Как играть в семью с мячом правила игры


"Вышибалы" и другие подвижные игры с мячом


текст: Дарья Колдина, shkola7gnomov.ru

В прошлом году моя сестра купила дачу. Приехали вместе с ней обустраиваться да обживаться. Ну и конечно, первоочередная задача – познакомить наших сыновей с местными детьми. Их не так много, и они, в основном, сидят сами по себе. А если и выходят гулять – то не знают, чем себя занять. Предлагаем им поиграть в самую интересную игру – вышибалы. К нашему удивлению, почти никто не знает, что это за игра. А на вопрос: "У кого есть мячик?" - гробовая тишина! Оказывается мячик в наше время – большая редкость.

 Ладно, накачиваем свой, делимся на команды, начинаем играть. Вскоре выясняется, что мало кто может увернуться от мяча, причём, для кого-то это оказывается целой трагедией – не хотят выходить из круга, плачут, обижаются, начинают говорить, что они не видели мяча, не ожидали его, их отвлекли и т.д.… "Выручить" свою команду вообще никому не под силу. Попасть мячом в движущуюся цель – почти невозможно… В итоге, игра почти разваливается, все, у кого не получается – отказываются играть. Что ж, не умеют преодолевать препятствия! Остаются самые ловкие, играем с ними.

В последующие дни продолжаем играть в том же духе. Где-то через неделю те, кто обижался на мячик, перестают это делать, и начинают понимать, что правила всё же соблюдать надо. Ещё недели через две - появляются ловкость, быстрота, меткость. И даже первые победы – находятся дети, которым удается "выручить" свою команду! Команда бурно радуется возможности второй кон побегать в кругу! Да и "свечки" теперь тоже ловятся и благородно раздаются нуждающимся в команде!


Когда вышибалы приедаются, начинаем играть в следующую игру. За лето мы переиграли во все игры, которые вспомнили с сестрой из нашего детства и которые знали сами ребята. Приятно было выходить на улицу, где большая компания детей с радостными возгласами бросалась нам навстречу. За лето ребята сдружились между собой, у них появились чувство локтя и взаимовыручка, они стали ловкими, любознательными и подвижными, какими и полагается быть детям их возраста, и никто из них уже не променял бы наши игры и общение на сидение перед компьютером.

Сейчас часто говорят, что дети стали другими. Нет, современным детям не меньше, чем нам когда-то, необходимо дружить, уметь взаимодействовать, двигаться и ощущать себя сильными и умелыми. Они такие же, какими были и мы в свое время, если мы им поможем.

Игр с мячом довольно много, правда, не все о них знают. Мы хотим напомнить, как играть в "вышибалы", и расскажем, в какие ещё коллективные и подвижные игры мы играли с мячом.

Вышибалы классические

Количество участников – от трёх, но для командной игры - не менее четырех. Нужен мяч средних размеров и просторная ровная площадка. Игровая площадка ограничивается квадратом - четырьмя линиями на расстоянии 10– 15 шагов Дети разбиваются на две равные команды. Одна команда "вышибающие", вторая – "вышибаемые". Те, кто "вышибает", делятся поровну (насколько это возможно) и встают по двум границам квадрата друг напротив друга (желательно прочертить линии мелом). "Вышибаемые" располагаются в середине игровой площадки, они могут перемещаться внутри всей площадки, но не должны забегать за её границы.

Задача "вышибающих" – попасть мячом в тех, кто стоит в середине, то есть "выбить" их из игры, задача "вышибаемых" - увернуться от мяча. Мяч кидает по очереди то одна, то другая сторона "вышибающих". "Выбитым" считается тот, в кого попали мячом, в этом случае он покидает игровую площадку. Игра прекращается, когда все "вышибаемые" покинули игровую площадку. В следующей игре "вышибаемые" и "вышибающие" меняются местами. Последний оставшийся на игровой площадке игрок может постараться "выручить" свою команду – увернуться от брошенного в него мяча столько раз, сколько ему лет, плюс ещё один раз - за команду. В случае удачи - вся его команда еще на один кон остается "вышибаемой".

Свечи

Можно усложнить игру, введя "свечи". "Свеча" – дает возможность остаться в кругу и продолжать игру, если в тебя попал мяч. Чтобы её получить - нужно перехватить летящий мяч (который ещё не коснулся земли). Если человек поймал мяч после того, как тот отскочил от земли (или от другого игрока), или поймал "свечку" и выронил её, то он выходит из круга (если у этого игрока нет в запасе "свечи" или кто-то из других игроков его команды не отдаст ему свою).

Владелец "свечи" может распоряжаться ею по своему усмотрению: использовать для себя в будущем, передать тому, кого только что "выбили" или тому, кто уже до этого покинул игровую площадку, в этом случае "выбитый" прежде игрок возвращается в игру. "Свечи" можно накапливать впрок. Если кто-то использовал "свечу", т.е., будучи выбитым, остался в кругу или снова в него вошел, то она "сгорает". Нельзя использовать свечи на "выручалах" своей команды!
Благодаря "свечкам", кстати, проявляется и воспитывается характер детей. Можно ловить "свечки" впрок и копить их лично для себя "на всякий пожарный", а можно благородно отдать свою свечку другому человеку, чтобы тот остался в игре.

Вышибалы с картинками

В "вышибалы с картинками" играют точно так же, как в обычные "вышибалы"; единственное отличие - время от времени при броске мяча "вышибающие" могут называть ту или иную "картинку", тогда команде "вышибаемых" нужно совершить определенное действие. "Картинки" могут быть следующими:

"Бомба" – участники садятся на корточки и не имеют право двигаться с места. Тот, кто бросает мяч, поворачивается спиной, и выбрасывает мяч из-за головы.

"Салют" - участники встают "смирно", руки по швам. Тот, кто бросает мяч, поворачивается спиной, и выбрасывает мяч из-за головы высоко вверх. Игроки не должны двигаться с места, они поднимают руки вверх и кричат "Ура!".

"Фотография" – все замирают на месте, "вышибающий" кидает мяч, отвернувшись. Если "семейное фото" - все игроки встают рядом друг с другом и обнимаются.

"Ракета" – водящий кидает мяч, стоя лицом к игрокам, те не должны сходить с места, но могут уклониться от мяча, например, можно присесть, поднять одну ногу или повернуться боком.

"Солдатик" – нужно замереть и стоять на одной ноге. Бросающий кидает мяч спиной к игрокам.

"Торпеда" – все замирают, водящий бьёт по мячу ногой, пуская его понизу, игроки не имеют право сходить с места, а могут только подпрыгнуть над мячом.

"Ручеёк" – мяч пускают катиться по земле, каждый из игроков должен успеть встать перед мячом так, чтобы он прокатился между ногами или перепрыгнуть через него.

Можно называть "цветочный ручеек", "разноцветный", "ягодный", "шоколадный" или любой другой. В этом случае, помимо пропускания мяча под ногами, игроку нужно ещё назвать какой-то цветок (ромашка, роза) или цвет (красный, синий), ягоду (земляника, смородина) или название шоколадки. Может быть "ядовитый" ручеёк. В таком случае перепрыгивать через мяч нельзя.

"Арбузики" - водящий держит мяч в руках, участники подбегают и бьют ладонью по мячу столько раз, сколько арбузов назвал водящий. Последнему игроку сложнее всего – ему надо, ударив последний раз по мячу, быстро убежать в круг, пока в него не попали мячом.

"Крокодильчики" – все встают параллельно друг другу и принимают "упор лёжа". Водящий прокатывает под ними мяч.

"Липучка" – водящий держит мяч в руках, участники одновременно касаются мяча одной рукой, пока водящий не скажет: "Отлипни". Тогда все разбегаются, а водящий кидает мяч в любого игрока.

"Старики и старушки" – все игроки двигаются в кругу очень медленно, как старенькие люди. Водящий старается попасть в кого-то мячом.

"Машинки" – все игроки двигаются в кругу, делая вид, будто рулят рулем.

"Змейка" - все игроки берутся за руки и двигаются цепочкой, стараясь при этом не попасть под мяч. 

Тот участник, который не выполнил "картинку" или был при этом задет мячом, выбывает из игры. "Свечи" можно ловить только тогда, когда нет задания с картинкой. На "выручала" картинки не применяются.

Индейцы и ковбои

Эта игра похожа на "вышибалы". Для этой игры требуются два-три небольших мяча и площадка чуть больше, чем для игры в "вышибалы". Участники делятся на две команды: одна – "индейцы", вторая – "ковбои". Сначала "ковбои" занимают позицию с двух противоположных сторон игровой площадки. Между ними – "большой каньон", который "индейцы" должны пересечь. "Индейцы" встают с третьей стороны площадки, где нет "ковбоев", и перебегают на противоположную свободную сторону. Перебегать надо сразу всей "кучей". Задача "ковбоев" – как можно быстрее выбить "индейцев" мячами.

Те, в кого попали – считаются "убитыми" и выходят из игры. Перебежав с одной стороны на другую, "индейцы" вновь должны пересечь "каньон". И так до тех пор, пока ни одного "индейца" не останется. Потом "индейцы" и "ковбои" меняются местами. Выигрывает та команда, которой удалось совершить наибольшее количество перебежек по "каньону".

Мяч с подпрыгиванием

На расстоянии примерно 7 шагов друг от друга чертятся 3 параллельные линии Дети делятся на две команды и по командам встают на 2 крайние линии. Один из игроков первой команды бросает небольшой мяч в сторону второй команды и как можно быстрее бежит к центральной линии и совершает на ней три прыжка. Игрок из второй команды, поймавший мяч, должен вернуться на свою линию и оттуда попытаться попасть мячом в первого игрока, пока тот не встал за свою линию. Если он не попал - переходит в команду противника, если попал – забирает игрока в свою команду. После этого игрок из второй команды кидает мяч и бежит прыгать на средней линии. Игра заканчивается, когда в какой-либо из двух команд не останется игроков.

Охраняй капитана

В эту игру интересно играть, когда собирается много детей. По краям игровой площадки (территория должна быть больше, чем для игры в "Вышибалы") проводятся ограничительные линии. Играющие делятся на две команды, выбирают капитанов, определяют, кто будет в защите и нападении. (Обычно в нападающие выбираются те, кто посильнее, в защиту – те, кто слабее).

Защитники и капитан остаются на своей половине площадки, нападающие переходят на половину противника. Разыгрывается мяч, и команда, захватившая его, стремится приблизиться к капитану противников и попасть в него мячом. Можно передвигаться с мячом в руках или перебрасывать его. Защитники должны защищать своего капитана, стараясь отнять мяч у нападающих противника и переправить его своим нападающим. Команда считается проигравшей, если в капитана попал мяч.

Города

В эту игру играют большой компанией. Асфальтированную площадку делят мелом на четыре параллельные полосы: две широкие (по центру) – "города" и две узкие (по краям) – для пленных. Играющие распределяются на две команды и располагаются на территории своего "города". 

За территорию своего "города" выходить нельзя. Один из играющих выходит на середину площадки и подбрасывает мяч. Игроки стараются, не покидая своих "городов", завладеть мячом. Между командами начинается "перестрелка". Задача - попасть мячом в любого игрока из другого "города", чтобы взять его в "плен". Игрок, в которого попал мяч, – уходит за "город" противника на территорию "плена". Он может "освободиться" и вернуться к своим, если поймает мяч, который игрок его команды перекинет ему через головы противников. Выигрывает команда, которая возьмёт в "плен" наибольшее количество игроков.

Салки с мячом

Нам всем очень понравилась эта игра, и стала наряду с "вышибалами" одной из самых любимых. Чем больше в ней участников – тем интереснее. Для игры нужен небольшой мячик (но не жёсткий) и большая площадка, желательно - с различными объектами, вокруг которых можно бегать и прятаться: домом, кустами и т.п. Границы площадки необходимо оговорить. Назначается водящий ("скидываемся" на "камень – ножницы – бумага"). Пока водящий считает до десяти, все разбегаются. Задача водящего – догнать кого-то из участников игры и кинуть в него мячом. Чем больше расстояние между убегающим и догоняющим, тем меньше шансов у последнего попасть в цель. Тот, в кого попали мячом, подбирает мяч, считает до 10 и бежит отыскивать следующую "жертву".

Охотники и лисы

Эта игра похожа на "Салки с мячом". Тут тоже выбирается водящий ("охотник"), который "вооружается" небольшим мячом. Остальные – "лисы". Они убегают от "охотника". При этом они могут прятаться, но только на оговоренной ранее территории. (А то у нас сначала некоторые дети норовили спрятаться у себя на участке). "Охотник" должен попасть в одну из "лисиц" мячом. Осаленная "лиса" становится тоже "охотником". Они вместе с первым "охотником" догоняют оставшихся "лисиц" и кидают в них мяч. Мяч один на двоих, поэтому кидает мяч сначала один, а потом второй "охотник" подбирает мяч и тоже кидает. Так постепенно "охотников" становится всё больше, а убегающих "лисиц" – всё меньше. Оставшаяся самой последней "лисица" – считается самой ловкой.

Девять камешков

Об этой игре я узнала, будучи уже взрослой. А оказывается, в наше советское детство она очень многим нравилась… У этой игры много различных названий "Квадрат", "9 пробок", "Стёклышки", "4 камешка" и т.д., а также существует множество вариантов этой игры. Но общие правила сводятся примерно к следующему.

На земле чертится большое квадратное поле со сторонами 9-12 шагов, которое делится на 9 клеток, как для игры "крестики-нолики". В центральном квадрате складываются кучкой 9 больших и, желательно, плоских камней, или можно сложить столбиком 9 пробок от бутылок. Дети делятся на две команды. Все встают за очерченным полем по всем 4 сторонам квадрата. Игроки первой команды должны мячом "разбить" камни, то есть камни должны разлететься по площадке или за её границу.

Как только кому-то удастся разбить все камни, игроки второй команды вбегают на игровую площадку, их задача - разложить все камни по клеткам поля. Причём, положить камень в клетку можно только тогда, когда ты встал на неё двумя ногами. Задача игроков первой команды – не давать игрокам второй команды раскладывать камни, стараясь выбить противников мячом. При необходимости они могут перекидывать мяч друг другу.

Если в игрока второй команды попали мячом – он выходит из игры. Первая команда считается выигравшей, если ей удалось выбить всех игроков второй команды. Если вторая команда успела разложить все камни по клеточкам, то выиграла она.

Мальчики-девочки

В эту игру желательно играть при чётном количестве игроков – четыре, шесть и т.д. Дети делятся на две команды – интереснее, когда на мальчиков и девочек, и встают напротив друг друга. Первая из шеренги девочка кидает мяч стоящему напротив неё мальчику, тот в свою очередь кидает обратно, но уже следующей девочке и т.д. Потом мяч точно таким же образом возвращается мальчикам и т.д. Если, например, какая-то девочка не поймала мяч, она переходит «в плен» к мальчикам. Если в следующий раз какой-то мальчик не поймает мяч – он может либо уйти в "плен" к девочкам, либо команда решает возвратить девочку обратно в её команду. Если девочка не поймает мяч, команда мальчиков вправе забрать себе в "плен" еще одну девочку. Можно играть на время. Выигрывает та команда, в которой по окончанию игры окажется набольшее количество детей.

Ручной футбол

В эту игру играют примерно так же, как в обычный футбол. Дети делятся на две команды, вратари занимают свои ворота. В отличие от обычного футбола по полю нужно бегать с мячом в руках и передавать мяч нужно тоже руками, а не ногами.

Тот, у кого мяч, бежит к воротам противника, а игроки противоположной команды пытаются отнять у него мяч. Игрок может перебрасывать мяч своим "однокомандцам". В игре нельзя толкаться и ставить подножки. Вратарь может отбивать мяч любыми способами: руками, ногой, плечом, головой. Выигрывает та команда, которая забила наибольшее количество голов.

Читайте также:
Игры с мячами для самых маленьких
Игры с мячом: не только футбол
Подвижные игры разных стран
Игры на внимание

"Как организовать игры с мячом в семье" (из опыта работы) - Мои статьи - Каталог статей

 

Консультация для родителей

«Как организовать игры с мячом в семье»

 

К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как   бы  становимся  детьми.  Вспомним  свое   детство,  кого  из  взрослого   мы    любили больше всех? Да тех, кто умел играть  с нами. Они становились партнерами в играх, заражали   фантазией,   увлекали   ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость…Среди  разнообразия  детских  игр   можно выделить особый вид – игры с мячом.

 Многие   родители  не  дают  детям  мяч в  Домашних  условиях,   считая  его   опасной  игрушкой:   можно   разбить   окно, зеркало,  люстру.…  И  это понятно, мяч  побуждает  к высокой  подвижности,  поэтому, как считают многие    взрослые,   в  руках   малыша  он становится «непредсказуемым» предметом. И в то  же  время  все  согласятся,  что игры с мячом  являются  любимыми  играми  в раннем  детстве.  По всей вероятности, этот предмет любим детьми еще и по тому, что  «созвучен» им,  -  такой   же  прыгающий,   «заводной», мобильный, забавный  и  каждый  раз новый в  своих проявлениях.                          

                                                                                                                                                                         Как же организовать игры с мячом в семье?

Во - первых,  в  условиях  помещения   игры должны   быть  организованы  взрослыми.

Во- вторых,  взрослые  должны  быть   непосредственными   участниками  игры,   партнерами малыша.  

В- третьих, играм с мячом на улице следует   уделить  особое   внимание:   не следует  играть  вблизи  проходящего  транспорта,  на   высоких  подиумах,  платформах, необходимо   избегать  опасных  канав   или скрытых ям.

Педагогическая ценность игр с мячом.

Малыши,   знакомясь  со  свойствами  мяча, выполняя  разнообразные   действия  с   ним (бросание,  катание  и др.), получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги,  руки,  кисти) – активизируется  весь организм.  

Даже  простое  подкидывание мяча вверх  заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку. Можно сказать, что  игры с мячом – специальная комплексная гимнастика:  развивается  умение схватывать, удерживать  и  перемещать  мяч  в  процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие  игры   и    упражнения   развивают ориентировку   в   пространстве,   глазомер, ловкость быстроту реакции, регулируют силу и точность   броска; нормализуют эмоционально-волевую   сферу, что особенно важно  как для малоподвижных,  так  и  для  гипервозбудимых детей.  

Кроме  того,  они развивают мышечную силу,  улучшают  обмен  веществ,   усиливают работу важнейших органов – легких, сердца.

Учимся играть вместе

 Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом?

Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей –ведущий прием в обучении малышей. Пояснение и показ упражнений требуют подготовленности детей. Ребенок 2-3 лет не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении и   поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» ит.п. например, показывая, как  надо бросать мяч в даль двумя руками из-за головы, взрослый сопровождает показ простым, доступным   для понимания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за  голову. И… брошу. Брошу сильно, вперед! Далеко-далеко!»

Дети этого возраста лучше воспринимают показ движения, чем его словесное описание, поэтому взрослый должен   показывать  упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением. Повторение упражнений с  мячом имеет большое значение для детей  раннего возраста.

Благодаря многократным  повторениям образуются более прочные двигательные навыки: малыш начинает выполнять  движения  свободнее, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Ребенок может без устали и с большим увлечением бросать мяч на пол, катать взрослому, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.  Большое разнообразие движений и их вариантов в действиях с мячом вызывает у детей интерес к мячу как к предмету спорта, что особенно важно для формирования в будущем положительных наклонностей к физ. культуре.

 

Конкретные рекомендации родителям.

Уважаемые   родители,  конечно  же,   в современных квартирах  возможности для игры  в  мяч  очень  ограничены,  но  все  же  мы можем  предложить  Вам  несколько  забавных игровых упражнений с мячом. Эти   игры  можно  проводить в условиях помещения, используя всё, что есть под рукой: игрушки,   бумажные  шары,  кегли,   пустые пластиковые бутылочки, веревки, мячи разной величины, табуретки, стулья.

Желательно  иметь  один или два больших мяча  диаметром  15-20 см.   маленькие мячи, бумажные шары из скомканной бумаги. Сопровождение    движений   с     мячом стихотворным   текстом   помогает   сделать занятие  более понятным,  а главное, задает

ритм выполнения игрового задания.

 

Игры с мячом

«Башенка»

Из трех, четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1,5 м от него.

Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (которые не должны быть слишком тяжелыми).

 

«Поиграем с солнышком»

Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом располагается, напротив, на расстоянии 0,6-1,0м. читает стихотворение и  выполняет соответствующие действия.

         Солнышко желтое (медленно прокатываем мяч от руки  к руке)

         Солнышко теплое (вокруг себя по полу)

         По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку)

         К Мише (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками маме.)

         В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра) или сверстники малыша. В этом случае участники образуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности, тем самым, вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение малыша тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

 

«Мяч в кругу»

В этой игре можно объединить нескольких детей (сверстников малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами.

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает одному из участников игры мяч- Колобок (на нем нарисованы глаза нос и рот) и читает стихотворение:

                                       Колобок, колобок,

                                       У тебя румяный бок.

                                       Ты по полу катись

                                       И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе мамы («Катенька, покати мячик Диме»)девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени.

 

Советы маме. Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатывать мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

 

Детские игры с мячом — Летний лагерь

Где мяч?

Нужно взять мяч и выбрать водящего. Остальные пусть становятся в круг рядом друг с другом и держат руки за спиной. У одного из игроков в руках мяч. По сигналу руководителя игроки передают друг Другу мяч. Водящий должен отгадать, у кого в данный момент в руках этот предмет. Указывая на кого-либо, он говорит: «Руки!». Игрок должен немедленно показать руки. Если водящий угадывает, то игрок становится водящим. Играющим разрешается обманывать водящего (шевелить плечами, касаться спины водящего мячом и т. д.).


Детский волейбол

В середине площадки натягивается веревка на высоте 2 м. Играющие делятся на две команды. Каждая команда становится на одной стороне от веревки. Первые два игрока берут по мячу и становятся на линию старта (2 м от веревки). Одновременно каждый из них бросает мяч через веревку. Остальные игроки обеих команд стараются поймать мячи, пока они не упали на пол. Далее вторые игроки делают то же самое. Все члены команды поочередно бросают мяч и ловят мячи команды соперников. Выигрывает команда, допустившая меньшее количество попаданий мяча на свою площадку.


Вышибалы

Все знают любимую детскую игру вышибалы. Предлагаем один из вариантов этой игры. Чертятся две линии на некотором расстоянии друг от друга. Игроки одной команды становятся за линиями, игроки другой команды — между линиями. -Игроки первой команды должны попасть мячом в кого-нибудь из участников другой команды. Тот, в кого попали, выбывает из игры. Если вторая команда ловит мяч, ей засчитывается очко и можно вернуть одного из выбывших игроков. Если же выбывших нет, то очко засчитывается на будущее. Когда первая команда выбивает всех игроков второй команды, она выигрывает, и команды меняются местами.


«Картошка»

Участники игры встают в круг. Игра начинается с того, что один из игроков подает мяч. Задача всех остальных — внимательно следить, в чью сторону направляется мяч, и вовремя отбить его двумя руками, не дав упасть на землю. Тот, по чьей вине мяч падает, усаживается в центр круга на корточки. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся стоять два игрока. После этого они начинают выбивать сидящих игроков. Если в это время «картошки» поймают мяч, то они снова встают в круг, а игроки садятся на их место. Отбивать мяч можно только снизу вверх, «гасить» мяч нельзя. В круг садится и тот, кто трижды отбивает мяч.


Съедобное-несъедобное

На площадке для игры на достаточно большом расстоянии друг от друга чертят две параллельные линии. С помощью считалки или по жребию выбирают водящего. Он берет в руки мяч и отходит за одну черту. Все остальные выстраиваются в один ряд за другой чертой. Водящий бросает мяч каждому игроку по очереди и называет какой-нибудь предмет, фрукт, овощ, ягоду. Игроки должны поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить мяч, если названо что-то несъедобное. В любом случае мяч должен вернуться к водящему. Тот, кто правильно выполняет задание, делает шаг вперед. Если же игрок ошибся, он остается на месте или делает шаг назад, если он уже перешагнул через черту. Допустивший ошибку два раза приседает на корточки, три раза — прыгает на корточках. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до водящего. Главное правило — нельзя надолго задерживать мяч в руках. Это относится и к водящему, и к другим игрокам. Тот, кто задумался, должен отдать фант. По окончании игры фанты разыгрываются, и за каждый фант дается определенное задание.


Гимназия с мячом

Играют рядом со стеной. Все участники игры по очереди должны выполнить определенные задания («закончить десять классов») и «сдать экзамен» в каждом коне.

Первый класс Десять раз ударяют мячом прямо перед собой об стену, отбивая его кончиками пальцев.

Второй класс Девять раз ударяют мячом перед собой об стену, отбивая его ладонями снизу вверх.

Третий класс Поворачиваются к стене правым боком и восемь раз бросают мяч так, чтобы он пролетел под правой поднятой ногой, ударился о землю и отскочил к стене. Ловят мяч от стены.

Четвертый класс Выполняют то же самое задание, что и для третьего класса, только поворачиваются к стене левым боком, выполняют семь ударов, а мяч пролетает под левой ногой.

Пятый класс Встают лицом к стене и шесть раз бросают мяч сзади между ног так, чтобы он ударился о землю и отскочил к стене. Ловят мяч от стены.

Шестой класс Выполняют то же самое задание, что и для пятого класса, только встают к стене спиной и мяч бросают пять раз.

Седьмой класс Четыре раза выполняют движения в следующем порядке: бросают мяч в стену так, чтобы он отскочил и ударился о землю, ловят мяч, снова бросают в стену и ловят в руки уже от стены.

Восьмой класс Складывают ладони лодочкой и отбивают мяч три раза так, чтобы он ударился об стену.

Девятый класс Сжимают руки в кулаки, соединяют оба кулака вместе и дважды отбивают мяч от стены.

Десятый класс Отбивают мяч только одним большим пальцем, чтобы он ударился об стену.

Экзамен Выполняют из каждого класса по одному заданию. При этом нельзя смеяться и улыбаться.

После каждого задания нужно поймать мяч, не давая ему упасть на землю. Если же это происходит или допускается ошибка, провинившийся игрок отдает мяч следующему по очереди. Когда снова мяч окажется в его руках, он должен выполнить кон с самого начала.

Второй кон начинается со второго класса, третий — с третьего и т. д. Побеждает тот, кто быстрее всех закончит выполнять десятый кон.


Съедобное-несъедобное

Ведущий называет слово, играющий должен поймать или не поймать мяч, кинутый ему. Если не съедобное - оттолкнуть, съедобное - поймать


Вышибала

Две команды друг напротив друга. В середине представитель 3-ей команды. В него надо попасть мячом, вышибить. Когда будут выбиты все члены 3 команды, кто выбил последнего игрока, или кто больше - та команда становится в серединку


Игра "СамжЕл" ( сам желаю)

Ведущий бросает мяч игрокам по очереди и дает им сначала имя(каждому), потом фамилию (затем - где живешь, как зовут мужа, любимый цветок и т.п...). Игрок ловит мяч, если название ему нравится и отбивает, если не нравится (например, ведущий может говорит имена: Сосиска, Лукерья, Маша, Салатик и т.д) НО, если ведущий сказал ключевое слово "САМЖЕЛ", то нужно ловить мяч, так как это дает право самому выбрать себе имя ( и т.д.). В игре приходится запоминать свои имена и все пункты, а такжевнимательно слушать ведущего. Мы играем с удовольствием)


Игра "Хали-хало".

Начало игры, как в "Съедобное-несъедобное". Игроки садятся в ряд, ведущий называет какой -либо предмет, бросает мяч любому из игроков, если несъедобное - мяч нужно отбить, если съедобное - поймать. Когда один из игроков ошибается, он встает с места, точнее вскакивает, и бежит, как можно быстрее, пока ведущий не крикнет "Хали-хало!". Затем ведущий на глаз прикидывает расстояние до убежавшего игрока, причем расстояние измеряется не просто в шагах, а в прыжках - "лягушках", шагах - "цаплях" и шажков на расстояние одной стопы - "воробьи". Расстояние определено, ведущий идет к убежавшему игроку, приблизившись кидает в игрока мяч, задача - попасть мячом в игрока. Если у ведущего получилось попасть мячом в игрока, этот игрок становится ведущим.

Еще вариант, но немного не так. Ведущий загадывает начальные буквы фильма, названия книги или др. Ребята по очереди угадывают. Угадавшему ведущий бросает мяч с возгласом "Хали - хало" и убегает до команды "Стоп". Разворачивается, сцепляет руки, образуя круг, и немного наклоняется вперед. Угадавший должен попасть в круг, тогда он становится ведущим.


“БЕГ С ТРЕМЯ МЯЧАМИ”.

На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол.

- вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,

- вместо бега – прыжки.


“ПРЫЖКИ С ЗАКРЕПЛЕННЫМ МЯЧОМ”.

Первый участник закрепляет мяч между коленями, удерживает его в таком положении, начинает по сигналу прыжки. Допрыгав до поворотного флажка, он берет мяч в руки, бежит назад и, не добегая до своих 1 м, кладет его. Если мяч выпал, поднять, вернуться на то место, где прерваны прыжки, закрепить мяч и продолжить эстафету.

- мяч устанавливается на голове и придерживается одной рукой,

- мяч зажимается между ступнями ног,

- мяч закрепляется между локтями перед грудью.

Подвижные игры с мячом для детей разного возраста

Стоит ли сидеть в четырех стенах, когда на улице теплая погода? С наступлением весенних деньков так и тянет на свежий воздух. Уже с майских праздников начинаются семейные вылазки на природу, вот только взрослые не всегда знают, чем занять детей, которым для удовольствия мало поесть шашлыка – им нужно резвится и куда-то девать энергию, которая просто бьет через край, когда вокруг деревья, солнце, воздух, вода и чистое небо. Проще всего увлечь представителей юного поколения энергичными играми, но чаще всего для этого нужен какой-то инвентарь. Можно захватить с собой мяч: весит он немного, а подвижные игры с мячом для детей разного возраста настолько увлекательны и разнообразны, что скучать никому не придется.

 

Игры с мячиком для дошкольников

Если дети еще совсем маленькие и не имеют навыков обращения с мячом, им важно научиться толкать, кидать и ловить его. Сформировать эти элементарные навыки помогут следующие подвижные игры с мячом:

  • «Кегельбан». Потребуются кегли (или пластиковые бутылки) и мяч. Эта игра будет интересна, даже если для ребенка не найдется соперника: он может соперничать сам с собой, ставя новые рекорды. Нужно выставить кегли, отойти на метр или полтора, провести черту. От этой черты ребенку нужно толкать мяч таким образом, чтобы он докатился до кеглей и повалил их, чем больше – тем лучше.
  • «Кидай – лови». Для этой игры нужно не менее трех человек, но она хороша тем, что компанию малышам могут составить и взрослые, а также старшие братья и сестры. Задача проста – перебрасывать друг-другу мяч и ловить его. Для детей постарше задание следует усложнить: мяч следует не ловить, а отбивать, как в баскетболе.
  • «Мастер мяча». Игра предполагает поочередное выполнение нескольких заданий: подбросить и поймать мяч; подбросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать его; ударить мяч о землю и поймать; проделать то же самое с хлопком; ударить мяч о стену и поймать, не давая ударить о землю; повторит то же самое с хлопком; ударить о стену, дать отскочить от земли и только после этого поймать – сначала без хлопка, потом с хлопком. Каждое упражнение повторяется сперва по 1 разу, потом по 2, 3, 4, 5 раз и так далее. При неудачном выполнении задания игрок уступает место следующему игроку и ждет своей очереди. Победителем становится тот, кто первым дойдет до финала, первым выполнив последнее упражнение заранее оговоренное число раз. Кратность выполнения заданий зависит от возраста детей и их умения обращаться с мячом. Эта подвижная игра будет интересна ребенку даже в том случае, если он не найдет соперников. Для детей постарше дополнительно можно ввести задание набивать мяч ногой.
  • «Съедобное – несъедобное». Эта игра к подвижным относится условно, но в нее можно играть на природе, и она помогает сформировать внимание. Для нее нужно несколько участников детского возраста и взрослый ведущий. Ведущий называет предмет и кидает мяч ребенку. Его задача – поймать мяч, если названо слово, обозначающее что-то съедобное, и отбить его, если назван несъедобный предмет.

Эти игры помогут занять детей, пока родители готовят шашлык или сажают цветы на даче. При этом такое времяпровождение для малышей будет очень полезным.

 

Подвижные игры с мячом для школьников

Если усложнить задания игры «Мастер мяча», то она будет интересна и детям, которые уже учатся в школе. Дополнительно для них можно предложить еще три подвижные игры с мячом.

  • «Я знаю пять имен». Правила этой игры таковы: игроки поочередно ударяют мяч о землю, при каждом ударе произнося по слову из фразы «Я знаю пять имен девочек», после чего на каждом последующем ударе нужно назвать 5 имен. Далее произносится фраза «Я знаю пять имен мальчиков» и собственно эти имена. Ребенок, упустивший мяч, передает его другому игроку. Для юных футболистов задачу можно изменить: не ударять мяч о землю, а набивать его ногой. Чем старше ребенок, тем длиннее становится перечень того, что ему предстоит назвать: пять названий городов, пять названий цветов, пять названий деревьев и так далее. При желании правила можно усложнить, запретив называть имена, названные другим игроком, то есть ввести условие не повторяться.
  • «Собачка». Игроки становятся по окружности и перебрасывают мяч. Ведущий находится в центре и пытается этот мяч поймать. Когда ему это удается, он меняется местом с ребенком, упустившим мячик (то есть тем, кто его кинул так неудачно, что «собачка» его поцмала).
  • «Горячая картошка». Ребята становятся в круг и бросают друг другу мяч. Если кто-то из них мяч не поймал, он садится в центр круга на четвереньки (в «котел»). Если, не вставая с четверенек, ему удастся коснуться меча, он выходит из круга и становится на свое прежнее место, продолжая игру. Сидящих в котле можно выручить, если попасть в них мячом.

Эти игры будут интересны и для подростков, особенно при усложненных правилах. Например, играя в «Картошку», можно потребовать, чтобы дети не ловили мяч, а отбивали его, как в волейболе. Вообще, «Картошку» можно считать игрой на основе волейбола, и бывает, что в нее с удовольствием играют взрослые люди.

 

Спортивные игры с мячом для детей на природе

Вообще, волейбол, баскетбол и футбол дали начало самым разным подвижным играм для детей на природе. Например, при отсутствии площадки для игры в баскетбол, можно прикрепить к дереву баскетбольное кольцо и забрасывать в него мяч – кто чаще попадает, тот и выигрывает. Даже без пары юноша может увлечься этой незатейливой игрой.

Впрочем, для большинства спортивных игр требуется значительное количество участников. Для игры в пляжный волейбол – 4 человека, для игры в мини-футбол – 10 человек. Подходящую команду всегда можно собрать, если девочки и мальчики, дети и взрослые объединят свои усилия. Важно лишь, чтобы силы у команд были примерно равными. Разумеется, перед этим все спортсмены должны изучить правила игры и подготовить поле. Спортивными правилами эти требования строго регламентированы, но в кругу семьи х можно упростить, играя на поле любого размера, заменив сетку бельевой веревкой, а ворота – несколькими поставленными друг на друга кирпичами. Даже правила можно упростить на свой вкус. Ведь подвижные игры- это всего лишь игры. Они нужны для отдыха, а не для достижения спортивных вершин

 

Многоликие «Вышибалы»- игра для любого возраста

Кто из нас в детсве не играл в «Вышибалы» (они же «Выбивалы», «Доджбол»)? Эта игра настолько популярна и распространена, что вариативность ее правил поражает. К тому же на ее основе были придуманы другие подвижные игры с мячом.

  • Классические «Вышибалы». Игроки делятся на 2 команды. На расстоянии 5-15 метров проводятся 2 черты (чем меньше возраст детей, тем ближе следует расположить линии). Одна команда, разделившись пополам, становится за линиями, другая идет в центр. Мяч находится в руках детей, которые стоят у черты – они будут выбивать мячом тех, кто в центре. Задача ведущей команды – попасть мячом в игроков в центре, а те, в свою очередь, должны увернуться от мяча. Если перед тем, как попасть в игрока, мяч коснется земли, игрок не считается выбитым, в противном случае он покидает круг. Если игроку в центре удалось поймать мяч, не успевший коснуться земли, он получает запасную «жизнь» (говорят, что он поймал «свечку»). В этом случае при ближайшем попадании в него мяча, он остается в кругу. Игрок может отдать «свечку» любому из выбитых игроков, и «спасенный» возвращается в круг. Последнему из «выживших» нужно столько раз увернуться от мяча, сколько ему лет, плюс один раз – за команду. Если ему это удалось, игра повторяется сначала, если его «выбили» — команды меняются местами. В финале «свечки» уже не действуют, «сгорают».
  • «Вышибалы на троих». Двое выбивают одного. Когда в него попадает мяч, ребенок меняется с попавшим в него игроком.
  • «Вышибалы у стены». Ведущий берет мяч, отходит на расстояние от стены (необходимо провести черту, за которую запрещено заступать), остальные дети (или один ребенок) становятся к стене. Ведущий бросает мяч о стену, стараясь попасть в ребят. Если ему это удается, он меняется с «выбитым» местами.
  • «Подвижная мишень». Игроки становятся по окружности, один встает в круг. Все бросают мяч друг-другу, стараясь попасть в ребенка, находящегося в центре. Если кому-то из подростков это удается, он занимает место «выбитого», а тот встает на его место.

Есть и другие игры на основе классических «Вышибал», существуют варианты с очень усложненными правилами. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть предлагаемая ему игра. Желательно, чтобы возраст участников не был слишком разным, так как старшие ребята кидают мячик с большей силой, и от его попадания малышам может быть больно.

Подвижных игр для детей разного возраста гораздо больше, чем описано в данном материале. Мы остановились лишь на самых популярных. Но даже их вполне достаточно, чтобы провести время на природе всей семьей весело и с пользой для здоровья. Такой отдых вашим детям наверняка понравится.

воспитание и развитие, отдых

Набор игр с мячом 10 — Летний лагерь

Белка - стрелка - колесо

Играют втроем. Два игрока становятся лицом друг другу на расстоянии в несколько шагов, у одного из них мяч. Между ними, лицом к игроку с мячом, становится третий играющий. Игрок с мячом произносит слово "белка" и ударяет мячом об землю, целя под ноги стоящего в середине игрока. Тот должен перепрыгнуть через мяч, пока мяч не коснулся земли, и повернуться лицом ко второму играющему. Тот, поймав мяч от земли, бросает его вновь под ноги игроку в середине, при этом произносится слово "стрелка" (при двух следующих бросках - "колесо" и "тарелка"). Так игроки посылают мяч друг другу, повторяя опять на каждый удар: "Белка - стрелка - колесо - тарелка...". Игра продолжается до тех пор, пока стоящий в центре не ошибется. Тогда его место занимает тот, кто последним посылал мяч.


Вышибало/ Выбивало/ Вышибалы/ Выбивалы/ Выбивной/ Выжигалы

Двое водящих (или две команды водящих) становятся по краям площадки, игроки располагаются между ними. Водящие быстрыми движениями перебрасывают мяч с одного края площадки на другой, стараясь задеть им кого-нибудь из игроков. Задетые или выходят из игры, или присоединяются к водящим. Если кому-нибудь из играющих удается поймать летящий мяч, говорят, что у него теперь есть одна "свеча" (или "жизнь"). С ее помощью он может либо возвратить кого-нибудь из удаленных игроков, либо сам не покидает поля в случае попадания в него мячом. Игра закончится, когда все участники на площадке окажутся осаленными мячом.


Самже/ Сабжор/ Самжа/ Семья/ Саджо/ Санджо/ Санджоус/ Шанс, Желание, Желания/ НЛО/ Самжелла/ Аминь/ Джем

Играют в эту игру чаще девочки. По ходу игры каждой участницей создается воображаемая семья: придумываются имена свое и мужа, число детей, место проживания, возраст, занятия и т.д. Играют так. Водящая произносит слово (сначала это будет имя жены - то есть имя для играющей девочки) и быстро кидает мяч одной из играющих. Если слово понравилось, играющая ловит мяч, если нет - отбрасывает от себя. Иногда водящая вместо слова может произнести: "Самже". Тогда участница игры в случае поимки мяча может сама выбрать себе нужное слово (имя, возраст и т.д.). Назначив имя первой девочке, водящая переходит ко второй и т.д. Затем так же определяется имя мужа и другое. Для смеха водящая пытается заставлять участниц игры ловить мяч на смешных именах, названиях и числах.


Съедобное - несъедобное/ Лови - не лови/ Бывает - не бывает

Водящий по очереди кидает играющим мяч, называя при этом какое-нибудь существительное. Игрок, которому направлен мяч, ловит его в том случае, если слово означает какой-нибудь съедобный предмет или вещество, в противном случае не ловит его. Ошибившийся выходит из игры. Последний оставшийся игрок становится водящим.


Хали-хало

Играть интересно, если участников больше трех. Есть варианты с мячом и без мяча.

С мячом: Игроки встают в ряд (могут и сесть на скамейку или трубу, как мы играли во дворе) в двух-трех метрах от проведенной на земле черты с одной стороны, вОда - на черте с другой стороны, мяч у него. Нужно, чтобы было куда убегать.

Он загадывает слово (существительное нарицательное) и говорит, сколько в слове букв, какие первая и последняя буквы. Играющие пытаются отгадать, могут задавать вопросы (это животное? это есть в лесу или в городе? и т.д.). Если игрок называет загаданное слово, вОда бросает ему мяч с криком "хали-хало", а сам бежит от черты подальше. Игрок ловит мяч и кричит "Стоп"! Водящий останавливается, поворачивается лицом к игрокам, сложив руки в кольцо перед собой. Отгадчик (как в игре "Червички, стоп!" называет, сколько до вОды шагов от черты (три гигантских, пять обычных, пять лилипутских, могут быть разные сочетания) и потом делает эти шаги, держа мяч. Главное - не просто угадать примерное расстояние, но и попасть мячом в кольцо из рук вОды - дальше водит отгадавший игрок.

Без мяча играют так же, но нужно так угадать расстояние до водящего, чтобы дотронуться до него хотя бы мизинцем; если не дотянешься, водить не будешь)))


Я знаю...

Играющий рукой отбивает мяч о землю, произнося при этом: "Я знаю пять имен мальчиков..." (на каждый удар приходится одно слово). Теперь он перечисляет пять имен на пять ударов. Следующим заданием будет назвать пять имен девочек, пять названий животных, растений, пять городов и так далее по договоренности. Если игрок ошибется (не скажет вовремя слово, назовет другое количество слов, уронит мяч), то мяч переходит к другому играющему, который продолжает игру с того места, на котором ошибся в предыдущий раз.


Пятнашки предметом.

Правила игры просты. Водящий должен запятнать игроков мячом при этом нельзя выпускать мяч из рук или просто коснуться игрока мячом. Есть еще одна трудность: бегать с мячом нельзя. Поймал мяч – стоишь на месте. Без мяча можно перемещаться. Мяч бросать тоже можно куда угодно, не забывая правило пятнания, т.к. мяч, который коснулся игрока без водящего, никакого эффекта не производит. Водящих сначала 2 или 3. Когда игрока пятнают, он переходит в команду водящих. Вот такая игра. Основная цель водящих быстро перемещаться без мяча и встать рядом с игроком. Водящий с мячом дает ему пас и игрок запятнан, если конечно он уже не убежал.

Игры с мячом - развлечения и игры без компьютера для детей!

У вас есть небольшая площадка или зал? Найдите мячик и вы сможете развлечь ваших детей различными играми с мячом. Даже самым маленьким будет очень весело и интересно!

Сохраните для себя, поделитесь с друзьями:

Весёлая игра на ловкость с мячиком. Она отлично подойдёт как для улицы и пляжа, так и для детского праздника в достаточно большом помещении.

Подробнее про игру Калека

Оценка: 4 (голосов 139), комментариев: 28

Игра с мячом, отлично развивающая реакцию, а также фантазию и воображение. В процессе игры можно выбрать себе новое имя, возраст, придумать где будешь жить, чем заниматься и т.д. Только этот выбор зависит и от ведущего и, конечно, от выпавшей фортуны.

Подробнее про игру Сабже

Оценка: 4.1 (голосов 214), комментариев: 128

Старая командная игра с мячом из советского детства. Напомианет волейбол с несколько упрощеннми правилами.

Подробнее про игру Пионербол

Оценка: 3.9 (голосов 279), комментариев: 52

Эта старинная русская игра, будет интересна и дошкольникам, и младшим школьникам. Играть в неё можно во дворе или в большом помещении.

Подробнее про игру У медведя во бору

Оценка: 3.8 (голосов 75), комментариев: 9

Популярная в нашем детстве игра, очень любимая девочками.

Игрок чеканит мяч о землю, называя пять имен или предметов выбранной тематики.

Подробнее про игру Я знаю пять имён

Оценка: 4.1 (голосов 115), комментариев: 31

Подвижная игра для детей с мячом. Развивает ловкость, быстроту реакии и глазомер. «Гигантские», «лилипутские» и «верблюжьи» шаги — помните?

Подробнее про игру Штандер-стоп

Оценка: 4.6 (голосов 155), комментариев: 32

Веселая игра с мячом, в которую очень любят играть дошкольники. Мячик нужно кидать друг другу, быстро называя при этом съедобный или несъедобный предмет.

Подробнее про игру Съедобное-несъедобное

Оценка: 4.1 (голосов 44), комментариев: 13

Веселая и динамичная игра в кругу с мячом. Игроки перекидывают друг другу мяч. Тот, кто не поймал, садится в центр.

Подробнее про игру Горячая картошка

Оценка: 4.1 (голосов 103), комментариев: 16

Страницы

Подскажите игру с мячом на 3 человека:)

В воллейбол можно играть втроём

собачка - три игрока в линейку, в середине "собачка". Два игрока с двух сторон кидают друг другу мяч, а игрок в середине пытается поймать.

Мы играли в "Айболита". Игрок кидает другому, если тот не поймал Человек, который кидал забирает у "непоймавшего" что-нибудь (руку, ногу, палец, Рот)

В квадрат можно и в 3

в выбивалы. правила: вибираете одного человека, который будет в центре, кидаете мяч на него, если мяч попадет в него, то он меняется с другим игроком.. . Задача игрока, который стоит в центре, избегать мяча. но если он поймает мяч, то он получает дополнительную жизнь. кстате в средней азии его, в основном, называют запасом.

Можно поиграть в Сланжо твое имя называют имя ты таким остаешься ,,,


Смотрите также