Как играть восьмые триоли


Оттачиваем ритм и синкопу. Больше веселья с триолями и гемиолами

На прошлых уроках мы разобрались, что такое триоли, и как их считать, а также узнали как играть гемиолы. Гемиола — это наложение двухдольности на триольность. Мы брали короткие повторяющиеся фрагменты с восьмыми нотами и делали их более интересными, меняя ритм и синкопируя их.

Получалось, что они смещаются в такте. Мы использовали такой же подход, изменяя фразу с шестнадцатыми нотами, также превращая их в триоли.

В этой статье мы сыграем гемиолы, которые помогут расширить ваши композиторские способности и научиться понимать синкопирование лучше. Для начала посмотрим на два известных ритма, где используются триоли.

РИСУНОК 1 Показывает четвертые триоли (сверху) и триплеты с восьмыми нотами (снизу) с акцентами, паузами и лигами, чтобы подчеркнуть нужную ноту. Запомните разницу в игре, прочувствуйте ритмы.

РИСУНОК 2   Показывает два ритма с четвертыми триолями. Обратите внимание, что одна триоль занимает две доли, то есть половину такта (тоже самое, что две восьмых триоли).

Самое сложное в счете и игре восьмых триолей — это топать ногой ровно в такт. Легче всего тут просто считать восьмые триоли, как показано на рисунке, так чтобы каждая восьмая триоль падала на счет (1 трип лет 2 трип лет 3 трип лет 4 трип лет). Так будет проще сориентироваться в ритме.

РИСУНОК 3 Идем в обратном направлении. Шестнадцатые триоли играются как еще три ноты между восьмыми, быстрее и сложнее. В этот примере два варианта шестнадцатых триолей.

Нет стандартного подхода для счета шестнадцатых. Некоторые музыканты считают так: «1-трип-лет и-трип-лет, 2-трип-лет и-трип-лет» и так далее. Это упражнение может потребовать много сил, но будьте упорны.

РИСУНОК 4 Секстоль, или удвоенная триоль играется на той же скорости что и шестнадцатые триоли. Разница в том, где ставить акценты. На этом примере мы используем секстоли и шестнадцатые триоли в одном такте. Обратите внимание на длину нот. Можно считать как «раз-и трип-и лет-и, два-и трип-и лет-и» и так далее.

РИСУНОК 5.а  Это интересно звучащая гемиола, которая основана на повторяющимся фрагменте с шестью нотами. Как вы видите и слышите, этот фрагмент играется шестнадцатыми нотами вместо секстолей, таким образом смещая его вперед на одну восьмую ноту. Каждый раз фраза начинается с разной ноты. Создается интересное синкопирование, которое звучит живее и запоминается лучше. Потренируйтесь с первым фрагментом, и потом переходите к 5.б. В обоих упражнениях придется постараться извлечь ноты правильными ударами вверх-вниз.

Вот такой он, мир триолей и гемиол. Довольно непросто на первый взгляд, но, немного практики, и все получится!

В следующей части мы разберем квинтоли и еще более сумасшедшие гемиолы с использованием шестнадцатых и восьмых триолей.

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

Триольный темп | Звукозапись и создание музыки

Переход в новый темп в середине произведения - довольно смелый ход. Тем не менее он часто употребляется в музыке. Чаще всего это делается через фермату, в местах без определенного темпа, после расслабляющего затишья. Однако я искал способ перейти в новый темп во время активной и ритмичной части произведения, причем желательно было сохранить плавность перехода. И мне кажется, что это у меня получилось. Точнее я нашел не способ перейти в новый темп, а нашел сам темп, в который можно перейти весьма плавно. Как показала практика, если сразу начать объяснять его суть без должной подготовки понятийной почвы,  то можно с большой вероятностью столкнуться с непониманием. Поэтому, для начала, вспомним кое что из музыкальной теории и немного поразмышляем.

С первого класса музыкальной школы мы знаем, что длительности нот «размножаются делением». Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на две восьмые. Восьмая нота в два раза короче четвертной. Восьмыми нотами можно играть в два раза чаще, чем четвертными. В два раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в два раза быстрее - значит в два раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в два раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы восьмая. Было бы забавно, если бы вместо деления нот на более мелкие, мы ускоряли бы или замедляли темп в несколько раз. Тогда все ноты были бы четвертными, но в разных темпах. Хорошо, что нам не пришлось привыкать к такому восприятию ритмов! Однако, немного пофантазировав таким образом, будет значительно легче понять то, что я хочу рассказать. Но перед этим нужно разобраться с некоторыми определениями.

Триоль - группа из трёх нот равной длительности, в сумме равная двум обычным нотам. Обратите внимание, что в данном определении триоль - это группа нот. Но как тогда назвать одну ноту из этой группы? Допустим, что дана триоль из трёх восьмых нот. Каждую восьмую ноту в отдельности я буду называть «триольная восьмая нота». Если триоль состоит из трех четвертных нот, то я буду называть каждую из них «триольной четвертной нотой».

Помните, в начале рассуждений мы делили четверть на две части? Попробуем же теперь разделить на три. Происходит это совершенно аналогично. Одна длинная нота делится на несколько более коротких. Четвертная нота делится на три триольных восьмых ноты. Триольная восьмая нота в три раза короче четвертной ноты. Триольными  восьмыми нотами можно играть в три раза чаще, чем четвертными. В три раза быстрее. Что значит быстрее? В более высоком темпе? Да, в три раза быстрее - значит в три раза большем темпе. Значит, если увеличить темп в три раза, то четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Что-то мне не нравится в этой фразе. Почему вдруг четверть длится столько, сколько триольная восьмая? Почему не триольная четверть? Вопрос: как нам изменить темп, чтобы «триольная восьмая» в этой фразе заменилось на «триольная четверть»???

Как всегда, всё очень просто. Снова возвратимся знакомому шаблону рассуждений лишь с небольшими изменениями. Триольная четвертная нота в два раза длиннее триольной восьмой. Триольными четвертными нотами можно играть в два раза реже, чем триольными восьмыми. В два раза медленнее. Что значит медленнее? В более низком темпе? Да, в два раза медленнее - значит в два раза меньшем темпе. Теперь нам ясно, как ответить на поставленный выше вопрос. Ответ: нужно уменьшить темп в 2 раза.

Теперь наша фраза звучит приятнее: четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть. Между прочим, если заменить в этой фразе слово «четверть» на название любой другой длительности, фраза останется верной! Попробуем это сделать:

Четверть будет длиться столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Восьмая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

Шестнадцатая будет длиться столько, сколько длилась бы триольная шестнадцатая.

Да это же закономерность! Вот как это записать в общем виде:

Обычная нота будет длиться столько, сколько длилась бы одноименная триольная нота.

Вспомним, что мы для этого сделали?

1. Сначала был увеличен темп в 3 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная восьмая.

2. Затем был уменьшен темп в 2 раза, чтобы четверть длилась столько, сколько длилась бы триольная четверть.

Умножить на три, разделить на два. То есть умножить на полтора! Наконец, мы можем перейти к главному определению:

Триольный темп - это такой темп, при переходе в который любая обычная нота станет длиться столько, сколько длилась бы в исходном темпе одноименная триольная нота. Триольный темп всегда в полтора раза больше исходного.

ПРИМЕР ПЕРЕХОДА В ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП

На рисунке приведен простейший пример перехода в триольный темп. Исходный темп равен 120 четвертям в минуту. Вычислим триольный (по отношению к исходному) темп:

ТРИОЛЬНЫЙ ТЕМП = ИСХОДНЫЙ ТЕМП * 1.5 = 120 *  1.5 = 180 четвертей/минуту.

Первые условные два такта обычных четвертей показывают, что произведение идёт в своём обычном темпе, обычном ритме. Далее, в ритмическом рисунке появляются триоли. Так продолжается два такта. Прямоугольниками очерчены группы по 4 триоли. Тем самым показано, что этот ритмический рисунок можно воспринимать двояко:

1. В первом случае это просто два такта триолей в исходном темпе, которые без каких либо нестыковок вписываются в привычное восприятие музыки слушателем.

2. С другой стороны, это три такта четвертей в триольном темпе!

Эта двойственность является как бы мостом между двумя темпами, и обеспечивает плавный переход! Далее, 5 и 6 такты условно показывают, что мы изменяем темп на триольный и произведение продолжается в нём. Обратный переход в исходный темп осуществляется в обратном порядке с использованием той же двойственности.

В заключении, предлагаю послушать аудиопример - небольшую композицию, которую я написал для демонстрации перехода в триольный темп. На мой взгляд, переход напоминает шаг, переходящий в бег.

Скачать пример (2.11 Мб)

Автор: eldar (mail), для Recording-Studio.ru

Метки: Теория музыки

Эта запись была опубликована 14.06.2010 в 23:02. В рубриках: Музыкантам. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Также, вы можете пройти в конец страницы и оставить свой комментарий.

Поделиться с друзьями:

recording-studio.ru

Работа над ритмом и синкопирование

Привет, читатель Гитаршколы. В этом посте Джимми Браун рассказывает о работе над ритмом и синкопировании.

На прошлых уроках я уже говорил о шестнадцатых нотах и показал, как можно получить целый ряд фанковых синкоп при помощи пауз, пунктирного ритма и связующих лиг (объединение нот). Надеюсь, вы уделяете достаточно времени практике чтения и отсчета ритмических рисунков, ведь это поможет вам в развитии чувства ритма, что необходимо каждому музыканту, независимо от уровня и стиля игры.

Чтобы научиться хорошо отсчитывать, читать и, прежде всего, чувствовать сложные ритмы современной музыки, нужно постоянно тренироваться, поэтому мой вам совет: занимайтесь этим регулярно (15 минут в день вполне достаточно!).

Как я уже упоминал в конце прошлого урока, сегодня мы научимся отсчитывать, читать и играть триоли. Вы, наверное, помните, что четвертную ноту можно разделить на две равные восьмые ноты («раз и») или на четыре равные шестнадцатые ноты (отсчитать их можно, например, так: «раз у и а»).

Также четвертную ноту можно превратить в триоль восьмыми (или восьмую триоль). В этом случае одна четвертная нота равна трем восьмым — см. риф на РИС. 1. Восьмые триоли выглядят, вроде бы, так же, как и обычные восьмые ноты (дуоли). Но обратите внимание на то, что восьмые триоли сгруппированы в тройки, над каждой из которых ставится цифра 3.

Чтобы отследить каждую триоль и ощутить их ритм в размере 4/4, можно отсчитывать так: «раз три -оль, два три -оль, три три -оль, четыре три -оль, раз три -оль, два три -оль, три три -оль, четыре три -оль» и т.д., следя при этом за стабильностью темпа пульсации. (Некоторые музыканты и преподаватели предлагают отсчитывать восьмые триоли, например, так: «раз и а, два и а, три и а, четыре и а». Такой способ легче, если мы имеем дело с быстрым темпом, но я заметил, что гитаристы, пользующиеся им, часто рискуют перепутать удары «и» и «а» с ударами в случае восьмых и шестнадцатых нот, а это неверно, ведь они приходятся на разные временные моменты такта.)

Итак, мы разделили четвертную ноту на три равные восьмые ноты. Получается, что — при стабильном темпе — каждая из таких восьмых по длительности короче восьмой дуоли. Значит, можно сказать, что восьмые триоли «быстрее» обычных восьмых нот.

Мы делим четвертную ноту на три части, а не на две или четыре, поэтому ясно, что восьмые триоли имеют мало общего со стандартными восьмыми и шестнадцатыми нотами. Следовательно, и отсчитывать их нужно по-другому.

На РИС. 2 показан риф, содержащий восьмые ноты, восьмые триоли и шестнадцатые ноты. Здесь вам придется менять схему счета по ходу игры. Я уже говорил о том, что перед тем, как играть какое-либо произведение по нотам, следует прохлопать (или отстучать по колену) его ритмический рисунок.

Так вы сможете сконцентрироваться на правильной передаче ритма. При этом не забывайте отстукивать ногой четвертные ноты в стабильном темпе. Это поможет вам избежать ускорения или замедления при переходе с дуолей на триоли и квадриоли (еще одно название шестнадцатых нот).

В рамках восьмых триолей можно получить целый ряд интересных синкоп, пользуясь такими приемами, как объединение нот и паузы. См. РИС. 3. Обратите внимание на второй такт этого примера. Вы заметите, что в рамках одного удара четвертную ноту можно заменить парой восьмых триолей, объединенных связующей лигой (как изображено в первом такте).

Такой способ записи считается более экономным, ведь в данном случае мы используем меньше нотных знаков. По той же причине в рамках одного удара обычно предпочтительнее ставить одну четвертную паузу вместо двух восьмых триольных пауз (сравните третий и четвертый такты).

При записи таких «ломаных» восьмых триолей обычно используются квадратные скобки с цифрой 3 посередине. Они указывают на то, что в данном случае на четвертную ноту или четвертную паузу приходится 2/3 триольной фигуры, а не целый удар.

На РИС. 4 и 5 вы видите примеры того, как, играя простой повторяющийся мелодический рисунок из восьмых или шестнадцатых нот в ритме восьмых триолей, можно получить весьма заковыристую фразу. На РИС. 4a изображена фраза, играемая ровными восьмыми нотами на одной струне. Нотная схема здесь довольно интересна, а ритм слишком прост.

Из-за отсутствия синкоп слабые доли не акцентируются. Та же самая нотная схема зазвучит намного круче и выразительнее, если мы сыграем ее восьмыми триолями (см. РИС. 4b). Акцентирование нот создает эффект синкопы. Это и есть так называемый четвертной триольный ритм.

На РИС. 5a изображена фраза, состоящая из нисходящей последовательности четырех ровных шестнадцатых нот. На каждый удар она начинается сначала. Ту же последовательность нот можно сделать гораздо более интересной. Попробуйте сыграть ее восьмыми триолями, как изображено на РИС. 5b.

Сам рисунок по-прежнему состоит из четырех нот, но с каждым повтором он смещается, сдвигаясь на одну восьмую триоль. Этот прием называется гемиола. Он дает эффект синкопы и определенного ритмического напряжения. C его помощью можно также создавать иллюзию шестнадцатых нот, играемых в более медленном темпе.

Можно также пойти в обратном направлении и превратить повторяющийся рисунок из трех нот (как, например, триольная фраза на РИС. 6a) в фигуру из шестнадцатых нот, просто изменив ритмическую схему (см. РИС. 6b). В данном примере с каждым повтором фраза смещается на одну шестнадцатую ноту. Схема «четыре из трех», изображенная на РИС. 6b, как и схема «три из четырех» (РИС. 5b), тоже создает ритмическую иллюзию, в данном случае это «ложные триоли», играемые в более медленном темпе.

Первое время играйте примеры на РИС. 5b и 6b медленно, отстукивая ритм ногой. Так вы сможете добиться чистого и ровного звучания каждой ноты, не теряя при этом ощущения ритма. Потом можете постепенно переходить к игре в более быстрых темпах.

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

Триолеобразные фигуры | MuseScore

Для того чтобы поставить триоль сначала поставьте ноту, длительностью во всю триоль. Потом выделите ноту и нажмите Ctrl+3 нота изменится на триоль. Если нажмёте Ctrl+5 это изменит ноту на квинтоль.

Сначала выделите ноту:Quarter note selected

Нажмите Ctrl+3, нота превратится в триоль:Triplet eight note followed by rests

Теперь можете редактировать еёThree triplet eight notes

Режим ввода нот

Триоли в Ввод нот , ставятся немного по другому, пример приведённый выше не подойдёт. Работая в Musescore версии 0.9.5, Вам сначала надо выставить длительность, а потом вводить ноты. Ниже, шаг за шагом объясняется как сделать триоль восьмыми.

  1. Включите режим ввода нот
  2. Убедитесь что курсор находится на том месте, где Вы хотите начать триоль (Воспользуйтесь клавишами влево-вправо если нужно)
  3. На панели инструментов выберите ноту длительностью в четверть, так как это будет полная длина нашей триоли
  4. Меню НотыТриолеобразные фигурыТриоль так Вы выберете триоль
  5. Обратите внимание, что длительность сменится на восьмую. Щёлкните на стане, чтобы поставить ноты.

Свойства

Чтобы изменить отображение триолеобразных фигур, нажмите правой кнопкой на первой ноте фигуры Триолеобразные фигурыСвойства триолеобразной фигуры.Tuplet Properties dialog

В верхней половине "Число" можно поставить число(стоит по умолчанию), соотношение, или не показывать вообще никаких чисел.

В нижней половине "Акколада" стоит автоакколада, это значит что скобки акколады появятся над фигурой только когда это необходимо, но можно заставить принудительно отображать акколаду или вообще не показывать её.

Tuplet with a 5:6 ratio and auto beam

musescore.org


Смотрите также