Как играть в шахматы фишера


Шахматы Бобби Фишера: правила игры


Доброго дня, дорогой друг!

Кому принадлежит изобретение под названием шахматы Фишера, полагаю, догадаться несложно. Одиннадцатый по счету обладатель чемпионского титула не раз удивлял шахматный мир. И не только шахматный и не только за доской.

Что такое шахматы Фишера?

Роберт Джеймс Фишер, после того, как оставил активные выступления в качестве игрока, отметился парой интересных новаций. А именно, собственная разновидность шахмат и шахматные часы.

Шахматы Фишера  отличатся от классических немногим, но принципиально. А именно начальной расстановкой.

Доска стандартная. Пешки располагаются так же, как и в «классике». А вот фигуры размещаются на первой и последней горизонтали разными способами.

Фокус в том, что дебютная теория в таком формате игры свою ценность утрачивает напрочь.

В шахматах Фишера по расстановке есть три условия:

  • Симметрия в расположении фигур белых и черных
  • Слоны должны быть разнопольные у каждого из партнеров
  • Ладьи не должны располагаться по одну сторону от короля

Всего вариантов таких расстановок может быть 960. По это причине фишеровские шахматы имеют еще одно наименование – «рэндом 960».

Подобные идеи возникали и ранее. Например, Давид Бронштейн предлагал и пропагандировал нечто похожее, за исключением 2 и 3 пункта.

Тем не менее, именно версия шахмат Фишера стала относительно популярной. Видимо, сыграл свою роль непререкаемый авторитет чемпиона.

В чем идея?

Основная идея – исключить зависимость от дебютной теории. Основные правила и принципы те же, однако гандикап в виде отменной домашней дебютной подготовки, — отсутствует.

Дебютная теория настолько разрослась, что в плане свое проработки достигла неимоверных, просто угрожающих размеров, особенно в эпоху компьютеров.

В базах данных содержаться миллионы партий, программы позволяют все эти массивы группировать и сами анализируют. Иной раз невозможно понять, чья заслуга в победе больше, человека или компа.

Поневоле многие испытывают ностальгию по временам, когда шахматы были исключительно состязанием интеллектов.

В фишеровских шахматах думать необходимо с первого хода. В каком-то смысле это запасной аэродром. На тот случай, когда компьютеры просчитают классические шахматы до конца.

Справедливости ради отмечу, что ходов через 15-20 часто будут возникать позиции с привычными очертаниями, а в эндшпиле и вовсе уже невозможно определить, из какой начальной позиции он получился.

И все же, поскольку ценность дебютной «зубрежки» снижается, шансы того, у кого лучше понимание игры и богаче фантазия, — становятся выше.

Как играть?

Вначале идея Фишера бала такой: оба игрока расставляют фигуры, как хотят.

Потом, однако,  решили сделать обязательной симметрию в расстановке. В турнирах начальную позицию генерирует компьютер. Каждый раз перед началом каждого игрового дня или тура. Все партии играются с одной позиции.

Иногда количество возможных позиций ограничивается изначально до 20-50.

Еще раз повторим начальные условия:

  • Симметричная расстановка фигур у обеих сторон
  • Слоны должны быть разнопольные. И у белых и у черных
  • Ладьи не должны располагаться по одну сторону от короля

Также оригинальностью отличается правило рокировки.

Рокировка

В фишеровских шахматах правила ходов аналогичны обычным. Исключение составляет рокировка.

Вначале предлагалось исключить рокировку как ход совсем, поскольку король и ладьи располагаются произвольно. Однако возобладало мнение, что отказываться от одного из самых красивых ходов в шахматах неразумно.

В итоге приняли следующее правило:

Вне зависимости, где находились король и ладья, — после рокировки они становятся на те же поля, что и в обычных шахматах. Король на g1, ладья на f1 при короткой рокировке.

При этом в рокировке участвует ладья, которая стоит справа от короля. При длинной, — король встает на с1, ладья — на d1.  Та, что находится слева от короля. Это у белых, для черных разумеется аналогичное правило.

Например:

До рокировки:

После рокировки:

Если король стоит на g1 или c1, то есть уже на заданном поле, — перемещается только ладья. Если ладья уже расположена на полях f1 или d1 – только король.

Отсюда еще одно отличие от «классики»:

Рокировку можно делать, начиная с ладьи или перемещать короля с ладьей одновременно. Ход признается  выполненным тогда, когда переведены шахматные часы.

Ограничения следующие:

  • поля, куда попадают фигуры после рокировки, должны быть свободны.
  • поля между начальным положением короля и ладьи и их положением после рокировки должны быть свободны

Остальные правила такие же, как и при рокировке в классических шахматах.

В турнирах гроссмейстеров шахматы Фишера начали культивироваться на рубеже 20 и 21 века. Местом проведения таких турниров стал немецкий город Майнц.

Стоит ли играть в шахматы Фишера?

Все зависит от ваших целей в шахматах. Мнение о том, что шахматы Фишера вскоре заменят классические, кажется мне преувеличенным.

Закат шахматной эры, связанный с их «ничейной смертью», предрекали еще лет сто назад. Однако пациент скорее жив, чем мертв. Вернее даже так: классические шахматы до сих пор живее всех живых.

Посему делать ставку на шахматы Фишера, как способ заявить о себе в глобальном масштабе, — идея спорная. К тому же, относительная сила шахматиста в шахматах Фишера не сильно меняется.

Иными словами, если вы плохо играете в обычные шахматы, то и в шахматы Фишера более сильного шахматиста вам обыграть будет также сложно.

А вот как способ тренировки нестандартного мышления, – почему бы и нет? Только без фанатизма. Впрочем, если шахматы Фишера вам нравятся и у вас есть партер, разделяющий ваши предпочтения,  - играйте на здоровье и получайте удовольствие.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!


chessmatenok.ru

Шахматы Фишера

19.06.1996 Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, "Фишер-рэндом", "Шахматы Фишера", "Случайные шахматы").

Особенности фишеровского варианта следующие:

  • Расстановка фигур не зависит от игроков - она полностью случайна.
  • Черные и белые фигуры расставляются симметрично.
  • Слоны обязательно разнопольные.
  • Добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей.
  • Сохранена рокировка, правила которой максимально приближены к правилам классических шахмат.

Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют "Шахматы 960". Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении. Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.

Как играть в шахматы Фишера - правила

В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.

Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии (обычно с помощью компьютерной программы), соблюдая следующие ограничения:

  • Пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях), фигуры размещаются за рядом своих пешек;
  • Одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях a и h).
  • Слоны должны находиться на полях разного цвета.
  • Начальные позиции белых и черных являются симметричными относительно горизонтальной линии, проходящей по середине доски (то есть черные фигуры должны стоять на тех же вертикалях, на которых стоят одноименные белые).

Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку черных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.

При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную, по следующему алгоритму:

1. Расставить пешки.

2. Случайным образом выбрать вертикаль для белого короля из диапазона b1-g1.

3. Случайным образом выбрать позиции для ладей: одну из диапазона a1-позиция короля, другую из диапазона от позиции короля до h2.

4. Из оставшихся белых клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для белопольного слона.

5. Из оставшихся черных клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для чернопольного слона.

6. Из оставшихся полей случайно выбрать позицию ферзя.

7. На два оставшихся поля первой горизонтали поместить коней.

8. Черные фигуры расставить симметрично белым.

В условиях заданных ограничений возможно 960 различных стартовых позиций (отсюда вариант названия игры "Шахматы 960"). Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.

 

Правила рокировки

Единственный ход в шахматах Фишера, который отличается от классических шахмат — рокировка. Правила следующие:

  • Рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали "a" традиционно называется "длинной рокировкой", а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали "h" — "короткой рокировкой".
  • В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль "g", ладья — на вертикаль "f"; в результате длинной рокировки - соответственно на "c" и "d". Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах.
  • Рокировка допустима при следующих условиях:

1. Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода.

2. Все поля между королем и ладьей свободны.

3. Конечные поля для короля и ладьи свободны.

4. Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке "перепрыгивает" через ладью, она также не должна находится под боем).

5. Король не находится под шахом перед и после рокировки.

 

Существует альтернативная формулировка второго и третьего ограничений рокировки: "Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи, включая начальное и конечное поле, должны быть свободны, без учета самих рокируемых фигур".

Возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твердо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: "делаю рокировку".

 

Максим Наумов, GAMBITER.RU

www.gambiter.ru

Шахматы Фишера (960) - правила игры в случайные шахматы

Шахматы Роберта Фишера (или шахматы 960) – это один из вариантов игры в шахматы, в котором исходная позиция всех фигур выбирается произвольным образом. В целом? количество начальных расстановок равняется 960, поэтому эта игра еще называется Шахматы-960. Придумал их Роберт Фишер, который является одиннадцатым среди чемпионов мира по игре в шахматы. Этот вид игры не сильно отличается от классической. У игроков обычная доска и все фигуры.

Правила Шахмат-960

Первоначальная позиция каждой фигуры выбирается случайно, но есть некоторые ограничения:

  1. Пешки расположены так же, как и в обычных шахматах.
  2. Одна ладья должна стоять слева от короля, а другая справа.
  3. Слоны должны располагаться на клетках разного цвета.
  4. Черные и белые фигуры должны иметь симметричное расположение.

Обычно первоначальное расположение фигур выбирается благодаря компьютерной программе, но можно обойтись и без нее. Вот один из способов расстановки без компьютера: сначала нужно поставить пешки, затем случайно выбрать поле для светлого короля (диапазон b1-g1), случайно же определить позицию для ладей (один из диапазона а1 от местоположения короля, второй до h2). После этого определить расположение белого слона среди последних белых клеток, то же самое сделать с черным слоном. Потом определить позицию королевы и поставить рыцарей.

Рокировка в шахматах Фишера

Рокировка – это важное отличие от обычной игры. Всего существует 48 ее вариаций. По 42 на оба цвета фигур.

Правила рокировки

Не обращая внимания на положение короля и ладей, рокировка ладьи, которая находится от короля со стороны вертикали “а” (белые-слева, черные-справа), называется “длинной рокировкой”. А рокировка ладьи, находящегося от короля со стороны вертикали “h”, называется “короткой”. В конце “короткой рокировки” король переставляется на вертикаль «g», а ладья на вертикаль «f». По исходу же «длинной рокировки» король помещается на вертикаль «c», а ладья на вертикаль «d». То есть после рокировки в шахматах Фишера король и ладья располагаются на тех позициях, что заняли бы после рокировки в классической игре. Когда первая из рокируемых фигур изначально находится на итоговом поле рокировки, то в конце она так на нем и остается, перемещается исключительно вторая фигура.

Условия

Король и ладья ранее еще не делали ходов или рокировку. Поля с исходной до итоговой позиции короля и рокируемой ладьи ничем не заняты (рокируемые фигуры не учитываются). Финальные поля для короля и ладьи не заняты. Король при становлении на итоговую позицию не передвигается через битое поле. Короля никто не должен шаховать перед рокировкой и после нее.

Чемпионат мира по шахматам Фишера

С 2000 года начались показательные игры, уже в следующем году мир увидел первого чемпиона – Петера Леко.

Еще через год состоялся первый официальный турнир. Шахматы-960 стали быстро завоевывать популярность. И в настоящее время проводятся турниры и чемпионаты по “быстрым” шахматам.

Читайте также:


levico.ru

Шахматы Фишера

Шахматы Фишера, они же шахматы 960, вариант шахмат в которой стартовая позиция создается случайным образом при соблюдении определенных правил. Стартовая позиция может быть создана до игры либо компьютерной программой, либо с использованием костей, монеты, открыток, и т.д.  После этого игра развивается так же, как стандартные шахматы. В частности, фигуры и пешки имеют те же ходы, цель партии состоит в том, чтобы поставить мат королю соперника.

Диаграмма 1

Стартовая позиция (Диаграмма 1) должна соответствовать определенным правилам. Белые пешки расположены на второй горизонтали (черные на седьмой), как в обычных шахматах. Все остальные белые фигуры случайным образом размещаются на первом ряду (черные на восьмом), но со следующими ограничениями.

  • Король находится между двумя ладьями.
  • Слоны находятся на полях противоположного цвета.
  • Черные фигуры располагаются напротив белых.

Как в обычных шахматах, так и в шахматах Фишера черным и белым один раз за игру разрешена рокировка. Но необходимо знать некоторые правила рокировки, которые отличаются от стандартных шахмат. В шахматах 960, в зависимости от расположения короля и ладьи, рокировка выполняется четырьмя способами.

Первый способ: двойной ход королем и ладьей;

Второй способ: «позиционная рокировка» — король и ладья меняется местами;

Третий способ: «рокировка короля» — перемещается только короля;

Четвертый способ: «рокировка ладьи» — перемещается только ладья.

Когда вы решили сделать рокировку, рекомендуется сначала переместить короля на свободную клетку рядом с окончательной позицией, ладья затем переходит на позицию рокировки, после того король передвигается на свое место. После рокировки король и ладья стоят на тех же позициях, что и в стандартных шахматах.

Таким образом, после рокировки в длинную сторону король находится в квадрате с1 для белых и с8 для черных, а ладья в поле d1 для белых и d8 для черных. После рокировки в короткую сторону король стоит в квадрате g1 для белых и g8 для черных, а ладья – в квадрате f1 для белых и f8 для черных.

Существует также примечание при игре в шахматы Фишера:

  • В некоторых позициях король или ладья при рокировке не перемещается.
  • В некоторых позициях рокировка может быть произведена первым ходом.
  • Все поля между королем и конечным полем и все поля между ладьей и конечным полем должны быть свободны, за исключением короля и рокирующейся ладьей.
  • В некоторых позициях определенные поля могут быть заняты в течение рокировки. Например, после длинной рокировки возможно иметь фигуры на полях a, b и (или) е, а после короткой рокировки возможно иметь фигуру на поле е и (или) h.

На этом пока все о шахматах 960. В следующих уроках рассмотрим другие виды шахмат, так что рекомендую подписаться на нашу бесплатную рассылку и вступить в социальные группы Вконтакте и Одноклассники.

schoolchess.ru

Теория Шахмат Фишера | Гостевая KasparovChess

Глава 1. Не все позиции одинаково полезны (продолжение)

Если бы это была афроамериканская сказка, то она бы начиналась так
"Эй ты, маленький черномазый ублюдок, ты никогда не поверишь в то дерьмо, которое я тебе сейчас расскажу..."
Но это не афроамериканская сказка. Это суровая быль, и мы вынуждены ее рассказать.

(Скопировано из Кухни)
[Event "FiNet Open"]
[Site "Chess Classic Mainz 2008"]
[White "Kasimdzhanov,R. (1)"]
[Black "Gara,A. (1)"]

Основным в рэндоме является положение слоников. Пока просто отметим это как данность
При данном положении "правильной" расстановкой является только g3+f4.

Альтернативная расстановка g4+f4 ( Edwards) может получиться только при попустительстве черных.
Соответственно и черные должны поставиться g6+f5. Если у них этого не получается, то либо они ошиблись, либо...
Смотрим партию.

1.f2-f4

В прошлом году Касымжанов проиграл Ароняну черными в 30 ходов, хотя без пешки был уже на 9ом, "отказавшись" от "правильной" постановки ( мы еще вернемся к той партии ). Классный шахматист не может не сделать правильных выводов

Что делать черным? "Правильный" ход 1...f5 невозможен - висит на a7

1...Na8-b6 2.f4-f5
YESSS - вбивая гвоздь. Постановки f5+g6 черным больше не видать, а значит у них стратегически безнадежно! Остается уповать на тактические шмульки.
Видимо надо все-таки было считать перебой на а7 и а2 и возможно играть 1...f5

2...g7-g6
Отчаянная попытка подрыва легко отражается
3.g2-g4 d7-d5
Клин еще и с e4 был бы совсем противен.

4.Na1-b3 Ne8-d6 5.Ne1-d3 Nd6-c4 6.Qd1-e1 Qd8-d6 7.e2-e4

Но нет - Рустам все равно провел

7...d5-d4
Внешне сомнительно, но слон на с5 был бы видимо еще неприятнее
8.g4-g5
Если еще на f6 гвоздь забить....
8...Nc4-e5 9.Nb3-c5 Nb6-d7 10.Nc5xd7 Qd6xd7 11.f5-f6
Свершилось... Как любил писать Гарри Кимыч.


11...Ne5xd3+ 12.c2xd3 e7xf6 13.g5xf6 Qd7-c6+ 14.Kc1-d1 Bh8xf6 15.Qe1-g3 O-O-O?

Последний ход конечно зевок, но позиция черных все равно плоха.
16.Rb1-c1 Qc6-d6 17.Rf1xf6
1:0

to be continued...

kasparovchess.crestbook.com

Шахматы Фишера - это... Что такое Шахматы Фишера?

Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess) или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер-рэндом — вариант шахмат, придуманный 11-м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но начальная расстановка фигур выбирается случайным образом, с определёнными ограничениями. Изменены правила рокировки.

Один из 960 вариантов расстановки фигур.

История

О необходимости изменения правил классических шахмат говорилось многократно, практически с момента, когда классические правила были полностью сформированы. Причиной, побуждающей к нововведениям, было активное развитие шахматной теории, которое заставляло опасаться, что в скором времени шахматы ждёт ничейная смерть. К концу XX века стало, в общем, понятно, что ничейная смерть шахматам не будет грозить ещё долго, но появились два других мотива изменения правил: повышение увлекательности игры и защита от компьютера. Развитие дебютной теории привело к тому, что реальная борьба в партии начинается только на втором десятке ходов. В некоторых вариантах анализ проведён буквально до эндшпиля, большинство дебютов проанализировано настолько глубоко, что не оставляют места экспериментам и творчеству в начальной части партии; шахматист может лишь выбирать из известных, заученных вариантов. Компьютерные шахматы также создают игре массу проблем; дело даже не в том, что компьютер обыгрывает лучших шахматистов-людей, а в том, что появилась возможность использовать в турнирах компьютерные подсказки. Одна из причин силы компьютеров — то, что они могут хранить и оперативно использовать огромные массивы готовых вариантов, непосильные для человека.

Изобретением новых видов и модификаций шахмат увлекались и просто любители, и теоретики, занимающиеся изучением игр, и сильнейшие шахматисты. Так, например, Хосе Рауль Капабланка предлагал несколько вариантов новых шахмат, один из которых известен как шахматы Капабланки. В основном нововведения шли по нескольким направлениям, иногда одновременно: изменение правил ходов, изменение доски (размеров, а иногда и формы), введение новых фигур, изменение начальной позиции партии. Предлагались как весьма экзотические варианты, такие как гексагональные шахматы, так и просто шахматы по обычным правилам, но на сильно увеличенной доске.

Общий недостаток большинства «радикальных» вариантов — они представляют собой, фактически, новые игры, в которых от шахмат сохраняется только внешний вид и основные принципы. Это не умаляет самостоятельного значения и достоинств данных игр, но препятствует их широкому распространению среди шахматистов и делает крайне маловероятным массовый переход к ним от классических шахмат. Довольно давно известны «косметические» варианты реформы шахмат, разработчики которых стремились сохранить максимум от существующей игры. В этих вариантах ход партии меняется лишь за счёт нестандартной начальной расстановкой фигур и пешек. Вариантов довольно много, от необычных фиксированных расстановок (простейший вариант — поменять местами коней и слонов) до полностью случайной расстановки фигур и пешек по всей доске (малоприменимо для серьёзных игр, так как на исход партии начинает слишком сильно влиять случайность). Наиболее консервативные из них предусматривают произвольное размещение фигур на первой и восьмой горизонталях за фиксированным пешечным рядом и, возможно, некоторые ограничения на порядок расстановки. Предлагались варианты:

  • Произвольная расстановка фигур — она даёт до 25 миллионов начальных позиций.
  • Произвольная расстановка фигур с обязательно разнопольными слонами.
  • Произвольная симметричная расстановка фигур с разнопольными слонами.

Возможен вариант расстановки фигур «в открытую» — когда игроки перед партией ставят фигуры по одной, соблюдая очерёдность и зная, куда поставил фигуру соперник (при симметричном расположении игрок сначала ставит свою фигуру напротив поставленной противником, затем выбирает место для очередной своей), и «втёмную» — когда доска перед игрой разделяется непрозрачным экраном, игроки расставляют фигуры, после чего экран убирается. Вариант с произвольной открытой расстановкой и разнопольными слонами предлагал, например, в 1970-х годах Давид Бронштейн.

19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, по-русски употребляются названия «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера», «Случайные шахматы», «Случайные шахматы Фишера», «СШФ»). Особенности именно фишеровского варианта следующие:

  • Расстановка фигур не зависит от игроков — она случайна.
  • Чёрные и белые фигуры расставляются симметрично.
  • Слоны обязательно разнопольные.
  • Добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей.
  • Сохранена рокировка, правила которой максимально приближены к правилам классических шахмат.

Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении. Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.

Правила

Поле, фигуры, ходы

В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.

Начальная позиция

Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии с помощью компьютерной программы «Fischerandom Chess Computerized Shuffler». Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие ограничения:

  • Пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях), фигуры размещаются за рядом своих пешек;
  • Одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях a и h).
  • Слоны должны находиться на полях разного цвета.
  • Начальные позиции белых и чёрных являются симметричными относительно горизонтальной линии, проходящей по середине доски (то есть чёрные фигуры должны стоять на тех же вертикалях, на которых стоят одноимённые белые).

Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку чёрных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.

При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную (например, бросая игральные кости), по следующему алгоритму:

  1. Расставить пешки.
  2. Случайным образом выбрать вертикаль для белого короля из диапазона b1-g1.
  3. Случайным образом выбрать позиции для ладей: одну из диапазона a1-позиция короля, другую из диапазона от позиции короля до h2.
  4. Из оставшихся белых клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для белопольного слона.
  5. Из оставшихся чёрных клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для чёрнопольного слона.
  6. Из оставшихся полей случайно выбрать позицию ферзя.
  7. На два оставшихся поля первой горизонтали поместить коней.
  8. Чёрные фигуры расставить симметрично белым.

Легко видеть, что в результате получится позиция, удовлетворяющая ограничениям шахмат Фишера.

В условиях заданных ограничений возможно 960 различных стартовых позиций (отсюда вариант названия игры «Шахматы 960»). Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.

Правила рокировки

Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие:

  • Независимо от фактического положения короля и ладей, рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «a» (для белых — слева, для чёрных — справа) традиционно называется «длинной рокировкой» (обозначается «0-0-0»), а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «h» (для белых — справа, для чёрных — слева) — «короткой рокировкой» («0-0»).
  • В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль g, рокируемая ладья — на вертикаль f. В результате длинной рокировки король всегда ставится на вертикаль c, рокируемая ладья — на вертикаль d. Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах.
  • Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже стоит на конечном поле рокировки, то в результате рокировки она остаётся на этом поле, и перемещается только вторая фигура.
  • Рокировка допустима при следующих условиях:
    1. Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода (в том числе не рокировались).
    2. Все поля между королём и ладьёй свободны.
    3. Конечные поля для короля и ладьи свободны (рокировка не может проводиться со взятием).
    4. Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находится под боем).
    5. Король не находится под шахом перед рокировкой (запрещена рокировка «из-под шаха»).
    6. Король не находится под шахом после рокировки (запрещена рокировка «под шах»).

Существует альтернативная формулировка второго и третьего ограничений рокировки: «Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи, включая начальное и конечное поле, должны быть свободны, без учёта самих рокируемых фигур». Простейший анализ показывает, что указанные формулировки эквивалентны. В исходном варианте правил ограничения сформулированы в соответствии с первым вариантом.

В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:

  1. Король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два хода, как в обычных шахматах).
  2. Король и ладья меняются местами.
  3. Рокировка короля (когда перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции).
  4. Рокировка ладьи (когда перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции).

В соответствии с этим, возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твёрдо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля, и только потом переключать часы. При игре без контроля времени игрок, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «рокируюсь» или «делаю рокировку».

Нотация

Обозначения полей доски и порядок записи партий полностью аналогичны классическим шахматам (алгебраическая нотация).

Анализ

Свою основную задачу — сделать непригодными старые дебютные наработки и лишить смысла проработку новых вариантов дебюта, — шахматы Фишера выполняют. Хотя 960 начальных позиций — это, в принципе, немного, особенно при наличии компьютера, даже этого разнообразия оказывается вполне достаточно, чтобы глубокий анализ вариантов дебюта стал бесполезным. Практически невозможно глубоко проанализировать все возможные дебюты, а прорабатывать варианты для каких-то конкретных начальных позиций бессмысленно — нет никакой гарантии, что в реальной партии будет встречена именно эта позиция. Безусловно, со временем начальные позиции будут классифицированы и для различных их типов будут сформулированы рекомендации и, возможно, даже просчитаны некоторые варианты, но глубина проработки вряд ли достигнет нынешнего «классического» уровня. Некоторые шахматисты высказывали надежду, что такое положение благотворно скажется на развитии теории дебютов, поскольку от механического перебора вариантов она вынужденно перейдёт к глубокому анализу более общих закономерностей дебютной борьбы и формулированию более общих критериев оценки позиции.

Характер борьбы в дебюте сильно зависит от выпавшей начальной расстановки фигур. Как показали уже довольно многочисленные турниры по шахматам Фишера, «классическая» начальная позиция оптимальна с точки зрения богатства вариантов и возможностей. Многие начальные позиции, сильно отличающиеся от классической, практически однозначно определяют оптимальную стратегию игры в дебюте, и шахматисту остаётся выбрать наиболее действенный способ реализации этой стратегии.

В миттельшпиле и, особенно, эндшпиле никакой разницы между шахматами Фишера и классическими шахматами нет. К третьему десятку ходов позиция приобретает достаточно обычный вид, а к началу эндшпиля часто уже невозможно определить, по каким правилам — классическим или фишеровским, — играется эта партия.

К интересным результатам привёл факт сохранения в шахматах Фишера несимметричной рокировки. Она явно обогатила игру, так как из-за неё даже зеркально-симметричные позиции являются существенно различными и приводят к разным продолжениям.

Мнения профессиональных шахматистов о шахматах Фишера

Мнения профессионалов и любителей шахмат о случайных шахматах Фишера высказываются различные — от восторженных до резко негативных. Но большинство известных шахматистов относится к ним, как явствует из их высказываний, как минимум, со сдержанным оптимизмом. Высказывались критические замечания по поводу особенностей правил. Так, некоторые шахматисты-профессионалы оказались недовольны случайным выбором начальной позиции на каждую партию; они высказывали предложения проводить турниры по шахматам Фишера, в которых начальная позиция выбиралась бы одна на весь турнир, причём определялась и сообщалась игрокам заранее (за несколько дней или недель до начала турнира). Такие правила позволили бы предварительно подготовиться к турниру, снизив затраты времени на обдумывание дебютных ходов. В то же время эффект отказа от дебютной теории сохранился бы — за короткое время провести полный анализ позиции невозможно, волей-неволей пришлось бы ограничиться только общими намётками.

Анатолий Карпов

Имеют ли «шахматы Фишера» будущее, сказать трудно. Сейчас проводят отдельные турниры по правилам Фишера. Идея есть, но насколько она будет воспринята в будущем, сказать трудно, потому что есть и плюсы, и минусы.
Плюс совершенно очевиден: в пору компьютеров Фишер пытается уйти от домашней подготовки и считает, что таким образом он снимает важность набора какой-то команды, работы с компьютером.[1]

Собственно, к «шахматам Фишера» готовиться особенно не надо. Эндшпильными позициями и эндшпильными знаниями и в «шахматах Фишера» можно пользоваться и даже с большим успехом. А вот что касается дебютной теории, то здесь, конечно, все ломается. И здесь основные принципы — кто лучше и быстрее понимает и принимает решения, у кого интуиция, кто лучше подготовится к битве. Поэтому готовиться особенно не нужно, главное — быть в отличном состоянии, чтобы голова работала, ноги-руки двигались.[2]

Гарри Каспаров

По мнению Гарри Каспарова, у шахмат Фишера есть будущее, главным образом потому, что они дают человеку более равную позицию для игры с компьютером — компьютер уже не сможет опираться на накопленную столетиями дебютную базу. Тем не менее, экс-чемпион предрёк большие потрясения при введении новых шахмат.

Но главное мое замечание такое: новые шахматы — это мечта двоечника! Ведь каждый двоечник думает про отличника, что тот зубрит книжку и поэтому у него лучше оценки. Те, кому просто лень учить теорию, не понимают, что в так называемых «шахматах Фишера» резко возрастёт разрыв между шахматистами очень сильными и шахматистами просто сильными. Ведь сегодня определённое выравнивание между этими игроками происходит потому, что они примерно на равных проходят дебютную стадию. Каждый выучил свой вариант и может на «своей территории» бороться успешно даже с чемпионом мира.[3]

Владимир Крамник

Владимир Крамник предлагал свой вариант снижения эффекта домашней подготовки и компьютерного анализа отдельных дебютных систем: жеребьёвка дебютов, при которых из классической начальной позиции случайным образом, но тоже с определёнными ограничениями, исключающими заведомо сомнительные начала, задаётся несколько первых ходов. Затем шахматисты играют как обычно. По поводу шахмат Фишера Крамник сказал:

Я немножко поиграл в «Фишер-рэндом». Безусловно, это полностью сбивает дебютную подготовку. Но проблема в том, что теряется некоторая гармония игры. Трудно объяснить это словами, но, когда в начальной позиции слон стоит на h8, конь на g8 и ладья на f8, то теряется ощущение эстетики шахмат. Кстати, я спрашивал шахматистов — у многих возникает то же ощущение: что-то «не то», как-то некрасиво… Да и любители привыкли к красоте взаимодействия фигур при обычной начальной расстановке.
Поэтому, если уж мы хотим убирать дебютную подготовку, то жеребьёвка представляется мне более удачным выходом. В этом случае изучение теории начал пойдёт в более общем направлении: вряд ли шахматист станет изучать жёсткие форсированные варианты с большим числом разветвлений где-нибудь в защите Бенони просто потому, что их невозможно запомнить. Скорее, люди начнут изучать дебюты с позиционной точки зрения: общие планы, стратегия. Вряд ли будет много партий, где шахматист на 25 ходов потратит одну минуту. Это заставит людей больше играть за доской.[4]

Борис Спасский

К шахматам Фишера отношусь положительно, потому что это те же условия игры, просто вы освобождаетесь от теории и творите. Кстати, идеи мягко реорганизовать классические шахматы были ещё и до Фишера. Что там говорить, если мой родной дядя призывал: давайте, меняйте слонов местами с конями и все у вас будет хорошо. У Фишера, правда, там ещё целый ряд гениальных изобретений — с часами, например. Вообще, он, в отличие от нынешних чемпионов, всегда бился за качество игры.[5]

Марк Тайманов

Возможно, «шахматы Фишера» — панацея от компьютерного засилья в игре, возврат к импровизационному творчеству. С классическими шахматами ничего не произойдёт, как ничего не случится с историей. Любители, как и прежде, будут наслаждаться произведениями великих мастеров, изучая партии прошлых лет… А это будет, конечно, немного другая игра. Предложение Фишера позволяет преодолеть чудовищную закомпьютеризированность дебютной стадии, преодолеть рутину. Вам нравится, когда играют два известных гроссмейстера и до 26 хода повторяют все, что записано у них в картотеке компьютера? Это — что? Борьба? Творчество? Сейчас шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем… Новшество позволит начать шахматную партию со 2-го хода, а не с 26-го. Но, как я себе представляю, где-то с 12 хода начнётся обычная шахматная игра по обычным шахматным законам. Я думаю, шахматы Фишера — шахматы XXI века![5]

Соревнования

  • Начиная с 2000 года высококвалифицированные шахматисты начали играть показательные партии в шахматы Фишера. Обычно такие встречи проводились в качестве дополнений к каким-либо обычным шахматным турнирам.
  • В 2001 году в Майнце состоялся матч Леко — Адамс, в котором Леко победил со счётом 4½:3½.
  • В 2002 году прошёл первый официальный турнир по случайным шахматам. Он, кстати, сразу же показал, что сильнейшие шахматисты берут отнюдь не памятью на дебютные системы — первые места заняли наиболее квалифицированные игроки.
  • В 2003 году был проведён первый матч на первенство мира по шахматам Фишера между победителями двух предыдущих опен-турниров — Леко и Свидлером. Победил Свидлер, со счётом 4½:3½.
  • В 2004 году в очередном матче Свидлер — Аронян чемпион отстоял своё звание.
  • В 2005 году Свидлер защитил титул в матче с Алмаши.
  • В 2006 году Аронян выиграл матч у Свидлера со счётом 5:3 и стал новым чемпионом мира.

Действующий чемпион мира по «Шахматам 960» — гроссмейстер Левон Аронян.

Игра постепенно набирает популярность в мире. Начиная с 2005 года в России периодически проводятся турниры по шахматам Фишера, в том числе любительские и детские.

Ссылки

Примечания

См. также

Шахматы втёмную

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Шахматы 960 - это... Что такое Шахматы 960?

Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess) или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960), или Фишер-рэндом — вариант шахмат, придуманный 11-м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но начальная расстановка фигур выбирается случайным образом, с определёнными ограничениями. Изменены правила рокировки.

Один из 960 вариантов расстановки фигур.

История

О необходимости изменения правил классических шахмат говорилось многократно, практически с момента, когда классические правила были полностью сформированы. Причиной, побуждающей к нововведениям, было активное развитие шахматной теории, которое заставляло опасаться, что в скором времени шахматы ждёт ничейная смерть. К концу XX века стало, в общем, понятно, что ничейная смерть шахматам не будет грозить ещё долго, но появились два других мотива изменения правил: повышение увлекательности игры и защита от компьютера. Развитие дебютной теории привело к тому, что реальная борьба в партии начинается только на втором десятке ходов. В некоторых вариантах анализ проведён буквально до эндшпиля, большинство дебютов проанализировано настолько глубоко, что не оставляют места экспериментам и творчеству в начальной части партии; шахматист может лишь выбирать из известных, заученных вариантов. Компьютерные шахматы также создают игре массу проблем; дело даже не в том, что компьютер обыгрывает лучших шахматистов-людей, а в том, что появилась возможность использовать в турнирах компьютерные подсказки. Одна из причин силы компьютеров — то, что они могут хранить и оперативно использовать огромные массивы готовых вариантов, непосильные для человека.

Изобретением новых видов и модификаций шахмат увлекались и просто любители, и теоретики, занимающиеся изучением игр, и сильнейшие шахматисты. Так, например, Хосе Рауль Капабланка предлагал несколько вариантов новых шахмат, один из которых известен как шахматы Капабланки. В основном нововведения шли по нескольким направлениям, иногда одновременно: изменение правил ходов, изменение доски (размеров, а иногда и формы), введение новых фигур, изменение начальной позиции партии. Предлагались как весьма экзотические варианты, такие как гексагональные шахматы, так и просто шахматы по обычным правилам, но на сильно увеличенной доске.

Общий недостаток большинства «радикальных» вариантов — они представляют собой, фактически, новые игры, в которых от шахмат сохраняется только внешний вид и основные принципы. Это не умаляет самостоятельного значения и достоинств данных игр, но препятствует их широкому распространению среди шахматистов и делает крайне маловероятным массовый переход к ним от классических шахмат. Довольно давно известны «косметические» варианты реформы шахмат, разработчики которых стремились сохранить максимум от существующей игры. В этих вариантах ход партии меняется лишь за счёт нестандартной начальной расстановкой фигур и пешек. Вариантов довольно много, от необычных фиксированных расстановок (простейший вариант — поменять местами коней и слонов) до полностью случайной расстановки фигур и пешек по всей доске (малоприменимо для серьёзных игр, так как на исход партии начинает слишком сильно влиять случайность). Наиболее консервативные из них предусматривают произвольное размещение фигур на первой и восьмой горизонталях за фиксированным пешечным рядом и, возможно, некоторые ограничения на порядок расстановки. Предлагались варианты:

  • Произвольная расстановка фигур — она даёт до 25 миллионов начальных позиций.
  • Произвольная расстановка фигур с обязательно разнопольными слонами.
  • Произвольная симметричная расстановка фигур с разнопольными слонами.

Возможен вариант расстановки фигур «в открытую» — когда игроки перед партией ставят фигуры по одной, соблюдая очерёдность и зная, куда поставил фигуру соперник (при симметричном расположении игрок сначала ставит свою фигуру напротив поставленной противником, затем выбирает место для очередной своей), и «втёмную» — когда доска перед игрой разделяется непрозрачным экраном, игроки расставляют фигуры, после чего экран убирается. Вариант с произвольной открытой расстановкой и разнопольными слонами предлагал, например, в 1970-х годах Давид Бронштейн.

19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, по-русски употребляются названия «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера», «Случайные шахматы», «Случайные шахматы Фишера», «СШФ»). Особенности именно фишеровского варианта следующие:

  • Расстановка фигур не зависит от игроков — она случайна.
  • Чёрные и белые фигуры расставляются симметрично.
  • Слоны обязательно разнопольные.
  • Добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей.
  • Сохранена рокировка, правила которой максимально приближены к правилам классических шахмат.

Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении. Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.

Правила

Поле, фигуры, ходы

В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.

Начальная позиция

Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии с помощью компьютерной программы «Fischerandom Chess Computerized Shuffler». Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие ограничения:

  • Пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях), фигуры размещаются за рядом своих пешек;
  • Одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях a и h).
  • Слоны должны находиться на полях разного цвета.
  • Начальные позиции белых и чёрных являются симметричными относительно горизонтальной линии, проходящей по середине доски (то есть чёрные фигуры должны стоять на тех же вертикалях, на которых стоят одноимённые белые).

Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку чёрных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.

При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную (например, бросая игральные кости), по следующему алгоритму:

  1. Расставить пешки.
  2. Случайным образом выбрать вертикаль для белого короля из диапазона b1-g1.
  3. Случайным образом выбрать позиции для ладей: одну из диапазона a1-позиция короля, другую из диапазона от позиции короля до h2.
  4. Из оставшихся белых клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для белопольного слона.
  5. Из оставшихся чёрных клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для чёрнопольного слона.
  6. Из оставшихся полей случайно выбрать позицию ферзя.
  7. На два оставшихся поля первой горизонтали поместить коней.
  8. Чёрные фигуры расставить симметрично белым.

Легко видеть, что в результате получится позиция, удовлетворяющая ограничениям шахмат Фишера.

В условиях заданных ограничений возможно 960 различных стартовых позиций (отсюда вариант названия игры «Шахматы 960»). Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.

Правила рокировки

Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие:

  • Независимо от фактического положения короля и ладей, рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «a» (для белых — слева, для чёрных — справа) традиционно называется «длинной рокировкой» (обозначается «0-0-0»), а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «h» (для белых — справа, для чёрных — слева) — «короткой рокировкой» («0-0»).
  • В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль g, рокируемая ладья — на вертикаль f. В результате длинной рокировки король всегда ставится на вертикаль c, рокируемая ладья — на вертикаль d. Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах.
  • Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже стоит на конечном поле рокировки, то в результате рокировки она остаётся на этом поле, и перемещается только вторая фигура.
  • Рокировка допустима при следующих условиях:
    1. Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода (в том числе не рокировались).
    2. Все поля между королём и ладьёй свободны.
    3. Конечные поля для короля и ладьи свободны (рокировка не может проводиться со взятием).
    4. Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находится под боем).
    5. Король не находится под шахом перед рокировкой (запрещена рокировка «из-под шаха»).
    6. Король не находится под шахом после рокировки (запрещена рокировка «под шах»).

Существует альтернативная формулировка второго и третьего ограничений рокировки: «Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи, включая начальное и конечное поле, должны быть свободны, без учёта самих рокируемых фигур». Простейший анализ показывает, что указанные формулировки эквивалентны. В исходном варианте правил ограничения сформулированы в соответствии с первым вариантом.

В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:

  1. Король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два хода, как в обычных шахматах).
  2. Король и ладья меняются местами.
  3. Рокировка короля (когда перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции).
  4. Рокировка ладьи (когда перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции).

В соответствии с этим, возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твёрдо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля, и только потом переключать часы. При игре без контроля времени игрок, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «рокируюсь» или «делаю рокировку».

Нотация

Обозначения полей доски и порядок записи партий полностью аналогичны классическим шахматам (алгебраическая нотация).

Анализ

Свою основную задачу — сделать непригодными старые дебютные наработки и лишить смысла проработку новых вариантов дебюта, — шахматы Фишера выполняют. Хотя 960 начальных позиций — это, в принципе, немного, особенно при наличии компьютера, даже этого разнообразия оказывается вполне достаточно, чтобы глубокий анализ вариантов дебюта стал бесполезным. Практически невозможно глубоко проанализировать все возможные дебюты, а прорабатывать варианты для каких-то конкретных начальных позиций бессмысленно — нет никакой гарантии, что в реальной партии будет встречена именно эта позиция. Безусловно, со временем начальные позиции будут классифицированы и для различных их типов будут сформулированы рекомендации и, возможно, даже просчитаны некоторые варианты, но глубина проработки вряд ли достигнет нынешнего «классического» уровня. Некоторые шахматисты высказывали надежду, что такое положение благотворно скажется на развитии теории дебютов, поскольку от механического перебора вариантов она вынужденно перейдёт к глубокому анализу более общих закономерностей дебютной борьбы и формулированию более общих критериев оценки позиции.

Характер борьбы в дебюте сильно зависит от выпавшей начальной расстановки фигур. Как показали уже довольно многочисленные турниры по шахматам Фишера, «классическая» начальная позиция оптимальна с точки зрения богатства вариантов и возможностей. Многие начальные позиции, сильно отличающиеся от классической, практически однозначно определяют оптимальную стратегию игры в дебюте, и шахматисту остаётся выбрать наиболее действенный способ реализации этой стратегии.

В миттельшпиле и, особенно, эндшпиле никакой разницы между шахматами Фишера и классическими шахматами нет. К третьему десятку ходов позиция приобретает достаточно обычный вид, а к началу эндшпиля часто уже невозможно определить, по каким правилам — классическим или фишеровским, — играется эта партия.

К интересным результатам привёл факт сохранения в шахматах Фишера несимметричной рокировки. Она явно обогатила игру, так как из-за неё даже зеркально-симметричные позиции являются существенно различными и приводят к разным продолжениям.

Мнения профессиональных шахматистов о шахматах Фишера

Мнения профессионалов и любителей шахмат о случайных шахматах Фишера высказываются различные — от восторженных до резко негативных. Но большинство известных шахматистов относится к ним, как явствует из их высказываний, как минимум, со сдержанным оптимизмом. Высказывались критические замечания по поводу особенностей правил. Так, некоторые шахматисты-профессионалы оказались недовольны случайным выбором начальной позиции на каждую партию; они высказывали предложения проводить турниры по шахматам Фишера, в которых начальная позиция выбиралась бы одна на весь турнир, причём определялась и сообщалась игрокам заранее (за несколько дней или недель до начала турнира). Такие правила позволили бы предварительно подготовиться к турниру, снизив затраты времени на обдумывание дебютных ходов. В то же время эффект отказа от дебютной теории сохранился бы — за короткое время провести полный анализ позиции невозможно, волей-неволей пришлось бы ограничиться только общими намётками.

Анатолий Карпов

Имеют ли «шахматы Фишера» будущее, сказать трудно. Сейчас проводят отдельные турниры по правилам Фишера. Идея есть, но насколько она будет воспринята в будущем, сказать трудно, потому что есть и плюсы, и минусы.
Плюс совершенно очевиден: в пору компьютеров Фишер пытается уйти от домашней подготовки и считает, что таким образом он снимает важность набора какой-то команды, работы с компьютером.[1]

Собственно, к «шахматам Фишера» готовиться особенно не надо. Эндшпильными позициями и эндшпильными знаниями и в «шахматах Фишера» можно пользоваться и даже с большим успехом. А вот что касается дебютной теории, то здесь, конечно, все ломается. И здесь основные принципы — кто лучше и быстрее понимает и принимает решения, у кого интуиция, кто лучше подготовится к битве. Поэтому готовиться особенно не нужно, главное — быть в отличном состоянии, чтобы голова работала, ноги-руки двигались.[2]

Гарри Каспаров

По мнению Гарри Каспарова, у шахмат Фишера есть будущее, главным образом потому, что они дают человеку более равную позицию для игры с компьютером — компьютер уже не сможет опираться на накопленную столетиями дебютную базу. Тем не менее, экс-чемпион предрёк большие потрясения при введении новых шахмат.

Но главное мое замечание такое: новые шахматы — это мечта двоечника! Ведь каждый двоечник думает про отличника, что тот зубрит книжку и поэтому у него лучше оценки. Те, кому просто лень учить теорию, не понимают, что в так называемых «шахматах Фишера» резко возрастёт разрыв между шахматистами очень сильными и шахматистами просто сильными. Ведь сегодня определённое выравнивание между этими игроками происходит потому, что они примерно на равных проходят дебютную стадию. Каждый выучил свой вариант и может на «своей территории» бороться успешно даже с чемпионом мира.[3]

Владимир Крамник

Владимир Крамник предлагал свой вариант снижения эффекта домашней подготовки и компьютерного анализа отдельных дебютных систем: жеребьёвка дебютов, при которых из классической начальной позиции случайным образом, но тоже с определёнными ограничениями, исключающими заведомо сомнительные начала, задаётся несколько первых ходов. Затем шахматисты играют как обычно. По поводу шахмат Фишера Крамник сказал:

Я немножко поиграл в «Фишер-рэндом». Безусловно, это полностью сбивает дебютную подготовку. Но проблема в том, что теряется некоторая гармония игры. Трудно объяснить это словами, но, когда в начальной позиции слон стоит на h8, конь на g8 и ладья на f8, то теряется ощущение эстетики шахмат. Кстати, я спрашивал шахматистов — у многих возникает то же ощущение: что-то «не то», как-то некрасиво… Да и любители привыкли к красоте взаимодействия фигур при обычной начальной расстановке.
Поэтому, если уж мы хотим убирать дебютную подготовку, то жеребьёвка представляется мне более удачным выходом. В этом случае изучение теории начал пойдёт в более общем направлении: вряд ли шахматист станет изучать жёсткие форсированные варианты с большим числом разветвлений где-нибудь в защите Бенони просто потому, что их невозможно запомнить. Скорее, люди начнут изучать дебюты с позиционной точки зрения: общие планы, стратегия. Вряд ли будет много партий, где шахматист на 25 ходов потратит одну минуту. Это заставит людей больше играть за доской.[4]

Борис Спасский

К шахматам Фишера отношусь положительно, потому что это те же условия игры, просто вы освобождаетесь от теории и творите. Кстати, идеи мягко реорганизовать классические шахматы были ещё и до Фишера. Что там говорить, если мой родной дядя призывал: давайте, меняйте слонов местами с конями и все у вас будет хорошо. У Фишера, правда, там ещё целый ряд гениальных изобретений — с часами, например. Вообще, он, в отличие от нынешних чемпионов, всегда бился за качество игры.[5]

Марк Тайманов

Возможно, «шахматы Фишера» — панацея от компьютерного засилья в игре, возврат к импровизационному творчеству. С классическими шахматами ничего не произойдёт, как ничего не случится с историей. Любители, как и прежде, будут наслаждаться произведениями великих мастеров, изучая партии прошлых лет… А это будет, конечно, немного другая игра. Предложение Фишера позволяет преодолеть чудовищную закомпьютеризированность дебютной стадии, преодолеть рутину. Вам нравится, когда играют два известных гроссмейстера и до 26 хода повторяют все, что записано у них в картотеке компьютера? Это — что? Борьба? Творчество? Сейчас шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем… Новшество позволит начать шахматную партию со 2-го хода, а не с 26-го. Но, как я себе представляю, где-то с 12 хода начнётся обычная шахматная игра по обычным шахматным законам. Я думаю, шахматы Фишера — шахматы XXI века![5]

Соревнования

  • Начиная с 2000 года высококвалифицированные шахматисты начали играть показательные партии в шахматы Фишера. Обычно такие встречи проводились в качестве дополнений к каким-либо обычным шахматным турнирам.
  • В 2001 году в Майнце состоялся матч Леко — Адамс, в котором Леко победил со счётом 4½:3½.
  • В 2002 году прошёл первый официальный турнир по случайным шахматам. Он, кстати, сразу же показал, что сильнейшие шахматисты берут отнюдь не памятью на дебютные системы — первые места заняли наиболее квалифицированные игроки.
  • В 2003 году был проведён первый матч на первенство мира по шахматам Фишера между победителями двух предыдущих опен-турниров — Леко и Свидлером. Победил Свидлер, со счётом 4½:3½.
  • В 2004 году в очередном матче Свидлер — Аронян чемпион отстоял своё звание.
  • В 2005 году Свидлер защитил титул в матче с Алмаши.
  • В 2006 году Аронян выиграл матч у Свидлера со счётом 5:3 и стал новым чемпионом мира.

Действующий чемпион мира по «Шахматам 960» — гроссмейстер Левон Аронян.

Игра постепенно набирает популярность в мире. Начиная с 2005 года в России периодически проводятся турниры по шахматам Фишера, в том числе любительские и детские.

Ссылки

Примечания

См. также

Шахматы втёмную

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Бобби Фишер учит играть в шахматы: книга 11-го чемпиона мира

Автор: Дядя Валера


День добрый, дорогой друг!

Научить азам шахмат может много кто. Но когда за дело берется гений, это особая история. Книга Бобби Фишер учит играть в шахматы — именно тот самый случай.

Автор: Роберт Фишер

Наименование: Бобби Фишер учит играть в шахматы

Выход в печать: 1991 год

Объем 180 страниц

О чем эта книга?

В книге излагается быстрый, эффективный и увлекательный способ обучения шахматам.

Вы начинаете обучение с нуля и постепенно совершенствуете свое умение, применяя принципы, изложенные Робертом Фишером.

Книга будет полезна, даже если  вы не знаете шахматной нотации и только время от времени садитесь за доску. И даже вообще не умеете играть.

Приводятся обычные позиции и комбинации, завершающиеся матом. Этому следует обучиться в первую очередь, ибо цель игры – выигрыш, а его можно достигнуть, только заматовав соперника.

Книга начинается с позиций мата в один ход, затем эти идеи развиваются до двух, трех ходов и более. Овладев этими типовыми приемами, вы сможете применить их на практике.

Брошюра будет полезна в следующих аспектах:

  1. Она научит лучше анализировать позиции
  2. Она покажет к каким позициям надо стремиться.

В работе Фишера от читателя требуется сразу активно применять полученные идеи, отвечая на вопросы. Ответив на вопрос, вы переворачиваете страницу и находите правильный ответ с пояснениями. Этот метод был назван программируемым обучением.

Об авторе

Роберт Джеймс Фишер – одиннадцатый чемпион мира по шахматам. По мнению авторитетных экспертов, — один из самых сильных шахматистов за всю историю. Подробнее об американском маэстро в этой статье.

Содержание

Книга состоит из введения, заключения и 6 основных глав:

  1. Элементы шахматных позиций
  2. Маты на последней горизонтали
  3. Защита на последней горизонтали
  4. Отвлечение защищающих фигур
  5. Атака на пешечное прикрытие короля
  6. Заключительный отбор

Материал составлен очень удобно. Для того, чтобы его изучить, даже не обязательно иметь перед собой шахматы. Достаточно диаграмм из книги.

Читатель может открыть книгу в любой момент, когда выберет время. Затем отложить и снова продолжить.

Кроме того, книга имеет мотивирующую роль. Осознание того факта, что к ней приложил руку сам Фишер, один из лучших шахматистов всех времен и народов, — уже немало.

Закончив изучение этой книги, вы мастером конечно не станете. Однако будете играть намного лучше, чем раньше. И это тоже немало.

Скачать книгу в формате djvu

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!


chessmatenok.ru

11 чемпион мира по шахматам

Доброго времени суток, дорогой друг!

Роберт Фишер – самая противоречивая личность из истории шахмат. Он родился  9 марта 1943 года. Родители развелись и мама перебралась с детьми из Чикаго в Нью-Йорк.

Мама Роберта много работала, поэтому воспитанием мальчика в основном занималась сестра.

В возрасте 6-ти лет Роберт получил первые уроки шахмат именно от нее.  Игра быстро увлекла  мальчика, и  уже с детства его интерес к шахматам граничил с фанатизмом.

Возможно, поэтому  мама сначала не поощряла его увлечение древней игрой. Она хотела, чтобы сын сначала успешно окончил школу. Но Бобби с детства  отличался самостоятельностью.

Все на алтарь победы

В 14 лет он бросил школу, обозначив свое жизненное кредо:

«Лучше быть одним из сильнейших шахматистов, чем находиться в числе многих тысяч с дипломами».

В 14 лет юный Бобби становится международным мастером, выиграв чемпионат США среди взрослых. В 15 лет Роберт Джеймс Фишер — международный гроссмейстер, самый молодой в истории.

Роберт Фишер  уже тогда  нацелился на чемпионский титул. Но ему пришлось до этого пройти еще долгий путь.  Начиная с 1960 по  1972 годы,  он из 25 сыгранных турниров в 20 занимает первые места.

Через тернии

При этом случались своеобразные «белые пятна», когда напрочь исчезал с шахматной сцены. Или труднообъяснимые «фортели».

Например, неожиданно для всех он уехал с межзонального турнира в 1967 году, в котором лидировал. По словам Бобби,  у него возник конфликт с организаторами.

Фишер исчез на 2 года! Причиной этому был его вспыльчивый и капризный характер.

Он постоянно ссорился с организаторами соревнований из-за освещения, шума в зале и, конечно, размера призовых. Организаторы по возможности шли ему на уступки, но американцу было трудно угодить.

Отношение к Фишеру со стороны общественности было  неоднозначным. Незаконченное образование  американского гроссмейстера  порождало  различные абсурдные слухи: его представляли замкнутым фанатиком, который не умел читать  и писать.

В действительности Роберт активно занимался самообразованием. Он изучал испанский, немецкий, сербско-хорватские языки.

Особое внимание Фишер уделял изучению русского языка, так как в то время доминировали советские шахматиста и самые передовые идеи в области шахмат были в  журналах и книгах СССР.

Главной причиной успехов была его  одержимость шахматами.

«За долгую шахматную практику мне приходилось видеть различных шахматных бойцов, но не так просто вспомнить кого-либо похожего на Фишера…

Увлеченность процессом шахматной битвы у него столь велика, что порой кажется, будто он, как шаман, колдует над жертвенником», — писал известный гроссмейстер и публицист Александр Котов.

Триумф

После перерыва Фишер с триумфом возвращается.  В 1971 году уверенно выигрывает отборочный цикл за право сразиться с чемпионом — Борисом Спасским. В отборочных матчах он «на голову» всех сильнее.

Он  переигрывает сильных гроссмейстеров Марка Тайманова, следующим Бента Ларсена «в сухую» со счетом 6:0! А в финале уверенно побеждает Тиграна Петросяна —  также весьма уверенно -6,5:2,5.

В 1972 году ему предстояло сыграть свой главный матч в жизни за мировую корону.

Матч был на грани срыва из-за постоянных придирок Фишера к организаторам. Американский гроссмейстер проиграл первую партию матча, затем не явился на 2-ю партию. Фишеру засчитали техническое поражение. В результате, Спасский уже на старте вырвался вперед со счетом 2:0.

После долгих уговоров Бобби продолжил матч. В дальнейшем он показал очень сильную игру, уверенно переиграв Спасского со счетом 12,5:8,5. Американский гроссмейстер стал 11 чемпионом мира по шахматам.

Закат

После завоевания чемпионской короны Фишер стал выдвигать «заоблачные» финансовые требования на свое участие в турнирах, интервью и т.д.

В 1975 году  Бобби выдвинул неприемлемые условия для матча с победителем претендентского отбора Анатолием Карповым. ФИДЕ не смогло найти компромисс с действующим чемпионом. Фишер отказался играть.

ФИДЕ лишило его чемпионского титула, который перешел советскому гроссмейстеру.

В результате, Бобби обиделся на весь мир и  ушел в «затворничество». Гениальный американский шахматист окончательно исчез из «больших» шахмат.

В 1992 году Фишер снова сыграл матч со Спасским. Уже скорее товарищеский. Матч он выиграл,, однако его уже поблекла, была далека от той, которую  он демонстрировал в лучшие годы. Поклонников постигло разочарование. Его стали забывать.

Фишер продолжал вести «нелюдимый» образ жизни, имея постоянные финансовые трудности.  Он «умудрился» поссориться с американским правительством  из-за своих экстремистских высказываний, которое аннулировало его паспорт.

Последние годы жизни он провел в Исландии и умер  в 2008 году из-за серьезной болезни.

Выдающийся вклад

Несмотря на свою противоречивость,  Фишер внес неоценимый вклад в развитие шахмат. Благодаря ему  резко возрос интерес к шахматам во всем мире, а также  увеличились заработки ведущих гроссмейстеров.

Его игра надолго опередила свое время. Его партии – это учебное пособие для шахматистов любого уровня и поколения. Сам Борис Спасский был высокого мнения об американце:

«Фишер представляет собой огромную шахматную силу. Великолепный  гроссмейстер  чистого, ясного стиля».

Упражнение

С Фишером связано очень много забавных историй. Приведем одну из них.

Зная вспыльчивый характер Роберта Фишера, однажды несколько гроссмейстеров решили над ним подшутить. Во главе розыгрыша стоял известный советский гроссмейстер Эдуард Гуфельд. Он предложил группе гроссмейстеров решить задачу, на которую все заранее знали ответ, кроме Фишера.

Все гроссмейстеры заявили, что задача очень простая и демонстративно удивлялись неспособности Фишера с ней быстро справиться. Они предлагали свою помощь в решении и посмеивались.

Бобби оказался в непривычной для себя роли аутсайдера, но через минуту он всех огорчил, когда нашел правильный ответ.

Сможете ли вы справиться с этой задачей? Она не простая.

Ход белых. Мат в 4 хода.

(Если после первого хода белых нет ответа от черных, — нажмите «начать заново»)

Так же предлагаем посмотреть видео про шахматного чемпиона:

Смотреть полный плейлист всех 16-и чемпионов мира по шахматам (подписывайтесь на обновления).

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

chessmatenok.ru


Смотрите также