Как научиться играть гаммы на фортепиано быстро


Как преодолевать технические трудности в игре на фортепиано? Полезное для учащихся музыкальных школ и училищ

Бывает так, что недостаточная техническая подготовка не позволяет пианисту сыграть то, что ему хочется. Поэтому заниматься упражнениями на развитие техники нужно ежедневно, хотя бы по полчаса. Только тогда всё сложное разрешается и получается, и появляется техническая свобода, позволяющая забыть о трудностях и целиком отдаться воплощению музыкального образа.

В данной статье мы расскажем о нескольких эффективных методах преодоления технических сложностей. Вначале – ключевая мысль. Она такова: любое сложное состоит из чего-нибудь простого. И это не секрет! Главной чертой всех методов, которые вам будут представлены, как раз и будет работа над разложением сложных мест на простые элементы, проработка этих элементов по отдельности, а затем очередное соединение простых вещей между собой в целое. Надеюсь, не запутались!

Итак, про какие методы технической работы на фортепиано мы будем говорить? Про метод остановок, темповых метаморфоз, смену рук, про метод накопления и про игру гамм. Теперь обо всём последовательно и обстоятельно. Не будем обсуждать игру отдельными руками – здесь и так всё ясно: играть партии отдельно правой и левой руки жизненно необходимо.

Метод «остановок»

Многовариантное упражнение «остановки» заключается в том, что пассаж разделяется на несколько частей (пусть даже две). Только делить нужно не как попало, а так, чтобы каждую часть в отдельности было легко сыграть. Обычно местом деления становится нота, на которой происходит подкладывание первого пальца или то место, где требуется серьёзно переместить руку (это называется поменять позицию).

Заданное количество нот играется в быстром темпе, потом мы останавливаемся, чтобы проконтролировать наши движения и приготовить следующий «забег». Сама остановка максимально освобождает кисть руки и даёт время сконцентрироваться для подготовки к последующему пассажу.

Иногда остановки выбираются соответственно ритмическому рисунку музыкального произведения (например, через каждые четыре шестнадцатые). В этом случае после проработки отдельных фрагментов, их можно склеивать – то есть соединять, чтобы останавливаться в два раза реже (уже не через 4 ноты, а через 8).

Иногда остановки делаются и по другим причинам. Например, контролирующая остановка перед «проблемным» пальцем. Скажем, какой-нибудь четвёртый или второй палец нечётко играет свои ноты в пассаже, тогда мы его специально выделяем – останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, «ауфтакт», или просто репетируем (то есть повторяем) его несколько раз («играй уже, собака такой!»).

Во время занятий требуется предельная собранность – мысленно следует представлять группу (внутренне предслышать), чтобы не пропустить остановку. При этом кисть руки должна быть свободной, звукоизвлечение ровным, чётким и лёгким. Упражнение можно варьировать, оно способствует быстрому усвоению текста и аппликатуры. Движения автоматизируются, появляется свобода и виртуозность в исполнении.

Пробегая пассаж, важно не зажимать руку, не стучать и не скользить поверхностно по клавишам. Каждая остановка должна быть проработана хотя бы по 5 раз (это займёт много времени, но даст желаемый результат).

Игра гамм во всех тональностях и видах

Гаммы разучиваются попарно – минорная и мажорная параллельные и играются в любом темпе в октаву, терцию, сексту и дециму. Вместе с гаммами изучаются короткие и длинные арпеджио, двойные ноты и септаккорды с обращениями.

Скажем по секрету: гаммы для пианиста – всё! Тут вам и беглость, тут вам и сила, тут вам и выносливость, и чёткость, и ровность, и ещё множество полезных фишек. Поэтому просто полюбите работу над гаммами – она действительна приятна. Представьте, что это массаж для ваших пальчиков. А вы ведь их любите? Играйте по одной гамме во всех видах ежедневно, и всё будет здорово! Упор делают на тональности, в которых написаны произведения, присутствующие в программе на данный момент.

Руки во время исполнения гамм не должны быть зажаты (они вообще никогда не должны быть зажаты), звук крепкий (но музыкальный), синхронность идеальная. Плечи не подняты, локти не прижаты к телу (это сигналы зажатости и технических ошибок).

В игре арпеджио не следует допускать «лишних» движений корпуса. Дело в том, что этими самыми движениями корпуса подменяются истинные и необходимые движения рук. Отчего двигают корпусом? Оттого что пытаются перемещаться по клавиатуре, от малой октавы к четвёртой, с прижатыми к телу локтями. Так не годится! Двигаться должен не корпус, двигаться должны руки. Во время игры арпеджио движение вашей кисти должно напоминать движение скрипача в тот момент, когда он плавно ведёт смычок (только траектория движения руки скрипача – по диагонали, а ваша траектория будет горизонтальной, так что, наверное, лучше подсмотреть эти движения даже не у скрипачей, а у виолончелистов).

Увеличение и уменьшение темпа

Быстро умеет играть тот, кто умеет быстро думать! Это простая истина и ключ к такому умению. Если вы хотите сыграть сложное виртуозное произведение в быстром темпе без всяких «аварий», то нужно научиться играть его ещё быстрее, чем требуется, при этом должны соблюдаться фразировка, педализация, динамика и всё остальное. Главная цель применения этого метода – научиться контролировать процесс игры в быстром темпе.

Поиграть в более высоком темпе можно всё произведение, а можно проработать таким же образом только отдельные сложные пассажи. Однако, есть одно условие и правило. В «кухне» ваших занятий должны царить гармония и порядок. Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!

Про медленную игру мы все знаем, но почему то иногда ею пренебрегаем, когда нам кажется, что всё и так получается. Запомните: медленная игра – умная игра. И если вы не в состоянии проиграть выученное наизусть произведение в замедленном темпе, значит, вы его не выучили, как следует! В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбирайте одно какое-нибудь направление и следите за ним в «замедленной» съёмке.

Обмен между руками

Если в левой руке (например) встречается технически неудобный рисунок, целесообразно играть его на октаву выше правой, для концентрации внимания на этой фразе. Ещё один вариант заключается в полной смене рук (но он подходит не для каждого произведения). То есть партия правой руки разучивается левой и наоборот – аппликатура, конечно, меняется. Упражнение весьма трудно и требует большого терпения. В результате не только разрушаются технические «неподъёмности», но и возникает слуховая дифференциация – ухо почти автоматически отделяет мелодию от аккомпанемента, не давая им угнетать друг друга.

Метод накопления

Про метод накопления мы уже сказали пару слов, когда обсуждали игру с остановками. Он состоит в том, что пассаж проигрывается не весь сразу, а постепенно – сначала 2-3 ноты, затем к ним добавляются остальные по одно до тех пор, пока не сыгран весь пассаж отдельными руками и вместе. Аппликатура, динамика и штрихи – строго одни и те же (авторские или редакторские).

К слову, накапливать можно не только с начала пассажа, но и с его конца. Вообще, полезно учить отдельно концы пассажей. Ну а если вы проработали сложное место методом накопления слева направо и справа налево, то вы не запнётесь, даже если захотите запнуться.

Автор – Марина Валиулина



music-education.ru

"Занимательные гаммы" некоторые важные моменты в игре гамм

В моей педагогической практике часто встречаются дети с небольшими музыкальными способностями и возможностями. Развивать и направлять их помогает мне ряд упражнений, применяемых мною (опираясь на опыт лучших педагогов и их рекомендации) в усвоении гамм. Данным опытом хочу поделиться.

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. Гаммы играются для выработки и накопления пианистического мастерства. Гамма для поступенного звукоряда придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты, К. Черни, "основой" фортепианного обучения (Цит. по: 2). И это понятно, так как есть гаммовый комплекс - это фактура произведений периода классицизма. К игре сонат В. Моцарта, М. Клементи, И. Гайдна, Л. Бетховена и др. Гаммы - это основа инструктивной этюдной литературы. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства, Поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные и пианистические способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука. По выражению Г. Нейгауза готовить своего рода "заготовки", "полуфабрикаты" для игры фортепианных пьес. А это не возможно без работы слуха. Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем внутренним слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

И еще важный момент. Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои пианистические движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Звуковые задачи при игре гамм

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5. Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами - это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается. В данной работе будет рассмотрена игра исключительно гамм, а не всего гаммового комплекса (аккорды, арпеджио и т. д.).

Начальный период игры гамм

Когда мы начинаем знакомить учащихся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей, объясняя их художественный смысл. Тональные сменъг мы связываем с разными жизненными переменами: вечер сменяет день, после лета наступает осень. Меняются настроения человека: за весельем может быть грусть. Все это в музыке передается разными тональностями и ладами. Как различна цветовая гамма у художника, так меняются тональные "краски" в музыке. У некоторых композиторов было даже цветовое видение тональностей (А. Скрябин, Н. Римский - Корсаков). У Римского - Корсакова, например, тональность Ми мажор была "синей" и связывалась с образами синего моря, а у Л.Бетховена и В. Моцарта Си минор ассоциировалась с черным цветом, был символ трагедии, смерти.

В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.

Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линеарности звучания, текучести, чтобы не было ощущения "точечности" звучания. Играть певучим, выразительным legato. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.

Техническое освоение гамм

По формуле мажора (чередование тонов и полутонов) строим мажорную гамму. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы с Си мажора для правой руки и Ре бемоль мажора для левой руки, так как в их звукоряде есть так называемая Формула Шопена. Эту формулу Шопена Г.Нейгауз называл "гениальной по своей дальнобойности" фортепианной формулой. Играя эти гаммы, ученик сразу учиться придерживаться середины клавиатуры, а не спускаться к краям клавиш. Располагая длинные пальцы на четырех клавишах, кисть приобретает естественную, непринужденную форму, исключающую зажим мышц.

Разбиваем данные гаммы на аппликатурные позиции. Первый палец "сохраняет" верность белым клавишам. Остальные пальцы располагаются на черных клавишах.

Для закрепления аппликатурных позиций и удобных мышечных ощущений играем эти позиции интервалами и кластерами.

Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с так называемой тряской. Чтобы этого избежать, усвоения приема legato у моих учеников проходит постепенно, начиная с двух нот с дальнейшим добавлением. Так доходим до пяти пальцевой позиции. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с палаца на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение.

Кистевые вспомогательные движения

Кистевые вспомогательные движения, сочетающиеся с такими же движениями плеча и предплечья, - это пианистические движения с пружинящим, "дышащим" запястьем, которые способствуют гибкости и пластичности рук. Эти движения освобождают руки от переутомления, давая возможность ученику "отдыхать" во время игры.

Супинация - это движения рук, левая рукаправая рука

при котором производится "рессорный", упругий нажим, приводящий к некоторой временной фиксации в запястном суставе. Руки движутся друг от друга в разные стороны.

Пронация - расслабление, левая рука, правая рука, запястья и возвращение его на горизонтальную ось или чуть выше. Руки движутся навстречу друг другу.

Маленьким ученикам, начинающим играть гаммы, не обязательно знать эти термины. Их можно заменить на более им доступные, если, используя зрительно - образные представления, сравнить контур кистевого движения с супинационного -"лодочкой", а контур пронационного - с "радугой". Такие ассоциации помогут детям быстрее разобраться и запомнить эти приемы игры. Ученики с интересом дорисовывают контур кистевых движений до лодочки и радуги.

Играя предварительные упражнения к гамме, необходимо кроме технических задач ставить и художественные. Ведь каждый играемый мотив упражнения - это элемент гаммы, представляющий собой мелодическую линию. Поэтому даже в коротком мотиве нужно слушать динамическую направленность crescendo к последнему звуку, вести звук к кульминации, интонировать мотив. Сделать это помогает интонационно соответствующая подтекстовка.

Тренировка гибкости и подвижности первого пальца

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши утлом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз.

Для тренировки первого пальца и приобретения им требуемых качеств можно использовать следующие упражнения (см. приложение)

При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.

2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.

3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору паяцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.

4. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

Осваивать гаммы двумя руками удобно начинать с Ми мажора. Большое количество черных клавиш роднят ее с позицией Шопена. (приложение 24) Остается то же расположение руки на средней линии клавиатуры и ощущение того же мышечного удобства. Ученик знакомится с симметричной,"зеркальной" аппликатурой, запоминая положение 4 пальца: на VII ступени в правой руке и на II ступени в левой.

Для закрепления видов минора и умения свободно переходить из одного в другой, играем по совету Корыхаловой Н. следующее упражнения (приложение 25).

В этот период продолжается закрепление игровых навыков, идет поиск ощущения удобства в игре, отрабатывается пластика пианистических движений. В это время я ставлю перед учеником уже больше художественных задач: динамические и артикуляционные, а также задачи на координацию движений обеих рук в различных динамических и артикуляционных соотношениях. Играя и выполняя данные задачи, учащиеся, учатся связывать качество звука с определенными пианистическими движением: продолжает закрепляться звуко-двигательная связь.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ В ИГРЕ ГАММ

Динамические задачи

1 Сыграть гамму форте (f)

Необходимо сразу настроить ученика на правильное звукоизвлечение forte , объявив его техническую сторону. Иначе ученик может применить сам неправильный прием жать, давить на клавишу, что приведет к перенапряжению, к зажимам. Играть звуком forte - это не значит стучать, выколачивать, играть грубо, жестко, форсировать звук. Звук должен быть глубоким, но сочным, мягким, благородным.

Ученику надо подсказать, как добиться желаемого звучания. В игре должна участвовать вся рука от плеча, свободная во всех сочетаниях. Вес верхней части руки свободно опирается на пальцы, Локоть подвижный свободный, но направленный своей косточкой в пол. Вес руки заставляет чувствовать в локте как бы висящую "свинцовую гирьку" (Цит. по: 4). Вся рука - это "шланг", по которому свободно "течет вода" - сила от плеча в кончики пальцев. Пальцы живые и активные, забирают, хватают клавиши движением под ладонь и при этом "рессорят", "пружинят" в последних суставах фаланг, суставах пястья и запястья. Эта упругость смягчает резкость звука. Нужен не удар пальца, а нажим- медленное погружение на дно клавиши, начиная с кончика пальца и переходя в "рессору" суставов.

Но кроме объяснения технической стороны извлечения звука f, педагог должен обратиться к музыкально-слуховым представлениям учащихся. Ведь не двигательно-моторный фактор стоит на первом месте в исполнении музыки, а прежде всего мысленное представление звукового образа, осознание художественной цели. А уже слуховые представления помогают ученику найти необходимое пианистическое движение для воплощения на инструменте своего звукового "прообраза". Поиски звука нужного количества и характера приведут учащегося к нахождению целесообразного приема, удобного ощущения. "Что" определяет "как" (Цит. по: 7). У него постепенно будет закрепляться между слуховыми представлениями и необходимыми движениями.

Играя гамму f, маленький ученик будет представлять, как "шагает большой, грузный слон", но "надев мягкие тапочки". Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким, а мягким, благородным. Особенно это будет слышно в низком регистре, в начале движения гаммы.

2. Сыграть гамму пиано (р)

Играя гамму piano, Важно не "шептать", не "прятаться". Звук должен быть опертый, пронизывающий. По выражению Перельмана Н. "пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала" (Цит. по: 9). Чтобы добиться нужного качества звука ученику подсказывается пианистический прием: мышцы верхней части руки удерживают ее в подвешенном состоянии, рука легкая, воздушная. Вся нагрузка приходится на пальцы. Возрастает роль цепких, активных, точных, собранных пальцев с упругими, пока

urok.1sept.ru

Зачем играть гаммы - myfortepiano.ru

Немного поговорим о гаммах. А внизу страницы вы найдете ссылки, по которым можно гаммы скачать.

Наверное, у многих людей слово «гамма» вызывает не самые приятные ощущения. Интересно, почему?

Скачать гаммы можно по ссылке внизу страницы



Причины для этого могут быть самые разнообразные: кто-то, учась в музыкальной школе, разучивал специальные гаммы для фортепиано, кто-то слышал об этом от друзей и знакомых, а кому-то это слово просто пришлось не по душе. Как же быть, если хочется сразу играть сонаты и прелюдии, а приходится разучивать гаммы?

Ответ прост! Нужно срочно разобраться и понять, зачем их играть. Многие скажут: «Да и без этих гамм можно прекрасно обойтись!». Да, можно. Но стоит ли усложнять себе задачу, обучаясь игре на фортепиано?

Все знают: для того, чтобы достичь чего-то большего, нужно начинать с наименьшего. Так вот, гаммы – это отличная тренировка пальцев и рук, когда нарабатывается и оттачивается техника игры на фортепиано, ровность, четкая последовательность пальцев, их беглость. Разучивая гаммы, вы овладеваете основными формулами игры на фортепиано. Такая своеобразная «музыкальная таблица умножения».

Самое важное в освоении гамм – ежедневные тренировки. Не спешите играть сразу двумя руками. Попробуйте вначале каждой рукой отдельно, потом пробуйте соединить. Не забывайте про пальцы. Ведь если нажать клавишу не тем пальцем, которого требует гамма, то играя дальше, вы собьетесь, пытаясь подобрать нужный палец, и тем самым потеряете ритм.

Если вдруг у вас дома не оказалось таких нот, не спешите расстраиваться и бежать их покупать. На нашем сайте вы без труда можете скачать гаммы для фортепиано и постепенно оттачивать свое мастерство.

Как только освоили прямые гаммы, переходите к более сложным упражнениям – расходящимся гаммам. То есть играете двумя руками одни и те же ноты, но ноты уходят в разные тональности.

Если тренироваться каждый день, то будьте уверенны, что ваши пальцы не будут путаться в нотах, и вы без труда освоите и сонаты в быстром темпе и прелюдии. А кроме того, гаммы развивают слух и чувство ритма. Не правда ли, это неплохой бонус за ваши труды и старания?

Гаммы можно скачать на этом сайте

myfortepiano.ru

методическая разработка:"Работа над гаммами в классе специального фортепиано"

Содержание:

1.Введение.

2.Что даёт изучение гамм? Основные формулы фортепианной техники.

3.Методы работы над гаммами в школе.

4.Работа над первым пальцем.

5.Исправление типичных ошибок.

6. Аккорды и методы работы над аккордами.

7. Арпеджио и методы работы над арпеджио.

8. Список литературы.

Введение.

 Само слово «гамма»- это название третьей буквы греческого алфавита. Так назвал постепенный звукоряд Гвидо д,Ареццо, музыкант 11 века, которому мы обязаны и наименованием самих нот.

Еще в 16 веке в клавирной педагогике, при обучении игре на клавикордах и клавесине изучение гамм, аккордов и арпеджио стало обязательной частью музыкального воспитания.

Одной из причин, по которой гаммы приобрели большое значение в воспитании пианиста – это все более частое употребление в игре 1 пальца. В далекую пору раннего клавирного исполнительства музыканты часто обходились не только без подкладывания 1 пальца, но и вообще без него. 1 пальцу вроде бы и не находилось места при игре, если учесть небольшие размеры клавиатуры и склад музыки, господствовавший в то время.

Лишь постепенно 1 палец все больше входит в употребление. Гаммы с новой аппликатурой, с использованием 1 пальца дважды в пределах октавы, оказались хорошим материалом для развития его подвижности и гибкости.

С течением времени постепенно сложились составные части гаммового комплекса и порядок его исполнения, который мы используем в настоящее время.

В истории фортепианной педагогики отношение к гаммам не всегда было однозначным.

А. Гольденвейзер пишет: »В старину для каждого исполнителя считалось необходимым хорошее владение гаммами. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Отрицание этих упражнений я считаю большим заблуждением. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить эти пассажи каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными».

На протяжении всего 19 века работа над гаммами оставалась основой технического развития пианиста.

"Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним. Они одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже искусному исполнителю" - подчеркивал К.Черни.

В истории  советской  фортепианной  педагогики  был  период  (в  30-х  годах  XX  века), когда, справедливо борясь за осмысленность занятий, выступая против автоматической зубрежки упражнений, в том числе и гамм, некоторые методисты стали отрицать и сам инструктивный материал.  Развивать  технику  ученика  предписывалось  только  на  художественных произведениях  и  рекомендовалось  вообще  отказаться  от  изучения  гамм.  Но  педагоги старой  школы  тайком  проходили  гаммы  со  своими  учениками.

  Период  этот  длился очень недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.

 

В отличие от этюдов, гаммы осваиваются легко и сразу же накапливается техническое мастерство. Этюды же приносят пользу лишь тогда, когда они освоены до конца (играются свободно, в темпе, с оттенками). В гаммах задействованы сразу обе руки, и левая развивается на равных с правой, тогда как этюды, как правило, направлены на развитие одной из рук.

Хорошо  известно,  какой  феноменальной  техникой  обладал  Эмиль  Гилельс.  Повседневная  работа  над  гаммовым  комплексом  сыграла  в  её  развитии  не  последнюю роль. Вот как он сам рассказывал об этом:  «Каждое утро я подхожу к своему   «ящику»  и выбираю те самые важные,  самые нужные  инструменты,  без которых никогда не могу обойтись: прямые, расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту».

  1. Что даёт изучение гамм?

        -Изучение комплекса гамм, аккордов и арпеджио позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники.

        -Обучающийся на практике знакомится с ладотональной системой, осваивает кварто-квинтовый круг тональностей.

        -Обучающийся знакомится с основными аппликатурными формулами, учится логике аппликатуры. Этим сильно облегчается чтение с листа, т.к. рука как бы интуитивно выбирает лучшую аппликатуру - по мнению Иосифа Левина, российского педагога и пианиста.

        -Гаммы «облегчают», освобождают и делают более ловкой руку, дают ей невидимые крылья, помогающие быстро «пролетать» над клавиатурой по всему ее протяжению»- говорила французская пианистка Маргарита Лонг.

       - На гаммах и упражнениях воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, ровность, чёткость, артикуляционное разнообразие звучания.

Как же педагогу и ребенку воплотить в жизнь такое количество поставленных задач?

Приступая к изучению гамм, ребенка нужно, прежде всего, научить слышать мажорные и минорные гаммы, уметь подобрать их на слух, понять, что сыграть их можно от любого звука. Уже на первых уроках специального фортепиано, когда ребенок играет только З пальцем, можно использовать гаммы до-мажор и ля- минор для формирования навыка игры non legato, legato, staccato. При этом мы напеваем следующую подтекстовку: » Я пою мажор, до мажор» или «Я пою минор, ля минор». Текст позволяет быстрее запомнить гамму на слух, воспринять ее как мелодию, чем значительно  облегчается задача ее запоминания.

Как подготовительные упражнения можно использовать песенки -попевки «У кота Воркота», «Ехали медведи» в мажорном и минорном вариантах. Эти попевки дают ребенку представление о «волшебнице» 3 ступени, высокой в мажоре и низкой в миноре. Дальше перейдем к освоению гамм отдельно правой и левой рукой по аппликатурным позициям. К этому времени ребенок, естественно, должен освоить игру legato из 5 звуков.

Начать лучше с движения от 5 пальца, т.е. правой рукой в нисходящем движении, левой – в восходящем. В этом случае ребенок может практически самостоятельно распределить пальцы. Кроме того, игра от 5 пальца дается легче, чем наоборот. Перенос руки в следующую позицию будем совершать плавно, рука как бы движется в единой плоскости. Затем потренируемся в перекладывании 1 пальца, исполним legato и свяжем позиции между собой. Освоить перекладывание через 1 палец сравнительно легко - кисть описывает при этом поверх 1 пальца небольшую дугу.

  1. Работа над первым пальцем.

Гораздо труднее исполнить legato в восходящем движении, т.к. здесь используется прием подкладывания 1 пальца. Сам термин «подкладывание» не очень удачен, он вызывает представление о пальце, который кладется на клавишу. Г. Нейгауз в книге «Об искусстве фортепианной игры» предлагает понятие подкладывания 1 пальца под руку заменить более натуральным понятием – перекладывания руки через 1 палец.

Часто встречающиеся ошибки:

подкладывание не подготовлено – кисть резко вздёргивается на 3-м, 4-м пальце, нарушая плавность звуковедения, или наоборот – запястье резко «ныряет» вниз.

1-й готовят к подкладыванию слишком рано, уже на опускании 2-го пальца - напряжение руки и рывок, порождающий акцент на следующем звуке.

1-й подкладывают в самый последний момент (что бывает чаще) – дёргание локтем в сторону.

1-й подкладывают под неподвижную кисть, ладонь.

Есть много упражнений на подкладывание и перекладывание 1 пальца. Ими предваряется изучение гамм, они же используются для исправления дефектов. На начальном этапе обучения можно использовать понятную для ребенка игру в разведчика. 1 палец – это разведчик. Для него строится шалаш (4 пальца). Задание: разведчик выходит на связь, 1 палец проходит под ладонью, касается пальца педагога, находящегося у наружной стороны кисти ученика, передает письмо и возвращается в исходное положение. Неподвижность шалаша – обязательное условие.

- Чтобы подкладывание 1 пальца не нарушало плавного движения кисти рук, можно сказать ребенку не о том, что палец надо подкладывать, а о том, что 1 и 3 или 1 и 4 пальцы надо как бы соединить в колечко.

- Полезно играть гаммы 1-2, 1-3 пальцами.

- Отдельно поучить  в гамме те фрагменты, на которые приходится подкладывание.

Очень полезно одновременно с диатонической изучать гамму хроматическую. Здесь подкладывание 1 пальца совершается в очень тесной позиции, на самом близком расстоянии. Маргарита Лонг рекомендовала: «Изучение хроматической гаммы с ее близкими интервалами и частым употреблением большого пальца должно предшествовать изучению диатонической».

Приступать к исполнению гаммы двумя руками следует только после уверенного, качественного исполнения отдельными руками. Удобно начинать игру двумя руками в расходящемся движении в гаммах с симметричной аппликатурой.

Что касается логики аппликатуры, то она складывается в типовые формулы, которые надо просто понять, соблюдая два основных правила:

1).  1 и 5 пальцы на черных клавишах применять нельзя.

2). В пределах одной позиции ( т.е. без подкладывания и перекладывания) пальцы идут подряд. Ребенок должен научиться самостоятельно подбирать аппликатуру в гамме по формуле 3+4 или 4+3. Ребенка обязательно нужно учить мыслить позиционно.

Проблемы с аппликатурой начинают возникать при игре двумя руками. В этом случае для каждой гаммы можно найти свой секрет, облегчающий соединение двумя руками. Например: при игре гамм от белых клавиш (позиция 3+4) будем следить за совпадением 3 и 1 пальцев. Также очень хорошо последить за 4 пальцем в правой руке в восходящем движении, в левой руке - в нисходящем.

Конечная цель в изучении гамм – это достичь беглости, ровности, четкости, артикуляционного и динамического разнообразия звучания. Многие преподаватели бывают вполне удовлетворены, когда ученик играет гаммы и упражнения в достаточно подвижном темпе, ровным «учебным» звуком средней громкости и правильными пальцами. Оказывается, настоящая работа тут только и начинается. Можно ставить перед учеником, например, такие задачи:

  • исполнить гамму в разных темпах, от медленного, до такого быстрого, как только возможно.
  • сыграть гамму с постепенным ускорением или замедлением движения. Но злоупотреблять этим не следует: сначала надо научиться соблюдать ритмическую ровность.
  • сыграть гамму легатиссимо, или стаккато. причём, стаккато может быть как пальцевое, так и кистевое. Можно менять артикуляцию на протяжении одной гаммы. Скажем, начать легато, а с 3-ей октавы перейти на стаккато, или сделать ещё более дробную разбивку.
  • играть громко, или тихо, ровным звуком, или с крещендо и диминуэндо (при этом не обязательно делать нарастание звука при движении вверх, полезны и обратные нюансы)
  • ритмический вариант: исполнение в пунктирном ритме, как тренировка «быстрой» игры в медленном темпе. Этот приём также хорошо активизирует пальцы.
  • Игра гаммы с остановками на тонике. Хорошо закреплять аппликатуру и нарабатывать темп.

А ещё лучше, ставить задачи художественного порядка.

Например:

  • сыграть гамму певучим полновесным форте, или: «пропеть» гамму так, как если бы её играл скрипач или виолончелист, штрихом легатиссимо и с волнообразной динамикой.
  • настроить руку на лёгкую, подвижную, не очень связную игру на  пиано.
  • исполнить гамму серебристым, прозрачным, лёгким звуком, с постепенным затуханием к концу...

Подобная работа, приближённая к условиям художественного исполнения, гораздо более эффективна, чем постоянная игра гамм нейтральным звуком и «учебным» шагом.

Гаммообразные последовательности, аккорды и арпеджио наряду с тремоло, октавами, трелями, двойными нотами действительно составляют существенную часть пианистической техники. По выражению  Ф.Листа, они представляют собою те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению. Особенно широко они используются в классических произведениях - в музыке И. Гайдна, В. Моцарта, Л Бетховена. Например, связующая партия в 1 части Сонаты до-мажор В. Моцарта, кипящая энергией стремительная тема финала бетховенской «Лунной» сонаты, где взлетают вверх короткие арпеджио в до-диез  миноре.

В романтической же музыке, особенно в произведениях зрелого романтизма, - у Р.  Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, - структура мелодических пассажей заметно усложняется. Мелодическая линия ломается, изгибается, то и дело меняет направление, иными словами, имеет сложную интервальную структуру.

К мелодическим пассажам такого строения нужны иные подходы, а значит «ключи» к романтической музыке, а тем более к современной надо искать вне рамок традиционного комплекса гамм

  1. Исправление типичных ошибок.

Наиболее типичные ошибки:

- Общая и главная причина подавляющего числа недостатков - слабый слуховой контроль. Именно неумение услышать свою игру ведёт к таким общераспространённым ошибкам, как передерживание пальцев на клавишах, ритмическая и звуковая неровность, кляксы в аккордах, арпеджио, и т.д. Внимательного вслушивания в игру бывает достаточно, чтобы избавиться от «вязнущих» пальцев. Надо стараться также активнее работать ими, высоко их поднимая. Полезно временно поупражняться в артикуляции нон легато или стаккато.

- Другой распространённый недостаток - неровная в ритмическом отношении игра.

Ритмическая неровность проявляется часто и в несинхронности звучания, т.е. в несовпадении рук, «кваканье». Чаще всего причина бывает в левой руке, которая обычно меньше развита и потому отстаёт. В этом случае следует поиграть левую руку на форте, сделать её ведущей, а правую – на пиано. Можно прослушать гамму с разницей звучания в две октавы, тогда каждая из мелодических линий звучит яснее.

- Погрешности в звуковом отношении встречаются в разных формах: Неумение вести мелодическую линию от звука к звуку. Гамма состоит из отдельных звуков, не связанных между собой, при этом нередко наблюдается тряска в кисти. Нужно научиться услышать гамму внутренним слухом как единую, цельную мелодическую линию, ощутить её направленность к какой-либо точке, к верхней тонике. Постараться помочь крещендо и диминуэндо.

- Сложность перехода к быстрому темпу. Нарастить темп помогает переход на более прозрачную звучность, лёгкое прикосновение и игра на одном дыхании с остановками на тониках, по ч. 8. Самый эффективный способ - игра гамм только в одном направлении, в стремлении к одной точке, игра с наращиванием звуков (сначала в 1 октаву, потом в две), игра «броском». (Надо свободно бросать руку на первый звук, после чего пальцы сами собой как бы покатятся кульминационной точке пассажа).  Переходить к более быстрому темпу следует лишь после того, как будет выработано их чёткое и точное исполнение в медленном и среднем темпах.

Аккорды и методы работы над аккордами.

Освоение аккордовой техники начинается практически одновременно с освоением гамм. Дети знакомятся с трезвучными аккордами, играют трезвучия с обращениями. Аппликатуру трехзвучных аккордов важно не столько выучить, сколько понять: крайние звуки играют 1 и 5 пальцы, 4- не участвует в игре, а средний звук играет 2 или 3 палец в зависимости от того, сколько клавиш пропущено между клавишей, на которой находится 5 палец и средним звуком. Сколько клавиш пропущено, столько пальцев пропускаем, и получаем точную аппликатуру.

При разучивании трехзвучных аккордов в восходящем движении лучше заканчивать цепочку секстаккордом, так четче ощущается ритмическая двухдольная пульсация с тоникой в верхнем звуке на сильной доле. Также лучше ощущается объем двух или четырех октав.

Приступать к изучению четырехзвучных аккордов следует по мере роста руки. Игру их нужно начинать при первой возможности, не дожидаясь времени, когда рука будет свободно охватывать октаву. Таким образом осторожная игра широких аккордов будет стимулировать развитие руки. И наоборот, развитие растяжимости руки задерживается из-за того, что аккорды намеренно сокращаются.

Ученик должен научиться исполнять аккорд активно берущими пальцами, свободной рукой и эластичным запястьем. Рука устойчиво опирается на пальцы, которые без напряжения удерживают форму аккорда. При исполнении цепочки аккордов нужно добиваться исполнения каждого следующего аккорда без предварительных лишних поисковых движений пальцами.

Следует добиваться от ученика полной одновременности звучания всех звуков, стараясь услышать при этом в аккорде каждый звук, а не целый комок. Этого можно добиться только от сильных, активных, хорошо ощущаемых пальцев. В качестве упражнений для достижения тембрового и динамического ансамбля при исполнении аккордов можно использовать пропевание каждого голоса поочередно с поддержкой и без поддержки инструмента, динамическое выделение любого звука аккорда, дробление аккорда на составные части по 2, 3 звука с прослушиванием полученных интервалов и созвучий.

Арпеджио и методы работы над арпеджио.

Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, начинать их освоение желательно одновременно с освоением самих аккордов. Это поможет ощутить в руке форму аккорда, осознать еще раз принципы аппликатуры.

Есть три вида арпеджио: короткое (трехзвучное, четырехзвучное), ломаное, длинное.

Исполнять короткие арпеджио можно двумя способами:

  1. Первый способ заключается в том, что рука находится в позиции аккорда, и арпеджио играется внутри этой позиции, как бы обнимая октаву.
  2. Исполняя арпеджио вторым способом, ученик стремится вовремя уводить палец с клавиши, как только он отыграет, переводя руку в позицию, максимально удобную для работы следующего пальца.

Игра по второму способу дает большую пальцевую четкость и независимость и подготавливает к освоению длинных арпеджио. Независимо от того, каким способом мы играем, боковое движение кисти обязательно присутствует.

Работая над коротким четырехзвучным арпеджио, по мере роста руки необходимо  осваивать ломаные и длинные арпеджио. Длинные арпеджио нужно научиться исполнять как ровную непрерывную мелодическую линию. И здесь опять  возникает вопрос о подкладывании и перекладывании 1 пальца. От 1 пальца потребуется еще большая гибкость и ловкость, чем  при исполнении гамм. По мере ускорения темпа игра с тщательным подкладыванием  1 пальца сменяется позиционной игрой, когда переход от одной позиции к другой достигается только продвижением всей руки. Для наращивания темпа будут полезны те же методы, которые используются при работе над гаммами – игра «пробежками», прием постепенного накапливания звуков, игра броском, мысленная ритмическая перегруппировка.

Заключение.

Таким образом , изучение гаммового комплекса, технически и разумно организованное, способно принести большую пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Оно позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники, на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг, познакомиться с основными аппликатурными позициями, выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.

 Гаммовый комплекс помогает ученикам воспитываться таким образом, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай. Тогда, разучивая новую пьесу, он сможет направить свои силы на ее художественное содержание. Изучение гамм развивает двигательные возможности пианиста, оказывает помощь в чтении с листа, быстром разборе произведений.

Каждый педагог должен помнить, что если он строит свою работу исключительно на художественном репертуаре, его ученик никогда не достигнет даже начальной ступени мастерства и не приобретет необходимой технической свободы. Задача педагога заключается в том, чтобы методически правильно организовать работу над гаммами другими упражнениями, тогда эта работа достаточно быстро начнет приносить свои первые плоды.

 И, конечно же, старания и усилия педагога не пройдут даром, если ученик будет приучен к мысли, что занятия на фортепиано – это не только веселая игра, но и труд – одновременно интересный и прилежный.

 

  1. Список литературы.

1.Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

2.Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Музыка, 1977.

3.Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.

4.Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.

5.Тимакин Е. Навыки координации в развитии. - М.: Сов. композитор, 1987.

6.Тимакин Е. Воспитание  пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.

7.Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1977.

8.Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л.:Музыка, 1985.

nsportal.ru

Упражнения… Да или нет? - Игра на фортепиано — LiveJournal

Перевод статьи из блога The Happy Piano Professor. Когда-то раньше я представлял в своем журнале мнение Бернарда с форума pianostreet, которое противоположно описываемому ниже. Но мне нравятся рассуждения и Бернарда, и этой happy piano professor, и я готов согласиться с обоими. Наглядный пример того, что представлять некий свод логических правил по обучению фортепиано - дело почти безнадежное. Всякому контексту, конкретной ситуации каждый раз необходимо подыскивать свое собственное решение.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гаммы и арпеджио. Шмитт, Плайди, Пишна, Ганон… - список пугающий, и почти каждый учитель знаком с задачей назначения этих «таблеток» всем своим ученикам. Пальцы все равно нужно укреплять, и ровность звукоизвлечения и скорости обязательна. И начинать необходимо с самых первых уроков.

Во всяком случае так полагают большинство учителей.

Однако, очень немногие учителя готовы смотреть правде в глаза, что большинство учеников не будут посещать уроки музыки больше чем три года. Три года – это в среднем, когда интерес ученика снижается, и внезапно появляется миллион причин, почему не выполняются домашние задания и пропускаются уроки. Большинство из нас, любящих преподавание, вечные оптимисты, и мы надеемся, что каждый из наших питомцев продвинется до блестящего уровня исполнительства. Но правда в том, что это все химера. Большинство до этого не дойдут. Большинство бросят занятия и никогда снова не прикоснутся к фортепиано.

Я понимаю, что, если я начну обсуждать эту реальность с родителями, то большинство из них, вероятно, развернется и направится к ближайшему выходу. Никто из родителей не желает сталкиваться с тем фактом, что их ребенок по статистике попадет в эту трехлетнюю черную дыру. Ни один из родителей не рассматривает своего ребенка попадающим в «норму». Многие уверены, что они приводят нового Моцарта в мою студию.

Поэтому я редко делюсь этим печальным фактом с родителями.

Но в личном плане я очень переживаю по этому поводу и более 30 лет работаю над способами предотвращения таких чрезвычайных потерь… времени и денег, но прежде всего возможности встроить музыку как составную и прекрасную часть в жизнь каждого ученика.

На протяжении лет я поняла, что должна работать очень осторожно в этот усеченный период времени в отношении моего характера преподавания, чтобы эти несколько лет моего нахождения рядом с учеником были наполнены как можно больше МУЗЫКОЙ.  Это подразумевает, что я радикально меняю направление от методов, опирающихся на слишком большую техническую работу, и таким образом больше провожу времени с настоящей музыкой. По окончанию этих трех лет никого не будет волновать, может ли ученик играть сотню муторных упражнений для пальцев Шмитта, все гаммы в четыре октавы с поднятием каждого пальца независимо от остальных, если ученик может сесть и сыграть приятную «К Элизе» или простую сонатину Клементи. Или взять ноты и сыграть популярную мелодию или простую рождественскую песенку.

Многие учителя посвящают технике половину урока. Не говоря о почти полной трате времени, это верный способ сделать изучение игры на фортепиано утомительным и скучным. Пока ученик не достигнет продвинутого уровня и фактически не начнет молотить сонаты Бетховена, у него не должно встречаться отрезков гамм длиннее октавы, арпеджио редко распространяются на всю длину клавиатуры, а любая замысловатая фраза со странной аппликатурой может быть вычленена из музыки и использована как отдельное упражнение.

Находите «упражнения» прямо здесь, во фрагментах разучиваемых произведений, с которыми ученик трудно справляется, и избавьте себя и ученика от бесполезной скуки.

«Сыграй эти два такта десять раз… начни медленно и через каждых два правильных повтора чуть увеличивай скорость.» Это же просто.

Но потом вопрос встает. Как научить учеников играть быстро и с силой в пальцах без технических упражнений? Чтобы быть сильным, вы должны поднимать тяжести. Здесь мы должны честно определить, насколько сильным и быстрым должен стать ученике, чтобы на самом деле играть музыку. Начальные и упрощенные пьесы не требуют гимнастики для пальцев, соответствующей игре Рубинштейна или Ланг Ланга. Эти пьесы вполне можно играть с минимальными способностями по скорости и силе. И не следует забывать, что каждый раз, когда играется музыкальное произведение, пальцы получают тренировку.

Первые месяцы должны быть потрачены на заманивание ребенка в радостные занятия, чтобы процесс обучения доставлял удовольствие. Я разбавляю каждый урок немного юмором, несколькими фрагментами настоящих концертных произведений и большим количеством похвал за все разученное. При этом я придерживаюсь минимума в отношении технической работы.

По мере прогресса ученика учитель может осторожно подсовывать дополнительную техническую работу на уроках. Когда ученик активно занимается музыкальной игрой, гораздо легче добавлять больше технической работы относительно безболезненно. В этот момент ученик желает, чтобы музыка звучала привлекательно, и заинтересован в приложении больших усилий для этого.

Несколько вопросов к учителю

Значит вы не предлагаете техническую работу начинающим?

Я начинаю с гамм в первый же день. Но я делаю их изучение занимательным. И я не посвящаю им непропорциональное количество времени и внимания. С маленькими учениками я начинаю с просьбы, чтобы они понаблюдали, как я сыграю гамму до-мажор одной правой рукой. Я говорю им, что я собираюсь их обхитрить, поэтому они должны наблюдать внимательно. Затем я играю гамму, внимательно следя за тем, чтобы незаметно подложить большой палец под третьим на ноте фа. Я демонстрирую им свою руку и прошу их сосчитать мои пальцы. Затем посчитать ноты одной октавы от одной ноты «до» до следующей «до».

Когда ребенок видит, что мои пять пальцев сыграли восемь нот, я объясняю ему как палец «подкрадывается» в этом фокусе. И что для исполнения гамм мы должны заставить пальцы «подкрадываться». По каким-то причинам мысль о подкрадывании чего-то нравится ученикам почти в любом возрасте и, когда я объявляю «Прячь этот палец…», они подчиняются, немного радуясь от озорства внутри, что они выполняют какой-то фокус.

Я обучаю мажорным и минорным гармоническим гаммам в первый год. Я ввожу противоположное движение, если ученик бегло играет двух-октавные гаммы.  Но только для тех учеников, у которых больше энтузиазма. Арпеджио я обучаю гораздо позже, потому что они не встречаются в облегченных пьесах, а я хочу, чтобы ученики ИГРАЛИ именно такие пьесы.

Я также ввожу упражнения Ганона, которые чрезвычайно популярны почти среди всех моих учеников любого возраста. Простота повторяющегося движения вверх и вниз по клавиатуре не требует чтения нот, и даже начинающие могут наслаждаться громкостью звука и относительной простотой быстрой игры. Ганон предлагает много «хлопушек за копейку». Эти упражнения не только забавны, но и замечательны для развития скорости и проворности.

·         Помните… Я настраиваю свои уроки для начинающих так, чтобы ученик как можно быстрее приступил к игре на фортепиано. Я хочу возбудить внимание и выкорчевать скуку, чтобы я могла воспитывать энтузиазм и любовь к музыке. Когда ученик «влюбляется» в фортепиано, тогда я могу больше добавить технического материала. Смысл в том, чтобы ребенок мог играть больше мелодий при меньшем количестве упражнений для пальцев. И, конечно, я регулярно играю кусочки самой лучшей мировой классики… безусловно, без упоминания имени композитора, чтобы не вызывать коленный рефлекс на «классическую» музыку. Мне никогда не встречался ребенок, которому бы не нравилась Фантазия Моцарта, исполняемая с концертными украшениями.

Какие самые лучшие сборники с упражнениями для начинающих? А для продвинутого уровня?

ГАНОН… вопрос снят. Для ВСЕХ уровней. Это моя Библия в отношении технической работы.
http://javanese.imslp.info/files/imglnks/usimg/1/1b/IMSLP91547-PMLP03129-Hanon_Final.pdf
Ганон … Пианист-виртуоз

Эта ссылка позволит вам бесплатно скачать весь сборник. Но я бы посоветовала его купить в печатном варианте, так как он содержит фактически все технические упражнения, которые когда-либо могут понадобиться пианисту, и может использоваться на любом уровне мастерства, вплоть до последней репетиции перед выходом на сцену Карнеги Холла.

Первая часть состоит из 20 отличных упражнений, использующих относительно простые шаблоны, которые может походя разучить даже новичок. Вторая часть из 18 упражнений фокусируется на более сложной аппликатуре. Для любого уровня игры. Книга содержит не только отличные пальцевые упражнения, но также включает все гаммы и арпеджио с подписанными стандартными обозначениями пальцев, а также гаммы терциями, секстами и октавами. Имеются упражнения на повторяющиеся ноты и на трели, включая некоторые трели терциями…, которые, вероятно, можно встретить только в считанных случаях во всей карьере концертного пианиста. Короче говоря, Ганон покрывает почти все случаи на клавиатуре. Это классика, облаченная всего лишь в один сборник по фортепианной технике. Серьезный пианист может в действительности оценить справедливость названия сборника и стать подлинным «виртуозом».

Как небольшое отклонение от действительно очень сухого Ганона учитель может добавить этюды Карла Черни, оп.261 – коллекция коротких и приятных мелодичных упражнений. Эти этюды по большей части относительно легки для игры и коротки, что нравится многим новичкам. Они имеют привкус музыки романтического стиля и настолько мелодичны, что можно легко забыть, что они были написаны как упражнения, а не мини концертные произведения. Приятная и популярная музыка среди почти всех учеников любого уровня игры.

Простые этюды Карла Черни

·         Единственный подводный камень для меня здесь в том, что, если уж кто-то собирается разучить эти мини пьесы, может быть лучшим вариантом будет сконцентрироваться на легких произведениях Баха, Клименти и Гайдна, которые во многих случаях ненамного более трудны. Но в качестве «введения» в эти более длинные классические произведения Черни подойдет отлично.

Что бы вы не стали рекомендовать?

Я на самом деле не люблю ругать чей-то специфический стиль обучения или какие-то учебные материалы.  Но лично я избегаю всего, что скучно и повторяющееся для юных учеников. Мне нравится создавать дополнительные упражнения прямо из того произведения, которое разучивает ученик. Все, что вызывает у ученика трудности, является потенциальным «упражнением». Отработка такого упражнения становиться частью разучивания реального музыкального произведения, вместо того чтобы повторять изолированный фрагмент минимального музыкального смысла.

 Плайди, Пишна и Шмитт тоже представляют собой сборники технических упражнений, которыми пользуются учителя по всему миру. Пишна использует трудные расстановки пальцев во многих своих этюдов, и это не подходит для начинающих. Плайди и Шмитт состоят из целых страниц повторяющихся упражнений, в которых нет и намека на мелодию, и нет живого напора как в Ганоне. (Все же не могу тут удержаться. Я с отвращением вспоминаю эти ужасы из детства и не хочу обрекать своих учеников на них.)


Технические упражнения Плайди

Какой навык наиболее важен для овладения всеми учениками?

ЧИТАЙТЕ ЭТИ ЧЕРТОВЫ НОТЫ

Извините… это настолько важно, что только так я могу вызвать внимание. Я подвергла цензуре первоначальное высказывание, так как я все же респектабельная (и счастливая) профессор фортепиано. Но невозможно это подчеркнуть достаточным образом. Нет никакого другого навыка столь же важного, как разучивание нот. Это ключ к быстрой учебе и удовольствию в процессе.

Отбросьте дополнительную техническую работу и сконцентрируйтесь на нотах. Набор флэш-карт необходим и должен являться частью каждого урока в течение первого года или около этого.

Маленькая притча.

На последнем году обучения в старших классах у нас был семестр по домашней экономике, включая урок по шитью. Каждого из нас научили снимать основные мерки тела и выбирать подходящий стандартный размер. Нам показали, как выбрать простое летнее платье без рукавов и воротника и закупить необходимый метраж ткани, определенный для каждого размера. Никаких исключений. Затем мы разложили бумажные шаблоны на ткань, строго по изображенным инструкциям, и аккуратно вырезали куски.

Мы точно по порядку следовали всем пунктам написанной инструкции и сшили себе платья, научившись, как вставлять молнию, обрамлять шейное отверстие, присоединять подсобранную юбку к лифу и делать аккуратный кант.

Каждая из тридцати девушек закончила курс с новым летним платьем, которое она сшила сама. Простое платье без воротника и рукавов, без французских швов, без оборки, без петелек для пояса, без украшательств… ничего сложного. Простое платье. Мы все были в восторге и многие из нас продолжили немножко шить всю свою жизнь.

Один тщательно подготовленный урок, который дал жизненный навык многим юным девушкам.

А если бы нас нагрузили инструкциями, как создавать свои собственные шаблоны, исходя их замеров тела, как уменьшить расход ткани, раскладывая эти шаблоны, как делать воротники и рукавчики, создавать отверстия для пуговиц, делать застегиваемые вставки, и миллион других мелких деталей портного ремесла, большинство из нас никогда бы не смогли бы пройти этот предмет, и вряд ли кто из нас снова посмотрел бы когда-нибудь на швейную машинку.


Уроки по фортепиано точно такие же. Дайте ученикам возможность играть какую-то музыку. Притягательную и простую музыку, которой они могут насладиться. Позвольте им почувствовать гордость от создания МУЗЫКИ. Потом, даже если они выучат всего лишь некоторые основы, музыка останется в их жизни, и шансы очень велики, что они также будут ей наслаждаться.

·         Не забывайте, что у вас всегда будут встречаться несколько исключительных учеников, которые настолько любят свои уроки, что начнут развиваться выше ваших ожиданий. Тогда они удивят вас своей упорностью и желанием работать над любыми техническими препятствиями, которые вы будете им подбрасывать. И кто-нибудь из них зайдет настолько далеко, что однажды вы будете поражены… и принижены… от их мастерства.

Вы способны вырастить и подарить одно из самых лучших удовольствий в жизни. Будет трагедией, если случится обратное.

Счастливая профессор по фортепиано.


soltem.livejournal.com


Смотрите также