Как научить играть на фортепиано детей


Как научить ребенка играть на фортепиано

Уверенно играющий на фортепиано малыш — гордость родителей. Однако за чисто сыгранными нотами стоят месяцы, даже годы регулярных занятий, нередко сопровождающихся отказом ребенка садиться за инструмент. Задача родителей — создать благоприятные условия для освоения ребенком музыкального навыка и выбрать оптимальный вариант обучения.

Когда начинать?

Четкого мнения о том, когда учиться играть на фортепиано и других клавишных инструментах, у преподавателей нет. В музыкальную школу детей младше 4 лет не принимают, т.к. малыши в этом возрасте просто не могут должным образом сосредоточиться на занятиях. Однако развивать музыкальные способности дошкольника можно уже с 2−3 лет. Естественно, осваивать нотную грамоту еще слишком рано — достаточно как можно чаще слушать хорошую музыку, разучивать детские песенки и развивать общую музыкальность.

Виды обучения

Первым делом, родителям следует определиться с видом обучения. Вариантов не очень много — либо самостоятельно обучать малыша игре на пианино, либо передать процесс в руки профессионалов.

Если в семье уже есть опытный пианист и хорошее фортепиано, можно попробовать обойтись собственными силами. В такой форме обучения есть несколько очевидных плюсов:

  • Благоприятная психологическая обстановка;
  • возможность корректировать график занятий;
  • индивидуальная методика;
  • возможность проведения ознакомительных занятий с ребенком в возрасте 3−4 лет.

С другой стороны, все эти плюсы можно рассматривать как слишком мягкий подход к обучению и отсутствие жесткой дисциплины. Даже домашние занятия лучше четко планировать, составляя конкретный план и не допуская чрезмерных поблажек. Так у ребенка выработается правильное и ответственное отношение к занятиям, что крайне необходимо для достижения результата.

Большинство родителей все же предпочитают сразу отдавать детей в музыкальную школу. Среди преимуществ обучения в профессиональной муз. школе можно выделить следующее:

  • Эффективные методики обучения;
  • соблюдение дисциплины;
  • возможность получить профессиональное образование;
  • расширение сферы общения.

Однако далеко не все малыши с удовольствием посещают музыкальную школу — конфликты с преподавателями, чувство ответственности и психологическое давление нередко отбивают желание ребенка освоить игру на пианино.

«Золотой серединой» в таком случае станут занятия с частным преподавателем. Репетитор точно знает, как научить ребенка играть на фортепиано, но при этом занятия проходят в домашних условиях, что существенно снижает уровень давления на дошкольника. Опытный преподаватель подберет индивидуальную схему обучения, в зависимости от поставленных целей, и поможет малышу быстрее освоить игры на инструменте.

Учим малыша дома

Итак, вы решили самостоятельно помогать ребенку постигать искусство игры на фортепиано. Эта работа займет не один месяц и потребует от вас терпения и четкого желания достичь результата. Конкретную методику каждый учитель волен выбрать самостоятельно, но некоторые общие правила и советы помогут повысить эффективность обучения.

  • Важную роль играет выбор музыкального инструмента. Фортепиано должно быть качественным — сочный звук, стопроцентно рабочие клавиши. Любые неполадки следует устранить, особенно если вы планируете серьезно заниматься музыкой.
  • Первое занятия — знакомство с инструментом. Позвольте малышу потрогать и понажимать клавиши, почувствовать себя настоящим пианистом. Подберите подходящий стул — он должен быть максимально удобным и достаточно высоким, чтобы ребенок без проблем мог держать руки на клавишах.
  • Научите малыша правильному положению рук. Этот навык дошкольникам сложно освоить с первого раза, поэтому потребуется несколько дней или даже недель на тренировку.
  • Изучение нотной грамоты и теоретических основ — занятие для неусидчивого дошкольника очень скучное. Постарайтесь преподносить материал в игровой форме, создавая понятные и легкие ассоциации.
  • Часто, но коротко. Учить играть на фортепиано дошкольника следует в течение 15−20 минут в день. Часовые занятия, как правило, не дают желаемого эффекта, а лишь утомляю ребенка, отбивая у него желание в дальнейшем садиться за инструмент.
  • Если самостоятельные занятия не отличаются эффективностью, обратитесь к профессионалам. Опытные преподаватели смогут найти подход к вашему малышу.

Многие родители думают, что можно сначала учиться играть на синтезаторе, а затем переходить на фортепиано. Однако профессиональные пианисты такой подход считают не совсем верным, т.к. эти музыкальные инструменты все же отличаются друг от друга. Естественно, это важно лишь в том случае, если вы планируете «сделать» из своего малыша профессионального музыканта. Игра на клавишных инструментах для развлечения и общего развития соблюдения таких категоричных правил не требует.

Занятия с профессионалами

Если вы решили сразу обратиться к профессионалам и найти частного репетитора/музыкальную школу для малыша, обратите внимание на следующее:

  • Хороший преподаватель — ключ к успеху. Конфликт с учителем может привести к полному нежеланию ребенка заниматься музыкой, даже если у него есть предрасположенность к освоению игры на пианино.
  • На занятия — в хорошем расположении духа. Музыка — это искусство, а для искусства необходимо вдохновение. Расстроенный и уставший малыш вряд ли сможет освоить новый материал и показать хорошие результаты на занятиях. Поэтому постарайтесь поддерживать бодрость духа своего ребенка, чтобы музыка приносила ему удовольствие.
  • Убедитесь, что малышу это интересно. Желание научить ребенка играть на музыкальном инструменте, в основном, исходит от родителей. При этом сам дошкольник может и вовсе быть не заинтересован в занятиях. Заставлять ребенка не следует.

Умение играть на фортепиано — навык полезный, и задуматься о начале занятий определенно стоит. Влияние музыки на развитие ребенка колоссально, и вы лично убедитесь в этом, когда ваш малыш с интересом и увлеченностью будет разучивать новую композицию, сидя у пианино. Дети становятся внимательными, целеустремленными, ответственными, усидчивыми. Главное — создать нужную атмосферу, прислушиваться к желаниям ребенка и поддерживать его в процессе обучения.

А ваш ребенок умеет играть на фортепиано? Какой вид обучения вы считаете наиболее эффективным? Расскажите о своем опыте в комментариях к статье.

Обучение игре на фортепиано детей от 2,5 лет по методике Н.С.Лемешкиной

Как Вы думаете, какой самый ценный подарок могут сделать родители своему ребенку? Машина? Квартира? Деньги? Нет! Самый ценный подарок ребенку - это его развитие! Это то, что можно сделать только в тот краткий миг, пока ребенок еще растет, развивается, формируется, пока он с жадностью впитывает всю поступающую информацию. Это то, что, будучи взрослым, он уже не сможет купить ни за какие деньги, то, что будет помогать ему на протяжении всей его жизни.

Все родители понимают важность образования. Они ищут ребенку хорошую школу, затем ВУЗ. Хорошо бы попасть в МГУ! А еще лучше в Гарвард или Оксфорд! Но при этом многие родители не знают, что музыкальное образование может развить их ребенка гораздо эффективнее, чем МГУ и Оксфорд.

Кто-то из родителей удивленно говорит: "Зачем моему ребенку музыка, ведь он не собирается быть музыкантом?", забывая, что музыкальное образование не означает обязательного воспитания музыканта. Музыкальное образование - это гибкий ум и отличная память, умение анализировать, понимать, прогнозировать и принимать решения. Это развитое воображение и творческие способности. Все то, что составляет потенциал человека.

Что же дает ребенку музыкальное образование (и, в частности, игра на фортепиано)?

С какого же возраста ребенка можно учить игре на фортепиано? Устоявшееся мнение гласит, что не ранее 6 - 7 лет. До этого возраста с ребенком почему-то предпочитают преимущественно слушать музыку и двигаться под музыку, игнорируя само обучение игре на музыкальном инструменте.

Надежда Сергеевна Лемешкина, преподаватель с 55-ти летним практические опытом, считает, что учить ребенка игре на музыкальном инструменте можно и нужно гораздо раньше. Заниматься с ребенком можно уже с того момента, когда ребенок способен Вас понимать,  то есть с 2,5 - 3 лет. Именно в этом возрасте ребенок способен наиболее эффективно воспринимать подаваемую информацию.

Более 40 лет Надежда Сергеевна создавала и совершенствовала свою методику обучения игре на фортепиано маленьких детей. Здесь Вы сможете увидеть результаты обучения по данной методике, а также приобрести учебно-методические материалы и мастер-классы.

Помните, чем раньше в ребенка будет заложена музыкальная основа, тем полнее ребенок сможет раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Обучение детей на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках? Как ввести маленького музыканта в тайны музыкального мира?

Первые уроки обучения детей игре на фортепиано базируются на знакомстве с музыкальным инструментом, его клавиатурой и названием нот, на постижении выразительных возможностей музыки. 

Специфика клавишных инструментов

Расскажите об истории возникновения клавишных инструментов. Объясните: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Покажите внутреннее устройство пианино, докажите, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Дайте в этом убедиться ученику – пусть он уже с первого урока почувствует себя “играющим”. Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента. Пофантазируйте вмести над созданием “музыкального зоопарка” на клавишах, поселите разных животных в “домики-октавы”.

Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

Начинающие музыканты, приходя на первый урок, уже проявляют музыкальную грамотность – знают и определяют простые жанры музыки, различают тембры инструментов. Задача педагога не учить начинающего музыканта узнавать жанры музыки на слух, а разгадать механизм создания музыкальных произведений. Пусть ученик ответит на вопросы “Как это сделано? Почему марш – это марш и под него хочется ровно шагать, а под музыку вальса танцевать?”

Объясните юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком – средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание.

Формируем посадку за инструментом

Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.

Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам

Маленький музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:

  • чем нажать клавишу (кончиком пальца)
  • как нажать (почувствовать “дно” клавиши)
  • как снять звук (кистью)

Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.

Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только “дно”, но и кисть.

Разучите с малышом знаменитую пьеску “Два кота” на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных “домиках – октавах”.

Сколько времени потребуется на изучение этих тем – решать вам, ведь обучение детей игре на фортепиано – индивидуальный процесс.

Автор – Елена Лавренова



Огромные преимущества обучения игре на пианино для вашего ребенка

Огромные преимущества обучения игре на пианино для вашего ребенка

Пианино — волшебный инструмент, который позволяет Вам расслабиться и успокоиться, независимо от того, слушаете Вы музыку или играете сами. Обучение игре на пианино содержит много полезного для взрослых и детей, в том числе влияя на развитие мозга, умение избавляться от стресса, координацию движений и т. д. Когда детей учат играть на пианино в раннем возрасте, они развивают различные навыки, а уроки фортепиано дают им множество преимуществ с точки зрения поведения и здоровья, которые останутся с ними в будущем.
 
Умственное развитие и душевное здоровье

Одним из преимуществ уроков фортепиано для маленьких детей является развитие мозга и психического здоровья. Когда дети начинают играть на пианино, различные доли их мозга подвергаются стимуляции. Пианино требует от них координации движений различных частей тела для правильного выполнения одного задания. Оно заставляет их читать ноты и одновременно с этим перемещать пальцы по клавиатуре. Все пьесы и тона исполняются по-разному, поэтому изучение фортепиано сделает их ум более острым. Они должны играть разные фрагменты музыки разными руками, и мозг вынужден отдавать отдельные команды каждой руке.
Кроме того, ничто не успокаивает лучше музыки, особенно классической. Когда дети начинают учиться музыке, она помогает им выражать свои эмоции во время выступлений или репетиций. Выражение эмоций через инструмент поможет им снимать стресс в душе и теле, а так же расслабляться. И это не все — как только они начнут играть, Вы увидите, что у них повысится чувство уверенности и появится удовлетворение, которое поднимет их самооценку и улучшит настрой.

Помощь в занятиях

Различные исследования и обзоры показали, что дети, которые умеют играть на пианино или на любом другом инструменте, показывают более высокие результаты и в школьных предметах. Установлено, что игра на пианино помогает им в школьных уроках и занятиях с точки зрения общего, поведенческого или пространственного когнитивного развития. Ученики, умеющие играть на инструменте, например, на пианино, показывают лучшие результаты на тестах в различных областях, чем другие ученики. Исследования показали, что дети, играющие на пианино, очень хорошо учатся по математике и похожим предметам, которые требуют решения задач.

Поднятие самооценки

Научиться играть на инструменте непросто, а пианино — сложный инструмент. Но упорная работа и завершение обучения может облегчить процесс для ребенка. Вы сами увидите, что когда Ваш ребенок выучит какой-либо тон или песню, у него повышается настроение и самооценка. Обучение игре на пианино — очень результативный процесс. Изучение тона или песни дает Вам то же самое чувство удовлетворения, что и победа в матче между школами.

Решение проблем

В процессе обучения игре на пианино дети вырабатывают положительное отношение к проблемам и трудностям. Эти дети вырабатывают навыки решения проблем и терпение. Они понимают, что только терпение, концентрация и постоянная упорная работа позволят им добиться успехов в фортепиано.

Улучшение внимания

Чтение музыкальных нот и игра по ним требует полной концентрации и сосредоточения. Ребенок должен сосредоточиться и сфокусировать мысли во время чтения ноты и передвижения руки или пальцев по клавиатуре, чтобы сыграть ритм. Это задание улучшает критическое и творческое мышление, поскольку после того, как одна нота сыграна, необходимо немедленно перейти к следующей.

Улучшение координации движений

Фортепиано требует хорошей координации глаз и рук. Это необходимо. Когда Ваш ребенок учится  играть на пианино, он, несомненно, разработает хорошую координацию глаз и рук, которая позволит ему лучше играть.  Дети, которые обучаются игре на фортепиано, учатся работать двумя руками по отдельности. Это может быть трудно, поскольку им может понадобиться перемещать одну руку медленно, а другую — очень быстро.

Помощь в изучении другого инструмента

Детям, которые уже научились играть на пианино, будет легче выучиться играть на другом инструменте по сравнению с теми, кто никогда ни на чем не играл. При обучении игре на пианино дети слышат разные формы музыки и учатся их понимать. Как только ребенок научился играть на пианино, он быстро овладеет другим инструментом по своему выбору.
 
Повышенная дисциплина

Дети, обучающиеся игре на пианино, с самого начала хорошо понимают, что такое дисциплина, и более организованны по сравнению с другими детьми. Они понимают, что упорная работа и целеустремленность приведут к заслуженному успеху.

Оформление личности

Помимо физических навыков и психологического развития, обучение игре на пианино делает Вашу личность и образ более утонченными. Во время обучения игре на пианино Вы приобретаете изысканность и вежливость, а Ваша личность и темперамент становятся более гармоничными. Обучение игре на пианино не такое легкое занятие, и другие люди часто будут называть Вас очень умным и талантливым, что придаст Вам (ребенку) уверенности в себе.

Акустическое пианино Yamaha M2 в сатинированной отделке

Исследования показывают

Существуют различные исследования, проведенные на основании множества обзоров учреждениями и специалистами. Результаты этих исследований объясняют, почему обучение игре на пианино полезно для развития детей.

  • Университет Макгилла (Монреаль) обнаружил, что дети, которые брали уроки фортепиано в течение примерно 3 лет, получали более высокие оценки на тестах общего и когнитивного развития по сравнению с другими детьми. Они показывают большие успехи в математике, инженерном деле и других предметах, связанных с решением задач.
  • Университет штата Мичиган сообщает, что уроки фортепиано снимают стресс и тревожность у людей.
  • Калифорнийский университет в Ирвайне показал, что дети, обучающиеся игре на пианино, лучше обращаются с компьютерами и решают задачи.
  • Неврологические исследования сообщают, что учащиеся, берущие уроки фортепиано, легко понимают концепции физики и математики. Учащиеся детского сада, обучающиеся игре на пианино, показали результат на 34 % выше остальных (при совместном тесте с другими учениками) в различных быстрых тестах.

Занимайтесь вместе с детьми

Обычно, когда Ваши дети занимаются спортом и другими играми, Вы стараетесь в этом участвовать. Это стоит делать и при игре на пианино. Независимо от того, играет ли Ваш ребенок на акустическом или цифровом пианино, совместные занятия с детьми улучшат их внимание и концентрацию. Когда родители хвалят детей за реальные достижения, это увеличивает их уверенность и повышает настроение, стимулируя их учиться дальше.

Заключение

Итак, даже если это простые мелодии или несколько нот, уроки пианино творят чудеса в развитии личности и академических успехах Ваших детей. Купите детям подходящее для их возраста пианино, и Вы дадите им музыкальный дар на всю жизнь. Этот дар обогатит их личность на всю жизнь и подарит счастье, а также улучшит физическое и психическое развитие.

Как заставить ребенка играть на музыкальном инструменте?. Родителям

Перед тем как перейти к основному материалу я хочу объяснить, почему данный вопрос рассматривается применительно к игре на фортепиано - класс клавишно-струнных музыкальных инструментов, в которые входят пианино и рояль.

Фортепиано выбрано потому, что,  во-первых, это наиболее распространенный музыкальный инструмент, во-вторых, этот инструмент является достаточно трудным для освоения, а в-третьих – он, как и акустическая гитара, имеет аналог в электрическом виде – синтезатор. Последнее не имеет прямого отношения к рассматриваемому вопросу, но может иметь принципиальное значение в деле приобщения подростка к музыке. Обучение игре на фортепиано - это частный вопрос, а решение частного вопроса не всегда приводит к решению поставленной цели. Для чего необходимо ребенку учиться играть на музыкальном инструменте, для того, чтобы научиться играть на нем музыкальные произведения или для того, чтобы занятия музыкой в дальнейшем стали для него любимым занятием? Игра на любом музыкальном инструменте способна приобщить человека к музыке, но, есть музыкальные инструменты, которые позволяют это сделать  эффективнее. В эту группу музыкальных инструментов как раз и входит фортепиано.

В предлагаемом материале помимо частных вопросов рассматриваются и общие моменты, которые имеют отношение к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Поэтому он будет также интересен и тем родителям, чьи дети обучаются игре на других музыкальных инструментах.

Почему ребенок не хочет обучаться игре на фортепиано?

Обучение ребенка игре на фортепиано достаточно быстро может превратиться в настоящую проблему, как для детей, так и для родителей. Почему? Во-первых, обучение игре на пианино – непростое занятие, во-вторых, играть на фортепиано неинтересно, в-третьих, типовая программа обучения игре на фортепиано превращает эту деятельность в рутину, формальное, монотонное, неинтересное и даже бессмысленное занятие не только в глазах ребенка, в-четвертых, отношение к ребенку во время его обучения музыке происходит не всегда корректным со стороны преподавателей и родителей образом, в-пятых, это занятие не удовлетворяет потребности ребенка двигаться и общаться. Можно продолжать и дальше, но и этого вполне достаточно для того, чтобы ребенок стал отрицательно относиться к обучению игре на фортепиано. Справедливы ли эти моменты? Не слишком ли я сгущаю краски? Давайте коротко остановимся на каждом обозначенном моменте.

Обучение игре на фортепиано – непростое занятие. С эти можно поспорить, но 7-ми летнее (без учета времени на посещение подготовительных занятий) обучение в детской музыкальной школе (ДМШ) говорит о том, что это занятие не из простых. Проверить это просто - попробуйте разучить и сыграть двумя руками классическое фортепианное произведение.

Играть на фортепиано неинтересно. Существуют музыкальные инструменты, на которых играть намного интереснее, чем на фортепиано, например, на органе или на синтезаторе, не говоря уже об электрогитаре, ударной установке и др. Если это так, то учиться играть на фортепиано ещё неинтереснее.

Типовая программа обучения игре на фортепиано в ДМШ неинтересная. Что может вызвать интерес при игре на фортепиано? Сочинение музыки, импровизация и применение полученных умений в реальном мире. Под реальным миром я понимаю современное музыкальное окружение, в котором умение играть классическое фортепианное произведение - малоинтересная абстракция для многих подростков, а умение "бренчать на гитаре" - возможность обратить на себе внимание и получить заряд хорошего настроения от своей игры.

Некорректное отношение преподавателей и родителей к ребенку. Рукоприкладство, повышение голоса, оскорбление и др. приводят к тому, что ребенок старается найти способы этого избежать.

Занятие на фортепиано не реализует потребность ребенка в движении и общении. Занятие на фортепиано – это малоподвижное индивидуальное занятие.

Многие причины нежелания ребенка обучаться игре на фортепиано являются следствием того, что и в начале его музыкального пути, и на всём его протяжении взрослые не уделяли достаточного внимания ребенку и тому, как и в какой форме нужно было это обучение проводить. Что же делать? Можно ли уменьшить негативное отношение ребенка к занятиям на фортепиано? Можно, но для этого необходимо учесть особенности возрастных периодов человека, разобраться с его внутренним состоянием, которое он, возможно, будут пытаться скрыть, найти истинные, а не “очевидные” причины сложившейся ситуации. При этом необходимо рассмотреть и внешние факторы воздействия на человека -  среда и люди, которые его окружают, процессы и деятельность, к которым он имеет отношение.

Обучение игре на фортепиано, как правило, состоит из двух этапов: обучение на подготовительном отделении и обучение на основном отделении. На подготовительном отделении учатся дети 5-6 лет, а заканчивается обучение по классу “фортепиано” в возрасте 14 лет (если ребенок в 7 лет поступил в первый класс ДМШ). Человек в процессе обучения игре на фортепиано проходит через несколько возрастных периодов:

  • Дошкольный возраст (от 5 до 7 лет )
  • Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
  • Средний школьный возраст (от 11 до 14 лет)

Дошкольный возраст

Основной вид деятельности дошкольников - игра, поэтому различные развивающие занятия должны основываться на игре. В этом случае ребенок будет с удовольствием заниматься, поскольку основанное на игре занятие для него интересно и вызывает положительные эмоции. Если отделить занятие от игры и предложить его детям как отдельный вид деятельности, то такое занятие ими будет восприниматься отрицательно в силу специфики развития в этом возрасте:

  • Они не могут находиться в сосредоточенном состоянии длительное время
  • Имеют большую восприимчивость к окружающему миру и всему новому, проявляя любознательность
  • “Медленное” мышление, мышление в наглядных образах
  • Неустойчивое внимание и быстрое забывание того, что им недавно объяснялось
  • Подвижность
  • Подражание взрослым

Занятие, отделенное от игры, предполагает, что ребенок умеет учиться. Но в дошкольном возрасте он не обладает данным умением. Игры должны развивать его различные способности и умение учиться. Данное умение необходимо формировать в дошкольном возрасте. Иначе в начальной школе ребенок будет испытывать трудности с учёбой. Это в полной мере относится и к игре на фортепиано.

Обучение игре на фортепиано – непростое занятие, а если занятие непростое, то взрослые, исходя из своего опыта,  считаю, что для достижения в нём успеха необходимо серьезно к нему относиться и устранить “расслабляющий” игровой момент. Такая позиция приведет, скорее всего, к тому, что со временем у дошкольника выработается устойчивая неприязнь к игре на фортепиано, к классической музыке и вообще к занятиям музыкой. Не всегда это приводит к тому, что ребенок бросит заниматься музыкой. Есть большое количество примеров, когда дети с нелюбовью и даже ненавистью заканчивают обучение в ДМШ. Внешне это может и не иметь заметных проявлений, но где-то в глубине души ребенок уже решил, что он закончит ДМШ, чтобы больше никогда не заниматься музыкой. Есть ли смысл в таком обучении?

Один из положительных примеров приобщения ребенка к музыке - совместное обучение, когда родители занимаются музыкой и выполняют задания  вместе с ребенком, придумывая при этом различные интересные игровые моменты. При этом необходимо использовать различный наглядный материал,  включающий в себя не только красочные изображения, но и предметы. В качестве предметов можно использовать пластмассовые ноты на магнитах,  которые можно размещать на небольшой магнитной доске с нотным станом. Можно вместе с ребенком вырезать из бумаги различные музыкальные предметы и также установить на них самоклеющийся листовой магнит, в результате чего получится модель-аппликация на музыкальную тему. Также можно использовать и лепку из пластилина. Нарисованные предметы воспринимается дошкольником абстрактно. Если же дать ребенку возможность ”пощупать” ноту, паузу и другой относящийся к музыке материал, то ему будет проще его понять. Нарисовать ноту или взять её и прикрепить к магнитной доске – это далеко не одно и то же. Действие с предметом развивает понимание. Что можно делать с нарисованными нотами? Только смотреть на них и сочинять о них истории. Что можно делать с нотами в виде предметов? Совершать действия. Звук также воспринимается ребенком абстрактно, потому что его нельзя увидеть и потрогать. Развить представление о звуке помогает связь его с объектами, о которых ребенок имеет представление. Например, медведь ходит тяжело и рычит, что можно изобразить с помощью низко звучащих звуков с большими паузами между ними. Зайчик маленький, легкий и бегает быстро, что можно изобразить с помощью быстро меняющихся высоких звуков. Связь звуков с изображением, рассказом и действием позволят ребенку “увидеть” музыку и то, как она взаимосвязана с окружающим миром. Любой музыкальный термин необходимо пояснять на понятных для ребенка примерах. Обязательно нужно показать ребенку то, как образуется звук при игре на фортепиано. Для этого нужно открыть верхнюю панель фортепиано и показать то, как нажатия на клавиши приводят к появлению звуков. Ребенок нажимает на клавиши, молоточки приходят в движение и бьют по струнам - возникает звук! Вот какой интересный и необычный музыкальный инструмент фортепиано!

Используя различные умения ребенка, которые вызывают у него хорошее настроение, например, рисование, в ходе музыкального занятия будет способствовать тому, что он будет воспринимать последнее в виде интересной игры. Более того, совместное использование различных умений ребенка позволит ещё больше их развить. Также необходимо посещать с ним детские театральные спектакли, музыкальные представления и выставки, что позволит расширить его кругозор.

Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает информацию и выполняет задания. Одни дети способны быстро воспринимать информацию и задания, другие медленно. Кто-то выполняет задание быстро, но поверхностно, а кто-то медленно, но качественно. Индивидуальные подход как раз и заключается в том, чтобы учесть эти особенности. Индивидуальный подход особенно важно обеспечить в групповых занятиях – сольфеджио, ритмика, хор, поскольку скорость и восприятие у разных детей различна. Если ребенок “не успевает понять или сообразить”, то это не всегда говорит о том, что он слабо развит. Просто у данного ребенка иная природа мышления, что необходимо учитывать при проведении занятий в ДМШ и дома.

Развитие человека сопровождается стабильными и кризисными периодами жизни. Один из таких кризисных периодов приходится на семилетний возраст, как раз тогда, когда ребенок поступает в первый класс общеобразовательной и одновременно детской музыкальной школы. И задача родителей в этот период заключается не в том, чтобы заставить ребенка усердно заниматься, усиливая тем самым перегрузки, которым и без этого подвержен ребенок, а в том, чтобы помочь ему преодолеть этот период.

Младший школьный возраст

Изначально каждый ребенок хочет учиться в школе хорошо, поскольку его природа требует развития. Хорошие оценки – это один из сильнейших мотивов для успешного обучения младшего школьника. Но среда его обучения в общеобразовательной школе и ДМШ различна. В общеобразовательной школе обучение происходит в группе, тогда как занятия на фортепиано – индивидуальные занятия. При обучении в группе есть возможность общаться с другими детьми (на переменах) и сравнивать свои успехи с успехами других детей -  это также сильный мотив для успешного обучения, который отсутствует при индивидуальных занятиях. Если ребенок привык к общению, то любое индивидуальное занятие не вызывает у него положительного отношения. Индивидуальные занятия воспринимаются им как неинтересные и скучные. Компенсировать такое отношение ребенка к индивидуальным занятиям в ДМШ можно, если познакомиться с родителями других детей и после занятий устраивать небольшие прогулки, когда дети могут пообщаться друг с другом. После занятия нужно придумать для ребенка какой-то положительный момент, например, поговорить с ним, погулять на детской площадке, покататься на качелях, предложить ему заняться любимым занятием. Неправильно поступают те родители, которые после занятия ДМШ спешат домой, говоря, что у них нет времени или ребенку нужно еще делать домашние уроки. В этом случае получится ситуация, когда одно неинтересное занятие (игра на фортепиано) сменяется другим неинтересным занятием (выполнение домашних заданий), что очень быстро закрепляется в сознании школьника. Последовательность неинтересных занятий никогда не вызовет у школьника положительных эмоций. Необходимо чередовать занятия. Каждый день у школьника должно быть как минимум 2-3 интересных и вызывающих хорошее настроение занятий. Смена занятий – один из факторов, способных улучшить отношение школьника к учебе.

Дети – это энергия и движение. Если посмотреть на образовательный процесс в типовой общеобразовательной школе, где обучение проводится по типовой программе, то становится понятно, что природа ребенка и школа - понятия несовместимые, потому что находиться в неподвижном состоянии столько часов, сколько нагрузили на них ученые мужи дано далеко не каждому ребенку. Поэтому они подсознательно ищут занятия, которые могут компенсировать данную ситуацию – бегают на переменах, возятся на уроках – энергию-то куда-то нужно девать. Игра на фортепиано – это также статичное занятие, поэтому оно не может никаким образом реализовать потребность школьника двигаться. Реализовать данную потребность помогают занятия спортом и активный отдых, которые обязательно должны присутствовать в ежедневных занятиях школьника. Самый простой вариант – игры детей во дворе. Но, к сожалению, на месте многих детских площадок стоят дома, машины и разбиты клумбы, да и дышать пылью и воздухом города не хочется. Значит, нужно приложить усилия к тому, чтобы придумать для школьника активные занятия и найти для них место.

Ещё один мотив к занятиям – интерес родителей. Если родители не проявляют интерес к занятиям ребенка на фортепиано, то у него возникает вопрос, а зачем я должен этим заниматься, если это никого не интересует, да и мне не доставляет радости? Данный интерес следует проявлять посредством разговора, в ходе которого нужно ненавязчиво поговорить и о музыкальном занятии. Это поможет оперативно выявить различные отрицательные моменты в обучении, которые волнуют ребенка.

Я не проводил исследования на предмет того, в каком возрасте наиболее часто дети бросают занятия музыкой, но и без данного исследования можно понять, что детям достаточно трудно учиться в 1 классе, поскольку помимо всего прочего это обучение приходится на кризисный для человека период в развитии - 7 лет. Кризис может выражаться в отрицании ребенком прежнего порядка, в нежелании принимать резкие перемены в своей жизни (заниматься, вместо того чтобы играть, как это было в дошкольный период), в усилении любых отрицательных моментов. В этот период даже незначительная обида, нанесенная школьнику, может привести к серьезным последствиям. Например, преподаватель надавил на палец ученика, чтобы тот “прочувствовал, как следует нажать на клавишу “для получения  звука”, или хлопнул его по спине, чтобы тот сидел прямо за инструментом, или ударил по руке, если ученик неправильно что-то сыграл, или повысил голос, крикнул, оскорбил. В общеобразовательной школе данные моменты усредняются за счет обучения в группе (не я один такой), так и за счет разнообразия предметов (в одном предмете не получается проявить себя, зато получается в другом). А при персональных занятиях в ДМШ данные негативные моменты направлены непосредственно на того или иного учащегося.

Иногда родители считают, что, поскольку в ДМШ работают профессиональные педагоги, то достаточно лишь сопровождать ребенка в ДМШ и обратно. Нет, этого недостаточно. Ребенок в состоянии проявить некоторую самостоятельность, но поддержка родителей и оценка родителями его успехов ему необходима. В младшем школьном возрасте происходит переосмысление собственного “Я”, которое постепенно начинает развиваться в “социальное Я”, связанное с нахождением человека в коллективе с одноклассниками, друзьями и взрослыми. В это время у школьника формируется свой внутренний мир, который может быть скрыт от родителей, как и болезненные переживания, связанные с негативными моментами в обучении. Родители должны не только обозначить своё формальное присутствие в ДМШ на открытых занятиях, праздниках и выступлениях своего ребенка, но и разговаривать с ним, интересоваться его занятиями и поощрять его успехи. Младший школьник доверяет родителям и необходимо поддержать это доверие, чтобы он не остался один на один со своими проблемами и обидами.

Помимо занятий на фортепиано школьник изучает сольфеджио и ходит на хор. Непонимание и низкие оценки по сольфеджио могут легко привести к тому, что ребенок станет отрицательно относиться к занятиям музыке вообще. Нелюбовь к какому-то одному предмету может отобразиться к нелюбви к тому, где этот предмет изучается, например, ко всей музыкальной школе. Трудности с выполнением домашних заданий также формируют негативное отношение к предмету изучения. Но следует не решать задачи за школьника, а помочь ему научиться преодолевать трудности при их решении. Человеку нравится делать то, что у него хорошо получается. Но для этого нужно научить его этому. Если ребенок заявляет, что он не хочет играть на фортепиано, то нужно не заставлять его сесть за инструмент, а вместе с ним выяснить причину, чтобы на основании её принять устраивающее обе стороны решение. Например, нередки ситуации, когда разучивание всего фортепианного произведения вызывает сложности. В этом случае необходимо уменьшить объем разучиваемого материала, например, сегодня нужно разучить только партию правой руки. Ребенок видит, что исходное (бесконечно неинтересное в его понимании) задание превратилось в конечную задачу, которую он вполне может решить, и в конце которой он сможет заняться своим любимым занятием. Его настроение улучшится, и он спокойно продолжит занятие.

Если ребенок уже в первом классе выражает устойчивое и сильное нежелание играть на фортепиано, то это может говорить не только о кризисе 7 лет, но и о серьезных ошибках, допущенных в методике преподавания. Достаточно один раз что-то грубо сказать ученику или ударить его по рукам, чтобы он возненавидел и преподавателя, и фортепиано, и музыкальную школу. Родители не могут присутствовать на каждом музыкальном занятии. В этом случае опять поможет разговор c ребенком.

Переосмысление школьником процесса обучения происходит в момент окончания начальной школы и до того момента он, в общем, готов терпеть учёбу. Период переосмысления занятия музыкой приходятся на обучение в 4-м классе ДМШ, когда пройдена половина пути. Возникает неопределенность: затрачено много времени и есть какие-то навыки игры на фортепиано, но непонятно, а как их применить на практике. Если в этот момент школьник не увидит практического применения своим умениям, то у него возникнет справедливый вопрос, а зачем оно ему нужно и стоит ли продолжать обучение?

Средний школьный возраст

Нагрузки по учебе возрастают, сложность фортепианных произведений увеличивается, приходится больше времени тратить на выполнение нелюбимых занятий. К этому времени у подростка уже сформирован определенный круг общения, и он уже в состоянии оценить образ жизни других детей. Занятия музыкой всё чаще и чаще накладываются по времени на другие, более интересные с его точки зрения занятия. Да и сфера развлечений не стоит на месте, предлагая детям тонны различных компьютерных игр с захватывающими сюжетами, не говоря уже о телевидении и Интернете, в котором можно “жить”. Если к этому моменту школьнику не помогли выбрать и закрепить в его сознании полезные для него занятия, то просиживание за компьютером легко может стать единственным “интересным” занятием в школьные, и не только, годы. Отдохнуть, расслабиться, забыть об учебе – всё это решается очень просто и быстро с помощью компьютера. В среднем школьном возрасте подросток начинает сравнивать и анализировать то окружение, в котором он находится. Если он видит, как его друзья после школы ничем не занимаются и весь день проводят за компьютером и телевизором, то у него возникает вопрос, а что мне мешает жить также, зачем мне заниматься музыкой и играть на фортепиано, что это мне даёт, в чём интерес? Все дети после школы делают уроки и отдыхают, а мне нужно ещё и музыкой заниматься? Если к этому времени подросток не приобрел качества личности, благодаря которым он способен давать оценку и своим действиям, и действиям других людей, то он будет идти на поводу у массы ничем не занимающихся и обленившихся, не без помощи взрослых, подростков.

В 4 классе ДМШ подросток задаёт вопрос, а что мне делать и как на практике применить имеющиеся знания и навыки. И вместо того, чтобы показать подростку то, как на практике можно использовать его знания и навыки, ему говорят, что надо учиться ещё. Хорошо, поступил в 5 класс - нужно учиться ещё, перешёл в 6 класс – нужно учиться ещё. Возникает вопрос, нужно учиться для того, чтобы учиться? Получается, да. Учащийся учится в 6-7 классах в ДМШ и теоретически вроде бы что-то и знает, но на практике эти знания он не может применить, поскольку его, в основном, учили играть только упражнения и классические фортепианные произведения. Откуда в этом случае у подростка появится интерес к занятиям музыкой и игре на фортепиано?

В 11-12 лет подросток продолжает развиваться как физически, так и умственно. Он более осмысленно начинает сравнивать свои достижения с достижениями других детей. Если он видит в чем-то своё превосходство, то это вызывает у него положительные эмоции, что можно использовать для повышения интереса к игре на фортепиано. Например, можно регулярно приглашать его друзей в гости и устраивать небольшие соревнования и конкурсы, которые будут включать игру на фортепиано. Среди нескольких друзей, умеющих играть разве что “собачий вальс”, обязательно найдутся дети, которые оценят умение подростка играть на фортепиано двумя руками. Еще больший интерес можно вызвать к занятиям, если организовать совместный с другими детьми детский музыкальный ансамбль. Можно попросить подростка показать своему другу то, как играется простая песня, которую они смогут сыграть в две руки. Выступления на публике – это с одной стороны стресс для учащегося, но с другой стороны это дело, которое способствует демонстрации его умений на практике. Если подросток увидит и поймет, что занятия на фортепиано имеют практический смысл, то он более спокойно будет относиться к нему. Практическую пользу от умения играть на фортепиано можно наглядно продемонстрировать и с помощью компьютера.

На первый взгляд кажется, что между компьютером и игрой на фортепиано нет ничего общего. Это не так, поскольку при совмещении компьютера и музыки получается весьма интересное занятие – создание компьютерной музыки, что для многих позже становится одним из любимых занятий. Для этого необходимо приобрести либо midi-клавиатуру, либо недорогой, но подходящий для занятия синтезатор с автоаккомпанементом. Некоторые родители считают, что ребенок должен играть исключительно на фортепиано с его прекрасным акустическим звучанием, а синтезаторы и прочие электроинструменты способны только нанести ущерб музыкальной культуре их ребенка. Возможно, позже мы поговорим и об этом, но нельзя отрицать того факта, что компьютерная музыка и игра на синтезаторе вызывает у многих подростков такое чувство восторга, которое они не испытали ни разу при игре на фортепиано за 7 и более лет. Во многих случаях синтезатор – это второй и последний шанс для подростка полюбить занятия музыкой, особенно в том случае, если он проявляет творческие способности. Проверить это утверждение достаточно просто. Попросите подростка сыграть на синтезаторе классическое фортепианное произведение, выбрав в качестве голоса тембр органа. Уже интересно. Если же помочь подростку осознать то, что благодаря игре на фортепиано он теперь может осваивать игру на синтезаторе, играть свои любимые мелодии и даже сочинять музыку, то здесь может случиться маленькое чудо – подросток, которого едва можно было заставить заниматься игрой на фортепиано, будет часами заниматься игрой на синтезаторе. Покупка синтезатора является важнейшим стратегическим ходом, особенно в том случае, если он приобретается мальчику. Конечно, существует вероятность того, что компьютерная музыка и синтезатор окончательно отобьют желание подростка играть на фортепиано классические произведения, но, если при этом подросток готов спокойно доучиться в ДМШ, то в этом нет ничего страшного. Покупка синтезатора способна вызвать у подростка первоначальный интерес. Если через какое-то время он увидит, что его усилия научиться играть на нем не приводят к желаемым результатам, то он бросит и это занятие. Нужно подумать не только над тем, какой синтезатор приобрести для подростка, но помочь ребенку приобрести начальный навык практической игры на синтезаторе, развить его навык сочинения музыки и импровизации. После приобретения начального навыка подросток почувствует интерес к игре на синтезаторе и будет готов уже самостоятельно осваивать игру на нём. Как можно помочь ребенку приобрести начальный навык игры на синтезаторе? Помочь ему найти ноты и хорошие записи любимых произведений, оказать помощь в организации с другими детьми вокально-инструментального ансамбля на базе школы или дома, можно подумать об организации домашней музыкальной студии, чтобы подросток мог делать записи своих сочинений, можно обратиться за помощью к преподавателям по классу "клавишные" в коммерческой студии.

Повышаем интерес к игре на фортепиано

Для повышения интереса ребенка к игре на фортепиано нужно выбирать методы, которые позволяют решить основные для данного периода развития человека задачи:

  • Дошкольный возраст – вызвать интерес к игре на фортепиано
  • Младший школьный возраст – поддержать интерес к игре на фортепиано
  • Средний школьный возраст – показать практическое применение умений играть на фортепиано

Если задачи не соответствуют возрастному развитию ребенка, то это с большой вероятностью приведет к отрицательным результатам. Например, в дошкольном возрасте или младшем школьном возрасте уже хочется получить результат – ребенок будет перегружен занятиями и постарается бросить занятия музыкой. Если в среднем школьном возрасте решать вопрос поддержки интереса к игре на фортепиано, то ребенок скажет, что он уже долго учится игре на фортепиано и больше учиться не хочет. Чем меньше по возрасту человек, тем быстрее ему нужно увидеть положительный результат. Помогите ему увидеть этот положительный результат своего труда.

Играем и учимся вместе. Совместные занятия родителей и детей в игре на фортепиано крайне важны, поскольку, во-первых, это положительный пример и помощь, а дети учатся на примерах и рассчитывают на помощь, а во-вторых – это возможность провести занятие в виде игры, а дети любят играть с родителями. Если мама смотрит сериал, а папа читает газету или возится с машиной в гараже, то ребенок начинает понимать, что есть много чего интересного кроме игры на фортепиано. А почему тогда он должен играть на фортепиано, а не смотреть мультфильмы или играть с другими детьми, например? Если взрослые не обращают внимания на его занятия, значит оно не так важно и необходимо, как ему об этом постоянно говорят.

Можно, например, по очереди играть на фортепиано детские песни, можно вместе петь детские песни, можно посадить мягкую игрушку рядом и сказать, что медвежонок хочет послушать песенку или он хочет сыграть её, но не знает как. Нужно чередовать разучивание песенки с отдыхом, в процессе которого можно, например, попросить ребенка сыграть импровизацию на какую-нибудь тему. Если в нотах вместе с разучиваемой песней показано изображение, то можно в перерывах между разучиванием песенки уделить внимание рассказу о том, что на ней изображено. В 5-6 лет детям необходимо всё показывать и объяснять с использованием наглядных для него примеров.

Когда ребенок игрой на фортепиано вместе с мамой, то это вызывает у него радость. Если же оставить ребенка один на один с фортепиано и нотами, то эффект будет обратный – 30 минут тишины или рева до тех пор, пока ему не помогут или не позволят сегодня не заниматься. Дело даже не в том, чтобы помочь ребенку разучить песню, а в том, чтобы уделить ему внимание. Некоторые дети прекрасно знают, что нужно делать, но не будут этого делать, пока им не уделят внимания. Ребёнок познает мир и хочет, чтобы его успехи в этом деле оценивались родителями. При этом он требует, чтобы внимание было уделено только ему. Он готов заниматься даже неинтересным занятием, но вместе, потому что так, по крайней мере, веселее, а одному – скучно. Поэтому лучше уделить 15-20 минут на то, чтобы вместе с ребенком интересно и эффективно провести занятие.

Интерес к успехам ребенка. Дети не в состоянии оценить, какова на самом деле польза от того, что они делают, но быстро замечают то, как к их делам относятся взрослые. Если взрослые хвалят ребенка, и хвалят по делу, то он понимает, что он сделал что-то стоящее. Он выучил простую детскую песенку? Это тоже труд. Он её ещё и спел – отлично!

Личный пример. Ребенок старается подражать взрослым. Если родители редко играют на фортепиано, то это никак не способствует желанию играть на нём и ребенка. Если родители постоянно смотрят телевизор, то будьте уверены, что в скором времени и ребенок будет большую часть времени проводить за телевизором или компьютером.

Подходящее окружение. Если ребенок находится в кругу детей, которые также занимаются музыкой, то он спокойнее относится к занятиям по сравнению с тем случаем, когда он общается с детьми, которые кроме обучения в школе ничем больше не занимаются. Поэтому желательно, чтобы среди друзей ребенка были дети, которые также занимаются игрой на музыкальных инструментах, что можно использовать для организации домашних концертов с их участием.

Соревнование. Можно попробовать заинтересовать ребенка, используя небольшое соревнование, например, кто быстрее разучит эту песню, мама или сын? А в конце вручить призы, например, шоколадную медаль. Можно попытаться использовать другой прием. Кто-то из родителей садится за инструмент и начинает медленно разучивать произведение, постоянно спрашивая у ребенка, а как сыграть это или то. Многим детям важно показать родителям свои умения, поэтому они могут принять игру и подойти к инструменту.

Свобода в творчестве. Если игра на фортепиано замыкается только на разучивание и исполнение произведений по программе, то ребенок начинает воспринимать фортепиано как некоторый враждебный предмет, на котором его заставляют играть. Фортепиано – это не детская игрушка, но нужно постараться позиционировать его таким образом, чтобы ребенок воспринимал его как предмет в игре. Если ребенок подходит к фортепиано не только тогда, когда наступает время заниматься, то это уже очень неплохо. Для этого можно, например, взять какую-нибудь сказку и попытаться вместе с ребенком сделать музыкальную сказку - интерпретировать текст в звуках. Сказки детям нравятся. Соответственно и предметы, с помощью которые получается сказка, детям также нравятся.

Ролевая игра. Этот подход можно использовать в младшем школьном возрасте, когда ребенок уже умеет играть в различные игры. При этом нужно учитывать пол ребенка и его увлечения. Мальчики склонны придумывать что-то новое, а девочки – копировать. Мальчикам нравятся игры с техникой (как устроено, как движется и др.), а девочкам – гуманитарные игры (играть во врачей, учителей и др.). Мальчика можно озадачить сочинением музыки для изображения работы различных механизмов и роботов. Можно предложить ему записать эти звуки на магнитофон. Предложите девочке роль учителя музыки, который объясняет и показывает кукле или мягкой игрушке то, как нажимаются клавиши на фортепиано, как нужно играть детскую песенку, как при этом нужно петь. Дайте девочке дневник, в который она может ставить игрушкам оценки.

График занятий. Домашнее занятие отличается от занятия в ДМШ тем, что оно проходит в комфортных домашних условиях и не имеет определенной продолжительности по времени. Но составить график занятий необходимо, чтобы вы и ребенок могли согласовать музыкальное занятие с другими делами. Продолжительность занятия само по себе не является гарантом его эффективности. Можно прозаниматься 2 часа, но не сделать даже половины того, что можно сделать за 30 минут эффективного занятия. Поэтому нужно увеличивать не время музыкального занятия, а повышать его эффективность. Тогда будет меньше конфликтов по поводу того, что музыкальное занятие накладывается по времени с более интересными для подростка занятиями. Пока ребенок маленький, то можно без особого труда осуществлять такое согласование. В младшем и среднем школьном возрасте у подростка появляются интересы и вне дома, например, пойти поиграть с друзьями на улицу, пойти в гости, позаниматься в спортивной секции и др., которые занимают достаточно продолжительное время. С одной стороны график домашних занятий ограничивает свободу ребенка, а с другой стороны даёт ему возможность наглядно увидеть, что есть время для разных занятий и игры.

Практическое применение навыков. Ценность любого обучения заключается в возможности применить на практике полученные знания и навыки. Дети любят получать и дарить подарки. Можно подсказать ребенку, что исполнение детской песенки на фортепиано – это очень хороший и интересный для взрослых подарок.

Если ребенок отрицательно относится к тому, чтобы исполнять на домашних праздниках произведения по программе, то нужно предложить ему сочинить своё произведение. Если ребенок (а чаще подросток) не хочет выступать с игрой на фортепиано, то это может говорить о том, что он стесняется или не хочет играть в присутствии других людей. Музыка является частью внутреннего мира человека, который он не всегда и не всем хочет показывать. Понимание этого позволит избежать многих недоразумений, конфликтов и обид.

Радость в процессе и в конце занятия. Определенную пользу может принести такой подход: занятие разбивается на две части. Основное время ребенок вместе с родителем разучивает заданное произведение. Потом делается небольшая пауза, в течение которой можно просто поговорить с ребенком о чем-то, а после паузы дать ребенку возможность играть на фортепиано то, что ему нравится и так, как он хочет играть (естественно, не кулаками по клавишам). Ребенку не нравится играть на фортепиано произведение по программе и настроение у него от этого не очень хорошее. Если постоянно заканчивать занятия в таком настроении, то со временем этот момент превратится в устойчивую неприязнь к игре на фортепиано, поскольку радости-то нет никакой. Важно в конце занятия на фортепиано разрешить ребенку заняться его любимым делом. Тогда он будет воспринимать занятия на фортепиано не как бесконечные мучения, а как некоторое ограниченное по времени занятие, после успешного завершения которого он может отдохнуть и выбрать интересующее его занятие.

Александр Страшко
[email protected]
30.08.10

Как научить ребёнка поколения digital игре на фортепиано

дети и музыка 4 марта 2019 

Как научить ребёнка поколения digital игре на фортепиано

Этот гаджет – для тех, кто всегда мечтал научиться и научить своих детей играть на фортепиано, но не был готов к многочасовым скучным урокам.

Цифровое фортепиано Yamaha Clavinova идеально подходит для обучения современных детей и самообучения взрослых. Никаких нотных тетрадей – учиться можно при помощи приложения Smart Pianist и световых индикаторов. Детям не придётся выходить из своей цифровой зоны комфорта, так что обучение будет эффективным и несложным.

В инструменте есть готовая музыкальная библиотека и 303 урока для развития правильной моторики пальцев. 


В инструменте уже есть готовая музыкальная библиотека: 50 популярных композиций и 50 классических композиций. А ещё 303 урока для развития правильной моторики пальцев.
Конечно, цифровой гаджет целиком не заменит учителя, но начать с его помощью свой музыкальный путь – это хорошая идея. Поиграв на Clavinova, и взрослые, и дети смогут избавиться от страха перед обучением и распрощаются с мыслью, что учиться музыке – невероятно сложно.

Сегодня уже нет необходимости покупать большое акустическое пианино, чтобы привить детям музыкальный вкус и научить игре. Фортепиано Yamaha обладает всем функционалом классического инструмента. Благодаря современным интеллектуальным технологиям он способен передать живой звук и натуральность тактильных ощущений, отвечая требованиям музыкальных школ и профессиональных исполнителей.

Рассказываем, как работает цифровое фортепиано.

1. Вы выбираете любую мелодию из своей музыкальной библиотеки.

2. Загружаете файл в приложение Smart Pianist. Оно проанализирует гармонию произведения и создаст нотную партию для фортепиано.

3. Вам или вашему ребёнку дальше нужно будет лишь следить за огоньками «Stream Lights» – они направят ваши пальцы, показывая, какие клавиши следует нажимать. При этом, если вы сделаете ошибку с активированной функцией Guide, инструмент будет ждать пока вы не нажмете правильную ноту.

На музыкальных инструментах серии CSP вы сможете играть самые непростые произведения, даже без музыкальной подготовки. Также у моделей CSP есть микрофон, который может улучшить ваш вокал.

При всём своём функционале цифровое фортепиано не займёт много места в квартире. Это очень компактный и стильный инструмент.
Цифровое фортепиано Yamaha Clavinova CSP – это инструмент для всей семьи, который поможет в обучении ребенку и научит играть родителей.

В серии CSP представлены 2 модели: CPS – 170 отличается более мощным звучанием, а с CPS – 150 вы легко научитесь исполнять любимую музыку.

Как ребенка научить играть на пианино. Фортепиано. Советы

Музыка – прекрасное искусство, и знакомить с ним подрастающее поколение нужно как можно раньше. Но если в раннем детстве это знакомство – «шапочное» и детки соприкасаются с этим удивительным миром, прослушивая записи или живое пение домочадцев, то в более взрослом возрасте у очень многих родителей возникает желание научить ребенка играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Лидером, конечно же, является пианино. С одной стороны это не очень понятно, поскольку инструмент громосткий, занимает много места и не просто транспортируется. С другой – пианино один из самых легких инструментов для обучения, ведь для того, чтобы извлечь красивый звук из струнного или духового инструмента необходимы определенные навыки, а тут – нажал на клавишу и звучит. Еще пианино замечательно подходит для импровизаций и подбора композиций «на слух». Так как же ребенка научить играть на пианино.

Как ребенка научить играть на пианино. Несколько вариантов обучения детей

         Музыкальная школа. Отдать свое чадо профессиональному педагогу достаточно просто – привели в ближайшую музыкальную школу, и если малыш хорошо воспринимает музыку, его обязательно возьмут. Для тех, кому косолапый слегка потоптал уши этот вариант не подходит. Бюджетники неохотно возятся с детками с проблемами музыкального слуха. Зарплаты у них не большие и возится дополнительно навряд ли кто-то захочет.

         Частный педагог. Это тот вариант, когда с вашим чадом будут заниматься вне зависимости от его музыкальной одаренности. Понятно, что это не дешевое удовольствие, зато вниманием ребенок обделен точно не будет. Прежде чем отдать малыша частному педагогу вы должны собрать максимум информации о нем, желательны положительные отзывы людей, которым вы доверяете. Поговорите с будущим учителем, объясните, для чего вам эти уроки. Если вы планируете далекое музыкальное будущее – это одно, а если для общего развития – совсем другое, от этого будут зависеть интенсивность и нагрузка при обучении ребенка игре на пианино.

         Самостоятельное обучение. Раньше для того, чтобы научить ребенка игре на пианино самостоятельно, вам необходимо было самим уметь играть. Сейчас есть множество самоучителей, адаптированных произведений для начального обучения игре на фортепиано. В конце концов, нынешний прогресс позволяет заменить громкий и большой инструмент синтезатором с наушниками. Если вдруг малышу захочется помузицировать рано утром, он не поднимет «на уши» весь дом, да и соседи будут освобождены от слушанья гам на протяжении нескольких часов подряд. Понятно, конечно, что этот вид обучения только для себя, поскольку вам навряд ли удастся правильно «поставить» руки и пальчики, а потом переучивать в музыкальной школе будет сложно.

Советы родителям для самостоятельного обучения ребенка

Если вы все-таки решитесь на последний вариант, дадим вам несколько советов:

  • Начинайте с самых простых вещей, учитесь извлекать звук, запоминайте ноты и их написание на нотном стане. Если осилите длительности – молодцы, если нет – учите слушать и воспроизводить точно по оригиналу.
  • Первыми произведениями могут стать вещи типа «Сорока-ворона», «Тетери», «Кукушечка» и т.д. Если у вашего крохи есть любимые песни, попробуйте подобрать мелодию на слух или посмотреть в Интернете ноты с пометкой «облегченный вариант».
  • Если вы берете более сложные композиции, заучивайте их по частям (музыкальным фразам), которые сможет легко запомнить ваш ребенок.
  • Не препятствуйте самопроявлению, пусть кроха «творит», а вы потом, для того, чтобы продолжать осваивать нотную грамоту, попросите его записать нотами его новое произведение.

Какой бы вариант вы не выбрали, знайте – вы делаете правильно, позволяя вашему ребенку соприкоснуться с таким замечательным направлением искусства, как музыка.

 

Курс игры на фортепиано для начинающих (1 уровень)

  • Урок игры на фортепиано № 1

    Знакомство с фортепианной клавиатурой
    на примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».

    12 сентября 2012 г., 22:22

    Просмотров: 339035

  • Урок игры на фортепиано № 2

    Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.
    На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».

    15 сентября 2012 г., 10:27

    Просмотров: 167349

  • Урок игры на фортепиано № 3

    Мелодия Э.Морриконе "Ветер, крик" («Le vent, le cri» из кинофильма «Профессионал»)

    16 сентября 2012 г., 01:27

    Просмотров: 102265

  • Урок игры на фортепиано № 4

    Аккорд-Трезвучие. Мажор. Минор.

    18 сентября 2012 г., 19:56

    Просмотров: 39107

  • Урок игры на фортепиано № 5

    Л. Бетховен – «К Элизе».
    От начальной композиторской идеи до окончательного варианта.

    18 сентября 2012 г., 20:02

    Просмотров: 94285

  • Урок игры на фортепиано № 6

    М. Легран – «Шербурские зонтики».
    От начальной композиторской идеи до окончательного варианта.

    18 сентября 2012 г., 20:41

    Просмотров: 66183

  • Урок игры на фортепиано № 7

    Лад. Три главных трезвучия лада.
    На примере песни «Happy Birthday».

    18 сентября 2012 г., 21:00

    Просмотров: 54345

  • Урок игры на фортепиано № 8

    Основная формула гармонии
    на примере регтайма С. Джоплина «Артист эстрады»

    6 октября 2012 г., 13:40

    Просмотров: 35540

  • Урок игры на фортепиано № 9

    Функция автоаккомпанемента синтезатора
    на примере песни Р.Паулса «Миллион алых роз»

    10 октября 2012 г., 10:31

    Просмотров: 37440

  • Урок игры на фортепиано № 10

    Нотная грамота.

    16 октября 2012 г., 10:44

    Просмотров: 36867


  • Смотрите также