.), а правая рука при исполнении мелодии работает в динамичном и подвижном режиме. По этой причине техника игры правой рукой растёт значительно быстрее, чем левой. Если левая рука привыкла играть только аккорды, то будет непросто заставить её сыграть даже просто рок-н-рольный  “шагающий бас”.

Попробуем сыграть фрагмент песни “Маленькой ёлочке холодно зимой” под аккомпанемент левой руки, а затем правой, чтобы оценить возможности левой руки.

Упражнение 1. Обмен партиями.

При игре на синтезаторе клавиши могут нажиматься одновременно или последовательно. Рассмотрим каждый из этих случаев отдельно.

Одновременное нажатие клавиш

Для одновременного нажатия нескольких клавиш необходима синхронная работа пальцев одной руки друг с другом или пальцев двух рук друг с другом.

Первый случай возникает при игре гармонических интервалов и аккордов одной рукой. Полагаю, что в статичном режиме, когда смена интервалов или аккордов производится нечасто, например, один-два раза за такт, вы играете без труда. Проверим, смогут ли пальцы синхронно поработать в “динамичном” режиме при игре терций.

Упражнение 2. Синхронная игра терций правой рукой

Получилось повторить упражнение без ошибок в более или менее быстром темпе? Неплохо. Теперь посмотрим, что может изобразить левая рука в этом плане.

Упражнение 3. Синхронная игра терций левой рукой

Да, слабова-то. Сказалась длительная игра под автоаккомпанемент, в результате чего левая рука практически потеряла навык игры.

Попробуйте сыграть это упражнение левой рукой в течение 2-3 минут в умеренном темпе. Если пальцы руки развиты слабо с точки зрения техники игры, то они будут:

  • нажимать клавиши не одновременно
  • дёргаться вместе с соседними пальцами
  • неритмично производить смену интервалов

Если произойдёт быстрый разогрев мышц предплечья, а затем появятся болевые ощущения в них и кисти руки, то это значит, что пальцы работают неэффективно и прикладываются слишком большие усилия, в результате чего рука быстро устанет.

Игру терций одной рукой можно отнести к разряду “силовых упражнений” на развитие мышц и синхронную работу пальцев. Улучшить работу пальцев руки поможет метод “культуриста” - несколько подходов с передышкой, увеличение длительности повторов  и скорости с каждым занятием. При этом надо следить, чтобы мышцы руки не перенапрягались. Если вы мало играли левой рукой, то поначалу будет казаться, что пальцы какие-то деревянные и чужие. Благодаря ежедневным упражнениям “деревянность” начнёт постепенно уходить, и пальцы начнут чувствовать клавиши.

В чём заключается смысл выполнения любого упражнения? В развитии навыка? Не только. Упражнение также является элементом самоконтроля. Важно учиться выявлять в ходе выполнения упражнения наиболее проблемные места для поиска новых упражнений для их решения, что в конечном счёте увеличивает эффективность занятий и повышает КПД нашей деятельности.

Если присмотреться к работе пальцев при выполнении упражнения 3, то можно заметить, что переход терций 5-3 -> 4-2 (мизинец-средний -> безымянный-указательный) работает хуже, чем переход (4-2 -> 3-1). Значит, нужно больше поработать над ним, увеличив число повторов для этого перехода.

Упражнение 4. Синхронная игра терций левой рукой (усложнённый вариант)

Для тех, кто без труда может выполнить упражнение 3 и 4 предлагаю фрагмент любопытного силового упражнения на растяжку пальцев, которое было подсмотрено в одном зарубежном видеокурсе.

Упражнение 5. Синхронная игра кварт-квинт

При игре аккордов левой рукой квинта берётся мизинцем и большим пальцем, что удобно и логично. А в упражнении 5 она играется мизинцем и средним пальцем, что неудобно и трудно. Но как раз в преодолении трудностей и заключается рост мастерства, которое, в конечном счёте, и приносит удовлетворение. Познание нового и преодоление развивает чувства, не давая жизни превратиться в серое и скучное существование.

Для наработки навыка независимой игры двумя руками можно отдельно поработать над двумя её составляющими – ритмической и гармонической.

Независимая игра ритмической составляющей

Независимость игры с точки зрения ритмической составляющей означит то, что пальцы рук могут играть одновременно и ритмично разные ритмические рисунки, например, правая рука равномерно играет четверти, а левая – триоли. Для развития такого навыка будем барабанить на синтезаторе. Сыграйте простой ритм восьмыми.

Упражнение 6. Игра восьмыми

Многие его играют в закрытой позиции  “крестом”, когда руки перекрещиваются (левая сверху): средний палец левой руки – хай-хет, указательный палец правой руки – бочка, а безымянный палец правой руки – ведущий. Почему так? Потому что пальцы правой руки развиты намного лучше и на них можно нагрузить два ударных инструмента, а левая рука уж как-нибудь ровно сыграет за хай-хет.

Попробуйте сыграть этот ритм в открытой позиции: средний палец левой руки отвечает за бочку, большой палец левой руки играет на ведущем, а средний палец правой руки стучит на хай-хете.

В этом упражнении пальцы нажимают клавиши синхронно, что не вызывает трудностей. Сложности появятся тогда, когда пальцами левой руки нужно будет нажимать клавиши чаще пальцев правой руки. Пальцы левой руки не привыкли ”вкалывать” и сразу сыграть “как на кардане” левой рукой получится далеко не у каждого.

Упражнение 7. Игра восьмыми (усложнённый ритм)

В Интернете можно найти немало примеров партии ударных, которые можно “отбарабанить” на синтезаторе. Правая рука скучает? Тогда нагрузите на неё игру шестнадцатыми (указательный и средний палец) и открытый хай-хет (мизинец).

Упражнение 8. Игра шестнадцатыми

Если вы планируете делать аранжировки на синтезаторе, то такого плана упражнения очень помогут для “живой набивки” партии ударных.

Независимая игра гармонической составляющей

Наработка навыка независимой игры руками с точки зрения гармонической составляющей заключается в том, чтобы пальцы обеих рук играли свои партии независимо от сочетания играющих пальцев. С практикой игры на синтезаторе пальцы начинают привыкать к определённым сочетаниям, например, одновременно играют мизинцы пальцев рук или пальцы синхронно играют в одном направлении. Если встречается непривычное сочетание пальцев, то пальцы одной руки начинают дёргаться синхронно с пальцами другой руки или вместо одного пальца соседнюю клавишу нажимает соседний палец. Это часто получается при игре левой рукой более или менее сложной басовой линии. При помощи глаз и мозга исполнитель запоминает характерные относительные положения рук на клавиатуре. Если относительное положение рук или пальцев непривычно, то голова начинает напрягаться по этому поводу. Сравните игру в следующем примере. Сначала играем в октаву, затем в дециму.

Упражнение 9. Синхронная игра в октаву и дециму.

Если вы играли гаммы двумя руками, то игра в октаву не вызывает трудностей. А вот при игре в дециму кажется, что-то не так. Пальцы, вроде, играют синхронно, но какие-то непривычные ощущения. Если сыграть в терцдециму, то ощущения будут ещё непривычнее. При игре исполнитель использует визуальные ориентиры, в качестве которых выступают клавиши, нажимаемые в определенные моменты. Если встречается непривычное сочетание клавиш, то требуется время на анализ ситуации. После некоторого изучения и повторения непривычного оно постепенно становится привычным и понятным, что можно исполнить уже машинально.

С семечками разобрались, возьмёмся за орешки. Сначала разбирайте упражнения медленно, чтобы понять каждое движение пальцев, затем постепенно увеличивайте темп. В медленном темпе контроль  осуществляется глазами и мозгом, в быстром темпе - ушами. Если не получается понять то, что должна играть левая рука, то поменяйте партии рук. Технически более развитая правая рука поможет понять, как это должно звучать.

Упражнение 10. Синхронная игра гаммы.

Первая последовательность из 4-х нот звучит логично, а при игре второй последовательности кажется, что логическое начало последовательности постоянно смещается. Так оно и есть. Предположим, что играются четверти, тогда при размере четыре четверти каждый такт будет начинаться с отличной от предыдущего такта ноты, хотя физически последовательность начинается с одной и той же ноты до. Смещение сильной доли вызывает дискомфорт, но сильно не влияет на игру пальцев, так как они работают синхронно, а партии обеих рук совпадают (они просто смещены на октаву).

Попробуем левой рукой играть циклично три ноты в одну сторону,  а правой – пять нот в одну сторону.

Упражнение 11. Синхронная игра последовательностей разной длины (3 и 5 нот, 3 и 8 нот)

В этом упражнении партии двух рук не совпадают и их исполнение вызывает определённые сложности. Ещё больше усложним партию левой руки.

Упражнение 12. Синхронная игра двумя руками разных партий.

С непривычки пальцы будет ошибаться, но после тренировки обе руки научатся держать свои партии независимо друг от друга.

Монотонная игра упражнений может вызвать скуку, избежать которой помогает сочинение композиции с использованием этого упражнения. Например, возьмём упражнение 5 в качестве аккомпанемента к песне ”Маленькой ёлочке холодно зимой”.

Упражнение 13. Песня-упражнение ”Маленькой ёлочке холодно зимой”.

Достаточно эффективный подход к развитию навыка независимой игры заключается в обмене партиями рук. Разучили аккомпанемент левой рукой, а мелодию правой? Хорошо, теперь партию правой руки играет левая рука в своём регистре, а партию левой руки - правая. Сначала это кажется нереальным, но глаза боятся, а пальцы привыкают и играют.

Пример. 1. Обмен партиями

Александр Страшко
[email protected]
25.03.13

Магия двух рук (новичкам)

Игра двумя руками

Приучайте себя играть на фортепиано двумя руками

Вы можете приучить себя играть определенную ноту правой или левой рукой, но использовать обе руки для игры на фортепиано, конечно, сложнее. Вы можете получать удовольствие от игры и одной рукой, но при обучении игре на фортепиано необходима хорошая координация обеих рук и их одновременное использование для нажатия клавиш. Вы даже можете заметить, что обе руки могут играть аналогичные ноты вместе, но делать разные движения каждой рукой значительно сложнее. Нашему мозгу трудно управлять двумя руками, выполняющими разные движения. Координация рук - достаточно сложное умение, и, таким образом, вам нужно старательно практиковаться, чтобы справиться с этой непростой частью обучения игре на фортепиано.

Наш менеджер Юлия тестирует Yamaha Clavinova CLP-545 :)

Здесь мы приводим некоторые полезные советы, которые позволят вам использовать обе руки вместе для эффективной игры на фортепиано:

  • Улучшайте свои навыки нотного чтения: Если чтение нот для вас не представляет проблемы, то вероятнее всего вы быстро научитесь играть двумя руками. Улучшайте ваши навыки, прочитывая различные сложные ноты. Важно, чтобы вы хорошо различали разные ноты, отдавая себе отчет, что это сделает ваше обучение еще ​​проще.
  • Практикуйтесь в игре одной рукой, а затем вместе двумя руками: Вы должны начать с запоминания той или иной  музыкальной фразы и ее воспроизведения одной рукой.Затем исполняйте тот же пассаж другой рукой.Старайтесь обратить свое внимание на все ноты.Теперь, как только вы освоите этот отрывок каждой рукой по отдельности, вы можете начать практиковаться в исполнении двумя руками.В ходе этого процесса вы, возможно, заметите некоторое замедление скорости обучения, но не расстраивайтесь.Продолжайте практиковаться, и вскоре вы овладеете необходимыми вам навыками.
Вот некоторые важные подсказки:
  • Тщательно прочитайте ноты, прежде чем начать играть двумя руками.
  • Вы должны несколько раз проиграть определенный пассаж одной рукой, а затем тот же пассаж другой рукой.Это придаст вам уверенности в знании этого отрывка, и вы увидите, что играть двумя руками вам стало намного более комфортно, чем раньше.
  • Практикуйтесь не торопясь и постепенно увеличивайте темп, по мере приобретения уверенности в том, что у вас получается.
  • Терпение и концентрация внимания являются наиболее важными качествами исполнителя.
  • Позитивно относитесь к предложениям и советам ваших слушателей и совершенствуйте свои умения.

Не перегружайте себя, так как невозможно научиться играть на фортепиано двумя руками за один день. Необходимы регулярные занятия. Практика позволит приобрести нужную координацию. Будьте сосредоточены и забудьте во время урока обо всем остальном, позволив себе расслабиться, и полностью предайтесь исполнению фортепианного музыкального произведения. Если вы не можете освоить тот или иной материал на запланированном количестве практических уроков, не волнуйтесь и сохраняйте спокойствие. Продолжайте практиковаться и скоро вы сможете уверенно исполнять музыкальные произведения уже двумя руками.

 

Как можно нормально научиться играть левой рукой на фортепиано?

Возьми что-нибудь попроще. Из тех произведений, которые дают играть маленьким детям. Учись на них. Отдельно учи левую руку. До автоматизма. Потом соединяй. Считай за размером, считай длительности нот.

Всё в норме. Для начинающих это обычная проблема. Только опыт и практика тебе в помощь. Потом на автомате сыграешь что угодно. Не бросай только

наигрывай начало из скайфола, потом переходи к лунной сонате. когда уже норм будешь наигрывать, переходи на every day карли командо (она сложная, но когда наловчишься, играть левой станет легче, причем намного легче- мягко сказанно))).

Гаммы нужно играть и этюды для левой руки.

Ссылки не прошли, отправил почтой.

Совет: как добиваться независимой игры рук (Бернард)

Я тут взялся таки прочитать потихоньку все посты Бернарда как книгу. Владеющие английским языком сами могут это сделать: достаточно зарегестрироваться на pianostreet, перейти в профиль Бернарда и открыть список его постов. Там 102 страницы по 50 постов на каждой. Вполне удобно читать, начиная с последней страницы и снизу вверх по странице, чтобы соблюсти хронологию добавления постов, а следовательно развитие мысли в разных темах форума. Стиль Бернарда гораздо более живой, чем у Чанга, и менее размазанный. Такое ощущение, что человек писал книгу, настолько все логически структирировано и продумано. Говорит об остроте ума Бернарда.

При чтении попадаются некоторые короткие темы, которые мне тут же хочется осветить в блоге. Вот, например, такая (ниже) о достижении независимости рук. Чанг в своей книге тоже описывал, что сначала нужно разучивать партии рук по отдельности, а потом их соединять вместе. Признаюсь, я сам не часто прибегаю к разучиванию раздельными руками, отчасти из-за того, что мои попытки так сделать на сложных вещах показали, что попросту приходится сначала разучивать партии отдельных рук, а потом все заново, но руки вместе. Мне показалось, что ушло много лишнего времени. Имея разученными отдельные партии левой и правой рук, при попытке их наложения у меня возникало ощущение, что я квадратную фигуру пытаюсь втиснуть в круглую. И пришлось заново лепить совершенно новую фигуру, одновременно включающую в себя и левую, и правую руки. И эта фигура по ощущениям, честно говоря, не была составной частью из предыдущих.

Совет Бернарда бросает новый оттенок на процесс объединения рук:

Попробуйте вот это. Я называю этот приём «капанье нотами».Выбираем короткий пассаж. (Лучше работать с фразами, а не по тактам).Сначала убеждаемся, что по отдельности партии рук полностью освоены. Вы должны быть способны играть каждой рукой по отдельности и поддерживать разговор. Другими словами, игра раздельными руками должна быть полностью внедрена в подсознание.Выбираем руку, скажем, правую. Играем правой рукой. Потом играем снова, но на этот раз «капаем» первую ноту/аккорд левой руки. Ваша задача в том, чтобы правая рука играла вне зависимости от того, что происходит. Другими словами, «капанье» нотами в левой руке никак не должно влиять на продолжающееся движение правой руки. Повторите это столько раз, сколько необходимо, чтобы добиться отсутствие влияния капающей ноты в левой руке на движение правой руки. Для начала ошибки в левой руке разрешаются. Но совершенно под запретом совершать ошибки в правой руке.Как только вы отработали первую ноту/аккорд левой руки, добавьте капанье второй нотой в левой руке. Опять же, ваша цель в том, чтобы правая рука продолжала играть. Продолжите добавление капающих нот в левой руке, пока вы полностью не соберете пассаж.Теперь делаем противоположное: играем левой рукой и капаем ноты в правой руке. Вы пытаетесь избежать обычного подхода к соединению нот (нота ЛЯ в правой руке играется одновременно с нотой ДО-ДИЕЗ в левой руке). Вместо этого вы нацеливаетесь на координацию. Обе руки играют независимо, но скоординировано. Вы удивитесь, насколько хорошо такой приём подходит для Баха.

С наилучшими пожеланиями,

Бернард

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Кстати, обратите внимание на миди контроллер (клавитатуру), на котором исполняется музыка в ролике. Это KAWAI VPC1 - отличный вариант для тех, кто подыскивает себе адекватный инструмент для занятий, но ограничен в бюджете. Механика (самое важное для правильного развития пальцев) фактически идеальна, так как по сути является копией с акустического инструмента, и вся стоимость ушла на неё, а звук как-нибудь возьмете со своего компьютера.

Что мешает беглости пальцев при игре на пианино?

Здравствуйте дорогие друзья-читатели, ученики!!

В прошлой публикации я предложила помощь в виде рекомендаций, тем, кто в них нуждается. Откликнулись довольно многие и прислали видео-ролики со своей игрой или наигрышем.

1. Сегодня мы с вами разберём некоторые ошибки в игре на гитаре и пианино, которые выявились при просмотре роликов учеников. Возможно это будет интересно и вам.

2. Кроме того, вы увидите фрагменты 3-го видео-курса игры на пианино, и будете иметь представление об идее курса и его содержании.

Что мешает беглости пальчиков?

Речь пойдёт о положении рук на клавишах пианино:

Убеждаюсь ещё и ещё раз в том, что многие ученики невнимательно изучают начало видео-курсов, о том, как желательно располагаться рукам на клавишах, а между тем, это залог успеха. Ведь мы играем не кончиками пальцев, а началом руки в области предплечья.

Тренировать, по большому счёту, нужно руки - полностью, а это получится только благодаря многочисленным упражнениям для разной группы мышц рук, проще говоря с помощью гамм и арпеджио разного вида, представленных в 1м и 2м курсах по степени сложности.

Есть ещё причина.
Если ваши пальчики после нескольких занятий всё ещё неподвижны, не слушаются, рассыпаются, то скорее всего зажаты и напряжены мышцы опять таки от неверного положения кисти на инструменте.

В таком состоянии играть легко и быстро не получится, даже, если следовать рекомендациям выше. Исходное положение кисти над клавишами уж больно простое - это состояние наших рук, когда мы спим.

Если у вас именно такая проблема - сделайте следующее:
Опустите руки расслабьте, пусть рука повиснет естественно, и в этом положении поместите кисть (кисти) на поверхность клавиатуры - НЕ ПРОГИБАЯ ЗАПЯСТЬЕ!

Запомните это положение и напоминайте рукам, когда они отклонятся от этого.

От неверной постановки рук многим кажется, что играть арпеджио на пианино просто не нравится, мол, это не моё. Ведь не секрет, что нам нравится только то, что получается))).

Облегчите работу своим рукам - обратите внимание на положение своих рук вообще, и в частности при игре арпеджио разных видов.

Очень нежелательно!!

Желательно, хотя можно поменьше изгибать запястье.

Нашим пальчикам очень необходимы постоянные разогревающие тренировки с помощью гамм, арпеджио и аккордов всех видов.

Многие же, напротив, игнорируют эти, на первый взгляд, нудные занятия, а хотят скорее играть.

Руки начинающего музыканта - маленькие спортсмены, и им нужно разогреваться и растягиваться!!

С конца мая, после окончания учебного года и концертного сезона я не играла путью на пианино и почти не брала в руки гитару - около месяца!! Недавно стала играть - "руки не мои"!! Пальчики спотыкаются, беглость не та. Это нормально.

Что я предприняла?? Я не стала доводить до ума те беглые, сложные места в композициях, которые капризничали, а начала тарабанить на пианино гаммы, и арпеджио все, какие только есть - часами напролёт два дня подряд, разумеется по нарастающей и с перерывами. Потом дала отдохнуть мышцам и через два дня просто села и заиграла как всегда - всё, что хочу и умею. Руки проснулись!

В этом плане очень порадовал заочный ученик 1-го видео-курса фортепиано Антон Архипов!!
С его слов именно упражнениям он уделяет особое внимание и время.

Тем, кто начал заниматься по 1-му курсу или еще только собирается начать, предлагаю посмотреть мастер класс - от Антона Архипова г. Самара.

Ролик длится 1 минуту 24 сек:

Немного о 3-м видео-курсе фортепиано "Играем всё, что нравится".
С его помощью вы сможете:

- Освоить ноты

- Подбирать любую мелодию и записывать её на нотный стан самостоятельно

- Играть любимые мелодии по нотам и подбирать к ним нужные аккорды

С помощью способов, которые предлагает курс, это будет не сложно, а вот что с этим делать? - Как играть аккомпанемент одной только левой рукой, если правая будет занята темой (сольной партией)?

Именно этому и посвящены два первых курса, хотя мы и учили аккомпанемент, чтобы петь и красиво и разнообразно подыгрывать песне, но аккомпанемент играли обе руки. Теперь левая рука будет теми же приёмами игры сопровождать мелодию правой руки так же красочно и разнообразно. В 3-м курсе этому уделено специальное время.

Получается, что играть полноценно двумя рукам можно не только через 7 лет, пройдя в музыкальной школе более 600 уроков сольфеджио и более 600 уроков специальности по 45 минут.

У взрослого человека нет столько свободных лет, НО: начиная знакомство с клавишами именно с аккомпанемента, который не требует знания нотной грамоты, при желании и регулярных занятиях - играть можно практически сразу, лишь наращивая и укрепляя мастерство.

Ведь когда учишься на песнях и мелодиях, которые нравятся, дело идёт быстрее само собой.

Теперь мы подходим к нотам, ещё и сами будем отмечать динамические оттенки (характер песни при игре), как нам надо!

Посмотрите ролик на эту тему. Короткий фрагмент из курса:

_______________________________________________

А в этом ролике об эволюции нот и различии современной и классической нотописи:

_______________________________________________

Друзья! Готовится к публикации видеоряд из присланных видеоматериалов с игрой моих дорогих учеников на гитаре и пианино. Тех, кто не стесняется показать на люди свою игру, у кого "причёска та", "задний план важнецкий" и "майка не мятая":))))

Консультацию по игре при необходимости - гарантирую!
Присылайте своё исполнение на этот адрес: [email protected]
или в скайп: victoriayudina

А руки, так они у всех перед камерой с непривычки сбиваются, это нормально))) Буду рада и вашему исполнению:)))!!!

Контакты по вопросам заказа обучающих видеокурсов:
телефон: +7 950 621 17 53
скайп: victoriayudina
эл. почта: [email protected]

 

На сегодня это всё, мы продолжаем работать для вас! Спасибо, что вы с нами!
Всего вам самого доброго!
Ваша Виктория Юдина и команда проекта.


 

Вот оно - простое решение проблемы зажатости рук

Сегодня хочу поднять тему о поведении тела во время игры на пианино, и о том, какую роль играет положение корпуса для чистого, качественного, выразительного звучания, будь то аккомпанемент, композиция или произведение.

И такие затруднения как - "пальцы промахиваются", "руки устают", "красивые эффекты не звучат", "беглость не та", "не получается играть быстро", "руки не сходятся" - в основном связаны именно с неудобным положением кистей, локтей, плеч и корпуса. И возникают они не только у новичков.

Если вы играете или пробуете играть, выходя за пределы средних октав, захватывая в игре высокие и низкие регистры, но при этом недвижимо сидите столбиком, - вот она и причина. Нажать на клавиши уверенно и свободно довольно трудно.
Ведь по сути корпус - это доводчик. Он помогает кистям добраться до нужного места на клавиатуре. Сама рука вытягиваться и тем более дотягиваться не должна. Спина же при этом по возможности - прямая, чтобы пальцы не облокачивались на дальние клавиши, удерживая наш вес. И о какой лёгкости и беглости тут можно говорить, когда мышцы напряжены и зажаты руки?
И лишь когда мы во время игры перемещаем свой вес с ягодицы на ягодицу, пальцы радуются - ведь они свободны, и легко попадают туда, куда нам нужно.

Посмотрим на эту девочку на картинке. Спинка у неё вроде ровненькая, но мы видим полосы на платье, говорящие о том, что девочка сместила корпус от пояса в сторону контр-октавы.

Эти анатомические нюансы играют очень важную роль для нас - пианистов. Понятие "спина прямая", многие воспринимают неверно. Да, спина прямая, но кисти не должны тянуться, и тем более тянуть за собой туловище. Наша задача доставить их до нужного места на клавиатуре свободным порхающим движением.

Из множества подобных, казалось бы, мелочей и складывается игра на пианино. Если это понять в самом начале, человек сразу начинает вести себя за инструментом как настоящий пианист, и это логично.

Вот об этих "мелочах" мы с вами и узнаём в новой серии видеокурсов "Умные руки", ведь музыка - это руки, а руки - это мышцы и рычаги.

Если руки свободны от "крыла" и все рычажные механизмы рук работают правильно, пальчики обязательно затанцуют!

Подробнее об этом можете узнать
из описания серии "Умные руки":
https://gitara-uroki.ru/umnye-ruki/

А сейчас мне хочется предложить вам приятный и мгновенный способ ощутить себя большим пианистом. Ваша задача запомнить, как ведёт себя тело во время этого весёлого эксперимента.

Также из этого ролика вы узнаете, в каких случаях и для чего нам просто необходимо делать поклон клавишам.

Поведение тела во время игры на пианино:

Пианино продолжение рук. Поведение тела во время игры на пианино


Watch this video on YouTube

 

А вот и результат прислушивания к своей природе:)

А была бы игра Романа такой же изящной и роскошной, если бы он не отпускал себя во время игры?

Итак - новые успехи вашего однокурсника, который уже не знает как доказывать своим зрителям, что к нотам он пока ещё толком не прикасался, есть дела поважнее! Он всё ещё продолжает изучать возможности рук и клавиш:)).

И снова удивил так удивил!!!
Роман Гапий - Италия

Молодец, Ромка!!:)

А я продолжаю настаивать на том, что В НАЧАЛЕ БЫЛИ РУКИ И РУКИ БЫЛИ УМНЫМИ!! А всё остальное - ноты, сольфеджио, термины и символы, это дополнение к рукам и инструменту.
И всё это при желании можно приложить к уверенной игре двумя руками - сразу. В этом и заключается секрет моей методики обучения, как на пианино, так и на гитаре! И кто там чего пишет в комментариях под роликами, мол, не так учу - мне совершенно безразлично, особенно, когда вижу такие результаты учеников!
Согласитесь, музыка - это не сухие символы и термины, это чувства, эмоции, настроение.

А сейчас с удовольствием знакомлю вас ещё с одним учеников нашей школы, целью которого было научиться играть как можно больше песен и делать это как можно красивее и разнообразнее.
С его слов - пока ему и этого хватит, а там видно будет. И каково же было удивление Евгения, когда его друзья с высшим музыкальным образованием слушали его раскрыв рот и недоумевали, как он смог научиться так здорово играть за 2-4 месяца! Когда же они признались в том, что так не умеют - растерялся сам Евгений:))

"Хочу дать отзыв о курсах Виктории Юдиной
и о личном общении с этим человеком"

Евгений Бесфамильный - г. Вологда.
Видеоотчёты за 2,4,6 месяцев обучения
аккомпанементу и ритму с нуля - по видеокурсам:

Спасибо, Евгений!

Друзья, и вы так же во время занятий, если что-то не понятно, задавайте вопросы - не бойтесь меня отвлечь! Я найду для вас время обязательно, и мы выясним причину вашего топтания на месте.

Я несу ответственность за каждое слово в каждом уроке курсов. Несу ответственность за ваш результат и знаю множество способов решить ваши проблемы, если они возникли. Не доводите до того, чтобы угасало желания играть! Ваше затруднение может оказаться одной из тех мелочей, о которых я писала выше.

Ну, и самое главное - не сравнивайте свои успехи ни с чьими!! Сравнивайте себя только с собой вчерашним!! Вот тогда и будет понятно, что результаты есть, а время - его всегда не хватает:)) Да и куда торопиться, ведь мечта уже сбылась - вы играете! Осталось только в силу своих возможностей и обстоятельств научиться это делать лучше и лучше.

Я желаю вам самого главного в нашем деле - понимания и поддержки близких людей! Когда есть для кого разучивать песни и с кем из петь - особенно, если в доме подрастают дети, - это здорово!

На сегодня это всё, и мне остаётся напомнить о замечательной возможности для тех, кто планирует занятия по следующим  видеокурсам, желает начать с нуля или восстановить былую некогда прыть, чтобы в доме вновь зазвучала живая музыка!

Я не прощаюсь и напоминаю
ссылку на каталог
с обучающими видеокурсами:
https://fono-uroki.ru/videokursy/ 

А тем, кто хочет освоить еще и гитару, как второй инструмент,
и переложить все песни с клавиш на струны,
вот ссылка на каталог нашей гитарной школы:
https://gitara-uroki.ru/katalog_kursov/

Проходите, выбирайте,
в зaкaзe укажите название курса (курсов) и телефон -
я перезвоню вам лично!

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего | Обучение

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Упражнения разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, т. е. 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 и т. д.;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 и т. д.;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 и т. д.;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 и т. д.;
  • 4, 3−5, 4, 3−5 и т. д.

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

Кинестетическое чувство клавиатуры - Игра на фортепиано — LiveJournal

Еще одна статья с сайта Musical Fossils о важности кинестетического знания клавиатуры.

Найти кинестетическое чувство клавиатуры.

Фортепиано и пианист имеют взаимную связь. Она отличается от связи скрипача, который подкладывает свой инструмент под подбородок, и виолончелиста, который заключает инструмент в объятьях. Она отличается от связи исполнителя на деревянных или медных духовых инструментах, который постоянно вдыхает музыкальную жизнь в инструмент. Определенно она отличается от связи певца, кто сам по себе инструмент.

Фортепиано тяжелое и объемное. Я не могу брать его с собой в поездки. Конечно, везде есть фортепиано, но нет МОЕГО инструмента. Мой рояль стоит на одном месте, занимая много места в моем маленьком доме. Когда я хочу поиграть на нем, я не могу взять его наверх в свою личную комнату. Я должен спуститься к нему.

Я как-то попросил одну мою взрослую ученицу, которая играла еще в колледже и сейчас играет хорошо, охарактеризовать ее чувства к роялю. Чувства были сложными.

«О, он большой и внушительный. Он чувствуется чем-то неукротимым, чем ты пытаешься управлять. Иногда он чудесный, а иногда громоздкий и несносный…»

Я знал, что она ездит на велосипеде на работу, когда позволяет погода, поэтому я спросил, а каковы ее чувства к велосипеду.

«О, он мой друг!»

Так как же нам сделать фортепиано своим другом?

Понятно, что не разговорами. Мы можем что-то говорить фортепиано, но оно никогда не слушает наши слова, никогда не отвечает нам словами. Мы устанавливаем физическую связь с ним, опосредованную через прикосновения и слушание.

Жак Люссерайн, слепой, которого я ранее цитировал, говорит:

«Когда у меня было зрение, мои пальцы были твердыми, наполовину мертвыми на окончаниях моих рук, годными только, чтобы хватывать предметы. Но сейчас каждый из них начал действовать по-своему. Они порознь исследовали предметы, меняли уровни и, независимо друг от друга, становились тяжелыми или легкими… Если мои пальцы нажимали на округлость яблока, каждый со своей различной силой, вскоре я не мог уже отличит тяжесть яблока от своих пальцев. Я даже не мог понять, я касаюсь яблока, или оно меня. Я становился частью яблока, а оно становилось частью меня. Именно так я начал постигать существование вещей.»

Какой замечательный способ обнаружить существование фортепиано.

Что должны открыть для себя ученики?

И учителя, и ученики должны прекратить свои поиски поверхностно эффективного прогресса, для того чтобы они могли сосредоточиться на образовательной важности открываемого для себя. В случае уроков фортепиано открытие чувствования фортепиано и открытие физических ощущений внутри тела пианиста при игре составляют основное знание.
Просто прочувствовать фортепиано так, чтобы обнаружить ощущения от клавиш и пальцев, - это критически важно. Дать время, чтобы тело, все мышцы и нервные окончания прочувствовали, что же необходимо для извлечения мельчайшего звука, - это основа для комфортной игры. Дать время, чтобы фактически услышать исходящий звук, узнать физические ощущения, вызываемые этим звуком, ощутить соотношение между физическим ощущением и производимым звуком, все эти открываемые чувства должны с необходимостью стать второй натурой всякого, кто хочет считать фортепиано другом.

Кажется таким простым нажимать и отпускать клавишу, но разнообразие звуков, производимых пианистом через такое простое действие, удивительно. Как они этого достигают? Обсуждения этого вопроса изобилуют, включая подчеркивания роли разных верхних частей тела. Я не собираюсь повторять здесь эти рассуждения. Я хочу лучше остановиться на том, как взрослые ученики могли бы начать чувствовать взаимообмен давлением между их пальцами и клавишами.

Я рассказываю ученикам о клавише как о качели. Клавиша нагружается с одной стороны, поэтому другой конец уходит наверх. Чтобы пальцу нажать на клавишу, он должен поднять вес на другом конце своим движением вниз. Снятие веса руки с клавиши позволяет ей вернуться в исходное положение.

Мне нравится такое представление, потому что взрослые всегда вспоминают свой детский опыт качения на качелях, очень внутренне воспоминание для себя. Все они вспоминают то ощущение отсутствия веса, когда ребенок на другом конце поднимает тебя наверх. Они вспоминают как большой мальчишка внезапно соскакивает со своего противоположного конца, и они падали на землю, ударяясь ягодицами. Они также вспоминают хорошие моменты, когда все вели себя правильно и было весело, и никто не безобразничал. Когда я привожу в аналогию эту картину, я иногда прошу представить маленького ребенка на другом конце клавиши.

Такое представление позволяет ученику начать ощущать деликатный вес клавиши и как манипулирование этим весом позволяет управлять исходящим из фортепиано звуком. Оно также дает представление того факта, что клавиша вернется в исходное положение сама без каких-то особых движений со стороны пианиста.

Так много времени требуется не для разговоров, а для опыта ощущений. Хотя учителя говорят о туше и контроле, часто у них нет времени на уроках, чтобы нянчиться с развитием и эволюцией такого знания.  Я уделяю время тому, чтобы ученики прочувствовали весь отдельных клавиш. Я трачу время на то, чтобы они выполняли упражнения очень медленно, чувствуя этот вес. Я даже слушаю, как они играют произведения или их части очень медленно, чтобы чувствовать вес каждой клавиши. Это утомительно и для учителя, и для ученика, но так создается связь между инструментом и учеником, которую иначе никак не создать.

Если учителя не сидят рядом со своими учениками на уроках, когда те разрабатывают кинестетическое ощущение клавиш, тогда ученики получают намек, что это не очень-то и важно, и они, несомненно, не станут тратит время на своих индивидуальных занятиях на такое развитие. То, что учителя выполняют, считается важнее того, что они говорят.

Для игры на фортепиано требуются десятки движений. Ученики должны знать ощущения каждого из них.  Сеймур Бернштейн и Сеймур Финк детально рассматривают эти движения в своих книгах. Мне нет нужды что-то добавлять от себя за исключением того факта, что каждое из этих движений должно быть разучено и понято как ощущение.

Книга Сеймура Бернштейна о движениях на клавиатуре называется «20 уроков по хореографии на клавиатуре» ("20 Lessons in Keyboard Choreography"), издательство Seymour Bernstein Music, распространяется через Hal Leonard.

Книга и фильм Сеймура Финка называются одинаково «Мастерство фортепианной техники: руководство для учеников, учителей и исполнителей» ("Mastering Piano Technique: A Guide for Students, Teachers, and Performers"), издательство Amadeus Press.

Понимание движений как слов и концепций лишь только начало. Знание кинестетических ощущений этих движений – вот что идет в зачет, и с чем не надо торопится.

Почему учителя больше не занимаются этим?

Часть проблемы в том, что учителя и ученики считают, что уроки предназначены, чтобы разучивать все более сложные пьесы. В результате обе стороны сосредотачиваются на разборе нового материала и выполнении различных упражнений, чтобы играть лучше и быстрее. Конечно, это важно. Результат такой работы можно назвать продуктом.  Какой продукт могут предложить ученики после двух месяцев или лет учебы? Здесь есть аналогия с подведением итогов в бизнесе. Некоторые учителя не берутся за обучение взрослых, потому что они полагают, что продукт взрослого ученика понижает их учительский профиль. Некоторые учителя не ободряют своих учеников где-то выступить по той же самой причине. Некоторые учителя берут только высоко талантливых учеников, которые будут заниматься два часа в день, и их продукт будет очень высок.

Возможно учителя воспринимают это чувственное знание клавиатуры как само собой разумеющееся, получив его еще в своем детстве. Работа учителей с детьми может быть научила их, что такое знание развивается автоматически на протяжении тех многих лет, когда дети учатся.

У детей есть преимущество – свободное время. Никто не ожидает от них работы на высоком уровне; у них в распоряжении несколько относительно свободных от обязательств лет, чтобы добиться хорошего результата. Взрослые и их учителя, с другой стороны, ожидают появление продукта значительно скорее, и они менее терпеливы.  В годы своей учебы дети много играют. Часто это не то, что их учителя и родители ждут от них, но они во все играют и забавляются. В это время они ощущают чувства, которые в их теле вызывает фортепиано. Как говорилось ранее, дети не так сильно отвлекаются на мысли и идеи, поэтому у них больше энергии ощущать себя и фортепиано во время игры.

Взрослые так не поступают. Если они начинают забавляться, то ощущают вину. Взрослые обычно не придумывают песенки и не играют несколько аккордов пять миллионов раз, как это делают дети. Они гораздо более разумны и практичны.

Поэтому взрослые должны добиваться чувственного знания более прямым образом и намеренно, чем дети. Учеба должна быть структурирована.

Еще одной причиной, почему некоторые учителя могут не обращать внимания на этот аспект игры в том, что, к сожалению, они сами могут не обладать этим чувством фортепиано.

Почему ученики больше не занимаются этим?

Ученики не делают ситуацию лучше для учителей. Они привыкли ожидать обучение в качестве словесной информации, которая дает непосредственное улучшение в их игре. Они не понимают важности превращения этих фактов в физические ощущения, а результатов в звук. Они не ценят важности совокупности ощущений при каждом нажатии на клавишу фортепиано.  Они не придают значения этим ощущениям в точке встречи их и фортепиано. В их опоре на слова они не осознают, что ощущения являются языком тела.

Конечно, это кажется скучным и тратой времени для учеников, которые не понимают необходимости такого типа занятий. Для всех учеников это очень трудно с точки зрения дисциплины и концентрации. Многие не обладают способностями так заниматься. Некоторые занимаются без такого подхода пока не начнут понимать, что здесь нет никаких секретов и что достижение контроля и комфорта за фортепиано трудно.

И учителя, и ученики должны помнить, что такой вид занятий дает знания, которыми невозможно поделиться. Ни один учитель не может дать такую информацию ученику. Каждый ученик должен открыть для себя такое знание индивидуально, потому что голова и тело у каждого уникальны. Ученики, которые ждут, что учителя расскажут им секреты легкости и контроля над клавиатурой, должны перестать ждать и погрузиться в кажущуюся пропасть для собственных открытий. Такое знание находится внутри каждого из нас и оно за пределами силы слов, чтобы им можно было бы поделиться.

Почему ученики не развивают кинестетическое чувство.

Пока ученики не сдвинулись к кинестетическому осознанию фортепиано, типичные проблемы для взрослых изобилуют во множественном числе.

Без кинестетического понимания взрослые действуют согласно информации из их головы, вместо информации от тела. Это обсуждалось в статье «Ископаемое мышление в концепциях». Взрослые слишком много чего оценивают. Чтобы избавиться от этого, я советую ученикам фокусироваться на ощущениях от пальцев, рук, плеч и шеи. Важно пользоваться словом «осознание», а не «концентрация» или «думайте о», потому что в ином случае многие ученики в итоге дают оценку своей способности сконцентрироваться.
Смысл в том, чтобы избавиться от оценок и ощущать то, что происходит. Знание происходящего невозможно абсорбировать, если мысли заняты оценками. Оценка того, что важно, должна выполняться после того, как игра закончена.

Без ощущения туше и звука взрослые ученики слишком сильно полагаются на свое зрение. В то время, как такое может срабатывать при обычном обучении, зрение - только начало для музыканта. Важно то, что происходит при трансформации визуальной информации в кинестетическую, и слуховое намерение.

Когда ученики визуально нацелены, они смотрят в ноты очень пристально и кажутся полностью поглощенными расположенной перед ними страницей. Они смотрят, как будто происходящее обучение сосредоточено в этой странице, а не в них самих, в их мышцах и ушах.

Иногда ученики не только смотрят на ноты, но также испытывают постоянную необходимость называть каждую из них. Для них приписывание названий дает ощущение контроля. Такое может оказаться успешным в начале обучения фортепиано, но это слишком медленно и обременительно для более сложной игры. Ученики должны заменить такой подход на способность воспринимать информацию со страницы в виде форм и звуков за пределами единичной ноты.

Когда ученики визуально нацелены, им нужно смотреть на клавиши, чтобы убеждаться, что они играют правильные ноты. Они не доверяют ни ощущениям своих пальцев, ни слышимому в ушах звуку. Необходимость визуального подтверждения правильности нажатия мешает им легко продвигаться вперед. Вместо льющейся музыки их музыка звучит как непрерывная серия остановок и возобновлений игры, которой она, конечно, и является.

 Когда ученики визуально нацелены, рукам трудно двигаться независимо друг от друга. Когда зрение должно вести, куда ставить одну руку, а затем другую, возникает неспособность доверяться ощущениям от игры. Опять это создает непрерывные остановки и возобновления.

 Фокусники утверждают, что рука быстрее зрения, и учителя по фортепиано, несомненно, знают, что это правда. Если взрослый ученик не позволяет своим рукам двигаться быстрее взгляда, скорость его игры всегда будет ограничена.

Один из способов помочь ученикам с такой проблемой – заставить их играть с закрытыми глазами. Обычно это срабатывает даже лучше, чем ученик ожидал. Это может быть гамма, простое упражнение типа Ганона, прыжки через октаву, или что-то еще. Если ученики желают попробовать, то это очень эффективный способ начать слом привычки к визуальной ориентации и помочь в создании чувства кинестетической и слуховой связи с клавиатурой фортепиано.

Дело не в том, что зрение плохо само по себе, оно всего лишь должно иметь ограниченное использование. После звука и касания зрение идет по важности на третьем месте. Хореография взгляда при чтении нот, помощь при расстановке рук и даже наблюдение за другими музыкантами ансамбля редко обсуждается. Однако, зрение составляет важный фактор при игре на фортепиано.

Не вините возраст понапрасну.

Многие из осознанных ограничений взрослых учеников происходят из-за их трудности в самообучении шаг за шагом и их полагании на зрительную информацию. Тенденция винить повзрослевшие тела и мозги в ограничениях часто обнаруживается на пути обучающихся. Это не так, и готовность учителей потакать такому предположению не свидетельствует об ответственном обучении.

Учителя должны браться за трудную задачу сдвинуть своих взрослых учеников с оценочного и визуально центрированного мышления и помочь им восстановить доверие к кинестетическому обучению как в детстве. Любой взрослый прошел через детство. Необходимо помочь взрослым вернуться туда, чтобы они ухватили ощущение телесного обучения и доверились чувственному знанию.

Новые Секреты - Как быстро научиться играть на гитаре и пианино!

Вопрос, который часто задают ученики, которые занимаются по 1-му видеокурсу "Учиться играть на пианино без нот" и по 2-му видеокурсу "Секреты роскошной игры на фортепиано".

Вопрос:
Не получается играть двумя руками одновременно, в то время как по отдельности руки играют уверенно. Как ускорить этот процесс?

Ответ:
Не переживайте, для новичка, это нормально, равно как и для продвинутого пианиста разучивание обеих рук также даётся не сразу.

Левая рука сама по себе труднее обучается, даже аккордами, правая же ориентируется быстрее, ведь она у нас более развита, но дело даже не в этом.

Например, моя левая не умеет делать на клавиатуре в полной мере то, что легко делает правая, просто нет необходимости. Левая рука, это аккомпанемент и для него не требуется столько умений, сколько для правой руки.

Правая рука это всегда тема - мелодия, поэтому у любого пианиста левая рука менее подвижна и развита.

Разумеется, речь не идёт о гениальных пианистах - классиках, для которых регулярные репетиции и выступления являются образом жизни.

А для того, чтобы работа рук была более скоординирована, я очень рекомендую играть как можно больше расходящиеся гаммы, как бы это не казалось муторно, это бесценная помощь для связанной игры обеих рук.

Есть у меня ещё один хитрый способ быстрого обучения игры на фортепиано и на гитаре, а именно – слепое обучение. Разумеется не сразу и вслепую, а может быть и вообще никогда. Впрочем, вы всё сейчас узнаете из ролика, который я для вас приготовила.

Одно скажу точно, этот секрет очень поможет руке перелетать с аккорда на аккорд.

Супер-секреты для пианиста-новичка:

А следующая тема была для меня несколько неожиданной:

Молодой человек поинтересовался, подойдут ли мои видеокурсы обучения игре на пианино для аккордеона.

Возможно этот вопрос так же интересует кого-то из читателей, а возможно многие даже и не догадывались, что всё настолько просто!!

Я тоже играю на аккордеоне, это мой четвёртый инструмент: пианино, гитара, гармонь, аккордеон.
Всё, что правая рука играет на пианино, то же самое она играет и на клавишах аккордеона.
Что же касается левой, так тут ещё проще - кнопка и ГОТОВО, ведь аккорд уже заключён в одной кнопке.


На сегодня это всё, и мне остаётся напомнить, что вышел в свет 2-й видео-курс "Секреты роскошной игры на пианино", который может быть свершением мечты ваших детей, друзей, близких, или стать лучшим подарком для души, самому себе!

1-й видеокурс "Учиться играть на пианино без нот" -

2-й видеокурс "Секреты роскошной игры на фортепиано"

Ну, а если вы только-только думаете прикоснуться к клавишам, то приглашаю вас пройти бесплатные вводные уроки.
Подробности здесь:
http://gitara-uroki.ru/wppage/5shagov_fono/

По вопросам заказа пишите лично мне: мой эл. адрес:[email protected] 
С уважением автор программы – Виктория Юдина


Внимание: обучение игре на гитаре
О гитарных и тематических курсах и подарках к ним - подробно здесь:
http://gitara-uroki.ru/katalog_kursov/ 
По вопросам заказа можно писать лично мне на мой эл. адрес:[email protected]

Мой телефон: +7 950 621 17 53

Не прощаюсь – ваша Виктория Юдина,
а также основной состав нашей творческой группы нашей "Международной Видеошколы Творческого Развития для Взрослых":

  Илья Юдин - сын и соратник, техническая поддержка проекта

  Надежда Кашлачева - гл. редактор и основатель школы, а также соавтор проекта Увлекательный Английский - рекомендую!

  Любовь Нестерова - художник-оформитель проекта

                             Желаем Вам Успехов!!!


Смотрите также