Как играть в сороку белобоку с ребенком


Детская игра "Сорока-белобока" - правила. Развлечения и игры для детей без компьютера!

Эта старинная русская народная игра-потешка, называемая ещё иногда Сорока-сорока, предназначена для самых малышей. Она развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.

Игра эта описана ещё у В.И. Даля в «Пословицах русского народа», но вариантов стишка существует превеликое множество. Мы попытаемся описать основные.

Правила игры Сорока-белобока

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и приговаривая нехитрый стишок, трогайте его пальчики. Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладочшке ребёнка (как будто мешаем кашку):

Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.

На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
(загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

Кстати, немногие знают, что у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
— Ну, на тебе — кашки-малашки!
— Ням-ням-ням...

Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),
На головку сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала
(обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке
(ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!

Видео игры:

bosichkom.com

Пальчиковая гимнастика Сорока Белобока

Упражнения для пальцев в рекомендуются людям, играющим на инструментах, для улучшения мелкой моторики пальцев и цепкости рук, а также детям, у которых есть проблемы с обучением письму, и пожилым людям, страдающим от ревматических болей. Ручная гимнастика также все больше нужна людям, работающим за компьютером. Многочасовое нажимание на клавиатуру может напрячь руки и причинить боль. К счастью, растяжка и укрепление мышц рук чрезвычайно просты, и эффект может быть достигнут с помощью нескольких основных упражнений. При тренировке пальцев помните, что каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Важно отметить, что тренировку рук желательно проводить до начала утомительного занятия, например, до того, как мы начнем работать за компьютером или на концерте на пианино.

Для детей

Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это понятно: до сих пор мышцы рук и пальцев ребенка не имели такой нагрузки. Проблемы можно легко предотвратить, размяв пальцы перед тем, как писать. Вы можете начать разминку, сжимая кулаки и вытягивая пальцы. Аналогичное упражнение — сгибать пальцы в суставах, не сжимая кулаки. Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.

Ребенок может, держа руку в воздухе, сгибать и выпрямлять пальцы один за другим. Ещё можно выполнить это действие сразу на обеих руках.

Также можно сделать шарик с бумаги, имитировать набор на клавиатуре, слегка вдаряя пальцами о стол.

Сорока-белобока

Пальчиковая гимнастика Сорока белобока

Сорока-белобока

Где была? — Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор —

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

Кстати, у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперёд!

— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!

— Ну, на тебе — кашки-малашки!

— Ням-ням-ням…

Поели-поели, (вытираем губы)

Полетели (машем руками),

На землю сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,

Ты печку не топил!

Вот он ходит-ходит,

Воду носит, печку топит.

Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).

Здесь — тёплая вода (касаются локтя)

А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (машут руками)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог положила,

Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).

Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),

Кашки не едали.

Всю кашку деткам отдала:

Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),

Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),

Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)

Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)

Пальчику-мальчику

Не досталось.

Пальчик-мальчик

Толчёт, мелет.

По воду ходит,

Квашню творит:

Вода на болоте,

Мука не молота.

Квашенка на липе,

Мутовка на сосне.

Взял коробочку,

Пошел по водичку.

Тут ступил — тёпленько,

Тут — горяченько,

Тут пень, тут колода,

Тут студёная вода,

А тут ключики кипят-кипят!

Замок

Скрестить руки в замок, переплести пальчики. Начать читать стих, раскачивая «замочек»

Вот на двери висит замок

Кто ж его открыть бы смог?

Мы постучали,

На данной фразе нужно начать стучать друг об друга запястьями, стараясь не расцеплять «замок»

И покрутили,

Одну из рук тянуть от себя, другую на себя, также не расцеплять пальцы

Потянули,

Выпрямляем пальцы, но не разрывая замочек, тянем руки в стороны

И открыли!

Развести руки в стороны, быстро разрывая замок.

Стих нужно говорить неспеша, чтобы ребенок не отставал от ритма.

Пальчик-мальчик

Будто обращаясь к ребенку, сжать по очереди каждый его палец, от мизинца до указательного или наоборот

Мальчик-пальчик, где ты был?

Вот с этим братом в лесу бродил.

А с этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

А с этим — в дудочку дудел.

Медвежонок

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В нашем доме половица!

Нужно шагать пальцами-«лапами»

Ну а пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже.

Начинаем аплодировать.

Сидели три медведя

Нужно сжимать и разжимать кулачок

В избушке за столом

Показываем рукой стол и крышу

Муку они смололи

Делаем движения по кругу кулаком

Чтоб печь пирог потом

Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе

Все испачкались в муке

Отряхиваем ладошки

Нос в муке и хвост в муке

Показываем на нос.

А уши в кислом молоке

Показываем на уши.

Встреча

Когда руки встречаются

Касаемся рук ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга.

Потираем, сжимаем ладони

Когда вы встречаете большие пальцы

Нужно дотронуться до больших пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Потираем и сжимаем пальцы

Когда пальцы встречаются

Касаемся всех пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Касаемся других пальцев

Тортик

Тесто ручками помнем

Нужно сжимать и разжимать пальцы

Сладкий тортик испечем

Делаем вид, что месим тесто

Серединку смажем кремом

Начинаем круговые движения по поверхности

А верхушку сладким джемом

Ну и шоколадной крошкой

Мы засыпем торт немножко

Делаем вид, что насыпаем «крошку»

Ну а потом заварим чай

Друга в гости приглашай.

Стена

Строим стенку,

Выше и выше,

Нужно держать ладони горизонтально перед собой, по очереди одну ладонь кладём на другую, изображая кладку кирпича.

Добрались вот до крыши!

К началу проговаривания этих слов «стена» должна быть «построена» почти до уровня глаз. Делаем из ладоней крышу.

Чья же крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложить руки вместе и потянуться как можно выше

Вырубили мы окошко,

И дверочку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи!

Отверстия нужно нарисовать указательным и большим пальцами: четырехугольник, арка, небольшая круглая дырка.

По ягоды в лес

Раз, два, три, четыре, пять

Соединяем все пальцы одной руки с пальчиками другой

В лес мы идём гулять

Двигаем средний и указательный пальцы по столу

За малиной и черникой

Пальцем левой руки загибаем пальчики правой

За калиной и брусникой

Голубику мы найдём

И братишке отнесём

Все пальцы обеих рук двигаются по столу.

Осьминожка

Вот восемь пальчиков для ножек —

У нас вышел осьминожек.

Сколько ног у осьминога?

Много, много. Очень много!

Всеми пальцами, кроме больших, малыш показывает щупальца.

Солнышко

Утро ясное пришло,

И солнце красное взошло.

Начали лучики светить

И маленьких деток веселить.

Пальцы нужно разгибать по очереди.

Вот и прилетели тучки

И спрятались лучики.

Пальчики нужно сжать в кулачок.

Черепаха

«Сколько пыли, да сколько сора –

До дверей доберусь я не скоро», —

Кто вздыхает то так тяжко?

Это ж наша черепашка.

Двигаться пальцами неторопливо, как будто это ножки черепахи.

Для взрослых

Не только дети нуждаются в «разминке» для своих пальцев. Взрослые много пишут, работают на компьютере, играют на музыкальных инструментах. Ниже приведены некоторые упражнения для пальцев.

Как выглядят такие упражнения? Нужно начинать разминку рук с простого упражнения на растяжку: мы осторожно гнём пальцы назад. Отпустите ваши пальцы, когда почувствуете небольшое растяжение — разминка не должна навредить! Коснитесь к большому пальцу всеми другими пальцами.

Упражнения:

  1. Поставьте руку на поверхность, растяните пальцы насколько можно широко и поднесите их друг к другу.
  2. Кладем руку на стол, затем индивидуально поднимаем каждый палец, и ставим его на стол.
  3. Опираемся пальцами одной руки на пальцы другой и нажимаем, пока не почувствуем, что мышцы растянуты.
  4. Руки сжимаются в кулаки на протяжении полминуты, а потом ослабляются на 5 секунд.
  5. В вытянутой руке держим лист бумаги и, используя лишь пальцы одной руки, стараемся сделать бумажный шар.

gimnastikasport.ru

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»

(для себя в качестве инфо)

Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Полный текст «Сороки-вороны».

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Подобные «пестушки».

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Ладушки».

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

— Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
— Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
— Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
— Что пили? Бражку! – ещё раз.
— Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

А вот полный текст «Ладушек».

— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Подобные «пестушки».

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

www.baby.ru

kak-delat-braslety-iz-lentochek - запись пользователя Оляля (ivanovskaiy) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие от 0-3 месяцев

Почему с ребенком надо играть?

Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением. Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.


0-3 месяца

Зрительное слежение и рассматривание:
Мобиль с яркими лентами, елочными игрушками (но не стеклянными), шариками из фольги, кубиками или другими фигурками из цветной бумаги. Воздушные шары. Надо менять игрушки, чтобы они не надоедали ребенку.

Слуховое внимание:
Колокольчик или бубенчик, привязанный к мобилю или укрепленный над кроватью. Движения ребенка могут вызывать звучание.

Кожная чувствительность:
Кусочки разных тканей и материалов: шерсть, вельвет, бархат, фланель, махровая ткань, хлопок, мех, перья, губка, резина. Гладить руки, ноги, тело ребенка.

Знание собственных рук:
Яркий браслет (из ткани, резины), колечки из ленточек на пальцы, яркий носок, одеваемый на руку. Помещать руки ребенка так, чтобы он их видел.

«Коза рогатая» - в эту игру начинают играть в 3-4 месяца
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Забодает, забодает, забодает!

4-6 месяцев

Исследование объектов путем хватания, ощупывания, рассматривания, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания, сосания.
Предметы для хватания, ощупывания и рассматривания: тряпочные овощи, грибы и звери из различной ткани, кубик, бигуди, зубная щетка, деревянная ложка, крышки, колокольчик.
Привязываются к шнурку, натянутому над кроватью. Их нельзя брать в рот.

Игра в прятки или, как ее иногда называют, в «Тю-тю, где я?»
Мама закрывает лицо руками, говорит «тю-тю», потом открывает его и радостно сообщает: «А вот я!».
В эту игру играют, начиная примерно с 5 месяцев

7-9 месяцев

Действия двумя руками. Умение стучать одним предметом по другому.
Кубики, ложка и крышка от кастрюльки, погремушки. Игрушечный молоток, погремушка, дощечка, по которой можно стучать. Показать как стучать.

Знание связи между предметом и присущим ему действием, приводящим к эффекту.
Звучащие при воздействии на них предметы: колокольчики, резиновые пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью. Показать, что делать с игрушками, чтобы издавать звук.

Знание собственного лица
Зеркало на стене, куда ребенка подносят; зеркало у пола в углу, где ребенок играет; переносное зеркало. Нужны металлические зеркала.

Игра «Ладушки» - в эту игру принято часто играть в возрасте около 8 месяцев.
Ладушки-ладушки,
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Полетели-полетели
На головку сел

10-12 месяцев

Умение собирать мелкие предметы.
Палочки, кубики, шарики, крышки от бутылок, пустые катушки, большие пуговицы. Ящики, пластиковые банки, коробки. Предметы должны быть такими, чтобы ребенок не мог их проглотить, если возьмет в рот.

Умение надевать браслеты, кольца, бусы.
Пирамидка с деревянными кольцами, резиновые, пластмассовые кольца, браслеты, крупные бусы. Шнуры или резиновые палки, на которые можно надевать предметы. Показать, как надо надевать.

Умение совершать с предметами соответствующие им действия.
Мяч, машина, книга, молоток, бубен, колокольчик, резиновые пищащие игрушки. Показать действия, соответствующие игрушкам.

Отношение к куклам как к живым существам - членам семьи. Мягкие звери, куклы, куклы-петрушки. Надо самим обращаться с этими игрушками как с живыми существами.

Игра в «Сороку-белобоку» - в эту игру играют примерно в 10 месяцев.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала,
Ты в лес не ходил,
Дров не носил.
Вот тебе, вот тебе, вот тебе...

www.babyblog.ru

Сорока-ворона | karpachoff.com

Эта старинная русская народная игра-потешка для самых маленьких. Другие её названия «Сорока-белобока», «Сорока-воровка», «Сорока-сорока». Она развивает мелкую моторику, выполняя роль пальчиковой гимнастики для малыша, а также помогает замечательно провести время вместе ребёнку и родителям.

Вариантов стишка существует множество, но основа игры от этого не меняется.

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и приговаривая нехитрый стишок, водите своим пальцем по ладошке малыша, затем касайтесь каждого пальчика отдельно. После того, как проговорите стишок с одной ручкой, можете повторить уже с другой (по желанию вас и ребёнка).

Вначале указательным пальцем водим по ладошке ребёнка в направлении по часовой стрелке (как будто мешаем кашку):

Стишок-потешка 1

Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.

На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке,
 (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

У игры есть такое продолжение:

Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
— Ну, на тебе — кашки-малашки!
— Ням-ням-ням…

Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),
На головку сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

Стишок-потешка 2

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала 
(обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке 
(ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!

Стишок-потешка 3

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибаем большой пальчик),
Этому дала (загибаем указательный пальчик),
Этому дала (загибаем средний пальчик),
Этому дала (загибаем безымянный пальчик),
А этому не дала (берём мизинчик),
Чубчика надрала.
Он мал, круп не драл,
Воды не носил,
Дров не рубил,
Ему кашки нет.
Пускай идёт по водичку!
Тут пень (кладём руку на ладошку)
Тут колода (кладём руку на запястье)
Тут криничка (кладём руку на внутренний сгиб локтя)
А тут — холодная водичка (щекочем подмышки).

Стишок-потешка 4

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Стишок-потешка 5

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Стишок-потешка 6

А вот вариант стишка-потешки, который позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила,
деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик  большой – воду носил,
Этот — пальчик  указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик  безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

karpachoff.com

Доктор Бубнов » Blog Archive » Игра «Сорока-белобока»

Как и обещал, рассказываю о многовековой помощнице в становлении речи малышей. Еще древнегреческий философ Анаксагор писал:

«Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

 

 

Так как же надо правильно играть в «Сороку»? Древнюю и незаслуженно забытую игру — комплекс упражнений, массажа пальцев, кисти ребёнка.

Взрослый  садится напротив ребенка, чтобы тот видел его лицо и губы, берет ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:

- Сорока, сорока, сорока-белобока! Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем  указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
Этому дала (загибаем мизинец),
А этому не дала (загибаем большой палец)
Ты дров не рубил, ты печку не топил!
Ты воды не носил, ты кашу не варил!:)

Сорока, сорока, сорока – белобока,
Кашку сварила, гостей скликала,
На порог скакала, гостей смотрела.
Гости услыхали, быть обещали.
Гости – на двор, кашицу – на стол.
Этому на блюдечке, этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке, этому – поскрёбушки.
А этому – нет ничего.

Ты дров не рубил, ты печку не топил!
Ты воды не носил, ты кашу не варил!

Гости поели, сороке спасибо сказать велели, Шувы! Полетели,
И на головку ( называется имя ребенка) сели.

 

Ручки ребёнка поднимают и кладут на головку (психологический якорь, закрепление услышанного):

Движения пальцев взрослого, сопровождающие «потешку», следующие:

  1. Сначала водят большим пальцем по ладошке ребенка. Каждое слово сопровождается легким нажимом на ладонную поверхность кисти малыша. Направление движения от большого пальца к мизинцу.
  2. При перечислении каждого из «участников» приготовления каши загибают пальчики, перебирая их  и массируя каждый снизу вверх по одному.
  3. Начинают загибать пальчики  малыша с мизинца,  так как необходимо, чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец  был сверху. Важно, чтобы ребёнок научился держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

Когда же начинать такие игры упражнения, спросите вы?
А почему бы мамам не начать играть в «Сороку» с малышом прямо с рождения?  Только для начала крупно напишите ее текст и повесьте перед глазами, чтобы текст был один и тот же. Потом вы поймете для чего его надо повторять именно в этой последовательности и с этими словами, по возможности не допуская вариаций.

Ребёночек рождается с рефлексами, один из которых так и называется «хватательный». Вложите указательный палец или карандаш ребёнку в ладошку, он крепко ухватится за них. Малыш  уже способен долго не выпускать из рук предмет. По мере роста и созревания, примерно к 4-иу месяцу жизни, этот рефлекс переходит в осознанный навык «брать» и «отпускать».
Получается, что наши пра-пра- прабабушки, «Сорокой», варившей кашу для птенцов, учили малыша поскорее раскрыть ладошку, для познании  окружающего мира  путем тактильного осязания. Они заметили, а теперь это доказано учеными, что чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит  его эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Время идет, малыш растёт дальше. Игрушки ребёнок может брать в руку, тащить в рот. Теперь самое время научить его правильно захватывать предметы, надо постараться, чтобы большой палец малыша противостоял остальным. Как раз здесь берут начало навыки правильного письма, навык удерживания карандаша или ручки. А теперь еще раз вспомним, о большом пальце из «Сороки»:

Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.

И укладывается большой палец сверху всех остальных, чтобы расслабить его и вывести его из-под остальных пальцев маленького. А теперь вспомните о понятии коллектива и судьбе одинокого путника. Ничего вам это не навеяло? Кроме обучения правильного сжимания пальчиков в кулак, малыш исподволь получает азы социального воспитания. Все вместе, в кулачке, мы становимся той силой, которая может сварить кашу и накормить гостей, пускай это только воображаемая птичка. Не бросайте  играть  в «Сороку-белобоку», пусть она  растёт вместе с малышом.  Если сначала мама играла с ладошкой малыша, сгибая и разгибая пальчики,  то с возрастом роль ребёнка становится активней. От мамы требуется произносить слова потешки, а ребенок  уже  сам двигает пальчиками. Став старше, ребёнок становится «режиссером и актером»  этой игры. И  пальчики  у него уже превращаются в разных персонажей,  он растирает их, массирует, сгибает и разгибает, координируя движения, мелкую моторику.
Такая гимнастика  пальчиков оздоровляет и тонизирует организм малыша. Влияя на рефлексогенные зоны кисти ребёнка, действует на внутренние органы. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца нормализует состояние желудка, среднего — кишечника, безымянного — печени и почек, мизинца — сердца.

Регулярные пальчиковые упражнения или «СОРОКА БЕЛОБОКА» по 3-4 раза в день, улучшат умственные способности ребенка, снизят эмоциональное напряжение, улучшат работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, разовьют координацию движений, силу и ловкость рук, поддержат жизненный тонус не только малыша, но и его мамы или папы, которые поняли смысл этой древней, с первого взгляда бессмысленной, но такой полезной для маленького человека игры.

Будьте настойчивы и терпеливы, не жалейте времени и любви к малышу и у Вас все получится! Это говорю Вам я – доктор Бубнов.

Опубликовано 08 Ноя 2014 в 01:12. В рубрике: Видео, Советы родителям.

docbubnov.ru

Сорока белобока — С маленькими детьми советуют играть в «сороку-белобоку». А что это? — 3 ответа



Игра сорока белобока

Автор MALINA задал вопрос в разделе Воспитание детей

С маленькими детьми советуют играть в "сороку-белобоку". А что это? и получил лучший ответ

Ответ от тётя Мотя[гуру]
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:
- Сорока-белобока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем большой палец) ,
Этому дала (загибаем указательный палец) ,
Этому дала (загибаем средний палец) ,
Этому дала (загибаем безымянный палец) ,
А этому не дала (загибаем мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не топил!
Другой вариант:
Возьмите ручку малыша и приговаривайте,
водя своим указательным пальцем по ладошке.
Сорока, сорока,
Сорока-белобока,
Кашку варила,
Гостей скликала,
На порог скакала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем большой палец)
Этому на тарелочке, (загибаем указательный палец)
Этому на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому поскребышки. (загибаем безымянный палец)
А этому нет ничего! (загибаем мизинец)
Зачем дров не рубил,
Воды не носил?

Ответ от Gzp. iv[мастер]
игра для развития пальчиков и для того чтобы ребенок на слух воспринимал слова, звуки и запоминал

Ответ от Воробей воробьев[гуру]
Это водиш пальцем по лодошке ребенка и приговариваеш: сорока белобока кашку варила деток кормила, затем по порядку указывеш на палчики и говориш: этому дала, дойдя до мезинца говориш: а ты мал лыка не драл, щи не варил нет тебе каши. Вот такая задорная игра)

Ответ от Анастасия Ефремова[активный]
Это когда водят пальцем по ладошке и приговаривают: сорока белобока, кашку варила, деток кормила! Затем загибаю поочередно пальцы, и снова приговаривают, (1-ый палец) этому дала, (2-ой) этому дала, (3-ий) этому дала, (4-ый) этому дала, (5-ый) а этому не дала! Ты в лес не ходил, не ходил, дрова не рубил, не рубил, кашу не варил, не варил. Значит и кашу, не получишь!

Ответ от Лилия[гуру]
берете ладошку малыша и водите по ней пальцем приговаривая: "сорока-белобока кашку варила, деток кормила, этому дала (загибаете пальчик) и так все 5 пальчиков, а этому не дала и щекотите малыша. мы обычно так играли.

Ответ от Їеловек из Сезуана[гуру]
Ti chto, s "Uriuka" swalilas'?

Ответ от Ирирна[гуру]
По ладошке водите пальцем по кругу и приговариваете:
Сорока-сорока,
Где была? Далёко.
Печку топила, кашу варила.
(По очереди загибаете пальчики ребёнка)
Этому дала... На мизинчик, а этому не дала
-ты печку не топил, кашу не варил.

Ответ от Оксана Кузьминых[гуру]
Ну здрасте! )) Вы что не знаете Сороку-Белобоку?? ? Это пальчиком по ладошке одят и говорят- "Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.. " В то же время это еще и массаж ручек.

Ответ от Максим Ефремов[гуру]
модернизированнна версия "козя-базя"....сорока белобока кашку варила-деток кормила.... этому дала.... этому дала.... а этот дров не рубил... кашку не варил (вроде).... и тут во всей красе надо двумя пальцами (указ. и факом) под ребрышки малышу.... (типа идет коза рогатая) :)....сори за элементы французского

Ответ от Liberty[мастер]
Сорока-белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки — «варите кашу») ,
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала
(обеими руками позовите к себе гостей) .
Гости не бывали
(разведите руки и стороны, изображая сожаление) ,
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке
(сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед) ,
Этому — на поварешке
(сложите обе ладони ковшиком) ,
Этому — на ухвате
(Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому - на лопате
(прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: С маленькими детьми советуют играть в "сороку-белобоку". А что это?

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

3otveta.ru

Как играть в сороку-ворону с ребенком?

Сорока-ворона кашку варила, кашку варила, деток кормила (покручиване пальцем по ладошке, имитация размешивания кашки) (начиная с большого пальчика) : Этому дала, (загибаем, как возможно пальчик, перечисляем их так до мизинчика, которому говорим: - а этому.. .не дала: Ты дров не рубил, ты кашу не варил, кыш из-за стола (большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком) - Пальчик-мальчик, Где ты был? - С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел. С этим братцем Песни пел! *** Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. *** Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом.. .в яму! Бух! <a rel="nofollow" href="http://ladushki.ru/poteshki" target="_blank">http://ladushki.ru/poteshki</a> <a rel="nofollow" href="http://ladushki.ru/" target="_blank">http://ladushki.ru/</a>

u menja podruga pervij raz tak igrala: v ladoshke u dochi paljchikom vodila prigovarivaja: Soroka-vorona, kashu varila, detok kormila. Potom paljchiki na ruchke u dochi zagibala: Etomu dala, etomu dala, etomu dala- vsem dala! Vot takaja vot davalka:-) Ja dolgo smejalasj. Ona mne potom skazala, chto ne pomnit vseh slov, a eto- pervoe, chto v golovu prishlo :-))

После слов "этому ДАЛА" довавлять слово "кашку"...<br>

Нет, "кашку" не говорят, когда остается последний пальчик, говорят "а этому не дала". Пальчик можно поцеловать или просто взять за него и потрясти, или еще что-нибудь сделать

Я играла со своими детками так: по раскрытой ладошке ребенка водишь своим пальцем по кругу и говоришь: "Сорока-белобока, кашку варила, деток кормила". Потом зажимаешь пальчики по одному в кулачок, начиная с мизинчика ( хотя это и не важно с какого именно) , и продолжаешь: "Этому дала, этому дала" - короче 4 раза. И последний пальчик - "А этому не дала. Ты дров не рубил, ты воды не носил, ты кашу не варил".

touch.otvet.mail.ru

Сорока-белобока (игра для детей) - правила, как научиться правильно играть, что нужно для игры

Развивающие игры

Это простая игра, которая очень нравится всем маленьким деткам. Это одновременно игра и массаж ручек ребёнка. Дети в восторге от этой игры, да ещё она и приносит пользу.

Что развивает?

При помощи этой игры можно развивать мелкую моторику рук ребёнка.

Для игры понадобятся:

  1. Ладошки

Как играть (правила)

Шаг 1.

Родитель взяв ручку крохи, начинает указательным пальцем водить по кругу по ладошке малыша.

Шаг 2.

При этом взрослый проговаривает следующие стихотворение: Сорока-белобока кашку варила, Печку топила, Деток кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости услыхали, Быть обещали. Гости на двор — Кашицу на стол. Этому дала на блюдечке, Этому — на тарелочке, Этому — на ложечке, Этому — поскрёбышки. А этому — не дала! Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил — Ничего тебе не дам!

Шаг 3.

При произнесении этого простого стихотворения родитель загибает пальчики малыша.

Шаг 4.

Как только оказываются все пальчики согнуты, родитель сгибает и разгибает все пальчики, стараясь размять их как можно лучше.

Важно помнить!

эта игра отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка. Кроме того у этого стихотворения есть ещё несколько вариантов. Вот пример одного такого варианта: Ты воды не носил, Ты печку не топил! Вот он ходит-ходит, Воду носит, печку топит. Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка). Здесь — тёплая вода (гладят локоть) А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

Оцените игру

Играли в эту иргу? Оцените ее пожалуйста.

Сохранить для себя, поделиться с друзьями:

Мамы играют Загрузите фото, как вы играли с ребенком

Загрузить фото

Похожие игры

5

Для игры понадобится:

дополнительное оборудование не требуется

"Да- нет" с эмоциями

0

Для игры понадобится:

Руки

Камень, ножницы, бумага

Больше интересных игр

Наши дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. А еще мальчики и девочки, играя, учатся существовать в команде, взаимодействовать, быть терпимей и мудрей.

Здорово, когда и родители включены в этот процесс, помогают малышам и детям постарше в том, как научиться правильно играть. И, конечно, совместные часы активностей – это отличное времяпрепровождение для всей семьи, когда разные поколения всё лучше «узнают» особенности друг друга, учатся понимать и слушать.

Из всех вариаций игр – подвижных, уличных, для маленьких и больших компаний, для взрослых и малышей – выбирайте ту, которая по душе. Например, игра "Сорока-белобока" станет отличным поводом провести время с пользой. Узнайте, что нужно для игры "Сорока-белобока", каковы правила игры и какие качества она развивает.

Играйте вместе, учите детей и узнайте правила новых полезный активностей!

detstrana.ru

Конспект игры-потешки "Сорока-белобока"

Самообразование

Конспект

занятия по речевому развитию

по потешке:

«Сорока-белобока»

Задачи: Разучить потешку «Сорока-белобока» Показать пальчиковую игру.

Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.

-Развивать чувство ритма и рифмы.

Обучающие:

Закрепить знакомые потешки.

Закрепить понятия большой – маленький.

Дать представление о названиях предметов посуды – кастрюля, тарелка, ложка. Развивающие:

Развивать речь детей, умение звукоподражать.

Развивать интерес к обыгрыванию потешки.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Прививать любовь к устному народному творчеству.

Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь.

-Создать благополучные условия для развития у детей интереса к фольклору.

Методы и приёмы: игровой, вопросы, имитация, художественное слово (потешки), показ

Материал: Элементы русского костюма и украшений. Предметы русского быта (чугунок, крышка, глиняные мисочки, чашечки). Деревянные расписные ложки. Элементы интерьера русской избы и предметы обихода (лавка, печка, коромысло, гармонь, расписные игрушки).

Предварительная работа: чтение потешек в свободное время, рассматривание иллюстраций в книжках, игры в уголке ряженья.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В групповой комнате по краю ковра стоят стулья по количеству детей. Дети заходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. А вы хотели бы сегодня пойти в гости к Сороке-Белобоке? (да)

Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами полетаем как птички и полетим к Сороке-Белобоке в гости. (звучит музыка «Летали птички» дети, подражая птицам машут руками как крылышками и ходят по ковру)

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: - А вот и птица Сорока-Белобока. Давайте поздороваемся с ней. Скажем: «Здравствуй Сорока-Белобока!» (показ картинки иили игрушки)

Воспитатель: - Сорока-Белобока

На порог скакала,

Гостей созывала,

Гости услыхали,

Быть обещали!

Воспитатель – Ребята кого мы пригласим в гости к Сороке. Вот у нас есть Петушок. Как он кукарекает? (дети произносят «кукареку». А вот курочка. Как она кудахчет, а вот уточка, как она крякает? Вот и все гости собрались.

Сейчас Сорока-Белобока угощать будет. А чем же она будет угощать? (ответы детей)

Воспитатель: - Сорока-белобока кашу будет варить, всех гостей кормить. А кашу будет варить в кастрюле, мешать большой ложкой. А когда каша сварится разложит по тарелочкам, раздаст гостям маленькие чайные ложки, и они будут кушать вкусную кашу.

Воспитатель: - А в чем Сорока-Белобока кашу варит? (в кастрюле) (воспитатель показывает кастрюлю)

Воспитатель: - А чем кашу мешает? (ложкой)

Воспитатель: -А какой ложкой? (большой) (воспитатель показывает большую ложку)

Воспитатель: -А из чего кашу кушают? (из тарелки) (воспитатель показывает тарелку)

Воспитатель: - А чем кашу едят? (ложкой)

Воспитатель: - А какой ложкой – большой или маленькой? (маленькой)

Воспитатель: -Да, правильно, маленькой чайной ложкой. (воспитатель показывает маленькую чайную ложку)

Воспитатель: - Ребята, поможем Сороке – Белобоке кашу варить?

Воспитатель: - Тогда приготовили свои кастрюли, взяли большую ложку и начнем кашу варить.

Пальчиковая гимнастика «Сорока-Белобока».

Сорока-Белобока (водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Всех гостей кормила.

Этому дала, этому дала, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Этому дала, этому дала,

А этому не дала. (указываем на мизинец, поглаживаем, постукиваем по нему)

Он дров не колол,

Печку не топил,

Кашу не варил. Не дам ему кашку (грозим пальчиком)

Воспитатель: - Вот и угощение готово! (соединяем две ладошки, словно тарелочка). Кушайте гости кашку, она очень полезная. Наши ребятки тоже едят кашу, поэтому они все такие красивые, здоровые и сильные.

Воспитатель: - Сорока-Белобока, гостей всех напоила, накормила. Скажем ей спасибо и полетим обратно в детский сад.

infourok.ru

Потешки для малышей, потешка сорока

Доступно: Для всех

8 августа 2011, 15:41

Стихи и потешки для развития речи детей С 2-месячного возраста

 

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

 

Братья. Русская народная потешка.

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить.

Мишке-середке — печку топить.

Тришке-сиротке — кашу варить.

А крошке Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Загибая по одному пальцы, начиная сбольшого, пропевают потешку.

 

(с 9-месячного возраста)

Ладушки. Русская народная потешка.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

 — Что ели?

 — Кашку.

 — Что пили?

 — Бражку.

Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у… Полетели!

Нaголовку сели,

Петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

 — Здравствуй, большак! —– говорят.

 — Здорово, Васька — указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка.

Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.

 

Кто приехал. Болгарская народная потешка 

Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Дa, да, да!

 

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки

Он сердит на нас – беда;

Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки

 

Пять малышей.  По мотивам английского фольклора

 

Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять...

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

 

Котята. По мотивам английского фольклора

 

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Загните большой палец.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое.

Загнуть мизинец

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал -

осталось два котенка.

Загнуть безымянный палец

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,

Загнуть средний палец.

А самый умный — тот,

оставшийся, последний,

Указательный палец приложите ко лбу

Он к миске подошел

и, как и должно киске,

Лакать за пятерых

стал молоко из миски.

Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.

 

Варежка

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

Все пальцы разжать, кроме большого.

В свой домишко не попал».

Разогнуть оставшийся согнутым палец

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Сжать пальцы в кулачок

 

Дом и ворота. Т

На поляне дом стоит,

Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом

Ну, а к дому путь закрыт.

Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом

Мы ворота открываем,

Развернуть ладони параллельно друг другу

В тот домик приглашаем.

Изобразить крышу дома

www.baby.ru


Смотрите также