Как играть в сенет


Сенет. Правила игры в сенет.

В игру сенет играли ещё в древнем Египте. Сенет имеет прямое отношение к Шумерской игре, найденной в царских гробницах города Ур (Месопотамия). Из мифов известно, что эту игру придумал Тот - бог знаний и мудрости. Известно также, что игра сенет была прародителем многих современных настольных игр таких как нарды, шашки и других.

 

В настоящее время правила игры не сохранились, но существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов, созданные исследователями. На сегодняшний день эта игра также популярна и не забыта в Египте, Америке. Она упоминается также в сереале "Остаться в Живых" и фильме "Лара Крофт"

Основными положениями для всех вариантов игры являются:

*наличие двух игроков

*доска разделённая на 30 квадратиков в 3 ряда по 10 сверху вниз представленные следующим образом:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20 19 18 17 16 15 14 13 12 11

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

*наличие 10 фишек (5 катушек и 5 конусов). Находили наборы игры в сенет по 14 и 20 фишек.

*4 палочки одного цвета с одной стороны и другого цвета с другой стороны (чёрные и белые цвета например).

Варианты игры сенет.

 

Определение хода :

*1 палочка упала вверхчёрной стороной означает 1(цвет условен, оговаривается)

*2 упали чёрной стороной – 2

*3 упали – 3

*все упали чёрной стороной – 4

*все упали белой стороной вверх – 5

Сначала разыгрывают ход – тот, кто первым выбросит один ходит первым. Для этого игрок вновь бросает палочки, пока не выпадет 2 или 3. От того, какое значение выпадет, зависит на сколько клеток вперёд нужно передвигать свою фигурку.

1. Правила Белла

Каждый игрок имеет 10 фишек.
В начале игры пешек на доске нет. Каждый игрок в свою очередь, бросает палки, и ставит своей фишки на доске на площадях с символами или номера 15, 26, 27, 28, 29 в зависимости от результата броска палочек.

Значение символов :

*15 квадратик - Жизнь, возрождение

*26 квадратик -счастье

*27 - вода

*28 - три истины

*29 - Re-Atoum

Каждый игрок имеет 10 пешек. В начале игры пешек на доске нет.

Каждый игрок в свою очередь, бросает палки и ставит свои пешки на доску квадратов 30, 29, 28, 27 и 26 в зависимости от количества точек бросили (1 балл означает: поместить пешку на площади 30, 2 балла, площадь 29, т.д.). Только одна пешка может быть помещен в каждой клетке, если уже есть пешка в этой площади, свой ход , потрачен впустую.

Игрок может переместить одну пешку или добавить новую пешку на доску, если это возможно. Пешеки, расположенные на отмеченных символами квадратиках находятся в приютах.

Когда пешка оказывается на 15 или "жизни" и она уже занята пешкой противника, то противник удаляет свою и начинает сначала для этой пеши.

Первый кто дошёл до 1-го квадрата получает бонус в размере 5 пунктов и он определяет цель игры. Тот кто дошёл до первогот квадратика должен занять все нечётные квадраты, а пртивник четные. Игра заканчивается, когда пешки игроков поочередно размещены на первой и второй строках.

Когда пешка достигла своей последней площади, она не может быть атакована.

Первый игрок, который поставил все свои пешки на своем квадратов, выигрывает и получает 10 баллов. Кроме того, он получает по одному очку за каждый шаг своего противника удаляя при этом все его остальные пешки.

2. Правила Кендала

В начале игры по 7 пешек каждого игрока чередуются вдоль первых 14 квадратов. Началом считается квадратик 15 с символом "жизнь". Пешки перемещаются по результатам выповших палочек как описывалось ранее.

Когда пешка достигла уже занятого пртивником квадратика , они должны обменять свои позиции.

Значения квадратов и символов:

15: Дом Возрождение, начало следования до квадрата27.
26: Дом счастья, обязательный для всех пешек квадрат даже если выпало другое число побывать должны все.
27: Дом воды, при попадании на него нужно вернутся в начало на 15 квадратик.
28: Дом трёх истин, пешка может быть выкинута, когда выпадет три.
29: Дом Re-Atoum, пешка может только уйти, когда брошено два.

Победители будет тот кто первым выкинет все свои пешки с доски как в нардах.



 

Загрузка...

 

 

www.pravilaigr.ru

Сенет — Википедия

Сенет (егип. «zn.t», позже «sn.t» или «sni.t» — «прохождение») — древнеегипетская настольная игра. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске.

Как светское развлечение, игра известна с Додинастического периода (ок. 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стала ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Игра упомянута в древнеегипетской «Книге мёртвых» и в других религиозных текстах Нового Царства, а также в мифах.

По легенде, изобрёл игру древнеегипетский бог знаний Тот для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре[1].

Будучи изначально исключительно светским развлечением, сенет постепенно всё больше обретал сакральное значение и к концу XVIII династии (примерно в 1293 году до н. э.) окончательно превратился в «эмулятор» загробного мира с изображением на квадратах основных божеств и событий царства мёртвых. Некоторые исследователи (в частности, Дуглас А. Уайт) считают, что и карты Таро ведут своё происхождение от сенета[источник не указан 302 дня]. Во всяком случае, 22 козыря колоды египетского Таро действительно могут восходить к этой игре, которая символизировала сущность египетской культуры и была, помимо прочего, гадательным инструментом[источник не указан 302 дня]. Однако и это остаётся всего лишь предположением.

Рисунки и надписи на стенах гробниц Среднего царства всё чаще изображают сенет как игру покойного против невидимого противника — его же собственной души. Это объясняет, почему в эпоху Нового царства так много рисунков, где у игрока в сенет, казалось бы, нет соперника. Скорее всего, и сам сенет представлял собою амулет, при этом даже не обязательно было в него играть — одного наличия в гробнице игрового набора уже было достаточно, чтобы обеспечить покойному вечную жизнь в слиянии с богом Ра.

Примерно во времена XVII династии (ок. 1783—1552 годы до н. э.) в Египте стали появляться доски для сенета, на обороте которых находятся короткие поля для игры в 20 квадратов, которую сегодня часто путают с каноническим 30-клеточным сенетом. Исследователь Роберт Чарльз Белл в своей книге «Настольные игры различных цивилизаций»[2] и Гарольд Мюррей в своём труде «История настольных игр, кроме шахматных»[3] утверждают, что эта игра носит название «Тьяу». Однако Дэвид Парлетт в своей «Оксфордской истории настольных игр»[4] считает, что она называлась «Асэб». Форма поля, костей а также правила этой игры значительно отличаются от сенета и восходят, предположительно, к ещё одной древней (на сей раз — шумерской) игре, известной как «Царская игра Ура».

Первые находки игровых наборов для сенета сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними мало общего.

Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице врача Хесира (Hesy-Ra) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до н. э.). Фишки там архаичной формы — «лепёшки» и «башенки». Неустановленные обломки сенетообразных досок найдены в преддинастических погребениях в Абидосе и Саккаре (ок. 3500 — 3100 годы до н. э.). Эти находки вкупе с изображением сенетов на барельефах времён I династии (3100 год до н. э.) указывают, что игра может оказаться даже старше. Изображения и подписи к ним свидетельствуют, что сенет был игрой не только позиционной, но и стратегической. Умелые игроки могли провести по доске все фишки, не дав противнику вывести с доски ни одной своей, однако многое зависело и от удачи.

К эпохе Нового царства разметка игрового поля изменилась со светской на религиозную, наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Как светская и культовая игра сенет была широко распространена в Египте 3000 лет, со времени Древнего царства (2600 год до н. э.) вплоть до конца римского периода (350 год н. э.), после чего исчезла. Отдельные её элементы сохранились в арабской игре «таб (англ.)», в которую играют бедуины в Судане.

Точные правила сенета неизвестны. Существует несколько предполагаемых реконструкций (наиболее популярны правила Кендалла и правила Белла), позволяющих вести игру различной степени сложности, однако нельзя утверждать, что какая-либо из них очевидно верна.

В сенете два игрока. Ходы определяются броском игральных костей, в качестве которых в сенете использовались плоские палочки (генератор случайных чисел d2) в количестве четырёх штук. Бросают все четыре палочки сразу. Подсчёт очков происходит следующим образом: одна палочка упала белой стороной вверх — 1 очко и дополнительный бросок; две — 2 очка; три — 3 очка, четыре — 4 и дополнительный бросок. Если все палочки упали чёрной стороной вверх — 5 очков и дополнительный бросок (это максимальный результат). Многократные броски могут суммироваться для перемещения одной фигуры или быть использованы для перемещения нескольких.

У каждого играющего по пять фишек (в древних наборах — по семь), «катушки» против «конусов». Начальная расстановка: в одну линию на первых 10 клетках в верхнем ряду. Фишки часто делались одноцветными и различались только формой. Из рисунков и барельефов известны два варианта начальной расстановки: первый, с чередованием «катушек» и «конусов» (первой всегда стоит «катушка»), и второй, когда первыми в ряду стоят друг за другом пять «катушек», сразу за ними — пять «конусов». Возможно, вторая расстановка использовалась в более позднее время и имела, в основном, сакральное значение, поскольку часто встречается на фресках в гробницах.

Доска 3×10, расчерченная на клетки, представляет собой одну дорожку, уложенную в три «слоя». Путь фишек представляет собой гонку по маршруту в виде латинской Z от первого ряда к последнему. Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику. В игре применялась несимметричная система разметки, символизирующая ловушки, затрудняющие прохождение души умершего в загробном мире и обозначенные иероглифами, имеющими неравное значение. Считается, что каждая клетка сенета символизирует такой «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение (предположительно) имеют шесть «Домов» (по другим версиям — 7 или 8). Это (по порядку):

  • Поле № 15 («Дом Возрождения») — здесь заново вводятся в игру фишки, которые «погибают» в главных «Домах» последнего ряда.
  • Поле № 26 — «Per Nefer» («Дом Красоты» или «Дом Омоложения»), отмеченный изображением иероглифа «нефер» («хорошо»). Предположительно, каждая фишка заканчивает ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. Это первый Дом в линии «главных Домов»; он символизировал превращение усопшего в мумию, омоложение и в конечном итоге — подготовку к вечной жизни. По достижении «Дома Красоты» (и вообще, во всех главных «Домах») фишка не может быть срубленной, рубить и ходить назад, но возможно, игрок здесь сразу получает дополнительный бросок, определяющий её «судьбу».
  • Поле № 27 — «Per Mu» («Дом Воды»). Основная ловушка в игре. В старой разметке отмечался косым крестом «Х», в новой на нём символически изображались Воды Хаоса — сквозь них солнечный диск бога Ра плыл на барке перед тем, как взойти на рассвете. Грешники, которым было отказано в месте на барке, тонули. Фишка, которая останавливалась здесь, не проходила испытания и снималась с доски. Возможно, игрок здесь опять был обязан бросить кости и определить её «судьбу», однако точный порядок этих бросков неизвестен. «Утонувшая» фишка «возрождалась» в «Доме Возрождения», однако точные правила её повторного ввода в игру неизвестны.
  • Поле № 28 — «Дом Трёх истин» или «Дом Гелиопольских душ». В старой светской разметке отмечался цифрой «III», в новой — изображением трёх птиц. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено «3», при любом другом результате остаётся на месте.
  • Поле № 29 — «Per Re-Atoum» («Дом Ра-Атума»), в позднее время — «Дом Исиды и Нефтиды». В старом варианте разметки был помечен цифрой «II», в новом — изображением двух коленопреклонённых человеческих фигур. Фишка, попавшая в этот дом, может покинуть доску, только если выброшено «2», при другом результате остаётся на месте.
  • Поле № 30 — «Per Ra-Horakhty» («Дом Восходящего солнца»). Проходя этот квадрат всеми фишками, игрок успешно завершал игру и ритуально возрождался вместе с богом Солнца, а значит, прямо сейчас, ещё при жизни получал его уверения в том, что после смерти выдержит все испытания загробного мира. Уход фишки сенета с доски был равносилен спасению покойного из Царства Мёртвых, единению его с богом солнца Ра и в конечном итоге, обожествлению. В старом варианте этот квадрат помечался цифрой «I», в новом — изображением сокола, несущего на голове солнечный диск, или просто изображением солнечного диска (круг с точкой в центре). В самых поздних вариантах этот квадрат не нёс вообще никакой разметки. Правила ухода фишки из этого дома вызывают разногласия. По одной версии, фишка могла уйти из 30-го дома, только если игрок выбрасывал «1», по другой — фишка могла уйти с этого поля при любом результате броска.
  • Известно также, что в квадрате № 16 располагался «Дом сетки», который, возможно, тоже был ловушкой, и если фишка попадала на эту клетку, игрок пропускал один ход. Питер А. Пиччионе в своей статье «В поисках значения сенета»[5] высказывает ещё одно предположение, что фишка, попавшая в Дом Возрождения, получала дополнительный ход. Возможно, эти два квадрата вместе представляли собой систему компенсации, призванную нейтрализовать преимущество первого хода. Система оригинальная и довольно сложная, но она хорошо работает: двойка при генераторе 4d2 выпадает чаще тройки, и преимущество «катушек» (начальная расстановка и право первого хода) нейтрализуется удачливостью «конусов» (вероятностный перевес в сторону двойки, с лишним дополнительным броском в «Доме Возрождения»). Однако она в значительной степени утратила силу с уменьшением количества фишек (с 7 до 5 с каждой стороны): дополнительному ходу стало просто неоткуда взяться, но и пропуск хода сразу после выступки перестал представлять опасность. Во всяком случае, на сенетах позднего времени «Дом сетки» никогда не бывает обозначен.
  • Возможно, игровое значение также имел квадрат № 21 (предположительно «Дом Ба»), однако достоверных подтверждений этому нет. Как бы то ни было, среди почти 80 найденных археологами уцелевших наборов для сенета только у последних пяти полей неизменно совпадает разметка, что подтверждает особую важность этих «Домов» для прохождения.

Фишки двигались от старта к финишу и по пути могли рубить друг друга, если нагоняли, по шахматному принципу — вставая на клетку, занятую фигурой противника. Две фигуры на одной клетке находиться не могли. Фигура может перепрыгивать через другую фигуру, если за той есть свободное поле. Две фигуры и более, стоящие рядом (безразлично, свои или чужие), перепрыгивать нельзя.

Взятая фигура не уходила с доски и не возвращалась на старт, но ставилась на поле, откуда начала ход взявшая её фигура, то есть при взятии фишки фактически менялись местами. Большинство исследователей сходятся в том, что если игрок оказывался в положении, когда ни одна фишка не может сделать ход вперёд, он был обязан сделать ход назад, и только если это невозможно, ход пропускался, однако точные правила и регламент такого обратного движения опять-таки неизвестны.

В игре действует правило, когда две союзные фигуры, стоящие рядом по ходу движения, «охраняют» друг друга — противник не может срубить ни одну из них, пока игрок сам не разобьёт такую пару. Тройка фигур предположительно разбивается взятием средней из них. Правила, касающиеся разбивания линии из четырёх и более фигур, также неизвестны.

Побеждает тот, кто доведёт свои фишки до конца и выведет их с доски (как в нардах). Игрок, который выводит свои фишки первым, сразу выигрывает, то есть ничьих в сенете нет.

Данный раздел содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
  • В телесериале «Тутенштейн» фараон Тутанхамон (Тутенштейн, или Тутен) играл со своими друзьями: девочкой Клео и говорящим котом Луксором.
  • Во втором сезоне телесериала «Обитель Анубиса» ученики в поисках маски Анубиса появляются в огромном зале с большими ростовыми статуями псов. Чтобы добраться до маски, они должны сыграть в сенет.
  • В сериале Lost («Остаться в живых») Джейкоб с братом (человек без имени, чёрный дым) играли в детстве.
  • В фильме «Игра навылет».
  • Во втором сезоне мультсериала «Приключения Папируса».
  • В видеоигре Tomb Raider: The Last Revelation на уровне «Гробница Семерхета» главной героине Ларе Крофт предстояло сыграть в сенет. От исхода игры зависел дальнейший путь, по которому пойдёт героиня для прохождения уровня.
  • В компьютерной игре «Nancy Drew: Tomb of the Lost Queen» можно играть в сенет.
  1. ↑ In Search of the Meaning of Senet by Peter A. Piccione
  2. R. C. Bell. Board and Table Games from Many Civilizations. — Oxford University Press, 1960.
  3. H. J. R. Murray. A History of Board Games Other than Chess. — Oxford, 1957.
  4. David Parlett. The Oxford History of Board Games. — Oxford University Press, 1999.
  5. Peter A. Piccione. «In Search of the Meaning of Senet // Archaeology. — 1980. — July/August. — С. 55–58.

ru.wikipedia.org

Правила сенета — «сенет Птолемеев»

Внимание! Эти правила оставлены тут только в исторических целях. Их играбельность недостаточно высока, подождите новой версии
Внимание! Эти правила оставлены тут только в исторических целях. Их играбельность недостаточно высока, подождите новой версии

Раз доска для сенета уже есть, надо играть. Поиск правил в сети привел к неутешительным результатам: практически все реконструкции сенета не очень похожи на правила настоящей, живой игры.

Пришлось всерьез задуматься, потом поиграть, и теперь я могу представить вам играбельные, проверенные правила. Да, играть в такой сенет интересно! Но работа все равно продолжается, следите за обновлениями.

Чтобы отличать эти правила от других известных правил сенета, я назвал мой вариант сенетом Птолемеев», так как эта реконструкция базируется на предположении, что поздний1 сенет послужил основой для «дуодецима, затем римской табулы, а потом — нард, и все эти игры наследуют черты друг друга.

А еще я уверен, что «сенетов» в Египте было не меньше, чем у нас — различных игр в нарды, так что не стоит заморачиваться и искать «единственно верную» реконструкцию. Но эта все равно хороша. Итак…

Сенет Птолемеев, версия 1.0b

Инвентарь

Доска 3 на 10 квадратов, 5 фишек одной формы и пять другой, четыре плоские палочки с одной окрашенной стороной в качестве костей.

Цель игры

Из начальной расстановки вывести свои фишки с доски.

Процесс игры

В начале игры фишки игроков расставляются по средней линии в шахматном порядке. Игрок, чья фишка оказыватся в крайней левой клетке среднего ряда, делает первый ход, и еще один «бонусный» ход, далее ходы передаются обычным образом.

Путь фишек обозначен на схеме стрелками — слева направо в центральном ряду, потом справа налево в верхнем, после чего они переходят в нижний ряд слева и движутся в нем слева направо.

Каждый игрок в свой ход бросает палочки, и передвигает одну из своих фишек на выпавшее число очков. Одна сторона палочек отмечена, и число очков определяется по количеству палочек, упавших отметкой вверх следующим образом:

  • 1 палочка окрашенной стороной вверх – 1 очко (вероятность 25%)
  • 2 палочки – 2 очка (вероятность 38%)
  • 3 палочки – 3 очка (вероятность 25%)
  • 4 палочки – 4 очка и дополнительный ход (вероятность 6%)
  • Ни одной – 5 очков и дополнительный ход (вероятность 6%)
  • Замечание: лучше играть с дополнительным ходом только при выпадении пятерки.

    В процессе хода допускается «перепрыгивать» через любое количество фишек, своих или чужих. Ход должен закончится на свободном поле. В случае, если фишка «приземлилась» на фишку противника, последняя сталкивается в центральный ряд, если место рядом с ней в центральном ряду свободно. Это наш, египетский, вариант «съедания». См. схему, светло-желтым обозначен центральный ряд.

    Свои фишки есть нельзя. Понятно, что в центральном ряду и вовсе никто никого не ест.

    Игрок обязан использовать свой ход, если он не может двинуть ни одну фишку вперед, он должен ходить назад по тем же правилам.

    Выход с доски

    Для того, чтобы вывести фишку с доски игрок не должен иметь ни одной фишки в центральном ряду. Чтобы вывести фишку с доски, нужно выкинуть точное число, как в нардах. При этом пять последних полей в нижнем ряду, обозначенных специальными символами, имеют дополнительные правила.

  • Круг (или иероглиф «Радость») (6-е поле нижнего ряда) — если игрок поставил фишку на эту клетку, он получает право на дополнительный ход.
  • Крест (или «Вода») (7-е поле) — при заходе на нее игрок пропускает ход.
  • Три линии (8-е поле) — с этой клетки фишку можно вывести с доски, только выбросив тройку (нельза пойти на следующие за ней поля).
  • Две линии (9-е поле) — с этой клетки — только выбросив двойку.
  • Пустое поле (10-е) — с этой клетки — выбросив любую цифру.
  • Фишки на этих полях могут быть сбиты обычным образом. Собственно, вот и все.

    Вариант: Сенет Рамзеса

    Этот вариант, помнится, тоже был весьма распространен. Один кожевник из Сетета… стоп, палимся. Все правила те же самые, кроме начальной расстановки и движения фишек — фишки начинают путь в верхнем ряду, в том же шахматном порядке, и двигаются по доске бустрофедоном, то есть слева направо в верхнем ряду, справа налево в среднем и слева направо в нижнем.

    Сбивание фишек производится немного иначе. Фишку противника можно столкнуть на любой соседний ряд, в том числе, подтолкнув ближе к финишу. Вынуждать противника на такие ходы — большое искусство, которым особенно хорошо владел ныне покойный писец Нахт… упс, короче, схема:

    Для того, чтобы начать выводить фишки c доски, игрок должен собрать их все в пределах последних пятнадцати квадратов доски, то есть, после анкха. Кроме шуток, так играть даже интереснее, чем в предыдущем варианте, да и движение фишек аутентичнее.

    Дополнительные правила

  • «Египетский дрифт»: выпадение пятерки дает игроку право походить «поперек» доски на одну клетку, только на свободное не специальное поле, или дополнительный бросок.
  • «Орфей жив»: то же самое, но только из среднего ряда в верхний (не для сенета Рамзеса).
  • «Вот что крест животворящий делает»: если фишка стоит на анкхе, при выпадении пятерки ее можно сдвинуть на одну клетку вниз, на специальную клетку с кругом.
  • «Фараон горы», только для сенета Рамзеса: фишку, стоящую на клетке с анкхом (6-е поле среднего ряда), нельзя сбивать.
  • «Усталый верблюд»: чтобы вывести фишку, стоящую на последней клетке доски, надо выбросить единицу.
  • «Челябинск»: чтобы начать вывод с доски, все фишки игрока должны быть в нижнем ряду.
  • «Баррикады»: две и более фишки, стоящие подряд, неуязвимы для противника. Кроме того, противник не может через них перепрыгивать. Это надо в правила по умолчанию.
  • Ощущение от игры

    Первая ассоциация — нарды эльфов. Или гномов. Тонкая маленькая игра, сначала немного походит на Людо и прочие простые гоночки, потом проявляется стратегический элемент. Некоторые стратегии очевидны, некоторые не очень. Как ни странно, кажется, что на исход игры могут сильно повлиять дебютные ходы. И при этом общий игровой процесс легок и азартен одновременно.

    Да, и не вздумайте заменять палочки кубиками! Древним египтянам были прекрасно известны шестигранные игральные кости, и, поверьте, если бы в сенет можно было играть с ними, они бы играли. Когда сенет «поженили» с кубиками, родилась совсем другая игра античного мира, с другим количеством полей и фишек, но про нее потом.

    Пояснение про анкх

    Если вы уже играли по распространенным в интернете правилам сенета, вы, наверное, уже задались вопросом «где анкх». Да, во всех известных реконструкциях этой клетке придается большое значение.

    Что я тут имею сказать. Чисто прагматически — анкх встречается на абсолютном меньшинстве досок для сенета, значит, никакой особой роли в игре у него не было. Идеологически — ну, египяне лепили анкх куда ни попадя, да и иероглифическое значение анкха «жизнь», а не «возрождение» а символическое точно неизвестно. А использование клетки в середине доски в качестве точки возвращения сбитых фишек мне представляется нелогичным.

    Пояснение про “глубокий религиозный символизм” сенета

    Да, про религиозную символику сенета не говорил только ленивый. И в реконструкции правил ее вливают прямо литрами. Но на самом деле сенет появился как чисто светское развлечение.

    Религиозный символизм подтянулся потом: жрецы увидели в распространенной игре символическое значение, а не создали игру по мотивам теологии. Так что и нащупывать механику сенета надо не в «Книге мертвых», а в мире живых игр.

    Тут еще был гневный пассаж про горе-египтологов, считающих нас древних египтян маньяками, помешанными на культе смерти и хтоническом символизме, но был вырезан во имя милостивой Хатор, матери всего сущего.

    Засим откланиваюсь. Играйте!

    1 Птолемеи — династия, правившая Египтом в эллинистический период.

    2 Если занудно: чтобы вывести фишку, игрок должен выбросить на палочках число, на единицу большее, чем количество клеток от выводимой фишки до последней клетки доски, включая последнюю клетку доски и исключая клетку, на которой стоит выводимая фишка. Или вот так: …на единицу большее, чем нужно, чтобы попасть на последнюю клетку доски.

    3 Некоторые утверждают, что нет, но, заглянув, например, в египетский зал ГМИИ им. Пушкина, можно лично убедиться в обратном.

    4 Хотя бы потому, что на этом поле может оказаться другая фишка, и логичного правила о ее судьбе сформулировать невозможно. Или представьте, что в людо сбитая фишка выходит где-нибудь на полпути.

    glebsite.net

    Игра в сенет. - Сергей Алданов


    Object typegame-boxgame-board term details
    Museum numberEA66669
    Culture/periodNew Kingdom

    Date1400BC-1200BC (circa)

    FindspotFound/Acquired: Egypt term details(Africa,Egypt)

    Materialswood (?)ivory (?) term detailscopper

    DimensionsHeight: 4.5 centimetresWidth: 28 centimetres

    DescriptionIvory game-board/box for senet. This rectangular games box is formed from a hollowed out block of wood, which has been fitted with a drawer (its back wall restored), with a wooden floor and decorative walls, to contain the gaming pieces. A bolt on the front of the drawer, held by two copper rings, can be passed through an identical ring at either side of the box's front in order to hold the drawer closed.The back of the box has also been restored, but its long walls and its top surface have been faced with a decorative material, the latter divided by ridges into thirty hollow squares arranged in three columns of ten. The underside of the box is of plain wood marked in ink with a system of twenty squares; twelve in a single central column, flanked at each side from squares nine to twelve by four squares. Only the two corner squares, and a long plain section at one side of the central column (level with squares one to eight), are still faced with this decorative material.
    More
    Набор для игры в сенет в Британском музее.

    Есть перерисовка одной не очень хорошо сохранившейся фрески 6-ой династии. На ней изображены игроки в сенет, которые еще и разговаривают  друг с другом.
    "Сгорел. Будь счастливо, мое сердце,  я оставлю тебя, чтобы увидеть, как возьму его"
    Второй отвечает "Ты говоришь, как болтун, я прошел!"

    Как говорят шахматисты, игроки "звонят", споровождают игру своими комментариями.

    То есть данное изображение является чем то вроде ситуативного иллюстрированного диалога, столь типичного для современных языковых учебников, карикатур, комиксов.
    Сенет -настольная игра, предщественница нард, она игралась на доске 3х10, но это фактически единая дорожка длиной в 30 клеток, уложенная в три слоя. Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице Хеси-ре (Hesy-re) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до н. э.). Фишки в нём архаичной формы — «лепёшки» и «башенки». Неустановленные обломки сенетообразных досок были найдены в преддинастических погребениях в Абидосе и Саккаре (ок. 3200-2900 до н. э.). то есть игра была изобретена примерно в это время.
    Ходы определяются броском игральных костей в качестве которых в сенете использовались плоские палочки (генератор случайных чисел) в количестве 4-х штук. Бросают все четыре палочки сразу. Подсчёт очков происходит следующим образом: 1 палочка упала белой стороной вверх — 1 очко и дополнительный бросок; 2 — 2 очка; 3 — 3 очка, 4 — 4 и дополнительный бросок. Если все палочки упали ЧЁРНОЙ стороной вверх, это 5 очков и дополнительный бросок (это максимальный результат). Многократные броски могут суммироваться для перемещения одной фигуры или быть использованы для перемещения нескольких.
    У каждого играющего по 5 фишек (в древних наборах — по 7), «катушки» против «конусов». Начальная расстановка: в одну линию на первых 10 клетках в верхнем ряду
    Цель игры — вывести все свои фишки с доски и не дать это сделать противнику.

    Со временем игра усложнилась, клетки стали неравноценны, отдельные клетки приобрели особое значение "домов", и на досках появилась соответствующая разметка (см ниже).


    Senet board with secular markings from the Brooklyn Museum, photo by Keith Schengili-Roberts


    Senet board with religious markings in the Royal Ontario Museum, Toronto, photo by Keith Schengili-Roberts

    Питер А. Пиччионе в своей статье «В поисках значения сенета» (Peter A. Piccione, «In Search of the Meaning of Senet». Archaeology, July/August 1980, pp. 55-58) говорит, что эта трансформация игры произошлак концу восемнадцатой династии в 1293 г. до н.э., Доска была преобразована в моделировании загробного мира, а ее клетки стали изображать основные божества и события в загробной жизни.

    Далее процитирую Вики, потому что она дает перевод из статьи Пиччионе (не очень хороший, но что делать).

    " Считается, что каждая клетка сенета символизирует такой «Дом», где происходит то или иное сакральное действо или таинство. Игровое значение (предположительно) имеют 6 «Домов» (по другим версиям — 7 или 8). Это (по порядку):
    Поле № 15 («Дом Возрождения») — здесь заново вводятся в игру фишки, которые «погибают» в главных «Домах» последнего ряда.
    Поле № 26 — «Per Nefer» («Дом Красоты» или «Дом Омоложения»), отмеченный изображением иероглифа «нефер» («хорошо»). Предположительно, каждая фишка заканчивает ход здесь, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. Это первый Дом в линии «главных Домов»; он символизировал превращение усопшего в мумию, омоложение и в конечном итоге — подготовку к вечной жизни. По достижении «Дома Красоты» (и вообще, во всех главных «Домах») фишка не может быть срубленной, рубить и ходить назад, но возможно, игрок здесь сразу получает дополнительный бросок, определяющий её «судьбу».
    Поле № 27 — «Per Mu» («Дом Воды»). Основная ловушка в игре. В старой разметке отмечался косым крестом «Х», в новой на нём символически изображались Воды Хаоса — сквозь них солнечный диск бога Ра плыл на барке перед тем, как взойти на рассвете. Грешники, которым было отказано в месте на барке, тонули. Фишка, которая останавливалась здесь, не проходила испытания и снималась с доски. Возможно, игрок здесь опять был обязан бросить кости и определить её «судьбу», однако точный порядок этих бросков неизвестен. «Утонувшая» фишка «возрождалась» в «Доме Возрождения», однако точные правила её повторного ввода в игру неизвестны.
    Поле № 28 — «Дом Трёх Истин» или «Дом Гелиопольских душ». В старой светской разметке отмечался цифрой «III», в новой — изображением трёх птиц. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено «3», при любом другом результате остаётся на месте.
    Поле № 29 — «Per Re-Atoum» («Дом Ра-Атума»), в позднее время — «Дом Исиды и Нефтиды». В старом варианте разметки был помечен цифрой «II», в новом — изображением двух коленопреклонённых человеческих фигур. Фишка, попавшая в этот дом, может покинуть доску, только если выброшено «2», при другом результате остаётся на месте.
    Поле № 30 — «Per Ra-Horakhty» («Дом Восходящего Солнца»). Проходя этот квадрат всеми фишками, игрок успешно завершал игру и ритуально возрождался вместе с богом Солнца, а значит, прямо сейчас, ещё при жизни получал его уверения в том, что после смерти выдержит все испытания загробного мира. Уход фишки сенета с доски был равносилен спасению покойного из Царства Мёртвых, единению его с богом солнца Ра и в конечном итоге, обожествлению. В старом варианте этот квадрат помечался цифрой «I», в новом — изображением сокола, несущего на голове солнечный диск, или просто изображением солнечного диска (круг с точкой в центре). В самых поздних вариантах этот квадрат не нёс вообще никакой разметки. Правила ухода фишки из этого дома вызывают разногласия. По одной версии, фишка могла уйти из 30-го дома, только если игрок выбрасывал «1», по другой — фишка могла уйти с этого поля при любом результате броска.
    Известно также, что в квадрате № 16 располагался «Дом сетки», который, возможно, тоже был ловушкой, и если фишка попадала на эту клетку, игрок пропускал один ход.

    В общем и целом получается, что игра и игроки возникли примерно 5300-5400 лет назад, сенет, вероятно, менялся и модифицировался (вместе со второй игрой, мехен), и некую новую символику приобрел более 2000 лет спустя.
    К этому времени уже и палочки начали заменяться на 6-гранные кости.

    aldanov.livejournal.com

    Блог Дмитрия Скирюка — LiveJournal


     Моё знакомство с этой игрой произошло случайно. Те, кто смотрел сериал «Lost» (и главное – досмотрел его до конца), должны помнить, как юный Джейкоб нашёл на берегу коробку с игрой и потом резался в неё со своим "тёмным братом" при каждой встрече, пока эти двое не разругались окончательно. Я никогда не видел ничего подобного: продолговатый ящичек вроде школьного пенала, игровое поле с иероглифами, пропорциями и разметкой напоминающее то ли плитку шоколада, то ли карточку от русского лото, неустановленное количество фигур, палочки вместо игральных костей… Шашки? Нарды? Змейки-лесенки?

     Создатели сериала вполне могли бы выдумать её, как придумали многое другое, но через пять минут поисков я с удивлением обнаружил в Интернете дюжину упоминаний об этой игре. Оказалось, она называется «Сенет». Вот что мне удалось о ней разузнать.
     1. Что такое Сенет.
     Сенет (реже - "Сенат" и совсем уж редко - "Сенета". Видимо, последнее правильно, поскольку в оригинале слово женского рода, но в русском языке устоявшейся является мужская форма "Сенет"). Эта древнеегипетская настольная игра для двоих отдалённо напоминает нарды, хотя родство сомнительное. Вряд ли нарды ведут свою родословную напрямую от Сенета: идея подобных «догонялок» достаточно элементарна, чтоб возникнуть на пустом месте. «Гиена», «тхаайям», «пачиси» – у многих народов была такая игра, нарды просто оказались самой сбалансированной её разновидностью. В Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет был наиболее важной в культурно-религиозном аспекте.

     Как светское развлечение Сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово senet означает «прохождение», а в письменном языке этот иероглиф означает слово men – «выдерживать испытание»). Считалось, что его придумал Тот – бог знаний и мудрости, но это уже из области мифов.

     С потомками Сенета не всё ясно, а вот предтечей его является шумерская игра, найденная в царских гробницах города Ур (Месопотамия). Среди историков и искусствоведов нет единого мнения о том, как она называлась, и сегодня она известна как «Игра из города Ур» или просто «Ур». Увы, но о её правилах известно не много. Ясно только, что это древнейшая известная игра с передвижением шашек по доске с устоявшимися и общепринятыми правилами. Набор, который хранится в Британском музее, включает в себя доску, 14 фишек и 3 тетраэдра. Он исключительно красив и великолепно сохранился, а между тем, ему около 5000 лет! Голова кружится от мысли, что с того момента, когда игроки последний раз расставляли для игры эти фишки, сменилось 100 поколений.

    Древние египтяне очень любили Сенет, изображения игры встречаются на многочисленных табличках, рисунках и папирусах. Ей уделяли время и простолюдины, и цари. Люди уже тогда были азартны, играли на деньги, на интерес, а также ради гадательной практики.

    Хотя правила игры не были известны археологам, её связь с представлениями древних египтян о загробной жизни не подлежала сомнению: Сенет упоминается в главе 17 Книги Мёртвых и других религиозных текстах Нового царства, а на фреске из гробницы Нефертари (не путать с Нефертити) царица играет с невидимыми силами потустороннего мира; доска отождествляется с путём её души, и победа означает счастливое преодоление ею всех опасностей и новую жизнь.


     Из-за элемента удачи, присущей Сенету, считалось, что успешный игрок находился под защитой богов. В папирусе времён Рамсеса III найдено заклинание магического характера для игры в Сенет. Вот оно (читать не обязательно, хотя оно занятное):
     «Жертва, которую даёт царь Ра, Атуму, Уннофру, Господину Тридцати, Анубису, Тоту, Маат, Великой комнате Прекрасного дома, Хека, Шу, Сиа.
     Да дадут они мне вступить в Зал тридцати, чтобы я стал тридцать первым около бога.
     Я приближаюсь к Мехену, я поднимаю его фишки и кладу их в место, в которое я хочу.
     Я делаю моё место в доме Тота, я борюсь с ним (с противником).
     Я вижу Нейт, которая держит свои руки над символом Осириса.
     Я открываю прекрасный дом, в котором Маат.
     Бог принимает меня в число тридцати.
     Определены 'столб Осириса' и 'кровь Исиды'.
     Я вижу Буто в её образе на стороне дома Мут.
     Моё сердце разумно, оно не забывает (?), моё сердце открыто (?), ведь я руковожу его игрой против меня (?).
     Я приношу ему его фишки, его пальцы дрожат, его сердце бежит со своего места, он не может ответить.
     Я живу в доме Ориона, я живу в вечности.
     Я иду дальше под правильным руководством вместе с солнцем в дом того, кто обновляет жизнь, мой двойник ожидает в доме Ихи, я встречаю его, я поднимаю мою фишку к
     Я встречаю его в Прекрасном доме.
     Я поднимаю три фишки и нахожу две фишки, мой двойник позади меня.
     Я беру мою фишку и ставлю её в место, в которое я желаю.
     Меня ведут в преходящем, я знаю о том, кто в доме.
     Я знаю их имена, писец, который измеряет свои владения, не известен.
     Мехен даёт мне свидетельство, он даёт мне хлеб в дом хлеба, прохладную воду в дом прохлады.
     Мои фишки известны в прекрасном доме, я полностью в прекрасном флигеле.
     Мои фишки впереди, мои пальцы, как шакал, когда тащит ладью wjA.
     Я забираю его фишки и бросаю его в воду, чтобы он утонул со своими фишками. 'Ты оправдан', - говорит мне Мехен.
     Моё сердце.»

    ____________________
    * (Перевод цитируется по работе: Ходжаш С.И. «Фишки и игральные кости для игры в Сенет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». // ВДИ. 2003. 1. 85-90.)
     Сейчас этот папирус хранится в Каирском музее. Для непосвящённого документ совершенно непонятен, даже хуже – «понятен наоборот», как «Баллада о Бете-2» из одноимённого рассказа Самюэля Дилэни. Однако всё проще, чем можно подумать.
    Меж тем прошли века, и страна фараонов одряхлела. Наступила эпоха Александра и Птолемея, а потом и римского завоевания. У греков и римлян уже были собственные прото-шашки – петтея и латрункули, и свои, более прогрессивные гонки на доске - Дуодецим и Табула, а для тех, кто не любил думать – кости, Туррикула и самая плебейская игра «Орёл или Решка» (в римском варианте – «Голова или Корабль»). С закатом египетской цивилизации, на долгие столетия канул в пески и ни в чём не повинный Сенет.

     2. Как возрождали Сенет.
     Манера египетского рисунка такова, что изображения древности, при всей их точности, не позволяют сделать выводы ни о форме доски, ни о количестве фигур.


     Доходило до смешного: современные художники, вдохновлённые сенсационными открытиями египтологов, иногда изображают древних игроков за шахматными столиками нынешнего образца 8х8, хотя ещё в начале XX века археологи обнаружили в гробницах древних царей эти загадочные палетки и коробочки, похожие на косметички.

     Доски для Сенета делали из камня, керамики, но чаще всего из дерева (иногда – с мозаичными вставками из камня, эмали и алебастра), которые к эпохе Нового Царства приняли каноническую форму удлиннённого продолговатого ящичка. Но если раньше археологам попадались лишь фрагменты досок и разрозненные фишки, то в гробнице юного Тутанхамона, например, обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотой инкрустацией, на специальном столике с ножками в виде львиных лап является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства, практически элитным «Гобаном» своего времени.

     Правды ради следует сказать, что и «дорожный» Сенет с двумя ящичками (на первом снимке он внизу) не уступает ему по лаконичности стиля и изысканности отделки. Фараон Аменхотеп III тоже был страстным любителем Сенета и по сегодняшним меркам считался бы гроссмейстером, о папирусе Рамсеса III уже говорилось.
     Так или иначе, спустя почти тысячелетие Сенет вернулся в мир живых. В современном Египте продолжают играть в Сенет и гордятся его древностью, хотя на самом деле большинство дуется в догонялки «Собаки и Шакалы» а туристам впаривают бейсы с вышивкой и корявое подобие изысканной доски Тутанхамона.

     В Америке и Европе Сенет производят несколько мелких фирм и любительских мастерских, он довольно популярен как развивающая игра для детей, красивый офисный аксессуар и оригинальный подарок, а упоминается не только в сериале «Lost», но и в компьютерной игре «Лара Крофт». Некоторые изделия и концепты восхищают необычными идеями – даже не сразу поймёшь, что это игра.


     Написано и несколько программ для игры на компьютере и телефоне. И пусть настоящие правила игры не сохранились, существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов, воссозданные исследователями (да и вряд ли они были сложны: недаром мальчишки из сериала разобрались в нём без всяких подсказок).
     К тому же, не исключено, что в разных областях Египта в Сенет играли по различным правилам, так же, как сегодня играют в «короткие» и «длинные» нарды. В Сенет играют на поле 3 на 10. В сущности, это одна длинная дорожка, для удобства изогнутая как змея. Она вполне бы уместилась на поле 5 на 6, и может, даже лучше получилось бы (вверху в два ряда расположились бы фишки, а внизу – пять домов), однако доски подобного типа никогда нигде не находили.

     Не знаю, почему египтяне предпочли форму пенала, когда все другие народы выбрали плоскую шкатулку, это какая-то культурная загадка. Хотя нельзя не признать, что доска в три дорожки как-то интуитивно понятнее, да и в поворотах не запутаешься.
     В распоряжении играющих по 5 фишек: «катушки» против «конусов» (в старых Сенетах из гробниц III Династии фишки ещё архаичной формы, в виде «башенок» и «лепёшек»).

     Эти 10 фигурок по-египетски назывались Ibau – «танцоры». Если вдуматься, это очень символично: большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями (в шахматах так и вовсе сражаются две армии), и только у египтян в основе «прохождения» лежал танец. Обычно фишки одноцветные, хотя встречаются и раскрашенные комплекты, и даже фишки в виде звериных голов и фигурок связанных пленников, но об истоках подобной традиции я, пожалуй, расскажу позже.
     3. Как играть в Сенет.

     Перед началом фигурки расставляют на первых 10 клетках (в верхнем ряду), чередуя «катушки» и «конусы», после чего определяют порядок ходов, подбрасывая четыре палочки с отметкой на одной стороне. Древние египтяне гадали на плоских палочках, окрашенных с одной стороны в белый, а с другой – в чёрный цвет. Их сжимали в кулаке (или, что более вероятно – между ладонями, как бы

    skyruk.livejournal.com

    Сыграй со мной в сенет! / Настольные игры / Табун

  • KerHarrad в Блог им. RostHay

    И что с такими делать? 700
  • AkioOtori в Музыка и ремиксы

    Радужный Удар(кавер Sabaton - Panzerkampf) 24
  • Olgfox в Я рисую обоими копытами

    Рисунки за лето 47
  • AkioOtori в Блог им. AkioOtori

    Призрачный Флот(кавер Sabaton - Bismark) 1
  • TabunLadream в ОКИ

    "ПСОКИ: Awards" 22
  • Olgfox в Я рисую обоими копытами

    Цветошки 10
  • Olgfox в Я рисую обоими копытами

    Нарисовала свою ОС с моим другом))) 13
  • badunius в IRL Connection

    Панель с актерами дубляжа на Dat Fest 2020 7
  • Angelripper в Блог поздравляшек

    С Днём Варенья AkioOtori !!! :) 26
  • Tankony в Цех комиксов

    ИгроБРЕДации: Зелёная революция 4
  • Litry в Блог поздравляшек

    Самая няшная пегасочка на свете 9
  • Olgfox в Я рисую обоими копытами

    Всякие пони которые еще и принцессы 46
  • partizan150 в Срочно в номер

    Коронавирус добрался до поняш и броняш. 112
  • DRAKANG в Пони-писатели

    Пастушка принцессы 1
  • RedFox в Блог Арт-Батлов

    Голосование за Арт-Баттл 2020.03.21 17
  • Daicy в Механика литературы: Блог помощи начинающим писателям

    Пс-с-с-т... кто хочет стать соавтором? 8
  • kotletova в Я рисую обоими копытами

    мыш 17
  • comissar в DIY Brony взаимопомощь

    Помогите собрать деньги на срочное лечение зуба 66
  • Roltonini в ОКИ

    Давайте посоревнуемся в создании игр 55
  • Darkseer в ♦Обелиск творчеству брони в стихах или "Мы похожи на зебр"♦

    О зебрах и понях. 11
  • tabun.everypony.ru

    Сенет

    Бог Тот играл с богом Луны Хонсу в сенет на количество дней в календарях . Тот - Ибис выиграл для солнечного календаря лишние 5 дней премудрости и посвятил их своей супруге Маат. Теперь в солнечном календаре 365 дней , а в лунном лишь 355.

    Поскольку Тот ( бог письменности ) , Маат ( истины ) и их дочь Сешет ( богиня архивов ) , именно в архивах чаще всего играли в сенет.

    "После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня неба обрела возможность рождать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.
    В первый день она родила Осириса. Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:
    - Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!
    Во второй день родился Хор Бехдетский. Хор и Осирис были сыновьями Ра.
    В третий день родился Сет, сын Геба, бог в виде человека со звериной мордой, с красными глазами и красными волосами (цвет песка), повелитель стихийных бедствий и войн, бог мёртвой пустыни. Он появился из бока матери Нут раньше положенного срока.
    В четвёртый день родилась Исида, дочь Тота, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умершие на Загробном Суде. Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут.
    В пятый день родилась дочь Геба, сестра и жена Сета - Нефтида, которой суждено было стать, как и Исиде, покровительницей умерших.
    Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. Египтяне в те времена были ещё варварами и людоедами, поэтому Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно есть и что нельзя, с помощью Тота установил законы, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам. Мудрый Тот помогал Осирису в этой благородной деятельности: он дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей - названия; обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам.

    Сенет упоминается в « Книге мертвых » , в него играли в Египте на протяжении 3х тысячелетий вплоть до окончания Античности. Набор для игры включает в себя поле на 30 клеток , 10 фишек ( по 5 для игрока ) и 4 черно – белые палочки.

    Название игры Сенет ( snt ) : егип. прохождение

    1. Сешат ( дочь Тота и Маат ) – игры на выставление фишек на поле ( правила Белла )

  • Для игры по правилам Белла используется тот же инвентарь, что и для игры по правилам Кендалла (доска, 10 или 14 фишек двух цветов и 4 дощечки, окрашенные двумя цветами с двух сторон и используемые в качестве кубиков).

  • Правила Белла могут использоваться либо как самостоятельная игра, либо как продолжение игры по правилам Кендалла.

  • Если игра Белла используется как продолжение игры Кендалла, то первым в игру вступает тот игрок, который первым вывел с доски свои фишки через Дома Трёх Истин, Исиды и Нефтиды и/или Восходящего Солнца. При этом очерёдность ходов не нарушается, и второй игрок не прекращает игры по правилам Кендалла, как произошло бы в игре исключительно по ним, а стремится к выведению своих фишек с доски, насколько бы он ни отставал от первого игрока. Таким образом, первый игрок может уже играть по правилам Белла (и стремиться к достижению своей цели по ним), а второй — ещё по правилам Кендалла (и стремиться к достижению своей цели по ним).

  • Большинство правил рабочей версии системы Белла выстроены таким образом, чтобы не вступали в противоречие с системой Кендалла в случае их соприкосновения на одной доске. В частности, правила ходов (включая начисление очков, повторы при выпадении 1, 4 и 5 очков, блокировка сдвоенными фишками, возможность разбиения строенных фишек, свойства Домов Ба, Сетки и Возрождения и пр.) совпадают с таковыми в системе Кендалла, если отдельно не оговорено иное.

  • Если игра Белла используется как самостоятельная версия игры в Сенет, то в начале игры фишки обоих игроков стоят за пределами доски.

  • Если правила Кендалла символизируют путешествие души в загробный мир, то правила Белла символизируют её путь к воскрешению.

  • Право первого хода (и, соответственно, право играть «катушками») предоставляется в этом случае тому, кто первым выбросит единицу.

  • Игрок, получивший право первого хода (или первым выведший фишки с доски при совмещении с правилами Кендалла), бросает кубик и выставляет фишку на то поле, номер которого с конца выпал (1 — Дом Восходящего Солнца, 2 — Дом Исиды и Нефтиды, 3 — Дом Трёх Истин, 4 — Дом Воды, 5 — Дом Красоты), если оно не занято другой фишкой, своей или чужой. Далее ход делает второй игрок, и т. д.

  • Специальные свойства этих Домов, применявшиеся в правилах Кендалла, не действуют (то есть, в Доме Красоты не требуется делать бросок на судьбу, при попадении в Дом Воды фишка не снимается с доски, а в трёх последних домах игрок не дожидается выпадения 1, 2 или 3 очков, а может ходить при любом количестве очков, если ход не запрещён другими правилами). Однако, как и в правилах Кендалла, фишка, находящаяся на любом из Домов, не может быть сбита.

  • Если поле, соответствующее числу выпавших очков, занято своей или чужой фишкой, игрок делает ход любой своей стоящей на поле фишкой, если таковые имеются и могут сделать разрешённый правилами ход.

  • Первоначальная задача каждого игрока — достичь поля 1 (первого в правилах Кендалла и последнего в правилах Белла).

  • При достижении одним из игроков поля 1 в действие вступают дополнительные правила.

  • Нечётные поля последнего (в правилах Кендалла — первого) ряда (1, 3, 5, 7, 9), а в длинном Сенете — также поля 11 и 13, становятся конечными целями игрока, первым достигшего поля 1, чётные поля (2, 4, 6, 8, 10, а в длинном Сенете также 12 и 14) — второго игрока (иначе говоря, последние нечётные поля становятся «владениями» первого игрока, а последние чётные — второго).

  • Фишка, находящаяся на одном из своих «владений», не может быть побита (фишка, находящаяся на поле того же цвета, что «владения» этого игрока, но не входящая в число последних 10 или, в длинном Сенете, 14 полей, может быть побита на общих основаниях).

  • На территории «владений» обоих игроков прежние правила прыжков и блокировок не действуют. Здесь фишка может перепрыгнуть через столько своих и/или чужих фишек, через сколько того требует выпавшее количество очков.

  • Фишка, стоящая на своём «владении», не прикрепляется к нему, а может ходить на равных основаниях (что может нести как плюсы, так и минусы — например, в том случае, если единственный допустимый правилами ход — это ход фишкой, стоящей на своём «владении», назад, за пределы своих и чужих «владений»).

  • Побеждает игрок, первым расположивший все свои фишки на своих «владениях».

  • Как вслед за игрой Кендалла может без остановки игры и без прерывания очерёдности хода может следовать игра Белла, так и за игрой Белла аналогичным образом может следовать игра Кендалла. Игроки могут непрерывно пройти оговоренное число кругов Кендалл-Белл (умирание-воскрешение) или же играть оговоренное время. В этом случае победителями становится, соответственно, игрок, первым прошедший оговоренное число кругов, или игрок, оказавшийся впереди при завершении оговоренного периода.

  • 2. Тот – игры на снятие фишек с поля ( правила Кендалла )

    3. Маат – игры на занятие определённых клеток

    cosmozz.info

    Сенет - самая старая настольная игра в мире

    • История
      • Быт и жизненный уклад
      • Войны
      • Изобретения
      • Личности
      • События
    • Мифы
    • Моя планета
      • Общество, культура, традиции
      • Удивительные места
      • Флора и фауна
      • Явления
    • Наука
      • Археология
      • Естественные науки
      • Космос
      • Технологии
    • Рекорды
    • В мире
      • Животные
      • Люди
      • Новости
      • Открытия

    Поиск

    Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
    • История
      • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

        Энн Ходжес — единственный известный человек, пострадавший от прямого попадания метеорита

        Клара — самый знаменитый носорог 18 века

        Модная римская обувь возрастом 2000 лет

        Откуда в русском языке появился мат?

    • Мифы
      • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

        Правда, что мухомор убивает мух?

        Правда ли, что носороги топчут огонь?

        «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

        Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

    • Моя планета
      • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

        Как насекомые видят в темноте?

        Изначально морковь была фиолетового цвета

        Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

        Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий

    • Наука
      • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

        Отпечатки ладоней возрастом 13 000 лет

        Это изображение Луны составлено из 50 000 отдельных фотографий

        Наглядно о том, почему скорость света не такая быстрая

        Это видео покажет, как выглядит звук

    • Рекорды
      • Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

        Самая высокая статуя в мире

        Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире

        Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

        Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

    • В мире

    mydiscoveries.ru

    Сенет | Другие хиты | ИнтерХит

    Первая настольная игра, известная человечеству.

    Сенет - это старейшая игра с передвижением фишек на доске, известная человечеству. В эту игру играли в Египте около 3500 лет до нашей эры. Легенда гласит, что Сенет был изобретен богом знаний Тотом, который поспорил с божеством луны Хонсу. На кон было поставлено 5 календарных дней. После победы Тота в солнечном году стало 365 дней.

    Игра рассчитана на двоих игроков. У каждого из них есть по 5 фишек, от которых нужно как можно скорее избавиться для победы.

    Так как в этом время игральные кости еще не были изобретены, в Сенете использовались специальные игровые палочки.

    Для победы в игре нужно постараться выстроить правильную стратегию, однако в “Сенете” невозможно выиграть без главного элемента - удачи.


    В коробке:

    Игровое поле - 1
    Игровые палочки - 4
    Фишки «Сенет» - 10
    Книжечка с правилами игры и мифами - 1

    Правила Сенета достаточно просты. Здесь мы изложим только основной принцип:


    1. Для начала, расставьте свои фишки на игровом поле так, как нарисовано ниже.

    2. Бросьте палочки и посчитайте количество выпавших палочек словом “SENET” вверх. Выберите одну фишку и передвиньте ее на это количество полей вперед.

    3. Вы можете передвинуть фишку на свободное поле. Вы можете поменять свою фишку местами с фишкой соперника. Вы не можете пробить защитный дом противника. (Если несколько фишек соперника стоят друг рядом с другом).


    Пример игровой ситуации

    Например, вы играете чёрными и на палочках выпало 3: можно взять фишку с поля 1 и переместить на поле 4, поменяв местами свою фишку с фишкой противника. Можно передвинуть фишку с поля 3 на пустое поле 6.

    Передвигайте свои фишки вперед с поля 1 до 30 и старайтесь вывести их. Осторожно! В конце пути Вас будут поджидать неприятность в виде полей-ловушек. Каждая из них постарается помешать Вам вывести фишки.

    interhit.ru

    Сенет: стали известны правила самой древней настольной игры Египта

    Древние египтяне относились к настольным играм на редкость серьезно. Сенет, похожий на нарды, первоначально был придуман как простое развлечение — однако быстро превратился в игру, имитирующую путешествие по загробному миру.

    Сенет считается одной из самых старых, пусть и не древнейшей настолько игрой в мире. Примерно 5000 лет назад в него с удовольствием играли во всех слоях египетского общества, и за прошедшие 2500 лет его популярность не угасла.

    Египтологи, изучающие прошлое по фрагментам древних текстов, рассказали о правилах этой занимательной игры. Она подразумевала как минимум двух игроков, у каждого из которых в распоряжении находилось по 5 пешек. Пешки располагались на доске из 30 квадратов — три ряда по десятку квадратов в каждом. Игроки пользовались древним эквивалентом игральных костей, чтобы определить, на сколько квадратов передвинуть пешку в свой ход. Пешки ходили сначала прямо, вдоль верхнего ряда, затем налево вдоль среднего и наконец направо вдоль нижнего. В итоге пешка должна была достичь финального, тридцатого квадрата в правом нижнем углу доски.

    Квадраты с 26 по 29 были украшены символами, которые, судя по всему, имели особое значение — вероятно, это были аналоги «пропуска хода» или «повторного броска». Выигрывал тот игрок, которому удавалось первым передвинуть все пять своих пешек к финишу.

    Около 4300 лет назад на фресках египетских гробниц начали появляться мотивы, изображающие игру в сенат, где одним игроком был умерший, а его противником — кто-нибудь из живых друзей и родственников. Тексты того времени недвусмысленно намекают на то, что игру стали рассматривать как спиритический канал, по которому дух умершего может общаться с живыми.

    В течение следующего тысячелетия игру уже стали прямо описывать как отражение пути, которую душа проходит в путешествии через Дуат — зловонную реку, отгораживающую царство мертвых от мира живых. Примерно 3300 лет назад изменилась игровая доска. Например, вместо трех простых иероглифов на ней теперь встречались изображения птиц, символизировавших душу. Мода на подобный «игровой спиритизм» продлилась около 800 лет.

    www.popmech.ru

    Серия 1 :: Игра Сенет (в тубусе)

    ПРАВИЛА ИГРЫ 


    В комлект игры входят: игровое поле — 1 штука, фишки — 10 штук: 5 черных и 5 белых, кости D2 — 4 штуки, правила — 1 лист.
    В сенет играют двое. В начале игры все фишки находятся на доске на первой линии, чёрные и белые через одну, начиная с чёрных. На одной клетке поля может находиться только одна фишка.
    Право игры чёрными (а значит и первого хода) определяется броском костей. Первым ходит игрок, выбросивший больше очков. Далее игроки ходят по очереди. Задача игрока — провести все свои фишки по маршруту и первым вывести их с доски.
    Выиграв партию в сенет, игрок ритуально возрождался под покровительством бога Солнца, а значит, прямо сейчас, ещё при жизни получал знак о том, что после смерти выдержит все испытания загробного мира. Выход всех фишек с поля был равносилен спасению души из Царства Мёртвых, единению игрока с богом солнца Ра, и, в конечном итоге, обожествлению.

    Бросок костей

    Для игры понадобятся четыре кости D2.
    Египтяне использовали плоские палочки, закрашенные с одной стороны. Они назывались «пальцы» и зачастую были украшены искусной резьбой. Можно придумать и более простой вариант дайсов D2: сгодятся даже обычные монеты. Играть обычным кубиком D6 куда менее интересно: меняется баланс и динамика игры. Следует заранее договориться, что считается выпавшим очком: орёл или решка на монетах, чистая или помеченная сторона на палочках. Все четыре палочки следует бросать одновременно.

    Игроки ходят по очереди. Очки по результатам броска определяют так:

       1 (1 очко)         2 (2 очка)        3 (3 очка)        4 (4 очка)        0 (5 очков)

    Если игрок выбрасывает 2 или 3, то после того, как он передвинет фишку, ход переходит к противнику. Если же выпало 1, 4 или 5, то игрок получает право на повторный бросок — и так до тех пор, пока не выпадет 2 или 3.

    Прохождение игрового поля

    Фактически поле сенета представляет собой одну длинную дорожку, для компактности «сложенную» втрое. Причём, первые 10 клеток этой дорожки на начало игры уже заняты фишками. Но пусть вас не обманывает обманчивая простота этого пути. Проходить его сложно и интересно. Путь фишки по доске выглядит так:


    Игроки по очереди бросают кости и двигают фишки на выпавшее число очков. За один ход игрок может передвинуть одну фишку.
    Фишки могут рубить друг друга по шахматному принципу — завершив ход на клетке, занятой фишкой противника. Уникальная особенность сенета состоит в том, что срубленная фишка не уходит с доски, как в играх семейства боевых гонок, и не возвращается на старт, как в спортивных гонках. Она уходит на ту клетку, откуда начала ход срубившая её фишка. То есть, при рубке фишки фактически меняются местами и фишка-жертва оказывается отброшенной назад. И становится понятно, почему фишки в сенете называются ibau — «танцоры». Неизвестно, были ли у такой механики аналоги в древности, но сейчас сенет определённо является единственным представителем семейства «танцевальных» гонок.
    Перепрыгивать можно только через одинокую фишку, неважно, свою или чужую. Через две и более фишки подряд перепрыгивать нельзя. Более того, если на соседних клетках дорожки стоят две вражеских фишки, то их нельзя не только перепрыгивать, но и рубить: считается, что они защищают друг друга. Таким образом, сдваивая фишки можно блокировать противнику путь.
    Зато если вражеских фишек в группе не две, а три и более, такую группу можно разбить, срубив предпоследнюю фишку.
    Но основная интрига разворачивается когда фишки достигают последних пяти клеток — так называемых Главных (или Великих) Домов. Покинуть доску фишка может только пройдя через один из них.

    Прохождение Великих Домов

    У каждого из Домов есть свои особенности. Фишки не могут перемещаться из Дома в Дом после того, как покинут Дом Красоты. Занявшая Дом фишка может покинуть его только выйдя с доски, при этом для выхода нужен точный бросок (то есть, число оставшихся клеток + 1). Рубить в Домах тоже нельзя. Фишка может находиться в Доме сколь угодно долго, но если вывести её с доски окажется единственным возможным ходом, игрок обязан этот ход сделать.
    Повторных ходов в Домах нет: после хода в Домах (или вывода фишки из Дома и, соответственно, с поля) палочки передаются противнику даже если выпало 1, 4 или 5. Исключение — определение судьбы фишки, только что попавшей в Дом Красоты.
    Один из Домов располагается отдельно от других в центре доски. С него мы и начнём.


     Дом Возрождения — поле №15, иероглиф «анх» (символ жизни). В нём заново начинают прохождение фишки, потерпевшие неудачу в Главных Домах. «Утонувшая» в Доме Воды фишка переносится сюда сразу, дополнительного броска для этого не требуется.
    Если «утонувшая» фишка входит в Дом Возрождения, а тот уже занят фишкой противника, она рубит эту фишку, после чего та ставится на ближайшую свободную клетку позади «возрождённой». Если же Дом Возрождения занят своей фишкой, «утонувшая» фишка либо рубит ближайшую в этой «очереди» одиночную фишку противника и занимает её место, отправив ту назад на ближайшую свободную клетку, либо, если подходящей жертвы нет (фишки либо свои, либо сдвоенные), сама уходит назад на ближайшую свободную клетку.

    А теперь — Дома, расположенные в конце путешествия.

    Дом Красоты — поле №26, «Per Nefer» (иероглиф «нефер» — «благо»). «Хранитель ведёт тебя к прекрасному, чтобы ты стал прекрасным и снаружи, и внутри». В старой разметке обозначался кружком. Это первый Дом в линии Главных Домов: он символизирует превращение усопшего в мумию, перерождение и в конечном итоге — переход к вечной жизни. Когда фишка попадает в этот Дом, она останавливается, даже если выброшено достаточно очков, чтобы пройти дальше. Однако игрок сразу же получает дополнительный ход — и обязан ходить именно этой фишкой: настало время определить её судьбу. Дальше всё зависит от результата броска: «5» – фишка успешно завершает прохождение и уходит с доски. «4», «3» или «2» — фишка входит в соответствующий Дом, если тот не занят: её судьба благополучно решена. После этого занявшая Дом фишка может только покинуть доску, когда выпадет подходящий для выхода результат. Если же нужный Дом занят, либо если выпало «1» — фишка попадает в Дом Воды и её судьба решится только на следующем ходу (в следующий ход игрок обязан будет ходить именно этой фишкой). Если и Дом Воды занят, фишка «тонет» сразу — и уходит назад, в Дом Возрождения.


    Дом Воды — поле №27, «Per Mu». «Каждый, кто не очистился внутри этого дома, плывёт вниз». В старой разметке отмечался косым крестом «Х». В новой — несёт  условное изображение воды. Сквозь них бог солнца Ра плыл перед тем, как взойти на рассвете, а грешники, которым было отказано в месте на его барке, тонули. Это главная ловушка игры. Фишка, которая остановится здесь и не пройдёт испытания, «тонет». В свой очередной ход игрок обязан бросить палочки именно на её судьбу. «5» — фишка остаётся на месте («плывёт»), а ход переходит к противнику. В следующий ход игрок опять обязан «выбрасывать» судьбу именно этой «тонущей» фишки. «4» — фишка «переплывает воды», успешно завершает прохождение и выходит из игры. «1», «2» или «3» — фишка «тонет» (независимо от того, свободны ли остальные Дома) и сразу уходит в Дом Возрождения.


    Дом Трёх Истин или Дом Гелиопольских душ  — поле №28 с изображением трёх птиц. «Да поднимется каждый и станет говорить с самим богом в построенном великом городе богов». В старой светской разметке отмечался тремя чертами (III). Фишка, занявшая этот Дом, может покинуть доску только если выпало «3». При другом результате фишка остаётся на месте.
    Дом Исиды и Нефтиды или Дом Ре-Атума  — «Per Re-Atoum», поле №29 с изображением двух человеческих фигур. «Преподнеси дары для двух великих богинь Изиды и Нефтиды». В старом варианте разметки был помечен двумя чертами (II). Фишка, занявшая этот Дом, может покинуть доску только если выпало «2». При другом результате фишка остаётся на месте.


    Дом Восходящего Солнца — поле №30, «Per Ra-Horakhty». На этом поле рисовали изображение сокола, несущего солнечный диск, или круг, но чаще всего оно оставалось пустым, ибо невозможно изобразить бога-демиурга Ра-Хорахти. «Каждый сольётся с Ра, обретя тем счастье и вечную жизнь». В старом варианте этот квадрат помечался одной чертой (I). Фишка, занявшая этот Дом, может покинуть доску только если выпало «1». При другом результате фишка остаётся на месте.

    Недоход и ход назад

    Поскольку по правилам все выпавшие очки должны быть израсходованы полностью, в сенете применяется довольно сложная система «компенсации хода» для случаев, когда игроку некуда ходить.
    Если есть ход, которым игрок может использовать все выпавшие очки, то этот ход должен быть сделан, даже если игроку он не выгоден. К примеру, это может быть вывод фишки, стоящей в каком-то из Главных Домов, или наоборот, ввод фишки в Дом Красоты.
    Но если это невозможно (то есть, очков выпало больше, чем игрок может пройти), то допустимы (последовательно) следующие варианты:
    1) «Недоход» на одну клетку (скажем, если выпало «5», а пойти возможно только на 4 клетки, или если выпало «4», а есть только 3 клетки, и т.д.).
    2) «Отскок», если разница больше единицы: фишка проходит максимально возможное число  клеток, после чего начинает идти обратно, и остаток очков отсчитывается в обратном направлении.
    3) Ход назад, если нет возможности идти  вперёд.
    Рубить при этом нужно на общих основаниях, хотя, как показывает опыт, такая рубка невыгодна, ведь срубленный противник в этом случае перемещается не назад, а вперёд.
    4) Пропуск хода, если ходить вовсе некуда.

    Доброй игры!

    bastian-books.ru


    Смотрите также