Как играют на органе ногами


«Нужны железные нервы». Музыкант об особенностях игры на органе 

Орган называют королем музыкальных инструментов за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров. Органист Игорь Краевянов рассказал «АиФ-Черноземье», почему представители его профессии ходят на концерты в балетках и какую музыку, кроме церковной, сегодня играют на органе.

Возродил концерты

Вероника Тутенко, «АиФ-Черноземье»: Игорь, далеко не каждый пианист приходит к органной музыке. Расскажите о своем пути.

Игорь Краевянов: Детские и юношеские годы я провел на Украине, куда переехал с Владивостока мой отец — морской офицер, дирижер Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. После пронзительных ветров ему захотелось тепла, солнца, фруктов. В Каменец-Подольском, где мы жили, находится древний костел, построенный в романском стиле. Туда я бегал слушать органную музыку, а позже сам стал ассистентом органиста. Затем окончил Воронежскую консерваторию по классу фортепиано, стажировался в Киевской консерватории у профессора по классу органа Арсения Николаевича Котляревского. Потом переехал в Курск. В 1993 году Федор Федорович Чебан, бывший директором городского дома культуры, предложил мне возродить в Курске органную музыку. В костеле был тогда старый ломаный-переломаный инструмент, полгода мы с ребятами-электронщиками его ремонтировали. В 1994 году я сыграл первый концерт. Инструмент, на котором я играю сегодня, — цифровой двухмануальный орган итальянской фирмы Viscount. Это инструмент, более компактный, чем духовой орган и внешне неотличим от него, а по звучанию только искушенный слушатель может услышать разницу. Весит он не менее 140 килограммов. По воскресеньям играю на нем на мессе.

И руками, и ногами

— Органисты играют не только руками, но и ногами. Для этого нужна какая-то специальная обувь?

— Да, органные ботинки должны быть не слишком широкими, чтобы органист не задевал соседние клавиши, легкими, скользящими, с защищенным носом. Такую обувь шьют в Москве, в специальном цехе по индивидуальному заказу. Стоит она дорого, поэтому используют органисты и обычные балетки.

— Понятно, что органы не перевезешь с места на место ради одного концерта, поэтому музыканты часто играют на тех инструментах, которые уже установлены на тех или иных концертных площадках. Непросто с ходу привыкнуть к новому инструменту?

— Конечно! Органистам нужны железные нервы. Каждый инструмент совершенно не похож на другой. Есть органы механические, пневматические. Количество регистров, труб, клавиш, клавиатур может быть любое. Например, в Ульяновске орган 1983 года — хороший, но в нем нет электрического переключателя — без ассистента делать нечего. К каждому органу нужен свой подход еще и потому, что регистровка зависит от размеров помещения, акустики.

— Вы играли на старинных органах?

— Доводилось. Я приехал с туристической группой в Краков, и у нас было свободное время. Мне было интересно узнать о концертной жизни города, а в одном из костелов как раз проходил концерт органной музыки. По его окончании я подошел к музыканту, сказал, что у меня мечта поиграть на старинном органе. «Да, да, — очень дружелюбно ответил он, — но сначала этот вопрос нужно согласовать с моим руководством». Руководство вошло в положение, и почти целый час орган был в моем распоряжении. На концерт остались прихожане костела, среди которых был и музыкант, который помог мне разобраться с пультом управления. Польскому органисту понравилось, как я играл, а я в свою очередь выразил ему восхищение его мастерством.

— Сегодня на органе исполняют не только церковную музыку?

— Исполняют даже джаз. Есть и интересные проекты, например, в России проходит фестиваль «Джаз на органе». Подобного рода эксперименты интересны, но я их принимаю не всегда, для меня орган это прежде всего классика.

Видео дня. На видео попал поросенок-мутант с лицом человека

Читайте также

weekend.rambler.ru

Сообщества › Это интересно знать... › Блог › ОРГАН — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. ИСТОРИЯ И УСТРОЙСТВО ОРГАНА

«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

.


Немного истории Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс — простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека – меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.

.


Древняя история
Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган – гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным. В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе. Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII–VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

.


В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам. В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон – шире.
Эпоха Возрождения
В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.

.


Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.
Барокко
Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».
«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.
Новое время
XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.
Внешний вид.
То, что мы видим из зала, — внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

.


Как устроен?
Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом)

.


Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие: главный – Haupwerk; верхний – Oberwerk; «рюкпозитив» – Rückpositiv. Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука. Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы

.


Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию. В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.
www.syl.ru/article/167470…oriya-i-ustroystvo-organa

www.drive2.ru

Педаль (орган) — Википедия

Педаль (нем. Pedal, фр. pédalier, итал. pedaliera, англ. pedal keyboard) — ножная клавиатура органа. Термин «педаль» в сходном значении употребляется также по отношению к ножной клавиатуре карийона, клавесина, клавикорда и некоторых других музыкальных инструментов.

Органная педаль с механизмом управления швеллерными заслонками, пистонами для включения копул и секвенсера

Диапазон педальных клавиатур колеблется от 13 до 32 клавиш (примерно до 2½ октав, хроматически от до, в исключительных случаях, у очень больших органов — три октавы от ля до до). В ранних органах педаль может быть от до или даже ре, или ещё короче. Как правило, органы имеют педаль и один или несколько мануалов. Маленькие органы без педали называются позитивами, еще более редкими являются органы с двумя педальными клавиатурами[1][2]. У барочных органов Иберии встречаются иногда небольшие полупедали диапазоном от одной до полутора октав.

Принципиально, существует два вида конструкций педальных клавиатур: параллельная и радиальная. В первой все клавиши расположены параллельно друг другу, во второй, — расходятся радиально от скамьи. Педаль также может быть изогнута в горизонтальной плоскости: клавиши по краям находится выше клавиш в середине, и в вертикальном направлении — черные клавиши по краям длиннее центральных. Педаль, изогнутую только по вертикали называют «простой изогнутой», по обоим направлениям — «двойной изогнутой».

«Двойная изогнутая» параллельная педаль «Двойная изогнутая» радиальная педаль «Простая изогнутая» радиальная педаль

Блочная педаль[править | править код]

Педаль, в которой клавиши сделаны на манер блоков или кнопок, выступающих из поверхности «пола» педальной клавиатуры. Похожие педали были характерны для французских барочных органов (фр. pédalier à la française)[3] На таких педалях невозможна техника исполнения одними носками обуви.

Короткая педаль[править | править код]

Такой тип педали (нем. Stummelpedal) известен у некоторых старых органов Альпийского региона. Содержат небольшое количество клавиш и не позволяют играть каблуком, что существенно ограничивает их применение. Также используются в электронных органах и как MIDI-педали.

Кнопочная педаль[править | править код]

Этот тип педали (нем. Stöpselpedal) вместо клавиш имеет круглые кнопки, на манер баяна.

Подвешенная педаль[править | править код]

Подвешенная (висящая) педаль (нем. Angehängtes Pedal) не имеет собственных регистров и используется только с копулой к одному из мануалов.

Несамостоятельная педаль[править | править код]

Несамостоятельной педалью (нем. Unselbstständiges Pedal) называется клавиатура, с которой связано небольшое количество регистров (часто только два: 8' и 16'). Её использования также часто требует копул. Такой тип педали встречается в маленьких и домашних органах и обычно имеет только один регистр, например Untersatz 16′ или Subbass 16′. Является стандартом для барочных органов Иберийского региона, где часто выполнялась в виде кнопочной или блочной и, часто, только с одним регистром Contras c деревянными закрытыми трубами (нем. Holzgedackt) 8' или 16'+8'. Отнесение к этому типу не всегда однозначно. Например, педаль французских барочные органов часто имеет всего три регистра (Soubasse 16′ (гедакт), Flûte 8′ (принципал с широкой мензурой) и Trompette 8′ (открытая с металлическим колпачком)), но копула для музыки периода используется достаточно редко.

Короткая октава[править | править код]

Старые органы часто не имели клавиши для нижнего до-диез, не требуемого литературой того времени. Могли отсутствовать также нижние до, ре, ре-диез и другие клавиши, при этом «чистые» звуки (ре, ми) извлекались черными клавишами.

Расположение клавиш короткой октавы. Отсутствуют до-диез, ре-диез, фа-диез и соль-диез

На большинстве педальных клавиатур возможно исполнение как носком, так и каблуком обуви. Также возможно нажатие двух клавиш разными частями подошвы. В общем случае, без дополнительных приспособлений, в педали могут быть проведены до четырех голосов. На практике, даже два голоса в педали являются редкостью [4]. Основным приемом игры является смена носка и каблука и скольжение от клавиши к клавише. Педальная аппликатура может быть обозначена в нотах специальными значками, которые не унифицированы. До XIX века играли только носками, отчасти из-за специфики устройства клавиатур. Согласно Фернандо Джермани, «немецкая техника» игры не различает носок и каблук.

Современная обувь редко подходит для игры на органе. Органисты обычно используют специальные туфли. Для виртуозной игры подходят узкие танцевальные туфли из сыромятной кожи с каблуком. Некоторые современные органисты, например Виллем Танке[de] и Гельмут Киктон[de], играют вообще без обуви в одних носках.

XIII—XVI века[править | править код]

Изначально педальная клавиатура органа предназначалась для выдерживания длинных бурдонных звуков ренессансной полифонии. От такого использования педали происходит музыкальный термин органный пункт. Самые ранние формы педали представляли собой кнопки непосредственно связанные с мануалом, прозывавшиеся «грибами»[5][6][7]. На таких педалях можно было играть лишь аккомпанемент или простые мелодии. Американский органист Пауэр Биггс[en] утверждал, что «на них можно научиться играть, но свободная игра невозможна». Расположение чёрных клавиш могло быть подобным современному, либо на одном уровне с белыми клавишами. Первые педали имели всего три—четыре несколько клавиши. Позднее расположение клавиш могло быть короткой октавой. В XIV веке строители органов делали для педали отдельные виндлады[de] для подачи большого количества воздуха, требуемого большими трубами. Для них иногда строились специальные «органные башни». До XV века педальная клавиатура была обычно жёстко связана с мануалом Hauptwerk, хотя начиная с этого времени стали появляться педали с собственными трубами и регистрами. К XVI веку в диспозицию педали обычно имели один 16-футовый регистр и несколько 8-футовых. В XVII веке педали стали оснащать богатым набором регистров, которые, тем не менее, сильно отличались от инструмента к инструменту.

XVII—XVIII века[править | править код]

К концу XVII века строители органов стали увеличивать диапазон педальных клавиатур до 28—30 нот. Немецкие педали стали оснащать бо́лее длинными клавишами с большими промежутками между ними. С добавлением шарнира, педальные клавиши стали работать мягче. Эти изменения позволили исполнителям играть более сложные быстрые партии, что дало возможность композиторам, например Баху, писать сложные соло в педали, либо поручать ей мелодию cantus firmus хорала, часто оттеняя ее специальной регистровкой, используя, например, язычковые регистры.

Некоторые исследователи утверждают, что прогресс в дизайне педали в XVII веке способствовали развитию техники игры как носком, так и пяткой[8] Тем не менее, так называемый «немецкий» стиль педали, сформировавшийся в XVIII — XIX веках использует носок и пятку, в то время как «французский» — только носок.

В этот временной период педаль редко писали на отдельной нотной строке, помещая её партию под нотами для левой руки, часто либо вовсе не обозначая ее как партию педали, либо помечая как P. или Ped.. Такое отсутствие маркировки сообразуется с барочной техникой исполнения, требовавшей от музыканта гармонизации генерал-баса, добавление собственной мелизматики, импровизации и т.д.

XIX—XXI века[править | править код]

В 1855 году англичанин Генри Уиллис запатентовал вогнутое расположение клавиш педали, ставшее широко использоваться в Великобритании и США, и ставшее к 1903 году стандартом. В этот временной период изменилась и диспозиция педали: из нее постепенно стали исчезать высокие регистры. В произведениях эпохи педали снова начала поручаться в основном басовая функция, с чем справлялись регистры ниже 8'. К середине XIX века партию педали стали писать на отдельном нотоносце. Стала также указываться аппликатура. Для носка — знак "^", для пятки — "u" либо "o"; над нотой — правая нога, под — левая.

В 1884 году вышла первая школа педали шведского органиста Ларса Нильсона (швед. Lars Nilson) [9].

Появление электрической трактуры сделало возможным расширение диспозиции как всего инструмента, так и педали, которая стала снабжаться больши́ми трубами, вплоть до 64'.

Первый пример независимой партии в педали содержат работы Яна Свелинка (1562–1621). До этого педаль использовалась для выдержанных бурдонных звуков. Своей «виртуозностью и новшествами в использовании педальной клавиатуры» был известен немецкий композитор Дитрих Букстиехуде (1637–1707). Его мастерство сильно повлияло на Иоганна-Себастьяна Баха, который «использовал педаль как полноправную клавиатуру и написал для нее виртуозные пассажи». Например, в гимне In dulci jubilo[en] (BWV 608) главная тема проводится в педали в высоком регистре. Бах писал для педали виртуозные гаммы, арпеджио в прелюдиях, токкатах, фантазиях и фугах.

Существует небольшое количество произведений, предназначенных для исполнения только в педалью. Английский органист и композитор Джордж Талбин-Болл[en] (1896–1987) написал «Вариации на тему Паганини» для педали. Произведение основано на Каприсе №24[en] Паганини, — виртуозном произведении для скрипки соло. Произведение включает педальные глиссандо, скачки с одного конца клавиатуры на другой и аккорды из четырёх нот[10].

Бельгийский органист Фирмин Свиннен[en] (1885–1972), известный в 20-е годы XX века в США своими органными импровизациями во время показа немых фильмов, написал каденцию для педали к Органной симфонии №5[en] Видора. Каденция была опубликована отдельно в The American Organist. Издатель писал о ней как о «самой сложной, самой музыкальной доступной педальной каденции»; с этим были согласны критики, присутствовавшие на исполнении, отмечая сложнейшую ножную технику. В неделю своей премьеры симфония была исполнена 29 раз, «аудитория буквально визжала... при виде органиста на платформе в свете прожектора, играющего только ногами»[11].

Несмотря на то, что педаль в основном используется для басовых партий, начиная с XVII века композиторы часто использовали её и для высоких партий. В своем «Небесном пиршестве» фр. Le Banquet Céleste Оливье Мессиан помещает мелодию во флейтовом регистре 4′ в педаль.

Начиная с XX века композиторы увеличивали свои требования к технике игры в педали. Исполнители могут продемонстрировать свою виртуозность, например в произведениях Вильгельма Миддельшульте Perpetuum mobile, «Маскараде» (англ. Pageant) (1931) Лио Соуэрби и «Шести этюдах» (англ. Six études) Op. 5 (1944) Жанны Дамесьё[en], напоминающих драматические педальные соло эпохи барокко.

Педальные клавиатуры других инструментов[править | править код]

Помимо органа педальная клавиатура регулярно используется на карильонах. Исторически, педальные клавиатуры изготавливались для клавесинов и фортепиано, в основном для тренировки органистов. Для педального фортепиано писались концерты (Гуно). Сейчас строится итальянской фортепианной фирмой Luigi Borgato[it].

  • Мануал и педаль (черного цвета) карильона

  • Педальный клавесин

  • Двойной рояль фирмы Luigi Borgato

  • Wolfgang Adelung: Einführung in den Orgelbau. Breitkopf & Härtel, Wiesbaden 1955, ISBN 3-7651-0279-2.
  • Eduard Bruggaier. Studien zur Geschichte des Orgelpedalspiels in Deutschland bis zur Zeit Johann Sebastian Bachs. Phil. Diss. Univ. Frankfurt am Main, 1959.
  • Hans Klotz. Das Buch von der Orgel. Über Wesen und Aufbau des Orgelwerkes, Orgelpflege und Orgelspiel. 14. Auflage. Bärenreiter, Kassel u. a. 2012, ISBN 3-7618-0826-7.
  • David Yearsley. Bach's Feet: The Organ Pedals in European Culture. Cambridge University Press. 2012. ISBN 0-521-19901-8.
  1. ↑ Например, орган конструкции Валькера во франкфуртской Церкви Св. Павла
  2. ↑ Орган с двумя педальными клавиатурами был построен Валькером в 1839 году в Санкт-Петербурге. Пульт с двумя педалями
  3. ↑ Richard Rensch (Hrsg.): Dom Bedos - Die Kunst des Orgelbauers. L’Art du Facteur d’Orgues. Orgelbau-Fachverlag, Lauffen am Neckar, 1977, ISBN 3-921848-03-2, S. 113 ff.
  4. ↑ см., например, BWV 686
  5. ↑ Фотография самой старой сохранившейся педали
  6. ↑ The Organ: An Encyclopedia. Douglas Earl Rush and Richard Kassel
  7. ↑ Такое название до сих пор используется для жаргонного обозначения педалей (например, автомобиля) во французском языке
  8. ↑ Тем не менее органист Тон Копман утверждает, что "Все органные произведения Баха могут быть сыграны с помощью современной ему педальной техники, т.е. без использования каблука." Копман пишет, что "Во времена Баха техника игры носком и пяткой ещё не была известна..."With Heart and Mind - Ton Koopman (archive.org)
  9. ↑ Lars Nilson. Tekniska studier för pedalspelning. A, Pedagogiska delen. B. Tekniska delen; Fem orgel-etuder. Stockholm, Huss & Bee, 1884
  10. ↑ Olivier Latry Performs on the Spreckels Organ (неопр.) (24 июля 2007). Дата обращения 24 мая 2008.
  11. ↑ Rollin Smith. Stokowski and the Organ. Pendragon Press, 2004.

ru.wikipedia.org

Орган — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Орган

Основные сведения



Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.

Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

История органа

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.

Устройство органа

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов — ноты звучат как пишутся, в 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4); называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4—5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром.

Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).

Все регистры распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plеin jeu.

Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган — портатив.

Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду;
  • Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены НАД трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv — уровнем ниже клавиш Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
  • Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
  • Существующие разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.

Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:

Копула — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.

4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.

Жалюзи — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).

Так как регистры в ра

eomi.ru

музыкальный инструмент, на котором играют и руками, и ногами одновременно

Работал с музыкальными инструментами для Гурченко и Лученка. Старейший в Беларуси настройщик рассказал о своём ремесле

Новости Беларуси. 23 февраля день рождения празднует старейший в стране настройщик клавишно-струнных инструментов, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Ирина Недобоева – о тонкостях эксклюзивного мастерства.

Как и большинство настройщиков, Леонид Макаревич пришел в профессию как музыкант. Баянист-профессионал, преподаватель в детской музыкальной школе о том, чтобы настраивать клавишные инструменты, даже не думал. Но как не взять в руки настроечный ключ, если в доме стоит фортепьяно, на котором играет жена, тоже музыкант?

Леонид Макаревич, настройщик музыкальных инструментов:
Когда занялся настройкой, я почувствовал в себе какую-то новую отдушину. Мне настолько нравится эта работа, что я могу часами заниматься, пока усталость физическая не придет. Нравится эта работа очень.

Ремесло настройщика настолько редкое, что его впору вносить в Красную книгу исчезающих профессий. Леонид научился быстро, все слагаемые успеха сошлись: абсолютный слух, терпение, технические умения. И в это ремесло профессиональный музыкант ушел с головой.

Татьяна Макаревич:
Вот я ему и говорю, что таких больше нет. Но он стесняется это признать, скромничает. Здесь надо иметь хороший слух  раз, иметь обязательно музыкальную подготовку  два, потому что у человека с улицы это не получится. И, в-третьих, очень надо усердия много приложить. У него этого хватило.

В Глусской школе искусств, где всю жизнь проработали Макаревичи, 24 пианино и 4 рояля. За качество звучания всецело отвечает Леонид.

Струна колеблется, а вот этих колебаний не должно быть.

Фортепианных дел мастера занимаются не только настройкой, но и реставрацией инструментов. Механизмы капризные – боятся сырости, жары и сквозняков.

Ирина Недобоева, корреспондент:
88 клавиш у рояля, столько же молоточков и 71 демпфер. Вот эти черные штуки и есть те самые глушители струн. То есть клавиша задает сигнал молоточку, тот запускает струну и получается звук. И вот, когда наступает черед следующей клавиши, звук предыдущей и должен подавить вот этот самый демпфер. Это целая наука.

Порой ремонт инструмента растягивается на недели. И это, шутит Леонид, уже не лечение, а реанимация. Цель – выполнить все безупречно.

Леонид Макаревич:
Я ловлю себя на том, что это мне немножко мешает. Если я не сделаю даже последние ноты, не настрою в дисканте, мне не по себе.

Леониду довелось настраивать инструменты для Лядовой, Гурченко, Иванова и Лученка. Всегда получал благодарность от исполнителей. Ремесло настройщиков востребовано, и далеко не каждая школа в Беларуси имеет в штате такого специалиста. Потому и отношение к хирургу музыкальных инструментов соответствующее.

Оксана Мельник, директор Глусской детской школы искусств:
В наше время редко у кого есть настройщик, который именно работает при школе. Я не представляю, как живут эти школы. Просто у нас есть такой специалист, и мы живем хорошо. Мы его очень бережем, как хрустальную вазу, чтобы он только с нами работал, всегда оставался и следил за нашими инструментами.

В Глуске мастера знают в каждой семье, где есть фортепиано. Он всегда готов помочь.

В семье Баскауловых из шести детей двое играют на пианино. Полный апгрейд пианино для семьи Баскауловых Леонид сделал два месяца назад. Никто из домочадцев и подумать не мог, что этот старенький инструмент можно реанимировать.

Евгений Баскаулов:
Человек делает от души. То есть он каждой мелочи уделяет внимание. Мы уже сделали капитальный ремонт инструменту, и инструмент зазвучал совсем по-другому.

40 пианино и 12 роялей, до республиканского конкурса пианистов чуть больше месяца в Бобруйской школе искусств, где и будет проходить музыкальный форум, уже почти опустили руки.

Ольга Василевская, заведующая фортепианным отделением Бобруйской детской школы искусств № 2:
И у нас какая сложилась ситуация: инструменты в ужасном состоянии. Необходимость в настройке такая, что просто мы не знали, как проводить. И вот, ну не знаю, наверное, случилось какое-то чудо, и появился, я не побоюсь этого слова, волшебник. Настроен инструмент – звучит все.

Настроить даже «мертвый» рояль для Леонида не составляет никакого труда. А вот «подшаманить» свой старенький инструмент сам не берется, просит коллегу. Профессия у них хоть и общая, но специализация все же у каждого своя.

Василий Проявенко, настройщик музыкальных инструментов:
Сейчас у нас играет два голоса, нам надо по одному голосу определить именно какой.

Лучший оценщик работы настройщикахозяин инструмента.

Александр Масейчук, баянист:
Вот я играю вторую фразу. Видите, его хватило. И приятно самому играть. Без настройщика, особенно людям с абсолютным слухом, очень тяжело.

Профессиональный праздник – Международный день настройщиков фортепиано – мастера отметят 4 апреля. 23 февраля, помимо Дня защитников отечества, Леонид Макаревич празднует еще и день рождения. Оставаться бодрым в свои 74, уверяет, помогает любимое дело. Не до отдыха, когда такая востребованность.

Леонид Макаревич:
Это немножко отвлекает иногда от грустных мыслей. И настолько приятно, что тебя еще помнят в коллективе, приглашают и еще дают возможность поработать, именно заняться любимым делом.

www.ctv.by

музыкальный инструмент. История и устройство органа :: SYL.ru

«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

Немного истории

Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс - простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека – меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.

Древняя история

Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган – гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным.

В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе.

Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII–VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.

В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон – шире.

Эпоха Возрождения

В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.

Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.

Барокко

Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».

«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.

Новое время

XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.

Внешний вид

То, что мы видим из зала, - внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

Как устроен?

Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

  • главный – Haupwerk;
  • верхний – Oberwerk;
  • «рюкпозитив» – Rückpositiv.

Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.

Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.

Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию.

В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

www.syl.ru

Как научиться играть на органе 🚩 Музыка


Орган – самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент. Он звучит при помощи труб, которые имеют разные тембры. В них мехами нагнетается воздух, и, благодаря этому, раздается музыка.

Играют на органе при помощи нескольких мануалов – клавиатур для рук. Также для игры необходимо использовать педальную клавиатуру.

Большие органы появились в четвертом веке. К восьмому веку их усовершенствовали до более-менее привычного нам вида. В католическую церковь этот инструмент ввел папа Виталиан в 666 году.

Строительство органов развилось в Италии, позже они появляются во Франции и Германии. К 14-му веку орган был распространен уже практически повсеместно.

В средние века органы были грубой работы. Ширина клавиш была почти 7 см, и ударяли по ним кулаками, а не пальцами, как принято сейчас. Расстояние между клавишами было равно полутора см.


В первую очередь нужно понять, что на органе играть сложно. Почти все органисты, прежде чем освоить орган, обучаются игре на фортепиано. Если вы не умеете на нем играть, стоит потратить несколько лет изучение основ игры. Но если у вас есть навык владения клавиатурой, то можно попробовать использовать несколько клавиатур и педалей.

Если есть возможность, то стоит найти человека, который обучит вас игре на органе. Можно спросить об этом в музыкальном учреждении, либо церкви. Также можно просмотреть периодические издания, которые предназначены для преподавателей.

Прочтите книги, которые помогут вам овладеть терминами игры на клавиатуре. Например, отличной книгой данного типа считается «Как играть на фортепиано, несмотря на годы практики». Она поможет получить необходимые навыки игры.

Для игры на органе понадобится пара органной обуви. Ее без труда можно приобрести в Интернете. Если вы будете надевать ее во время занятий, то владеть инструментом научитесь гораздо быстрее. Кстати, к таким ботинкам не пристает грязь, поэтому педали не пачкаются.

Познакомьтесь с органистами, которые живут в вашем городе. Как правило, их не очень много, и они тесно общаются между собой. Они могут дать вам необходимую поддержку и помочь советами.

Не думайте, что сможете быстро научиться играть на данном инструменте. Начинайте с малого и постепенно двигайтесь к овладению театрального органа. На это потребуется много усилий и усидчивости.

И, конечно же, практические занятия просто необходимы. Чем чаще и больше вы будете учиться играть, тем лучше будет получаться. Но прежде чем перейти к практике, научитесь различать чувствительность клавиш, клапаны и тоны.

www.kakprosto.ru


Смотрите также