Как научить играть на гитаре ребенка


Как обучать дошкольников игре на гитаре

В этом посте я поделюсь своим личным опытом обучения дошкольников игре на гитаре, а также кратко расскажу о сути цветовой методики.

  1. Без чего нельзя обучать детей
  2. Суть цветовой методики обучения игре на гитаре детей дошкольного возраста

 

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ

И это касается не только обучения игре на гитаре, но и различных других обучений, предметов или навыков. Пусть эти пункты будут вам полезны, даже если что-то покажется непонятным или что-то вызовет когнитивный диссонанс. Если же вы успешно работаете с детьми много лет и считаете себя специалистом высшего класса в этой области, то эти пункты можете прочесть хотя бы для уважения проделанной работы.

  • Любовь, контакт и понимание. В эти понятия я вкладываю перестройку мышления взрослого человека на мышление ребенка (которым когда-то обладал каждый из нас в детстве, но благополучно мог его забыть). Это по сути означает играть с ребенком во все его игры, включая шалости, раскрашивание стен фломастерами и купание кота в аквариуме с рыбками, разговаривать с ним на "одном языке", слушать и слышать его, но при всем при этом, будучи взрослым, не доводить до крайности (особенно с котом). Вы должны понимать ребенка как родная мама, безупречно считывать едва заметную мимику и интонацию и делать соответствующие действия во избежание стрессов и конфликтов и во имя продолжения счастливого детства. Самые профессиональные учителя ДМШ могут совершенно не найти подхода к самому обыкновенному здоровому ребенку. Потому что в работе с ним профессионализм гитариста преподавателя ДМШ выходит на второй план и тому есть множество подтверждений.
  • Собственное развитие и желание добиваться результатов. Я не стал бы склонять вас к вере в мой опыт как в истину в последней инстанции. Вы, преподаватель, родитель, имеете свой и можете лучше меня знать все особенности вашего ученика или ребенка. Однако, к чему я призываю и что сам постоянно делаю - изучать материалы из различных источников. Некоторые из них могут показаться далекими от темы обучения детей при беглом знакомстве. При глубоком рассмотрении Вы обнаружите много полезного. Кроме книг к таким источникам относятся отдельные исследования, видео по теме, опыт коллег, а также психологов, медицинских работников и воспитателей детских садов. Конечно же, без большого желания вникнуть в тему и добиться в ней хороших результатов, будет сложно. Однако, я надеюсь, что даже некоторые рекомендованные книги в конце этой статьи, окажут на вашу работу с детьми самое благотворное влияние.
  • Креативность, открытость и легкость. Нельзя обучить тому, чем сам не обладаешь. Вам предстоит "упаковывать" (трансформировать) любые знания и умения, которым вы обучаете в игры, рассказы и истории, а чуть позднее - в более сложные задания типа ребусы, раскраски, кроссворды, игру на гитаре. Дети не воспринимают мир как взрослые. У них другое мышление и восприятие. Изучите эту тему (в этот пост она просто не уместится) и применяйте прямо с сегодняшнего дня. Нет. Со вчерашнего. Так я объясняю открытость и легкость. Ребенку не нужно говорить, давай поиграем с тобой в игру. Нужно брать и играть, увлекая его и самого себя. И делать это легко и сразу, неподдельно и увлеченно.

Многими из свойств выше обладают бабушки и дедушки, ввиду наличия свободного времени, желания быть ближе к внукам и некоторых сходств в мышлении. Трудоустроенным родителям бывает сложнее в этом смысле. Но в этом и суть задачи. Найти время и возможности для себя, а также методы и способы, инструменты и дополнительные материалы для юного создания.

 

СУТЬ ЦВЕТОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Я много писал о различиях в цветовых подходах и здесь не буду повторяться. Сразу перейду к техническому методу записи цветных нот. Именно это словосочетание порой привлекает внимание преподавателей и родителей, срабатывая как триггер, как свет для мотылька. Однако, повторюсь, это ничто по сравнению с первым блоком информации. Это всего лишь один из способов записи звуков для дальнейшей их передачи и/или вопроизведения на гитаре.

   - Ещё примеры творческих подходов в обучении малышей

Да, этот способ прост и подходит для детей практически с того возраста, когда они начали различать впервые в своей жизни 6 цветов, требуемых для записи шести струн гитары (мой личный опыт начала занятий с ребенком игрой на гитаре - в 2 года). Но самый короткий путь для обучения детей игре на гитаре - это здоровый ребенок в отличном настроении, гитара и креативная смекалка.

Итак. Каждая струна имеет свой цвет. Игра на начальном этапе производится в первой позиции на открытых струнах. Желтый кружок - защипываем желтую первую струну столько раз, сколько кружков нарисовано. Кстати сказать, кружки можно заменить и помидорами, и лимонами, и картофелинами. Здесь добро пожаловать вашему совместному с ребенком творчеству. Дайте себе волю!

На первом этапе играем попевки на открытых струнах. Цель этого этапа - с удовольствием защипывать струны и уметь перепрыгивать на разные из них.

Дальнейшие этапы - простой аккомпанемент на открытых струнах гитары, эксперименты с ритмом на открытых струнах, прижатие струн в первой позиции, аккомпанемент известных песен, строящихся на нескольких простых аккордах, далее усложнение одноголосных мелодий и т.д.

Задача этой статьи - показать что важно понимать для начала занятий на гитаре с ребенком дошкольного возраста и рассказать о сути цветовой методики. Уже конкретные игры, попевки, пьески, аккорды на трех струнах и их применение, ребусы, раскраски, музыкальные пазлы, а также многочисленные другие креативные занятия будут включены в сборник "Мармеладки юного музыканта", готовящегося к выходу в свет.

Некоторые полезные материалы по теме:

Задайте вопрос по теме или поделитесь опытом обучения малышей. За лучшие комментарии - полезный подарок.

 

queenguitar.by

Уроки игры на гитаре для детей

Родители, выбирающие для детей музыкальное образование, все чаще останавливаются на уроках гитары. Она дешевле фортепиано, легче аккордеона, популярнее народных инструментов. Базовые навыки игры на гитаре сыграют роль в развитии ребенка и помогут ему в будущем стать «душой» любой неформальной компании.

Этап 1. Подготовительный

Прежде, чем записываться на курсы, обратите внимание на:

  • Соответствие возраста. Современные методики позволяют учить игре на гитаре с 4-5 лет. Но если ребенок еще не освоил простейшие социальные навыки, обучение будет мучительным для всех. Как минимум он должен уметь выражать свои мысли, не бояться взаимодействовать с незнакомыми людьми, понимать слова, которые ему говорят.
  • Предрасположенность. Педагог обязательно проверит музыкальные способности вашего чада. Если они минимальны, не стоит отчаиваться, средний уровень достижим всегда. Однако нужно понимать, что обучение потребует чуть больше времени и сил.
  • Готовность регулярно заниматься дома. Даже самые лучшие курсы не гарантируют результат, если не выполнять домашние задания. Идеальным вариантом будет наличие среди членов семьи человека с хорошим слухом и готовностью учиться вместе с маленьким гитаристом.
  • Финансовые затраты. Индивидуальный инструмент, пюпитр, подставка для ноги, тюнер – должны быть минимум среднего качества. Гитару придется менять по мере роста ребенка.

Чтобы вдохновить на занятия, посмотрите видео с детьми, играющими на гитаре. Покажите выступление взрослых гитаристов, сводите сына или дочь на концерт классической гитарной музыки.

Не обещайте за уроки новый конструктор, планшет, сладости! Музыка должна быть самоцелью. Говорите о том, как будет здорово, когда он научится играть. Вдохновляйте домашними мини-концертами для бабушек, дедушек и любимых игрушек, покупкой музыкальных сувениров (брелки-гитары, красивые нотные папки, наклейки на пюпитр и т.д.)

Важно: не заставляйте детей заниматься, если они категорически против! Поверьте, лучше подождать пару лет, чем привить отвращение к музыке.

Этап 2. Куда пойти учиться?

Выбираем одно из двух популярных направлений: специализированная школа или частные уроки.

Музыкальная школа

Этот выбор будет оптимальным, если вы хотите, чтобы дети научились играть на гитаре и получили музыкальное образование.

Большинство школ преподают дополнительные дисциплины, включающие игру на втором инструменте (фортепиано, баян, скрипка), сольфеджио, хоровое пение и участие в ансамбле.

Профессиональные педагоги проконтролируют правильную постановку рук, помогут освоить переборы, научат классическим этюдам, подберут упражнения для развития слуха и голоса. Программа предусматривает знакомство с теорией музыки, биографиями композиторов, выступление на конкурсах.

После получения диплома музыкальной школы можно учиться в училище или консерватории.

Недостатки: большая нагрузка, длительный процесс, изучение множества «необязательных» предметов. Вы не сможете выбрать педагога сами. Детям (особенно младшим школьникам) будет сложно совмещать учебу в обычной школе и дополнительные занятия.

Частные уроки

Главные преимущества частных занятий – возможность договориться с преподавателем, индивидуальный подход к каждому ученику.

Одна из самых забавных методик – «Интегрально–Матричный Метод Игры (ИММИ). Гитара «Радуга».

Этот курс разработан белорусским гитаристом Юрием Куриловичем 15 лет назад. Его основа – цветовое обозначение каждой ноты (ведь и цветов и нот одинаковое количество). На гриф детской гитары под струны наклеиваются маленькие прямоугольники цветного скотча, которые облегчают визуализацию нот. Метод основан на цельном игровом восприятии звука, движения и цвета. Дополнение к нему – компьютерные программы, иллюстрированные нотные сборники-раскраски, пальчиковые музыкальные модули. Игровая форма увлечет детей от 3-х лет и поможет взрослым, которые никогда не держали в руках гитару.

Игровой способ обучения используют также последователи Вальдорфской педагогики и метода элементарного музицирования Карла Орфа.

Школьники постарше наверняка оценят классические методики преподавания. Им понравится «взрослость» происходящего, камерное звучание гитары, запись музыки нотными кодами, возможность выучить более сложные мелодии из различных музыкальных направлений.

Результатом базового курса у репетитора (в зависимости от частоты занятий и предрасположенности ребенка) будут:

  • правильная посадка, постановка обеих рук, их синхронизация;
  • знание нотной грамоты, умение извлекать «чистые» звуки;
  • владение ритмом, гитарные гаммы, переборы (с басом и без)
  • простые пьесы, этюды, аккомпанемент;
  • элементарная настройка гитары

Частные уроки можно брать на дому или приглашать преподавателя к себе. Единственным минусом будет их стоимость.

Этап 3. Выбор инструмента

Вначале педагог предложит определиться с выбором гитары.

Для начинающего гитариста подойдет маленькая классическая гитара с нейлоновыми струнами. Звучание металлических струн, несомненно, глубже и полнее, однако они могут травмировать детские пальцы и вызывать болезненные ощущения при игре.

Размер гитары определяется возрастом и ростом музыканта. Для малыша 3-6 лет выбирают инструмент размером ¼ от взрослой гитары. Ребенок постарше, ростом между 120 и 135 см, осилит уже ½. Более высоким детям подойдет ¾ стандартного размера. После 12 лет имеет значение комплекция ребенка. У атлетически сложенного мальчика получится играть на полноразмерной гитаре. А хрупкой невысокой девочке лучше оставить инструмент ¾.

Не стоит сразу покупать дорогую гитару от известной фирмы, так как всегда есть шанс, что ваш ребенок со временем охладеет к музыке. Однако выбирать дешевый инструмент с плохим звучанием, буквально разваливающийся в руках, тоже не надо. Оптимальным вариантом будет маленькая гитара начального уровня со средним качеством и полноразмерная качественная вторая гитара – если подросшие дети захотят играть дальше.

Важно: инструмент должен визуально нравиться маленькому гитаристу. В идеале ребенок должен участвовать в выборе и покупке. Тогда формируется первая эмоциональная привязанность, в дальнейшем облегчающая обучение.

Дополнительные аксессуары приобретаются уже после согласования с педагогом. Обязательны подставка для ног (для малышей – даже две, повыше и пониже), пюпитр оптимальной высоты, гитарный чехол, комплект запасных струн. Наличие профессиональных аксессуаров (медиатора, каподастра) на начальном этапе не обязательно. Но будьте готовы приобрести хотя бы простейший тюнер. Ведь настраивать гитару для домашних занятий, скорее всего, придется вам.

Заключение

Какое бы решение вы ни приняли, помните, что играть на гитаре придется ребенку. А значит, процесс должен нравиться в первую очередь ему.

Не стоит ориентировать сына или дочь только на победы в конкурсах и высокие оценки. Возможность прикоснуться к искусству (да-да, простенькие гитарные песенки – это тоже искусство), ощутить себя творцом звука, почувствовать, как из-под пальцев льется мелодия – само по себе бесценно.

Почаще хвалите детей, не заставляйте их часами корпеть над инструментом. Лучше сделать три подхода по двадцать минут, чем один – на час, но со скандалом.

Учеба игры на гитаре подарит вам бесценное время общения с детьми.

reproduktor.net

Работа с детьми 6–7 лет на начальном этапе обучения в классе гитары

Тема “Работа с детьми 6-7 лет на начальном этапе обучения в классе гитары” выбрана не случайно. В данном случае, говоря о начальном этапе обучения, я подразумеваю первые полтора месяца обучения. Причем, намеренно не останавливаюсь отдельно на вопросе изучения нотной грамоты и не рассматриваю подробно вопросы посадки и постановки рук. Все приведенные примеры были опробованы на практике с первоклассниками 7 лет. Полученный опыт изложен в данной работе.

Не секрет, что ещё не так давно было распространено мнение, что начинать заниматься на гитаре лучше всего в 9-10 лет. Да, в отдельных случаях это действительно так. Каждый ребенок развивается индивидуально. Есть дети, которые и в этом возрасте (9-10 лет) не слишком быстро и легко усваивают несложные начальные музыкальные знания. Возможно, в этом случае, нужно просто изменить методику преподавания, найти индивидуальный подход к данному конкретному ребёнку, заново осмыслить и по-другому преподнести нужный материал. Каждый ребёнок по-своему талантлив. Конечно, не каждый сможет стать профессиональным музыкантом, но полюбить свой инструмент и научиться слушать, понимать и исполнять музыку может научиться каждый на своём уровне. Но в основном, с развитием раннего музыкального образования, где дети получают начальные понятия и навыки творчества с 4-5 лет, при условии, что ребенок достаточно подрос, окреп и имеет большое желание научиться играть, занятия на инструменте можно и нужно начинать в возрасте 6-7 лет. Дети раннего возраста имеют больший потенциал для развития, и чем раньше начнут заниматься, тем выше результаты можно ожидать. Прежде всего, это может быть связано с эластичностью мышц детей дошкольного возраста.

Целью этого урока было проанализировать вопрос формирования у детей 6-7 лет основных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Задачи урока.

1. Определить современные тенденции в вопросе начального обучения детей в классе гитары.

2. Обобщение опыта первых занятий с детьми 6-7 лет в классе гитары.

3. Разработка нового практического материала и его применение.

Первый урок – важное событие в жизни не только ученика, но и преподавателя. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Пусть ребенок освоится в незнакомой для него обстановке, постарайтесь расположить его к себе. Не с каждым учеником сразу получится установить контакт и завоевать его доверие. Педагогическая работа в музыкальной школе требует от преподавателя помимо знания своего предмета, наличия комплекса знаний из области педагогики, психологии, физиологии. Хороший педагог, кроме этого, должен обладать рядом человеческих качеств, - главные из которых чувство юмора, доброта и любовь к детям.

На первом уроке мы обычно говорим о том, почему ученик из всего многообразия инструментов выбирает именно гитару, запоминаем названия частей гитары, особо непривычные названия повторяем, смотрим, из чего же сделаны струны. “А оказывается они драгоценные, серебряные. А внутри шелковые нити! А ещё бывают золотые!”, разматываем заранее подготовленную старую струну. Полный восторг. Это очень интересно. Первые три струны не вызывают такого интереса после объяснения, что это - не “лески”, а нейлон.

После этого, для закрепления материала мы подписываем части гитары на заранее приготовленной картинке. Картинка может быть забавная, а задание не простое. Мало кто из детей с первого раза запомнит все названия (конечно пятку и барабан помнят все, розетку почти все, кое-кто назовёт подставку, порожки запоминают ассоциативно с дверью, и т.д.).

И, конечно же, в самый первый урок мы пытаемся освоить посадку. Каждый ребенок с нетерпением ждёт этого момента. Не стоит в очередной раз говорить о важности правильной посадки. Процитируем слова израильского педагога И.Уршальми: “ Правильная посадка характеризуется следующим: максимальная длина позвоночника, шея естественно продолжает позвоночник, грудь и спина расправлены, расстояние от ушей до плеч предельное. Посадка поддерживается воображаемым “эластичным” крестом. Нам остается лишь сохранять его форму”.

По поводу посадки и постановки рук написано много литературы. Есть какие-то общие принципы, есть и расхождения. Наверное, нужно индивидуально подходить к вопросу посадки с каждым ребенком, исходя из физического развития и особенностей телосложения. Часто бывает, что маленький ребенок быстрее находит удобную и правильную для себя посадку, чем взрослый.

На раннем этапе обучения хороший результат дают уроки с двумя учениками одновременно. В классе создаётся не только коллективная творческая атмосфера. Ребенок может на примере другого ученика заметить свои ошибки, сравнить свои успехи, знания. А также, это замечательная возможность поиграть в ансамбле, а значит ещё одна возможность для развития слуха и ритма. На мой взгляд, занятия на начальном этапе должны проходить так: один урок индивидуальный, второй – один на двоих учеников. При таком расписании каждый ребенок будет стараться больше узнать на своём индивидуальном уроке, чтобы иметь возможность блеснуть знаниями на сдвоенном.

Преподаватель в работе с детьми 6-7 лет должен творчески подходить к занятиям, исходя из принципа: пока все это интересно мне – это будет интересно и ученику. Ученик (тем более в этом возрасте) сразу почувствует, что учитель устал, что отвлёкся на какие-то свои мысли, и тоже теряет интерес к уроку. Главная задача первых уроков – это “заразить” ученика своей увлеченностью, не давать ему отвлечь свое внимание на что-то постороннее. Если ученик устал, нужно просто сменить вид работы. Ребенку в этом возрасте трудно спокойно усидеть на одном месте в течение 40 минут. Можно поставить инструмент и заняться в это время пальчиковой гимнастикой, или просто сделать несколько разминочных упражнений вместе с преподавателем. Всегда нужно помнить, что ребенок, пусть и маленький, но уже человек, у которого могут быть свои проблемы и свои радости. Возможно, иногда, этому придётся посвятить часть урока, т.к. не выговорившись, сосредоточиться на решении какой-нибудь задаче ему будет просто невозможно.

Вообще все первые занятия должны проходить в игровой, занимательной форме. Преподавателю приходится использовать всю свою фантазию, чтобы в каждое занятие внести что-то необычное, какую-то “изюминку”. Сложно постоянно поддерживать в ребенке чувство заинтересованности. Из всего не слишком богатого материала для самых маленьких трудно выбрать что-то особенное, поэтому многие преподаватели сами придумывают несложные пьески и упражнения для начинающих.

На первых уроках мы не занимаемся изучением нотной грамоты, т.к. дети этого возраста обычно не умеют писать. Мы занимаемся развитием слуха и чувства ритма. Исходя из опыта работы, начинать обучение нужно с практики, постепенно и незаметно подводя теоретическую базу. Приведем несколько примеров пьес и упражнений для гитары, которые мы исполняем уже в первый месяц обучения. Вне ритма не должно быть никакой технической тренировки. Стихотворные тексты даны не только ради занимательности, но и для их ритмизации. Обязателен слуховой контроль со стороны ученика на качество извлекаемого звука, его продолжительность, тембр. Сразу можно обратить внимание ученика на тембровое разнообразие гитарного звука.

Упражнения для правой руки

Кап-кап. (из “Азбуки гитариста” Ю Кузина).

Очень красивая и грустная песенка с аккомпанементом. Можно поговорить о характере мелодии. Можно представить себе: вот дождик начинается, идет всё сильнее (крещендо), а потом успокаивается, тише, тише, и появилась радуга, выглянуло солнце (диминуэндо). Играем медленно и следим, чтобы при крещендо правая рука не напрягалась. Для развития образного мышления можно предложить ученику нарисовать картинку к этой пьесе.

Вообще все мелодии на одной струне можно пробовать играть тремя способами: легато, нон легато и пробовать стаккато. Следить за напряжением правой руки.

Бегемот

Рисунок 1а

Стихотворение – ритм. Первую фразу играем по первой струне чередованием пальцев im , вторая фраза должна играться пальцами mi. На этом этапе всё проходит легко и просто. Усложняем задачу. Добавим шестой бас пальцем р. Сложность в том, чтобы сохранить правильное чередование пальцев во 2-й фразе. Стихи пропеваются ребенком вслух. Со временем правильное чередование входит в привычку и упражнение можно усложнить. Первую фразу играем крещендо: бегемот всплывает из болота, открывает рот и требует булку. Вторую фразу играем диминуэндо: бегемот съел булку, закрыл рот и опять нырнул в болото. Не всегда у детей получается синхронно играть верхний голос и бас: это квакают лягушки, которых проглотил случайно бегемот. Нужно внимательно послушать себя, играть легко, не давить на струну, а гладить её мягко и быстро и тогда лягушки выпрыгнут и нырнут обратно в болото. Использование упражнений с басом придаёт кисти устойчиво высокое положение над декой. Практика показывает, что именно в упражнениях на двойное апойяндо кисть правой руки занимает нужное положение.

Курочка

Рисунок 1б

Упражнение – ритм на чередование пальцев правой руки. Первая фраза играется пальцами ami, а вторая – ima. Бас играется сразу на первую из трёх нот. В конце фразы два лишних звука сокращаются. Слова поются ребенком вслух. Упражнение развивает все пальцы правой руки.

Тётка Агашка. (из сборника В. Калинина)

Рисунок 1в

Тётка Агашка, сшей мне рубашку.

Снова ритм, чередование пальцев im в правой руке. Сложность в том, что ритм здесь с использованием разных длительностей: четвертей и восьмых. Мы разделяем песенку на такты (на пуговицы) и прорабатываем чередование в каждом такте по порядку. Ещё немного затрудняет всё пятый бас. Если у ребёнка сразу не получается следить за всем – играем сначала шестой бас.

Ладушки. (из сборника В. Калинина)

Рисунок 1г

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

Ритм и чередование пальцев im. Можно использовать аппликатуру ami. Используются пятый и шестой бас.

Если кисть правой руки заняла стабильно устойчивое положение при игре на одной струне и игре двойного апойяндо, можно пробовать чередовать пальцы на разных струнах – от шестой до первой и обратно.

Лесенка

Рисунок 1д

Поднимаемся и спускаемся по лесенке с 1-й ступеньки до 6-й и обратно (вверх и вниз). Важное условие! Сначала ставим на ступеньку одну ногу, потом обязательно другую. Когда уверенно освоим это движение, можно делать по одному шагу на ступеньку (на струну).

Небольшую сложность здесь представляет движение пальцев вниз по струнам. Необходимо внимательно следить за чередованием.

Упражнениями для левой руки начинаем заниматься чуть позже, на 5-6 уроках, а потом занимаемся параллельно с упражнениями для правой руки.

Упражнения для левой руки

(Упражнения. И Шувалова)

Рисунок 2а

1.Расставляем пальцы от v лада. Ближе к ногтю, ближе к порожку

1-2-3-4

1-2, 2-3, 3-4.

1-2, 1-3, 1-4.

Лады – лесенки, у каждого пальца своя ступенька.

Скакалка (С. Лабутин).

От XII лада к I на каждый ставится 2-й палец, затем играется открытая струна. Можно повторить с 1-м, 3-м, 4-м пальцами. Следить за правильной постановкой пальцев, не прятать свободные пальцы под гриф, не поднимать высоко рабочий палец. Сначала играть очень медленно, следить также за чередованием пальцев правой руки.

Лошадка (С. Лабутин).

От XII лада к I, от каждого лада играется 3-й, 2-й пальцы, открытая струна.

Играть медленно, следить за руками.

Гусеница (С. Лабутин).

Гусеница ползёт по ветке вверх на дерево. От I лада вверх пальцы 1-2-3-4. Расставляем и оставляем на ладах. Затем 1-й палец скользит на следующий лад и всё повторяется. Гусеница доползла до XII лада, съела яблоко и ползёт вниз по ветке, довольная и сытая. Возможно, сначала поиграть одной левой рукой.

Каруселька. (В. Донских).

Рисунок 2б

Песенку можно играть и без знания нот, по схеме. Очень нравится детям.

Две песенки из сборника В.Донских:

“Жук” и “Зимушка-зима”

Рисунки 2в и 3а

Объясняем ребенку, что такое аккорд. Играем по первой струне, и ритмически точно добавляем аккорды по открытым струнам. Оказывается, это не у всех сразу получается. Во время исполнения аккордов освобождаем правую руку от напряжения.

Все эти упражнения можно играть по схеме, ещё до изучения нот. Это не отвлекает ребенка от постоянного контроля за руками, от чёткого произношения ритма. Позже необходимо заново просмотреть все уже в нотной записи.

Чуть позже начинаем изучать ноты и длительности. Пальцы правой руки должны уверенно чередоваться, а пальцы левой руки достаточно окрепнуть, чтобы зажимать лады в первой позиции. Ноты мы изучаем на каждой струне отдельно в первой позиции или в пятой. Песенки сначала тоже подбираем на одной струне, чтобы была возможность следить за чередованием пальцев в правой руке.

Легко дети воспринимают песенки, написанные двойными нотами, например р.н.п. “Как под горкой”

Рисунок 3б

Как под горкой под горой торговал старик золой.

Картошка моя – вся поджаренная.

Уместно будет поговорить о том, куда движется мелодия, какие длительности используются, назвать ноты, попробовать пропеть мелодию с учеником.

“Я гуляю во дворе”

Рисунок 3в

Следующая песенка вплотную подводит нас к изучению гаммы До мажор.

Я гуляю во дворе,
Вижу домик на горе.
По ступенькам поднимусь
И в окошко постучусь.

Поговорим о том, куда движется мелодия, как движется мелодия: поступенно или скачками. Обратим внимание на вторую фразу – гаммаобразное движение. Проговорим все ноты, пропоём мелодию, попытаемся сделать крещендо к верхней ноте до во второй строчке. Следим за чередованием пальцев правой руки при переходе со струны на струну.

Длительности (ритмы) изучать начинаем со 2-го урока. Сначала в виде стихов, записанных палочками, постепенно переходя к конкретным длительностям.

Со счетом вслух играем ряд основных длительностей в размере 4/4. Стараемся придерживаться единого темпа. Шестнадцатые дети с первого раза вряд ли смогут исполнить, преподаватель должен сыграть их сам.

При изучении длительностей очень полезно поиграть ансамблем со счетом вслух. Например, мелодии Д.Дюарта: “Моя п

urok.1sept.ru

Уроки игры на гитаре для детей

Обучение в школе гитары

обучение игре на гитаре для детей имеет ряд особенностей. Если, например, фортепиано для всех возрастов будет одинаковое, то с гитаристам уже не так просто. Какой инструмент подойдет в вашем случае можно узнать из нашей специальной статьи на эту тему.

Детская школа гитары

В обычном государственном заведении есть постоянная обязательная программа для изучения. Она одинаковая для всех школ. Часто это уже не актуальная и неинтересная программа не для современного музыканта. Это классическое образование. упускающее множество трендов последних лет. Тем более это становится актуально ввиду того, что лишь единицы учеников связывают с музыкой свое профессиональное будущее.

Детская школа гитары FMusic предлагает индивидуальный подход для каждого ребенка. Ведь ваш ребенок, сколько бы лет ему не было, он же такой один не похожий ни на кого.

Поем и играем то, что нравится

Уже в 5 лет малыш может понять что ему больше по душе, а что меньше. Совсем просто это сделать в 12 лет. В 16 любому человеку точно ясно, что он хочет слушать и что хочет научиться играть.

Уже На первом бесплатном уроке можно исполнить свою первую мелодию! А самое главное то, что преподаватель скажет вам как стоит организовать процесс обучения, чтобы он проходил интересно и каждый раз с желанием узнать новый материал.

Иногда малышам стоит начать обучение игре с укулеле. Это маленький гавайский инструмент ставший очень популярным в последнее время благодаря своей компактности и отличному звучанию.

Стоит ли сначала учиться играть на укулеле тоже подскажет педагог во время первого знакомства.

Умение приходит с практикой. Чтобы хотелось больше практиковаться, процесс изучения материала должен быть интересным.

Обучение на гитаре для начинающих детей

Чаще всего ребенок, приходя на занятия музыкой не имеет до этого никаких музыкальных знаний или они слишком теоретические и поверхностные. Обучение на гитаре для начинающих детей стартует с игры нескольких аккордов. Буквально на одном, базовом, занятии можно выучить первые 3 аккорда, чтобы репетировать дома новую песню.

Не стоит загружать новых музыкантов большим объемом теории. Это стоит делать лишь тогда, когда человек втянулся и сам этого захотел, чтобы развить свои навыки и улучшить понимание происходящего.

Пока мы не начали импровизировать и играть сложные вещи. мы учим любимые песни, которые тут же можно будет исполнять вместе с друзьями, родственниками или даже просто для себя, в зависимости от настроения.

Наши педагоги

Познакомьтесь с нашими педагогами, посмотрев видео!

Все наши преподаватели имеют высшее музыкальное образование. Большинство из них лауреаты музыкальных конкурсов и практикующие музыканты.

Но это не самое главное. Важно то, что каждый из них имеет опыт работы с детьми и обучения в течение минимум 3-х лет.

Хотите ли вы вырастить настоящего музыканта или просто отдать ребенка в школу гитары для детей на занятия музыкой для общего развития. В любом случае вы и ваш сын или дочь получат тот результат, которого они хотят добиться.

Видеоуроки

Если у вас уже есть инструмент, перед тем как посетить FMusic посмотрите наши обучающие видео. Вы сможете еще лучше познакомиться с некоторыми преподавателями и заодно выучить что-то новенькое, если уже что-то умеете играть.

Бесплатное занятие

Приглашаем вас посетить первый урок в любой день недели, когда вам будет удобно.

Первое занятие бесплатное. Приходите, вместе с детьми подержать в руках гитару и попробовать сыграть свою первую песню уже на первом уроке.

Занятия проходят каждый день с 10 утра до 10 вечера. Запишитесь сегодня!

shkolamuzyki.ru

Как весело обучать игре на гитаре – Гитарный журнал

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый “Гитарный журнал”! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный “Гитарный журнал” – “прямо эмейлом по фэйсу” (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на “Я встретил Вас…” – это мне как-то ближе. А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте. Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно. В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г. Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт. Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру “Интервью”.

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре “Магнит” на удержание внимания.

Магнит
Сначала выясняем, что такое магнит. После чего педагог предлагает детям проверить “магнитность” их рук и коленей, ног и пола, рук и головы, ладоней и т.д. Сила “магнитности” проверяется педагогом или одним из детей: надо разомкнуть смагниченные руки, ноги… Конечно, взрослому человеку сделать это нетрудно, здесь важно вызвать у ребят необходимость концентрации воли, силы. Детям игра нравится, она вливает в них мышечную энергию, активизирует тело при достаточно пассивном поведении. Другой уровень игры “Магнит” – “Магнитные глаза”. Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам, кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога: “Магнит!” моментально собирает и организует детей.

Зеркало
Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного выполнения предыдущего уровня. Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но ещё и чувство метро-ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата – положение гитары, посадка гитариста, постановка рук.

Имитационность – педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. – насколько хватит вашей фантазии), а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально “поедать” его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности и полного включения воли, устраиваем игру “на победителя” – тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность – педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должны воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания.

Налаженность исполнительского аппарата – игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента – это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию.

Дальнейшее обучение я условно подразделяю на три периода:

• элементарное музицирование на гитаре
• донотное музицирование на гитаре
• первоначальный нотный период

Элементарное музицирование
Элементарное музицирование – это практический способ введения ребёнка в мир музыки, в мир этико-эстетических категорий через метроритмические и звуковысотные “праэлементы”, которые выросли из речи и пока ещё не музыка в нашем понимании. Тем не менее, они уже являются составной частью основного музыкального закона, открытого Пифагором.
Этому закону подчиняется всё – макро- и микрокосмос, его живая и неживая материя. Если согласиться с такой формулировкой, становится ясно, почему ребёнок в утробе матери реагирует на внешние, в частности, музыкальные раздражители; почему после рождения он адекватно реагирует на разнообразные интонации человеческой речи; почему, постепенно взрослея, эмоционально имитирует окружающие его музыкальные звуки; почему занятия музыкой для многих детей становятся естественной частью их существования. Напрашивается важный вывод, что система элементарного музицирования, включающая пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах, разработанная в 30-е годы ХХ века австрийским композитором Карлом Орфом (1895-1982), угадала потребность в этико-эстетическом воспитании человечества (простите за пафос).

Как известно, Карл Орф разработал и специальный детский инструментарий для элементарного музицирования, в основе которого лежали профессиональные музыкальные инструменты, приспособленные для детей: ксилофон, вибрафон, флейта, арфа, ударные инструменты. Почему-то гитара осталась вне поля его внимания, видимо, Карл Орф не предполагал универсальных возможностей гитары, иначе он бы использовал широкие возможности подражательного свойства этого до сих пор ещё до конца непознанного инструмента. Перефразируя Робера Видаля и Андреса Сеговию, можно сказать, что гитара – благодатный инструмент, известный с древнейших времен, избалованное дитя музыки, каждому близкий, готовый на всё, самый легкий инструмент в мире для элементарного музицирования. Подтверждение тому – “Венецианский карнавал” и Вариации на тему Хоты Франсиско Тарреги, пьесы Никиты Кошкина и др., где композиторы блестяще демонстрируют имитационные возможности гитары.

Продолжение следует…

Илья Шумайлов – педагог структурного подразделения ГОУ СОШ № 1992, ЦТРИГОД “Лидер” (город Москва).

guitarmag.net

Ребенок и гитара. Часть 1 - С чего начать

Рано или поздно перед родителями возникает вопрос: на какой кружок или секцию отдать ребенка? Среди большого количества всевозможных занятий выбрать трудно, но сделать это придется. Если ваш выбор пал на музыкальное направление и в частности на гитару, то сегодня я дам вам основные тезисы, чтобы вы с осознанием к этому подошли. И, возможно, из вашего чада когда-нибудь получится великий мастер.

Да-да, сам факт того, что вы отдаете его обучаться премудростям игры, не сделает из его гитариста, как вы не старайтесь. Ребенок может сколь угодно долго ходить на занятия, потому что "так надо", выполнять задания учителя, но может остаться посредственным гитаристом. Да и гитаристом ли? А вот если вы действительно хотите создать для него благоприятные условия, стимулировать его во время процесса обучения, помогать и учиться вместе с ним, тогда эта статья - для вас!

П.С. Эта заметка - первая из детского цикла относительно гитарного дела. Мне очень важен отклик родителей, которые уже сталкивались с этим, планируют столкнуться и просто людей, которые могут как-то дополнить мои слова. Материала об этом на самом деле очень мало в интернете и он разбросан. Пишу, как говорится, "с головы" и о том, с чем приходилось сталкиваться. Так что обратная связь мне важна.

Отпишитесь по возможности...

1. В каком возрасте уже можно приобщать ребенка к гитаре?

На этот вопрос никто не дает однозначных ответов, потому что случай на случай не приходится. Возраст ребенка не всегда показатель, так как некоторые дети достаточно крепки уже в 6-ти летнем возрасте, чтобы держать гитару и пробовать извлекать звуки из струн. Другие же дети могут созреть для этого только к 8-ми годам. История мирового гитаризма знает случаи, когда 4-х летний ребенок брал гитару в руки (Томми Эммануель) и показывал серьезные результаты. В любом случае вам ничего не следует бояться, если правильно подойти к выбору инструмента.

Для возраста 4-6 лет надо покупать самую маленькую гитару размера 1/8, дабы ваш ребенок смог полноценно удерживать гитару, охватывать гриф своей небольшой ручкой, достаточно сильно прижимать струны, чтобы получать звук. Для возраста 6-8 лет подойдет уже гитара половинного размера (1/2). Для детей 8-11 лет можно покупать инструмент размером 3/4. От 11 лет присматривайтесь к полноразмерным гитарам, так как подростки уже достаточно окрепли для такого инструмента.


Все эти гитары отличаются лишь размерами: пропорционально уменьшенным грифом, декой и общим весом. Советую вам не строго придерживаться этих строчек, а смотреть по развитию вашего ребенка. Бывает так, что 8-летние дети уже вполне могут заниматься на взрослой гитаре, а бывает и так, что надо взять инструмент поменьше. Лучше всего взять ребенка с собой в музыкальный магазин, попробовать, примерить.

Чем чревато, если вы купите гитару, размером меньше требуемой?
В принципе ничем, кроме того, что потом придется привыкать к новому размеру инструмента, в то время как уже давно можно было на нем играть.

Чем чревато, если гитара будет больше, чем подходит ребенку?
В таком случае ему придется прилагать усилия не по возрасту, сидеть будет неудобно, мышцы рук будут болеть, и в конце-концов у ребенка пропадет охота учиться, как бы вы его не заставляли...

2. Как свести к минимуму дискомфорт у ребенка при обучении?

Основные причины дискомфорта - это:


  • боль в подушечках пальцев от прижимания струн;

  • боль в мышцах кисти руки, которая работает с грифом;

  • дискомфорт от непривычной позы с гитарой;

  • боль в подушечках пальцев руки, которая перебирает струны (редко).

После этого списка вам и вашему ребенку не нужно бояться слова «боль», потому что через это проходят все, да и ее можно минимизировать. Сама боль в подушечках пальцев возникает от того, что для получения качественного звука струны надо прижимать с определенным достаточным усилием. Ввиду того, что струны - тверже человеческих (а особенно детских) пальцев, кожа на подушечках должна загрубеть, а пальцы - окрепнуть. Иными словами говоря - пока не появятся мозоли. Кожа натирается, и этот процесс сопровождается болью, особенно когда приходится повторно прижимать струны. И когда в таких ситуациях взрослые могут волевым усилием заставить себя терпеть, то дети всячески стараются прекратить играть.

В такой ситуации вам, как родителю, я рекомендую действовать по следующему сценарию:


  • начинать с нейлоновых струн. Они мягче, и пальцы будут страдать намного меньше, при том на обеих руках. Впоследствии, при переходе на металлические струны дискомфорта почти не будет;

  • объяснить ребенку, почему эта боль возникает, когда она пройдет, и каких результатов можно достичь хороших результатов, если не сдаваться. А боль пройдет всего лишь через пару недель, в зависимости от интенсивности тренировок. Когда пальцы начнут болеть, дайте ребенку день отдыха, а в последующие дни следите, чтобы он тренировался по чуть-чуть, не злоупотребляя. Увеличивайте время игры только если боль постепенно уходит - это значит, что кожа загрубляется, а пальцы крепнут...


Боль в мышцах кисти рук ребенка может возникать вследствие того, о чем я говорил выше - необходимости прижимать струны с определенным усилием для получения чистого звука. Для человека, далекого от гитары, такое мышечное усилие является не совсем привычным, а уж для ребенка и подавно. Но это не беда! При правильном подходе с вашей стороны и желания ребенка эта проблема решается в два счета.

Первое, что вам надо сделать - объяснить, почему так происходит. Второе - превратить начало и окончание занятий в веселые упражнения, на которых вы будете вместе с ребенком делать разминку мышц кистей рук. Помните, как на уроках с учителями делали разминку под считалку «мы писали, мы писали, паши пальчики устали»? Сейчас я описывать эту разминку не буду - проявите фантазию. Но если вопросы будут - обращайтесь. Посоветую, чем смогу.
И третье - строго регулируйте, чтобы ребенок не злоупотреблял занятиями, когда рука устала. Чрезмерная усталость кисти может и отбить охоту заниматься, и привести к тому, что кисть не укрепится, а наоборот - разовьется плохо.

Дискомфорт от непривычного положения с гитарой. Для человека поза для игры на гитаре тоже не совсем естественна. Кроме того надо прилагать некоторые усилия для удержания гитары в правильном положении. Это, кстати, еще одна причина правильно выбирать размер гитары для ребенка. Но придерживаться осанки надо, так как это в будущем повлияет и на скорость игры, и на технику, да и красиво смотреться будет. Согласитесь, сгорбленный гитарист и смотрится не очень.

Поначалу ребенок будет пытаться сидеть и держать гитару так, как ему проще поэтому ваша задача контролировать его осанку и положение рук. Вполне возможно, что у ребенка могут ныть мышцы спины, но это вскоре пройдет. Вы лишь руководите процессом, контролируя время и интенсивность занятий...

На этом первую часть из этого цикла заметок заканчиваю. В следующих частях будем рассматривать теоретические аспекты вашего участия в обучении ребенка гитарном ремеслу; о том, стоит ли отдавать ребенка учиться вообще; психологию процессами многое другое. Быть может, по откликам на эту заметку я подумаю о каких-то практических советах.

При размещения этой статьи на других ресурсах ссылка на источник обязательна!



eto-shef.livejournal.com

Как научить детей играть на гитаре?

Если вы хотите профессионально преподавать игру на гитаре или заниматься со своими детьми, важно понимать, что подход будет кардинально отличаться от работы со взрослыми. Выберите подходящий инструмент и начните с простых, веселых песенок, которые уже знакомы и нравятся ребенку. Важно заинтересовать ребенка, а с музыкальной теорией можно будет разобраться чуть позже.

Выберите гитару для ребенка


Акустические и электрические гитары.

Сегодня можно приобрести акустическую и электрическую гитару небольшого размера, а цена на любительские модели не будет сильно отличаться. Можно спросить у ребенка, какая музыка ему нравится больше всего, чтобы сделать правильный выбор между двумя вариантами.[2]
  • Как правило, если ребенку нравятся поэты-песенники, народная и акустическая музыка, тогда лучше выбрать акустическую гитару. Для любителя рок-музыки больше подойдет электрогитара.
  • На электрогитаре немного проще играть благодаря компактности конструкции. Так, расстояние между струнами и грифом меньше, поэтому маленьким пальчикам нужно будет прикладывать не так много усилий.
  • Также в случае с электрогитарой можно подключить к усилителю наушники и заниматься почти без звука. Это особенно удобно, если вы не хотите надоедать соседям и другим жильцам.

Выберите размер гитары с учетом возраста.

Если инструмент будет слишком большим, ребенок столкнется с неудобствами во время игры. Обычно гитару измеряют в долях от полного размера. Руководствуйтесь возрастными рекомендациями, но не бойтесь выбрать более крупную гитару в том случае, если ребенок высокий или у него крупные руки.[3]
  • выбирайте гитару размера 1/4 для ребенка в возрасте 4–6 лет;
  • выбирайте гитару размера 1/2 для ребенка в возрасте 6–9 лет;
  • выбирайте гитару размера 3/4 для ребенка в возрасте 9–11 лет;
  • выбирайте полноразмерную гитару для детей от 12 лет и старше.

Купите необходимые принадлежности и аксессуары для гитары.

Для игры на гитаре потребуется несколько медиаторов, метроном, тюнер и каподастр для упрощенных аккордов. Отправляйтесь в магазин вместе, чтобы ребенок мог выбрать принадлежности на свой вкус.[4]
  • Например, ребенок может выбрать забавные цветные медиаторы с персонажами мультфильмов и другими изображениями. Такие принадлежности станут дополнительной мотивацией к обучению.
  • Метроном и тюнер можно установить в виде приложений для планшета или смартфона. В таком случае ребенок должен иметь в своем распоряжении подобное устройство, чтобы он мог играть на гитаре в любое время.

Купите набор для начинающих.

Крупные производители вроде Gibson и Fender, а также в нашем музыкальном магазине можно подобрать готовые наборы для начинающих, которые включают необходимые принадлежности.[5]
  • Наборы для начинающих особенно полезны при обучении игре на электрогитаре, поскольку вам потребуется не только гитара, но также усилитель и кабели для подключения.
  • Часто в наборах можно встретить брошюру или диск с уроками и песнями для начинающих.

Спросите у своего преподавателя гитары

Сколько бы вы ни изучали вопрос, гитару нужно подержать в руках и попробовать поиграть на ней перед покупкой. Не обязательно тратить много денег, однако ребенку необходим качественный инструмент, а не игрушка, чтобы научиться играть.[6]
  • Осмотрите гитару и поговорите с консультантами. Заранее уточните основные вопросы, чтобы выбрать несколько вариантов и найти их в специализированных магазинах.
  • Лучше не покупать инструмент на распродаже или в ломбарде. Так можно немного сэкономить, но качество гитары может оказаться неудовлетворительным. Кроме того, в этом случае вы не получите грамотную консультацию специалиста.

Начинайте с азов
Подготовьте место для занятий музыкой.

Все гитарные принадлежности должны находиться в месте с прочным и удобным стулом, а также другими материалами для работы. Занятия должны стать привычной частью жизни ребенка.[7]
  • По возможности рядом не должно быть телевизора, игровой приставки и других отвлекающих факторов. Найдите место, где ребенку не будут часто мешать и он сможет спокойно заниматься.

Настройте гитару.

Когда ребенок только начинает знакомиться с инструментом, не отбивайте у него охоту попытками научить ребенка настраивать гитару. Делайте это самостоятельно. Объясняйте свои действия и каждый раз подчеркивайте важность настройки инструмента.[8]
  • Можно найти в интернете ролики о настройке гитары и включать их ребенку, чтобы он лучше понимал ваши действия.

Научите ребенка правильно держать гитару.

Обычно сначала детям проще учиться играть сидя, а не стоя. Найдите прочный стул со спинкой, который будет не слишком высоким для ребенка, чтобы он мог удобно расположить обе ступни на полу.[9]
  • Потребуется время и усилия, чтобы ребенок привык правильно держать руки и пальцы, однако сразу уделите этому должное внимание, чтобы избежать проблем в будущем.

Помогите ребенку подружиться с гитарой.

Возможно, инструмент будет страшить малыша. Мотивируйте его играть с гитарой, постукивать по корпусу и слушать отзвуки, перебирать струны в случайном порядке.[10]
  • Такое знакомство в свободной форме поможет ребенку привыкнуть к звучанию гитары.
  • Если ребенок очень маленький (4–6 лет), то он может быть еще не готов к настоящей музыке. Позволяйте ему экспериментировать и создавать собственные «песни». Поощряйте ребенка внимательно следить за своими действиями и повторять звуки.

Запаситесь терпением.

Дети не всегда могут усваивать ваши идеи так же быстро, как подростки или взрослые. Часто им неизвестны даже базовые сведения. Сохраняйте спокойствие и говорите все простыми словами.[11]
  • Например, если вы занимаетесь с пятилетним ребенком, то, возможно, он еще не отличает средний палец от указательного и безымянного. Попробуйте пронумеровать пальцы. Вместе запишите на пальцах цифры смываемым фломастером.

Разучивайте отдельные ноты и основные гаммы.

Если вы начнете уделять много времени теории и гаммам, то ребенок быстро заскучает, но при этом все равно нужно научить его находить ноты на грифе и понимать взаимосвязь между различными нотами.[12]
  • На каждом занятии уделяйте такой информации несколько минут, чтобы ребенок не заскучал.
  • Обычно продолжительность концентрации внимания у детей совпадает с возрастом. Это значит, что шестилетнему ребенку достаточно шести минут теории, а затем следует переходить к чему-то более увлекательному.[13]


Изучите основные виды боя.

Одна из наиболее сложных задач для начинающего гитариста, а особенно ребенка, — это координация правой и левой руки. Основной удар сверху вниз — это самый простой вид боя, который позволит ребенку исполнять множество песен.[14]
  • Когда ребенок освоит этот прием, начинайте переходить к движению в обратную сторону.
  • Изучайте разные методы боя, даже если ребенку более интересно извлекать отдельные ноты с помощью медиатора. Покажите, как отличается звучание ноты при разных видах боя.

Упрощайте аккорды.

Многие аккорды слишком сложно играть маленькими и несогласованными пальцами. Используйте упрощенные версии аккордов, в которых участвует только один или два пальца.[15]
  • Купите справочник гитарных аккордов или установите приложение, чтобы выбирать наиболее простые аккорды для маленьких детей. Используйте созвучия, рассчитанные на один-два пальца.
  • Не используйте аккорды, в которых участвует мизинец. Это самый слабый палец, а у ребенка он еще недостаточно развит, чтобы четко прижимать струны к грифу.

Объясните правила ухода за гитарой.

Ребенок почувствует себя хозяином гитары и примет на себя ответственность за музыкальное образование, если научить его правильно ухаживать за инструментом.[16]
Возьмите замшевую салфетку или мягкую ткань (вроде старой футболки) и покажите, как нужно вытирать гитару после каждого занятия.
Купите хороший чехол для гитары и научите ребенка убирать инструмент после занятия.


Разучивайте веселые песенки
Пропускайте классические песни.

Вместо традиционных и непонятных современному ребенку песен выбирайте знакомые популярные мотивы.[17]
  • Некоторые песни лучше других подходят для начинающих, но даже сложные композиции можно разделить на более простые мелодии.
  • Спросите у ребенка, какая музыка ему нравится. Попросите малыша составить список любимых песен. Чем больше вы будете использовать таких песен, тем проще ребенку будет учиться. 

Используйте простые ритмические фигуры из классических рок-песен.

Если ребенок очень хочет научиться играть на электрогитаре, то примеры из классического рока будут узнаваемыми, а также позволят ему почувствовать себя рок-звездой, едва он освоит несколько нот.[18]
  • Так, гитарный рифф из песни «Smoke on the Water» — это очень простая последовательность на одной струне. Если при этом включить эффект перегруза для электрогитары, то звучание будет очень мощным.
  • Поощряйте ребенка подпевать номер лада в процессе игры. Это позволит ребенку мысленно соотносить тон звука с расположением пальца на грифе. 

Находите бесплатные видеоролики и материалы в интернете.

Всегда можно потратить деньги на приложения и профессиональных педагогов, но это необязательно. В интернете можно найти огромное количество материалов для обучения ребенка игре на гитаре.[19]
  • Например, находите обучающие ролики на YouTube. Заранее просматривайте видеозаписи, чтобы выбирать качественные материалы, которые будут понятны ребенку.
  • Также существуют сервисы с короткими бесплатными уроками от профессионалов. Например, платформа Coursera предлагает гитарный курс для начинающих от Музыкального колледжа Беркли с субтитрами на русском языке (такие уроки могут быть слишком сложными для детей).
  • Также существует множество бесплатных обучающих сайтов на русском языке с письменными материалами и видеороликами для учеников разного уровня. Эти сайты легко найти в поисковых системах. 

Проводите домашние концерты.

Когда ребенок выучит несколько риффов или песен, домашние концерты станут отличной возможностью показать свои способности, а также привыкнуть играть в присутствии людей. В теплое время года можно устраивать концерты во дворе и даже приглашать соседей.

Советы
Регулярно приводите детей в магазины музыкальных инструментов и на концерты, чтобы они стремились развиваться и вдохновлялись профессиональными музыкантами.

Кстати: купить гитару в Красноярске можно прямо в нашей школе

shirokov.studio

Обучение игре на гитаре для детей

Обычно игра на гитаре для детей начинается с музыкальной школы, где еще маленький ребенок просто делает то, что ему говорят учителя, без особенного энтузиазма.

Конечно, от маленького ребенка не стоит ожидать, что он сам потянется к знаниям без помощи родителей. Но перед тем, как отправить сына или дочь посетить первый урок на гитаре для ребенка, нужно понимать, что обучение игре на гитаре для детей даже 3-х и 4-х лет уже должно иметь свои отличия в подходе.

Обучение игре на гитаре для детей

Программа занятий и само обучение игре на гитаре для детей сильно зависит от возраста, давайте в этом разберемся.

Для малышей

Малыши не усидчивы, а подростки уже знают, что им нравится, а что нет. Поэтому, если вам хочется, чтобы детская музыкальная школа не прошла зря, поинтересуйтесь, что нравится тому, кто будет обучаться. Нравится не родителям - это очень важно.

Спросите, даже, если у вас малыш в возрасте 3-х лет. Даже он уже мог петь в садике "В лесу родилась елочка" или что-то еще. Ему было весело и привычно это делать с друзьями (такими же маленькими, как и он). Такая информация может помочь учителю заинтересовать малыша в процессе обучения.

Обычно, если человек планирует связать свою карьеру с музыкой, он начинает учиться в возрасте от 3-х до 5-ти лет, иногда немного позже. Это важно, так как в овладении любым инструментом очень важно количество часов практики за все время обучения.

Маленькие ученики обычно занимаются не больше 30 минут подряд, так как у них еще есть сложности с концентрацией внимания. Так же нужно будет подобрать инструмент правильного размера. Детская гитара может и должна быть намного меньше взрослой. В статье по ссылке есть подробный разбор что и в каком возрасте нужно покупать для обучения и регулярных занятий.

Не передавливайте никогда малыша своим авторитетом и инициативой, слушайте, что хочет он. Если музыка окажется ему не близка, ничего страшного, он обязательно найдет себе любимое занятие в будущем.

Кстати, если вы планируете, чтобы ваш малыш получил полное музыкальное образование, стоит параллельно обучаться сольфеджио.

Для подростков

Подростку всегда будет интереснее осваивать тот репертуар, который слушает он и его окружение. Если, малыши в дальнейшем часто могут пойти учится на музыканта в государственные учреждения, то подростки вряд ли будут специально это делать.

Только если ваш сын или дочь поймут, что музыка - это то, о чем они мечтали всю жизнь, они начнут погружаться в музыкальный мир глубже. Если же им нужно просто уметь играть и петь песни в кругу друзей, то для них подойдут занятия гитарой для детей с разбором любимых музыкальных композиций.

Полезное видео

Кстати, если у вас уже есть инструмент, можно начать с того, чтобы узнать как правильно держать пальцы на грифе во время игры!

 Уроки игры на гитаре для детей

 С чего начинаются первые уроки игры на гитаре для детей:

  • Постановка левой руки;
  • Постановка правой руки;
  • Ритмика;
  • Теория музыки;
  • Базовые аккорды;
  • Бой и перебор.

Естественно, как мы уже писали выше, для разных возрастов программа будет отличаться, при этом весьма серьезно. Так же для уроки по электрогитаре будут иметь значительные отличия от уроков на классике.

Школа гитары для детей отличается от взрослой музыкальной школы подходом. Когда мы занимаемся с дошкольником или подростком очень важен фактор увлеченности.

Взрослый человек уже знает, что он хочет и знает, что ему будет интересно. Ему не нужна дополнительная сильная мотивация. Обычно нужен грамотный наставник, который сделает обучение быстрее и поставит правильную технику игры.

Детские занятия должны включать в себя элемент увлечения ученика процессом, элемент игры. Каждый урок ученик должен чувствовать, что он достиг чего-то нового или достигнет, если сделает правильно то, что ему говорит преподаватель.

shkolamuzyki.ru

Как научить ☀ ребенка играть на гитаре

На чтение 2 мин.

✔️ Научить ребенка играть на гитаре не так просто, как думают многие родители. Недостаточно записать свое чадо в музыкальную школу и ждать быстрых результатов. Родители должны сами вникать в процесс обучения, стараясь всеми возможными способами мотивировать детей. Как показывает статистика, малыши значительно быстрее начинают играть на шестиструнке и показывают более высокие результаты, если дома с ними регулярно занимаются взрослые. Существует ряд советов и ✨ рекомендаций, которые позволят сделать процесс обучения более простым, эффективным и веселым.

Основные правила эффективного обучения

✋ Важно понимать, что дети и взрослые учатся всему новому совершенно по-разному. Во-первых, вы должны как можно больше упростить обучение, чтобы малыш не уставал и прилагал больше усилий, а во-вторых, детям длительные и утомительные занятия могут показаться скучными.

☝️ Чтобы ваш малыш учился более охотно, придерживайтесь следующих советов:

  • Купите подходящий тип инструмента. Большой выбор детских гитар доступен в интернет-магазине Гитарилка. Там работают опытные менеджеры, которые помогут выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет соответствовать возрасту вашего ребенка.
  • Старайтесь развивать у малыша любовь к музыкальному инструменту и занятиям игре на нем.
  • Не стремитесь сразу освоить сложные произведения: начните с простых, постепенно увеличивая нагрузку. Очень помогает разучивание любимых песен ребенка.
  • Ежедневно практикуйте и совершенствуйте различные техники игры правой и левой рукой, а также повторяйте уже изученный материал.

Далеко не всегда эти советы позволяют добиться высоких результатов. Очень часто дети наотрез отказываются заниматься музыкой. Что же делать в таких ситуациях?

Как заставить ребенка полюбить занятия музыкой?

Как утверждают многие педагоги, дети не испытывают тягу к знаниям, поскольку образовательный процесс кажется им жутко скучным. Поэтому задача любого родителя заключается в том, чтобы сделать обучение веселым. Превратите уроки игры на гитаре в развлечение ✨, и вы сами не заметите, как рвение и результаты вашего чада резко возрастут.

Вы можете придумывать различные ⛷️ игры, которые будут совмещаться с упражнениями, делать цветные листовки с новыми гитарными партиями и многое другое. Обучение — это больше искусство, чем наука, поэтому не бойтесь проявлять свою фантазию.

detki.guru

Игра на гитаре для детей: польза в развитии ребенка

Согласно некоторым исследованиям, научиться игре на гитаре действительно потрясающе влияет на мозг детей.

Хотите гарантировать лучшее будущее для своего ребенка? Предложить ему лучшую подготовку? Помочь ему с лучшими инструментами? Итак, купите гитару. Гитара — это инструмент, способный пробудить интеллект и максимально развить познавательные и обучающие способности ребенка. Научиться играть на гитаре означает значительно улучшить свойства языка, памяти и поведения.

В этой статье мы расскажем вам, что открыла наука после различных исследований игры на гитаре. Каковы эффекты, которые этот благородный инструмент производит на менталитет каждого ребенка. Вкратце: вы можете заменить видеоигру более продуктивным и здоровым хобби.

Гитара развивает интеллект ребенка

Согласно последним исследованиям, музыкальная практика способствует структурной и функциональной пластичности мозга. Также было отмечено, что струнные инструменты, способствующие развитию скорости в пальцах, требуют умственной тренировки. Именно поэтому специалисты рекомендуют музыкальную подготовку. Это повышает интеллект, предоставляя преимущества в навыках чтения и письма. Поэтому это важно для детей с дислалией и дислексией.

Ученые также отмечают, что игра на гитаре способствует дисциплине и помогает преодолеть страхи. В дополнение к улучшению слуха и максимальной концентрации внимания ребенка. И, кроме того, эта способность влияет на безопасность, увеличивает социальные отношения и развивает приверженность, терпение и организованность. Эксперты советуют детям начинать эту деятельность в течение первых пяти лет. Фактически, одно из наиболее актуальных исследований было основано на шестилетних. Они следовали за уроками игры на гитаре в течение 15 месяцев, демонстрируя изменения в анатомии мозга.

Таким образом, специалисты могли выявить увеличение областей, используемых для работы с музыкой. Действительно, вовлеченные области мозга начали меняться в течение короткого времени с начала практики. И это оказалось очень обнадеживающим фактом для науки.

Гитара: все, что может предложить ребенок

Это продвигает чувство собственного достоинства и социальные навыки, также стимулируя лучшее состояние души.

В 2012 году исследование о том, как игра на гитаре повышает увлечение музыкой, было опубликовано в «Письмах об эволюционной поведенческой науке». Все перечисленные элементы приводят экспертов к предложению музыки в качестве инструмента нейропсихологической терапии. И если всего этого было недостаточно, как утверждают ученые, игра на гитаре помогает ребенку стать методичным человеком, способным заботиться о мельчайших деталях. Помимо амбиций и стремления получить хороший звук. Именно по этой причине специалисты утверждают, что дети, которые занимаются этим видом музыкальной деятельности, способны хорошо планировать свои задачи . И они также имеют большую способность к вниманию. Все это положительно влияет на школьные результаты.

В то же время, музыка является очень полезным средством выражения, с точки зрения формирования группы и командной работы. Потому что, если несовершеннолетний входит в оркестр, практика формирует его в динамике группы. И это имеет одну цель: гармоничное сочетание для хорошей производительности.

Инструменты обучения

Вы уже записали своего ребенка в музыкальный класс? Если это так, знайте, что вы делаете ему одолжение. Однако многое также зависит от возраста.

На самом деле, для младших детей мелодия и шум сливаются и сбивают с толку. И они сводятся к простому звуковому эффекту, лишенному всей красоты и выразительного заряда. Поэтому лучше начать с ударного инструмента. Психолог Жан Пиаже уверяет, что такой инструмент, как гитара, может привлечь внимание ребенка, даже если он еще не способен понять музыку.

И вот наступает этап открытия, во время которого ребенок хочет пойти дальше и научиться пользоваться «настоящим» инструментом. Тем не менее, родители не должны навязывать это обучение. Ребенку лучше выбрать инструмент.

Что бы вы ни выбрали, важно, чтобы ваш учитель имел опыт работы с детьми. Способность детей к обучению отличается от способности взрослых.

healthy-kid.club

Обучающие видеоуроки игры на гитаре для детей от Алёны Кравченко

Для психологического и умственного развития личности ребёнка очень важны занятия музыкой. При этом даже не важно, выберет ли он для себя в будущем профессию музыканта, так как обучение детей игре на гитаре в дальнейшей жизни точно принесёт свои положительные плоды. Учёные уже давно доказали, что близкое знакомство с музыкальным инструментом развивает внимательность, память и моторику рук, а кроме всего прочего — ещё и общий уровень интеллекта, позволяя ребёнку быстрее обрабатывать информацию, чем сверстники. Конечно, уроки игры на гитаре для детей — это не всегда просто, а потому нужно заинтересовать ребёнка, пробудить в нём желание осваивать курс и преодолевать трудности. Наиболее подходящим вариантом в плане выбора музыкального инструмента считается гитара, так как она наиболее доступна по цене, занимает не много места и достаточно экспрессивна, чтобы с её помощью можно было выразить разный спектр эмоций. К тому же, специфика этого музыкального инструмента позволяет обучать детей игре на гитаре дистанционно, при помощи видеоматериалов.

Это очень важно в том случае, если у родителей просто нет времени водить своего ребёнка на занятия в музыкальную школу или нанимать репетитора. Плюс ко всему, если ваш ребёнок часто болеет и вы бы хотели оградить его от потенциального риска, то видеоуроки Алёны Кравченко — это отличная возможность быстро научить ребёнка играть на гитаре. Даже если он и не станет гением, то всё равно будет получать немалое удовольствие от того, что у него что-то получается.

К тому же, курсы игры на гитаре для детей от школы Алёны Кравченко способствуют развитию мелкой моторики мускулов и рук, а это для ребёнка важно. Соприкосновение с музыкой позволяет гармонизировать внутренний мир и развить личность ребёнка, направив его энергию в созидающее русло. У многих родителей в связи с этим возникает закономерный вопрос о том, в каком именно возрасте можно начинать обучение ребёнка игре на гитаре? Многие полагают, что уже с пяти лет, но ребёнок сам должен понять, что это такое, и захотеть начать заниматься. Если такового желания нет, то нужно попытаться заинтересовать и сделать так, чтобы он захотел.

Ребёнок однозначно должен получать удовольствие от самого процесса игры и тогда он захочет преодолевать трудности, которые однозначно возникнут. Алёна Кравченко — замечательный педагог, который умеет найти подход к ребёнку и вовлечь его в сложный, но прекрасный мир музыки!

www.guitar-school.ru


Смотрите также