Как научить ребенка играть в волейбол


Волейбол для детей - тренировки, соревнования, польза

Реклама

Волейбол для детей — это командная спортивная игра с мячом. Каковы основные правила, положительные и отрицательные моменты, как выбрать секцию и с какого возраста начать — обо всем этом расскажет данная статья.

Этапы подготовки

Этапами подготовки к совершенной игре являются тренировки, направленные на умение работать с мячом, навыки командного взаимодействия.

В процессе за игроками могут закрепиться их амплуа.

Доигровщики — нападающие второго темпа, атакующие с края сетки.

Диагональные — самые высокие и прыгучие, атакующие с задней линии.

Центральные блокирующие — нападающие первого темпа, атакующие из третьей зоны.

Связующий — игрок, определяющий варианты атаки.

Либеро — основной принимающий.

Что за вид спорта

Окунемся в историю. 1895 год. Соединенные Штаты Америки. Штат Массачусетс. Один их колледжей города Холиоке. Урок физкультуры. Преподаватель Уильям Дж. Морган придумал игру под названием «Минтонет». Суть ее состояла в перебрасывании детьми баскетбольной камеры через сетку, подвешенную на высоте 2 метра.

Уже через два года в производство был запущен первый волейбольный мяч.

В 1920 году были созданы национальные федерации Болгарии, Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Японии. И в 1922 году в Бруклине прошел первый международный чемпионат. В нем приняли участие порядка 20 мужских команд.

Спустя четверть века была основана международная федерация по волейболу. В нее вошли страны Европы, Япония и США.

В 1964 году вид спорта официально был признан Олимпийским. С тех пор он получил широкое распространение во всем мире. Игра для мальчиков и волейбол для девочек пользуются одинаковой популярностью и спортивным успехом.

Играют две команды по 6 спортсменов. Целью является перебрасывание мяча через сетку.

В ходе игры принимается во внимание количество касаний мяча, его потери, правильность движения игроков по площадке.

С какого возраста можно заниматься

В секцию волейбола принимают детей от пяти до восьми лет. В этом возрасте ребенок имеет навыки общения в коллективе и понимает суть командной работы. Однако, если родители хотят приобщить ребенка к игре в более раннем возрасте, то существуют клубы, принимающие двух и трехлеток. Полноценными игроками они, конечно, являться не могут. Зато изучают в игровой форме азы, учатся работать с мячом.

Как проходят тренировки

Волейбол для начинающих, а именно для детей трехлеток — это игра в мяч с элементами классического вида. Малышей учат ловить и отбивать, прыгать, работать в паре.

Тренировки построены по следующему принципу.

  1. Разминка. Разогрев мышц и суставов. Дети выполняют наклоны, прыжки, приседания, упражнения на растяжку.
  2. Технико-тактическая подготовка — отработка приема и подачи мяча, освоение техники падения и передачи, работа с партнером, основные приемы страховки партнера.
  3. Тренинг пространственного мышления.
  4. Непосредственно игра.
  5. Разбор ошибок.

Время и количество тренировок для детей разных возрастных групп приведены в таблице.

Возрастная группа, лет Время тренировки, мин. Количество занятий в неделю
3-5 35 2
5-8 45 3
10-12 90 4
13-16 120 6

В секции волейбола для мальчиков предусмотрены также силовые упражнения. Ребята старше 12 лет два раза в неделю занимаются на тренажерах.

Так как игра является командной, то успех зависит от согласованности действий игроков. Поэтому на тренировках дети учатся координировать свои действия, продумывать тактику нападения и защиты.

Соревнования

Крупнейшие соревнования — это Олимпийские игры. Им предшествуют:

  • чемпионат мира;
  • кубок мира;
  • Гран-при;
  • чемпионат Европы;
  • Евролига.

У детей и подростков соревнования сводятся к межкомандным первенствам. А они могут проходить на уровне района, города, региона, страны.

Среди видов волейбола, кроме классического стоит упомянуть следующие.

  1. Пляжный. Любимый вид досуга в летнее время. Правила игры практически соответствуют классическому волейболу. Игра проходит на открытом воздухе.
  2. Мини-волейбол для команд из 3 или 4 человек. Она включена в школьную программу практически всех стран Европы.
  3. Гигантский. Игра ведется огромным мячом. Участвует неограниченное количество человек. Площадкой может служить любое открытое пространство.
  4. Пионербол. Особенностью игры является то, что мяч разрешено брать в руки. В остальном правила соответствуют правилам классического волейбола.
  5. В воде. Игроки находятся по колено в воде. Площадкой служит небольшой бассейн.
  6. Сидячий. Создан для детей с ограниченными двигательными возможностями.
  7. Парковый. Это облегченная версия. В команде по четыре игрока. Возраст, пол и уровень физической подготовки во внимание не принимается. Мяч, зачастую, облегченный.
  8. Боссабол. Это смесь игры, аэробики и капоэйры. Площадкой является огромный надутый мат, разделенный сеткой. Игроки выполняют акробатические и гимнастические упражнения, отбивая и принимая мяч. Особенностью является и то, что действие идет под музыку.

И некоторые другие, вновь возникающие разновидности.

В чем польза и недостатки

Чем полезен волейбол? Такой вопрос обязательно встанет перед родителями, желающими отдать малыша в спортивную секцию.

Популярность его в первую очередь объясняется его общедоступностью. Играть можно в спортивном зале, на площадке, на пляже или просто на полянке в лесу. Спорт не делит людей по возрастным категориям или критериям спортивного совершенства. Средний рост волейболистов — это средний рост возрастной категории играющих.

Польза состоит в:

  • укреплении сердечно-сосудистой системы игроков;
  • совершенствовании мышечного корсета;
  • тренировке дыхательного аппарата;
  • закаливании организма;
  • улучшении подвижности суставов;
  • поддержании в тонусе мышц глаз.

Кроме того, игра тренирует ловкость, силу, точность и координацию движений.

Данный вид спорта вырабатывает у ребенка такие качества, как упорство, трудолюбие, настойчивость, помогает бороться с плохим настроением.

Игра в команде воспитывает ответственность перед товарищами.

Привычка, выработанная с детства, сделает повзрослевшего человека сторонником здорового образа жизни.

Из недостатков для данного вида спорта можно назвать:

  • возможность вывиха голеностопов;
  • травмы коленей при неправильном падении;
  • вероятность ушибов головы или пальцев мячом.

Однако, соблюдая указания тренера этих проблем легко избежать.

Трудности, которые могут возникнуть

Для ребенка, который не привык к общению со сверстниками, может стать проблемой игра в команде. И именно волейбол поможет социализации малыша, научит взаимодействию, поможет ощутить свою индивидуальность, и, в то же время, силу командной игры.

Страх поражения и боязнь мяча проходят после двух-трех тренировок и товарищеских игр.

Противопоказания

Перед тем, как начать занятия в секции, необходимо получить консультацию педиатра и заключения врачей — узких специалистов.

Основными противопоказаниями для занятий являются:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • проблемы с сосудами и сердцем;
  • нарушения работы желудочно-кишечного тракта.

Перенесенные инфекционные и вирусные заболевания являются поводом повременить с походом на тренировку. В послеоперационный либо восстановительный период после травм занятия категорически запрещены до получения разрешения доктора.

Как выбрать секцию

Школа волейбола для детей должна иметь заслуги в федерации спорта.

Прежде чем ребенок приступит к тренировкам, родители должны познакомиться с историей команды и личными достижениями тренера.

Немаловажным фактором является атмосфера внутри коллектива, взаимоотношения между ребятами.

Стоит обратить внимание на техническую оснащенность клуба, на регулярность его участия в соревнованиях и первенствах, успехи старших спортсменов.

Что понадобится для занятий

Тренируются спортсмены в обыкновенных тренировочных костюмах. В теплое время года — это спортивные шорты и майка, зимой — брюки и пайта. Желательно, чтобы одежда была из натуральных тканей.

Обувь должна быть удобной, с уплотненной подошвой, так как в ходе тренировки волейболист совершает много прыжков и пробежек. Некоторые игроки пользуются стельками-амортизаторами для предотвращения травм. Кроме того, для защиты суставов приобретаются налокотники и наколенники.

Для соревнований отшивается командная форма с логотипом клуба.

Мячи для волейбола выдаются в секции. Однако, желательно приобрести для ребенка свой мяч. Это позволит отрабатывать технику работы с мячом даже вне тренировок.

Игра в мяч через сетку — динамичная, в которую могут играть люди абсолютно любого возраста. Заряд бодрости, азарта и положительных эмоций обеспечены.

Особенности методики занятий по волейболу с детьми (собственный опыт)

Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми

(собственный опыт)

К обучению в игре в волейбол следует приступать с 10-11-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте достигает относительно высокого развития, кисти рук приобретают необходимую для волейбола прочность и упругость. У девочек этот период совпадает с началом полового созревания. Их организм претерпевает морфологические и функциональные изменения, увеличивается размер таза и происходит значительная прибавка веса. Для мальчиков этого возраста характерно увеличение силы мышц конечностей (абсолютной и относительной). Наблюдается и увеличение силы сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, уменьшается частота пульса).

Детский организм обладает способностью быстро настраиваются на предстоящую работу, что связано с большой подвижностью нервных процессов. Изменяется психика детей, появляется «чувство взрослости», стремление приобщится к жизни взрослых, перенимать их манеры, подражать им в движениях. Поэтому в работе с детьми особенно важен точный показ упражнения, который бы явился достойным примером для подражания.

В возрасте 11-12 лет усиленно развиваются внимание, память, воля, быстрота мышления. Возрастает способность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализу своих действий. Дети, сосредотачивая внимание, способны выполнять сложные движения и улучшать их качество. Следует, однако, понимать, что в этом возрасте детскому организму свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности, поэтому при обучении необходимо как можно больше разнообразить упражнения.

Для волейболиста характерна умение взаимодействовать с движущимся предметом (мячом). Здесь особое значение приобретает зрительный анализатор. К 11-12 годам у детей происходит становление центрального и периферического зрения. Правильная оценка удалённости мяча и скорости его приближения облегчает общую координацию в выполнении игровых приемов. В дальнейшем при занятии волейболом эти качества все более совершенствуются.

Деятельность волейболиста характеризуется также сменной игровых ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной интенсивностью, что дает возможность детям успешно овладевать игровыми приемами. Но это не значит, что начало занятий волейболом в более позднем возрасте (старше 12 лет) не дает желаемых результатов. Практика знает немало примеров, когда высококлассные волейболисты начинали серьёзно заниматься волейболом в значительно позднем возрасте. Дело в том, что 11-12-летние дети еще не могут полностью проявить свои способности, определить спортивное призвание. В то же время повышенный интерес к волейболу в юношеском возрасте, чаще всего объясняется несомненными способностями именно к этому виду спорта. Правильная постановка учебного процесса может компенсировать упущенное ранее время.

Следует отметить, что многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии школьников и способствует повышению их двигательной активности на протяжении всего периода обучения в школе.

Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках и метаниях, поэтому при правильном обучении учащиеся усваивают их сравнительно легко.

Несмотря на большую эмоциональность, способствующую выполнению большого объема физических нагрузок, на занятиях по волейболу не переступаются границы оптимальных условий и исключается переутомление в силу того, что волейбол по своей специфике является упражнением самодозирующимся. Подтверждением сказанному может служить такой пример: высококвалифицированный спортсмен-волейболист за одну игру теряет в весе до 1,5 кг (с одновременными значительными затратами нервной энергии), а начинающий волейболист, овладевший лишь простейшими способами выполнения игровых приемов, может принимать участие в игре продолжительное время, не теряя в весе. Свойства самодозировки делает волейбол с одной стороны, доступным для людей любого возраста, а с другой, может служить средством для достижения высокого уровня физической подготовленности.

При работе с детьми следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития, что на занятиях допустимы значительные нагрузки. Однако следует помнить, что эти нагрузки должны быть не продолжительными и обязательно чередоваться с активным отдыхом. Для этого при обучении возможно чаще применяют подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы (или близкие к ним), учебные игры по упрощенным правилам и с уменьшенным количеством участников, соревнования в выполнении отдельных игровых приемов.

Дети лучше воспринимают игровые приемы и овладевают ими в учебных играх с ограничением фиксации технических ошибок. Бытующее мнение о том, что «не чистая игра» быстро закрепляется и затем трудно поддается исправлению, нельзя считать серьезным. С возрастом и овладением игровыми приемами у детей легче исправить техническую ошибку, чем психическую травму, полученную в результате постоянного фиксирования ошибок, внушений или свистков, которые снижают интерес детей к волейболу.

В процессе обучения игровым приемам рекомендуется сосредотачивать внимание на овладении основами техники (исходные положения, прыжки, передачи), на точной координации движений и лишь после этого переходить к совершенствованию техники на фоне повышенных нагрузок.

Для повышения плотности занятий и эффективного освоения техническими приемами на занятиях с детьми рекомендуется индивидуальная работа с мячом, упражнения в парах, тройках. Разучивание игрового процесса начинают с имитации, после чего с целью закрепления техники рекомендуется многократное повторение упражнения или задания. По мере овладения простейшими игровыми приемами (для закрепления) их включают в учебные игры, одновременно сообщая сведения о расстановки игроков на площадке, об элементах тактики и правил игры.

Многолетняя практика дает основания отнестись с некоторым сомнениями к целесообразности применения групповых упражнений с несколькими мячами в сочетании с перемещениями. Гораздо больший эффект в обучении в совершенствовании передач дают упражнения с одним мячом в парах, так как специфика волейбола требует сосредоточения внимания на мяче, а не рассеивание его. В случаях, когда занимающийся вынужден в равной мере обращать внимание на несколько объектов, в значительной мере затрудняет овладение правильными основами техники игрового приема. Более того, желание выполнить упражнения приводит к неуместной торопливости и ошибкам в технике.

Целесообразно на занятиях с детьми использовать вспомогательные снаряды (держатели мяча, лапы для блокирования, катапульты и т.д.). Большой эффект дают упражнения с использованием стенки зала.

Наибольший эффект в обучении дают упражнения в парах, где партнеры поочередно меняют функции (основные и вспомогательные), где можно упражняться в передачах, нападающих ударах и защитных действиях или в их сочетаниях.

Определенную трудность для игроков предоставляет решение смысловой задачи, где необходимо осуществлять контроль за последовательностью выполнения движений, посылать мяч по заданию и самостоятельно ориентироваться.

В этих условиях формирование прочного двигательного навыка затрудняется, помимо всего, ещё и постоянной изменчивостью предпосылок к выполнению технического приема: вариативностью траектории направления и скорости полета принимаемого мяча, несвоевременной реакцией спортсмена на летящий мяч и выход к нему.

Приступая к реализации обучающих программ, тренеру необходимо уделять серьёзное внимание развитию физических качеств и навыков, направленных на овладение волейболистами техникой игровых приемов.

Непосредственная помощь тренера на начальном этапе заключается в корректировке исходных положений, в исправлении ошибок и стойке, перемещениях, при взаимодействии с мячом. Тренер часто выступает как партнёр для обучающегося.

На этом этапе подготовки тренеру следует учитывать индивидуальные исполнительские способности занимающихся. При незначительном отклонении занимающегося от общепринятой манеры исполнения упражнения тренер должен уметь отличать ошибку от индивидуального способа выполнения.

Необходимость многократного выполнения приёма, доведения их до автоматизма требует от волейболиста проявления выносливости, т.е. умения противостоять утомлению. В связи с этим, важное значение имеет воспитание волевых качеств, умение заставлять себя продолжать работу с заданной интенсивностью, несмотря на трудности.

Игра в волейбол требует максимального проявления физических возможностей, волевых усилий, умения пользоваться приобретёнными навыками.

Обучение технике игры в волейбол в школе



Физическая культура является одним из обязательных учебных предметов образовательной программы в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников, который направлен на формирование у них многочисленных двигательных умений и навыков.

Волейбол занимает важное место в физическом воспитании школьников. Волейбол является распространенной игрой из-за простоты оборудования и несложностью правил. Игра в волейбол — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Систематические занятия волейболом вызывают положительные изменения в опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. В процессе занятием волейболом проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициатива.

Описание правил игры вволейбол

Правила игры в волейбол очень просты, игровая площадка делится на две части волейбольной сеткой, для двух команд. Для каждой команды необходимо иметь по шесть участников, которые находятся каждый в своей игровой зоне. Борьба команд заключается в отбивании мяча через сетку, так чтобы команда соперников не могла возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Задача участников — в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника или заставить соперника совершать ошибки. Цель игры для каждой команды — предотвратить приземление мяча на своей площадке и добиваться его приземления на стороне соперника.

Игровая площадка в волейболе ограничена линиями по контуру, за которую при попадании мяча на стороне соперника при подаче очко засчитывается сопернику. Мяч разрешается отбивать руками или любой частью тела. Нарушение этого правила штрафуется очком. Каждая команда имеет право на три касания мяча, но защищающаяся команда имеет право на четыре касания мяча если одно из них пришлось на блокирующего (игрок, который преграждает руками путь мячу).

Соревнования состоят из трех партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока команда не наберет 25 очков, затем происходит смена зон между командами. Подача производится из-за линии, параллельной волейбольной сетке, с любой ее точки, не переступая эту линию. Игра начинается с подачи через сетку. Прежде чем ударить по мячу, нужно его подбросить. Удар «с руки» считается ошибкой. Касание сетки при подаче не считается ошибкой. Если участник команды ввел подачей мяч в игру, и команда выиграла очко, то следующую подачу выполняет тот же игрок. В случае проигрыша очка подача переходит на другую сторону. После каждой отыгранной подачи игроки делают переход из одной зоны в другую по часовой стрелке.

Правилами игры не разрешается: касаться сетки любой частью тела; переступать среднюю, где расположена волейбольная сетка, линию во время игры; переступать лицевую линию при подаче; задерживать мяч при передачах или ударах; делать двойные удары; производить больше трех ударов на одной стороне; нельзя блокировать пасующего.

Преодоление «боязни мяча»

По моему личному опыту, при начальном обучении школьников, игре в волейбол, наблюдается одна из распространённых проблем, это — «боязнь мяча» при отбивании. Некоторые дети во время выполнения упражнений или в игре, отворачиваются от летящего мяча, даже если он просто подскакивает вверх, они втягивают голову в плечи, нагибаются, и в итоге он им падает куда-то на спину, плечо или голову, в худших случаях попадает по лицу. Во время ударов тоже сжимаются, закрывают лицо, уворачиваются от мяча. В общем определении страх — это отрицательная эмоция, вызванная ожидаемой болью, опасностью или злом, реальным или воображаемым. В волейболе страх, как правило, связан с возможностью ошибиться, показаться «неумехой» перед сверстниками или проиграть. Страх также определяют, как неуверенность в себе, сомнения, переживания, негативные мысли или ощущения. Страх в волейболе редко приносит пользу. В большинстве случаев он приводит к таким последствиям, как потеря концентрации, уверенности, мышечного напряжения, потеря ритма, чувства контроля, нерешительность, ожидание ошибки. При обучении школьников игре волейбол, самая большая опасность — это собственно страх!

Как же его помочь преодолеть? Прежде чем научиться не бояться отбивать мяч, нужно уметь его ловить. Первое упражнение, для отработки умения ловить мяч, это подбросить мяч невысоко над собой и поймать обеими руками в стойке «волейболиста». После того как обучающимся будет легко выполнять это упражнение, можно его усложнить, подбрасывая мяч вверх как можно выше над собой и так же поймать обеими руками в стойке волейболиста, ноги на ширине плеч, напряжены и немного согнуты в коленях. Второе упражнение состоит в том, чтобы научиться ловить мяч после отскока от стены. Обучающиеся встают перед стеной в стойке волейболиста и кидают мяч в стену невысоко над головой, после отскока об стену, ловят мяч обеими руками. После того как обучающимся будет легко выполнять второе упражнение, можно увеличить расстояние от стены и выполнять бросок мяча выше, после отскока от стены, мяч ловить обеими руками в стойке волейболиста. Третье задание заключается в перекидывании мяча в паре друг другу, поочередно перекидывать друг другу мяч, ловить двумя руками. Для усложнения третьего упражнения в паре, выполнить его с применение бега в паре, аналогично перекидывая мяч в движении. Эти три не сложных в выполнении упражнения не только помогут научиться ловить мяч, не бояться его, но и ориентироваться траектории полета мяча.

Чтобы закрепить все приобретенные в процессе обучения ловле мяча навыки, можно организовать не сложную игру в пионербол, которая предшествует игре волейбол. Основные правила игры в пионербол, такие же как в волейболе, только подача мяча осуществляется броском одной руки, а прием мяча не отбиванием, а ловлей обеими руками. Это поможет обучающимся научиться играть в команде, соблюдать правила и ориентироваться на площадке относительно траектории полета мяча.

Обучение техники игры вволейбол

Техника игры в волейбол включает в себя несколько приемов: стойки, перемещения, верхняя подача мяча, нижняя подача мяча, передачи мяча, блок мяча перед сеткой.

Основная стойка волейболиста — это стойка, при которой ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью. В волейболе на начальном этапе обучения школьников, необходимо многократное повторение стойки в недвижимом положении.

После усвоения этого приёма, можно переходить для закрепления стойки в активном положении. Для этого обучающимся необходимо выполнять групповые перемещения в стойке волейболиста приставными шагами, боком, лицом и спиной вперёд. Выполнять упражнения поочередно, чтобы закрепить стойку волейболиста.

Стойка волейболиста настолько элементарное и легко выполнимое упражнение, что недооценивается многими новичками. Однако не доведённое выполнение её до автоматизма не позволяет обучающемуся полностью продемонстрировать свой игровой потенциал.

При выполнении приемов обучающимся приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях в сочетании с остановками и исходными положениями (стойками). При изучении перемещений шагом и бегом применять подготовительные упражнения не нужно. Достаточно показать и многократно повторить сами перемещения с необходимыми уточнениями в технике их выполнения.

Когда две команды волейбола собраны, и участники заняли свои игровые позиции, первое, с чего начинается игра, — это, конечно же, со свистка и подачи мяча. Подачи мяча бывают двух видов, верхняя и нижняя, для школьников, которые только начинают свое обучение, лучше всего осваивать нижнюю подачу через сетку. Она не требует, такой сильной сноровки и силы удара как верхняя. Положение при нижней подаче, поставить ноги на ширине плеч, выдвинуть ногу вперед, у левшей это правая нога, у правшей левая нога, ноги в коленях немного согнуты. При выполнении нижней подаче требуется сжать кисть в кулак, большой палец отвести в сторону. Если он располагается сверху кулака, то траектория мяча окажется непредсказуемой, и он улетит за линию игрового поля. Рекомендуется образовать ровную плоскость кулака, поскольку удар приходится именно на эту часть. При выполнении подачи рука должна двигаться параллельно полу и обязательным условием является соблюдение прямой линии, начиная с момента замаха и заканчивая маховым движением в сторону площадки. Маховые движения рукой необходимо производить плавно. Когда рука доходит до уровня, остановить движение руки, иначе мяч попадет в потолок.

Верхняя подача мяча, требует гораздо больше сноровки и усилий, сила удара значительно выше, чем при нижней подаче мяча, поэтому она подходит, для уже более опытных школьников, которые освоили нижнюю подачу. Положение ног при верхней подаче, такое же, как и при нижней, на ширине плеч. Спина ровная, плечи распрямлены, правая рука поднята вверх за спину и согнута под углом 45 градусов. При верхней подаче левой рукой мяч подбрасывается вверх, для удара правой рукой. Высота подбрасывания мяча у каждого своя, при обучении школьников, чтобы определить удобную высоту для подачи, нужно несколько раз подбросить мяч вверх. Важно, чтобы мяч был подброшен ровно вверх и чуть вперед. Он не должен крутиться вокруг своей оси. Иначе по нему сложно будет попасть, а после попадания он может перекрутиться и улететь вовсе не туда, куда планировалось. Размахнуться, легкое движение бьющей рукой назад, выгнуть корпус, не оттопыриваем кисть. Ударное движение делается на выпрямленных ногах, удар должен прийтись в центр мяча центром ладони. Пальцы растопырены для наибольшей площади охвата. Кисть в момент удара жестко закреплена в запястье. Удар должен быть хлестким и выпрямленной рукой. Для лучшей тренировки школьников верхней подаче, следует начать обучение не далеко от сетки, чтобы отработать технику приема, постепенно отходя дальше от сетки, пока подачи не начнут получаться за лицевой линией, как положено по правилам.

Следующие приемы, применяемые при игре в волейбол это прием мяча. Техники приемы мяча осуществляются с разных позиции и делятся на: нижний прием мяча, верхний прием мяча.

Нижний прием подачи мяча осуществляется с позиции стойки волейболиста. Ноги параллельно друг другу и согнуты в коленях. Следует следить, чтобы у обучающихся вес тела был чуть смещен на носки, это нужно чтобы быть готовым сделать шаг вперед. Руки параллельно полу и перпендикулярно корпусу. Держать зрительный контакт с мячом, следя за рукой подающего: куда она направлена при подаче, туда и полетит мяч. Как только подающий игрок подбрасывает мяч, принимающий игрок начинает короткие перемещения, чтобы увеличить стартовую скорость.

Рассмотрим подробнее касания рук мяча при приеме нижней подачи мяча. Кулак одной руки обхватывается пальцами другой руки, большие пальцы вплотную друг к другу, но не накладываются друг на друга. Предплечья должны располагаться в одной плоскости. Во время касания мяча, движения ног должны быть завершенные.

Нижний прием мяча, очень сложный для начинающих при обучении игре в волейбол, потому что скорость и сила подачи мяча может быть значительно больше, чем обычном верхнем пасе. Поэтому для тренировки нижнего приема, обучающихся ставят в пары и поочередно друг другу совершают пасы с отработкой нижнего приема.

Верхний прием мяча отличается от нижнего приема тем, что руки вытянуты вверх над головой, локти разведены наружу. Кисти напряжено и жестко зафиксированы. Указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник — ими и осуществляется прием. Прием мяча верхний происходит над головой, таким образом, чтобы мяч оказался прямо над лбом. При верхнем приеме в основном задействованы три пальца на каждой руке — большой, указательный и средний. Мягко принимаем мяч на пальцы кистей рук и разгибаем руки в локтях, в не большом прыжке пасуем мяч отталкивая его, получается игрок создает эффект пружины при сгибая руки в локтях и ноги в коленях, и в небольшом прыжке пасую мяч соперникам. В верхнем приеме мяч должен касаться именно пальцев рук, а не ладоней, касаясь их мягко и беззвучно. Для тренировки этого приема обучающиеся, каждый самостоятельно подкидывает мяч над головой, чтобы почувствовать прием мяча пальцами рук, набивая его над лбом.

Передача мяча или по-другому пас мяча, является аналогичным верхнему приему мяча над головой. Передача осуществляется сопернику через волейбольную сетку не касаясь ее, или игроку своей команды для розыгрыша направляющего удара на поле команды соперников.

Нападающий удар мяча в волейболе, это точный удар по мячу через сетку на поле соперника, между собой игроки команд называют этот удар «срезать мячом». Для начинающих обучение игре волейбол — это сложный прием, выполнение которого лучше учиться после того, как остальные приемы уже усвоены и отработаны.

После обучения и тренировки всех приемов, можно проводить первую командую игру, соблюдая все правила, отслеживая за каждым игроком правильность выполнения приемов. При обучении к каждому ученику нужен индивидуальный подход, ребенок может не проявлять интереса к игре, показывая свое нежелание к обучению. Но на самом деле за этим поведением может скрываться, что у ученика не получается выполнять те или иные приемы игры. Поэтому так важно проработать технику приемов игры с каждым, показывая правильность выполнения на своём примере.

Командные игры сплачивают между собой игроков одной команды, не только на игровом поле, но и в дальнейших отношениях между сверстниками. Некоторым школьникам победа в игре над командой соперника дает вкус лидерства, поэтому при повторных проведениях командного волейбола нужно менять между собой игроков в команде. Выделяя сильных игроков, ставить их с игроками по слабее.

Спорт и, в частности, игра в волейбол развивает не только физические способности детей, но и такие качества как смелость, упорство, настойчивость и быстро реагировать на изменение ситуации.

Литература:

  1. Ю. Д. Железняк, Ю. В. Клещев, О. С. Чехов. Подготовка юных волейболистов. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 294 с.
  2. Ю. Д. Железняк, С. Л. Слупский. Волейбол в школе. — М.: Просвещение, 1989. — 128 с.
  3. А. В. Беляев, Ю. Д. Железняк, Ю. Н. Клещев, В. В. Костюков, В. Г. Кувшинников, А. В. Родионов, М. В. Савин, О. П. Топышев. Волейбол в школе. — М.: Физкультура, образование и наука, 2000. — 357 с.
  4. Е. В. Фомин. Волейбол. Начальное обучение. — М.: Спорт, 2015. — 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, волейбол, рука, игра, стойка волейболиста, прием мяча, нижняя подача, команда, друг, ширина плеч.

👆 Как научиться играть в волейбол, правила успешного обучения волейболу

Волейбол – лёгкий, зрелищный и очень красивый вид спорта. При большом желании, научиться играть в него не составит труда. Существует ряд советов и правил, которые помогут вам в этом интересном деле.

Интересные факты

Для тех, кто никогда не интересовался волейболом, игра может показаться малоподвижной. На самом деле это не так. При небольшом количестве пробегаемых за игру метров (от 25 до 100 м, в зависимости от сложности) динамичность обеспечивается выполнением быстрых и резких смен положений и перемещений. Время соприкосновения руки и мяча при нападающем ударе составляет от 0.012 до 0.02 с, после чего мяч летит со скоростью 100–130 км/ч.

Основные направления тренировки

Для того чтобы достичь такого уровня, в тренировку игрока входит несколько основных направлений:

  1. Развитие физической подготовки:
  • работа над увеличением выносливости, скорости, скоростно-силовых качеств;
  • работа над развитием специальной выносливости, способность к быстрой смене игровых положений, таких как: прыжки, набегания, падения с последующим быстрым подъёмом, перемещения назад и в стороны в стойке.
  1. Игровые приёмы с мячом.

Их можно выполнять:

  • индивидуально над собой;
  • самостоятельно у стены;
  • с партнёром.
  1. Наличие игровой практики.

Читайте также

Ваша цель – научиться играть. Поэтому достаточное количество времени уделяйте этому виду деятельности.

Что необходимо для реализации цели

  1. Большое желание и решимость. Без этого пункта все остальные будут бесполезны.
  2. Наличие надёжной компании, которая впоследствии превратится в дружную команду.
  3. Спортивная форма, мяч и обязательно – наколенники.
  4. Ровная площадка, можно нестандартных размеров: 9x18, но не меньше, чем 6x15. Для более подготовленных спортсменов – только стандартная.
  5. Важно: желательно, чтобы тренировка проходила под руководством специалиста или хотя бы хорошо играющего человека. Если научитесь выполнять приёмы неправильно, переучиваться будет сложнее.
  6. Использование фото и видеосъёмки для контроля над выполнением приёмов. Если вы будете иметь видеоматериал, вам будет проще увидеть, понять свои ошибки, и откорректировать их.
  7. Важно: каждая тренировка должна начинаться с хорошей согревающей разминки. В неё обязательно включите специальные упражнения для укрепления и согревания пальцев.
  8. Не спешите вливаться в игру хорошо подготовленных команд. Это может привести к серьёзной травме, так как вы не готовы к отражению сильных ударов.

Простые упражнения, с которых следует начинать

  1. Разучите стойки игрока. Если вам некому их показать, посмотрите ролики в интернете. Выполняйте стойки в сочетании с перемещением вперёд, назад, в стороны. Сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Главное – скорость и точность набегания к мячу.
  2. Научитесь выполнять имитацию основных игровых приёмов: передача над собой двумя руками, приём и передача снизу двумя руками, нападающий удар попеременно левой и правой рукой. Закрепите изученное с мячом, выполняя всё индивидуально, над собой.
  3. Продолжайте закреплять материал у стены. Выполните приёмы в паре с партнёром. Пробуйте сделать все, что разучили, через сетку.
  4. Один из важнейших моментов в волейболе - как правильно падать. Для этого изучите информацию в специальных пособиях, а лучше, обратитесь к профессионалу. Ошибка может закончиться травмой.
  5. Включайтесь в игру, стараясь выполнять правильно игровые приёмы, а особенно перемещения к мячу. Если игрок малоподвижный, пользы от него мало.

Полезный совет

Если хотите научиться играть в волейбол на хорошем уровне, изучите расписание работы секций в вашем городе. Почти везде есть группы для разных возрастов и уровня подготовленности. Занятия под присмотром тренера значительно сократят скорость достижения вашей цели и избавят от неприятных травм и переучиваний.

техника игры, правила безопасности, польза и вред

Официальная дата рождения этого вида спорта – 1895 год, когда преподаватель физической культуры колледжа Ассоциации молодых христиан (США, штат Массачусетс) Уильям Дж. Морган предложил своим воспитанникам перебрасывать через теннисную сетку, подвешенную на высоте 197 сантиметров, камеру от баскетбольного мяча. Конечно, такой снаряд был не очень удобен, а баскетбольный мяч – слишком тяжел. Поэтому через некоторое время создали специальный легкий мяч для игры в «минтонет», как в то время назывался волейбол.

Стоит отметить, что правила изначально сильно отличались от современных. Количество игроков на площадке могло составлять 8-10, число касаний не регламентировалось, поэтому игра могла затянуться надолго. Только в 1915-1925 годах правила начали корректировать и изменять.

Сегодня, помимо классического, популярны пляжный волейбол, пионербол и др.

Техника и основные правила игры в волейбол

Как в любой спортивной игре, здесь есть свои правила, которые регламентируют размеры площадки и мяча, высоту сетки, технику игры.

Площадка для игры в волейбол должна быть прямоугольной формы, 18 на 9 м, посередине делится сеткой на две равные части. Установлена она должна быть таким образом, чтобы её верхний край находился на высоте 2,43 метра, если играют мужчины, и на уровне 2,24 метра для игры женских команд.

Масса волейбольного мяча – 260-280 г, окружность – 65-67 см.

Во время игры на площадке должно находиться по 6 человек от каждой команды. Всего в команде может быть до 14 игроков.

Основная цель – добить мяч до пола в рамках строго очерченной площадки соперника.

Согласно жребию происходит ввод мяча в игру. После того, как мяч успешно введен и разыгран, право подачи переходит к той команде, которая заработала очко.

Игровая площадка одной команды условно делится на шесть зон. После того, как команда получает право подачи мяча, игроки переходят по часовой стрелке в рамках этих зон.

Подачу производят из-за задней линии, ограничивающей игровую площадку, и засчитывают, если мяч перелетел через сетку в зону противника. Если при этом он упал на пол, команде присуждается очко и тот же игрок совершает следующую подачу. Допустимо касание сетки мячом при подаче.

Если мяч попал в зону аута (вышел за границы игрового поля) или коснулся антенны (стекловолоконного стержня высотой 1,8 метра, ограничивающего по обеим сторонам сетки плоскость перехода), очко защитывается команде-противнику с переходом права подачи к ней.

При отражении атаки игроки каждой из команд могут совершить суммарно не более трех касаний мяча. Каждый игрок может коснуться мяча только один раз и либо отправить мяч за сетку, либо сделать пас. Иначе очко засчитывается сопернику.

По времени игра не ограничивается. Она закончится, когда одна из команд выиграет три партии. Первые четыре партии длятся, пока команда не наберет 25 очков. При этом преимущество победителя должно составлять не менее 2 очков. При равенстве баллов или отставании в одно очко (когда одна из команд достигла рубежа в 25 очков) партия продолжается до тех пор, пока отрыв не будет составлять 2 очка. После окончания каждой партии игроки меняются полями.

Если дело дошло до пятой партии, она длится до 15 очков. Когда одна из команд наберет 8 очков, происходит смена игровых полей.

В каждой из партий тренер может взять два 30-секундных тайм-аута. Плюс в первых четырех партиях назначаются дополнительно так называемые «технические тайм-ауты» длительностью 60 секунд (когда одна из команд набирает 8 и 16 очков).

Замены в волейболе производит тренер – максимум 6 в одной партии. Причем замененного игрока может сменить только тот, кого менял он. В случае, если все шесть замен в партии уже совершены, а кто-то из игроков получил травму, может быть назначена «исключительная замена».

Плюсы и минусы игры

Поскольку волейбол – командная игра, это прекрасный вид спорта для детей. При соблюдении техники безопасности (волейбол относится к травмоопасным видам спорта) у его приверженцев улучшаются как физические данные, так и социальная адаптация.

Плюсы занятий волейболом

Из-за разнообразия игровых ситуаций у игроков развиваются гибкость, скорость, координация, ловкость, умение правильно падать – а это может помочь в бытовых ситуациях (например, во время гололеда).

Повышенные физические нагрузки увеличивают выносливость, при этом улучшается кровообращение, укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная системы.

Волейбол – прекрасный вид спорта для укрепления мышц глаз, так как приходится контролировать ситуацию на достаточно большой площадке.

Сжигание калорий также можно отнести к достоинствам занятий волейболом. Все волейболисты стройные, подтянутые, и стали они такими, занимаясь интересной игрой, а не в результате тяжелых тренировок или благодаря мучительным диетам. Кроме того, волейбол способствует повышению устойчивости к нагрузкам верхних конечностей, связок и суставов.

Необходимость быстрого принятия решений, разработки тактики стимулирует умственное развитие при занятиях волейболом.

Кроме того, игра дарит заряд бодрости, энергии и сил – отличное средство для борьбы с депрессией и плохим настроением.

Если ребенок испытывает трудности в общении – волейбол поможет в решении этой проблемы. В команде он научится находить общий язык со сверстниками. Этот вид спорта способствует развитию чувства долга, ответственности перед товарищами, дисциплинированности, настойчивости, учит доверять людям и работать в команде.

Противопоказания для игры

Волейбол – игра для людей любого пола и возраста. Но есть и противопоказания:

  • серьезные хронические заболевания (астма),
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом (плоскостопие, нестабильность шейных позвонков),
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (язва, гастрит),
  • недуги сердечно-сосудистой системы.

Решив заняться волейболом или отправить ребенка в спортивную секцию, проконсультируйтесь с врачом, чтобы минимизировать риски негативных последствий.

Стоит ли отдавать ребёнка в волейбольную секцию и в каком возрасте лучше всего это делать?

Детей младше 8 лет в волейбольную секцию вести не стоит, а вот позже можно, хоть в 13, хоть в 15 лет. До этого было бы неплохо укрепить организм ребенка и физически его подготовить, скажем, плаваньем.

Поскольку волейбол относится к бесконтактным видам спорта, он гораздо менее травматичен, чем футбол, например, что важно для девочек.

Исходные данные не играют решающей роли. Не все игроки в волейбольной команде должны быть высокими, нужны также юркие и быстрые.

Заранее предугадать способность ребенка к занятиям конкретным видом спорта вы не сможете, поэтому стоит пробовать и наблюдать, насколько вашему чаду это нравится. Ведь интерес и желание – главные критерии.

Спортивная экипировка для занятий волейболом

Классическая одежда для занятий волейболом – майка и шорты. При выборе майки предпочтение отдайте не облегающим, а слегка свободным футболкам, не стесняющим движения. Материал может быть как натуральным (хлопок), так и синтетическим. Высокотехнологичные синтетические материалы, разработанные специально для спортсменов, прекрасно впитывают влагу, а антибактериальное покрытие предотвращает размножение микроорганизмов.

Наиболее удобными для игры в волейбол являются шорты из спандекса (синтетической нити на основе полиуретанового каучука).

Если вы твердо решили заняться волейболом и это не сиюминутное желание, а длительная страсть, приобретите специальные волейбольные кроссовки. Они отличаются наличием толстой подошвы, наполненной внутри амортизирующим материалом, широкой колодкой, мягкой съемной стелькой.

В холодное время надевайте спортивный костюм. Он поможет сохранить тепло и ускорит разогрев мышц.

Поскольку волейбол – спорт травмоопасный, связанный с падениями, не лишним будет подумать о наколенниках.

Гольфы также являются частью формы волейболиста, но в любительском спорте ими часто пренебрегают.

Поскольку основной удар мяча при подаче приходится на запястье, можно защитить его с помощью напульсника.

Ну, и бутылочка воды тоже лишней не будет.

Как избежать травм, играя в волейбол?

В волейболе сильно страдают кисти рук (запястье, пястная часть и пальцы), поскольку на них приходится значительная нагрузка. Также распространены травмы лодыжек, коленей и плеч. Нередки бурситы – воспаления синовиальных сумок, при которых в суставных полостях происходит чрезмерное образование и накопление жидкости.

Чтобы минимизировать риск травматизации, обязательно перед тренировкой выполняйте разминку, это поможет разогреть и растянуть мышцы. Для начала подойдет легкая пробежка в течение 5 минут, затем приседания, упражнения на пресс и растяжка. Тщательно прорабатывайте мышцы коленного сустава, голеностопа, кистей, шеи. И только после этого разрешается приступать к упражнениям с мячом.

Волейбол – универсальный вид спорта, заниматься можно и в спортзале, и на пляже, и мальчикам, и девочкам. Хотите добавить движения, активности в свою жизнь – вперед, дерзайте!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

как научится играть в волейбол?

Со стенкой надо больше тренироваться. Лучше с партнером конечно, но раз за четыре года успехов нет, значит на тренировках не слишком практикуется парная игра. Верхний прием мяча обычно трудностей не вызывает. Его со стенкой быстро наработаешь. Труднее мяч снизу принимать. Для начала можно даже без стенки дома попробовать слегка понабивать мячик руками снизу. Отскок мяча делать на 30-40 см. Даже начинающий за 10 минут добьется заметных успехов. Вначале мяч отскакивает куда попало, а через 10 минут он уже начинает относительно продолжительное время скакать на руках. Так вырабатывается правильная подстановка (в нужном месте) рук под мяч. После этого можно и об стену более сильными ударами отрабатывать технику. Наиболее стенка хороша для отработки верхней подачи. Мяч верхним ударом посылается в пол перед стеной, отскакивает в стену и от нее прилетает на исходную позицию для очередного удара. Все удары по силе в начале надо делать не как в игре, а как позволяет твоя техника, чтобы мяч можно было правильно отбить. Только после этого можно постепенно наращивать силу удара. Чем хороша тренировка по описанному выше методу: - не зависишь от партнеров, не надо ждать, когда тебе соизволят мяч послать; - максимальная интенсивность тренировочного процесса, ты работаешь, а не ждешь мяча или бегаешь за ним; - сразу проводится работа над ошибками пока эти ошибки не забылись; - ты никому не мешаешь, никого не раздражаешь своей плохой игрой, поэтому можешь делать, что хочешь (полезное разумеется для тренировочного процесса) .

Просто продолжай ходить если тебе это нравится. Умение приложится.

попробуй себе представить что ты на соревнованиях что на тебя все надажда слейся с мячиком

А тебе самому то нравиться волейбол?, если нет, то зачем играть и ходить на секции!? А если нравиться-значит научишься!) Говорю-хотя сома не умею...!; )))


Смотрите также