Как играть в салочки


Зачем придумали игры в салки и жмурки? | Культура

В эти игры действительно играли всегда. С глубочайшей древности. Только немного серьезнее, чем теперь.

Вспомним, как проходят игры?

С салками все как положено в детской игре: шум, беготня, азарт и так далее. В жмурках шума меньше: игроки стараются не выдать себя звуками. Можно тихонько пройти рядом с водящим, встать за спиной… Можно подразнить водящего, подав голос или коснувшись его. И пойманный, бывает, взвизгивает почти по-настоящему!

Не потому ли, что древняя игра затрагивает в душе древние же струны? Ведь детские игры на пустом месте не возникают. Они всегда функциональны, всегда чему-то учат. Это всегда «игра всерьез». А какие навыки вырабатывали в салках и жмурках?

На просторах Интернета нашлись две версии. Первая: прототип салочек — древняя пастушеская игра, имитация ловли и клеймения скота. Вторая версия: салки имитируют обряд инициации. Водящий изображает старшего предка (возможно, первопредка, прародителя), его касание — символ приобщения к роду. И настоящая задача играющих — быть осаленными. Но вначале покочевряжиться, побегать от «предка». В подтверждение приводится вариант салок «с домиком»: нельзя салить сложившего над головой руки «домиком» и (иногда) произносящего «чур меня». Тем самым играющий обращается (и тем самым магически «приобщается»!) к потусторонней силе, к покойникам. Или к чужакам, посторонним. Н. Ланкре, «Салочки в стиле рококо»
Фото: ru.wikipedia.org

А ни чужак, ни мертвый членами рода не станут! Все логично, кроме одного: зачем прятаться в «домик» и вообще убегать? Да юноша в архаичном обществе спит и видит, как, пройдя инициацию, станет взрослым! Ответ «потому что это игра» не принимается.

Жмурки, по версии «из Интернета» — имитация любовной или брачной игры. Или шире: поиска пути «вообще» — вслепую, на ощупь, по наитию.

Возможно, салки и имитировали отлов скота. А жмурки действительно хороши в качестве игры на молодежных посиделках. Только это совсем не главное. Обе игры, действительно, имитируют обряд инициации — важнейшее событие в жизни человека традиционной культуры.

Но… окажись все так просто, было бы неинтересно. И почему все-таки убегают от водящего? Да еще и зовут на помощь чужих покойников?

Потому что в древности было наоборот: призывали предков, а убегали от покойника или самой смерти, которую изображает водящий. Понятно, почему его прикосновения стараются избежать!
Чезаре Аугусто Детти, «Игра в жмурки», 1869 г.
Фото: Источник

Первоначально обе игры имитировали важнейшее в жизни событие: обряд инициации, становление юноши полноценным человеком, взрослым, членом рода. Обряд инициации всегда предполагал «встречу со смертью», со смертельной опасностью — вначале реальной, позже символической. Прежний человек, ребенок, при этом «умирает», и рождается снова — в ином, взрослом качестве.

У игры в жмурки более явный символизм: смерть издревле ассоциируется со слепотой. Вы не задумывались, что означает само название игры?

В сказке «Дочь и падчерица» девочки «играют» в жмурки с медведем, причем девочка должна звонить в колокольчик, «обозначая себя». «Хорошей» падчерице помогает мышь, ну, а «плохую» дочь… съедают. Все здесь — животное-медиатр, медведь, реальная смерть «играющего» — подтверждает чрезвычайно древнее происхождение игры.

Новое звучание приобретают и «салки с домиками» или «стенкой». Точнее — также старое, первоначальное, архаичное звучание. Дом — место сакральное, недоступное для чужих, враждебных сил. Дом защищен захороненными здесь (под порогом и, весьма вероятно, под печью) предками. И «чур», или «щур», действительно покойник. Только свой, предок, пращур, покровитель.

При этом всякому понятно, что злоупотреблять «домиком» не нужно. Для «цивилизованных» детей это все-таки подвижная игра, где цель — проявить ловкость, избегая касания водящего, а не отсиживаться «вне игры». В традиционном же обществе, как ни страшит обряд посвящения, пройти его нужно. «Отсидеться» не удастся — придется, встретившись с опасностью, символически «умереть» и возродиться в новом качестве. Лишь так можно стать взрослым, полноценным членом рода.

Не зря в упомянутой сказке играют именно в жмурки и именно с медведем — это не что иное, как игровое изображение смертельно опасного ритуала с участием тотемного животного.

Все это сложно и «притянуто за уши» лишь с точки зрения современного человека. Предки не придумывали мифов, а жили в них.

Фото: Depositphotos

А нам никто не запрещает играть в салки и жмурки… Просто играть. Как в игры. Но и забывать свою историю не стоит. Игре это ничуть не помешает — а может быть, даже сделает ее интереснее.

Кстати, салки и жмурки — не единственные игры, дошедшие к нам из глубины времен. Мы с вами еще в ладушки не играли…

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

Варианты русской народной подвижной игры «Салки»

Салки – очень древняя активная игра всех народов. И вариантов у нее огромное количество! Здесь мы собрали несколько русских народных подвижных игр, которые предполагают бег и поимку водящим (или водящими) остальных игроков. Поскольку правила очень просты, то делать пост для каждой игры нам показалось не целесообразным. Но чуть видоизменные сюжеты помогут разнообразить подвижные игры с детьми на улице и, кроме того, помогут формировать навык игры по правилам. Ведь в каждой игре эти правила чуть-чуть да меняются.
Салки – подвижная игра высокой активности, поэтому проводить ее стоит на улице или в спортивном зале. Участвовать в таких играх могут дети о 5-6 лет и старше, а количество игроков практически неограниченно.

Русская народная подвижная игра «Ловишки»

Выбирают водящего. Все остальные игроки убегают от него в пределах заранее оговоренной площадки. Водящий старается поймать кого-нибудь из игроков. Для этого достаточно коснуться игрока рукой – осалить. Тот, кого поймали присоединяется к водящему и тоже начинает салить. Играют до тех пор, пока не поймают всех. Самый ловкий из детей, которого поймали последним, становится новым водящим и игра повторяется.

Русская народная подвижная игра «Ляпки»

Эта игра, пожалуй, самый «классический» вариант подвижной игры «Салки». Выбирается водящий. Называется он «ляпка». Остальные дети разбегаются и стараются не попасться «ляпке». При этом они его подразнивают: «Не дашь ляпОк, не вырастишь с вершок!», «Не догонишь, ляпка, потеряешь шапку!», «Ляпка, ляпка, не зевай! Нас попробуй ты поймай!»
Задача ляпки-водящего – дотронуться ладонью до одного из игроков. При этом он говорит: «На тебе ляпку, отдай ее другому!». Таким образом, тот кого осалили («передали ляпку») становится новым водящим и игра продолжается.

Русская народная подвижная игра «Чур на дереве»

Играть в такую игру можно на лесной полянке или в парке – там, где есть достаточное количество деревьев. Считалкой выбирают водящего. Остальные игроки размещаются под деревьями. Нужно сразу договориться, можно ли «занимать» одно дерево сразу нескольким игрокам, или нет.
Игроки перебегают от дерева к дереву, а водящий пытается их поймать. «Спастись» можно добежав до дерева, коснувшись его рукой и произнеся слова: «Чур на дереве». Теперь, пока рука игрока касаться дерева, ловить его нельзя. Первый же пойманный занимает место водящего, и игра продолжается.

Русская народная подвижная игра «Терем»

Выбирают водящего. На двух противоположных концах площадки отчерчиваются два «терема». Половина игроков отправляются в один «терем», вторая половина в другой. Водящий стоит посередине площадки. Дети перебегают из «терема» в «терем», а водящий старается их поймать, пока они не пересекли спасительную черту. При этом игроки дразнят водящего такой приговоркой: «Терем, терем, за всяким деревом! Дуб, калач, встань, не плачь!». Как только водящему удалось кого-то поймать они меняются ролями. Пойманный становиться водящим, а бывший водящий отправляется в любой из двух «теремов».

Русская народная подвижная игра «Сало»

Для игры нужна большая площадка и довольно большая группа детей – не менее 12-15 человек. Перед тем как играть площадка размечается. На расстоянии 15-20 метров друг от друга (можно и немного поменьше) чертятся две черты – это «дома» для двух команд. Посередине между «домами» рисуется круг – это «сало».
Сначала следует разделиться на две команды – «ловцов» и «дичи». Для этого считалкой или просто по желанию выбирают одного ловца. Остальные дети встают напротив него и не двигаются с места. «Ловец» с закрытыми или завязанными глазами идет с раскинутыми руками и старается захватить «в охапку» как можно больше народу. Тот, кого он захватит, становятся «ловцами». После такого разделения команды расходятся по своим «домам».
«Ловцы» выбирают одного ребенка из команды противника и громко выкрикивают его имя. Этот выбранный игрок обязан покинуть «дом», а вся команда «ловцов» старается его поймать. Для того, чтобы «спастись» от преследователей нужно забежать в круг-сало. Если «дичи» удалось забежать в «сало», то он возвращается в свою команду, а если его поймали – то сам становиться «ловцом». Игра продолжается, пока все игроки не окажутся в одной команде.
Есть, конечно, и много других народных игр-салок. Например, такая известные народные игры как «У Медведя во бору» или «Гуси-гуси». Там разворачивается целые сюжеты. Есть и менее известные народные подвижные игры-салки. Попробуйте сыграть с детьми в русскую народную игру «Дедушка-рожок» или русскую народную игру «В короли».
Разнообразить детский активный досуг вам помогут и современные варианты игры в салки.
Салки – подвижная игра для детей от 4 лет
Салки – подвижная игра для детей 7-12 лет
Салки с мячом – подвижные игры для детей на улице.

 

www.karakyli.ru

Салки и другие командные игры для детей

Я снова озаботился поиском уличных игр для Степки - после того, как мы переиграли во все предыдущие. И вот получилась очередная подборка. Эти игры для детей командные, то есть играть в них двум-трем ребятам будет неинтересно. Поэтому придется собрать целую ватагу ребятни. Впрочем, как показывает практика, сделать это несложно: на наших прошлых играх уже собрался неплохой дворовый коллектив.

Вначале идут разновидности салочек - оказалось, их достаточно много. А затем еще несколько коллективных игр для детей, которых не было в прошлых обзорах.

Чай-чай, выручай!

Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Его задача - осалить всех игроков. Водящий громко считает до трех, а остальные игроки разбегаются. Тот игрок, которого осалит водящий останавливается, разводит руки в стороны и громко кричит:

  • Чай-чай, выручай!

«Выручить» его может любой другой игрок. Он должен подбежать к осаленному и дотронуться до него.

Водящий же зорко следит за тем, чтобы осаленных игроков не выручили и при этом старается осалить пока «свободных» игроков.

Когда все игроки будут осаленными, то есть никто никого выручить уже не сможет, игра заканчивается.

Найди пару

Для игры выбирают территорию, за пределы которой выбегать нельзя.

Ведущий – салка, бегает за игроками и пытается их осалить. Игроки свободно перемещаются по все территории, но при приближении ведущего подбегают к самому близкому игроку и берут его за руки. Игроков, которые стоят в паре, салить нельзя.

Если ведущему удается осалить одиночного игрока, они меняются ролями: игрок становится салкой, а ведущий простым игроком.

Бешеный заяц

В этой игре для детей необходимо выбрать ведущего – охотника и игрока – бешеного зайца. Все остальные игроки – простые зайцы.

Каждый заяц чертит для себя круг-домик и встает внутрь него. Бешеный заяц круг не рисует, он убегает от охотника. Чтобы спастись, он запрыгивает в любой другой круг, в котором стоит домашний заяц. В этом случае домашний заяц превращается в бешеного, выбегает из своего круга-домика и теперь он убегает от охотника. Если охотник успевает поймать бешеного зайца, пока он не запрыгнул в домик, они меняются ролями. Охотник становится зайцем.

Золотые ворота

Двое игроков встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают руки вверх – получаются «ворота». Остальные игроки встают друг за другом, кладут руки на плечи, впереди идущему игроку – получается цепочка.

«Цепочка» проходит под воротами, а «ворота» в это время произносят такие слова:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах «ворота» резко опускают руки. Те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Так, постепенно количество игроков-ворот увеличивается, а цепочка все уменьшается.

Самое интересное - оказаться среди участников короткой цепочки. Она двигается очень быстро, почти бегом, ведь никто не хочет быть пойманным.

Дуй сильнее!

Для этой игры понадобится небольшая свободная площадка, кусок мела и воздушные шарики.

На асфальте чертят несколько кругов, диаметром примерно 1м. Игроки делятся на одинаковые группы (по 3-5 человек) и каждая группа становится в свой круг. Каждой группе выдают по одному воздушному шарику.

По команде ведущего шарик подбрасывают вверх. Дети должны дуть на свой шарик и не дать ему улететь из круга. Сами дети тоже не должны выходить за пределы круга. Направлять шарик руками и трогать его нельзя.

Побеждает та команда, которая удержит шарик в кругу дольше всех.

Номера

Игроки встают в круг, каждому участнику присваивается порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям и снова два в ладоши, два по коленям...

Один из игроков громко выкрикивает номера.

Если дважды назовет одинаковые цифры своего порядкового номера, например «три-три», то все участники игры хлопают в ладоши два раза. Если же он называет свой порядковый номер и номер другого участника, например «три-пять», то игроки хлопают по коленям.

Следующим цифру выкрикивает игрок, чей номер назвали (в нашем случае это игрок под номером пять).

Игрок, не успевший быстро сориентироваться, выходит из игры.

Узелки

Для этой игры понадобится веревка или бечевка – по 1 метру на каждого участника.

По команде ведущего все игроки начинают завязывать узелки. Через минуту ведущий говорит «стоп!» и игра прекращается. Побеждает тот участник, который завязал больше всего узелков.

Петушиный бой

На земле или асфальте чертят круг. Внутрь него встают два игрока. Каждый стоит на одной ноге, руки сцеплены в замок за спиной. По команде ведущего они начинают скакать на одной ноге, приближаясь друг к другу. Задача – плечом или грудью вытолкнуть своего соперника за пределы круга.

Расцеплять руки или вставать на вторую ногу нельзя!

Тот игрок, который расцепил руки или выскочил за пределы круга выбывает из игры. Победитель остается в круге и «борется» со следующим игроком.

Фотоаппарат

Все дети делятся на пары. Один из игроков будет фотографом, а второй - фотоаппаратом.

Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф его подводит к дереву, дому или любому другому месту и нажимает фотоаппарату на кнопку (на голову). Фотоаппарат на одну секунду открывает глаза, потом снова закрывает.

Потом фотограф возвращается с фотоаппаратом на место. Задача фотоаппарата - найти то место, где был сделан «снимок».

Затем игроки меняются местами. Выигрывает та пара, в которой оба игрока правильно угадали место «снимка».

Фанты

Фанты - очень известная игра для детей, да и не только. Все дети дают ведущему по одному предмету (носок, пуговицу, значок… у кого что есть). Ведущий собирает вещи, складывает их в пакет и поворачивается спиной к игрокам.

Ведущий засовывает руку в пакет, берет один предмет, но пока не вытаскивает его. Он спрашивает у игроков:

  • Что сделать этому фанту?

Дети придумывают какое-нибудь задание. Например, громко прокукарекать петухом, проскакать лягушкой, подойти и прохожему и задать смешной вопрос… Ведущий вытаскивает руку из пакета и показывает предмет. Тот игрок, которому эта вещь принадлежит, должен выполнить придуманное задание.

Читайте также:
Игры с мелом
Игры в скучном дворе
Дворовые игры: дух команды
Уличные игры нашего детства
Игры с мячом: не только футбол
Вышибалы и другие подвижные игры с мячом

letidor.ru

Конспект на тему: Игра «Салки, «Кто подходил?».

План проведения воспитательного мероприятия.

Спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности по курсу «Спортивные игры».

Тема: Игра «Салки, «Кто подходил?»

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе игровой деятельности;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Метапредметные:

-развивать мотивы и интересы своей деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой деятельности;

-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Дата проведения:

Место проведения: спортивный городок, парковая зона.

Материальное обеспечение: фотоаппарат, свисток, темная повязка.

Ход занятия:

Действия

преподавателя

Действия

суворовцев

УУД

Стадия

вызова (5 мин)

О, спорт, ты — мир!

А ко всему прочему еще и гарант здорового физического и психологического развития! Во время спортивных подвижных игр усиливается обмен веществ. Нервные окончания получают множество новых импульсов, а мозг перерабатывает огромное количество информации.

Подвижные игры являются традиционным средством воспитания. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны обучающимся. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Слушают рассказ воспитателя.

Личностное УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Стадия осмысления (30 мин)

Сегодня мы с вами ознакомимся с правилами игры «Салки» и «Кто подходил?».

«Салки»

Салки – одна из самых популярных подвижных игр. Включиться в нее очень просто, и чем больше участников, тем интереснее становится процесс. Быстрота, точный расчет, ловкость и доля везения обеспечивают всем друзьям хорошее настроение!

Цель:

Водящий должен догнать и коснуться ладонью убегающего ребенка. Выигрывает тот, кого не смогли осалить.

Ход игры:

До начала игры с помощью считалки или жребия выбирают водящего или воду. Затем детвора договаривается о границах территории, за которую нельзя выходить.

По команде все разбегаются в разные стороны. Водящий старается догнать игроков и дотронуться рукой до любого из них. Если ему это удается, осаленный принимает ведущую роль и громко объявляет об этом остальным.

В более простом варианте новый ловец присоединяется к старому, и они начинают работать сообща. Чтобы водящим было труднее, они должны держаться за руки.

Для усложнения салочек в игру вводят дополнительное правило: если ведущий коснулся головы, рук или ног убегающего, это не считается. Развлечение длится до тех пор, пока все дети не устанут бегать.

«Кто подходил?».

Игра проводится в зале или на площадке. Ребята становятся в круг, в центре которого находится водящий с завязанными глазами. По сигналу руководителя один из играющих подходит к водящему и измененным голосом произносит его имя. После этого он возвращается на свое место, причем может обойти вокруг водящего или пройти зигзагами, чтобы труднее было определить место, откуда он подходил. После слов руководителя «Можно», водящий открывает глаза и старается отгадать, кто к нему подходил. Если он угадал, то игроки меняются местами, если нет, то он снова водит, но не более 3-х раз, после чего выбирается новый водящий. Во время игры водящий не снимает повязку и не открывает глаза до тех пор, пока руководитель не скажет «Можно». После игры отмечаются водящие, быстро узнававшие подходивших к ним игроков, а также отмечаются игроки, хорошо изменявшие свой голос.

Личностное УУД: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Рефлексия (5 мин)

Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Регулятивное УУД: осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности.

infourok.ru

Футбольные салки - спортивная игра на физкультуре (описание, правила, рекомендации)

Задачи: развитие скоростно-силовой выносливости, быстроты реакции, ловкости; обучение простейшим действиям вратаря, нападающих и защитников.

Инвентарь: футбольные мячи.

Место: футбольное поле, спортивный зал, площадка.

Построение

Расшифровку значков смотрите в Условных обозначениях.

Содержание

На каждой стороне футбольного поля в 11 м от ворот (против каждой штанги) чертят круг диаметром 2 м.

В каждый круг кладут по мячу.

Вратарь занимает место в воротах, а четыре защитника выходят на поле.

Навстречу им от средней линии выбегают 6 нападающих, задача которых — не дать себя осалить защитникам (водящим), которые пытаются догнать их и коснуться рукой.

Нападающие стремятся прорваться в круг (где пятнать нельзя) и ударить по воротам.

Если гол забит (добивать отскочивший от вратаря или штанги мяч нельзя), то вратарь отдает мяч снова в круг нападающему, который ставит мяч на место, убегает за среднюю линию и оттуда вновь делает попытку прорваться в круг.

Правила

Осаленный в ходе игры нападающий штрафуется.

Он должен забежать за линию ворот, затем вернуться к средней линии, откуда и начинать новую атаку.

Игра продолжается 5—10 мин.

За забитый гол игрок получает 10 очков.

Если нападающий прорвался в круг, но удар его был неточен, ему засчитывается лишь 1 очко.

Защитник за каждого осаленного нападающего получает по 3 очка.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

ОМУ

В ходе игры, спасаясь от преследования, водящий может вернуться в свой «дом», т. е. за среднюю линию.

Автор

Гуревич И.А.

Дата создания

1992 год

Узнать продолжение:

на следующей странице: Пробей стенку

Вернуться в прошлое:

к странице предыдущей: Всадники

www.gomelscouts.com

Игры салочные - развлечения и игры без компьютера для детей!

Игры, в которых водящий догоняет игроков.

Сохраните для себя, поделитесь с друзьями:

Интересная салочная игра на площадке. Желательна одежда разных цветов. Игроки должны «понравиться» Королю, иначе — придётся пробегать мимо него!

Подробнее про игру Король любит

Оценка: 4.3 (голосов 12), комментариев: 4

Весёлые игры с одинаковым названием, развивающие реакцию. От игроков требуется максимально сосредоточиться и отличить воробья от вороны. Думаете, это так просто?!

Подробнее про игру Воробьи-Вороны

Оценка: 4 (голосов 199), комментариев: 34

Ещё одна задорная разновидность салок — игра «Чай-чай-выручай» или Колдунчики. Между прочим, современные дети и подростки приловчились играть в неё зимой на катке, а летом — на роликах.

Подробнее про игру Чай-чай-выручай

Оценка: 3.9 (голосов 161), комментариев: 48

Старинная русская игра, модифицированный вариант салочек в кругу. Очень простые правила, но сколько веселья и задора! А название этой игры стало нарицательным и вошло в поговорки.

Подробнее про игру Третий лишний

Оценка: 4.2 (голосов 85), комментариев: 19

Подробнее про игру Мазай

Оценка: 4 (голосов 38), комментариев: 10

Старинная подвижная русская народная игра, в которую раньше играли при наступлении весны. В старину в эту игры играли холостые парни и незамужние девушки, это был отличный способ завязать знакомство.

Подробнее про игру Горелки

Оценка: 4 (голосов 137), комментариев: 14

Страницы

bosichkom.com


Смотрите также