Как на трубе играть высокие ноты


Учимся брать высокие ноты на трубе

Учимся брать высокие ноты на трубе

Дата добавления [28.11.2016]

Вы начали играть на трубе, но до сих пор не осилили высокие ноты? Предлагаем вашему вниманию статью, в которой мы расскажем, как можно быстро и без проблем научиться брать самые высокие ноты на трубе.

Итак, взяв трубу в руки, постарайтесь сделать три глубочайших вдоха, и, как профессиональные трубачи, расположите мундштук инструмента во рту. Далее, резко ударьте воздухом через носик мундштука и постарайтесь найти такое положение звука, при котором звук будет, но затраты воздуха при этом будут максимально низкими.


В случае, если ваш музыкальный слух еще не настолько развит, воспользуйтесь другим инструментом, предположим, пианино. Сыграйте на нём одну ноту, повторив её на своем инструменте. Далее, приступайте к воспроизведению следующей ноты, и таким образом играйте до 2-3 минут.

Чтобы лучше научиться брать высокие ноты, сыграйте на трубе 3 ноты вверх, а затем воспроизведите 5 нот вверх. После этого спускайтесь вниз и постарайтесь сыграть этот лад целостно. Кроме того, вы можете попытаться сыграть сирену, в которой вам будет достаточно легко подыматься и опускаться вверх. Старайтесь играть так без запинок, но в то же время не насилуйте себя. Если вам не удается брать высокие ноты, постарайтесь сделать это другим способом.


Для этого поместите мундштук в трубу, после чего ударьте в неё воздухом, удерживая потолок ровно 1 минуту, не зажимая при этом ноты. Во время игры убедитесь, что вы дышите правильно и глубоко, а выдох легких получается легким и непринужденным. Тренируясь, вдыхайте теплый воздух, так как холодные потоки могут вызвать раздражение, или, и того хуже, воспаление или другой недуг.

Приступайте к воспроизведению мажорных гамм, пользуясь длинными тонами. Начните свое воспроизведение с ноту До, затем продвигайтесь к другим, более высоким, мажорным нотам. Это упражнение повторяйте 5-10 минут. После чего, приступайте к воспроизведению арпеджио (по схеме 1-3-5-8). Для этого снова начинайте воспроизведение с ноту Д

Как берется нота ля диез на трубе. Как играть высокие ноты на трубе

(ит.— tromba , фр.— trompette , нем.— Trompete , англ.— trumpet )

История возникновения трубы уходит в далекое прошлое и в настоящее время трудно установить, кому из древних народов принадлежит ее изобретение. Натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента.

В эпоху Средних веков прямая металлическая труба употребляется уже не только как сигнальный инструмент, но и для сопровождения всевозможных торжественных церемоний и ритуалов. Пользовались этим инструментом лишь дворяне и рыцари. Европейская труба называлась бузине (старофр.— buisine). Первое упоминание об использовании труб на Руси относится к X в.

Уже в начале XIII в. произошло разделение труб на высокие (дискантовые) и низкие (басовые). Впоследствии трубы, как и валторны, стали разделяться на низкие, средние и высокие разных строев. В XVII в. чаще других использовались инструменты в строях ре, до, позднее си-бемоль, изготовленные немецкими музыкальными мастерами Шмидтом, Нагелем, Хайнлейном, Фейтом и английскими мастерами Дадли и У. Булем. На рубеже XVII—XVIII вв. одними из лучших были трубы И. Хаса из Нюрнберга. Инструменты изготовлялись из меди, бронзы, серебра. В XVIII — начале XIX в. наиболее распространены были трубы строя фа с добавочными кронами в строях ми, ми-бемоль, ре-бемолъ и до. В этот период широкое распространение получили трубы, изготовленные на Московской фабрике музыкальных инструментов русскими мастерами Н. П. Котельниковым, Д. и С. Михайловыми и И. С. Храповицким.

С изоберетением в начале XIX в. вентильного механизма натуральные трубы стали постепенно вытесняться хроматическими, а в конце столетия и вовсе вышли из употребления. Из многочисленного семейства труб чаще других использовались инструменты средних строев: ми-бемоль, ми и фа. Их нижний и средний регистры отличались широким полным звуком, верхний звучал напряженно и представлял большую трудность для исполнителей.

В конце 80-х годов XIX в. были сконструированы новые хроматические трубы высоких строев: ля, си-бемоль и до. На них стало возможно извлекать все звуки второй октавы. Наиболее удачной из этих инструментов явилась сопрановая труба си-бемоль, которая употребляется и в настоящее время. Во Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других странах наибольшее распространение в исполнительской практике получила труба строя до. В России в начале XX в. чаще других использовались вентильные трубы фирмы Ю. Г. Циммермана.

В настоящее время широкое распространение получили инструменты французской фирмы «Сельмер» и американской «Бах — Страдивариус». Для эстрадных и джазовых оркестров изготовляются трубы особых конструкций, приспособленные для извлечения высоких звуков.

Или сопрановая труба изготовляется из латуни или томпака (сплава меди с цинком). Состоит из цилиндрической трубки длиной около 1,5 м, диаметром около 11 мм, переходящей в коническую, и мундштука в виде полумесяца. Ствол дважды согнут и представляет единое целое с раструбом. Аппликатура трубы аналогична аппликатуре корнета (см. пример 97). Труба строя си-бемоль является инструментом транспонирующим. Нотируется в скрипичном ключе, звучит большой секундой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 92).

Труба является самым высоким из медных духовых инструментов. Ее звучание отличается силой, блеском и в то же время легкостью и подвижностью. Вентильный механизм инструмента позволяет блестяще исполнять всевозможные пассажи, арпеджио, скачки, вентильные трели, одинарное, двойное и тройное стаккато. Возможен также прием фрулято, имеющий некоторое сходство с дробью малого барабана. В процессе исполнения часто используются различные виды сурдин, которые служат главным образом для искусственного изменения тембра инструмента.

Разновидности трубы.

Труба-пикколо строя си-бемоль и ля была сконструирована для сольного исполнения старинной музыки (стиль кларино и пр.), а также для исполнения партий трубы высокого регистра в оркестре («Весна священная» И. Стравинского, «Болеро» М. Равеля, «Озорные частушки» Р. Щедрина и др.).

Труба-пикколо строя си-бемоль звучит октавой, а строя ля — большой септимой выше основного инструмента. Инструмент имеет четыре вентиля. Четвертый вентиль служит для

Как играть высокие ноты на трубе

И так вы хотите узнать, как научиться брать высокие ноты? Для этого необходима практика, внешняя помощь, правильно поставленный амбушюр и хороший дыхательный аппарат.

Шаги

После того как взяли трубу, сделайте три глубоких вдоха, как обычно делают трубачи; поместите мундштук в рот.

Теперь ударьте воздухом через мундштук, старайтесь найти конфигурацию при которой звук есть, а необходимые для этого затраты воздуха и энергии — минимальны.

Если ваш музыкальный слух еще не достаточно хорош — используйте пианино, играйте одну ноту, повторяйте ее через мундштук, переходите к следующей, и так до 2-х минут.

Сыграйте 3 ноты вверх, потом 5 нот вверх, спуститесь вниз и попытайтесь сыграть целостно весь лад.

Также вы можете сыграть сирену, где вам будет необходимо спуститься с середины вашего диапазона в самый низ, потом подняться в самый верх, и вернуться в середину. Старайтесь делать это без запинок. Не насилуйте себя. Если вы не можете играть более высокие ноты — не перетруждайтесь. Все приходит с практикой.

Сейчас, поместите мундштук в трубу.

Ударьте воздухом в трубу и держите поток 1 минуту, без взятия каких-либо нот.

Убедитесь, что вы дышите глубоко, а выдох легкий и непринужденный. Используйте теплый воздух. Также следите за ровностью воздушного потока. Не делайте паузу после вдоха.

Начните играть мажорные гаммы, используя длинные тона.

Начните с До (концертный Си-бемоль), постепенно продвигайтесь вверх к другим мажорным нотам. Делайте это в течении 5-10 минут.

Начните играть арпеджио (1-3-5-8).

Снова начните с До (концертный Си-бемоль) и идите вверх. Выполняйте это в течении 2-5 минут.

К этому моменту вы должны быть довольно разогретыми.

Если нет, то сжимайте ваши губы, не забираясь выше Ми (концертного Ре) в верхней части нотного стана.

Начинайте играть Соль (концертная Фа), которая находится прямо над нотным станом.

Если у вас есть метроном — установите его на 60 ударов в минуту. Удерживайте первую ноту 4 удара (эквивалент 4-м секундам), а потом продвигайтесь вверх по полутонам (каждые 2 удара), Пока не достигните высокого До (концертного Си-бемоль). Делайте это в течение 2-5 минут. Если это слишком много, продвигайтесь только до той части, где вы себя еще чувствуете комфортно, хорошо закрепив ее — идите дальше.

Работайте над расширением вашего диапазона с помощью сжимания губ.

Начните на До (концертный Си-бемоль), осуществите передув и вернитесь обратно, аппликатура при этом неизменна. Делая сжатие губами, пытайтесь как можно лучше зафиксировать взятую ноту, как она играется. Постепенно продвигайтесь вверх по шкале, полутонами, до тех пор, пока вы будете в состоянии играть.

Тренируйтесь!

С одного раза пользы вам не будет. Это должна быть систематическая работа. Если вы будете делать перерывы более двух дней, навыки будут пропадать. Для расширения своего диапазона стойкость имеет решающее значение.

Когда доберетесь до самый высокой своей ноты, верните язык на свое место и просто играйте ее много много раз.

Это очень кропотливая работа, но результат того стоит, вы натренируете мышцы необходимые для этого, играя каждый день, понемногу двигайте темп, делайте что угодно, чтобы сделать этот процесс более интересным. .......

Школа игры на трубе от Розати

Уроки игры на трубе. Комбинация клапанов трубы или пальцовка

Отступление:
Сколько позиций на трубе может быть, если она имеет 3 клапана? Для того, кто знаком с комбинаторикой это элементарно: нажатых позиций клапанов П=3!=1х2х3=6, с учетом не нажатых клапанов, позиции всего будет 7.
Их необходимо запомнить:

1 позиция – ни один клапан не нажат;
2 позиция – второй клапан нажат;
3 позиция – первый клапан нажат;
4 позиция – 1 и 2 клапаны нажаты;
5 позиция – 2 и 3 клапаны нажаты;
6 позиция – 1 и 3 клапаны нажаты;
7 позиция – 1 и 2 и 3 клапаны нажаты.

Уроки игры на трубе. Стаккато

Очередность действий:
- сделать хороший вдох, выдвинув челюсть вперед;
- набрать воздух, расположив язык между губами;
-выпустить струю воздуха под напором;
- языком имитировать «плевок» .

При игре на трубе звук должен быть отчетливым при хорошем напоре воздуха, громким и звонким. При этом как будто произносишь короткий слог "Та". Выберете подходящий момент, чтобы понять механизм действия языка и потока воздуха при игре стаккато на трубе. Расположите язык между губами (как клапан), преграждая путь воздуху, затем быстро уберите его, назад и обратно верните с подачей воздуха.

Это естественное движение, знакомо всем и похоже на движение «плевок», но прежде необходимо выполнить следующую последовательность:
- держать челюсть выдвинутой вперед;
- сделать вдох через нос или уголки рта;
-высунуть язык, почти касаясь мундштука;
- удерживать воздух, перед дутьем;
- слегка упритесь губами на мундштук;
- произнести слово [Thah] (для тех, кто владеет английским языком это просто).

Такое расположение языка дает пространство в небе для прохождения воздуха. Рот и язык в формировании атаки звука при игре на трубе.

Для исполнителей стран бывшего союза более понятно будет расположить язык как при «плевке». Если подробнее остановиться на произношении, первая согласная [Th] в слоге [Thah]- это щелевой звук с голосом, - следует образовать щель между передним краем языка и верхними зубами. Вторая гласная [a] - неясный звук похож на русское «а» под ударением. И последняя согласная [h] – просто выдох. Различия исполнительских школ игры на медных духовых инструментах.

Стаккато тяжелое упражнение для игры на трубе, но не более чем другие упражнения. Помните, однако, что существуют разные виды стаккато. Физиологическое строение челюсти и рта также играет важную роль, поэтому необходимо искать собственную постановку амбушюра. Для того, чтобы определиться, как легко играть на трубе стаккато, необходимо поэкспериментировать с положением языка и губ.

Например:
- язык точно посередине не слишком выдвинут вперед;
-язык чуть ниже середины;
- язык точно посередине выдвинут вперед;
-язык чуть выше середины.

Все перечисленные варианты, при игре на трубе подходят для разных видов стаккато. Подберите ноты для стаккато и делайте упражнения, отдыхая между ними. Дышите ровно и медленно. Слушайте себя и других исполнителей, сравнивая и анализируя. Поддавайте воздух из нижней части живота, не играйте с ленцой!

Существуют альтернативные варианты с более легким языковым стаккато, - расположить язык над окончанием арки зубов, внутри и прикрепленным к десне, произнося звуки [Tch] и [Tchz]. На практике, вы поймете, что легкое стаккато (внутри) лучше подходит для точной, чистой и быстрой игры на трубе, чем тяжелое стаккато (снаружи), которое наилучшим образом подходит для военного или джазового стиля игры на трубе.

Последовательность и поза при подходе к стаккато:
-поднести инструмент к подготовленной челюсти;
-сделать вдох, запирая амбушюр и язык;
-выпустить воздух сразу убирая язык [Thouh ];
-свободная вибрация губ даст полный звук при игре на трубе.

Уроки игры на трубе. Ценные замечания

Для начала игры на трубе и воспроизведения музыки очень полезно использовать метроном. Убедитесь, что вы будете его слышать и установите на скорость от 60 до 80. Привыкайте, использовать метроном все время при игре на трубе любых упражнений, изменяя по необходимости скорость. Попробуйте сделать упражнение с использованием всех 7 позиций от верха к низу. Вам необходимо научится читать ноты с листа. Подберите ноты и поупражняйтесь.
Сначала будет немного трудно воспроизводить "правильные звуки". Необходимо научиться использовать точное количество и скорость воздушного потока для каждой конкретной ноты. Сущность игры на трубе заключается в качестве вашего воздушного потока, и поэтому крайне важно создавать стабильный и последовательный столб воздуха, чтобы наполнять звучанием инструмент. Воздушный поток должен быть собран в струю и не разбрызгиваться по сторонам.

Держите ваши губы собранными, особенно в уголках рта. Вибрация должна происходить между губами - воздух - мундштук, а не только между двумя губами! Запомните: если вы давите на губы, вы будете иметь плохой звук, и они очень быстро устают. Умейте создавать по необходимости большее или меньшее давление воздушного столба.
Решающее значение имеет постановка, как соблюдаете положение мышц лица, подбородка, головы, зубов и положение тела. Учитесь читать и петь ноты, убедитесь в соответствие их с реальными звуками, и отличайте их не только по названиям.

Продолжение следует

11 советов как "брать" высокие ноты

Хочешь Брать Высокие Ноты?

Хочешь доставать высокие ноты, но не можешь, как петь высокие ноты прочувствовать свой голос на «верхах»? Не можешь позволить себе дорогих учителей? Попробуй следовать этим шагам, чтобы научиться петь высоко:
  • Распойся. Распевка может включать в себя напевание своих любимых песен или что-то вроде «уо-уа-уэй». Другое отличное упражнение для увеличения диапазона включает в себя пение вначале нижних нот, затем движение вверх до самых высоких нот и обратно (как сирена). Спеть это нужно несколько раз, после этого ты уже должен заметить разницу. Всегда лучше начинать распеваться и петь со среднего регистра (средних нот) своего диапазона, прежде чем переходить к самым высоким и низким нотам и петь сразу их.
  • Дыши правильно. Чтобы правильно и красиво петь, ты должен дышать, используя свою диафрагму. Другими словами, когда ты вдыхаешь, вначале должен подняться твой живот, а не грудная образуются в том же месте, где и все остальные. Не смотри вверх и не поднимай голову, чтобы петь высокие ноты. Думай о ноте так, как будто она находится где-то далеко от тебя. Встань прямо, и попытайся спеть «ха-ха» так быстро, чтобы почувствовать толчки воздуха, которые выходят непосредственно из нижней части живота. Это называется опорой голоса. С ней петь станет намного легче (особенно петь высокие ноты). 
  • Начни с середины своего диапазона и продолжай петь все выше и выше. Пой ноты, двигаясь вверх и вниз по гамме, увеличивая расстояние между ними. Никогда не напрягай голос. Твоему горлу не должно быть больно. Пей достаточное количество воды для увлажнения своих голосовых связок.
  • Проанализируй всю вокальную фразу(часть вокальной мелодии), которая включает в себя высокую ноту. Ты должен петь и удерживать мелодию с самого начала, не прерывая, соединять ту самую высокую ноту с нотами, которые предшествуют ей.
  • Попробуй спеть ноту так, как будто ты энергично бросаешь фрисби или мяч. 
  • Помни, что высокие ноты на самом деле не находятся выше физиологически. Они образуются в том же месте, где и все остальные. Не смотри вверх и не поднимай голову, чтобы петь высокие ноты. Думай о ноте так, как будто она находится где-то далеко от тебя.
  • Найди свою гласную. Каждый голос. имеет определённые гласные, которые звучат у него лучше всех остальных, петь которые комфортней. Экспериментируй, чтобы определить, какие гласные лучше всего будут звучать именно у тебя. После того, как выяснишь это, по мере того, как будешь петь и «подниматься» вверх, постепенно добавляй эту гласную (ее призвук) в высокие ноты. (Не бойся использовать смешанные гласные, например, ты поешь слово «head» на высокой ноте, а округляешь губы как «oh»).
  • Немного зевни на этих высоких нотах. Когда репетируешь, никогда не стесняйся делать это немного утрированно. «Зевок» — это очень хорошее положение неба для начала звука на высоких нотах, который устанавливает позади твоего рта/горла идеальную вокальную позицию. (Здесь имеется в виду не «академический зевок», т.е.»купол», а позиция, при которой гортань максимально расслаблена, а голос отлично попадает в резонаторы, при этом оставаясь впереди (на верхних зубах). С этим приемом петь высокие ноты станет проще.
  • Повторяй. Повторяй, пока не получишь желаемого результата и не почувствуешь, что петь стало легче.
  • Впевай высокие ноты, затем фиксируй их. Только потом пробуй петь и доставать следующие.
  • Не торопись. Петь высоко не так просто, так что делай это неспеша, шаг за шагом. 
Советы
  • Самый лучший и надежный способ научиться петь — это пойти к преподавателю вокала. Так ты сможешь достичь профессионализма в этом нелегком деле. Если ты по каким-то причинам не можешь заниматься с педагогом, придется петь и работать дома. Лучший вариант — иметь какой-то музыкальный инструмент, особенно фортепиано или клавиши. 
  • Практикуйся, практикуся, практикуйся!!!
  • Ты хочешь петь и сделать свой голос красивым «на верхах»? Лучший способ сделать это — визуализация. Представь, как звук выходит из живота, груди, нижней части горла и попадает прямо в верхнюю часть головы. Голос свободный, он летит, не напрягая голосовые связки, устремляясь вертикальным потоком вверх…
  • Сохраняй обьем во рту (в форме буквы «О») и держи свой язык опущенным вниз (лопаткой).
  • Не сдавайся. Вероятно, ты не получишь результатов очень быстро, но, чем больше работаешь, тем быстрее и лучше ты будешь петь и доставать высокие ноты.
  • Не пытайся «выдавливать» высокие ноты, это обедняет твое дыхание, да и вообще плохо для здоровья. Нужно стремиться петь легко.
  • Помни, ты не сможешь так развить свой диапазон «вниз» как можешь это сделать «вверх». Теоретически, можно расширить диапазон и петь так высоко, как хочется. В любом случае, ты должен стремиться иметь по крайней мере 2 рабочих октавы.
  • Эти же советы применимы для пения низких нот.
  • Используй распевки, которые «собирают» звук впереди, на зубах и губах, чтобы «вывести» его из гортани. Пример : «мо-мо-мо-мо-мо-о-о-о».
  • Ещё одна хорошая техника пения высоких нот — это вначале петь так низко, как ты можешь. Это растягивает голосовые связки, и, когда ты будешь петь высоко, не будешь так «зажиматься», а диапазон будет расти быстрее. Не перестарайся при пении низких нот, от этого голос может повредиться, что приведет к потере высоких нот вообще.
  • Есть простой способ узнать, правильно ли ты поешь высокие ноты. Для этого поставь палец на гортань (кадык), спой гамму и посмотри, поднимается ли он (кадык) вместе со звуком. Если это так, то ты поешь неправильно. Возможно только минимальное отклонение от нормы. Это самая распространенная ошибка исполнителей-любителей. Для преодоления этого потребуется время, терпения и наблюдения за собой в зеркале. (На первых этапах (1-3 лет) этого сложно избежать).
  • Нужно знать свой диапазон. Мужчины особенно нетерпеливы в работе над расширением диапазона, так как у них это происходит медленнее. Но не стоит петь и форсировать высокие ноты, которые просто еще не готовы легко прозвучать.
  • «Мне действительно очень больно петь высокие ноты. Что делать?» СТОП!
  • И еще раз, НИКОГДА не дави звук. Это может привести к повреждению голосовых связок, которое может перерасти в хронические болезни. (Например, узлы на связках. Погугли).
  • Старайся не пить и не есть холодное.
  • Наблюдай за знаменитостями и смотри, существуют ли у них особые приемы, которые они задействуют, когда поют высокие ноты, а затем попробуй повторить их. (Например, Mariah Carey, Leona Lewis, Brendon Urie, Michael Jackson, Celine Dion, Whitney Houston…). Например, Adam Lambert немного высовывает свой язык, когда поет высоко Это помогает ему «раскрыть» гортань и петь высокие ноты легче.
  • Несмотря на распространенное мнение, горячий чай с лимоном плохи для твоего голоса. Все, что слишком горячее или холодное, вредит твоим голосовым связкам. Лимон сушит твои связки. Лучшее для голоса — простые витамины и простая вода комнатной температуры. Также может привести к снижению производительности трапеза за 1 час до пения.
  • Если ты новичок, и приступаешь к занятиям слишком усердно, твой верхний регистр будет звучать неестественно. Работай, не торопясь. 
Предостережения:
  • Никогда не напрягай горло! Твоя голова должна находиться в нормальном положении, и не должна двигаться вверх или вниз вместе с пением нот.
  • Убедись, что ты хорошо распелся. Это позволит тебе получить хорошие результаты быстрее и поможет предотвратить травмы, и, само собой, ты быстро научишься петь.
  • Не пой слишком много (или вообще не пой), если чувствуешь боль в горле. В противном случае, ты не то что не увеличишь диапазон, а даже уменьшишь его.
  • Если чувствуешь боль в горле, остановись!
  • Если тебе действительно очень нравится песня, но в ней есть высокие ноты, которые тебе пока недоступны, нет ничего страшного в том, чтобы транспонировать её вниз (опустить на тон-два и петь ее в другой тональности). Это не признак слабости или отсутствия таланта, но если ты так думаешь, то лучше просто возьми другую песню.
  • Ты слышишь свой голос внутри себя не таким, какой он есть на самом деле. Поэтому записывай свой вокал и улучшай его звучание раз за разом, старайся петь осмысленно.
  • Что является наиболее важным? Концентрация на пении, и только пение. Держи в голове то, над чем ты сейчас будешь работать – петь высокие ноты, придавать звуку легкости — не думай о том, что ты будешь делать позже в этот день.
Нужно для того, чтобы петь высокие ноты:
  1. Голос.
  2. Музыка.
  3. Слова песни.
  4. Песня.
  5. Хорошо настроенный инструмент с широким диапазоном (чтобы посмотреть, как высоко ты сможешь петь!)
  6. Звукозаписывающее устройство (для записи голоса).
  7. Уверенность!
Автор: Ирина Третьякова

Причины плохого интонирования при игре на трубе — Уроки трубы и музыки

Тема идеального интонирования для меня неоднозначна. Опыт показывает, что идеальное исполнение может оставить равнодушным, тогда как небрежное исполнение — тронуть до глубины души. Это не означает ненужность работы над интонацией. Скорее речь о балансе между слепым стремлением играть идеально стройно и музыкальной составляющей.

Откуда эти сложности с интонацией вообще берутся?

Если вы пока не особо понимаете, что такое вообще строй и интонация, то прочитайте вот эту статью: Строй и интонирование при игре на трубе

Причины, которые влияют на строй и интонацию (полужирным выделены сегодняшние темы):

  • Температура окружающей среды.
  • Недостаточная физическая готовность мышц.
  • Неподходящий эквипмент — мундштук/труба(удивительно, но я не нашел в русской языке аналогии слову equipment, кроме странно звучащих «оборудование» или «оснащение» :). В английском это общее слово для всего, что связано с игрой на инструменте: труба, мундштук, сурдины, всякие другие приспособления)
  • Трубач себя не слышит (такое часто происходит на сцене)
  • Нет зафиксированных правильных позиций нот
  • Отсутствие слухового опыта
  • Отсутствие опоры дыхания
  • Исполнение импровизационного материала
  • Стеснение

Если вы вспомнили другие причины — пишите в комментариях.

О стеснении я уже говорил в этом посте: Уроки трубы дома. Занимаешься — не стесняйся. Стесняешься — не занимайся. Это одна из самых частых причин зажимов у начинающих трубачей.

О том, что делать, когда не слышишь себя на сцене, поговорим в следующем посте. Это тема взаимодействия трубачей (и не только, но для трубачей тема особенно важна) и звукорежиссеров. Все еще очень болезненная тема для России…

После будет несколько заметок на тему: как придти к правильным позициям нот. Пункт тянет за собой много других тем, в том числе темы опоры дыхания, слухового опыта и импровизации.

А сегодня о первых трех причинах. Они решаются достаточно просто:

###Температура окружающей среды:

Корректируется слухом. Теплее — строй выше. Выдвигаем основной крон. Холоднее — строй ниже, задвигаем основной крон. Если пока не получается слышать: Строй и интонирование при игре на трубе

Часто можно наблюдать, как преподаватель перед выступлением помогает ученику в настройке инструмента. Многие практикуют такую помощь годами. На коротких выступлениях эта начальная правильная настройка может сработать. Но при игре без преподавателя, в ансамбле или при длинных программах, когда на строй начинает влиять множество факторов, недостаток собственного слухового контроля будет все более заметен.

Лучше не доводить до серьезных выступлений, и если ученик не может подстроить инструмент сам — позанимайтесь упражнениями из упомянутой статьи. Во время выступления неправильную интонацию контролировать сложнее. Запишите выступление и затем дайте послушать запись. Не только преподаватель, но и ученик должен учиться понимать, почему исполнение не понравилось слушателям. Ну а дальше — работать над исправлением ситуации.

###Готовность мышц: 

Здесь слух уже не поможет — мышцы не могут держать нужную позицию и строй едет либо вниз, либо вверх, если идет зажим. Решается, соответственно, тренировкой выносливости.

###Неподходящий эквипмент:

  • Изначально нестройная труба. Такое случается редко, но все же, лучше советоваться о покупке инструмента со знающим человеком.
  • Мундштук. Чаще всего это мелкая чашка мундштука. Она может в некоторой степени компенсировать отсутствие тренировки, но сильно ограничивает гибкость во всех компонентах. Реже встречаются начинающие трубачи, использующие большую чашку мундштука. Для большой чашки мышцы должны быть подготовлены.

Дальше в дебри всех вариантов мундштуков лезть не будем.Основной принцип схож с выбором инструмента: советуйтесь с преподавателем. Если такой возможности нет (что сложно представить в век телефонов и интернета, но все же…) — выбирайте стандартные варианты. Для мундштуков это размеры по фирме Bach — 3 (диаметр чашки: 16.20мм), 5(16.25мм), 7(16.30мм). Глубина — С. Поля — полукруглые.

Если и ошибетесь между 3,5,7, то не критично. Аккуратнее с китайскими мундштуками, они размер штампуют на глазок :). Также обращайте внимание на форму полей мундштука. И сколько, даже за последнее время, слышал восхищенных «ого, как удобно! и здорово звучит!» после перехода с китая и других болванок на нормальные мундштуки. Стали бы вы экономить 3 тысячи, если бы узнали, что от этой детали может зависеть звук, регистры,  выдержка, удобство, и в целом, успех всего вашего обучения игре на трубе? Вопрос риторический.

В процессе развития вы сможете выбрать мундштук и инструмент под конкретные задачи и стили, а в начале наша задача — просто начать. Выработать правильные привычки для того, чтобы можно было затем играть на любом мундштуке и трубе.

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки "спам" и "вся почта" в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.


Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.

самая высокая нота при игре на трубе — с английского на русский

̈ɪtɔp I
1. сущ.
1) а) верхушка, вершина( мачты, горы и т.д.) ;
мор. марс б) макушка( головы, дерева) в) купол, шпиль г) обыкн. мн. ботва( у корнеплодов) д) горн. кровля( выработки) е) мн. отвороты (у сапог) ;
высокие сапоги с отворотами ж) метал. колошник (верхняя часть доменной печи)
2) а) верхний конец, верхняя поверхность, верхняя часть box top ≈ крышка коробки screw top ≈ головка винта б) верх (экипажа, лестницы, страницы) ;
в) крышка (кастрюли) to put on, screw on a top ≈ надеть, завинтить крышку to screw off, unscrew a top ≈ снять, отвинтить, открыть крышку bottle top ≈ пробка от бутылки г) верхний обрез( книги)
3) а) высшее, первое место to come/rise to the top ≈ всплыть на поверхность;
перен. отличиться come out on top б) высшая ступень, высшая степень;
высшее напряжение в) мн. карт. две старшие карты какой-л. масти (в бридже) ∙ to be/sit on top of the world ≈ быть на седьмом небе to be at the top of the ladder/tree ≈ занимать видное положение( особ. в какой-л. профессии) go over the top
2. прил.
1) верхний Syn: upper
2) а) наибольший, наивысший, максимальный, верхний Syn: the highest, the utmost б) самый главный ∙
3. гл.
1) а) покрывать(ся), накрывать(ся) б) покрывать (новым слоем краски и т. п.) в) с.-х. покрывать
2) а) перевалить (через перевал) ;
перепрыгнуть( через что-л.) б) прям. перен. подняться на вершину в) превышать;
достигать какой-л. величины, веса и т. п. г) превосходить;
быть во главе, быть первым д) увенчивать, доводить до совершенства
3) обрезать верхушку (дерева и т. п.;
тж. top up) Syn: trim ∙ top off top out top up II сущ. волчок (игрушка) the top sleeps (или is asleep) ≈ волчок вертится так, что вращение его незаметно верхушка;
вершина;
макушка - the * of a mountain вершина горы - the of the head макушка - the * of tree верхушка дерева - at the * of the stairs наверху лестницы - * climbers альпинисты, совершающие восхождение на вершину;
штурмовая группа альпинистов верхняя часть, верхний конец - the * of the house верх дома - the * of a page верхняя часть /начало/ страницы - line 5 from the * пятая строчка сверху - the * of a car верх автомобиля (особ. убирающийся) - a * for a kettle крышка чайника - the * of the street верхний конец улицы - the * of the atmosphere верхние слои атмосферы - pajama * верх пижамы;
пижамная куртка шпиль;
купол;
шатер - the * of a church церковный купол верхняя поверхность - box * крышка ящика - the * of a table столешница, крышка стола - put the package on the * of the table положите пакет на стол - on the * of the ground на поверхности земли - she put the best apples on * лучшие яблоки она положила наверх /сверху/ - oil always comes to the * нефть всегда всплывает на поверхность (воды) темя голова - shaved * бритая голова (диалектизм) пучок (волос) (диалектизм) волосы высшая степень, высшая ступень - the * of fashion последний крик моды - the * of the tide высшая точка прилива, полная вода - at the * of one's voice во весь голос;
во всю силу легких - to shout at the * of one's voice кричать во весь голос - at the * of one's speed во весь опор, во всю мочь - at the * of one's career на вершине карьеры - to be on the * of one's form быть в своей лучшей форме, достичь пика формы - to bring smb. to the * of his form подвести кого-л. к пику формы высший ранг, высокое положение;
первое место - at the * of the table во главе стола - to take the * of the table сидеть на самом почетном месте - to be at the * of one's profession занимать ведущее положение в своей области человек, занимающий высокое положение, первое место и т. п. - the * of the class первый ученик в классе - a conference with the *s of government конференция с участием членов правительства - he is the * of his profession он ведущий специалист в своей области лучшая, отборная часть - the * of the crop лучшая часть урожая - the * of the milk сливки - a hotel serving the * of society отель, обслуживающий элиту /сливки общества/ начало, ранний этап - the * of the year начало года pl отвороты (сапог) ;
высокие сапоги с отворотами обыкн. pl (ботаника) ботва - beet *s свекольная ботва перо (лука) (карточное) старшая карта какой-л. масти (в руке одного игрока) (карточное) туз или король( карточное) pl две старшие карты какой-л. масти (в бридже) (горное) кровля (выработки) колошник (морское) марс;
топ pl (химическое) легкие фракции, дистилляты pl ( физическое) звуки верхних частот удар по мячу выше центра (гольф) > on * сверх, вдобавок;
победивший, выигравший > I'm glad you came on * я очень рад, что вы пришли первым > to come out on * победить в состязании /в соревновании/;
занимать видное положение, преуспевать > on * of that вдобавок ко всему;
сверх всего, и без того;
непосредственно за чем-л. > to get another 10 per cent on * of that получать сверх этого еще десять процентов > on * of everything else в первых рядах;
в исключительном положении > on * of smth. сверх чего-л., вдобавок к чему-л.;
держа в своих руках, имея под своим контролем > it's one thing on * of another все время то одно, то другое > on * of it all he wanted to leave her вдобавок ко всему он хотел оставить ее;
мало этого, он хотел еще оставить ее > the conductor was always on * of the music дирижер ни на секунду не терял контроля над оркестром > on * of that, on * of the world в первых рядах;
в исключительном /главенствующем/ положении;
наверху блаженства > to be /to sit, to feel/ on * of the world быть на седьмом небе /на верху блаженства/ > * of the heap самое выгодное положение > (a little bit) off the * не в своем уме > off /out of/ the * of one's head не подумав;
экспромтом;
необдуманный, импровизированный > he just said it off the * of his head он сказал это, не подумав;
это была его первая /непосредственная/ реакция, не надо придавать значения этим его словам > to the * of smb.'s bent совсем, полностью, совершенно;
вволю, сколько душе угодно > from * downward сверху вниз;
с головы до пят > from * to toe с головы до пят;
с головы до ног;
до кончиков ногтей, с головы до ног > they were English from * to toe это были англичане до кончиков ногтей > from * to bottom сверху донизу > (the) * of the morning to you! доброе утро! > to be at the * of the tree /of the ladder/ быть во главе (чего-л.) ;
занимать видное /ведущее/ положение (особ. в какой-л. профессии) > to be at the * of the bill быть гвоздем программы( об актере и т. п.) > to hit the * добраться до самого верха > to come to the * отличиться, добиться успеха /славы/ > to go over the * (военное) идти в атаку( из траншей) ;
ринуться в атаку;
сделать решительный шаг, начать действовать > to be (the) *s быть верхом совершенства > you're *s with me вы для меня верх совершенства > to blow one's * злиться, выходить из себя;
становиться невменяемым > to veer /to go/ over the * перебарщивать, перебирать верхний - the * shelf верхняя полка - the * right hand corner верхний правый угол - * drawer верхний ящик - * storey верхний этаж - * stair /step/ (of the staircase) последняя /верхняя/ ступенька( лестницы) - * garment верхняя одежда - * copy первый экземпляр( машинописного текста) - * milk молоко со сливками;
сливки - * man верхний борец (борьба) - * dead centre( автомобильное) верхняя мертвая точка - * water (гидрология) вода выше продуктивного пласта, верховодка высший, максимальный;
предельный;
последний - * speed наибольшая /предельная скорость - at * speed на предельной скорости - * mark высший балл - * grade высший сорт /класс/ - * level высший уровень - negotiations on the * level переговоры на высшем уровне - * prices самые высокие цены - * note самая высокая нота( у певца) - to be in /on/ * form (спортивное) быть в прекрасной форме, достичь пика формы - * places высшие /призовые/ места - the * place in a class первое место в классе самый главный, самый важный;
высший;
высокопоставленный - * advisers высшие советники - * command верховное командование - * executives высший административно-управленческий персонал - * management высшее руководство, верхушка управляющих - a journal for those in the * bracket of management журнал для высшего эшелона управления - * men люди, занимающие самое высокое /руководящее/ положение (в обществе и т. п.) ;
важные персоны, большие шишки, заправилы - * positions главные /ключевые/ позиции лучший, первый, ведущий - * pupil первый /лучший/ ученик - * specialist ведущий специалист - the * brains of the industry лучшие умы /мозговой трест/ (этой) отрасли промышленности - to come * (in history) (разговорное) оказаться лучшим (по истории) ;
отхватить высший балл (по истории) престижный, привилегированный - * firm фешенебельная фирма > * secret "совершенно секретно" (гриф) > * dog (сленг) победитель > to be the * dog держать все в своих руках > * kick (американизм) (военное) (профессионализм) старшина( роты и т. п.) ;
(американизм) (сленг) большая шишка;
заправила, босс > the * brass( американизм) (сленг) высшие офицеры;
заправилы, высокое начальство;
тузы > the * brass of the government самые влиятельные члены правительства > to be the * dog держать все в своих руках > to come out of the * drawer быть хорошо воспитанным;
принадлежать к высшему обществу снабжать верхушкой;
покрывать (сверху) - to * a box накрыть ящик крышкой - a mountain *ped with snow гора со снежной вершиной срезать верхушку - to * a tree обрезать верхушку дерева - to * and tail срезать оба конца, срезать черенок и хвостик( у крыжовника и т. п.) достигать какого-л. уровня, достигать вершины - to * a hill подняться на холм - the sun *ped the horizon солнце поднялось над горизонтом перевалить (через гору) ;
перепрыгнуть (через что-л.) - to * the ridge перевалить (через) хребет - the horse *ped the fence лошадь перепрыгнула через изгородь быть завершением;
увенчивать, возвышаться - a church *s the hill церковь возвышается на холме - *ped with a steeple увенчанный шпилем - a statue *s the column колонна увенчана статуей быть во главе;
стоять на первом месте - to * the list быть первым в списке, открывать список - she has never *ped the fifth place она никогда не поднималась выше пятого места быть больше( какой-л. величины) - to * smth. in height быть выше чего-л. - he *s his father by half a head он выше отца на полголовы - the fish *ped 75 pounds рыба весила больше 75 фунтов - he *ped my score by at least ten points он опередил меня по крайней мере на десять очков превосходить, быть первым - to * everyone in tennis лучше всех играть в теннис - to * the class быть лучшим в классе - it *s all I ever saw это превосходит все, что я когда-либо видел;
ничего подобного /похожего/ я еще не видел покрывать (новой краской), подкрашивать( сельскохозяйственное) производить подкормку (посевов) (спортивное) ударять( по мячу) сверху (сельскохозяйственное) вывершивать (стог, скирду) (сельскохозяйственное) покрывать > to * one's fruit показывать товар лицом > to * one's part (театроведение) прекрасно сыграть свою роль;
выходить за рамки образа;
выдержать роль > and to * it all в довершение всего;
вдобавок ко всем несчастьям волчок - the * sleeps /is asleep/ волчок вертится так, что вращение незаметно > old * старина, дружище > to sleep like /as sound as, as fast as/ a * крепко спать, спать мертвым сном ~ высшая ступень, высшая степень;
высшее напряжение;
at the top of one's voice( speed) во весь голос (опор) voice: at the top of one's ~ громко, громогласно;
to teach voice заниматься постановкой голоса;
ставить голос;
to lift up one's voice заговорить to be at the ~ of the ladder (или tree) занимать видное положение (особ. в какой-л. профессии) to be (или to sit) on ~ of the world быть на седьмом небе big ~ разг. купол цирка big ~ разг. цирк to come out on ~ победить в состязании, выйти на первое место to come out on ~ преуспевать в жизни;
to come (или to rise) to the top всплыть на поверхность;
перен. отличиться to come out on ~ преуспевать в жизни;
to come (или to rise) to the top всплыть на поверхность;
перен. отличиться from ~ to toe с ног до головы;
с головы до пят;
from top to bottom сверху донизу from ~ to toe с ног до головы;
с головы до пят;
from top to bottom сверху донизу to go over the ~ воен. идти в атаку to go over the ~ сделать решительный шаг;
начать решительно действовать;
on top of everything else в добавление ко всему ~ превышать;
достигать (какой-л.) величины (веса и т. п.) ;
he tops his father by a head он на целую голову выше отца;
he tops six feet он шести футов ростом ~ превышать;
достигать (какой-л.) величины (веса и т. п.) ;
he tops his father by a head он на целую голову выше отца;
he tops six feet он шести футов ростом top покрывать (сверху), снабжать верхушкой (куполом и т. п.) ;
the mountain was topped with snow вершина горы была покрыта снегом negotiations at ~ level переговоры на высшем уровне ~ мор. марс;
(a little bit) off the top не в своем уме ~ волчок (игрушка) ;
the top sleeps (или is asleep) волчок вертится так, что вращение его незаметно;
old top старина, дружище to go over the ~ сделать решительный шаг;
начать решительно действовать;
on top of everything else в добавление ко всему to take the ~ of the table сидеть во главе стола ~ off заканчивать, завершать;
they topped off their dinner with fruit в конце обеда им были поданы фрукты;
top up доливать, досыпать (доверху) ~ превосходить;
быть во главе, быть первым;
this picture tops all I have ever seen эта картина - лучшее из того, что я когда-л. видел top покрывать (сверху), снабжать верхушкой (куполом и т. п.) ;
the mountain was topped with snow вершина горы была покрыта снегом ~ (обыкн. pl) ботва (корнеплодов) ~ верхний;
the top shelf верхняя полка ~ верхний конец, верхняя поверхность;
верх (экипажа, лестницы, страницы) ;
крышка (кастрюли) ;
верхний обрез (книги) ;
top of milk пенка молока ~ верхушка, вершина (горы) ;
макушка (головы, дерева) ~ волчок (игрушка) ;
the top sleeps (или is asleep) волчок вертится так, что вращение его незаметно;
old top старина, дружище ~ высшая ступень, высшая степень;
высшее напряжение;
at the top of one's voice (speed) во весь голос (опор) ~ высшая ступень ~ высшая точка ~ высшая точка курса акций ~ высшая цена ~ высшее, первое место ~ высший ~ метал. колошник ~ горн. кровля (выработки) ~ мор. марс;
(a little bit) off the top не в своем уме ~ pl карт. две старшие карты (какой-л.) масти (в бридже) ~ наивысший, максимальный;
top speed самая большая скорость;
top price самая высокая цена ~ обрезать верхушку (дерева и т. п.;
тж. top up) ~ pl отвороты (сапог) ;
высокие сапоги с отворотами ~ подняться на вершину;
перевалить (через гору) ;
перепрыгнуть (через что-л.) ~ с.-х. покрывать ~ покрывать (новой краской и т. п.) ~ превосходить;
быть во главе, быть первым;
this picture tops all I have ever seen эта картина - лучшее из того, что я когда-л. видел ~ превосходить ~ превышать;
достигать (какой-л.) величины (веса и т. п.) ;
he tops his father by a head он на целую голову выше отца;
he tops six feet он шести футов ростом ~ превышать ~ самый главный;
top men люди, занимающие самое высокое положение;
top secret совершенно секретно ~ увенчивать, доводить до совершенства;
to top one's part прекрасно сыграть свою роль ~ шпиль, купол ~ самый главный;
top men люди, занимающие самое высокое положение;
top secret совершенно секретно ~ of form начало страницы ~ верхний конец, верхняя поверхность;
верх (экипажа, лестницы, страницы) ;
крышка (кастрюли) ;
верхний обрез (книги) ;
top of milk пенка молока ~ of stack вчт. вершина стека ~ of stack pointer вчт. указатель вершины стека ~ off заканчивать, завершать;
they topped off their dinner with fruit в конце обеда им были поданы фрукты;
top up доливать, досыпать (доверху) ~ off отделывать;
украшать to ~ one's fruit укладывать наверху лучшие фрукты ~ увенчивать, доводить до совершенства;
to top one's part прекрасно сыграть свою роль ~ самый главный;
top men люди, занимающие самое высокое положение;
top secret совершенно секретно ~ верхний;
the top shelf верхняя полка ~ волчок (игрушка) ;
the top sleeps (или is asleep) волчок вертится так, что вращение его незаметно;
old top старина, дружище ~ наивысший, максимальный;
top speed самая большая скорость;
top price самая высокая цена ~ off заканчивать, завершать;
they topped off their dinner with fruit в конце обеда им были поданы фрукты;
top up доливать, досыпать (доверху)

Транспонирующие музыкальные инструменты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2014; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2014; проверки требуют 17 правок.

Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, у которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз по отношению к нотированной высоте.

К транспонирующим относятся преимущественно духовые инструменты: большинство медных ― валторна, корнет, труба, саксгорны, некоторые разновидности туб; деревянные ― английский рожок и другие разновидности гобоя, кларнет и его семейство, саксофоны. Значительно реже встречаются транспонирующие смычковые струнные, например, скрипка-пикколо, использовавшаяся в эпоху барокко. Инструменты, звучащие по сравнению с нотированным на чистую октаву ниже (гитара, контрабас, контрафагот) или выше (малая флейта, челеста, колокольчики), называют условно транспонирующими, так как наименования ступеней звукоряда полностью сохраняются (октавная нотация применяется лишь для удобства чтения).

Для транспонирующих инструментов наиболее удобный для исполнения звукоряд нотируется в тональности до мажор (C-dur). Обозначением строя инструмента служит буквенное обозначение звука, который прозвучит при исполнении ноты до: например, кларнет в строе си-бемоль или in B (это указывается в партитуре). В зависимости от строя инструмента нотированные высо́ты прозвучат на определённый интервал выше или ниже. Например, при нотированном до второй октавы на кларнете in B (на трубе in B и т. д.) прозвучит си-бемоль первой, на кларнете in A ― ля первой, на английском рожке (валторне in F и т. д.) ― фа первой октавы.

Предпосылки для существования транспозиции[править | править код]

Нотация для транспонирующих инструментов возникла в XVIII веке, когда в силу несовершенства конструкции духовых инструментов (преимущественно медных) на них было возможно исполнять только звуки из простейшей гаммы или натурального звукоряда. Поскольку наиболее простой по написанию тональностью является до мажор (C-dur), именно в ней стали нотировать партии, отвечающие натуральному строю инструмента.

С усовершенствованием конструкции инструментов в XIX веке им стал доступен более широкий круг тональностей, однако транспонирующая нотация сохранилась. В качестве довода в её поддержку обычно указывается тот факт, что благодаря ей один и тот же исполнитель может легко перейти с одной разновидности инструмента того же семейства на другую, имеющую другой строй при сохранении аппликатуры, например, с гобоя (который не транспонирует) на английский рожок (звучащий на квинту ниже, но с такой же аппликатурой). Иногда по требованию композитора такие смены инструмента совершаются при исполнении одного произведения (например, в опере Д. Д. Шостаковича «Нос» одному музыканту предписано играть на малом кларнете in Es, кларнете in B и бас-кларнете in B).

Однако плюсы транспонирующей нотации сводятся на «нет» для исполнителей с абсолютным слухом, которые испытывают значительный психологический дискомфорт из-за того, что высота звучания отличается от ожидаемой согласно записи (обладатели относительного слуха не сталкиваются с такой проблемой, поскольку в их память не заложена высота звуков).

В партитурах композиторов XX века (Новая венская школа, С. С. Прокофьев и др.) предпринимались попытки писать партии транспонирующих инструментов в соответствии с их действительным звучанием (для удобства чтения партитуры дирижёром), однако такая практика не прижилась.

Основные транспонирующие инструменты[править | править код]

Деревянные духовые
  • Альтовая флейта ― in G (звучит на чистую кварту ниже написанного)
  • Мюзетт (гобой-пикколо) ― in F (звучит на чистую кварту выше написанного)
  • Английский рожок (альтовый гобой) ― in F (звучит на чистую квинту ниже написанного)
  • Малый кларнет ― in Es (звучит на малую терцию выше написанного) и in D (звучит на один тон выше написанного)
  • Кларнет ― in B (звучит на один тон ниже написанного) и in A (звучит на малую терцию ниже написанного)
  • Бассетгорн ― in F (звучит на квинту ниже написанного, если нотируется в скрипичном ключе, или на кварту выше, если в басовом)
  • Бас-кларнет ― in B (звучит на большую нону ниже написанного, если нотируется в скрипичном ключе, либо на один тон ниже, если в басовом)
  • Семейство саксофонов ― см. Саксофон#Семейство саксофонов
Медные духовые
  • Валторна ― in F (звучит на чистую квинту ниже написанного, если ноты в скрипичном ключе, и на чистую кварту выше ― если в басовом)
  • Малая труба ― in Es (звучит на малую терцию выше написанного) и in D (звучит на один тон выше написанного)
  • Труба ― in B (звучит на один тон ниже написанного)
  • Корнет ― in B (звучит на один тон ниже написанного)
Клавишные
  • Синтезатор ― многие современные синтезаторы имеют функцию transpose, позволяющую повышать/понижать строй на желаемое количество полутонов
  • Хромка тональностей, отличающихся от До-мажор. Например, у Шуйских гармоней серийная тональность — Ля, звучит на полтора тона ниже написанного[уточнить]
  • Транспонирующие инструменты // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 591—592. — 1056 с.


Смотрите также