Как кузнечик играл на скрипке


Музыкальные сказки: Кузнечик и скрипочка

Мама кузнечика гордилось своим сыном.

 — Мой сынок такой музыкальный. Настоящий талант! — сказала она соседке. — Он везде слышит музыку. Целый день сидит на лугу и слушает.

 — Значит, пора ему купить скрипочку, — посоветовала соседка.

 На следующий день мама отправилась к скрипичному мастеру и попросила:

 — Сделайте для моего сына такую скрипочку, чтобы в ней были собраны все самые красивые звуки природы.

 — Для этого нужно найти музыкальное дерево, которое собирает и хранит внутри себя песни природы, — ответил мастер. — Приходите через год. Постараюсь выполнить ваш заказ, — пообещал мастер.

Весь год кузнечик мечтал: «Моя скрипочка будет петь, как соловей. Она зазвенит, как весенний ручей. Моя скрипочка сможет шелестеть, как колоски в поле».

 Наконец мама принесла сыночку футляр. Кузнечик открыл его и ахнул. В футляре лежала настоящая красавица. Колки у скрипочки блестели, а на них были натянуты четыре серебряные струны. Рядом лежал крохотный смычок.

 — Мама, я назову эту скрипку принцессой! — восхищенно прошептал кузнечик.

 Он положил на плечо скрипочку и взмахнул смычком. О, ужас! Принцесса заскрежетала.

 Кузнечик попробовал еще раз. Скрипка взвизгнула, словно поросенок.

Весь вечер кузнечик плакал. Мама объясняла ему, что нужно пойти в музыкальную школу, что учитель научит его играть, но кузнечик и слышать ничего не хотел.

 Наступила ночь. Бедный маленький кузнечик сидел на ромашке, а скрипочка лежала рядом с ним. Звезды тихонько звенели, и кузнечик печально прошептал:

 — Неужели я никогда не сыграю на своей скрипочке звенящую песенку звезд?

 — Кузнечик, посмотри на меня, — вдруг раздался голосок из футляра со скрипкой.

 Кузнечик нехотя взглянул на скрипку.

 — Это я, смычок. Извини, что я так плохо играю, — попросил голосок. — Я только недавно родился и еще ничего не умею. Я так надеялся, что ты научишь меня играть на скрипке.

 Смычок замолчал. Кузнечик нежно погладил его и пообещал:

 — Я тебя обязательно научу играть на скрипке, смычок. Ты станешь великим музыкантом.

 Рано утром кузнечик разбудил маму и попросил:

 — Мама, пойдем скорее в музыкальную школу.

 

Вопросы и задания

• Почему кузнечик сначала не хотел идти в музыкальную школу?

• Каким оказался смычок?

• Придумайте сказку о том, как однажды все музыкальные деревья в лесу решили организовать лесной оркестр. Придумайте песенки для этого оркестра.

• Сценка. Один человек — папа или мама. Другой — сын или дочь. Родители пытаются убедить своего ребенка в том, что музыкальная школа необходима для того, кто хочет научиться хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте.

• Нарисуйте звездную открытку, а на обратной стороне напишите песенку звезд.

• Нарисуйте, как кузнечик играет на скрипочке, а его слушают звезды.

muzruk.net

Кузнечики-скрипачи в мультфильмах — Анна Благая

о скрипке

Кузнечик пиликает на скрипке —  выражение, знакомое всем с детства. Неудивительно, что героями мультфильмов часто бывают кузнечики-скрипачи.

Есть такой мультик  Диснея — Кузнечик и муравьи.

Правда, в нем выведен не совсем скрипач в классическом понимании этого слова, а fiddler — то есть музыкант, играющий на скрипке в фольклорной манере, исполняющий нехитрые танцевальные мелодии. (В англоязычных странах вообще принято различать violin — то есть скрипку в высоком сысле этого слова и fiddle — скрипку, которую используют в прикладных целях, на танцульках).

Сюжет мультика прост: некто Кузнечик проводит все лето, казалось бы, ничем полезным не занимаясь и только пиликая на скрипке. «Работать? Ну уж нет! — говорит он всем вокруг. — Я лучше буду просто играть!» Мимо бесконечно бегают по своим делам трудолюбивые муравьи.

Но вот наступает зима. Беспечный музыкант, не подготовившийся к холодам, вот-вот замерзнет в сугробе. Муравьи находят его и приносят к себе в дом, дают ему отогреться и кормят горячим супом.

И вот — кульминация. К кузнечику подходит муравьиная королева и говорит строгим голосом:

— В нашем доме могут оставаться только те, кто работает! Так что бери свою скрипку…

Кузнечик понимает, что его сейчас выгонят…

— … И играй! — довершает свою речь королева.

Хэппи-энд.

Вот этот мультик (кстати, обратите внимание, что свою игру Кузнечик начинает с открытых струн, как бы переходя от настройки скрипки сразу к мелодии танца; примерно так же начинается пьеса Венявского «Деревенский скрипач»):

А вот уже наш, советский мультик про то, что скрипачом не станешь, если тебе не хватает трудолюбия. Он называется Первая скрипка (скачать и посмотреть его можно по этой ссылке), а показан там маленький Кузнечик, который не желает заниматься скучными скрипичными упражнениями, а хочет, чтоб было всё и сразу.

Но вскоре он понимает, что так на скрипке ничего не получится, начинает нормально заниматься,  часами играет одну-единственную ноту Ре и невероятно счастлив. И теперь уже он сам объясняет своему другу Светлячку, что обучение скрипке — дело небыстрое:

Светлячок: — Может, ты пока что поиграешь, пока я буду вешать фонари?
Кузнечик (начинает тянуть на скрипке одну ноту): -Зеваешь!
— Извини! Но тянет на зевоту невольно при такой игре. Ты что играешь?
— (Гордо) Я играю — ноту! Простую ноту — под названьем Ре. (Дальше — с еще большей гордостью и торжественностью). Но я играю  прравильно!!! Без фальши!!! И прравильно — держу- в руке — смычок!!! И скоро я дойду до Ми, до Фа, до Соль и — дальше!  И ты тогда зевать не будешь, Светлячок.
Тут зрителям показывают  далекое светлое будущее: наш Кузнечик вырос и стал скрипачом-солистом; вот он  играет с оркестром задушевную романтическую мелодию, а его папа — Кузнечик-старший — гордо дирижирует. И все жители леса слушают и внимают с умилением.
Подытоживает рассказ папа-кузнечик, строго смотря  нам (зрителям мультфильма)  прямо в глаза:
Да-с! Музыка — наука! А не «тра-ля-ля»!!!

Посмотреть  мультфильм «Первая скрипка» можно вот тут.

Смотрите также: Скрипка и Микки-Маус
Скрипка в аниме…
…или в советских мультфильмах

blagaya.ru

Сказка про кузнечика Кузю и его скрипку

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

drzet.livejournal.com

Паспорт скрипки | MuzRuk.net

Название: Скрипка

Группа: струнные смычковые инструменты

Родина: Италия, конец 15-го-начало 16 века

Происхождение: лук с натянутой тетивой – многострунные смычковые виолы

Тембр: певучий, нежный, похож на трепетный человеческий голос

Звукоизвлечение: проводят смычком по струнам

Виртуозы: Н.Паганини и др.

Устройство: Корпус очень изящен: с плавными закруглениями, с тонкой «талией». К корпусу прикреплен гриф, заканчивающийся завитком. Перед завитком в желобке – отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны. Смычок состоит из трости, на которую натянут конский волос.

Это интересно!

Скрипку называют «Королевой оркестра».

Прославленного скрипача Паганини обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил – в первой половине 19-го века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи военной силы, может так великолепно играть на скрипке.

Скрипка

Зеленый кузнечик играет на скрипке,

Заслушались бабочки, птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку подарят и мне,

Где звонкая тайна есть в каждой струне.

Я стану учиться, а будущим летом

с кузнечиком вместе сыграю дуэтом.

(Э.Огнецвет)

«Ночная скрипка» В древнем замке до утра Граф седой играл на скрипке, Позабыв согнать улыбку С обескровленного рта. Заблудившись в белой мгле На морозе стыли звуки, И писал слова разлуки Иней пальцем на стекле. Позабытый полонез Скрипка старая играла, А в трубе рыдал устало То ли ветер, то ли бес. Под ногами смятый плед, Как поверженное знамя. Чуть дрожит свечное пламя, Воском пачкая паркет. А старик водил смычком. И пыльцою канифольной Атакующие кони Гарцевали над столом. Здесь в былые времена С юной паночкой Потоцкой Щебетал корнет по-польски Про амурные дела. Полонез затих. В углу Под кусками штукатурки На последний тур мазурки Муха липла к пауку.

Загадка:  

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный  мотив,

Ее названье… (скрипка)

В симфоническом оркестре  её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…скрипка

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет… (Скрипка)

Скрипка на живописных полотнах

Михай Ковач. Играющие ангелочки

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира. О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI—XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время… другой вид именуется скрипкой… встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом… ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».

John Lewis Krimmel Blind Fiddler (after David Wilkie) 1812 г.

Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах. Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Профессор Б. А. Струве писал: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека». В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».

Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских — второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа. В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в» виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки. На фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах. В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется: Я шел на лужок, Снял виелу и смычок И пропел мюзетту. Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:

Из всех, что я досель слыхал, Достойна виела лишь похвал; Полезно слушать всем ее. Коль сердце ранено твое, То исцелится эта мука От нежной сладостности звука.

И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление. О виоле писал Стефан Малларме: В трудах уснул с виолой серафим И тихо плачет в тишине цветов. Луна грустит. Смычок — изящный мим — Один виолу оживить готов. В зарождении и формировании скрипки сыграл также свою роль один из очень распространенных в средние века смычковых народных инструментов — ребек. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова. Близки ребекам так называемые «польские скрипки» — мазанки — трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.

Позже виола по всей Европе уступила свое первенствующее положение скрипке, но отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску. Особенно социальный смысл борьбы выявился во Франции. В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели». «Монархи и князья Франции, — пишет он, — судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей». Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI—начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев. В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь.

ИТАЛИЯ ИЛИ ПОЛЬША – РОДИНА СКРИПКИ? (Две версии о родине скрипки)

Как в известной песне «Спорит Вологда и спорит Кострома», музыковеды до сих пор спорят о том, где впервые стали делать скрипки. Давайте «выслушаем» обе точки зрения, тем более, что я собрал неплохую коллекцию картин итальянских и польских художников.

Мастера из Милана.

Как известно, с XVII столетия виола начинает уступать свое место скрипке — сначала в Италии и Чехии, затем в Германии и, наконец, во Франции и Англии. Дольше всего виола задержалась в двух последних из названных стран, а во Франции она дожила даже до середины XVIII века. Первое бесспорное свидетельство появление скрипки и инструментов скрипичного семейства на территории Италии в начале XVI века подтверждается картинами и фресками итальянского художника Г.Феррари (1480-1546), в различных церквях около Милана. Самая ранняя из этих картин – «La Madonna degli aranci) (Мадонна апельсиновых деревьев) в церкви св. Кристофера в г. Верчелли, где Феррари жил с 1529 по 1536 год, была написана около 1529-30 года. Она изображает детскую игру на одной из таких ранних скрипок с примитивным контуром и тремя струнами. Другая картина Феррари в Sacro Monte (Священная гора) в г. Варалло изображает ангелочка, играющего на скрипке.

Гауденцио Феррари Мадонна апельсиновых деревьев Церковь Св. Кристофера в г. ВерчеллиГеррит Доу. СкрипачЖан Батист Симеон Шарден. Юноша со скрипкой

Сольным инструментом скрипка является с XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина. На скрипичное искусство оказало огромное влияние и певческое искусство, это факт, что вплоть до 19 века скрипичные мастера Франции, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Тироли и Австрии создавали свои инструменты, подражая национальному певческому искусству. Так, скрипки французских мастеров повторяли слегка носовое произношение французских шансонье, тирольские скрипки обладали признаками тирольского народного пения, немецкие скрипки приближались по своему звучанию к мальчишескому дисканту, так как хоры мальчиков в Германии — это национальный вид искусства, и т.д. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Джованни Баттиста Лутери Досси. АполлонМикеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в ЕгипетГвидо Рени. Святая СесилияДжованни Беллини Скрипка. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция

Скрипки славян. Искусствоведы рассматривают вопрос об истоках скрипки и со стороны славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине. Об этом свидетельствуют и иконографический материал, и археологические раскопки. Так в Ополе и Гданьске были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам: двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева, используемого для изготовления посуды.

Ян Купецкий Юноша со скрипкой

К древним польским смычковым инструментам относятся трехструнные геньсле и мазанки, корпус которой выдалбливался из целого куска дерева. Название «мазанка» (mazanka) произошло от древнего польского слова «мазаня» — что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели грушевидный долбленный корпус небольших размеров, колковую коробку и гриф без ладов. Настраивались они по квинтам и имели строй выше современных скрипок. Впервые мазанки начали изготавливать в начале XV века, что сближает их с русскими народными инструментами скоморохов, известные нам, в частности, по фреске церкви в Мелетове и раскопкам в Новгороде. К другому типу древних славянских смычковых инструментов принадлежали трех- и четырехструнные геньсле (Польша) и «смык» (Россия). По размерам они были больше мазанки, с овальным корпусом, без ладов и также удерживались исполнителем на плече.

 

Винсент Водзиновский Жнецы на отдыхеЖибинов Алексей Петрович. Умолкнувшая скрипкаЭдгар Дега. Скрипач и девушкаЭдгар Дега. АльтистМарк Шагал. Скрипач

 

 

Джеймс Тиссо. БравоФриц Зондерланд. Урок музыки.

 

Eduard Charlemont. Урок музыкиПетров-Водкин Кузьма Сергеевич. Скрипка.Владимир Оленберг. Урок пения для РыжикаАдольф Вильям Бугро. Далеко от домаЭдвард Джон Пойнтер. МузыкаБерта Моризо. Урок музыки

 

 

 

 

Паспорта других инстументов здесь. «Паспорт скрипки» файл для печати — здесь.

muzruk.net


Смотрите также