Как на гармони играть по цифрам
Песни в три аккорда - Школа народной игры на гармони К. Иванина
Друзья,
Многие уже начали занятия по урокам нашей Школы.
Довольно часто Вы встречаете задание: переиграть все песни в три аккорда, которые Вы решили включить в Ваш репертуар.
Отдельно на трёх минорных, отдельно на трёх мажорных аккордах.
Целый список таких песен я давал в одном из Занятий курса “Первоклассник”. Но чтобы этот список не наскучил и мог пополняться, я создал эту запись.
А также соответствующую статью в группе Школы в ВК.
Вы можете пополнять эти списки Вашими находками в комментариях к этой статье, или же на форуме. Это позволит Вам и другим ученикам разнообразить свой репертуар при отработке заданий!
Список песен в три аккорда будет дублироваться и в этой статье, так что можете периодически сюда заглядывать :-).
Итак, песни в три аккорда:
1.Песни только на трёх мажорных аккордах F, C, G
Старинные русские песни:
«Вы блины мои блины»,
«Золотые ворота»,
«Славное море священный Байкал»,
«По диким степям Забайкалья»,
«Последний нонешний денёчек»,
«Солдатушки, бравы ребятушки»,
«А кто ж у нас ранёшенько на дворе»
“Когда б имел златые горы”
“Хас-Булат удалой”
“Степь да степь кругом” (можно включать в игру минорные аккорды, а можно – только на мажорных)
Казачьи песни :
«В 93м годике манёвры начались»,
«Как во дальней во сторонке»,
«Командир наш бравый»
Иностранные песни:
«Jingle bells»,
«Cotton Fields»,
«Old McDonald had a farm».
«Ich ging einmal spazieren»
«Oh, mein liber Augustin»,
«Stille Nacht» (она же “Silent night”)
“Szła dzieweczka do laseczka” – польская народная песня
Она же казахская песня “Сулу Кыз” – крайне популярная на казахских застольях (на казахском языке исполнялась группой “Дос Мукасан”)
“Johnny B Good” (помните фильм “Назад в будущее”? 🙂 )
«Rock around the clock»
«Blue Suede Shoes»
Прочие:
«Маленькой ёлочке холодно зимой»,
«В лесу родилась ёлочка»
«Бомбардировщики» – известная русская стилизация под кантри, песня в исполнении Леонида Утёсова
“Бескозырка белая, в полоску воротник” – матросско-пионерская советская песня.
2.Песни только на трёх минорных аккордах Dm, Am (A), E(E7)
Городскиеи деревенские романсы, шансон, эстрада, и т.д.:
«Поручик Голицын»,
«Ничь яка мисячна»,
«Крутится вертится шар голубой»,
“Шумел камыш, деревья гнулись”
«В лунном сиянье снег серебрится»,
«Ах, зачем эта ночь так была хороша»,
«Когда мы были на войне»,
“Поехал казак на чужбину далёко”
«Ехал на ярмарку ухарь-купец»
«Кирпичики» (можно и с мажорными, и только на минорных),
“Парень в кепке и зуб золотой”
«Тумбалалайка»,
«Купите папиросы»,
«Купите бублички»,
«Гоп со смыком»,
«Мурка»,
«Таганка»,
«Нинка как картинка»,
«По тундре, по железной дороге»,
«Тустеп» («Бабка-Любка»),
«Миллион алых роз»,
«Листья жёлтые над городом кружатся»,
«Я московский озорной гуляка»,
«Демобилизация»,
«Мой плот, свитый из песен и слов»,
«Зачем вы, девочки, красивых любите»,
«Выглянул месяц, и снова» ,
«Горька ягода» (В. Толкунова)
“Располным полна коробушка”
Песни Владимира Высоцкого
“Весна ещё в начале”
“Тот, кто раньше с нею был”
“Смотрины”
“Он не вернулся из боя”
“До свиданья, Таня” (“Правда ведь обидно, если завязал…”)
“У неё всё своё”
“Ах, время как махорочка”
«Песня о моём старшине» (“Я помню райвоенкомат”)
“Кругом пятьсот”
«Песня о погибшем лётчике» (можно и на четырёх и на пяти аккордах, но достаточно трёх)
…
И многие другие.
Успехов Вам в освоении гармони, друзья!
С Уважением,
Школа народной Игры на гармони Константина Иванина,
И лично Константин Иванин
Мы будем рады увидеть Ваши отзывы в гостевой книге сайта, и в наших группах FB, ВК.
Оставляйте Ваши комментарии и отзывы! Публикуйте видео своей игры! Задавайте вопросы! Пусть это станет Вашим участием в создании учебных материалов!!!
В заключение напомню, что информация о Школе и о том, как она работает — здесь!
Также, Вы можете ознакомиться с программой обучения Школы.
И с продуктами, предлагаемыми Школой.
Наши учебные материалы по игре на гармони – лучшие в сети.
Так считаем мы. Иначе бы не делали эту работу. Так же считают и ученики нашей Школы.
Вы можете с отзывами о материалах Школы на нашем сайте. Либо на площадках школы.
Цыганочка в цифрах(для гармони) | Пой, гармоника!
«Цыганочка».Обработка С.Привалова. Цифровая запись для правой руки.
[- — -]— аккорды и двоезвучия
{- — — }— триоли
Два звука в круглых скобках играются,как один,равный по длительности сумме этих двух.
Три звука в круглых скобках-трели(играются как одна нота,быстрым чередованием этих звуков).
[15-16-17]-[15-16-17]-[15-16-17]-[15-16-6]-[15-16-17]
[3-4-17]-[3-4-17]-[3-4-17]-[3-4-6]-[3-4-17]
[2-4-6]-[2-4-6]-[2-4-6]-[2-4-18]-[2-4-6]
[3-4-17]-[3-4-17]-[3-4-17]-[3-4-6]-[3-4-17] -для первого раза
[3-4-17]-[2-4-15]-[3-4-17] -для второго раза
______________________________________________________
20-8-20-8-8-(19-19)-19-8-19-7-19-7
7-(18-18)-18-7-18-6-20-8-8-(19-19)
(4-4)-2-17-18-6-[3-4-17]-[2-4-15]-[3-4-17]
______________________________________________________
[15-16-17]-[15-16-17]-[15-16-17]-[15-16-6]-[15-16-17]
[3-4-17]-[3-4-17]-[3-4-17]-[3-4-6]-[3-4-17]
[14-15-2-6]- [14-15-2-6]-[14-15-2-6]-[14-15-2-18]-[14-15-2-6]
[15-16-17]-[15-16-17]-[15-16-17]-[3-4-6]-[3-4-17] -для первого раза
[3-4-17]-[2-4-15]-[3-4-17] -для второго раза
——————————————————————————————————————-
{20-9-20}-8-20 20-19-8-20 {8-20-8}-19
19-7-19-8 {19-8-19}-7 7-18-7-19
{7-19-7}-18 18-6-18-7 18-7-18-6
6-17-6-18 6-18-6-17 17-2-17-6
17-[6-2] [18-4] [6-15] [6-15] 17-6-18-19
{20-9-20}-8 {20-9-20}-8 {8-20-8}-19
{19-8-19}-7 {19-8-19}-7 {7-19-7}-18 {7-19-7}-18
{18-7-18}-6 {18-7-18}-6 6-18-6-17
6-18-6-17
{17-6-17}-2 {18-7-18}-6 {6-18-6}-17 17-6-18-19 -для первого раза
{17-6-17}-2 {18-7-18}-6 17-6-18-19-17-18-19-9 -для второго раза
___________________________________________________________
17-15-16-17 6-17-16-15 17-3-4-17
18-17-4-3 4-2-17-6 18-6-17-5
17-3-4-17 18-17-4-3 -для первого раза
[17-3]-[3-4-17] -для второго раза
————————————————————————————————————————-
17-[17-7-8] 19-8-19-7
17-[4-17-18-19] 7-19-7-18
6-18-7-8 19-7-18-6
18-19-17-9-20-8-19 для первого раза
17-6-18-19-[17-18-19-9] для второго раза
—————————————————————————————————
7-19-8-20 21-(9-9)-20-8-(19-19)-7-18-6 18-19-7 9-20-8-19 7-19-8-20
(21-9-21)-9 (9-21-9)-20
(8-20-8)-19 (19-8-19)-7
(18-7-18)-6 6-18-6-17 [9-17-18-19]
Обучение игре на гармони 2
Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«.
В первом уроке цикла «Учимся играть на гармони» мы познакомились с правой клавиатурой. В этом уроке давайте попытаемся разобраться с устройством левой клавиатуры гармони-хромки.
То,что мы играем в левой клавиатуре, называется аккомпанементом и служит для сопровождения мелодии, звучащей в правой клавиатуре.
Устройство левой клавиатуры гармони
Состоит левая клавиатура из трех рядов кнопок(всего их 25, как и в правой). В первых двух рядах(если считать от руки) кнопки расположены по принципу чередования басов и аккордов. То есть если перебирать их по одной с самой нижней,т о сначала идет бас, потом-аккорд, потом-опять бас и так далее. Что такое аккорд? Аккорд-это стройное, гармоничное, созвучие из трех и более звуков, звучащих одновременно.
Существуют определенные правила построения аккордов,но мы в них сейчас не будем углубляться. Во-первых, потому что это из области музыкальной теории и нотной грамоты, во-вторых, потому, что в левой клавиатуре эти самые аккорды уже готовые. То есть, мы нажимаем лишь одну клавишу, а получаем целый аккорд из нескольких звуков, благодаря особо устроенной механике, когда при нажатии одной кнопки, открывается сразу три-четыре клапана, дающих доступ воздушному потоку к конкретным голосам инструмента.
Все готовые аккорды левой клавиатуры можно сыграть и в правой, но уже, нажимая ВСЕ нужные клавиши, составляющие аккорд. Вот, например:
В третьем ряду(опять же,если считать от руки),находятся только басы, причем те же самые,что уже есть в двух других рядах. Если понажимать кнопки третьего ряда, то можно увидеть, что вместе с ними нажимаются и кнопки в других рядах, те которые и дублируются. Таким образом, этот ряд является вспомогательным и нужен он для того, чтобы избежать больших скачков руки, если нужную кнопку проще и удобнее нажать в третьем ряду, чем тянуться до неё куда-то ещё.
Принцип игры аккомпанемента на гармони,мажор,минор
В целом, весь принцип игры аккомпанемента основан на чередовании басов и аккордов. Первый ряд от руки содержит басы с мажорными аккордами. Тут мы играем аккомпанемент к весёлым, радостным мелодиям. Второй-басы с минорными аккордами(грустные,лирические мелодии).Вот два, наиболее типичных, примера(под них уже можно и петь и плясать). Простейший аккомпанемент к частушечным наигрышам(мажор):
Простейший аккомпанемент к «Цыганочке»(минор):
Но разделение мажора и минора по рядам весьма условно, так как и в том и в другом случае, могут применяться заходы в соседний ряд.
Очень часто для разнообразия мелодии и для её украшения применяются различные дополнительные приемы: например прохождение по одним басам(чаще всего, во вспомогательном ряду). Вот, как пример, аккомпанемент к «Яблочку»:
В традиционной вологодской игре(см. Традиционные наигрыши на Кирилловской гармони) очень часто применяется игра на одних аккордах-тоже, очень интересный и завораживающий прием, когда два звука получаются путем смены направления движения меха, а не двойного нажатия на клавишу(эффект совсем другой):
Простейшие варианты игры на «басах»
Теперь я покажу несколько простейших вариантов игры на «басах»(как условно называют иногда левую клавиатуру в целом), которые применяются наиболее часто:
«Частушка»(также,»Подгорная»)
«Барыня»
Замечу,что «Барыня» и «Частушка» имеют абсолютно такую же последовательность исполнения, если начать на одну пару клавиш выше, чем показано в видео. Попробуйте ради интереса.
«Цыганочка»:
Аккомпанемент к вальсам(строится,обычно по принципу бас-один раз,аккорд-два раза):
Эти упражнения настойчиво советую выучить и отработать так, чтоб с ними у вас не возникало никаких проблем. Сначала играйте очень медленно, добиваясь чёткости исполнения(лучше играть медленно, но правильно, чем торопиться и постоянно сбиваться). Затем, постепенно, по мере появления уверенности, набирайте темп.
Запомните одно простое правило: в паре бас-аккорд, звучание аккорда не следует затягивать. Он должен звучать чуть короче баса. Вот пример НЕправильной игры(«Частушка»):
Из этого правила, конечно же, тоже есть исключения, но, в общем, оно действует практически всегда.
Напоследок покажу варианты аккомпанемента к некоторым мелодиям в различных вариациях по принципу «от простого-к сложному» и приведу их оцифровку согласно общепринятой нумерации клавиш(после знака «+» — новая вариация; пары бас-аккорд заключены в круглые скобки для облегчения восприятия; то, что в фигурных скобках, играется одновременным нажатием указанных клавиш; в прямых скобках-прохождение по одним басам в «Яблочке»). Возможно, на видео сыграно не строго по этим цифрам, но близко(отличия, лишь, в чередовании вариаций). Цифровую раскладку клавиатуры смотрим здесь.
Вариации и украшения здесь построены, в основном, на захождении в соседний ряд по басам(«Частушка», «Цыганочка»), прохождении по одним басам без аккордов(«Яблочко»).Играть буду четырьмя пальцами, чего и вам советую: учитесь применять четыре пальца, иначе ваш аккомпанемент будет состоять лишь из монотонного долбления по басам и аккордам без всякого разнообразия. В общем, смотрите:
«Подгорная»(или-«Частушка») (6-5)-(6-5)-(4-3)-(4-3)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(4-3) + (6-5)-(14-5)-(4-3)-(12-3)-(2-1)-(10-1)-(4-3)-(12-3)+ (6-5)-(14-5)-(4-3)-(12-11)-(14-13)-(2-1)-(4-3)-(10-3)+ (6-5)-(12-5)-(4-3)-(12-11)-(14-13)-(2-1)-(4-3)-(4-3)
«Цыганочка» (16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(12-11)-(12-11)-(14-13)-(14-13)+(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(12-11)-(6-11)- (14-13)-(6-13)+(16-15)-(8-15)-(14-13)-(23-13)-(10-9)-(12-11)-(14-13)-(12-13)
«Яблочко» (8-7)-(8-7)-(6-5)-(6-5)-(16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(12-11)- (12-11)-(14-13)-(14-13)-(16-15)-(16-15)-(14-13)-(14-13)-(12-11)-(12-11)-(14-13)-(14-13)+
(8-7)-(8-7)-(6-5)-(12-5)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(12-11)-
(12-11)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)- (6-13)-(12-11)-(12-11)-(14-13)-{14-13} +
(8-7)-(8-7)-(6-5)-(12-5)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(10-9)-(12-11)-
(14-13)-(14-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)- (10-9)-(12-11)-14-12-{14-13} +
(8-7)-(8-7)-(6-5)-(12-5)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(10-9)-
(12-11)-|25-24-23-22|-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-(16-15)-(8-15)-(14-13)-(6-13)-
(10-9)-(12-11)-14-12-{14-13}
«Матаня» (6-5)-(4-3)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(4-3)-(6-5)-(4-3)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-{4-3}+ (6-5)-(10-11)-(14-13)-(12-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(10-3)-(6-5)-(10-11)-(14-13)-(12-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-{4-3}+ (6-5)-(12-11)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-(10-3)-(6-5)-(12-11)-(14-13)-(14-13)-(2-1)-(2-1)-(4-3)-{4-3}
Гамма на басах без применения вспомогательного ряда
Кому интересно, вот упражнение для развития подвижности и растяжки пальцев левой руки-гамма на басах левой клавиатуры. Для новичка сложно, но очень полезно. В цифрах выглядит так: 6-2-12-8-4-14-10-6 и в обратном направлении. Вот так:
Наверное, на этом я закончу второй урок. Но если я что-то упустил или есть какие-то пожелания, пишите в комментариях-буду вносить изменения и дополнения.
Читайте дальше:
—Урок 3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
|
|
Как я осваивал гармонь - четвертый шаг
2. День четвертый
Левую сторону освоить немного сложней, но я считаю игру левой половины ведущей, по отношению к правой.
Сложность для игры на левой клавиатуре с листа для меня заключалась в том, что аккорды обозначаю по-разному.
Первый способ – выписывают все ноты, из которых состоит аккорд, а их четыре, расположены практически в одном месте нотного стана, очень трудно было запомнить. Все правильно, с точки зрения музграмоты, но воспринимается тяжело.
Второй способ – сокращенный, вероятно придуманный для более легкого считывания. Аккорды записываются так: нота аккорда и буква М – минорный аккорд, Б – мажорный аккорд, 7- септаккорд.
Третий вариант встречается пореже, в основном в самоучителях на первых страницах или у играющих по цифрам. Каждой кнопке назначена цифра. Все просто.
Но нотные записи используют как первый, так и второй способ, так что пришлось учить оба.
Написал флешку. Кнопки, как и для правой клавиатуры, написаны как бы через прозрачную гармонь (зеркально). Так же нарисованы и на картинках левой клавиатуры.
Если кликнуть мышкой на кнопку -высвечивается соответствующая нота или аккорд (в разной записи). Немного помогло (в основном, пока писал). Можно использовать клавиатуру - взяв ее в руки, кнопки от себя и клавиши
z-x c-v b-n m-,
a-s d-f g-h j-k
q-w e-r t-y u-i
Первое, что я сделал – играл гамму на басах «до-ре-ми фа-соль –ля си» точно так же , как и на первом этапе освоения правой клавиатуры. Смотрел, произносил, нажимал.
Для простоты нажимал вначале кнопки басовых нот на двух дальних от меха рядах (не использовал дополнительный ряд – салатовый цвет на схеме).
Потом, когда я уже сразу определял первую ноту баса, начал играть «бас-аккорд» или «бас –аккорд-аккорд» в мажоре(розовый цвет) или миноре (зеленый цвет) по кругу в каждом ряду стараясь довести это до автоматизма.
Ноты известные, вот они: (в миноре) – две пары «бас – аккорд».
Потом играл по тому же принципу «бас-аккорд-аккорд» - вальсовый ритм. Конечно помнил о первой ноте такта.
Главное для меня на этом этапе было довести это до автоматизма, нарочно переводил внимание на другое, старался перевести контроль на подсознательный уровень. Для равномерности игры использовал метроном.
Дальше я раскажу о том, какие упражнения я делал, чтобы научится играть двумя руками одновременно.