Как играть в веревочку на пальцах


Игра с ниткой. Как играть в веревочку на пальцах одному фигурки — игра в верёвочку

Нитки и веревки – это удивительные материалы, с которыми можно придумать множество интересных игр. Они помогут развивать ребенка и воистину увлекут его. Ваш малыш еще не играл c клубком шерстяных ниток? А с веревками?

Предложите ему — вы удивитесь, насколько увлекают такие игры детей!

Игры с нитками и веревками — Электрик-монтер

Посмотрите, как хитёр
этот маленький монтёр.
он пока проводит свет
только там, где света нет

Помните такой стишок из детства?

Для игры нужен клубок шерстяных ниток (желательно не очень ценный) и фантазия ребенка.

Разрешите малышу провести «провода» из ниток по всей комнате. Пусть он проводит электричество от одного дома (стула) к дому-дивану. Заодно и расскажите крохе об электричестве. Вы увидите, как эта игра его увлечет. Единственный недостаток – скручивать нитки после игры. Нам обычно удается собрать все нитки в прежний клубок, но пару раз пришлось разрезать нити, так как не могли распутать узлы. К скручиванию клубка ниток приобщайте и ребенка, это будет способствовать развитию мелкой моторики.

Игры с нитками и веревками — Лазерный лабиринт

Игра рассчитана на детей дошкольного возраста, однако в нее с удовольствием играют и школьники.

Возьмите клубок шерстяных ниток, лучше ярких, и натяните нити в комнате между всеми элементами: стульями, столом, диваном, шкафом. У вас получится вид лазерной сигнализации в квартире или лазерный лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт, не задевая «лазерные лучи». Игру можно постоянно усложнять, чтобы ребенок и прыгал, и ползал, и прогибался. Игра способствует развитию координации и ловкости.

Из ниток можно делать и увлекательные игрушки.

Игры с нитками и веревками — «Укротитель ниток»

Эту игру можно предложить детям от 3 до 6 лет.

Однако ее изготовлению нужно уделить чуточку времени.

Возьмите пластмассовый шарик, который обычно используют для наполнения сухих бассейнов. Сделайте в нем небольшое отверстие; как правило, в мячиках есть отверстие, его можно лишь немного увеличить. И еще вам понадобится бельевая веревка диаметром от 2 мм. и длиной 2-3 метра. Концы шнура нужно оплавить для того, чтобы канат не распускался. Один конец шнура продеть в сделанное отверстие в мячике. Если веревочка будет выпадать, следует сделать сквозное отверстие и закрепить при помощи узла.

Игрушка готова, можно приступать к игре. Ребенку даете шарик с размотанной нитью. Задача малыша - намотать шнурок на мячик таким образом, чтобы он не соскочил. Для одного ребенка – это игрушка головоломка. А если вы сделаете 2 игрушки, то можете устраивать соревнования между детками. Эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев и развивает координацию.

Игры с нитками и веревками — Дороги

Игра интересна почти для любого возраста. Предложите идею — а дети подхватят.

Берем любые цветные нитки — чтобы было хорошо видно на полу. И… Прокладываем дороги! Для совсем маленьких дорога будет ровной и недлинной, а для детей постарше дорога может пролегать через горы и ущелья (столы и стулья). Разложив веревку-дорогу — начинаем «ездить». Вариантов множество — ездить игрушечной машинкой, ходить самому по веревке, не становясь на пол без «дороги», или усложненный вариант — прокладывать и ехать одновременно. В общем — дайте нитки и закиньте идею — а дети уж и сами придумают еще кучу вариаций с «дорогой».

Игры с нитками и веревками — Паутина

Предложите ребенку обплести нитками стул или ножки стола — только будьте готовы к тому, что обплетено будет буквально ВСЕ! вокруг 🙂 Особо пользуются спросом спорткомплексы и двухярусные кровати. А потом еще задачка по паутине вылезти куда-нибудь повыше. Правда игра в этом моменте становится небезопасной для малышей, а вот дети старше семи вполне сами определят прочность конструкции. Хотя падения все равно не исключаются.

Игра невероятно увлекает малышей! Кстати, моточек можно взять и с собой в места ожидания. Только лучше еще прихватить и ножницы — вдруг придется «спасать чью-то мебель?

Эмоциональные человечки

Понадобятся нитки, песок, шарик.

Засыпьте в шарик песок маленькой лопаткой — можете поручить это ответственное дело м

omtu.ru

Игры с веревкой: от фигуры к сказке

текст: Леха Андреев, lexa
иллюстрация: Sasha Bowles

Месяц назад я опубликовал первый обзор про "колыбель для кошки" - и как оказалось, многие читатели "Летидора" были очень рады вспомнить эти игры с веревочкой на пальцах. Но дело не только в том, чтобы воскресить в памяти старые забавы: хочется еще и детей увлечь такой игрой, развивающей мелкую моторику и воображение. А увлекать детей - это более тонкое искусство, чем просто повторять движения по схемам из Интернета. И данная статья-продолжение будет посвящена именно тому, как играть с детьми.

Это, конечно, вовсе не исключает "взрослого" увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских,  эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию, можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.

Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры - это язык общения.


Дети как инопланетяне

Знаете ли вы, что "колыбель для кошки" рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования:

"Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать "колыбель для кошки", а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией."

Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами - но у нас с дочкой получился очень похожий "контакт". Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе.

А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение "хочешь, покажу, как делать..." она гневно отвергла: "Ты что, не понимаешь? - я делаю СВОИ фигуры!" И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.

Ну и прекрасно. Тоже творчество.

Переходим к сказкам

Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало - на следующий день она попросила снова показать сказку "про девочку и звезду".

Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете - это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.

Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут - по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.

Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка - вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:

История кошки

В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется "колыбель для кошки" - в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика - это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело - когда есть история.

А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто "веревочка" либо "плетёнка" (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).

Откуда же взялась кошка и почему она оказалась в колыбели?

Это произошло у англичан. Изначально игра называлась по-английски cratch-cradle, то есть "ясли-колыбель". Эти два слова обозначают две фигуры игры - самую первую, с которой игра начинается (сradle,  детская люлька), и ее перевернутую версию, которая появляется в середине (cratch, или manger, то есть кормушка-ясли). Видимо, однажды кто-то сыграл со своими детьми в "испорченный телефон", потеряв всего один звук в выражении cratch-cradle. Так и получилось cat's cradle, то есть "колыбель кошки".

("А теперь расскажи историю про собаку!" - попросила Ева. "Хорошо, - сказал я. - У англичан есть выражение "dog in the manger", то есть "собака в яслях", а по-нашему "собака на сене". Ну вот, если собака забралась в ясли, то почему бы кошке в отместку не забраться в колыбель?")

Но это еще не история, только ее начало - первая фигура. А дальше я уже сам сочинял. Вот как звучит вся моя считалка (жирным шрифтом выделены веревочные фигуры, которые показываются при этом на пальцах играющих):

Раз, два, три, четыре, пять -
захотела кошка спать
и залезла в колыбель,
а оттуда - на постель.

Из постели с громким треском
прыгнула на занавески,
после снова в колыбель,
и обратно на постель.

А с постели - на буфет,
а с буфета - в наш обед!
Съела рыбу для гостей,
бросила гору костей

и ушла на двор гулять...
Так хотела кошка спать!

По-английски эти фигуры называются несколько иначе: Cradle (колыбель), Soldier's Вad (солдатская кровать), Candles (свечи), Manger (ясли), Cat's Eye (кошачий глаз), Fish in the Dish (рыба на блюде), Clock (часы). Но никто ведь не мешает нам сочинять собственные названия для фигур! Тем более если это нужно для складной истории - так и запоминается лучше. В частности, я заменил устаревшие "свечи" на "занавески", которые более популярны у кошек.

А если вы не помните, как делать эти фигуры - смотрите ролик ниже.

Считается, что эти семь фигур - самая классическая версия игры. Последняя фигура, Clock (в моей версии "двор") является выходом, то есть после нее уже нет возврата в игру. А на всех предыдущих шагах можно вернуться - например, от "рыбы" можно перейти обратно к "кровати" или к "колыбели".

Существуют и дополнительные фигуры, которые удлиняют цепочку. Например, та, что у меня называется "гора костей", а в английских вариантах это "hand drum" либо "hour glass". Ещё пару необычных фигур после "рыбы" я видел вот в этом немецком ролике:

Кстати сказать, это вообще самая длинная версия "колыбели для кошки", которую я до сих пор видел. Если кто знает еще какие-то варианты, расскажите, как их делать! Подлинная история кошки, забравшейся в колыбель, ждет своего продолжения!

Читайте также:
Колыбель для кошки: игры с веревкой
Своя сказка: как перестать читать чужие
Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

letidor.livejournal.com

Привет из детства - перепост :)

текст: Леха Андреев, lexa

Недавно один из читателей "Летидора" заметил, что мои обзоры посвящены только игрушкам для мальчиков. Ну вот, я решил исправиться - эта колонка будет про игру, которая считается девочковой. По крайней мере, моя трехлетняя дочка уже заинтересовалась.

Правда, сам я познакомился с этой игрой в самом первобытном и мужском варианте. Когда мне было лет десять, отец впервые взял меня на рыбалку со спиннингом. На удочки я ловил и раньше, но спинниг - штука более сложная. Надо не только забросить блесну на середину реки, но и одновременно придерживать пальцем вертящуюся катушку, чтобы леска разматывалась равномерно - иначе она слетит с катушки вся сразу и образует огромную запутанную "бороду". Именно это и случилось после моего первого заброса. Я призвал на помощь отца, но он сказал - сам распутывай. И добавил: "Хорошо успокаивает нервы. У женщин для этого есть вязание, а у нас - леска".

Вероятно, именно из таких старинных занятий и родилось семейство игр с веревочным кольцом, растянутым на пальцах. В такую игру часто играли девчонки в школьных коридорах и летних лагерях нашего детства. Пацаны играли реже; видимо поэтому сам я начисто забыл все фигуры, которые умел делать когда-то. И если другие игры на пальцах я давно уже показал своим детям - и пальчиковых зверей, и КНБ, и тайные языки - то про "колыбель для кошки" я вспомнил только недавно. Однако с помощью Интернета можно не только восстановить забытое, но и научиться многим новым трюкам с веревочкой.


С чего начать

Вспомнил я про эти игры, когда в магазине "Гиперион" наткнулся на брошюру "Узоры на пальцах", написанную Михаилом Балабанчиком из Минска. Эта самиздатовская книжка неплохо работает как вводное пособие - там есть основные стартовые позиции и пошаговое описание пятнадцати веревочных фигур.

Брошюра Михаила - редкое, но не единственное такое пособие на русском языке. Есть еще книжка "Игры с веревочкой" (Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С.). Правда, она последний раз издавалась в 2001 году, так что найти бумажный вариант непросто - но она есть отсканированная на пиратских сайтах. А еще есть "Волшебные веревочки на пальцах" (Ирина Шебушева, АСТ, 2010).

Однако делать веревочные фигуры по текстовым инструкциям непросто. Их гораздо легче запомнить, когда показывают буквально "на пальцах". К счастью, у того же Михаила Балабанчика есть сайт "Игры с веревкой" (http://uzveli.info). Там собраны не только текстовые описания, но есть и раздел "Видео" - где Михаил в своих роликах показывает и начальные позиции, и некоторые фигуры. Вот один из его роликов:

Игра на двоих

А вот чего не хватает на сайте "Игры с веревкой" ,так это забавы на двоих - которая и была популярна у наших девчонок. Эта игра тоже существует в разных вариантах. Для любителей поломать голову есть текстовые описания, но опять же, проще разобраться на примерах видео.

Ниже приведен ролик, в котором сначала показано, как делать четыре самые популярные детские фигуры - "Чашка", "Эйфелева башня", "Метла" и "Лестница Якова". А затем идет собственно "колыбель для кошки" на двоих.

А вот русский ролик с игрой на двоих, с небольшой вариацией в конце:

Американский вариант - начало такое же, а концовка опять чуть-чуть другая:

Немецкая версия посложнее - тут больше дополнительных комбинаций:

И совсем необычная - "колыбель для кошки" на троих:

Для продвинутых: немного истории

Прежде чем перейти к ссылкам на более серьезные пособия по веревочным играм, хочется сказать несколько слов об истории этого феномена.

История, как и сама игра - запутанная. Никто точно не знает, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. Если бы я был этнологом, я бы наверняка связал "колыбель для кошки" с гораздо более серьезной веревочной системой - узелковым письмом майя, и назвал бы родиной этих игр Центральную Америку. Кстати, у некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль "секретного письма", с помощью которого пересказываются древние мифы.

Первые серьезные исследования веревочных игр начались только в самом конце XIX века. Это было очень своевременно, поскольку многие малые этносы уже вымирали под натиском индустриальной цивилизации. Так что сохранению веревочных игр мы во многом обязаны этнологам начала века, которые собирали описания таких игр. Один из первых сборников - 175 фигур с инструкциями - составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах. Посмотреть эту коллекцию можно здесь.

К настоящему времени за рубежом издано множество книг про веревочные игры. Но я расскажу только об одной, и вы легко поймете, почему я ее выбрал.

Одним из ведущих исследователей веревочных узоров считается русская девушка, которой на момент исследования было всего 23 года. В 1930 году американский антрополог Франц Боас отправился в экспедицию на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Он пригласил с собой выпускницу геофака ЛГУ Юлию Аверкиеву, которая попала в США по программе студенческого обмена. Именно ей Боас поручил собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет Аверкиевой объемом почти 400 страниц содержал детальное описание более 100 фигур - с фотографиями, рисунками и инструкциями.

Увы, эта рукопись так и осталась в Америке. После возвращения Аверкиевой в Россию научное руководство заставило ее писать совсем другие работы, которые должны были подтвердить марксистско-ленинскую теорию. В частности, диссертация Аверкиевой называлась "Рабство у племен северо-западного побережья Северной Америки". Потом были еще работы о капиталической колонизации, и тому подобное.

Но и это не особенно помогло в жизни. Сначала нечто загадочное случилось с первым мужем Аверкиевой, американцем русского происхождения. По некоторым данным, он был репрессирован. Не обошли стороной и Юлию. В 1936 году ее исключили из комсомола и выгнали с работы в Музее антропологии и этнографии "за потерю классовой бдительности" - она предупредила встреченного на улице коллегу-ученого о готовящемся аресте.

Саму Аверкиеву арестовали в 1947 году, отняв у нее маленького ребенка, и осудили на 5 лет лагерей, с последующей ссылкой в Красноярский край. Формальной причиной ареста было слишком вольное общение с иностранными дипломатами. Но есть версия, что арест Юлии был одним из ударов КГБ по ее второму мужу, который работал российским послом в Китае - ему шили "шпионаж".

После амнистии в 1956 году Аверкиева вернулась в Москву, в Институт этнографии, и продолжала публиковать идеологически-верные исследования о классовой борьбе и угнетении индейцев. Умерла она в 1980 году.

А ее рукопись с веревочными играми 30 лет лежала у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, и там она пролежала еще 30 лет, пока в 1990 году ее не нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени. Скачать ее в PDF можно здесь.

Вот ролик, в которой показано, как делать одну из фигур индейцев Квакиутль из коллекции Юлии Аверкиевой. Фигура называется "Два дерева":

Другие ресурсы: от Навахо до японцев

International String Figure Association

Международная ассоциация любителей веревочных фигур. Без регистрации на сайте можно поглядеть немногое - разве что последний выпуск видеопособия "Фигура месяца". Остальные ролики доступны только для членов Ассоциации (членство бесплатное, но нужно заполнить анкетку). Членам Ассоциации доступны также выпуски журнала String Figure Magazine, который издавался на бумаге до 2007 года, со множество инструкций по созданию фигур.

Dine String Games

Библиотека веревочных игр индейцев Навахо. Все фигуры сопровождаются видеороликами. Кстати, индейцы Навахо считают, что играть в эти игры можно только зимой, когда нечего делать. А летом - работать надо! Впрочем, на детей эти запреты не распространяются.

WWW Collection of Favorite String Games

Большая коллекция веревочных фигур, с инструкциями и роликами. Пополняется интернет-сообществом. Если вы занимаетесь с детьми, лучше всего начать со специального детского раздела.

Strings on Your Fingers

Большая библиография по веревочным играм. Включает ссылки на детские пособия (на английском) и многие другие книги и сайты.

Hawaiian String Figures

Гавайские игры - всего десяток роликов, зато очень необычные. Например, есть игра для двух человек с двумя веревками.

Ayatori

Японский блог про веревочные узоры. Японцы вообще очень любят играть в эти игры. Кажется, самой популярной детской фигурой у них  является "Метла" - вот простая детская инструкция, а вот и более быстрая версия. Но похожая фигура под названием "Вигвам" есть и у индейцев Навахо. Так что я закончу свой обзор истинно японским роликом - как сделать "Восход солнца в горах".

Читайте также:
Игры на пальцах: тайные языки
Камень, ножницы, бумага и телепатия
Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

текст: Леха Андреев, lexa
иллюстрация: Sasha Bowles

Месяц назад я опубликовал первый обзор про "колыбель для кошки" - и как оказалось, многие читатели "Летидора" были очень рады вспомнить эти игры с веревочкой на пальцах. Но дело не только в том, чтобы воскресить в памяти старые забавы: хочется еще и детей увлечь такой игрой, развивающей мелкую моторику и воображение. А увлекать детей - это более тонкое искусство, чем просто повторять движения по схемам из Интернета. И данная статья-продолжение будет посвящена именно тому, как играть с детьми.

Это, конечно, вовсе не исключает "взрослого" увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских, эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию, можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.

Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры - это язык общения.


Дети как инопланетяне

Знаете ли вы, что "колыбель для кошки" рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования:

"Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать "колыбель для кошки", а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией."

Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами - но у нас с дочкой получился очень похожий "контакт". Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе.

А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение "хочешь, покажу, как делать..." она гневно отвергла: "Ты что, не понимаешь? - я делаю СВОИ фигуры!" И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.

Ну и прекрасно. Тоже творчество.

Переходим к сказкам

Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало - на следующий день она попросила снова показать сказку "про девочку и звезду".

Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете - это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.

Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут - по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.

Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка - вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:

История кошки

В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется "колыбель для кошки" - в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика - это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело - когда есть история.

А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто "веревочка" либо "плетёнка" (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).

Откуд

ksun-scher.livejournal.com

Веревочка на пальцах схемы - Вместе мастерим

Возьми тонкую верёвочку или шерстяную нитку длиной 1,3 м. Свяжи концы вместе узелком.

Красные стрелки на рисунке обозначают последовательность действий в первую очередь, зелёные – во вторую.

В образовавшуюся петлю продень мизинцы и большие пальцы обеих рук. Указательными пальцами обеих рук подцепи верёвочку у середины противоположной ладони (рис.1).

Спусти петли с больших пальцев и разведи руки в стороны (рис.2).

Поддень большими пальцами снизу верёвочку, которая проходит за мизинцами (рис.3).

Проводя большие пальцы над ближней к ним частью верёвочки, поддень ими следующий участок. Затем спусти петли с мизинцев (рис.4).

Проведи мизинцы над ближней к ним частью верёвочки и поддень ими следующий участок. Затем спусти петли с больших пальцев (рис.5).

Проведи большие пальцы сверху над двумя ближними участками верёвочки и поддень ими снизу третий участок (рис.6).

Подцепи указательным пальцем правой руки петлю, надетую на указательный палец левой руки, и надень эту петлю на большой палец левой руки. То же проделай с другой рукой (рис.7).

Указательным пальцем правой руки сними нижнюю петлю с большого пальца левой руки. То же проделай с другой рукой (рис.8).

Вдень указательные пальцы в верёвочные треугольнички, образовавшиеся между большим и указательными пальцами каждой руки. Скинь петли с мизинцев и быстро разведи руки в стороны, одновременно разворачивая их ладонями от себя и растопыривая пальцы (рис.9).

Наталья Добрынина
Пальчиковая игра: «Ниточки».

Для детей старшей, подготовительной групп и до 99.

Цели: -научить детей взаимодействовать друг с другом, как равноправные партнеры

-развивать мелкую моторику, мышление,умение договариваться друг с другом;

— воспитывать чувство взаимоуважения,терпимости.

Материалы: плотная нитка длинной около 1,5 м.

Шаг первый: соединяем оба конца нитки крепким узелком и одеваем себе на пальцы, оставляя большой палец за пределами нитки.

Шаг второй:подныриваем четырьмя пальцами в середину между двумя натянутыми нитками, тем самым нитка оборачивается вокруг наших пальцев. тоже самое делаем второй рукой.

После этого продеваем средним пальцем под ниткой натянутой на ладони противоположной руки.

Тоже самое проделываем со второй рукой и средним пальцем противоположной руки.

Наша исходная фигура готова.

Далее нам понадобятся два пальца обеих рук:указательный и большой, все остальные пальцы сжаты в кулак.

Продеваем эти пальцы в места с двух сторон от пересечения нитей.

Пальцы смыкаем и разводим в стороны кисти рук, потом опускаем вниз и подныриваем под

ниткой. Тем самым передавая нитку своему партнеру.

Фигура следующая: коврик. Также нам понадобятся два пальца: большой и указательный. Продеваем пальцы сверху в места от пересечения нитей (ближайшие к параллельным сторонам нити).

Пальцы смыкаем и понимаем кисти рук вверх.

Разводим кисти рук в стороны, опускаем немного вниз.

И подныриваем под параллельными сторонами нити.

Тем самым передавая нить своему партнеру по игре.

Фигура следующая: дорожка. Для этой фигуры нужно три пальца каждой руки: большой, указательный и мизинец. Подхватываем мизинцем, как крючком (ладони обращены вверх)нитку, которая находится ближе к середине и оттягиваем в противоположную сторону.

Тоже самое делаем мизинцем второй руки.

И опускаем сомкнутые пальцы (указательный и большой) в ближайший получившийся "треугольничек" и подныриваем под ниткой.

Нитка снова передана.

Новая фигура: колясочка. Снова продеваем указательный и большой палец в отверстия от пересечения нитей, разводим в стороны, и подныриваем под параллельными сторонами нити, вздымая пальцы вверх.

Фигура коврик.В этот раз берем пересекающиеся нити снизу. Опускаем кисти рук вниз, потом в стороны, вверх и подныриваем под параллельными сторонами нити.

Фигура конфетка. Продеваем пальцы снизу в места рядом с пересечением нитей и ныряем в середину.

Фигура скорпиончик.

Берем снизу в места пересечения, поднимаем пальцы вверх и ныряем между смыкающимися в середине нитями.

Снова кофетка. Ее можно просто растянуть в стороны, вставив пальцы в места рядом пересечениями нитей.

Снова коврик и т. д.

Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать» Авторы: Ичанкина Н. В., Малышева Н. Д., Нестерова Э. Р. В дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем.

Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе «Развивающие ниточки» Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе «Развивающие ниточки» Подготовила: воспитатель второй младшей.

Кружок «Забавные ниточки» (ниткография) У детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, плохо развита мелкая моторика рук. Для решения этой проблемы в своей группе мною разработана.

Пальчиковая игра для изучения названия пальцев и цветов Когда я сдавала экзамены (на помощника воспитателя в Германии)мне надо было провести с детьми какую-нибудь пальчиковую игру. Я не плохо говорю.

Пальчиковая игра «Пальчики отдыхают» Развитие мелкой моторики пальцев важная составляющая речевого развития детей дошкольного возраста. Это простая в организации работа приносит.

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» Воспитатель читает стих: Подставляй ладошку, Дети вытягивают вперед руку ладошкой вверх. Расскажу про кошку. Гладят ладошку другой рукой.

Пальчиковая игра «Шишки и мышки» слова взяла готовые — движения добавила свои. На столе лежала шишка /левая рука открыта, пальцы собраны — "столик" правая рука сжата в кулак.

Пальчиковая игра «У оленя дом большой» На первом этапе, воспитатель вместе с детьми, разучивает текст стихотворения, затем добавляет движения в соответствии с текстом. Как только.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ниточки и лоскуточки» для детей 5–6 лет Название проекта: Проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Волшебные ниточки и лоскуточки» Автор проекта:.

Технологическая карта и паспорт программы краткосрочной образовательной практики «Волшебные ниточки» для детей 6–7 лет ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Краткосрочная образовательная практика «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ» (нетрадиционная техника ИЗОНИТЬ) «ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО» Цель:.

М. Гарднер "Математические досуги" изд. "Мир". Москва. 1972 г.

Достойно сожаления, что искусство составления верёвочных узоров не получило широкого распространения; особенно полезным оно могло бы оказаться в руках учителей начальных классов, медицинских сестёр, ухаживающих за больными, вынужденными в течение длительного времени находиться в постели, и психиатров, рекомендующих ручной труд в качестве терапии.
Чтобы удовлетворить аппетиты читателей, я объясню, как сделать один из простейших и наиболее известных ромбических узоров. Его называют "ромбы осэджей", потому что этот узор впервые показал индеец из племени осэджей, однако в США его чаще называют "лестницей Якова".
Читатель должен взять полтора метра мягкого шнура, связать его концы и "показать, на что он способен". Немного попрактиковавшись, вы сможете строить "лестницу Якова" менее чем за 10 секунд.

Исходное положение — такое же, как и в большинстве верёвочных узоров: петля надета на большие пальцы и мизинцы обеих рук (рис. а).

Указательным пальцем правой руки подденьте участок шнура между мизинцем и большим пальцем левой руки и, не спуская шнура с пальца, отведите правую руку вправо.
Указательным пальцем левой руки подденьте участок шнура между мизинцем и большим пальцем правой руки (указательный палец левой руки должен при этом пройти между участками шнура, наброшенного на указательный палец правой руки) и отведите левую руку влево. У вас получится фигура, показанная на рисунке б.

Освободив большие пальцы обеих рук и натянув шнур, вы получите фигуру, показанную на рисунке в.

Поверните руки ладонями от себя, чтобы вам легче было поддеть кончиками больших пальцев самый дальний участок шнура в точках, обозначенных на рисунке в буквами А.
Поддев, разверните руки в прежнее положение. При этом участок, который был самым дальним от вас, пройдёт под всеми остальными участками шнура и станет самым ближним (рис. г).

Согните большие пальцы над ближайшими к ним участками шнура и подденьте ими следующий участок в точках, обозначенных буквами А на рисунке г.
Сбросьте петли с мизинцев. У вас получится верёвочная фигура, изображенная на рисунке д.

Согните теперь мизинцы над ближайшими к ним участками шнура и тыльной стороной мизинцев подденьте шнур в точках, обозначенных буквами А на рисунке д.
Освободив большие пальцы, вы получите фигуру, изображённую на рисунке е.

Согните большие пальцы над двумя ближайшими к ним участками шнура и подденьте их тыльной стороной следующие (третьи от них) участки шнура в точках, обозначенных буквами А на рисунке е.
Верните большие пальцы в исходное положение. У вас получится фигура, изображённая на рисунке ж.

Большим и указательным пальцами правой руки возьмите шнур в точке А (рис. ж), потяните на себя и наденьте петлю на большой палец левой руки. Затем возьмите петлю, которая была уже надета на большой палец левой руки, в точке B (рис. ж) и поднимите её; тем самым вы спустите эту петлю с большого пальца. Этот обмен петель часто встречается в верёвочных узорах. Левой рукой произведите аналогичный обмен петель на большом пальце правой руки. (Мастера верёвочных узоров могут обменивать петли на обоих пальцах одновременно без помощи другой руки, но начинающему лучше придерживаться описанной выше последовательности.) После всех операций у вас должна получиться фигура, показанная на рисунке з.

Теперь всё готово для последнего движения. Согнув указательные пальцы, введите их кончики в маленькие треугольники, помеченные буквами А на рисунке з. Высвободите мизинцы из петель и одновременно поверните обе руки ладонями от себя, как можно сильнее растопырив большие и указательные пальцы. (Выполняя заключительную операцию, следите за тем, чтобы шнур имел достаточно большую "слабину", иначе узор не раскроется полностью). Туго натяните шнур. Если всё было сделано правильно, вы увидите дорожку из ромбов, изображённую на рисунке и.

Внезапное появление красивых узоров из хаоса верёвочных переплетений принадлежит к числу наиболее приятных особенностей большинства манипуляций с верёвочкой.
Тем, кто в совершенстве овладел искусством составления верёвочных узоров, может доставить удовольствие выступление в "парном разряде", когда одну и ту же петлю удерживают двое играющих: один — правой, другой — левой рукой. Играя вдвоём, нетрудно одновременно сплести два одинаковых узора на двух петлях (первая петля накинута на правую руку первого игрока и на левую руку второго, вторая петля — на левую руку первого игрока и на вторую руку второго). Гораздо труднее одновременно сплести два различных узора. Такой трюк требует огромного мастерства и точной координации движений.

vmeste-masterim.ru

Полный курс верёвочных фигур - Тот ещё Шелли — LiveJournal

Сочинял на днях программу своих мастер-классов с верёвками для семейного лагеря. Но не смог остановиться на "детской части". В итоге получился цельный учебный курс-семинар, на два десятка занятий. Заодно и собственная классификация начала вырисовываться. В западных книжках верёвочные фигуры обычно раскладывают либо по странам происхождения, либо по сложности, которая выражается в количестве шагов. Я тоже расставил от простого к сложному. Но в моём случае классификация - по топологии и по движениям. Это позволяет объединять фигуры в группы, которые легко разучивать вместе, поняв их "общий элемент".

Гипер-ссылки стоят в тех случаях, когда у меня есть свои фотки с упомянутыми фигурами. Их (фоток) немного, потому что данное "искусство настоящего времени" относится к тем развлечениям, которые я не хочу фиксировать на внешних носителях. Так что набор картинок небольшой. Но вживую могу показать все упомянутые ниже фигуры, и ещё много неупомянутых.


Итак, вся программа курса:

Часть 1. Простые фигуры

(1) История и география веревочных игр. Игры на двоих: "колыбель для кошки", "пилим дерево", "ладушки", камбала и паутина.

(2) Стартовые позиции и главные принципы. Самые простые фигуры: солнце, черепаха, звезда. Млечный путь и игра в рыбу.

(3) Лестница Якова: от одного до шести камней. Игра в мух.

(4) Шалаши и башни: гарпун и рыба, чум с костром, шалаш, Эйфелева башня, нефтяная вышка, дерево с корнями, ловушка для рыбы, падающая звезда.

(5) Японский узел: восход солнца, веер, хризантема, сибирская изба.

(6) Горы и реки: Фудзи, Батока, тропа в снегу, луна в облаках.

(7) Звери с головой: улитка, бабочка Навахо, дракон, паук.

(8) Астрономия Океании: Сириус и Венера маори, гавайский Орион.

(9) Астрономия индейцев Навахо: Венера, Полярная, Плеяды, комета. ВИДЕО.

(10) Ворота и мосты: дверь апачей, японский мост, бразильская слепозмейка.

(11) Фигуры на одной руке, Гайана: вигвам и чайник, крокодил, краб, обезьяна, ловушка для рыбы.

(12) Фигуры с повтором: мышка и репка, танцоры, летучие мыши, кости оленя.

(13) Фигуры с повтором: акула, крыса, большая акула.

Часть 2. Непростые фигуры

(14) Узоры с мелкими петлями, Каролинские о-ва: сардины, коралл, два вождя, держатели неба, каменные деньги.

(15) Звери из ямы, Соломоновы острова: ангел и людоед, краб и золотая рыбка, богомол и качели, каноэ и рыба.

(16) Астрономия Океании: гвинейские Млечный Путь, Плеяды, Солнце и Луна, Антарес.

(17) Фигуры острова Науру: Альтаир, Антарес, акулья пасть, корма корабля.

(18) Трехмерные фигуры, Гавайи: гнездо, лотос, дерево Найо.

(19) Фигуры острова Мюррей: поросенок, лягуха, гуси-лебеди. Соня-засоня.

(20) Фигуры инуитов: волк, кит, дерущиеся сёстры, каяк, охотник на тюленей. Сказка про медведей.

(21) Фигуры инуитов: олень, чайка, лиса, мамонт, водоносы.

(22) Фигуры чукчей: собака, рысь, морж, лампа, медведица с медвежонком.

(23) Фигуры чукчей: Каяк и горы, полярный медведь. Утка и две перепёлки.

(24) Самые сложные арктические фигуры: собачья упряжка, кит и лиса, белуха, скорпена.

(25) Авторские фигуры и сказки, коллективные игры с большой верёвкой.

lexa.livejournal.com


Смотрите также