Как научить ребенка играть с другими детьми 4 года


как научить играть с другими детьми? - запись пользователя Виктория (Viktoriana89) в сообществе Психология детей от 3 до 6-ти лет в категории На детской площадке, на прогулке

Нам 4.5 года и мы жутко стеснительные. В гкп ходили год с 1.7 года. С 2.7 в ясли год отходили, с 3.7 в сад в разновозрастную группу. Конечно с каждым годом все больше начинает общаться с детками. Но если раньше ей одной нормально игралось, то сейчас она говорит что хочет с кем-то подружиться. Но к одной группе девочек подходит -там самая "главная" (правда трехлетка-вредная)-говорит мол не будешь играть ты не в платье и т.д. К другой девочке по словам дочки она подошла-но та сказала что хочет одна играть, а с другими девочками дочка не хочет играть (скорее всего дочка не не хочет играть, а просто боится подойти).

под катом продолжение

С сентября в нашу группу будет ходить дочка моей подруги. Моя дочка с ней знакома, мы часто гуляем вместе (но опять же дочка с ней не играет, хотя хочет). Ну например мы выходим на улицу, дочка говорит-давай позвоним Лизе, буду с ней играть. Ок-звоним, встречаемся и ступор. Мы с подругой пытались и не трогать их-чтобы сами начали играть-нет-Лиза предлагает игру-моя уходит на горку. Даже ничего не отвечает. Пытались организовать им игру и играть вчетвером, и я с девочками втроем пыталась играть-тоже нет. У дочки как ступор и все-молчание.

По развитию не отстает-читает, пишет слова-не знаю как у нее это получается-мы не учили. В саду даже с воспитательницей которую год знает и нянечку 2 года знает-ступор. (воспитательница и нянечка просто супер, лучше и не найти). Стесняется к ним подойти попроситься в туалет "т.к. они заняты-моют посуду и убираются" а сама не идет в туалет "т.к. боится что уйдут на какие-нибудь занятия без нее". Как следствие писается-не каждый день, но частенько. Уже воспитательница с ней говорила-что спрашивать разрешение не надо, пусть сама идет и без нее никуда не уйдут и т.д. Но все бестолку. У психолога были-отклонений никаких не выявила. Может есть какие-нибудь книги по преодолению страхов и по раскрепощению ребенка? Любые советы. Может у кого похожая ситуация была?

играть с детьми

Как научить 3-летнего ребёнка безконфликтно играть с другими детьми (статья)

Отрывок из статьи, автор — Алмазова Дина Георгиевна (монтессори-педагог, психолог, руководитель студии дошкольного воспитания «Вырастайка»).

Нашу студию посещают дети от 3 до 6 лет, я расскажу о нашем опыте.

С самого раннего детства детей надо учить строить культуру коммуникации, строить фразы, помогать себе.

Мы проводим, так называемые, уроки вежливости, представляющие из себя проигрывание жизненных ситуаций, показ способов решения возникших проблем.

Как правильно отказывать

В случае, если ребёнок не хочет давать другому ребенку игрушку, мы учим правильно отказать, выстраиваем примерную фразу, объясняющую намерения отказывающего. Например: «Извини, я не могу дать тебе (игрушку), мне он (она) самому нужна». Или «Извини, я поиграю немного и потом дам (игрушку) тебе». Или «Извини, я дам тебе ее через… (минуту, 5 минут, час, завтра)».

Другого ребёнка (которому отказали в просьбе) поддерживаем ( в присутствии отказавшего ребёнка): «Жаль, что он не поделился с тобой. Я надеюсь, что в следующий раз он это сделает, мы подождем». Можно поблагодарить ребенка за то, что он не продолжает конфликт.

Я считаю, что неправильно требовать уступить игрушку, как делают многие родители: «Отдай сейчас же!», «Не отбирай свою игрушку, мальчик поиграет и отдаст», «Не жадничай, дай». Ребенок должен сделать выбор сам, без давления взрослого, иначе он будет в следующий раз ждать очередной команды. Надо почувствоать, как помочь ребенку расстаться с игрушкой. А еще надо помнить, что это нормально, чувство собственности, я могу их не давать, это мое, игрушку купили мне, я имею право с ней не расставаться, у меня по поводу нее свои представления, ожидания. У другого человека есть что-то сокровенное, «частная собственность». Иногда из-за этого старшие не любят младших детей, потому что им приходилось часто уступать только потому, что «ты старше (а значит мудрее и сильнее духом), уступи».

Как правильно просить

Мы говорим, что ты должен подойти достаточно близко к человеку, посмотреть ему в глаза, назвать его по имени, и выразить в вежливой форме свое желание, например: «Маша, дай мне поиграть игрушку, пожалуйста, мне очень хочется» или «Маша, дай мне посмотреть эту куклу/ книгу, пожалуйста». В случае, если ребенок занят, он может не концентрироваться на собеседнике, тогда мы учим правильно привлечь его внимание.

Чтобы ситуации были усвоены детьми легко, мы рассказываем детям сказку о слове «пожалуйста». Расскажем вам тоже, только коротко. Слово «пожалуйста» живет у каждого человека в сердце. Сначала ты должен его хорошенько согреть, тогда оно начинает подниматься от сердца высоко-высоко, где глазки, после чего вылетает бабочкой и ныряет в глазки другому человеку и опускается к нему в сердце. Надо немножко подождать, чтобы оно там поселилось. И если ты его хорошо согрел, то ты получишь все, что хотел — тебе ПОЖАЛУЮТ. Все зависит от того, сколько ты вложил добра, сколько ты вложил из своего сердца в просьбу, тем самым ты придашь своему слову силу.

Про все слова («хочу», «надо») мы объясняем, рассказывая сказки, проигрывая. Это срабатывает, дети понимают, как нужно выразить себя или что с ними происходит, когда они «канючат».

Как научить ребенка играть по правилам

В каждом возрасте ребенка можно заинтересовать определенной игрой. И с помощью этой игры развить навыки общения, научить чему-то, воспитать.

- С трех лет привлекать внимание ребенка и пробуждать интерес должна сюжетно-ролевая игра. Играйте в магазин, в дочки-матери, в доктора, в школу. Можете играть с ребенком сами или пусть дети играют между собой. Подобные «игры-посредники» развивают прежде всего навыки общения.

- С 4 до 7 лет сюжетно-ролевая игра – это основное занятие ребенка. В дошкольном возрасте эгоизм и эгоцентризм проявляются с особенной остротой: дети непоследовательны и бессистемны, они легко меняют правила игры на свое усмотрение: (так мне играть не нравится, буду по-другому). Поэтому взрослым стоит понять, что нужно поощрять в ребенке заряженность на успех, но не вопреки здравому смыслу. Конечно, чадо хочет выиграть, но не потакайте ему. Он должен знать, что другой тоже может стать победителем.

Почему важно играть по правилам?

Важно, потому, что игра прививает навыки социального поведения. А ведь в обществе люди общаются, следуя огромному количеству правил! Ребенку нужно стремиться не только получить приз, но и получить удовольствие от самого процесса – игры в коллективе. Ведь в будущем это станет основным стимулом в общении.

Как игры по правилам могут помочь в подготовке к школе?

Игры развивают послушание, учат воспринимать символическую реальность, законы так называемого коллективного Эго. Здесь обретаются навыки, которые помогают воплощать образы, примерять маски и роли. Таким образом, развиваются фантазия, мышление, память, творческие навыки и навык работы с искусственными понятиями.

Как игры по правилам могут помочь приучить ребенка к жизненным правилам?

Игры развивают мышление, речь, внимание, память и волю – это высшие психические функции человека. В играх дети подчиняют инстинкты социальным задачам. Особенно важно это в возрасте 3 лет в период острого кризиса: в это время ребенок понимает, что он не один в мире. Происходит социализация ребенка, зарождение личности, начинает формироваться характер. Игры константны: при соблюдении определенных правил и выполнении ряда последовательностей будет получен заведомо известный результат. Поэтому дети зачастую готовы играть в одну и ту же игру бесконечно. И это хорошо, вопреки мнению о том, что это является признаком ограниченности. У детей возникает радость узнавания, они раз за разом проверяют свою память, закрепляя на всю жизнь полученные навыки. В играх реализуются понятные принципы. Поэтому дети так неохотно принимают новые игры с новыми правилами игры: ведь риск проигрыша в этом случае очень велик.

Что делать, если ребенок отказывается играть по правилам?

Это довольно частое явление, причины две: Первая – ребенку сложно общаться и адаптироваться. В данном случае можно рекомендовать обращение к детскому психологу. Ведь коллективные игры – самые полезные, и игнорирование правил приведет к тому, что ребенок окажется вычеркнутым из круга общения со сверстниками. Детские игры очень диагностичны, по поведению ребенка можно сделать вывод о том, как комфортно будет чувствовать себя этот человек во взрослом коллективе. И здесь очень важно для взрослых вовремя сделать выводы из происходящего и скорректировать поведение ребенка в коллективе. Многие родители идут простым путем: решают, что в семье растет убежденный нонконформист. Но истина в том, что тот, кто постоянно противостоит коллективу, обречен на поражение. Все закончится тем, что ровесники про него в итоге забудут: дети хотят играть, а не заниматься постоянным выяснением отношений. В итоге успех приходит к тому, кто умеет проявить гибкость.

Вторая причина отказа играть по правилам – недоразвитие, аутизм. Вероятно, ребенок просто их не понимает. Также это может быть следствием неправильного восприятия реальности.

ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ

«Моей дочери 5 лет, она не признает правил. На любое предложение играть «вот так», она отвечает: «Я так не хочу, давайте лучше играть как я хочу». Это происходит даже на занятиях. Учитель говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть вот в такую игру…» А моя дочь прямо на занятиях отказывается играть, но предлагает всей группе играть как она придумала.

ОТВЕТ Это не очень хороший симптом. Родителям следует понять, что она хочет сказать своим отрицанием правил: заявить о недостатке внимания, либо, наоборот, это следствие избалованности. Наверное, в этой ситуации стоит проявить дипломатию и предложить девочке: «Давай вся группа будет играть по твоим правилам, но и ты их не нарушай в течение игры». Разумеется, игра не сложится, и вывод будет понятен всем. Можно посоветовать предложить подобный вариант еще кому-то из группы, чтобы не превращать ребенка в звезду. В итоге сама ситуация должна подвести детей к тому, что следовать правилам необходимо.

Как научить ребенка проигрывать? Что делать, если каждый проигрыш вызывает слезы, «если я не выиграл, это плохая игра». Нужно ли родителям поддаваться, чтобы порадовать ребенка?

Очевидно, что ребенок считает: игра затеяна для того, чтобы его порадовать, здесь все нацелено на его выигрыш. Поэтому нужно просто найти слова, чтобы объяснить: весь интерес игры заключается в том, что правила одинаковы для всех. Стремление к победе стимулировать необходимо, но не любой ценой. Важно, чтобы ребенок сумел понять: процесс в игре гораздо важнее результата. Я по опыту работы психологом на детском «Евровидении» наблюдала настоящие трагедии: из 20 претендентов победителем становится всего один. Разумеется, в значительной степени это провоцируется родителями, которые делают очень высокие ставки на победу своих детей. В этих условиях провал является огромным стрессом. Поэтому я стараюсь объяснить детям, что они уже выиграли, раз оказались в числе лучших. И процесс прохождения конкурсов можно приравнять к увлекательной игре, в которой все победители и нет проигравших.

Вопросы специалистам присылайте на [email protected]

Благодарим за советы Ирину Якович, психолога, консультанта сети магазинов развивающих игр и игрушек Imaginarium

Как научить ребенка дружить

Для начала присмотритесь к собственному ребенку. Подвижные и активные детки сами всегда стремятся завести знакомство, любят быть в центре внимания и участвовать в коллективных играх. Дети, которые обладают флегматичным типом темперамента, вполне комфортно чувствуют себя в одиночестве.

Другое дело, когда Вы видите, что ребенок хочет поиграть с другими детками, но по каким-то причинам сделать этого не может. Задача родителей научить его знакомиться, общаться и играть вместе с ними. Простые беседы о дружбе тут вряд ли помогут, гораздо эффективнее петь вместе песни о дружбе, смотреть мультики, читать и обсуждать книги, рассказывать ребенку о собственных друзьях. Личный пример – это, пожалуй, самый эффективный способ из всех, чтобы показать и объяснить ребенку, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Задайте себе вопросы о том много ли у Вашей семьи друзей, часто ли Вы ходите в гости и приглашаете кого-то к себе. Ребенок чаще всего наследует ту модель поведения, которая свойственна в семье.

Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того, чтобы помочь ребенку познакомиться с другими детьми, помогите ему: расскажите, как можно обращаться к мальчику или девочке. Например: «Привет. Меня зовут Саша. А тебя? Давай поиграем!». Можно прорепетировать дома с игрушками. Родители также могут сами организовать совместную игру, а потом оставить детей играть самостоятельно. Любые коллективные игры помогут снять ребенку напряжение и найти новых друзей: прятки, догонялки, игры с песком и т.д.

Чем шире у ребенка круг общения, тем больше возможностей завести друзей. Секции, кружки, школы раннего развития, соседи по лестничной клетке, дети Ваших друзей. Приглашайте к себе в гости других детей, готовьтесь к их приходу. Подберите подходящие игры, подготовьте сладкий стол, можно приготовить небольшие подарочки. Заодно и научите своих детей этикету и правилам приема гостей. Так же и в тех случаях, когда Вы идете в гости к кому-то можно прихватить небольшой сюрприз для друга: нарисовать картинку, сделать поделку, испечь печенье и т.д. Сами интересуйтесь тем, как дела у друзей Вашего ребенка, вместе переживайте, или радуйтесь за успехи друзей своего малыша.

Учите ребенка, что присоединяться к группе уже играющих ребят нужно, дождавшись паузы, а затем, обратившись к кому-нибудь за разрешением присоединиться.

Помимо того, что ребенка нужно научить дружить, просто необходимо научить его без обид реагировать на отказы. Отказы – это не повод для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую компанию детей. Обязательно похвалите ребенка за его старания и попытки познакомиться с кем-то или включиться в игру, не зависимо от результата.

Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой возникают конфликты. Здесь тоже нужно объяснять ребенку, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что детки просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры чаще всего заканчиваются слезами и дракой, то и поощрять такие отношения не нужно.

Теперь поговорим о втором вопросе. Как научить ребенка защищаться. Этот вопрос волнует и мам и пап, но пап, особенно мальчиков, больше. Опять же вернемся к личному примеру. Это фраза уже наверняка набила оскомину, но, все же, она очень действенна. С рождения любимого чада, мы стараемся дать ребенку все самое лучшее, научить его всему самому необходимому, в том числе и искусству общения.

Если Ваш ребенок еще мал и не может выстраивать полноценные фразы, и Вы видите, что ему нужна помощь, то эту помощь должны оказывать ВЫ. Отняли игрушку – не беда. Можно попросить ее обратно, поменявшись на другую. Толкнули/ударили – утешьте своего ребенка, отведите подальше от драчуна.

Вообще не стоит раздувать из мухи слона. Чаще всего на обидах своего ребенка «застревают» именно взрослые. Прежде, чем научить ребенка яро отстаивать свои интересы, задайте себе несколько вопросов: «Как ребенок относится к данной ситуации?», «Действительно ли он чувствует себя обиженным, униженным и несчастным?», «Как к этой ситуации отношусь я?», «Может это мои амбиции или давние обиды, которые вспомнились сейчас?». В большинстве случаев ребенок быстро забывает или вообще не замечает несправедливого отношения, на котором заострил внимание его родитель. Толкнули, не приняли в игру, подразнили. Ничего страшного. Через пару минут ребенок сам уже найдет новую компанию, и примет самое активное участие в уже новой игре. Детские обиды неустойчивы и быстро забываются. Вчерашние враги, сегодня становятся лучшими друзьями.

Конечно, ребенка нужно учить и защищаться. Опять же во всем нужна мера. Не нужно быть склочниками, которые по любому поводу начинают качать права. Также как и нельзя называть своего ребенка трусом и хлюпиком.

Объясните ребенку, что СВОИМИ игрушками он может распоряжаться САМОСТОЯТЕЛЬНО. Он САМ может решать, готов ли он поделиться с кем-то, примет ли в свою игру, хочет ли поменяться и т.д. И если у него отбирают какие-то вещи, то он вправе показать другому человеку, что его такое положение дел не устраивает. Для начала, нужно выразить свое недовольство словами: «Мне не нравится, когда мои игрушки берут без разрешения. Если ты хочешь поиграть ими, нужно спросить меня, можно их взять или нет» или «Я не разрешаю брать мои игрушки без спроса». Если слова не помогают, то можно научить ребенка, прибегать к методу «изоляции». Например, организовать игру нескольких детей, а обидчика не брать в круг. Навряд ли кому-то понравится быть изгоем.

Вообще родители дошкольников больше всего озабочены  самообороной своих чад, и всячески пытаются научить их отстаивать свои права. Хотя именно дошкольника больше всего нуждаются в поддержке взрослых, и ждут от них помощи. Они еще морально и физически не готовы оказывать физическое воздействие и защищаться от обидчиков.

Пускать в ход кулаки – последнее дело. Но иногда и это делать нужно. И только деткам школьного возраста. Именно они находятся без присмотра взрослых, и порой вынуждены сами за себя постоять, либо защитить более слабого товарища. Но и здесь тоже все должно быть оговорено. Например, первым начинать драку нельзя. По лицу и животу тоже бить нельзя. Лучше, если ребенок будет заниматься спортом. Там он научится контролировать свои эмоции, станет более терпимым, заведет друзей-единомышленников. Ну и, в случае необходимости, сможет за себя постоять.

Хочется сказать, чтобы родители были мудрыми и не торопили своих детей взрослеть. Будьте рядом с ними и защищайте их, когда они еще ходят в детский сад и нуждаются в Вас, и отпустите своих детей, предоставляя возможность самим разобраться в конфликтах, когда они уже более самостоятельные и могут постоять за себя.

Вся представленная на сайте информация приведена в справочных целях. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Как научить малыша играть с другими детьми ~ Я happy МАМА

Ближе к трем годам у детей возникает желание принять участие в играх с другими детьми. Они стремятся к детским площадкам, совместным играм и начинают скучать по своим друзьям. Но в этом возрасте игры малышей могут из веселья превратиться в истерику или дележку игрушек. Маленьким детям еще трудно начинать знакомство, играть по правилам или идти на компромиссы. С этими трудностями малышам помогут справиться родители.

  1. Даже маленькие дети могут расстраиваться, что с ними не хотят дружить или их не берут в игру. Такое случается со всеми детьми в любом возрасте. Пережить такие неприятности поможет родительская любовь и забота. Не ругайте и не критикуйте малыша, что он сделал что-то не так, покажите, что он хорош для вас в любом случае. Хвалите его за хорошие поступки и вместе подумайте над тем, как помочь ребенку подружиться с другими детьми.
  2. В игре с ребенком можно проигрывать разные ситуации, которые помогут ему выйти из конфликта или, наоборот, установить контакт и начать игру с товарищем по песочнице. Игра – замечательная возможность научить ребенка навыкам сотрудничества.
  3. Одно из правил дружбы – это умение делиться. Но это многим малышам дается непросто. Тем не менее, отчитывать и требовать от ребенка делиться не стоит. Вместо этого лучше рассказать и показать, что щедрость приносит радость и выгоду. И начать можно с собственного общения с ребенком. Например, дети часто просят о чем-то родителей. Проследите, как вы реагируете на детские просьбы. Не забывайте, что дети учатся, подражая взрослому поведению.
  4. Если вы ждете в гости другого ребенка, то к этому визиту стоит немного подготовиться. Расскажите малышу, что к нему должен прийти его друг, поговорите о том, что надо делать, если вдруг возникла ссора. Возможно, стоит убрать некоторые игрушки, которые могут спровоцировать конфликт (обычно это те игрушки, которые особенно дороги вашему ребенку). Подготовьте несколько идей, чем занять малышей, если вдруг они устанут или это их первое знакомство.
  5. Во время игры малышей взрослым лучше находиться поблизости. При этом вмешиваться, только если этого действительно требует ситуация. Позвольте небольшие разногласия малышам разрешать самостоятельно. И только если ситуация выходит из-под контроля, помогите детям установить мир.

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Смотрите также: Почему ребенку нужна свободная игра Как научить ребенка быть хорошим другом Детские проделки: как братья и сестры шутят друг над другом. 10 очень смешных фотопримеров

Как научить ребенка дружить с другими детьми в детском саду и школе?

Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, малыш должен узнать все стороны дружеских отношений. Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей. Однако чтобы малыш познал настоящую дружбу, родителям не стоит помогать и вмешиваться в процесс построения дружеских отношений с людьми.

Крепкая дружба на долгие годы может начаться уже в детском возрасте

Развиваем навыки общения

Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.

Общие принципы

В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:

  1. Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
  2. Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку. При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
  3. Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим. Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.
В детском возрасте знакомиться с новыми людьми и находить друзей достаточно просто

Хорошо себя вести

Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане. В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение. Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.

Сочувствовать и быть вежливым

В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.

Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье. Старайтесь каждый день показывать крохе пример.

Оказывать малышу поддержку

Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.

Родителям следует наблюдать, как ребенок проявляет себя в общении с другими детьми

Планировать встречи

Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.

Советы родителям

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

  • Многие родители поступают неправильно, говоря своему чаду, что не стоит продолжать общение с подобными друзьями. Таким образом родители сами провоцируют малыша становится замкнутым, вследствие чего ему будет еще труднее наладить контакт с окружающими. Взрослым следует поговорить с ребенком и оказать помощь по налаживанию общения.
  • Не стоит забывать, что некоторым малышам свойственна застенчивость. В этом случае рекомендуется вместе с ребенком, взяв его за руку, подойти к другим детям. Помогите ему познакомиться, предложив любую простую игру. Как только вы поможете наладить первоначальный контакт, на этом ваша помощь заканчивается. Далее дети уже сами станут продолжать общаться.
Если ребенок стесняется, родителям следует помочь ему войти в контакт с другими детьми
  • Вечером расспросите чадо о том, как он провел день, что собирается делать завтра. Нужно проявлять интерес к жизни малыша, но не осуществлять за ней контроль. Если вы будете в курсе того, какие ребенок имеет отношения с окружающими, у вас всегда будет возможность оказать помощь хорошим советом. Можете поговорить с малышом о том, как проходило ваше детство, каких вы имели друзей, чем увлекались, во что играли – нужно поделиться собственным опытом, однако навязывать его не надо. Обычно детям свойственно брать пример с родителем, поэтому подобное общение принесет немало пользы.
  • Изредка можете устроить у себя дома детский праздник. Пусть малыш сам выберет, кого он желает видеть в гостях, а кого нет. Добавьте в список приглашенных детей их родственников.
  • Если у вас дома собрались ваши знакомые, предоставьте ребенку возможность побыть вместе со взрослыми, чтобы он чувствовал себя увереннее. Разрешите поговорить на темы, которые ему будут интересны. В любом случае малыш может просто посидеть рядом с вами, играя в любимые игрушки.

Как научить ребенка дружить?

Родителям важно знать, как научить ребенка дружить. Во-первых, необходимо объяснить, что такое дружба и поведать о правильном поведении с другом. Для этого можете заняться просмотром мультиков о дружбе или почитать книжки. Вся информация, которую малыш получит, будет направлена на формирование правильного представления о дружеских отношениях.

Не нужно стесняться говорить с ребенком о дружбе – эта информация поможет ему в построении гармоничных взаимоотношений

Уже в раннем возрасте детей важно научить уважать, ценить друзей и оказывать помощь близким. Немаловажно, чтобы ребенок мог уступать, находить компромиссы в сложившейся ситуации. В том случае, когда ребенок начнет относится к дружбе достаточно серьезно, он сможет стать настоящим другом. Тем детям, которые рано пошли в детский сад, либо родители часто ходили с ними в гости и посещали многолюдные места, намного легче наладить контакт с окружающими, чем тем, которые росли лишь в кругу мамы с папой и близких родственников.

Некоторые малыши из-за стеснения не могут первыми начать разговор с другими детьми. В данном случае родителям стоит придать ребенку уверенности в себе. Во время домашних праздников, где будут находиться и другие дети, нужно вовлечь свое робкое чадо в совместные игры.

Только ни в коем случае не надо заставлять его что-то делать и говорить «иди, играй вместе со всеми». Просто помогите ему справиться со своим страхом перед общением. Чтобы малышу было легче приспособиться, познакомиться и подружиться со сверстниками, в игре могут принимать участие и взрослые. Так играть станет еще увлекательнее.

Если у ребенка возникают проблемы с общением, нужно сообща преодолевать их

Как помочь найти друзей в детском саду?

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, у него появляется возможность найти первых друзей (см. также: что это – детский сад комбинированного вида?). Однако не всем детям удается наладить контакт с малышами по группе. Перед родителями встает вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками.

Родителям на заметку:

  1. Следует объяснить малышу на своем примере понятие дружбы. Детям свойственно подражать взрослым. Чаще принимайте у себя друзей или сами ходите в гости. Наблюдая, как взрослые общаются между собой, ребенок научиться сам заводить друзей.
  2. Надо научить чадо правилам знакомства. Расскажите ему, как нужно здороваться при встрече и прощаться. Детей в раннем возрасте можно обучать нормам общения, используя в качестве примера игрушки. Тренируясь на игрушках, ребенку намного проще будет установить контакт другими детьми в садике или на детской площадке (рекомендуем прочитать: почему ребенок плачет в садике?).
  3. Заниматься с малышом чтением сказок, просмотром мультфильмов. Многие из них повествуют о том, как важно уметь дружить, чтобы суметь выкрутиться из трудных ситуаций. После совместного просмотра дайте ребенку высказать собственное мнение о герое и сюжете.
  4. Обучить малыша избегать конфликтных ситуаций. Как правило, общение со сверстниками не проходит без ссор, слез или же драк. Однако любой конфликт – это способ для ребенка приобрести необходимые навыки для общения со сверстниками.
  5. Обучить кроху важным принципам, которые помогут ему отличать хорошее от плохого. Если возникла ссора из-за какой-либо игрушки, выясните у малыша причину, по которой она возникла. Если ваше чадо пыталось отнять игрушку, не принадлежащую ему, следует объяснить, что нехорошо брать чужое. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы хотели забрать его вещь.

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные. Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка – например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 “А” класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично “разбираться” с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта – так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

Родителям важно воспитать ребенка дружным. Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Как научить ребенка дружить с другими детьми

Главная > Умения и навыки >

Всем нам хочется, чтобы наш карапуз рос в окружении мира и тепла. Хочется, чтобы у него было много настоящих друзей, ведь с ними любые жизненные трудности станут легче. Но он чурается других ребятишек, часто играется сам, упрямо не желает делиться с детьми игрушками. Как научить ребенка дружить с другими детьми и общаться, ведь это необходимо для его полноценной жизни.

Некоторые родители считают, что таким понятиям как дружба их чадо научится само. Нет, не научится, потому что дружба такая же моральная ценность как доброта, сострадание, понимание. Этому ребенок учится, глядя на родителей и если вы вовремя не обратите внимание, ему будет трудно социально адаптироваться. Например, подумайте: в вашей семье рождается еще малютка. Вы думаете, ваш первый малыш поймет ваши слова, что это братик/сестричка и он их должен любить. Для него это конкурент, который отнимает внимание всех тех, кто любит его, малыша.

Содержание статьи

Роль семьи в прививании дружбы

Нам кажется забавным, когда он повторяет какие-то слова или наши действия. Но также он впитывает и то, что вокруг вас.

Если вы не приглашаете своих друзей, не ходите в гости, на какие-то мероприятия и праздники сидите дома в одиночестве, то и ребенок будет инстинктивно стремиться к такому же образу жизни.

Обратите внимание на качества, которые проявляет малыш и ваши собственные. Если папа или мама по складу тихони, то с максимальной долей вероятностей и малыш будет такой же. Здесь вы должны выстраивать свою политику к ребенку соответствующе. Из тихони не получится лидер и заводила, он всегда будет немного отстраненным от общих шалостей. И ваша задача: не сломать его, не заставить, а сделать чуть ближе к другим ребятам, научить общаться. Не путайте ситуации, когда ребенок просто демонстрирует эгоизм в играх с другими:

  • не дает другим деткам свои игрушки;
  • проявляет агрессию, если кто-то касается его игрушки;
  • демонстративно уходит в другое место играть;
  • любые попытки родителей принудить поделиться чем-то вызывают угрюмость.

С этой чертой нужно бороться чуть иначе, об этом речь ниже.

Характер вашего ребенка

Важно не просто как научить ребенка делиться своим, а то, чтобы он делал это с открытой душой и самостоятельно.

Учить на примере поделись с мамой/папой не работает, потому что родители и те, кого малыш часто видит в доме для него равны самому себе. А с самим собой он охотно поделится и игрушками, и конфетами. Но все, что за пределами – чужое. И важно научить его принимать это чужое как часть его жизни.

Родители, обязательно учитывайте тип характера малыша.

Есть такие понятия как интроверт и экстраверт. Это научные определения, характеризующие темперамент. Первый тип – это обычный флегматик, который по природе склонен быть на вторых ролях. Ему хорошо только в ограниченном кругу, который он выберет самостоятельно. У такого ребенка не будет много друзей, они просто ему не нужны. Ваша задача: помочь ему самому выбрать свой круг, знакомя его индивидуально с другими ребятами.

Экстраверт почти всегда лидер, активный, подвижный, иной раз чрезмерно общительный. Такому ребенку важно общение и он склонен постоянно расширять круг друзей. Здесь родители должны следить за тем, чтобы малыш не путал людей и игрушки. Потому что он легко бросает “старых” друзей и заводит других. Обращайте внимание на это своим примером и примерами уже из жизни самого ребенка. Например: “Витя, ты уже не дружишь с Леной, а ведь она, помнишь, делилась с тобой конфетами/игрушками”. Так вы научите малыша общаться, дружить и ценить отношения.

Роль запретов. Участие в жизни ребенка

Как научить ребенка делиться игрушками и вообще социально адаптировать, если некоторые родители так трясутся над своим чадом, что запрещают ему почти все:

  • нельзя в песочницу, там грязно;
  • нельзя на горку, упадешь;
  • нельзя лазить по деревьям, разобьешься;
  • нельзя приглашать в гости, будете шуметь;
  • нельзя самому ходить в гости, мало ли что;
  • не дружить с “плохими” детьми.

Если вы узнали себя в таких запретах, срочно исправляйте ситуацию. В семье с постоянными запретами ребенок не вырастет общительным, даже будь он сто раз экстравертом.

Поймите, что ребенок обязан падать, пачкаться, валяться в снегу, песке и даже разбивать нос с коленками.

Ребенок не играет с другими детьми потому, что боится нарушить какой-то ваш запрет. Смените модель поведения, станьте сами инициатором детских игр и шалостей.

Приглашайте в дом друзей ребенка, поощряйте его, когда он приводит кого-то поиграть дома. Не заставляйте его насильно дружить или не дружить с конкретным ребенком! Это дети, здесь они сами разберутся. Необходимо выслушивать малыша, спрашивать о его походе к гости: что там было, с кем виделся, с кем познакомился, во что играли.

Знакомьтесь с другими родителями, особенно с теми, чьи дети рядом с вашим малышом. Наносите ответные визиты. Например, вместе приготовьте плюшки и предложите поделиться ими с друзьями.

Не забывайте о роли книг и полезных фильмов о любви и дружбе. Выбирайте те, которые он поймет, где отчетливо показана дружба и для чего она. После прочтения или после просмотра обсудите это. Пусть малыш вам расскажет, что именно он понял, что ему понравилось.

Учим ребенка не жадничать

Мы все от рождения эгоистичные, чувство собственника заложено в нас изначально. Сначала “игрушки только мои”, потом “мама только моя”. К взрослой жизни у нас уже может сформироваться внутри натуральный феодал современности, для которого уже люди его личные игрушки и собственность.

Иногда ребенок не хочет играть с другими детьми именно потому, что ребята начинают просить его игрушки. Маленький эгоист будет защищать их, при этом сам может быть не против поиграть игрушками ребят. Родители должны на примере показать, как научить ребенка делиться. Здесь подойдут и домашние примеры.

Наверняка у вас есть что-то, чем любит играть малыш: у девочек это обычно мамина бижутерия или косметика, у мальчиков папин молоток или стамеска. Смоделируйте ситуацию, чтобы ребенок попросил у вас это и скажите: “Я не дам тебе бусики, ты же жадная, не дала Даше поиграть мишкой”.

Сначала, возможно, малыш надуется и откажется общаться. Не уступайте, сидите и сами играйте с бусами. Если ребенок не сдается, предложите обмен, он охотно согласится. Затем такую же модель поведения пробуйте закрепить при прогулках. Если он не отдает свою игрушку, напомните бусы и сам обмен. Малыш быстро поймет, что дружба полезна и не стоит жадничать.

Другая модель: пожалеть другого ребенка без игрушек. В каждом дворе найдется такой, у которого мало игрушек или вообще их нет. Может, он их не выносит из дома или еще какая-то причина. Главное, что их нет в руках. Сыграйте на этом: “Витя, смотри какой бедный малыш, у него совсем нет игрушек. Тебе его не жалко?” Не пытайтесь сразу принудить отдать свою игрушку или поиграть с этим малышом. Сначала ваш ребенок должен почувствовать что-то к нему.

Иногда попадается возможность использовать третью модель: проявить благородство самому ребенку. Например, на улице или в песочнице плачет другой малыш. Спросите своего ребенка как бы он утешил. Направьте, только не навязчиво, на мысль, что надо подойти и предложить поиграть его игрушкой. Это поможет научиться общаться и с незнакомыми людьми.

Конфликтная ситуация

Нередко дети дерутся между собой из-за игрушек, куличиков, места в песочнице. Для малышей эти мелочи составляют пока их жизнь и потому они им важны. Подойдите к решению детского конфликта серьезно. Иногда именно одна такая ситуация становится причиной того, что ребенок потом ни с кем не хочет дружить. Например, дети ругаются из-за того чья очередь играть.

Дети любого взрослого человека воспринимают как высшую силу и главного арбитра.

Будьте справедливы, как бы вы не любили свое чадо. Ведь если вы будете поддерживать его тогда, когда он неправ, это станет его привычкой. Всегда разъясняйте, где он ошибся и почему надо поступать так, а не наоборот.

То, что вы заложите сейчас, потом не исправить. Поэтому придавайте внимание конфликтам сразу, учите малыша правильному поведению и справедливому отношению. Все дети без исключения в любом возрасте острее всего не приемлют несправедливость.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Мой ребенок не умеет играть с другими детьми - Консультация детского психолога онлайн

Добрый день! Моему сыну 5 лет. Он наш единственный ребенок, воспитанием занимаюсь в основном я одна, папа редко бывает дома. В последнее время я стала понимать, что наделала кучу ошибок в воспитании. И дело скорее всего в чрезмерной любви к сыну. Он очень развитый мальчик, общительный, уже год как отлично читает, пишет и т.д., но совершенно не умеет вести себя в обществе. До 4-х лет ярко выраженных проблем я не замечала. Год назад пошли в детский сад и практически сразу у него возникли сложности в коллективе - стал драться, закатывать истерики. Воспитатели постоянно мне выговаривали, что он не послушный, у всех отнимает игрушки, бьет других детей. Дома регулярно проводила с ним беседы, проблески были, но не надолго. Списала все на нервозную обстановку в саду, надеялась что летом все встанет на свои места. Но к сожалению, надежды не оправдались. Вот уже 4 мес не посещаем детский сад, дома наедине со мной ведет себя нормально, но при контакте с детьми история повторяется. Нормального общения хватает только на полчаса, далее начинается скандал. Все дети должны под него подстраиваться, уступать место, делиться игрушкой и тд, в противном случае либо начинает драться либо рыдать. У меня очень мягкий характер и я действительно во многом ему раньше уступала, поэтому решила, что причина такого поведения скорее всего связана тем, что ребенок привык получать все желаемое дома. Стала проявлять твердость, чаще говорить нет, объясняю ему постоянно нормы поведения и дома, когда мы наедине, появились значительные улучшения. Но в отношениях с детьми изменений нет. В последнее время дня без слез не проходит. Думаю, что он уже большой и врядли это норма. Понимаю, скорее всего я что-то упустила, если к своим 5 годам не научила его контактировать с другими людьми. Но как помочь ему теперь? Простые объяснения, рассказы из своей жизни не очень то срабатывают. Может есть более эффективный метод в форме игры? Возможно ли вообще самостоятельно выйти из этой ситуации или без помощи психолога уже не обойтись?

Игры, как научить ребенка играть

Потребность играть и обучаться через игру есть и  в мире животных, и в мире людей, в любом человеческом обществе. Играть можно во что угодно, в реальное и вымышленное. В игре можно воспроизвести  любые события человеческой деятельности, жизни. Создать игру помогают и игрушки и простые предметы,которые, благодаря воображению, становятся волшебными,необычными Стол может стать домом, шляпа - корзинкой. Действия и события воспроизводятся понарошку, но они приобретают игровой смысл. Этим игра отличается от подражания.Освоение смыслов в игре, которая будет называться ролевой, дает возможность ребенку познать мир взрослых, овладеть смыслами и ценностями, взаимоотношениями между людьми. Становясь в игре доктором, шофером, мамой, папой , ребенок идентифицируется с тем или иным человеком, проживает определенные события, происходящие с этим героем, выражает чувства, выстраивает отношения . Ребенок вбирает в свое Я и Я других людей, прежде всего близких, тем самым в игре,он выстраивает и дополняет свое Я другими Я значимых для себя людей.
Еще важной составляющей игры является то,что ребенок может отыграть свои чувства,сильные впечатления,накопившиеся у него,чтобы снять психическое напряжение. Известный вариант, когда дети играли в доктора, сами побывав на приеме у него. Игра может помочь справиться с неприятной ситуацией, преобразовав ее,например из слабого и беззащитного ребенок в игре может быть сильным и всемогущим.

 Чему учат ролевые игры?

Конечно ролевые игры учат трем основным видам общения: социальному, деловому, эмоционально-эмпатическому.

Социальное общение - это общение,которое строится по четким правилам и нормам,которые учат тому,как правильно вступать в разговор,что нужно сказать,как закончить общение. Деловое общение - это умение договариваться с людьми,убеждать их ,находить компромиссы в спорных вопросах. Играя в ролевые игры,  ребенок должен научиться договариваться с другими детьми: кто кем будет, во что играть, как будут развиваться события. Чем сложнее игра, тем больше моментов , которые нужно оговаривать и по которым нужно договариваться. Чем больше ребенок играет в ролевые игры,тем больше нарабатывает навыков и умений делововго общения. Это помогает и укрепляет его Я.  Эмоционально - импативное общение - общение,которое дает удовольствие от процесса игры . Оно помогает почувствовать радость,эмоциональную близость от совместной деятельности. Учит взаимопомощи,поддержке.

Этапы развития ролевой игры.

1. Игры в отдельные действия взрослых.

К таким играм относятся игры типа " укладывания спать малыша", " кормление кукол", " вождение машины" и т.д. Ребенок подражает действиям взрослого при помощи игрушечных кукол,машин,посуды. Это своеобразный переход от игры-подражания  к ролевой.Воображаемой ситуации здесь еще нет, есть лишь ее зачатки в виде игрового смысла предметов. В играх нет еще взаимодействия между персонажами, ребенок сопровождает свои действия либо звуками подражающими реальным, например гудку паровоза или  машины, мяуканью кошки, но не говорит за других персонажей.В такие игры дети играют с года, полтора до двух лет. Если с ребенком хорошо разговаривают и играют , то в 2 - 2,5 года он сможет играть в простые ролевые игры. С 2 до 3 лет ребенок может начать самостоятельно играть в простые ролевые игры. Если до 3 лет или до 4,5 лет ребенок не играет в такие игры,то налицо отставание в развитии, родителям нужно будет начать как можно больше играть с ребенком,читать книги,рассказывать сказки, разыгрывать различные сюжеты и обратиться к детскому психологу.

2. Простые ролевые игры.

 "Дочки-матери", "Прием у врача", " Покупка продуктов" - разыгрывание этих простых ситуаций относится ко второму уровню или этапу развития ролевых игр.Здесь ребенок уже принимает роль мамы или врача или продавца. Ребенок отождествляет себя в игре с ролью и стремится воспроизвести те действия,которые они делают. Этого же от требует и от партнера по игре,если тот не выполняет этих действий,то ребенок возмущается и говорит: " Ты неправильно играешь". На этом этапе развиия ролевой игры появляется взаимодействие между персонажами,которые вступают в диалог. И если до этого малыш просто укладывался в коляску,то теперь он может капризничать, просить спеть ему песенку,поэтому простые ролевые игры помогают ребенку осваивать повседневные роли и врачаа,и мамы,и покупателя. особенностью этого этапа является то,что ребенок начинает много говорить,даже если играет один. В ролевые игры лучше играть вдвоем или втроем,первоначально это может быть взрослый или старший ребенок. Хорошо если партнеры по игре будут постоянные.Хорошо развитый ребенок достигает уровня простых ролевых игр в 2-2,5 года со взрослыми и в возрасте 3 - 4 лет в совместной игре,а если мало играют взрослые с ребенокм,то в 4-5 лет.

3.Сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От простой ролевой игры сюжетно-ролевой этап отличается  тем,что одна игровая ситуация перетекает последовательно в другую,например, поездка на море. Сначала сборы всей семьи на море,потом полет на самолете , далее размещение в номере гостинницы и т.д.Такое усложнение сюжета показывает развитие сознания ребенка, его способности связывать разные жизненные ситуации в одно целое. В сюжетно-ролевой игре усложняются взаимоотношения персонажей,они могут ссориться,  преодолевать препятствия, спорить и т.д. Да и взаимодействие детей тоже усложняется и общение переходит на деловой уровень, когда нужно договариваться о том, как сюжет будет развиваться ,с чего начинаться игра, чем заканчиваться. Первоначально здесь необходима поддержка взрослого, который научит детей договариваться, искать компромиссы, решать спорные вопросы.Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку отыграть любые события,которые его впечатлили : радостные,страшные,печальные. Можно и переигрывать события,которые оказались неудачными,чтобы примирить ребенка с потерей,эмоционально поддержать его, снять тервогу,напряжение. В 4-5 лет хорошо и много играющие дети готовы включиться в сюжетно-ролевые игры, если их организует взрослый,в 5-5,5 лет- играть в такие игры самостоятельно или с другими детьми. Дети, с которыми мало играли достигают этого этапа  в школьном возрасте.

 4.Творческие сюжетные игры.

Творческие сюжетные игры отличаются от сюжетно-ролевых тем,что ребенок сам начинает придумывать сюжеты игр и изменять их по ходу действия, а не воспроизводить заранее известный сюжет из сказки или мультика. Сюжеты таких игр могут появиться или из книг или от какого-то яркого события, ребенок свободно примеривает сюжет на себя, меняет ход истории, моделирует различные варианты событий как  возможно реальные, так и фатастические.Расцвет таких игр приходится на 7-10 лет, если ребенку есть с кем играть. Примером может служить рассказ Носова " Фантазеры". Если нет партнеров по игре,то тогда игра может перейти во внутренний план, превратившись в мечты и свободное фантазирование. В последующие годы творческие сюжетные игры могут перерастать в увлечение театром, искусством, творческими видами деятельности.

Ролевые игры - это мощный способ развития внутреннего мира ребенка. Если ребенок будет играть примитивно, его сознание останется неразвитым, если такое отставание не скомпенсировать,то ребенок обречен на жизненные неудачи,конфликты во взаимоотношениях с другими людьми. Родителям стои занть,что играя с детьми, он создает атмосферу доверительного общения,предупреждая возникновения многих проблем,которые могут через несколько лет усложнить жизнь.
 Статья основана на материалах книги Е. Патяевой "От рождения до школы".

Как научить ребенка играть с другими детьми?

Воспитание умения играть с другими детьми

Игра — это работа ребенка.

Игра с другими детьми очень серьезна для ребенка и очень важна для него, как если бы для вас правильное и в срок выполнение своей работы.

Играя с другими детьми, ребенок начинает понимать, насколько сам он приспособлен к окружающему его миру. Ребенок, лишенный такого общения, может в дальнейшем столкнуться с трудностями, связанными с установкой контакта со сверстниками, что может привести к замкнутости, застенчивости и одиночеству.

Хорошо, если ребенок, играя с детьми, научится делиться игрушками и следовать правилам игры, учитывать желание других. В дальнейшем ему будет легче находить общий язык с другими людьми.

Если с ребенком что-то не так, это обязательно проявится в его поведении.

Типы проблем поведения.

■ Агрессивность, насилие и разрушительные тенденции. Могут быть реакцией на беспокойство, скуку или недостаток родительского внимания.

■ Замкнутость. Может быть признаком тревожного состояния или депрессии. Постарайтесь выяснить его причину. При необходимости обратитесь к врачу.

■ Непослушание и грубость. Если ребенок постоянно отказывается выполнять ваши просьбы, это может быть следствием слишком строгих требований к нему. Или недостатка внимания, которое он пытается получить любой ценой, пусть даже внимание это будет негативное и гневное.

Автор: Алешина Наталья Владимировна

Похожие статьи:

Капризы ребёнка

Поощрения и наказания детей

Теги: воспитание ребёнка, воспитание дошкольника

Татьяна Викторовна Хрупова19 января 2014 в 12:48+1
Наталья Владимировна, Вы затронули нужную тему. Научить наших детей играть — это очень не просто.
Елена Николаевна Васильева17 февраля 2014 в 00:03+2
А мне кажется просто. Только собственным примером. И пусть сначала он не обращает внимания на вас. На самом деле очень внимательно наблюдает, примеряет к себе. Ведь многим детям не хочется выглядеть смешными. Они сначала учатся у нас молча, а при готовности с радостью включаются в игру. Спасибо за статью. Очень нужная и полезная тема.
Евгения Владимировна Чумова11 августа 2015 в 01:07+1
Научить детей играть друг с другом дружно не просто, ведь у каждого свой характер, свои маленькие ценности и, иногда, слишком разные семейные устои. Ведь одна мама советует своему ребенку, несущему игрушку:"Не будь жадиной! Делись со всеми!" А другая, толкает малышу кулёк с конфетами и говорит:"Спрячь их в шкафчике! Что же ты все раздал, а себе не оставил?" Полностью согласна с Еленой Николаевной, только собственным примером мы можем детей научить.Спасибо за статью. Очень интересно!
Светлана Александровна Анищенко9 февраля 2017 в 21:090
И пример взрослого важен в науке играть вместе и семейные традиции не маловажны. Хорошая статья.

Как научить ребенка дружить с другими детьми и защищать себя — отвечает психолог

Лаконично и доступно. Спасибо.

Как приучить ребенка играть одному

8.3.2012

Журнал «Аистенок» 2005, №3

«Я ИГРАЮ САМ».
«Растем играя : от 0 до 5».
Как приучить ребенка играть одному.

Мечта любой мамы : ребенок спокойно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел.
Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого времени возможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игре одному. Эти и многие другие вопросы затронуты в данной статье.

Игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста, поэтому игре уделяется много внимания специалистами, родителями и самими детьми. Как ребенок играет (сам процесс его игры), играет ли он вообще, играет в одиночку или вместе с другими детьми, интересует родителей, педагогов, психологов и психоаналитиков.

По уровню развития детской игры опытные педагоги, психологи и психоаналитики могут многое рассказать о вашем ребенке. Наблюдая игру даже самого маленького ребенка можно определить уровень его познавательного развития, то есть степень зрелости его мышления и речи, внимания и памяти. С помощью наблюдения за игрой ребенка можно определить, насколько развиты его навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность снимать накопившееся внутреннее напряжение, переключать внимание и многое другое.

В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднего младенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этого возраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этом одному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости ( в одном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когда малыш устал или хочет сменить игру.
Рассмотрим особенности развития детей с рождения до пяти лет и их способность играть самостоятельно на разных возрастных этапах.

1. Ребенок первого года совершает переход из внутриутробной жизни в среду обитания его семьи. Ему очень важен контакт с матерью, ее любовь и ласковое отношение. Эти дети еще не умеют играть, и у них нет потребности в игре. Игрой новорожденного можно назвать некоторые манипулятивные действия, однотипные по своей сути, которые он совершает, пытаясь успокоить себя, снять напряжение. Это сосание пальца или кусочка одеяла, они могут теребить пустышку, или погремушку которую дала ему мать. Но и детей первого года жизни важно учить играть – хватать игрушку, рассматривать ее, исследовать ее, манипулировать ею, пробовать ее «на зуб». Это тренирует зрительный, слуховой анализаторы, а также развитие навыков хватания, кусания и взаимодействия с игрушкой.
Младенцы первого года жизни не умеют играть и их основная деятельность на первом году жизни состоит в том, чтобы установить хорошие, надежные взаимоотношения со взрослым. Дети боятся остаться один на один с этим миром и настоятельно требуют присутствия взрослых людей. Не стоит им в этом отказывать.
Но даже младенец первого полугодия жизни может, и иногда это необходимо для его психического развития, оставаться одному, на несколько минут – от 1 до 3-5 минут. Это способствует развитию мышления и воображения ребенка, являющееся в дальнейшем основой для игр и роста.
Нет необходимости постоянно развлекать ребенка, иногда ему необходимо побыть одному, как и каждому из нас. Малыш, который уже может удерживать в руках небольшие предметы и погремушки, может некоторое время посвятить их рассматриванию. Существует много игрушек, которые можно и нужно подвешивать на уровне глаз ребенка в кроватке. Когда ребенок привык к ним, совсем не обязательно взрослому постоянно находиться рядом. При условии, что техника безопасности соблюдена (игрушка не упадет и не повредит ребенку и т.д.) взрослый может оставить малыша на несколько минут.
Нужно ли говорить, что все младенцы разные. И важно индивидуально подходить к этому вопросу. Чуткая мать, наблюдая за своим младенцем, хорошо знает его потребности и возможности. Ребенок всегда скажет всеми присущими ему средствами, что он устал, хочет на ручки или просто голоден.
Приучать ребенка играть одному в первом полугодии жизни нужно очень постепенно, выбирая моменты, когда малыш сыт, в хорошем настроении, не утомлен и не перевозбужден. Оставлять расстроенного ребенка одного в комнате даже на непродолжительное время нецелесообразно. Это может развить только присущую некоторым младенцам реакцию «цепляния» за взрослых.

На втором полугодии первого года жизни навыки ребенка развиты лучше, и он уже может выполнять различные несложные действия. Ребенок обычно уже сидит, развиваются навыки активного ползания, многие дети даже ходят. Но взрослым важно помнить, что этот возраст чреват началом развития различных страхов – страха потери матери, страха перед незнакомыми людьми, перед всем новым, страха потери любви близких. В норме эти страхи выражены у детей начиная с 8 месяцев до 1,5 лет.
Здоровые младенцы второго полугодия первого года жизни могут остваться одни до 5-7 минут, но при этом важно, чтобы обстановка была привычной для ребенка, а мать была поблизости, и всегда могла прийти, если ребенок ее активно позовет. Это постоянство важно для малыша. Ребенок в этом возрасте устанавливает с матерью близкие отношения, отношения любви и нежной привязанности, которые он сможет в будущем перенести в свою взрослую жизнь. Близость матери в этот период необходима ребенку. Мать передает ребенку опыт любви в будущих отношениях с людьми. Психоаналитические исследования показывают, что многие «искалеченнные» личности не могут пережить опыт любви из-за отсутствия в их жизни материнской заботы на первом году жизни.
Все нормальные дети на первом году жизни проявляют дискомфорт при долгом отсутствии взрослых и нахождении в одиночестве. Многие малыши выражают бурный протест одиночеству, так как дети по-другому переживают чувство времени. То, что для взрослого может означать «несколько минут», для ребенка –целая вечность. Об этом нужно помнить.
Внимание специалистов в возрасте первого года жизни могут привлекать только дети, которые с самого рождения слишком «спокойно» переносят отсутствие родителей. Они могут подолгу находиться сами и при этом не звать мать и никак не выражать своего неблагополучия. Проблемы таких детей на первом году жизни проходят незаметными для родителей, а выражаются позже, примерно к двум — трем годам.

Внимательные матери могут заметить их и раньше. Особенно ярко отклонения проявляются при поступлении в детсткий сад и школу. Матерей должно настораживать такое «спокойствие» и равнодушие детей. Ребенок может часами пребывать в одиночестве в своей кроватке и не выражать при этом никаких эмоций. Здесь нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, так как развитие ребенка может быть затруднено или приостановлено. Первый год жизни – очень благоприятный возраст для коррекции самых серьезных психических нарушений, при этом важно не упустить драгоценное время.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужно начинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится в хорошем настроении. Чувство меры здесь поможет родителям определить то время, которое их ребенок может выдержать без присутствия взрослого.

2. У младенцев второго года жизни – больше развита моторика- ходьба, двигательные навыки , ярче интерес к жизни и самостоятельности. Многие матери ощущают этот возраст как не самый легкий в развитии ребенка. Малыш всем интересуется, он активно стремится познавать жизнь и не всегда принимает ограничения со стороны взрослых. Безопасность ребенка здесь важнее всего. Время, которое ребенок этого возраста может оставаться сам с собой без присутствия взрослых уже может варьироваться от 15 до 20 минут. В песочнице он можеть быть занят игрой с другими детьми и более длительное время, изредка оборачиваясь и проверяя, где его мама. В этом возрасте ребенок учится регулировать свою агрессию, активно ее выражает. Многие родители чувствуют, что их маленький крошка изменился, стал строптивым. Для многих матерей это является поистине испытанием.
Матери важно помнить, что развитию самостоятельности ребенка способствует то факт, когда она внутренне может «отпустить» своего ребенка. Тревожная мать, которая не оставляет ребенка одного даже на незначительное время , не способствует его развитию, а тормозит его.

3. Ребенок третьего года жизни уже знает много слов, общается со взрослыми, активно манипулирует предметами. Развивается его мышление и речь, навыки по уходу за собой и т.д. Такой ребенок уже активно стремится к самостоятельности, развивается его интерес к настольным играм и первые навыки ролевой игры. В ролевые игры ребенок, возможно, еще не может играть сам, и его нужно учить этому — показывать ему приемы игры и самим играть со своим ребенком. Многие родители также обнаруживают сложности в способности «просто играть». Они пускаются в пространные объяснения, а ребенку интересна сама игра. В настольные игры ребенок третьего года жизни уже может играть до получаса самостоятельно. Только состояние нездоровья может вернуть его на некоторое время в состояние цепляния за мать. Нормой этого возраста является умение на некоторое время оставаться одному (при условии нахождения матери неподалеку). Здесь родители могут активно поощрять самостоятельные занятия ребенка, хвалить его за это, дарить ему маленькие сувениры за то, что он смог дождаться маму и некоторое время побыть один.

4. Ребенок четвертого года жизни уже значительно самостоятельнее трехлетнего малыша. Он уже умеет занять себя игрой и остаться один более продолжительное время, даже когда мать занята своми делами или из дома. В детском саду такие дети спокойны и принимают игру сверстников. Как правило , это активные подвижные игры, настольные игры, элементы игр с правилами и постепенно развивающиеся ролевые игры.

5. Дети пятого года жизни часто и подолгу могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. В это время напрасно просить их зайти домой покушать, они скорее предпочтут перекусить что-то прямо на улице, не прерывая игру. Обычно это ролевые игры и игры, где дети сами устанавливают правила, и подвижные игры. Они настойчиво отстаивают правильность или неправильность действий того или иного игрока, вводят штрафы за неиспонение правил и т.д. В этом возрасте дети упоительно играют. Настольные самостоятельные игры детей родителям важно стимулировать в вечернее время, так как они способствуют снятию напряжения, накопленного за целый день и постепенной подготовке ко сну.

Чтобы начить своего ребенка играть самостоятельно, родителям важно помнить некоторые правила.

1. Важно создать для ребенка специально отведенное и безопасное место для игр. Для маленького ребенка это может быть манеж, для ребенка постарше – уютно обрудованная детская комната или даже просто выделенный и отгороженный детский уголок . Это специально предназначенное для самостоятельных игр место, дает ребенку чувство безопасности и ответственности за «свое» пространство и игрушки. Размеры этого пространства зависят от возраста ребенка и размеров вашей квартиры. Устранить сквозняки и доступ к электрическим приборам, а также к предметам, которые могут причинить боль малышу (дверцы шкафов, комнатные двери и т.д.) – обязанность заботливых родителей.
2.

как научить играть с другими детьми?

Когда младенцы , оставаясь одни, проявляют беспокойство по поводу отстутствия взрослого рядом, мать может начать «переговариваться» с ребенком из другой комнаты. Пара фраз типа : «Все в порядке, мама рядом, скоро приду» помогут ребенку справиться со своей тревогой и продолжить игру.
3. Трех- четырехлетний ребенок с особым интересом может относиться к своему уголку творчества, который можно вместе с ним украсить и оборудовать. Даже в маленькой квартире у ребенка должно быть «свое» место, которое будет способствовать развитию его креативности, мышления и самостоятельности. Это может быть место, где ребенок чувствует себя самим собой. Здесь он может сосредоточиться на свободной игре, где его никто не контролирует, хотя бы некоторое время. Психологи и психоаналитики в детской психотерапии стремятся создать пространство для свободной игры детей, которая развивает самовыражение ребенка, и часто является очень терапевтичной для малыша. А профессионально направленная взрослым свободная игра снимает детские «зажатости» и страхи, корректирует многие проблемы «трудных» детей.
4. Игры способствуют развитию у ребенка навыка самостоятельно решать простые и сложные проблемы, не прибегая к помощи взрослых. Поддержка взрослыми этих качеств ребенка очень важна при этом.
5. Некоторым детям можно включить спокойную тихую музыку, которая снимет их напряжение, поспособствует возрастанию детской уверенности и инициативы. Музыка может также может дать пищу развитию новых идей в игре.
6. Важно поощрять ребенка к любым проявлениям самостоятельности в игре: отмечать время, проведенное без родителей, хвалить и эмоционально поддерживать малыша.
7. С любовью и пониманием отнеситесь к детской неуверенности в игре, поддерживайте инициативу и креативность вашего крохи.

Если ваш ребенок не хочет играть самостоятельно, то можно аккуратно стимулировать его к этому. Нет нужды постоянно развлекать пятилетнего малыша. Пока он не научился самостоятельно организовать свою игру, можно начать игру вместе с ним, предварительно предупредив его, что потом он продолжит игру сам, а вы займетесь необходимыми делами и оставите его одного. Некоторым детям это может придать уверенности в себе и поможет начать свою игру. Родителям важно играть с ребенком, а не играть вместо него. Важно создать пространство, а не занимать его собой. Для некоторых взрослых это сложно, так как они привыкли лидировать во всех сферах жизни.
В целом не стоит принуждать ребенка к самостоятельной игре. Если вы озабочены тем, что ваш уже подросший ребенок не играет самостоятельно, то можно обратиться к психологам, которые научат его играть и устранят причину его отказа от игры.

Задача родительского воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку стать автономной самостоятельной личностью. Это происходит постепенно, и навыки самостоятельной игры только могут способствовать взрослению ребенка, а не развитию его одиночества. В этом процессе взрослым следует соблюдать «золотую середину» в приучении ребенка к самостоятельности , принимая во внимание его возраст, учитывая его потребности и желания, тонко чувствуя его настроение, не принуждая ребенка к игре и не лишая его удовольствия играть вместе с родителем.
Парамонова Анжела Анатольевна, психолог –психоаналитик

Как приучить ребенка играть самостоятельно?

Для ребенка игра — самая важная работа, ведь в игре он приобретает основные навыки и умения, познает мир и возможности своего тела, учится общаться, развивает мышление. Делает он это не сам, ему на помощь приходят взрослые. Совместное времяпрепровождение идет на пользу и малышу и его родителям, они получают множество приятных эмоций и учатся лучше понимать друг друга. Но ведь существуют ситуации, когда просто необходимо, чтобы ребенок хоть какое-то время поиграл сам. И тогда то, что ребенок не играет самостоятельно, превращается в настоящую проблему.

Когда ребенок начнет играть самостоятельно, зависит от характера ребенка. Некоторые малыши с удовольствием возятся с игрушками и призывают взрослых в исключительных случаях. Но большинство детей нуждаются в компании постоянно, и даже новые игрушки увлекают их на пять минут, не больше. А ведь причина того, почему ребенок не играет сам, чаще всего в том, что мама в игре занимает слишком активную позицию — не дает ребенку проявлять инициативу, не подыгрывает ему, а всецело берет на себя руководство процессом. Ребенку же достается роль наблюдателя. Конечно, это тоже интересно, но без мамы играть у него не выходит. Поэтому и стоит задача – как научить ребенка играть самостоятельно.

Приучаем малыша играть самостоятельно

Малыши до полутора лет любят рассматривать и щупать предметы, изучать их свойства. Они еще не умеют играть привычными игрушками — кубиками, машинками, но обожают все то, что гремит, шуршит, и сверкает. Хороший способ, как приучить ребенка играть самостоятельно — увлечь его обычными домашними вещами. Радости малыша не будет предела, если выделить ему для игры несколько лопаток, ложек, разноцветных полиэтиленовых крышек, кастрюль разного размера. Конечно, будет несколько шумно, но ребенок какое-то время будет играть самостоятельно.

Детям постарше в качестве самостоятельного занятия можно предложить пазлы, кубики или конструктор. Главное — не мешать ребенку фантазировать, не торопить его, если не получается, и хвалить за каждое достижение. Очень важно проявлять интерес к занятиям ребенка, время от времени подсказывать варианты игры, но не навязывать их.

Как научить малыша играть с другими детьми

Что делать, если ребенок не хочет играть с другими детьми?

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш с удовольствием играл с другими детьми, чтобы он ни с кем не дрался и чтобы его никто из свестников не обижал. Но что делать, если ребенок не хочет играть с другими детьми?

Прежде, чем что-либо предпринимать, следует выяснить, почему ребенок отказывается играть с другими детьми. Причины вызывающие у ребенка нежелание общаться с другими детьми могут быть разные. Иногда дети с самого первого знакомства со сверстниками не проявляют особого интереса к совместным играм. А иногда такое поведение ребенка появляется резко, неожиданно, хотя раньше малыш не отказывался играть с детьми на детской площадке или в детском саду.

До определенного возраста ребенок общается практически только с родителями или другими взрослыми родственниками. И ему этого вполне хватает. Общение с другими детьми для ребенка в новинку: теперь он равный среди равных. Поэтому он учится устанавливать новые для него взаимоотношения и не всегда процесс этот протекает гладко и безболезненно. Дети могут ссориться, обзываться и даже драться, покуда научатся ладить между собой.

Почему ребенок не хочет играть с другими детьми? Причин может быть несколько:

  • другие дети его обижают;
  • он стесняется других детей;
  • ему скучно и неинтересно;
  • он не хочет делиться своими игрушками.

Если ребенок отказывается играть с другими детьми, потому что его обижают, то очень важно для родителей выяснить, почему это происходит. В чем причина конфликта? Ребенок слабее и меньше остальных? Или наоборот сам первый начинает обижать более слабых детей?

Возможно интересы малыша и других детей на площадке или в группе детского сада слишком разные. Если малыш вне группы или на другой детской площадке охотно играет с другими детьми, то скорей всего, ему не нравятся именно те дети, с которыми родители пытаются его подружить. Не следует навязывать ребенку друзей — пусть малыш сам выбирает, с кем ему играть.

Если ребенок не хочет играть с другими детьми, потому что не хочет делиться с ними игрушками, то задача родителей – научить его этому. Объяснить ребенку, что если он будет делиться своими игрушками, то и другие дети тоже поделятся с ним своими.

Нежелание ребенка играть с другими детьми проявляется по-разному. Одни дети стараются незаметно играть в сторонке, боясь подходить к незнакомым детям. Другие – ни на шаг не отпускают от себя маму. Третьи же сразу бросаются в драку.

Что же делать? Во-первых, родителям придется понять, что научиться играть с другими детьми для ребенка – это то же, что и научиться читать и писать. Поэтому важны терпение и последовательность родителей. Нельзя торопить ребенка, заставлять его общаться с другими детьми насильно. Не стоит также ругать и стыдить ребенка или, тем более, приводить ему в пример других детей. От таких «поощрений» желание ребенка поиграть с другими детьми вряд ли усилится.

А вот если мама на правах равного поиграет с ребенком, например, в песочнице, то она может продемонстрировать малышу, как приятно играть не одному, а вместе с кем-то. Кроме того, мама может выступить в роли «массовика-затейника» и придумать для детей на площадке пару простых игр, в которые дети смогут потом поиграть самостоятельно.


Смотрите также