Как научиться играть голосом


Как научиться управлять голосом? | Обучение

Во-первых, знать.

Это может показаться лишним или, по крайней мере, необязательным. «Подумаешь, — скажет кто-то, — и без этого люди говорят». Да. И некто Журден в известной мольеровской пьесе очень удивился, узнав, что всю жизнь говорит прозой. А дети, приступая к игре на фортепьяно, непременно заглядывают под крышку, чтобы посмотреть, каким образом возникает звук, и нажимают на педали, проверяя силу и длительность звучания. Но голосовой аппарат — сродни музыкальным инструментам… Улыбнулись? Понятно?

Итак, что же он собой представляет?

Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Сила голоса — великая вещь: как без неё убеждать, доказывать, утверждать? Следующий этап — оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.

Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких, т. е. количество воздуха, которое они могут вместить и вытолкнуть, глубина и интенсивность вдоха и выдоха влияют и на силу звука, и на его продолжительность. Одним словом, дыхание составляет энергетическую базу речи. Есть даже специальный термин, обозначающий дыхание, обслуживающее её — фонационное. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Главное в нём — умение распределять вдох и выдох (вдох в 10−15 раз короче выдоха) и правильно добирать воздух в процессе речи: быстро, энергично и незаметно для слушателей.

Во-вторых, тренировать.

Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. Например, для формирования мощного фонационного дыхания:

Упражнение 1

Короткий быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» (фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.

Упражнение 2

Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха.

Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.

Упражнение 3

Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м — м…, бом… м — м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.

Дикция, т. е. четкое, внятное, ясное произношение звуков речи тоже нуждается в тренировке. Прежде всего, важна выработка чёткой артикуляции звуков. Вот несколько упражнений из такой гимнастики.

Упражнение 4

Произношение чередующихся гласных, например, А — У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.

Упражнение 5

Чередование согласных П — Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп… п!

Упражнение 6

Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… и т. д., по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.

Упражнение 7

Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ и т. д. Все буквы алфавита озвучиваются по нескольку раз в произвольном порядке: ГВА., ДГА, ЖВА., КВА… и т. д. Можно взять одно-два сочетания звуков и произносить их многократно: БВА-БВУ, БВА-БВУ-БВА-БВУ…, ГДА-ГДУ-ГДА-ГДУ… и т. д., активно работая языком и губами.

Упражнение 8

Очень эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ и т. п. Кроме того, можно использовать различные слова и словосочетания, в которых встречаются эти звуки: телеграмма, монолог, каламбур, руль, многословие, лимон и т. д.; люблю грозу в начале мая, два дровосека кололи дрова и проч.

Желаю вам тонкой настройки и виртуозной игры голоса!

shkolazhizni.ru

35 упражнений для постановки речи от радиоведущей

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ».

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины

Неправильное положение речевого аппарата. Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Использование только голосовых связок. Чтобы получить глубокий и приятный звук, и при этом не уставать, нужно научиться говорить, используя резонаторы, особенно грудной (трахея и бронхи).

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. «Будите»  резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор.  Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка.  Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» – не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать –  это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.

Общие рекомендации

1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2)  Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

3) Изучайте звучание своего голоса, записывая его на диктофон, например, во время работы над техникой произношения. Так вы можете услышать много «интересного» в своем звучании.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

thepoint.rabota.ua

Управление голосом в ораторском искусстве

Если речь – это то, как вы используете слова, то голос – то, как эти слова звучат. Для слушателей ваш голос – часть того, кто вы и во что верите. Следуйте нашим советам о том, как эффективно использовать свой голос, когда вы выступаете перед публикой.

Управление голосом – намного более важный аспект вашего выступления, чем вы думаете. Использовать свой голос можно по-разному: бормотать, шептать или кричать. Можно реветь, предлагать, требовать. Также можно заявлять, объявлять, утверждать, подтверждать.

  • Используйте свой голос для максимального воздействия

Он помогает влиять на людей. По тому, как звучит ваш голос, слушатели делают выводы о вашем отношении к ним и идеям, которые вы представляете. Они будут оценивать вашу искренность, убедительность и ораторское мастерство частично по вашему голосу. И это, в свою очередь, повлияет на то, как они воспримут вас и ваше сообщение.

Из этого следует, что для того, чтобы быть хорошим докладчиком, вы должны следить за своим голосом и учиться использовать его эффективно. Правильное управление голосом может подчеркнуть и усилить каждую идею, которую вы передаете или хотите успешно продать.

  • Варьируйте разные элементы звучания для большей убедительности

Если высота, громкость, ритм и тембр вашего голоса не будут меняться, вы рискуете быть монотонным. И в результате аудитория потеряет к вам интерес.

Монотонность говорит слушателям о том, что вы не вложили души в ваше сообщение. Это подразумевает, что вам на самом деле всё равно, как реагирует ваша публика.

Монотонность не может обеспечить того акцента, выразительности, благодаря которой слушатели лучше воспринимают вашу речь. Но вы можете расставить акценты, делая свой голос более выразительным. Выразительный голос замедляется и ускоряется… меняет темп… варьирует высоту и громкость. Это помогает выражать различный спектр эмоций: от уверенности до сомнения, от удивления до убежденности, от восхищения до отвращения. Здесь не обойтись без 4 приемов управления голосом.

Учитесь придавать своему голосу выразительность, экспериментируя с различными аспектами звука: громкостью, высотой, ритмом и тембром. Теперь попробуйте сделать это, читая вслух следующее предложение:

  • «Я не говорил ей, что вы поступили глупо».

В зависимости от того, как вы меняете вокальные элементы, вы можете придать этому предложению любое из нескольких значений. Начните с прочтения этого предложения вслух, подчеркивая ударением первое слово. Продолжите повторять предложение, каждый раз выделяя другое слово:

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Кто-то другой сказал ей).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я специально этого не сделал).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я подразумевал это).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я сказал кому-то другому).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я сказал ей, что кто-то другой поступил глупо).

«Я не говорил ей, что вы поступили глупо» (Я сказал ей о вашем поступке что-то другое).

Одни и те же слова. Различные значения. Вот она – сила управления голосом.

Вот еще несколько подсказок, как управлять своим голосом, чтобы он обрел силу:

  • Регулируйте громкость вашего голоса

Меняйте громкость, чтобы препятствовать тому, чтобы ваш голос стал монотонным.

Всегда говорите достаточно громко, чтобы все могли вас услышать. Если выступаете перед многочисленной аудиторией,  говорите немного громче, даже если используете микрофон.

При отклонении от темы говорите тише. Постепенно увеличивайте громкость, когда подводите слушателей к главной идее.

  • Установите оптимальную высоту голоса

Высота – это частота звуковых волн, которые вы производите. Вы можете производить высокие или низкие звуки.

Принимайте во внимание этот аспект управления голосом и научитесь совершенствовать его, фраза за фразой. Вопросы, например, должны завершаться на более высокой ноте. Утверждения, наоборот, должны произноситься нейтральным или немного более низким тоном. Завершение утверждений на высокой ноте может вызвать сомнение в том, что вы уверены в своих словах.

Экспериментируйте с высотой голоса в течении вашего выступления, чтобы усилить эффект от своей речи.

  • Меняйте ритм и темп

Ритм – это последовательность звуков, которые вы производите. Темп – это быстрота вашей речи.

Используйте ритм, чтобы передать значение.

Замедлите темп, чтобы подчеркнуть определенные идеи. Ускорьте темп, чтобы выразить волнение или пошутить.

Сделайте паузу, чтобы подчеркнуть важные пункты или дать время слушателям, чтобы понять сложную идею. Также делайте паузу, когда собираетесь переходить к следующей идее.

  • Контролируйте тембр

Тембр – это эмоциональная окраска вашего голоса. Это – отношение, которое скрывается за словами и фразами. Слушатели чувствуют, какую позицию занимает оратор, и, на основе этого ощущения, делают выводы о нем.

Используйте тембр, чтобы подчеркнуть свою идею, выразить эмоцию или определенное отношение. Выберите слова и фразы, которые подтвердят вашу позицию.

Меняйте эмоциональную экспрессию, чтобы подчеркнуть смысл.

Голос – один из многих инструментов, которые помогают нам в общении. Курсы ораторского мастерства в Москве дают вам прекрасную возможность тренироваться в управлении своим голосом. Научитесь применять его так, чтобы сделать своё сообщение ясным и донести его значимость до ваших слушателей.

speakerclub.ru

«Как поставить голос самостоятельно в домашних условиях?» – Яндекс.Кью

Если вы хотите включить голосовую активацию и установить Алису на домашний экран, то:
1) Нажмите «Настройки» (в правом нижнем углу на четыре квадрата)

2) Откройте «Инструменты» (шестеренка в правом верхнем углу)

3) Листайте список настроек вниз, пока не остановитесь на пункте «Алиса».

4) Теперь, для установки на экран выберите «Основной помощник» и нажмите «Помощник», там установите Яндекс

5) Для следующей настройки выберите «Голосовая активация» и включите ее.

Теперь Алиса появится у вас на домашнем экране и будет работать после вашего запроса.

yandex.ru

Как развить голос?, на гитаре

Наверное каждому  любителю караоке или начинающему гитаристу приходилось слышать всякое разное от других людей о собственном голосе. Это нормально, ведь начинать всегда сложно, но нужно!

 

Если вы решили развить в себе способность к хорошему пению и вы давно поняли, что любой учитель по вокалу не станет да и не сможет взять полную ответственность за ваш любимый голос, сколько бы вы не заплатили…

Как и в решении математических задачках и в строительстве домов, так и в развитие вокала следует сначала знать что нам дано от природы матушки и какого качества. Логичным будет вопрос:

А как узнать?

Для начала разберемся с необходимыми терминами:

Голос — результат взаимодействия вокальных органов человека с воздухом.

Вокал — изменение голоса в сторону качества, достигаемое специальной тренировкой.

Тембр — качество человеческого голоса, благодаря которому он становиться абсолютно уникальным. Да-да , хорош или плох ваш голос уже обладает 100% уникальностью! Доказано учеными.

Голосовые складки (вокальные) — служат для генерации звука. Так вот, у каждого человека они разные, хоть на микроны, но отличаются.

С терминами разобрались. Едем дальше!

Характеристики вокала:

1.  Сила голоса (громкость) — свойство, которое имеет ограничения . Включает в себя такие параметры как высотный диапазон и тембр ( он и несет 90% всей уникальности голоса, поэтому практически нельзя изменить).

2. Диапазон голоса — наиважнейшая характеристика. В среднем обычный человек использует октаву, а певец имеет параметры в более, чем две с половиной октавы (в 2, 5 раза больше).

У развитого голоса все параметры находятся в максимально допустимом состоянии, а у неразвитого примерно в середине всех возможностей.

Конечно же существуют препятствия к обучению вокала, такие как болезнь (патология) органов вокального тракта, а также отсутствие слуха. Как показывают результаты современной жизни,  последнее не является столь страшным препятствием на творческом пути.  А если у вас  этим  все в порядке, то дорога будет гладкой.  Хватило бы  упорства! 

На начальном этапе развития голоса его сила имеет слабое значение и в процессе занятий разовьется самостоятельно. Поэтому, если у вас тихий голос, все равно предпочтительнее заняться другими параметрами.

Первый и самый главный этап для ученика — это способность «попадать в ноту».  Это как при настройке гитары, когда нужно добиться гармоничного звучания струн. Каждая нота должна точно «лечь» на другую и слиться  с ней в едино.

Также самое важное в развитие вокальных данных – это способность различить фальшь от идеала, вот поэтому  нужно очень много тренироваться и попросту петь.   Так вы разовьете в себе некое внутреннее «мерило».

Существуют методики, которые помогают развить все выше описанное.

В следующей теме вы узнаете о термине — вокальная «ОПОРА»!  и о технике вокального выдоха.

 

УРОКИ ВОКАЛА ПО МЕТОДИКЕ СЭТА РИГГЗА! АУДИО-КУРС!

УРОКИ ВОКАЛА ДЛЯ ГИТАРИСТОВ!

nagitaru.ru!

nagitaru.ru

Приложение недели: Vanido, ваш новый преподаватель вокала :: Вещи :: РБК Стиль

Приложение недели: Vanido, ваш новый преподаватель вокала

Автор Дмитрий Петренко

11 апреля 2017

В рубрике «Приложение недели» «РБК Стиль» рассказывает о достойных программах из App Store и Google Play. Vanido — новое приложение, которое научит попадать в ноты и познакомит с вокальными распевками.

Все любят петь, а если кто-то открещивается, просто сводите его в караоке и купите пару коктейлей. Тем не менее, несмотря на народное признание, вокал — занятие непростое. Научиться петь самостоятельно невероятно сложно, а петь отлично — практически невозможно. Даже лучшие вокалисты, достигнув определенного мастерства в своем ремесле, упирались в «потолок» и в конце концов шли заниматься с преподавателем. Vanido, свежее приложение в App Store преподавателя вам не заменит, но зато гарантированно разовьет слух и познакомит с основными вокальными распевками.

Перед тем как начать обучение, Vanido измерит ваш диапазон, — от этого зависит, насколько удобными для вашего типа голоса будут упражнения. Процедура проста: вам нужно спеть максимально низкую и максимально высокую ноту.

Приложение представляет из себя набор упражнений, разбитых на четыре категории: Foundation (основа основ, базовые упражнения), грудной голос (если упрощенно — низкие ноты), головной голос (высокие ноты) и Agility (гибкость голоса). В каждой из категорий есть определенный набор распевок. Вы выбираете задание, программа проигрывает короткую зацикленную мелодию, а затем предлагает вам пропеть ее на определенный слог (например, «ма»), постепенно поднимая или опуская ее по полутонам. Микрофон гарнитуры или самого iPhone улавливает ваш голос и в реальном времени выводит его в наушники, а программа по частоте звука определяет, какую ноту вы поете. Узнать, попадаете ли вы в ноты, можно просто взглянув на экран: они представлены горизонтальными полосками, а ваш голос — двигающейся точкой. Если эта «точка» накладывается на линию — вы во все «попадаете», если она выше или ниже — нужно петь ниже или выше.

© дмитрий петренко

Каждое выполненное упражнение приложение оценивает по трехзвездочной системе: попали почти во все ноты — получаете три балла, не справились — один. Это мотивирует работать над собой: не «выбив» максимальный балл в каком-то одном сегменте, вы захотите вернуться к нему и пропеть все чисто.

Приложение будет каждый день открывать для вас новые распевки, постепенно усложняя программу. Разработчики также обещают добавлять сегменты и задания с каждым обновлением. Однако все же не стоит расценивать Vanido как полноценный метод обучения вокалу. Во-первых, оно не дает подсказок — люди, никогда не певшие, почти наверняка не знают, что такое головной голос и как он звучит. А потому, вероятно, будут делать упражнения неправильно, «задирая» свой основной тон и зажимаясь. Поэтому приступать к тренировке своего верхнего диапазона стоит только в том случае, если вы имеете представление о том, как вообще работают голосовые связки. Во-вторых, попадание в ноты — важно, однако это лишь малая часть хорошо поставленного вокала. Приложение просто не умеет определять, правильно ли вы дышите, насколько хорошо вы поете технически, подсказывать, как следует формировать звук.

Ну и придирка — в распевках программа практически не делает пауз между переходами к следующему полутону, так что новичкам будет сложно сразу «въехать» в нужную ноту.

Тем не менее для начинающих вокалистов это один из самых удобных способов послушать себя со стороны, привыкнуть к своему голосу и подтянуть слух. А тем, кто уже имел опыт занятий с преподавателем, Vanido поможет поддерживать форму, обеспечивая интересными упражнениями. Тем более что оно хоть и не переведено на русский язык, зато полностью бесплатно. 

style.rbc.ru

Как научиться чревовещанию в домашних условиях и быстро стать чревовещателем

Чревовещание или вентрология – это искусство говорить с закрытым ртом. Из-за этого создается иллюзия, будто речь исходит не от человека, а от его куклы или животного.


Как это делается

Чревовещатели перестраивают свой речевой аппарат с помощью специальных тренировок гортани, голосовых связок, зева, глотки, языка и нёба. В результате они настолько мастерски управляют своим ртом и голосом, что зрителю кажется, будто голос идет изнутри или со стороны. И ни один мускул на лице вентролога не выдаст его усилия.

В этой профессии есть свои ограничения, под которые профессионалы вынуждены подстраиваться:

  1. Выступления длятся не больше 5 минут. Напряжение во время выступления очень велико, ведь приходится без умолку разговаривать, при этом не открывая рта. Во время работы очень устают голосовые связки и горло. После окончания представления артисты часто переходят на шепот, чтобы дать им отдохнуть.
  2. Нужно подбирать слова без определенных букв. Некоторые звуки невозможно произнести с закрытым ртом, так что приходится продумывать диалог с куклой так, чтобы избегать некоторых слов. К примеру, в русском языке чревовещатели выбирают фразы без губных согласных «б», «п», «м».
  3. Требуется артистичность и активная мимика. Помимо куклы и отменного владения речевым аппаратом, чревовещатели должны проявить артистический талант. Все представление сопровождается мимической игрой вентролога. С ее помощью он скрывает минимальные движения губ, что делает выступление еще более реалистичным.

У опытных чревовещателей есть много других секретов и хитростей, чтобы сделать выступления еще правдоподобными и интересными.

Можно ли стать чревовещателем

Раньше считалось, что чревовещанием может овладеть любой желающий. Достаточно упорно заниматься каждый день, выполнять тренировки и рано или поздно все получится. Но недавние исследования показывают, что профессионально освоить это мастерство могут только люди с особым строением голосового аппарата.

Врачи считают, что у одаренных этим талантом людей есть некоторые отклонения в развитии голосовых связок и гортани. Именно за счет этого они могут произносить звуки, не используя рот и губы.

Помимо этого нужно научиться экономно расходовать воздух в легких, чтобы его хватило на весь диалог в необычном стиле. Настолько тонко управлять своим дыханием могут не все, что тоже ставит определенные ограничения перед начинающими чревовещателями.

Впрочем, некоторые чревовещатели оспаривают эту точку зрения и на своем опыте доказывают — все возможно, если тренироваться. Лучше пройти обучение с учителем, но можно обучиться и в домашних условиях.

Как научиться чревовещанию

Во время тренировки не стоит забывать о безопасности. Занятие должно длиться не более 5 минут. Если до истечения этого времени вы почувствуете боль, напряжение в горле или легких, першение, немедленно прекратите занятие.

Не пытайтесь освоить это умение за один день. Начните с коротких занятий, и постепенно наращивайте продолжительность и сложность.

Учитесь управлять голосом

Сначала нужно научиться управлять своим дыханием, чтобы произносить звуки как бы издалека. Данная техника называется эффект отдаленности.

  1. Сделайте бесшумный глубокий вдох. Для начала нужно научиться вдыхать полные легкие воздуха так, чтобы это не было слышно и заметно окружающим. Лучше всего делать это носом.
  2. Правильно поставьте язык. Его задняя часть должна быть в районе мягкого нёба (почти у самого горла), но при этом не касаться его. Так вы сузите горло, чтобы создать приглушенный голос, необходимый для чревовещания.
  3. Втяните живот, чтобы сжать диафрагму. Сдавите живот чуть пониже легких. За счет сужения прохода из легких к горлу, вы сможете лучше контролировать свой голос.
  4. Издайте стон. Соблюдая все вышеописанные требования, медленно выдохните, чтобы получился стон. Тренируйтесь до тех пор, пока что не почувствуете, как стонущий звук блокируется внутри горла и звучит как будто издалека.
  5. Издайте звук «ах». Теперь повторяйте упражнение, но вместо неясного стона постарайтесь издать длинное «ах». Начинайте произносить его с началом выдоха, и пока что не закончится воздух в легких. Следите, чтобы он не был слишком громким, ведь сейчас главное научиться производить его как бы издалека, т.е. приглушенным.
  6. Скажите простое слово, к примеру «сажа» или выберите слово самостоятельно. Только когда вы сможете правильно произносить «ах», переходите к этому пункту. Выбирайте что-то легкое, ведь сейчас важно понять основы, а мастерство можно нарастить позднее. Избегайте слов, которые содержат сложные звуки б, м, п, ф и в. Повторяйте выбранную фразу, пока что не почувствуете, что у вас получается. В данный момент делайте акцент на четкость произношения, а не на громкость.

Учитесь произносить звуки

Существуют простые звуки, с которыми могут справиться даже начинающие чревовещатели, и более сложные — их нужно произносить особым образом.

  1. Легкие звуки. Их легко издать незаметно, никак не используя губы и челюсть. Встаньте перед зеркалом и произнесите 5 самых простых гласных: А, Э, И, О, У. Скорее всего у вас не возникнет проблем с этим, тогда переходите к более сложному заданию. Нужно произвести твердые и мягкие звуки Г и С. Когда освоитесь с ними, переходите к другим согласным: Д, Х, Ж, К, Л, Н, Р,С, Т, З.
  2. Сложные звуки Б, М, П, Ф и В – это губные звуки, которые обычно произносятся с помощью смыкания губ. Но для чревовещателя это движение не позволительная роскошь, так что нужно научиться положению «переднее нажатие». При этом язык должен заменить работу одной губы, чтобы издать нужный звук. Быстро коснитесь кончиком языка задней части зубов, слегка на них надавив. Полученные звуки будет отличаться от привычных, но с практикой вы сможете воспроизводить их максимально похоже.

Очень важно, чтобы при исполнении сложных звуков вы не дотрагивались языком до нёба и использовали легкое давление, а не сильное. В ином случае звуки будут звучать неверно – Б как Д, а М как Н.

Если вы не сможете овладеть второй группой звуков, можно составлять диалоги для представления со словами, которые их не содержат.

Учитесь управлять ртом

Во время представлений чревовещатель использует в основном три положения губ: расслабленное, улыбающееся и открытое. С виду они кажутся простыми и естественными, но на самом деле над правильным исполнением придется поработать.

  1. Расслабленное. Губы при этом слегка раскрыты. Челюсть свободно свисает так, чтобы между верхними и нижними зубами был небольшой промежуток.
  2. Улыбающееся. Натяните мышцы в уголках губ, растянув губы в легкую улыбку. Челюсть и зубы должны быть в расслабленном положении. При этом нижняя губа будет выдвинута наружу чуть больше, чем при естественной улыбке.
  3. Открытое. Применяется в случаях, когда зрители могут заметить небольшое движение языка во рту. Раскройте рот, чтобы между верхней и нижней челюстью был заметный промежуток. Поднимите уголки губ слегка вверх, создавая при этом более открытое улыбающееся положение рта.

Взято с сайта wikihow.com

Учитесь работать с публикой

Когда вы освоите мастерство, нужно научиться отвлекать аудиторию и переводить фокус ее внимание на другие предметы. Если зритель неотрывно смотрит на чревовещателя, он может понять, что звук исходит от него и может заменить мельчайшие движения. Так что нужно притупить их внимание, разыграв небольшую сценку.

Можно использовать несколько популярных трюков:

  1. Ищите источник звука. Когда начнете чревовещать, изобразите удивление и постарайтесь отыскать, откуда исходит этот голос. Начните осматриваться по сторонам, заглядывать под стол, стул, в коробку, за спину. Людям свойственно направлять свое внимание туда же, куда смотрят другие, так что их внимание переключится на окружение.
  2. Найдите источник звука. После непродолжительных поисков вы можете его «обнаружить». Внимательно смотрите на какой-то предмет или место на стене, давая понять – звук исходит отсюда. В этот момент можно достать куклу, чтобы внимание зрителей теперь было направленно на нее.
  3. Активно жестикулируйте. Иллюзия будет сильнее, если вы будете эмоционально реагировать на слова «куклы». Если она произносит что-то шокирующее, поднимите брови, прикройте рот рукой и изобразите сильнейшее удивление. Если слова должны вас разозлить или обидеть, разыграйте гнев или обиду. Для этого отвернитесь от нее или скрестите гневно руки.

С помощью таких актерских трюков вы сможете увлечь зрителей так, что они поверят в происходящее и не заметят маленьких ошибок на первых порах.

Если вы хотите научиться чревовещанию, придется потратить много времени на тренировки. К сожалению, без особого строения голосовых связок и гортани стать профессиональным вентрологом будет слишком сложно. Но если ваша цель – развлечь знакомых и попробовать что-то новое, вы можете освоить это умение на любительском уровне.

legkonauchim.ru

Создана первая технология для подделки любых голосов / Habr

Говорят, ещё в советское время на телефонных станциях установили оборудование для прослушки разговоров. Естественно, записать и физически прослушать все разговоры тогда не было возможности, зато эффективно работала технология голосовой идентификации. По образцу голоса конкретного человека система мгновенно срабатывала — на прослушку или запись, с какого бы телефона он ни звонил. Эти технологии доступны и сегодня, вероятно, используются в оперативно-разыскной деятельности. Голос человека уникален, как его отпечатки пальцев.

Благодаря передовым разработкам в области ИИ теперь злоумышленники смогут пустить оперативников по ложному следу. 24 апреля 2017 года канадский стартап Lyrebird анонсировал первый в мире сервис, с помощью которого можно подделать голос любого человека. Для обучения системы достаточно минутного образца.

Сайт Lyrebird объясняет, что на основе минутного образца система «генерирует уникальный ключ», с помощью которого может обработать любую другую речь, придав ей характеристики нужного голоса.

Эту систему можно использовать, чтобы выдать себя за другого человека, то есть для розыгрышей (только не шутите с голосами личностей, которые находятся в федеральном розыске). С этого дня не стоит удивляться, если вам с незнакомого номера звонит мама/бабушка/жена/ваш ребёнок — и говорит странные вещи, просит помочь или перечислить деньги на какой-то счёт. Голосом вашего родственника может говорить кто угодно.

Возможности системы не ограничиваются розыгрышами и социальной инженерией. Например, вы можете разработать собственный уникальный голос — и использовать его в общении, если ваш собственный голос не устраивает по каким-то причинам. Такая услуга будет полезна телефонным операторам, маркетологам, продажникам и другим профессионалам в сферах, где важную роль играют разговоры, общение по телефону. Хотите очаровать девушку, расположить к себе собеседника, добавить себе авторитетности — просто добавьте немного низких частот и бархатистости.

Известно, что голос человека напрямую связан с психологическими чертами личности, эта информация передаётся собеседнику на подсознательном уровне. Так, писклявые, тонкие и визжащие звуки голоса вызывают дискомфортные тревожные ощущения, и такие голоса подсознательно ассоциируются с юностью, энергичностью, неопытностью и незрелостью. С другой стороны, людей с низкими голосами воспринимают как людей самодостаточных, высокоинтеллектуальных и уверенных в себе. Человек с низким голосом интуитивно считается знающим и авторитетным. Этими приёмами пользуются даже имиджмейкеры, когда техническими методами понижают голос политических кандидатов во время телетрансляций, чтобы вызвать большее доверие избирателей женского пола.

В сервисе Lyrebird для использования в своих целях можно выбрать один из тысяч заранее подготовленных наиболее оптимальных голосов — или спроектировать собственное оригинальное звучание. Разработчики гарантируют, что обработка уникальным «ключом» тысячи предложений на их кластерах GPU занимает менее 0,5 секунды.

Технология генерации речи Lyrebird разработана в Монреальском институте алгоритмов обучения (Montreal Institute for Learning Algorithms, MILA) при Монреальском университете (Канада).

В качестве демонстрации технологии разработчики сгенерировали ключи для голосов Дональда Трампа, Барака Обамы и Хиллари Клинтон. В демонстрационном аудиоклипе эти политики обсуждают возможности системы подделки голосов Lyrebird (аудио).

Вот отдельные сгенерированные фразы разными голосами. Одни и те же фразы одинаковый голос произносит с разными интонациями:

Обама 0
Обама 1
Обама 2
Обама 3
Трамп 0
Трамп 1
Трамп 2
Трамп 3
Трамп 4
Трамп 5
Трамп 6
Трамп 7

В демонстрационном плейлисте представлены два десятка голосов с разными характеристиками, как пример того, какие голоса можно сгенерировать на свой вкус.

Сейчас Lyrebird заканчивает разработку API, чтобы сервис реально можно было использовать в своих приложениях. Разработчики говорят, что Lyrebird — первая в мире компания, которая предлагает технологию для точной подделки чужих голосов. В связи с этим на них налагаются определённые этические обязательства. Главным этическим обязательством является повсеместное информирование о возможностях технологии по точной подделке чужого голоса, так что с этого дня — с 24 апреля 2017 года — ни один суд в мире, ни одно оперативно-разыскное мероприятие не должно полагаться на аутентичность голоса конкретного человека. С этого дня голоса перестали быть уникальными, каждый из них можно подделать.

Гражданам, которые заботятся о своей приватности, можно посоветовать быть осторожным с использованием своего голоса — не передавать его по незащищённым каналам и говорить краткими фразами, чтобы злоумышленник не смог собрать достаточно материала для подделки личности.

habr.com

Как говорить так, чтобы все вас слушали

Убедительно говорить — полезный навык не только для тех, кто собирается выступать на конференции или мечтает стать стендап‑комиком. В обычной жизни есть много ситуаций, когда всё зависит от вашего умения завоевать внимание публики.

Сложно убедить инвесторов вложиться в проект, если во время презентации у вас путаются мысли. Не спасут даже красивые слайды. Искреннее поздравление вряд ли сложится, если вы не можете связать два слова, когда на празднике микрофон доходит до вас. Коллеги не прислушаются к вам, если ваше решение самое классное, но вы описали его скомканно и сумбурно.

Неумение говорить на публике может здорово тормозить вас ещё в десятке разных сфер. Но страх перед выступлением — это совершенно нормально. Даже крутые спикеры TED нервничают перед выходом на сцену, а журналистка Ирина Шихман в одном из недавних видео сказала, что испытывает мандраж перед каждым интервью. На секундочку, на её канале уже около 100 записанных бесед.

Не дать страху сковать себя, не прятаться за спинами или не выбегать из комнаты, когда подходит очередь говорить, помогут практика и специальные упражнения.

1. Научитесь лучше управлять голосом

Голос — это основной инструмент оратора. Хорошо владеть им — значит выбирать уместную интонацию, убедительную манеру, правильную громкость. Практикуйте управление голосом и записывайте упражнения на аудио, чтобы слушать себя со стороны.

pexels.com
  • Тембр. Произносите одни и те же фразы то низким, то высоким голосом. Прочувствуйте, как меняется их значение. Говорите «через нос» — на тон выше, «через горло» — вашим обычным голосом и «через грудь» — более обволакивающе и звучно. Грудной голос помогает звучать убедительнее. Известно, что избиратели охотнее голосуют за политиков с глубокими грудными голосами.
  • Просодия. Это учение об ударениях. Тренируйтесь делать ударение на конкретном слоге, на слове в предложении или части фразы. Учитесь ставить точные акценты и выделять голосом именно то, что хотите подчеркнуть.
  • Скорость. Осознанно чередуйте темп речи, говорите то быстрее, то медленнее. Учитесь делать паузы и не бойтесь тишины — не каждую секунду нужно заполнять словами. Паузы бывают очень многозначными.
  • Громкость. Тренируйтесь регулировать интенсивность голоса. Пробуйте заряжать людей бодрым и громким звуком, переходить на загадочный полушёпот, который заставляет прислушиваться к вам.

Если не знаете, как подступиться к работе, можете позаниматься с тренером по голосу и речи, чтобы лучше понять, в какую сторону двигаться.

2. Избавьтесь от некоторых привычек

Эксперт по звуку и бизнес‑тренер Джулиан Трежер считает, что построению убедительной речи мешают некоторые социальные привычки — он называет их «смертными грехами коммуникации». Вот от чего специалист советует отказаться:

  • Сплетни. Не говорите плохо о людях за их спиной. К сплетникам не прислушиваются, потому что знают, что через пять минут они будут сплетничать о тех, с кем беседуют сейчас.
  • Осуждение. Не порицайте других за их выбор. Люди чувствуют в осуждении посягательство на их свободу и закрываются.
  • Негатив. Постарайтесь не сводить всё к отрицательному подтексту. Спикер, который видит всё в тёмных тонах, не вызывает желания слушать.
  • Жалобы. Не стоит ворчать и сетовать на всё вокруг. Жалобы не дают вдохновения решить проблему, они заставляют глубже погрязнуть в ней.
  • Оправдания и поиск виноватого. Мало кому захочется слушать человека, который оправдывается или ищет, на кого свалить вину.
  • Преувеличения. Не старайтесь чрезмерно приукрашивать, берегите особенные слова для по‑настоящему выдающихся явлений. Преувеличения могут звучать как ложь, а людям не хочется слушать тех, кто их обманывает.
  • Догматизм. Не позиционируйте свою точку зрения как единственно верную. Дайте другим возможность выбирать факты, а не мнения.

3. Следуйте принципу HAIL

Этот принцип поможет вам заслужить внимание и доверие других людей. Проверяйте, подходит ли ваша речь под эти четыре критерия:

  • H — honesty — честность. Говорите правдиво и ничего не замалчивайте.
  • A — authenticity — подлинность. Будьте самим собой, не притворяйтесь тем, кем вы не являетесь.
  • I — integrity — целостность. В первую очередь сами следуйте своим словам, живите тем, о чём говорите.
  • L — love — любовь. Искренне желайте людям хорошего и любите их.

4. Научитесь создавать картинки словами

Когда вы говорите, в голове других людей возникают образы. Если ваша речь полна абстрактных понятий, картинка не сложится. Идея, которую сложно визуализировать, не запомнится аудитории или собеседникам. Передавайте с помощью речи наглядные образы. Например, посмотрите на два описания одной и той же ситуации.

  • Сложно представить картинку:

Я много работал и был совершенно опустошён. Я не чувствовал отдачи от работы, а мои амбиции оставались нереализованными. Я мечтал открыть свой собственный бизнес, например ресторан или кофейню.

  • Легко представить картинку:

Офис казался мне тюрьмой: я сидел в своём кабинете с восьми утра до восьми вечера. Из‑за стены слышались крики начальника, а на почту сыпались письма с жалобами. Я смотрел в монитор, а сам часами представлял, как намалываю кофейные зёрна за барной стойкой своего ресторана.

5. Чётко выделяйте главную идею

Куратор конференции TED Крис Андерсон, который помогает спикерам готовиться к выступлению, советует чётко выделять одну мысль. Это тот месседж, который вы хотите оставить в голове у слушателей. Концентрируйтесь именно на нём и не пытайтесь охватить сразу всё, чтобы внимание аудитории не рассеивалось.

Если вы приводите разные примеры, в каждом из них должна так или иначе отзываться главная идея. Хорошо работает кольцевое повествование. Когда вначале вы затрагиваете какой‑то вопрос, отходите от него и рассуждаете о разных его аспектах, а в конце снова подводите речь к вопросу и даёте ответ, вытекающий из ваших рассуждений.

6. Опирайтесь на идеи, близкие слушателям

Другие люди будут вас слушать, если им близка проблема, которую вы затрагиваете. Если аудитория совсем не разбирается в вашей теме, положите её в понятный контекст и опишите с помощью знакомых людям метафор.

Например, генетик Дженифер Дудна рассказала, что её изобретение позволяет вносить изменения в ДНК так же, как текстовые редакторы дают нам возможность менять уже напечатанный текст. А спикер Тим Урбан объяснил, как работает мозг прокрастинаторов, с помощью нарисованных человечков. Так его аудитории было легче понять, что такое нейротрансмиттеры.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Специалист по рискологии и лидерским программам Тайлер Тервурен советует придумать свою технику успокоения. Например, он сам за несколько минут до выступления выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

У вас может быть свой собственный ритуал — написать сообщение кому‑то из близких, подержать кулон, приносящий удачу, мысленно перенестись в приятное вам место. Не бойтесь выглядеть глупо: странные техники успокоения есть у многих ораторов.

8. Изучите язык тела

Эксперименты социального психолога Эми Кадди подтвердили, что язык тела способен менять сознание. Например, когда мы счастливы — мы улыбаемся. Но это действует и в обратную сторону: когда мы вынуждаем себя улыбаться, мы становимся счастливее.

pixabay.com

Заставьте это работать на вас: выражайте свою авторитетность телом, если пока не чувствуете её мозгом. Демонстрация уверенности и власти — открытая поза, разведённые в стороны руки, заполнение собой пространства. Наоборот, закрытая поза, сложенные руки, сжатые кулаки — это отсутствие контроля, страх, желание спрятаться. Если вы будете заставлять себя принимать открытую позу, ваш мозг получит сигнал о том, что вы уверенно себя чувствуете.

lifehacker.ru

Голосовой DeepFake, или Как работает технология клонирования голоса

Проблема синтеза речи из текста (Text-to-Speech, TTS) представляет собой одну из классических задач для искусственного интеллекта. Цель ИИ – автоматизировать процесс чтения текста, основываясь на наборах данных, содержащих пары «текст – аудиофайл».

Одной из важных проблем синтеза речи является задача создания образа голоса со всеми его характерными особенностями. Соответствующие наборы методик называют технологией клонирования голоса (англ. voice changing, voice cloning).

Решение указанной проблемы имеет множество практических приложений:

  • адаптация голосов актёров при локализации фильмов
  • озвучивание персонажей игр
  • голосовые поздравления
  • начитка аудиокниг, в том числе клонирование голосов родителей для сказок, прочитанных профессиональными дикторами
  • создание аудио- и видеокурсов
  • рекламные видеоролики и аудиореклама
  • голоса ботов и умных устройств, персонализированных голосовых помощников
  • синтез устной речи естественного звучания для немых людей, в том числе для людей, утративших возможность говорить из примеров их собственной речи
  • адаптация устной речи под модель местного акцента

Очевидно, что подобные технологии могут применяться с преступными целями: мошенничество, телефонное хулиганство, компрометирование в результате совмещения с технологией DeepFake. Поэтому кроме методов клонирования голоса важно разрабатывать средства для предотвращения незаконного использования технологии.

Для обучения системы необходимо иметь большое количество сопоставленных аудиозаписей и текстов. В случае голосов знаменитостей можно прибегать к помощи записей публичных выступлений, интервью, результатам творческой деятельности и т. п. В качестве текстовых пар могут применяться стенограммы или тексты, полученные в результате коррекции автоматически распознанной речи.

Отличительной особенностью последних разработок является то, что для создания правдоподобного образа «голосовой мишени» достаточно всё меньших интервалов звучащей устной речи.

Современное состояние

В сфере создания инструментов для клонирования голоса работают множество команд, стремящихся к коммерциализации программных продуктов. По приведённым ниже ссылкам вы можете оценить текущее состояние технологии:

  • Resemble.AI (предоставляется демоверсия программы).
  • iSpeech (есть демо для 27 языков, включая русский).
  • Lyrebird AI (можно загрузить демоверсию на 3 часа речи).
  • Vera Voice, созданный компанией Screenlife Technologies Тимура Бекмамбетова и командой проекта «Робот Вера». Недавно команда показала пример адаптации голосов русских знаменитостей:

Другие компании стараются обойти стороной этический вопрос за счёт использования вместо клонирования голоса нейросетевых систем синтеза-смешения множества голосов. Таким коммерческим продуктом является, например, Yandex SpeechKit.

В связи с тем, что данная технология представляет конкурентный интерес для множества IT-компаний, проекты с открытым исходным кодом крайне редки. В этой статье мы остановимся на редком свободном проекте Real-Time Voice Cloning. Этот открытый репозиторий является результатом применения технологии переноса обучения SV2TTS, описанной в научной публикации (сэмплы, полученные в результате применения подхода).

Автор библиотеки с июня 2019 участвует в упомянутом выше коммерческом проекте Resemble.AI и уделяет репозиторию меньше времени, но ничто не мешает вам сделать собственный форк проекта.

Алгоритм клонирования голоса

Чтобы компьютер мог читать вслух текст, ему нужно понимать две вещи: что он читает и как это произнести. Поэтому в проекте Real-Time Voice Cloning система клонирования принимает два входных источника: текст, который необходимо озвучить, и образец голоса, которым этот текст должен быть прочитан.

С технической точки зрения система разбита на три компонента:

  1. Переданный аудиофайл с образцом речи, записанным в виде звуковой дорожки, преобразуется кодером речи (speaker encoder) в векторное представление фиксированной размерности.
  2. Переданный текст также кодируется в векторное представлении кодером текста (text encoder). Объединение речевого вектора и вектора текста декодируется в спектрограмму. Кодер текста, конкатенатор векторов и декодер (на схеме объединены синим цветом) представляют собой структуру синтезатора речи.
  3. Вокодер (vocoder, виртуальное устройство синтеза речи) преобразует спектрограмму в звуковую форму.

Модели трёх выделенных компонентов обучаются независимо друг от друга.

Где взять данные?

Объёмы информации, необходимой для качественного обучения системы клонирования, составляют десятки и сотни Гб. В рассматриваемой библиотеке для хранения датасетов служит одна общая директория. Все сценарии предварительной обработки данных выводят результаты в новый каталог SV2TTS, создаваемый в корневом каталоге датасетов. Внутри этой директории появится каталог для каждой модели: кодера, синтезатора и вокодера.

Для обучения кодера речи можно обратиться к следующим библиотекам:

  • LibriSpeech (зеркало): набор данных train-other-500 (извлеките как LibriSpeech/train-other-500).
  • VoxCeleb1: наборы данных Dev A–D, в том числе набор метаданных (извлеките как VoxCeleb1/wav и VoxCeleb1/vox1_meta.csv).
  • VoxCeleb2: наборы данных Dev A–H (извлеките как VoxCeleb2/dev).

Для обучения синтезатор и вокодера:

  1. LibriSpeech: наборы данных train-clean-100 (зеркало) и train-clean-360 (зеркало) – извлеките как LibriSpeech/train-clean-100 and LibriSpeech/train-clean-360
  2. LibriSpeech alignments (только если у вас уже есть LibriSpeech): объедините структуру каталогов с загруженными вами наборами данных LibriSpeech

Официальным хостингом наиболее популярных наборов данных LibriSpeech служит openslr.org, который из-за популярности темы постоянно находится под существенной нагрузкой. Поэтому выше мы приложили ссылки на «зеркала» архивов.

Если вы решили с головой погрузиться в данную тему, обратите внимание на библиотеку Python для работы с аудиодатасетами audiodatasets:

 pip install audiodatasets 

Будьте осторожны: при установке библиотека загружает более 100 Гб данных трех наборов:

Перечислим также другие датасеты, которые не проверялись в рассматриваемой библиотеке, но применимы для обучения, в том числе корпуса русскоязычной устной речи:

  1. Корпус речи англоговорящих людей CSTR VCTK
  2. Набор данных M-AILABS: имеются примеры речи на русском, украинском, немецком, английском, испанском, итальянском, французском и польском языках
  3. Корпуса звучащей русской речи
  4. Мультимедийный корпус русского языка: преимущественно фрагменты кинофильмов с распознанным текстом
  5. Подборка различных речевых датасетов

Использование предобученных моделей

Имеется инструкция по переносу проекта с помощью Docker, здесь мы рассмотрим установку на локальной машине. Учтите, что наличие GPU является обязательным. Клонируем репозиторий:

 git clone https://github.com/CorentinJ/Real-Time-Voice-Cloning.git 

В качестве языка программирования используется Python 3, автор рекомендует версию 3.7. В связи с тем, что репозиторий предполагает привлечение вполне конкретных версий библиотек, рекомендуем питонистам пускать в ход виртуальное окружение.

Переходим в папку и устанавливаем необходимые зависимости:

 pip3 install -r requirements.txt 

Также потребуется фреймворк глубокого обучения PyTorch (версия не ниже 1.0.1).

Далее необходимо загрузить предобученные модели (архив на Google drive, зеркало). Согласно с вышеописанной схеме загруженный архив содержит три директории для трех моделей. Их нужно слить вместе с соответствующими директориями корневого каталога библиотеки.

Проверить правильность конфигурации можно ещё до загрузки датасетов:

 python3 demo_cli.py 

Если все тесты пройдены (вы увидите строку All tests passed), можно двигаться дальше. Скрипт предложит указать пути к файлам примеров, но для работы удобнее обратиться кграфическому интерфейсу:

 python3 demo_toolbox.py 

Если у вас уже загружены датасеты, то можно сразу указать путь к директории:

 python3 demo_toolbox.py -d <путь_к_директории_датасетов> 

Чтобы просто поиграть с программой, достаточно наименьшего по объёму датасета LibriSpeech/train-clean-100 (см. выше).

Пример результата вызова интерфейса:

Для первой пробы вы можете нажать под каждым разделом кнопки Random , чтобы выбрать случайный аудиопример, затем Load, чтобы загрузить голосовой ввод в систему. Выпадающий список Dataset служит для выбора набора данных, Speaker – для выбора персоны, Utterance – для произносимой фразы. Чтобы услышать как звучит отрывок, просто нажмите Play. Для запуска алгоритма нажмите Synthesize and vocode. С помощью кнопки Record one можно записать свой собственный сэмпл.

Пример работы с интерфейсом без обучения нейросетей представлен в следующем видеоролике:

Процесс обучения

Вместо предобученных моделей можно также задействовать модели, обученные на других примерах. Процесс обучения происходит посредством последовательного запуска скриптов той же библиотеки. Для того, чтобы узнать дополнительную информацию о каждом из скриптов, при используйте запуске из командной строки добавляйте аргумент -h.

Начинаем с подготовки данных для обучения кодера:

 python3 encoder_preprocess.py <datasets_root> 

Для обучения кодер использует окружение visdom. Инструменты окружения выглядят следующим образом:

При необходимости вы можете отключить окружение с помощью аргумента --no_visdom .

Обучаем кодер:

 python3 encoder_train.py my_run <datasets_root> 

Далее запускаем два скрипта, генерирующих данные для синтезатора. Начинаем с аудиофайлов:

 python3 synthesizer_preprocess_audio.py <datasets_root> 

Затем вложения:

 python3 synthesizer_preprocess_embeds.py <datasets_root>/synthesizer 

Теперь вы можете обучить синтезатор:

 python3 synthesizer_train.py my_run <datasets_root>/synthesizer 

Синтезатор будет выводить сгенерированные аудио и спектрограммы в каталог моделей. Используем синтезатор для генерации обучающих данных вокодера:

 python3 vocoder_preprocess.py <datasets_root> 

Наконец, обучаем вокодер:

 python3 vocoder_train.py <datasets_root> 

Вокодер выводит сгенерированные аудиофайлы в директорию модели.

При возникновении вопросов относительно работы библиотеки мы также рекомендуем ознакомиться с диссертацией автора. Там же приведены ссылки на научные работы, посвящённые теме клонирования и изменения голоса.

Интересны ли вам проекты, связанные с дипфейками лиц и голоса? Будем рады вашим ответам в комментариях.

proglib.io


Смотрите также